Ашхен микоян биография. "Маки Цовасара". Форум Русскоязычных Армян Диаспоры (РАД): Ашхен Микоян и ее сыновья - "Маки Цовасара". Форум Русскоязычных Армян Диаспоры (РАД). Революция и партийная служба

Анастас Иванович (1895 1978). Член партии с 1915 г. Окончил армянскую духовную семинарию в Тифлисе (1916). Был единственным из арестованных 27 и Бакинских Комиссаров, которому удалось спастись. Занимал различные правительственные посты, был… … 1000 биографий

Анастас Иванович (1895 1978), председатель Президиума Верховного Совета СССР (1964 65), член Политбюро (Президиума) Центрального Комитета партии (1935 66; кандидат с 1926). Брат Артема Ивановича Микояна. С 1917 на партийной работе в Баку и других … Современная энциклопедия

Анастас Иванович Микоян Անաստաս Միկոյան 5 й Председатель Президиума Ве … Википедия

Степан Анастасович Микоян 12 июля 1922 настоящее время Место рождения Тбилиси, СССР Принадлежность … Википедия

I Микоян Анастас Иванович [р. 13(25).11.1895, с. Санаин, ныне Туманянского района Армянской ССР], советский государственный и партийный деятель, Герой Социалистического Труда (1943). Член КПСС с 1915. Окончил армянскую духовную семинарию… … Большая советская энциклопедия

1. МИКОЯН Анастас Иванович (1895 1978), председатель Президиума ВС СССР в 1964 65, Герой Социалистического Труда (1943). Брат Артёма И. Микояна. В 1915 примкнул к большевикам. Участник революционных событий 1917 в Закавказье. В 1923 76 член ЦК, в … Русская история

Артём Иванович (1905–1970), авиаконструктор, академик АН СССР. Конструировать самолёты начал в конструкторском бюро Н. Н. Поликарпова. С 1940 г. работал совместно с авиаконструктором М. И. Гуревичем. Под их руководством были созданы истребители… … Энциклопедия техники

Анастас Иванович (р. 13(25).XI.1895) деятель Коммунистич. партии и Сов. гос ва. Член Коммунистич. партии с 1915. Герой Социалистич. Труда (1943). Род. в селении Санаин Тифлисской губ. (ныне Алавердский р н Арм. ССР) в семье плотника. Окончил арм … Советская историческая энциклопедия

Книги

  • Сталин. Каким я его знал , Микоян Анастас Иванович. Анастас Иванович Микоян занимал высшие должности в советском руководстве. При Сталине он был наркомом снабжения, наркомом пищевой промышленности, наркомом внешней торговли, заместителем…
  • Своими глазами с любовью и печалью... , Микоян Нами Артемьевна. Эта книга написана пианисткой и музыковедом Нами Микоян - дочерью расстрелянного в 37-м году Артема Геуркова (бывшего первым лицом Аджарской АССР), племянницей Григория Арутинова (16 лет…

Фигура Анастаса Микояна воспринимается неоднозначно. Часть ученых приписывают этому человеку причастность к страшным репрессиям и расстрелам, другие же почитают Микояна, как опытного руководителя. Как бы то ни было, личность Анастаса Микояна как кремлевского долгожителя, революционера и свидетеля эпохи, безусловно, заслуживает внимания.

Детство и юность

Биография Анастаса Микояна началась в армянском селе под названием Санаин. Будущий революционер родился в семье плотника. С детства мальчик проявлял способности к обучению, поэтому после окончания начальных классов был отправлен в Тифлис, в духовную семинарию. Считалось, что это лучшая школа в Закавказье, которая, к тому же, была доступна не только обеспеченным семьям.

Примечательно, что многие революционеры и политические активисты того времени оказались выходцами из стен духовных семинарий: , Николай Добролюбов, даже .

Еще во время учебы Анастас Микоян заинтересовался идеями большевиков. Юноша проштудировал доступную марксистскую литературу и в 1915 году присоединился к большевицкой партии. Спустя год, в 1916-м, Анастас Микоян окончил семинарию и решил продолжить учиться в высшей духовной академии в армянском городе Эчмиадзине.

Революция и партийная служба

Окончить академию Анастасу Микояну так и не удалось. Политические события в стране с головой захватили молодого человека: началась февральская революция. Микоян стал одним из идейных лидеров и организаторов революционного движения в Эчмиадзине.


После событий февраля Анастас Микоян продолжил вести пропагандистскую работу в Баку и Тифлисе и даже стал секретарем Тифлисского парткомитета. Организаторские и лидерские способности молодого революционера нашли себе применение. Некоторое время спустя Микоян возглавил бакинский большевистский обком.

В 1919 году Анастаса Микояна вызвали в Москву - активные и целеустремленные большевицкие лидеры были нужны столице. В Москве Микоян присоединился к ВЦИКу. Некоторое время спустя Микоян возвратился на Кавказ и получил назначение на пост уполномоченного Реввоенсовета и руководителя Губкома. В 1920 году революционера ждало новое назначение: сам Сталин настоял на том, чтобы пост секретаря Юго-Восточного отдела ЦК перешел к Микояну.


Политическая карьера Анастаса Микояна стремительно шла вверх. Уже в 1922 году революционера назначили секретарем бюро ЦК в Ростове-на-Дону, а спустя еще два года Микоян уже занимал пост секретаря крайкома большевистской партии Северо-Кавказского округа.

В 1926 году Микоян стал кандидатом в члены Политбюро страны. По некоторым сведениям, на этом настаивал Иосиф Сталин, следивший за деятельностью талантливого руководителя. В том же году Микоян стал преемником на посту народного комиссара внешней и внутренней торговли Советского Союза. Помимо прочего, это назначение дало Микояну право распродавать историческое наследие страны, хранившееся в музеях, для пополнения государственной казны.


Примечательно, что Анастас Микоян оказался прогрессивным руководителем: в 1936 году политик даже посещал Соединенные Штаты, чтобы ознакомиться с передовыми подходами к технологиям в пищевой отрасли. Многие новшества в этой области оказались позаимствованы Микояном из-за границы. Именно за подобные достижения именем Микояна был назван московский мясокомбинат.

Кроме того, Микояну принадлежит идея бороться с недостатком продовольствия в некоторых областях не дотациями, а качественным повышением уровня колхозов и промышленности. Подобный подход, несомненно, дал позитивные результаты. Однако, в то же время, есть сведения, что по указу Микояна были репрессированы многие работники пищевой промышленности.


С 1938 года Микоян занимал пост члена Верховного совета БАССР (Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики), а в 1941 возглавил организацию продовольственного и вещевого обеспечения Красной армии.

Не обошлось и без покушений: в 1942 году Анастаса Микояна пытались застрелить непосредственно на Красной площади. Позже выяснилось, что преступником был Савелий Дмитриев, дезертировавший красноармеец.

В 1943 году достижения Анастаса Микояна отмечены наградой государственного уровня. За заслуги в области поставок снабжения военным Микояну присвоили почетное звание Героя Соцтруда, а также орден и медаль «Серп и молот».


Спустя несколько лет, в 1943-м, Анастас Микоян попадает в немилость к Иосифу Сталину. Вождь принимает решение снять Микояна с постов министра торговли и зампреда совета министров. Ситуацию спровоцировал протест Микояна против депортации ингушей и чеченцев. Революционер посмел выступить с критикой воли самого Сталина, что, разумеется, не понравилось Иосифу Виссарионовичу. Так Анастас Микоян оказался в опале.

После кончины вождя оба поста были возвращены Микояну, а в 1957-м политик уже считался близким поверенным . От имени Никиты Сергеевича Микоян вел переговоры с американскими политиками, а также общался с на тему урегулирования российско-кубинского сотрудничества.


С 1964-го по 1965-й Анастас Микоян возглавлял Президиум верховного совета страны, занимая, по сути, главную государственную должность. Однако уже в 1965 году политика отправили в отставку, мотивируя решение солидным возрастом Микояна: Анастасу Ивановичу как раз исполнилось 70 лет. Пост Микояна достался Николаю Подгорному.

