Туристические организации стран снг и ближнего зарубежья. Совет по туризму стран снг. Что будем делать с полученным материалом

Развитие туризма в странах Содружества Независимых Государств за прошедший период проходило в условиях реформирования хозяйственного комплекса и выявило ряд общих негативных тенденций:

Свертывание национальных туристических программ;
- вывоз валютных средств из государств СНГ;
- слабое развитие внутреннего туризма;
- отсутствие целенаправленной государственной политики по продвижению национального турпродукта;
- крайне низкое инвестирование в сферу туризма.

Усилия по развитию туристических связей стран Содружества были направлены на поиск новых подходов в интеграционной политике. Основой этого процесса явилось определение задач по формированию единого туристического пространства с учетом исторически сложившейся структуры туризма, туристической политики государств и общей методологии развития туризма. Для решения этих проблем и координации туристической деятельности в рамках Содружества Решением Совета глав правительств СНГ от 9 сентября 1994 года был образован Совет по туризму государств-участников . В состав совета вошли 11 государств СНГ: Азербайджан, Кыргызстан, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина. За прошедшее время проведено более 15 заседаний Совета, на которых рассмотрен широкий круг вопросов, касающихся взаимодействия государств в сфере туризма.

Советом разработаны и рекомендованы органам управления туризмом государств-участников Соглашения основные принципы сотрудничества, обеспечивающие единство методологии и сближения систем статистической отчетности, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для нужд туризма, сближения законодательно-правовой базы. Осуществляются мероприятия по разработке и внедрению межгосударственных стандартов и систем сертификации в области туризма государств-участников СНГ.

Совет по туризму концентрирует усилия на решении следующих ключевых вопросов, от которых во многом зависит развитие туризма в государствах Содружества:

Восстановление управляемости туристическим комплексом государств СНГ, разработка и внедрение адаптированной к международным стандартам нормативно-правовой базы, обеспечивающей безопасность и повышение качества обслуживания в туризме;
- формирование здоровой конкурентной среды на рынке туристических услуг, преодоление его раздробленности, привлечение иностранного капитала, формирование государственного сектора туризма;
- реформирование туристического комплекса в целях обеспечения его выхода на международные рынки, создание конкурентоспособного туристического продукта, развитие въездного туризма, упрощение формальностей, связанных с пограничными и таможенными процедурами;
- активизация сотрудничества со .

В декабре 1993 г. в Ашхабаде (Туркменистан) главами правительств стран СНГ было подписано Межправительственное соглашение о сотрудничестве в области туризма , направленное на расширение и совершенствование отношений стран СНГ в области международного туризма.

В рамках Содружества предпринимаются шаги по упрощению пограничных формальностей, что в значительной степени активизирует туристический обмен между странами. 30 ноября 2000 г. между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Республикой Таджикистан и Российской Федерацией было заключено Соглашение «О взаимных безвизовых поездках граждан».

Постоянной комиссией по социальным и гуманитарным вопросам Межпарламентской Ассамблеи СНГ принят Закон «О социальном туризме», рекомендованный парламентам государств-участников для использования в национальных законодательствах.

Также оказывает широкую методическую помощь странам СНГ (Украины, Молдовы, Узбекистана и др.) при разработке туристического законодательства. Секретариат и эксперты ЮНВТО консультируют национальные туристические администрации этих государств по широкому диапазону вопросов развития туризма, организуют обучающие семинары, профессиональную подготовку кадров, обеспечивают доступ к информационной и статистической базе данных ЮНВТО.

К сожалению, в последние годы в сотрудничестве стран СНГ в сфере туризма наблюдается значительное снижение активности. Об этом свидетельствует тот факт, что за период с 2002 по 2006 г. не было ни одного заседания Межгосударственного совета стран СНГ по туризму. Решения, принимаемые данным органом, носят в большей степени рекомендательный характер. Необходимы не только конкретные меры по выполнению решений Совета, но и четкий механизм их реализации и контроля.

Все еще не сформирована единая информационная сеть туризма государств - участников Соглашения, не восстановлены ранее имевшиеся и не открыты новые туристические маршруты, недостаточно целенаправленно ведется работа по упрощению пограничных, таможенных формальностей, обеспечению личной безопасности туристов, разработке межгосударственных программ и проектов по освоению туристических регионов.

Принимая во внимание существование ряда принципиальных вопросов, которые снижают возможности сотрудничества стран СНГ в сфере туризма, целесообразным было бы расширение туристического взаимодействия по следующим стратегически важным направлениям:

Совместное формирование со странами ЦВЕ межрегионального туристического рынка, упрощение туристических формальностей (в том числе пограничных, таможенных и др.);
- расширение совместных рекламно-информационных и научно-практических мероприятий: конференций, семинаров, симпозиумов, ярмарок, выставок;
- создание интегрированного конкурентоспособного туристического продукта и его совместное продвижение на международном рынке (например, участие единым стендом Беларуси, России, Украины на международных туристических выставках, что усилит внимание к региону как потенциальных туристов, так и бизнес-партнеров);
- развитие транспортных и информационных коммуникаций, распространение современных технологий в организации транзитного туризма;
- формирование единой базы данных о туристических возможностях стран СНГ и ее последующее использование для создания Единой туристическо-информационной сети (ЕТИС);
- осуществление мер по обеспечению безопасности туристов, создание унифицированной системы их страхования;
- введение единых стандартов туристического обслуживания, согласование методик сбора и обработки статистических данных стран СНГ в области туризма в соответствии с рекомендациями ЮНВТО;
- осуществление комплекса мероприятий по приоритетному развитию социально направленных видов туризма: молодежного, экскурсионно-познавательного,

