Концепция национальной безопасности российской федерации основные положения. Концепция национальной безопасности рф. II. Национальные интересы России

Почему простым обывателям так нравятся страшные фильмы? Оказывается, это возможность понарошку пережить свои страхи, стать увереннее и даже выпустить пар. И это действительно так – нужно лишь выбрать для себя захватывающий фильм ужасов, который заставит как следует попереживать за героев.

Сайлент Хилл

История развивается в городе Сайлент Хилл. Обычным людям не хотелось бы даже проезжать мимо него. Но Роуз Дасилва, мама маленькой Шерон, просто вынуждена отправиться туда. У не нет другого выхода. Она считает, что только так поможет дочери и убережет ее от психиатрической больницы. Название городка не взялось из ниоткуда – Шерон постоянно повторяла его во сне. И вроде бы излечение очень близко, но по пути в Сайлент Хилл мать и дочь попадают в странную аварию. Очнувшись, Роуз обнаруживает, что Шерон пропала. Теперь женщине нужно найти дочь в проклятом городе, полном страхов и ужасов. Трейлер к фильму доступен к просмотру.

Зеркала

Бывший детектив Бен Карсон переживает не лучшие времена. После случайного убийства коллеги его отстраняют от работы в управлении полиции Нью-Йорка. Дальше уход жены и детей, пристрастие к алкоголю, и вот уже Бен ночной сторож сгоревшего универмага, оставшийся наедине со своими проблемами. Со временем трудотерапия дает свои плоды, но все меняет один ночной обход. Зеркала начинают угрожать Бену и его семье. В их отражении возникают странные и пугающие образы. Чтобы сохранить жизнь своим близким, детективу нужно понять, чего хотят зеркала, но проблема в том, что Бен никогда не сталкивался с мистикой.

Убежище

Кара Хардинг посл смерти мужа одна воспитывает дочь. Женщина пошла по следам отца и стала известным психиатром. Она изучает людей с раздвоением личности. Среди них есть и те, кто утверждает, что этих личностей гораздо больше. По мнению Кары, это лишь прикрытие серийных убийц, поэтому все ее пациенты отправляются на смертную казнь. Но однажды отец показывает дочери случай пациента-бродяги Адама, который не поддается никаким рациональным объяснениям. Кара продолжает настаивать на своей теории и даже пытается вылечить Адама, но со временем ей открываются совершенно неожиданные факты…

Майк Энслин не верит в существование загробной жизни. Будучи писателем в жанре «ужасы», он пишет очередную книгу о сверхъестественном. Она посвящена полтергейстам, обитающим в отелях. В одном из них Майк и решает поселиться. Выбор падает на печально известный номер 1408 гостиницы «Дельфин». По мнению владельцев отеля и жителей города, в номере обитает зло, убивающее постояльцев. Но ни этот факт, ни предупреждение старшего менеджера не пугает Майка. А зря... В номере писателю придется пережить настоящий кошмар, выбраться из которого можно только одним способом…

Материал подготовлен при помощи онлайн-кинотеатра ivi.

Обязанности главы дипломатической миссии Российской Федерации в ООН Ильичев будет исполнять до назначения нового постпреда. Эксперты полагают, что вряд ли в итоге эту должность доверят именно ему. В ООН Ильичев, родившийся в 1966 году, занимал пост первого заместителя постоянного представителя. Пятого декабря 2013 году он получил ранг чрезвычайного и полномочного посланника второго класса.

Петр Ильичев, биография

Как и Чуркин, Ильичев является выпускником Московского Государственного Института Международных Отношений. Он работал в посольстве Советского Союза на Маврикии, в посольстве России в Кении и в Соединенных Штатах Америки. В Центральном аппарате МИД занимал должности в Департаменте Африки и Департаменте международных организаций, где до последней загранкомандировки был начальником отдела и затем заместителем директора. В ООН он работает с 2012 года, сначала в качестве заместителя постпреда, а затем в качестве первого заместителя. Виталий Чуркин, который с 2006 г. работал в должности постпреда РФ в ООН, скоропостижно скончался двадцатого февраля. По предварительным данным, причиной смерти стал сердечный приступ. Дипломат почувствовал себя плохо в здании миссии России в ООН, после чего его доставили в Колумбийский пресвитерианский госпиталь. Спасти его не удалось. Чуркин умер за день до своего 65-летия.

Россия всегда была и будет партнером Украины, поэтому, применяя стратагему Сунь Цзы о необходимости над познания мировоззрения своего ближайшего друга, обозначим основные положения КНБ Российской Федерации (РФ).

Концепция национальной безопасности Российской Федерации - система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации.

Национальная безопасность Российской Федерации - безопасность П многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

Структурно концепция изложена в несколько иной манере, чем концепции Монголии, Молдовы, Белоруссии, поскольку текстуально излагаются соображения относительно тех или иных важных для национальной безопасности вопросов, которые напоминают больше действительно концепцию, то есть систему взглядов, чем закон, в котором четко и догматически сформулированы основные вопрос.

В первом разделе раскрывается положение России в мировом сообществе. Указано, что оно характеризуется динамичной трансформацией системы международных отношений, которые стали следствием окончания эры биполярной конфронтации.

Акцентируется внимание на том, что формирование международных отношений сопровождается конкуренцией, а также стремлением ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, в том числе путем создания оружия массового уничтожения. Значение военно-силовых аспектов в международных отношениях продолжает оставаться существенным. Делается заявка о том, что Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями и несмотря на сложный международный состояние и трудности внутреннего характера, она через значительный экономический, научно-технический и военный потенциал, уникального стратегического положения на Евразийском континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах.

