Проблема беженцев — вопрос геополитический, а не гуманитарный. Беженцы Беженцы глобальная проблема 21 века

История предоставления иностранными государствами убежища тем, кто спасается от преследований и конфликтов, исчисляется тысячелетиями. В XXI веке искать убежища в других странах людей заставляют также стихийные бедствия.

По окончании Второй мировой войны для оказания помощи вынужденным перемещенным лицам из Европы было учреждено Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ) , известное также как Агентство ООН по делам беженцев.

В настоящее время мир является свидетелем самого масштабного перемещения населения в истории. Более 65,6 миллионов человек по всему миру были вынуждены покинуть свои дома в результате конфликтов и преследований в конце 2016 года. Среди них около 22,5 миллиона беженцев, более половины из которых не достигли 18-летнего возраста. Еще 10 миллионам апатридов было отказано в получении гражданства и в доступе к основным правам, таким как образование, здравоохранение, трудоустройство и свобода передвижения. В мире, где 20 человек ежеминутно становятся вынужденными переселенцами в результате конфликтов или преследований, деятельность УВКБ важна, как никогда.

Первоначальный трехгодичный мандат

УВКБ было учеждено 14 декабря 1950 года с первоначальным мандатом на три года, по окончании которого подлежало расформированию. 28 июля 1951 года была принята Конвенция Организации Объединенных Наций о статусе беженцев, ставшая базовым документом, которым руководствуется УВКБ в своей деятельности. По истечении трех лет, Агентство не прекратило свою деятельность и по сей день оказывает помощь беженцам.

УВКБ и деколонизация Африки

В 1960-е годы УВКБ приняло активное участие в урегулировании кризисов беженцев, которые возникли в результате процесса деколонизации в Африке. В течение следующих двух десятилетий УВКБ оказывало помощь в урегулировании миграционных кризисов в Азии и Латинской Америке. Окончание прошлого тысячелетия ознаменовалось возобновившимся миграционным кризисом в Африке и, возвращаясь к исходной точке, - кризисом беженцев в Европе, вызванным войнами на Балканах.

Миллионы сирийских беженцев

С момента начала кризиса потребности в гуманитарной помощи в Сирии значительно возросли. В гуманитарной поддержке нуждаются миллионы людей, в том числе несколько миллионов детей. С 2010 года более 400,000 человек погибли.

Сирийский кризис, связанный с перемещением населения, стал крупнейшим в мире. 6,3 миллионов жителей страны стали вынужденными переселенцами и почти 4 миллиона получили убежище в соседних странах. Согласно оценкам, в гуманитарной помощи нуждаются 4,53 миллиона человек, находящихся в труднодоступных или осажденных районах. В стране более чем на 50 процентов сократилась посещаемость школ. Порядка четверти учебных заведений повреждены, разрушены или используются в качестве коллективных приютов. Разрушены или сильно повреждены более половины больниц. Объемы водоснабжения составляют менее 50 процентов от докризисного уровня. Порядка 9,8 миллионов сирийцев испытывают нехватку продовольствия и еще гораздо большее количество граждан этой страны живут в нищете.

Турция приняла более 2,9 миллионов сирийских беженцев. Большинство из них проживают в городах, и порядка 260 000 находятся в 21 правительственном лагере беженцев. Более миллиона сирийских беженцев зарегистрированы в Ливане, и 660 000 - в Иордании. Растущее число сирийских беженцев прибывает в Ирак, где уже находится более 241 000 человек. Вместе с тем, УВКБ оказывает содействие более 122 000 сирийских беженцев, находящимся в Египте.

Южный Судан

В 2016 году, в связи провалом в июле месяце процесса мирного урегулирования в Южном Судане, к концу года страну были вынуждены покинуть 737 000 человек.

УВКБ на местах

Штаб-квартира УВКБ находится в Женеве, но около 85 процентов штата работает на местах. На сегодняшний день более 9 300 сотрудников в 123 странах обеспечивают защиту и помощь примерно 55 миллионам беженцев, репатриантов, внутренне перемещенных лиц и лицам без гражданства. Еще более пяти миллионов зарегистрированных беженцев находятся под опекой Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам. Основная часть персонала УВКБ базируется в странах Азии и Африки, лидирующих по числу беженцев и внутренне перемещенных лиц. Нередко сотрудникам ООН приходится работать в сложных и опасных условиях, поскольку многие нуждающиеся в помощи находятся в труднодоступных местах. Среди крупнейших операций УВКБ - программы в Афганистане, Колумбии, Демократической Республике Конго, Мали, Пакистане, Сирии, Иордании, Ливане, Турции и Ираке.

БАПОР

Ближневосточное агентство Организации Объединенных Наций для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР) было учреждено Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1949 году для оказания услуг зарегистрированным палестинским беженцам на Ближнем Востоке. В 1950 году, когда Агентство начало свою работу, его задача заключалась в удовлетворении потребностей около 750 000 палестинских беженцев. БАПОР является прямым поставщиком услуг, занимаясь оказанием помощи, связанной с вопросами начального и среднего образования, здравоохранения, предоставления поддержки и социального обслуживания, инфраструктурного обеспечения и благоустройства лагерей, микрофинансирования и реагирования на чрезвычайные ситуации, палестинским беженцам, численность которых на данный момент составляет 5,4 млн человек, в пяти охватываемых его мандатом районах: в секторе Газа, на Западном берегу, включая Восточный Иерусалим, в Иордании, Ливане и Сирии.

Всемирный банк назвал созданную БАПОР образовательную систему для 530 000 мальчиков и девочек «глобальным общественным благом». БАПОР представляет собой эффективное и грамотно управляемое учреждение Организации Объединенных Наций. Оно провело крупные реформы и приняло меры экономии, что позволило ему за период, прошедший с 2015 года, сократить расходы приблизительно на 300 млн долл. США.

Мандат БАПОР

Определение беженцев, приводимое в Конвенции о статусе беженцев 1951 года, и определение палестинских беженцев, которое дается Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, являются взаимодополняющими.

Для целей мандата БАПОР под «палестинскими беженцами» понимаются лица, обычным местом проживания которых в период с 1 июня 1946 года по 15 мая 1948 года была Палестина и которые лишились как своего жилища, так и средств к существованию в результате конфликта 1948 года. Палестинские беженцы и их потомки могут зарегистрироваться в БАПОР для получения услуг, оказываемых в охватываемых его мандатом районах.

БАПОР не меняло и не может изменить свой мандат. Это уполномочены делать государства - члены Организации Объединенных Наций. Через Генеральную Ассамблею Организации Объединенных Наций они поставили перед БАПОР задачу оказывать палестинским беженцам помощь и обеспечивать их защиту до тех пор, пока не будут найдены пути долгосрочного политического урегулирования ситуации на справедливой основе, что позволило бы им выйти из бедственного положения.

Поскольку добиться политического урегулирования непросто, в мире по-прежнему насчитывается несколько затяжных кризисов беженцев, то есть ситуаций, когда статус беженцев сохраняется за представителями нескольких поколений подряд. По мнению Генеральной Ассамблеи, в отсутствие справедливого решения вопроса о палестинских беженцах необходимость в деятельности БАПОР сохраняется. Без БАПОР проблемы палестинских беженцев не решатся.

Потомки беженцев сохраняют за собой статус беженцев

В соответствии с международным правом и принципом единства семьи дети беженцев и их потомки тоже считаются беженцами до обеспечения долгосрочного урегулирования ситуации. На этом основании и БАПОР, и УВКБ придерживаются мнения о том, что потомки беженцев тоже являются беженцами, - мнения, которое пользуется широким признанием со стороны международного сообщества, включая как доноров, так и принимающие беженцев страны.

Ситуация палестинских беженцев не отличается от других затяжных кризисов беженцев, таких как в Афганистане или Сомали, где статус беженцев сохраняется за людьми на протяжении нескольких поколений и признается УВКБ, которое оказывает им соответствующую поддержку. Затяжные кризисы беженцев являются следствием неспособности найти пути политического урегулирования лежащих в их основе политических кризисов.

Снабжение лагерей беженцев

Лагеря, в которых живут беженцы, часто находятся под охраной . Учреждения системы ООН обеспечивают доступ беженцев к таким насущным потребностям как продовольствие, водоснабжение, санитария и здравоохранение.

Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев дважды было удостоено Нобелевской премии мира - в 1954 и 1981 годах.

Миграция в контексте изменения климата и стихийных бедствий

К преследованиям и конфликтам, заставляющим людей искать убежища в других странах, в ХХI веке добавился еще один печальный фактор - стихийные бедствия (подчас обусловленные изменением климата). Частота и интенсивность таких катаклизмов как наводнения, землетрясения, ураганы и оползни неизменно растет. В основном это приводит к перемещениям населения внутри стран, но может также заставить людей искать убежище в других странах. Тем не менее, ни в одном из существующих международных или региональных юридических документов в области прав беженцев, бедственное положение таких людей конкретно не оговаривается.