В работе Совета от Российской Федерации участвовали: Заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Натэла Шенгелия, начальник Управления международного сотрудничества Федерального агентства по туризму Эржена Минтасова, начальник Правового Управления Федерального агентства по туризму Евгений Писаревский, заместитель начальника Управления международного сотрудничества Федерального агентства по туризму Александр Радьков, ректор Российского Государственного университета туризма и сервиса Александр Федулин.
От Исполнительного Комитета СНГ в работе заседания участвовал Заместитель председателя Наурыз Айдаров. От Содружества Независимых Государств в работе Совета СНГ по туризму приняли участие: заместитель министра торговли и экономического развития Республики Армения Ара Петросян, заместитель министра культуры и туризма Азербайджана Теймур Мехтиев, министр спорта и туризма Беларуси Александр Григоров, председатель Государственного департамента по туризму и курортам Республики Грузия Отар Бубашвили, вице-министр туризма и спорта Республики Казахстан Кайрбек Ускенбаев, директор Государственного агентства по туризму при Правительстве Республики Кыргызстан Турусбек Мамашов, заместитель начальника Управления Министерства культуры и туризма Молдовы Лидия Лисак, заместитель Председателя Государственной службы туризма и курортов Министерства культуры и туризма Республики Украина Сергей Семкин.
Открыл заседание Сергей Нарышкин: «Потенциал для сотрудничества в сфере туризма для стран содружества СНГ далеко не исчерпан. Для России прошлый год в развитии туризма стал переломным с точки зрения нормативно-правового обеспечения развития отрасли. Были приняты существенные поправки в российское законодательство, направленные на активное внедрение рыночных инструментов регулирования отрасли. Если точнее, был внедрен механизм финансовой ответственности туроператоров вместо такого административного регулирования как лицензирование. По результатам года мы видим, что отрасль стала работать более устойчиво, и, самое главное, туристы стали чувствовать себя более защищенными по отношению к существующим рискам. Этот опыт может оказаться полезным для стран СНГ. Надо больше использовать туристский потенциал стран Содружества. Для этого необходимо совместно продвигать турпродукт, посредством взаимного участия в выставках. Работой в этом направлении нужно заниматься системно. Такие встречи как сегодня способствуют выработке комплексных решений и сближению позиций по ключевым вопросам».
В ходе заседания участники обсудили ряд вопросов: изменения в законодательстве Российской Федерации о туристской деятельности, развитие делового туризма на пространстве стран СНГ и вопросы подготовки кадров для индустрии туризма.
После заседания Совета Владимир Стржалковский и Франческо Франжиалли провели пресс-брифинг.

Владимир Стржалковский резюмировал итоги Совета: «На заседании мы рассмотрели изменения в российском туристическом законодательстве, и этот опыт, несомненно, может стать полезным для стран СНГ. Обсудили возможные перспективы развития делового туризма. Вопросу подготовки кадров для туристической сферы уделили особое внимание, так как эта тема актуальна не только для России, но и для большинства стран СНГ. Вузов, выпускающих специалистов в туристической отрасли довольно много, но качество подготовки выпускников оставляет желать лучшего. Преподаватели хорошо знают свои дисциплины, но, к сожалению, зачастую слабо представляют себе быстро меняющуюся практическую составляющую туриндустрии. К сожалению, качество подготовки специалистов в сфере туризма в России и странах СНГ пока не отвечают требованиям отрасли. Специализированные ВУЗы выпускают много кадров с высшим образованием, а вот специалистов среднего звена в два раза меньше, чем требует рынок».
В свою очередь, отвечая на вопросы журналистов, господин Франжиалли отметил, что теперь все страны СНГ входят в состав ЮНВТО. В настоящее время организация насчитывает 153 члена, и процесс вступления новых членов продолжается. Уже в ближайшее время ее ряды пополнят Новая Зеландия и Норвегия.
Руководитель Ростуризма подчеркнул важный момент: «Россия вернулась в состав Исполнительного Комитета ЮНВТО. Следующие четыре года наша страна будет принимать участие в решении важнейших вопросов, связанных с развитием мировой туристской индустрии. Ростуризм постоянно сотрудничает с этой авторитетной организацией. По уже сложившейся в предыдущие годы традиции Ростуризм и ЮНВТО проводят совместный обучающий семинар в рамках выставки «Интурмаркет», посвященный наиболее актуальным вопросам развития туристской отрасли. Мы намерены и дальше развивать наше сотрудничество». Франческо Франжиалли рассказал о том, что происходило на мировом туристском рынке в 2007 году. Он отметил, что в прошлом году ситуация была очень хорошей и туризм сумел ответить на все вызовы достаточно устойчивым ростом. Общее количество мировых туристских прибытий составило около 900 млн., это 6,2 % роста. На Европейский регион из этих 900 млн. прибытий пришлось 480 млн., включая страны СНГ, а страны Центральной и Восточной Европы - 93 млн.
В ответ на вопрос о том, когда мы увидим Россию в десятке популярных российских дестинаций г-н Франжиалли сказал: «Еще вчера, на вопрос когда Россия войдет в десятку самых популярных в туристическом плане государств, я бы ответил по другому, но сегодня, посетив выставку ""Интурмаркет"" и увидев интереснейшие регионы и новые турпродукты, их мотивацию, энергию и вовлеченность в развитие туризма, я более оптимистично говорю: Да, Россия войдет в десятку!»
«10 лет назад Китай тоже не входил в число самых популярных туристических стран, а сегодня он находится в конкурентной борьбе за третье место с США. Впервые в этом году на российской международной выставке ""Интурмаркет-2008"" ЮНВТО представлена отдельным стендом, что говорит о высокой значимости и степени доверия, которую испытывает наша организация к России». – в заключение подчеркнул Генеральный секретарь Всемирной туристской организации.
Справка: Межгосударственный совет по туризму стран СНГ создан 23 декабря 1993 года на основании Соглашения, подписанного в г. Ашгабад Главами Правительств стран-участниц Содружества Независимых Государств. выполняет координирующую роль в развитии сотрудничества в области туризма на пространстве СНГ.
В Совет по туризму государств-участников Соглашения о сотрудничестве в области туризма входят 12 государств: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина.
По приглашению Совета в его заседаниях могут участвовать представители заинтересованных министерств, ведомств и других органов управления и хозяйственной деятельности государств-участников Соглашения о сотрудничестве в области туризма или их уполномоченные представители. Представители государств, не являющихся участниками Соглашения, могут принимать участие в работе Совета в качестве наблюдателей с согласия членов Совета.

