Формирование длинного хобота у предков современного слона. История слонов, носорогов, лошадей. Российские собаки учатся ездить на метро

А началось всё, если верить историкам, ещё в 1884 году, когда неизвестный автор предложил концепцию «уницикла», то есть велосипеда с одним колесом.

Однако именно такой уницикл, как изображён в книге Victorian Inventions — «Изобретения Викторианской эпохи», по всей видимости, никогда не был создан.

Если вы внимательно посмотрите на рисунок, то заметите, что пилот «уницикла» сидит в своём аппарате, словно в клетке, окружённый длинными спицами.


На воздушной тяге.

Хотя, конечно, можно предположить, что сдвоенный обод ведущего и единственного колеса мог раскрываться на две части, словно гигантская устрица...

Следующее документально подтверждённое обращение к идее моноцикла произошло ровно через двадцать лет — в 1904 году.

Моно- Карета.

Бензиновый двигатель уже перестал быть диковинкой и автор смог отказаться от использования слабых человеческих ног.

Машина, состоявшая из огромного, почти в человеческий рост, колеса и внутренней рамы с прикреплённым к ней мотором, сиденьем и стабилизирующими колёсиками, была представлена на выставке в Милане и, как писала газета «La Vie de l’Automobile», вызвала восторг почтеннейшей публики. После чего аппарат был благополучно забыт.

Двадцатые-тридцатые годы прошлого столетия можно с полным правом назвать «золотым веком» моноцикла: с 1923-го по 1937-й были построены и даже запатентованы как минимум шесть конструкций, использовавших бензиновые и даже электрические двигатели.



В 1911 году американец Том Коутс Клинтон запатентовал моноцикл в котором установил толкающий винт.

Приняв во внимание слишком низкую устойчивость большинства одноколёсных агрегатов (вспомните, как вы катались в детстве в шинах от грузовиков), они не нашли лучшего решения, чем использовать для его построения как можно более широкую несущую раму.


Колёсико, получившееся в итоге, по всей видимости, стало даже более устойчивым, чем хотелось авторам: редкий двигатель сможет сдвинуть с места такую махину, а уж заставить его свернуть с однажды выбранного направления движения, надо полагать, было вообще невозможно.


Во всяком случае, пилот Dynosphere, изображённый на фотографии, выглядит очень напряжённым...

Короче, старушка Европа и её оторванные от реальности инженеры в очередной раз подтвердили свою полную несостоятельность.

Дело продвижения идеи моноцикла снова заглохло на без малого шестьдесят лет, пока за конструирование не взялся американец. Причём, не просто американец, а настоящий байкер! Так сказать, фанатик в полном смысле этого слова.

Dynasphere - уникальный проект и попытка изменить представления общества о конструкции личного транспорта. Как для своего времени проект - просто невероятный, но еще больше впечатляет период его появления. Транспорт «Dynasphere» разработал Доктор Пёрвс (J.A. Purves), который называл суть концепции «сферическим передвижением». Он открыто заявлял, что его проект внесёт революцию в транспортный дизайн, но в итоге ничего не получилось. Однако уже за идею Доктора Пёрвса можно похвалить.


Давайте узнаем про него подробнее + видео под катом …



В далеком 1932 году доктор Джон Арчибальд Первес (John Archibald Purves) изобрел необычное и для того и для сегодняшнего времени транспортное средство, получившее название Dynasphere. Dynasphere — это трехметровое стальное колесо, весом около 450 килограмм, которое, по задумке конструктора, предназначалось для использования в качестве личного транспорта, в качестве замены легковым автомобилям.


Транспортное средство Dynasphere было изготовлено в нескольких экземплярах двух типов. Первым вариантом был одноместный вариант, приводимый в движение 2.5-сильным бензиновым двигателем, который позволял этому огромному колесу разгоняться до скорости в 40 км/ч (25 миль в час). Так же был изготовлен одноместный вариант Dynasphere, приводимый в движение электрическим двигателем. Единственный пассажир, по совместительству и водитель, размещался внутри этого колеса на специальной платформе, где располагался еще и двигатель, скользившей по внутренне поверхности. Для совершения поворотов водителю приходилось отклоняться вправо или влево, смещая центр тяжести всего агрегата и молясь, что бы на пути не встретилось никаких препятствий

Вторым вариантом Dynasphere был двухместный вариант, приводимый в движение уже 6-сильным бензиновым двигателем, а платформа, на которой размещался водитель, пассажир и двигатель, была оборудована подвеской с регулируемым углом наклона относительно колеса, что позволяло управлять направлением движения Dynasphere как в автомобиле — поворотом рулевого колеса. Доктор Первес разработал еще несколько вариантов Dynasphere, Dynasphere 5 и Dynasphere 8, которые могли перевозить пять и восемь человек соответственно.


