Новый истребитель перехватчик миг 41. Что мы знаем о перспективном сверхскоростном перехватчике

МиГ-41. Пока об этой машине неизвестно практически ничего — ни о ее характеристиках, ни даже об особенностях внешнего облика этого самолета. Известно только, что это МиГ-41 – проект тяжелого истребителя-перехватчика, который в будущем заменит МиГ-31. Эту перспективную машину называют самым закрытым проектом российской оборонки. На виртуальных просторах интернета дискуссии вокруг нового российского самолета не утихают уже который год.

В начале нынешнего года вице-президент российской Объединенной самолетостроительной корпорации Сергей Коротков заявил журналистам, что работы над созданием нового истребителя МиГ-41 продолжаются. По его словам, это будет машина нового поколения, которая в заменит высотный истребитель-перехватчик МиГ-31, разработанный еще в середине 70-х годов прошлого столетия. Коротков также сообщил, что в создании новой машины принимают участие не только конструкторы ОКБ им. Микояна, но и представители других предприятий отечественной оборонной отрасли.

Разработки ведутся согласно заданию, которое было сформулировано российским Министерством обороны. Это значит, что ни о какой работе в инициативном порядке (а так нередко бывало в прошлом) речь не идет. Военным действительно нужен новый самолет для замены заслуженного МиГ-31. Никакой дополнительной информации, которая хотя бы немного приоткрывала завесу секретности над перспективным истребителем, чиновник журналистам не сообщил.

Ранее по поводу проекта МиГ-41 высказался главком российских ВВС Виктор Бондарев. Он заявил, что разработка нового истребителя-перехватчика активно ведется и находится на стадии научно-исследовательских работ (НИР), а в 2019 году начались ОКР (опытно-конструкторские работы). Генерал-полковник сообщил журналистам, что принятие самолета на вооружение планируется в 2025 году.

Еще ранее, в 2014 году, о проекте нового тяжелого истребителя-перехватчика рассказывал известный российский летчик-испытатель Анатолий Квочур. По словам пилота, новый самолет должен был появиться еще двадцать лет тому назад, а его скорость должна была достигать 4,3 Маха.

Чтобы представить себе концепцию и идею разрабатываемой машины, совсем необязательно иметь доступ к закрытым лабораториям или секретным документам Министерства обороны. Нужно просто понять, какие задачи будет выполнять новый истребитель, и для какой работы он задуман. И еще следует внимательно посмотреть на разработки прошлых лет, на знаменитый истребитель-перехватчик МиГ-31 – первый советский самолет четвертого поколения, который поднялся в небо в далеком 1975 году.

МиГ-31: самолет особого назначения

Работы по созданию нового высокоскоростного истребителя-перехватчика дальнего радиуса действия начались в Советском Союзе еще в конце 60-х годов. Эта машина впервые поднялась в небо в сентябре 1975 года. МиГ-31 можно смело и без иронии назвать уникальным самолетом: он был способен развивать скорость до 3 тыс. км/ч, а его боевой радиус составлял 720 км. Этот истребитель стал первым в мире самолетом, который был оснащен РЛС с фазированной антенной решеткой. МиГ-31 был вооружен новейшими для своего времени ракетами «воздух-воздух» дальнего радиуса действия.

МиГ-31 был высокоспециализированным самолетом, он изначально создавался для перехвата стратегических бомбардировщиков, самолетов-разведчиков, крылатых ракет и даже спутников противника, находящихся на низких орбитах.

Любопытно, что летные части, вооруженные самолетами МиГ-31, имели статус подразделений специального назначения (спецназа) в составе ВВС СССР.

В 90-е годы конструкторы ОКБ им. Микояна работали над созданием нового тяжелого перехватчика, который должен был заменить МиГ-31. Речь идет о так называемом проекте 701, в рамках которого планировалось создание 62-тонного гиганта с максимальной скоростью 2,5 тыс. км/ч и дальностью полета более 7 тыс. км. Из тяжелого экономического положения в стране этот проект так и не был реализован. Также бесславно закончились и проекты по глубокой модернизации «тридцатьпервого», которые были начаты еще в советский период.

В 2008 году началась программа модернизации МиГ-31. На истребителях проводится замена практически всей электроники, они получают новую ракету Р-37, которая может поражать противника на дистанции 400 км, а также современную РЛС «Заслон-М».

Сегодня МиГ-31 – это, пожалуй, единственный отечественный боевой самолет, по отношению к которому словосочетание «не имеющий аналогов в мире» не является преувеличением. Одной из основных особенностей этой машины является высокая крейсерская скорость, которая составляет более 2,5 тыс. км/ч.

Несмотря на свои уникальные летно-технические характеристики можно смело сказать, что подобная машина просто не нужна подавляющему большинству армий мира. МиГ-31 – это узкоспециализированный тяжелый скоростной самолет-перехватчик, который был создан для охраны бескрайних просторов Советского Союза. Его главная задача – уничтожение маломаневренных целей, таких как крылатые ракеты или стратегические бомбардировщики. Для воздушного боя с вёрткими истребителями противника МиГ-31 подходит слабо. Максимальная перегрузка основного вооружения истребителя – ракет «воздух-воздух» Р-33 – всего лишь 4G, что не позволяет надежно поражать высокоманевременные истребители.

