Демографическая политика франции. Информационно-аналитические материалы государственной думы Особенности воспроизводства демографическая политика франции

Особенно активная демографическая политика до конца 80-х годов проводилась в странах Восточной Европы. Среди ее мер применялись: ссуды молодоженам (разовые), пособия по рождению каждого ребенка, ежемесячные детские пособия, предоставление длительных отпусков по беременности и родам, преимущественных прав на приобретение жилья, а также мест в детских садах и школах.

В западноевропейских странах сформирована схожая система демографической политики, но размеры различных рода выплат и других льгот варьируются по отдельным странам.

Единовременное пособие при рождении ребенка в начале 90-х годов:

  • ФРГ -100 марок
  • Великобритания - 25 фунтов стерлингов
  • Франция - 2600 франков
  • Испания - 3000 песет.

Политика стимулирования рождаемости и естественного прироста населения наиболее активно проводится во Франции и в Швеции.

Демографическая политика во Франции

Замечание 1

Активизация политики стимулирования рождаемости в начале 20-х годов ХХ века была обусловлена депопуляцией населения.

Так, до 1967 г. в этой стране было запрещено продавать контрацептивы, до 1975 года под запретом были аборты.

С 1946 года во Франции стали практиковаться денежные выплаты и налоговые льготы семьям, с целью поощрения рождаемости.

В итоге среди западноевропейских стран к середине 80-х г.г. во Франции был один из наиболее высоких суммарных коэффициентов рождаемости (среднее число детей на 1 женщину) - 1,8 - 1,9 на одну женщину в среднем. Ежегодный прирост населения составлял 0,3 - 0,4%.

За период с 1946 по1974 годы численность населения этой страны выросла на 12,1 миллионов человек, в том числе на 8,5 миллионов человек - благодаря естественному приросту населения, на 2,4 миллионов человек - благодаря иммиграции и на 1,2 миллионов человек - благодаря репатриации французов, проживающих в бывших колониях.

Комплекс современных мер демографической политики пронаталистского типа во Франции существенно влияет на материальное благосостояние семей, имеющих детей.

Так, все лица, проживающие во Франции и имеющие не менее двух детей в возрасте до 20 лет, проживающих в стране получают базовое пособие на ребенка.

Демографическая политика в Швеции

Замечание 2

Рост населения в последнее время стимулируется активной демографической политикой; всем, включая иммигрантов, выплачиваются семейные пособия.

Правительство Швеции также стремится создавать условия для того, чтобы замужние женщины были экономически самостоятельны - иметь реальные возможности зарабатывать.

С 60-х годов ХХ века, с началом сексуальной революции, со школьниками обсуждаются такие вопросы, как контрацепция, сознательное родительство, планирование семьи, а также ответственность мальчиков за аборты и за гомосексуальные связи.

Демографическая политика Евросоюза

Страны Евросоюза достигли определенного консенсуса в подходах к осуществлению государственной поддержки семей с детьми.

  1. Семейные пособия.
  2. Налоговые льготы в тех странах, где пособия применяются меньше.

Пример 1

В Исландии предоставляется базовое пособие на ребенка в форме налогового вычета и управление им осуществляет налоговая служба.

В большинстве стран Евросоюза, пособия семьям с детьми выплачиваются из бюджетных средств и не связаны с системой социального страхования. Условие предоставления детского пособия - проживание ребенка и родителей на территории страны. А в Германии, чтобы получать пособие на ребенка, достаточно того, чтобы один из родителей был налогоплательщиком в данной стране.

В Суздале 18-22 февраля проходил Второй Российский экономический конгресс (РЭК-2013). Пять дней экономисты обсуждали пути развития России, ставили «диагнозы» и выписывали «лекарства». OPEC.ru начинает серию публикаций по материалам конгресса. Доклад Сергея Рыбальченко о связи демографии и семейной политики

В семейной политике Франции Россия может почерпнуть немало полезных рецептов для улучшения своих демографических показателей, считает доцент Высшей школы экономики Сергей Рыбальченко.

«Семейное» наследие де Голля

«Многолетний национальный консенсус в понимании необходимости системной поддержки семей с детьми» – в этом, по мнению Рыбальченко, секрет высоких демографических показателей Франции.

Государственная поддержка, реализуемая на протяжении уже более 60 лет, включает многочисленные семейные пособия и выплаты, отпуска по уходу за детьми, налоговые льготы, бесплатные ясли и детские сады. 43-46% всех выплат приходится на многодетные семьи.

Семейная политика во Франции ориентирована на занятость родителей. Женщинам оказывается помощь в совмещении родительских и трудовых обязанностей. Существует развитая система ухода за детьми до 3-х лет, дошкольное образование получают почти все дети до 6 лет.

Управление семейной политикой строится на принципах партнерства государства, бизнеса, общественности и семей. Существует продуманная система институтов семейной политики (среди них – Высший совет по делам семьи, Национальная касса семейных пособий и т.д.)

Демографические дивиденды такой политики вполне показательны, подчеркнул Сергей Рыбальченко. К 2050 году население Франции, по прогнозам, составит 75 млн человек против 60,7 млн сейчас. С 1994 по 2010 гг. суммарный коэффициент рождаемости (СКР) – среднее число рождений на одну женщину фертильного возраста вырос с 1,6 до 2,07. Таким образом, Франция, в отличие от ряда других развитых стран, достигла уровня простого воспроизводства населения.

Для сравнения: в России в 2011 г суммарный коэффициент рождаемости составил 1,58. В 2025 году этот показатель в соответствии с Концепцией демографической политики в РФ должен достигнуть 1,95 (что меньше уровня простого воспроизводства населения).

