Мужья ирины скобцевой. Как росли дети знаменитой пары, и почему их сын Фёдор часто обижался на родителей? Фото из семейного альбома актрисы


На сцене он ее задушил, а в жизни поставил условие никогда не расставаться. Им вдвоем пришлось пройти через испытания, сплетни, агрессию и даже внушения со стороны партийного руководства страны. Семья Сергея Бондарчука строилась непросто. Но в ней была любовь.

Первые встречи


Впервые они повстречались на троллейбусной остановке. В тесной толчее общественного транспорта Ирина Скобцева оказалась в окружении нависших над ней больших рук Сергея Бондарчука, только слышала над ухом его тяжелое дыхание. Она едва дождалась остановки и рванула к дому что есть силы.


Во второй раз она увидела его в 1953 году на выставке, где среди прочих картин висел и ее портрет. Художник Василий Ефанов передал ей пригласительный билет, а войдя в зал, Ирина увидела Сергея Бондарчука, который стоял и пристально вглядывался в ее глаза. Он любовался то ли самим портретом, то ли мастерством художника, который писал этот портрет. Ирина, смущенная, покинула выставку. Ей было очень неловко привлекать к себе внимание.

А потом ее, выпускницу школы-студии МХАТ утвердили на роль Дездемоны в фильме «Отелло». Ее партнером стал Сергей Бондарчук. Именно на съемках они поняли, что между ними что-то происходит. Но у него была семья, где подрастала дочь.

Венчание или игра?


Сергей Бондарчук (Отелло) и Ирина Скобцева (Дездемона) в фильме "Отелло". / Фото: www.mtdata.ru

Когда съемки фильма были окончены, режиссер решил доснять сцену венчания Отелло и Дездемоны. Бондарчука и Скобцеву отправили в Ригу. И вот они стоят в католическом соборе, звучит орган, выходит ксендз, начинается обряд. И кажется, что все по-настоящему. После того, как сцена была снята, Бондарчук категорично заявил своей Дездемоне, что теперь-то она точно от него не отвертится. Она и не собиралась.

Нынешний ксендз Домского собора в Риге, где снималось венчание Дездемоны и Отелло, говорит о том, что во время съемок фильма, когда об этом просят, они проводят не полный обряд. Но для Бога обряд проходит. И так случается, что брак, заключенный в кино, заключается на небесах.
Кажется, с ними произошло именно это. Их брак был заключен на небесах, и судьба их - одна на двоих - предопределена.

Разлучница


Он вернулся после съемок загадочный, глаза его сверкали, а всем коллегам он показывал свои бесчисленные рисунки, на которых была изображена красивая девушка с длинными волосами. Но он не отвечал на вопросы о ней, просто говорил: «Нет, не могу».

Им хотелось быть вместе, они чувствовали тягу друг к другу. А в жизни, в жизни шла невероятная борьба за то, чтобы он не думал уходить от своей жены, Инны Макаровой. Его вызывали к самому высокому руководству, на него давили, угрожали.


Ирину Скобцеву и Сергея Бондарчука не выпускали вместе на заграничные премьеры «Отелло». Его стыдили. Когда в очередной раз Ирине сказали, что она остается дома, Сергей Федорович прямо из аэропорта приехал к ней. Руководителю поездки заявил, что без Иры Скобцевой он никуда не едет.


За ней закрепилась слава разлучницы, безжалостной и бессердечной. Она просто любила. Удивительно, но Ирина Скобцева старалась никак не комментировать возникающие вокруг нее разговоры. Она была счастлива тем, что любимый теперь рядом с ней.

Всегда рядом


Им удалось узаконить свои отношения только через четыре года. Сергей Федорович поставил ей всего два условия: никогда не расставаться и давать ему иногда два-три дня для абсолютного молчания. Но разве это условие? Это действительно радость, быть рядом с тем, кого любишь, делать все, чтобы ему было комфортно.


Поначалу они жили в родительском доме Ирины. Бабушка Иры прочитывала с утра газеты, а потом входила к ним в комнату с достоинством королевы, передавала газеты Бондарчуку со словами: «Сергей Федорович, я подчеркнула то, что Вам стоит прочесть!» Это было трогательно, служило символом полного принятия его в семью. А мама Ирины Константиновны с готовностью перепечатывала рукописи зятя, когда в этом была необходимость.

Потом им дали квартиру, куда они переехали все вместе, с родителями Ирины, сдав их двушку государству.

Режиссер и его актриса


Сергей Бондарчук в роли Пьера Безухова, Ирина Скобцева в роли Элен Безуховой в фильме "Война и мир", 1967 год. / Фото: www.fakty.ua

Во время съемок «Войны и мира» у них родились дочь Алена и сын Федор. Они так и называли их в шутку, «дети «Войны и мира». Аленушка появилась на свет на нулевой серии, то есть во время утверждения ролей, а Федор осчастливил родителей уже на шестой серии.


С того момента, как две человеческие судьбы слились в одну, Ирина Скобцева-Бондарчук стала для своего гениального супруга любимой женой, другом, соратником, помощником, его глазами, голосом, руками. Он снимал кино, а она занималась всем остальным.


Она неустанно помогала ему в поимках наиболее удачных сцен, когда он начал сам снимать фильмы. А когда он приглашал ее для совместной работы, она играла не просто в полную силу, а даже сверх своих возможностей. Она точно знала: стоит ей где-то не доиграть, допустить хоть одну ошибку, и сразу скажут, что Бондарчук снимает не актрису Ирину Скобцеву, а свою жену, которая явно не дотягивает до своих ролей.


Когда они стали вместе преподавать во ВГИКе, она всегда смягчала его недовольство своими студентами, мягко напоминая ему, что они еще совсем дети, что со временем у них все получится. А между занятиями, этюдами, репетициями Ирина Константиновна подкармливала учеников пирогами, давала девочкам уроки этикета и учила хорошим манерам. Не зря ведь на Каннском кинофестивале ей присвоили титул «Мисс Шарм».

«Я служу ему до сих пор…»


После пятого Съезда кинематографистов Сергея Бондарчука вывели из правления, да еще и старательно попытались очернить его имя. Какое-то время он оставался невостребованным, находя отдушину в живописи, рисуя все, что попадается на глаза. Потом последовала история с исчезновением уже практически готовой новой версии «Тихого Дона», снятого совместно с итальянцами. Все это очень подкосило здоровье режиссера. А когда поставили диагноз, было уже слишком поздно. Рак легких разъел его изнутри.


Он скончался 20 октября 1994 года, успев за два часа до смерти исповедоваться и причаститься. Он ушел, а она осталась, чтобы и дальше служить своему гениальному супругу. Ирина Скобцева до сих пор верно хранит память о своем муже, заботясь только о том, чтобы его имя не было забыто, чтобы тот вклад, который он внес в развитие кинематографа, был оценен по достоинству.

Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева прожили вместе 35 лет, стараясь как можно меньше времени проводить в разлуке. Точно так же не могли обходиться друг без друга.

