Принципы и их значение устава оон. Основные российские подходы к актуальным вопросам текущей повестки дня оон. Функции и Полномочия

Организация Объединенных Наций (ООН) - универсальная международная организация, созданная в целях поддержания мира и международной безопасности и развития сотрудничества между государствами. Устав ООН был подписан 26 июня 1945 г. на конференции в Сан-Франциско и вступил в силу 24 октября 1945 г.

Устав ООН является единственным международным документом, положения которого обязательны для всех государств. На основе Устава ООН возникла разветвленная система многосторонних договоров и соглашений, заключенных в рамках ООН.

Учредительный документ ООН (Устав ООН) является универсальным международным договором и закрепляет основы современного международного правопорядка.

ООН преследует такие цели:

1) поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии;

2) развивать дружественные отношения между государствами на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов;

3) осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении уважения к правам человека;

4) быть центром согласования действий государств в достижении этих общих целей.

Для достижения указанных целей ООН действует в соответствии со следующими принципами:

1) суверенное равенство членов ООН;

2) добросовестное выполнение обязательств по Уставу ООН;

3) разрешение международных споров мирными средствами;

4) отказ от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости или каким-либо способом, несовместимым с Уставом ООН;

5) невмешательство во внутренние дела государств;

6) оказание помощи ООН во всех действиях, предпринимаемых по Уставу, обеспечение Организацией такого положения, чтобы государства, не являющиеся членами ООН, действовали в соответствии с принципами, изложенными в Уставе (ст. 2), и рядом других принципов.

При этом, если обязательства членов ООН по Уставу окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу ООН (ст. 103 Устава).

Первоначальными членами ООН являются государства, которые, приняв участие в конференции в Сан-Франциско по созданию ООН или подписав ранее Декларацию Объединенных Наций от 1 января 1942 г., подписали и ратифицировали Устав ООН.

Членом ООН может быть любое миролюбивое государство, которое примет на себя содержащиеся в Уставе обязательства и которое, по суждению ООН, может и желает эти обязательства выполнять. Прием в члены ООН производится постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности.

В случае принятия Советом Безопасности против какого-либо члена ООН принудительных мер Генеральная Ассамблея, по рекомендации Совета Безопасности, вправе приостанавливать осуществление прав и привилегий, вытекающих из членства в ООН. Государство, систематически нарушающее принципы Устава, может быть исключено из ООН решением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности.

В настоящее время ООН продолжает оставаться главным инструментом поддержания международного мира и безопасности; в рамках ООН разрабатывается большое число международных договоров, принимаются решения по разблокированию международных конфликтов и обеспечению правопорядка и законности в международных отношениях.

В Уставе ООН нашли свое отражение большая часть идеалов и некоторые структуры Лиги Наций. Идеалы мира, социального и экономического прогресса остались основными целями новой всемирной организации. Однако они были преобразованы с учетом нового и более сложного послевоенного мира.

Организация Объединенных Наций была названа универсальной международной организацией, созданной с целью поддержания мира и международной безопасности и развития сотрудничества между странами.

ООН не обладает государственной властью, не является и мировым правительством. Изначально эта организация создавалась как орган сотрудничества государств в различных областях международных отношений

ООН "вправе заключать договоры с государствами и другими международными организациями и требовать их неукоснительного соблюдения". Эти международно-правовые акты и регулируют основы международных отношений.

Все заключенные международные соглашения базируются на целях, принципах и иных предписаниях ООН, которые, в свою очередь, стали основой действующего международного права.

Очевидно, что Устав ООН занимает высшую позицию в иерархии международно-правовых норм, регулирующих различные аспекты международной жизни.

ООН имеет собственные цели и принципы, что подтверждает наличие у этой организации самостоятельной воли.

Цели и принципы ООН закреплены в Главе I Устава ООН, которая так и называется – "Цели и Принципы".

В соответствии со ст.1 Устава, Организация Объединенных Наций преследует Цели:

Поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира;

Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира;

Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии;

Быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

Таким образом, как свидетельствует анализ целей ООН, основной целью деятельности Организации является поддержание международного мира и безопасности. Средствами достижения этой цели выступают мирные переговоры.



Следующая важная цель – обеспечение международного экономического и социального сотрудничества. За развитие сотрудничества стран-членов организации отвечает Совет по экономическому и социальному развитию совместно с Генеральной Ассамблеей и различными международными специальными агентствами в этой сфере, которые созданы правительствами стран-членов и работают вместе с ООН (стс.ст.62-66 Устава ООН).

Несомненно, важной целью ООН является обеспечение уважения к правам человека всех людей на Земле. Обеспечить выполнение этой цели должны Генеральная Ассамблея и Совет по экономическому и социальному развитию. Совет учреждает специальные комиссии по правам человека и готовит рекомендации по данному вопросу.

