Страны участники мот. Международная организация труда • МОТ. свобода слова и свобода объединения являются необходимым условием постоянного прогресса

Международная организация труда

Междунаро́дная организа́ция труда́ (МОТ) - специализированное учреждение ООН , международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений . На 2009 год участниками МОТ являются 183 государства. С 1920 года штаб-квартира Организации -Международное бюро труда , находится в Женеве . В Москве находится офис Субрегионального бюро для стран Восточной Европы и Центральной Азии.

[убрать ]

    1 История создания, развития и задачи МОТ

    2 Структура МОТ и ее основополагающие документы

    • 2.1 Устав МОТ

      2.2 Филадельфийская декларация МОТ

      2.3 Регламент Международной конференции труда

      2.5 Международная конференция труда МКТ

      2.6 Административный Совет

      2.7 Международное бюро труда МБТ

    3 Методы работы и основные сферы деятельности

    4 Государства - члены МОТ

    5 Россия и МОТ

    6 Генеральные директора МОТ

    7 События

  • 9 Примечания

История создания, развития и задачи МОТ

Создана в 1919 году на основании Версальского мирного договора в качестве структурного подразделения Лиги Наций . Она была основана по инициативе и при активном участии западной социал -демократии. Устав МОТ был разработан Комиссией по труду мирной конференции и стал частью XIII Версальского договора . Необходимость создания МОТ определялась следующими причинами:

    Первая - политическая.

Поводом для создания МОТ послужили революции в России и ряде других Европейских стран. В целях разрешения возникающих в обществе противоречий взрывным, насильственным, революционным путем организаторы МОТ решили создать международную организацию, призванную всемирно содействовать социальному прогрессу, установлению и поддержанию социального мира между различными слоями общества, способствовать разрешению возникающих социальныых проблем эволюционным мирным путем .

    Вторая - социальная.

Тяжелыми и неприемлемыми были условия труда и жизни трудящихся. Они подвергались жестокой эксплуатации, их социальная защита практически отсутствовала. Социальное развитие значительно отставало от экономического, что тормозило развитие общества .

    Третья - экономическая.

Стремление отдельных стран к улучшению положения трудящихся вызывало увеличение затрат, рост себестоимости продукции, что затрудняло конкурентную борьбу и требовало решения социальных проблем в большинстве стран . В Преамбуле отмечается, что «непредоставление какой-либо страной трудящимся человеческих условий труда является препятствием для других народов, желающих улучшить положение трудящихся в своих странах» .

    Первый генеральный директор и один из основых инициаторов создания - французский политический деятель Альбер Тома . В настоящее время генеральным директором является Хуан Сомавиа .

В 1934 году членами МОТ стали США И СССР. В 1940 году в связи со Второй мировой войной штаб -квартира МОТ временно переносится в Монреаль, Канада. Благодаря этому была сохранена непрерывность деятельности Организации. В 1940 году СССР приостановил свое членство в МОТ, возобновил в 1954 году. С этого времени членами МОТ стали Белоруссия и Украина .

    В 1944 году Международная конференция труда в Филадельфии определила задачи МОТ в послевоенное время. На ней была принята Филадельфийская декларация, определявшая эти задачи. Декларация стала приложением и составной частью Устава МОТ. Правительство СССР не приняло приглашения МОТ на участие в конференции. В 1945 году МОТ возвратилась в Женеву .

Цели и задачи МОТ провозглашены в её Уставе . Деятельность МОТ строится на основе трехстороннего представительства работников, работодателей и правительств - трипартизма .

МОТ- одна из старейших и наиболее представительных международных организаций. Созданная при Лиге Наций, она пережила последнюю и с 1946 года стала первым специализированным учреждением ООН. Если в момент её создания в ней участвовало 42 государства, то в 2000 году их было 174 .

Структура МОТ и ее основополагающие документы

Отличительная черта МОТ - трипартизм, её трехсторонняя структура, в рамках которой осуществляются переговоры между правительствами, организациями трудящихся и предпринимателей. Делегаты этих трех групп представлены и совещаются на равных основаниях на всех уровнях Организации .

Высшим органом МОТ является Международная конференция труда , на которой принимаются все акты МОТ. Делегатами Международной конференции являются по два представителя от правительства и по одному, соответственно, от наиболее представительных организаций работников и работодателей каждого государства-участника. Административный совет МОТ, также организованный на трёхсторонней основе, является исполнительным органом МОТ. Международное бюро труда выполняет функции секретариата МОТ. МОТ принимает Конвенции иРекомендации , посвященные вопросам труда. Помимо конвенций и рекомендаций было принято три декларации: 1944 года о целях и задачах МОТ (включенная сейчас в Устав МОТ ), Декларация МОТ 1977 года о многонациональных предприятиях и социальной политике , а также Декларация МОТ 1998 года об основополагающих правах и принципах в сфере труда. Конвенции подлежат ратификации странами-участницами и являются международными договорами, обязательными для исполнения в случае ратификации. Рекомендации не являются юридически обязательными актами. Даже в том случае, если государство не ратифицировало ту или иную конвенцию, оно несет обязательства в силу факта членства в МОТ и присоединения к его уставу по четырём основополагающим принципам в сфере труда, закрепленным в Декларациии МОТ 1998 года. Это принципы свободы объединения и права на ведение коллективных переговоров; запрета дискриминации в трудовых отношениях; искоренения принудительного труда; и запрета детского труда. Указанным четырём принципам посвящены также восемь Конвенций МОТ (соответственно - Конвенции № 87 и 98; 100 и 111; 29 и 105; 138 и 182), называющиеся фундаментальными. Указанные Конвенции ратифицированы подавляющим большинством государств мира и за их исполнением МОТ наблюдает особенно внимательно.

МОТ не может принуждать к исполнению даже ратифицированных Конвенций. Тем не менее, существуют механизмы контроля МОТ за исполнением Конвенций и Рекомендаций, основная суть которых заключается в исследовании обстоятельств предполагаемых нарушений трудовых прав и придание им международной огласки в случае длительного игнорирования замечаний МОТ государством-участником. Этот контроль осуществляется Комитетом экспертов МОТ по применению Конвенций и Рекомендаций, Комитетом Административного Совета по свободе объединения и Комитетом Конференции по применению Конвенций и Рекомендаций.

В исключительных случаях, в соответствии со статьей 33 Устава МОТ, Международная конференция труда может призвать своих членов к осуществлению воздействия на государство, особенно злостно нарушающее международные трудовые стандарты. На практике это было сделано только один раз - в 2001 году в отношении Мьянмы , в течение десятилетий подвергавшейся крититке за использование принудительного труда и отказывавшейся сотрудничать по этому вопросу с МОТ. В результате, ряд государств применили в отношении Мьянмы экономические санкции и она была принуждена сделать ряд шагов навстречу МОТ.

Устав МОТ

Филадельфийская декларация МОТ

В 1944 году на сессии в Филадельфии,США Международная конференция труда приняла Филадельфийскую декларацию, в которой уточняются цели и задачи Организации.

