Что всемирная организация здравоохранения. Всемирная организация здравоохранения. Ишемическая болезнь сердца и инсульт

Дата основания: 1948
Число стран‑участниц: 194
Место расположения штаб‑квартиры: Женева, Швейцария
Директор: д-р Маргарет Чен

Функции ВОЗ:

ВОЗ является направляющей и координирующей инстанцией в области здравоохранения в рамках системы Объединенных Наций. Она несет ответственность за обеспечение ведущей роли при решении проблем глобального здравоохранения, составление повестки дня для научных исследований в области здравоохранения, установление норм и стандартов, разработку политики на основе фактических данных, обеспечение технической поддержки странам, а также контроль за ситуацией в области здравоохранения и оценку динамики ее изменения.

Европейское региональное бюро (ЕРБ ВОЗ) является одним из шести региональных бюро ВОЗ, расположенных в различных частях мира. ЕРБ ВОЗ обслуживает Европейский регион ВОЗ, который включает 53 страны и охватывает обширную территорию - от Атлантического до Тихого океана. ЕРБ ВОЗ представляет собой коллектив научно-технических специалистов по различным аспектам общественного здравоохранения, базирующихся в головном офисе в Копенгагене (Дания), в 4 центрах-филиалах, а также в страновых офисах, расположенных в 29 государствах.

Представительство ВОЗ в Российской Федерации

Дата основания: декабрь 1998
Представитель: Д-р Мелита Вуйнович

Роль странового офиса ВОЗ состоит в том, чтобы отвечать на запросы данной страны в отношении предоставления поддержки в процессе формирования политики, направленной на устойчивое развитие здравоохранения, используя целостный подход к системе здравоохранения. Это включает осуществление общего руководства, построение взаимоотношений на местном уровне для осуществления технического сотрудничества, установление стандартов и заключение соглашений, а также обеспечение осуществления и координации мер в сфере охраны общественного здоровья при кризисах.

Страновой офис ВОЗ в Российской Федерации был основан в декабре 1998 г. в Москве с целью выполнения, в консультации с российскими руководящими органами, следующих задач:

  • Укрепление присутствия ВОЗ в Российской Федерации;
  • Координация помощи сектору здравоохранения на основе технического потенциала ВОЗ;
  • Помощь российским руководящим органам здравоохранения в мероприятиях по борьбе против туберкулеза и ВИЧ/СПИДа, а также предоставление поддержки в решении структурных проблем, связанных с основными лекарственными средствами;
  • Представление ВОЗ на совещаниях высокого уровня;
  • Консультирование учреждений системы ООН и других организаций, правительств стран-доноров и финансовых учреждений, по вопросам оказания гуманитарной помощи и иной помощи в области здравоохранения;
  • Содействие составлению планов сотрудничества между ВОЗ и Российской Федерацией;

Приоритетные задачи для странового офиса изложены в двухгодичном соглашении о сотрудничестве (ДСС) между Европейским региональным бюро ВОЗ и страной, в которой работает офис. Офис выполняет соглашение в тесном сотрудничестве с национальными учреждениями и международными партнерскими организациями.

Основные приоритеты ВОЗ в Российской Федерации согласно ДСС

  • Реализация стратегического видения политики Здоровье-2020 в Российской Федерации;
  • Инвестирование в здоровье на всех этапах жизни человека и расширение прав и возможностей граждан;
  • Решение наиболее актуальных проблем Региона, касающихся неинфекционных и инфекционных заболеваний;
  • Укрепление ориентированных на человека систем здравоохранения, потенциала охраны общественного здоровья, а также готовности к чрезвычайным ситуациям, эпиднадзора и реагирования; и
  • Обеспечение устойчивости местных сообществ и создание поддерживающей среды

В настоящее время в Российской Федерации осуществляются следующие программы ВОЗ:

  • Программа по борьбе с туберкулезом;
  • Программа по борьбе с ВИЧ/СПИД;
  • Программа по безопасности дорожного движения;
  • Программа по борьбе против табакокурения.

Контактная информация

Всемирная Организация Здравоохранения – это специализированное агентство, деятельность которого сконцентрирована на вопросах общественного здравоохранения. Организация была учреждена 7 апреля 1948 года со штаб-квартирой в Женеве, Швейцария. ВОЗ входит в состав Группы развития Организации Объединённых Наций. Её «предшественник», Организация Здравоохранения, была агентством Лиги Наций. Конституция Всемирной Организации Здравоохранения была подписана 22 июля 1946 года 61 страной. Первое собрание Всемирной Ассамблеи Здравоохранения завершилось 24 июля 1948 года. В нём принимали участие Office International d"Hygiène Publique и Организация Здравоохранения Лиги Наций. С момента создания, ВОЗ играла ведущую роль в искоренении оспы. Приоритеты ВОЗ в настоящее время включают инфекционные болезни, в частности, малярию и туберкулёз; смягчение последствий неинфекционных заболеваний; половое и репродуктивное здоровье, развитие и старение; вопросы питания, продовольственной безопасности и здорового питания; злоупотребления веществами; а также публикации, общественная деятельность и работа в сфере интернета. ВОЗ ежегодно публикует Всемирный доклад о здоровье, главный межнациональный отчёт о состоянии здоровья в мире, а также отвечает за проведение Всемирного Дня Здоровья (7 апреля каждого года). Главной ВОЗ в настоящее время является Маргарет Чан. Представленный бюджет ВОЗ в 2014/2015 годах составил около 4 млрд. долларов США. Около 930 миллионов долларов предоставлено странами-членами ООН, а оставшиеся 3 миллиарда долларов США – добровольными спонсорами.

История

Учреждение

В ходе Конференции ООН 1945 года, доктор Сцеминг Сзе, делегат от Китая, поставил перед своими норвежскими и бразильскими коллегами вопрос о создании международной организации по вопросам здравоохранения под патронажем ООН. Поскольку к единому мнению по данному вопросу прийти не удалось, Альгер Хисс, генеральный секретарь конференции, выступил с рекомендацией использовать декларацию для учреждения такой организации. Доктор Сзе и другие делегаты лоббировали данный проект, благодаря чему была принята декларация по созданию всемирной конференции по вопросам здравоохранения. Использование слова «всемирная», а не «международная», подчёркивает глобальность целей организации. Конституция ВОЗ была подписана всеми странами-членами ООН (51 страна) и другими 10 странами, 22 июля 1946 года. ВОЗ стала первым специализированным агентством ООН, в которое вошли все члены ООН. Её конституция формально вступила в силу в первый Всемирный День Здоровья, 7 апреля 1948 года, когда она была ратифицирована 26м членом ООН. Первая встреча Всемирной Ассамблеи Здравоохранения завершилась 24 июля 1948 года, после чего был установлен бюджет в 5 миллионов долларов США (что на тот момент составляло 1,250,000 фунтов стерлингов) на 1949 год. Первым президентом Ассамблеи стал Андрийя Стэмпар, а генеральным директором ВОЗ был назначен Г. Брок Чишольм, который служил в качестве исполнительного секретаря во время планирования создания организации. Первостепенными задачами ВОЗ были контроль распространения малярии, туберкулёза и заболеваний, передающихся половым путём, а также улучшение материнского здоровья и здоровья детей, вопросы питания и гигиены окружающей среды. Первый законодательный акт ВОЗ касался составления точной статистики по распространению заболеваний. Логотипом ВОЗ стал посох Асклепия (змея, обвивающая палку).

Работа

ВОЗ организовала эпидемиологический информационный сервис через телекс в 1947 году. К 1950 году осуществлялось массовая вакцинация от туберкулёза (с использованием вакцины БЦЖ). В 1955 году была запущена программа по борьбе с малярией. В 1965 году был выпущен первый отчёт о сахарном диабете и создано Международное Агентство по Изучению Рака. В 1966 году ВОЗ перебралась в здание своей штаб-квартиры. В 1974 году была запущена Расширенная Программа Вакцинации, а также контрольная программа по онхоцеркозу – важное сотрудничество между Всемирной Продовольственной Организацией, Программой развития ООН и Всемирным Банком. В следующем году также была запущена Специальная Программа Исследования и Тренинга по Тропическим Болезням. В 1976 году Всемирная Ассамблея Здравоохранения проголосовала за то, чтобы утвердить резолюцию по профилактике заболеваний и реабилитации, с фокусом на медицинской помощи, предоставляемой общинами. Первый список жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств был утверждён в 1977 году, а годом позже был провозглашен амбициозный лозунг «здоровье для всех». В 1986 году ВОЗ запустила свою глобальную программу по растущей проблеме с ВИЧ/СПИДом, а через два года – сконцентрировала внимание на предотвращении дискриминации лиц, страдающих ВИЧ/СПИДом. В 1996 году была создана программа ЮНЭЙДС (Объединённая программа ООН по ВИЧ/СПИДу). Глобальная инициатива по ликвидации полиомелита была учреждена в 1988 году. В 1958 году Виктор Жданов, заместитель министра здравоохранения СССР, обратился к Всемирной Ассамблее Здравоохранения с предложением ввести глобальную программу по борьбе с оспой, что привело к принятию Резолюции ВОЗ11.54. К тому моменту, оспа ежегодно уносила жизни 2 миллионов человек. В 1967 году Всемирная Организация Здравоохранения усилила программу по борьбе с оспой, увеличив ежегодные отчисления на программу на 2,4 миллиона долларов в год и введя новый метод эпидемиологического надзора. Первоначальной проблемой, с которой столкнулась ВОЗ, была проблема, связанная с неадекватным сообщением о случаях оспы. ВОЗ учредила сеть консультантов, помогающих странам осуществлять эпидемиологический надзор и способствовать сдерживанию распространения болезни. ВОЗ также способствовала подавлению последней вспышки заболевания в Европе (Югославия, 1972 год). По прошествии двух десятилетий борьбы с оспой, в 1979 году ВОЗ объявила, что заболевание было успешно искоренено – это было первым заболеванием в истории, уничтоженным волей человека. В 1998 году генеральный директор ВОЗ осветил результаты, которые добилась организация в вопросах детский выживаемости, снижении младенческой смертности, увеличении средней продолжительности жизни и снижении распространения опасных заболеваний, таких как оспа и полиомиелит, на пятнадцатой годовщине основания ВОЗ. Он отметил, однако, что многое предстоит сделать в вопросах, связанных со здоровьем матерей и что прогресс в этой области был достаточно медленным. Холера и малярия оставались неразрешенными проблемами с момента основания ВОЗ, однако наблюдалось значительное уменьшение их распространения за этот период. В 2000 году было основано Stop TB Partnership (движение против распространения туберкулёза) и были поставлены Цели развития тысячелетия ООН. В 2001 году была создана инициатива по борьбе с корью, благодаря которой общее количество смертей в результате заболевания уменьшилось на 68% к 2007 году. В 2002 году был основан Глобальный Фонд по борьбе со СПИДом, туберкулёзом и малярией. В 2006 году организация ввела первый в мире официальный сбор средств по борьбе с ВИЧ/СПИД в Зимбабве, благодаря чему была сформирована основа для глобального плана по предотвращению, лечению и поддержанию мер по борьбе с эпидемией СПИДа.