Особое внимание уделено проблемам борьбы с терроризмом, что транс национальный характер и угрожает стабильности в мире. Делается вывод о необходимости объединения усилий всего международного сообщества, повышения эффективности имеющихся форм и методов борьбы с этой угрозой, принятия безотлагательных мер по ее нейтрализации.

Во Втором разделе определяются национальные интересы России. Национальные интересы России - совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющих свои функции в частности во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями.

Отдельно определены интересы объектов национальной безопасности.

Интересы лица заключаются в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.

Интересы общества состоят в укреплении демократии "в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства заключаются в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Делается вывод, что реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере является ключевыми.

Определяются национальные интересы во внутриполитической, социальной, духовной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической.

Отмечено, что важнейшими составляющими национальных интересов России являются защита личности, общества и государства от терроризма, в частности международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время - от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

В третьем разделе определяются угрозы национальной безопасности. Данные угрозы конкретизируются в соответствии с важнейших сфер жизнедеятельности.

В четвертом разделе определяются задачи системы обеспечения национальной безопасности РФ.

К основным задачам в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:

1) своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;

2) реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;

3) обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности и пограничного пространства;

4) подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;

5) преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников;

6) обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;

7) совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеральных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;

8) обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;

9) обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России прежде всего с ведущими государствами мира;

10) подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;

11) укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;

12) принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации;

13) коренное улучшение экологической ситуации в стране.

ч Причем обеспечения национальной безопасности и защита интересов России в экономической сфере являются приоритетными направлениями политики государства.

Определены задачи по конкретным сферах жизнедеятельности.

Особое значение для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации имеет эффективное использование и всестороннее развитие возможностей разведки и контрразведки в целях своевременного обнаружения угроз и определения их источников.

Система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации создается и развивается в соответствии с конституцией Российской Федерации, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений правительства Российской Федерации, федеральных программ в этой области.

Основу системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации составляют органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленных на обеспечение безопасности лиц, общества и государства.

Полномочия органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, их состав, принципы и порядок действий определяются соответствующими законодательными, актами Российской Федерации.

В формировании и реализации политики обеспечения национальной безопасности Российской Федерации принимают участие:

1. Президент Российской Федерации;

2. Федеральное Собрание Российской Федерации;

3. Правительство Российской Федерации;

4. Совет Безопасности Российской Федерации;

5. Федеральные органы исполнительной власти;

6. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Характерной особенностью данной концепции является прямое указание

возможность применения ядерного оружия в интересах предупреждения агрессии любого масштаба. Также указывается на то, что Российская Федерация владеть ядерными силами, которые способны гарантированно обеспечить нанесение ущерба любому государству-аг-рессору или коалиции государств в любых условиях обстановки.

В эпилоге данной концепции указано, что Российская Федерация намерена решительно и твердо обеспечивать свою национальную безопасность. Созданы правовые демократические институты, структура органов государственной власти Российской Федерации, ситуации широкое участие политических партий и общественных объединений в реализации Концепции национальной безопасности Российской Федерации - залог динамичного развития России в XXI веке.

Анализ положений в возможность аналитического осмысления провозглашенных целей и намерений, а также реально закрепленных полномочий субъектов обеспечения национальной безопасности дают основания сделать вывод, что концепции РФ, так же как и концепция Республики Беларусь фактически по содержанию составляют собой документы концептуального характера по защите государства, а не личности и общества. Более того, возможность применения ядерного оружия должен учитываться Украины, фактически в военном аспекте шагает направлением в НАТО.

Бензиновый кризис, который был причинен частными российскими нефтетрейдерами в мае 2005 года при полном невмешательстве российского руководства, стала хорошим уроком для украинских любителей политических мифов, которые мечтают о дружбе с Россией во всех сферах жизнедеятельности. Повторим геополитическую максиму: не существует постоянных друзей, есть постоянные интересы.

Поэтому Россия продемонстрировала, что она может делать что угодно и когда угодно, конечно объясняя это смешными аргументами по повышению мировых цен. А смишнисть этих аргументов состоит в том, что нефть сырец поставляется в Украину, на украинских предприятиях эта нефть превращается в бензин, в том числе высокооктановый, поэтому Россия продает нам фактически украинский бензин, но по такой же цене, как и для других стран.

Мы уже не говорим о нетактични высказывания председателя Совета безопасности этой страны, который недобрыми словами высказывался как о современном украинском руководство, так о самом процессе его выбора. Тем более смешными выглядят попытки этого государства подавать жалобы в европейских правозащитник организаций о якобы нарушениях на выборах в Украине и ущемление демократии в нашей стране. Напрашивается только один риторический вопрос: а судьи кто?

Россия всегда была и будет империей. Она не способна функционировать в рамках истинной демократии. То время, когда демократия в настоящем разменные этого слова воцарится в России, это государство станет историческим воспоминанием, поскольку не сможет справиться с многочисленными как внешними территориальными претензиями, так, и это главное, с внутренними имманентным тенденциями сепаратизма. Россия может существовать только в рамках тоталитарной полицейского государства, только такая Россия может сохранять свое могущество и власть над всеми субъектами федерации. Империя может быть демократией только при условии беспрекословного и безапелляционной экономической мощи, следствием которой может быть самостоятельная геополитика, военная мощь, возможность навязывания собственных идеалов и интересов другим без их согласия. Для Украины это важно для понимания стратегии построения отношений с этим государством. Данные отношения должна строить новое поколение, не перегружена советским прошлым, которое значительно повлияло и продолжает влиять на мировоззрение руководителей старшего поколения. Советская оскомина должно быть сбита, сейчас время для новых решений, решений, которые бы отвечали украинским национальным интересам, а не упоминаниям о совместном, причем кратковременное, прошлое.