Факторы, связанные с изменением климата, также провоцируют главным образом внутренние переселения. Тем не менее, засуха, опустынивание, засоление грунтовых вод и почвы, а также повышение уровня моря, которые также вызваны изменением климата, часто вынуждают людей покидать свои страны.

Антропогенные катастрофы и связанные с ними социально-экономические лишения также могут заставить людей бежать за границу. В то время как лишь некоторые бегут от преследований, большинство людей покидает свои страны из-за того, что у них нет реальной возможности там оставаться. В соответствии с , такие факторы, как нехватка продовольствия и воды, ограниченный доступ к образованию и здравоохранению, а также недостаток средств к существованию, не могут сами по себе стать основанием для ходатайства о предоставлении статуса беженца. Тем не менее некоторые из этих людей могут нуждаться в том или ином виде защиты.

Таким образом, конфликты, стихийные бедствия и изменение климата являются серьезными вызовами для международного сообщества.

19 сентября 2016 года Генеральная Ассамблея ООН организовала встречу высокого уровня для мобилизации усилий всех стран на решение проблемы беженцев и мигрантов.

В связи со сложившейся ситуацией в геополитике, современный мир переживает процесс активного переселения граждан из стран Третьего мира и стран постсоветского пространства. Основными причинами для миграции являются: низкий уровень жизни, безработица, отсутствие социальных гарантий и поддержки со стороны государства, нарушения прав человека, военные конфликты, неблагоприятный климат. Как правило, страны Запада сегодня являются самыми привлекательными для эмиграции в силу высокого уровня жизни и мощной социальной политики государства в отношении своих граждан.

Глобализация способствует процессу миграции, поскольку условия для проживания в странах Третьего мира ухудшаются с каждым годом, экономика этих государств работает в оккупационном режиме, что означает стабильную инфляцию и рост цен на товары и услуги, тарифы ЖКХ, топливо, постоянное повышение налогов, штрафов, низкое качество продуктов питания, рост числа безработных, высокий уровень числа лиц, живущих за чертой бедности, нищету, высокий уровень преступности, проблемы с экологией, высокий уровень коррупции и безразличие органов государственной власти по отношению к благосостоянию своего народа.

Кроме того, в ряде стран, в силу нестабильной политической ситуации, кризиса власти, могут идти военные конфликты, в связи с чем, часть населения становится беженцами, которые вынуждены уезжать в другие страны для проживания.

Сегодня проблема беженцев присутствует на Донбассе и в странах Ближнего Востока. Многие граждане ДНР и ЛНР были вынуждены мигрировать в Россию, где сейчас испытывают проблемы с легальным пребыванием на территории страны.

Проблема с нелегальными мигрантами и беженцами особо показала себя в Европейском Союзе, когда беженцы из стран Африки и Ближнего Востока, а также Индии, Пакистана и Бангладеш, начали резко мигрировать в 2015 году в огромном количестве. В итоге власти Европейского Союза столкнулись с проблемой массового наплыва нелегальных мигрантов и невозможностью быстрого юридического разрешения вопросов о присвоении статуса беженца и выдачей документов. В связи с этим для мигрантов из стран Третьего мира были созданы лагеря с ужасными условиями проживания, где пребывают тысячи человек. Ко всему прочему Европа столкнулась с тем, что большинство из беженцев исповедует ислам, они были воспитаны в религиозных семьях, где по нормам ислама европейский образ жизни просто неприемлем. В итоге это вызвало у приезжих гостей культурный шок и недопонимание либеральных ценностей местного населения.

Жители европейских стран подверглись резкой критике и осуждению со стороны мигрантов, что повлекло за собой волну преступлений, массовые беспорядки и угрозу для дальнейшего будущего европейского общества.

Совершенно ясно, что власти Евросоюза изначально прислушивались к советам главных глобалистов из Соединённых Штатов и рекомендаций либеральных политиков, которые прививают населению стран Евросоюза толерантность ко всем людям, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, религиозных убеждений. Эти же господа пропагандируют в Европе идею легализации проституции, однополых браков, пропаганды трансгендеров, смены пола, легализации наркотиков и прочих вещей. В результате наплыва мигрантов Европейский Союз сейчас находится в миграционном кризисе, который может привести к крупным столкновениям между коренными жителями и беженцами и даже перейти в гражданскую войну.

Помимо Евросоюза, проблемы с трудовыми мигрантами существуют в России и странах СНГ. В силу сложившейся экономической и политической ситуации после развала Советского Союза в 90-х и 2000-х годах в странах постсоветского пространства, Россия оказалась в наиболее благоприятных условиях с точки зрения экономики и уровня жизни. Рыночная экономика, приход в страну иностранных корпораций, сделали Россию страной, привлекательной для иммиграции граждан из Вьетнама, Китая, а с недавнего времени и для граждан из стран Африки и Ближнего Востока. Большая часть трудовых мигрантов прибывает в крупные города России, в частности в Москву и Санкт-Петербург в силу высоких заработных плат и достаточного количества рабочих мест.

К сожалению, в ситуации с мигрантами в России сложился ряд серьёзных проблем: коррупция среди сотрудников правоохранительных органов, незаконное предпринимательство, связанное с постановкой на миграционный учёт иностранных граждан, выдачей патентов на работу, постановкой на регистрационный учёт по месту жительства и пр.

Тут ещё можно добавить приезд в страну нелегальных мигрантов, которых работодатели незаконно берут на работу, создавая им рабские условия труда и выплачивая низкую заработную плату. В данной ситуации работодатели совершают ряд правонарушений и уголовных преступлений в отношении нелегальных мигрантов, не выплачивая им никаких денежных средств за их труд, заставляя их работать с грубым нарушением норм Трудового кодекса. В итоге это приводит к постоянным проверкам фирм и предприятий со стороны сотрудников правоохранительных органов, которые занимаются вопросами миграции и выявлением нарушений законодательства с последующей депортацией приезжих мигрантов за пределы Российской Федерации.

Помимо этого, трудовые мигранты периодически совершают преступления на территории нашей страны по различным мотивам: бедность, невозможность устроиться на работу, культурный конфликт по почве религиозных норм и убеждений, межнациональная рознь и национализм.

В целом это создаёт негативное отношение к приезжим мигрантам у части россиян, что приводит к конфликтам, близким к экстремистской деятельности со стороны активных граждан с ультраправыми взглядами. Бывают случаи, когда и сами мигранты становятся жертвами преступлений со стороны российских граждан, что говорит об экстремизме и несоблюдении норм Конституции РФ.

За последние 5-7 лет проблема с эмиграцией широко встала и в России. Постоянное падение уровня жизни, низкие зарплаты, рост тарифов ЖКХ, коррупция, безразличие власти к проблемам населения, низкое качество дорог и медицины, отсутствие социальных гарантий, достойных пенсий и пособий, низкий уровень безопасности, безработица и т. д., заставляет часть россиян задумываться об эмиграции в страны Запада, либо в страны с жарким климатом с целью занятия дауншифтингом. Таким образом, за последние 5 лет из нашей страны эмигрировало за рубеж более 2-2, 5 млн. россиян.

Чтобы решить проблемы миграции населения в разных странах, правительства и прочая элита стран Третьего мира и стран СНГ должны наводить порядок в национальной экономике, создавать рабочие места и строить предприятия, платить достойные зарплаты, а не вынуждать своих граждан иммигрировать за границу в поисках заработка и лучших условий жизни. Их внутренняя политика порой просто чудовищна по отношению к собственному населению.

Необходимо произвести чистку пятой колонны среди органов законодательной и исполнительной власти, ввести жёсткие меры по борьбе с коррупцией и всецело отказаться от политического курса прислуживания мировым элитам глобалистов, для которых миграция только приносит выгоду и помогает им решать свои геополитические задачи.

Как показывает практика, к трудовым мигрантам практически везде в мире относятся не так уж и доброжелательно, как к людям "второго сорта", особенно это касается тех, кто находится в чужой стране нелегально. Это происходит даже в ряде стран Европейского Союза, США, Канады, Израиля и т. д. Толерантность и загадочная европейская улыбка, по которой можно не понять, что у человека на уме, не всегда будут говорить о дружелюбии и уважении к мигрантам, даже из стран СНГ. Порой в процессе работы, коренные граждане какой-либо из западных стран, косвенно стараются "спихнуть" больший объём работы на иностранного гражданина. Иными словами, – "Там хорошо, где нас нет".

Текст большой поэтому он разбит на страницы.