Общие цели

Конституция ВОЗ гласит, что целью организации является «достижение максимально возможного уровня здоровья всеми людьми мира». К этой цели ВОЗ идёт благодаря исполнению своих функций, также определённых Конституцией: (a) действуя в качестве организующего и координирующего органа по вопросам здравоохранения во всем мире; (b) устанавливая и поддерживая эффективное сотрудничество с ООН, специализированными агентствами, министерствами здравоохранения различных стран, профессиональными группами и другими организациями; © помогая правительствами разных стран, при необходимости, решать вопросы по улучшению системы здравоохранения; (d) осуществляя соответствующее техническое сопровождение и, в экстренных случаях, оказывая необходимую помощь по требованию или согласию государств; (e) осуществляя обеспечение системы здравоохранения или помогая в обеспечении, по требованию Объединённых Наций, оборудованием специальных групп, например, людей из подопечных территорий; (f) устанавливая и поддерживая деятельность административных и технических служб, включая эпидемиологические и статистические службы; (g) стимулируя и поощряя работу по искоренению эпидемических, эндемических и других заболеваний; (h) способствуя, в сотрудничестве с другими специализированными службами, предотвращению случайных повреждений; (i) способствуя, в сотрудничестве с другими специализированными службами, улучшению питания, жилищных условий, санитарных условий, условий отдыха, экономических и рабочих условий и других аспектов гигиены окружающей среды; (j) способствуя сотрудничеству между научными и профессиональными группами, занимающимися вопросами улучшения состояния здоровья населения; (k) предлагая конвенции, соглашения и регламенты, а также выпуская рекомендации по вопросам всемирного здравоохранения. В настоящее время ВОЗ определяет свою роль в системе общественного здравоохранения следующим образом:

    Обеспечение лидерства по вопросам, связанным со здравоохранением и при необходимости – сотрудничество с другими организациями;

    Формирование исследовательских целей и стимулирование создание, перевод и распространение ценных знаний;

    Установление норм и стандартов и продвижение и мониторинг их осуществления на практике;

    Разъяснение этических и конструктивных альтернативных вариантов политики;

    Обеспечение технической поддержкой, катализирование изменений и строительство работоспособных институтов;

    Мониторинг и оценка ситуации в сфере здоровья и здравоохранения.

Инфекционные заболевания

В бюджете ВОЗ 2012–2013 годов указывается 13 областей, среди которых было поделено финансирование. Две из этих 13 областей связаны с инфекционными заболеваниями: первая – с уменьшением «экономического, социального груза и ущерба здоровью», связанного с инфекционными заболеваниями в общем; а вторая – с борьбой с ВИЧ/СПИДом, малярией и туберкулёзом в частности. Что касается ВИЧ/СПИД, ВОЗ сотрудничает с сетью ЮНАЙДС (Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИДу), при этом ВОЗ считает важным согласовывать свою работу с целями и стратегиями ЮНАЙДС. ВОЗ также старается участвовать не только в сфере здравоохранения, а также и в других сферах жизни общества, воздействуя также и на экономические и социальные эффекты заболевания. В сотрудничестве с ЮНАЙДС, ВОЗ поставила временную задачу на 2009-2015 годы по снижению количества страдающих ВИЧ/СПИДом в возрасте 15–24 года, на 50%; снижению детского инфицирования ВИЧ на 90%; и по снижению смертности, связанной с ВИЧ, на 25%. Несмотря на то, что ВОЗ отказалась от своего обязательства участвовать в глобальной кампании по искоренению малярии в 1970х, посчитав её «чересчур амбициозной», ВОЗ сохраняет своё обязательство по контролю малярии. Глобальная программа против малярии ВОЗ действует, отслеживая случаи малярии и будущие проблемы в схемах контроля малярии. К 2015 году ВОЗ обещает сообщить о создании жизнеспособной вакцины против малярии (RTS,S/AS01). В настоящее время для предотвращения распространения малярии применяются инсектициды и накомарники, а также противомалярийные препараты – в частности, для уязвимых групп населения, таких как беременные женщины и дети. В 1990-2010 годах, вклад ВОЗ в борьбу с туберкулёзом привел к 40% снижению количества смертей от туберкулёза. С 2005 года под патронажем ВОЗ было осуществлено лечение более 46 миллионов человек, и 7 миллионов человек было спасено. Деятельность ВОЗ в этой сфере включает сотрудничество с национальными правительствами и их финансирование, раннюю диагностику, стандартное лечение, мониторинг распространения и влияния туберкулёза и стабилизация поставок лекарств. ВОЗ также была первой, кто отметил подверженность туберкулёзу у жертв ВИЧ/СПИДа. В цели ВОЗ входит искоренение полиомиелита. ВОЗ успешно способствовала снижению количества случаев полиомиелита на 99% с момента запуска Глобальной Инициативы по Искоренению Полиомиелита в 1988 году, при участии Ротари Интернешнл, Центров контроля и профилактики заболеваний (CDC) и Детского фонда ООН (UNICEF), и других более мелких организаций. ВОЗ занимается прививанием маленьких детей и предотвращением повторного развития случаев полиомиелита в странах, объявленных «свободными» от заболевания.

Неинфекционные заболевания

Ещё одной из тринадцати приоритетных областей ВОЗ является предотвращение и снижение распространения «заболеваемости, инвалидности и преждевременной смертности в результате хронических неинфекционных заболеваний, психических болезней, жестокости и травм, а также зрительных расстройств».

Продолжительность и образ жизни

ВОЗ работает с целью «снижения заболеваемости и смертности и улучшения состояния здоровья населения во время ключевых периодов жизни, включая беременность, рождение ребёнка, неонатальный период, детство и подростковый возраст, а также улучшение сексуального и репродуктивного здоровья и продвижение активного и здорового старения для всех людей». ВОЗ также старается предотвратить или снизить факторы риска «состояний здоровья, связанных с использованием табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, нездоровым питанием и отсутствием физической активности и небезопасным сексом». ВОЗ работает с целью улучшения условий питания и продовольственной безопасности для обеспечения положительного воздействия на здоровье населения и устойчивого развития.

Хирургия и травмы

ВОЗ продвигает дорожную безопасность в качестве средства для уменьшения травм, связанных с дорожными происшествиями. ВОЗ также работает над глобальными инициативами в сфере хирургии, включая неотложную и жизненно важную хирургическую помощь, травматологическую помощь и безопасную хирургию. В настоящее время в качестве меры улучшения безопасности пациентов по всему миру используется карта контроля хирургической безопасности ВОЗ.

Неотложная медицинская помощь

Первичной целью ВОЗ является обеспечение естественной экстренной помощи и координация деятельности с государствами-участниками для «снижения неизбежной смертности и бремени болезней и инвалидности». 5 мая 2014 года ВОЗ объявила, что распространение полиомиелита является бедствием мирового масштаба, требующим немедленного внимания – вспышки заболевания в Азии, Африке и на Среднем Востоке считаются «экстраординарными». 8 августа 2014 года ВОЗ объявила, что распространение вируса Эбола является также бедствием мирового масштаба; вспышка, которая, как считается, началась в Гвинее, распространилась по другим близлежащим странам, таким как Либерия и Сьерра-Леоне. Ситуация в Западной Африке считается очень серьезной.

Политика в области здравоохранения

ВОЗ обращается к политике в области здравоохранения с двумя целями: во-первых, «для решения важных социальных и экономических вопросов в области здравоохранения путем принятия программ и осуществления политики, способствующей равноправию в сфере здоровья и интегрированию программ, поддерживающих малообеспеченные слои населения, учитывающих гендерную проблематику и обеспечивающих права человека», и, во-вторых, «продвижение более здоровой окружающей среды, интенсификация первичного предотвращения развития болезней и усиление активности во всех сферах общественной жизни для решения проблем, лежащих в основе экологических рисков для здоровья населения». Организация развивает и продвигает использование конструктивных инструментов, норм и стандартов для поддержки стран-членов в плане информирования о вариантах политики в области здравоохранения. ВОЗ осуществляет контроль над применением международных медико-санитарных правил и публикует ряд медицинских классификаций; три из них считаются «референтными классификациями»: Международная Статистическая Классификация Заболеваний (ICD), Международная классификация функционирования, инвалидности и здоровья (ICF) и Международная классификация лечебных процедур (ICHI). Другие стандарты международной политики, производимые ВОЗ, включают Международный свод правил маркетинга заменителей грудного молока (принятый в 1981 году), Конвенцию против курения табака (принятую в 2003 году) и Глобальный кодекс практики межнационального рекрутинга персонала в области здравоохранения (принятый в 2010 году). Если говорить о медицинских службах, ВОЗ стремится улучшить «управление, финансирование, обеспечение персоналом и менеджмент», а также доступность и качество данных и исследований для отслеживания проводимой политики. Организация также стремится «улучшить доступ, качество и использование медицинских продуктов и технологий». ВОЗ, работая с благотворительными организациями и национальными правительствами, может улучшить использование и сбор исследовательских данных в этих странах.