В ВВС других стран функции МиГ-31 выполняют обычные истребители четвертого или пятого поколения или же средства противовоздушной обороны.

Видео про МИГ-41

Но для России с ее гигантскими просторами и огромной протяженностью границ использование подобного самолета – это довольно неплохое решение. Поэтому проект нового самолета, который должен заменить устаревший МиГ-31, кажется абсолютно уместным. Как же будет выглядеть новая машин? Какими характеристиками она должна обладать, чтобы уверенно решать задачу защиты российских воздушных кордонов в следующем десятилетии?

Здесь следует напомнить, что срок эксплуатации истребителей МиГ-31 заканчивается в 2028 году, и к этому времени замена для них должна быть уже готова.

Как будет выглядеть МиГ-41?

Уже неоднократно заявлялось, что новый истребитель-перехватчик будет разрабатываться на базе МиГ-31. Однако вряд ли стоит принимать эту информацию буквально: скорее МиГ-41 будет создан с использованием наработок, полученных в ходе создания своего предшественника, а также тридцатилетнего опыта его использования. С момента первого полета МиГ-31 технологический прогресс в авиастроении сделал огромный рывок, поэтому маловероятно, что новый истребитель будет похож на МиГ-31.

Если скорость новой машины приблизится к уровню 4 Махов, то МиГ-41 может стать самым быстрым боевым самолетом в мире. С большой долей вероятности можно сказать, что при проектировании и постройке нового истребителя будут активно использоваться технологии, позволяющие снизить его радиолокационную заметность. В настоящее время «стелс-технологии» являются общемировым трендом, которому стараются следовать все. Вероятно, что оружие МиГ-41 будет укрыто внутри фюзеляжа самолета. Предполагаемый радиус действия МиГ-41, скорее всего, будет составлять от 700 до 1300 км.

Новый истребитель точно будет вооружен ракетой дальнего радиуса действия класса «воздух-воздух» Р-37. Кроме того, сообщается, что на ее базе сейчас разрабатывается новая ракета РВВ-БД с двухрежимным твердотопливным двигателем. Так что можно уверенно сказать, что если МиГ-41 будет воплощен в металле, то он получит РВВ-БД в состав своего вооружения.

Следует понимать, что говоря о моменте возможного принятия истребителя МиГ-41 на вооружение, мы имеем в виду, скорее всего, конец следующего десятилетия. Понятно, что к этому времени авиационные технологии и системы вооружения самолетов сделают значительный рывок, причем некоторые изменения могут быть революционными. Эксперты считают, что сегодня мы находимся на пороге рождения авиационных ракет нового поколения. Стремительно развивается лазерное оружие, наиболее активно в этом направлении работают американцы. Десять лет в современном мире – это огромный срок, за это время могут появиться совершенно новые технологии, о которых мы сегодня даже не догадываемся.

Одной из основных угроз уже в обозримом будущем для России могут стать боевые гиперзвуковые летательные аппараты, разработкой которых в настоящее время активно занимаются в США. В качестве примера можно привести проект гиперзвуковой ракеты Boeing X-51, скорость которой может достигать 6 тыс. км/ч. Подобные системы вооружения способны нести стратегическую угрозу, причем для этого на них необязательно устанавливать ядерную боевую часть. Гиперзвуковые ракеты могут поражать объекты противника за счет своей огромной кинетической энергии. Колоссальная скорость полета делает перехват таких целей весьма непростой задачей.

Видео: МИГ-41 обзор проекта

Борьба с гиперзвуковыми летательными аппаратами, вероятно, станет одной из задач, которые будет выполнять МиГ-41. Кроме того, этот самолет должен уметь бороться и с традиционными угрозами, в виде крылатых ракет и бомбардировщиков противника. Также планируется, что с борта этого самолета будут проводиться запуски небольших спутников на низкие орбиты.

Еще одним вопросом, который предстоит решить конструкторам во время реализации проекта МиГ-41, является «пилотируемость» этого самолета. Говоря другими словами, будет ли этот истребитель управляться летчиком или же станет беспилотным летательным аппаратом. Учитывая перегрузки, которые испытывает человек при таких скоростях, второй вариант выглядит куда более предпочтительным. Проблема, правда, в том, что отечественная промышленность – еще с советских времен – отстает в области создания БПЛА . Пока России не удается создать даже современный ударный беспилотник, сделать же перехватчик, управляемый дистанционно – это куда более сложная задача.

Будет ли построен МиГ-41?

Ответ на этот вопрос в основном зависит от одного фактора – финансирования. Разработка нового боевого самолета стоит очень дорого.