    В Декларации воплощены следующие принципы:

    • труд не является товаром;

      свобода слова и свобода объединения являются необходимым условием постоянного прогресса;

      нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния;

      все люди, независимо от расы, веры или пола, имеют право на осуществление своего материального состояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей.

Регламент Международной конференции труда

Декларация МОТ 1998 года Об основополагающих принципах и правах в сфере труда

Принимая во внимание, что создатели МОТ исходили из убеждения, что социальная справедливость имеет важнейшее значение для обеспечения всеобщего и прочного мира;

Принимая во внимание, что экономический рост имеет важнейшее значение, но недостаточен для обеспечения равенства, социального прогресса и искоренения бедности, что подтверждает необходимость в усилиях МОТ, направленных на поддержку сильной социальной политики, справедливости и демократических институтов;

Принимая во внимание, что МОТ должна, как никогда ранее, использовать все свои ресурсы в области нормотворческой деятельности, технического сотрудничества и весь свой исследовательский потенциал во всех областях своей компетенции, в частности в таких, как занятость, профессиональная подготовка и условия труда, добиваясь таким образом в рамках глобальной стратегии социально-экономического развития того, чтобы экономическая политика и социальная политика взаимно усиливали друг друга, создавая условия для широкомасштабного и устойчивого развития;

Принимая во внимание, что МОТ должна обращать особое внимание на проблемы, стоящие перед лицами, которые имеют особые социальные нужды, в особенности перед безработными и трудящимися-мигрантами, и мобилизовать и поощрять предпринимаемые на международном, региональном и национальном уровнях усилия, направленные на разрешение их проблем, и способствовать проведению действенной политики, нацеленной на создание рабочих мест;

Принимая во внимание, что для усиления связей между социальным прогрессом и экономическим ростом особые значение и смысл имеет гарантия соблюдения основополагающих принципов и прав в сфере труда, так как она позволяет заинтересованным лицам свободно и на равных условиях требовать своей справедливой доли в богатстве, созданию которого они помогали, а также дает им возможность полностью реализовать свой человеческий потенциал;

Принимая во внимание, что МОТ является международной организацией, наделенной по своему Уставу мандатом и являющейся компетентным органом в области принятия и применения международных трудовых норм, и пользующейся всеобщей поддержкой и признанием в том, что касается содействия применению основополагающих прав в сфере труда, являющихся выражением ее уставных принципов;

Принимая во внимание, что в условиях растущей экономической взаимозависимости настоятельно требуется подтвердить неизменность основополагающих принципов и прав, провозглашенных в Уставе Организации, и содействовать их всеобщему соблюдению;Международной Организации Труда Статья >> Государство и право

Устава Международной Организации Труда направляются Генеральному Директору Международного Бюро Труда для... Международной Организации Труда , Генеральный Директор Международного Бюро Труда извещает об этом всех Членов Международной Организации Труда ...

  • Деятельность международной организации труда , ее структура и организация

    Реферат >> Государство и право

    Что такое МОТ? Международная организация труда (МОТ), основанная в... учреждений системы Организации Объединенных Наций. Это - единственная международная организация , состоящая... МОТ стала первой международной организацией , которая занялась рассмотрением...

  • Международное разделение труда (10)

    Реферат >> Экономика

    И международного разделения труда . Внутригосударственное разделение труда - это сис­тема или способ организации труда , при... более квалифицированными. По оценкам экспертов Международной организации труда , каждый трудящийся мигрант привозит в...

  • Международный рынок труда (2)

    Курсовая >> Экономика

    Млн. человек. По оценкам международной организации труда , в странах Евросоюза незаконно проживают... положение мигрантов . Международная организация по миграции считает, ... 178]. Кроме того, Международная организация по миграции подчеркивает: необходимо...

  • Принято классифицировать по различным основаниям, в том числе по принявшему их органу, юридической силе (обязательные и рекомендательные), сфере действия (двусторонние, локальные, всеобщие).

    Пакты и конвенции ООН являются обязательными для всех стран, их ратифицировавших. Международная организация труда принимает два вида актов, содержащих стандарты правового регулирования труда: конвенции и рекомендации. Конвенции являются международными соглашениями и обязательны для ратифицировавших их стран. В случае ратификации конвенции государство принимает необходимые меры к ее реализации на национальном уровне и регулярно представляет в Организацию доклады об эффективности таких мер. В соответствии с Уставом МОТ ратификация государством конвенции не может затрагивать национальные правила, более благоприятные для трудящихся. По нератифицированным конвенциям Административный совет может запрашивать у государства информацию о состоянии национального законодательства и практики его применения, а также о мерах по их улучшению, которые предполагается принять. Рекомендации не требуют ратификации. Эти акты содержат положения, уточняющие, детализирующие положения конвенций, либо модель регулирования социально-трудовых отношений.

    В настоящее время подход МОТ к созданию конвенций решено несколько модифицировать в целях обеспечения большей гибкости правового регулирования. Будут приниматься рамочные конвенции, содержащие минимальные гарантии прав трудящихся, дополняемые соответствующими приложениями. Одним из первых таких актов стала Конвенция № 183 «О пересмотре Конвенции (пересмотренной) 1952 года об охране материнства». Ряд важных положений об охране материнства содержится в соответствующей Рекомендации. Такой подход позволяет стимулировать страны с недостаточным уровнем зашиты социально-трудовых прав ратифицировать данную Конвенцию и обеспечить тем самым закрепленный в ней минимум гарантий. Некоторые развивающиеся страны опасаются чрезмерной нагрузки на работодателей в результате ратификации конвенций МОТ. Для экономически более развитых стран в этих конвенциях закрепляются ориентиры повышения уровня гарантий. Изучение опыта МОТ показывает, что государства не ратифицируют те или иные конвенции по разным причинам, в том числе в случаях, когда на национальном уровне законодательством или практикой уже обеспечивается более высокий уровень зашиты прав трудящихся.

    Основные направления международного правового регулирования труда

    Международная организация труда ведет активную нормотворческую деятельность . За время ее существования было принято 188 конвенций и 200 рекомендаций.

    К числу основополагающих отнесены восемь конвенций МОТ. В них закреплены основные принципы правового регулирования труда. Это следующие конвенции.

    Конвенция № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (1948 г.), Конвенция № 98 «Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров» (1949 г.) устанавливают право всех трудящихся и предпринимателей без предварительного на то разрешения создавать организации и вступать в них. Государственные власти не должны это право ограничивать или препятствовать его осуществлению. Предусмотрены меры по защите права на свободу объединения, защите профсоюзов от дискриминации, а также организаций трудящихся и предпринимателей против вмешательства вдела друг друга.

    Конвенция № 29 «Относительно принудительного или обязательного труда» (1930 г.) содержит требование упразднить применение принудительного или обязательного труда во всех его формах. Под принудительным или обязательным трудом понимается всякая работа или служба, которая требуется от лица под угрозой наказания и для которой это лицо не предложило своих услуг добровольно. Определен перечень работ, не входящих в понятие принудительного или обязательного груда.