Управление и поддержка

Двумя оставшимися из тринадцати идентифицированных областей политики ВОЗ являются области, связанные с ролью ВОЗ самой по себе:

    «лидерство, контроль и сотрудничество со странами, системой Объединённых Наций и другими партнёрами для обеспечения полномочий ВОЗ в продвижении глобальных целей здравоохранения»; и

    «развитие и поддержание ВОЗ в качестве гибкой, меняющейся организации, способной осуществлять свои полномочия более рационально и эффективно».

Сотрудничество

ВОЗ, наряду со Всемирным Банком, образует команду, ответственную за управление Международным Сотрудничеством Здравоохранения (IHP+). IHP+ представляет собой группу партнёрских правительств, агентств по развитию предпринимательства, гражданских обществ и других предприятий, ответственных за улучшение здоровья граждан в развивающихся странах. Партнёры совместно работают с целью улучшения международных принципов для содействия взаимопомощи и развития сотрудничества в секторе здравоохранения. Эта организация сотрудничает также с научными организациями, учёными и профессионалами для информирования о результатах своей работы, такими как Комитет экспертов ВОЗ по биологической стандартизации, Комитет экспертов по лепре и Исследовательская группа ВОЗ по межпрофессиональному обучению и практике сотрудничества. ВОЗ управляет Сотрудничеством по политике в области здравоохранения и исследовательских систем, которое было создано для улучшения политики в области здравоохранения и систем здравоохранения. ВОЗ также работает для улучшения доступа к исследованиям в сфере здравоохранения и публикациям в развивающихся странах, например, через сеть HINARI (Инициатива ВОЗ по обеспечению межсистемного доступа к материалам научно-исследовательских работ).

Просвещение и действия в области здравоохранения

Каждый год Организация организует Международный День Здоровья и другие празднества по теме здравоохранения. Международный День Здоровья отмечается 7 апреля каждого года, в день основания ВОЗ. Последними темами праздника были трансмиссивные болезни (2014), здоровое старение (2012) и лекарственная резистентность (2011). Другие официальные глобальны публичные кампании под эгидой ВОЗ – это Всемирный день борьбы против туберкулёза, Всемирная неделя иммунизации, Всемирный день борьбы против малярии, Всемирный день борьбы с курением, Всемирный день донора, Всемирный день борьбы против гепатита и Всемирный день борьбы со СПИДом. Являясь частью ООН, ВОЗ поддерживает работу по Целям Развития Тысячелетия. Среди восьми Целей Развития Тысячелетия, три – снижение детской смертности на две третьих, снижение материнской смертности на три четвёртых и приостановление и начало снижения распространения ВИЧ/СПИДа – непосредственно связаны с политикой ВОЗ; другие пять взаимосвязаны с и оказывают влияние на всемирную систему здравоохранения.

Работа с данными и публикации

Всемирная Организация Здравоохранения обеспечивает получение информации о здоровье и благополучии населения при помощи большого количества платформ, обрабатывающих информацию, включая Всемирную Службу Информации о Здоровье, содержащую данные о почти 400,000 респондентах из 70 стран мира, и Исследование по глобальному старению и здоровью пожилых (SAGE), содержащее данные о более чем 50,000 человек в возрасте от 50 лет в 23 странах мира. Портал по здоровью населения в разных странах (CHIP) был создан для обеспечения доступа к информации о системе здравоохранения в разных странах мира. Информация с этого портала используется для расстановки приоритетов относительно будущих стратегий или планов, их применения, мониторинга и оценки. ВОЗ публикует различные инструменты для измерения и мониторинга работоспособности национальных систем здравоохранения и кадров, работающих в сфере здравоохранения. Глобальная Обсерватория Здоровья (GHO) является основным порталом ВОЗ, обеспечивающим доступ к данным и анализу ключевых тем здравоохранения путем мониторинга ситуации в области здравоохранения во всем мире. Инструмент Оценки Систем по психическому здоровью ВОЗ (WHO-AIMS), Инструмент качества жизни ВОЗ (WHOQOL) и Оценка сервисной доступности и готовности обеспечивают руководство для сбора данных. Совместные усилия ВОЗ и других агентств, таких как Сеть показателей здравоохранения, также нацелены на предоставление высококачественной информации для помощи при принятии государственных решений. ВОЗ продвигает развитие науки в государствах-членах ООН с целью использования и проведения исследований, направленных на национальные нужды населения, включая Полицейскую сеть сбора данных (EVIPNet). Панамериканская организация здравоохранения (PAHO/AMRO) стала первой организацией, занимающейся развитием и проведением политики по исследованию в области здравоохранения, одобренной в сентябре 2009 года. 10 декабря 2013 года в онлайн вышла новая база данных ВОЗ, известная как MiNDbank. Эта база данных была запущена в День Прав Человека, и является частью инициативы ВОЗ по качеству прав, нацеленной на прекращение ограничений прав людей с психическими проблемами. Новая база данных представляет большое количество информации о психическом здоровье, злоупотреблении веществами, недееспособности, правам человека и о различных политических движениях, стратегиях, законах и стандартах обслуживания в различных странах. Она также содержит важные международные документы и информацию. База данных дает посетителям доступ к информации о здравоохранении в государствах-членах ВОЗ и других партнерах. Пользователи могут получить информацию о политике, законах и стратегиях, а также узнать о лучших практиках и историях успеха в сфере психического здоровья. ВОЗ регулярно публикует Всемирный доклад о здоровье, свою основную публикацию, включающую экспертную оценку по специфической теме о глобальном здоровье. Другие публикации ВОЗ включают Бюллетень Всемирной Организации Здравоохранения, Журнал Здоровья Восточного района Средиземного моря (контролируемый EMRO), Кадровые ресурсы здравоохранения (публикуемые в сотрудничестве с BioMed Central) и Панамериканский журнал общественного здоровья (контролируемый PAHO/AMRO).

Структура

ВОЗ является членом Группы развития ООН.

Членство

По состоянию на 2015 год, в ВОЗ входит 194 стран-членов: все страны-члены ООН принимают Лихтенштейн, а также острова Кука и о. Ниуэ (страна становится полноценным членом ВОЗ, ратифицируя договор, известный как Конституция Всемирной Организации Здравоохранения). По состоянию на 2013 год, ВОЗ имеет также два младших члена, Пуэрто-Рико и острова Токелау. Некоторые другие элементы имеют статус обозревателя. Палестина является обозревателем в качестве «национального освободительное движения», признанного Лигой Арабских Государств под Резолюцией ООН 3118. Святой Престол, как и Мальтийский Орден, также являются обозревателями. В 2010 году Тайвань была приглашена в ВОЗ под названием «Китайский Тайбэй». Страны-члены ООН назначают делегации для Всемирной Ассамблеи Здравоохранения, высшего органа, принимающего решения в ВОЗ. Все страны-члены ООН могут вступать в ВОЗ и, в соответствии с веб-сайтом ВОЗ, «другие страны могут быть приняты в члены, если их заявление будет одобрено путём простого голосования Всемирной Ассамблеи Здравоохранения». Более того, организации-наблюдатели ООН, Международный Красный Крест и Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца вступили в «официальные отношения» с ВОЗ и включены в качестве наблюдателей. Во Всемирной Ассамблее Здравоохранения они допускаются в качестве членов наряду с другими неправительственными организациями.

Всемирная Ассамблея Здравоохранения является законодательным и высшим органом ВОЗ. Ассамблея основывается в Женеве и встречается ежегодно в мае. Каждые пять лет Ассамблея избирает генерального директора и голосует по вопросам политики и финансов ВОЗ, включая проект бюджета. Она также получает отчёты от Исполнительного Совета и решает, какие области работы требуют дальнейшего рассмотрения. Ассамблея избирает 34 члена, технически квалифицированных в сфере здравоохранения, в Исполнительный Совет на срок три года. Основные функции Совета – осуществлять решения и политику Ассамблеи, давать советы и облегчать её работу.

