Что растет в монголии. Животные Монголии — богатая фауна степей и гор. Рельеф, географические зоны

Готическое искусство представляет следующую после романского ступень развития средневекового искусства. Название это условно. Оно было синонимом варварства в представлении историков Возрождения, которые впервые применили этот термин, характеризуя искусство средних веков в целом, не видя в нем его ценных сторон.

Готика - более зрелый стиль искусства средневековья, чем романский. Он поражает единством и целостностью художественных проявлений во всех видах искусства. Религиозное по форме готическое искусство более чутко, чем романское, к жизни, природе и человеку. Оно включило в свой круг всю сумму средневековых знаний, сложных и противоречивых представлений и переживаний. В мечтательности и взволнованности образов готики, в патетическом взлете духовных порывов, в неутомимых исканиях ее мастеров ощущаются новые веяния - пробуждение разума и чувств, страстные стремления к прекрасному.

Повышенная одухотворенность готического искусства, нарастающий интерес к человеческим чувствам, к остроиндивидуальному, к красоте реального мира подготовили расцвет искусства Возрождения.

Готическое искусство - искусство цветущих торговых и ремесленных городов-коммун, добившихся ценою напряженной борьбы известной независимости внутри феодального мира. Оно было вызвано новыми условиями общественной жизни Европы - высоким подъемом производительных сил, разрастающимся пламенем грандиозных крестьянских войн и победой к началу 13 в. коммунальных революций. В некоторых странах королевская власть, опиравшаяся на союз с городами, возвысилась над силами феодальной раздробленности.

Религия оставалась по-прежнему основной формой миросозерцания, и церковь продолжала оказывать свое влияние на искусство. Однако потребности жизни торгово-ремесленных городов рождали стремления к знанию и непрестанным исканиям. С образованием городских и церковных школ влияние монастырей на массы стало ослабевать. В Болонье, Оксфорде, Париже возникли центры науки - университеты. Они стали ареной религиозных диспутов, очагами вольнодумства. В рамках схоластической философии, пытавшейся примирить веру с разумом, возникли еретические учения, вызванные ростом критического мышления, ставились серьезные философские проблемы, уделялось много внимания общим вопросам, связанным с жизнью человеческого общества и познанием самого человека. Философ Пьер Абеляр считал необходимым доказывать религиозные догматы с помощью разума, для него главным было «сопротивление авторитету церкви». В схоластику проникал интерес к опытному познанию, ярко проявившийся в деятельности Роджера Бэкона. В конце 12 и 13 вв. распространилось близкое к материализму учение арабских философов Аверроэса и Авиценны. Делались попытки примирить христианские догматы и наблюдения действительности. Реальный мир уже не отрицался полностью, его рассматривали как совершенное творение божества. Трагическая безысходность, которую внушала людям церковь, сменилась более светлым и радостным восприятием красоты мира. Суровые нравы смягчились. Вместо с тем росло самосознание народа. В ходе борьбы, в разгаре жакерии, в накаленной атмосфере городов, боровшихся за коммунальные вольности, проповедовавших реформу церкви, рождалось сознание братства и равенства, лаконично выразившееся в изречении: «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был тогда дворянином?»

В придворной рыцарской среде 12-14 вв. возникло светское, глубоко личное отношение к миру. Наряду с эпосом и рыцарским романом расцвела любовная лирика трубадуров - провансальская поэзия, знамение нового времени. В поэзию проникали индивидуальные чувства. Развивалась городская литература, склонная к ярким картинам обыденной жизни. В музыке на смену унисону (одноголосью) пришло многоголосье. В мощных хоровых гимнах городская община непосредственно выражала свои чувства, в мистериях деревенские жители и цеховые ремесленники разыгрывали сцены из священного писания. Возникали комические театральные жанры: на площадях представлялись фарсы, высмеивавшие духовенство, в храмах устраивались «нечестивые мессы», шутовские процессии.