    Конвенция № 105 «Об упразднении принудительного труда» (1957 г.) ужесточает требования и закрепляет обязательства государств не прибегать к какой-либо его форме в качестве:

    • средства политического воздействия или воспитания либо в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной либо экономической системе;
    • метода мобилизации и использования рабочей силы в целях экономического развития;
    • средства поддержания трудовой дисциплины;
    • средства наказания за участие в забастовках;
    • меры дискриминации по признакам расовой, социальной и национальной принадлежности или вероисповедания.

    Конвенция № 111 «Относительно дискриминации в области труда и занятий» (1958 г.) признает необходимость проведения национальной политики, направленной на устранение дискриминации при найме, профессиональной подготовке по признаку расы, цвета кожи, пола, веры, политических взглядов, национальному или социальному происхождению.

    Конвенция № 100 «Относительно равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности» (1951 г.) требует от государств поощрения и обеспечения претворения в жизнь принципа равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности. Этот принцип может применяться путем национального законодательства, любой системы определения вознаграждения, установленной или признанной законодательством, коллективными договорами между предпринимателями и трудящимися, либо сочетания различных способов. Для этого также предусматривается принятие мер, способствующих объективной оценке выполняемой работы на основе затрачиваемого труда. Конвенция затрагивает вопрос основной заработной платы и других вознаграждений, предоставляемых прямо или косвенно в деньгах либо натуре предпринимателем трудящемуся в силу выполнения последним определенной работы. Она определяет равное вознаграждение за труд равной ценности как вознаграждение, определяемое без дискриминации по признакам пола.

    Конвенция № 138 «О минимальном возрасте для приема на работу» (1973 г.) принята в целях устранения детского труда. Минимальный возраст для приема на работу не должен быть ниже возраста завершения обязательного образования.

    Конвенция № 182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» (1999 г.) обязывает государства немедленно принять эффективные меры по запрету и искоренению наихудших форм детского труда. Целенаправленная деятельность МОТ в последние два десятилетия, а также принятие Декларации 1944 г. способствовали увеличению числа ратификаций указанных конвенций.

    Еше четыре конвенции отнесены МОТ к числу приоритетных:

    • № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (1947 г.) — закрепляет обязательство государств иметь систему инспекции труда на промышленных предприятиях для обеспечения применения положений законодательства, относящихся к условиям труда и охране трудящихся в процессе их работы. Она определяет принципы организации и деятельности инспекций, полномочия и обязанности инспекторов;
    • № 129 «Об инспекции труда в сельском хозяйстве» (1969 г.) — на основе положений Конвенции № 81 формулирует положения об инспекции труда с учетом специфики сельскохозяйственного производства;
    • № 122 «О политике в области занятости» (1964 г.) — предусматривает осуществление ратифицировавшими ее государствами активной политики по содействию полной, продуктивной и свободно избранной занятости;
    • № 144 «О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм» (1976 г.) — предусматривает трехсторонние консультации между представителями правительства, работодателей и трудящихся на национальном уровне по вопросам разработки, принятия и применения конвенций и рекомендаций МОТ.

    В целом можно выделить следующие основные направления правового регулирования МОТ:

    • основные права человека;
    • занятость;
    • социальная политика;
    • регулирование вопросов труда;
    • трудовые отношения и условия труда;
    • социальное обеспечение;
    • правовое регулирование труда отдельных категорий работников (особое внимание уделяется запрету детского труда, охране труда женщин; значительное число актов посвящено регулированию труда моряков, рыбаков и некоторых других категорий трудящихся).

    Принятие конвенций нового поколения обусловлено значительным количеством актов МОТ и назревшей необходимостью адаптации содержащихся в них стандартов к современным условиям. Они представляют собой своего рода систематизацию международного правового регулирования труда в определенной области.

    На протяжении всей своей истории МОТ уделяет значительное внимание регулированию труда моряков и работников в рыболовном секторе. Это обусловлено характером и условиями труда указанных категорий лиц, особо требующими разработки международных стандартов правового регулирования. Вопросам регулирования труда моряков посвящено около 40 конвенций и 29 рекомендаций. В указанных сферах в первую очередь были разработаны конвенции МО Г нового поколения: «Отруде в морском судоходстве» (2006 г.) и «О труде в рыболовном секторе» (2007 г.). Эти конвенции должны обеспечить качественно новый уровень защиты социально-трудо- вых прав этих категорий работников.

    Такая же работа была проведена в отношении норм об охране труда — речь о Конвенции № 187 МОТ «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» (2006 г.), дополненной соответствующей Рекомендацией. Конвенцией предусмотрено, что ратифицировавшее ее государство содействует постоянному совершенствованию безопасности и гигиены труда в целях предупреждения случаев производственного травматизма, профессиональных заболеваний и гибели людей на производстве. Для этого на основе консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников на национальном уровне разрабатываются соответствующие политика, система и программа.

    Национальная система безопасности и гигиены включает:

    • нормативные правовые акты, коллективные договоры и другие соответствующие акты по безопасности и гигиене труда;
    • деятельность органа или ведомства, отвечающего за вопросы безопасности и гигиены труда;
    • механизмы для обеспечения соблюдения национальных законодательных и нормативных правовых актов, включая системы инспекции;
    • меры, направленные на обеспечение сотрудничества на уровне предприятия между его руководством, работниками и их представителями в качестве основного элемента мер профилактики на производстве.

    Рекомендация об основах, содействующих безопасности и гигиене труда, дополняет положения Конвенции и направлена на обеспечение содействия разработке и принятию новых актов, международному обмену информацией в области безопасности и гигиены труда.

    В сфере регулирования трудовых отношений большое значение имеют конвенции по вопросам прекращения трудовых отношений и защиты заработной платы. Конвенция № 158 МОТ «О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя» (1982 г.) принята в целях защиты работников от прекращения трудовых отношений без законного основания. Конвенция закрепляет требование обоснованности — должно быть законное основание, связанное со способностями или с поведением трудящегося либо вызванное производственной необходимостью. Также перечислены причины, которые не являются законным основанием для прекращения трудовых отношений, в том числе: членство в профсоюзе или участие в профсоюзной деятельности; намерение стать представителем трудящихся; выполнение функций представителя грудящихся; подача жалобы или участие в деле, возбужденном против предпринимателя по обвинению в нарушении законодательства; дискриминирующие признаки — раса, цвет кожи, пол, семейное положение, семейные обязанности, беременность, вероисповедание, политические взгляды, национальность или социальное происхождение; отсутствие на работе в период пребывания в отпуске по материнству; временное отсутствие на работе в связи с болезнью или травмой.

    Конвенция излагает как процедуры, применяемые до и во время прекращения трудового отношения, так и процедуру обжалования решения об увольнении. Бремя доказывания наличия законного основания для увольнения возложено на предпринимателя.