Региональные офисы

Региональные подразделения ВОЗ были созданы в 1949-1952 годах, и основываются на статье 44 конституции ВОЗ, что позволяет ВОЗ «устанавливать [единую] региональную организацию для удовлетворения требований региональных организаций для того, чтобы удовлетворять нужды [каждой] конкретной области». Многие решения делаются на региональном уровне, включая важные споры по поводу бюджета ВОЗ и по поводу членов следующей ассамблеи, назначенных регионами. Каждый регион имеет Региональный Комитет, который встречается раз в год, обычно осенью. Представители присутствуют от каждого члена или ассоциированного члена в каждом регионе, включая те страны, которые не являются полностью признанными. Например, Палестина принимает участие во встречах Регионального бюро стран Восточного Средиземноморья. Каждый регион также имеет свой региональный офис. Каждый региональный офис возглавляется региональным директором, избираемым региональным комитетом. Совет должен одобрить такие назначения, однако по состоянию на 2004 год, он ни разу не отклонил решения регионального комитета. Точная роль Совета в этом процессе является предметом споров, однако практический эффект всегда был небольшим. С 1999 года региональные директора служат в течение пятилетнего срока. Каждый региональный комитет ВОЗ состоит из всех глав департаментов здравоохранения, во всех правительствах стран, входящих в регион. Помимо избирания регионального директора, региональный комитет также отвечает за установление руководящих принципов для применения внутри региона политики в области здравоохранения и не только, принятой Всемирной Ассамблеей Здравоохранения. Региональный комитет также служит в качестве прогрессивного наблюдательного совета ВОЗ внутри региона. Региональный директор является главой ВОЗ в данном регионе. Он управляет или следит за персоналом медицинских учреждений и другими экспертами региональных офисов и специализированных центров. Региональный директор также делегирует полномочия – параллельно с генеральным директором ВОЗ – среди всех глав офисов ВОЗ в различных странах, известных как представители ВОЗ, внутри региона. В ВОЗ работает 8,500 человек в 147 странах мира. В поддержку принципа свободы от табака, ВОЗ не нанимает курильщиков. В 2003 году Организация инициировала создание Конвенции против курения табака. ВОЗ также ведёт работу с «представителями доброй воли», людьми из мира искусства, спорта и других сфер общественной жизни, занимающихся привлечением внимания к инициативам и проектам ВОЗ. В настоящее время существует пять представителей доброй воли (Джет Ли, Нэнси Брикер, Пенг Лийян, Йохец Сасакава и Венский Филармонический Оркестр) и ещё один представитель, связанный с партнёрским проектом (Крейг Дэвид).

Офисы связи и офисы в странах

Всемирная Организация Здравоохранения работает в 147 странах мира во всех регионах. Она также работает в некоторых офисах связи, включая офисы связи с Евросоюзом, ООН и один офис Всемирного Банка и Международного Валютного Фонда. Она также работает с Международным агентством онкологических исследований в Лионе, Франция и с Центром ВОЗ по развитию здравоохранения в г. Кобе, Япония. Дополнительные офисы включают офисы в Приштине; на Западном берегу реки Иордан и в г. Газа; офис в Эль-Пасо на границе США и Мексики; офис Карибской программы координации в Барбадосе и офис в Северной Микронезии. Обычно имеется один офис ВОЗ в столице и дополнительные офисы в провинции. Национальное бюро ВОЗ возглавляется представителем ВОЗ. По состоянию на 2010 год, единственным представителем ВОЗ за пределами Европы была Ливийская Арабская Джамахирия («Ливия»); все остальные члены являются интернациональными. Национальные бюро обеих Америк называются представителями PAHO/ВОЗ. В Европе два представителя также служат в качестве глав Национального Бюро, и включают в себя страны за исключением Сербии; также имеется глава Национального Бюро в Албании, Российской Федерации, Таджикистане, Турции и Узбекистане. Основными функциями Национального бюро ВОЗ являются совещательные функции по вопросам здравоохранения и фармацевтической политики.

Финансирование и партнёрство

ВОЗ финансируется путём взносов от стран-членов и внешних вкладчиков. По состоянию на 2012 год, наибольшим ежегодным вкладом от стран-членов был вклад от США (110 миллионов долларов), Японии (58 миллионов долларов), Германии (37 миллионов долларов), Великобритании (31 миллион долларов) и Франции (31 миллион долларов). Совместный бюджет 2012–2013 годов составляет 3,959 миллиона долларов, 944 миллиона долларов из которых (24%) поступит от установленных взносов. Это представляет значительное снижение издержек по сравнению с предыдущим бюджетом 2009–2010 годов. Обязательные взносы остались теми же. Добровольные взносы составят 3,015 миллионов долларов (76%), 800 миллионов долларов из которых считаются высоко или средне гибким финансированием, при этом остаток связан с определенной программой или целями. За последние годы работа ВОЗ включала усиленное сотрудничество с внешними организациями. По состоянию на 2002 год, все 473 неправительственные организации (НПО) образовали некую форму сотрудничества с ВОЗ. Существует 189 партнёрств с международными НПО в формальных «официальных отношениях» – остальные считаются неформальными. Партнёры включают Фонд Билла и Мелинды Гейтс и Фонд Рокфеллера.

Споры

IAEA – Соглашение ВАЗ 12–40

В 1959 году, ВОЗ подписала Соглашение ВАЗ 12–40 с Международным агентством по атомной энергии (IAEA). В соглашении указывается, что ВОЗ признаёт, что IAEA имеет ответственность за мирную ядерную энергию без ущерба относительно ролей ВОЗ в продвижении здравоохранения. Однако, следующий параграф гласит: «если любая из организаций предлагает запустить программу или активность по теме, в которой другая организация имеет или может иметь значительный интерес, первая компания должна консультироваться с другой для рассмотрения дела по обоюдному соглашению». Природа этого соглашения привела к тому, что некоторые влиятельные группировки и активисты (включая организацию Женщины в Европе за Общее Будущее) начали считать, что ВОЗ имеет ограниченные возможности в исследовании эффектов радиации на здоровье человека, вызванных использованием ядерной энергии и продолжительными эффектами ядерных катастроф в Чернобыле и Фукусиме. Они считают, что ВОЗ должна вновь стать «независимой».

Римская католическая церковь и СПИД

В 2003 году ВОЗ выступила с осуждением министерства здравоохранения Римской Курии, не принимающей использования презервативов, утверждая, что «неправильные заявления касательно презервативов и ВИЧ являются опасными перед лицом глобальных эпидемий, убивших более 20 миллионов человек, и в настоящее время воздействует на по меньшей мере 42 миллиона человек». По состоянию на 2009 год, Католическая Церковь продолжает оставаться в оппозиции к увеличенному использованию презервативов для борьбы с ВИЧ/СПИД. В это время, президент Всемирной Ассамблеи Здравоохранения, министр здравоохранения Гайяны Лесли Рамсамми, осудила оппозицию Папы Бенедикта относительно контрацепции, утверждая, что он пытается «создать путаницу» и «препятствовать» принятым стратегиям в битве против заболевания.

ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (ВОЗ) - специализированное учреждение Организации Объединенных Наций, крупнейшая международная медицинская организация, провозгласившая целью своей деятельности «достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья» (ст. 1 устава ВОЗ).

История

Расширение контактов между странами в связи с ростом экономического и торгового сотрудничества привело к необходимости выработки коллективных мер против заноса особо опасных эпид, заболеваний, таких как чума, холера, оспа и др. В 1851 г. в Париже состоялась первая международная конференция по борьбе с эпидемиями, но лишь в 1892 г. сан. конференция приняла первую международную сан. конвенцию (см. Конвенции международные медицинские).

С целью информации об эпид, заболеваниях и контроля за соблюдением международных сан. конвенций в 1907 г. была создана первая международная сан. организация - Международное бюро общественной гигиены (МБОГ), просуществовавшее до 1946 г. Аналогичным задачам служила и Организация здравоохранения Лиги Наций, созданная в 1923 г.

Большие изменения, происшедшие после второй мировой войны как в политической, так и в социально-экономической жизни стран мира, потребовали создания единого международного центра по здравоохранению. Решение о создании новой международной организации здравоохранения было принято на конференции ООН (февраль 1945 г.). Международная конференция по здравоохранению, проходившая в 1946 г. в Нью-Йорке, в к-рой участвовали делегаты 51 страны, а также представители международных организаций, в т. ч. МБОГ, Международного Красного Креста, Международного бюро труда и др., разработала и приняла Устав Всемирной организации здравоохранения; функции Организации здравоохранения Лиги Наций переходили к ВОЗ. С целью подготовки и созыва первой сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения была образована Временная комиссия ВОЗ, в состав к-рой вошли 18 государств, в т. ч. СССР и УССР. Деятельность Временной комиссии ВОЗ продолжалась ок. 2 лет и 7 апреля 1948 г. завершилась ратификацией Устава ВОЗ 26 государствами - членами ООН. Этот день отмечается ежегодно как Всемирный день здоровья.

После принятия на XXVI Всемирной ассамблее здравоохранения (май 1973 г.) в члены ВОЗ Германской Демократической Республики и Корейской Народно-Демократической Республики, на XXVII Всемирной ассамблее здравоохранения (май 1974 г.)- республики Гвинеи-Бисау, на XXVIII - Демократической Республики Вьетнам, Мозамбика, Королевства Тонга и Гренады (май 1975 г.), на XXIX -Народной республики Анголы (май 1976 г.) и других количество стран - членов ВОЗ достигло 151, три из к-рых являются ассоциированными членами Организации. Длительный путь борьбы за универсальность Организации, т. е. за максимальное участие в ней всех стран, наглядно иллюстрирует прямую зависимость деятельности ВОЗ от решения политических проблем современного мира.

Структура

Высший орган ВОЗ - Всемирная ассамблея здравоохранения, очередные сессии к-рой созываются ежегодно, обычно в мае. На сессии Ассамблеи приглашаются представители всех государств-членов и ассоциированных членов Организации. Каждая страна - член Организации - имеет право быть представленной на Ассамблее тремя делегатами, к-рых могут сопровождать заместители и советники.

Работа Ассамблеи включает пленарные заседания, заседания главных комитетов Ассамблеи - А и В (до 1970 г. Комитет по программе и бюджету и Комитет по административным, финансовым и юридическим вопросам) и ряда других комитетов. Для руководства своей работой Ассамблея избирает председателя, пять его заместителей (до 1967 г. трех) и председателей основных комитетов.

Ассамблея определяет направления деятельности ВОЗ, рассматривает и утверждает перспективные и годовые планы работы, бюджет, вопросы приема в ВОЗ новых членов и лишения права голоса, назначает генерального директора ВОЗ, рассматривает вопросы сотрудничества с другими организациями, обсуждает программные вопросы и др.