Они были самой красивой парой советского кино. Изящная, женственная, утонченная Скобцева и сильный, волевой, мужественный Бондарчук... История их любви началась во время съемок шекспировской трагедии «Отелло». На экране Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева блестяще воплотили бессмертные образы ревнивого мавра и венецианской красавицы. Нередко случается, что у актеров экранный сюжет переплетается с жизнью. Но в данном случае действительность оказалась гораздо счастливее одного из самых трагичных любовных сюжетов мировой культуры. Роман Бондарчука и Скобцевой положил начало крепким семейным отношениям. Сама Ирина сказала об этой ситуации не без юмора: «Сначала он меня задушил, а потом он на мне женился».

Впервые они увидели друг друга на вернисаже в Акаде­мии художеств, где проходила выставка очень известного тогда живописца, пятикратного лауреата Сталинской пре­мии Василия Ефанова. По словам Ирины Скобцевой, это была почти мистическая история. Однажды, отдыхая в Доме творчества художников, красавица Скобцева, тогда еще студентка Школы-студии МХАТа, согласилась позировать Ефанову для портрета. Неудивительно, что на выставке среди прочих картин художника было представлено и ее изображение. Ирину пригласили на вернисаж, куда в один из дней она и отправилась. «Войдя в зал, я сразу заметила у моего портрета человека, который его внимательно раз­глядывал, – вспоминает актриса. – Я узнала Сергея Бон­дарчука. Он был уже тогда очень знаменит. Народный ар­тист, лауреат... А кто была я? Девчонка, студентка, еще не определившаяся в жизни. Он тоже узнал "модель" и подо­шел ко мне сам. Состоялся короткий, ни к чему не обязы­вающий разговор. Казалось, продолжения не последует, но жизнь рассудила иначе...» Жизнь действительно рассу­дила иначе, распорядившись по-своему. Сергей Бондар­чук без памяти влюбился в ту, чей портрет так привлек его внимание. И случилось это совсем скоро, когда Судьба вновь свела их вместе – на этот раз на съемочной пло­щадке киностудии им. Горького. Ирина Скобцева училась на последнем курсе Школы-студии МХАТа, когда при­знанный мастер отечественного кино режиссер С. Ютке­вич, работавший над экранизацией трагедии Шекспира «Отелло», пригласил ее принять участие в конкурсных ки­нопробах на роль Дездемоны. Это была одна из интерес­нейших и вместе с тем труднейших ролей классического репертуара. Поначалу режиссера привлек лишь внешний облик актрисы: женственная и обаятельная, красавица Скобцева как нельзя лучше соответствовала образу Дезде­моны. Однако не только красота дебютантки помогла ре­жиссеру выбрать именно ее среди многочисленных пре­тенденток на роль. Кинопробы показали, что за внешней сдержанностью и даже строгостью Скобцевой скрываются эмоциональность и умение тонко чувствовать. Позднее из­вестный кинорежиссер И. Таланкин скажет, что для Ири­ны Скобцевой характерно удивительное сочетание «кра­соты, женственности, ума и высокой образованности». На роль Отелло в картине был утвержден Сергей Бондарчук. В те годы он уже был очень известным, узнаваемым акте­ром, имел немало званий и наград. За свою дипломную работу – роль в картине «Молодая гвардия» (1948 г.) – Сергею Бондарчуку присудили Сталинскую премию. Этот актер всегда бил в десятку. В 1952 году он снялся в глав­ной роли в фильме «Тарас Шевченко» и получил премию на Международном кинофестивале в Карловых Варах. На родине он так понравился Иосифу Сталину, что тот на­звал его «истинно народным артистом». Наутро после пра­вительственного просмотра фильма о великом поэте Ук­раины 32-летнему Бондарчуку дали звание народного. Он стал самым молодым народным артистом СССР, минуя все промежуточные звания. Фильм «Отелло» принес акте­ру и мировую известность, но, главное, он подарил ему настоящую любовь, самую большую любовь в его жизни. В то время как на съемочной площадке бушевали шекс­пировские страсти, у Ирины Скобцевой и Сергея Бондар­чука вспыхнул роман. Оказалось, что актеры готовы ре­шительно опровергнуть замысел великого Шекспира: в отношениях Отелло и Дездемоны явно обозначился счаст­ливый финал. Правда, и Сергей Бондарчук, и Ирина Скоб­цева не были в то время свободны, у каждого из них была семья. Бондарчук был женат (это был его второй брак) на актрисе Инне Макаровой, свадьба с которой состоялась во время съемок фильма «Молодая гвардия» (1948 г.), где Сергей Бондарчук сыграл роль партийного руководителя Валько, а Инна Макарова – Любку Шевцову. 21-летняя Макарова покорила сердце видавшего виды Бондарчука. Поначалу она даже называла своего 28-летнего супруга «взрослый дядечка». Вместе они прожили 10 лет. Их дочь Наталья Бондарчук стала впоследствии известной актри­сой и режиссером. Ирина Скобцева в те годы тоже была замужем – за студентом МГУ, красавцем Алексеем Аджу-беем. Тем самым, который впоследствии стал зятем Ники­ты Хрущева. Когда Бондарчук и Скобцева поняли, что их отношения серьезны, и решили пожениться, их браку вос­препятствовали все – начиная от коллег-актеров и закан­чивая политиками самого высокого ранга. «Прежде чем мы объединились в семью, прошли через многочисленные преграды и внушения аж на правительственном уровне, – вспоминает Ирина Скобцева. – Нас вызывали в ЦК КПСС – по моральному вопросу, не выпускали вдвоем на зарубежные премьеры. А успех у "Отелло" был огром­ный, нас приглашали с картиной по всему миру. Года три мотали нам нервы. Однажды, это был пятьдесят восьмой год, мы должны были улетать в Англию, а накануне вече­ром мне сообщили, что я не еду. И Сергей Федорович прямо с аэродрома приехал ко мне, сказал, что больше никуда без меня не поедет». Ничто не могло повлиять на решение Бондарчука связать свою судьбу с Ириной Скобцевой. Однако, как вспоминает Ирина Константиновна, «началь­ство разрешило нам пожениться лишь через несколько лет». Их свадьба состоялась в 1959 году. Но, перед тем как рас­писаться, жених поставил невесте два обязательных усло­вия: никогда не расставаться и время от времени давать ему возможность помолчать, хотя бы дня три... С тех пор Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева 35 лет шли по жизни рука об руку.