    Конвенция предусматривает право работника на предупреждение о планируемом прекращении трудового отношения в разумный срок или право на денежную компенсацию вместо предупреждения, если он не совершил серьезного проступка; право на выходное пособие и (или) другие виды защиты дохода (пособия из фонда страхования по безработице, фондов помощи безработным либо другие формы социального обеспечения). В случае необоснованного увольнения, невозможности отмены решения об увольнении и восстановления трудящегося на прежней работе предполагается выплата соответствующей компенсации или другого пособия. В случае прекращения трудовых отношений по экономическим, технологическим, структурным или аналогичным причинам на работодателя возлагается обязанность информировать об этом работников и их представителей, а также соответствующий государственный орган. Государства на национальном уровне могут вводить определенные ограничения при массовых увольнениях.

    Конвенция № 95 МОТ «Об охране заработной платы» (1949 г.) содержит значительное число норм, направленных на защиту интересов трудящихся: о форме выплаты заработной платы, об ограничении выплаты заработной платы в натуре, о запрете предпринимателям ограничивать свободу распоряжаться своей заработной платой по своему усмотрению и ряд других важных положений. В ст. 11 данной Конвенции закреплено, что в случае банкротства предприятия или ликвидации его в судебном порядке трудящиеся будут пользоваться положением привилегированных кредиторов.

    Международная организация труда приняла также Конвенцию №131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» (1970 г.). В соответствии с ней государства обязуются ввести систему установления минимальной заработной платы, охватывающую все группы работающих по найму, условия труда которых делают применение такой системы целесообразным. Минимальная заработная плата согласно этой Конвенции «имеет силу закона и не подлежит понижению». При определении минимальной заработной платы учитываются следующие факторы:

    • потребности работников и их семей, принимая во внимание общий уровень заработной платы в стране, стоимость жизни, социальные пособия и сравнительный уровень жизни других социальных групп;
    • экономические соображения, включая требования экономического развития, уровень производительности и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости. Для обеспечения эффективного применения всех положений о минимальной заработной плате принимаются соответствующие меры, например надлежащая инспекция, дополненная другими необходимыми мерами.

    Перечень конвенций МОТ, действующих в РФ

    1. Конвенция № 11 “О праве на организацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве” (1921 г.).

    2. Конвенция № 13 “Об использовании свинцовых белил в малярном деле” (1921 г.).

    3. Конвенция № 14 “О еженедельном отдыхе на промышленных предприятиях”(1921 г.).

    4. Конвенция № 16 “Об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых на борту судов” (1921 г.).

    5. Конвенция № 23 “О репатриации моряков” (1926 г.).

    6. Конвенция № 27 “Об указании веса тяжелых грузов, перевозимых на судах” (1929 г.).

    7. Конвенция № 29 “О принудительном или обязательном труде” (1930 г.).

    8. Конвенция № 32 “О защите от несчастных случаев трудящихся, занятых на погрузке или разгрузке судов” (1932 г.).

    9. Конвенция № 45 “О применении труда женщин на подземных работах в шахтах” (1935 г.).

    10. Конвенция № 47 “О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю” (1935 г.).

    11. Конвенция № 52 “О ежегодных оплачиваемых отпусках” (1936 г.).

    12. Конвенция № 69 “О выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации” (1946 г.).

    13. Конвенция № 73 “О медицинском освидетельствовании моряков” (1946 г.).

    14. Конвенция № 77 “О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности” (1946 г.).

    15. Конвенция № 78 “О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах” (1946 г.).

    16. Конвенция № 79 “О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду” (1946 г.).

    17. Конвенция № 87 “О свободе ассоциации и защите прав на организацию” (1948 г.).

    18. Конвенция № 90 “О ночном труде подростков в промышленности” (пересмотрена в 1948 г.).

    19. Конвенция № 92 “О помещениях для экипажа на борту судов” (пересмотрена в 1949 г.).

    20. Конвенция № 95 “Об охране заработной платы” (1949 г.).

    21. Конвенция № 98 “О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров” (1949 г.).

    22. Конвенция № 100 “О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности” (1951 г.).

    23. Конвенция № 103 “Об охране материнства” (1952 г.).

    24. Конвенция № 106 “ О еженедельном отдыхе в торговле и учреждениях” (1957 г.).

    25. Конвенция № 108 “О национальном удостоверении личности моряков” (1958 г.).

    26. Конвенция № 111 “О дискриминации в области труда и занятий” (1958 г.).

    27. Конвенция № 113 “О медицинском осмотре моряков” (1959 г.).

    28. Конвенция № 115 “О защите трудящихся от ионизующей радиации” (1960 г.).

    29. Конвенция № 116 “О частичном пересмотре конвенций” (1961 г.).

    30. Конвенция № 119 “О снабжении машин защитными приспособлениями” (1963 г.).

    31. Конвенция № 120 “О гигиене в торговле и учреждениях” (1964 г.).

    32. Конвенция № 122 “О политике в области занятости” (1964 г.).

    33. Конвенция № 124 “О медицинском освидетельствовании молодых людей с целью определения их пригодности к труду на подземных работах в шахтах и рудниках” (1965 г.).

    34. Конвенция № 126 “О помещениях для экипажа на борту рыболовецких судов” (1966 г.).

    35. Конвенция № 133 “О помещениях для экипажа на борту судов”. Дополнительные положения (1970 г.).

    36. Конвенция № 134 “О предупреждении производственных несчастных случаев среди моряков” (1970 г.).

    37. Конвенция № 138 “О минимальном возрасте” (1973 г.).

    38. Конвенция № 142 “О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов”.

    39. Конвенция № 147 “О минимальных нормах на торговых судах” (1976 г.).

    40. Конвенция № 148 “О защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом, вибрацией на рабочих местах” (1977 г.).

    41. Конвенция № 149 “О занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала” (1977 г.).

    42. Конвенция № 159 “О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов” (1983 г.).

    43. Конвенция № 160 “О статистике труда” (1985 г.).

    1. Создание, развитие и задачи мот

    МОТ была создана в 1919 г. в ходе Версальской мирной конференции по итогам первой мировой войны. Она была основана по инициативе и при ак­тивном участии западной социал-демократии. Устав МОТ был разработан Комиссией по труду мирной конференции и стал частью XIII Версальского договора. Необходимость создания такой Организации определялась, по край­ней мере, тремя основными причинами.

    Первая - политическая. Поводом для создания МОТ послужили револю­ции в России и ряде других европейских стран.

    В целях предотвращения разрешения возникающих в обществе противоре­чий взрывным, насильственным, революционным путем организаторы МОТ решили создать международную организацию, призванную всемерно содей­ствовать социальному прогрессу, установлению и поддержанию социального мира между различными слоями общества, способствовать разрешению воз­никающих социальных проблем эволюционным мирным путем.

    Вторая - социальная. Тяжелыми и неприемлемыми с общечеловеческих по­зиций были условия труда и жизни трудящихся. Они подвергались жестокой экс­плуатации. Их социальная защита практически отсутствовала. Социальное разви­тие резко отставало от экономического, что тормозило общее развитие общества.