Иные цели Организации включают в себя развитие дружеских отношений между народами, принятие подходящих мер по укреплению мира, действие как центра гармонизации, проведение политики терпимости и мирного сосуществования, установление справедливых и уважаемых международных законов.

Как отмечают ряд авторов, "цели ООН в свою очередь следует рассматривать как важнейшие принципы ее деятельности", "цели ООН являются одновременно и основными принципами организации, то есть правовыми нормами, устанавливающими самые основы взаимоотношений всех ее членов".

Однако нормы Устава ООН не считают Цели ООН одновременно и Принципами, выделяя особо последние в ст.2 Устава и указывая, что именно для достижения целей, указанных в ст.1 Устава, Организация и ее Члены действуют в соответствии со следующими Принципами:

1. Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов. Декларация о принципах международного права, принятая в 1970 г. на XXV сессии Генеральной Ассамблеи ООН подтверждают этот принцип и наделяет его следующими элементами: государства юридически равны; каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету; каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств; территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны; каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы; каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

2. Все Члены Организации Объединенных Наций добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации.

Данный принцип является главным источником юридической силы международного права. Он относится к категории необходимого права (jus necessarium). Принцип закрепил соглашение государств о признании юридической силы за нормами международного права. Для этого принципа сохраняет свое значение общее положение о том, что единственным способом создания юридически обязательных норм для суверенных государств является их соглашение.

3. Все Члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость.

В соответствии с этим принципом, государства обязаны разрешать международные спора исключительно мирными способами. Принцип закреплен в Уставе ООН и во всех международных актах, излагающих принципы международного права. Ему специально посвящен ряд резолюций Генеральной Ассамблеи, среди которых важное место занимает Манильская декларация о мирном разрешении международных споров 1982 года.

4. Все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким–либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций.

Принцип неприменения силы особо оговаривает недопустимость насильственных действий, лишающих народы, борющиеся за освобождение от колониального гнета, их права на независимость. Также нельзя оправдать применение силы обеспечением прав определенной группы людей, так как любое вооруженное действие приведет к массовому нарушению фундаментальных прав человека, включая право на жизнь.

5. Все Члены Организации Объединенных Наций оказывают ей всемерную помощь во всех действиях, предпринимаемых ею в соответствии с настоящим Уставом, и воздерживаются от оказания помощи любому государству, против которого Организация Объединенных Наций предпринимает действия превентивного или принудительного характера.

6. Организация обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее Членами, действовали в соответствии с этими Принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности.

7. Устав ни в коей мере не дает Организации Объединенных Наций права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, и не требует от Членов Организации Объединенных Наций представлять такие дела на разрешение в порядке настоящего Устава; однако этот принцип не затрагивает применения принудительных мер на основании Главы VII Устава.

В Уставе ООН говорится, что он не дает организации права на вмешательство в дела, которые по существу входят во внутреннюю компетенцию любого государства, и не требует от государств–членов представлять такие дела на разрешение в порядке Устава. Сделано лишь одно исключение: принцип не распространяется на те ситуации, которые ставят под открытую угрозу мир и безопасность. То есть, принцип невмешательства не препятствует применению принудительных мер к государству по решению Совета Безопасности в случае угрозы мира, нарушений мира и актов агрессии.

Таким образом, цели и принципы, закрепленные в Уставе ООН, не только являются основной действующего международного права, но, в свою очередь, находят отражение в международных соглашениях участников ООН. Они играют существенную роль в правовом регулировании международных отношений.

Кроме этого, содержание целей и принципов Устава ООН еще раз подчеркивает добровольность вступления в ее состав и, в то же время, исполнение ее рекомендаций.

Структура и процессуальные вопросы деятельности Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН

В качестве главных органов Организации Объединенных Наций учреждаются: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд и Секретариат.

То есть, Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности ООН являются одними из шести основных органов ООН.

Генеральная Ассамблея учреждена в 1945 году в соответствии с Уставом ООН, занимает центральное место в качестве главного совещательного, директивного и представительного органа Организации.

Как следует из ст.9 Устава ООН, Генеральная Ассамблея состоит из всех Членов Организации. Каждый Член Организации имеет не более пяти представителей в Генеральной Ассамблее.

В настоящее время Генеральная Ассамблея состоит из 191 члена Организации Объединенных Наций и служит форумом для многостороннего обсуждения всего спектра международных вопросов, отраженных в Уставе.

Ассамблея собирается на очередную сессию в период с сентября по декабрь и в последующий период – по мере необходимости.

Генеральная Ассамблея вправе учреждать вспомогательные органы, которые необходимы ей для осуществления ее функций.

По правовому статусу такие органы объединяются в следующие:

1. органы, являющиеся по своему статусу международными организациями;

2. постоянные органы;

3. временные органы.

