Подвижные игры для учащихся начальных классов. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста — Тимофеева Е.А

Подвижная игра «Хоровод»

Цель: учить детей водить хоровод; упражнять в приседании.

Дети за воспитателем проговаривают слова. Взявшись за руки, ходят по кругу.

Вокруг розовых кустов, среди травок и цветов

Кружим, кружим хоровод, ох, весёлый мы народ!

До того мы закружились, что на землю повалились.

Бух!

При произнесении последней фразы выполняют приседания.

Подвижная игра «Карусель»

Цель: развивать у детей равновесие в движении, навык бега, повышать эмоциональный тонус.

Описание. Воспитатель предлагает детям покататься на карусели. Держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, воспитатель двигается с обручем. Дети идут, а затем бегут по кругу. Воспитатель говорит:

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите, карусель остановите,

Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!

Дети останавливаются.

Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»

Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

Описание. Дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнёздышки». Воспитатель изображает «автомобиль». После слов воспитателя: «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками». По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки). «Автомобиль» возвращается в «гараж».

Подвижная игра «Раз, два, три – беги!»

Цель: упражнять детей в умении действовать по сигналу; развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий.

Описание. Дети стоят возле воспитателя и слушают, что он скажет. Если воспитатель говорит: «Раз, два, три, к дереву беги», дети бегут к дереву и ждут воспитателя. Если воспитатель скажет: «Раз, два, три, к песочнице беги», дети бегут к песочнице и ждут воспитателя.

Подвижная игра «Вейся, венок»

Цель: учить детей водить хоровод; упражнять в беге.

Описание. Дети и воспитатель стоят около дерева, вокруг которого можно образовать круг и поводить хоровод. Воспитатель произносит: «Вы, ребята, листочки, из которых я буду плести веночки. Подул ветерок, разлетелись листочки» (дети выполняют бег по площадке). По сигналу воспитателя: «Вейся, венок! Завивайся, венок! Да не путайся!» (дети бегут к воспитателю). Воспитатель помогает образовать круг. Вместе с воспитателем дети водят хоровод вокруг дерева, произнося рифмованные строки:

Выйдем, выйдем погулять, погулять в садочек,

Будем листья собирать, сделаем веночек.

Много листьев наберём, жёлтеньких и красных,

И веночки мы сплетём из листочков разных.

Подвижная игра «Акула и рыбки»

Цель: развитие умения у детей бегать в определённом направлении; ориентироваться в пространстве.

Дети – «рыбки» «плавают». По сигналу воспитателя: «Акула» - дети прячутся, «уплывают» в укрытие (домик из каната).

Подвижная игра «Зайка беленький сидит»

Цель: приучать детей слушать текст и выполнять движения с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста; доставить детям радость.

Описание. Дети – «зайки» сидят на скамейке. Воспитатель предлагает выбежать «зайчикам» на середину площадки («полянку»). Дети выходят на середину площадки, становятся около воспитателя и приседают на корточки. Воспитатель произносит текст:

Зайка беленький сидит Дети шевелят кистями

И ушами шевелит. рук, подняв их к голове,

Вот так, вот так имитируя заячьи уши.

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, Хлопают в ладоши.

Надо лапочки погреть

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, Подпрыгивают на обеих

Надо зайке поскакать. ногах на месте.

Скок-скок, скок-скок,

Надо зайке поскакать.

(Название игрушки) зайку испугал, Конкретно указывается,

Кто испугал зайку

Зайка прыг и ускакал. (воспитатель показывает

Игрушку).

Дети убегают на свои места.

Указания к проведению. Игру можно проводить с любым количеством детей. Обязательно до начала игры надо подготовить места, куда будут убегать дети – «зайчики». Первое время можно не выделять водящего, все дети одновременно выполняют движения в соответствии с текстом. После многократного повторения игры можно выделить ребёнка на роль «зайки» и поставить его в середину круга. Закончив чтение текста, не следует быстро бежать за детьми, надо дать им возможность найти себе место. Не нужно требовать от детей, чтобы они сели обязательно на своё место; каждый занимает свободное место на скамейке. При систематическом проведении игры дети хорошо запоминают свои места и быстро находят их.

Подвижная игра «Мой весёлый звонкий мяч»

Цель: учить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.

Описание. Дети стоят с одной стороны площадки, около них воспитатель с мячом в руках. Он показывает, как легко и высоко подпрыгивает мяч, если его отбивать рукой, сопровождая действия словами:

Мой весёлый звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Красный, жёлтый, голубой,

Не угнаться за тобой.

Затем воспитатель предлагает детям выполнить прыжки, при этом отбивая мяч о землю. Прочитав снова стихотворение, он говорит: «Сейчас догоню!» Дети перестают прыгать и убегают. Воспитатель делает вид, что ловит их. Воспитатель, не пользуясь мячом, предлагает детям выполнить прыжки, сам же при этом поднимает и опускает руку над головами детей, как будто отбивает мячи.

Подвижная игра «Снег идёт»

Цель: научить соотносить собственные действия с действиями участников игры; упражнять детей в беге, делать повороты вокруг себя.

Воспитатель читает стихотворение:

Белый снег пушистый в воздухе кружится,

И на землю тихо, падает, ложится.

Дети бегают по кругу, кружатся.

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.

Описание. Дети присаживаются на корточки за чертой, обозначенной воспитателем. Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» - бегут за обозначенную линию и присаживаются на корточки. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять», и игра повторяется.

Подвижная игра «Самолёты»

Цель: учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу.

Описание. Воспитатель предлагает детям приготовиться к «полёту», показав предварительно, как «заводить» мотор и как «летать». Воспитатель говорит: «К полёту приготовиться. Завести моторы!» - дети делают вращательные движения руками перед грудью и произносят звук: «Р-р-р». После сигнала воспитателя: «Полетели!» - дети разводят руки в стороны (как крылья у самолёта) и «летят» - разбегаются в разные стороны. По сигналу воспитателя: «На посадку!» - дети садятся на скамейку.

Подвижная игра «Пузырь»

Цель: научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.

Описание. Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой круг, стоя близко друг к другу. Воспитатель произносит:

Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой,

Оставайся такой да не лопайся.

Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!», тогда они опускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: «Хлоп!» Можно также предложить детям после слов: «Лопнул пузырь» двигаться к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук: «Ш-ш-ш» (воздух выходит). Затем дети снова «надувают» пузырь – отходят назад, образуя большой круг.

Подвижная игра «Снежинки и ветер»

Цель: развитие воображения детей, внимательности, умения играть в коллективе; упражнять в беге, делать повороты вокруг себя, в приседании.

Воспитатель произносит слова:

А сейчас я посмотрю:

Кто умеет веселиться,

Кто мороза не боится.

Воспитатель – «ветер» имитирует дуновение ветра, а дети – «снежинки» передвигаются по площадке, изображая полёт снежинок. Дети прячутся (присаживаются), когда воспитатель прекращает дуть.

Подвижная игра «Поезд»

Цель: учить детей ходить и бегать в колонне по одному, ускорять и замедлять движение, делать остановки по сигналу; приучать детей находить своё место в колонне, не толкать товарищей, быть внимательными.

Описание. Дети становятся в колонну по одному (не держась друг за друга). Первый – «паровоз», остальные – «вагоны». Воспитатель даёт гудок, и «поезд» начинает двигаться вперёд сначала медленно, потом быстрее, быстрее, наконец, дети переходят на бег. После слов воспитателя «Поезд подъезжает к станции» дети постепенно замедляют движение – поезд останавливается. Воспитатель предлагает всем выйти, погулять, собрать цветы, ягоды на воображаемой полянке. По сигналу дети снова собираются в колонну – и поезд начинает двигаться.

Подвижная игра «Воробушки и кот»

Цель: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить свое место, приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкать товарищей.

Описание. Дети – «воробушки» сидят в своих «гнёздышках» (в кругах, обозначенных на земле, или нарисованных на асфальте) на одной стороне площадки. На другой стороне площадки – «кот». Как только «кот» задремлет, «воробушки» «вылетают» на дорогу, «перелетают» с места на место, ищут крошки, зёрнышки (дети приседают, стучат пальцами по коленям, как будто клюют). Но вот «просыпается» «кот», «мяукает» и бежит за «воробушками», которые «улетают» в свои «гнёзда». Сначала роль «кота» выполняет воспитатель, а затем кто-нибудь из детей.

Подвижная игра «Зайцы и волк»

Цель: приучать детей внимательно слушать воспитателя, выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом; учить ориентироваться в пространстве, находить своё место.

Описание. Дети – «зайцы» прячутся за кустами и деревьями. В стороне, за кустом, находится «волк». «Зайцы» выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. По сигналу воспитателя: «Волк идёт!» - «зайцы» убегают и прячутся за кусты, деревья. «Волк» пытается их догнать. В игре можно использовать стихотворный текст:

Зайки скачут: скок, скок, скок –

На зелёный на лужок.