Глядя на снимки и название «Dynasphere» можно задаться вопросом, почему в названии аппарата, напоминающего по форме кольцо или бублик, появилось слово «сфера»? Оказывается, внешняя поверхность Dynasphere представляет собой часть сферы, то, что можно получить, если параллельно обрубить стороны шара относительно его центра. С помощью этой уловки доктору Первесу удалось победить основной недостаток моноциклов — их неустойчивость.

Еще несколько моделей 1920 года.

47-летний Керри Маклин (Kerry McLean) начал с малого: его первый моноцикл, собранный на базе тракторного колеса и оснащённый бензиновым двигателем в сорок «лошадок» с водяным охлаждением, имел внутренний диаметр всего около девяноста сантиметров.

Тем не менее, этот аппарат оказался первым моноциклом, развившим скорость более ста километров в час и первым моноциклом, официально зарегистрированным дорожной полицией штата Мичиган.


Как утверждает сам Маклин, его машина не обнаруживает обычного для других моноциклов недостатка: даже при резком торможении водитель не переворачивается через голову, а лишь немного «клюёт носом». Самую малость.


Конструкция оказалась настолько удачной, что Маклин даже основал собственную компанию McLean Wheel и спроектировал на базе рекордного прототипа менее мощную (всего пять лошадиных сил), но вполне коммерческую модель, которую, заплатив всего $8,5 тысяч долларов, может приобрести каждый любитель экстремальной езды.

Разумеется, американец не остановился на достигнутом и построил ещё пару агрегатов, теперь уже оснащённых V-образной восьмёркой от автомобиля Buick: McLean V8 и McLean V8 Rocket Roadster, который больше напоминает маленький, но злобный вертолёт.

К сожалению, мощность двигателя не указана, но автомобили Buick Wildcat, комплектовались V-образными восьмёрками мощностью от 325 до 370 лошадиных сил.

Так что, если всё пойдёт успешно, то в скором времени Керри поставит ещё один мировой рекорд для моноциклов: 160 км в час!

А вот какие мечты были у прошлых поколений конструкторов

Вырезка из журнала 1925 года.

Управляемый с помощью компьютера.

Моно - Автобус.

Представляли даже военное применение этих агрегатов!

Начиная с 1867 года и до настоящего времени, было зарегистрировано и запанетновано порядка 40 основных проектов моноциклов — транспортных средств с одним колесом. Некоторые конструкции были настолько «гениальны» с технической точки зрения, что реализовать их не возможно даже сейчас. И лишь немногим конструкциям моноциклов было суждено выйти в свет. Одним из них, воплощенных в «железе» стал моноцикл Эдисона-Путона (Edison-Puton Monowheel), который был построен в 1910 году во Франции.



Естественно, главной проблемой для моноцикла является его устойчивость. В некоторых современных конструкциях используются гироскопически е стабилизаторы, взять например: RYNO , но стоит отметить, что на высоких скоростях такая система вряд ли поможет, тем более, что RYNO всего лишь скутер с максимальной скоростью в 20 км/ч. В любом случае, пока моноцикл не будет оснащен интеллектуальной системой балансировки, езда на нем будет сродни цирковому трюку, с большой вероятностью происхождения несчастного случая, в чем Вы сможете убедиться, глянув видео.

Но, вернемся к нашей основной теме. Моноцикл Эдисона-Путона был восстановлен немцем Фердинандом Шленкером (Ferdinand Schlenker) и в настоящее время находится в полностью работоспособном состоянии. Его единственное колесо приводится в движение бензиновым двигателем De Dion, объемом 150 кубических сантиметров и мощностью 3,5 лошадиных силы.

Дизайнер Бен Уилсон представил на выставке «Человек 21-го века» в Токио свой вариант одноколесного велосипеда. Выставка предполагала решение тех проблем, которые не были решены в прошлых веках и велосипед Бена полностью подходит под условия выставки.

«Я понимаю, что человечество не перейдет разом на одноколесные велосипеды взамен старых, двухколесных. Мое изобретение скорее доказывает, что человек сможет решить любую задачу, за которую ни возьмется» — говорит Бен.

Судя по схеме и фото, используется глухая передача. По идее, без нее невозможна продольная балансировка (?). Также, интересно как дела у него с поперечной балансировкой — на фото он упирается рулем в стену. Центр тяжести низкий, думаю проблем не должно быть. Вообщем, интересный концепт.

Вот смотрите, да это почти половинка обычного мотоцикла! И так может выкрутиться конструкторское решение. Это итальянская модель.


Привет из России.

Например, существует одноколесник RIOT Wheel , который выглядит совершенно потрясающе - такое впечатление, что он только что побывал на съемках какого-нибудь фильма на постапокалиптическую тему. Видеть водителя в таком необычно расположенном месте еще не приходилось.