Генеральная Ассамблея санкционировала создание рабочих групп для рассмотрения важных вопросов, в том числе Специальную рабочую группу открытого состава по причинам конфликтов и содействию обеспечению прочного мира и устойчивого развития в Африке и Специальную рабочую группу по комплексному и скоординированному осуществлению решений и последующей деятельности по итогам крупных конференций и встреч на высшем уровне Организации Объединенных Наций в экономической и социальной областях, которые завершили свою работу.

Кроме этого, в Генеральной Ассамблее возникли различные неформальные региональные группы, которые являются механизмами для проведения консультаций и оказания помощи в работе по процедурным вопросам. Это группы африканских государств, азиатских государств, восточноевропейских государств, государств Латинской Америки и Карибского бассейна, западноевропейских и других государств. Турция, которая для целей выборов входит в состав Группы западноевропейских и других государств, является также членом Группы азиатских государств. Представители этих региональных групп поочередно сменяют друг друга на посту Председателя Генеральной Ассамблеи.

Для выполнения целей и задач деятельности ООН Генеральная Ассамблея собирается на ежегодные (очередные), специальные и чрезвычайные сессии.

На ежегодную сессию Генеральная Ассамблея собирается в третий вторник сентября. По рекомендации Генерального комитета в начале каждого сессии Генеральный секретарь Ассамблеи устанавливает дату закрытия очередной сессии.

Специальные сессии созываются в течение 15 дней со дня получения Генеральным секретарем требования от Совета Безопасности или от большинства членов ООН о созыве такой сессии или сообщения большинства членов ООН о присоединении к требованию о созыве.

Также могут быть созваны чрезвычайные сессии. Срок для их созыва – 24 часа с момента получения Генеральным секретарем соответствующего требования, поступившего от Совета Безопасности и поддержанного голосами любых девяти членов Совета, или требования большинства членов ООН, выраженного путем голосования в Межсессионном комитете.

На своих сессиях генеральная Ассамблея принимает постановления, решения и рекомендации.

Постановление – это акт, принимаемый Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.

В соответствии с Уставом ООН, Совет Безопасности несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Он организуется таким образом, чтобы он мог функционировать непрерывно, для этой цели каждый из его членов должен быть всегда представлен в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций.

Совет Безопасности состоит из 15 членов Организации, из которых 5 являются постоянными: Россия, Китай, Франция, Великобритания и Северная Ирландия, США. Генеральная Ассамблея избирает 10 других членов ООН в качестве непостоянных членов.

Непостоянные члены Совета Безопасности избираются на двухгодичный срок. При первых выборах непостоянных членов, после увеличения Совета Безопасности с одиннадцати до пятнадцати, два из четырех дополнительных членов избираются на срок в один год. Выбывающий член Совета Безопасности не подлежит немедленному переизбранию.

Каждый член Совета Безопасности имеет одного представителя.

Совет Безопасности организуется таким образом, чтобы он мог функционировать непрерывно. Для этой цели каждый член Совета Безопасности должен быть всегда представлен в месте пребывания Организации Объединенных Наций.

Данный орган ООН собирается на периодические заседания, на которых каждый из его членов может, по своему желанию, быть представлен или членом правительства или каким-либо другим особо назначенным представителем.

Заседания Совета Безопасности могут происходить не только в месте пребывания Организации, но и во всяком другом месте, которое, по мнению Совета, более способствует его работе.

Совет Безопасности принимает решения по вопросам предупреждения об угрозах мира, различным мерам по контролю за конфликтами и их урегулированию, мобилизации региональной и международной поддержки этих действий.

Заседания Совета Безопасности, за исключением периодических заседаний, созываются Председателем в любое время, когда последний считает это необходимым. Однако промежуток между заседаниями должен быть не менее 14 дней.

Решения по процедурным вопросам считаются принятыми, если за них поданы голоса любых девяти членов Совета. Для принятия решений по всем другим вопросам требует не менее девяти голосов, включая совпадающие голоса всех постоянных членов. Это означает, что достаточно одному или нескольким постоянным членам Совета Безопасности проголосовать против какого-либо решения – и оно считается отклоненным. В этом случае говорят о наложении вето постоянным членом.

Воздержание постоянного члена или неучастие его в голосовании по общепринятому правилу как вето не рассматривается.

В соответствии с Уставом ООН Совет Безопасности обладает исключительно большими полномочиями в деле предотвращения войны и создания условий для мирного и плодотворного сотрудничества государств.

Совет безопасности может принимать юридические акты двоякого рода: рекомендации, то есть акты, предусматривающие определенные методы и процедуры, с которыми государству предлагается сообразовывать свои действия, и юридически обязательные решения, выполнение которых обеспечивается принудительной силой всех государств-членов ООН.