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают,

Не идёт ли волк?

Дети выполняют движения по тексту. С окончанием текста появляется «волк» и начинает ловить «зайцев». Первое время роль «волка» выполняет воспитатель.

Подвижная игра «Лохматый пёс»

Цель : учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему и не толкаясь.

Описание. Дети стоят на одной стороне площадки. Один ребёнок, находящийся на противоположной стороне, изображает «пса». Дети тихонько подходят к нему, а воспитатель в это время произносит:

Вот лежит лохматый пёс,

В лапы свой уткнувши нос,

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдём к нему, разбудим

И посмотрим: «Что-то будет?»

Дети приближаются к «псу». Как только воспитатель заканчивает чтение стихотворения, «пёс» вскакивает и громко «лает». Дети разбегаются, «пёс» старается поймать кого-нибудь. Когда все дети спрячутся, «пёс» возвращается на место.

Подвижная игра «Догони меня»

Цель:

Описание. Дети сидят на скамейке. Воспитатель предлагает им догнать его и бежит в сторону, противоположную от детей. Дети бегут за воспитателем, стараясь поймать его. Когда они подбегают к нему, воспитатель останавливается и говорит: «Убегайте, убегайте, догоню!» Дети бегом возвращаются на свои места.

Указания к проведению. Воспитатель не должен слишком быстро убегать от детей: им интересно его поймать. Не следует и слишком быстро бежать за детьми, так как они могут упасть. Сначала бег проводится только в одном направлении. Когда дети подбегут к воспитателю, надо отметить, что они умеют быстро бегать. При повторении игры воспитатель может менять направление, убегая от детей.

Подвижная игра «Мороз Красный Нос»

Цель: развитие умения выполнять характерные движения; упражнять детей в беге.

Воспитатель стоит напротив детей на расстоянии 5 метров и произносит слова:

Я – Мороз Красный Нос. Бородою весь зарос.

Я ищу в лесу зверей. Выходите поскорей!

Выходите, зайчики! Девочки и мальчики!

(Дети идут навстречу воспитателю.)

Заморожу! Заморожу!

Воспитатель пытается поймать ребят – «зайчат». Дети разбегаются.

Подвижная игра «Куры в огороде»

Цель: развивать координацию движений, быстроту реакции; упражнять в беге, приседании и подлезании.

Описание. На середине площадки ограничивают небольшую площадь – «огород». Недалеко от него, с одной стороны площадки ставят стул – это «дом» сторожа, с другой стороны на уровне груди ребёнка на стойках укрепляют рейку или натягивают ленту – «дом» для кур. Роль «сторожа» вначале выполняет воспитатель, а затем более активные дети. Остальные – «куры». По сигналу воспитателя: «Идите, курочки, гулять» - дети – «куры» подлезают под «ограду» (рейку), пробираются в «огород», бегают, «ищут» корм, «кудахчут». «Сторож» замечает «кур» и гонит их из «огорода» - хлопает в ладоши, приговаривая: «Кыш, кыш!» Дети – «куры» убегают, подлезают под рейку и прячутся в «дом». «Сторож» обходит «огород» и снова садится. Игра повторяется. Если игра проводится впервые, то площадь «огорода» не обозначается. Дети бегают, используя всю площадку.

Подвижная игра «Птички в гнёздышках»

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

Описание. С одной стороны площадки свободно раскладывают обручи («гнёздышки») по количеству детей. Каждый ребёнок («птичка») стоит в своём «гнёздышке». По сигналу воспитателя дети – «птички» выбегают из обручей – «гнёзд» - и разбегаются по всей площадке. Воспитатель имитирует кормление «птиц» то в одном, то в другом конце площадки: дети присаживаются на корточки, ударяя кончиками пальцев по коленям – «клюют» корм. «Полетели птички в гнёзда!» - говорит воспитатель, дети бегут к обручам и становятся в любой свободный обруч. Игра повторяется. Когда игра будет усвоена детьми, можно ввести новые правила: разложить 3-4 больших обруча – «в гнезде живёт несколько птиц». На сигнал: «Полетели птицы в гнёзда» - дети бегут, в каждый обруч встают 2-3 детей. Воспитатель следит, чтобы они не толкались, а помогали друг другу встать в обруч, использовали всю площадь, выделенную для игры.

Подвижная игра «По ровненькой дорожке»

Цель: развивать у детей согласованность движения рук и ног; приучать ходить свободно в колонне по одному; развивать чувство равновесия, ориентировке в пространстве.

Описание. Дети, свободно группируясь, идут вместе с воспитателем. Воспитатель в определённом темпе произносит следующий текст, дети выполняют движения согласно тексту:

По ровненькой дорожке, Идти шагом.

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки:

Раз – два, раз – два.

По камешкам, по камешкам, Прыгать на двух ногах с

Продвижением вперёд.

По камешкам, по камешкам…

В ямку – бух! Присесть на корточки.

Подняться.

Стихотворение повторяется снова. После нескольких повторений воспитатель произносит другой текст:

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке

Устали наши ножки, устали наши ножки,

Вот наш дом – здесь мы живём.

По окончании текста дети бегут в «дом» - заранее обусловленное место за кустом, под деревом и т.п.

Подвижная игра «Пастух и стадо»

Цель: закреплять у детей умение играть по правилам игры, упражнять в ходьбе и беге.

Описание. Дети изображают «стадо» (коров, телят, овец). Выбирают «пастуха», дают ему дудочку и «кнут» (прыгалку). Воспитатель произносит слова, дети выполняют движения по тексту:

Рано – рано поутру

Пастушок: «Ту-ру-ру-ру»,

(«Пастушок» играет на дудочке.)

А коровки в лад ему

Затянули: «Му-му-му».

Дети – «коровки» мычат. Затем «пастух» гонит «стадо» в поле (на условленную лужайку), все ходят по ней. Через некоторое время «пастух» щёлкает кнутом (прыгалкой), гонит «стадо» домой. Игра повторяется.

Подвижная игра «Лошадки»

Цель: приучать детей двигаться вдвоём один за другим, согласовывать движения, не подталкивать бегущего впереди, даже если он двигается не очень быстро.

Описание. Дети делятся на две группы: одни изображают «лошадок», другие – «конюхов». Каждый «конюх» имеет «вожжи» - скакалки. По сигналу воспитателя «конюхи» ловят «лошадок», «запрягают» их (надевают «вожжи»). По указанию воспитателя дети могут ехать (бежать в паре) тихо, рысью или вскачь. Через некоторое время «лошадей» распрягают и выпускают на луг, «конюхи» садятся отдыхать. Через 2-3 повторения игры дети меняются ролями. В игре дети чередуют движения: бегают, подпрыгивают, ходят шагом и т.п. Можно предложить разные сюжеты поездок: на скачки, за сеном, в лес за дровами. Если «конюх» долго не может «поймать» какую-либо из «лошадей», другие «конюхи» помогают ему.

Подвижная игра «Курочка – хохлатка»

Цель: упражнять детей быстро реагировать на сигнал воспитателя; упражнять детей в ходьбе.

Воспитатель изображает «курицу», дети – «цыплят». Один ребёнок (постарше) – «кошка». «Кошка» садится на стул в сторонке. «Курочка» и «цыплята» ходят по площадке. Воспитатель говорит:

Вышла курочка – хохлатка, с нею жёлтые цыплятки,

Квохчет курочка: «Ко-ко, не ходите далеко».

Приближаясь к «кошке», воспитатель говорит:

На скамейке у дорожки улеглась и дремлет кошка…

Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет.

«Кошка» открывает глаза, мяукает и бежит за «цыплятами», которые убегают в определённый угол площадки – «дом» - к курице-маме. Воспитатель («курица») защищает «цыплят», разводя руки в стороны, и говорит при этом: «Уходи, кошка, не дам тебе цыпляток!» При повторении игры роль «кошки» поручается другому ребёнку.

Подвижная игра «Найди свой цвет»

Цель: учить детей быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать ловкость.

Описание. В разных сторонах площадки воспитатель кладёт обручи (изготовленные из картона) и в них ставит по одной кегле разного цвета. Одна группа детей становится вокруг кегли красного цвета, другая – жёлтого, третья – синего. По сигналу воспитателя: «На прогулку!» - дети расходятся или разбегаются по всей площадке в разных направлениях. На второй сигнал: «Найди свой цвет!» - дети бегут к своим местам, стараясь найти кеглю своего цвета. Игра повторяется .

Подвижная игра «Наседка и цыплята»

Цель: учить детей подлезать под верёвку, не задевая её, увёртываться от водящего, быть осторожным и внимательным; приучать их действовать по сигналу, не толкать других детей, помогать им.