Кликабельно 1920 рх

Джек Льялл (Jake Lyall) из США изобрёл колесо заново («R e I nvention O f T he Wheel» - «переизобретение колеса»), придав ему функционал моноцикла. Это экзотическое средство передвижения в стимпанковском стиле, Джек продемонстрировал в 2003 году на ежегодном фестивале Burning Man, где такой полет фантазии очень приветствуется.

Во время просмотра видео кажется, что сиденье с водителем удерживается в поднятом положении за счет ускорения. На самом деле, внутри колеса находится тяжелый противовес, а также мотор от скутера Хонда, которые могут менять свое положение внутри колеса, добиваясь баланса. Благодаря перемещению двигателя внутри колеса и принципу "белки в колесе", RIOT Wheel может набирать скорость 46 км/час.

Устойчивости одноколеснику придает не только ширина колеса и вес конструкции (почти полтонны), но и установленный гироскоп. Повороты на RIOT Wheel представляются с большим трудом, но какие-то наработки в управлении есть - за счет наклонов гироскопа и сиденья.

Автор одноколесника планировал выпустить новые версии своего творения, в частности, на электродвигателе, но пока об этом ничего не слышно. На сайте http://www.theriotwheel.com идет сбор средств от всех желающих помочь.



Колесо своё Льялл построил специально к очередному (2003 года) ежегодному фестивалю Burning Man , который проходит в течение недели в американской пустыне Black Rock.

Тут не избежать и пары слов о фестивале, прекрасно характеризующем автора изобретения.

На этот форум съезжаются десятки тысяч людей, у которых, как мы бы сказали «шило в одном месте». Скучно им быть такими, как все. Нужно им самовыражение. В творческой и конструктивной, заметим, форме.

Вот и появляются раз в году в пустыне диковинные светящиеся замки и необычные скульптуры, загадочные машины и прочие продукты деятельности неуспокоенных личностей.



В отличие от известных моноциклов, водитель RIOT Wheel сидит не внутри колеса, а снаружи. Впереди. Со стороны кажется, что он должен упасть. Что при резком разгоне он опрокинется на спину, а при торможении — уткнётся носом в землю.

Но ничего подобного не происходит, как нетрудно догадаться, из-за противодействия хитрой системы грузов, упрятанных внутри колеса.

Собственно, главных противовесов два. Один — специальный груз (204 килограмма) на конце «крана» — системы рычагов, автоматически занимающих нужное положение.

Второй противовес — это двигатель (ДВС, 80 «кубиков», 4 такта, 6 лошадиных сил, Honda), способный менять своё положение внутри колеса независимо от первого противовеса.

Ещё есть гироскоп (весом 30 килограммов), вращающийся в вертикальной плоскости, но способный отклоняться по горизонтальной оси, отзываясь на поворот рукояток управления. Он служит в роли «руля».

Также управлению машиной способствует кресло водителя, отклоняемое в стороны на 15 градусов.

Основной противовес занимает такое положение, чтобы уравновесить сидящего водителя. Независимо от того — стоит колесо на месте или едет.

Заметим попутно, что весьма широкая шина (наряду с гироскопом) также способствует устойчивости конструкции в «стартовом» положении, когда кресло водителя на специальной раме отрывается от земли.

ДВС же сам отклоняется вперёд (при разгоне) или назад (при торможении), пропорционально развиваемому крутящему (тормозному) моменту.

Схема моноцикла Льяллы. A — рама, B — сиденье, C — ручки контроля над двигателем, гироскопом и «краном», D — ДВС, E — трансмиссия, F — тормоз, G — главный противовес, H — гироскоп, I — бензобак, J — шина шириной 50 сантиметров (иллюстрация с сайта popsci.com).

Вся механика рассчитана так, чтобы автоматически удерживать центр тяжести всей системы в нужной точке: перед осью колеса во время разгона и равномерного движения, позади оси при торможении или под осью — во время остановки без опускания кресла на землю.

Отклонения центра тяжести, говорит инженер, достаточно для реализации полного крутящего момента ДВС и интенсивного торможения вплоть до юза.

Вес всей машины составляет 500 килограммов, скорость — примерно 46 километров в час.

Положение центра тяжести системы (красная точка), водителя, двигателя (синий квадрат) и противовеса (зелёный сектор) при посадке, положении готовности, разгоне и торможении (иллюстрации с сайта theriotwheel.com).

Сейчас под «завесой тайны», как шутит изобретатель, Льялл строит RIOT 2 и RIOT 3.

Они будут существенно (примерно вдвое) легче, чем первый образец, и приводиться в движение уже не слабеньким ДВС, а здоровенными электродвигателями мощностью 30 и 200 лошадиных сил соответственно.

Один из этих аппаратов (третий) должен стать самым быстрым в мире моноциклом.

Кстати, насколько нам удалось узнать, действующий рекорд для моноциклов — 85 километров в час.

На этом снимке можно разглядеть кое-что из начинки RIOT Wheel (фото с сайта theriotwheel.com).

