Сколько стран входит в опек. Смотреть что такое "OPEC" в других словарях. Анализ показателей экспорта развивающихся стран

Ценные бумаги имеют несколько видов, одним из них являются корпоративные облигации. Это выгодные инвестиционные инструменты с весомой долей риска. Тем не менее потенциальная доходность и некоторые особенности рождают на них стабильный спрос. Рассмотрим подробнее, почему многие инвесторы вкладывают деньги в облигации, гарантией по которым нередко является только имидж эмитента.

Что такое корпоративные облигации

Корпоративные облигации – это долговые ценные бумаги, которые выпускают коммерческие организации . Они совмещают в себе повышенный инвестиционный риск и среднюю либо высокую доходность. Эмиссию проводят различные компании: банки, производственные предприятия, торговые фирмы.

Целью выпуска облигаций на фондовый рынок является:

  1. Увеличение оборотных средств компании.
  2. Финансирование крупных проектов (модернизация, строительство, закупка оборудования, расширение ассортимента и другие).

Иногда выпуск ценных бумаг оказывается для компаний выгоднее, чем оформление кредита. Общая сумма переплаты получается ниже, а при должном имидже и хорошем кредитном рейтинге спрос на облигации будет расти.

Важно! Выпускают корпоративные облигации всех видов: дисконтные и купонные, конвертируемые или амортизационные. Обширный выбор эмитентов и параметров позволит приобрести именно те ценные бумаги, которые необходимы для реализации потребностей инвесторов.

Виды ценных бумаг

Корпоративные облигации делятся на разные виды:

  • Обеспеченные. Гарантией является обеспечение активами в виде недвижимости, земельных участков, материалов и т. д. Если компания-эмитент обанкротится, то имущество реализуется и полученные средства выплачиваются инвесторам.
  • Необеспеченные. При покупке таких облигаций следует учитывать репутацию предприятия-эмитента, прибыльность и хозяйственно-экономическую деятельность. Если компания обанкротиться, то не сможет расплатиться с держателями.

По форме расчета прибыли:

  • Процентные или . Фондовый рынок предлагает инвесторам все виды купонных выплат: постоянные, плавающие, переменные.
  • Беспроцентные или дисконтные. Цена реализации таких ценных бумаг ниже номинала.

По периоду и форме существования:

  • Срочные. Устанавливается дата погашения: краткосрочные – до 12 месяцев, среднесрочные – от 12 месяцев до 5 лет, долгосрочные – более 5 лет.
  • Бессрочные. Несмотря на то что они называются «бессрочными», период погашения все равно имеется, но не устанавливается в тот момент, когда облигация выпускается. Инициатором погашения может выступить, как инвестор, так и сам эмитент.

По субъекту прав:

  • Именные (пользоваться такой облигацией может только зарегистрированный владелец).
  • На предъявителя (владелец не регистрируется, за ним остается право на продажу, дарение или передачу ценной бумаги по наследству).

Также облигации делятся по способу погашения. Это могут быть обычные ценные бумаги, выплата номинала которых производится в конце периода обращения. Либо амортизационные, в этом случае номинал возвращается частями во время владения ценной бумагой.

Есть на рынке и конвертируемые облигации. Владелец имеет право обменять их на акции компании-эмитента или другой организации. Количество акций и их цена устанавливаются заранее, а обмен производится по желанию держателя. Существует и другой вариант конвертации – обмен действующих облигаций на другие.

Риски корпоративных облигаций

Мировая практика показывает, что риски по корпоративным облигациям значительно выше государственных или . Процентная ставка и итоговая доходность по ним практически всегда больше. Это относится и к бумагам крупных и известных компаний с безупречной кредитоспособностью.

К основным рискам относят:

  1. Риск появления дефолта. Влияние оказывает положение рыночной экономики, рейтинг учреждения и другие факторы.
  2. Риск, связанный с кредитным спредом. При значительном ухудшении положения компании на рынке спред становится недостаточным.
  3. Риск падения ликвидности. Если ситуация на рынке изменится не в пользу фирмы, которая выпустила ценные бумаги, то рыночная цена будет падать.
  4. Риск возникновения инфляции. Во всех случаях инфляция влечет понижение рыночной стоимости облигаций компании, даже ее ожидание способствует уменьшению цены ценной бумаги. Но в некоторых случаях инфляция может привести и к обратному эффекту.
  5. Риск изменения процента. Если купонный процент привязан к переменным ставкам, то есть вероятность их сильного падения. На фоне таких изменений снизится и рыночная стоимость.

Если рассмотреть на примере: Домашние деньги-1-боб, ставка до 20% годовых. На первый взгляд это очень выгодное вложение, но если разобраться во всех нюансах, очевиден и высокий риск.

В 2017 году по облигациям был дефолт, причем компания довольно крупная и до того момента имела положительную репутацию. Обязательства по выпускам со схожим объемом денежных средств были выполнены. Как показывает сводка, факт дефолта был совсем недавно, значит, есть вероятность повтора. Перед выбором следует детально изучить финансовое состояние эмитента.

Кроме того, нужно рассмотреть и условия выпуска.

Номинал довольно высок и во много раз превышает привычную 1 000 рублей. Таким образом, повышенная доходность сопряжена с риском и крупными стартовыми вложениями. Причем здесь не учтен НКД, с номинальной стоимостью в 2 000 000 рублей он существенно увеличит цену продажи.

Высоконадежные облигации АИЖК с номиналом в 1 000 рублей приносят весьма скромный купонный доход в 3% годовых на весь период обращения.

Но в надежности компании сомнений немного, она организована при поддержке государства.

Рынок корпоративных облигаций в России

Российский рынок корпоративных ценных бумаг на 2018 год считается достаточно развитым. Инвесторы могут выбирать из многочисленных компаний, выпускающих корпоративные облигации всех видов и параметров .

Нередко компании-эмитенты ориентируются на условия по ГКО (один из видов государственных облигаций). Но это не говорит о том, что ставки едины. Коммерческие или производственные организации формируют очень гибкие условия.