В средневековых городах второй половины 12-13 вв. зародились новые формы архитектуры и изобразительного искусства, более сложные и многозначные, в них сочетались мистика и рационализм, спокойная сосредоточенность и страстные порывы, искреннее живое чувство и догматизм, буйство фантазии и тяга к единообразию, упорядоченности, устремленность в мир мечты и острая наблюдательность, празднично-прекрасное и обыденное, уродливое. В искусстве зарождалось стремление выразить духовные силы и способности человека.

Между романским и готическим стилем трудно провести четкую хронологическую границу. 12 в.- время расцвета романского стиля; вместе с тем с 1130г. появляются новые формы, положившие начало готике (ранняя готика). Готический стиль в Западной Европе достиг вершин (высокая готика) в 13 в. Угасание стиля приходится на 14 и 15 вв. (пламенеющая готика).

В разных странах готический стиль имеет своеобразные черты. Однако это не отрицает его общности и внутреннего единства. Во Франции - на родине готики - произведения этого стиля характеризуются ясностью пропорций, чувством меры, четкостью, изяществом форм, В Англии они отличаются тяжеловесностью, перегруженностью композиционных линий, сложностью и богатством архитектурного декора. В Германии готика получила более отвлеченный, мистический, но страстный по выражению характер. В Испании готические формы обогатились элементами мусульманского искусства, привнесенного арабами. В Италию, где расцвет городов к концу 13 в. создал благоприятную почву для возникновения культуры Проторенессанса, проникли лишь отдельные, преимущественно декоративные элементы готики, не противоречащие принципам романской архитектуры. Но в 14 в. готика распространилась в Италии повсеместно. Пламенеющая готика достигла своего высшего завершения в Миланском соборе (конец 14-15 вв., достроен в нач. 19 в.).

Архитектура
Архитектурный облик западноевропейских вольных городов надолго определился готическими сооружениями - соборами, ратушами, биржами, крытыми рынками, больницами, жилыми домами, сосредоточенными около площади, к которой сбегались тесные кривые улочки кожевников, красильщиков, плотников, ткачей и т. д. Строительство осуществлялось теперь не только церковью, монастырями и частными лицами, но и общиной (организованными в цехи профессионалами ремесленниками и архитекторами). Между строительными артелями, странствовавшими из города в город, существовали связи, обмен опытом, знаниями. Самые значительные сооружения, и прежде всего соборы, возводились на средства горожан. Часто над созданием одного памятника трудились многие поколения. Грандиозные готические соборы резко отличались от монастырских церквей романского стиля. Они были вместительны, высоки, нарядны, зрелищно декорированы. Их формы поражали динамичностью, легкостью и живописностью. Стройный силуэт собора с острыми шпилями и башнями определял характер городского пейзажа. Вслед за собором устремлялись вверх жилые постройки, в них увеличивалось количество этажей, вытягивались вверх двускатные щипцовые (остроконечные) крыши. Замкнутый кольцом крепостных стен, город развивался вверх. Предназначенный для многочисленной толпы мирян, собор был главным общественным центром города. Помимо богослужений, здесь устраивались городские собрания, протекали диспуты, читались университетские лекции, разыгрывались духовные драмы - мистерии.

В замысле образа собора проявились не только новые идеи католической религии, но и новые представления о мире, возросшее самосознание горожан. Динамичная устремленность ввысь всех форм храма была порождена идеалистическим «стремлением души к небу», пробудившейся тоской о вселенной и одновременно рациональными соображениями, вызванными теснотой городской застройки. Башни собора выполняли функции дозорной и пожарной вышки. Иногда они увенчивались фигурой петуха - символа бдительности. Для организации просторных интерьеров с развивающимся ввысь и вглубь пространством в соборе была применена новая конструктивная система свода, сложная и логичная, свидетельствовавшая об огромном прогрессе мысли, техники.