Примечательно, что за Микояном сохранили членство в ЦК и Президиуме верховного совета. В том же году Анастаса Микояна наградили последним, шестым по счету, орденом Ленина.

Личная жизнь

Семья Анастаса Микояна была большой. Жена революционера, Ашхен Туманян, подарила супругу пятерых сыновей. Старший, Степан Микоян, служил летчиком-испытателем. Сын Степана, Александр, стал рок-музыкантом.


Второй сын Анастаса Микояна, Владимир, также стал военным летчиком. Владимир Анастасович погиб во время боя под Сталинградом.

Алексей Микоян, третий сын Анастаса Микояна, также выбрал судьбу военного летчика. Сын Алексея, Стас, известен как талантливый музыкант и продюсер. Внук Анастаса Микояна взял творческий псевдоним , отдав таким образом дань уважения собственной матери, Нами Арутюновой.


Третий сын Микояна, Вано, работал военным инженером-конструктором. Вано Микоян подарил отцу внучку Ольгу.

Младший из детей Анастаса Микояна, Серго, не присоединился к братьям в военной карьере, выбрав путь историка и публициста.

Смерть

В последние годы жизни Анастас Микоян отошел от государственных дел. Революционер скончался 8 апреля 1966 года. Могила Микояна расположена на московском Новодевичьем кладбище. На могиле, помимо традиционного фото, можно увидеть эпитафию, написанную на армянском языке.


Памятник на могиле Анастаса Микояна

После смерти революционера снят документальный фильм под названием «Анастас Микоян: кремлевский долгожитель». В съемках картины участвовали сыновья Микояна Степан и Серго (Сергей). События фильма переносят зрителя в ту страшную эпоху, когда происходило становление новой власти и нового государства.

Память

Именем Анастаса Микояна были названы:

  • Московский мясокомбинат (затем - фирма «Микоян»)
  • Всесоюзный институт табака и махорки
  • ВНИИ холодильной промышленности
  • Киевский технологический институт пищевой промышленности
  • Государственный театр юного зрителя (Ереван)
  • Село Микояновка (сейчас поселок Октябрьский)
  • Поселок Микоянабад в Таджикистане (сейчас Кабадиен)
  • Поселок Микоян в Армении (сейчас Ехегнадзор)
  • Хутор Микоян в Ростовской области (сейчас Таловый)
  • Улица Микояна в городе Запорожье

Дополните информацию о персоне

Биография

Окончила Тифлисскую армянскую женскую среднюю школу. Занималась педагогической деятельностью.

Рано включилась в партийную работу, но, выйдя замуж (в 1921), она отказалась от политики и полностью посвятила себя семье.

Тридцать шесть лет в браке с Анастасом Микояном она была кремлевской женой. Подчеркнуто домашняя женщина, Ашхен Микоян нарожала пятерых сыновей и умела создавать в семье атмосферу уюта и тепла.

В 30-х ездила на теплоходе с мужем в США, где он знакомился вопросами торговли и совершенствования системы общественного питания. Многое из полученного опыта перенесла на московскую почву.

Никаких украшений - колец, серег и других драгоценностей - не носила. Ее постоянной заботой были чистота и порядок в доме.

Тяжело переживала гибель на фронте сына Владимира . Рано постарела, к концу жизни почти потеряла слух.

Ашхен Микоян умерла скоропостижно. Сидела, наклонилась за чем-то и упала. Когда к ней подбежали, она была уже мертва.

Хоронили ее 5 ноября 1962 года в Москве на Новодевичьем кладбище у могилы отца, матери, сына, свекрови. На похороны собралась вся семья, родственники, друзья. Не было только Анастаса Микояна, который в это время вел переговоры на Кубе с Фиделем Кастро о том, как разрешить «Карибский кризис». В правительственной телеграмме в Гавану Микояну разрешалось поступить в данной ситуации по собственному усмотрению, но он на похороны в Москву не поехал и остался продолжать переговоры, так как Кастро на уступки не шел. В конце концов, ему удалось договориться с кубинским руководством, что во многом способствовало предотвращению Третьей мировой войны.

-
Степан Анастасович Микоян родился 12 июля 1922 года в столице Грузии -
городе Тифлисе
(с 1936 года - Тбилиси ) в семье Видного Советского Партийного
и Государственного деятеля
, будущего Героя Социалистического Труда -
Микояна Анастаса Ивановича (25.11. 1895-21.10. 1978 ) и Ашхен Лазаревны
Туманян
(1896 - 1962 )
, которая приходилась троюродной сестрой Анастасу
Ивановичу
и его младшему брату - Микояну Артёму Ивановичу
(05.08. 1905 -
09.12. 1970
)
, Выдающемуся Советскому авиаконструктору , дважды
Герою Социалистического Труда
, Действительному члену Академии
наук СССР
,
генерал-полковнику инженерно-авиационной службы .
-

..... Примечание : Анастас Иванович Микоян и Ашхен Лазаревна Туманян поженились без формальной "росписи" , несмотря на несоблюдение армянских народных традиций запрещающих брак между родственниками до "седьмого колена" . В данном случае не хватало "одного колена" .
-

Д ядя (младший брат матери ) - Туманян Гай Лазаревич (12.05. 1901 - 20.11. 1971 ) -
Политработник Вооружённых сил СССР , Кандидат исторических наук ,
генерал-лейтенант в отставке .
В разные годы он являлся Начальником политотдела и секретарём парткома Военной Академии
бронетанковых войск имени И.В. Сталина
; заместителем Начальника Центра Командно-
измерительного комплекса по политической части - Начальником политотдела
.
После увольнения из Вооружённых сил СССР он являлся преподавателем "
Основ марксизма
ленинизма"
в Московском Авиационном институте имени Серго Орджоникидзе .
-
Степан Анастасович Микоян был самым старшим из пяти сыновей
Анастаса Ивановича Микояна и Ашхен Лазаревны Туманян .
- Младшие братья С.А. Микояна :
Микоян Владимир Анастасович (26.01. 1924 - 18.09. 1942 ) - лётчик-истребитель ,
старший лейтенант
.

-
Вначале служил под Москвой
, где освоил самолёты Як-1 и "Харрикейн" .
С сентября 1942 года он воевал в составе 434-го истребительного авиационного полка
на Донском фронте
.
Совершил несколько боевых вылетов
.
18 сентября 1942 года
Владимир Микоян погиб в воздушном бою участвуя
в Сталинградской битве
.
Посмертно был награждён орденом Красного Знамени .
-
Микоян Алексей Анастасович (20.12. 1925 - 19.12. 1986 ) - Заслуженный военный лётчик СССР
(1967 )
, генерал-лейтенант авиации (02.11. 1972 ) , участник Великой Отечественной войны
с сентября 1943 года
.
-

-
Воевал в составе 12-го Гвардейского истребительного авиационного полка
Противовоздушной обороны
.
После войны он был в числе первых лётчиков освоивших реактивные самолёты
.
Участвовал в воздушных парадах в качестве ведущего колонн самолётов МиГ-15
.
Первым из советских лётчиков сбил ракету класса "земля-воздух"
.
Занимал должность Командующего 49-й воздушной армией в Туркестанском военном округе
.
В 1968-1970 годах
А.А. Микоян был первым заместителем Командующего, а с марта по май 1970 года являлся временно исполняющим обязанности Командующего 14-й Воздушной армии Прикарпатского Военного округа (после назначения в марте 1969 года А.Н. Ефимова первым заместителем Главкома ВВС до назначения Командующим С.Д. Горелова ) .
С 1976 года и до последнего дня жизни
А.А. Микоян служил в должности заместителя
Начальника Управления воздушным движением ВВС
.
Избирался Депутатом Верховного Совета Узбекской ССР 8-го и 9-го созывов
.
Был награждён многими орденами и медалями СССР
.
-
Микоян Вано Анастасович (01.09. 1927 - 25.11. 2016 ) - Лауреат двух Государственных
премий СССР
, авиационный конструктор .
-

-
С 1965 года работал Ведущим конструктором по истребителю МиГ-23
, с 1968 года являлся техническим руководителем Конструкторского бюро А.И.Микояна по совместным
Государственным испытаниям
.
С 1973 года
Вано Микоян работал заместителем Главного конструктора
по фронтовому истребителю МиГ-29
.
В последние годы жизни он являлся советником Российской самолётостроительной
корпорации "МиГ".