Наши отношения с Россией и любой другой государством должны основываться на принципах рационализма и прагматизма. Навешивания ярлыков стратегических партнеров не делает из них наших партнеров. Главное это содержание отношений, и их пользу для Украины.

Именно поэтому в современных геополитических условиях Россия выступает буферной зоной между Украиной, как центром европейской цивилизации, и Китаем, который будет выступать центром новой азиатской цивилизации, которая станет ответвлением от евразийской цивилизации в результате геополитических споров между Китаем и Россией и победой первых.

Целесообразным для понимания ренессанса империалистической политики мессианской цели России послание президента этого государства Федеральному Собранию 2005 года.

В Послании 2005 года Президент затронул ряд принципиальных идеологических и политических вопросов. Причем отметил неразрывном единстве посланий 2004 и 2005 годов, которые назвал совместной программой на ближайшее десятилетие.

Главным политико-идеологическим направлением провозглашено развитие России как свободного, демократического государства. И в то время президент подчеркнул: "Прежде всего, следует признать, что крушение Советского Союза был наибольшей Геополитическое катастрофой столетия". Вот такая логика как раз и демонстрирует приверженность современного руководства государства к демократии, только где ее варианте, когда с одной стороны говорят о демократии, и с другой - с сожалением вспоминают о Советском Союзе, который был олицетворением тоталитаризма, ущемления прав и свобод человека, оплотом мессианской идеи все общего коммунизма?

В послании отмечается факторах, значительно повлияли на ситуацию в стране:

Обесценивание накоплений граждан;

Разрушение старых идеалов;

Быстрое реформирование многих учреждений;

Террористическая интервенция

Хасавюртовского капитуляция;

Неограниченный контроль олигархических группировок над информационными потоками, обслуживали исключительно собственные, корпоративные интересы;

Массовая бедность;

Тяжелый экономический спад, нестабильные финансы, паралич социальной сферы.

Провозглашено основы формирования демократического, свободного и справедливого общества и государства. Отмечается в очень противоречивое положение о том, что Россия была, есть и, конечно, будет крупнейшей европейской нацией. Относительно будущего нам сказать трудно, но Россия всегда была евразийской державой, о чем свидетельствуют не только объективный исторический анализ, но и сами русские исследователи и разработчики геополитической концепции евразийства: М.С. Трубецкой, ПМ. Савицкий, ИС. Вернадский и др. Современное содержание данной концепции актуализируют С. Вабурин, Л. Гумилев, А. Дугин и другие.

Отмечено, что для современной России ценности демократии не менее важны за стремление к экономическому успеху или социальному благополучию людей. Делается вывод, что соблюдение принципов справедливости прямо связано с равенством возможностей, а это, в свою очередь, должно быть обеспечено не кем иным, как государством.

Определены три направления действий:

1) меры по развитию государства;

2) укрепление закона и развитие политической системы, повышение ео ^ ективности правосудия;

3) развитие личности и гражданского общества в целом. Относительно * развития государства, основным направлениями являются:

Формирование развитых демократических процедур;

Идеологическая переориентация чиновничьего аппарата на язык общественной заинтересованности

Укрепление Федерации - построение эффективного государства в существующих границах;

Проведение активной политики либерализации предпринимательского пространства: меры по стабилизации гражданского оборота, кардинальному расширению возможностей для свободного предпринимательства и сферы приложения капиталов.

Эффективная работа налоговых и таможенных органов: приоритетом в их деятельности должны стать проверка исполнения налогового и таможенного законодательства, а не выполнение каких бы то ни было "планов" по сбору налогов и пошлин.

Россия крайне заинтересована в масштабном притоке частных, в том числе иностранных, инвестиций. Это наш стратегический выбор и стратегический подход.

Относительно политической системы и правосудия.

Основной акцент делается на необходимости воздействия на источники террористической агрессии. Отмечено, что за последние годы было сделано достаточно много серьезных шагов в борьбе с террором. Но угроза еще очень сильна, Россия еще пропускает очень чувствительных ударов, преступники совершают еще ужасные злодеяния, целью которых является устрашение общества.

Главной мотивацией о работе правоохранительных органов признано качество защиты прав и свобод граждан.

Апеллируя к прежним государств СССР, используя такие факторы, как единство исторической судьбы, русский язык и великую культуру * Россия не может оставаться в стороне от общего стремления к свободе. Таким образом, Россия оставляет за собой право на "помощь в стремлении к свободе" по постсоветских стран. Эта позиция почти зеркальной позиции США, которые под предлогом установления демократии, нарушая нормы международного права, начинают военные действия против страны, которая, по их мнению, не исповедует ценностей демократии в американской трактовке. Фактически руководство России дало понять, что оно будет отстаивать интересы свободы в любой постсоветской стране, а поводом могут стать банальны.

так называемые ущемления русскоязычного населения. Опять же, если политический интерес, то повод для его реализации найдется. Именно вступление Украины в НАТО следует рассматривать определенным залогом от прямого вмешательства России во внутренние дела Украины.

Целью на международной арене провозглашено безопасность границ и создание благоприятных внешних условий для решения внутренних российских проблем.

Причем прямо указано, что цивилизаторськая миссия российской нации на евразийском континенте должна быть продолжена. Она заключается в том, чтобы демократические ценности, помноженные на национальные интересы, обогащали и укрепляли русскую историческую общность.

Отдельный акцент сделан на поддержку в обеспечении прав российских соотечественников за рубежом. Как принцип обеспечения данных прав было провозглашено: не имеют права требовать соблюдения прав человека от других те, кто сам их не уважает, не соблюдает и не может обеспечить.