Готический собор, по сравнению с романским,- новая ступень в развитии базиликального типа постройки, в которой все элементы стали подчиняться единообразной системе. Главное отличие готического собора - устойчивая каркасная система, в которой конструктивную роль выполняют крестово-реберные стрельчатые своды, прорезанные сетью выступающих ребер-нервюр (выложенных из камня), внутренние (колонны, столбы) и внешние (контрфорсы) опоры. Усилия зодчих были направлены к тому, чтобы выделить и укрепить основной, несущий скелет здания и до предела облегчить сводчатые перекрытия. С этой целью было изменено распределение сил тяжести и распора сводов. Главный неф делился теперь на ряд прямоугольных в плане отрезков. Каждый из них перекрывался перекрещивавшимися стрельчатыми арками. Форма стрельчатой арки уменьшала распор свода. Облегчению его веса способствовала сеть нервюр, расчленявшая свод на небольшие отрезки, заполненные более тонкими, чем прежде, оболочками свода.

Снизу нагрузку нервюрного свода принимали мощные столбы. На каждый столб приходилось несколько нервюр, сходящихся в пучок; их тяжесть принимали на себя служебные колонки, окружающие столб. Большая часть бокового распора и часть его вертикального давления переносились на вынесенные наружу контрфорсы - столбы-пилоны с помощью аркбутанов (открытых опорных полуарок). Аркбутаны перебрасывались через крыши боковых нефов к основанию сводов центрального нефа.

Все это дало возможность перекрывать широкие пролеты и различные по форме отрезки пространства, а также поднять свод на головокружительную высоту. Храм наполнился светом. Стена, освобожденная от опорных функций, прорезывалась большими стрельчатыми окнами, нишами, галереями, порталами, облегчавшими ее массу и связывавшими интерьер храма с окружающим пространством.
Характерная особенность готической архитектуры - арка стрельчатой формы, определяющая во многом внутренний и внешний облик готических зданий. Многократно повторяясь в рисунке свода, окон, порталов, галерей, она своими динамичными очертаниями усиливает легкость и энергию архитектурных форм.

Сильное впечатление производит готический собор внутри. Его интерьер - просторный, светлый, рассчитанный на многолюдную толпу,- сразу раскрывается перед зрителем и захватывает стремительным движением на восток, так как главный вход находится теперь на западной короткой стороне. Границы между трансептом и продольным пространством нефов почти стираются. Капеллы сливаются, образуя сплошной венок; они отделяются от храма колоннадой, в которой как бы растворяются стены. Обширное пространство храма становится слитым и легко обозримым, динамичным, рождающим бесконечную смену зрительных впечатлений. Пространство безмерно протяженных нефов стремительно развивается в глубину - к алтарю, хору, озаренному светом, заставляющим трепетать всю атмосферу; убыстряющимся вверх ритмом оно возносится под сень легких сводов. Туда ведет взор движение всех линий столбов, нервюр, колонок, стрельчатых арок, как бы стремящихся в бесконечность. Льющиеся сверху, из окон с цветными стеклами потоки разноцветного света смешиваются в пространстве, играют на пучках колонн. В праздничные дни собор представлял особо торжественное зрелище: голоса поющих детей и звуки органа наполняли пространство и порождали мистическое настроение. Они как бы уносили в некий неизведанный, по влекущий к себе, находящийся за пределами земли одухотворенный мир и в то же время подымали человека над обыденным к возвышенному, совершенному.

Значительно изменился и внешний вид собора, ибо внутренняя структура здания проецируется на внешнюю; внутренние членения продольной части здания угадываются в его фасаде. Внутреннее пространство как бы перетекает во внешнее. Образ храма утратил суровую замкнутость, и храм как бы обращен к площади. В нем возросла роль главного западного фасада с монументальными, богато украшенными порталами, которые прежде размещались на боковых стенах. Высокие, легкие башни, многочисленные вертикальные тяги и шпили, стрельчатые формы окон и порталов с вимпергами (остроконечными завершениями над окнами и порталами) рождали впечатление неудержимого движения вверх и преображали собор, по словам Родена, в «симфонию света и тени». Сложная система скульптурного декора превращала каменную стену в подобие легкого кружева, контуры становились воздушными, точно растворяющимися в окружающей среде. Цветные окна, занимающие верхнюю часть стены, сквозные галереи способствуют тому, что здание как бы утрачивает материальность, однако это не лишает его впечатления монументальности - детали подчинены четкой логической и строгой конструкции.