Сразу после свадьбы Сергей Бондарчук переехал жить к Скобцевым – в семью со старомосковским укладом, где ыли бабушка, мама и папа. Приняли его радушно. Глава семьи, отец Ирины Скобцевой, был научным работником Главного управления метеослужбы, а мама всю жизнь про­работала в архивах. Как раз в то время Бондарчук задумал один из своих шедевров – картину «Судьба человека». «Над сценарием мы работали все вместе – моя мама печатала на машинке, папа клеил... После встречи с Сергеем Федо­ровичем вся моя жизнь была подчинена семье и нашей работе, других интересов у меня не было», – вспоминает Ирина Константиновна. Триумф фильма «Судьба челове­ка», где Сергей Бондарчук впервые выступил как режис­сер, принес ему не только звание лауреата Ленинской пре­мии, но и помог улучшить жилищные условия. Из двухкомнатной квартирки Сергей и Ирина вместе с родителями и бабушкой переехали в шикарную квартиру на улице Горького... Дети в семье появились сравнительно поздно. Сергей Бондарчук в то время как раз работал над главной картиной своей жизни – «Война и мир». Съемки эпопеи были грандиозными и длились почти три года. «Алена у нас была "нулевой" серией на картине "Война и мир", а Федя – "шестой", – рассказывает Ирина Скоб­цева. – Ну а карьера... Я только сейчас понимаю, что от многого тогда отказывалась. Начало ведь у меня действи­тельно было блестящим – заметные роли в фильмах "Отел­ло", "Неповторимая весна", "Поединок", "Обыкновенный человек"... Но по-другому поступить не могла, да и не хо­тела. Перед съемками "Войны и мира", помню, Сергей сказал мне: "Я буду снимать картину, а все остальное – твоя забота..." Но картина стала и моим делом: кроме того, что я и сама снималась в роли Элен, наш дом превратился в филиал съемочной площадки. Может быть, в личном плане я многое тогда упустила: никаких "светских" вече­ров, четыре года съемок, постоянные экспедиции, а там – неустроенность, иногда и есть-то приходилось на поднож­ке грузовика, но это была наша с ним жизнь». «Война и мир» стала их самой большой совместной удачей. В кар­тине Бондарчук выступил не только как режиссер, но и как актер – он сыграл Пьера Безухова. Ирина Скобцева исполнила одну из своих лучших ролей, воплотив образ холодной красавицы Элен Курагиной. Роли эти были тем более сложные, что на съемочной площадке им вновь при­шлось как бы «переспорить» не слишком веселый литера­турный сюжет. И все же это был их огромный, во всех смыслах общий успех. Успех не только режиссера и актри­сы. Успех двух любящих людей, единомышленников, вер­ных помощников друг другу...

Длительные съемки картины «Война и мир» породили множество слухов о звездных супругах. Пожалуй, самый громкий из них – о романе Сергея Бондарчука с молодой актрисой, сыгравшей роль Наташи Ростовой, 20-летней Людмилой Савельевой. Однако все эти домыслы развеяла сама Ирина Скобцева, сказав, что доверяет мужу и ника­ких измен с его стороны никогда бы не потерпела. У счаст­ливой и самой красивой пары советского кинематографа всегда было немало завистников и врагов. Причем слухи и домыслы, которые вокруг нее распространялись, касались как личной жизни, так и творчества. Особенно достава­лось Сергею Федоровичу. Говорили, например, что круп­ные работы удавались ему лишь потому, что он дружил с сильными мира сего. Даже сегодня Ирине Скобцевой при­ходится опровергать эти слухи: «Друзей у нас было немно­го, и уж совсем не из того мира! Например, с покойным министром обороны Гречко Сергей Федорович встречался только однажды, да и то потому, что маршал хотел, чтобы Бондарчук снял фильм "Битва за Кавказ". А он вместо этого снял "Они сражались за Родину". Так его затаскали по инстанциям. Сергей весь черный ходил. Но не жаловался и ни у кого не просил защиты. Разве только у Всевышне­го... Несмотря на все препоны, снял в картине "Война и мир" крестный ход – помните, как толпы людей идут к Иверской заступнице и пропускают вперед Кутузова? Пе­ред самым Бородино слышно, как молится армия. Его долго убеждали, чтобы он не снимал эту сцену, а он все равно снял, и она получилась одной из лучших в картине. И не­многим известно, что во время съемок киноэпопеи он чу­дом остался жив – в шестьдесят пятом году на несколько минут у него остановилось сердце. И почти то же самое повторилось спустя три года, во время съемок фильма "Ватерлоо"...»

Дважды Ирина Скобцева вытаскивала мужа, можно ска­зать, с того света, выхаживала, заботилась, оберегала... Бла­гополучие талантливому режиссеру создавали жена, семья.
У Сергея Бондарчука был крепкий тыл. И когда ему было плохо, об этом никто не догадывался. Если бы не жена, как знать, смог ли бы режиссер пережить величайшие взлеты и крутые падения, выпавшие на его долю... «Мама полностью "растворилась" в отце, посвятила ему жизнь, помогала в ра­боте. Моим воспитанием занималась бабушка», – рас­сказывает сын Ирины Константиновны и Сергея Федорови­ча, Федор Бондарчук, ставший известным клипмейкером, актером и режиссером. Семья всегда оберегала Сергея Бон­дарчука, особенно когда у него случались огромные переры­вы между картинами – по три-четыре года. Тяжелые време­на для мастера, который всегда говорил, что кинематограф – не пирожное, а хлеб, необходимый людям.

Но зато когда уж работа была – все кипело вокруг Бон­дарчука. Съемки занимали все его помыслы, все его время, которого на семью и детей почти не оставалось. «Сказать "мало уделял нам внимания" – значит ничего не сказать. Он почти не уделял нам внимания, – вспоминает об отце Федор Бондарчук. – Но влияние на нас все-таки оказал гро­маднейшее. И в большей степени это касается искусства. Кстати, в последние годы его жизни я общался с ним доста­точно плотно именно как с советчиком и другом. Да, отца мне всегда не хватало и безумно не хватает сейчас».

В жизни Сергея Бондарчука и Ирины Скобцевой было немало трудностей, невзгод. Одним из таких тяжелых для их семьи периодов стала вторая половина 80-х. Ведь Бон­дарчук и Скобцева символизировали собой советское кино, а с приходом перестройки, когда все рушилось и отверга­лось, ничто советское не приветствовалось. На первый в перестроечный период кинематографический съезд Сер­гея Бондарчука не избрали даже делегатом. Молодые ре­жиссеры, в общем-то «имевшие зуб» на все советское кино, решили отыграться на Бондарчуке. Единственным, кто вышел на трибуну V съезда кинематографистов в 1986 году и защитил Сергея Федоровича, обратившись к залу: «Что вы делаете?! Это же предательство!», – был Никита Ми­халков. И все же Бондарчука удалось, нет, не сломать, но как-то отодвинуть на второй план, и, что еще страшнее, лишить возможности работать. В те годы Бондарчук почти перестал снимать...

И когда, в начале 90-х годов, у режиссера появилась возможность снять на итальянские деньги «Тихий Дон», он готов был плакать от счастья. Тем более, что экранизи­ровать роман Шолохова было его заветной мечтой. И ни он и никто другой еще не знали, что этот фильм станет прощальной работой Сергея Бондарчука и что свое послед­нее детище ему увидеть уже не придется. Почти крими­нальная история с исчезновением отснятой ленты «Тихого Дона» оставалась очень долго невыясненной. Позднее ста­ло ясно, что «за кадром» была организована и проведена крупная денежная махинация. Итальянские продюсеры оказались аферистами высочайшего класса, не имевшими никакого отношения к кинематографу. Они обманули ре­жиссера, скрывшись вместе с черновым смонтированным вариантом фильма – «Тихий Дон» был практически го­тов. Картина за долги была арестована одним из банков Италии, сам видеоматериал хранился в Риме на киносту­дии, а вот звуковую запись продюсер увез и спрятал в Лон­доне. Что касается прав режиссера на картину, то в кон­тракте о них не было ни слова. Для неопытного в таких вопросах Сергея Бондарчука это стало полной неожидан­ностью. Телефонные переговоры и десятки писем ни к чему не привели. Эта история, полная отчаяния и боли, сократила последние годы жизни мастера. В октябре 1994-го сердце режиссера остановилось: он не смог пережить слу­чившегося.