Был награждён многими орденами и медалями СССР.
-
Микоян Серго Анастасович (05.06. 1929 - 06.03. 2010 ) - историк и публицист .
С 1960 года он являлся научным сотрудником Института мировой экономики и международных
отношений Академии наук СССР
.
-

-
В 1975 году в Институте востоковедения АН СССР защитил диссертацию на соискание учёной
степени Доктора исторических наук по
"Внешнеполитические проблемы национально-освободительного движения народов Индостана (в 1947-1971 годах)" .
Он - автор десятка работ
, признанный специалист по Латинской Америке .
Был научным редактором журнала
"Мировая экономика и международные отношения"
(в 1957-1960 годах )
, в 1970-1990 годах возглавлял ежемесячный журнал "Латинская Америка" .
C 1990 года жил в США
, сотрудничал с рядом американских университетов , работал в американских научных архивах .
Также имел звание Профессора Джорджтаунского университета
(Вашингтон ) .
Сотрудничал со многими американскими историками и политологами.
-

-
До 1926 года семья Микоянов жила в Ростове-на-Дону , а в 1926 году переехала в Москву ( в связи с назначением Анастаса Ивановича Микояна на должность
Народного комиссара внутренней
и внешней торговли СССР .
-


-
В сентябре 1937 года
по окончании семи классов 32-й средней (Московской опытно-
показательной
) школы-коммуны имени П.Н. Лепешинского Степан Микоян со многими
своими одноклассниками
, в том числесо своим близким другом
Тимуром Фрунзе
(сыном Народного комиссара военных дел Михаила Васильевича Фрунзе
; был сбит
во время воздушного боя и погиб 19 января 1942 года - прим.
) был зачислен
во 2-ю Московскую артиллерийскую спецшколу , где он получил первые
навыки боевой подготовки
.
-
По окончании девятого класса
Степан Микоян продолжил учёбу в Московской
средней общеобразовательной школе № 114
, где он получил среднее образование
.
-
В 1940 году он и Тимур Фрунзе поступили в Качинскую военную школу пилотов
имени А.Ф. Мясникова
.
После начала Великой Отечественной войны школа вместе с личным составом была эвакуирована
в город Красный Кут Саратовской области.
-

-
По окончании школы , Приказом Главнокомандующего ВВС в конце августа 1941 года курсанту
было присвоено первичное
офицерское звание "лейтенант".
-
По окончании школы лейтенант С.А. Микоян служил в 16-м истребительном полку , имевшим на вооружении самолёты Миг-3 и И-16 .
Полк базировался
в городе Люберцы Московской области .
-
Затем он проходил переобучение
на самолётах типа "Як" для подготовки к боевым
действиям
на фронте в 8-м запасном истребительном авиационном полку ,
дислоцированном в поселке Багай-Барановка севернее Саратова .
-
По окончании переобучения
С.А. Микоян в декабре 1941 года прибыл для продолжения
военной службы
в 11-й истребительный авиационный полк 6-го истребительного
авиационного корпуса противовоздушной обороны
, базировавшийся
на Центральном аэродроме и оборонявший Москву .
-

-
16 января 1942 года в районе Истры , во время 13-го боевого вылета самолёт
Микояна
по ошибке был атакован и сбит другим советским истребителем Як .
Сумев посадить горящий самолёт ,
Степан Анастасович Микоян получивший
к тому же ожоги рук и лица , при покидании самолёта сломал ногу .
-
По возвращении из госпиталя , с октября 1942 года по январь 1943 года
С.А. Микоян
служил
в должности лётчика-инспектора Инспекции ВВС .
-
В феврале 1943 года он
был направлен для продолжения службы в 434-й
истребительный авиационный полк
, в ноябре 1942 года переименованный
в 32-й Гвардейский истребительный авиаполк .
Воюя в должности лётчика-инспектора и в составе этого полка
Степан Анастасович Микоян как и его погибший брат Владимир участвовал в Сталинградской битве .
С.А. Микоян также участвовал в ликвидации демянской группировки противника.
-
В 1943 году он стал Членом ВКП
(б ) .
-
Затем С.А. Микоян продолжил воевать в составе 32-го Гвардейского истребительного
авиационного полка
на Северо-Западном фронте
, а с мая 1943 года – в 12-м Гвардейском
авиационном полку противовоздушной обороны Москвы
.
-
Он совершал вылеты
на прикрытие неба Москвы и коммуникаций Западного фронта .
-
Великую Отечественную войну он закончил
в звании капитана
и в должности командира звена .
-
За всю войну он совершил 46 боевых вылетов на самолётах Як-1 , Як-7Б и Як-9 ,
провёл 2 воздушных боя с самолётами противника .
Согласно данным из наградных листов , на боевой счёт
Степана Анастасовича Микояна записано 6 групповых побед .
-

-
После войны капитан
С.А. Микоян продолжил службу в Вооружённых силах .
В 1945 году имея аттестат с золотым тиснением о получении среднего образования ,
сдав на "отлично" экзамены по математике и физике он поступил на Инженерный
факультет Военно-воздушной инженерной Академии имени Профессора
Н.Е. Жуковского
, который окончил в 1951 году.
-
Приказом Министра Вооружённых сил СССР в конце 1946 года капитану
Микояну Степану Анастасовичу было присвоено воинское звание "майор" .
-
Приказом Военного Министра СССР в 1950 году майору
Микояну Степану Анастасовичу "подполковник" .
Затем ему было присвоено воинское звание "полковник"
.
-
По окончании Академии , 19 августа 1951 года подполковник
С.А. Микоян был зачислен
в штат Государственного Краснознамённого Научно-исследовательского
института ВВС
(ГК НИИ ВВС ) на должность лётчика-испытателя 1-го отдела .
Затем он был переведён
на должность Ведущего инженера -
Старшего лётчика-испытателя этого же отдела.
-
С конца 1957 года он являлся заместителем Начальника 1-го отдела по лётной части .
С лета 1958 года он служил помощником Начальника института по комплексам
перехвата
.
-
В мае 1959 года
С.А. Микоян был назначен на должность Начальника
1-го испытательного Управления
( по испытаниям самолётов-истребителей ,
самолётного оборудования и вооружения
) .
В 1960 году управление возглавляемое Степаном Анастасовичем вместе с основной
частью института было переведено
в посёлок Владимировку
( ныне - город Ахтубинск Астраханской области ) .
-
Постановлением Совета Министров СССР № 405 от 9 мая 1961 года полковнику

Микояну Степану Анастасовичу было присвоено воинское звание
"генерал-майор авиации"
.
-
В ноябре 1964 года он стал заместителем Начальника ГКНИИ ВВС ,
а в 1965 году Приказом Главнокомандующего ВВС полковник
С.А. Микоян
был назначен
на должность первого заместителя Начальника ГКНИИ ВВС -
старшего лётчика-испытателя
.

Примечание :
..... В 1967 году Государственный Краснознамённый Научно-исследовательский институт ВВС (ГК НИИ ВВС) был преобразован в 8-й Государственный Научно-исследовательский институт с присвоением ему имени В.П. Чкалова (8-й ГНИИ ВВС имени В.П. Чкалова) ;
..... В 1990 году 8-й ГНИИ ВВС имени В.П. Чкалова был преобразован в 929-й Государственный Лётно-испытательный центр (ГЛИЦ) имени В.П. Чкалова Министерства обороны СССР (с января 1991 года- Министерство обороны Российской Федерации) .