Московская биржа богата предложениями корпоративных облигаций по покупке бумаг как от крупных учреждений (Сбербанк, Лукойл и т.д), так и от небольших. Все корпорации классифицируются по трем эшелонам:

  • Эшелон 1 – высоколиквидные компании, спред которых минимальный по отношению цены покупки к цене продажи ( , Сбербанк, ВТБ, Лукойл, Транснефть, Ростелеком, МТС, Мегафон).
  • Эшелон 2 – учреждения-представители региональных и отраслевых ведущих компаний. Однако качество у них на порядок ниже, чем у компаний первого эшелона, поэтому инвесторы при сотрудничестве с ними получают больший риск.
  • Эшелон 3 – компании с неоднозначными планами на будущее и невысоким кредитным рейтингом. В их число входят небольшие фирмы, которые задают высокий темп роста на рынке. При этом инвесторы получают сравнительно высокий риск, что подобные компании не выполнят долговые обязательства. Спред по облигациям обычно не превышает нескольких процентов от номинальной стоимости из-за редких сделок и маленького оборота.

Общий анализ показывает:


Это максимальные показатели различных облигаций, условия многих могут существенно отличаться. В таблицах можно увидеть обзор основных данных по ценным бумагам в обращении.

Облигации российских банков:

Выпуск Купон Дюрация, дней Цена чистая, %
% тип
Абсолют Банк-5-боб 7,95 Перемен. 10,9493 237 97,952
Авангард АКБ-БО-001P-01 7,25 Перемен. 9,372 179 98,812
Альфа-Банк-5-боб 8,15 Перемен. 7,5139 53 100,06
Банк ВТБ-Б-1-5 0,01 Постоянн. 10,0309 262 93,29
Сбербанк-001-03R 8,0 Постоянн. 7,6718 755 100,19
РСХБ-13-об 7,8 Перемен. 7,7251 304 99,99
ДельтаКредит-26-боб 10,3 Перемен. 7,5565 318 102,234
Промсвязьбанк-БО-ПО1 10,15 Перемен. 7,7524 845 104,66

Облигации различных компаний и предприятий:

Выпуск Купон Простая доходность к погашению, % Дюрация, дней Цена чистая, %
% тип
Автодор-001Р-01 10,25 Постоянн. 8,2195 732 103,417
Ашинский метзавод-1-боб 8,75 Плавающ. 74,8277 118 82,5
Башнефть-3-боб 12,0 Перемен. 11,2138 567 100,59
Вертолеты России-1-боб 11,9 Постоянн. 8,0873 1919 117,232
Газпром-22-боб 8,1 Перемен. 8,6241 1959 97,5
Почта России-2-боб 10,0 Перемен. 7,009 252 101,902
РЖД-17-боб 9,85 Перемен. 6,8183 2849 119,448
Самолет ГК-БО-ПО2 11,5 Постоянн. 11,4062 1220 100,001

Достоинства и недостатки

Ключевое преимущество корпоративных облигаций – большой выбор, во многом перекрывающий спрос. Есть варианты консервативной модели инвестирования, рискованной или оптимальной, где величина дохода сопоставима с риском.

Выпуск ценных бумаг на рынок проводят как крупные и очень надежные компании, такие как «Газпромбанк», Сбербанк, так и небольшие, малоизвестные организации.

Плюсы и минусы ценных бумаг можно объединить в один список:

  • Доходность пропорциональна риску. Наиболее надежные бонды менее волатильны и не могут выступать как спекулятивный инструмент. Высокодоходные более подвержены дефолту.
  • На рынке есть облигации всех видов, это удобно, но выбор усложняется.
  • Купить облигации может любой инвестор, даже начинающий. Но прежде необходимо провести анализ рентабельности, оценку дефолта. Прозрачность данных по активам позволяет получить всю необходимую информацию, но покупка без предварительного изучения может нести высокий риск и обернуться потерей вложения. В случае с ОФЗ, муниципальными облигациями ситуация обстоит намного проще.
  • Корпоративные облигации торгуются и на первичном, и на вторичном рынке. Это дает возможность покупать и продавать их в любое время, извлекая максимальную прибыль за счет спекуляции. Рыночные цены могут существенно колебаться, увеличивая финансовую выгоду, но для грамотного управления инвестору необходимы базовые знания основ фондового рынка и в частности – рынка облигаций.

Корпоративные облигации должны входить в портфель инвестора. Надежность многих компаний может превышать надежность некоторых банков, что снижает риск, сохраняя приемлемую доходность. А рискованные сделки могут быстро увеличить капитал. Это ценные бумаги с гибкими условиями, большим выбором эмитентов и параметров.

В сентябре прошлого года организация ОПЕК отметила свой юбилей. Она была создана в 1960 году. Сегодня страны ОПЕК занимают лидирующую позицию в области экономического развития.

ОПЕК в переводе с английского «OPEC» — «Организация стран-экспортёров нефти». Это международная организация, созданная для того чтобы контролировать объёмы продаж сырой нефти и установления цены на неё.

Ко времени создания ОПЕКа на нефтяном рынке были существенные излишки чёрного золота. Появление лишнего количества нефти объясняется стремительной разработкой обширных её месторождений. Основным поставщиком нефти был Ближний Восток. В середине 50-х годов ХХ столетия на рынок нефти вышел СССР. Объёмы добычи чёрного золота в нашей стране увеличились вдвое.

Результатом этого стало возникновение серьёзной конкуренции на рынке. На этом фоне цены на нефть существенно упали. Это и способствовало созданию организации ОПЕК. 55 лет назад эта организация преследовала цель поддержания адекватного уровня цен на нефть.

Какие государства входят

На сегодняшний день в эту организацию входит 12 держав. К ним относятся государства Ближнего Востока, Африки и Азии.

Россия членом ОПЕК в 2019 году не является. Характеристика держав, находящихся в составе этой организации — дело непростое. С уверенностью можно сказать только одно: как и 55 лет назад, сегодня страны, находящиеся в составе списка, объединяет нефтяная политика.

Инициатором создания этой организации была . Изначально в список вошла она, а также ведущие государства-экспортёры нефти. После этого список пополнился и . Ливия вошла в список не во времена полковника Каддафи, как думают многие, а при короле Идрисе, в 1962 году. вошли в список только в 1967 году.

В период 1969-1973 гг. список пополнили такие члены, как , и . В 1975 году список пополнил Габон. В 2007 году в список вошла . Пополнится ли список ОПЕК в ближайшее время, доподлинно неизвестно.

Что представляют собой страны

Государства, находящиеся в составе этой организации в 2019 году, производят только 44% от объёмов добычи нефти во всём мире. Но эти страны оказывают огромное влияние на рынок чёрного золота. Это объясняется тем, что государства, находящиеся в составе этой организации, владеют 77% всех разведанных запасов нефти во всём мире.

В основе экономики Саудовской Аравии находится экспорт нефти. Сегодня это государство-экспортёр чёрного золота располагает 25% запасов нефти. Благодаря экспорту чёрного золота страна получает 90% доходов. ВВП этого крупнейшего государства-экспортёра составляет 45 процентов.