Дети, изображающие цыплят, вместе с воспитателем – «наседкой» - находятся за натянутой между стульями на высоте 35-40 см верёвкой – «домом». На противоположной стороне площадки сидит большая «птица». «Наседка» выходит из «дома» и отправляется на поиск корма, она зовёт «цыплят»: «Ко-ко-ко-ко». По её зову «цыплята» подлезают под верёвку, бегут к «наседке» и вместе с ней гуляют, ищут корм. По сигналу: «Большая птица!» - «цыплята» быстро убегают в дом. Роль «наседки» в первое время выполняет воспитатель, а затем эту роль можно давать детям, сначала по их желанию, а потом по назначению воспитателя. Когда «цыплята» возвращаются в «дом», убегая от большой «птицы», воспитатель может приподнять верёвку повыше, чтобы дети не задевали её.

Подвижная игра «Мыши в кладовой»

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу; упражнять детей в подлезании, в беге и приседанию.

Дети – «мышки» находятся на одной стороне площадки. На противоположной стороне протянута верёвка на высоте 50 см от уровня земли – это «кладовка». Сбоку от играющих находится «кошка» (её роль выполняет воспитатель). «Кошка» засыпает, и «мыши» потихоньку бегут в «кладовую». Проникая в «кладовую», они нагибаются, чтобы не задеть верёвку. Там они присаживаются и как будто «грызут» сухари. «Кошка» просыпается, мяукает и бежит за «мышами». Они быстро убегают в свои норки. Игра возобновляется. В дальнейшем по мере усвоения правил игры роль «кошки» может исполнять кто-либо из детей.

Подвижная игра «Такси»

Цель: приучать детей двигаться вдвоём, соразмерять движения друг с другом, менять направление движений, быть внимательным к партнёрам по игре.

Дети становятся внутрь небольшого обруча, держат его в опущенных руках: один – у одной стороны, другой за другом. Первый ребёнок – «водитель» такси, второй – «пассажир». Дети бегают по площадке (дорожке). Через некоторое время меняются ролями. Одновременно могут играть 2-3 пары детей, а если позволяет площадь – то больше. Когда дети научатся бегать в одном направлении, воспитатель может дать задание двигаться в разных направлениях, делать остановки. Можно место остановки обозначить флажком или знаком стоянки такси. На остановке «пассажиры» меняются, один выходит из такси, другой садится.

Подвижная игра «Мыши и кот»

Цель: приучать детей бегать легко, на носках, не наталкиваясь друг на друга; ориентироваться в пространстве, менять движения по сигналу воспитателя.

Дети сидят на скамейках – это «мыши в норках». На противоположной стороне площадки сидит «кот», роль которого исполняет воспитатель. «Кот» засыпает (закрывает глаза), а «мыши» разбегаются по площадке. Но вот «кот» просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить «мышей». «Мыши» быстро убегают и прячутся в «норках» (занимают свои места). Пойманных «мышек» «кот» уводит к себе. Когда остальные «мыши» спрячутся в «норках», «кот» ещё раз проходит по площадке, затем возвращается на своё место и засыпает. «Мыши» могут выбегать из «норок» тогда, когда «кот» закроет глаза и заснёт, а возвращаться в «норки» - когда «кот» проснётся и замяукает. Воспитатель следит, чтобы все «мышки» выбегали и разбегались как можно дальше от «норок». «Норками», кроме скамеек, могут служить дуги для подлезания, и тогда дети – «мышки» - выползают из своих «норок».

Подвижная игра «Птички летают»

Цель: учить детей спрыгивать с невысоких предметов, бегать врассыпную, действовать только по сигналу; приучать малышей помогать друг другу.

Дети становятся на небольшое возвышение – доску, кубики, бруски (высота 5-10 см) – по одной стороне площадки. Воспитатель говорит: «На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнёздышек, ищут зёрнышки, крошки». Дети спрыгивают с возвышений, «летают» (бегают, размахивая руками – «крыльями»), приседают, «клюют» зёрнышки (стучат пальчиками по земле). Со словами воспитателя: «Дождик пошёл! Все птички спрятались в гнёздышки!» - дети бегут на свои места. Перед игрой воспитатель должен приготовить невысокие скамеечки или такое количество кубиков, брусков, чтобы хватило всем желающим играть. Расположить их надо в одной стороне площадки на достаточном расстоянии друг от друга, чтобы дети не толкались и могли свободно занять свои места. Нужно показать детям, как мягко спрыгивать, помочь им подняться на возвышение после бега. При повторении игры сигнал можно давать одним словом: «Солнышко!» или «Дождик!» Дети должны знать, по какому сигналу что нужно делать.

Подвижная игра «Конники»

Цель: приучать детей бегать, не наталкиваясь друг на друга, ускорять или замедлять движения, ориентироваться в пространстве.

Группа детей (5-6 человек) становятся у одного края площадки. Воспитатель даёт каждому палку длиной 50-60 см. Дети садятся на палку верхом и скачут на противоположную сторону площадки, изображая «конников», стараясь не наталкиваться друг на друга и не задевать предметы, оборудование, находящиеся на площадке. Во время игры воспитатель может предложить «конникам» ехать быстро и медленно, а также в разных направлениях. Когда дети научатся быстро бегать, можно устроить соревнования. Предлагается задание: кто скорее проскачет на лошади до определённого места на площадке или дорожке.

Подвижная игра «Трамвай»

Цель: учить детей двигаться парами, согласовывая свои движения с движениями других играющих; учить их распознавать цвета и в соответствии с ними менять движение.

3-4 пары детей становятся в колонну, держа друг друга за руку. Свободными руками они держатся за шнур, концы которого связаны, то есть одни дети держатся за шнур правой рукой, другие – левой. Это «трамваи». Воспитатель стоит в одном из углов площадки, держа в руках три флажка: жёлтый, зелёный, красный. Он объясняет детям, что «трамвай» двигается на зелёный сигнал, на жёлтый замедляет ход, а на красный – останавливается. Воспитатель поднимает зелёный флажок – и «трамвай» едет: дети бегут по краям площадки. Если воспитатель поднимает жёлтый или красный флажок, «трамвай» замедляет ход и останавливается. Если детей в группе много, можно составить 2 трамвая. Сюжет игры может быть более развёрнутым: во время остановок одни «пассажиры» выходят из «трамвая», другие входят, приподнимая при этом шнур. Воспитатель знакомит детей с правилами уличного движения. Он следит за тем, чтобы все играющие были внимательными, не пропускали остановок, следили за сменой флажков и меняли движение.

Подвижная игра «У медведя во бору»

Цель: развитие у детей скорости реакции на словесный сигнал, развитие внимания; упражнять детей в беге.

Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают «медведем». На площадке для игры очерчивают два круга. Первый круг – это берлога «медведя», второй – это дом, для всех остальных участников игры. Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

И на нас рычит.

После того, как дети произносят эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и «медведь» ловит его, то уже сам становится «медведем».

Подвижная игра «Вороны и собачка»

Цель: научить детей подражать движениям и звукам птиц, двигаться, не мешая друг другу.

Выбирается «собачка», остальные дети - «вороны».

Возле ёлочки зелёной Дети прыгают,

Скачут, каркают вороны: «Кар! Кар! Кар!» изображая

Ворону.

Тут собачка прибежала Дети убегают от

И ворон всех разогнала: «Ав! Ав! Ав!» «собачки».

Игра повторяется 2-3 раза.

Подвижная игра «Гуси – гуси»

Цель: развитие у детей координации движений, быстроты реакции, умения играть в команде.

Дети стоят у одной стены комнаты. Водящий (взрослый) посередине.

Ведущий говорит: «Гуси, гуси».
Дети: «Га, га, га».
Ведущий: «Есть хотите?»
Дети: «Да, да, да».
Ведущий: «Ну, летите - раз хотите, только крылья берегите ».


Дети бегут к противоположной стене (там их домик), а ведущий должен успеть осалить как можно больше детей.



ИГРЫ СО СТИШКАМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Горелки

Играют на лужайке длиной не менее 20 м. Количество участников - 15 и более.

Участники, разделившись на пары (обычно в паре - мальчик с девочкой), берутся за руки. Пары становятся колонной друг за другом. Впереди, в 3- 5 м от первой пары, стоит "горелыцик" - водящий. Все хором, нараспев, говорят:

Гори, гори ясно,

чтобы не погасло.

Глянь на небо:

птички летят,

колокольчики звенят.

"Горельщик" стоит спиной к остальным играющим. Начиная со слов "глянь на небо", он смотрит вверх. В это время последняя пара разъединяет руки, и один игрок идёт слева, другой - справа вдоль колонны вперёд. Ждут последнего слова "звенят" и после него бросаются бежать вперёд мимо "горель- щика". Он гонится за любым из них и старается поймать прежде, чем они снова возьмутся за руки (достаточно коснуться рукой - "осалить").

Кого "горелыцик" поймает, с тем и становится парой впереди колонны. "Горелыциком" же становится игрок, оставшийся один. Если же "горелыцик" никого не поймал, он снова "горит" - ловит следующую пару.

"Горелыцик" не имеет права подсматривать, когда пара собирается бежать мимо него.