-
За время активных полётов на боевых самолётах с сентября 1951-го до сентября 1974 года Степан Анастасович Микоян как ведущий лётчик-испытатель провёл испытания истребителей , истребителей-перехватчиков , истребителей-бомбардировщиков .
-
Он провёл государственные испытания самолётов МиГ-19ПМ
( в 1957 году ) , СМ-12
( в 1958 году ) ; в качестве одного из ведущих лётчиков-испытателей провёл государственные испытания самолёта СМ-9/2 ( в 1955-1956 годах ) , МиГ-21ПФ ,
МиГ-21Ф-13 , МиГ-23 , МиГ-23М , МиГ-25П , МиГ-27 , Су-7Б
( в 1959-1960 годах ) ,
Су-15Т ( в 1969-1970 годах ) , Су-24 , Як-28 .
С.А. Микоян провёл испытания ракет К-8 на самолёте Як-28П .
Он участвовал в государственных испытаниях самолётов СИ-10 , МиГ-19П
( в 1955 году ) , МиГ-19С ( в 1956 году ) , СМ-30 ( в 1957 году ) , Як-27Р ( в 1958 году ) , Як-25РВ-П ( в 1962 году ) , Су-17 ( в 1966 году ) , Су-15УТ ( в 1955 году ) .
-
Им также были испытаны самолёты
: Ла-15 , МиГ-15 , МиГ-15УТИ , МиГ-17 ,
в том числе некоторые средние и тяжелые бомбардировщиках ,
и почти все типы транспортных самолётов.
Всего
С.А. Микояном освоено 102 типа летательных аппаратов ;
Его общий налёт составляет около 3500 часов
.
-

-
Кроме того , вместе с Героем Советского Союза , Заслуженным лётчиком-испытателем
СССР
Петром Никифоровичем Белясником он участвовал в контрольных испытаниях
серийного высотного самолёта-разведчика СР-2
, являвшегося модификацией реактивного самолёта МиГ-17 .
Во время этих испытаниях лётчиками-испытателями практически впервые
были испытаны высотные спасательные скафандры ВСС-04
.
-
С.А. Микоян участвовал в испытаниях авиационной реактивной техники на максимальную скорость и потолок самолёта , на устойчивость и управляемость ,
на маневренность.
Он участвовал
в испытаниях бортовой радиолокационной аппаратуры , оптических прицелов , авиационного ракетного вооружения
( в стрельбе авиационными ракетами
по радиоуправляемым мишеням , в стрельбе из авиационных пушек по воздушным целям и в испытаниях систем автоматического бомбометания , в испытаниях систем наведения перехватчиков , навигационных систем , систем автоматического
управления самолётами
) .
Им так же были осуществлены испытания самолётов во время захода на посадку
в самых сложных метеорологических условиях , а также в заводских испытаниях
самолётов
и других авиационных систем и оборудования
.
-

-
В апреле 1978 года генерал-майор авиации
Степан Анастасович Микоян был назначен
на должность заместителя Главного конструктора Московского Научно-
производственного объединения "Молния"
по лётным испытаниям с оставлением
на службе в Вооруженных силах СССР , того самого предприятия , где под руководством
Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского создавался Орбитальный корабль
многоразового использования "Буран"
.
-
Для Степана Анастасовича возглавлявшего в ГКНИИ ВВС работы по испытаниям
многоразовых авиационных космических систем "Спираль"
его новая его стезя
не оказалась диковинкой .
Ещё с середины 1960-х годов ОКБ
Артёма Ивановича Микояна работало над Многоразовой
авиационно-космической системой "Спираль"
(МАКС ) , состоящей из одноместного
орбитального самолёта
с ракетным ускорителем и гиперзвукового
самолёта-разгонщика
.
Поначалу было построено "изделие 105.11" - дозвуковой пилотируемый аналог
,
которому было дано имя "ЭПОС"
(Экспериментальный
Пилотируемый Орбитальный Самолёт
)
.
-
открыть ссылку - -
В ходе наземных испытаний этого изделия в 1977-1978 годах была проведена оценка
аэродинамических характеристик
, управляемости аппарата .
Были изучены особенности захода
на посадку и сама посадка .
Испытания проходили следующим образом
: изделие подвешивалось под фюзеляж
бомбардировщика ТУ-95
и на высоте пять с половиной километров сбрасывалось
над аэродромом .
Первый полёт на изделии
27 октября 1977 года выполнил лётчик-испытатель
ОКБ имени А.И. Микояна
Авиард Гаврилович Фастовец .
В следующем году состоялись ещё пять полётов изделия в которых
участвовали Ведущие лётчики-испытатели
:
Вышеназванный
Фастовец Авиард Гаврилович ( ещё три полёта ) ;
Федотов Александр Васильевич ( ) ;
Меницкий Валерий Евгеньевич ( ОКБ имени А.И. Микояна; одна пробежка, один подлёт ) ;
Остапенко Пётр Максимович ( ОКБ имени А.И. Микояна; один подлёт ) ;
Урядов Василий Евгеньевич ( ГК НИИ ВВС имени В.П. Чкалова; одна пробежка,
один подлёт, один полёт
) ;
Волк Игорь Петрович ( ЛИИ; 1 пробежка, 1 подлёт ) .
-
Работая
в должности заместителя Главного конструктора НПО "Молния" Степан
Анастасович Микоян
участвовал
в работах по созданию и испытаниям беспилотного
орбитального ракетоплана "Бор-4"
- габаритно-весовой модели орбитального самолёта
"Спираль"
в масштабе
1:2 , выводимой ракетой-носителем "К-65М-РБ5"
(модификацией ракеты-носителя "Космос-3М" ) .
-
В 1980-1984-х годах состоялись один суборбитальный и четыре орбитальных полёта этого космического аппарата .
Ввиду секретности работ космические аппараты "Бор-4" выводились
на орбиту
под видом космических спутников серии "Космос" .
По завершении полётов аппараты "Бор-4" приводнялись :
дважды - в Индийском океане и дважды - в Чёрном море .
-
В 1980 году С.А. Микояну была присуждена учёная степень
Кандидата технических наук
.
-
Постановлением Совета Министров СССР от 5 мая 1980 года генерал-майору авиации

Микояну Степану Анастасовичу было присвоено воинское звание
"генерал-лейтенант авиации"
.
-
Огромный опыт организатора лётных испытаний , накопленный С.А. Микояном очень пригодился , когда в рамках программы "Буран" был создан атмосферный аналог корабля - "БТС - 002 ОК ГЛИ".
Чтобы обеспечить самостоятельный взлёт этого восьмидесятитонного "изделия"
,
на нём были поставлены турбореактивные двигатели .
Кроме того
, была создана летающая лаборатория на базе самолёта ТУ-154 ,
в НПО "Молния" был сооружён пилотажно-динамический стенд-тренажёр ,
а инфраструктура аэродрома "Раменское" была приведена в полное подобие
с посадочным комплексом "Байконура" .

-
Степан Анастасович руководил лётными испытаниями атмосферного аналога ,
технической и стендовой подготовкой лётчиков , участвовал во всех проектных
работах
, связанных с деятельностью будущих экипажей .
-
-
15 ноября 1988 года во время единственного космического полёта Орбитального
космического корабля многоразового использования "Буран"
С.А. Микоян отвечал
за управление кораблём на участке снижения и посадки .
-
- -
Приказом Министра обороны Российской Федерации в 1992 году генерал-лейтенант
авиации
Микоян Степан Анастасович был уволен из Вооружённых сил
Российской Федерации в отставку по возрасту
.
-
В юности
Степан Анастасович занимался конным спортом в конно-спортивной школе "Осоавиахима" (имел первый разряд по конкуру ) , любил кататься на коньках
и лыжах
, прекрасно играл в теннис и водил автомобиль.
В 70-тилетнем возрасте
С.А. Микоян неоднократно совершал полёты
на учебно-тренировочном самолёте ЯК-18Т .
-
Степан Анастасович Микоян был инициатором установления Мемориального комплекса
"Крыло Икара"
(скульптор Фетисов Виктор Георгиевич ) погибшим лётчикам-
испытателям – одного
из любимых мест ахтубинцев .
Памятник пытались закрыть , когда работы над ним уже были фактически завершены
из-за того, что не было проведено согласование с Москвой .
На сторону скульптора встали
С.А. Микоян и лётчики-испытатели ,
твёрдо настоявшие на первоначальном варианте ,
и "Крыло Икара" удалось отстоять
.
-