Второе место по добыче золота отдано . Сегодня это государство, являющееся крупным экспортёром нефти, занимает 5,5% на мировом рынке. Не менее крупным экспортёром следует считать . Добыча чёрного золота приносит стране 90% прибыли.

До 2011 года завидное место по добыче нефти занимала Ливия. Сегодня ситуацию в этом, некогда богатейшем государстве, можно назвать не просто сложной, а критической.

Третьим по величине запасов нефти является . Южные месторождения этой страны могут добывать до 1,8 млн чёрного золота в одни только сутки.

Можно сделать вывод, что большая часть государств, входящих в ОПЕК, находится в зависимости от прибыли, которую приносит их нефтяная промышленность. Единственным исключением из этих 12 государств является Индонезия. Эта страна получает доходы ещё от таких отраслей, как:


Для остальных держав, находящихся в составе ОПЕК, процент зависимости от продажи чёрного золота может составлять от 48 до 97 показателей.

Когда наступают сложные времена, то у государств, имеющих богатые запасы нефти, есть только один выход - как можно скорее диверсифицировать экономику. Происходит это за счёт осваивания новых технологий, способствующих сбережению ресурсов.

Политика организации

Кроме цели унификации и координации нефтяной политики, у организации есть не менее приоритетная задача — считать стимуляцию экономичных и регулярных поставок товара членами тех государствам, которые являются потребителями. Ещё одной важнейшей целью является получение справедливой доходности на капитал. Это актуально для тех, кто активно вкладывает средства в промышленность.

К основным органам управления ОПЕК следует отнести:

  1. Конференцию.
  2. Совет.
  3. Секретариат.

Конференция является высшим органом этой организации. Высшей должностью следует считать должность генерального секретаря.

Встречи министров энергетики и специалистов по чёрному золоту происходят два раза в год. Главной целью заседания является оценивание, в каком состоянии находится международный рынок нефти. Ещё одной приоритетной задачей является разработка чёткого плана по стабилизации ситуации. Третьей целью собрания является прогнозирование ситуации.

О том, каков прогноз организации, можно судить по ситуации на рынке чёрного золота в прошлом году. Представители стран-участниц этой организации утверждали, что цены будут сохранены в размере 40-50 долл.США за 1 баррель. При этом представители этих государств не исключали, что цены могут вырасти и до 60 долл. Это могло произойти только в случае интенсивного роста экономики Китая.

Судя по последней информации, в планах руководства этой организации нет желания сократить количество добываемых продуктов нефти. Также организация ОПЕК не вынашивает планов относительно вмешательства в деятельность международных рынков. По мнению руководства организации, необходимо дать международному рынку шанс самостоятельной регуляции.

Сегодня цены на нефть близки к критичной точке. Но ситуация на рынке такая, что цены могут как стремительно падать, так и возрастать.

Попытки решить ситуацию

После начала очередного экономического кризиса, который охватил весь мир, страны ОПЕК приняли решение снова собраться. До этого 12 государств собирались, когда произошло рекордное падение фьючерсов на чёрное золото. Тогда размер падения был катастрофическим — до 25 процентов.

Судя по прогнозу, который дали эксперты организации, кризис не затронет только Катар. В 2018 году цена на нефть марки Brent составляла около 60 долл.США за 1 баррель.

Ценовая политика

Сегодня ситуация для самих участников ОПЕК выглядит следующим образом:

  1. Иран -цена, при помощи которой обеспечивается бездефицитный бюджет государства — 87 долл.США (доля в организации составляет 8,4%).
  2. Ирак — 81 долл. (доля в организации — 13%).
  3. Кувейт — 67 долл. (доля в организации — 8,7%).
  4. Саудовская Аравия — 106 долл. (доля в организации — 32%).
  5. ОАЭ — 73 долл. (доля в организации — 9,2%).
  6. Венесуэла — 125 долл. (доля в организации — 7,8%).

По некоторым данным, на неофициальной встрече, Венесуэла выступила с предложением сократить текущие объёмы производства нефти до 5 процентов. Эта информация пока не подтвердилась.

Ситуацию внутри самой организации можно назвать критической. Год изрядно подешевевшего чёрного золота сильно ударил по карману государств ОПЕК. По некоторым данным, суммарный доход государств-участников может снизиться до 550 миллиардов долларов США в год. Предыдущая пятилетка показывала куда более высокие показатели. Тогда годовой доход этих стран составляет 1 трлн. долл. США.

Организация стран-экспортеров нефти, основанная в 1960 году рядом стран (Алжир, Эквадор, Индонезия, Ирак, Иран, Кувейт, Ливия, Нигерия, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Венесуэла) с целью координации действий по объему продаж и установления цен на сырую нефть.

Благодаря тому, что ОПЕК контролирует примерно половину мирового объема торговли нефтью, она способна значительно влиять на уровень мировых цен. На долю нефтяного картеля,который в 1962 году зарегистрирован в ООН в качестве полноправной межправительственной организации, приходится около 40% мировой добычи нефти.

Краткая экономическая характеристика государств - членов ОПЕК (в 2005 году)

--
Алжир Индонезия Иран Ирак Кувейт Ливия Нигерия Катар Саудовская Аравия ОАЭ Венесуэла
Население (тыс. человек) 32,906 217,99 68,6 28,832 2,76 5,853 131,759 824 23,956 4,5 26,756
Площадь (тыс. км 2) 2,382 1,904 1,648 438 18 1,76 924 11 2,15 84 916
Плотность населения (человек на км 2) 14 114 42 66 153 3 143 75 11 54 29
ВВП на душу населения ($) 3,113 1,29 2,863 1,063 27,028 6,618 752 45,937 12,931 29,367 5,24
ВВП в рыночных ценах (млн $) 102,439 281,16 196,409 30,647 74,598 38,735 99,147 37,852 309,772 132,15 140,192
Объем экспорта (млн $) 45,631 86,179 60,012 24,027 45,011 28,7 47,928 24,386 174,635 111,116 55,487
Объем экспорта нефти (млн $) 32,882 9,248 48,286 23,4 42,583 28,324 46,77 18,634 164,71 49,7 48,059
Текущий баланс (млн $) 17,615 2,996 13,268 -6,505 32,627 10,726 25,573 7,063 87,132 18,54 25,359
Подтвержденные запасы нефти (млн баррелей) 12,27 4,301 136,27 115 101,5 41,464 36,22 15,207 264,211 97,8 80,012
Подтвержденные запасы природного газа (млрд куб. м) 4,58 2,769 27,58 3,17 1,557 1,491 5,152 25,783 6,9 6,06 4,315
Объем добычи сырой нефти (1,000 барр/день) 1,352 1,059 4,092 1,913 2,573 1,693 2,366 766 9,353 2,378 3,128
Объем добычи природного газа (млн куб. м/день) 89,235 76 94,55 2,65 12,2 11,7 21,8 43,5 71,24 46,6 28,9
Мощности по переработке нефти (1,000 барр/день) 462 1,057 1,474 603 936 380 445 80 2,091 466 1,054
Поизводство нефтепродуктов (1,000 барр/день) 452 1,054 1,44 477 911 460 388 119 1,974 442 1,198
Потребление нефтепродуктов (1,000 барр/день) 246 1,14 1,512 514 249 243 253 60 1,227 204 506
Объем экспорта сырой нефти (1,000 барр/день) 970 374 2,395 1,472 1,65 1,306 2,326 677 7,209 2,195 2,198
Объем экспорта нефтепродуктов (1,000 барр/день) 464 142 402 14 614 163 49 77 1,385 509 609
Объем экспорта природного газа (млн куб м) 64,266 36,6 4,735 -- -- 5,4 12 27,6 7,499 --