о Стратегии развития сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в области туризма
на период до 2020 года

Совет глав правительств Содружества Независимых Государств

решил:

1. Утвердить Стратегию развития сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в области туризма на период до 2020 года (прилагается).

2. Совету по туризму государств - участников Содружества Независимых Государств разработать и внести на рассмотрение Совета глав правительств Содружества Независимых Государств проект Плана мероприятий по реализации Стратегии развития сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в области туризма на период до 2020 года.

От Азербайджанской Республики

От Российской Федерации

--------

Д.Медведев

От Республики Армения

От Республики Таджикистан

Т.Саркисян

А.Акилов

От Республики Беларусь

От Туркменистана

М.Мясникович

-------

От Республики Казахстан

От Республики Узбекистан

Заместитель Премьер-министра

С.Ахметов

А.Икрамов

с оговоркой

От Кыргызской Республики

От Украины

Ж.Сатыбалдиев

Н.Азаров

От Республики Молдова

Ю.Лянкэ

с оговоркой


УТВЕРЖДЕНА

Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств о Стратегии развития сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в области туризма на период
до 2020 года

СТРАТЕГИЯ
развития сотрудничества государств - участников
Содружества Независимых Государств в области туризма
на период до 2020 года

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Стратегия развития сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в области туризма на период до 2020 года (далее - Стратегия) представляет собой совокупность согласованных взглядов государств - участников СНГ, отражающих их общее видение путей развития туристской отрасли как одной из наиболее динамично развивающихся сфер. Туризм является мощным фактором активизации международного сотрудничества, укрепления дружбы и взаимопонимания, культурного взаимообогащения народов СНГ. По мере того, как экономические выгоды, получаемые от туризма в мире, становятся все более очевидными, возрастает необходимость формирования общего туристского пространства Содружества на основе имеющихся культурно-исторических и экономических связей государств - участников СНГ.

Настоящая Стратегия подготовлена с учетом Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и Плана основных мероприятий по ее реализации, принятых Решением Совета глав государств СНГ от 5 октября 2007 года, Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года, утвержденной Решением Совета глав правительств СНГ от 14 ноября 2008 года, Плана мероприятий по реализации второго этапа (2012-2015 годы) Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года, утвержденного Решением Совета глав правительств СНГ от 18 октября 2011 года, рекомендательного законодательного акта «Об основных принципах сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма», принятого Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - МПА СНГ) от 29 октября 1994 года, модельных законов «О детском и юношеском туризме» и «О туристской деятельности», принятых соответственно Постановлением МПА СНГ от 4 декабря 2004 года и Постановлением МПА СНГ от 16 ноября 2006 года.

В настоящей Стратегии учтены основные положения Манильской декларации по мировому туризму, Гаагской декларации по туризму, Осакской декларации по туризму и Ереванской декларации по туризму, законодательных актов государств - участников СНГ в области туризма, других международных документов.

В Стратегии закрепляются цель, задачи, принципы, основные направления и механизмы развития сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма и формирования общего туристского пространства Содружества.

2. СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА
В ГОСУДАРСТВАХ - УЧАСТНИКАХ СНГ

В настоящее время туризм является самым динамично развивающимся сектором мировой экономики, его значение и вклад в мировую экономику постоянно растет. По оценкам Всемирной туристской организации (ЮНВТО) и Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), на долю туризма приходится 9 % мирового ВВП (с учетом мультипликативного эффекта), 30 % мирового экспорта услуг, 5-6 % всего мирового экспорта, примерно 5 % мировых капиталовложений, он обеспечивает 3,3 % занятости в мире, а с учетом сопряженных отраслей - 8,7 % (почти 255 млн рабочих мест) .

Рост международного туризма - это серьезный фактор развития экономик большинства стран. Этот факт признается всеми государствами - участниками СНГ, свидетельством чего является активная нормотворческая деятельность в области регулирования туризма как на национальном уровне, так и на уровне Содружества.

В государствах - участниках СНГ созданы и действуют отдельные министерства и ведомства, отвечающие за туристскую деятельность в стране; во всех государствах приняты соответствующие законы, разработаны или находятся в стадии разработки концепции и стратегии развития туризма, имеющие целью продвижение туристских продуктов на национальные и международные рынки. Законы о туризме (туристской деятельности) в государствах - участниках СНГ имеют схожую структуру, как правило, комплексный (межотраслевой) характер, однако в самих законах содержатся различные определения, трактовки и положения, требующие гармонизации.

Помимо национальных нормативных правовых актов государствами - участниками СНГ принят ряд межгосударственных документов, нацеленных на развитие туризма на пространстве Содружества, в том числе Соглашение о сотрудничестве в области туризма от 23 декабря 1993 года, Соглашение о Совете по туризму государств - участников Содружества Независимых Государств от 30 мая 2012 года.

Итогом взаимодействия государств - участников СНГ в области туризма является повышение заинтересованности в развитии многостороннего сотрудничества, расширение возможностей и условий для создания новых туристических продуктов и их продвижение на рынке туристических услуг в соответствии с экономическими и социальными интересами государств.

Для большинства государств - участников СНГ туризм уже сегодня играет весьма заметную роль в экономике. И несмотря на то, что доля туризма в ВВП даже в наиболее успешных с точки зрения развития туризма странах на пространстве СНГ пока еще уступает показателям развитых туристских дестинаций, туризм способствует расширению экспорта и привлечению валютных поступлений в платежную систему.

В то же время для всех государств - участников СНГ характерны относительно низкие показатели вклада туризма в ВВП страны и разная степень выполнения экспортной функции туризма для нормализации платежного баланса.

Отмечаются низкие показатели въезда и выезда граждан в пределах государств - участников СНГ в целях туризма.

Создание новых рабочих мест за счет развития туризма значительно отстает от аналогов за рубежом.