Распутать юридический и финансовый клубок в исто­рии с «Тихим Доном» не удавалось долгие годы ни госу­дарственным, ни частным структурам. И вот, спустя 13 лет, долговой конфликт был наконец решен. Последняя кар­тина Сергея Бондарчука вновь на Родине. Когда материал привезли в монтажную мастерскую, все вздохнули с об­легчением: пленка хорошо сохранилась. Единственное, что не удалось вернуть, – звуковой материал. Его, как и му­зыку к картине, придется писать заново. Главная задача – восстановить «Тихий Дон» именно таким, каким его хотел видеть Сергей Бондарчук. Ориентиры – черновой монтаж самого режиссера, его записи и, конечно, воспоминания Ирины Скобцевой, которая вместе со своими детьми сде­лала все, чтобы картина, снятая ее мужем, вернулась в Россию. «Бондарчук считал, что "Тихий Дон" – это фильм о любви, не о любви мужчины к женщине, хотя и это тоже есть, а о любви к Родине, о любви к Отечеству, о любви семейной, о любви братской».

Существует мнение, что жить с гением очень трудно. Но Ирина Скобцева, которая всегда с неизменным тактом ис­полняла партию жены своего мужа, выдающегося мастера экрана, говорит по этому поводу так: «Некоторые люди уве­рены, что они гении, и начинают играть свою гениальность. Бондарчук жил в собственном лице, в поисках гармонии, и настолько мало ему было отпущено времени, чтобы снять "Войну и мир", "Ватерлоо" и 10-серийный фильм "Тихий Дон", что вся жизненная шелуха от него отлетала. Он был увлечен, делал свое дело: процесс съемок, работа были для него важнее всего. Ведь он и играл, и ставил, а это очень сложно. Он никогда не изображал из себя гения. В жизни был простым и в то же время сложным человеком. Он был очень добрым, милым и ранимым...»

В годы, когда складывались их судьбы, было не приня­то особо подчеркивать статус супругов, заострять на этом внимание. Ирина Константиновна присоединила к своей фамилии фамилию супруга, в мировом масштабе куда бо­лее знаменитого, чем она сама, но и не потеряла собствен­ную. Когда Бондарчука не стало, многие злопыхатели были уверены, что карьера Скобцевой закончилась. Но жизнь все расставила по своим местам. Ирина Скобцева продол­жает сниматься в кино, она – желанный гость на творче­ских встречах и вечерах. Сегодня, когда Сергея Федорови­ча уже нет рядом, она по-прежнему живет тем, что было дорого ее мужу, что составляло его творчество и жизнь. Вместе с Сергеем Бондарчуком Скобцева вела большую педагогическую деятельность, а после смерти своего суп­руга многое сделала для восстановления руководимого Бондарчуком художественного объединения «Время» на «Мосфильме». «...Я по-прежнему служу Сергею Федоро­вичу: продолжаю его дело, пытаюсь решить проблему с выпуском "Тихого Дона"», – говорит Ирина Константи­новна. На Международном кинофоруме «Золотой Витязь» Ирина Скобцева обычно вручает медаль имени Сергея Бондарчука за достижения в области киноискусства.

Когда-то в далеком прошлом их соединил киноэкран – первую московскую красавицу и кубанского парня со жгу­чими «казацкими» глазами. Они впервые сыграли вместе на одной съемочной площадке. Сыграли виртуозно, блес­тяще – быть может, потому, что за придуманной любовью шекспировских героев скрывалось их настоящее чувство.

В дальнейшем, на протяжении всей совместной жизни Сергея Бондарчука и Ирины Скобцевой, столь яркую со­вместимость именно этого мужчины и этой женщины, парность их актерских лиц и совпадение судеб кино ис­пользовало не раз и не два. Кинематограф может гордить­ся замечательными совместными работами Бондарчука и Скобцевой – и в фильмах, поставленных самим Сергеем Федоровичем («Война и мир», 1965–1967 гг.; «Они сража­лись за Родину», 1975 г.; «Степь», 1977 г.; «Борис Году­нов», 1986 г.) и в картинах других режиссеров («Сережа», «Молчание доктора Ивенса», 1973 г.; «Выбор цели», 1974 г.; «Такие высокие горы», 1974 г.; «Бархатный сезон», 1978 г.; «Отец Сергий», 1978 г.; «Овод», 1980 г.) и других. Эти кар­тины памятны многим до сих пор. Но для нас Бондарчук и Скобцева – это не только два символа советского кине­матографа, но и два верных спутника жизни, которых со­единили любовь, семья и творчество... Эти роли Ирины Скобцевой и Сергея Бондарчука абсолютно органичны и неразделимы.

© Все права защищены.

Одной из самых красивых пар в советском кино были Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева. В биографии актрис чаще говорится о неудачном браке и одиночестве, нежели о семейном счастье. Жизнь Ирины Скобцевой не типична для артистки: она прожила с мужем 35 лет и осталась ему верна после его смерти.

С Сергеем Бондарчуком она познакомилась, будучи студенткой. В 1959 году, когда она вышла за него замуж, он был известным актером. Но режиссером с мировым именем Бондарчук стал при ней и во многом благодаря ей.

Юность

Биография Ирины Скобцевой начинается 22 августа 1927 года. Она родилась в Туле, в семье, которая никакого отношения не имела ни к театру, ни к кинематографу. Отец возглавлял метеослужбу. Мать была архивным работником.

Мечтала ли с ранних лет об актерской карьере Ирина Скобцева? В биографиях известных актрис обычно говорится так: "она всегда знала, что станет артисткой". Но о Скобцевой этого сказать нельзя. После окончания школы она поступила в МГУ на исторический факультет. И только в студенческие годы заинтересовалась театром, участвуя художественной самодеятельности. Будущая актриса Ирина Скобцева получила диплом МГУ, а потом уже поступила в школу-студию МХАТ.

Первый брак

Брак с актером и режиссером Бондарчуком был не первым для Ирины Константиновны Скобцевой. В 1945-м, будучи студенткой МГУ, она познакомилась с Алексеем Аджубеевым, который учился на факультете журналистики. В том же году вышла за него замуж. Однако этот брак счастья не принес. В 1949 году Алексей ушел к Раде Хрущевой, дочери будущего генсека.

Дебют в кино

Важное событие в биографии Ирины Скобцевой — съемки в фильме по трагедии Шекспира. Ее путь в кино начался с роли Дездемоны. Кроме того, на съемках этой картины она познакомилась со своим будущим мужем.

Фильм "Отелло" 1955 года снял Сергей Юткевич. За эту работу он получил награду в Дамаске и приз на Каннском фестивале.