Конечно, общемировым трендом в последние десятилетия является отказ от узкоспециализированных машин и разработка универсальных боевых самолетов. Но, как уже было сказано выше, тяжелый скоростной перехватчик отлично соответствует географическим условиям России и может стать исключением из общего правила.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Тяжелый истребитель-перехватчик со свехспособностями МИГ-41 должен появится совсем скоро и, естественно, о нем пока мало что известно. Но то, что озвучено разработчиками, просто поражает воображение.

Если, предшественник МИГ-25 при желании мог обогнать выпущенную ему вслед ракету, то современный истребитель перехватчик МИГ-41 станет абсолютным рекордсменом по скоростным характеристикам. В подтверждение этого может свидетельствовать один только факт – его разработкой занимаются лучшие специалисты знаменитого ОКБ имени Микояна.

Немного о МИГ-31

Предшественник МИГ-41, «тридцать первый» по техническим характеристикам и скоростным показателям так далеко ушёл от иностранных аналогов, что в ближайшие 10 – 15 лет вперёд всего останется на лидирующей позиции, единственное что при выходе «сорок первого», он сместится на вторую строчку.

Он предназначается для обнаружения и уничтожения баллистических и крылатых ракет, летательных аппаратов, находящихся на различных высотах. Способен успешно сбивать современные североамериканские истребители 5 поколения F-22 и F-35. МИГ-31 быстро определяет воздушную цель, расположенную в радиусе почти 300 км с помощью РЛС со специальной антенной, оборудованной фазированной решёткой, аналога которой нет ни на одном самолёте в мире.

МИГ-31 быстро определяет воздушную цель, расположенную в радиусе почти 300 км с помощью специальной антенны, оборудованной фазированной решеткой, полного комплекта которой нет ни на одном самолёте в мире.

В арсенале истребителя в зависимости от ситуации могут находиться различные боеприпасы, размещённые как на внешней, так и на внутренней подвеске, к которым относятся ракеты дальнего радиуса действия, созданные таким образом, что для осуществления их запуска не требуется подтверждения расположения цели.

При необходимости, истребитель перехватчик может выполнять роль передвижного летающего командного пункта.

Каким будет МИГ-41

Сегодня известно, что над проектированием современного истребителя перехватчика дальнего радиуса действия работают специалисты ОКБ им. Микояна и Нижегородского конструкторского бюро авиазавода «Сокол». Проект был начат ещё в 2013 г. после письменного указания Главкома ВКС, который через некоторое время был продублирован распоряжением Генштаба ВС России.

В прессу проскальзывает информация, что новый истребитель будет развивать скорость до 7 000 км/ч.

На сегодняшний день ни один самолёт такого плана не может разогнаться до таких пределов.

Для сравнения можно воспользоваться таблицей, в которой приведены самые скоростные истребители мира.

Модель истребителя Страна производства Страна в которой стоит на вооружении Максимальная скорость, км/ч Количество выпущенных единиц
Рафаэль Франция Франция 1 900 195
Сааб JAS 39 Грипен Швеция Чехия, Венгрия, Таиланд, ЮАР, Швеция 2 200 270
МИГ-29 Россия Россия 2 415 1 500, производство продолжается
МИГ-23 Россия Индия, Сирия, Ливия 2 445 3 630
Тайфун Германия Великобритания, Германия, Испания, Саудовская Аравия, Италия, Австрия 2 450 Около 500
СУ-27 Россия Россия 2 476,4 809
Grumman F-14 Tomcat США США 2 485 712
McDonnell Douglas F-15 Eagle США США, Израиль, Саудовская Аравия, Япония 2 650 1 500
МИГ-25 Россия Россия, Украина 2 700 Около 1 200
МИГ-31 Россия Россия 3 000 519

Как видно из представленных сведений, отечественные разработки и на сегодняшний день являются лидерами не имеющими себе равных. При соответствии скорости, заявленной для МИГ-41, он станет абсолютным рекордсменом в данном направлении.

Не стоит исключать, что все вышеперечисленные модификации российских истребителей были спроектированы на рубеже существования Советского Союза, то есть, на сегодняшний момент проектам более 30 лет.

Комментарии официальных лиц

В официальных источниках пока не было никакой информации о том, создан этот новый самолёт или нет. Вполне возможно, что он уже стоит в испытательных ангарах ОКБ им. Микояна и ожидает своего часа. Однако, это остаётся засекреченной информацией, а на сегодняшний день сведений о технических характеристиках, внешнем виде и эксплуатационных данных нет.


Известно только, что истребитель МИГ-41 это современная инновационная разработка современного перехватчика, способного заменить МИГ-31. Благодаря своей секретности, работы над машиной получили название «самой закрытой задумкой российской оборонки».

На специализированных форумах достаточно много обсуждений на эту тему, однако все они заканчиваются ничем не обоснованными прогнозами и предположениями.

Со слов Сергея Короткова, Президента российской Объединённой самолётостроительной корпорации, в текущем году было выполнено много отдельных проектов, предназначенных для сборки истребителя.