    Третья - экономическая. Стремление отдельных стран к улучшению поло­жения трудящихся вызывало увеличение затрат, рост себестоимости продук­ции, что затрудняло конкурентную борьбу и требовало решения социальных проблем в большинстве, по крайней мере, развитых стран.

    МОТ - одна из старейших и наиболее представительных международных организаций. Созданная при Лиге Наций она пережила последнюю и с 1946 г. стала первым специализированным учреждением ООН. Если в момент ее со­здания в ней участвовали 42 государства, то в 2000 г. их было 174.

    Отличительная черта МОТ - трипартизм, ее трехсторонняя структура, в рамках которой осуществляются переговоры между правительствами, органи­зациями трудящихся и предпринимателей. Делегаты этих трех групп представ­лены и совещаются на равных основаниях на всех уровнях Организации. При­нятие решений предполагает взаимный учет интересов и достижение общих соглашений, хотя согласование различных, а нередко и противоположных интересов - дело сложное и трудное.

    Первая Международная конференция труда открылась 29 октября 1919 г. в Вашингтоне. Эта дата считается основанием МОТ. На этой конференции были приняты первые шесть международных конвенций по труду, в том числе о рабо­чем времени в промышленности, о безработице и другие. Первая устанавливала ограничение рабочего времени на промышленных предприятиях до восьми ча­сов в день и сорока восьми часов в неделю. Конвенция о безработице обязывала членов организации устанавливать систему государственных бюро занятости.

    В 1920 г. штаб квартира Организации - Международное бюро труда (МБТ) переезжает в Женеву. В 1926 г. Международная конкуренция труда создает дей­ствующий и ныне механизм контроля за применением конвенций.

    В 1934 г. членами МОТ стали Советский Союз иСША. Такое совпадение было видимо неслучайно.

    В 1940 г. в связи с войной в Европе штаб квартира МОТ временно переносится в Монреаль (Канада). Благодаря этому была сохранена непрерывность деятель­ности организации. В 1940 г. СССР приостановил свое членство в МОТ и возвра­тился в нее в 1954 г. С этого года членами МОТ стати Украина и Белоруссия.

    В 1944 г., когда Вторая мировая война приближалась к концу и МОТ ис­полнилось 25 лет Международная конференция труда в Филадельфии опреде­лила задачи МОТ в послевоенное время. На ней была принята Филадельфий­ская декларация, определявшая эти задачи. Декларация стала приложением и составной частью Устава МОТ. Руководство МБТ пригласило СССР принять участие в этой конференции, как полноправного члена, но правительство это приглашение не приняло. В 1945 г. МБТ возвратилось в Женеву.

    К 1970 г. число стран-членов удвоилось по сравнению с 1948 г. Организация с приходом в нее развивающихся стран приобрела универсальный характер. Развивающиеся страны стали составлять большинство в МОТ. Число сотруд­ников МБТ за это время увеличилось в четыре раза, а бюджет Организации - в пять раз.

    В 1969 г. в связи с 50-летием Организации МОТ была присуждена Нобелев­ская премия мира.

    Присутствие в МОТ социалистических стран вело к большим политичес­ким противоречиям и противостоянию групп государств. Многие страны ста­ли выступать против гегемонизма США в Организации. В связи с этой крити­кой и принятием в МОТ в качестве наблюдателя Организации Освобождения Палестины США в 1977 г. вышли из МОТ, но затем под влиянием своих ос­новных западных партнеров возвратились в нее в 1980 г. После развала СССР и образования на базе союзных республик самостоятельных государств все они стали членами МОТ.

    Аппарат МБТ - этот постоянный секретариат МОТ - отличается боль­шим постоянством, что определяет не только большой опыт и профессиона­лизм. но и консерватизм. За все годы существования МОТ сменилось только восемь генеральных директоров. Первым был француз Альбер Тома, который много сделал для развития организации и придания ей определенного автори­тета. Большая роль в развитии МОТ принадлежи! американцу Давиду Морсу, возглавлявшему МБТ с 1948 по 1970 гг. и французу Франсису Бланшару, кото­рый был Генеральным директором с 1973 по 1989 г. Все время эти посты зани­мали представители развитых западных стран и только в марте 1999 г. на этот пост избран представитель развивающегося мира - чилиец Хуан Сомавия.

    Главные цели МОТ - содействие социально-экономическому прогрессу, повышению благосостояния и улучшению условий труда людей, зашита прав человека.

    Исходя из этих целей основными задачами МОТ являются:

    Разработка согласованной политики и программ, направленных на ре­шение социально-трудовых проблем;

    Разработка и принятие международных трудовых норм в виде конвен­ций и рекомендаций и контроль за их выполнением;

    Помощь странам-участницам в решении проблем занятости, сокраще­ния безработицы и регулирования миграций;

    Зашита прав человека (права на труд, на объединение, коллективные переговоры, зашита от принудительного труда, дискриминации и т.п.);

    Борьба с бедностью, за улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие социального обеспечения;

    Содействие профессиональной подготовке и переподготовке работаю­щих и безработных;

    Разработка и осуществление программ в области улучшений условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, ох­раны и восстановления окружающей среды;

    Содействие организациям трудящихся и предпринимателей в их работе со­вместно с правительствами по регулированию социально-трудовых отношений;

    Разработка и осуществление мер по защите наиболее уязвимых групп трудящихся (женщин, молодежи, пожилых людей, трудящихся-мигрантов).

    Перечисленные задачи были и остаются главными в деятельности МОТ. Вместе с тем в связи с переходом стран Восточной Европы к рыночным отношениям МОТ выделены и новые приоритеты. Это - поддержка процесса демократизации, развития трипартизма, продолжение борьбы с бедностью, особенно путем увеличения занятости.

    Новые задачи МОТ связаны также с глобализацией экономики, соци­альный аспект которой создает озабоченность всего общества.

    В период существования социалистической системы МОТ приходилось много заниматься идеологическими проблемами, связанными с противобор­ством двух социальных систем. Теперь основное внимание Организации долж­но быть направлено на решение социальных проблем на основе трипартизма. На сессии Международной конференции труда, посвященной 75-летию МОТ (1994 г.), в докладе Генерального директора «Ценности, которые мы защи­щаем, перемены, к которым мы стремимся» говорилось, что «развал ком­мунистического блока глубоко повлиял на жизнь нашей Организации, равно как и на процесс всемирного развития». Теперь, еще в большей мере, указы­ваюсь в докладе, надо уделять внимание преодолению напряженности, ко­торая существовала всегда и будет существовать впредь между трудящимися и предпринимателями, так как им необходимо примирять свои противоречи­вые требования, касающиеся занятости и сферы труда, производства и рас­пределения доходов. В этой связи ставилась задача «беспрестанно и повсемес­тно развивать социальный диалог, коллективные переговоры, чувство компромисса», предпринимать «дополнительные усилия для обеспечения под­линного признания принципа грехсторонности во всем мире» 1 . Одновремен­но подчеркиваюсь роль государства, которое, выступая то регулятором, то арбитром, то посредником в переговорах, играет зачастую решающую роль в успешном проведении социального диалога и коллективных переговоров. Но, как отметил Генеральный директор МБТ, хотя конец «холодной войны» при­вел к ряду положительных результатов, однако «эти положительные измене­ния в тоже время отодвинули на второй план социальные цели экономичес­кого роста» 2 . По мнению некоторых профсоюзных лидеров с распадом блока социалистических государств наступление капитала на труд в мире и в МОТ усилилось.

