Органы снг совет глав государств. Саммиты глав государств СНГ. Досье. Совет глав государств, Совет глав правительств - высшие органы Содружества Независимых Государств

Содружество Независимых Государств (СНГ) - региональная межгосударственная организация, главной целью которой является сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях между рядом стран, некогда входившими в состав СССР.

8 декабря 1991 г. в Минске главы Беларуси, России и Украины подписали Соглашение «О создании Содружества Независимых Государств», которым предусматривалось образование СНГ.

21 декабря 1991 г. в г. Алматы был подписан Протокол к Соглашению «О создании Содружества Независимых Государств», в котором зафиксировано участие в Организации на равноправных началах 11 государств. Также было подписано Соглашение «О координационных институтах Содружества Независимых Государств».

В соответствии с Уставом СНГ высшим органом Содружества является Совет глав государств, который обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью государств - членов в сфере их общих интересов.

Для обсуждения актуальных вопросов межгосударственного сотрудничества в рамках СНГ на регулярной основе проводятся также заседания Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел и Экономического совета СНГ.

Межпарламентская Ассамблея государств - участников СНГ проводит межпарламентские консультации, обсуждает вопросы сотрудничества в рамках Содружества, разрабатывает совместные предложения в сфере деятельности национальных парламентов.

Экономический Суд СНГ создан в целях обеспечения единообразного применения соглашений государств - участников СНГ и основанных на них экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений.

Совет постоянных полномочных представителей государств - участников Содружества при уставных и других органах Содружества в период между заседаниями СГГ, СГП и СМИД способствует взаимодействию государств в вопросах, представляющих взаимный интерес.

Постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом Содружества Независимых Государств является Исполнительный комитет СНГ.

Важнейший вклад в формирование и реализацию согласованных действий стран СНГ вносят межотраслевые советы, охватывающие экономически и социально значимые сферы взаимодействия. Их деятельность направлена на повышение качества жизни и безопасности граждан государств Содружества. В состав органов отраслевого сотрудничества входят руководители соответствующих органов государственной власти государств - участников СНГ.

Взаимодействие в гуманитарной сфере координируют Совет по гуманитарному сотрудничеству и Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств - участников СНГ. Активную деятельность осуществляют межотраслевые советы также в области безопасности и борьбы с правонарушениями.

Штаб-квартира Содружества Независимых Государств находится в городе Минске. В г. Москве располагается отделение Исполкома СНГ, курирующее экономические вопросы.

В 2017 году, под председательством Российской Федерации, приоритетным направлением работы в рамках СНГ стала реализация Решения Совета глав государств об адаптации Содружества к современным реалиям.

Приняты решения о перераспределении полномочий между органами Содружества, оптимизации деятельности Экономического суда и Межгосударственного статистического комитета, внедрении конкурсной основы при приеме сотрудников в органы Содружества. На системную основу поставлена работа по инвентаризации договорно-правовой базы СНГ. Приняты меры по усилению координирующей роли органов отраслевого сотрудничества. Определены направления повышения эффективности деятельности Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ.

В 2018 году председательство перешло к Республике Таджикистан.

Значимым политическим событием стало состоявшееся 6 апреля 2018 г. в г. Минске заседание Совета министров иностранных дел СНГ, которое еще раз подтвердило ключевую роль Республики Беларусь в интеграционных процессах на постсоветском пространстве. По инициативе Беларуси и России принято совместное заявление министров иностранных дел СНГ о недопущении размывания принципа невмешательства во внутренние дела суверенных государств.

1 июня 2018 г. состоялось заседание Совета глав правительств СНГ. Повестка мероприятия включала 14 пунктов, центральным вопросом стал доклад рабочей группы высокого уровня о ходе переговоров по проекту Соглашения о зоне свободной торговли услугами.

27 - 28 сентября 2018 г. в г. Душанбе состоялись заседания Совета министров иностранных дел и Совета глав государств. Приняты решения, касающиеся взаимодействия стран-участниц СНГ в сферах обеспечения безопасности и стабильности, торгово-экономической кооперации, энергетики, транспорта и коммуникаций, в том числе по вопросам свободного передвижения товаров, инвестиций и услуг, культурно-гуманитарного сотрудничества.