В настоящее время в государствах - участниках СНГ наблюдаются расхождения в методологии сбора и обобщения статистических данных о развитии туризма. Сбор статистической информации о международном туризме осуществляется в соответствии с национальными законами о туризме, о государственной статистике и другими законодательными актами государств - участников СНГ. Однако в целом организация статистического учета в области туризма требует серьезного пересмотра и совершенствования, поскольку имеющиеся в распоряжении статистические данные не отличаются систематичностью, нередко носят необъективный и фрагментарный характер, а их обобщение производится в целях решения задач, не позволяющих проанализировать экономические, организационные и территориальные особенности развития туризма. Активную работу по совершенствованию методического аппарата комплексной статистической оценки туристской деятельности и ее вклада в экономику государств - участников СНГ, в том числе работу по использованию сателлитных счетов в туризме, проводит Межгосударственный статистический комитет СНГ.

Обеспечение безопасности в туризме является одним из ключевых факторов его развития в государствах - участниках СНГ. Поскольку отличительной чертой туристской деятельности на пространстве Содружества является наличие в большинстве случаев неорганизованных видов туризма, признание обеспечения безопасности туристов - приоритетное направление работы в области туризма. На уровне обеспечения экономической безопасности туристских предприятий ситуация в государствах - участниках СНГ складывается в зависимости от степени социально-экономических условий, благоприятствующих или нет развитию малого и среднего бизнеса в стране, а также от уровня развития государственных институтов потребительского надзора и контроля качества. В основном проблемы развития малого бизнеса в подавляющем большинстве государств - участников СНГ схожи.

В целом в государствах - участниках СНГ вопросы безопасности в области туризма затрагиваются мало либо вынесены на уровень национальной безопасности в рамках общих вопросов. В частности, в модельном законе «О туристской деятельности» (2006 г.) дано понятие «безопасность туризма». Специальные меры, призванные обеспечивать безопасность туристов и туристских объектов, прописаны в законодательстве Беларуси и Украины.

Неравномерно происходит на пространстве СНГ развитие гостиничной инфраструктуры. Значимость развития туризма и гостиничного строительства для государств - участников Содружества неравноценна. Развитие международного операторского бизнеса в области гостиничного хозяйства также пока не получило должного значения. В то же время на территориях государств - участников СНГ происходит развитие собственных операторских цепей, что является важным обстоятельством для построения национального операторского бизнеса и уменьшения в будущем оттока капитала.

Все системы сертификации, используемые на пространстве Содружества, носят добровольный характер и в будущем, скорее всего, будут развиваться с унифицированными тенденциями в области классификации.

Возможности электронных и печатных СМИ для продвижения турпродуктов на национальные и международные рынки широко используются во всех государствах - участниках СНГ. В процессе формирования единого информационного пространства СНГ сегодня происходит демонстрация туристских возможностей государств - участников СНГ потенциальным туристам из государств, входящих в СНГ, а также другим иностранным государствам; формирование имиджа государств - участников СНГ как открытых гостеприимных направлений, налаживание коммуникации между профессионалами туристской сферы пространства СНГ и мирового туристского рынка.

Существенное место в продвижении туристских возможностей территорий на национальные и зарубежные туристские рынки занимает на пространстве Содружества выставочно-конгрессная деятельность. Однако ее потенциал используется не в полной мере.

Анализ показывает, что в государствах - участниках СНГ в системах подготовки кадров для индустрии туризма отсутствует должный уровень унификации, нет достаточной скоординированности действий учреждений образования и соответствующих сегментов рынка труда; требуется повышение уровня практико-ориентированности образовательного процесса, дифференциация подготовки кадров с учетом уровней квалификации специалистов, востребованных рынком труда, а также формирование образовательных стандартов на базе профессиональных стандартов, являющихся неотъемлемым элементом национальных рамок квалификации.

Таким образом, эффективность сотрудничества в области туризма государств - участников СНГ сдерживается недостаточным уровнем гармонизации национального и межгосударственного законодательства, проблемами в области статистического учета и использования сателлитных счетов в туризме, различными подходами к обеспечению безопасности и качеству услуг в туризме, неразвитостью гостиничной инфраструктуры и отсутствием единообразия используемых систем классификации гостиниц и иных средств размещения на пространстве СНГ, а также недостаточным использованием практико-ориентированных форм подготовки специалистов для индустрии гостеприимства и различиями в стандартах подготовки специалистов для этой сферы экономики.

Осуществляя стратегическую цель развития сотрудничества в области туризма на период до 2020 года, государства - участники СНГ решают общие задачи применительно к национальным условиям и особенностям.

Повышение уровня сотрудничества в разработке и реализации совместных проектов и программ в области туризма, сближение национального законодательства, согласованное участие в международном информационном обмене, формирование системы безопасности в туризме, создание унифицированной системы подготовки кадров позволят государствам - участникам СНГ наиболее эффективно использовать возможности общего пространства для повышения конкурентоспособности туристских услуг и продвижения туристских продуктов.

3. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА
В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА

Целью развития сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма и формирования общего туристского пространства является обеспечение эффективного взаимодействия в области туризма на основе имеющихся культурно-исторических и экономических связей государств - участников СНГ для повышения интенсивности туристских потоков и роста доходов, получаемых от этой сферы всеми государствами-участниками, и в конечном счете роста уровня и качества жизни граждан, а также сохранения универсальных ценностей и культурного многообразия на пространстве СНГ.

Основными задачами, стоящими перед государствами - участниками СНГ в развитии сотрудничества в области туризма и формировании общего туристского пространства, являются:

гармонизация действующих законодательных норм с учетом общих подходов к развитию туризма на территориях государств - участников СНГ в контексте положений международных документов; развитие нормативных положений с учетом меняющихся условий и принципов организации туристской деятельности на пространстве СНГ;

гармонизация статистического учета, использование согласованных методических подходов к сбору и систематизации статистических данных, использование международных принципов статистического учета в туризме, периодическое издание сравнительных анализов сферы туризма для государств - участников СНГ;

развитие сотрудничества в вопросах защиты прав и интересов туристов путем координации деятельности государств - участников СНГ по обеспечению безопасности туристов;

гармонизация подходов к внедрению согласованной системы стандартов качества предоставления туристических услуг;

расширение возможностей по использованию электронных и печатных СМИ и потенциала услуг выставочного бизнеса для продвижения турпродуктов на внутреннем и международном рынках;

выработка единых подходов к подготовке кадров для сферы туризма в государствах - участниках СНГ и формирование предложений по ее развитию с акцентом на практико-ориентированные формы подготовки.