Во время сессий проводятся также технические (или тематические) дискуссии по наиболее актуальным проблемам здравоохранения и мед. науки, в к-рых принимают участие ученые многих стран мира. Всего в 1948-1976 гг. состоялось 29 сессий Ассамблеи здравоохранения. В соответствии с правилами процедуры Ассамблеи английский, испанский, китайский, русский и французский языки являлись офиц. языками, а рабочими языками Ассамблеи здравоохранения - английский и французский. В 1967 г. Ассамблея постановила сделать рабочими языками Всемирной ассамблеи здравоохранения также русский и испанский.

Ассамблея избирает государства, к-рым предоставляется право назначить своих представителей сроком на три года в состав Исполнительного комитета, состоящего из 30 членов (до 1961 г. - из 18 членов, до 1975 г. - из 24членов). Ежегодно оканчиваются полномочия 1/3 государств - членов Исполкома и такое же количество государств избирается вновь.

Исполком из числа своих членов создает постоянный комитет по неправительственным организациям, комитет по вопросам политики в области здравоохранения (совместно с представителями Детского фонда ООН) и др.

Исполком проводит в жизнь решения Ассамблеи и готовит для нее рекомендации, занимается вопросами программы и бюджета Организации и рассматривает другие вопросы, порученные ему Ассамблеей. Исполкому предоставлено право принимать чрезвычайные меры в случаях, не терпящих отлагательства (при возникновении эпидемий, стихийных бедствий и т. д.). Очередные сессии Исполкома собираются два раза в год.

Центральный административный орган ВОЗ - секретариат (штаб-квартира в Женеве), возглавляемый генеральным директором, к-рый избирается Ассамблеей по представлению Исполкома сроком на 5 лет. С 1948 по 1953 г. генеральным директором был Чисхолм [В. Chisholm (Канада)], с 1953 по 1973 г.- М. Кандау (Бразилия), в мае 1973 г. на этот пост избран Малер [Н. Mahler (Дания)].

В соответствии с Уставом генеральный директор является секретарем Ассамблеи, Исполкома, комиссий, комитетов и конференций, созываемых ВОЗ. Он представляет на рассмотрение Ассамблеи доклады о работе Организации, руководит деятельностью административного и технического аппарата, составляющего секретариат ВОЗ.

Структура секретариата за время существования ВОЗ претерпевала значительные изменения. Большая часть отделов секретариата объединена в пять групп: 1) отделы инфекционных болезней и борьбы с малярией; 2) отдел гигиены окружающей среды и отдел сан. статистики; 3) отдел укрепления служб здравоохранения и охраны здоровья семьи; 4) отдел неинфекционных болезней, развития кадров здравоохранения и отдел лекарственных средств; 5) отдел административного руководства и персонала, а также отдел бюджета и финансов. Каждую группу отделов возглавляет помощник генерального директора. Одним из помощников генерального директора с 1958 г. постоянно является представитель СССР. Этот пост последовательно занимали советские ученые - Н. И. Гращенков, О. В. Бароян, Н. Ф. Измеров, А. С. Павлов.

В основу структурной организации ВОЗ положен принцип регионализации. Определены 6 географических зон земного шара, страны к-рых составили 6 региональных организаций (исполнительными органами этих организаций являются региональные бюро): Европейская (бюро в Копенгагене, Дания), в состав к-рой входит СССР; Африканская (бюро в Браззавиле, Конго); Восточного Средиземноморья (бюро в Александрии, АРЕ); Юго-Восточной Азии (бюро в Дели, Индия); Западной части Тихого океана (бюро в Маниле, Филиппины) и Американская (бюро в Вашингтоне, США). Последняя образована на основе Панамериканской сан. организации, существовавшей до создания ВОЗ.

В качестве основного критерия определения принадлежности стран-членов к тому или иному региону является географическое положение стран, а также наличие специфических проблем, свойственных для большинства стран, объединяемых данным регионом (характер патологии, условия жизни, идентичность проблем здравоохранения). Однако нередко принадлежность к той или иной региональной организации была связана с рядом политических, экономических, культурных и иных мотивов. Так, Пакистан включен в регион Восточного Средиземноморья, а не в регион Юго-Восточной Азии; Алжир и Марокко, расположенные в Африке, включены в Европейский регион; Афганистан переведен из региона Юго-Восточной Азии в регион Восточного Средиземноморья.

Руководит региональной организацией региональный комитет, состоящий из представителей государств-членов, входящих в региональную организацию. Региональное бюро возглавляет региональный директор, к-рый назначается Исполкомом по согласованию с региональным комитетом. В состав региональных бюро входят службы здравоохранения и административно-хозяйственная служба. Региональные бюро заняты организацией и проведением мероприятий в странах, входящих в регион. Эти мероприятия, называемые «проектами ВОЗ», охватывают различные области здравоохранения и осуществляются силами сотрудников ВОЗ и местного персонала. Деятельностью региональных организаций в странах региона руководят региональные консультанты. Мероприятия, проводимые в одной стране, носят название государственных проектов, а проводимые в нескольких странах - межгосударственных проектов. Кроме того, штаб-квартира ВОЗ осуществляет на местах мероприятия, в к-рых заинтересованы несколько региональных организаций,- так наз. межрегиональные проекты.

Деятельность

В деятельности ВОЗ условно можно выделить четыре этапа.

II этап, с 1958 по 1963 г.,- период бурного роста ВОЗ, увеличения количества стран - членов ВОЗ вследствие образования новых независимых государств. В этот период значительно расширилась программная деятельность Организации как за счет роста регулярного ее бюджета, так и за счет привлечения средств различных дополнительных источников.

III этап, с 1964по 1968 г.,- этап критической переоценки и пересмотра стратегии программной деятельности ВОЗ. Для этого этапа характерно активное влияние СССР и других социалистических стран на деятельность Организации.

Для IV этапа, начавшегося в 1969 г., характерны конструктивные изменения как в самой программной деятельности Организации, так и в ее стратегии. В этот период Организация выдвигает конструктивные предложения по таким важнейшим проблемам, как принципы планирования и развития здравоохранения, подготовка мед. кадров, развитие и международная координация мед.-биол, исследований, перспективное планирование и прогнозирование деятельности ВОЗ. Важной для будущих программ ВОЗ явилась разработка Пятой общей программы ВОЗ на 1973-1977 гг.

Деятельность ВОЗ непосредственно связана с политическим и социально-экономическим развитием различных государств, а также с политическими, экономическими и социальными тенденциями в международной жизни. Основные направления деятельности ВОЗ сохраняются в течение всей ее истории. Этими направлениями являются: борьба с инфекционными и неинфекционными заболеваниями; помощь странам в развитии национальных служб здравоохранения, в подготовке и усовершенствовании медперсонала; организация сотрудничества по вопросам, представляющим всеобщий интерес (международный карантин, международная классификация болезней, распространение статистической информации, разработка спецификации фарм. препаратов и контроль за их качеством, мед. аспекты международного контроля за наркотиками и др.); содействие проведению научных исследований по наиболее важным проблемам медицины и их международной координации.

Программа ликвидации малярии в мире, к-рой предшествовала так наз. кампания борьбы с малярией, осуществляется с 1955 г. Первоначально она финансировалась за счет добровольного фонда, с 1962 г.- за счет регулярного бюджета. Кампания против малярии была успешной в Европе, имеются положительные сдвиги в Индии и Бразилии. Однако эта программа ВОЗ с самого начала имела существенные недостатки. Оказалась несостоятельной концепция ВОЗ о возможности ликвидации малярии с помощью только инсектицидов при отсутствии необходимых служб здравоохранения и ассигнований на их развитие в ряде стран мира и особенно в Африке. Сущность новой стратегии и тактики ликвидации малярии, принятой XXII Всемирной ассамблеей здравоохранения, сводится к сохранению конечной цели программы - ликвидации этого заболевания, но при условии снятия ограничений сроков ее завершения и признания необходимости дифференцированного подхода в оценке возможностей каждой страны для участия ее в проведении этой кампании.

По инициативе СССР XI Всемирная ассамблея здравоохранения в 1958 г. приняла программу ликвидации оспы в мире. В 1965 г. ВОЗ разработала подробную 10-летнюю программу (1967-1976) мероприятий по ликвидации оспы, к-рая была принята на XIX Ассамблее в 1966 г. Глобальная программа ликвидации этой болезни условно подразделяется на три фазы - подготовительную, фазу атаки и фазу консолидации. В первую фазу было проведено изучение эпид, обстановки в каждой стране мира. Фаза атаки характеризовалась проведением массовой вакцинации с охватом не менее 80% населения каждого района эндемичной территории. Параллельно создавалась система эпид, надзора. В фазе консолидации основное внимание уделяется поддержанию коллективного иммунитета путем проведения плановой вакцинации и ревакцинации групп населения, а также системе эпид, надзора. В результате осуществления кампании к началу 1976 г. осталась эндемичной по оспе Эфиопия, и перспектива ее полной ликвидации на земном шаре стала очевидной, хотя постоянное внимание и усилия всех стран мира на предстоящий период являются необходимым условием решения этой проблемы.

ВОЗ помогает развивающимся странам в создании и реорганизации органов и учреждений здравоохранения, особенно учреждений по охране материнства и детства, в планировании национального здравоохранения. По предложению советской делегации и делегаций социалистических стран XXIII Всемирная ассамблея здравоохранения в 1970 г. рекомендовала государствам-членам с учетом их национальных, исторических, социально-экономических и иных условий использовать в качестве наиболее эффективных принципы, утвердившиеся в практике здравоохранения социалистических стран: провозглашение ответственности государства и общества за охрану здоровья населения; обеспечение всему населению наивысшего возможного уровня квалифицированной медпомощи без финансовых или других ограничений; широкое проведение мер, направленных на развитие общественной и индивидуальной профилактики, и ряд других.