Сергей Бондарчук

Сцену венчания Отелло с Дездемоной режиссер решил снимать в настоящем католическом храме, а потому пришлось ехать в Литву. После этой поездки между актрисой Ириной Скобцевой и будущим обладателем премии "Оскар" начался роман.

Сергей Бондарчук тогда был женат на Инне Макаровой, звезде фильмов "Молодая гвардия", "Высота". У них подрастала дочь Наташа. Кинематографическое начальство, узнав о его романе с молодой актрисой, начало давить на него. Бондарчука и Скобцеву не пустили на Каннский фестиваль. Но они, несмотря ни на что, продолжали встречаться.

Узаконить свои отношения им удалось только спустя четыре года. Первое время они жили в доме родителей Ирины. Те к тому времени получили квартиру в Москве. Но пересуды относительно личной жизни Ирины Скобцевой, которую нередко называли разлучницей, продолжались еще долго. До тех пор, пока не стало понятно, что этот прочный семейный и творческий союз никто не сможет разрушить.

Фильмы 50-х

В 1955-м Ирина Скобцева и Сергей Бондарчук снялись еще в одной киноленте — "Иван Франко". Спустя два года актриса снялась в фильмах "Неповторимая весна", "Обыкновенный человек", "Поединок". Далее были киноленты "Аннушка", "Шли солдаты", "Белые ночи". Сергей Бондарчук тем временем снял свой первый фильм "Судьба человека", который собрал шесть престижных кинонаград.

"Сережа"

Это третий фильм, в котором актриса Ирина Скобцева сыграла со своим мужем, и дебютная работа режиссера Георгия Данелии. В картине речь идет о мальчике и его отношениях с отчимом. Ирина Скобцева сыграла мать Сережи. Сергей Бондарчук — человека, которому с легкостью удается наладить замечательные отношения со своим пасынком.

Спустя пять лет Скобцева снялась еще в одном фильме Георгия Данелии — "Тридцать три", где сыграла психиатра.

"Зигзаг удачи"

Картина Эльдара Рязанова вышла на экраны в 1968 году. Ирина Скобцева сыграла отрицательную роль — роль стервозной, меркантильной женщины.

Главный герой, сотрудник фотоателье, однажды выигрывает крупную сумму, на которую собирается приобрести фотоаппарат. Но все его планы рушатся после того, как коллеги узнают, что деньги на покупку облигации были взяты из кассы взаимопомощи. Сотрудники фотоателье полагают, что выигрыш нужно поделить на всех. Начинаются долгие разбирательства, скандалы. Красавица Лидия, которую сыграла Скобцева, уходит от опостылевшего супруга к обладателю выигрыша. Но в конечном счете остается и без денег, и без мужа.

"Война и мир"

В 1959 году американские кинематографисты создали экранизацию знаменитого романа Толстого. Советское руководство решило, что и на родине писателя стоит снять фильм по его произведению.

Режиссером был назначен Сергей Бондарчук как один из самых талантливых кинематографистов тех лет. Впрочем, снять "Войну и мир" мог и Иван Пырьев. Возможно, так бы и произошло, если бы он в последний момент не отвел свою кандидатуру. Между Бондарчуком и Пырьевым произошла размолвка, они много лет не здоровались.

Подбор актеров затянулся на несколько лет. И в этот процесс, конечно, вмешалось руководство в лице тогдашнего министра культуры Фурцевой.

Бондарчук в своем фильме сыграл одну из центральных фигур — Пьера Безухова. Своей жене доверил образ роковой красавицы Элен, и эта роль, пожалуй, самая удачная в фильмографии Ирины Скобцевой. За фильм "Война и мир" Бондарчук получил "Оскар".

"Ватерлоо"

К работе над этой картиной Бондарчук приступил вскоре после премьеры "Войны и мира". Режиссеру удалось доказать как советским, так и зарубежным коллегам, что он мастер в создании батальных сцен.

Снять "Ватерлоо" ему предложил итальянский продюсер. В фильме сыграли талантливые иностранные актеры. Одна из второстепенных ролей досталась Ирине Скобцевой.

"Степь"

Это еще один фильм Сергея Бондарчука. В съемках была задействована его жена. Кинолента снята по мотивам рассказа Антона Чехова. Скобцева сыграла графиню Драницкую.

"Мэри Поппинс, до свидания!"

Скобцева и Бондарчук многие годы занимались педагогической деятельностью. Среди их учеников много известных советских и российских актеров. В их числе и Наталья Андрейченко, сыгравшая английскую няню в фильме по книге Памелы Трэверс.

Ирина Скобцева исполнила роль миссис Ларк, чопорной дамы, которая повсюду появляется со своими собаками. Андрейченко позже вспоминала, что педагог поразила ее на съемках фильма "Мэри Поппинс, до свидания!" Во многих фильмах Ирина Скобцева представала перед зрителями в образе высокомерной, строгой дамы. Но на этот раз она превосходно исполнила комическую роль, продемонстрировав многогранность своего таланта.

Другие фильмы с Ириной Скобцевой: "Выбор цели", "Такие высокие горы", "Любовь земная", "Они сражались за Родину", "Бархатный сезон", "Отец Сергий", "Красиво жить не запретишь", "Очарованный странник", "Зависть богов", "Наследница", "Синдром дракона".

Дети и внуки

В 1994 году Ирина Константиновна Скобцева стала вдовой. Спустя 15 лет произошло самое страшное событие в ее жизни — умерла дочь.

Алена Бондарчук родилась в 1962 году. В детстве, как и брат, родителей видела редко. Воспитанием детей занималась мать Ирины Скобцевой. Алена Бондарчук окончила школу-студию МХАТ. В кино снималась с 1982 года.

В 2007 году на экраны вышла картина "Я остаюсь". Герои фильма — люди, оказавшиеся между жизнью и смертью. Пребывая в коме, они совершают путешествие по неизведанному миру. Многие из них снова возвращаются на землю. Но Анна не из их числа. Самая печальная сцена в фильме, когда эта героиня покидает своих товарищей по несчастью, уезжает в мир мертвых. Ее сыграла Алена Бондарчук. Вскоре после премьеры картины ей диагностировали рак.

Алена Бондарчук была похоронена рядом с отцом на Новодевичьем кладбище.

Федор Бондарчук родился в 1967 году. Его имя сегодня известно всем. Бондарчук-младший — актер, режиссер, продюсер. Кроме того, у сына Ирины Скобцевой несколько ресторанов в Москве и Екатеринбурге.

В своих фильмах Федор Бондарчук иногда снимает родственников. Так, в "9 роте" он снял племянника Константина Крюкова, в "Сталинграде" сына Сергея. В фантастической киноленте "Обитаемый остров" одну из ролей получила мать режиссера.

Семья у Ирины Скобцевой большая: сын, два внука, внучка, три правнучки. Самая младшая — Вера, дочь Сергея Бондарчука, известного по фильму "Сталинград", — родилась в 2014 году.

Имя этой популярной советской и российской актрисы неразрывно связано с легендой отечественного кинематографа – Сергеем Бондарчуком. Ирина Скобцева была его музой и супругой на протяжении 35 лет, до самой кончины замечательного артиста и режиссера. И в настоящее время Ирина Константиновна делает все возможное, чтобы сохранить память о творчестве Сергея Бондарчука. В этом ей помогает вся ее большая семья: дети, внуки и правнуки.