К слову, об испытаниях другого американского монстра — моноцикла McLean V8 monowheel, с восьмицилиндровым двигателем от легкового бьюика, на полную скорость — пока что-то не слышно.


Один испанец, увлекавшийся историей создания велосипедов, решил воссоздать моноцикл образца 1873-го года. Для этого он изучил массу информации и документов 19-го века, и использовав технологии тех времен, смог воплотить свою мечту в реальность, создав свой потрясающий шедевр - точную копию моноцикла 1873-го года, изобретенного во Франции


Для создания этого уникального транспортного средства были использованы стальные и бронзовые детали, дерево (дуб), кожа. Интересно и то, что на нем можно ездить, т.е. девайс полностью функционален. Изобретатель выставил свое произведение на продажу, стартовая цена - 13 тыс. долларов.

А вот например такой вот концепт.


Унициклы разрабатываются и проектируются уже достаточно давно. Отличие концепт от Yamaha от многих других ему подобных - в принципе и в размере. Здесь пилот сидит не НА, а В этом самом одноколесном транспортном средстве.

Колесо очень большое. С гладкими зеркальными элементами. Выглядит очень и очень футуристично. Существует пока только на картинке и в дизайнерских программах.

Автор проекта - японский дизайнер Юдзи Фудзимура (Yuji Fujimura). Причем в Yamaha отмечают, что заказали этому авторитетному человеку разработать дизайн этой ультрасовременной модели не просто так, а с прицелом на коммерческое использование - чтобы когда-нибудь в будущем подобные колеса действительно смогли начать колесить по улицам!

Вот где то в Японии придумали такой вариант.

Иранский художник и дизайнер Mohammad Ghezel представил футуристический концепт электромобиля. eRinGo выглядит как передвижная бочка с пивом и напоминает вращающегося воина-друида из первых серий звездных войн.

В eRinGo, который пока еще является только компьютерной моделью, по идее должны размещаться два человека. Электромотор вращает три кольца по окружности этой гондолы. Аналогично Segway интегрированный гироскоп обеспечивает стабильность eRinGo во время движения.

В движение это устройство приводится с помощью одного - центрального кольца, диаметр которого больше, чем у боковых, обеспечивающих дополнительную стабильность, а также позволяют круто войти в поворот.

В Иране Ghezel уже известен. За свои две предыдущие работы он получил награду дизайнерского конкурса Iran Khodro Design Competition, на котором выставляются самые большие иранские производители автомобилей.

"Я люблю футуристичный дизайн и верю в то, что в принципе все возможно", - рассказал Ghezel американскому Интернет-изданию "Wired". "Актуальные технологии легко можно обнаружить в современных автомобилях, но мы можем сами создавать будущее. Возможно, это подвигнет инженеров и ученных к разработке наших идей"

Имя eRinGo означает electric rings that make it go и в переводе звучит как «электрические кольца, создающие движение». Этим «автомобилем» сможет управлять каждый из двух сидящих внутри. Как только один из «пилотов» берет на себя управление, электроника напарника деактивируется.

Во время создания своего необычного автомобиля Ghezel взял за основу самую важную часть - колесо и интегрировал в него мотор и кабину. "Возможно, эта форма сегодня еще считается неподходящей, но мой девиз: Ничего не является невозможным. Фантазия безгранична"


Клкиабельно 2400 рх

eRinGo выглядит фантастично, но в действительности уже есть похожие концепты. Так называемые моноколеса строятся с 1869 года, но в то время они имели ручной привод. Предполагается, что первым моторизованным колесом было моноколесо Garavaglia образца 1904 года.

Вот еще интересный современный вариант.

Если надоело преодолевать путь от гаража до дома пешком, смело покупай NAO Aphaenogaster scooter. Трехколесная тележка только выглядит нелепо, на самом же деле перед тобой очень удобное средство передвижения. Оно легкое (20 кг), достаточно быстрое (более 20 км/ч) и экологичное — работает от электричества (мотор мощностью 350 В). Для управления используется всего одна ручка и не требуется никаких прав. Правда, заряда аккумулятора хватит только на 12 км.

Китайская армия тренирует баланс используя моноциклы.

«Время идет, экотренд рулит и пора уже после детских велосипедов с гироскопом, тяжелых и дорогих Сегвэев и прочих неуклюжих экспериментов пересадить народ с велосипедов и автомашин на правильный транспорт, более удобный и компактный». Примерно так рассуждал конструктор моноцикла Solowheel и основатель компании Inventist, Шэйн Чен (Shane Chen). Solowheel - это колесо с подножками и аккумулятором, которое само везет ездока. При движении пассажир-водитель стоит на подножках, а колесо крутится в кожухе у него между ног. Для ускорения надо наклониться вперед, загрузив своим весом носки, для торможения следует наклониться назад, загрузив пятки. Перенос веса влево-вправо позволяет маневрировать.