2 ноября 2018 г. в г. Астане прошло заседание Совета глав правительств. Принят ряд концептуальных документов, в том числе Соглашение об осуществлении совместной деятельности государств - участников СНГ в области исследования и использования космического пространства в мирных целях, направленное на совершенствование договорно-правовой базы многостороннего сотрудничества в данной сфере.

27 ноября 2018 г., в ходе заседания Евразийского Межправительственного Совета в г. Минске, был подписан Меморандум об углублении взаимодействия между Евразийской экономической комиссией и Исполнительным комитетом СНГ. Документ предусматривает совместную работу по таким направлениям, как государственные закупки, конкурентная политика и антимонопольное регулирование, цифровая экономика, сотрудничество в сфере налоговой политики, прослеживаемость и маркировка товаров средствами идентификации, защита прав потребителей.

На сегодняшний день в центре экономического взаимодействия остается реализация Договора о зоне свободной торговли. Значительное внимание уделяется работе по снятию ограничений во взаимной торговле, экспертной проработке проекта Соглашения о свободной торговле услугами. Продолжается работа по продвижению согласованных позиций стран Содружества СНГ на внешнем контуре, ее результатом стали принятые и распространенные в ООН и других международных организациях документы и заявления по актуальным вопросом глобальной и региональной повестки дня.

В 2019 году председательство в Содружестве перешло к Туркменистану.

Содружество Независимых Государств (СНГ) - межгосударственная региональная организация, объединяющая 11 независимых, суверенных государств.

8 декабря 1991 года лидерами России, Белоруссии и Украины было подписано двухстороннее Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. 21 декабря 1991 года в Алма-Ате к этим странам присоединилось большинство государств Содружества.

В состав СНГ входят Республика Азербайджан, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан;Украина и Туркменистан на правах ассоциированного членства.

Грузия вышла из СНГ в августе 2009 г.

Членом Содружества может также стать государство, которое разделяет цели и принципы Содружества и принимает на себя обязательства, содержащиеся в Уставе СНГ, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов Содружества.

Одним из основополагающих правовых актов, регламентирующих деятельность Содружества Независимых Государств, является Устав СНГ, принятый Советом глав государств СНГ 22 января 1993 г. Этим документом определены цели и задачи Содружества. СНГ не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. Важнейшая задача - всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств в рамках общего экономического пространства, а также межгосударственная кооперация и интеграция.

Особо выделена необходимость взаимодействия в обеспечении международного мира и безопасности, осуществления эффективных мер для сокращения вооружений и военных расходов, ликвидация оружия массового уничтожения, достижения всеобщего и полного разоружения.

Основной правовой базой межгосударственных отношений в рамках СНГ являются многосторонние международные договоры в различных областях взаимоотношений государств - участников Содружества.

К уставным органам Содружества Независимых Государств относятся Совет глав государств СНГ, Совет глав правительств СНГ, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны СНГ, Совет командующих Пограничными войсками СНГ, Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ, Экономический суд СНГ, Исполнительный комитет СНГ, отраслевые органы сотрудничества.

Уставные и другие органы СНГ

Совет глав государств, Совет глав правительств - высшие органы Содружества Независимых Государств

Соглашением о координационных институтах Содружества Независимых Государств, подписанным главами государств 21 декабря 1991 года, определено, что высшими органами СНГ являются Совет глав государств СНГ и Совет глав правительств СНГ. В Уставе СНГ также закреплено это положение.

Совет глав государств СНГ - высший орган Содружества, в котором на уровне глав государства представлены все государства-участники Содружества Независимых Государств. Он обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью государств в сфере их общих интересов. Согласно Уставу СНГ к сферам совместной деятельности государств-участников Содружества, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты, относятся:

  • обеспечение прав и основных свобод человека;
  • координация внешнеполитической деятельности;
  • сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евроазиатского рынков, таможенной политики;
  • сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;
  • охрана здоровья и окружающей среды;
  • вопросы социальной и миграционной политики;
  • борьба с организованной преступностью;
  • сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

На заседания Совета глав государств СНГ вносятся на рассмотрение вопросы, определяющие стратегические направления развития Содружества в политическом, экономическом и военном сотрудничестве.