I. Введение…………………………………………………………………….3

1. Общая характеристика международных организаций…………...3

2. Цели и функции международных организаций…………………..4

II. Роль ООН в решении современных глобальных проблем……………..6

1. Понятие проблемы и глобальной проблемы ……………………..6

2. Глобальные проблемы современности………………………........7

2.1 Борьба с терроризмом………………………………………..7

2.2 Демографическая проблема ……………………………..….7

2.3 Мировая продовольственная проблема…………………......9

2.4 Экологическая проблема ……………………………….......10

3. Роль ООН в решении современных глобальных проблем…........12

3.1 Цели, принципы, структура ООН………………………......12

3.2 Действия ООН по решению заявленных проблем…………13

III. Принцип регионализма в Уставе ООН и региональные международные

Организации…………………………………………………………….……19

1. Принцип регионализма в Уставе ООН……………………………19

2. Региональные организации…………………………………...…....19

2.1 Требования предъявляемые к региональной организации..19

2.2 Совет Европы ………………………………………………...21

2.2.1 Цели Совета Европы………………………………...21

2.2.2 Структуру Совета Европы………………………….23

IV. Заключение………………………………………………………………..25

Список использованной литературы………………………………………..26


I. ВВЕДЕНИЕ

1. Общая характеристика международных организаций

Международные организации относятся к числу наиболее развитых и разнообразных механизмов упорядочения международной жизни. Заметное повышение активности международных организаций, равно как и значительное увеличение их общего количества, является одним из примечательных феноменов современного международного развития. В настоящее время в период быстрого развития научно-технического прогресса невозможно существование государств без их взаимодействия. Их взаимодействие может осуществляться как через экономические, так и политические отношения. В современном мире именно с помощью международных организаций осуществляется сотрудничество между государствами. Международные организации не только регулируют межгосударственные отношения, но и принимают решения по глобальным вопросам современности.

Как субъекты международных отношений международные организации могут вступать в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в то же время от имени всех государств, входящих в них. Число международных организаций постоянно растёт. Международные организации, как правило, разделяют на две основные группы.

Межгосударственные (межправительственные) организации учреждаются на основе международного договора группой государств; в рамках этих организаций осуществляется взаимодействие стран-членов, и их функционирование основано на приведении к некоторому общему знаменателю внешней политики участников по тем вопросам, которые являются предметом деятельности соответствующей организации.

Международные неправительственные организации возникают не на основе договора между государствами, а путем объединения физических и/или юридических лиц, деятельность которых осуществляется вне рамок официальной внешней политики государств. К международным неправительственным организациям не относятся структуры, ставящие своей целью извлечение прибыли (транснациональные корпорации). Согласно данным Союза международных ассоциаций, в 1998г. существовало 6020 международных организаций; за последние два десятилетия их общее число возросло более чем вдвое.

2. Цели и функции международных организаций

Цель создания любой международной организации – объединение усилий государств в той или иной области: политической (ОБСЕ), военной (НАТО), экономической (ЕС), валютно-финансовой (МВФ) и в других. Но такая организация как ООН должна координировать деятельность государств почти во всех областях. В таком случае международная организация выступает посредником между государствами-членами. Иногда государства передают наиболее сложные вопросы международных отношений в организации для обсуждения и решения.

В ситуации, когда возрастает роль регулирования международных отношений на многостороннем уровне, участие международных организаций в таком регулировании становится все более многообразным.

На современном этапе международные организации стали центрами объединения усилий государств по развитию новых форм сотрудничества в экономической сфере. Кроме того, они являются институциональной основой многостороннего регулирования международных экономических отношений, и выполняют важные функции, направленные на обеспечение свободного оборота товаров, услуг, капиталов, на разрешение международных экономических споров, на принятие решений в различных формах и с разной степенью обязательности для государств-участников. В условиях глобализации государства вынуждены передавать значительную часть полномочий по регулированию внешнеэкономической деятельности, ранее осуществлявшихся самими государствами, международным организациям.

Международные организации выполняют определённые функции: нормотворческие, консультативные, посреднические, операционные. Хотя, например, В.Моравецкий выделял три основных вида функций международных организаций: регулирующие, контрольные и оперативные.

Сегодня одной из основных функций любой международной организации признается информационная функция. Она осуществляется в двух аспектах: во-первых, каждая организация публикует серию документов, непосредственно касающихся ее структуры, целей и основных направлений деятельности; во-вторых, организация публикует специальные материалы: доклады, обзоры, рефераты по актуальным вопросам международных отношений, подготовка которых служит одним из видов деятельности организации по руководству международным сотрудничеством государств в конкретных областях.