Провозглашен курс на эффективное партнерство со всеми странами в решении глобальных проблем: от поиска действенного ответа на ухудшение окружающей среды до освоения космоса, от предотвращения глобальных техногенных катастроф до устранения угрозы распространения СПИДа. И, конечно, к единению усилий в борьбе с такими вызовами современному миропорядку, как международный терроризм, транс предельная преступность и наркоторговля.

Относительно гражданского общества приоритетным признано обеспечение право граждан на объективную-информацию.

Рассмотрены проблемы демографической безопасности, последствия алкоголизма и наркомании, низкая рождаемость.

Обозначенные адекватные направления их решения: проведение осмысленной демографической политики, создание условий, благоприятных для рождения детей, снижения смертности и упорядочению миграции.

Отдельное внимание уделено ценностным ориентирам, в частности уровню общественной нравственности и культуры. Характерно, что в послании мысли по тем или иным вопросам, подтверждаются ссылками на российских ученых юристов, что подчеркивает патриотизм содержания данного документа. Причем делается вывод, что коррупция является одним из следствий дефицита доверия и моральной силы обществе.

Конечный вывод, который подведены в послании Россия станет процветающей лишь тогда, когда успех каждого человека станет зависеть не только от уровня его благосостояния, но и от его порядочности и культуры. Наш народ сражался против рабства, сражался за право жить на своей земле, за право говорить на родном языке, иметь свою государственность, культуру и традиции. Он сражался за справедливость и свободу. Он отстоял свое право на самостоятельное развитие. Он дал тогда нашей Родине будущее. И от нынешних поколений, от нас с вами зависит, каким оно будет.

Пособие разработано в соответствии с требованиями Федеральных законов Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе», «Об обороне», «О статусе военнослужащих».

Материал, изложенный в книге, дополняет содержание раздела «Основы военной службы» курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Его могут успешно использовать школьники старших классов, учащиеся колледжей, техникумов, профессионально-технических училищ, студенты педагогических вузов, а также юноши, обучающиеся в учебных пунктах организаций.

1.2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации

Концепция национальной безопасности – это система взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В ней сформулированы практически все важнейшие направления государственной политики России.

Под национальной безопасностью понимается безопасность многонационального народа Российской Федерации как носителя суверенитета и единственного источника власти в стране, т. е. защищенность народа от различных угроз.

Первый раздел Концепции посвящен положению России в мировом сообществе. После окончания эры биполярной конфронтации США и возобладали две тенденции формирования международных связей. Первая проявляется в равном развитии значительного числа государств, их объединений, в признании многостороннего управления международными процессами и в формировании идеологии многополярного мира. Вторая тенденция основана на доминировании западных стран при лидерстве США с преобладанием военно-силовых решений в обход международного права.

Россия одна из крупнейших стран мира с богатыми историческими и культурными традициями. Несмотря на кризисы, она в силу своего экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального положения на Евразийском континенте продолжает играть важную роль в мире. Объективно сохраняется общность интересов России и других государств по многим проблемам безопасности, включая противодействие распространению оружия, борьбу с терроризмом и наркобизнесом, решение экологических проблем, обеспечение ядерной безопасности. Вместе с тем активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление России. Попытки игнорировать ее интересы при решении крупных проблем способны подорвать международную безопасность и стабильность.

Второй раздел Концепции подробно раскрывает национальные интересы России. Под ними понимается совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Эти интересы носят долгосрочный характер и определяют стратегические цели и текущие задачи внутренней и внешней политики России.

Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии каждого человека.

Интересы общества выражаются в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства заключаются в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, в развитии равноправного международного сотрудничества.

Реализация интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому экономические национальные интересы являются ключевыми для обеспечения всех иных интересов.

Во внутриполитической сфере национальные интересы состоят в сохранении стабильности институтов государственной власти, обеспечении гражданского мира и согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, в нейтрализации причин и условий возникновения политического и религиозного экстремизма, этнического сепаратизма и их последствий – межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

Интересы России в социальной сфере заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа.

Интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

В международной сфере национальные интересы заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как одного из центров многополярного мира, в развитии взаимовыгодных отношений со всеми странами и их объединениями, прежде всего с государствами СНГ, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости при этом двойных стандартов.

Интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении прав и свобод в области получения информации и пользования ею, в развитии современных коммуникационных технологий, в защите информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

Интересы в военной сфере заключаются в защите независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности России, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного демократического развития.

Национальные интересы России в пограничной сфере заключаются в обеспечении надежной охраны государственной границы, в соблюдении установленных законодательством страны порядка и правил осуществления экономической и иных видов деятельности в пограничном пространстве.

Национальные интересы в экологической сфере заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей среды.

В Концепции подчеркнуто, что важнейшей составляющей национальных интересов России является защита личности, общества и государства от терроризма, от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время – от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

В третьем разделе Концепции раскрыт весь спектр существующих угроз национальной безопасности России.

В сфере экономики угрозы обусловлены прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией (застоем) аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках – продовольствия, предметов потребления и предметов первой необходимости. Отмечается ослабление научно-технического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности, угрожающие утратой передовых позиций в мире, усилением внешней зависимости и подрывом обороноспособности.

Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации, которые ведут к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства и его важнейших составляющих – производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем. Экономическая дезинтеграция, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, подрывают федеративное устройство и социально-экономический уклад страны. Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, неконтролируемая миграция способствуют усилению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма, создают условия для возникновения конфликтов. Единое правовое пространство страны размывается вследствие местничества и несоблюдения приоритета Конституции Российской Федерации над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм над нормами субъектов Российской Федерации.

Основными факторами, способствующими росту преступности и коррупции, стали серьезные просчеты, допущенные при проведении реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях, ослабление системы государственного контроля, несовершенство правовой базы, отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества. Масштабы терроризма и организованной преступности возрастают вследствие изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность органов правопорядка увеличивают эту опасность.