ТТХ моноцикла Solowheel:

скорость - до 19 км/час

запас хода - до 2-х часов

масса - 9 кг

время зарядки аккумулятора - менее часа.

цена - около $1500

у машинки есть складные подножки и ручка для переноски Зарядка моноцикла - от обычной электрической розетки, кроме того, при езде с малой нагрузкой на мотор, например, под гору, аккумулятор заряжается сам. Ясно, что, несмотря на оптимизм катающихся в рекламном ролике, для комфортной езды на моноцикле необходимо отличное покрытие под колесом, без ям и бордюров, а также уместны шлем, наколенники и прочие защитные аксессуары. И тогда путь от дома до работы или магазина можно проделывать на одном колесе без стояния в пробках. Компания Inventist с 2003 года претворяет в жизнь разные бредовые идеи и заинтересована в дистрибуции своих товаров.


А вот современная кинематография!

Ну подсказывайте, что из интересного моноциклетного я забыл?

источники
95live.ru
scooteruz.blogspot.com
itmizm.com
mhealth.ru
science.compulenta.ru
gizmod.ru
avto-vip.com
www.membrana.ru
autoexpert.in.ua
motonews.ru

Дольше всех удерживать мотоцикл на голове

Жерар Джесси проделал это без шлема на голове. Результат — 14,93 секунды. Не спрашивайте зачем.

Дольше всех сдерживать Харлей руками

Джули Муди оседлал свой Harley-Davidson, схватился руками за руль и дал газу. Не очень полезно для шин, но очень популярно в мотоциклетной тусовке. Рекорд Муди — 4,53 секунды. Да, и это женщина.

Самая высокогорная поездка

Шестеро ребят из мотоклуба «Диша» в Северной Калькутте проехали 6,245 километров по горной дороге в Индии на мотоциклах Honda Hero. Это сложно не только потому, что дорога трудна и опасна: двигателю часто нехватает кислорода в разреженном горном воздухе.


На одном колесе

Рекорд по езде на одном колесе принадлежит Ясуюки Кудо: в 1991 году он проехал на заднем колесе своего байка 331 километр.


Самый дорогой мотоцикл

Это один из тех рекордов, который может быть побит в любой момент, но пока он принадлежит Ecosse Spirit ES1 — разработанный дизайнерами болидов F1 байк стоит 3,6 миллиона долларов (232 025 536 рублей по курсу ЦБ на 11 августа 2016 г.).


Больше всего пассажиров

Для большинства мотоцикл — это транспорт для одного. Или двоих. Троих, если с коляской. Однако кое-где мотоцикл выполняет роль семейной машины. Рекорд поставлен как раз в такой стране: 56 человек на одном мотоцикле Royal Enfield Bullet. Правда, эти люди стояли на приваренной к мотоциклу платформе.


Первое двойное сальто на мотоцикле

Первое двойное сальто назад на мотоцикле выполнил Тревис Пастрана на Всемирных экстремальных играх в 2006 году. Не пробуйте повторить это самостоятельно: Пастрана рассказывал, что сложность этого трюка в том, что если что-то идет не так, то вы падаете лицом вниз. Мотоцикл падает сверху.

Самый быстрый мотоцикл в мире

Технически Top Oil-Ack Attack — это мотоцикл, но только потому, что у него два колеса на одной оси. Двигатель у него ракетный, и он развивает скорость до 605,698 км/ч. Впрочем, этот рекорд могут побить уже в следующем году .


Стоя на мотоцикле

Самая долгая непрерывная поездка на мотоцикле стоя состоялась в 2013 году. Капитан индийской армии Абаджит Малават проехал стоя на байке 16 километров.


Мам, смотри, я без рук

222 километра по Риму — городу не с самыми пустыми дорогами. Без комментариев.


Люди делятся не только на обычных и , а и на эволюционистов и креационистов. Аргумент вторых в пользу того, что все живое на Земле создал Бог, звучит железно: «Если от обезьяны, то почему нынешние обезьяны не спешат превращаться в людей?»

Скорость жизни человека и скорость эволюции видов животных и растений совершенно не совпадает. Чтобы увидеть вечное, надо для начала научиться следить за движением часовой стрелки или за тем, как растет трава.

И тогда мы поймем, что кроме обезьяны и человека на планете есть существа, чьей эволюции без специальной подсказки мы и не замечали.

1. Слоны эволюционируют, теряя бивни и привлекательность для браконьеров

На слонов издавна охотились ради малой части их гигантских туш - слоновой кости, т.е. бивней. Убьют охотники слона, бивни отрубят, а труп оставляют мухам и гиенам. В 1989 году во всем мире была навсегда запрещена торговля слоновой костью. К тому времени в Африке осталось не больше миллиона диких слонов. Но табу на торговлю бивнями попросту загнало живодерскую отрасль в тень, посему слонов убивать не перестали. Ежегодно популяция гигантов в дикой природе сокращается на 7,5%. И сегодня их насчитывается уже меньше полумиллиона. И всё из-за браконьеров.