Совет глав государств собирается на заседания, как правило, два раза в год. По инициативе одного из государств-участников СНГ могут созываться внеочередные заседания Совета.

В Совете глав правительств СНГ все государства-участники представлены премьер-министрами. Совет координирует сотрудничество органов исполнительной власти в экономической, социальной и иных сферах общих интересов и собирается на заседания, как правило, два раза в год. Внеочередные заседания Совета могут созываться по инициативе правительства одного из государств.

Решения Совета глав государств СНГ и Совета глав правительств СНГ принимаются с общего согласия - консенсусом, при этом любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не должно рассматриваться в качестве препятствия для принятия решения. Могут проводиться совместные заседания Совета глав государств СНГ и Совета глав правительств СНГ.

Деятельность высших органов Содружества регулируется Соглашением о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г., Уставом Содружества (утвержден 22 января 1993 г.), документами, принятыми в их развитие, а также Правилами процедуры Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел и Экономического совета СНГ, утвержденными 7 октября 2002 г.

Согласно Правилам процедуры главы государств СНГ и главы правительств СНГ председательствуют поочередно в порядке русского алфавита названий государств-участников соответственно в Совете глав государств СНГ и Совете глав правительств СНГ. Срок председательства определяется в двенадцать месяцев, если иное не установлено решением Совета глав государств СНГ.

Совет глав государств СНГ и Совет глав правительств СНГ осуществляет свою деятельность на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела, отказа от применения силы и угрозы силой, территориальной целостности и нерушимости существующих границ, мирного урегулирования споров, уважения прав и свобод человека, включая права национальных меньшинств, добросовестного выполнения обязательств и других общепризнанных принципов и норм международного права.

Взаимодействие стран в рамках Содружества Независимых Государств осуществляется через его координирующие институты (уставные органы, исполнительные органы и органы отраслевого сотрудничества СНГ).

Соглашение о координационных институтах СНГ от 21 декабря 1991 года была определена структура Содружества. Высшими органами СНГ являются Совет глав государств (СГГ.) и Совет глав правительств (СГП), что закреплено в Уставе СНГ, принятом 22 января 1993 года. В сентябре того же года в Москве был учрежден Совет министров иностранных дел (СМИД).

Ключевая организационная роль в деле формирования единого экономического пространства государств-участников СНГ отводилась созданному 21 октября 1994 г. в Москве Межгосударственному экономическому комитету Экономического союза (МЭК).

Уставные органы СНГ:

Совет глав государств;

Совет глав правительств;

Совет министров иностранных дел;

Совет министров обороны;

Совет командующих пограничными войсками;

Межпарламентская Ассамблея;

Экономический суд.

Исполнительные органы СНГ:

Экономический совет;

Совет постоянных полномочных представителей государств - участников Содружества при уставных и других органах Содружества;

Исполнительный комитет.

Органы отраслевого сотрудничества СНГ:

Антитеррористический Центр;

Межгосударственный банк;

Межгосударственный статистический комитет;

Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации;

Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера;

Межгосударственный совет по антимонопольной политике;

Консультативный совет по труду, миграции и социальной защите населения;

Координационный совет государств - участников СНГ по информатизации при Региональном содружестве в области связи;

Электроэнергетический совет;

Межгосударственный совет по авиации и использованию воздушного пространства;

Совет руководителей статистических служб государств - участников Содружества;

Совет руководителей таможенных служб государств - участников Содружества;

Совет глав государств (СГГ.) и Совет глав правительств (СГП) - высшие органы СНГ. Образованы 21 декабря 1991 г. на Алма-Атинской встрече руководителей государств, образовавшихся после распада СССР.

Совет глав государств как высший орган Содружества обсуждает и решает любые принципиальные вопросы Содружества, связанные с общими интересами государств-участников, а также рассматривает любые вопросы в рамках заинтересованных государств-участников без ущерба интересам других членов Содружества

Совет глав государств Содружества на своих заседаниях принимает также решения, касающиеся:

внесения поправок в Устав СНГ;

создания новых или упразднения существующих органов Содружества;

оптимизации структуры СНГ, совершенствования деятельности органов Содружества;

заслушивания отчетов о деятельности органов СНГ;

назначения (утверждения) руководителей органов, отнесенных к его компетенции;

делегирования полномочий нижестоящим органам;

утверждения положений об органах СНГ, отнесенных к его компетенции.