Клан Бондарчуков растет. Его выходцы унаследовали множество талантов, которыми обладал их великий предок. Федор Бондарчук создает знаковые фильмы, его племянник пишет картины, и большинство членов семьи снимаются в кино. Ирина Скобцева, несмотря на преклонный возраст, не только хранительница семейных традиций. Она является почетным гостем кинофестивалей и играет небольшие роли в современных лентах.

Ирина Константиновна родилась 22 августа 1927 года в Туле. Воспитывали девочку в основном тетя с бабушкой, поскольку родители много работали. Отец девочки был метеорологом, а мать занималась сортировкой документов в архиве. Их зарплаты едва хватало на содержание семьи, и оставаться дома с ребенком они не могли.

Ирина не успела окончить школу, как началась война. Уроки прекратились, так как подростки помогали на заводах, производящих технику и снаряды для нужд фронта.

Познав тяготы военного времени, девушка не отказалась от мечты получить творческую профессию. Самостоятельно изучив школьную программу выпускных классов, Скобцева Ирина отправилась в Москву и с первого раза поступила в МГУ на искусствоведческое отделение исторического факультета.

Красивую эффектную студентку пригласили играть в студенческом театре, и она не на шутку увлеклась актерством. Не завершив образование в МГУ, Ирина продолжила обучение в Школе-студии МХАТ. Именно это заведение порекомендовал ей режиссер, ставивший спектакли в университете. Девушка обладала внешностью героини произведений Шекспира, которая была бы востребована во МХАТе. Однако первый успех ждал Ирину не в театре, а в кино.

Начало творческой карьеры

В 1955 году режиссер Сергей Юткевич утвердил молодую актрису на роль в фильме «Отелло». Его покорили хрупкая красота и скрытый трагизм Ирины. Именно такая девушка, по его мнению, могла заставить мужчину сходить с ума от ревности.

Партнером Скобцевой в этом фильме стал Сергей Бондарчук. В течение двух последующих лет она сыграла еще в нескольких картинах: «Иван Франко», «Обыкновенный человек» и «Поединок».

Критики и зрители считали, что роли красавиц со вздорным характером чрезвычайно удавались актрисе. Они были нешаблонными и глубокими. В поступках каждой героини Ирина сумела показать как положительные, так и неприглядные черты.

Благодаря этому они казались живыми и более реальными, чем безупречные комсомольцы или их антиподы, вражеские шпионы. В 1957 году Скобцева окончила Школу-студию МХАТ и получила распределение в Театр-студию киноактера.

За свою карьеру Ирина Константиновна участвовала в 88 кинопроектах. Она не разделяла роли в них на главные и эпизодические. Все они были для нее одинаково важны, и актриса работала над ними в полную силу.

«Отелло»

Первая же роль Скобцевой в кино принесла ей признание не только в России, но и за рубежом. На Каннском фестивале ей присвоили звание «Мисс Шарм». Зрители и журналисты были потрясены ее игрой и полным соответствием внешности актрисы образу Дездемоны.

К сожалению, представить этот фильм в других странах Ирине не удалось. Ее «скандальное» поведение с партнером по фильму закрыло для нее возможность выезжать за рубеж, хотя ее неоднократно приглашали.

«Война и мир»

Элен Безухову Ирина Скобцева играла, когда ей было около сорока лет, и многие посчитали, что она стара для юной красавицы. То же говорили и о Сергее Бондарчуке, воплотившем на экране Пьера Безухова.

Тем не менее, сага «Война и мир» 1965-68 гг. признана лучшей из всех, что снимали до и после нее. Костюмы главным героям и массовке шил отдельный производственный цех. Атмосфера времен наполеоновских войн передана исключительно точно, как и сам замысел Льва Толстого.

Ирина Скобцева показала ослепительно прекрасную Элен, истинную дочь светского общества Петербурга. Она не проявляет своих чувств, заботясь лишь об утонченности туалета, позы и прически.

За время работы над фильмом актриса родила двоих детей, но ни заботы, ни усталость не помешали ей талантливо сыграть беззаботную и гордую даму из высшего света. После выхода картины Ирина Константиновна вновь пропускала поездки на фестивали. На этот раз она оставалась дома ухаживать за маленькими детьми.

«Зигзаг удачи»

Сатирическая комедия 1968 года «Зигзаг удачи» имела огромный успех благодаря множеству талантливых артистов и интересному сюжету. Если вначале интрига закручивалась вокруг выигрышного лотерейного билета, то дальше рассказывалось о том, как члены коллектива фотомастерской распорядились полученными деньгами.

Скобцевой достался отрицательный персонаж, очередная взбалмошная красотка. Ей большая сумма пошла во вред – она потеряла любимого человека. Хотя героиня Ирины Константиновны вела себя высокомерно, ей невольно хочется посочувствовать. К сожалению, не всегда радость от неожиданного бонуса приносит в жизнь человека только хорошее.

Другие кинороли

Практически всем знакомы работы Скобцевой в военных лентах: «Шли солдаты» и «Они сражались за Родину». Широкую известность принесли актрисе и роли в фильмах «Обыкновенный человек», «Я шагаю по Москве» и «Бархатный сезон».

Ирина Константиновна нередко играла баронесс и княгинь в детективах и мелодрамах. Ее сын, Федор Бондарчук, предложил ей роль в фильме «Обитаемый остров», а с дочерью Еленой она появилась в картине «Янтарные крылья».

У красивой женщины и известной актрисы всегда было множество почитателей. Первый раз Скобцева вышла замуж, будучи студенткой МГУ, за Алексея Аджубея. Брак просуществовал с 1945 по 1949 гг. Алексей был старше супруги и получал в МГУ второе образование журналиста. Первым стал диплом школы-студии МХАТ, где он учился на одном курсе с Олегом Ефремовым.

Роман с Сергеем Бондарчуком, вспыхнувший между ним и Ириной на съемках фильма «Отелло», мог стоить карьеры обоим. Супруга Бондарчука, актриса Инна Макарова, писала в ЦК КПСС и жаловалась на поведение мужа и Скобцевой. Актерам запретили вместе выезжать на кинофестивали, вызывали в партком и ставили жесткие условия прекратить роман.

Сергей Бондарчук метался между любимой женщиной и семьей, где подрастала дочь Наталья. По ее воспоминаниям, Макарова не сражалась за мужа, она была слишком оскорблена и пыталась воздействовать на него при помощи угроз и давления партийного руководства.

Это привело к решению Бондарчука оставить первую жену и окончательно воссоединиться с Ириной Скобцевой. Они заключили брак в 1959 году. С тех пор женщина преданно служила мастеру: вела хозяйство, помогала в написании сценариев и неизменно сопровождала его на все собрания и церемонии.

За признанием Сергея Бондарчука, как великого режиссера, следовала опала. Его творческий путь был нелегким. Супруга всегда была рядом и поддерживала его начинания и задумки вплоть до его кончины осенью 1994 года.