    Задачи МОТ находят конкретное воплощение в программах ее деятельно­сти. В докладе на 87-ой сессии Международной конференции труда в июне 1999 г. говорилось о необходимости начать новое столетие с перехода от 39 основ­ных программ к четырем стратегическим задачам, что нашло уже отражение ббюджете на 2000-2001 гг., но об этом в § 4.

    2.11.1612: 11

    Сотрудничество Российской Федерации с Международной организацией труда (МОТ)

    (справка)

    Членство в МОТ – одной из старейших и ведущих международных организаций – позволяет России изучать и применять международную практику урегулирования социально-трудовых споров, развивать социальное партнерство (правительство - профсоюзы - предприниматели), использовать рекомендации МОТ для совершенствования и регулирования рынка труда. Участие в деятельности МОТ помогает разрабатывать основанные на мировом опыте нормы трудового законодательства, содействует развитию предпринимательства, в т.ч. малых предприятий, решению проблем занятости.

    Взаимодействие Российской Федерации с МОТ осуществляется в соответствии с регулярно подписываемыми Программами сотрудничества, которые предусматривают различные формы взаимодействия Минтруда России, ФНПР и РСПП с МОТ в вопросах расширения возможностей занятости и создания рабочих мест в нашей стране, содействия учреждению безопасных условий труда и расширению социальной защиты, а также соблюдения международных трудовых стандартов и развития социального диалога (в настоящее время действует Программа на 2013-2016 гг.).

    МОТ оказывает России консультативную помощь в проведении экспертной оценки социально-трудового законодательства, внедрении в практику концепции социального партнерства, модульной системы подготовки рабочих кадров на производстве, совершенствовании службы занятости, социальной защиты и пенсионного обеспечения, разработке нового классификатора профессий, развитии статистики в сфере труда.

    Важным шагом на пути к сближению нашего законодательства с международными правовыми нормами стало подписание 8 февраля 2003 г. Президентом Российской Федерации Федерального закона «О ратификации Конвенции о запрете и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (Конвенция № 182)». С принятием этого закона Россия стала участницей всех восьми т.н. основополагающих конвенций МОТ, регулирующих сферу социально-трудовых отношений. Всего Россией ратифицировано 73 конвенции (53 находятся в силе, 20 - денонсированы).

    С 1959 г. в Москве действует отделение МОТ. В начале 90-х гг. оно было преобразовано в Субрегиональное бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии. В сентябре 1997 г. между Правительством Российской Федерации и Организацией было подписано Соглашение о Бюро МОТ в Москве, предусматривающее формирование на его основе многопрофильной группы экспертов для оказания содействия в решении социально-трудовых проблем. Деятельность Бюро распространяется на 10 стран СНГ (за исключением Украины и Молдавии) и Грузию. С декабря
    2012 г. Бюро возглавляет гражданка Болгарии Д.Димитрова.

    По данным на конец 2015 г. в женевском бюро МОТ работают 6 российских граждан на постах специалистов. Такая кадровая квота в целом не соответствует размеру взносов России в бюджет Организации (в 2014 году 8,75 млн. швейцарских франков, в 2015 году взнос составил 9,282.797 млн. швейцарских франков).

    МИД России, отвечая за внешнеполитические аспекты взаимодействия нашей страны с МОТ, координирует работу российских ведомств и общественных организаций на этом направлении. Представители МИД, Минтруда, Координационного совета объединений работодателей России и Федерации независимых профсоюзов России участвуют в работе руководящих органов МОТ, в конференциях по актуальным вопросам трудовой и социально-экономической политики, проводимых в России Московским Бюро МОТ.

    Поддерживаются регулярные контакты с руководством МОТ. Гендиректор Организации Г.Райдер посетил Москву в декабре 2012 г. Состоялась его встреча с Председателем Правительства Российской Федерации Д.А.Медведевым. Очередные визиты Г.Райдера в Россию прошли в июле и сентябре 2013 г. в рамках российского председательства в «двадцатке». В последний раз Г.Райдер находился в России по приглашению российского стороны и принял участие в первой в истории БРИКС встрече министров труда и занятости (25-26 января 2016 г., Уфа).

    Регулярно проводятся визиты в Женеву делегаций Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов во главе с Председателем Комитета А.К.Исаевым. По оценкам представителей МБТ, уровень взаимодействия российского парламента с Организацией можно считать «эталонным», поскольку российская законодательная власть на практике оперативно реагирует на рекомендации, полученные в ходе прямых рабочих контактов со специалистами МОТ, воплощает их в соответствующие нормативно-правовые акты.

    Важное значение для продвижения взаимодействия России и МОТ в плане расширения нашего участия в международных трудовых стандартах имела ратификация в 2010 г. четырех конвенций МОТ (№№ 132, 135, 154, 187). В Организации и среди международных профсоюзов это воспринято как свидетельство курса российского государства на построение социального государства.

    Процесс подготовки к ратификации новых конвенций МОТ продолжается в соответствии с Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2013-2016 гг. В 2013-2014 гг. Россия ратифицировала Конвенцию МОТ № 140 об оплачиваемых учебных отпусках, Конвенцию МОТ № 144 о трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм, Конвенцию МОТ № 151 о защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе и Конвенцию МОТ № 176 о безопасности и гигиене труда на шахтах.

    В настоящий момент на межведомственном согласовании находится Конвенция МОТ № 102 о минимальных нормах социального обеспечения. Законопроект о ратификации Конвенции МОТ № 139 о борьбе с опасностью, вызываемой канцерогенными веществами и агентами в производственных условиях, и мерах их профилактики рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 19 мая 2016 г., внесен в Госдуму и предположительно будет рассмотрен в ходе осенней сессии 2016 г..

    Россия заинтересована в использовании законодательного опыта и исследовательского потенциала МОТ в целях содействия осуществлению российских экономических реформ при сохранении социальных гарантий населению на фоне развития мирового финансово-экономического кризиса, что полностью соответствует духу рекомендаций МОТ. Нашим интересам отвечает использование возможностей и опыта МОТ в таких вопросах, как формирование государственной политики занятости в условиях кризиса, борьба с бедностью, трудовая миграция, модернизация трудового законодательства, системы социально и пенсионного обеспечения, организация непрерывной подготовки и переподготовки кадров.

    Стратегический курс на дальнейшее расширение сотрудничества России с Организацией был подтвержден Председателем Правительства Российской Федерации В.В.Путиным в ходе его выступления на юбилейной 100-й сессии Международной конференции труда в июне 2011 г. В декабре 2012 г. в Москве прошла Международная конференция высокого уровня по вопросам достойного труда.