Целью данной работы является не только рассмотреть понятия и цели международных организаций, а поподробнее рассмотреть такие международные организацию как ООН. На анализе Устава данной организации её целей и принципов попробуем показать, каким образом ООН содействует решению глобальных проблем, рассмотрим понятие глобальной проблемы и поподробнее некоторые из них. Дадим понятие региональной организации, рассмотрим принципы их деятельности, требования предъявляемые к ним. Поподробнее затронем деятельность Совета Европы.


II.Роль ООН в решении современных глобальных проблем

1. Понятие проблемы и глобальной проблемы

Проблема - это сложный теоретический вопрос или практическая ситуация, характеризующиеся невозможностью в данных условиях решить поставленную задачу и получить желательный результат. Путем принятия управленческого решения это несоответствие преодолевается.

Проблемы всегда имеют определенное содержание (что?); связаны с каким-то конкретным местом (где?); временем возникновения, частотой повторяемости (когда?); количественными параметрами (сколько"?); кругом лиц. так или иначе причастных к ним (кто"?). Последние могут быть виновниками возникновения проблемы, инициаторами или участниками разрешения, проявить заинтересованность в ее сохранении.

Глобальные проблемы современности – это совокупность наиболее острых мировых проблем, решение которых требует массового осмысления и объединения усилий всех народов и государств. Особенность их состоит в том, что каждая из этих проблем носит комплексный характер, что обусловлено растущей целостностью мира.

Группа глобальных проблем включает в себя в качестве главных:

Нахождение путей устойчивого экономического развития в связи с тем, что современные технологические структуры достигли предела

Проблемы войны и мира, обеспечения международной безопасности, разоружения и конверсии, укрепления доверия к сотрудничеству между народами

Экологические проблемы, поставившие человечество перед угрозой экологического коллапса, сравнимого с последствиями ракетно-ядерной катастрофы

Проблема человека, включая измерение общественного прогресса и соблюдения социальных, экономических и индивидуальных прав и свобод личности, борьбу с международной преступностью и терроризмом, гуманизацию международных отношений.

Демографическая проблема, проблемы бедности и безработицы.

2. Глобальные проблемы современности

Рассмотрим поподробнее некоторые глобальные проблемы.

Одной из самых глобальных проблем на сегодняшний день, по моему мнению, является терроризм.

2.1 Терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из опасных по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных проблем, с которыми человечество входит в XXI столетие. Терроризм и экстремизм в любых их проявлениях все больше угрожают безопасности многих стран и их граждан, влекут за собой огромные политические, экономические и моральные потери, оказывают сильное психологическое давление на большие массы людей, чем дальше, тем больше уносит жизней ни в чем не повинных людей. Терроризм уже приобрел международный, глобальный характер. Еще сравнительно недавно о терроризме можно было говорить как о локальном явлении. В 80-90 гг. ХХ столетия он уже стал универсальным феноменом.

Только за последнее время людские и материальные потери в связи с террористическими актами зафиксированы в Северной Ирландии, США, России, Кении, Танзании, Японии, Аргентине, Индии, Пакистане, Алжире, Израиле, Египте, Турции, Албании, Югославии, Колумбии, Иране и в ряде других стран.

2.2. Демографическая проблема имеет следующие основные составляющие. Прежде всего, речь идет об уровне рождаемости и во многом зависящей от него динамике численности населения как мира в целом, так отдельных стран и регионов.

Вопросы: 1. История становления концепции международно- правового регионализма. 2. Понятие и виды региональных ММПО. 3. Понятие региональных международных организаций интеграции (РМОИ или наднациональных международных организаций). 4. Правовой статус отдельных групп региональных ММПО.


1. История становления концепции международно- правового регионализма. Регионализация МП, т.е. его изолированное развитие в различных регионах земного шара, была характерна для древнего мира и частично это состояние сохранялось до позднего Средневековья. Предшественники современных ММПО -международные конференции в Европе (европейский концерт) и административные союзы возникали как европейские, т.е. региональные по существу организации. Впервые в Статуте Лиги Наций было сформулировано м-п понятие регионализма. Ст. 21 Статута ЛН: " международные обязательства, такие, как договоры о третейском разбирательстве, и ограниченные пределами известных районов соглашения, как доктрина Монро, которые обеспечивают сохранение мира, не рассматриваются как несовместимые с каким-либо из постановлений настоящего Статута". Борьба вокруг концепции регионализма при разработке Устава ООН.Региональные соглашения по главе УШ Устава ООН (ст.52-54). П.1 ст. 52: " настоящий Устав ни в коей мере не препятствует существованию региональных соглашений или органов..».