Основными принципами сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма и формировании общего туристского пространства являются:

обеспечение межкультурного диалога, гуманизма и толерантности, укрепление взаимопонимания и взаимного уважения к культурному и религиозному разнообразию посредством туризма, осознание значимости универсальных ценностей и межкультурного разнообразия;

проведение согласованной информационно-статистической, научно-технической, организационно-правовой, экономической и социально-культурной политики в области туризма;

стремление к достижению максимальной эффективности в совместном решении проблем развития сотрудничества в области туризма;

использование преимуществ и факторов интеграционных процессов, в том числе посредством укрепления прямых экономических, социальных, культурных связей в создании индустрии гостеприимства;

использование механизмов государственно-частного партнерства для реализации проектов и программ в области туризма, особенно в части создания гостиничной, транспортной, образовательной и иной инфраструктуры индустрии гостеприимства.

Государства - участники СНГ стремятся к интенсификации туристских потоков прежде всего на внутреннем (страны СНГ) и международном рынках, увеличению совместных проектов и программ в области туризма, которые призваны служить обеспечению их национальных интересов и развитию межгосударственного сотрудничества.

Сотрудничество государств - участников СНГ в области туризма является равноправным и взаимовыгодным партнерством с учетом национальных интересов всех стран.

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА
ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ
В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА

Основными направлениями развития сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма являются:

совершенствование нормативной правовой базы;

совершенствование статистического учета;

развитие системы безопасности в области туризма;

гармонизация стандартов качества предоставления туристских услуг;

развитие мест размещения и соответствующей инфраструктуры;

развитие системы продвижения туристских продуктов на пространстве государств - участников СНГ и международном рынке с использованием современных технологий;

совершенствование системы подготовки профессиональных кадров для сферы туризма в государствах - участниках СНГ.

4.1. Совершенствование нормативной правовой базы
государств - участников СНГ в области туризма

Для совершенствования законодательства необходим мониторинг состояния правового регулирования в области туризма в государствах - участниках СНГ.

Актуальным является гармонизация нормативного правового обеспечения безопасности в туризме, качества туристских услуг, стандартизации в туризме, в том числе в области формирования единства классификационных характеристик мест размещения, гармонизации систем профессионального образования и повышения квалификации, рассмотрение комплекса вопросов, связанных с безвизовым проездом и пребыванием граждан государств - участников Содружества на территориях государств - участников СНГ.

В целях дальнейшего сближения национального законодательства государств - участников СНГ в области регулирования туризма рекомендуется, при необходимости, рассмотреть вопрос о внесении соответствующих дополнений и изменений в национальные нормативные правовые акты в области туризма с учетом действующих международных норм.

Совершенствование законодательства должно проводиться на постоянной основе с учетом текущей оценки состояния правового регулирования в области туризма в государствах - участниках СНГ, а также мониторинга смежного законодательства, влияющего на состояние туристской индустрии.

Важным является системное взаимодействие и обмен информацией о развитии законодательства в области туризма в государствах - участниках СНГ.

Развитие законодательства в области туризма должно быть направлено на формирование условий для свободного перемещения граждан в рамках общего туристского пространства, созданного на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств, в том числе разработку необходимых международных договоров.

Целесообразно организовать разработку и последующее использование общепризнанной терминологии в нормативных правовых документах государств - участников СНГ в области туризма.

4.2. Совершенствование статистического учета
в области туризма государств - участников СНГ

В рамках данного направления предусматривается гармонизация подходов к сбору и систематизации статистической информации о развитии индустрии гостеприимства на пространстве стран Содружества. В контексте совершенствования статистического учета в области туризма следует, прежде всего, сосредоточить усилия на следующих направлениях.

Приведение в соответствие индикаторов, по которым собираются данные о туристских потоках, тем определениям туристской деятельности и отдельно туриста, посещающего дестинацию с различными целями, которые даны в рамках документов Всемирной туристской организации.

Дальнейшая гармонизация национальных систем сбора информации о туризме.

Определение и учет на национальном уровне всего спектра основных туристских услуг в государствах - участниках СНГ, а также формирование предложений по расчету экономических показателей вклада туристской сферы и смежных отраслей в экономики государств - участников Содружества.

Интенсификация работы по созданию институциональной среды развития статистики туризма посредством разработки и совершенствования методологии сбора данных о туризме с учетом мирового опыта в данной области. Совершенствование и применение разработанных методических подходов к определению объемов туристских потоков, включающих группировку различных категорий туристов государствами - участниками СНГ. Особое внимание целесообразно уделить организации сбора информации о внутреннем туризме в государствах - участниках Содружества, а также активизации внедрения сателлитных счетов в туризме для расширения и объективизации получаемой информации.

Обеспечение доступа к актуальной статистической информации о развитии сферы туризма на пространстве Содружества всех участников туристской деятельности (производителей туристских услуг), туристов, органов государственного управления, исследователей и всех других заинтересованных сторон.

4.3. Развитие системы безопасности в области туризма на пространстве Содружества Независимых Государств

Сотрудничество государств - участников СНГ в данной области заключается в содействии обеспечению безопасности туристов и экономической безопасности туристских предприятий.

Основными направлениями сотрудничества в этой области являются следующие.

Развитие нормативной правовой базы, защищающей интересы граждан государств - участников СНГ, прибывающих на территорию данной страны с туристическими целями.

Повышение квалификации сотрудников правоохранительных органов, обеспечивающих безопасность туристов.