Он ещё раз подчеркнул, что современный истребитель перехватчик создаётся с целью замены устаревшей модели, использующейся с 1975 г. Помимо этого, было отмечено, что над созданием самолёта трудятся не только специалисты ОКБ им. Микояна, но и ряд представителей других предприятий относящихся к российской оборонной отрасли.

Разработки ведутся по предзаказу, полученному от МО РФ, так как на самом деле стоит задача о замене морально устаревших МИГ-31 на новую современную модификацию. Другой информации, Коротков не предоставил.


Генерал-полковник российских ВВС Виктор Бондарев высказывается следующим образом: «Работы над проектом ведутся довольно активно, на сегодняшний момент основные действия производятся в лице научных исследователей, передающих проектную документацию для начала опытно конструкторских работ».

Также, главнокомандующий подчеркнул, что современный истребитель перехватчик МИГ-41 будет принят на вооружение в 2025г.

Несколько лет назад, лётчик-испытатель комментировал ситуацию словами, что новый истребитель должен был появиться ещё на рубеже веков.

Предшественники: ракурс в историю

Опытное летно-конструкторское бюро Артёма Микояна было создано 8.12.1939 г, именно с этого момента можно начинать историю предшественников нового истребителя МИГ-41.

Первый самолет ОКБ был создан в 1940 году, это был МиГ-1, разработанный на основе наработок Поликарпова. После запуска в серию и войсковых испытаний он был доработан и усовершенствован, полученный истребитель стал известен под .

Оба самолёта принимали участие в Великой Отечественной, но с производства были сняты в 1942 году из-за нехватки авиамоторов АМ-35, так как производственную линию перевели для производства родственных двигателей АМ-38 которые были нужны для .


Оставшееся до конца войны время ОКБ МиГ использовало на разработку новых моделей самолётов не пошедших в серийное производство, но давших авиаконструкторам бюро опыт и навыки работы с аэродинамикой и двигателями.

История создания и развития реактивных начинается практически сразу после войны. Микоян и Гуревич первыми предложили реактивный истребитель МиГ-9, переходный образец с реактивным двигателем и прямым крылом.

С того времени лучшими были признаны следующие модификации:

  1. МиГ-15 – первый истребитель СССР со стреловидным крылом, имел на своём борту одну 37 мм и 2 23 мм пушки. Развивал скорость более 1 000 км/ч. Серийное производство велось на 9 заводах, всего было построено больше 18 000 истребителей;
  2. МИГ-19 – первый самолет во всём мире, который способен развивать сверхзвуковую скорость. Производился с 1955 г. в Горьком и Новосибирске. Всего было выпущено 1 890 единиц, которые могли отличаться различными видами установленного вооружения. Кстати, на «девятнадцатый» были впервые установлены ракеты «воздух-воздух»;
  3. МИГ-21 – новый перехватчик того времени был создан практически в одно время с МИГ-19, но получил большее признание. Он стал первым отечественным самолётом, имеющим треугольные крылья и наиболее распространённым сверхзвуковым истребителем в мире;
  4. МИГ-23/27 – принимали участие во всех боевых действиях 80-х годов. Самолеты с изменяемой стреловидностью крыла, что обеспечило наиболее оптимальные летные режимы для каждых конкретных боевых условий. Это давало истребителю грандиозное преимущество над аналогами второго и третьего поколений. После выпуска американского F-16, относящегося к следующему, 4 поколению – превосходство было утрачено;
  5. МИГ-25 не раз подтверждал слова о нём, что максимальная скорость для него прописана только в технических характеристиках. Является многочисленным мировым рекордсменом по этим данным;
  6. МИГ-29 разрабатывался в период 1972-1982гг. На тот момент основной целью было достижение характеристик касающихся увеличения надёжности машины и соответствия желаниям иностранных заказчиков.

Следующая модель, пришедшая на смену «двадцать пятому» – перехватчик МИГ-31, успешно применяющийся на сегодняшний момент и ожидающий смены в лице разрабатываемого МИГ-41 – обгоняющего ракеты.

Хотя новейший истребитель ещё не создан, большинство потенциальных противников уже пребывает в волнении, так как даже устаревшая модель «тридцать первого» во многом превосходит все иностранные аналоги.

А по обещаниям лиц, ответственных за проектирование и разработку самолёта МИГ-41, он должен стать ещё более совершенным.

Видео

Даёшь МиГ-41! Или как защититься от «Томагавк» и гиперзвуковых ракет на 100%

Под грифом «Совершенно секретно» ведутся разработки новейшего самолёта-перехватчика МиГ-41. На сегодня его невозможно даже представить, всё, что можно найти в СМИ – предположения авторов.

Предшествующая история создания МиГ-41

МиГ-41 разрабатывается КБ Микояна на базе предшественника МиГ-31 и его модернизированной версии , работы ведутся с 2013 года. В деле принимают участие множество научных институтов. Совершенствование перехватчиков долгое время не велось, этим и объясняется большой размах. Упустив какое-то время, приходится вносить серьёзные изменения. Проект будет сильно отличаться от предыдущих версий. Пятому поколению не свойственно вывешивать вооружение на пилонах, необходимо обладать перспективным видом вооружений, малой заметностью и сильной РЛС. А также улучшить свои характеристики с учётом изменений тактики сражений.