Угрозу национальной безопасности в социальной сфере создают рост бедности и безработицы в стране, а также глубокое расслоение общества на богатых и малообеспеченных граждан. Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ. Последствиями социального кризиса стали резкое сокращение рождаемости, продолжительности жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, ослабление главной фундаментальной ячейки общества – семьи, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения, правовой нигилизм.

Угрозы нашей национальной безопасности проявляются в попытках ряда государств противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире, ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Налицо стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационных рынков. Уже разработаны концепции информационных войн, средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, методы нарушения функционирования телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получения несанкционированного доступа к ним, в том числе через Интернет.

Возрастают масштабы угроз в военной сфере. Переход некоторых государств к практике силовых действий без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации обстановки в мире. Технологический отрыв и наращивание возможностей ведущих держав по созданию вооружений нового поколения создают предпосылки нового этапа гонки вооружений, коренного изменения способов ведения военных действий. Активизируется деятельность на территории Российской Федерации иностранных специальных служб и используемых ими организаций.

Угрозы национальной безопасности в пограничной сфере обусловлены экономической, демографической и культурно-религиозной экспансией сопредельных государств на российскую территорию, активизацией деятельности трансграничной организованной преступности, а также зарубежных террористических организаций.

Угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощение природных ресурсов находятся в прямой зависимости от состояния экономики и готовности каждого члена общества осознать глобальность и важность этих проблем.

Четвертый раздел Концепции посвящен задачам и мерам обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Основными задачами в этой области являются:

Своевременное прогнозирование внешних и внутренних угроз;

Реализация оперативных и долгосрочных мер по их предупреждению и нейтрализации;

Обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны, безопасности ее пограничного пространства;

Подъем экономики, преодоление научно-технической и технологической зависимости от внешних источников;

Обеспечение личной безопасности человека, его конституционных прав и свобод;

Совершенствование системы государственной власти, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;

Обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства России всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;

Обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России прежде всего с ведущими государствами мира;

Подъем и поддержание военного потенциала государства;

Укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;

Принятие эффективных мер по выявлению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации;

Коренное улучшение экологической ситуации в стране. Далее в Концепции подробно рассматриваются задачи и меры обеспечения национальной безопасности в экономической сфере, поскольку они являются приоритетными направлениями политики государства и базовыми для реализации всех иных задач.

Основными направлениями обеспечения национальной безопасности во внутриэкономической сфере являются:

Усиление государственного регулирования в экономике;

Правовое обеспечение реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства.

Переход к высокоэффективной и социально ориентированной рыночной экономике должен осуществляться путем формирования оптимальных механизмов организации производства и распределения товаров и услуг в целях роста благосостояния общества и каждого гражданина. Государство должно содействовать созданию равных условий для развития и увеличения конкурентоспособности предприятий независимо от формы собственности, в том числе становлению и развитию частного предпринимательства во всех сферах, где это способствует росту общественного благосостояния, прогрессу науки и образования, духовному и нравственному развитию общества, защите прав потребителей. В кратчайшие сроки должны быть разработаны механизмы поддержания жизнедеятельности и экономического развития особо кризисных регионов и районов Крайнего Севера, а также тарифная политика, обеспечивающая единство экономического пространства страны.

Осуществление конституционного принципа народовластия требует обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех органов государственной власти, жесткой вертикали исполнительной власти и единства судебной системы России. Это обеспечивается установлением более четкого функционального распределения полномочий между государственными институтами, укреплением федеративного устройства страны путем совершенствования отношений федеральных органов с субъектами Российской Федерации в рамках их конституционного статуса.

Основными направлениями защиты конституционного строя в России являются:

Обеспечение приоритета федерального законодательства и совершенствование на этой основе законодательства субъектов Российской Федерации;

Разработка организационных и правовых механизмов защиты государственной целостности, обеспечение единства правового пространства и национальных интересов России;

Выработка и реализация региональной политики, обеспечивающей оптимальный баланс федеральных и региональных интересов;

Совершенствование механизма, препятствующего созданию партий и объединений, преследующих сепаратистские, антиконституционные цели, и пресечение их деятельности;

Консолидация усилий, направленных на борьбу с преступностью и коррупцией, так как Россия крайне заинтересована в искоренении этих опасных явлений, выработка системы мер для эффективной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств;

Формирование системы социальной профилактики и воспитания законопослушных граждан.

Важнейшими задачами в области борьбы с преступностью являются:

Выявление, устранение причин и условий, порождающих преступность;

Усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества, создание необходимой для этого правовой базы и механизма ее применения;

Укрепление системы правоохранительных органов, создание условий для их эффективной деятельности;

Привлечение всех государственных органов в пределах их компетенции к деятельности по предупреждению противоправных деяний;

Расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере.

В целях предупреждения коррупции и легализации капиталов, нажитых незаконным путем, необходимо создать систему финансового контроля, усовершенствовать меры правового воздействия, механизм проверки имущественного положения и источников доходов должностных лиц, а также соответствия их расходов этим доходам.

В сфере борьбы с терроризмом необходимо шире использовать международный опыт, создать скоординированный механизм противодействия международному терроризму, надежно перекрыть все возможные каналы незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ внутри страны, а также их поступления из-за рубежа. Федеральные органы власти должны преследовать на территории страны лиц, причастных к террористической деятельности, независимо от того, где планировались и осуществлялись террористические акции.

Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния народов России, духовного и нравственного воспитания населения, введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для показа программ, пропагандирующих насилие, низменные проявления, а также противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров.

Духовное обновление общества невозможно без сохранения роли русского языка как фактора духовного единения народов многонациональной России и языка межгосударственного общения народов стран – участниц Содружества Независимых Государств, без создания социально-экономических условий для осуществления творческой деятельности и функционирования учреждений культуры.