Основные цели ОПЕК

Основными целями создания Организации являются:

  • Координация и унификация нефтяной политики государств-членов.
  • Определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов.
  • Обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти.
  • Внимание к интересам стран-производителей нефти и необходимости обеспечения: устойчивых доходов стран-производителей нефти; эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран-потребителей; справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность; охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений.
  • cтрудничество со странами-нечленами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.

Полноправными членами могут быть только члены-основатели и те страны, чьи заявки на прием были одобрены конференцией. Любая другая страна, в значительных размерах экспортирующая сырую нефть и имеющая интересы, в своей основе схожие с интересами стран-членов, может стать полноправным членом при условии, что ее принятие будет одобрено большинством в 3/4 голосов, включая голоса всех членов-учредителей.

Организационная структура ОПЕК

Высший орган ОПЕК - Конференция министров государств, входящих в организацию, действует также Совет директоров, в котором каждая страна представлена одним делегатом. Она, как правило, привлекает к себе самое пристальное внимание не только прессы, но и ключевых игроков на мировом нефтяном рынке. Конференция определяет основные направления политики ОПЕК, пути и средства их практического осуществления и принимает решения по докладам и рекомендациям, представляемым Советом управляющих, а также по бюджету. Она поручает Совету подготовку докладов и рекомендаций по любым вопросам, представляющим интерес для организации. Конференция образует и сам Совет управляющих (по одному представителю от страны, как правило, - это министры нефти, добывающей промышленности или энергетики). Она же выбирает президента и назначает генерального секретаря организации.

Секретариат осуществляет свои функции под руководством Совета управляющих. Генеральный секретарь является высшим должностным лицом Организации, полномочным представителем ОПЕК и главой Секретариата. Он организует и руководит работой Организации. В структуру секретариата ОПЕК входят три департамента.

Экономическая комиссия ОПЕК занимается вопросами содействия стабильности на международных нефтяных рынках при справедливых уровнях цен, с тем, чтобы нефть могла сохранить свое значение в качестве первостепенного глобального энергоисточника в соответствии с задачами ОПЕК, ведет тщательное наблюдение за изменениями на рынках энергии и информирует Конференцию об этих изменениях.

История развития и деятельности ОПЕК

Задачей ОПЕК с 1960-х годов являлось представление единой позиции стран-производителей нефти в целях ограничения влияния крупнейших нефтяных компаний на рынок. Однако реально ОПЕК в период с 1960 по 1973 гг. расстановку сил на нефтяном рынке изменить не могла. Существенные коррективы в расстановку сил внесла внезапно начавшаяся в октябре 1973 г. война между Египтом и Сирией, с одной стороны, и Израилем, с другой. При поддержке США Израилю удалось довольно быстро вернуть утраченные территории и уже в ноябре подписать соглашения о прекращении огня с Сирией и Египтом.

17 октября 1973г. ОПЕК выступила против политики США, введя эмбарго на поставки нефти в эту страну и увеличив на 70% отпускные цены для западноевропейских союзников Соединенных Штатов. В одну ночь баррель нефти поднялся в цене с $3 до $5,11. (В январе 1974 г. ОПЕК поднял цену за один баррель до $11,65). Эмбарго было введено в тот момент, когда уже около 85% американских граждан привыкли добираться до рабочего места на собственном автомобиле. Хотя президент Никсон ввел жесткие ограничительные меры по использованию энергоресурсов, ситуацию спасти не удалось, и для западных стран наступил период экономического спада. На пике кризиса цена галлона бензина в США поднялась с 30 центов до $1,2.

Реакция Wall Street была мгновенной. Естественно, на волне суперприбылей акции нефтедобывающих компаний пошли вверх, однако все остальные акции в период с 17 октября до конца ноября 1973 г. потеряли в среднем 15%. Индекс Dow Jones за это время снизился с 962 до 822 пунктов. В марте 1974 эмбарго против США было снято, однако эффект, который оно произвело, сгладить не удалось. За два года, с 11 января 1973 г. до 6 декабря 1974 г. Dow упал почти на 45% - с 1051 до 577 пунктов.

Доходы от продажи нефти для основных арабских стран-производителей нефти в 1973-1978 гг. росли невиданными темпами. Например, доходы Саудовской Аравии выросли с $4,35 млрд. до $36 млрд., Кувейта - с $1,7 млрд. до $9,2 млрд., Ирака - с $1,8 млрд. до $23,6 млрд.

На волне высоких доходов от нефти в 1976 году ОПЕК создала Фонд международного развития ОПЕК - многосторонний финансовый институт в области развития. Его штаб-квартира также расположена в Вене. Фонд призван содействовать сотрудничеству между государствами - членами ОПЕК и другими развивающи­мися странами. Международные институты, чья деятельность приносит пользу развивающимся странам, и все не входящие в ОПЕК развивающиеся страны могут пользоваться помощью фонда. Фонд ОПЕК предоставляет займы (на льготных условиях) трех видов: для проектов, программ и поддержки платежного баланса. Ресурсы состоят из добровольных взносов государств-членов и прибылей, полученных за счет инвестиционных и кредитных операций фонда.