Никто не должен начинать бег прежде, чем прозвучит последнее слово "звенят".

"Горелыцик" может "салить" бегущих только до того момента, как они возьмутся за руки.

"Калим-баба"

По считалке ребята делятся на две равные команды. Обе команды выстраиваются цепью на расстоянии 10-15 шагов и крепко берутся за руки. Одна из команд выбирает среди своих участников "Калим-бабу", с которым участники другой команды переговариваются:

- Калим-баба!

- Зачем, слуга?

- Пришить рукава!

- На чьи бока?

- На пятое, десятое, Ваню нам сюда!

Участник, чье имя было названо, бежит и грудью пытается разъединить руки стоящих ребят, чтобы прорваться через цепь. Если он не сумеет разъединить её, то остаётся в команде соперников, а если прорвётся через цепь, то уводит в свою команду двоих, кто его удерживал. Затем бежит разбивать цепь участник другой команды. Побеждает та команда, в которой окажется больше участников.

"Море волнуется"

По считалке выбирается водящий, остальные играющие встают вокруг него.

Водящий говорит:

Море волнуется - раз!

Море волнуется - два!

Море волнуется - три!

Морская фигура, замри!

При словах "Морская фигура, замри!" водящий телодвижениями изображает какую-либо фигуру. Ребята должны быстро повторить эту же фигуру. Кто не успеет или повторит неточно, из игры выбывает.

"Бояре"

Ребята делятся на две равные команды. Взявшись за руки, они выстраиваются друг против друга цепочкой на расстоянии семи-восьми шагов. Поочерёдно приближаясь в такт песне друг к другу, одна группа играющих пропевает вопрос, другая - ответ:

Бояре, мы к вам в гости пришли, дорогие, мы к вам в гости пришли!

Бояре, а зачем вы пришли, дорогие, а зачем вы пришли?

Бояре, нам невеста нужна, дорогие, нам невеста нужна!

Бояре, а какая вам нужна, дорогие, а какая вам нужна?

Бояре, нам вот эта нужна, дорогие, нам вот эта нужна!

Бояре, у ней зубки болят, дорогие, у ней зубки болят!

Бояре, а мы пряничком её, дорогие, а мы пряничком её!

Бояре, она прянички не ест, дорогие, она прянички не ест!

Бояре, а мы плёточкой её, дорогие, а мы плёточкой её!

Бояре, она плёточки боится, дорогие, она плёточки боится!

Бояре, отворяйте ворота, отдавайте нам невесту навсегда!

При словах "Бояре, нам вот эта нужна" выбранная девочка поворачивается спиной к команде соперников и так ходит до конца песни. После окончания песни она бежит, стараясь прорваться через сцепленные руки команды соперников. Если ей не удаётся прорвать цепь, она остаётся в их команде. А если удаётся, то она возвращается в свою команду и уводит с собой игрока другой команды. Побеждает команда, которой удаётся перевести к себе всех игроков.

"Коршун"

Играющие выбирают "коршуна" и "курицу-мат- ку". Остальные участники - "цыплята". Они встают гуськом за "курицей". "Коршуну" кричат:

Коршун, коршун, колесом,

твои дети за лесом,

в камешки играют,

а нас не пускают!

Шуг, шуг, коршунок!

"Коршун" садится на корточки и роет ямку, "курица" переговаривается с ним:

- Что, коршунок, делаешь?

- Ямочку копаю.

- На что тебе ямочка?

- Копеечку ищу.

- На что тебе копеечка?

- Иголочку куплю.

- На что тебе иголочка?

- Мешочек шить.

- На что тебе мешочек?

- Камешки класть,

- На что тебе камешки?

- Твоих детей пугать!

- На что моих детей пугать?

А за то, что мои зёрнышки в овине поклевали! "Коршун" начинает ловить "цыплят" - нападает

на них то с правой, то с левой стороны. А "курица" их защищает, поворачиваясь сама к "коршуну". Наконец "коршун" ловит "цыплёнка", находящегося позади всех, и отводит в сторону. Так постепенно вылавливает всех "цыплят". Тогда "курица" кричит:

Ой вы, мои детки, клюйте, щиплите коршуна! "Цыплята" нападают па "коршуна", клюют его, тормошат, а "коршун" убегает.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ БЕЗ СТИШКОВ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

"Весёлая эстафета"

Дети делятся на две команды и выстраиваются в колонну. Перед первыми участниками эстафеты лежат костюмы "Кота в сапогах" (шляпа, накидка, сапоги, ремень) и "Красной Шапочки" (шапочка, жилетка, фартук, корзинка). Каждый участник должен как можно быстрее надеть этот костюм, добежать до отметки, снять его там и вернуться в конец своей колонны. Следующий участник бежит к отметке, надевает костюм, прибегает к своей колонне, снимает его и передаёт следующему участнику. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием. Победителям - призы.

"Остров сокровищ"

Заранее нужно приготовить "сокровище", которое можно поделить на несколько человек. Дети делятся на две команды, которые по указателям ищут "сокровище" в квартире. Объявляйте старт. В процессе поисков ребята решают ребусы-подсказки, считают шаги, произносят заклинания - для того чтобы обнаружить, где лежит следующая подсказка. Победители особенно рады тому, что сами нашли свой приз.

"Пожарные"

Выверните рукава двух курток и повесьте их на спинки стульев. Стулья поставьте на расстоянии одного метра спинками друг к другу. Под стульями положите верёвочку длиной два метра. Оба участника стоят у своих стульев. По сигналу они должны взять куртки, вывернуть рукава, надеть, застегнуть все пуговицы, потом обежать вокруг стула соперника, сесть на свой стул и дёрнуть за верёвочку. Побеждает тот, у кого верёвочка оказалась в руках.

ИГРЫ СО СКАКАЛКОЙ

"Верёвочка"

Играющие берут скакалку. Двое держат её за концы на той или другой высоте (по условию), вращают и поют:

Роза, берёза, мак, василёк,

белая ромашка, аленький цветок!

Клён зелёный, дуб солёный,

клён, чай, выручай!

На земле и на планете:

ландыш душистый, огонь серебристый!

Я, я, я, я,

получается петля!

Задача остальных участников игры - по одному впрыгивать под вращающуюся скакалку, попрыгать определённое время в такт песне и выпрыгнуть из- под скакалки, не задев её.

"Когда мешают руки"

Скакалку положите на пол в виде окружности. Вы думаете, это совсем несложно - повернуться несколько раз вокруг себя, оставаясь в кругу и не наступали на скакалку? Да, это было бы несложно, но вот вам условие - над головой надо поднять руку, оборачиваясь вокруг себя, на руку эту надо всё время смотреть.

Куда-то в сторону вас уводит...

"Чтец"

Стул драпируется под небольшую трибуну. На стул ставится пара высоких ботинок. Чтец, одетый в широкий плащ, становится за стулом, опускает руки в ботинки и зрительно сразу превращается в карлика. Этот "карлик" и читает стихи. А второй участник представления, скрывающийся под плащом, просовывает вперёд руки и выделывает ими всё, что ему вздумается. Удержаться от смеха просто невозможно!

Можно сказать детям, что в эту игру ещё Пушкин играл. В это, конечно, никто не поверит, но в книге "Игры для всех возрастов" (1844) можно прочесть: "...другая особа просовывает вперёд свои руки. Эти... руки беспрерывно заняты... Они потчева- ют декламатора табаком, утирают ему платком лицо, нос... показывают на голову, когда называют сердце, на ноги, когда назовут голову, - пока зрители не станут громко хохотать и сам декламатор от смеха не будет в состоянии продолжать".

"Царёк"

По жребию выбирается "царёк". Он садится в середине круга, пишет на листочке бумаги название какого-нибудь предмета и прячет бумажку. Остальные участники игры также пишут на листках название какого-нибудь предмета и бросают листки в шляпу или корзинку. "Царёк", перемешав листки, даёт один листок каждому играющему и вскрывает свой листок. Каждый должен указать сходство и различие между этими предметами. У царька, к примеру, названо солнце. У других: роза, дождь. Вот сходство: как солнце между звёздами - роза меж цветами; и солнце и дождь оживляют растение.

Играют все! Кто-нибудь из взрослых, допустим дедушка, выходит из комнаты и старается быстро изменить что-нибудь в своём костюме, надевает (или снимает) очки, берёт в руки какой-нибудь предмет, которого у него в руках не было, вкладывает в карман газету (так, чтобы она была слегка видна), необычно сутулится или начинает прихрамывать и т. д. И вот, подготовившись таким образом, он снова входит в комнату, где все ждут его с нетерпением. Каждый старается раньше других уловить, что же дедушка изменил в своём облике, в костюме, в манере двигаться. О замеченном надо сразу сообщить вслух. Дедушка, расхаживая по комнате, даёт себя рассматривать, но не очень долго, не долее полуминуты. И наконец сообщает участникам игры то, что они не заметили. Например, говорит: "Двух вещей вы не заметили. Я снял с руки часы, а из кармана пиджака виднелся носовой платок, которого прежде там не было".