Повышение уровня и качества обслуживания туристов (доступность медицинских служб, возможность круглосуточного доступа к приобретению средств первой необходимости, наличие информационных и справочных служб).

Совершенствование административных регламентов по предоставлению государственной услуги по информированию туроператоров, турагентств и туристов об угрозах безопасности туристов в стране пребывания.

Совершенствование работы спасательных служб, в том числе создание специальных служб безопасности в местах пребывания туристов, в которых существует угроза для их безопасности, обеспечение их современными средствами для оперативного поиска и спасения туристов в экстремальных ситуациях.

Развитие систем связи и информационного обмена между всеми ведомствами и предприятиями туристской инфраструктуры.

Организация деятельности по обеспечению экономической безопасности туристских предприятий.

Гармонизация основополагающих подходов к обеспечению безопасности туристской деятельности на территориях государств - участников СНГ, определенных нормами и правилами, предписанными соответствующими национальными законодательными актами.

Совершенствование действующей системы страхования в области туризма.

Особое внимание необходимо уделить системе обеспечения безопасности туристских дестинаций, что подразумевает защиту и охрану принимающих территорий, а также объектов туристских посещений и окружающей среды от негативного влияния и последствий туристской деятельности, а также обеспечение социальных гарантий для местного населения, препятствующих ухудшению существующего уровня и качества жизни.

Целесообразным является создание единой системы мониторинга обеспечения безопасности туристской деятельности на территориях государств - участников СНГ.

Также важна разработка и эффективное использование критериев обеспечения экономической безопасности предприятий туриндустрии. Критерии экономической безопасности туристских предприятий целесообразно разделить на три группы: критерии финансовой устойчивости; критерии эффективности системы контроля и надзора со стороны органов власти; критерии социальной ответственности. Требуется организация работы по формированию согласованных критериев оценки обеспечения экономической безопасности туриндустрии.

Целесообразна разработка положений о безопасности в области туризма, а также создание информационной карты безопасности туристской деятельности на территориях государств - участников СНГ с указанием уровней безопасности для туристов и организаций - производителей туристских услуг.

Актуальной является разработка Программы сотрудничества государств - участников СНГ в обеспечении безопасности туристской деятельности, которая обусловлена необходимостью адекватного реагирования государств - участников Содружества Независимых Государств на происходящие изменения в области туризма. Основной целью Программы должно стать дальнейшее сотрудничество государств - участников СНГ, направленное на совершенствование системы безопасности туристской деятельности.

Важно активизировать разработку рекомендаций по внедрению дополнительных критериев стандартов качества предоставления туристских услуг, касающихся безопасности туризма.

4.4. Гармонизация стандартов качества предоставления
туристских услуг в государствах - участниках СНГ

В целях повышения качества туристских услуг предлагается совершенствовать национальные законодательные акты в области туризма и туристической деятельности, защиты прав потребителей, разработать Правила оказания услуг на национальном уровне. Меры по совершенствованию национального законодательства в части повышения качества туристских услуг могут включать следующее.

Проработка правовых, социально-экономических и гуманитарных аспектов сотрудничества, обеспечивающих равные возможности граждан государств - участников СНГ на приобретение туристских услуг в соответствии со своими интересами, индивидуальными потребностями и социальными правами.

Содействие гармонизации законодательства государств - участников СНГ в области туризма.

Усиление правовой ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность в области туризма.

Усиление правовой ответственности лиц и организаций, оказывающих услуги в области безопасности туризма.

Разработка межгосударственных стандартов, действие которых будет распространяться на туристские услуги с учетом современных тенденций принятия международных стандартов.

Определение единых требований к системе подтверждения соответствия оказываемых туристских услуг международным стандартам в области туризма, в том числе в части требований к субъектам туристического бизнеса.

Определение требований по сертификации туристских услуг.

Разработка единых для всех государств - участников СНГ программ обучения экспертов-аудиторов для проведения сертификационных аудитов компаний, действующих в туристской сфере.

Создание единой информационной базы данных, содержащей действующие нормативные правовые акты и стандарты, доступ к которой должен быть открытым для всех заинтересованных сторон.

4.5. Развитие мест размещения и соответствующей инфраструктуры
на пространстве
Содружества Независимых Государств

В рамках данного направления предусматривается сотрудничество в области гармонизации национальных систем классификации мест размещения и определение основных направлений развития гостиничной инфраструктуры с учетом спроса и предложения на этом рынке в государствах - участниках СНГ.

Для этого требуется следующее.

Усиление государственной поддержки развития отрасли на национальном уровне.

Модернизация санаторно-курортной базы и сопутствующей инфраструктуры туристских дестинаций СНГ.

Модернизация транспортной инфраструктуры, стимулирование интеграции национальных перевозчиков и перевозчиков государств - участников Содружества.

Создание сети мотелей и кемпингов различного уровня; проведение модернизации выставочных и конгресс-комплексов.

Гармонизация законодательства в области регулирования объектов туристической индустрии государств - участников СНГ в целях интеграции в мировое туристское пространство.

4.6. Совершенствование системы продвижения туристских
продуктов на международном рынке с использованием современных интернет-технологий

Приоритетной задачей является создание общего туристского пространства СНГ в электронных и печатных СМИ. Основными направлениями реализации этой задачи являются следующие.

Создание общего интернет-ресурса с описанием туристских продуктов всех государств - участников СНГ. На общем интернет-ресурсе в разделах отдельных стран важно создать страницы национальных органов управления туризмом.

Разработка и создание механизма эффективного взаимодействия и обмена опытом в области организации национальных экспозиций государств - участников СНГ и их презентаций на международных конгрессно-выставочных мероприятиях.

Создание национальных туристских и конвеншн-бюро каждой из стран, основной целью которых должна стать координация усилий участников рынка туризма на национальном уровне и пространстве СНГ для обеспечения эффективного взаимодействия государств - участников СНГ в области продвижения туристского потенциала на выставочно-конгрессных мероприятиях.