Мама и бабушка – известные дети и внуки

После смерти мужа Ирина Константиновна не осталась одна, потому что создала дружную и сплоченную семью. Елена и Федор Бондарчук продолжили актерскую династию, как и их дети. Все они живут в соседних домах в Подмосковье.

Ирина Константиновна очень близка с внуком рано ушедшей дочери Елены, Константином Крюковым. Нередко они вместе дают интервью и снимаются в одних фильмах. Молодой человек считает честью работать со знаменитой бабушкой.

Вместе с сыном Федором Ирина Константиновна открыла музей Сергея Бондарчука в комплексе «Главкино», в котором представлена обстановка кабинета режиссера и его рукописи.

В 1965 году Скобцева получила звание Заслуженной артистки РСФСР, а в 1974 году – Народной артистки РСФСР. Помимо этого она награждена Орденом Дружбы в 1997 году и Орденом Почета в 2018 году.

В июне 2018 года на 29-м «Кинотавре» актрисе присудили первый приз за «Трепетность таланта и чарующую женственность». Награду получил Федор Бондарчук, поскольку Ирина Константиновна после травмы и последующей операции не смогла присутствовать на фестивале лично.

Ирина Константиновна наравне с мужем изучила весь процесс съемок фильма «Война и мир». Она вникала в каждую деталь, чтобы помочь Сергею Бондарчуку. С тех пор актриса бережно хранит камеры, пленку и записи, которые он делал во время работы над картиной.

С 1971 года супруги возглавляли актерскую мастерскую во ВГИКе. Среди их студентов множество звезд современного кинематографа. Например, и Алексей Иващенко.

Скобцева коллекционирует сценарии популярных фильмов и биографии известных артистов XIX и XX веков. У нее большой архив, который ее наследники стараются регулярно пополнять новыми находками.

Ирина Скобцева сейчас – последние новости

В 2017 году актриса провела творческий вечер на сцене МХТ имени Чехова, приуроченный к ее 90-летию. На сцену выходили ее родные, Олег Табаков, Игорь Верник и множество других артистов. Все они говорили теплые слова Ирине Константиновне и вспоминали интересные истории о совместной работе.

В 88 лет Скобцева исполнила роль в фильме «Тайна темной комнаты», а за несколько лет до этого играла в сериале «Синдром дракона». По словам ее внука, Константина, они с бабушкой чаще видятся на мероприятиях и фестивалях, чем дома.

Заключение

Ирина Константиновна подарила кинематографу немало ярких ролей. Имя актрисы навсегда вошло в историю мирового кино благодаря участию в «Отелло» и «Войне и мире» — картинах, ставших классикой. Помимо таланта и удачной карьеры, она сумела завоевать любовь и восхищение близких и коллег. Такое редко удается востребованным актерам, часто уезжающим на съемки.

Эта необыкновенная женщина всегда сохраняла чувство собственного достоинства и покоряла окружающих сумасшедшей харизмой. У нее есть все основания гордиться своими достижениями, а также успехами родных.

Меня зовут Джулия Дженни Норман, я автор статей и книг. Сотрудничаю с издательствами "ОЛМА-ПРЕСС" и "АСТ", а также с глянцевыми журналами. В настоящее время помогаю продвигать проекты виртуальной реальности. У меня европейские корни, но большую часть жизни я провела в Москве. Здесь множество музеев и выставок, которые заряжают позитивом и дарят вдохновение. В свободное время я изучаю французские средневековые танцы. Мне интересны любые сведения о той эпохе. Предлагаю вам статьи, способные увлечь новым хобби или просто подарить приятные минуты. Нужно мечтать о прекрасном, тогда оно сбудется!

Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева


Это была почти мистическая история. Летом студентка Школы-студии МХАТ Ирина Скобцева отдыхала в Доме творчества художников. Живописец Василий Ефанов, вдохновлённый красотой девушки, написал её портрет. Вскоре у Ефанова состоялась выставка в Академии художеств, и среди прочих своих картин он выставил портрет Ирины Скобцевой. Она вошла в зал и увидела, что перед её портретом стоит Сергей Фёдорович Бондарчук, народный артист СССР.

Он начинал играть в Ейском драмтеатре. Тогда же в первый раз женился, у него родился сын. В сорок первом Бондарчук ушёл добровольцем на фронт. После Победы окончил актёрский факультет ВГИКа в мастерской Герасимова. Первая же работа Бондарчука в кино - роль Валько в фильме «Молодая гвардия» - принесла ему всесоюзную известность. В этой картине снялась Инна Макарова, ставшая его второй женой. В 1950 году на свет появилась дочь, будущая актриса и режиссёр Наталья Бондарчук.

В 1955 году режиссёр Сергей Юткевич без кинопроб решил поручить Бондарчуку роль венецианского мавра в новой экранизации трагедии Шекспира «Отелло». На роль Дездемоны была утверждена Ирина Скобцева. После встречи в картинной галерее они виделись мельком на киностудии имени Горького. На «Отелло» актёры впервые работали вместе. «И вот в кадре он взял меня за руку, и так - рука об руку - мы прожили вместе сорок лет, до последнего его земного вздоха», - вспоминала Скобцева. А Сергей Фёдорович шутил: «Сперва задушил, а потом женился».

Они быстро поняли, что не могут существовать друг без друга. Но прежде чем объединились в семью, им пришлось пройти через многочисленные преграды и внушения аж на правительственном уровне. Бондарчука и Скобцеву вызывали в ЦК КПСС, не выпускали вдвоём на зарубежные премьеры. А успех у «Отелло» был огромный, актёров приглашали с картиной по всему миру.

К новой жене он уходил тяжело: переживал, метался. В прежней семье была маленькая дочь Наташа. Окончательно всё решила Инна Макарова: уходишь - уходи!

«Однажды, это был 1958 год, мы должны были улетать в Англию, а накануне вечером мне сообщили, что я не еду, - рассказывает Скобцева. - И Сергей Фёдорович прямо с аэродрома приехал ко мне, заявил, что больше никуда без меня не поедет. Но, перед тем как мы расписались, он поставил мне два незыблемых условия: никогда не расставаться и время от времени давать ему возможность помолчать, хотя бы три дня…»

Бондарчук переселился в двухкомнатную квартиру жены, где были бабушка, мама и папа. Приняли его очень радушно. Глава семьи был научным работником Главного управления метеослужбы, а Юлия Николаевна, мама Ирины, всю жизнь работала в архивах. Молодожёнам отдали одну комнату.

После встречи с Бондарчуком вся жизнь Ирины Скобцевой была подчинена семье и совместной работе, других интересов у неё не было.

Она от многого отказывалась, в том числе от карьеры актрисы. Начало ведь у неё действительно было блестящим - заметные роли в фильмах «Отелло», «Неповторимая весна», «Поединок», «Обыкновенный человек»… Но по-другому поступить не могла, да и не хотела.

Они ждали, когда им построят кооперативную квартиру, но так получилось, что им дали квартиру на Тверской. Свой кооперативный взнос Бондарчук отдал детскому садику. Двухкомнатную квартиру сдали государству и все вместе переехали жить в новую квартиру.