2. Понятие и виды региональных ММПО. А) Две тенденции в развитии международных отношений и МП: 1-я тенденция –стремление к формированию единого длявсех суверенных государств международного сообщества, т.е., тенденция к универсализации международных отношений. 2-я тенденция подтверждает сохраняющуюся гетерогенность современного мироустройства, стремление государств развивать взаимные отношения на региональном уровне, т.е. тенденция к регионализму. Б) Понятие региональной ММПО. В Уставе ООН регионализм в главе YIII (ст «Региональные соглашения»): "настоящий Устав ни в коей мере не препятствует существованию региональных соглашений или органов для разрешения таких вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действий, при условии, что такие соглашения или органы и их деятельность совместимы с целями и принципами Организации" (п.1 ст.52 Устава).


Понятие и виды региональных ММПО Итак, по смыслу ст.52 Устава ООН к региональным МО относятся такие, которые: 1. Создаются для разрешения вопросов, относящихся к поддержанию мира и безопасности; 2. Они являются подходящими для региональных действий, т.е. сфера их действия - определенный регион, однако само понятие региона осталось за скобками этого определения, что впоследствии открыло широкую арену для различных толкований (члены- одного региона, или действия в одном регионе- разные вещи и т.д.). 3. Они сами и их деятельность должны быть совместимы с целями и принципами ООН. 4. Обращает на себя внимание, что как и в случае ЛН избрана негативная формула согласия "Устав ООН не препятствует существованию". Сравнение понятия РММПО по Статутут ЛН и Уставу ООН.


Понятие и виды региональных организаций. Начиная с 1945 г., ООН (особенно, ее глава УШ) содействовала появлению новых региональных организаций, вызванных к жизни процессами деколонизации (ОАЕ) и региональной экономической интеграции (ЕЭС, АСЕАН, ЦАОР, и т.д.). Данное расширение количества региональных ММПО привело к их дальнейшей диверсификации, т.е. появлению политических, идеологических, экономических, культурных, религиозных и др. Таким образом, сегодня есть 2-х основных вида РММПО: 1) РМППО по смыслу главы УШ Устава ООН (в узком смысле) и 2) иные РМППО (региональные ММПО в широком смысле). По этой причине большинство западных юристов определяют региональные организации на основе иных критериев, чем географическая смежность. Упор на то, что региональные организации представляют собой единство некоторых общих интересов группы государств, географическая близость не определяющая.


Понятие и виды региональных организаций. Понятие РММПО в широком смысле: -По сравнению с универсальными ММПО сфера действия РММПО всегда распространяется на географически ограниченную сферу международных отношений (признак территориально-ограниченной сферы действия). -Они представляют собой сообщества интересов, ограниченные определенным числом государств, характеризующихся общими сходствами различного уровня (критерий формирования собственного правопорядка). -Их учредительные договоры (ст.1 Статута СЕ, ст.2 договора о ЛАГ, ст.1 п.»с», 5 п.»f» и 20 устава ОАГ) устанавливают принципы взаимоотношений с ООН (координация или субординация). В то же время Устав ООН также предусматривает подобные принципы (ст.52, 53 и 103). (критерий взаимодействия с ООН). -Политические и экономические различия в мире служат для их укрепления (признак стабильности, устойчивости).


Виды региональных ММПО Классификация РММПО: А) по географическому критерию: РММПО latu sensu (в широком смысле)- это любая МО, не относящаяся к универсальным МО, например, Британское содружество наций, СНГ, ОЭСР и т.д.; РММПО stricto sensu (в узком смысле) -члены которых характеризуются географической близостью и соседством. Б) критерий компетенции: РММПО общей компетенции (СЕ, ЛАГ, ОАГ, АС и т.д.); РММПО специальной компетенции -СУ ЛАГ и др. В) критерий целей: РММПО, ориентированные на поддержание мира и безопасности (НАТО, ОДКБ, Договор Рио); РММПО сотрудничеству в политической и иных сферах (технической, культурной, экономической) –ЕС, АСЕАН, СНГ, ШОС и др.. Г) телеологический критерий(отношения с государствами- членами): РММПО сотрудничества и РМО интеграции.


3. Понятие РМО интеграции (наднациональные РМО) Понятие международных организаций интеграции (Наднациональных МО): Во второй половине ХХ века на международной арене появились МО, которые ставили целью интеграцию государств-членов в какой-либо сфере, прежде всего экономической. В них действует принцип передачи полномочий государств-членов органам таких МО, который позволяет им, при определенных обстоятельствах, принимать акты, имеющие непосредственное и немедленное действие в национальных правопорядках. Иными словами, на смену принципу координации приходит принцип правовой субординации. Основные признаки МПО интеграции: Характер полномочий: Свои полномочия они получают на основе положений учредительного договора, поэтому они носят делегированный и специальный характер, как и у других ММПО;