Активизация разработки и использования национальных туристских брендов государств - участников СНГ.

4.7. Развитие систем подготовки профессиональных кадров
для сферы туризма в государствах - участниках СНГ

Развитие систем подготовки профессиональных кадров для сферы туризма в государствах - участниках СНГ предполагает создание условий для формирования специалистов, способных работать на туристском рынке в любой из стран СНГ. Для этого необходимо реализовать ряд мероприятий по гармонизации систем подготовки специалистов как в разрезе отдельных стран СНГ, так и в части соответствия подготовки кадров запросам национальных рынков труда и общего туристского рынка труда Содружества. Это позволит обеспечить ряд конкурентных преимуществ перед другими мировыми туристскими рынками.

В этой связи актуальным является следующее.

Проработка вопроса о создании единых государственных образовательных стандартов по туристским специальностям и направлениям подготовки среднего и высшего профессионального образования, разработанных на основе профессиональных стандартов различных квалификационных категорий, и их совершенствовании. Образовательные программы государств - участников СНГ предпочтительно согласовывать между собой с учетом национальных особенностей.

Рассмотрение возможности создания Ассоциации образовательных учреждений государств - участников СНГ среднего и высшего профессионального образования, ведущих подготовку специалистов для индустрии туризма, в целях объединения усилий и обмена опытом в совершенствовании и развитии туристского образования на пространстве СНГ.

Расширение спектра подготовки специалистов в Сетевом университете СНГ по программам подготовки кадров для туристской сферы.

Развитие дистанционного обучения специалистов в области туризма.

5. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА

5.1. Организационные и правовые механизмы

Сотрудничество государств - участников СНГ в области туризма осуществляется на основе положений настоящей Стратегии путем координации соответствующей деятельности уполномоченных органов государств - участников СНГ и органов СНГ.

Для выполнения Стратегии утверждается План мероприятий по реализации Стратегии (далее - План мероприятий).

План мероприятий разрабатывается не реже одного раза в три года, согласовывается и вносится в установленном порядке на утверждение Совета глав правительств СНГ.

Реализация Стратегии и Плана мероприятий предусматривает конкретизацию направлений сотрудничества в области туризма и преемственность в использовании сложившихся отраслевых межгосударственных связей, что создаст условия для повышения результативности при решении задачи развития сотрудничества в области туризма государств - участников СНГ.

Мероприятия, планируемые и реализуемые в рамках решения каждой задачи, учитывают их взаимосвязь и базируются на принятии в установленном порядке двусторонних и многосторонних международных правовых актов, межгосударственных программ и проектов, а также рекомендаций для субъектов туристской деятельности в области туризма и потребителей туристских услуг.

Мероприятия по реализации Стратегии и Плана мероприятий осуществляются также путем сотрудничества заинтересованных государств - участников СНГ в форме взаимных консультаций, координации проводимых работ, кооперации в научных исследованиях, разработке нормативных документов, а также путем выполнения государствами самостоятельных работ согласно принятым на себя обязательствам, в том числе в рамках национальных программ развития туризма.

5.2. Финансовые механизмы

Финансирование совместных мероприятий Стратегии и Плана мероприятий осуществляется заинтересованными государствами - участниками СНГ в рамках финансовых средств, ежегодно предусматриваемых в национальных бюджетах уполномоченным министерствам и ведомствам на выполнение их функций, а также за счет внебюджетных источников.

При проведении работ по созданию общего туристского пространства СНГ целесообразно широко привлекать средства инвесторов и международных финансовых структур, особенно в целях реализации инфраструктурных проектов, а также активнее использовать потенциал такого институционального механизма, как государственно-частное партнерство.

ОГОВОРКА
Республики Молдова

Республика Молдова будет участвовать в реализации Стратегии развития сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в области туризма на период до 2020 года, только в той степени, в которой данные действия или проекты не будут противоречить международным обязательствам Республики Молдова.

Настоящее решение вступит в силу для Республики Молдова после завершения внутригосударственных процедур.

ОГОВОРКА
Республики Узбекистан

Республика Узбекистан будет принимать участие в реализации только тех направлений Стратегии, которые представляют для неё практический интерес.

WTTC Travel & Tourism Economic Impact 2012. URL: UNWTO Tourism Highlights, 2012.

  1. Развитие международного туризма в Англии

    Реферат >> Физкультура и спорт

    Англии сложились благоприятные условия для развития туризма : в стране нет районов, ... и выезд британских туристов в страны , входящие в СНГ , и в Восточную Европу... выездной международный туризм . Для развития туризма во всех странах стимулирующими факторами ...

  2. Развитие международного туризма (с точки зрения организации, на примере гостиницы из Украины)

    Курсовая работа >> Физкультура и спорт

    Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах . На долю... . К факторам , которые вызывали бурное развитие туризма в последние... Структура выездного турпотока по странами Страны СНГ 4,3 млн. чел... но основное условие – возможность...

  3. Особенности развития международного туризма в Румынии

    Курсовая работа >> Физкультура и спорт

    Климатическим условиям ; - рассмотреть туристский потенциал Румынии, выделить наиболее перспективные направления развития международного туризма в стране ; ... в путешествии и туризме как один из значительных факторов международного туризма и путешествий после...

  4. Развитие международного туризма в России (2)

    Курсовая работа >> Физкультура и спорт

    Огромном потенциале делового туризма в России и странах СНГ .14 Факторы , способствующие развитию международного туризма в России. Несмотря... , возникают новые виды туризма , разрабатываются и создаются условия устойчивого развития туризма . Туристы, в связи...

  5. Развитие международного туризма в Турецкой Республике

    Реферат >> Физкультура и спорт

    Г.), а из стран СНГ – Россия – ... развитой инфраструктурой и благоприятными природными условиями , но и продуманной политикой государства, заинтересованного в развитии туризма ... развития международного туризма вообще и в Турции, в частности, индустрия туризма ...