ВОЗ оказывает также помощь странам в подготовке врачебного и среднего медперсонала. Для этой цели ежегодно предоставляется большое количество стипендий. В 1972 г. ВОЗ предоставила более 3,5 тыс. стипендий (кроме того, еще 500 стипендий для посещения различных учебных семинаров, курсов, симпозиумов) для развивающихся стран, испытывающих острый недостаток в мед. кадрах, и для экономически развитых стран, к-рые используют стипендиальный фонд для усовершенствования специалистов. В связи с широкими масштабами обучения студентов из развивающихся стран в зарубежных высших мед. учебных заведениях, а также ввиду различия систем обучения в разных странах ВОЗ занимается изучением важного вопроса о критериях эквивалентности мед. дипломов. В резолюции XXIV Ассамблеи здравоохранения в 1971 г., к-рая рассматривала вопрос о подготовке национальных кадров здравоохранения, выражено убеждение, что проблема подготовки национальных кадров в развивающихся странах может быть решена в значительно более короткие сроки, чем это имело место в высокоразвитых странах. В качестве необходимого условия для достижения этой цели требуется самое широкое сотрудничество и координация между странами.

Резолюция подчеркивает важность правильного планирования подготовки мед. кадров в соответствии с объективными потребностями и социально-экономическими ресурсами каждой страны, первоочередного развития и укрепления государственных учебных мед. заведений. Успешному решению проблемы подготовки кадров здравоохранения призвано способствовать принятое на XXV Ассамблее определение понятия «врач», т. к. на основе единого определения облегчается разработка критериев эквивалентности мед. дипломов, получаемых выпускниками различных мед. школ (см. Врач).

ВОЗ осуществляет мероприятия в области международного карантина: обеспечение своевременной международной информации о случаях заболеваний оспой, чумой, холерой, желтой лихорадкой, разработку обязательных для всех стран «международных санитарных правил» и постоянный контроль за их соблюдением.

Вопросы контроля за качеством и побочными действиями лекарственных веществ и мед. аспекты международного контроля за наркотиками на протяжении ряда лет рассматриваются на сессиях Ассамблеи здравоохранения. ВОЗ приступила к организации международной системы учета и контроля побочного действия лекарственных препаратов. В соответствии с Единой конвенцией о наркотиках ВОЗ ежегодно представляет Комиссии ООН по наркотикам мед. рекомендации и заключения о веществах, к-рые могут вызвать привыкание или наркоманию. После принятия Комиссией этих рекомендаций они становятся обязательными для всех государств- членов ООН. ВОЗ также проводится работа по стандартизации фарм, препаратов и созданию международной фармакопеи, по разработке и пересмотру через каждые 10 лет международной статистической классификации болезней, травм и причин смерти.

В работу ВОЗ входит также координация деятельности в области научных мед. исследований путем предоставления субсидий научно-исследовательским учреждениям и стипендий для усовершенствования научных работников, организация координационных совещаний, разработка научных программ и единых принципов оценки результатов научных исследований, проведение заседаний экспертных комитетов, научных групп и т. д. Эти исследования проводятся по наиболее важным проблемам здравоохранения и медицины (сердечно-сосудистые заболевания, инфекционные, вирусные болезни, иммунология, генетика и др.)* Многие из проводимых исследований невозможно осуществить только на национальной основе без широкого привлечения и кооперации ученых различных стран. ВОЗ организует в различных странах справочные научные центры и лаборатории, к-рые выполняют роль координаторов научных исследований. В 1975 г. существовало ок. 250 таких центров.

В справочных центрах и лабораториях ВОЗ проводятся исследования по перспективным проблемам мед. науки, осуществляется сбор и распространение научной информации и оказывается консультативная помощь национальным институтам. В соответствии с научными проектами ВОЗ осуществляется проведение исследований по отдельным разделам научных проблем, представляющим интерес как для данной страны, так и для ВОЗ.

Значительное место в работе ВОЗ занимает издательская деятельность (публикация журналов «Бюллетень ВОЗ», «Хроника ВОЗ», «Здоровье мира» и непериодических изданий). Она осуществляется гл. обр. штаб-квартирой и в ограниченных масштабах региональными бюро. Почти все непериодические издания в зависимости от их характера группируются по сериям. Первой был начат выпуск серии «Официальные документы» (материалы сессий ассамблей, Исполнительного комитета ВОЗ и др.). Ежегодно к очередной сессии Ассамблеи выпускается «Годовой отчет генерального директора ВОЗ», «Проект регулярной программы и бюджетные сметы» и т. д. В 1951 г. начато издание «Серии монографий»; в книгах этой серии находит отражение состояние отдельных научных проблем. Многочисленной по названиям является выпускаемая ВОЗ «Серия технических докладов», содержащая материалы заседаний комитетов экспертов, исследовательских и научных групп, технических совещаний и др. В 1959 г. начата серия «Тетради общественного здравоохранения», посвященная частным вопросам здравоохранения. К числу несерийных, но регулярных публикаций относятся «Международный сборник по санитарному законодательству», ежемесячный «Эпидемиологический и демографический отчет», еженедельный «Эпидемиологический отчет» и ряд других.

Общее количество персонала ВОЗ на 30 декабря 1975 г., включая персонал, работающий на местах, составляло 5577 чел.

Основным источником средств ВОЗ, составляющих регулярный бюджет, являются взносы стран-членов. За пятилетие (1969-1975) среднегодовой прирост бюджета ВОЗ составил ок. 10% и в 1976 г. превысил 130 млн. долл. (в долл. США). Деятельность ВОЗ финансируют также Добровольный фонд укрепления здоровья, учрежденный в 1960 г. и складывающийся из добровольных взносов стран-членов. В 1973 г. Добровольный фонд укрепления здоровья составлял более 11 млн. долл., из них более 6 млн. долл. на специальном счете медицинских исследований. На средства этого фонда финансируются осуществляемые ВОЗ мероприятия, соответствующие целевым назначениям взносов. ВОЗ располагает также ассигнованиями, ежегодно выделяемыми Детским фондом ООН на проекты, выполняемые этой организацией совместно с ВОЗ. Общая сумма средств, находившихся в распоряжении ВОЗ в 1976 г., составила более 270 млн. долл. Взнос СССР составил ок. 15 млн. долл.

Участие СССР в деятельности ВОЗ

Советский Союз проводит свою деятельность в ВОЗ в полном соответствии с политикой мирного сосуществования стран с различным государственным и общественным строем. По инициативе СССР был принят ряд резолюций: о задачах ВОЗ в связи с резолюцией ООН о всеобщем и полном разоружении (1960), о задачах ВОЗ в связи с декларацией ООН о предоставлении независимости колониальным странам и народам (1961); о защите человечества от опасности атомной радиации (1961); о запрещении в кратчайшие сроки бактериол, и хим. оружия (1970), об основных принципах развития национального здравоохранения (1970); о долгосрочном планировании (1970); о подготовке национальных мед. кадров (1971); о роли ВОЗ в развитии и координации мед.-биол, научных исследований (1972); о долгосрочном планировании международного сотрудничества в области онкологических исследований (1973); о роли ВОЗ в развитии координации научных исследований в области тропических болезней (1974-1975) и др.

С 1958 по 1975 г. в СССР было проведено более ста курсов, семинаров, симпозиумов и других совещаний ВОЗ по различным проблемам здравоохранения и медицины, в работе к-рых приняло участие св. 1000 специалистов из 130 стран мира. На базе ЦИУ врачей в 1963 г. были созданы постоянно действующие курсы по организации и планированию здравоохранения.

В СССР регулярно созываются конференции и семинары ВОЗ по научным вопросам. Ряд научно-исследовательских ин-тов заключил контракты с ВОЗ на совместное проведение научных исследований. В 1975 г. в СССР функционировало 11 международных и 11 региональных справочных центров, 20 справочных лабораторий ВОЗ и осуществлялись исследования по 44 научным проектам ВОЗ.

Советские специалисты и ученые принимают активное участие в заседаниях экспертных комитетов и научных групп, организуемых ВОЗ, а также работают в секретариате Организации. СССР оказывает бескорыстную помощь в осуществлении программы ликвидации оспы в мире, им безвозмездно предоставлено в распоряжение ВОЗ ок. 200 млн. доз оспенной вакцины. Советские ученые активно участвовали в разработке программы ликвидации оспы и методики ее осуществления. В целом деятельность СССР в ВОЗ направлена на то, чтобы эта организация стала еще более важным органом широкого международного сотрудничества в области здравоохранения и мед. науки.

Библиогр.: Всемирная организация здравоохранения, история, проблемы, перспективы, под ред. Д. Д. Венедиктова, М., 1975; Основные документы Всемирной организации здравоохранения, 24-е изд., пер. с англ., М., 1975; Первые десять лет Всемирной организации здравоохранения, пер. с англ., М., 1963; Щ e п и н О. П. 20-летие Всемирной организации здравоохранения, Сов. здравоохр., № 5, с. 33, 1968; The second ten years of the World Health Organization, Geneva, 1968.