Возможный облик МиГ-41

Россия обладает сегодня уникальной системой противоракетной обороны со времён СССР, помимо дальних и ближних комплексов ПВО для защиты неба используются ещё и истребители-перехватчики МиГ-31. Это неповторимые и эффективные самолёты против низколетящих ракет типа «Томагавк» (2 м над морем и 5 м над сушей), но эта техника давно не модернизировалась конструкторами, а летающая изрядно изношена, служит ещё со времён СССР. Наличие достаточного числа таких самолётов у своих рубежей – это на 100% мирное небо. Старых самолётов насчитывается около 200 единиц.

Микояновцам принадлежат мировые рекорды высоты и скорости, дальности и точности поражения целей. МиГ-31 – это спецназ 4-го поколения самой эффективной системы ПРО в мире, с помощью перехватчика значительно расширяются возможности по дальности перехвата воздушных, космических и морских целей. НАТО у границ разворачивает свои системы ПРО, строит и будет строить и без того смертоносный флот для похода к чужим берегам, разрабатывает гиперскоростные ракеты и самолёты, новейшие беспилотники – всё для получения права первого удара в результате создания временного преимущества. Военный атлантический альянс постоянно следит за действиями всех государств на планете с помощью космических и подводных систем.

Последняя модернизация – это МиГ-31БМ, который ещё не стал на вооружение ВКС. И не успели об этом заговорить, как руководители высшего военного ведомства страны уже заявили о следующем проекте, о Миг-41. Официально об этом впервые стало известно 28 февраля 2014-го из уст главкома ВВС В. Бондаря. И вот ожидается, что в 2017-м опытный образец начнёт первые конструкторские испытания. Худо-бедно, но до 2030 года натовцы будут считаться с изношенными МиГами.

class="eliadunit">

Какими будут ТТХ МиГ-41

Маневренность, присущая ПАК ФА, этим истребителям не нужна, МиГ-41 нужна скорость и высота для поражения баллистических ракет и спутников на нижней околоземной орбите от 160 до 2000 км. Важным техническим решением станет и дальность полётов, чтобы сопровождать самолёты-носители ядерных ракет типа Ту-160. Всепогодный истребитель-перехватчик 5-го поколения будет летать на всех высотах, чтобы уничтожать в первую очередь ракеты средней дальности типа «Томагавк», скрытые от радаров ПВО высотой полёта 2 м над морем и 5 м над сушей, огибающие рельеф местности и преодолевающие расстояния в 2 500 км.

Задача МиГов останется прежней, быстро найти цель с помощью дальних РЛС, выпустить весь свой арсенал залпом со 100-процентным результатом попадания и также быстро скрыться, не вступая в ближний бой с самолётами-противниками. Стоит ожидать и новых рекордов скорости от машины. Стоит отметить, на МиГ-31БМ пилоты обеспечены бесперебойной системой подачи воздуха и не ограничены по времени полёта. Данное преимущество при полётах в стратосферу важно, в той части неба можно иметь полное превосходство. По этой же причине стоит ожидать и беспилотного управления.

Скорость полётов у земли, наверное, останется прежней 1500 км/час. А вместо 2,83 Маха на высоте 21 км легко можно ожидать 4 Маха. Как высоко может подняться новый МиГ, об этом остаётся гадать, возможно, и 50 км, если это будет нужно. Корпус модернизированного предшественника состоит на 50% из нержавеющей стали, 33% аллюминия, 16% титана и всего лишь 1% композитных материалов. Вероятнее всего, будет создан корпус стелс, из композитных материалов, может как у ПАК ФА. По той же причине, чтобы уменьшить ЭПР своего самолёта (сделать его малозаметным), придётся поменять архитектуру самолёта (скрыть внутрь своё вооружение).

Еще один возможный облик МиГ-41

Вооружение МиГ-41 – чего ждать от проекта

Главным оружием МиГов сегодня являются ракеты дальнего радиуса Р-33 класса воздух-воздух, совершенствование которых продолжается. С 2011 года новые версии достигают 200 км, а не 120. На первое время, возможно, они станут оружием и для МиГ-41. Корпус ракеты состоит из 4 отсеков, первый же, как с контактным, так и с радиовзрывателем. Второй отсек оборудован автопилотом и осколочно-фугасной боевой частью. Третий отсек вмещает двухрежимную твердотопливную силовую установку, у ракетного движителя удлинённый газовод с сопловым газом. Вокруг этого газовода размещён четвёртый отсек, где газо- и турбо- генераторы, а также блоки регулирования и рулевые машинки, функционирующие на горячем газе. Головка самонаведения охватывает 60 градусов и работает в системе «Заслон».