Совет глав государств собирается на заседания два раза в год. Внеочередные его заседания могут созываться по инициативе одного из государств-членов.

Деятельность Совета глав государств и Совета глав правительств регулируется Соглашением о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года, Уставом Содружества от 22 января 1993 года, документами, принятыми в их развитие, а также Правилами процедуры Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества Независимых Государств, утвержденными Решением Совета глав государств от 17 мая 1996 года.

Решения Совета глав государств и Совета глав правительств принимаются с общего согласия - консенсусом. Любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не должно рассматриваться в качестве препятствия для принятия решения.

Основной правовой базой межгосударственных отношений в рамках Содружества являются многосторонние и двусторонние соглашения в различных областях взаимоотношений государств.

Председательство в органах Содружества Независимых Государств осуществляется в соответствии с Решением Совета глав государств Содружества от 2 апреля 1999 года поочередно каждым государством-участником Содружества в лице его представителя на основе принципа ротации, на срок не более одного года.

Предшествующий и последующий председатели органа Содружества являются его сопредседателями.

Это согласуется с международной практикой, опытом функционирования высших и координирующих органов СНГ.

Совет глав правительств

Совет глав правительств Содружества координирует сотрудничество органов исполнительной власти в экономической, социальной и иных сферах общих интересов.

Совет министров иностранных дел.

Совет министров иностранных дел Содружества Независимых Государств (СМИД) создан Решением Совета глав государств Содружества от 24 сентября 1993 года для осуществления координации внешнеполитической деятельности.

В целях повышения роли СМИД в общей структуре Содружества Решением Совета глав государств от 2 апреля 1999 года была принята новая редакция Положения о СМИДе, где заключительный определен как основной исполнительный орган, который обеспечивает сотрудничество во внешнеполитической деятельности государств-участников СНГ по вопросам, представляющим взаимный интерес, в период между заседаниями Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества и по их поручению принимает решения.

СМИД в своей деятельности руководствуется целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, основополагающими документами Содружества Независимых Государств, соглашениями, заключенными в рамках Содружества, решениями Совета глав государств и Совета глав правительств, а также настоящим Положением.

Большое внимание Совет министров иностранных дел уделяет вопросам миротворческой деятельности. Совместно с Советом министров обороны были разработаны Положение о Коллективных силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств и Концепция предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств-участников СНГ и ряд других документов.

СМИД как один из ведущих органов Содружества является последней инстанцией, рекомендующей Совету глав государств и Совету глав правительств принятие тех или иных решений.

Совет министров обороны государств-участников СНГ (СМО).

Создан Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 14 февраля 1992 года.

Является органом Совета глав государств по вопросам военной политики и военного строительства государств-участников Содружества.

Членами СМО являются министры обороны государств-участников СНГ (кроме Молдовы, Туркмеʜᴎϲтана и Украины) и Начальник Штаба по координации военного сотрудничества государств-участников Содружества. Штаб по координации военного сотрудничества является постоянно действующим рабочим органом Совета минисров обороны.

Заседания СМО проводятся по мере необходимости, но, как правило, не реже одного раза в три месяца.

Совет командующих Пограничными войсками (СКПВ).

Создан Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года.

Является коллегиальным органом Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества Независимых Государств по вопросам координации охраны внешних границ Содружества и экономических зон государств - участников СНГ

Членами Совета командующих являются командующие (начальники) Пограничными войсками (или другие полномочные представители) государств - участников СНГ (кроме Азербайджана, Молдовы и Украины), а также Председатель Координационной службы Совета командующих.

Координационная служба - постоянный рабочий орган СКПВ, обеспечивающий выполнение возложенных на Совет функций.

Заседания СКПВ проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Межпарламентская Ассамблея.

Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств (МПА) была образована 27 марта 1992 года на основе Алма-Атинского соглашения, подписанного главами парламентов Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана. Ассамблея была учреждена как консультативный институт для обсуждения вопросов и рассмотрения проектов документов, представляющих взаимный интерес.