Люди доброй воли не смогли помочь слонам выжить, поэтому хоботные решили справиться с проблемой самостоятельно - путем естественного отбора. Чтобы не выглядеть жертвой в алчного охотника, слоны все чаще рождаются без бивней. Численность «непривлекательных» слонов за последние годы увеличилась с 2 до 5%. А в одном из африканских заповедников 38% слонов разгуливают на свободе без своего грозного оружия, такими родились они.

В процессе естественного отбора самки слонов стали предпочитать тех самцов, у которых нет бивней. Рожденные с бивнями рискуют не дорасти до брачного возраста и поймать пулю.

Бивни слонам очень нужны. Чтобы рыть землю и сражаться с неприятельски настроенными собратьями. Но природа решила, что лишиться этого важного инструмента - лучше, чем жить в постоянном страхе за жизнь свою и своих родственников.

2. Российские собаки учатся ездить на метро

Сегодня в Москве, и то по заниженным данным, проживают 35 тысяч бродячих собак. Их расплодилось так много после распада Советского Союза, когда система отлова диких синантропных животных приказала этим животным долго жить. За несколько поколений жизни в каменных джунглях, среди людей и , эти собаки стали весьма умны, гораздо сообразительнее и хитрее, чем их домашние собратья. По разным причинам до детородного возраста доживают лишь 3% щенков. Кого-то убивают, кого-то съедают. Выживают только самые сметливые, идеально приспособленные к жизни в мегаполисе, со всеми его сомнительными прелестями вроде метрополитена.

Сотни собак поселились на станциях метро, и научились путешествовать от станции к станции. Их жизнь протекает под землей, они знают, в какую смену и на какой станции работает бабка, которая их подкармливает. День за днем они ждут своих поездов, забираются в вагоны, засыпают и пробуждаются на нужных станциях. В этом собакам помогает нюх - каждая станция пахнет по-своему.

И это еще не всё. Стаи диких собак организовали процесс попрошайничества по научному - самых маленьких и умильного вида собачек вожаки отправляют клянчить пищу, большие занимаются отгоном чужаков и разбоем, нападая на слабосильных бомжей, которые нашли какую-то пищу на помойке, предназначенной для столичных собак.

3. Рыбка из реки Гудзон приобрела иммунитет к токсичным отходам

С 1947 по 1976 год река Гудзон в Северной Америке считалась самой грязной на материке. Из-за миллионов фунтов асбестола, спущенного в воду Гудзона компанией «Дженерал Электрик». Вот как это было:

У животных, обитавших в Гудзоне, было два выхода - или вымереть или мутировать в каких-нибудь «нинзя-черепашек». Второй вариант предпочел местный вид тресковых рыб, атлантический томкод.

За 20-50 поколений томкод сделал с собой то, на что нормальные рыбы затрачивают тысячи лет. Патриот Гудзон-реки эволюционировал и приобрел иммунитет к яду, растворенному в волнах отечества. За счет того, что лишился генов, чувствительных к подобным токсинам. То есть, рыбка спасла свою ДНК от . И, разумеется, почувствовала себя в грязном Гудзоне хозяйкой. На радость рыбакам - тем из них, кто не боится мутантов. Ведь томкод, говорят, добыча вкусная.

Некоторые любят, глядя на птиц, даже на помойных голубей, говорить: вот они, динозавры. Намекая на древность класса пернатых. Да и на крокодилов (бревно бревном, в зоопарке) почитатели смотрят с восхищенным уважением - вот они, мол, старейшие жители Земли. Дескать, у рептилий все в прошлом, а то нынешнее, что осталось, надо беречь.

А между тем и пресмыкающиеся в наше время продолжают активно эволюционировать.

4. Ящерицы эволюционируют в танцоров

Знакомьтесь, это сцелопорус - заборная игуана:

Миллионы лет эти спокойные ящерки жили себе, не тужили в Северной Америке, до тех пор, пока в среде их обитания 70 лет назад не появились т.н. огненные муравьи. У агрессивных насекомых на новом месте не обнаружилось естественных врагов. Хуже того, этих вредителей никакая химия не берет. 12 огненных муравьев, нападая четко и слаженно, запросто и за минуту убивали своими укусами заборную игуану на еду. Обгладывая до косточек.

Чтобы под жалами букашек, заборные игуаны отрастили длинные задние лапы, на которых они могут… танцевать, сбрасывая назойливых мурашей с тела на землю. Муравьи не успевают впрыснуть яд в мягкие ткани ящерицы, а сама она успевает смыться.