Формы ракет теперь уже могут быть и прямоугольными типа Х-59МК-2 и Х-58ШКУ, как для ПАК ФА. Все типы ракет нужны и МиГ-41, хоть они и не многоцелевого назначения, а всё же целей для работы хватит и морских и наземных. Могут использоваться и противолокационные ракеты Х-31П или их аналоги. Все они будут подчиняться системе управления вооружением на основе мощной РЛС типа «Заслон-М». Могут пригодиться и бомбы большой разрушающей силы по укреплённым наземным объектам типа КАБ-1500 и КАБ-500, используемые предшественниками. Данный самолёт должен будет работать в условиях мощных РЭБ, преодолевать любую противовоздушную оборону противника. С первыми испытательными полётами станет известен внешний облик проекта МиГ-41, немного подождать и будет видно какой он, перехватчик будущего.

class="eliadunit">

Важным элементом российской системы противовоздушной обороны являются дальние перехватчики МиГ-31. Эта техника время от времени проходит модернизацию, однако в отдаленной перспективе будет нуждаться в замене. Для этого уже сейчас ведутся работы по созданию перспективного перехватчика, способного повторить возможности МиГ-31, а также превзойти его по некоторым параметрам. На днях появились новые сведения о ходе этого проекта.

По аналогии с другими новыми проектами техники для воздушно-космических сил, очередной образец обозначен как «Перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата» (ПАК ДП). Кроме того, с определенного времени в открытых источниках фигурирует название МиГ-41 – оно напоминает о существующем перехватчике, но при этом указывает на новизну проекта. Несколько дней назад проект ПАК ДП / МиГ-41 вновь стал темой заявлений официальных лиц.


17 августа информагентство «Интерфакс» опубликовало выдержки из беседы с генеральным директором Российской самолетостроительной корпорации «МиГ» Ильей Тарасенко. Он в очередной раз подтвердил факт существования проекта ПАК ДП, а также огласил некоторые подробности организационного характера.

И. Тарасенко отметил, что проект МиГ-41 не является мифическим. РСК «МиГ» достаточно давно занимается им. При этом корпорация является основоположником программы, которая получает развитие. Сейчас разработка нового перехватчика осуществляется под эгидой Объединенной авиастроительной корпорации. Работы ведутся с достаточной интенсивностью, и вскоре ожидаются определенные результаты.

Гендиректор «МиГ» рассказал, что проект ПАК ДП находится в стадии «опытно-научных работ». После завершения текущих работ проектная организация сможет представить общественности определенную информацию о новом самолете. Впрочем, руководитель предприятия не уточнил сроки публикации данных.

Тема технических особенностей и характеристик будущего самолета-перехватчика в этот раз не поднималась. Подробные сведения о предназначении самолета и предполагаемых его задачах так же не стали предметом разговора. Руководитль предприятия ограничился только сведениями о происхождении проекта, текущем его состоянии и планах на обозримое будущее. Остается надеяться, что заявления соответствуют действительности, и РСК «МиГ» действительно сможет в скором времени раскрыть некоторые сведения о своем МиГ-41 / ПАК ДП.

Дальний перехватчик МиГ-31, в настоящее время являющийся основным самолетом своего типа в ВКС России, был принят на вооружение еще в начале восьмидесятых годов. В дальнейшем техника прошла несколько модернизаций, причем один из проектов обновления реализуется в настоящее время. Тем не менее, жизненный цикл имеющихся МиГ-31 приближается к своему завершению. Летом прошлого года гендиректор РСК «МиГ» говорил, что в течение следующих 10 лет эти самолеты придется списать и заменить новыми машинами аналогичного назначения.

Первые сообщения о планах по созданию замены для МиГ-31 относятся к 2013 году. Инициативное предложение было высказано командованием ВВС и Генеральным штабом. На тот момент речь шла о возможной глубокой модернизации имеющегося самолета либо о создании нового образца на его базе. Насколько известно, это предложение пока не было реализовано в металле, но работы продолжаются и уже имеют определенные результаты. РСК «МиГ» и смежные предприятия провели ряд научно-исследовательских работ и могут использовать полученные данные при создании перспективного самолета.

Чуть более года назад, в июле 2017-го, руководитель РСК «МиГ» утверждал, что на тот момент предприятие осуществляло разработку концепт-проекта перспективного дальнего перехватчика. Работы велись в инициативном порядке и без прямого заказа от министерства обороны. Впрочем, в ближайшее время проект планировалось представить военному ведомству. Получив одобрение и государственную поддержку, можно было бы перейти к стадии научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Год назад предполагалось, что сразу после получения заказа от Минобороны корпорация «МиГ» запустит необходимые работы. В таком случае на дальнейшее проектирование и прочие стадии проекта ушло бы несколько лет. Поставку новых МиГ-41 можно было бы начать в середине следующего десятилетия.