Однако к концу 70-х потребление нефти начало сокращаться по целому ряду причин. Во-первых, на нефтяном рынке увеличилась активность стран, не входящих в ОПЕК. Во-вторых, стал проявляться общий спад экономики западных стран. В-третьих, определенные плоды принесли усилия по снижению энергопотребления. Кроме того, США, обеспокоенные возможными потрясениями в странах-производителях нефти, высокой активностью СССР в регионе, особенно после введения советских войск в Афганистан, были готовы в случае повторения ситуации с поставками нефти использовать военную силу. В конечном счете, цены на нефть начали снижаться.

Несмотря на все принятые меры, в 1978 г. разразился второй нефтяной кризис. Главными причинами послужили революция в Иране и политический резонанс, который вызвали договоренности в Кемп-Девиде между Израилем и Египтом. К 1981 году цена на нефть достигла $40 за баррель.

Слабость ОПЕК в полной мере проявилась в начале 1980-х годов, когда в результате полномасштабного освоения новых нефтяных месторождений за пределами стран ОПЕК, широкого внедрения энергосберегающих технологий и экономической стагнации спрос на импортную нефть в промышленно развитых странах резко сократился, а цены упали почти вдвое. После этого на нефтяном рынке в течение 5 лет наблюдалось спокойствие и плавное снижение цен на нефть. Однако когда в декабре 1985 года ОПЕК резко увеличил добычу нефти – до 18 млн барр/сут, началась настоящая ценовая война, спровоцированная Саудовской Аравией. Ее результатом стало то, что в течение нескольких месяцев сырая нефть подешевела более чем в два раза – с 27 до 12 долл. за баррель.

Четвертый нефтяной кризис разразился в 1990 году. 2 августа Ирак напал на Кувейт, цены подскочили с 19 долл. за баррель в июле до 36 в октябре. Однако затем нефть подешевела до своего предыдущего уровня еще до начала операции “Буря в пустыне”, завершившейся военным поражением Ирака и экономической блокадой страны. Несмотря на постоянное перепроизводство нефти в большинстве стран ОПЕК и возросшую конкуренцию со стороны других нефтедобывающих стран, цены на нефть на протяжении 1990-х годов оставались относительно стабильными по сравнению с теми колебаниями, которые они испытывали в 1980-х годах.

Однако в конце 1997 года началось падение цен на нефть, а в 1998 году мировой рынок нефти охватил беспрецедентный кризис. Аналитики и эксперты приводят множество различных причин этого резкого падения цен на нефть. Многие склонны возлагать всю вину на решение ОПЕК, принятое в конце ноября 1997 года в Джакарте (Индонезия), о повышении потолка добычи нефти, вследствие чего на рынки якобы были выброшены дополнительные объемы нефти, и произошло понижение на нее цен. Усилия, предпринятые странами-членами и нечленами ОПЕК в 1998 году, вне всякого сомнения, сыграли важнейшую роль в предотвращении дальнейшего обвала мирового нефтяного рынка. Не будь предпринятых мер, и цена на нефть, по оценке некоторых экспертов, могла бы упасть до 6-7 долларов за баррель.

Проблемы развития стран ОПЕК

Одним из основных недостатков ОПЕК заключается в том, что она объединяет страны, интересы которых зачастую противоположны. Саудовская Аравия и другие страны Аравийского полуострова относятся к числу малонаселенных, однако обладают громадными запасами нефти, крупными инвестициями из-за рубежа и поддерживают весьма тесные отношения с западными нефтяными компаниями.

Для других входящих в ОПЕК стран, например Нигерии, характерны высокая численность населения и нищета, они реализуют дорогостоящие программы экономического развития и имеют огромную задолженность.

Второй, казалось бы, простой проблемой является банальная «куда деть деньги». Ведь не всегда легко правильно распорядиться хлынувшим на страну ливнем нефтедолларов. Монархи и правители стран, на которые обрушилось богатство, стремились использовать его «во славу собственного народа» и поэтому затевали различные «стройки века» и другие подобные проекты, которые никак нельзя назвать разумным вложением капитала. Только позднее, когда прошла эйфория от первого счастья, когда немного охладился пыл вследствие падения цен на нефть и снижения государственных доходов, средства государственного бюджета стали расходоваться более разумно и грамотно.

Третьей, главной проблемой является компенсация технологической отсталости стран ОПЕК от ведущих стран мира. Ведь к моменту создания организации некоторые из стран, входящих в ее состав, еще не избавились от пережитков феодального строя! Решением такой проблемы могла стать ускоренная индустриализация и урбанизация. Внедрение новых технологий в производство и, соответственно, жизнь людей не прошло бесследно для народа. Основными этапами индустриализации были национализация некоторых иностранных компаний, например АРАМКО в Саудовской Аравии, и активное привлечение частного капитала в промышленность. Это осуществлялось путем всесторонней государственной помощи частному сектору экономики. Например, в той же Аравии было создано 6 специальных банков и фондов, которые оказывали помощь предпринимателям под гарантии государства.

Четвертой проблемой является недостаточная квалификация национальных кадров. Дело в том, что работники в государстве оказались неподготовленными к внедрению новых технологий и оказались неспособными обслуживать современные станки и оборудование, которое было поставлено на нефтедобывающих и перерабатывающих предприятиях, а также других заводах и предприятиях. Решением этой проблем стало привлечение иностранных специалистов. Это было не так легко, как кажется. Потому что вскоре это породило массу противоречий, которые все усиливались с развитием общества.

Таким образом, все одиннадцать стран находятся в глубокой зависимости от доходов своей нефтяной промышленности. Пожалуй, единственная из стран ОПЕК, представляющая исключение, это Индонезия, которая получает существенные доходы от туризма, леса, продажи газа и других сырьевых материалов. Для остальных стран ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого низкого - 48% в случае с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97% в Нигерии.

На сегодняшний день в мире действует более четырех тысяч международных межправительственных организаций. Их роль в мировой экономике сложно переоценить. Одна из таких крупнейших организаций, название которой сегодня у всех на слуху, - это Организация стран - экспортеров нефти (англ. The Organization of the Petroleum Exporting Countries; сокращенно ОПЕК, англ. OPEC).

Организация, также называемая картелем, создана нефтедобывающими странами в целях стабилизации цен на нефть. История ее берет начало с 10-14 сентября 1960 году, с Багдадской конференции, когда была создана ОПЕК с целью координации нефтяной политики государств-членов и, что самое главное, в особенности обеспечения стабильности мировых цен на нефть.

История ОПЕК

Сначала перед странами, образующими ОПЕК, ставилась задача увеличений концессионных платежей, однако деятельность ОПЕК вышла далеко за рамки этой задачи и оказала большое влияние на борьбу развивающихся стран против неоколониальной системы эксплуатации их ресурсов.