В игре победил тот, кто подметил больше изменений, чем другие.

А теперь из комнаты пусть выйдет кто-нибудь ещё.

Подвижные игры для младших школьников имеют особенную значимость. Они служат не только физическому развитию, но и социальному. Поэтому, даже если ваш ребёнок посещает спортивные секции, поощряйте его играть с друзьями. Детям начинают нравится игры с множеством участников и более сложными правилами.

Итак, несколько простых подвижных игр для детей дома и на улице.

  1. Собачка.

Развивает координацию и ловкость.

Один из игроков встаёт в центр – он будет «собачкой». Остальные встают в круг и начинают перебрасывать мяч друг другу. Задача «собачки» – поймать его. Когда мяч пойман, собачка встаёт в круг, а её место занимает тот, кто последним кинул мячик.

  1. Олимпиада.

К сожалению, игра в резиночки уже не так популярна, как раньше. Однако, можно приобрести резинку и научить ребёнка прыгать через неё или играть в «Олимпиаду». Эта игра подходит и для помещения.

Резиночка перекрещивается так, как показано на фото. Игроки говорят: «О-лим-пи-а-да», раскачивая резинку, и на последнем слоге запутывают её, поднимая или опуская руки, ставя ноги. Задача игроков – пролезть через резинку, не задев её. Коснувшийся проигрывает.

  1. Классики.

Мелом на асфальте рисуют крупные клетки с цифрами. Участники кидают камень на определённую клетку. При попадании нужно допрыгать до неё на двух или на одной ноге, не наступая на линии. При ошибке ход переходит следующему игроку.

  1. Десяточка.

Учит ловкости, координации движений, умению ждать своей очереди. Все по очереди бросают мяч разными способами, а остальные участники следят за правильностью выполнения. При ошибке мяч переходит к следующему участнику.

Движения могут быть следующие (как вы, так и дети могут придумывать свои движения на каждую цифру):

– 10 раз бросить мяч об стену;

– 9 раз бросить мяч об стену и поймать после отскока от земли;

– 8 раз бросить мяч об стену правой рукой;

– 7 раз – левой рукой;

– 6 раз бросить мяч под правую ногу, стоя боком к стене и поймать после отскока от стены;

– 5 раз – под левую ногу;

– 4 раза бросить мяч, повернуться вокруг себя и поймать;

– 3 раза бросить мяч, сделать 3 хлопка и поймать;

– 2 раза бросить мяч одной рукой, а поймать другой;

– 1 раз бросить мяч, повернуться вокруг себя, хлопнуть и поймать.

  1. Жмурки.

В неё иногда играют и раньше школьного возраста, однако, маленьким детям сложно соблюдать правила, кроме того, игра может вызывать дискомфорт. Только к школьному возрасту дети могут находиться достаточно длительное время с завязанными глазами.

Ребёнку завязывают глаза и раскручивают. Другие участники бегают рядом, а ведущий пытается их поймать. Можно договориться, что игроки будут хлопать, мяукать и т. п. Другой вариант – дайте каждому ребёнку по бубенчику, тогда водящий будет искать убегающих по звуку. Когда вода ловит одного из участников, он должен на ощупь угадать, кто перед ним прежде, чем пойманный станет ведущим.

  1. Карта сокровищ.

Взрослый прячет «клад» и предлагает детям найти его по карте. Обычно составляется карта для поиска каждой подсказки, так приключение длится дольше и становится интереснее. То есть ребёнок доходит по карте до дерева. Под деревом он находит ещё одну карту, на которой отмечено, как дойти до следующей подсказки.

  1. Крокодил.

Направлена на развитие воображения и театральных способностей.

Ребёнок загадывает слово и пишет его на листе бумаги. Потом он изображает загаданное жестами, позой и мимикой. Остальные угадывают, что показывает ведущий. Правильность догадки проверяется по бумажке с ответом. Следующим показывает тот, кто отгадал загаданное первым.

  1. Колечко-колечко.

Развивает внимание.

Все садятся в ряд и складывают ладони вместе. Водящий зажимает между рук колечко или другой небольшой предмет. Вода обходит всех детей, пропуская свои ладони между ладонями каждого из участников. Кому-то одному ведущий передает таким образом колечко. Потом вода говорит: «Колечко-колечко, выйди на крылечко». Задача того, кому досталось колечко, – выбежать, а остальных – задержать его. То есть участники должны внимательно следить за действиями водящего и догадаться, кому из детей он отдал колечко.

Воспитание физических способностей должно быть направлено на развитие физических качеств (силы, ловкости, выносливости, гибкости, быстроты) у детей младшего школьного возрастаОдним из средств воспитания являются подвижные игры. Использовать их необходимо в соответствии с определенными правилами: изменять скорость, темп и пространственные границы движений; усложнять условия игры.

Проанализировав литературные источники, мы отобрали подвижные игры для младших школьников и систематизировали по разделам школьной программы. Нами предлагаются подвижные игры для развития физических качеств,которые могут быть включены в уроки физической культуры в начальных классах.

Раздел «Легкая атлетика»:

«Салки в два круга», «Через кочки и пенечки», «Вызов номеров», «Голова и хвост», «Ловля парами», «Салки», «Космонавты», «Метко в цель», «Караси и щука», «Зайцы в огороде», «Через кочки и пенечки», «Быстро по местам», «Третий лишний», «Белые медведи», «Гуси-лебеди».

Раздел «Спортивные игры»:

«Передача мяча на ходу», «Двумя руками», «Скажи, какой цвет», «Гонка мячей по кругу», «Передача мяча в колоннах над головой», «Ловишки с мячом», «Охотники и утки», «Перестрелка», «Четыре мяча», «Вызовы по номерам», «Альпинисты», «Кто обгонит?», «Парашютисты», «Зайцы, сторож, Жучка», «Веревочка под ногами», «Лови, убегай», «Мотоциклисты», «Мяч соседу», «Подвижная цель», «Передал-садись», «Мяч через сетку»

Раздел «Гимнастика»:

«Обруч на себя», «Дружные тройки», «Удержи обруч», «Канатоходец», «Пингвины с мячом», «Иголка и нитка», «Эстафеты с обручами», «Не урони мешочек», «Запрещенное движение»

Раздел «Лыжная подготовка»:

«Быстрый лыжник», «Пятнашки простые», «Попади в ворота», «Эстафета - биатлон», «Салки маршем», «Круговая лапта», «Слалом», «Подними предмет»

«Космонавты»

Цель игры: способствует совершенствованию ориентировки в беге с изменением направления и умения сохранить равновесие после внезапной остановки, воспитывает ловкость, быстроту реакции, сообразительность.

Подготовка: по краям площадки чертят 4-6 треугольников - «ракетодромов». Внутри каждого из них рисуют круги - «ракеты», но обязательно на несколько кругов меньше, чем играющих. Все ребята встают в круг в центре площадки.

Инвентарь: не требуется.

Ход игры:

По сигналу руководителя дети идут по кругу, взявшись за руки, и говорят хором:

Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам,

На какую захотим, на такую полетим!

Но в игре один секрет: опоздавшим места нет!

После этих слов все бегут к «ракетодромам» и занимают места в «ракетах». Тот, кто не успел занять место, идет в центр площадки. После этого игру повторяют.

Начинать бег можно только после слова «нет». В «ракете» не могут быть два «космонавта», и право остаться в ней получает тот, кто первым встал внутрь круга.

«Караси и щука»

Цель: содействует воспитанию ловкости, быстроты, ориентировки, смелости, коллективизма.

Подготовка: на противоположных сторонах площадки проводят две линии - это «дом карасей». Водящий - «щука» - встает в середине площадки, остальные играющие - «караси» - располагаются в одном из «домов».

Инвентарь: не требуется.

Ход игры:

По команде руководителя «караси» начинают перебегать в противоположный «дом». «Щука» пытается поймать их. Запятнанные отходят в сторону, а затем, когда их будет 5-6 человек, берутся за руки, изображая сеть. «Щука» встает сзади «сети». Теперь при перебежке «караси» обязаны пробегать через сеть. Пойманные позже образуют круг - «корзину», а затем «вершу» - две шеренги лицом друг к другу. Побеждает тот, кто будет пойман последним.

  • 1. Перебегать разрешается только по команде.
  • 2. «Караси» обязаны пробегать через все «сети» рыбаков.
  • 3. Игроки, образующие «сеть», не должны мешать пробегающим карасям.
  • 4. Щука не может забегать в «сеть» (играющие могут поймать её).

Третий лишний

Цель: развитие координации движений, внимательности, скоростных качеств, совершенствование умения ориентироваться на местности.

Подготовка: игроки располагаются парами внутри площадки. Расстояние между парами 2-3 метра. Водящий и один из игроков (убегающий) располагаются за линией.

Инвентарь: не требуется.