Когда появились первые беженцы

Проблема беженцев в том, виде, в котором мы её понимаем сейчас возникла именно в начале XX века. Однако, как писал в своей статье «Беженцы - глобальная проблема XXI века сотрудник Представительства Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Белоруссии Юрий Моргун, история человечества полна трагических страниц, связанных с беженцами. «Еще в 695 г. до н. э. 50 тыс. человек бежали в Египет, спасаясь от ассирийской армии царя Сеннахериба, вступившей в Иудею. В начале новой эры около 300 тыс. готов бежали от нашествия кочевников-гуннов на земли Рима. Процесс распада под ударами варваров Великой Римской империи (410) сопровождался беспрецедентным до того исходом масс людей ("великое переселение народов"). В VIII—IX вв. в результате опустошительных вторжений викингов в Британию около 40 тыс. островитян бежали во Францию. Первый крестовый поход (1096—1099) вызвал массовый исход мусульман со "святых мест", захваченных рыцарями. Более 500 тыс. арабов и турок стали беженцами. Волны беженцев порождались не только войнами. Тысячи людей в Европе и Азии бежали от частых эпидемий чумы. Настоящее массовое бегство началось в первой половине XIII в., когда монгольские орды, сея смерть и разрушения, прошли от Тихого океана до Средиземного моря. Сотни и сотни тысяч китайцев, арабов, русичей, персов, поляков, венгров бежали в соседние страны, пытаясь спастись от страшного нашествия. В 1492 г. после вердикта короля и королевы Испании беженцами стали более 200 тыс. человек, не принявших христианство».

По словам известного российского политолога Федора Шелова-Коведяева, именно в международном праве термин «беженец» появился после Первой Мировой войны, когда в результате обращения, которому подвергалось мирное население со стороны, прежде всего, германских войск, сотни тысяч жителей Франции и других европейских стран были вынуждены покинуть свои дома. В дальнейшем проблема беженцев не раз обострялась, начиная с 1930-х гг. Например, в результате политики нацистов и фашистов в гитлеровской Германии, франкистской Испании и Италии при Муссолини. Также классическими считаются случаи восточно- и западноевропейских беженцев во время и после Второй мировой войны, афганских и еврейских (в Израиль, из исламских стран по причине преследований и арабо-израильских войн) беженцев, иракских курдов, спасавшихся от режима Саддама Хусейна, камбоджийцев, бежавших от режима Пол Пота и многих других. Среди внутренних беженцев выделяются колумбийские (как следствие деятельности повстанцев ФАРК) и мексиканские (в результате захвата власти революционными радикалами в одном из штатов Мексики)». В последнее время наибольшее внимание привлекали проблемы беженцев возникшие при распаде СССР; при различных военных действиях в Руанде, в результате конфликта племён хуту и тутси; в Судане, из-за войны на религиозной почве; в Ираке после ввода в эту страну коалиционных сил под руководством США.

На сегодняшний день в мире насчитываются десятки миллионов беженцев, большинство их которых приходится на Африку. В рамках ООН функционирует Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Статус и права беженцев регулируются международными документами. Главными среди них являются – Конвенция 1951 г. и Протокол 1967 г. о статусе беженцев, не признававшиеся СССР и подписанные Российской Федерацией; а также Конвенция Организации африканского единства по проблемам беженцев в Африке. Большие компактные скопления беженцев представляют собой питательную среду для различного рода преступных и экстремистских группировок и организаций, нередко пользующихся поддержкой из-за рубежа. Для России наиболее актуальными были вопросы беженцев после распада СССР – из бывших союзных республик: турок-месхетинцев, азербайджанских армян, из Приднестровья, грузин из Абхазии, Южной Осетии и собственно Грузии в результате гражданской войны в этой стране, а также, в связи с сепаратистскими движениями на Северном Кавказе, из Чечни и Дагестана.

Если раньше под данное определение попадали кто угодно, то сейчас оно выглядит более конкретно. И так, под словом «беженцы» принято понимать лиц, покинувших страну, в которой они постоянно проживали, в результате военных действий, преследований или других чрезвычайных обстоятельств. (Экономические причины, голод, эпидемии, чрезвычайные ситуации природного или техногенного характера, вследствие которых лицо покинуло место жительства, такими обстоятельствами не являются). Как правило, эти люди не могут или не хотят пользоваться защитой своей страны из-за страха быть обманутыми и пострадать еще больше и, как следствие, не имеют возможности туда вернуться. Именно поэтому беженец или лицо, ищущее убежища, не может быть выслан обратно в страну происхождения.

Стоит напомнить, что в отечественном правоведении существует еще такой термин, как «вынужденный переселенец». Их права во многом схожи с правами беженцев, и основное различие заключается в том, что в отличие от беженца вынужденный переселенец пользуется всеми правами россиян. Ими признаются граждане РФ и иностранцы, законно проживающие на её территории.

Беженцем не может быть признано лицо, совершившее тяжкое преступление неполитического характера до прибытия в Россию, либо реально подозреваемое в совершении преступления против мира и человечества, либо военное преступление. (Мы должны особенно учесть именно этот пункт, особенно в части того, что касается пересечения нашей границы дезертирами из украинской армии). Также не может быть признано беженцем лицо, за которым компетентные органы государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства. Здесь имеются в виду, прежде всего, неуплаченные налоги и призыв на военную службу (Хотя в ситуации с украинскими гражданами, с их стороны все эти бюрократические формальности вполне могут быть не соблюдены). Если отвечать на вопрос о том, где же проходит грань между переселенцами и беженцами, то по официальному статуту ООН беженцами считаются только те, кто бежал от насилия и войн, но не их потомки, родившиеся на другой земле.

Как получить статус беженца

Необходимо знать, что в строго юридическом смысле беженцем как таковым человек не становится после признания, а является в силу наступления уже существующих обстоятельств. Иными словами, человек признается беженцем, потому что он является беженцем. Признание лица беженцем предусматривает:

1)обращение с ходатайством о признании беженцем (далее - ходатайство);

2)предварительное рассмотрение ходатайства;

3) принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу (далее- свидетельство) либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

4) выдачу свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

5) рассмотрение ходатайства по существу;

6) принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;

7) выдачу удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.

При легальном пересечении границы срок обращения с ходатайством о признании беженцем закон не устанавливает. Если же человек пересек границу Российской Федерации нелегально, то следует как можно быстрее обратиться любой орган пограничного контроля или орган миграционной службы с заявлением о предоставлении статуса беженца. Необходимо иметь в виду, что суточный срок обращения начинается с часа пересечения Государственной границы Российской Федерации.

В ходатайстве (либо анкете) ему нужно будет кратко изложить по возможности все наиболее важные для обстоятельства, по которым он был вынуждены покинуть место постоянного проживания (межнациональная рознь, враждебные кампании, массовые беспорядки и погромы, гибель родственников из-за этнической принадлежности и др.), т.к. это имеет огромное значение.

Свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании лица беженцем является документом, удостоверяющим личность ходатайствующего. При его получении потенциальный беженец сдает национальный паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность, на хранение в пост иммиграционного контроля либо в Управление по делам миграции ГУВД субъекта Российской Федерации.

Если лицо уже имеет вид на жительство в Российской Федерации, то его ходатайство не рассматривается и в предоставлении статуса беженца отказывается. Считается, что такой человек может обустроиться самостоятельно, и государственные гарантии, предоставляемые беженцам, ему не требуются.

Свидетельство является основанием для оформления регистрации в органе внутренних дел. Свидетельство является также основанием для получения лицом и членами его семьи направления в центр временного размещения. При получении Свидетельства человеку выплачивается единовременное денежное пособие в размере одного минимального размера оплаты труда, выдается направление в Центр временного размещения беженцев либо лиц, ходатайствующих о признании таковыми.

Статус беженца предоставляется на срок до трех лет (как правило, на три года), затем может быть продлен по решению территориального управления ФМС МВД России, при сохранении в государстве гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) лица обстоятельств, по которым лицо признано беженцем.

При предоставлении статуса беженца выдается удостоверение беженца. Сведения о признанных беженцами членах семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в удостоверение одного из родителей.

В случае отказа в признании беженцем человек вправе обжаловать это решение в вышестоящий орган либо в суд.

Как решить проблемы беженцев

Разумеется, в ситуации с Украиной нельзя разбрасываться критическими заявлениями и поддаваться приступам паники, однако точно также нельзя закрывать глаза на риски, которые несут в себе потоки беженцев. Это и опасность вспышки эпидемии различных заболеваний в лагерях для перемещенных лиц, как это случилось во время трагического исхода беженцев из Руанды в Заир в 1994 г, когда общее число лиц, квалифицированных как беженцы, только за одну неделю возросло до 1,2 млн человек. Это и опасность того, что после относительной стабилизации ситуации на своей Родине, беженцы снова могут оказаться в водовороте войн и хаоса, и все меры по их защите окажутся напрасными. Это и опасность конфликтов между беженцами и коренным населением, когда наступает перенаселённость территории и люди начинают ее делить.