- увеличить фотографии -
С.А. Микоян - соавтор учебников для лётного состава ВВС :
"Практическая аэродинамика манёвренных самолётов"
( в соавторстве с В.А. Алтуховым , В.Г. Брагой , Г.Ф. Бутенко , Н.М. Лысенко ,
А.А. Манучаровым , Ю.Н. Нечаевым , М.И. Радченко и Г.Ф. Сивковым
Под общей редакцией Доктора технических наук
Н.М. Лысенко ;
г. Москва: Воениздат, 1977 год
) ;
-
"Заход на посадку по приборам"
( в соавторстве с Г.А. Корбутом ;
г. Москва; Воениздат, 1979 год
) .
-
Микоян Степан Анастасович - автор воспоминаний :
"Воспоминания военного лётчика-испытателя"
( г. Москва; 2002 год ) ;
-

открыть ссылку
-
"Мы - дети войны.
"Воспоминания военного лётчика-испытателя"

( г. Москва; издательство "Эксмо"; 2006 год ) ;
-

открыть ссылку
-

-
Как актёр Степан Анастасович Микоян снялся
в
следующих художественных фильмах :
-

-

-
...... "В восемнадцать мальчишеских лет" (телеспектакль)
(г. Москва, Центральное телевидение; 1974 год; ).
...... О жизни лётчика-истребителя Тимура Михайловича Фрунзе , героически погибшего в неравном бою с немецко-фашистскими захватчиками под Москвой .
...... Комментарии к спектаклю - Степан Анастасович Микоян .

Режиссёр-постановщик -
Ия Миронова ;
Художник-постановщик -
Владимир Храмов ;
Авторы сценария -
Ия Миронова , Татьяна Паченцева ) ;

- -

-
...... "Битва за Москву"
(
Первое творческое объединение;
"Баррандов"
(Чехословакия ) ;
"ДЕФА" (ГДР ) ,
"ФАФИМ Вьетнам»"; 1985 год) .
...... Документально-художественная киноэпопея о битве за Москву.
...... В роли своего отца .

Автор сценария и режиссёр - Юрий Озеров ;
Операторы - Игорь Черных , Владимир Гусев ) .
В роли своего отца Анастаса Ивановича Микояна - Степан Анастасович Микоян .

- -

-
...... "Смысл жизни"
( "Узбекфильм"; 1987 год) .
...... Фильм посвящен Усману Юсупову, руководителю ЦК Компартии Узбекистана в 1930-1940-х годах.
...... В роли своего отца Анастаса Ивановича Микояна - Степан Анастасович Микоян .

Режиссёр - Дамир Салимов ;
Автор сценария -
Рамиз Фаталиев ) .

В сети этого фильма нет .

- -

-
...... "Сталинград"
( их двух фильмов; Киностудия "Мосфильм";
Творческое объединение "Время",
"Warner Brothers Production",
"Грио Интертеймент Групп"
(США ) ,
"Баррандов" (Чехословакия ) ;
"ДЕФА" (ГДР ), 1989 год) .
...... Документально-художественная киноэпопея о Сталинградской битве.
...... В роли своего отца Анастаса Ивановича Микояна - Степан Анастасович Микоян .

- -

-
...... "Война на западном направлении"
( 5 серий; Киностудия имени А.П. Довженко;
Творческое объединение "Луч"
, 1990 год) .
По мотивам романа
Ивана Стаднюка .
...... В роли своего отца Анастаса Ивановича Микояна - Степан Анастасович Микоян .

Режиссёры - Тимофей Левчук , Григорий Кохан ;
авторы сценария -
Иван Стаднюк , Эдуард Володарский

-
Степан Анастасович Микоян выступил в следующих документальных фильмах
:
-

-

-
"Буран". Созвездие Волка"

(
город Москва, Первый канал, 2010 год) .
О драматической судьбе первого в СССР отряда космонавтов-испытателей
Космического корабля многоразового использования "Буран" и его командире,
Герое Советского Союза, Лётчике-космонавте СССР,
Заслуженном лётчике-испытателе СССР Игоре Петровиче Волке .
Руководитель проекта
: Андрей Сычёв ;
Автор
: Татьяна Рощина ;
Режиссёр
: Константин Мурашёв ;
Редактор
: Ольга Пивкина ;
Операторы
: Денис Негревецкий ,
Евгений Прусаков
,
Василий Ивашенцев
;
Главный оператор
: Михаил Галин ;
Корреспондент
: Татьяна Черненко ;
Продюссеры
: Андрей Сычёв ,
Олег Вольнов
;
Голос за кадром
: Владимир Марамышкин .

-


открыть ссылку
-
:
Волк Игорь Петрович -
Герой Советского Союза,


Толбоев Магомед Омарович -
Герой Российской Федерации,

космонавт-испытатель ОКПКИ;
Тресвятский Сергей Николаевич -
Заслуженный лётчик-испытатель
Российской Федерации,
космонавт-испытатель ОКПКИ;
Сотников Борис Иванович -
заместитель Начальника НИЦ РКК "Энергия" имени С.П. Королёва;
Кононенко Олег Олегович -
Герой Российской Федерации,
старший лётчик-испытатель ОАО "ОКБ имени А.С. Яковлева";,
сын Кононенко Олега Григорьевича - Заслуженного лётчика-испытателя СССР,
Лётно-исследовательского института;
Шеффер-Богородская Лидия Аркадьевна -
вдова Шеффера Юрия Петровича -
Героя Российской Федерации,
Заслуженного лётчика-испытателя СССР,
лётчика-испытателя и космонавта-испытателя
Лётно-исследовательского института;
дочь Богородского Аркадия Павловича - Заслуженного лётчика-испытателя СССР,
лётчика-испытателяЛётно-исследовательского института;
Тимошенко Валерий Павлович -

Каримов Альберт Галиевич -
Ведущий конструктор НПО "Молния";
Щукин Егор Александрович -
военный лётчик, инженер ЛИИ имени М.М. Громова,
сын - Щукина Александра Владимировича - лётчика-испытателя и космонавта-испытателя

Станкявичюс Альгис Риманто-Антано -
сын Стакявичюса Римантаса-Антанаса Антано -
Заслуженного лётчика-испытателя СССР,
лётчика-испытателя и космонавта-испытателя
Лётно-исследовательского института имени М.М. Громова;
Бородай Алексей Сергеевич

полковник в отставке;
Волк Ирина Игоревна
- дочь Волка Игоря Петровича -
Героя Советского Союза,
Лётчика-космонавта СССР, Заслуженного лётчик-испытателя СССР;
Командира отряда космонавтов-испытателей "Бурана", Начальника ОКПКИ.

-

- -

-
"Космический корабль Буран. Генерал звездных войн"
( город Москва, ВГТРК , 20 10 год) .
Руководитель проекта :;
Автор сценария и режиссёр
: Александр Мержанов ;
Режиссёр
, монтаж : Алексей Терешкин ;
Операторы
: Борис Готгельф , Владимир Гаврил
Сергей Селиванов
, Евгений Петров , Вячеслав Красаков ;
Режиссёр монтажа
: Лариса Смирнова ;
Звукорежиссёр
: Андрей Жучков ;
Продюссеры
: Сергей Алексеев (телеканал "Россия") ,
Александр Островский ,
Голос за кадром
: Сергей Чонишвили ;
Консультант : Вадим Лукашевич .