Ход игры:

По сигналу руководителя водящий стремиться запятнать убегающего, а убегающий может встать перед одной из пар, тогда последний игрок пары становится «третьим лишним» и убегает от водящего. Если же водящему удается запятнать игрока, то они меняются ролями.

Убегающий может занять свое место в паре, только если он пробежал полный круг. Пересекать линию круга не разрешается. Пятнать можно только во время бега.

«Голова и хвост»

Цель: развитие скоростных качеств, гибкости, координации движений; воспитание чувства коллективизма.

Подготовка: все участники игры (10-20 чел.) выстраиваются в колонну по одному. Каждый игрок берется руками за пояс предыдущего. Первый игрок это «голова», а последний - «хвост».

Инвентарь: не требуется.

Ход игры:

По сигналу преподавателя «голова» старается догнать «хвост». Через определенное время игроки (команды) меняются местами.

Если «голове» удается за условленное время догнать «хвост», то оба игрока переходят в середину цепочки, если же нет -- то переходит только «голова».

Побеждает команда, сумевшая догнать другую команду большее количество раз. Участники могут передвигаться различными заранее установленными способами, только не разрывая цепь.

«Метко в цель»

Цель: способствует совершенствованию навыков в метаниях, развивает точность и ловкость движений, приучает к дисциплинированности, коллективным действиям.

Подготовка: на расстоянии 12 - 15 м чертят две параллельные линии. В центре площадки в один ряд вперемежку ставят 10 городков, окрашенных в два цвета (по 5). Каждой команде отводятся городки определенного цвета. Играющих разбивают на две команды и располагают на противоположных сторонах площадки. Игрокам одной из команд (по жребию) дают по малому мячу.

Инвентарь: городки 10 шт., малые мячи по количеству играющих.

Ход игры:

По сигналу руководителя игроки одной команды «залпом» бросают мячи в городки. Каждый сбитый городок метавшей команды отодвигается на шаг дальше. Сбитый городок другой команды передвигается на шаг ближе.

После этого бросает другая команда. Смена очередности происходит четыре раза.

  • 1. Сбитые городки ставят на новое место после того, как все мячи будут брошены.
  • 2. Игроки собирают мячи после того, как будут установлены городки.
  • 3. Выигрывает команда, сумевшая дальше отодвинуть свои городки.

Охотники и утки

Цель игры: для обучения передачам мяча в нападении, закрепления навыков ловли мяча и способов передачи. Помогает воспитанию ловкости, быстроты реакции, сообразительности, коллективизма.

Подготовка: играющие делятся на две команды, одна из которых - «утки», располагаются внутри круга («озера»), и вторая - «охотники» - встают за чертой круга. У охотников один (два) мяча.

Инвентарь: волейбольный мяч (1-2 шт.).

Ход игры:

По сигналу руководителя «охотники» начинают выбивать мячом «уток» из круга. Каждый «охотник» может сам метать мяч или передать его для броска партнёру по команде. «Утки», бегая внутри круга, спасаются от мяча, увёртываясь и подпрыгивая. Подбитая «утка» покидает круг. Игра продолжается до тех пор, пока не будут «выбиты» все «утки». После этого играющие меняются ролями.

  • 1 .Запрещается, метая мяч, заступать внутрь круга, иначе бросок не засчитывается.
  • 2. «Утки» не имеют права покидать круг; нарушивший это правило выбывает из игры.
  • 3. Попадание засчитывается, если мяч коснулся любой части тела, кроме головы, и не отскочил от пола или другого партнера.
  • 4. Игрок, в которого попал мяч, выбывает из игры до смены команд.
  • 5. Выигрывает команда, которая затратит меньше времени или в установленное время «выбьет» больше игроков другой команды.

«Подвижная цель»

Цель игры: учить детей передавать, ловить мяч, согласовывать свои действия с действиями других игроков, развивать ловкость, воспитывать уважение к товарищу по игре.

Подготовка: играющие делятся на несколько групп, которые становятся кругом. В центре круга - водящий. У одного из играющих - мяч.

Инвентарь: волейбольные мячи.

Ход игры:

По сигналу стоящие в кружке перебрасывают друг другу мяч, стараясь попасть в водящего. Попавший становится водящим, а водящий встает в кружок.

Варианты: бросать мяч в водящего можно только после передачи (или двух, грех передач мяча) друг другу.

  • 1. Мяч можно бросать только в ноги водящего.
  • 2. Не считается попадание в игрока после отскока мяча от земли.
  • 3. Если водящему удалось поймать мяч, он не выбывает из игры, если попытка не увенчалась успехом, он покидает круг.

«Скажи какой цвет»

Цель игры: совершенствовать ведение мяча на месте и в движении, приучать видеть площадку, развивать ловкость, координацию движений. Подготовка: Учащиеся берут мячи (кроме водящего) и располагаются врассыпную. У водящего в руках 3 флажка разного цвета.

Инвентарь: баскетбольные мячи, 3 флажка разного цвета.

Ход игры:

Дети ведут мячи по площадке в шаге (в беге). Ребенок, возле которого останавливается водящий и показывает флажок какого-либо цвета, должен, ведя мяч на месте, сказать, какого цвета флажок.

Варианты: 1. Роль водящего выполняют 3 ребенка. 2. Водящий показывает палочки, а игрок должен сказать сколько их.

Называя цвет, не прекращать работу с мячом.

«Быстрый лыжник»

Цель игры: помогает совершенствовать умение сохранять равновесие при скольжении на одной лыже, способствует развитию ловкости и быстроты.

Подготовка: отмечается линия старта и в 30м от нее линия финиша. Играющие находятся на линии старта, стоя на одной лыже (без палок).

Инвентарь: лыжи.

Ход игры:

По команде педагога играющие, отталкиваясь одной ногой, передвигаются на лыже к линии финиша.

  • 1. Побеждает игрок, первым пересекший линию финиша.
  • 2. Передвижение начинать только по сигналу.
  • 3. Игрок, потерявший лыжи, должен прикрепить ее на том месте, где потерял.

«За мной!»

Цель игры: развитие скоростных качеств, ловкости, координации движений, пространственной ориентации, смекалки.

Подготовка: учащиеся располагаются по кругу (диаметр 50 - 70 м) на проложенной лыжне. Учитель находится вне круга на лыжах без палок.

Инвентарь: лыжи и палки по количеству участников.

Ход игры:

Все играющие медленно продвигаются на лыжах по кругу друг за другом. Учитель, подъезжая к любому из играющих говорит: «За мной!», после чего приглашенный втыкает в снег лыжные палки и следует за ним. Так учитель собирает многих или всех, уводит их в сторону от круга, где остались лыжные палки, и неожиданно подает команду: «На места!». Участники стремятся как можно быстрее вернуться в круг и занять места у любых палок.

Игрок, оставшийся без палок, становится водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим. Следить за соблюдением правил безопасности.

«Дружные тройки»

Цель игры: развитие групповых взаимодействий; закрепление навыка обращения с гимнастическим инвентарем; развитие ловкости, координации движений.

Подготовка: игроки разбиваются на тройки (4 - 6) и выстраиваются перед общей стартовой линией. Перед каждой тройкой на расстоянии 8 - 10 м обозначается поворотный пункт.

Инвентарь: гимнастические обручи.

Ход игры:

По команде преподавателя игроки, возглавляющие тройки, надевают на себя обруч, бегут до поворотного пункта, обегают его и возвращаются назад.

В обруч пролезает очередной участник тройки, и теперь игроки вдвоем проделывают то же задание. Затем они возвращаются за третьим участником.

Выигрывает тройка игроков, в полном составе первой вернувшаяся на исходную позицию.

«Альпинисты»

Цель игры: совершенствовать технику лазанья по гимнастической стенке, развитие ловкости, координации движений.

Подготовка: две команды «альпинистов» выстраиваются шеренгами лицом к гимнастической стенке в 6 - 7 м от нее. Между первыми игроками и гимнастической стенкой устанавливаются гимнастические скамейки, перевернутые рейками вверх. У крайних пролетов стенки укладываются гимнастические маты.

Инвентарь: гимнастическая скамейка - 2 шт., гимнастическая стенка шт.

Ход игры:

По сигналу учителя первые игроки начинают продвижение по рейке гимнастической скамейки, переходят на гимнастическую стенку, влезают на нее, передвигаются по стенке до крайнего пролета и спускаются вниз. Высоту подъема на стенку заранее указывается учителем. При спуске с гимнастической стенки игрок имеет право спрыгнуть с рейки, расположенной на высоте не более 70 - 75 см, в круг диаметром 40 см, обозначенный мелом на мате. Приземлившись, играющий встает последним в своей шеренге. Вторые игроки начинают передвижение по гимнастической скамейке сразу же после приземления предыдущего «альпиниста».