Вплоть до XII века, пришел более зрелый вид искусства - готика. Имеющее итальянское происхождение название стиля переводилось как "нечто варварское, непривычное".

Краткая характеристика в архитектуре

Готическая архитектура имеет свои определенные характерные черты, которые можно выразить тремя словами: город, карнавал, рыцарство. Устремленными вверх соборами заканчивались узкие улочки, в широких окнах появились синие стекла и драпировка. Основными цветами этого стиля считаются синий, желтый и красный. Готике присущи стрельчатые линии, своды, образующиеся из двух пересекающихся дуг и ребристо повторяющиеся линии. В плане все здания приобрели прямоугольную форму. Они украшались переходящими в столбы стрельчатыми арками. Каменные конструкции стали каркасными, ажурными, они как будто специально подчеркивали скелет сооружения. Вытянутые вверх окна украшались разноцветными витражами, а верх здания зачастую был украшен небольшими декоративными круглыми окошками. Стрельчатые проемов имели ребристую структуру, а сами двери делались из дуба. Готика в архитектуре читалась даже в элементах интерьера: высокие залы строились длинными и узкими. Если же они были широкими, то по центру непременно выстраивался ряд колонн, выполненные кессонный потолок либо веерные своды с опорами. Всё это - готика.

Готические соборы Европы

Готическая архитектура Средневековья - это, в первую очередь, соборы и монастыри, ибо само готическое искусство было очень религиозно по тематике и обращалось к вечности и высшим божественным силам. Для того чтобы ощутить величие этих построек, рассмотрим несколько самых ярких представителей готического искусства, самых знаменитых европейских соборов.

Сердце Вены. Австрия. Собор святого Стефана

Выстроенный на руинах двух церквей, он пережил много войн и сегодня является символом свободы для всех горожан.

Бургоса. Испания

Средневековый собор, построенный в честь Девы Марии, знаменит своими поистине гигантскими размерами и уникальной архитектурой.

Франция. Реймс. Реймсский собор

Именно здесь были официально коронованы все французские монархи.

Италия. Милан. Миланский собор

Это нереально большой и исключительно сложный готический собор. Он расположен на главной площади Милана и является одним из самых знаменитых архитектурных творений Европы. Готика в архитектуре Миланского собора поражает воображение даже самого сурового скептика своей нереальной красотой и великолепием.

Испания. Севилья. Севильский кафедральный собор

На момент строительства был самым большим в мире. Построенный на месте исполненной величия мечети Альмохады, он сохранил в себе колонны и некоторые её элементы, а служившая в свое время минаретом, украшенная орнаментом и богатыми узорами знаменитая башня Хиральда была преобразована в колокольню.

Англия. Йорк. Йоркский собор

Строительство здания было начато в 1230 и закончено в 1472 году, поэтому готика в архитектуре этого собора включает все этапы своего развития. Йоркский собор считается одним из двух самых больших и величественных готических соборов наряду с собором в Кёльне (Германия) в Европе. Он знаменит своими красивейшими оконными витражами.

Франция. Париж. Собор Парижской Богоматери

Нотр-Дам де Пари, пожалуй, самый известный французский готический собор со свойственной стилю архитектурой, скульптурами и витражами. 2 декабря 1804 года в его стенах был коронован на императорский трон сам Наполеон Бонапарт.Французская готика в архитектуре этого собора сохранилась практически идеально, большинство его оригинальных витражей остались практически нетронутыми с начала XIII века.