Страны ближнего зарубежья России образовались после распада Советского Союза в 1992 г. Всего их 14. К ним относятся те, которые были бывшими советскими социалистическими республиками. В последствии они стали Каждая из них отличается духовным, культурным, политическим направлениями. В экономическом плане они независимы от России, однако являются торговыми партнерами, наравне с европейскими странами. Стоит заметить, что до развала СССР такого термина, как "ближнее зарубежье", не существовало.

Ближнее Зарубежье: особенности понятия

Примечателен тот факт, что некоторые страны ближайшего зарубежья никаких границ с Российской Федерацией. К ним относятся 6 постсоветских Туркменистан, Таджикистан и прочие). Более того, в мире существуют страны, территориально граничащие с Россией, но не входящие в состав «ближнего зарубежья», например, Польша, Китай, Норвегия, Финляндия и др. Исходя из выше написанного, становится понятно, что дело не в географическом положении государств. Здесь главным фактором выступает политическая ситуация, ведь около 70 лет были одним целым страны ближнего зарубежья.

Список стран

Прибалтийские страны:

  • Литва - по площади самое большое государство Прибалтики (65,3 тыс. км 2). Столица - город Вильнюс. По типу правления - парламентская - около 3 млн человек.
  • Латвия располагается в северной части Европы. Имеет общие границы с государства - около 64,6 тыс. км 2 . Количество населения - чуть меньше 2 млн человек. Столица - город Рига.
  • Эстония - самое маленькое государство среди прибалтийских стран (площадь - более 45 тыс. км 2). Столица - город Таллин. Имеет границы с Россией, Латвией и Финляндией. Численность населения - около 1,3 млн человек.

Продолжение списка будет состоять из следующих государств, описание которых можно прочитать ниже в статье.

  • Азербайджан.
  • Украина.
  • Беларусь.
  • Казахстан.
  • Грузия.
  • Молдова располагается в ого-восточной части Европы. Имеет общие границы с Румынией и государства - почти 34 тыс. км 2 . На этой территории проживает около 3,5 млн человек.
  • Армения - страна Закавказья. Столица - г. Ереван. Площадь - около 30 тыс. км 2 . Длительное время находилась в военном конфликте с Азербайджаном. Численность населения - около 3 млн человек.

Страны ближайшего зарубежья (список бывших республик Средней и Центральной Азии):

  • Узбекистан граничит с пятью государствами: с Киргизией, Туркменией, Афганистаном, Таджикистаном и Казахстаном. Занимает территорию, площадь которой чуть меньше 450 тыс. км 2 . Количество жителей - почти 32 млн человек.
  • Туркменистан - страна, которая имеет выход в Каспийское море. Столица - город государства - около 490 тыс. км 2 , население более 5 млн человек.
  • Таджикистан находится в Центральной Азии. Занимает территорию в 142 тыс. км 2 . Постоянно проживает здесь более 8,5 млн человек. Столица - Душанбе.
  • Кыргызстан - страна, расположенная в Средней Азии. Имеет границы с КНР, Узбекистаном и Таджикистаном, Казахстаном. Столица - город Бишкек. Численность населения - около 6 млн человек, площадь - чуть меньше 200 тыс. км 2 .

Азербайджан

Среди стран ближнего зарубежья можно отметить Государство располагается в Восточном Закавказье и омывается водами Каспийского моря. Его территория составляет 86,6 тыс. км 2 , а население - более 9 млн человек. По этим двум параметрам Азербайджан является самым крупным Закавказским государством. Столица - город Баку.

В последние годы эта республика значительно повысила экономический уровень. Особенно это заметно, если сравнивать другие страны ближайшего зарубежья. Здесь больше всего развиты нефтяная и газовая сферы промышленности. С Российской Федерацией Азербайджан имеет не только сухопутную, но и морскую границу. В 1996 г. в соответствии с договором между этими странами был проведен маршрут Баку-Новороссийск для транспортировки нефти. А в 2006 г. в азербайджанской столице было открыто Торговое представительство России.

Беларусь

Список «Страны ближайшего зарубежья России» пополняет Республика Беларусь. Это государство располагается в Восточной Европе. Столицей является г. Минск. Территория составляет более 200 тыс. км 2 , а население - около 9,5 млн жителей. С Российской Федерацией граничит с восточной стороны. Больше всего, по экономическим показателям, Беларусь хорошо известна в машиностроении и сельском хозяйстве. А самым важным внешнеторговым партнером является Россия. Кроме того, эти две страны имеют прочные военные, политические и экономические отношения. Посольство Беларуси есть не только в Москве, но и в остальных российских городах.

Грузия

Российская Федерация имеет дипломатические отношения и с такой страной ближнего зарубежья, как Грузия. Это государство расположено на Западном Закавказье и омывается водами Черного моря. С восточной и северной частей она граничит с Россией. Территория составляет около 70 тыс. км 2 , а население - более 3,7 млн человек. Столицей является город Тбилиси. Здесь наиболее развиты пищевая, легкая и металлургическая промышленности. После развала Союза в 1992 г. Россия с Грузией подписали Сочинский договор.

Казахстан

Республика Казахстан также находится в списке «Страны ближайшего зарубежья». Состоит в тесных отношениях с Российской Федерацией. Население его составляет более 17,7 млн жителей, а территория - 2,7 млн км 2 . Столица - г. Астана. На втором месте после России по экономическим показателям среди всех постсоветских стран. С Федерацией имеет сухопутную и морскую границу по Каспийскому морю. Аналогично выше перечисленным странам, в 1992 г. был подписан договор о дипломатических отношениях между странами.

Украина

Из всех стран ближнего зарубежья ближе всего к России располагается Украина. Эти два государства имеют общие границы. Столица Украины - Киев. Территория составляет более 600 тыс. км 2 , а население - 42,5 тыс. жителей. Эта страна является индустриально-аграрной. Широко развиты тяжелая промышленность, металлообработка и машиностроение. С 2014 г. в восточной части государства проходят военные действия, которые привели не только к снижению количества населения, но и уровня экономики.

Вот и все страны ближнего зарубежья. Список стран в полном объеме с кратким описанием указан выше.