В области охраны и укрепления здоровья граждан необходимы: усиление внимания общества, органов государственной власти Российской Федерации к развитию государственной (федеральной и муниципальной) страховой и частной медицинской помощи; осуществление государственного протекционизма в отечественной медицинской и фармацевтической промышленности; реализация федеральных программ в области санитарии и эпидемиологии, охраны здоровья детей, оказания скорой и неотложной медицинской помощи, медицины катастроф.

Необходимы обновления организации и ведения гражданской обороны, качественное совершенствование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе дальнейшая интеграция ее с аналогичными системами иностранных государств.

Внешняя политика Российской Федерации должна быть направлена:

На проведение активного внешнеполитического курса; упрочение механизмов многостороннего управления мировыми процессами, в первую очередь под эгидой Совета Безопасности ООН;

На обеспечение благоприятных условий для развития страны, сохранения глобальной и региональной стабильности;

на защиту законных прав и интересов российских граждан за рубежом с применением мер политического, экономического и иного характера;

На развитие отношений и интеграционных процессов с государствами – участниками СНГ;

На полноправное участие России в глобальных и региональных экономических и политических структурах;

На содействие урегулированию конфликтов под эгидой ООН и других международных организаций;

На достижение прогресса в сфере контроля над ядерными вооружениями, поддержание стратегической стабильности в мире на основе выполнения государствами своих международных обязательств в этой сфере;

На выполнение взаимных обязательств в области сокращения и ликвидации вооружений, укрепления доверия и стабильности, обеспечения международного контроля за экспортом и оказанием услуг военного и двойного назначения;

На содействие созданию зон, свободных от оружия массового уничтожения;

На развитие международного сотрудничества в области борьбы с транснациональной преступностью и терроризмом.

В предотвращении войн и вооруженных конфликтов отдается предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако национальные интересы России требуют наличия достаточной военной мощи. Важнейшей задачей является осуществление сдерживания агрессии любого масштаба против России и ее союзников. Страна должна обладать ядерными силами, способными гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому государству-агрессору или коалиции государств в любых условиях.

Вооруженные Силы боевым составом мирного времени должны обеспечивать надежную защиту страны от воздушного нападения и решение задач по отражению агрессии в локальной войне (вооруженном конфликте), а также стратегическое развертывание для решения задач в крупномасштабной войне. Вооруженные Силы должны обеспечивать участие Российской Федерации в миротворческой деятельности. Одним из направлений обеспечения военной безопасности нашей страны является сотрудничество с государствами – участниками СНГ.

Интересы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации предопределяют необходимость военного присутствия России в некоторых стратегически важных регионах мира. Размещение в них на договорной и международно-правовой основе воинских контингентов (военных баз, сил Военно-Морского Флота) должно обеспечивать готовность России выполнять свои обязательства, содействовать формированию устойчивого военно-стратегического баланса сил в регионах и давать возможность реагировать на кризисную ситуацию в ее начальной стадии, способствовать реализации внешнеполитических целей государства.

Российская Федерация рассматривает возможность применения военной силы, включая ядерное оружие, для отражения вооруженной агрессии, если все другие меры разрешения кризисной ситуации окажутся неэффективными.

Применение военной силы внутри страны допускается в строгом соответствии с Конституцией и федеральными законами в случаях возникновения угрозы жизни граждан, территориальной целостности страны, а также угрозы насильственного изменения конституционного строя.

Реализация изложенных в Концепции приоритетов, задач и направлений осуществляется через систему обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, представляющей собой меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, а также необходимые силы и средства.

Становление России как федеративного, демократического, правового государства влечет за собой коренные преобразования государственного устройства, формирование новых социально-экономических и общественно-политических отношений. А это требует переоценки интересов личности, общества и государства с учетом новых возможностей в представительной демократии и рыночной экономике, участия России в общемировом цивилизационном процессе.

Сегодня наша страна оказалась в зоне воздействия широкого спектра угроз, создавших реальную опасность существованию самого государства, его гражданам, их бытию и сознанию. Возникла необходимость разработки концептуального документа, в котором были бы отражены долговременные стратегические задачи и приоритеты в осуществлении политики национальной безопасности, определены основные направления деятельности всех структур по обеспечению национальных интересов в XXI в.

В течение ряда лет предпринимались определенные усилия, направленные на преодоление негативных явлений и угроз, порожденных как современной действительностью, так и собственно российской историей. Принятие в январе 2000 г. Указом Президента Российской Федерации новой редакции Концепции национальной безопасности Российской Федерации явилось результатом устранения многих недостатков прежней редакции Концепции 1997 г. и стало важной нормативно-правовой базой в определении государственной политики в сфере национальной безопасности. Но очевидно, что на этом формирование механизма обеспечения национальной безопасности нельзя считать завершенным. Главное - дальнейшее закрепление и развитие содержания положений Концепции в законах и нормативно-правовых актах по конкретным сферам обеспечения безопасности.

Предполагалось, что в основу деятельности Федерального Собрания Российской Федерации будет положен принцип, согласно которому законотворчество должно осуществляться в соответствии с программой планомерного укрепления основ государства, изложенной в Концепции. Несомненно, этот процесс должен осуществляться на фоне гармонизации деятельности всех ветвей власти, укрепления федерализма как основного условия развития Российской Федерации.

В новой редакции Концепции особо подчеркнуто, что под национальной безопасностью Российской Федерации понимается общенародная безопасность, безопасность всего многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. Что касается понятия самой Концепции, то в преамбуле сказано, что это система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.