В то время мировую нефтедобычу практически контролировали семь крупнейших транснациональных компаний, так называемые «Семь сестер». Полностью господствуя на рынке, картель не намеревался считаться с мнением нефтедобывающих стран, и в августе 1960-го он до предела снизил закупочные цены на нефть Ближнего и Среднего Востока, что для стран этого района означало многомиллионные потери за кратчайшие сроки. И вследствие этого пять развивающихся нефтедобывающих стран – Ирак, Иран, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла – взяли инициативы в свои руки. Точнее сказать, инициатором рождения организации была Венесуэла - наиболее развитая из нефтедобывающих стран, которая в течение длительного времени подвергалась эксплуатации нефтяных монополий. Понимание необходимости координации усилий против нефтяных монополий назревало и на Ближнем Востоке. Об этом свидетельствует несколько фактов, в том числе и Ирако-Саудовское соглашение 1953-е года о согласовании Нефтяной политики и заседание Лиги арабских стран в 1959 году, посвященное нефтяным проблемам, на котором присутствовали представители Ирана и Венесуэлы.

В дальнейшем число стран, входящих в ОПЕК, увеличилось. К ним прибавились Катар (1961), Индонезия (1962), Ливия (1962), Объединенные Арабские Эмираты (1967), Алжир (1969), Нигерия (1971), Эквадор (1973) и Габон (1975). Однако в течение времени состав ОПЕК менялся неоднократно. В 90-х годах Габон покинул организацию, а Эквадор приостановил свое членство. В 2007-м к картелю присоединилась Ангола, вновь вернулся Эквадор, а с января 2009 свое членство приостановила Индонезия, так как стала страной-импортером нефти. В 2008 году Россия заявила о своей готовности стать постоянным наблюдателем в Организации.

Сегодня любая другая страна, в значительных размерах экспортирующая сырую нефть и имеющая свои аналогичные интересы в этой области, может также стать полноправным членом организации, при том условии, что ее кандидатура будет одобрена большинством голосов (3/4), включая голоса всех членов-учредителей.

В 1962 году, в ноябре, Организация стран – экспортеров нефти была зарегистрирована в Секретариате ООН в качестве полноправной межправительственной организации. А спустя всего пять лет после основания, она уже установила официальные отношения с Экономическим и Социальным советом ООН, стала участником Конференции ООН по торговле и развитию.

Таким образом, сегодня страны ОПЕК – это объединившиеся 12 нефтедобывающих государств (Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар, Ливия, Объединённые Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор и Ангола). Штаб-квартира первоначально находилась в Женеве (Швейцария), затем 1 сентября 1965 переместилась в Вену (Австрия).

Экономический успех государств-членов ОПЕК имел огромное идеологическое значение. Казалось, что развивающимся странам «бедного Юга» удалось добиться переломного этапа в борьбе с развитыми странами «богатого Севера». Чувствуя себя представителем «третьего мира», в 1976 году картель организовывает Фонд международного развития ОПЕК – финансовый институт, оказывающий поддержку развивающимся странам, не входящим в Организацию стран – экспортеров нефти.

Успешный опыт этого объединения предприятий сподвигнул другие страны «третьего мира», экспортирующие сырье, попытаться скоординировать свои действия для повышения доходов аналогичным способом. Однако эти попытки оказывались малорезультатными, так как на другие сырьевые товары спрос был не так высок, как на «черное золото».

Хоть вторая половина 1970-х годов и стала пиком экономического процветания ОПЕК, но этот успех оказался не очень устойчивым. Практически через десятилетие мировые цены на нефть упали почти вдвое, тем самым резко сократив доходы стран картеля от нефтедолларов.

Цели и структура ОПЕК

Доказанные запасы нефти стран, выходящих в ОПЕК, сегодня в настоящий момент составляют 1 199,71 миллиарда баррелей. Страны ОПЕК контролируют около 2/3 мировых запасов нефти, что составляет 77% всех разведанных мировых запасов «черного золота». На их долю приходится добыча около 29 млн. баррелей нефти, или около 44% от всемирной добычи или половина мирового экспорта нефти. По оценкам генерального секретаря организации, эта цифра к 2020 году возрастет до 50%.

Несмотря на то, что ОПЕК производит всего 44% от объемов мировой добычи нефти, она оказывает огромное влияние на нефтяной рынок.


Говоря о серьезной деятели картеля, нельзя не упомянуть и об его целях. Одна из основных – это обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти. Еще одна немаловажная задача организации состоит в том, чтобы координировать и унифицировать нефтяную политику государств-членов, а также определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов. К целям картеля можно отнести и охрану окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений.

Коротко говоря, союз нефтедобывающих стран единым фронтом защищают свои экономические интересы. По сути, именно ОПЕК дала старт межгосударственному регулированию нефтяного рынка.

Структура картеля состоит из Конференции, комитетов, совета управляющих, секретариата, генерального секретаря и экономической комиссии ОПЕК.

Высшим органом организации является Конференция министров нефти стран, входящих в ОПЕК, которая созывается не реже двух раз в год, как правило, в штаб-квартире в Вене. На ней определяются ключевые направления политики картеля, пути и средства их практического осуществления и принимает решения по докладам и рекомендациям, в том числе и по бюджету. Конференция формирует и сам Совет управляющих (по одному представителю от страны, как правило, - это министры нефти, добывающей промышленности или энергетики), она же назначает генерального секретаря организации, являющимся высшим должностным лицом и полномочным представителем организации. С 2007 года им является Абдалла Салем аль-Бадри.

Характеристика экономики стран ОПЕК

Большинство государств Организации стран – экспортеров нефти находятся в глубокой зависимости от доходов своей нефтяной промышленности.

Саудовская Аравия обладает самым большим запасом нефти в мире – 25% мировых запасов «черного золота», - вследствие этого основу ее экономики составляет экспорт нефти. Экспорт нефти приносит в государственную казну 90% экспортных доходов государства, 75% бюджетных поступлений и 45% ВВП.

50% ВВП Кувейта обеспечивает именно добыча «черного золота», его доля в экспорте страны составляет 90%. Недры Ирака богаты крупнейшими запасами этого сырья. Иракские государственные компании North Oil Company и South Oil Company обладают монопольным правом на разработку местных месторождений нефти. Почетное место в списке самых нефтеносных стран занимает Иран. Он обладает запасом нефти, которое оценивается в 18 млрд тонн и занимает 5,5% на мировом рынке торговли нефтепродуктами. Экономика этой страны также связана с нефтяной отраслью.