В прошлом году во время международного военно-технического форума «Армия-2017», И. Тарасенко раскрыл некоторые новые подробности проекта ПАК ДП / МиГ-41. Он отметил, что новый проект представляет собой естественное развитие существующего самолета. При этом он будет отличаться от предшественника с технологической точки зрения. В проекте будут реализованы все современные наработки, в результате чего самолет получит новые возможности. Планируется увеличить скорость и высоту полета. Так, максимальная скорость полета будет превышать М=4. Кроме того, за счет ряда нововведений, МиГ-41 сможет поражать цели не только в атмосфере, но и за ее пределами.

В декабре прошлого года свою оценку проекта ПАК ДП высказал глава комитета Совета Федерации по обороне и безопасности бывший главком ВКС Виктор Бондарев. Вероятно, эта оценка основывалась на доступной ему информации. В. Бондарев предположил, что перехватчик МиГ-41 будет самым быстрым в мире, а его заметность для радиолокационных средств обнаружения будет сокращена до возможного минимума. Радиус действия комплекса перехвата будет находиться в пределах от 700 до 1500 км.

В номенклатуру вооружений ПАК ДП будут включены несколько изделий. Прежде всего, это существующая ракета «воздух-воздух» большой дальности Р-37. Также самолет могут вооружить перспективными ракетами того же класса, имеющими более высокие характеристики. С помощью такого новый МиГ-41, как считает В. Бондарев, сможет бороться со стандартными маломаневренными угрозами, такими как бомбардировщики, беспилотные летательные аппараты и крылатые ракеты. Кроме того, стоит ожидать, что самолет сможет уничтожать и гиперзвуковые ракеты.

Насколько эти предположения соответствуют действительности – неизвестно. Официальные лица, имеющие прямое отношение к проекту ПАК ДП / МиГ-41, пока не стремятся раскрывать все самые интересные подробности, и потому основная информация о будущем самолете остается неизвестной. Среди прочего, это стимулирует появление новых оценок и предположений, порой самых смелых.

К примеру, начиная с весны прошлого года, в зарубежной профильной прессе регулярно фигурирует любопытная оценка, касающаяся классификации перспективного российского самолета. МиГ-41 смело относят к поколению истребителей 5+ или даже к пока не существующему шестому поколению. В основе таких предположений лежит информация о резком росте характеристик и расширении боевых возможностей в сравнении с существующей машиной. Специалисты предполагают, что на смену истребителю МиГ-31 четвертого поколения должна прийти машина, как минимум, пятого. При этом известны и более смелые оценки, предлагающие «перескочить» через очередное поколение.

Пока официальные лица не спешат раскрывать технические подробности проекта и характеристики будущего самолета. Фактически руководство РСК «МиГ» рассказало только о максимальной скорости полета, которая, как минимум, в четыре раза будет превышать скорость звука. Также упоминалась возможность полета на больших высотах, которая в сочетании с новым оружием обеспечит перехват целей в верхних слоях атмосферы и ближнем космосе.

Доступные данные позволяют предположить, что в проекте ПАК ДП / МиГ-41 не удастся обойтись простой модернизацией существующего самолета МиГ-31. Резкий рост летно-технических характеристик требует, как минимум, серьезно переработать имеющуюся конструкцию либо создать совершенно новую. Удастся ли при этом сохранить облик МиГ-31 или необходимо разработать совершенно новую конструкцию – пока не уточнялось. В то же время, неоднократно говорилось о некоторой преемственности с предыдущим проектом, хотя ее подробности не оглашались.

Согласно последним сообщениям, Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» в настоящее время ведет активные работы по новой теме и уже получила некоторые результаты. Вскоре предполагается огласить некоторые подробности проекта. Что именно планируется рассказать – еще не уточнялось, но, можно ожидать, что общественности продемонстрируют внешний вид будущего самолета, а также огласят некоторые расчетные характеристики. Также в новых сообщениях может присутствовать информация о комплексе вооружения и боевых возможностей, которые удастся получить за счет его применения.

На этой неделе в подмосковной Кубинке проходит международный военно-технический форум «Армия-2018». Эта выставка уже стала традиционным местом демонстрации новейших отечественных разработок в разных сферах. Вполне возможно, что «премьерный показ» перехватчика МиГ-41 – пока только в виде рекламных материалов и макета – состоится именно на ближайшей выставке. Впрочем, в запасе у РСК «МиГ» есть другие интересные проекты, позволяющие составить крупную интересную экспозицию и без ПАК ДА.

Замена имеющихся самолетов-перехватчиков МиГ-31 является одной из важнейших задач на среднюю перспективу, и работать над ее решением нужно уже сейчас. К счастью, российская авиационная промышленность понимает это, и достаточно давно начала необходимые исследовательские и конструкторские работы. Появление полноценного самолета ПАК ДП / МиГ-41 пока относят только к середине следующего десятилетия, но, если учесть сложность проекта, это выглядит оправданным. А кроме того, это показывает, что к моменту завершения жизненного цикла строевых самолетов МиГ-31 авиастроители смогут предложить ВКС совершенно новую машину.