I. Общая обновленная информация о работе в области статистики здравоохранения

1. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) опубликовала глобальные, региональные и страновые оценки положения дел в области здравоохранения, а также предоставленные государствами-членами данные о ряде ключевых показателей состояния здоровья в своем ежегодном докладе «Мировая статистика здравоохранения» во время проведения шестьдесят седьмой сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения в 2014 году. Шесть региональных отделений ВОЗ опубликовали обновленную статистическую информацию для целей ее использования на ежегодных совещаниях региональных комиссий. Кроме того, конкретные программы ВОЗ и сотрудничающие с ней организации опубликовали в составе глобальных докладов обновленные оценочные данные о динамике основных показателей, в том числе касающиеся туберкулеза, малярии, утоплений, самоубийств и неинфекционных заболеваний.

2. Были подготовлены новые оценки в отношении показателей детской смертности (в ходе работы Межучережденческой группы ООН по оценке смертности), причин смертности в детском возрасте (в сотрудничестве с методической группой по вопросам детской эпидемиологии), а также конкретных заболеваний, таких как туберкулез и малярия. По всем государствам-членам были подготовлены статистические данные о расходах на цели здравоохранения, которые были опубликованы в докладе «Мировая статистика здравоохранения» и на веб-сайте.

3. ВОЗ опубликовала всеобъемлющие оценки динамики показателей смертности с разбивкой по причине смерти за 2000 и 2012 годы, включая систематические и обладающие внутренней логикой данные о смертности и бремени заболеваний. Данная работа основывалась на работе программ ВОЗ, Отдела народонаселения ООН, научных учреждений, таких как Институт оценки и измерения показателей здоровья, и другой сов местной работе учреждений и экспертов.

4. Глобальная обсерватория здравоохранения ВОЗ предназначена для улучшения доступа к данным о здоровье населения, соответствующей статистике и результатам аналитических исследований. Обсерватория представляет собой общеорганизационный ресурс, содержащий данные в непосредственной увязке со странами и региональными отделениями. Содержание ее материалов было обновлено и расширено, и в настоящее время с веб-сайта Обсерватории (www.who.int/gho/en) обеспечивается возможность загрузки более 1000 показателей здравоохранения и более 70 комплектов данных. Региональные отделения обновили и расширили статистическую информацию по вопросам здравоохранения, а также во многих случаях добавили количественные данные касательно систем здравоохранения и программ борьбы с заболеваниями в конкретных странах для использования при толковании статистики здравоохранения.

5. Все подготавливаемые ВОЗ оценки в области здравоохранения проходят процесс международной проверки в целях обеспечения максимальной согласованности и точности статистических данных. В процессе подготовки своей официальной статистики ВОЗ использует комплекс критериев в соответствии с Основополагающими принципами официальной статистики. К таким критериям относятся открытый доступ к исходным данным и результатам на уровне стран, применение находящихся в открытом доступе воспроизводимых методов, прошедших профильную экспертизу, применение механизма экспертных групп, проверка достоверности данных о смертности и проведение консультаций со странами до публикации информации. Последнее предполагает процесс взаимодействия в течение двух-трех месяцев, в ходе которого все исходные данные, методы и результаты обсуждаются с соответствующим государством-членом (с использованием веб-технологий), с тем чтобы министерства здравоохранения и статистические ведомства могли представить свои материалы и комментарии. Кроме того, в некоторых регионах были организованы учебные занятия.

6. Информация и статистика, предоставляемые медицинскими учреждениями, являются важнейшими элементами страновых систем медико-санитарной информации и служат источником важных статистических данных по многим показателям, таким как сфера охвата мероприятий и распространенность заболеваний. ВОЗ расширила свою работу, связанную со стандартами и инструментами для систем медико-санитарной информации медицинских учреждений, включая анализ и использование данных медицинских учреждений при проведении регулярных страновых обзоров в области здравоохранения, стандартизацию содержания систем отчетности, основанных на веб-технологиях, инструменты для систематической оценки качества данных и обследования медицинских учреждений. Обследование медицинских учреждений, получившее название «Оценка обеспеченности услугами и готовности служб», включает на настоящий момент ключевые показатели и вопросы в отношении всех основных программ в области здравоохранения, и оно было осуществлено в более десяти странах в целях содействия процессу мониторинга и обзора услуг здравоохранения, часто в контексте глобальных инициатив в области здравоохранения, таких как Глобальный фонд борьбы с ВИЧ/СПИДом, туберкулезом и малярией и Альянс ГАВИ.

7. Исследование ВОЗ по вопросам старения и состояния здоровья взрослого населения мира представляет собой продольное исследование с участием национальных представительных когорт людей в возрасте 50 лет и старше в Гане, Индии, Китае, Мексике, Российской Федерации и Южной Африке и контрольных выборок более молодого взрослого населения (в возрасте 18-49 лет) из каждой участвующей страны. Задача заключается в изучении состояния здоровья и его изменений и обусловливающих их факторов с привлечением более 40 тыс. респондентов. В 2014 году пять из шести стран осуществили второй этап обследования при финансовой поддержке Национального института США по проблемам старения, входящего в систему национальных институтов здравоохранения Соединенных Штатов Америки, и местных учреждений. Кроме того, два местных отделения в странах Африки к югу от Сахары осуществили второй этап исследования по наблюдению за пожилыми людьми, являющимися носителями ВИЧ. Было проведено когнитивное тестирование типового исследования по проблемам инвалидности на различных языках. Экспериментальное полевое испытание указанного типового обследования было проведено в Камбодже, а в 2015 году дополнительные полевые испытания будут осуществлены в нескольких государствах-членах.

II. Системы регистрации актов гражданского состояния и статистики естественного движения населения

8. Сектор здравоохранения предоставляет данные для систем регистрации актов гражданского состояния и статистики естественного движения населения и пользуется результатами работы таких систем. Хотя надежные непрерывные статистические данные о естественном движении населения, в частности данные о смертности в разбивке по возрасту, полу и причине смерти, составляют основу системы здравоохранения, они по-прежнему отсутствуют во многих странах. Вместе с тем в течение последних нескольких лет сектор здравоохранения на глобальном уровне принимает все более активное участие в поддержке стран. Частично благодаря стимулирующему воздействию рекомендаций Комиссии по информации и подотчетности в интересах охраны здоровья женщин и детей более чем в 25 странах были проведены всеобъемлющие оценки и разработаны стратегические планы, и еще около 10 стран находятся в процессе осуществления таких оценок и разработки таких планов. Эти страновые процессы поддерживались ВОЗ в контексте руководящей роли региональных ко миссий, и в них принимали участие глобальные партнеры, такие как Статистический отдел Департамента по экономическим и социальным вопросам Организации Объединенных Наций и Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ).

9. На общемировом уровне был достигнут прогресс в нескольких областях. Во-первых, ВОЗ оказывала содействие и поддержку в создании Межведомственной группы Организации Объединенных Наций по системам регистрации актов гражданского состояния и статистики естественного движения населения под названием «Глобальная группа по системам регистрации актов гражданского состояния и статистике естественного движения населения», секретариат которой находится в Статистическом отделе. Во-вторых, ВОЗ провела консультацию в целях разработки принципов осуществления инвестиций в здравоохранение таким образом, чтобы они способствовали общесистемному развитию регистрации актов гражданского состояния и статистики естественного движения населения. Это включает нововведения в отслеживании здоровья матерей, новорожденных и детей, регистрацию и представление данных о смерти с указанием причины смерти в медицинских учреждениях и в общинах и совершенствование системы статистического учета естественного движения населения. В-третьих, ВОЗ сотрудничала со Всемирным банком в разработке Глобального плана увеличения объема инвестиций в системы регистрации актов гражданского состояния и статистики естественного движения населения, проводя работу по определению приоритетных направлений для осуществления улучшений.

10. Кроме того, ВОЗ пересмотрела и усовершенствовала свои руководящие указания и инструментарий для формирования статистики смертности в общем контексте осуществляемого под национальным руководством процесса укрепления систем регистрации актов гражданского состояния и статистики естественного движения населения. Соответствующий документ предусматривает осуществление в приоритетном порядке мероприятий, направленных на укрепление процедур сбора статистических данных о смертности и причинах смерти в странах, находящихся на различных этапах разработки систем регистрации актов гражданского состояния и статистики естественного движения населения. Укрепление процедур сбора статистических данных о смертности должно являться важным элементом национальных стратегий и планов инвестиций.

11. И наконец, была опубликована стандартная анкета для опроса очевидцев об обстоятельствах смерти, т.е. для установления вероятной причины смерти посредством опроса родственников покойного. Данная процедура необходима для сбора такой информации в ситуациях, когда медицинское удостоверение факта смерти невозможно. Это, как правило, относится к случаям смерти на дому во многих странах с низким и средним уровнями дохода. Новый вариант анкеты, который значительно короче, чем версия 2007 года, был разработан в сотрудничестве со многими заинтересованными сторонами. В настоящий момент Бразилия, Индия и Индонезия осуществляют тестирование и использование новой анкеты. Установление причины смерти по результатам опроса очевидцев может осуществляться врачом или в автоматизированном режиме.

12. ВОЗ планирует продолжать работу в данной области с уделением особого внимания технической и стратегической поддержке систем регистрации актов гражданского состояния и статистики естественного движения населения, укреплению работы региональных комиссий, обеспечению увязки инвестиций в охрану здоровья женщин и детей с системами регистрации актов гражданского состояния, повышению качества информации о смертности и причинах смерти и расширению национального потенциала по формированию статистики естественного движения населения с использованием различных источников данных.

III. Классификации

13. ВОЗ на систематической основе проводит пересмотр Международной классификации болезней (МКБ); по состоянию на текущий момент обновленная классификация должна быть представлена в 2017 году, а ее первый международный выпуск - в 2018 году.