Понятие МПО интеграции в сфере предметной компетенции они наделяются полномочиями, регулирующими вопросы, традиционно закрепленные за государством; функции, которые они осуществляют, внешне напоминают функции независимых государств (исполнительные, законодательные и судебные), что отличает их от традиционных ММПО; Организационная структура: Отличается своеобразием, т.к. включает наряду с межправительственными так называемые наднациональные органы (исполнительные и судебные) и органы народного представительства (парламенты), которые обеспечивают большую самостоятельность МПО интеграции по отношению к правительствам государств-членов; Механизм принятия решений органами МПО интеграции: решения в межправительственных органах принимаются большинством голосов;


Понятие МПО интеграции Юридическая сила и действие актов органов МПО интеграции: принимают акты общего характера обязательные для государств-членов; Акты органов МПО интеграции могут непосредственно применяться в каждом государстве-члене; Это позволяет им сформировать собственный правопорядок, отличный от международного и внутреннего права. Финансовая самостоятельность: Существуют за счет собственных ресурсов, а не взносов государств- членов. Международная правосубъектность: участвуют от своего имени в международных отношениях, имея собственную сферу компетенции, ограничивающую участие государств- членов, т.е. их односторонние действия.


4. Правовой статус отдельных групп региональных ММПО Европа Идея «европейского единства» восходит к временам Древнего Рима и империи Карла Великого. РММПО ЕВРОПЫ общей компетенции: СЕ: устав СЕ подписан в Лондоне г. 10 государствами; Цели: создана для защиты и дальнейшего осуществления принципов, являющихся основой каждой подлинной демократии; Структура- Комитет министров- высший орган СЕ; ПАСЕ, Совещания отраслевых министров, Секретариат, местонахождение- Страсбург. ОБСЕ- Заключительный акт СБСЕ был подписан г. в Хельсинки г.- Парижская хартия для новой Европы- было объявлено о преобразовании СБСЕ в ОБСЕ - региональное соглашение в смысле главы УШ Устава ООН. Цели: содействие улучшению взаимных отношений, а также создание условий по обеспечению длительного мира. СНГ-учрежден (Минское соглашение), г. Алма-Атинская декларация о присоединении к СНГ 12 государств бывшего СССР. Устав подписан г..


Региональные ММПО Западного полушария 1. РММПО общей компетенции- ОАГ- создана г. Цели: укрепление мира и безопасности на континенте, -утверждение принципов демократии как главного условия стабильности, мира, сотрудничества и т.д. Структура- Генеральная ассамблея, Советы (Постоянный совет, межамериканский экономический и социальный совет, межамериканский совет по образованию, науке и культуре),Межамериканская комиссия по правам человека,Межамериканский юридический комитет, Генеральный секретариат. Специализированные конференции. Специализированные учреждения. Карибское Сообщество- РММПО специальной компетенции: (ЛАЭС, АЛАДИ, Андское сообщество, Меркосур, КОР).


Региональные ММПО Азии и Ближнего Востока Азия: АСЕАН- основана в 1967 г. Цели- ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития в регионе путем совместных усилий. Члены: 10 государств. Структура- Совещание глав правительств; Конференция министров иностранных дел; Постоянный комитет; Специальные и постоянные комитеты (5) Конференция министров экономики, труда и социальным вопросам, образованию и информации. Секретарит- ген.секретарь избирается на 2 года сотрудники постоянного комитета- на 3 года. Высокий совет по мирному урегулированию споров- из представителей государств на уровне министров.


Региональные ММПО Азии и Ближнего Востока Ближний Восток: ЛАГ- основана в 1945 г. 7 арабскими государствами.. Цели- укрепление связей между гос-вами-членами в различных отраслях. Члены- 22 государства, включая Палестину. Структура: Совет ЛАГ, Комитеты, Генеральный секретариат, штаб- квартира- Каир. Институты и организации: Совет по экономическим вопросам, Объединенный совет обороны, постоянная военная комиссия. Организация исламская конференция (ОИК)- 1-я конференция глав государств и правительств мусульманских стран в Рабате в 1969 г., в 1972 г. на 3-й конференции министров иностранных дел мусульманских стран в Джидде принят Устав ОИК. Цели: укрепление исламской солидарности между государствами- членами. Структура: Конференция глав государств и правительств; Конференция министров иностранных дел; Генеральный секретариат.


Региональные ММПО Африки ОАЕ г. в г.Аддис-Абеба. 30 государств подписали Хартию ОАЕ. На саммите ОАЕ в Ломе () г. принят Акт об учреждении Африканского союза (АС). Вступил в силу 26 мая 2001 г. Цели АС- достижение большего единства и сплоченности между африканскими странами и народами Африки и др. Члены- 53 государство, с 1982 г. САДР, Марокко- вышла. Структура: Ассамблея Союза- верховный орган, из глав гос-в и пр-в, Исполнительный Совет (мин-ры ин-х дел), Панафриканский парламент, Суд, Комиссия (Секретариат Союза), Комитет Постоянных представителей, Специализированные технические комитеты (всего 7-по с/х и с/х вопросам и т.д.), Экономический, соц-ный и культурный Совет- консультативный орган, финансовые учреждения (АЦБ, АВФ, АИБ).