лова «готика», «готический» произошли от названия воинственного варварского племени готов, нанёсших смертельный удар великой Римской империи. Впервые в эпоху Возрождения средневековое искусство стали называть готикой потому, что людям тогда это искусство казалось грубым, варварским. Но готы не имеют к нему никакого отношения.

Каждая эпоха рождала своё искусство соответствующее её условиям, близкое и понятное людям того времени.

В средние века власть церкви была так велика, что даже короли вынуждены были подчиняться ей.

Религия требовала от человека отрешения от всего земного, он должен был думать только о боге. И люди стали возводить храмы невиданной раньше архитектуры.

Высокие своды соборов, цветные витражи, сквозь которые лились лучи света, торжественные звуки органа – всё это поражало воображение людей, внушало им мысль о святости божественной власти, обращало к религии.

В нишах наружных стен, у входа и внутри соборов, стояло множество статуй, но они не были похожи на статуи античного мира.

Искусство античных мастеров, светлое и радостное, воспевало физическую красоту человека. Иное дело средневековое искусство. Христианская религия учила, что сам человек и его тело греховны. Чтобы искупить этот грех, человек должен думать о спасении своей души и умерщвлять свою плоть. Земная жизнь дана ему только для того, чтобы готовиться к загробной.

Вот отсюда и возникло стремление средневековых мастеров воплотить в облике человека, прежде всего его переживания и чувства. Часто удивляются – неужели никто из художников средневековья не умел правильно передать пропорции человеческой фигуры? Конечно, могли, но только это было им совершенно не нужно. Ведь их задача была в передаче душевного порыва человека. Вот почему они увеличивали глаза, подчёркивали скорбные складки лица, вытягивали фигуры. Они сумели создать бессмертные произведения, в которых раскрывали бесконечное богатство духовного мира человека.

АРХИТЕКТУРА

Всё готическое искусство берет своё начало из готической архитектуры. С конца XII века в городах, освободившихся от власти сеньоров, сооружались торговые помещения, ратуши, соборы. Главным украшением города был собор, который сооружали десятки, а иногда даже сотни лет. Готические соборы кажутся лёгкими и прозрачными от множества огромных окон. Они словно сотканы из каменных кружев. Крутые скаты крыш, стрельчатые арки, высокие башни, увенчанные тонкими шпилями, - все создаёт впечатление стремительного порыва в высь. Высота башен самых больших готических соборов достигает 150 метров. Готические соборы не только высоки, но и также очень протяженны: например Шартрский имеет в длину 130 метров, а длина трансепта - 64 метра, и чтобы обойти вокруг него требуется пройти по меньшей мере полкилометра. И с каждой точки собор смотрится по-новому. В отличие от романской церкви с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, часто асимметричен и даже неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален.

Он и действительно вобрал в себя мир средневекового города. Если даже сейчас, в современном Париже, собор Парижской Богоматери царит над городом, и перед ним меркнет архитектура барокко, ампира, классицизма, то можно представить, как еще более внушительно он выглядел тогда, в том Париже, среди кривых улочек и маленьких двориков по берегам Сены.

Тогда собор был чем - то большим, чем просто местом церковной службы. Вместе с ратушей, это был центр всей общественной жизни города. Если ратуша являлась центром деловой деятельности, то в соборе, кроме богослужения происходили театральные представления, читались университетские лекции, иногда заседал парламент и даже заключались мелкие торговые договоры. Многие городские соборы были так велики, что все население города не могло его заполнить.

Готическое искусство в разных странах было развито совсем не одинаково. Его наибольший расцвет был во Франции и Германии. Но и в Италии есть соборы, поражающие великолепием и совершенством. Когда по старинным улочкам Милана идёшь к центру города, перед глазами высятся бесконечные ажурные башенки и шпили Миланского собора. Громадный и вместе с тем стройный, он украшен как кружевом, резным мрамором. Это единственный в Европе мраморный собор. Его строили около шести веков. Срок сам по себе огромный, но совсем не редкий при строительстве готических соборов, их часто достраивали и перестраивали. Рос город, а вместе с ним рос и собор, в котором было сосредоточено всё, что создало средневековое искусство.