Танцевальные таланты передаются от старых игуан малышам. Юным ящерицам страшны любые муравьи, не только огненные, поэтому они чуть ли не с рождения предаются рептильному брейк-дансу. И помогает…

5. Еще одни ящерицы из хищников превращаются в травоядных

Да, и среди гадов ныне встречаются убежденные веганы. Забавная эволюционная история приключилась с итальянской руинной ящерицей, вот с такой:

В 1971 году зоологи из решили поселить руинную ящерицу в новом для нее месте - на одном из хорватских островов Адриатики. Десять экземпляров твари высадили на неизведанную сушу. Естественных врагов у руинной ящерицы в Хорватии не нашлось, люди на рептилий внимания не обращали. Местным хвостатым конкурентам пришлось потесниться и вымереть - гости из Италии их попросту выели начисто. И стали «думать», как жить дальше - то бишь, что теперь им кушать в замкнутом биотопе гостеприимного острова.

История хоботных - отряда млекопитающих, который включает мамонтов и современных слонов - одна из наиболее сложных в систематике ископаемых млекопитающих. Хоботные известны с эоцена (около 40 млн. лет назад) до наших дней. Мамонты и слоны - это представители одного семейства среди нескольких семейств хоботных. Все эти животные были объединены термином "хобот", что в переводе означает передний рот. Хоботообразный орган развивался с самых ранних хоботных. Среди современных животных к хоботным наиболее близки сирены (крупные морские млекопитающие) и даманы (небольшие млекопитающие, обитающие в Африке). У этих млекопитающих нет хобота, но по некоторым особенностям строения скелета и зубов они сходны с хоботными.

Наиболее древние из известных хоботных - МОРИТЕРИУМЫ.. Ископаемые останки моритериумов найдены в Северной Африке, их возраст около 40 миллионов лет (поздний эоцен). Это были небольшие, до 1 метра высотой, животные - амфибии. Моритериумы оказались тупиковой ветвью в эволюции хоботных.

ДЕЙНОТЕРИУМЫ (=ДИНОТЕРИЙ?) - древние хоботные, возникшие в Африке в миоцене около 24 миллионов лет назад. В плейстоцене были распространены и в Евразии. В Северную Америку не проникали. Вымерли около 2 миллионов лет назад. Своеобразные бивни были только в нижних челюстях. В процессе эволюции дейнотерии становились крупнее, достигая 4 метров в высоту. Дейнотериумы считаются боковой ветвью эволюционного развития хоботных.

ПАЛЕОМАСТОДОНЫ известны только из позднего эоцена (40 миллионов лет назад) Северной Африки. Одни из наиболее древних хоботных, давшие начало семействам гомфотериев и мастодонтов. Бивни имели небольшие, овальные в сечении, как в верхней так и в нижней челюстях. Между бивнями и коренными зубами имелась диастема (промежуток). Хобот небольшой. Из всех древних хоботных палеомастодоны более других похожи на современных слонов.

АМЕБЕЛОДОН. Амебелодон - род мастодонтов принадлежащий к семейству Gomrhotheriidae, был обычен в Северной Америке в позднем миоцене (около 24 млн. лет назад). Верхние бивни были небольшие, в то время как нижние - большого размера и уплощены. Вероятно нижними бивнями амебелодон выкапывал корни растений.

ПЛАТИБЕЛОДОН. Останки платибелодона были найдены впервые только в 1920 году в миоценовых отложениях (около 20 миллионов лет назад) Азии. В нижней челюсти оригинальные лопатовидные бивни, превосходно приспособленные к добыванию водяной и болотной растительности, которой питались платибелодоны. В этом он сопоставим с американским амебелодоном.

ГОМФОТЕРИУМ. Гомфотериум - мастодонт, обычный в Африке около 20 миллионов лет назад, расселялся из Африки через Европу в Азию вплоть до Индостана. Одинаково хорошо были развиты верхние и нижние бивни. Обитали скорее всего в увлажненных, болотистых ландшафтах, в пользу чего говорят сильно удлиненные челюсти.

МАСТОДОНТ. Отдельное семейство Mastodontidae, возникло в середине олигоцена (30 млн. лет назад) в Африке. Представители этого семейства расселились по всей Африке, Евразии и Америке в миоцене (около 24 млн. лет назад). Мастодонты сохранились в Северной Америке вплоть до конца плейстоцена. Возр аст некоторых ископаемых мастодонтов всего 10.000 лет, что соответствует времени развития древнеиндейской культуры. Это были крупные хоботные, у которых жевательная поверхность коренных зубов была покрыта рядами крупных бугров. У мастодонтов были крупные верхние бивни и, изредка, у самцов, небольшие нижние. Возможно, что исчезновению мастодонтов способствовала охота на них древних индейцев.

СТЕГОДОН. Стегодоны - представители отдельного семейства, близкие родственники семейству слонов (куда входит и ма монт). Наиболее древние находки в Азии датируются 8 миллионами лет (конец миоцена). Позднее расселились по Европе и Африке. Своими размерами были схожи с современными слонами, верхние бивни были длинные и массивные. Питались стегодоны ветвями и листьями деревьев.