-


открыть ссылку
-
Кроме С.А. Микояна в фильме принимают участие :
Лукашевич Вадим Павлович - историк космонавтики, автор сайта
-

открыть ссылку
-
Кондратов Анатолий - Начальник лаборатории ЛИИ имени М.М. Громова;

Волк Игорь Петрович -
Герой Советского Союза,
Лётчик-космонавт СССР, Заслуженный лётчик-испытатель СССР,
Командир отряда космонавтов-испытателей "Бурана", Начальник ОКПКИ;
Лозино-Лозинская Ирина Глебовна
- инженер-конструктор,
дочь Лозино-Лозинского Глеба Евгеньевича;
Обелов Александр
- заместитель Начальника службы лётных испытаний
бомбардировочной авиации в 1975 - 1979 годах,
генерал-майор авиации в отставке;
Джанибеков Владимир Александрович
- дважды Герой Советского Союза,
Лётчик-космонавт СССР, генерал-майор авиации в отставке;
Гудилин Владимир Евгеньевич -
бывший Начальник 6-го научно-испытательного
управления многоразовых космических систем (Начальник боевых расчётов пуска
ракеты-носителя сверхтяжёлого класса "Энергия" и Многоразовой транспортной
космической системы "Энергия"-"Буран"), генерал-майор в отставке ;
Соколов Виктор

Тимошенко Валерий Павлович - Начальник цеха наземных испытаний НПО "Молния";
Скороделов Владимир - заместитель Главного конструктора НПО "Молния";
Бакланов Олег Дмитриевич - Герой Социалистического Труда,
Лауреат Ленинской премии;


Лозино-Лозинский Глеб Евгеньевич

Лауреат двух Сталинских премий, Лауреат Ленинской премии,
Д
октор технических наук, Академик Академии космонатики
имени К.Э. Циолковского и Академии Авиации и воздухоплавния,


Главный конструктор проектов "Спираль" и "Буран".

-

- -

-
"Битва за космос. История русского шаттла"
( город Москва, Студия "Крылья России, 20 03 год) .
Руководитель проекта :;
Авторы сценария
: Елена Прохорова ,
Александр Славин
;
Режиссёр
: Александр Славин ;
Операторы
: Валерий Панкратов , Сергей Жадовский ,
Сергей Викулин
, Сергей Комарицкий , Владимир Ратушев ,
Евгений Гусев
, Юрий Галанзовский , Анатолий Шаталов ,
Владимир Пихтарев , Вадим Ситнев , Вадим Антипов,
Алексей Поляков
;
Монтаж
: Алексей Поляков ;
Редактор-консультант
: Владимир Петров ;
Звукорежиссёр
: Андрей Кулясов ;
Испонительные продюссеры
:
Наталья Губина , Антон Ванчуркин,
Сергей Комарицкий
;
Продюссеры: Сергей Шумаков
, Сергей Викулин ;
Голос за кадром
: Александр Яцко ,
Борис Миронов
;
Техническое обеспечение : Сергей Жадовский ,
Андрей Лебедев , Сергей Пахлов ,
Алексей Поляков , Елена Молева ,
Владимир Гришин , Татьяна Кулясова .

-


открыть ссылку
-
Кроме С.А. Микояна в фильме принимают участие :
Волк Игорь Петрович - Герой Советского Союза,
Лётчик-космонавт СССР, Заслуженный лётчик-испытатель СССР,
Командир отряда космонавтов-испытателей "Бурана", Начальник ОКПКИ;
Филин Вячеслав Михайлович
- заместитель Генерального конструктора
НПО "Энергия" по ракетам-носителям,
Доктор технических наук;
Силаев Иван Степанович
- Герой Социалистического Труда;
Министр авиационной промышленности СССР в 1981 - 1985 годах;
Председатель Совета Министров РСФСР в 1990 - 1991 годах;
Остапенко Пётр Максимович
- Герой Советского Союза,
Заслуженный лётчик-испытатель СССР,
Лауреат Государственной премии СССР;
Один из испытателей изделия "105.11" - дозвукового аналога
экспериментального пилотируемого орбитального самолёта - ЭПОС;
Бакланов Олег Дмитриевич
- Герой Социалистического Труда,
Лауреат Ленинской премии;
Министр общего машиностроения СССР в 1983 - 1988 годах,
Секретарь ЦК КПСС по военно-промышленным вопросам в 1988 - 1991 годах;
Лозино-Лозинский Глеб Евгеньевич
- Герой Социалистического Труда,

Лауреат двух Сталинских премий,
Лауреат Ленинской премии,
Д
октор технических наук,
Академик Академии космонатики
имени К.Э. Циолковского
и Академии Авиации и воздухоплавния,

Генеральный конструктор НПО "Молния",
Главный конструктор проектов "Спираль" и "Буран";

Бородай Алексей Сергеевич
- лётчик-испытатель и космонавт-испытатель ГКНИИ ВВС,
полковник в отставке;
Ратушев Владимир Георгиевич
- кинооператор ЛИИ имени М.М. Громова;
Виноградов Павел Владимирович -
Герой Российской Федерации,
Лётчик-космонавт Российской Федерации,
космонавт-испытатель, Начальник сектора Лётно-испытательской
службы РКК "Энергия" имени С.П. Королёва;

-

- -

-
Кроме этого , Степан Анастасович Микоян выступил с

К 90-летию со дня рождения Степана Анастасовича Микояна За плечами генерал-лейтенанта авиации Степана Анастасовича Микояна, заслуженного летчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза, почетного члена Международного общества летчиков-испытателей (Калифорния, США), Великая Отечественная война, летные испытания,полеты на 102 типах и модификациях летательных аппаратов, участие в создании и испытаниях космического корабля «Буран».

Летом 1951 года Степана Микояна, выпускника Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского, по его просьбе определяют служить летчиком-испытателем в отделе летных испытаний самолетов-истребителей 1-го Управления Государственного Краснознаменного научно-испытательного института Военно-воздушных сил. А в 1978 году он становится заместителем главного конструктора НПО «Молния» по летным испытаниям, где работает по сей день.

За 26 лет летно-испытательной работы летал практически на всех самолетах-истребителях и на большинстве типов бомбардировщиков и транспортных самолетов. Проводил государственные, контрольные и специальные испытания. Не раз возникали сложные ситуации, но катапультироваться ни разу не пришлось, хотя он насчитывает пять-шесть случаев, когда, как говорится, было «на грани». По обыкновению, он придерживался неписаных правил кодекса братства летчиков-испытателей, где принято было «скидываться» по три рубля с каждого колеса вновь освоенного типа самолета.

По тем временам самым «дорогим» был дальний перехватчик ТУ-128 о десяти колесах. Степану Анастасовичу, которому выпало на нем летать, пришлось выложить аж целых три червонца «колесных денег» на то, чтобы отметить это событие. В Ахтубинске, где он работал, вообще было принято проведение пикников с выездом на природу – на Волгу или ее протоки – с семьями.

Перед вами, читатели, фото из семейного альбома. Это фотография военных лет. На ней отец дружной семьи – Анастас Иванович Микоян с женой Ашхен Лазаревной, слева от него младший брат Артем, справа от жены – ее брат Гай. В нижнем ряду пятеро сыновей Анастаса и Ашхен – Владимир, Степан, Серго, Алексей и Вано.

Снимок сделан в конце июня 1942 года на даче в Зубалово, когда вся большая семья Микоянов оказалась в сборе, перед тем как трое из них отправились на фронт под Сталинград.

В августе предвоенного года Степан Микоян и его друг Тимур Фрунзе поступили в Качинскую школу военных летчиков в Крыму. 3 сентября 1941 года состоялся их выпуск, и в декабре Степан был направлен в 11-й истребительный авиаполк, оборонявший Москву, успев к этому времени освоить истребитель ЯК-1. 16 января 1942 года, получив задание прикрыть Истру, в тринадцатом полёте (вот и не верь приметам!) его по ошибке сбил… свой же летчик. Степан Анастасович вспоминает:

– К моменту посадки самолета огонь уже лизал мне лицо. Кажется, я даже кричал от боли. Единственное, что помню – самолет на земле, я привстаю в кабине и стаскиваю с себя ремешок горящего целлулоидного планшета. Потом провал в памяти. Очнулся я на снегу метрах в семи от горящего самолета… Сутки я провалялся в полевом госпитале на окраине города Истры…

На другой день из Москвы пришла «санитарка»… Степана отвезли в Кремлевскую больницу на улице Грановского, где он пролежал около двух месяцев. После выписки все еще болело сломанное правое колено, он заметно прихрамывал, а на левой ноге плохо заживали раны от ожогов. В начале апреля Степан улетел в Куйбышев для продолжения там амбулаторного лечения. Туда же были эвакуированы его мать и младшие братья. В конце июня 1942 года они вернулись в Москву и прямиком отправились в Зубалово, на правительственную дачу, на которой жили с 1927 года. Имение Зубалово в конце XIX века построил нефтепромышленник Л.К. Зубалов. Располагалось оно близ деревни Калчуга по Рублево-Успенскому шоссе. За высокой кирпичной оградой и теперь еще стоят четыре каменных здания – Большой, Малый, Третий дома и кухня.