В первом разделе дается характеристика России в мировом сообществе, определено ее место после окончания эры биполярной конфронтации. Обозначаются взаимоисключающие тенденции в мире, когда прежде всего укрепляются экономические и политические позиции значительного числа государств и их интеграционные объединения, совершенствуются механизмы многостороннего управления международными процессами. Будет ли этому способствовать Россия? Несомненно, Россия будет играть свою роль в формировании идеологии становления многополярного мира на этой основе.

И вторая тенденция, по отношению к которой также необходимо выработать свою позицию. Проявляется она через попытки создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США и рассчитанной на односторонние, главным образом, военно-силовые решения проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права.

В перспективе для России объективно сохраняется общность интересов с другими государствами по многим проблемам международной безопасности - в противодействии распространению оружия массового уничтожения, предотвращении и урегулировании региональных конфликтов, борьбе с международным терроризмом и наркобизнесом, в решении экологических проблем глобального характера, в обеспечении ядерной и радиационной безопасности.

Во втором разделе определены национальные интересы России как совокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства, которые носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.

Раскрывая содержание интересов личности, общества, государства Концепция определяет восемь приоритетных сфер обеспечения защиты этих интересов: экономическую, внутриполитическую, социальную, международную, информационную, военную, пограничную, экологическую. Обеспечение защиты национальных интересов осуществляется институтами государственной власти во взаимодействии с общественными организациями. И с этим нельзя не согласиться. Обеспечение национальной безопасности - это комплекс мер политического, правового, экономического, военного, информационного, социального, экологического и другого характера и это дело как государства, так и самого народа. Оно достигается проведением единой государственной политики обеспечения национальной безопасности, а также конкретными мерами, поддерживаемыми обществом и адекватными угрозам.

В третьем разделе представлены угрозы и сферы их влияния, начиная с социальной, где они создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы. Отмечается, что углубление кризиса во внутриполитической, социальной и духовной сферах может привести к утрате демократических завоеваний.

Что касается такой важной сферы, как международная, то угрозы национальной безопасности здесь проявляются в попытках других государств противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире, помешать реализации национальных интересов и ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Эти явные тенденции обусловили усиление угрозы национальной безопасности России в информационной сфере, возрастание уровня и масштабов угроз в военной сфере.

Особо подчеркивается в Концепции угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов. Обусловлена она преимущественным развитием топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитостью законодательной базы ресурсосберегающих технологий, низкой экологической культурой. Ослабление государственного надзора, недостаточная эффективность правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации угроз в России характерны не только для экологической сферы, но и для других.

В четвертом разделе Концепции определены основные задачи в области обеспечения национальной безопасности, к примеру, своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз; совершенствование системы государственной власти; федеративных отношений; местного самоуправления и законодательства Российской Федерации; формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества; обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России, прежде всего, с ведущими государствами мира и др. И все же задачи по защите национальных интересов в экономической сфере являются приоритетными направлениями политики государства.

Помимо задач, в четвертом разделе указываются основные направления деятельности государства по защите национальных интересов во всех областях жизнедеятельности человека. К примеру, в области охраны и укрепления здоровья граждан необходимы усиление внимания общества, органов государственной власти к развитию государственной страховой (федеральной и муниципальной) и частной медицинской помощи, осуществление государственного протекционизма в отечественной фармацевтической промышленности, реализация федеральных программ в области санитарии и эпидемиологии, охраны здоровья детей, оказания скорой и неотложной медицинской помощи.

Рассматривается в целом система обеспечения национальной безопасности. Ее основу составляют органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства.

В формировании и реализации политики обеспечения национальной безопасности принимают участие: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области национальной безопасности, в пределах своей компетенции разрабатывают нормативные правовые акты в этой области и представляют их Президенту и Правительству.

Такова структура четырех разделов Концепции и их краткое содержание. Этот важный концептуальный документ отражает необходимость выделить национальную безопасность как главную проблему в развитии российской государственности и общества. Здесь определены основные объекты национальной безопасности - личность, общество и государство, где личность и ее интересы поставлены на первое место. Впервые в нормативно-правовом документе закрепляется, что национальные интересы России «это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства» (схема 10).

Под Концепцией национальной безопасности Российской Федерации признается «система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности». Однако в такой трактовке Концепция выступает как некая система неизвестно чьих взглядов, обеспечивающая безопасность как бы только в Российской Федерации, что вступает в противоречие с Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 г. «О безопасности», в соответствии с которым к объектам безопасности относятся также и российские граждане, находящиеся за ее пределами. Государство гарантирует им защиту и покровительство.

С учетом сказанного определение Концепции следовало бы изложить в такой редакции: «Это официально принятая в Российской Федерации система взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства во всех сферах жизнедеятельности».

В новой редакции Концепции национальной безопасности Российской Федерации содержатся положения, подпитывающие практику смешения функций развития и безопасности. В качестве задач обеспечения национальной безопасности в Концепции выдвигается ряд задач, влияющих на безопасность, но не имеющих к ней прямого отношения и являющихся задачами развития страны. Безусловно, чем более развита страна, тем легче обеспечить ее безопасность. Но нельзя смешивать функции реализации интересов с функциями их защиты. Это близкие, но принципиально разные задачи. Так, если отнести задачи подъема экономики, совершенствования системы государственной власти Российской Федерации, обеспечения равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России с другими государствами, формирования единого экономического пространства с государствами СНГ и другие к задачам в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, как это указано в Концепции, то в соответствии с этим же документом их обязаны решать органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, т. е. силовые структуры

Подобная подмена не просто безграмотна, но и по существу вредна, поскольку отражает стремление ряда ведомств решить свои проблемы силовыми методами или переложить ответственность с себя на силовые структуры так, как это уже неоднократно было на практике.