ПЕРВОСЛОН (ПРИМЕЛЕФАС) Семейство слонов - Elephantidae, включает в себя мамонтов и ныне живущих слонов. В отличие от мастодонтов, коренные зубы у представителей этого семейства с поперечными гребнями, и бивни без эмали. Наиболее примитивным представителем семейства является примелефас (или первослон), который вероятно является непосредственным предком мамонтов и современных слонов. Его останки найдены в Центральной Африке и датируются концом миоцена - 5 миллионов лет назад. Вероятным местом обитания первослона были лесные области и саванны. Размеры первослона сопоставимы с современным индийским слоном - высота в плечах около 3 метров. В отличии от других слонов у первослона были небольшие бивни в нижней челюсти.

ЮЖНЫЙ СЛОН. Наиболее древние находки мамонтов появляются в раннем плиоцене Восточной и Южной Африки около 4 миллионов лет назад. Именно на юге Африки была наиболее благоприятная ландшафтная обстановка для существования мамонтов. Обычно мамонтов выделяют в отдельное подсемейств о Mammuthinae, которое характеризуется черепом с закругленной вершиной, без седловидного вдавления. Межчелюстные кости сужены с боков в своей средней части. Бивни имеют спиральную изогнутость. Эволюция мамонтов шла по пути приспособления к обитанию в условиях саваннового и лесостепного ландшафтов. Первые мамонты принадлежали к роду Archidiskodon. Представители этого рода расселились из Африки в Евразию и Северную Америку. В плейстоцене эти мамонты сформировали единый евразийско-американский ареал, после проникновения южного слона (Archidiskodon meridionalis) в Северную Америку 1.5 миллиона лет назад. На территории Евразии южный слон является прямым предком степного мамонта и шерстистого мамонта. В Северной Америке, по мнению ряда специалистов, южный слон стал предком колумбийского мамонта. Первые мамонты были крупные слоны высотой до 4.5 метров в холке.

СТЕПНОЙ МАМОНТ. Непосредственным потомком южного слона на территории Евразии стал степной мамонт Mammuthus trogontherii. Это был огромный слон, высотой до 5 метров. Ископаемые остатки известны с раннего плейстоцена из степной и лесостепной зон Евразии. Возможно к этому же виду принадлежит среднеплейстоценовый хазарский мамонт, который является переходным звеном от степного мамонта к шерстистому. Значительные климатические изменения, наступившие в Евразии в середине плейстоцена и выразившиеся в похолодании и усилении засушливости, привели к широкому распространению открытого ландшафта типа арктической степи, тундры и лесотундры. Под влиянием изменившейся природной обстановки мамонты были вынуждены приспосабливаться к питанию жесткой травянистой и кустарниковой растительностью.

КОЛУМБИЙСКИЙ МАМОНТ. Колумбийский мамонт обитал в Северной Америке в среднем и позднем плейстоцене. По степени эволюции соответствовал евразийскому степному мамонту, однако, сохранился в Америке почти до конца плейстоцена. Его размеры сильно варьировали, от карликов на островах Чанел (Калифорния), высотой около 1.8 метра, до гигантов, высотой 4-4.5 метров в южных областях Северной Америки. К концу плейстоцена сложились разрозненные популяции колумбийских мамонтов, измельчавших под воздействием изоляции и описанных как мамонты Джефферсона. Окончательно мамонты в Америке исчезли 12 тысяч лет назад, не без помощи древних индейцев.

Шерстистый или евроазиатский мамонт (Mammuthus primigenius) населял огромную территорию от Британских островов в Европе до Чукотки в Азии. В Северной Америке его ареал занимал северо-западную часть континента. Высота в холке этого слона достигала 3.5 метра у самцов и 2.5 метра у самок. Скорее всего, шерстистый мамонт стал наиболее приспособленным видом к обитанию в арктических широтах, я вляясь прямым потомком степного мамонта. На рубеже плейстоцена и голоцена под воздействием климатических изменений, связанных с увлажнением климата в арктической части Северного Полушария, ареал мамонтов стал быстро сокращаться, отступая к арктическому побережью. Последние мамонты вымерли около 3 тысяч лет назад на острове Врангеля в Чукотском море. Описано много форм шерстистого мамонта разного ранга, систематическое положение которых неясно. Кроме того, в стратиграфии нередко указываются две необозначаемые формы: ранняя и поздняя, что вызывает путаницу в систематике. Кроме подвида Mammuthus primigenius primigenius, обитавшего в конце плейстоцена в Северной Евразии, можно указать еще только один голоценовый подвид с острова Врангеля Mammuthus primigenius vrangeliensis. В целом подвидовая систематика мамонта разработана еще недостаточно и нуждается в ревизии. По морфологии зубов и скелета мамонты более близки к современным азиатским слонам нежели к африканским