Это и определенная нагрузка на государственный бюджет, поскольку источниками финансирования расходов на прием, проезд, размещение и обустройство беженцев и вынужденных переселенцев являются средства федерального бюджета, выделяемые на реализацию федеральных миграционных программ, а также средства бюджетов субъектов Российской Федерации, направляемые на реализацию региональных миграционных программ.

Относительно просто решаются вопросы возвращения к местам прежнего проживания и восстановления прав беженцев от стихийных и/или экологических катастроф; а также, в ряде ситуаций, политических беженцев, как это было после обретения независимости некоторыми африканскими странами или в Камбодже после падения полпотовского режима. Особой практикой тут являются случаи обмена населением между государствами – Турцией и Грецией после греческо-турецкой войны в середине ХХ в., Польшей и СССР и Польшей и Чехословакией, с одной стороны, и Германией, с другой, после Второй мировой войны. В конфликтах же на этнической, расовой или религиозной почве политических усилий сторон и мирового сообщества и экономической поддержки со стороны международных организаций оказывается недостаточно для массового возвращения беженцев и восстановления их в правах, особенно имущественных.

Одной из самых успешных за последнее время программ по реинтеграции беженцев стала интеграция миллионов жителей Мозамбика, которым пришлось покинуть родину в результате гражданской войны в 80—90-х гг. В 90-е гг. в Боснии и Герцеговине УВКБ ООН оказало помощь 3,5 млн человек во время конфликта, охватившего бывшую Югославию и вызвавшего массовое переселение и повсеместные разрушения. Одной из самых сложных чрезвычайных ситуаций в истории УВКБ ООН был кризис в районе африканских Великих озер, который начался в 1994 г. и вынудил покинуть свою родину миллионы людей.

Таким образом, в идеале решение проблемы беженцев заключается в создании исключительного рая на земле, где не было бы нищеты, голода, гражданских войн и политических репрессий. Если говорить о беженцах с Донбасса на сегодняшний момент, то, разумеется, им нужно оказывать всякую помощь и никакой государственный бюджет они не объедят. Более того, они могут даже оказаться полезными в качестве квалифицированной рабочей силы. Но самое страшное заключается в том, что все эти сложные операции по размещению беженцев и их возвращению на Родину проводили различные международные организации, а сейчас они либо ограничиваются общими фразами, либо всего-навсего сопровождают гуманитарные грузы, поэтому нам приходится рассчитывать только на себя.

Национальный Исследовательский Университет – Высшая Школа Экономики

Юридический факультет

Кафедра Международного публичного права

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Проблемы беженцев в международном праве

Студентки группы № 5МПП

Кокоревой Марины Дмитриевны

Научный руководитель

Профессор, д. ю.н.

(должность, звание, Ф. И.О.)

Москва 2013 г.

Введение ………………………………………………………………………..…….…..3

Глава 1. Беженцы как социальное и правовое явление ………………………........…5

1.1 Беженцы в мире: история вопроса……………………………….…………..7

1.2 Правовой статус беженцев………………………………..………………....18

1.3 Проблемы беженцев в современном мире……………………………….....22

1.4 Своевременные и долговременные решения……………………………….26

Глава 2. Международно-правовое регулирование оказания помощи беженцам………………………………………………………….……………………..29

2.1 Институты универсального уровня………………………………………...32

2.2 Институты регионального уровня …………………………………………34

2.3 Внутригосударственные институты по защите беженцев…….………….54

Заключение ……………………………………..………………………………………58

Список использованной литературы…………………………………………….63

Введение

В нынешнее время, как и десятки лет назад, беженцы относятся к наиболее уязвимым категориям населения. Официальная статистика показывает, что ежегодно сотни тысяч людей покидают свои дома и страны своего проживания, для того, чтобы спасти себя и свои семьи от проблем связанных с религиозными гонениями, вооруженными конфликтами, а также различными видами дискриминаций.


Ни один саммит объединенного европейского парламента не обходится без выступлений, которые посвящены проблемам беженцев и вынужденных переселенцев, так как континентальная Европа ежегодно предоставляет убежище нескольким сотням тысяч заявителей.

Причиной таких массовых потоков беженцев всегда являлись чрезвычайные ситуации, связанные с мировыми и локаль­ными войнами, межэтническими и религиозными конфликтами , дик­таторскими политическими режимами, сопровождавшимися грубым нарушением основных прав человека, что вынуждало людей покидать свою родину, часто без всяких средств к существованию, спасаясь от гонений и преследований.

Хотя проблема беженцев впервые остро встала после Первой мировой войны, она до сих пор продолжает сохранять свою актуаль­ность. Согласно статистике ООН в конце 2004 г. в мире насчитывалось около 17 млн. классических беженцев, лиц, ищущих убежища, внутрен­не перемещенных лиц и лиц без гражданства. К нынешнему 2013 году их число возросло практически вдвое и с каждым годом эти цифры продолжают расти. Причем около 80 % из них составляют женщины и дети, нуждающиеся в защите их фундамен­тальных прав, особенно права на достойное человеческое существова­ние. Отсюда очевидна справедливость слов папы Иоанна Павла II, на­звавшего проблему беженцев «позорной раной нашего времени».

Трагичное положение беженцев, а также осложнение взаимоотно­шений между государств ами, которое и вызвало их массовые потоки, привели к осознанию международным сообществом в середине 40-х гг. XX в. необходимости создания стабильного универсального международно-­правового механизма по защите прав беженцев, а также разработки международных и национально-правовых процедур по предоставле­нию убежища и статуса беженца. Это способствовало формированию особого института международного права - права беженцев. Значи­мость данного института в современном мире подчеркивается в Ито­говом документе Всемирного саммита 2005 г. В нем главы государств и правительств стран - членов ООН заявили о своем обязательстве соблюдать принципы защиты беженцев и выполнять обязанности по улучшению тяжелого положения беженцев, в том числе путем поддерж­ки усилий, направленных на устранение причин передвижения бежен­цев, обеспечение их безопасного возвращения, поиск долгосрочных решений проблем беженцев при длительном сохранении их статуса и предотвращения того, чтобы перемещения беженцев стали источника­ми напряженности в отношениях между государствами.

Основной целью данной работы является рассмотрение правовых проблем беженцев в международном праве.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:

рассмотреть вопрос беженцев как социальное и правовое явление;

рассмотреть международное сотрудничество по проблемам;

рассмотреть международно-правовое регулирование оказания помощи беженцам;

определить проблемы международного регулирования в рассмотренном вопросе;

рассмотреть международную систему защиты прав беженцев.

Глава 1. Беженцы как социальное и правовое явление

В последние 50 лет число беженцев в мире резко выросло и, несмотря на то, что изначально уровень такой миграции удавалось сдерживать и даже уменьшать его, показатели стали расти и с 9,9 млн. человек в 2006 году они выросли до 11,4 млн. в начале 2008 года. Это произошло в основном благодаря увеличению числа беженцев из Афганистана и Ирака в соседних странах, а также изменению методологии классификации и оценки в ряде стран мира. К концу 2012 года в мире их насчитывалось уже 42 с половиной миллиона, из которых более 15 миллионов беженцев и около 26 с половиной миллионов внутренне перемещенных лиц. Таким образом, статистика показывает, что число беженцев в прошлом году увеличилось примерно на 800 тысяч человек. Об этом говорилось в докладе Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Цифра стала рекордной за последние 10 лет.

Причины столь массовых перемещений являются кризисы, войны, последствия арабских революций.


В настоящее время выделяются 3 кризисные точки: Мали, Сирия, Судан - Южный Судан. Есть и другие:

- Афганистан – 8, 7 млн. человек, что на 50% больше, чем в 2010 году;

- Сирия – 4, 2 млн. человек;

Число сирийцев, бежавших из страны из-за продолжающегося с 2011 года кровопролитного конфликта, достигло 4 миллионов человек, при этом прогнозируется, что эта цифра увеличится в два или три раза к концу 2013 года.

- Иран - 1, 7 млн. человек;

- Ирак - 1, 1 млн. человек;

- Сомали – 2, 7 млн. человек;

- Вьетнам – 2,1 млн. человек;

- Судан – 2 млн. человек;

- Мьянма - 415 тыс. человек;

- Колумбия – 395 тыс. человек;

- Китай - 184 тыс. человек;

- Северная Корея - 2 737 тыс. человек

В СНГ больше всего беженцев породил армяно-азербайджанский конфликт - более 1 млн. человек. В результате конфликтов более 600 тыс. человек покин тыс. человек - в Грузии, 400 тыс. - в России, 100 тыс. - в Молдавии.