Наибольшее значение в деятельности Межпарламентской Ассамблеи имеют вопросы, связанные со сближением и гармонизацией законодательных актов государств СНГ. Это направление осуществляется на основе принимаемых МПА модельных законодательных актов и рекомендаций.

Межпарламентская Ассамблея постоянно уделяет внимание приведению национальных законов в соответствие с международными договорами, принятыми в рамках СНГ.

Парламентами - участниками МПА достигнута договоренность о содействии в формировании общего культурного образовательного пространства, создании законодательного механизма, обеспечивающего проведение скоординированной политики в области науки, научно-технической деятельности. Создаются условия для развития интеграционного сотрудничества в области охраны окружающей среды. Разрабатывается согласованная законодательная база для борьбы с преступностью и коррупцией в рамках Содружества. Особое внимание уделяется вопросам формирования зоны свободной торговли.

Межпарламентская Ассамблея принимает рекомендации по синхронизации процедур ратификации (утверждения) парламентами государств - участников Содружества Независимых Государств договоров (соглашений заключенных в рамках Содружества, а в случае соответствующего решения, принятого Советом глав государств или Советом глав правительств Содружества Независимых Государств, - и иных международных договоров, участие в которых государств - участников Содружества является весьма желательным для достижения их общих целей, закрепленных в Уставе Содружества Независимых Государств. .

Организацию деятельности Межпарламентской Ассамблеи осуществляет состоящий из руководителей парламентских делегаций Совет Ассамблеи, который собирается на свои заседания четыре раза в год.

Подготовку мероприятий, проводимых Межпарламентской Ассамблеей и ее Советом, осуществляет находящийся в Санкт-Петербурге Секретариат Совета МПА.

Важную роль в разработке и подготовке к принятию модельных законодательных актов и других документов Ассамблеи играют постоянные комиссии МПА. Действует десять постоянных комиссий: по правовым вопросам; по экономике и финансам; по социальной политике и правам человека; по экологии и природным ресурсам; по вопросам обороны и безопасности; по науке и образованию; по культуре, информации, туризму и спорту; по внешнеполитическим вопросам; по изучению опыта государственного строительства и местного самоуправления и контрольно-бюджетная.

Экономический Суд СНГ.

Экономический Суд Содружества Независимых Государств образован в соответствии со статьей 5 Соглашения Совета глав государств Содружества Независимых Государств о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран-участниц Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года.

Основным документом, определяющим статус Экономического Суда, является Соглашение о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года Соглашение о статусе Экономического Суда СНГ от 6 июля 1992 г. подписали восемь государств Содружества: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан. В настоящее время Экономический Суд осуществляет свою деятельность в составе судей от пяти государств: Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан, а также утвержденное данным Соглашением Положение об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств. Участниками названного Соглашения являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан.

В соответствии со статьей 4 Соглашение вступает в силу со дня подписания, а для государств-участников, законодательство которых требует ратификации таких соглашений, - со дня сдачи ими ратификационных грамот государству-депозитарию.

Суд создан и действует в целях обеспечения единообразного применения договоров, соглашений государств-участников Содружества и основанных на них экономических обязательств путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений.

Нормативную базу организации и деятельности Суда составляют:

Соглашение глав государств-участников Содружества о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств 11 и положение об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств как неотъемлемая часть названного Соглашения; Соглашение глав государств-участников Содружества о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран-участниц Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года 12 ;

Статьей 2 Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств установлена квота числа судей от государств-участников, избираемых (назначаемых) в состав Экономического Суда, в количестве двух человек.

Высшим коллегиальным органом Экономического Суда является Пленум Экономического Суда. К ведению Экономического Суда относится разрешение межгосударственных экономических споров:

    возникающих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных соглашениями, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества и других его институтов;

    о соответствии нормативных и других актов государств-участников Содружества по экономическим вопросам соглашениям и иным актам Содружества.

Соглашениями государств-участников Содружества к ведению Экономического Суда могут быть отнесены и другие споры, связанные с исполнением соглашений и принятых на их основе иных актов Содружества.