В то же время в тексте Концепции присутствуют разумные, правильные формулировки разделения указанных выше задач и выделение из них, помимо задач обеспечения национальной безопасности, тех, которые должны способствовать обеспечению национальной безопасности. Последовательная ориентация на такой подход позволит избежать разноголосицы, противоречий и укрепить терминологическую дисциплину

Второй раздел Концепции содержит весьма серьезную оговорку, согласно которой «реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики». При такой формулировке жизнеспособность Концепции в целом как бы ставится под сомнение.

Кроме того, среди сфер обеспечения национальных интересов отсутствует такая важная сфера, как демографическая. Обоснование включения этого вида угроз не составило бы труда при столь очевидном явлении в России - депопуляции населения, тем более что Правительство РФ разработало проект Концепции демографической политики на период до 2015 г. Начиная с 1992 г. в стране происходит абсолютное сокращение численности населения - на начало 2002 г. численность постоянного населения составила 144,0 млн. человек против 148,3 млн. человек в 1992 г. В 2001 г. число родившихся снизилось до 1,2 млн. человек в год против 1,6 млн. человек в 1992 г. Таким образом, актуальность быстрейшей разработки и утверждения доктрины демографической безопасности Российской Федерации и всего спектра сопровождающих ее документов и соответствующих деловых программ для ее обеспечения постоянно растет. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации демографические интересы не включены в систему национальных интересов и не подпадают под защиту в разделе третьем, где классифицированы угрозы национальной безопасности.

Тем не менее, являясь целостной интегрированной системой, адекватной определенному историческому периоду времени, Концепция предопределяет сущность и взаимоувязывает ряд государственных концепций (доктрин) безопасности более низкого ранга: «Военная доктрина Российской Федерации» (2000 г.), «Концепция внешней политики безопасности Российской Федерации» (2000 г.), «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации» (2000 г.) и др. Однако завершенной системы концептуального нормативно-правового регулирования в России еще не создано. Это сказывается на четкости, предсказуемости и эффективности проводимого государственной властью курса хотя бы в главнейших сферах деятельности.

Принципиальную правовую основу Концепции национальной безопасности страны представляют Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации «О безопасности», «Об обороне», федеральные конституционные и федеральные законы, а также международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Россией, регламентирующие сферу национальной, коллективной, региональной и глобальной безопасности.

Серьезные проблемы, обусловленные сложным федеративным устройством Российского государства, возросшая неопределенность, а в некоторых случаях и непредсказуемость развития порождают новые вызовы и угрозы безопасности России практически во всех сферах жизнедеятельности. Разрешены они могут быть лишь в течение длительного времени и благодаря целенаправленным усилиям всех государственных органов и общественных организаций. Направленность этой деятельности должна регламентироваться стройной нормативно-правовой системой, которую составляют: законы, принимаемые законодательной властью, указы и распоряжения, издаваемые Президентом Российской Федерации, распоряжения и постановления Правительства Российской Федерации в области национальной безопасности.

К сожалению, создание законодательного базиса еще далеко до завершения. Хотя многие определяющие законодательные акты в этой сфере уже действуют, подготовка других заканчивается. Продолжается процесс законотворчества.

Для этого процесса, как на федеральном уровне, так и в субъектах Федерации, важно иметь концептуальный официальный документ, формирование которого исходило бы из анализа проблем в области безопасности на рассматриваемый период. Безусловно, это самая сложная и кропотливая аналитическая работа всех информационно-аналитических центров государственных и негосударственных подсистем обеспечения национальной безопасности. Она предполагает:

1. Анализ роли и места России в современном мире (исторические корни российской государственности, перспективы международного развития, обоснование геополитического статуса страны).

2. Определение всего спектра жизненно важных интересов личности, общества, государства во всех сферах.

3. Всесторонний анализ и оценку характера реальных и потенциальных угроз национальным интересам в различных сферах деятельности.

4. Определение и оценку ресурсов и возможностей для нейтрализации или парирования реально существующих и потенциальных угроз.

5. Выработку вариантов мер (средств и способов противодействия угрозам) обеспечения национальной безопасности государства.

6. Создание адекватного государственного процесса и механизма реализации Концепции национальной безопасности.

И тогда есть надежда, что изложенный в форме указа и изданный для руководства им политический документ явится основой для формирования и проведения политики национальной безопасности (схема 10).

В предложенной схеме сделана попытка поставить национальные проблемы в плоскость прямого действия и, по возможности, привязать не только к пространству и времени, но и ко всем ветвям государственной власти и обществу, руководствуясь тем, что, во-первых, политика обеспечения национальной безопасности - это основные направления деятельности по достижению национальных целей Российской Федерации на определенном промежутке и, во-вторых, стратегия обеспечения национальной безопасности - это конкретные действия государства и общества, выражающиеся в использовании ресурсов, органов, сил, средств, методов и форм по нейтрализации реальных угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Безусловно, гарантии безопасности обеспечиваются в современном мире в значительной степени по-прежнему силой или угрозой применения силы. Не случайно в ныне действующей Концепции национальной безопасности Российской Федерации большая часть текста четвертого раздела отведена военной безопасности. И тем не менее все большее значение в мире приобретают научно-технические, экономические, политические, морально-этические и другие несиловые факторы обеспечения национальной безопасности.

Мирное существование, а не война теперь все больше определяет как отношения между отдельными государствами, так и систему межгосударственных отношений на региональном и глобальном уровнях.

Подлинный мир в перспективе может основываться не на балансе сил, а на обеспечении баланса интересов государств и сообществ на базе договорно-правовых принципов. Дальнейшее совершенствование нормативно-правового обеспечения национальной безопасности - условие демократического развития процессов самоорганизации общества и государственной гарантии стабильности Российской Федерации в современном мире