  • 1. Запрещается преждевременное передвижение по рейке скамейки.
  • 2. Игрок не должен терять равновесия.
  • 3. Нельзя спрыгивать с высоты, превышающей указанную учителем.
  • 4. Запрещается также неточное приземление. За каждую ошибку игрок наказывается штрафным очком. Выигрывает команда, сумевшая закончить эстафету быстрее других и сделавшая меньше ошибок, чем другая.

Подвижные игры для младших школьников

Многое резко меняется для маленьких детей, впервые пришедших в школу. Особенно для шестилеток. Иным становится двигательный режим, возрастает умственная, а также статическая нагрузка. Играют дети чаще всею в компьютеры, смотрят телевизор гораздо больше, чем нужно. В общем, двигаются они мало, значительное время пребывают в однообразной позе. Очень важно в данный момент принять меры для профилактики последствий неблагоприятных воздействий на ребенка изменившихся условий жизни помочь ему перейти на оптимальный для него в сложившихся конкретных условиях двигательный режим, предупредить нарушения осанки.

Чтобы преуспеть в этом отнюдь не простом деле, необходимо наладить тесное сотрудничество школы и родителей Последние должны понять, что и теперь внимание физическому воспитанию детей они обязаны уделять не меньше, чем в первые годы жизни. Целесообразно провести с родителями соответствующие консультации, разъяснить им, как организовать для сетей активный отдых, правильный двигательный режим, какие средства физического воспитания следует использовать, как обеспечить профилактику нарушений осанки

Ниже описаны некоторые подвижные игры и физкультминутки, направленные на предупреждение нарушений осанки. Можно рекомендовать проводить эти игры и физкультминутки родителям. Надо рассказать, как лучше их применять. Ориентированные на профилактику нарушений осанки игры и физкультминутки можно сочетать с обычными. Интерес к физическим упражнениям повышается при использовании мелкого спортивного инвентаря: мячей, гимнастических палок, обручей и т.п. Важно проводить игры на открытом воздухе. В холодную погоду занятия надо организовывать так, чтобы дети возможно больше двигались, чтобы на пояснения, команды уходило минимальное количество времени. В жаркую погоду место для игр выбирают в тени. Одежда должна соответствовать времени года. Игры надо проводить в стороне от проезжей части дороги, например, использовав травяную полянку, так как падения на асфальтовой площадке болезненны, а песчаное покрытие опасно из-за попадания песка в глаза.

Важно, чтобы в играх, в выполнении физкультурных минуток участвовали сами родители: личный пример взрослых повышает активность детей. Однако нельзя впадать в крайность: вмешиваться в игровую деятельность, мешать проявлять самостоятельность. Главное, чтобы дети принимали участие в игре добровольно. Можно применить такой прием: предложить ребятам для начала провести их любимую игру, а затем новую, на осанку. Физкультминутки проводят после просмотра телепередач рисования, проектной деятельности, чтобы снять утомление с позвоночника, вызванное длительным пребыванием в однообразное позе. В ходе проведения игр следует контролировать физическую нагрузку. При нормальной нагрузке дыхание у детей учащается незначительно, лицо розовеет, но немного, движения координированы, сохраняется желание играть. Если ребенок вспотел, стал часто дышать, побледнел или сильно покраснел, значит, нагрузка повышена. Следует остановиться или переключиться на более спокойную игру.

ИГРЫ могут быть такими.

«Флюгер». На площадке устанавливают 4 кегли, обозначающие стороны света. Игрок встает в центре. Для каждой стороны обусловливают свое действие: север - руки за голову, восток - руки на пояс, юг- руки в стороны, запад - руки к плечам ладони вперед. Водящий - взрослый. Игрок вместе с водящим говорит: «Флюгер строится у нас, повращаемся сейчас. Ветер справа, ветер слева - флюгер вертится умело». Затем водящий называет сторону света, например: «юг». Игрок выполняет поворот в сторону кегли, обозначающей юг, и ставит руки в стороны.

Методические указания. Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с гpyппой детей. Родители объясняют условия игры, показывают, как делать повороты, какие делать движения руками, следят за тем, чтобы дети правильно принимали положение рациональной осанки. Повороты должны выполняться четко, под счет. Выполнив поворот, ребенок принимает обусловленное положение с правильной осанкой: голова - прямо, плечи разведены, живот подтянут. Темп - сначала медленный, затем средний. Продолжительность - 3-5 мин. Игру повторяют 2-3 раза. В интервалах между повторениями отмечают ошибки, поощряют правильное выполнение. Поворот выполняют в положении основной стойки. Ребенок должен научиться принимать правильную осанку и ориентироваться в сторонах света.

«Рак и мухи». Участники игры - «мухи». Они выбирают водящего - «рака». На месте игры чертят (обозначают) две параллельные линии. Расстояние между ними 80-100 см. Это «река», где живет
«рак». Водящий - «рак»- становится посереди «реки». «Мухи» с интервалом 2-3 м располагаются
на одном из «берегов». По команде взрослого дети произносят: «Под камнями рак живет. Рыбий хвостик он жуёт. Рыбий хвостик очень сух. Рак не знает вкуса мух». Затем с разбега перепрыгивают «реку». Тот, кто не угодил в «реку», считается пойманным. Водящий уводит его в свою «нору» (в начерченный, обозначенный в «реке» квадрат, круг), и игра продолжается. После 3-4 перебежек игру останавливают, пойманные выполняют одно из упражнений на осанку и их отпускают. Выигрывает тот, кто ни разу не угодил в «реку» и во время игры сохранял правильную осанку.

Методические у к а з а н и я. Игру можно проводить с группой детей или с одним ребенком.
Родители объясняют условия игры, показывают упражнения на осанку. Бег дети должны выполнять,
сохраняя правильную осанку: голова - прямо, плечи разведены, живот подтянут. Роль водящего может взять на себя взрослый. Продолжительность - 5- 7 мин. Игру повторяют 2-3 раза. Произнесение речитатива дает детям возможность отдохнуть. При выполнении упражнений на осанку используют счет.

Упражнения на осанку.

1. И.п. -о.с. 1-2 - присед, руки за голову, локти назад; 3-4 - и.п. Повторить 4 раза. Темп медленный. Выполняя присед., спину держать прямой, вперед не наклоняться.

2.И.п. - о.с. 1 - поднять левую ногу, согнутую в колене, руки на пояс; 2-3 - держать; 4-и.п.; 5- 8 то же правой ногой. Повторить 4 раза. Темп медленный. Сохранять устойчивое положение.

«Не урони мешочек». Отмечают линии старта и финиша. Расстояние между ними - 4-5 м. У стартовой линии выстраиваются две колонны по 3- 4 игрока в каждой. На голове у всех мешочки с песком весом 100-150 г. Нужно пройти по коридору, обозначенному палками или скакалками, не потеряв мешочек и сохраняя правильную осанку. Ширина коридора 30 см. Выигрывает команда, выполнившая задание быстрее и правильно.

Методические у к а з а н и я. Игру проводят с группой ребят. Дети проходят по коридору разными способами, например, на носках, поставив руки на пояс, выпрямив колени, поставив руки на пояс с локтями, отведенными назад, в полуприседе с прямой спиной, держа руки на поясе. Находясь в колоннах, игроки начинают движение со старта после того, как впереди стоящие достигнут финиша. Мешочки с песком укладывают на теменную область. Выполняя движение, не следует наклоняться вперед. Можно провести игру, выстроившись на линии старта в шеренгу, тогда выигрыш получает не команда, а игрок.

«Кот и мыши». Водящий - взрослый. Он предлагает детям построиться в круг. После того, как на-
званы «мышка» и «кот», начинается игра. Взрослый говорит: «Становитесь в хоровод. Оля (Света...) - мышка, Саша (Юра...) - кот. Будем дружно мы играть, коту мышку не догнать». После речитатива «мышка» убегает, а «кот» ловит ее. «Мышка» выбегает из круга и вбегает в него через «ворота» (между играющими). «Кот» пытается догнать «мышку», проскочив через «ворота», но игроки закрывают их, приседая и ставя руки на пояс или за голову. Спастись от погони «мышка» может, заменив кого-нибудь из образующих круг. Для этого она слегка ударяет любого игрока по плечу, тот убегает, а «мышка» занимает его место. По окончании игры отмечают самого ловкого «кота» и самую быструю «мышку».

Методические указания. Игра групповая. Продолжительность - 5-10 мин. 3-4 повторения. Через 5 мин. «кота» меняют. Можно усложнить игру, выбрав двух «мышек» и двух «котов». Надо следить, чтобы не было столкновений. Выполняя приседания, дети должны держать спину прямой, вперед не наклоняться, колени чуть разводить в стороны, сохранять устойчивое положение.

«Сторож и воробьи». Выбирают водящего - «сторожа». Остальные игроки - «воробьи». Чертят или выкладывают из скакалок круг диаметром 2,5-3 м. В круг помещают небольшие камушки или кубики. Это «зерна». Водящий - «сторож» - встает вкруг и говорит: «Воробьи-воробушки, серенькие перышки. Вы поклюйте крошки у меня с ладошки». После окончания речитатива игроки впрыгивают вкруг на обеих ногах, берут предмет (каждый раз только один) и быстро выпрыгивают из круга. Водящий старается запятнать игрока. Запятнанные игроки высыпают «зерна» обратно в круг. По окончании игры отмечают тех, кто больше набрал «зерен». Запятнанные игроки выполняют упражнение на осанку.