Эта норма Положения в связи с возникшими в государствах разночтениями явилась предметом официального судебного толкования. Давая толкование, Экономический Суд в своем решении определил, какие спорные вопросы и между какими государствами-участниками Содружества могут быть разрешены Экономическим Судом, в какие межгосударственные судебные органы государства-участники Содружества Независимых Государств могут обратиться. Ответы на поставленные вопросы нашли отражение в соответствующих решениях Экономического Суда.

Споры рассматриваются Экономическим Судом по заявлениям заинтересованных государств в лице их полномочных органов, институтов Содружества. Сторонами (участниками) спора могут быть государства-участники Содружества в лице их полномочных органов и институты Содружества, на которые распространяется юрисдикция Суда, а также иные государства в лице их полномочных органов, отвечающие требованиям и соблюдающие условия Регламента Экономического Суда Содружества Независимых Государств, если такое право вытекает из межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений между самими спорящими сторонами.

Экономический Суд осуществляет также толкование: применения положений соглашений и других актов Содружества, его институтов; актов законодательства бывшего Союза ССР на ᴨȇриод взаимосогласованного их применения, в том числе о допустимости применения этих актов как не противоречащих соглашениям и принятым на их основе иным актам Содружества. Толкование осуществляется Экономическим Судом при принятии решений по конкретным делам, а также по запросам высших органов власти и управления государств, институтов Содружества, высших хозяйственных, арбитражных судов и иных высших органов, разрешающих в государствах экономические споры.

Вынесенные Экономическим Судом решения должны способствовать единообразному и эффективному применению актов Содружества в различных сферах сотрудничества, оказывают позитивное влияние на формирование его правовой базы, процесс разработки межгосударственных соглашений и договоров, обеспечения их соответствия условиям, нормам и принципам международного права. Решения Экономического Суда о толковании позволили уточнить статус ряда органов Содружества, обеспечить применение международно-правовых гарантий в той или иной сфере их деятельности.

Однако есть мнения, что решения Экономического Суда СНГ имеют узкую предметную и субъектную юрисдикцию, носят рекомендательный характер. В то же время, практика деятельности Экономического Суда показывает, что у Суда имеются большие потенциальные возможности для решения коллизионных вопросов, связанных с деятельностью Содружества. Однако этому все же, препятствует узкоспециальная юрисдикция Суда, ограниченность круга субъектов, правомочных обращаться в Суд, отсутствие механизма обеспечения исполнения выносимых им решений.

В рамках председательства Российской Федерации в СНГ в 2017 году
10-11 октября в Сочи состоялись очередные заседания Совета министров иностранных дел (СМИД СНГ) и Совета глав государств Содружества Независимых Государств (СГГ СНГ).

В заседании СГГ СНГ приняли участие президенты Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Председатель Исполнительного комитета – Исполнительный секретарь СНГ С.Н.Лебедев. Киргизию представлял Премьер-министр С.Д.Исаков. Представителей Украины на саммите и СМИД Содружества не было.

Главы государств обменялись мнениями по ключевым вопросам международной и региональной повестки дня, обсудили состояние и перспективы многопланового сотрудничества в формате Содружества. Президент Российской Федерации В.В.Путин информировал об итогах проделанной работы по реализации целей и задач, сформулированных в Концепции председательства Российской Федерации в СНГ. Принят целый комплекс решений, направленных на углубление взаимодействия в культурно-гуманитарной, правоохранительной и военной сферах.

В рамках работы по адаптации Содружества к современным реалиям актуализированы документы, закрепляющие распределение полномочий между Советом глав государств, Советом глав правительств, Советом министров иностранных дел и Экономическим советом СНГ.

В контексте проведения в текущем году в СНГ Года семьи по инициативе Российской Федерации принято Заявление глав государств-участников СНГ о поддержке института семьи и традиционных семейных ценностей, которое отражает общее видение ключевой роли семьи в культурном, духовно-нравственном, гражданском, социальном и интеллектуальном развитии будущих поколений.

На встрече обсуждались дальнейшие шаги в работе на правоохранительном направлении. Утверждены Концепция сотрудничества в противодействии коррупции, Концепция сотрудничества в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а также Протокол о порядке передачи наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, являющихся вещественными доказательствами по уголовным делам.