Организация Объединенных Наций (ООН) - универсальная международная организация, созданная в целях поддержания мира и международной безопасности и развития сотрудничества между государствами. Устав ООН был подписан 26 июня 1945 года на конференции в Сан-Франциско и вступил в силу 24 октября 1945 года.

Устав ООН является единственным международным документом, положения которого обязательны для всех государств. На основе Устава ООН возникла разветвленная система многосторонних договоров и соглашений, заключенных в рамках ООН.

Учредительный документ ООН (Устав ООН) является универсальным международным договором и закрепляет основы современного международного правопорядка.

ООН преследует такие цели:

1) поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии;

2) развивать дружественные отношения между государствами на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов;

3) осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении уважения к правам человека;

4) быть центром согласования действий государств в достижении этих общих целей.

Для достижения указанных целей ООН действует в соответствии со следующими принципами:

1) суверенное равенство членов ООН;

2) добросовестное выполнение обязательств по Уставу ООН;

3) разрешение международных споров мирными средствами;

4) отказ от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости или каким-либо способом, несовместимым с Уставом ООН;

5) невмешательство во внутренние дела государств;

6) оказание помощи ООН во всех действиях, предпринимаемых по Уставу, обеспечение Организацией такого положения, чтобы государства, не являющиеся членами ООН, действовали в соответствии с принципами, изложенными в Уставе (ст. 2), и рядом других принципов.

При этом, если обязательства членов ООН по Уставу окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу ООН (статья 103 Устава).

Первоначальными членами ООН являются государства, которые, приняв участие в конференции в Сан-Франциско по созданию ООН или подписав ранее Декларацию Объединенных Наций от 1 января 1942 года, подписали и ратифицировали Устав ООН.

Членом ООН может быть любое миролюбивое государство, которое примет на себя содержащиеся в Уставе обязательства и которое, по суждению ООН, может и желает эти обязательства выполнять. Прием в члены ООН производится постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности.

В случае принятия Советом Безопасности против какого-либо члена ООН принудительных мер Генеральная Ассамблея, по рекомендации Совета Безопасности, вправе приостанавливать осуществление прав и привилегий, вытекающих из членства в ООН. Государство, систематически нарушающее принципы Устава, может быть исключено из ООН решением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности.

В настоящее время ООН продолжает оставаться главным инструментом поддержания международного мира и безопасности; в рамках ООН разрабатывается большое число международных договоров, принимаются решения по разблокированию международных конфликтов и обеспечению правопорядка и законности в международных отношениях.

27. Генеральная Ассамблея ООН: состав: виды сессии, структура, порядок работы, юридическая сила решении. Примеры .

Существует шесть главных органов ООН: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат.

Генеральная Ассамблея состоит из всех государств - членов ООН. Делегация каждого государства - члена ООН состоит не более чем из пяти представителей и пяти их заместителей.

Генеральная Ассамблея правомочна в рамках Устава ООН обсуждать любые вопросы в пределах Устава, за исключением находящихся на рассмотрении Совета Безопасности ООН, делать рекомендации членам ООН или Совету Безопасности по любым таким вопросам.

Генеральная Ассамблея, в частности:

1) рассматривает принципы сотрудничества в области обеспечения международного мира и безопасности;

2) избирает непостоянных членов Совета Безопасности ООН, членов Экономического и Социального Совета;

4) совместно с Советом Безопасности избирает членов Международного суда ООН;

5) координирует международное сотрудничество в экономической, социальной, культурной и гуманитарной сферах;

6) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Уставом ООН.

Генеральная Ассамблея работает в сессионном порядке. Сессии Генеральной Ассамблеи проводятся ежегодно, в октябре - марте. По требованию Совета Безопасности или большинства членов ООН могут быть созваны специальные или чрезвычайные сессии Генеральной Ассамблеи. Работа сессии проходит в форме пленарных заседаний и заседаний комитетов и комиссий.

Имеется семь главных комитетов Генеральной Ассамблеи, в каждом из которых представлены все члены ООН: Комитет по политическим вопросам и вопросам безопасности (Первый комитет), Специальный политический комитет; Комитет по экономическим и социальным вопросам (Второй комитет); Комитет по социальным, гуманитарным вопросам (Третий комитет); Комитет по вопросам опеки и несамоуправляющихся территорий (Четвертый комитет); Комитет по административным и бюджетным вопросам (Пятый комитет), Комитет по правовым вопросам (Шестой комитет).

Помимо главных комитетов Генеральной Ассамблеей создано большое число вспомогательных комитетов и комиссий.