По материалам сайтов:
http://interfax.ru/
http://tass.ru/
http://tvzvezda.ru/
https://rg.ru/
https://svpressa.ru/

Еще в прошлом году появились первые сообщения, что Россия разрабатывает истребитель шестого поколения, который должен прийти на смену стремительно устаревающему Миг-31. Данных о новой машине практически нет, тем не менее, информационный вакуум постепенно заполняется, и очертания супер-истребителя становится все более реальными.

Хозяин неба

МиГ-41 - это не просто истребитель, а истребитель-перехватчик. Он предназначен по большей части для уничтожения вражеских бомбардировщиков и крылатых ракет. Перехватчики вооружены управляемыми ракетами с инфракрасными и радиолокационными головками наведения, скорострельными пушками.

В настоящее время существует пять поколений истребителей, каждое из них обладает собственным набором технических характеристик. Последнее на сегодняшний день поколение представлено американским F-35C, российским Су-57 (начало его боевой эксплуатации ожидается в этом году), а также китайскими и прочими аналогами.

МиГ-41 - это уже шестое поколение истребителей, которое, соответственно, будет обладать еще более лучшими техническими характеристиками. Предполагается, что новый перехватчик станет не просто глубокой модернизацией старого, а принципиально новой моделью, которая, по словам, гендиректора корпорации "МиГ" Ильи Тарасенко, сможет перехватывать цели как в космосе, так и в арктическом пространстве. Истребитель, помимо ракет, бомбардировщиков и самолетов-разведчиков, будет способен уничтожить висящие на низких орбитах вражеские спутники.

На замену МиГ-31

Новая машина заменит перехватчик МиГ-31, который бы разработан еще в 1970-е годы. “Тридцать первый” способен развивать скорость до трех тысяч километров в час, а его боевой радиус превышает 700 километров. Показатели внушительные, но МиГ-41, кажется, готовится наголову превзойти своего предшественника.

Создаваемый истребитель, по словам летчика-испытателя Анатолия Квочура, сможет передвигаться со скоростью до 4,3 Маха - это более пяти тысяч километров в час. Такие возможности сделают новый МиГ самым быстрым самолетом на планете. Что касается предполагаемого радиуса действия будущего истребителя, то он может достичь 1300 километров.

Помимо прочего, новый истребитель скорее всего будет вооружен гиперзвуковым ракетным комплексом "Кинжал", который был продемонстрирован российской общественности и всему миру в ходе послания Владимира Путина Федеральному собранию в марте этого года.

Невидимка с искусственным интеллектом

Еще одна функция нового истребителя - возможность беспилотного управления. Предполагается, что разработка будет вестись как по направлению к беспилотнику, так и пилотируемому самолету.

Депутат Госдумы Владимир Гутенев ранее отмечал, что одно из основных направлений в работе над истребителем-перехватчиком шестого поколения является внедрение искусственного интеллекта. Причем не отдельными элементами, а полноценной, комплексной системы. По словам парламентария, искусственный интеллект будет осуществлять боевое управление машиной в условиях серьезной радиоэлектронной борьбы.

Кроме того, МиГ-41 будет применять стелс-технологии, позволяющие снизить заметность машины для радиолокаторов и тем самым повысить ее выживаемость. При помощи радиопоглощающих материалов и специальных геометрических форм происходит рассеивание энергии и излучения, а оставшаяся поглощается. Тем самым самолет становится невидимым для средств слежения противника.

Есть сомнения

Западные эксперты между тем сомневаются, что новый МиГ сможет действовать в космосе. Они отмечают, что новый МиГ должен одинаково успешно маневрировать как в низких слоях атмосферы, так и в ближнем космосе с его очень низкой плотностью воздуха. Такая многозадачность вряд ли под силу даже самому современному истребителю, полагает обозреватель Майкл Пек в статье для американского издания The National Interest.

Кроме того, западные аналитики полагают, что МиГ-41 может оказаться слишком дорогим для России. К примеру, стоимость американского истребителя пятого поколения F-35 доходит до 90 миллионов долларов. По нынешнему курсу - это 603 миллиона рублей. Вряд ли новый истребитель шестого поколения будет дешевле.

В свою очередь, военный эксперт Василий Кашин полагает, что Россия в силу своей огромной территории нуждается в новом перехватчике, однако пока его проект больше выглядит как нечто фантастическое. По его словам, наиболее вероятно поступление нового МиГа на вооружение к 2040 году.

Медлить нельзя

Между тем у России вряд ли есть еще 20 лет для создания нового истребителя. Срок эксплуатации МиГ-31 заканчивается ровно через 10 лет, в 2028 году. И уже к этому моменту ему должна быть подготовлена замена.

Буквально на днях стало известно, что над проектом МиГ-41 ведется активная работа, и результаты, по словам гендиректора корпорации Ильи Тарасенко, могут быть представлены общественности уже в скором времени. А поставки в войска, заверил он, начнутся уже в середине 2020-х годов, то есть аккурат к моменту вывода из эксплуатации устаревших "тридцать первых".