В сфере военного сотрудничества главы государств одобрили Основные направления адаптации объединенной системы противовоздушной обороны государств – участников СНГ к решению задач воздушно-космической обороны.

В целях углубления многостороннего взаимодействия в культурно-гуманитарной сфере приняты решения об объявлении 2019 года в Содружестве Годом книги, а 2020 года – Годом 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, а также о реализации Межгосударственной программы «Культурные столицы Содружества» в 2018 году в Армении, в 2019 году –
в Белоруссии, в 2020 году – в Казахстане.

В ходе саммита был принят ряд решений организационного характера: о продлении полномочий Председателя Исполнительного комитета – Исполнительного секретаря СНГ С.Н.Лебедева на два года (до 31 декабря 2019 г.); о передаче председательства в СНГ в 2018 году от России к Таджикистану и возложении функций сопредседателей на Россию и Туркменистан.

Накануне саммита СНГ в Сочи 10 октября с.г. состоялось заседание СМИД СНГ, в котором приняли участие министры иностранных дел восьми стран Содружества, кроме Азербайджана (был представлен на уровне зам.министра Х.А.Халафова) и Молдавии (была представлена на уровне Посла Молдавии в Белоруссии, Постоянного представителя при уставных и других органах СНГ В.В.Сорочана).

На встрече были обсуждены вопросы дальнейшего укрепления внешнеполитической координации в формате СНГ, согласованы проекты выносимых на повестку дня СГГ СНГ решений.

С учетом участившихся в последнее время в ряде государств случаев варварского уничтожения мемориалов российская сторона разработала и предложила на рассмотрение главам внешнеполитических ведомств стран Содружества проект заявления о недопущении и пресечении разрушения и осквернения памятников и объектов, представляющих историческую, религиозную и культурную ценность. Условлено продолжить работу на экспертном уровне с целью его согласования в кратчайшие сроки.

Принято решение о распределении квотных должностей в Исполнительном комитете СНГ на очередной трехлетний срок до конца 2020 г., утверждено Общее положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантных должностей в органах Содружества, подписаны решения о Планах мероприятий на 2018-2020 годы по реализации стратегий развития сотрудничества в области туризма и международного молодежного сотрудничества на период до 2020 года, а также Программы поддержки и развития национальных видов спорта в Содружестве Независимых Государств на период до 2020 года.

Всего в ходе заседаний высших уставных органов СНГ принято
28 документов (13 – СМИД СНГ, 15 – СГГ СНГ), а также 7 протокольных решений (4 – СМИД СНГ, 3 – СГГ СНГ, подписываются председателем), в том числе о награждении грамотой СНГ Заместителя Председателя Совета командующих Пограничными войсками – Председателя Координационной службы А.Л.Манилова.

Достигнута договоренность о проведении очередных заседаний: СГГ СНГ – 27-28 сентября 2018 г. в г. Душанбе (Таджикистан) и СМИД СНГ - 6 апреля 2018 г. в г. Минске (Белоруссия).

ТАСС-ДОСЬЕ /Надежда Белялова/. 16 сентября 2016 г. в Бишкеке пройдет заседание Совета глав государств - участников Содружества Независимых Государств.

По сообщению пресс-службы президента РФ, в преддверии 25-й годовщины образования Содружества руководители стран, входящих в организацию, "подведут итоги деятельности этого межгосударственного объединения, обменяются мнениями по ключевым направлениям дальнейшего развития Содружества". По итогам саммита ожидается принятие ряда многосторонних документов, в том числе заявлений по противодействию международному терроризму, в связи с 25-летием СНГ и по случаю 70-летия завершения работы Нюрнбергского трибунала.

Планируется также рассмотреть вопросы организационного характера, в частности, передачу председательстве в СНГ от Киргизии к России в 2017 г.

Содружество Независимых Государств (СНГ) - региональная межгосударственная организация, образованная 8 декабря 1991 г. В нее входят 11 стран постсоветского пространства: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Украина. С 1993 г. по 2009 г. в СНГ входила также Грузия. В 2014 г., после событий "евромайдана", неоднократно появлялись сообщения о возможном выходе Украины из организации, однако официальную заявку страна не подавала.