В километре от этой дачи находится еще одно бывшее имение семьи Зубаловых – Зубалово-2. Это была одна из дач Сталина. После гибели Надежды Аллилуевой Сталин там уже не появлялся, но его дети ею еще пользовались.

По воспоминаниям дочери Сталина Светланы Аллилуевой у Микоянов в доме были «мраморные статуи, вывезенные в свое время прежними хозяевами из Италии; стены украшали французские гобелены; в окнах нижних комнат – разноцветные витражи. Парк, сад, теннисная площадка, оранжерея, парники, конюшня…»

На фоне одного из этих витражей и сделан был памятный снимок.

С тех пор минуло семь десятилетий. Время распорядилось так, что рассказать обо всем сейчас могут только Степан Анастасович, старший из сыновей Микоянов, и брат его Вано.

АНАСТАС ИВАНОВИЧ И АШХЕН ЛАЗАРЕВНА

На снимке Анастасу Ивановичу 46 лет. В это время он – заместитель председателя Совнаркома, нарком внешней торговли СССР, член Политбюро ЦК РКП(б), высшего политического органа страны.

– Родители мои поженились, – рассказывает Степан Анастасович, – но, как часто бывало в те годы, не «расписались». Так и прожили вместе более сорока лет, воспитав пятерых сыновей. И – ни одного хмурого взгляда или грубого слова между ними. Самое крепкое словечко, которое запомнилось мне, отец раза два обронил на армянском:

«Химар-химар хосумес!», что означало «Чепуху несешь!» Отец был неизменно галантен с женщинами, вызывая иногда у мамы легкую ревность. Но посторонних увлечений ни у него, ни у нее не было.

Нами Артемьевна Микоян:

«Анастас Иванович был невысок, подтянут, собран, динамичен, с характерным армянским лицом и с блестящими, выразительными глазами, весь как сжатая пружина. Говоря с собеседником, всматривался живым проницательным взглядом. Красивым его лицо вряд ли можно назвать, если бы не глаза – карие, глубокие, светящиеся умом, часто меняющие выражение – от гневного до лукавого. Говорил немного, но быстро, с едва заметным восточным акцентом».

В ноябре 1962 года, когда советские ракеты были нацелены на США, Микоян был послан на Кубу урегулировать конфликт, разрядить обстановку. Переговоры с Фиделем были непростыми. Между тем мир с тревогой ждал их результатов. Именно в этот момент Анастас Иванович получил телеграмму из Москвы о смерти Ашхен Лазаревны. Тяжелейший удар, способный сломать любого, даже очень сильного человека. Хрущев разрешил Микояну вернуться, Кастро готов был предоставить самолет. Из-за сложности и важности ситуации Микоян все же принял решение остаться и продолжить переговоры. Позднее Фидель признается, что принял решение убрать ракеты именно в те минуты и вечером на переговорах сообщил о своем согласии. В Москву на похороны Ашхен Лазаревны вылетел Серго, который был на Кубе вместе с отцом.

Ашхен Лазаревну предали земле на Новодевичьем кладбище в отсутствие мужа.

– В октябре 1978 года не стало и отца, – говорит Степан Анастасович. – И хотя по статусу полагалось захоронить в Кремлевской стене, его похоронили на Новодевичьем. Ходили слухи, что таково было желание отца, но он этого прямо не говорил, хотя когда там, т.е. на Новодевичьем, похоронили бывшего члена Политбюро Андреева, он заметил, что это лучше, чем на Красной площади – «все-таки люди ходят».

И я думаю, что это к лучшему: прах отца лежит в семейной могиле, рядом с его женой и матерью, родителями жены и ее братом Гаем, рядом с плитой в память о погибшем на войне сыне Владимире и недалеко от могилы его любимого брата Артема Ивановича. Там же теперь и урны с прахом его сыновей Алексея и Серго.

Нами Артемьевна Микоян:

«Узнав, что из ЦК в Министерство культуры пришло указание не приглашать на похороны Анастаса Ивановича оркестр, я позвонила дудукисту Дживану Гаспаряну, который был в это время в Москве, и попросила его сыграть у гроба свекра.

Думала, пусть он уйдет под звуки родных напевов. Дживан играл, я же тайком положила в карман Анастаса Ивановича прощальную записку на армянском языке».

36 лет Ашхен Лазаревна была в числе кремлевских жён. Дольше, чем кто бы то ни было. Она общалась с Крупской и Аллилуевой, сочувствовала сосланной Сталиным Полине Молотовой-Жемчужиной, делилась кулинарными рецептами с Марией Буденной, встречалась у портнихи с Ворошиловой.

Степан Анастасович:

– Мама была на редкость аккуратной, организованной. Пожалуй, она была чересчур беспокойной, волновалась, например, при очень поздних – под утро – возвращениях отца с ужинов Сталина. Под утро – потому что таков был режим работы и жизни, установленный Сталиным. Мама всегда ждала отца. Если и засыпала, то на кушетке (как она говорила), одетая, чтобы встретить его, напоить чаем или покормить – хотя обычно он в еде не нуждался, ибо приезжал со знаменитых сталинских ужинов. Но он нуждался в ее внимании, в живой душе дома, которой она всегда и была.

Дополнила образ свекрови Нами Микоян:

«Ашхен Лазаревна была очень скромной в быту. Никаких драгоценностей, колец, серег и прочего у нее, конечно, не было. Педагог по профессии и дальняя родственница своего мужа, в 50-е годы она была уже много пережившей и больной женщиной. Ашхен Лазаревна почти потеряла слух, ее мучила гипертония, жила она очень замкнуто, в основном на даче. Ее постоянной болезненной заботой были чистота и порядок в доме».

Ашхен Лазаревна могла бы оставить интересные мемуары, но так и не взялась за перо: видно, всей правды сказать не могла, а врать не умела, да и не хотела.

АРТЕМ ИВАНОВИЧ

В 1937 году Артем Микоян окончил с красным дипломом Военно-воздушную инженерную академию им. Н.Е. Жуковского и был назначен представителем военной приемки на завод № 1 Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ). Летом 1939 года Сталин принял авиаконструкторов, среди которых был и Артем Микоян. Вождю пришлась по душе формула будущего самолета – «скорость плюс высота». В декабре того же года при заводе был создан опытно-конструкторский отдел, возглавили его А.И. Микоян и М.И. Гуревич.

Их группа сконструировала высотный и скоростной моноплан МиГ-1 из древесины и фанеры с низко расположенным крылом и двигателем водяного охлаждения. Затем он был модифицирован и как МиГ-3 был выпущен в больших количествах.

Артем Микоян был едва ли не первым в нашей стране, кому открылось будущее реактивной авиации. Самолет такого типа воплотился в МиГ-9 с двумя трофейными турбореактивными двигателями. Вслед за первым реактивным самолетом конструкторское бюро Микояна сумело создать новый истребитель – более скоростной, совершенный и надежный, со стреловидным крылом – МиГ-15, который в мире признан как классический для своего времени.

Так появился самолет, который вывел конструкторское бюро Микояна на мировую арену,

заняв достойное место не только в его биографии, но и в истории авиации... Следом за МиГ-15 и его модификацией МиГ-17 появился МиГ-19 – первый отечественный сверхзвуковой самолет – практически одновременно с первым американским сверхзвуковым F-100. На боевых машинах Артема Микояна, академика АН СССР, генерал-полковника инженерно-технической службы, дважды Героя Социалистического Труда, установлено 55 мировых рекордов.

ГАЙ ЛАЗАРЕВИЧ

Степану Анастасовичу Артем Микоян и Гай Лазаревич запомнились как самые близкие и дорогие ему люди. Родные дяди позволяли Степану и его братьям звать их по имени. О брате матери Степан Анастасович говорит так:

– Гай был высоким, красивым мужчиной, с живым чувством юмора и очень добрым. Он был очень думающим человеком, начитанным и образованным. С юности рисковый, он еще мальчиком участвовал в подпольной работе. Однажды даже вызвался по заданию боевика Камо отвезти в Баку экспроприированные у Императорского банка деньги для тамошнего большевистского подполья.