Счастье прирастало детьми. Обстоятельства складывались так, что дети рождались без отца. Когда родилась Алёнка, Сергей Фёдорович был на молодёжном фестивале в Хельсинки, где режиссёр был почётным гостем. Телеграмму с сообщением о рождении дочери ему принесла девочка. Он спросил: «Как тебя звать?» - «Алёнушка». - «Вот и у меня будет Алёнушка».

Федя тоже родился в тот момент, когда Бондарчук был вдали от дома. Сначала его называли Тарасик, затем князь Андрей: няньки, когда его приносили, говорили: «Вот князь Андрей». Но буквально через три месяца после его рождения умер отец Бондарчука, Фёдор Петрович, и сына назвали в честь деда.

Перед съёмками «Войны и мира» Сергей Фёдорович сказал жене: «Я буду снимать картину, а всё остальное - твоя забота…»

Работа над грандиозной эпопеей заняла десять лет. Ирина Скобцева сыграла Элен, хотя ей очень не хотелось играть эту роль: «Во-первых, она мне была неприятна, а во-вторых, знаете, как всегда потом начинают говорить: „Конечно, он её снимает. Она ведь жена режиссёра". Но Сергей Фёдорович меня уговорил: „Ну пожалуйста, сыграй. Ты мне очень нужна в этом фильме"».

Дом Бондарчуков превратился в филиал съёмочной площадки. Может быть, в личном плане они многое тогда упустили: никаких «светских» вечеров, четыре года съёмок, постоянные экспедиции, а там - неустроенность, иногда и есть-то приходилось на подножке грузовика, но они были счастливы. Кстати, с Ириной Константиновной Бондарчук строже всех делал пробы. Она же никогда не позволяла себе вести как жена режиссёра, была всегда тактичная и организованная.

Сергей Фёдорович был по натуре очень страстным человеком. Скажем, увлёкся работой над фильмом и ни о чём вообще больше не думал. Он мог забыть про день рождения жены, она же никогда не обижалась, понимая, что у Сергея Фёдоровича голова постоянно занята другим… Однажды Бондарчук привёз ей огромный флакон духов на пол-литра. Эти духи потом у Ирины Константиновны держались десять - пятнадцать лет.

Всё, что связано было с творчеством, с фантазией, - на это Сергей Фёдорович был мастер… Когда не было подарка - он за пару дней из куска берёзы вырезал бюст Толстого. У Бондарчука на даче был сарай, в котором он мастерил всякие интересные вещи из дерева. Из зарубежных поездок режиссёр привозил столярные инструменты.

Как депутат Верховного Совета СССР, Сергей Фёдорович получал огромное количество писем и считал своим долгом ответить на каждое. Ходоки ехали к нему со всего Союза - в основном на студию. Домой их старались не пускать - на страже стояли Ирина Константиновна и её мама. Однако просители всё равно проникали. Их всех приходилось кормить, поить. Скобцева однажды бросила в сердцах, что Ленинская премия за «Судьбу человека» целиком ушла на то, чтобы отметить её получение.

Да, у Бондарчуков всегда был хлебосольный дом. У них дневали и ночевали друзья, коллеги, просто знакомые, которые хотели сделать карьеру с помощью Сергея Фёдоровича, и множество странных личностей - изобретателей, врачевателей. Кроме того, за Бондарчуком всё время ходили какие-то люди с блокнотами и записывали каждое его слово. Дети между собой называли их «бытописателями».

К своим детям Сергей Фёдорович всегда относился как ко взрослым. И если читал им стихи, то даже для малышей делал это будто со сцены… Алёнке было года три, она знала уже очень много стихов наизусть и даже рассказывала сказки, в точности по интонации и манерам повторяя отца. Однажды Бондарчук прочёл ей пушкинского «Пророка». Она развела ручонки в стороны: «Ну, папа, это уж не для детей!»

Алёна окончила школу-студию МХАТа. Играла в Пушкинском театре, в «Моссовете». Со спектаклем «Дорогая Елена Сергеевна» ездила на гастроли в Америку. Потом она стала одной из ведущих актрис МХАТа имени Горького. Федя окончил режиссёрский факультет ВГИКа, снимает клипы. Их жизненный выбор нетрудно объяснить. Они ведь постоянно были рядом и варились в том же кинематографическом котле, что и родители.

Жизнь не раз и не два испытывала их брак на прочность. После пятого съезда Союза кинематографистов, на котором Бондарчука не просто вывели из секретариата правления, но и постарались максимально, насколько способны завистники и недоброжелатели, облить грязью, он долгое время оставался не у дел. В это трудное время его поддержала семья.

«Бывали у нас отливы, бывали приливы, был и девятый вал - это и есть жизнь, - говорил Бондарчук в 1992 году, давая интервью газете „Семья". - А жить как в раю и слушать пение ангелов - это скучно и даже тоскливо. Жизнь, она в тревогах и в заботах, на взлётах и падениях. Жена для меня друг, ближайший помощник, человек, который разделяет все мои горести, неудачи, успехи, поражения, победы… Мы уже 18 лет вместе преподаём во ВГИКе, она доцент, я профессор. И я надеюсь, что мы будем всегда помогать друг другу и в творчестве, и в жизни».

Сергей Фёдорович давно вынашивал планы новой постановки «Тихого Дона». Но поддержки и средств на этот проект в России он не нашёл. Зато свои услуги предложили итальянцы.

В январе 1990 года в Риме он подписал с продюсером соглашение о производстве десятисерийной теле- и пятичасовой киноверсии романа Михаила Шолохова «Тихий Дон». Съёмки прошли на удивление быстро, всего за одиннадцать месяцев. В картине снималось более 1000 актёров. Ирина Скобцева сыграла Ильиничну, Алёна Бондарчук - Наталью.

Итальянский продюсер обанкротился и исчез вместе с фильмом. Бондарчук так и не увидел конечного результата. Последние месяцы его жизни были замешены на крови (открылись три кровоточащие язвы), кофе и сигаретах. Работа, которая была для него единственным стимулом и смыслом жизни, не двигалась с мёртвой точки. Только в живописи он находил для себя маленькую отдушину. Рисовал всё, что попадалось на глаза: свои призы, курительные трубки, книжки, цветы… Врачи не сразу поставили ему диагноз. Оказалось, поражено лёгкое и уже ничего нельзя поделать.

Уходил он тихо. Перед смертью за два часа причастился и исповедовался. Сергей Фёдорович Бондарчук умер 20 октября 1994 года в Москве.

«Долгое время после смерти отца мама не могла прийти в себя, - рассказывает Фёдор Бондарчук. - Добивалась установки мемориальной доски на доме, разбиралась с архивом, оставшимся после папы… Однажды я ей посоветовал: „Слушай, мам, записывай всё, что только вспомнишь… Не делай из воспоминаний философский труд или учебник по режиссуре. Вспомни, что было у вас интересного, и запиши"».

Алёна буквально вытащила мать к жизни. Помогла отремонтировать дачу. Ирина Константиновна начала сниматься в кино. «У меня было всё: счастье, любовь, семья… - говорит она. - А теперь темнота. Мне часто говорит моя дочь Алёна: „Мама, у тебя нет друзей". А моя жизнь тогда и теперь принадлежит Бондарчуку, служению ему».