Еще одна страна ОПЕК – Алжир, основу экономики которой составляют нефть и газ. Они дают 30% ВВП, 60% доходной части госбюджета и 95% экспортной выручки. По запасам нефти Алжир занимает 15-е место в мире и на 11-ом месте по ее экспорту.

Экономика Анголы также базируется на добыче и экспорте нефти – 85% ВВП. Именно благодаря «черному золоту», экономика страны является самой быстрорастущей среди государств Африки южнее Сахары.

Боливарская Республика Венесуэла пополняет свой бюджет также за счет добычи нефти, которая дает 80% экспортных доходов, более 50% доходной части республиканского бюджета и около 30% ВВП. Значительная часть нефти, добываемая в Венесуэле, экспортируется в США.

Таким образом, как уже говорилось, все двенадцать стран члены ОПЕК находятся в глубокой зависимости от доходов своей нефтяной промышленности. Наверное, единственная страна член картеля, получающая выгоду не только от нефтяной промышленности – это Индонезия, государственный бюджет которой пополняется за счет туризма, продажи газа и других сырьевых материалов. Для других же уровень зависимости от экспорта нефти колеблется в пределах от самого низкого – 48% в случае с Объединенными Арабскими Эмиратами, до самого высоко – 97% - в Нигерии.

Проблемы развития стран членов ОПЕК

Казалось бы, союз крупнейших экспортеров нефти, держащий под контролем 2/3 мировых запасов «черного золота», должен развиваться в геометрической прогрессии. Однако не все так просто. Навскидку можно назвать около четырех причин, тормозящих развитие картеля. Одна из таких причин – Организация объединяет страны, интересы которых зачастую противоположны. Интересный факт: страны ОПЕК воевали друг с другом. В 1990 году Ирак вторгся в Кувейт и спровоцировал войну в Персидском заливе. После поражения Ирака к нему были применены международные торговые санкции, которые резко ограничили способность страны экспортировать нефть, что привело к еще большей неустойчивости цен на «черное золото», вывозимое из картеля. К этой же причине можно отнести и тот факт, что, например, Саудовская Аравия и другие страны Аравийского полуострова относятся к числу малонаселенных, но они обладают крупнейшими запасами нефти, крупными инвестициями из-за рубежа и поддерживают весьма тесные отношения с западными нефтяными компаниями. А для других стран Организации, например, Нигерии, характерны высокая численность населения и крайняя нищета, и им приходится осуществлять дорогостоящие программы экономического развития, и поэтому имеют огромную внешнюю задолженность. Эти страны вынуждены добывать и продавать как можно больше нефти, особенно после того, как цены на сырую нефть снизились. Кроме того, в результате политических событий в 1980-х годах Ирак и Иран довели добычу нефти до максимального уровня, чтобы оплачивать военные расходы.

Сегодня нестабильная политическая обстановка по крайней мере в 7 из 12 стран-членов картеля является серьезной проблемой ОПЕК. Гражданская война в Ливии существенно нарушила налаженный ход работы на нефтегазовых месторождениях страны. События Арабской весны отразились на нормальной работе на территории многих стран Ближневосточного региона. По данным ООН, апрель 2013 года побил рекорды по количеству убитых и раненых в Ираке людей за последние 5 лет. После смерти Уго Чавеса нельзя назвать стабильной и спокойной обстановку и в Венесуэле.

Главной в списке проблем можно назвать компенсацию технологической отсталости членов ОПЕК от ведущих стран мира. Как бы это странно не звучало, но к моменту образования картеля, входящих в его состав, еще не избавились от пережитков феодального строя. Избавиться от этого можно было только путем ускоренной индустриализации и урбанизации, и соответственно, внедрение новых технологий в производство и жизнь людей не прошло бесследно. Здесь же можно сразу указать еще одну, третью, проблему – нехватка квалификации у национальных кадров. Все это взаимосвязано – отсталые в развитии страны не могли похвастаться высококвалифицированными специалистами, работники в государствах оказались неподготовленными к современным технологиям и оборудованию. Так как местные кадры не могли обслуживать технику, которая была установлена на нефтедобывающих и перерабатывающих предприятиях, руководство в срочном порядке пришлось привлекать к работе иностранных специалистов, что, в свою очередь, создало ряд новых трудностей.

И четвертая преграда, казалось бы, не заслуживает особого внимания. Тем не менее, эта банальная причина существенно притормаживала движение. «Куда деть деньги?», - такой вопрос встал перед странами ОПЕК, когда в страны хлынул поток нефтедолларов. Руководители стран не смогли разумно распорядиться обрушившимся богатством, поэтому затевали различные бессмысленные проекты, например, «стройки века», которые никак нельзя назвать разумным вложение капитала. Понадобилось некоторое время, чтобы эйфория поутихла, потому что цены на нефть начали падать, и доход, поступаемый в государственную казну, снизился. Пришлось расходовать средства более разумно и грамотно.

В результате влияния перечисленных факторов, ОПЕК потеряла роль главного регулятора мировых цен на нефть и стала лишь одним (хотя и очень влиятельным) из участников биржевых торгов на мировом нефтяном рынке.

Перспективы развития ОПЕК

Перспектива развития Организации на сегодняшний день остается неопределенной. Эксперты и аналитики в этом вопросе разделились на два лагеря. Одни считает, что картелю удалось преодолеть кризис второй половины 1980 - начала 1990-х годов. Конечно же, речь не идет о том, чтобы вернуть прежнюю экономическую мощь, как в 70-е годы, однако в целом картина достаточно благоприятная, есть необходимые возможности для развития.

Вторые же склонятся к тому мнению, что странам картеля вряд ли удастся в течение долгого времени соблюдать установленные квоты нефтяной добычи и четкую единую политику.

Среди стран Организации, даже самых богатых нефтью, нет ни одной, которой бы удалось стать достаточно развитой и современной. Три арабские страны - Саудовскую Аравию, ОАЭ и Кувейт - можно назвать богатыми, но нельзя назвать развитыми. В качестве показателя их относительной неразвитости и отсталости можно привести тот факт, что во всех странах до сих пор сохраняются монархические режимы феодального типа. Уровень жизни в Ливии, Венесуэле и Иране примерно схож с российским уровнем. Все это можно назвать закономерным результатом неразумности: обильные запасы нефти провоцируют борьбу, но не за развитие производства, а за политический контроль над эксплуатацией природных богатств. Но с другой стороны, можно назвать страны, где ресурсы эксплуатируются достаточно эффективно. Примерами могут послужить Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты, где текущие доходы от сырья не только разбазариваются на ветер, но и откладываются в специальный резервный фонд будущих расходов, а также тратятся на подъем других отраслей экономики (например, туристического бизнеса).