Что же касается нашей страны, то по сообщениям известных политических деятелей с "проблемой беженцев" Россия еще по-настоящему не сталкивалась никогда – данная проблема станет действительно актуальной лишь в 2014 году, когда США выведет свои войска из Афганистана. Тогда России не избежать многотысячного потока беженцев.

Таким образом, совершенно очевидно, что международная миграция населения за последние десятилетия существенно возросла. Такое активное передвижение создает объективные трудности для государств, вовлеченных в этот процесс. Оче­видно, что самостоятельно с данными сложностями государствам справиться не удастся. Понимая это, международное сообщество еди­но во мнении, что проблемы беженцев и миграции населения в общем, должны быть четко и эффективно урегулированы международно-правовыми нормами.

Вынужденная миграция сама по себе носит сложный и многоаспектный характер. И если естественной миграцией является процесс саморегулирования экономической, социальной и демографической системы общества, то ситуация, когда люди вынуждены покидать свою родину и места постоянного проживания из-за угрозы преследований и физического насилия, стихийных бедствий носит экстремальный характер. Очевидно, что управлять этим процессом невозможно без уяснения глубинных причин, которые вызвали такое стихийное миграционное движение.

Современное право беженцев невозможно понять без знания более широкого глобального контекста, в котором оно появилось и начало развиваться. В связи с этим целью данной главы является раскрытие данного контекста, чтобы подготовить базу для исследования права беженцев.

1.1.Беженцы в мире: история вопроса

Право беженцев является институтом права прав человека - само­стоятельной отрасли международного права, хотя кодификационный процесс в области прав беженцев начался ранее, чем регламентация прав человека на международном уровне. Формирование института прав беженцев тесно связано с развитием международных отношений . При­чем события на международной арене оказывали определяющее влия­ние как на становление механизма международной защиты прав бежен­цев, так и на его последующую эволюцию. Так, революция в России и распад Османской империи породили не только массовые передвиже­ния людей, но и необходимость в формировании согласованной между­народной политики, направленной на оказание помощи лицам, поте­рявшим кров и, что самое главное, защиту страны своего гражданства.

Можно с уверенностью сказать, что история вынужденного перемещения начинается вместе с самой историей человечества. С древнейших времен люди, спасаясь от насилия или его угрозы, были вынуждены покидать родину и искать приюта на чужих территориях, в чужих странах. Подобные сюжеты легко обнаружить в историческом наследии практически всех стран и народов: они присутствуют в исторических хрониках, летописях, фольклоре и т. д.

Различные по своему объему потоки беженцев возникали во все эпохи. Крупнейшие войны средневековья и нового времени породили вынужденную миграцию как внутри Европы, так и за ее пределами. Значительная часть американских колонистов в XVII в. были выходцами из Англии, выехавшими из страны после буржуазной революции. Тридцатилетняя война вызвала значительные вынужденные перемещения мирного населения в пределах Австрийской империи. Революционные события 1820 -­ 1840-х гг. в Европе также породили значительные потоки беженцев. В XIX веке Российская империя стала страной, принявшей огромное количество беженцев, прежде всего из стран, подвластных Османской империи.

Наступление XX века было воспринято современниками, как начало новой эры - более технологичной, прогрессивной, цивилизованной. Но первые же десятилетия показали, что масштабы вынужденных миграций стремительно растут. Этому способствовали события первой мировой войны и серия революций в разных частях света. Наиболее значительным стал поток беженцев из России в ходе гражданской войны, когда более одного миллиона человек были вынуждены покинуть страну, опасаясь преследований за политические убеждения или социальное происхождение. В этой ситуации международное сообщество уже не могло закрывать глаза на проблему.

Лига Наций

Вопросы международной защиты вынужденных мигрантов и их правового положения являются предметом международного со­трудничества государств уже длительное время. Первой категорией вынужденных мигрантов стали именно беженцы.

В 20-х - 30-х годах XX века была создана Лига Наций - первый всемирный орган межгосударственного сотрудничества, предшественница Организации Объединенных Наций (ООН) - развернула ряд беспрецедентных инициатив по оказанию помощи беженцам в Европе.

Именно тогда Совет Лиги На­ций организовал и провел в Женеве конференцию по вопросу о бе­женцах. Проведение конференции было обусловлено Первой миро­вой войной, массовыми потоками беженцев из бывшей Российской империи и распавшейся Оттоманской империи, число которых превысило 1,5 млн человек. Результатом конференции стало назна­чение доктора Фритьофа Нансена Верховным комиссаром по делам русских беженцев. Данное Управление выполняло следующие функции: определение правового статуса беженцев; организацию репатриации и размещения беженцев; проведение работ по оказа­нию помощи при содействии благотворительных организаций. Позднее мандат Управления был распространен и на другие группы беженцев, а именно армян (1924 г.), ассирийцев, ассиро-халдеев и турок (1928 г.).

В 1928 г. на Женевской конференции были приняты три междуна­родных соглашения по проблеме защиты беженцев: о правовом стату­се армянских и других беженцев; о распространении на другие катего­рии беженцев определенных мер, принятых в пользу армянских и других беженцев, и о функциях представителей Верховного комиссара Лиги Наций по делам беженцев. Данные международные отношения положили начало формированию правовой основы глобальной систе­мы международной защиты беженцев.

В 1930 г. Лига Наций приняла решение о создании Международно­го бюро Нансена (после его смерти) по делам беженцев в качестве автономного органа под управлением Лиги Наций. Руководил деятельностью бюро Совет управляющих, председатель которого назначался Ассамблеей Лиги Наций. Бюро занималось гуманитарными вопросами, вопросами ока­зания помощи беженцам и осуществляло свою деятельность вплоть до конца 1938 г. В 1938 г. по причине увеличения потоков вынужденных мигрантов в Западной Европе, прежде всего в связи с приходом Гитле­ра к власти в Германии, Лигой Наций был назначен Верховный ко­миссар по делам беженцев со штаб-квартирой в Лондоне. Однако функции и полномочия Верховного комиссара были очень ограничен­ны, и эта должность была упразднена в 1946 г.

Одной из первых попыток решить проблему беженцев стало про­ведение в Эвиане межправительственной конференции для обсужде­ния «вопроса о принудительной эмиграции» беженцев из Германии и Австрии, в работе которой приняли участие представигосудар­ства. Результатом работы конференции стало учреждение Межправи­тельственного комитета по делам беженцев, чей мандат распростра­нялся на все категории беженцев. В 1947 г. комитет был реорганизован в Международную организацию по делам беженцев.

Итоги международного сотрудничества государств в области меж­дународной защиты беженцев в период 1921 - 1945 гг. были незначи­тельными, что объясняется несколькими причинами. Прежде всего, Лига Наций не обладала достаточной материальной и финансовой базой, что было необходимо для финансирования дорогостоящих проектов по оказанию помощи беженцам. Также еще не была разра­ботана и сформирована система универсальных и региональных международных договоров в области вынужденной миграции, кото­рые охватывали все аспекты международной защиты вынужденных мигрантов в тот исторический период. Государства-участники меж­дународных договоров того периода в большинстве своем ограничи­вались лишь принятием текстов международных договоров, но не ратифицировали их. Примером тому может служить то, что Конвен­цию о международном статусе беженцев 1933 г. ратифицировали во­семь государств, а Конвенцию о статусе беженцев из Германии - лишь два государства.

Последствия второй мировой войны

Вторая мировая война резко ухудшила ситуацию в области вынужденной миграции. Число беженцев и перемещенных лиц в конце войны превысило 21 млн. человек. Лига Наций, не справлялась со своими задачами в связи с чем была распущена. Чтобы помочь беде миллионов людей, перемещенных по всей Европе за годы конфликта, в 1944 году союзники учредили Администрацию Объединенных Наций по вопросам помощи и послевоенного восстановления (ЮНРРА), которой было поручено оказывать перемещенным людям чрезвычайную помощь. В конце войны это учреждение организовало возвращение миллионов беженцев на родину, но многие не захотели возвращаться, так как в их родных странах произошли серьезные идеологические преобразования.

По окончании Второй мировой войны проблема беженцев в каче­стве первоочередного вопроса была включена в повестку дня первой сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1946 г. Были выработаны сле­дующие принципы, которые легли в основу глобальной системы меж­дународной защиты беженцев:

· проблема беженцев носит международный характер;

· никто из перемещенных лиц или беженцев, выразивших возра­жение против возвращения в страну их происхождения, не может быть насильственно возвращен в страну их происхождения (так была зало­жена основа базового принципа - принципа невысылки беженцев);

· судьба беженцев и перемещенных лиц станет заботой междуна­родного органа или организации, которые должны быть созданы;

· основная задача заключается в поощрении и оказании любой по­мощи беженцам в целях скорейшего возвращения в страну их прожива­ния (так формировался принцип добровольной репатриации беженцев).