Есть в биографии Гая Туманяна японо-китайская страница с его пребыванием в Харбине в качестве военного разведчика. В испанской странице значится: за подрыв немецкого транспортного судна с оружием для франкистов награжден боевым орденом Красного Знамени. Он был в Испании вместе со своим другом Хаджи Мамсуровым, о котором как организаторе разведки и диверсионных групп в своей книге «По ком звонит колокол» упоминает Эрнест Хемингуэй.

Прибыв в разгар Сталинградской битвы на передовую как представитель командования, Гай Туманян, вспылив, «врезал» командиру дивизии за то, что тот медлил с отправкой кавалерийской дивизии в тыл армии фельдмаршала Паулюса. Начальник политуправления Красной Армии доложил Сталину о самоуправстве Туманяна и просил отдать его под суд. На что услышал в ответ: «Туманяна знаю, оставьте его в покое». Правда, Гай Лазаревич оказался единственным из высших командиров, кого за Сталинград обошли наградой.

– В архиве моего отца сохранилось письмо, – говорит Степан Анастасович, – адресованное Туманяну, от высших руководителей советских районов Китая с просьбой передать им 10 тысяч винтовок и 800 пулеметов. Гай испросил у Сталина разрешение на передачу оружия, и тот посоветовал ему завезти его в какую-то глухомань и негласно дать знать о том китайцам.

В отставку генерал-лейтенант танковых войск Гай Туманян вышел с должности начальника политотдела Главного управления космических средств Минобороны.

Степан Анастасович:

– Как-то мой брат Алеша спросил Гая, почему политработники часто кажутся такими ограниченными, а тот ответил: «А что ты хочешь, когда думаешь одно, а говорить приходится совсем другое?!» Запомнилась мне еще одна его фраза брежневского периода: «Неужели мы всю свою жизнь отдали за то, что есть сейчас?»

ВЛАДИМИР

Володя, второй сын в семье, родился через два года после Степана. Еще учась в школе, вслед за старшим братом поступил в конно-спортивный клуб ОСОАВИАХИМа и стал наездником, да настолько умелым, что брал призы на соревнованиях. Он любил охотиться, и его раза два, вместе с Тимуром Фрунзе, даже брал с собой на охоту Климент Ворошилов.

С начала Великой Отечественной, едва окончив девятый класс, Володя настоял на досрочном зачислении его в Качинское летное училище.

Пройдя ускоренный курс обучения, он служил сперва под Москвой, где освоил ЯК-1 и «Харрикейн», полученный по ленд-лизу, а затем в сентябре 1942 года попал на Донской фронт, в полк, в который был назначен после излечения старший брат Степан. Писательница Лариса Васильева в своей книге «Дети Кремля» пишет: «Братья Микояны Степан и Вано, вспоминая своего погибшего брата Владимира, рассказывают, что он готовился к отправке на передовую, а его все не отправляли. Поинтересовался – почему? Объяснили: не включили в список полка, потому что он – сын Микояна. Владимир пришел домой и сказал отцу:

– Я проклинаю свою фамилию!

Отец глянул на него исподлобья:

– Иди, воюй!»

Восемнадцатого сентября он погиб в воздушном бою под Сталинградом. Летчики – участники того боя говорили, что после атаки «мессершмитта» его истребитель медленно перевернулся и пошел вниз, но потом резко клюнул носом и врезался в землю. Володя был посмертно награжден орденом Боевого Красного Знамени.

АЛЕКСЕЙ

Через год после того, как Владимир не вернулся из последнего полета, добровольцем в летную школу из девятого класса ушел еще один Микоян – Алексей. Окончив ее в первой половине 1944 года, он был зачислен в 12-й гвардейский полк ПВО Москвы, где служил командиром звена Степан.

Нами Микоян делится с нами:

«С 1950 года моя жизнь резко изменилась. Я вышла замуж за Алексея Микояна и переехала из Еревана в Москву. У нас родился сын Стас, названный в честь деда – Анастаса Ивановича».

Генерал-лейтенант авиации Алексей Микоян, одним из первых после войны освоивший реактивные самолеты, стал командиром авиаполка и неоднократно был ведущим колонны самолетов МиГ-15 на воздушных парадах. Затем, окончив Академию им. Ворошилова, он командовал дивизией, корпусом, был заместителем командующего воздушной армией, а также командовал авиацией Туркестанского военного округа. Грудь заслуженного военного летчика СССР Алексея Микояна украшали, среди прочих, и два ордена Красного Знамени.

ВАНО И СЕРГО

Третий по счету брат Степана Анастасовича, Вано, хотя и не стал летчиком, тоже, как и старшие братья, связал свою жизнь с авиацией. Успешно окончив Академию им. Жуковского, Вано пошел работать конструктором в ОКБ им. Артема Микояна, участвовал в разработке и руководил заводскими испытаниями самолетов МиГ-21, МиГ-23 и был заместителем Главного конструктора по самолету МиГ-29.

Серго же, историк, доктор наук, – единственный из братьев Микоянов «гуманитарий». Получив диплом МГИМО, он стал признанным специалистом по Латинской Америке, работал в Институте мировой экономики и международных отношений и почти 20 лет, начиная с первого номера, был главным редактором журнала «Латинская Америка».

СТЕПАН

В мае 1922 года секретаря Нижегородского губкома партии Анастаса Микояна перевели в Ростов-на-Дону на должность секретаря Юго-Восточного бюро ЦК ВКП(б).

Ашхен Лазаревна была на сносях, и муж отправил ее в Тифлис, к родителям, где 12 июля она разрешилась их первенцем – Степаном. Когда мальчику исполнилось два месяца, Анастасу Ивановичу выделили в Ростове квартиру, и он перевез семью к себе. Туда же переехал и его брат Анушаван, известный впоследствии как Артем Микоян, сыгравший заметную роль в судьбе своего племянника.

Как-то в середине 30-х годов Ануш, как звали в семье Артема, взял Степана с собой на аэродром в Тушино – показать полет авиетки, построенной им и его двумя друзьями, слушателями Академии им. Жуковского. На день рождения дядя Ануш подарил Степану, а было это в 40-м, готовальню с надписью: «От летчика – до инженера-конструктора».

– Так что пожелание Артема Ивановича сбылось практически полностью, – признается Степан Анастасович. – Летчиком я стал, инженером – тоже, а сейчас тружусь именно в конструкторском бюро.

В июне победного 1945-го Степан Микоян женился. Его избранницей стала Элеонора Лозовская, дочь Петра Лозовского, летчика-испытателя завода № 22 в Филях, который разбился в 1932 году на туполевском истребителе И-4. Она лихо водила «Опель-кадет» своего отчима, известного полярника Марка Ивановича Шевелева, отлично музицировала и рисовала. Жили они душа в душу, воспитали троих детей. Жаль, что до своих 90 Элеонора Петровна не дожила двух лет. Предметом ее гордости была книга мужа «Воспоминания военного летчика-испытателя», изданная в 1999-м, в переводе дочери Ашхен, в Великобритании, а спустя три года увидевшая свет и в России.

Летал Степан Анастасович до 1978 года. Летал на МиГ-15, МиГ-19П, МиГ-21, Миг-23, МиГ-25, МиГ-27, СУ-15, СУ-24, ЯК-27Р… В общей сложности провел в воздухе около 3500 часов и закончил летно-испытательную работу в звании Героя Советского Союза, присвоенном ему в 1975 году.

С высоты прожитых лет Степану Микояну, одному из достойнейших сынов армянского народа, прошлое его семьи видится высоким служением делу и призванию. Свое 90-летие юбиляр отметил в кругу родных, друзей и сослуживцев и многих летчиков-испытателей в Музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Глядясь в зеркало судьбы, Степан Анастасович видит себя человеком счастливым: бодрости духа ему не занимать.

Марина и Гамлет Мирзояны