Несколько факторов неопределенности перспектив Организации стран – экспортеров нефти, такие, например, как неясностью путей развития мировой энергетики, могут в значительной мере ослабить картель, поэтому однозначных выводов никто не берется делать.

Запасы нефти в странах мира (в млрд. баррелей, по состоянию на 2012 год)

Подробности Организации

ОПЕК (транслитерация англоязычной аббревиатуры OPEC - The Organization of Petroleum Exporting Countries, в дословном переводе - Организация Стран - Экспортеров Нефти) - международная межправительственная организация нефтедобывающих стран, созданная для стабилизации цен на нефть .

Организация была образована в ходе отраслевой конференции в Багдаде 10-14 сентября 1960 года по инициативе пяти развивающихся нефтедобывающих стран: Ирана, Ирака, Кувейта, Саудовской Аравии и Венесуэлы. В дальнейшем к ним присоединились еще несколько стран.

Организация Стран - Экспортеров Нефти ©сайт
Дата основания 10 - 14 сентября 1960 г.
Дата начала деятельности 1961 г.
Расположение штабквартиры Вена, Австрия
Президент Ростам Гасеми
Генеральный секретарь Абдалла Салем аль-Бадри
Официальный сайт opec.org

Целью ОПЕК является координация деятельности и выработка общей политики в отношении добычи нефти среди стран - участниц организации, поддержания стабильности мировых цен на нефть, обеспечения бесперебойных поставок сырья потребителям и получения отдачи от инвестиций в нефтяную отрасль.

Для более эффективного расчета стоимости нефти, производимой в странах-участницах организации, была введена так называемая "нефтяная корзина ОПЕК " - определенный набор сортов нефти, добываемой в этих странах. Цена данной корзины рассчитывается, как среднее арифметическое от стоимости входящих в ее состав сортов.

Состав ОПЕК

Страна Год вступления ©сайт
Иран 1960
Ирак 1960
Кувейт 1960
Саудовская Аравия 1960
Венесуэла 1960
Катар 1961
Ливия 1962
Объединенные Арабские Эмираты 1967
Алжир 1969
Нигерия 1971
Эквадор* 1973
Габон** 1975
Ангола 2007
Экваториальная Гвинея 2017
Конго 2018


*Эквадор не являлся членом организации с декабря 1992 г. по октябрь 2007 г.
**Габон приостанавливал членство в организации с января 1995 г. по июль 2016 г.

Кроме этого в состав OPEC входила Индонезия – с 1962 г. по 2009 г., и с января 2016 г. по 30 ноября 2016 г.

Предпосылки и история создания

В 1960-х годах прошлого столетия некоторые государства, в частности те, которые впоследствии вошли в OPEC, получили свою независимость. В то время мировой нефтедобычей правил картель из семи компаний, известный как "Семь сестер ":

  • Exxon
  • Royal Dutch Shell
  • Texaco
  • Chevron
  • Mobil
  • Gulf Oil
  • British Petroleum

В какой-то момент, этот картель решил в одностороннем порядке снизить закупочные цены на нефть, в результате чего сократились налоги и ренты, которые они выплачивали странам за право разработки нефтяных месторождений на их территории. Это событие и послужило катализатором для учреждения ОПЕК, целью которой явилось получение новыми независимыми государствами контроля над своими ресурсами и их эксплуатацией с учетом национальных интересов, а также предотвращение дальнейшего падения цен на нефть.

Свою деятельность организация начала в январе 1961 года, создав Секретариат организации в Женеве. В сентябре 1965 года его перенесли в Вену. В 1962 году Организация стран-экспортеров нефти была зарегистрирована в Секретариате ООН как полноправная межправительственная организация.

В 1968 году была принята Декларацию "О нефтяной политике стран - членов ОПЕК", в содержании которой делался упор на неотъемлемость права стран участников организации на осуществления постоянного суверенитета над своими природными ресурсами в интересах их национального развития.

В течение 1970-х годов влияние OPEC на мировой рынок не просто выросло, но она стала важнейшей организацией, от политики которой стали зависеть цены на сырую нефть. Такому положению дел способствовало, во-первых, взятие правительствами государств производства нефти на своих территориях под жесткий контроль, во-вторых, эмбарго на поставку нефти арабскими странами в 1973 году, и, в-третьих, начало иранской революции в 1979 году.

Страна Месторождение ©сайт Год начала добычи Год начала экспорта
Алжир Edjelleh 1956 1958
Ангола Benfica(Cuanza Basin) 1955
Венесуэла Zumaque I (месторождение Mene Grande) 1914
Ирак Baba (месторождение Kirkuk) 1927
Иран Masjid-i-Solaiman (провинция Khozestan)* 1908
Катар Dukhan 1935 1939 - 1940
Кувейт Al Burqan 1938 1946
Ливия Amal и Zelten (современное Nasser) 1959 1961
Нигерия Oloibiri (штат Bayelsa) 1956
ОАЭ Bab-2 и Umm Shaif 1958
Саудовская Аравия Dammam 1938
Эквадор Ancon 1 (Santa Elena Peninsula) 1921

*первая нефтяная скважина на Ближнем востоке.

Первая встреча на высшем уровне глав государств и правительств, входящих в Организацию стран-экспортеров нефти произошла в Алжире в 1975 году. (Кстати, в этом же году 21 декабря штаб-квартира организации была захвачена группой из шести вооруженных террористов во главе с Карлосом Шакалом).

В 1986 году цены на нефть достигли рекордного минимума, около 10 долларов США за баррель. Доля OPEC в мировом производстве нефти снизилась, выручка от продаж упала на треть. Это вызвало серьезные экономические трудности практически для всех членов организации.

Благодаря согласованным действиям государств-членов ОПЕК, в частности установлению квот добычи нефти и механизма ценообразования, цены на нефть удалось стабилизировать на уровне примерно равном половине уровня цен начала 1980-х годов (именно в начале 80-х годов цены на нефть достигали своих рекордных значений). После этого роль Организации стран-экспортеров нефти в условиях вновь растущего мирового производства начала восстанавливаться.

ОПЕК в цифрах (данные за 2014 год) ©сайт
1206.2 млрд. баррелей Суммарные доказанные запасы нефти стран-членов ОПЕК
2/3 Доля всех мировых запасов нефти
40% Всемирной нефтедобычи
50% Мирового экспорта нефти