В 1947 году, через два года после своего создания, ООН учредила Международную организацию по делам беженцев (МОБ). Это было первое учреждение, кото­рое всесторонне рассматривало все аспекты международной защиты беженцев: регистрацию, определение статуса, репатриацию, переселе­ние, правовую и политическую защиту.

Однако из-за сложившейся в Европе политической ситуации большинство беженцев уже не хотело возвращаться на родину, поэтому их переселяли в другие страны. МОБ оказалась в центре растущей напряженности между Востоком и Западом: многие страны резко критиковали ее деятельность по переселению людей, усматривая в ней идеологическую предвзятость, стремление обеспечить Запад рабочей силой и даже помощь подрывным группам. Такое враждебное отношение, наряду с тем, что лишь некоторые страны делали взносы в бюджет МОБ, привело к ее роспуску в 1951 году.

Создание УВКБ ООН

К концу 40-х годов МОБ оказалась в опале, но было ясно, что какой-то орган по делам беженцев по-прежнему будет нужен как минимум в обозримом будущем. После жарких споров в ООН по поводу того, что это будет за учреждение, в декабре 1949 года Резолюцией 319 (IV) Генеральной Ассамблеи ООН было создано Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ ООН) как вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи. Резолюция предусматривала, что УВКБ ООН будет действовать в течение трех лет начиная с января 1951 года; это стало следствием разногласий между государствами в вопросе о политических последствиях создания постоянного органа.

Основной мандат УВКБ ООН первоначально был изложен в его Уставе – приложении к Резолюции 428 (V) Генеральной Ассамблеи ООН (1950 год). Впоследствии он был существенно расширен резолюциями Генеральной Ассамблеи и Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС). УВКБ ООН поручилось обеспечивать на неполитической и гуманитарной основе международную защиту беженцам. Люди, которые на момент принятия Устава уже получали помощь от других органов ООН, были исключены из мандата УВКБ ООН. Так же, он не охватывал людей, перемещенных в результате войны в Корее и подпадавших под действие мандата Органа ООН по восстановлению в Корее (ООНВК, ныне распущен). Мужчины, женщины и дети, о которых заботится Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР), также не относиться к компетенции УВКБ ООН. Однако БАПОР уполномочено помогать не всем палестинским беженцам, а лишь некоторым их категориям, находящимся в географической зоне его деятельности. Мандат УВКБ ООН неоднократно продлевался резолюциями Генеральной Ассамблеи, а в 2003 году Управление было уполномочено продолжать свою работу вплоть до решения проблемы беженцев в общем и их защиты в частности.

После 1950 года резолюции Генеральной Ассамблеи и ЭКОСОС расширили круг обязанностей УВКБ ООН. Ему было поручено предоставлять гуманитарную помощь и защиту не только беженцам, но и другим людям – в частности, лицам без гражданства, а иногда и лицам, перемещенным внутри страны.

Конвенция 1951 года

Учредив УВКБ ООН, правительства приняли также Конвенцию 1951 года о статусе беженцев. Конвенция до сих пор лежит в основе международного права, касающегося беженцев. Она определяет, кто является беженцем и устанавливает стандарты обращения с лицами, отвечающими этому определению. Конвенция служит важной вехой в формировании стремления мирового сообщества решать проблемы вынужденного перемещения.

Конвенция отражала политические заботы того времени: сфера ее действия была ограничена, в нее входили только лица, ставшие беженцами в результате событий, произошедших до 1951 года. Кроме того, государствам была дана возможность заявить о применении Конвенции лишь к европейским беженцам. Однако вскоре стало ясно, что кризисы, связанные с беженцами, продолжаются, причем не только на Европейском континенте. В 1956 году УВКБ ООН помогало координировать мероприятия, связанные с массовым исходом беженцев после восстания в Венгрии. Год спустя этой организации поручили помогать китайским беженцам в Гонконге. Одновременно она участвовала в помощи алжирцам, бежавшим в Марокко и Тунисе после войны Алжира за независимость. Меры УВКБ ООН по реагированию на эти кризисы стали началом его участия в крупных операциях по защите беженцев и по оказанию им помощи.

В 60-х годах потрясения, вызванные деколонизацией, привели к многочисленным перемещениям беженцев в Африке; это стало огромной проблемой для УВКБ ООН и в конечном счете преобразовало эту организацию. В отличие от Европы, в Африке для беженцев часто не просматривалось явного долговременного решения. Многие из них бежали в страны, которые также были нестабильны. Всего за одно десятилетие направленность работы организации резко изменилась, и к концу десятилетия более двух третей своего бюджета она тратила в Африке. Реагируя на эти новые реальности, международное сообщество приняло Протокол 1967 года к Конвенции 1951 года. Протокол снял прежнее ограничение, согласно которому под определение беженца в Конвенции подпадали лишь беженцы, перемещенные в результате событий до 1951 года, а также снял географическое ограничение, позволявшее некоторым государствам считать беженцами лишь тех, кто стал таковыми в результате событий в Европе. Хотя Протокол 1967 года во многом решил проблемы новых независимых стран Африки, в 1969 году Организация африканского единства (ныне – Африканский Союз) после консультаций с УВКБ ООН приняла собственную конвенцию о беженцах.

В 70-х годах кризисы, связанные с беженцами, разразились в Азии. Самыми острыми из них стали массовый исход миллионов жителей Восточного Пакистана в Индию до образования Бангладеш, и бегство сотен тысяч вьетнамцев, многие из которых покидали страну на лодках, непригодных для плавания по морю. В те годы было трудно найти решения для всех этих беженцев, что лишний раз напомнило о значении международной солидарности и совместного несения бремени. Важнейшими событиями того времени стали международные инициативы по оказанию помощи беженцам из Юго-Восточной Азии, в частности принятый в конце 80-х годов Комплексный план действий (КПД). КПД предусматривал массовое переселение беженцев в страны Северной Америки, Европы и Азии, а также в Австралию.

К концу 80-х годов многие страны стали отказываться от прежних, щедрых условий предоставления убежища. Во многом это было обусловлено резким увеличением числа беженцев во всем мире и тем, что теперь они бежали не из стран, боровшихся за независимость. Эти потоки беженцев все чаще возникали из-за межэтнических конфликтов в новых независимых государствах. При таких конфликтах элементом военной стратегии все чаще становились нападения на гражданское население, поэтому даже сравнительно «мелкие» конфликты могли привести к массовому перемещению населения. Везде, будь то в Азии, Центральной Америке или Африке, эти конфликты нередко подогревались соперничеством сверхдержав и усугублялись социально-экономическими проблемами, поэтому находить долговременные решения для беженцев было особенно трудно. УВКБ ООН все чаще приходилось подолгу помогать беженцам, проживавшим в лагерях, которые нередко располагались в небезопасных районах.

После окончания «холодной войны» межэтническое насилие по-прежнему вызывало потоки беженцев. Кроме того, более частым явлением стало гуманитарное вмешательство многонациональных вооруженных сил. В 90-х годах, как и в предшествующие десятилетия, международные действия во многом стимулировались средствами массовой информации , а их характер в значительной мере определялся интересами могущественных стран. К примеру, в 1999 году государства-члены Организации Североатлантического договора (НАТО), озабоченные дестабилизацией положения в соседней бывшей Югославии, быстро вмешались в связи с ухудшением ситуации в Косово. И, напротив, в 1994 году призывы направить значительные силы ООН по поддержанию мира в Руанду, чтобы пресечь творившийся там геноцид, не нашли должного отклика. Даже когда богатые страны предпринимали действия в регионах, где происходило перемещение людей, они нередко все более ужесточали условия предоставления убежища на собственной территории.

Европейский Союз

Что касается Европейского Союза, то необходимо отметить, что данная международная организация первоначально не преследовала цели ре­гулирования миграционных потоков, а создавалась в целях экономи­ческой интеграции. Однако в связи с постепенным развитием и рас­ширением ЕС возникла необходимость регулирования не только трудовой, т. е. по своей природе экономической, не вынужденной ми­грации, но и миграции беженцев и иных категорий населения, кото­рые покинули места жительства не по своей воле.