СКУЛЬПТУРА, ЖИВОПИСЬ И ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Скульптура в средние века была неотделима от церковного строительства. Соборы украшались множеством статуй «святых», епископов, королей. В скульптуре очень тонко прорабатываются черты лица и руки.

По мнению духовенства, искусство должно было служить «библией для неграмотных». Стены храмов были расписаны картинами, с которых на молящихся смотрели суровые лица святых и самого бога. Изображения страшных мук грешников в аду должны были приводить верующих в трепет.

Статуи и живописные изображения «святых» были непомерно вытянуты или сильно укорочены. В то время художникам ещё не были известны законы перспективы, и поэтому фигуры на их картинах кажутся плоскими. Средневековые мастера часто придавали фигурам неестественные позы и жесты для того, чтобы сильнее передать такие религиозные чувства, как вера в бога или раскаяние в грехах. И действительно, многие статуи и живописные изображения поражают своей выразительностью. Талантливым мастерам нередко удавалось отразить в них то, что они наблюдали в жизни.

Сохранились картины-иконы, написанные на деревянных досках в технике темперы, отличаются яркими красками и обилием золота. Обычно главный персонаж картины находился в центре, и по размерам превосходил фигуры стоящие рядом.

Во многих случаях уникальные образцы Искусства Готического стиля созданы средневековыми мастерами, имена которых до нас не дошли. Церковно-религиозный характер культуры средневекового общества отразился и в стиле и назначении вещей. Например, монеты помогают воссоздать политически пёструю карту феодальной Европы.

Золотых и серебряных дел мастера изготавливали уникальную церковную утварь, украшенную филигранью, полудрагоценными камнями, выемчатыми эмалями. Использовалась резьба по слоновой кости. Все эти различные техники использовались для изготовления пластин для облицовки алтарей, окладов книжных переплётов, чаш для омовения рук, подсвечников, процессионных крестов, ларцов и т.д.

Готические доспехи имели заострённые контуры, состояли из отдельных металлических пластин, скреплённых между собой ремнями. Доспехи содержали до 160 пластин, вес колебался от 16 до 20 кг.

ГОТИЧЕСКАЯ ОДЕЖДА

В XII веке, прежде всего во Франции, романское платье, напоминающее скорее монашеское облачение, постепенно сменяется одеждой, тесно прилегающей к фигуре и более грациозной. Грубая, некроенная по частям одежда предшествующей эпохи, сменяется прекрасно сшитым платьем, сделанным по всем законам портновского мастерства, общий крой которого приспособлен к фигуре обладателя. Готическую моду с её прилегающим платьем, характерной постановкой тела и способом ношения одежды мы можем наблюдать, глядя на монументальные фигуры святых и королей на фасадах и порталах соборов, а также по художественным миниатюрам средневековых художников. Изменённый крой одежды проявился, прежде всего, в выкройке рукавов и их соединений с плечом. Тесно облегая плечевой сустав, платье следует далее линиям тела таким образом, что видно, собственно, само тело.

К традиционной одежде принадлежал также плащ, сшитый из суконной ткани, и подшитый материей другого цвета либо мехом.

Женщины накрывали головы покрывалами, изготовленными из тонких материй. Они имели своё символическое значение. Так, например грусть подчёркивалась не только тёмной одеждой, но и положением покрывала, которое в это время глубоко натягивали на лицо.

Мужчины носили в дополнение к прилегающим штанам короткие куртки. Выглядывающие рубашки, штаны в обтяжку детально обрисовывали мужскую фигуру. Также мужчины носили ботинки с заострёнными носами.

В моде поздней готики очень популярным был чёрный цвет, особенно, когда платье шилось из бархата.