Методические у к а з а н и я. Игру проводят с группой детей или с одним ребенком. Роль водящего - «сторожа» - может взять на себя взрослый. Игру повторяют 2-3 раза. Ее продолжительность - 5-8 мин. Для выполнения упражнения на осанку используют счет.

Упражнение на осанку. И.п. - о.с. 1 - руки к плечам, ладони вперед; 2-3 - держать; 4- и.п. Повторить 4 раза. Темп средний. Упражнение выполнять с мышечным напряжением.

«Снайперы». Игроки выстраиваются в шеренгу перед линией броска. У каждого два резиновых мяча. На расстоянии 4-5 м на возвышении (на скамейке или на доске) устанавливают кегли. По сигналу «Залпом, пли!» игроки одновременно выполняют бросок из-за головы по мишеням. Упражнение повторяют 2-3 раза. Выигрывают игроки, поразившие больше мишеней.

Методические указания. Игру проводят с группой детей или с одним ребенком. Родители объясняют условия игры, показывают, как надо бросать мяч. Следят за правильностью выполнения бросков, отмечают самых метких игроков. Продолжительность игры - 5-10 мин. Броски надо выполнять с сохранением правильной осанки: голова держится прямо, живот подтянут.

«Передал-садись». Команды строятся в колонны по одному. Дистанция один шаг. Капитаны, каждый с большим мячом в руках, стоят против своих колонн в 2-3 м от них. По сигналу капитаны направляют мячи своим первым игрокам, те ловят их, бросают обратно, садятся на пол (ноги скрестив, руки за голову, локти назад) и принимают положение правильной осанки. Капитаны бросают мячи вторым игрокам и т.д. Выигрывает команда, быстрее закончившая игру при условии, что ее игроки сохраняли положение правильной осанки.

Методические указания. Игра групповая. Продолжительность - 5-10 мин. 2 повторения. Роль капитанов выполняют родители. Они сообщают детям условия игры, показывают на одном из игроков, что такое положение правильной осанки. Положение сидя, ноги скрестно игроки сохраняют, пока не завершит бросок последний участник их команды. Состав команды - не более 5-6 человек. Игру можно усложнить требованием бросать мяч из-за головы.

«Салки с упражнениями на осанку». Выбирают водящего - «салку». Задача «салки» запятнать как можно больше игроков. Пятнать можно только тех игроков, которые не успели вовремя принять правильную осанку. Стоит убегающему принять правильную осанку, он уже в безопасности. Водящему приходится прибегать к хитростям: гнаться будто бы за одним, а мимоходом, изловчившись, осаливать другого. Осаленные игроки выбывают из игры.

Методические указания. Игра групповая. Родители сообщают детям условия игры, разучивают с ними упражнения на осанку, следят за соблюдением условий игры. Продолжительность -5-10 мин., 2-3 повторения, с заменой водящего другим игроком. В конце игры отмечают лучшего водящего и игроков, ни разу не попавшихся «салке» . По желанию роль водящего может выполнить родитель.

Упражнения на осанку.

1.Основная стойка.

2.Руки к плечам, ладони вперед.

3.Полуприсед, руки за голову, локти назад.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

Котенок. Речитатив: «У бабушки Алены зверь живет мудреный. Он на печке греется, без водички моется. Кто, ребята, отгадает, что за зверь там проживает?»

1.И.п. - руки за голову. 1-3 - руки вверх, ладонями наружу - вдох; 4 - и.п. - выдох. 4 раза.
Темп медленный.

2.И.п. - ноги врозь. 1 -2 - наклон вперед, руки за голову, локти назад; 3-4 - и.п. 4 раза. Темп средний.

3.И.п. - лежа на животе, руки в стороны. 3 - прогнуться с подниманием рук и ног; 4 - и.п., расслабить мышцы спины. 4 раза. Темп средний.

4.И.п. - ноги врозь, руки на пояс. 1 - прыжок, ноги вместе, хлопок над головой; 2 - и.о.; 6-8 прыжков. Темп средний.

5.И.п. - о.с. 1 -руки вверх - вдох; 2 - расслабить кисти; 3 - расслабить предплечья; 4 -небольшой наклон вперед - выдох; 5-6 - и.п. 4 раза. Темп медленный.

Методические указания. Речитатив произносит один из родителей, ребенок лишь дает ответ на вопрос. Используют счет, например: «У бабушки Алены 1-2-3-4,1-2-3-4 и т.д.» Упражнение 1 выполняют с мышечным напряжением. Поднимаясь на носки, живот подтянут, лопатки сближены. В упражнении 2 необходимо хорошо потянуться, посмотреть на кисти рук. Выполняя наклоны, колени не сгибать. Выполняя упражнение 4, надо посмотреть вперед, ноги и руки держать выпрямленными, не отклоняясь от средней линии. Прыжки выполняют мягко, приземляясь на носки.

«Дюймовочка». Речитатив: «Так мала она была, что под листиком жила. Голова с горошинку, а сама хорошая. Девочка - малявочка, а зовут Дюймовочка».

2.И.п. - о.с. 1 - руки к плечам; 2 - руки вверх; - руки к плечам; 4 - и.п. 4 раза. Темп медленный.

    И.п. - лежа на спине, руки на пояс. Сгибание и разгибание в тазобедренных и голеностопных суставах, движения как при езде на велосипеде. Количество повторений - произвольное. Темп
    средний.

    И.п. - лежа на животе, руки к плечам. 1 - прогнуться; 2 - руки вверх; 3 - руки в стороны; - и.п. Имитация плавания стилем «брасс», ноги в упоре. 4-6 раз. Темп средний.

    Ходьба на месте, руки через стороны вверх - вдох, и.п. - выдох. 10 сек. Темп средний, переходящий в медленный.

Методические указания. Речитатив произносит один из родителей, ребенок лишь дает ответ на вопрос. Используется счет. Упражнение 1 выполняют с мышечным напряжением. В упражнении 2 необходимо хорошо потянуться, посмотреть на кисти рук. Имитируя движения как при езде на велосипеде, локти надо плотно прижимать к полу, вращения выполнять с большой амплитудой. Упражнение 4 выполнять с мышечным напряжением, хорошо сближая лопатки. В упражнении 5 детей учат глубоко дышать и правильно расслабляться.

«Жучок». Речитатив: «Божья коровка, черная головка, шесть быстрых ножек, гибких босоножек. На травинку ловко забралась коровка, крыльями взмахнула, раз- и упорхнула».

    И.п. - о.с. 1 - прогнуться, руки на пояс, локти назад; 2-3 - держать; 4 - п.п. 4 раза. Темп средний.

    И.п. - ноги врозь. 1-3 - пружинистые наклоны вперед, касаясь руками пола; 4 - и.п. 4-6 раз. Темп средний.

    И.п. - лежа на животе, руки за голову. 1 - прогнуться с подниманием рук и ног; 2-3 - держать; 4 - и.п. 4-6 раз. Темп средний.

    И.п. - о.с. 1 - руки вверх - вдох; 2.- и.п. - выдох. 4 раза, темп медленный.

Методические указания. Речитатив произносит один из родителей. Упражнения 2 и 4 выполнять с мышечным напряжением. При наклонах в упражнении 3 колени должны быть выпрямленными. В упражнении 5 детей учат правильному расслаблению и глубокому дыханию.

«Паровозик». Речитатив: «Паровозик заболел, очень сильный перегрев. Пара нет, пришла беда, из котла течет вода. Паровозик весь дрожит, слесарь стал его лечить. Где зубилом, где ключом, был он ласковым врачом».

    И.п. - о.с. 1 - руки вверх, левую ногу назад на носок; 2 - и.п.; 3-4 - то же правой ногой. 4 раза. Темп средний.

    И.п. - лежа на спине, руки на пояс. 1-2 -поднять прямые ноги; 3-4 - и.п. 4 раза. Темп медленный.

    И.п. - лежа на животе руки вверх. 1 - прогнуться с подниманием рук. 2 - руки в стороны; 3 - руки вверх; 4 - и.п. 4 раза. Темп средний.

    Ходьба на месте, высоко поднимая колени. 10 сек. Темп средний, переходящий в медленный.

Методические указания. Речитатив произносит один из родителей. Используют счет.

Упражнения 1 и 4 выполнять с мышечным напряжением. Выполняя упражнение II, необходимо хорошо потянуться, посмотреть на кисти рук. В упражнении III надо плотно прижимать к полу, не отклоняться от средней линии при поднимании ног.

Все физкультминутки организуют в хорошо проветриваемом помещении. Упражнения лежа на спине и животе выполняют на коврике.