Долгое время в рамках ЕС вообще игнорировали проблему вынуж­денной миграции. Единственным правовым актом ЕС, в который были включены положения о беженцах до 1999 г., был Регламент 1408/71 о координации систем социального обеспечения в государ­ствах-членах. Он предусматривал прямое включение беженцев в его содержание и определение беженцев, которое соответствует определе­нию, указанному в Конвенции 1951 г. о статусе беженцев. Когда в 2001 г. право беженцев на равное отношение в системе социального обеспечения, гарантированное регламентом, было оспорено, Суд ЕС отказался толковать регламент в интересах беженцев, постановив, что регламент требует, чтобы лицо было приписано к системе социально­го обеспечения нескольких государств-членов, тогда оно может ею пользоваться. Поскольку беженцы не имеют права на свободное пере­движение, они заперты в одном государстве-члене и не имеют возмож­ности интегрироваться в систему социального обеспечения.

Однако постепенно, с увеличением числа лиц, желающих пере­браться в Европу на правах беженцев, и осознанием необходимости более подробного правового регламентирования территориального убежища, в ЕС начали приниматься специальные документы, направ­ленные на решение проблем миграции. Для регулирования потоков вынужденных мигрантов государства - члены ЕС используют различ­ные правовые инструменты: заключение международных договоров и принятие документов в рамках самого Союза.

В 1990 г. государствами - членами ЕС была принята Дублинская конвенция, определяющая государство, ответственное за рассмотре­ние ходатайств о предоставлении убежища, поданных в одном из госу­дарств - членов европейского сообщества . Одной из ее целей было сокращение числа так называемых беженцев на орбите (rebugees in orbit). Впервые данное понятие было предусмотрено в меморандуме неправительственных организаций по проекту Конвенции ООН о территориальном убежище в октябре 1976 г. В меморандуме, пере­данном Совету Европы, УВКБ ООН объяснил, что под данным терми­ном следует рассматривать беженцев, которые не высылаются или не возвращаются в государство происхождения, где существует угроза преследования, но в то же время им не предоставляется убежище в го­сударстве, в котором они подали ходатайство, и которые вынуждены переезжать из одной страны в другую. Данную ситуацию была при­звана урегулировать именно Дублинская конвенция 1990 г. В доктрине отме­чается, что подобная категория беженцев не является новой: Верхов­ный комиссар по делам беженцев Лиги Наций Фритьоф Нансен, о котором писалось ранее, уже столкнулся с проблемой таких беженцев, в отношении которых пере­кладывали ответственность друг на друга Германия и Польша. Но эти беженцы назывались «пинг-понг беженцами».

Однако вскоре при применение Конвенции возникали трудности. Например, изначальные проблемы, связанные с выявлением граждан третьих стран, которые уже подали ходатайство о предоставлении убе­жища в другом государстве-члене. Все возникшие проблемы были учтены при дальнейшем совершенствовании правовой базы для регу­лирования миграции в рамках ЕС.

Также следует упомянуть и Шенгенские соглашения, которые от­носятся в большей степени к добровольной миграции. В них, в част­ности, упоминаются обязательства государств согласно Конвенции о статусе беженцев 1951 г. С данными документами также тесно связан Кодекс о границах ЕС, который был принят с целью объединения всех правил об установлении внутреннего контроля на границах. Од­нако в доктрине правила о контроле на границах в ЕС охарактеризо­ваны как сложные и противоречивые, особенно на начальном этапе становления. Речь идет о праве государств осуществлять контроль и проверки на внутренних границах. С принятием Кодекса встал, в частности, вопрос: улучшит ли он каким-либо образом Шенгенскую конвенцию, которая прямо не запрещает государствам-членам про­сто отказать в принятии лиц, ищущих убежище, на внешних грани­цах. Было высказано предположение, что взятые все вместе ссылки на Конвенцию о статусе беженцев 1951 г. в шенгенских правилах и Кодексе о границах, а также права человека, предоставляемые общи­ми принципами права ЕС (после интеграции шенгенских достиже­ний в право ЕС) могли бы быть истолкованы, так, что положения шенгенских правил и Кодекса о границах запрещали бы отказ в пре­доставлении убежища на границе.

Среди важных аспектов правового режима лиц, ищущих убежище, в Дублинской конвенции и Конвенции о применении Шенгенского соглашения 1990 года можно отметить тот факт, что они являются объ­ектом действий государства. Данные категории вынужденных мигран­тов не имеют реальных прав и доступа к эффективной защите. Их судь­ба зависит от воли государства-члена. Оба договора предусматривают три принципа в отношении лиц, ходатайствующих о предоставлении убежища: во-первых, если одно государство-член рассматривает хода­тайство о предоставлении убежища и отклоняет его, данный отказ действителен для всех государств-членов (несмотря на то, что признание за лицом статуса беженца является актом, действующим на террито­рии всего лишь одного государства).

Во-вторых, государства-члены определяют, в каком из них лицо, ищущее убежище, имеет право на подачу и рассмотрение его ходатай­ства о предоставлении убежища. Таким образом, тот факт, что лицо имеет родственников второй степени родства, или друзей, или возмож­ности трудоустройства в одном государстве-члене, но не в другом, и же­лает подать заявление о предоставлении убежища в данном государстве - члене, не имеет значения при распределении ответственности между государствами-участниками согласно вышеуказанным договорам.

В-третьих, ответственность за вынесение решений по ходатайствам о предоставлении убежища и ответственность за лицо, которое подает заявление, рассматривается в обоих договорах как бремя и наказание государства-члена, которое разрешило данному лицу въехать на тер­риторию Союза.

1.2 Правовой статус беженцев

Современное определение понятия «беженец» сформулировано в рамках международной и национальных систем права. Оно неоднок­ратно подвергалось трансформации под влиянием новых тенденций в миграционных процессах и причин, порождающих потоки беженцев.

В рамках Лиги Наций в 1926-1938 гг. были приняты различные специальные соглашения и конвенции, ка­сающиеся статуса беженцев.

Первые определения понятия «беженец» в упомянутых соглашени­ях и конвенциях представляли собой достаточно простую систему кри­териев, позволяющую четко отделить беженцев от лиц, которые поки­дали страну происхождения исключительно по личным причинам. Использовался групповой или категорийный подход, при котором со­ответствующая национальность (русский, армянин, еврей и т. п.) и отсутствие защиты со стороны правительства государства происхож­дения были достаточными условиями для признания лица беженцем. Это разделение на категории было простым в толковании и позволяло легко установить, кто является беженцем. Следует отметить, что хотя не во всех соглашениях, принятых в рамках Лиги Наций, требовалось пребывание индивида за пределами страны происхождения, это усло­вие подразумевалось. Целью соглашений была выдача удостоверений личности для обеспечения проезда и переселения. Исключением яв­лялась деятельность Межправительственного комитета по делам бе­женцев, созданного в 1938 г., в сферу которого попадали также те лица, которым еще предстояло эмигрировать.

Особенностью упомянутых определений является отсутствие ука­зания на причины, по которым индивид вынужден покинуть страну своего происхождения. Такие причины, безусловно, существовали. К ним прежде всего можно отнести последствия Первой мировой вой­ны, изменение политического строя в России и, как следствие, реак­цию определенных кругов на это событие, а также религиозные проти­воречия в некоторых странах Азии. Несомненно, что поведение госу­дарств порождало критические ситуации, следствием которых стали потоки беженцев. Таким образом, проблема беженцев неизбежно при­обрела политическое содержание, так как судьба данной категории граждан зависит от отношения к ним государства.

Попытки внести в юридическое определение «беженец» полити­ческий аспект дважды предпринимались в период времени с 1921 по 1939 г. В 1936 г. Институт международного права в своей резолюции «Правовой статус апатридов и беженцев» указал в качестве основа­ний, по которым беженец покинул страну, внезапно возникшие поли­тические события на территории его гражданской принадлежности. В 1938 г. в резолюции о полномочиях упомянутого выше Межправи­тельственного комитета по делам беженцев в качестве таковых признавались лица, которые вынужденно покинули страну своего проис­хождения по причине своих политических убеждений, вероисповеда­ния и расового происхождения. Упомянутые резолюции не имели ста­туса юридически обязывающих документов, но их вклад в формирова­ние международно-правового определения беженца несомненен.

Анализ соглашений, принятых в рамках Лиги Наций, позволяет определить тенденции, которые, в конечном счете, стали основой ныне действующих определений. Одной из таких тенденций явилось посте­пенное сужение понятия «беженец» в рамках конкретных юридичес­ких критериев. Подобные критерии восполняли пробелы в понятии «беженец», закрепленном в предшествующих соглашениях, связанные с отсутствием указания на причины, побудившие лицо покинуть стра­ну своего гражданства или постоянного места проживания. Такая прак­тика нашла отражение в документах, принятых после Второй мировой войны - Уставе Международной организации по делам беженцев и Уставе Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев и положениях Конвенции о статусе беженцев 1951 г.