Нижняя одежда женщин в поздней готике стала ещё более сложно выкроена, и теперь ещё больше прилегала к телу. Женская фигура в это время изображается с высоко поднятой и выступающей вперёд грудью, благодаря высоко поднятому поясу, а глубокий вырез в виде буквы «V» уменьшает лиф платья.

Проповедники обличали эту одежду как грешную, мерзкую и непристойную. Роскошь в одежде порождала у них также опасение за будущее экономики своего народа. Они резко выступали против всяких излишеств в костюмах и особенно – против роскоши одежды, в которой верующие ходили в костел.

РЫЦАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

С развитием образования развивалась и литература. Поэты-рыцари сочиняли стихи; обрабатывая народные песни, они создавали целые стихотворные романы и поэмы о военных подвигах феодалов.

Самая знаменитая рыцарская поэма – «Песнь о Роланде» была сложена во Франции XI – XII веках. В ней рассказывается о героической гибели отряда графа Роланда во время отступления Карла Великого из Испании. Завоевательный поход в Испанию изображён в поэме как война христиан против мусульман. Роланд наделён всеми чертами безупречного рыцаря. Он совершает сказочные подвиги и гибнет, ни минуты не помышляя о том, чтобы нарушить клятву верности своему сеньору.

В «Песне о Роланде» отразились и чувства народа: в ней говорится о горячей любви к «милой Франции», о ненависти к врагам. В поэме осуждаются те феодалы, которые предают Францию.

У многих людей стиль готика ассоциируется с готами, крестами и черными замками. Но все ли было так уныло в XII в., когда этот стиль только вошел в моду? Конечно же, нет. Готика - это в первую очередь легкость и возвышенность. В этот период люди начали тянуться к просвещению и вслед за этим к чему-то прекрасному. Сегодня мы поподробней поговорим о стиле готика: где и вследствие чего он появился, основные представители. В общем, читайте, будет интересно.

Кратко о стиле

Слово «готика» - это название стиля, который господствовал в Средневековье. Французы называли готику стрельчатым стилем. Это искусство берет свое начало в XII в. (до XV в.) Именно в это время в Европе начинается активная борьба католической церкви за власть. Поэтому все искусство, которое создавалось в этот период, было направлено на возвышение церкви и веры.

Строились новые соборы, которые были сами по себе прекрасны, а дополненные скульптурой и живописью выглядели просто божественно. В это время всеми художниками использовались аллегории. Теперь в картины, скульптуры и даже декоративные изделия стали закладывать скрытый смысл.

Главные черты

Если описывать готику кратко - это стиль, который противоречит всему, что было до него.

Поэтому формируется такой вид искусства, который отрицает классику и представляет собой закономерное развитие и видоизменение романского стиля.

Особенности стиля:

  • Готика - это в первую очередь возвышенность и динамика. Вся архитектура стремится ввысь и развивается снизу вверх.
  • Все здания, построенные в стиле готики, имели большую высоту. Этот эффект достигался не только за счет стен, но и за счет длинных, остроконечных крыш.
  • Витражи стали использоваться повсеместно. Ими двери и даже потолки.
  • Арки стали пользоваться популярностью среди архитекторов XII в., входные и межкомнатные пространства оформлялись именно в этом архитектурном решении.

  • Скульптура с период готики получила широкое распространение. Скульпторы теперь украшали не только интерьеры и экстерьеры, но и занимались оформлением стен здания.

Архитектура

Главным образом готика проявилась именно в архитектуре. Людям после тяжеловесных зданий, построенных в романском стиле (с маленькими окнами и минимумом декоративных элементов), хотелось чего-то легкого и возвышенного.