    В ее рамках было подписано донорское соглашение, которое позволило начать осуществление согласованной стратегии «двадцатки» в области профессиональной подготовки в некоторых странах СНГ, Ближнего Востока и Азии (на цели программы в течение 2012-2014 гг. Правительством России будет выделено 8 млн. долларов США), а также меморандум между МОТ и «Лукойлом», позволяющий начать сотрудничество с российским негосударственным донором по привлечению частных средств для реализации проектов МОТ.

    Россия внимательно следит за работой контрольных органов МОТ и сотрудничает с ними. В мае-июне 2005 г. в связи с поступившими жалобами российских профсоюзов на заседаниях Комитета МКТ по применению конвенций и рекомендаций и Комитета Адмсовета по свободе объединения состоялось рассмотрение ситуации с выполнением Россией конвенций МОТ № 87 и 98 (о свободе объединений и праве на ведение коллективных переговоров). Контрольные органы МОТ пришли к заключению о наличии некоторых проблем с практикой применения трудового законодательства в России и высказали ряд рекомендаций, которые были учтены профильными российскими ведомствами.

    Придавая большое значение контрольным функциям МОТ, Россия в то же время исходит из того, что рассмотрение подобных вопросов следует вести максимально объективно, не политизируя дискуссию, в строгом соответствии с мандатом Организации и установленными процедурами.

    Заинтересованы в развитии взаимодействия в формате МОТ-БРИКС. Рассчитываем на экспертный потенциал организации при формировании социально-трудовой повестки дня объединения.

    В рамках российского председательства в БРИКС в 2015-2016 гг. на полях июньской сессии МКТ был проведен ряд совместных с партнерами мероприятий по социально-трудовой тематике.

    В январе 2016 г. в Уфе прошла первая в истории БРИКС встреча министров труда и занятости (25-26 января 2016 г., Уфа), где по приглашению российской стороны принял участие Генеральный директор МОТ Г.Райдер. В рамках мероприятия он выразил готовность со стороны секретариата МОТ и от себя лично оказывать техническую поддержку при разработке экономической политики странам БРИКС.

    Отображение сетевого контента

    Общие сведения

      fix

      Международная организация труда (МОТ) создана в 1919 г. С 1946 г. МОТ является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций.
      Согласно Уставу, она призвана содействовать установлению всеобщего и прочного мира на основе социальной справедливости путем улучшения условий труда (регламентация рабочего времени, борьба с безработицей, защита трудящихся от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве, защита детей, подростков и женщин, равная оплата труда, гарантия зарплаты, организация профтехобучения и др.).
      Организация разрабатывает и принимает международно-правовые акты по социально-трудовым вопросам в форме конвенций, протоколов и рекомендаций, контролирует практику их применения. С 1919 г. МОТ принято 188 конвенций, по статусу равных международным договорам, из которых Россия ратифицировала 59 (по состоянию на март 2013 г.).
      Членами МОТ являются 185 государства (СССР был членом Организации с 1934 по 1938 гг. и с 1954 по 1991 гг.). С 1991 г. Российская Федерация - полноправный член МОТ как государство-преемник СССР.
      Особенность МОТ состоит в том, что она работает на основе трипартизма – объединения работодателей и трудящихся имеют в ней равный с правительством голос в формировании политики и программ деятельности Организации.
      Головным ведомством по участию нашей страны в работе МОТ после реорганизации Минздравсоцразвития России является Минтруд России. Согласно сложившейся практике, представитель этого ведомства (заместитель Министра – Л.Ю.Ельцова) возглавляет правительственную часть российских делегаций на основных мероприятиях Организации. На МИД России возложено обеспечение учета внешнеполитических интересов России в деятельности Организации.
      Международная конференция труда (МКТ) - высший орган Организации, созываемый в Женеве ежегодно. На конференции рассматриваются и принимаются международные нормы в социально-трудовой области, обсуждаются вопросы, имеющие общемировое значение. Конференция также утверждает бюджет Организации и избирает Административный совет. Каждое государство имеет право направлять четырех делегатов на сессию МКТ – двух от правительства и по одному представителю от трудящихся и работодателей, каждый из которых может выступать и голосовать независимо друг от друга.
      Административный совет - исполнительный орган МОТ, осуществляет руководство постоянным секретариатом в лице Международного бюро труда. Проводит свои заседания три раза в год в Женеве. Адмсовет принимает решения по политике МОТ, определяет программу и бюджет Организации, которые затем представляются МКТ для утверждения, избирает Генерального директора Международного бюро труда. Совет состоит из 56 полноправных членов: 28 от правительств, 14 от работодателей и 14 от профсоюзов, причем две последние группы избираются в личном качестве. В составе Совета имеется также категория «заместителей членов», которые участвуют в его работе с правом совещательного голоса.
      В правительственной группе Совета 10 мест закреплено за «наиболее развитыми в промышленном отношении» странами (Бразилия, Великобритания, Индия, Италия, Германия, Китай, Россия, США, Франция, Япония). Остальные 18 государств, равно как и все неправительственные члены Совета и их заместители, избираются МКТ каждые три года с учетом географической представленности. Группы работодателей и трудящихся избирают своих представителей в отдельных коллегиях выборщиков.
      В марте 2011 г. в Регламент Адмсовета внесены изменения, предусматривающие, в частности, введение поста единого координатора группы правительств. Первое заседание Совета в новом формате состоялось в ноябре 2011 г.
      Международное бюро труда (МБТ) - постоянный секретариат, осуществляющий общее руководство МОТ. Он возглавляется Генеральным директором, избираемым на пятилетний срок с возможностью дальнейшего переизбрания. С октября 2012 г. Гендиректором МОТ является британец Г.Райдер.
      В МБТ занято около 2500 сотрудников и экспертов, работающих в женевской штаб-квартире и 40 отделениях во всем мире. Кроме того, по программам технического сотрудничества в различных регионах мира работают около 600 экспертов.
      Важной составляющей деятельности Организации является наличие контрольного механизма реализации странами положений конвенций. Для этого в МОТ созданы Комитет (независимых) экспертов по применению конвенций и рекомендаций (заседает один раз в год), а также Комитет по свободе объединения (заседания проходят три раза в год в начале сессий Адмсовета). Оба органа могут выступать с инициативами о внесении в итоговые документы сессий МКТ и Адмсовета соответствующих «специальных» параграфов, создании комиссий по расследованию «страновых досье».
      МОТ выпускает ряд периодических изданий, публикует тематические монографии, исследования и статистические сборники.
      При МОТ действует Международный институт социально-трудовых проблем (Женева) и Международный учебный центр (Турин).
      Бюджет Организации принимается на два года (на 2014-2015 гг. он составит 864 млн.долл.США). Для распределения бюджетной нагрузки применяется шкала взносов ООН, адаптированная к числу государств-членов МОТ (для России в 2014-2015 гг. - 21,1 млн. долл. США). На цели технического содействия также широко используются внебюджетные средства.
      Организацией активно продвигается концепция «достойного труда», в которой сформулированы основные задачи и программные установки МОТ в социально-трудовой сфере – соблюдение прав трудящихся, социальная защита, искоренение детского труда и т.д. На 95-й сессии МКТ (май-июнь 2006 г.) обсуждались вопросы придания ей «глобального характера» и координации деятельности различных международных организаций в этой сфере, инкорпорирования «трудового измерения» в проблематику развития. Идеи «достойного труда» получают растущее признание во всем мире.
      В ходе своего выступления на юбилейной 100-й сессии МОТ Председатель Правительства России В.В.Путин выступил с инициативой о проведении в Москве Международной конференции высокого уровня по вопросам достойного труда, которая состоялась 11-12 декабря 2012 года в Центре международной торговли.
      С приходом чилийца Х.Сомавиа (Гендиректор МОТ с 1999 г. по 2012 г.) в работе МОТ в большей степени стали учитываться международные политические и экономические реалии, их влияние на социально-трудовую сферу. Это нашло отражение в создании целевых программ по реагированию на кризисные экономические ситуации, обеспечению экономической и производственной безопасности, развитию людских ресурсов, соблюдению гендерного равенства.
      Существенное место в деятельности МОТ в последнее время занимают вопросы, касающиеся социальных аспектов глобализации мировой экономики. Особое значение в этой связи имеет принятая МОТ в июне 1998 г. «Декларация об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизм ее реализации», в которой подтверждается неизменность социальных принципов и прав в условиях глобализации. В 2002 г. по инициативе МОТ была создана Всемирная комиссия по социальному измерению глобализации. На 96-й сессии МКТ (июнь 2007 г.) принято решение подготовить к следующей сессии МКТ основательный документ по этому вопросу. В итоге на 97-й (июнь 2008 г.) сессии МКТ принята «Декларация о социальной справедливости в целях справедливой глобализации».
      Руководство МОТ последовательно призывает государства при реализации антикризисных мер воздерживаться от «экономии» за счет снижения оплаты труда и социальных гарантий трудящихся. Организованная Х.Сомавиа кампания МОТ по защите интересов трудящихся в период кризиса завершилась принятием в ходе 98-й сессии МКТ (июнь 2009 г.) «Глобального пакта о рабочих местах». В нем содержатся рекомендации государства по развитию рынка труда, изысканию методов выхода из кризиса путем стимулирования внутреннего спроса. Основные положения пакта нашли поддержку в ходе встреч «восьмерки» в Аквиле и «двадцатки» в Питтсбурге и Сеуле.
      Актуальность и неизменное присутствие социально-трудовой повестки дня в международном диалоге выводит МОТ в число важных, наряду с МВФ, ВТО и Всемирным банком, участников глобальной дискуссии по вопросам посткризисного экономического мироустройства.
      На юбилейной 100-й сессии Международной конференции труда (июнь 2011 г.) Х.Сомавиа выступил с докладом «Новая эра социальной справедливости», в очередной раз заклеймив докризисные методы ведения бизнеса, заключающиеся в пренебрежении правами трудящихся, занижении стоимости труда, доминировании рискованных спекулятивных операций над производственными, и к которым, по мнению гендиректора, все чаще вновь «откатываются» во многих государствах после преодоления самой тяжелой фазы кризиса.
      В ходе 102-й сессии МКТ (июнь 2013 г.) были одобрены рекомендации правительствам, профсоюзам и работодателям в социально-экономической области на среднесрочный период. Они учитывают новые реалии – замедление роста глобального ВВП и сжатие рынка труда, а также связанную с этим растущую нестабильность во многих странах. В рекомендациях получили отражение российские приоритеты в сфере развития занятости, защиты трудящихся и регулирования трудовой миграции.
      С учетом того, что сложившиеся ранее глобальные правила и договоренности (бреттон-вудская система) перестали быть определяющими, Х.Сомавиа призвал все государства к достижению нового международного консенсуса, базирующегося на безусловном признании базовых международных социально-трудовых стандартов, достойном труде для всех как средстве преодоления бедности, создании рабочих мест и минимальных социальных гарантий для всех.
      К основным принципам новой модели экономического роста, согласно предложениям Х.Сомавиа, должны быть отнесены следующие: приоритет направления инвестиций в реальный сектор экономики; обслуживание финансовыми институтами, прежде всего, производственных циклов; укрепление регулирования рынка труда и соблюдение международных трудовых стандартов; приведение в соответствие макроэкономической и финансовой политики (недопустимость бытовавшего ранее преимущества экономического развития перед выполнением обязательств в социально-трудовой области); согласованность деятельности специализированных международных структур.