Устав МОБ закрепил наибо­лее широкое определение понятия «беженец» по сравнению со своими предшественниками, что можно было считать важным достижением, хотя при его разработке также использовался категорийный подход. Поня­тие «беженец» согласно Уставу МОБ включает:

· лиц, которые покинули страну, гражданами которой они явля­ются, или прежнее привычное местожительство, или лиц, которые на­ходятся вне их пределов, и вне зависимости от того, сохранили ли они свое гражданство, являются жертвами фашистских и нацистских и со­трудничавших с ними режимов;

В последние дни в прессе появились сообщения о некоторых шагах Вашингтона навстречу России по сирийскому вопросу. В частности, Джон Керри, который в течение недели трижды встретился с Сергеем Лавровым, заявил: "мы приветствуем намерения России сосредоточить свои усилия на Исламском государстве".

С моей точки зрения, в искреннее миролюбие представителей Госдепа может верить сегодня разве что американский обыватель, начисто лишенный возможности критического анализа ситуации в мире. Тем же, кто этой возможности не лишен, давно понятно, что "решение" проблем "Исламского государства" и, следовательно, беженцев США видят только через призму другой "проблемы" — избавления от Башара Асада.

Только в этом и состоит цель американской внешней политики на Ближнем Востоке — в устранении (там, где это возможно) "своенравных" лидеров независимых государств: Хусейна, Каддафи, Салеха, Асада и т.п. и их замене на марионеток.

Вашингтон видит проблему не в укреплении в странах Ближнего Востока экстремистских группировок, не в сотнях тысяч погибших и не в миллионах беженцев, а в том, что на их пути к глобальному доминированию в очередной раз возникла помеха в лице, как они считают, очередного "диктатора".

Ситуация на Ближнем Востоке будет только ухудшаться

Сегодня ясно, что американским политикам верить нельзя, а договориться с ними о чем-либо невозможно (хотя пытаться договариваться всё же нужно) уже в силу присущего им лицемерия. Так, пресс-секретарь Пентагона Питер Кук на днях заявил, что "Министерство обороны США готово к консультациям с Россией в будущем, если она будет принимать участие в борьбе с "Исламским государством" в Сирии". Как будто Госдеп борется с ИГ, а Россия этого всячески избегает, хотя дело обстоит ровно наоборот.

То, что американские игры становятся все более опасными для мира, подтверждает, в частности, позиция Израиля. Известно, что руководство этой страны, сохраняющей формальный нейтралитет, например, по вопросу об Украине, по сирийскому вопросу уже явно не разделяет точку зрения Госдепа. Вот почему Биньямин Нетаньяху, приведший партию "Ликуд" к победе на недавних выборах в кнессет посредством жесткой антииранской риторики, в понедельник прибыл в Москву, где намерен ознакомиться с позицией России по Ближнему Востоку.

Накануне в зарубежных СМИ появилась информация, что в течение ближайших недель между Израилем и США будет подписан договор по созданию совместных систем ПРО. Но одно дело — идти навстречу традиционному союзнику в реализации его глобальных геополитических планов в воздухе, а другое — уже сегодня противостоять радикальным исламистам непосредственно на земле.

Полагаю, что лицемерие позиции Вашингтона по отношению к ИГ в Израиле вполне осознаваемо. Как осознаваемо и то, что избавление региона от погружения в глобальную войну (в которой главным противником Израиля станет не Иран, а, скорее всего, "Исламское государство") может прийти из России.

У автора этих строк тоже нет иллюзий относительно ближайшего будущего региона. Полагаю, что поток беженцев из Ирака, Сирии, Ливии и других афро-азиатских стран в Европу продолжится. Ну а в случае сдачи Дамаска боевикам ИГ или Свободной сирийской армии этот поток наверняка резко возрастет.

Но что делают сегодня США и Евросоюз для того, чтобы предотвратить столь нежелательную перспективу? Практически ничего.

Потоку беженцев в Европу сегодня противостоят, как могут, правительства Венгрии, Сербии и Хорватии. Болгария на днях объявила о закрытии своих границ для беженцев. И даже в Германии политики заговорили о необходимости ограничить количество принимаемых мигрантов. Словом, европейские страны действуют по принципу — "Спасайся, кто может!". Евросоюз же оказался не готов противостоять новой и очевидной угрозе — как и НАТО, многочисленные подразделения которого заняты сегодня чем угодно, но только не обеспечением европейской безопасности.

Болгария запретила пролет самолетов России с помощью для Сирии Ранее сообщалось, что из-за запрета два российских самолета доставят помощь для Сирии через Иран. После запрета Болгарии вопрос об использовании воздушного пространства Греции снимается.

Да простит меня читатель, но применительно к нынешней ситуации в современной Европе впору ввести неполиткорректный термин "евроидиотизм".

К сожалению, евроидиоты, которыми в последние годы заполнялись кабинеты ЕС и правительств ряда европейских стран, похоже, не способны воспользоваться даже теми активностями в направлении решения проблемы беженцев, которые им приносит на блюдечке, к примеру, Россия. Так, на прошлой неделе МИД Болгарии запретил пролет в воздушном пространстве своей страны российских самолетов с гуманитарной помощью для Сирии.

Первоочередные шаги, которые должна сделать Европа

Уверен: решение проблемы беженцев необходимо начинать с официального признания причиной потока мигрантов в Европу тех войн, которые были развязаны на Ближнем Востоке с участием Запада.

Необходимо признать, что "демократизация" Ирака, Ливии и Сирии путем военного вмешательства США и НАТО в дела этих стран не обеспечила становление в них демократий, но привела к слому традиционных государственностей, активизации националистических сил исламистского толка и эскалации террора, в том числе против христиан и Запада как такового. Это первое.

ФСБ: число беженцев растет из-за ИГ, а не из-за поддержки Асада Поток беженцев в Европу исходит не только из Сирии, а из многих стран, и он не является следствием поддержки Россией президента Сирии Башара Асада, заявил первый замдиректора ФСБ Сергей Смирнов.

Во-вторых, Евросоюзу следует согласиться с тем, что свержение Асада в Сирии не остановит бегства населения в Европу, а напротив, только усилит этот поток, поскольку падение Дамаска станет сигналом "зависшим" в Турции и Ливане миллионам беженцев к тому, чтобы забыть о возвращении домой надолго, если не навсегда.

Следствием названных признаний неизбежно станет вывод о том, что сегодня первым делом нужно остановить ИГ и уже только после этого решать проблему Асада.

В-третьих, следует остановить ИГ на конкретных рубежах в Сирии и Ираке посредством ввода в зоны соприкосновения боевиков с правительственными войсками названных стран миротворческих сил ООН при участии России и НАТО.

Параллельно нужно будет провести санацию действующих лагерей беженцев на транзитных территориях (Турция, Ливан, Иордания и др.) с их обеспечением необходимой гуманитарной помощью. После чего следует профинансировать строительство в этих странах благоустроенных поселений и городков временного содержания мигрантов.

Нужно наметить также меры помощи беженцам, которые не сводятся к выплате им социальных пособий по прибытии в страны Европы и связаны больше с заработком по результатам организации общественных работ в транзитных странах (услуги в тех же поселениях для беженцев, работа в пунктах приема мигрантов, на вокзалах и морских переправах, etc.).

Понятно, что решение практических вопросов — не та болтовня с трибун, к которой привыкли чиновники ЕС, ПАСЕ и других бюрократических институций, и для комплексного решения проблемы беженцев необходимо создать специальный координирующий орган, решения которого в части, касающейся миграционной политики, должны стать обязательными для чиновников Евросоюза.

Полагаю, что в оперативное распоряжение этого органа должны быть переданы подразделения МЧС европейских государств, а если этого окажется недостаточно для обеспечения эффективного контроля за миграционными потоками, то ещё и отдельные подразделения НАТО.

Эти и другие подобные меры очевидны, однако же ЕС, как я полагаю, вряд ли способен к адекватным действиям уже потому, что ему не позволено обсуждать и принимать решения, выходящие за рамки внутриевропейской политики.

Именно по этой причине сегодня многие европейские лидеры ждут конкретных действий от России, а не от еврочиновников. Таков, по сути, момент истины, подтверждающий, что Евросоюз — антиевропейская структура, созданная и существующая для того, чтобы управлять и повелевать Европой в интересах Госдепа и ТНК. Это момент истины и для НАТО — военного альянса, который в столь сложный момент для европейской истории считает своей приоритетной задачей противодействие России и помощь киевскому режиму, а не борьбу с террористами. Ну а, например, немецкие политики гордятся тем, что истребители Германии патрулируют воздушное пространство не над Сирией, а над Прибалтикой.

Уровень евроидиотизма постепенно приближается к точке кипения, угрожая превратить в пар не только единство Европы, но и всю архитектуру послевоенного мироустройства.