Готика это желание удовлетворила. Данный стиль Средневековья делится на три периода:

  1. Ранний. В зданиях этого периода еще прослеживается влияние романского стиля. Но все же уже явно наблюдается облегчение конструкций и вертикальный декор. Именно в это время появился и можно проследить уход архитекторов от цилиндрических сводов. Продуманная система колонн и контрфорсов позволила делать здания более легкими, ажурными. Самым ярким строением этого периода считается собор Парижской Богоматери.
  2. Зрелый. В церквях этого периода прослеживается переход к каркасным конструкциям. Вместо стекол в середине XIII в. начинают использовать витражи. Сами окна, кстати говоря, становятся вытянутыми и приобретают форму заостренной арки. Практически все здания этого периода дополняются скульптурами и скульптурными композициями. Самые яркие постройки зрелой готики - соборы в Шартре и Реймсе.
  3. Поздний. В этот период скульптура постепенно приобретает не библейский характер, а бытовой. Даже несмотря на то что мраморные и каменные изваяния украшали стены церкви, темой для творчества выступали сцены из жизни простых людей. Самые яркие строения поздней готики - это соборы: кафедральный в Мулене и Миланский.

Мебель

В готика - это возвышенность и легкость. Именно этого эффекта и пытались добиться мастера, которые изготавливали мебель. В первую очередь в обиходе средневекового человека были такие предметы интерьера, как столы, стулья, сундуки.

Самым распространённым и востребованным материалом был дуб. Несмотря на тяжеловесность материала, из-под умелых рук мастера выходили резные стулья с высокой спинкой, столы на изящных ножках и кровати с ажурными столбами для балдахина.

Несмотря на то что готика - это в первую очередь динамика, средневековые люди часто для украшения комнат использовали статичные кованые решетки. Ими украшались камины, реже окна.

Декоративно-прикладное искусство

Готика - это искусство позднего Средневековья. Люди предпочитали пользоваться предметами декора прошлых лет, но в новой интерпретации. Особой любовью пользовались кубки для вина и вазы. Люди не стремились к простоте, они использовали церковную атрибутику даже в собственных домах. Так, на столиках в гостиной можно было увидеть кресты и различные статуэтки на тему библейских сцен. Часто комната украшалась барельефами и статуями. Они могли носить не только библейский, но и мифологический характер.

Живопись

Стиль готики - это не только архитектура и скульптура, это еще и живопись. Именно в XIII-XIV вв. начал зарождаться реализм. Конечно, в готическую эпоху он не в полной мере сформировался, но все-таки самые значимые работы того периода, такие как А. Лоренцетти «Аллегория доброго правления», братья Ван Эйк «Гентский алтарь», были выполнены в зарождающемся стиле натурализма.

Лица всех главных героев довольно правдоподобны, хотя и чувства на них изображенные подчас слишком наигранные. Вообще, во времена готики было модно изображать на иконах яркие моменты проявления страстей. Например, Богоматерь очень часто на полотнах художников находится в обморочном состоянии, а на лицах женщин, ее окружающих, написана явная скорбь и сострадание.

Практически каждое полотно несло религиозный характер. Художники прорабатывали каждую деталь своей картины. Не было непродуманных моментов, и ни одна деталь не ускользала от внимания творца. Ведь вводить в свои полотна аллегории считалось хорошим вкусом. Поэтому можно найти много работ художников готики, где на алтаре подробно выписаны образы.

Одежда

В готике не только архитектура имела вытянутые формы. В одежде тоже прослеживается тенденция на остроконечность. В XIII-XIV вв. становятся популярны туфли с длинными острыми носами, остроконечные шляпы и двурогие шляпы. Удлиняются и подолы женских юбок.

Появляются шлейфы и длинные вуали. Корсеты из моды не выходят, но теперь девушки затягивают платья выше. Господствует одежда с завышенной талией и длинной узкой юбкой. Шьется все это в основном из бархата, но шелк из моды не выходит. В качестве украшения использовалось шитье. Преобладает растительный орнамент.

Мужская мода также характерна удлиненными формами. Но такую одежду предпочитало старшее поколение. Молодежь же щеголяла в укороченных штанах и жакетах. Мужские костюмы, так же как женские, украшаются золотым шитьем с замысловатым орнаментом. В моду входят длинные напудренные парики.