    Международная организация труда (МОТ) - специализированное агентство системы ООН, которое ставит целью продвижение принципов социальной справедливости, международно признанных прав человека и прав в сфере труда. Созданная в 1919 году, МОТ стала первым специализированным агентством ООН в 1946 году.

    МОТ ставит перед собой четыре основных стратегических цели:

    • продвигать и проводить в жизнь основополагающие принципы и права в сфере труда;
    • расширять возможности женщин и мужчин для получения достойной занятости;
    • увеличивать охват и эффективность социального обеспечения для всех;
    • укреплять трипартизм и социальный диалог.

    Эти задачи решаются различными путями:

    • путем выработки международной политики и программ, направленных на поддержку основных прав человека, улучшение условий труда и жизни, расширение возможностей занятости;
    • принятием международных трудовых норм в форме конвенций и рекомендаций, подкрепленных уникальной системой контроля над их соблюдением;
    • с помощью крупномасштабных программ международного технического сотрудничества;
    • путем профессиональной подготовки и обучения, исследовательской и издательской деятельности в поддержку этих усилий.

    Штаб-квартира МОТ находится в Женеве, Швейцария. С 1 октября 2012 года Генеральным директором МОТ является Гай Райдер (Guy Ryder).

    Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии (до апреля 2010 года - Субрегиональное бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии) работает в Москве с 1959 года. Бюро координирует деятельность МОТ в десяти государствах - Российской Федерации, Азербайджане, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане.

    В системе Организации Объединенных Наций МОТ обладает уникальной трехсторонней структурой. Представители работодателей и трудящихся - «социальные партнеры» по экономической деятельности - имеют в ней, наряду с представителями правительств, равный голос при определении политики и программ. МОТ содействует подобному трипартизму и внутри государств-участников, содействуя «социальному диалогу» между профсоюзами и работодателями с участием представителей правительств для выработки и осуществления национальной политики в социальной, экономической и многих других областях.

    Основные сферы деятельности Бюро - продвижение национальных программ достойного труда в странах региона, развитие социального диалога, социальная защита, развитие занятости, охрана труда, гендерное равенство в сфере труда, ВИЧ/СПИД на рабочих местах, искоренение детского труда и др.

    Направления сотрудничества с Российской Федерацией на 2013-2016 гг. определены в Программе сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организацией труда (подписана в Москве в декабре 2012 г.).