14. Международная классификация болезней является основой для подготовки статистических данных о состоянии здоровья, в частности статистических данных о смертности и распространенности заболеваний. В течение последних десятилетий она также используется в процессе диагностики, обеспечении безопасного и качественного лечения пациентов, а также в административных целях. Все 194 государства - члена ВОЗ взяли на себя обязательство передавать ВОЗ свои статистические данные с использованием Международной классификации, применение которой обеспечивает возможность сравнения статистических данных различных стран. В соответствии с просьбами государств-членов, в одиннадцатой версии Классификации (МКБ-11) будут учтены научные достижения в науках о здоровье за период с 1990 года. Кроме того, предполагается обеспечить соответствие между МКБ-11 и компьютеризированными системами медико-санитарной информации (включая непосредственное использование стандартной терминологии и других элементов систем медико-санитарной информации) в целях обеспечения готовности к интеграции с электронными системами медико-санитарной информации.

15. Бета-версия МКБ-11 была выпущена в мае 2012 года в целях сбора замечаний и дополнительных предложений и проведения полевых испытаний до окончательного оформления новой версии. Бета-версия МКБ представлена на структурированной вики-подобной платформе, при этом внесение изменений контролируется модератором, а предложения на систематической основе проходят коллегиальную проверку. Благодаря этому в процессе пересмотра могут принимать участие различные заинтересованные стороны. Предполагается, что таким образом удастся разработать наиболее комплексную, научную и удобную для пользователей версию классификации (см. www.who.int/classifications/icdll).

16. Процесс пересмотра позволяет включить в базу новые заболевания, которые были зарегистрированы в связи с открытием новых генов и патогенов. Кроме того, проводится полная оцифровка данных, так чтобы пользователи могли увеличивать и уменьшать масштаб при работе с классификационной структурой, подобно работе с цифровыми картами. Таким образом согласующиеся между собой версии МКБ могут быть использованы для различных целей, например для учета основных данных о смертности методом опроса очевидцев об обстоятельствах смерти и формирования простой статистики о первичной медико-санитарной помощи, представления информации о случаях смерти людей и данных о клинической заболеваемости на основании, в частности, статистических данных больниц, а также в целях специализации и проведения исследований в таких клинических областях, как онкология, неврология, геномика и редкие болезни.

17. Наиболее важной разработкой в 2014 году было создание версии МКБ-11, поддерживающей преемственность набора кодов (линеаризацию) с МКБ-10. Данный набор кодов, который получил название «Совместная линеаризация статистических данных о смертности и заболеваемости» и который должен составлять том 1 МКБ-11, состоит из около 15 тыс. стандартных кодов и включает «таблицу перекодировки» и «схему соответствий», позволяющие сопоставить коды МКБ-10 с кодами МКБ-11. Проводится оценка содержания, точности и практической ценности этих таблиц соответствий. Возникшие проблемы (касающиеся около 600 кодов) будут обсуждаться на совещании в начале 2015 года, после чего странам будет предоставлена бета-версия для проведения полевых испытаний.

18. Улучшения в МКБ-11 включают около 4000 более детализированных кодов, предложенных отраслевыми экспертами; упрощенную схему кодирования (известную как «посткоординация»), позволяющую избежать скачкообразного роста количества кодов; непосредственную увязку со стандартными терминологиями, такими как SNOMED-CT; определения, которые позволяют лучше идентифицировать содержание кода для целей его лучшего использования и перевода; многоязычный процесс разработки на официальных языках Организации Объединенных Наций (а также других языках по желанию); процедуру официального научного коллегиального обзора; официальные протоколы проведения полевых испытаний для проверки ключевых аспектов, включая надежность и практическую ценность.

19. На настоящий момент в бета-версии МКБ-11 проводится следующая работа:

a) выполнение совместной линеаризации статистических данных о смертности и распространенности заболеваний и анализ ее устойчивости (т.е. конкорданс МКБ-10 с МКБ-10, менее 2201 элементов из 15710 оставшихся кодов);

b) создание индекса и компьютеризированного инструмента кодирования, которые были бы более удобными для пользователей;

c) окончательное оформление правил кодирования данных о распространенности заболеваний;

d) обеспечение использования терминологии, общей с номенклатурой SNOMED-CT, и других стандартных терминологий;

e) окончательное оформление краткосрочных и среднесрочных линеаризации данных о первичной медико-санитарной помощи (наборы кодов).

20. Кроме того, ВОЗ заказала группе независимых консультантов проведение внешнего обзора общего процесса пересмотра МКБ. Консультанты привлекаются для проведения общей оценки процесса подготовки МКБ-11, анализа актуальности и эффективности предусмотренных функций с точки зрения удовлетворения потребностей ключевых заинтересованных лиц в государствах - членах ВОЗ (например, использование их при подготовке статистических данных о смертности или при проведении лечения). Ожидается, что доклад о результатах оценки будет представлен в марте 2015 года.

IV. Вопросы здравоохранения в повестке дня в области развития на период после 2015 года

21. ВОЗ проводит активную работу по различным направлениям в целях внесения вклада в разработку компонента повестки дня в области развития на период после 2015 года, посвященного здравоохранению. 24 мая 2014 года Всемирная ассамблея здравоохранения на своей шестьдесят седьмой сессии приняла резолюцию WHA67.14, подтверждающую важность вопросов здравоохранения в повестке дня в области развития на период после 2015 года. В этой резолюции Ассамблея настоятельно призвала государства-члены подтвердить свою неизменную приверженность достижению согласованных целевых показателей и целей в области здравоохранения и указала на необходимость ускорить достижение связанных со здоровьем целей в области развития, установленных в Декларации тысячелетия; а также настоятельно призвала государства-члены отразить в повестке дня в области развития на период после 2015 года необходимость действий, направленных на устранение новой глобальной угрозы, создаваемой неинфекционными заболеваниями, и на решение сохраняющейся проблемы обеспечения глобальной медицинской безопасности. В этой связи обеспечение всеобщего охвата услугами здравоохранения признается ключевым принципом повестки дня в области развития на период после 2015 года.

22. На протяжении последних нескольких лет секретариат ВОЗ сотрудничает с международными партнерами и государствами-членами в целях установления новых задач в области здравоохранения на период до 2030 года, часть из которых были одобрены руководящими органами. Эти задачи можно разделить на четыре группы:

a) улучшение репродуктивного, материнского и детского здоровья и сокращение бремени инфекционных заболеваний (т.е. выполнение и перевыполнение целей в области развития, установленных в Декларации тысячелетия): например, сократить заболеваемость туберкулезом на 80 процентов, а смертность от туберкулеза - на 90 процентов;

b) сокращение бремени неинфекционных заболеваний, физических увечий и психических расстройств (сократить на одну треть смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, рака, диабета и хронических заболеваний дыхательных путей (среди людей в возрасте 30-70 лет));

c) достижение всеобщего охвата услугами здравоохранения, включая защиту от финансовых рисков: не допускать разорения или дальнейшего обнищания населения из-за необходимости оплаты медицинских услуг из своих собственных средств;

d) уделение внимания социальным и экологическим факторам, определяющим состояние здоровья населения.

Этот набор задач хорошо согласуется с целями и подцелями в области здравоохранения, предложенными Генеральной Ассамблее Рабочей группой открытого состава по целям в области устойчивого развития.

23. В 2014 году ВОЗ и Всемирный банк совместно опубликовали новую рамочную основу для мониторинга прогресса в обеспечении всеобщего охвата услугами здравоохранения после проведения активных консультаций с партнерами и широкой общественностью, а также осуществления 15 анализов ситуаций в конкретных странах под руководством национальных исследователей. Глобальная рамочная основа для мониторинга прогресса в обеспечении всеобщего охвата услугами здравоохранения рекомендует использовать набор отслеживаемых показателей охвата основными видами медицинских вмешательств и мерами защиты от финансовых рисков, связанных с необходимостью оплаты медицинских услуг за счет пациента, с разбивкой по социально-экономическому статусу, месту проживания и полу, где это возможно и целесообразно. Основной набор показателей и целей для конкретной страны должен учитывать демографическую и эпидемиологическую ситуацию в стране, тип системы здравоохранения, уровень социально-экономического развития и потребности и ожидания населения и должен как минимум включать небольшой набор отслеживаемых показателей, рекомендуемых на глобальном уровне. Мониторинг прогресса в обеспечении всеобщего охвата услугами здравоохранения должен стать неотъемлемой частью регулярных общих обзоров прогресса в области здравоохранения и анализов эффективности работы, которые проводятся в большинстве стран.

24. Партнеры в области здравоохранения на глобальном уровне, научные работники и другие стороны проводят разработку комплексной «дорожной карты» по оценке состояния здоровья и обеспечению подотчетности в вопросах здравоохранения в период после 2015 года с учетом уроков, извлеченных из опыта реализации целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия. В рамках этого процесса разработки «дорожной карты» уже были проведены разнообразные технические совещания, в частности касательно стандартизации анкет, предназначенных для проведении опросов домохозяйств по связанным со здравоохранением вопросам, общих показателей состояния здоровья (таких как показатели преждевременной смертности и ожидаемой продолжительности здоровой жизни), показателей достижения конкретных подцелей (таких как показатели материнской смертности), подотчетности по вопросам женского и детского здоровья и статистики смертности.

25. Кроме того, руководители 19 международных организаций по вопросам охраны здоровья согласовали справочный перечень из 100 основных показателей состояния здоровья в целях сокращения нагрузки на страны, связанной с представлением отчетности, улучшения качества данных и повышения согласованности инвестиций, направленных на укрепление национальных систем медико-санитарной информации. Данный перечень стимулирует работу по дальнейшей рационализации процедур сбора данных посредством опроса домохозяйств и в рамках информационных систем медицинских учреждений. В начале 2015 года будет разработана комплексная общая «дорожная карта» по оценке состояния здоровья и обеспечению подотчетности за достижение результатов в области здравоохранения в период после 2015 года.