Саммиты СНГ

Высший орган СНГ - Совет глав государств, в котором представлены все 11 стран. Встречи руководителей государств проводятся с 1991 г. Как правило, эти саммиты проходят дважды в год: очередной и неформальный (без официальной повестки дня и обычно без подписания итоговых документов). Кроме того, по просьбе одного из государств - членов Содружества может быть созван и внеочередной саммит организации.

В целом за годы существования СНГ было проведено 58 саммитов (43 - заседания Совета глав государств, 15 - неформальные), а также пять встреч в ограниченном составе, на которых присутствовали президенты не всех стран организации (3 июля 2004 г., 19-20 декабря 2008 г., 18 июля и 19 декабря 2009 г., 8 мая 2014 г.). По данным Исполкома СНГ, всего на саммитах было подписано 799 документов, в том числе 707 - на официальных встречах, 37 - на неформальных.

Саммиты с 2012 года

За последние пять лет состоялись четыре официальных и два неформальных саммита СНГ (в 2013 г. неформальный саммит не проводился), а также одна встреча лидеров стран Содружества в неполном составе.

15 мая 2012 г. в Москве на неформальном саммите главы всех 11 государств организации обсудили перспективы дальнейшего расширения сотрудничества в рамках СНГ и углубление процессов экономической интеграции.

5 декабря 2012 г. в Ашхабаде в заседании Совета глав государств СНГ приняли участие президенты восьми стран. Азербайджан, Молдавию и Киргизию представляли главы правительств. На саммите был подписан ряд документов, в том числе соглашения о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка, об образовании Совета руководителей подразделений финансовой разведки, о сотрудничестве в подготовке специалистов антитеррористических подразделений. Кроме того, решением Совета 2013 г. был объявлен Годом экологической культуры и охраны окружающей среды в СНГ.

25 октября 2013 г. в Минске состоялось очередное заседание Совета глав государств СНГ. Киргизия и Туркменистан были представлены на уровне вице-премьеров. Обсуждались вопросы подготовки к празднованию 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945). Было принято решение объявить 2014 г. Годом туризма в СНГ, 2015 г. - Годом ветеранов Великой Отечественной войны.

В сфере обеспечения безопасности президенты утвердили ряд целевых программ, предусматривающих совместные меры борьбы с преступностью, терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и торговлей людьми. Приняты концепция сотрудничества стран СНГ в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий, а также соглашение об образовании Межгосударственного совета по противодействию коррупции. Были также рассмотрены вопросы защиты секретной информации, сотрудничества в области финансовых, валютно-платежных и кредитных отношений.

8 мая 2014 г. в Москве прошла неформальная встреча президента РФ с главами Армении, Белоруссии, Киргизии и Таджикистана. Стороны обсудили вопросы коллективной безопасности, а также ситуацию на Украине. Лидеры стран также провели ряд двусторонних переговоров.

10 октября 2014 г. в Минске в заседании Совета глав государств СНГ участвовали руководители десяти стран Содружества. Украину на саммите представлял ее посол в Белоруссии Михаил Ежель. По итогам встречи было подписано около 20 документов, в том числе касающиеся противодействия незаконной миграции и торговле людьми, взаимодействия погранслужб. Кроме того, президенты приняли совместное обращение к народам СНГ и мировой общественности в связи с 70-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., а также решение об объявлении 2016 г. Годом образования в СНГ.

8 мая 2015 г. в Кремле состоялась неформальная встреча глав государств - участников СНГ, посвященная празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. В ней приняли участие президенты России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана.

Последнее заседание Совета глав государств СНГ состоялось 16 октября 2015 г. в поселке Бурабай (Казахстан). Президенты Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана, а также официальные представители Молдавии, Туркмении и Украины по итогам встречи подписали 16 документов. Также были утверждены кандидатуры главы Антитеррористического центра СНГ и председателя Координационного комитета по вопросам противовоздушной обороны при Совете министров обороны СНГ. Состоялась официальная передача председательства в Содружестве от Казахстана к Киргизии в 2016 г.