Политика поддержки рождаемости во Франции восходит к Шарлю де Голлю. В марте 1945 года де Голль заявил, что Франции нужны 12 млн новорожденных детей в течение 10 лет, и тем самым провозгласил начало активной семейной политики. В тот же период были созданы Национальный институт демографических исследований Франции и основные институты семейной политики.

«Заветы» семейной политики

Сергей Рыбальченко привел главные принципы семейного курса Франции:

  1. Политика в этой области должна оправдывать свое название: она должна быть нацелена на семью, а не на отдельных ее членов. Поэтому все налоговые скидки и социальные меры носят семейный характер.
  2. Универсальность семейной политики: помощь оказывается всем семьям с детьми. Половина всех выплат семейных пособий не связана с уровнем доходов семьи.
  3. Социальность семейной политики: появление ребенка не должно резко снижать уровень жизни семьи.

Все три принципа в сумме дают синергетический эффект, полагает Рыбальченко.

Льготы и пособия семьям с детьми

Снижение налогов на одну семью составляет до 1400 евро в год, отметил докладчик. Такую льготу получают примерно 6,8 млн семей. В 1945 году, например, был введен семейный коэффициент – реальное снижение налогов, связанных с расходами на детей. По сути, это и смягчение неравенства семей с точки зрения доходов.

Семь видов пособий выплачивается семьям независимо от уровня их дохода. Среди них, например, – семейное пособие, начиная со второго ребенка, дополнительное пособие в случае, если родитель полностью или частично оставляет работу для воспитания детей до 3-х лет, помощь матерям-одиночкам, поддержка в случае невыплаты алиментов и т. д.

Четыре вида пособий выплачиваются только бедным семьям с детьми. В результате доля бедных детей без учета выплат семейных пособий – 27%, а с учетом – лишь 7%. Бедные семьи получают, помимо единовременного пособия по рождению ребенка и базовых выплат на ребенка до 3-х лет, также средства на школьные принадлежности для детей до 18 лет.

Более 6 млн человек во Франции получают пособие на жилье (если учесть всех членов семьи, эта цифра окажется вдвое больше). Это и прямая помощь в покупке жилья через местные Фонды жилищной солидарности, финансируемые на паритетных началах государством и депаратментами, и пособие на оплату жилья (для молодых супругов, семей с детьми или с родителями, находящимися на иждивении, и т.д.). Финансовая поддержка дается и при переезде, ремонте или перестройке жилья.

Среди пенсионных льгот – например, дополнительные 10% к базовой пенсии для женщин, воспитавших троих детей, и еще 5% – за каждого последующего, а также страхование пенсий для домохозяек с детьми (для бедных семей).

Забота о младенцах

Обеспеченность услугами присмотра за детьми до трех лет составляет во Франции 48%, привел данные докладчик. В России – втрое меньше, 16%. Между тем, это важнейший фактор роста рождаемости – за счет дополнительных возможностей для женщин совмещать работу и воспитание детей, подчеркнул Сергей Рыбальченко.

Система ухода за детьми раннего возраста – это ясли (муниципальные, ведомственные, семейные, частные, микроясли на предприятиях), няни и финансовая помощь семьям, если за детьми присматривают родственники (180 евро в месяц). Воспитатели также могут принимать детей у себя дома. Подготовка педагогов подтверждается государственным сертификатом.

Институты семейной политики

Национальная касса семейных пособий во Франции – управляющий партнер государства в сфере семейной политики. По словам Сергея Рыбальченко, этот институт семейной политики напоминает «симбиоз Фонда социального страхования и Фонда поддержки детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях». Он определяет основные направления политики социальной поддержки.

Существует также Национальный союз семейных ассоциаций UNAF – институт общественно-государственного партнерства, учрежденный Шарлем де Голлем и финансируемый государством. Он объединяет 70 национальных движений и свыше 7 тыс организаций по всей Франции, имеет 17 тысяч представителей во всех структурах, влияющих на семейную политику.

У UNAF две миссии: представлять интересы семей в госструктурах и участвовать в управлении службами, которые находятся в ведомстве госструктур.

Новые возможности для России

На основе французского опыта Рыбальченко считает необходимым переход от стимулирования рождаемости – к «снятию препятствий на пути семей иметь желаемое число детей». Он предложил перспективные для России решения в области семейной политики, исходя из опыта Франции:

  1. Развитие принципов универсальности и семейности через налоговое законодательство. Формирование институтов семейной политики:
    • Совет по делам семьи и национальному развитию при Президенте РФ, советы по делам семьи при губернаторах и главах муниципальных образований;
    • Фонд поддержки семей и детей (на базе Фонда социального страхования и Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации);​
    • Центры поддержки семьи в каждом муниципальном районе и городском округе: социальная работа с семьями.
  2. Формирование развитой системы услуг по уходу за детьми до трех лет (в том числе вне структуры дошкольного образования).
  3. Формирование системы семейных пособий и выплат, существенно снижающих риск попадания в бедность при рождении ребенка. Использование материнского капитала на текущие выплаты по социальному контракту, расширение применения в сельской местности (автомобиль, фермерское хозяйство).
  4. Формирование рынка арендного жилья в интересах семей с детьми – субсидированного найма жилья.
  5. Расширение пенсионного обеспечения – увеличение предельного срока, зачисляемого в трудовой стаж, до 1,5-2 лет на каждого ребенка.

Государственных органов и социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Демографическая политика призвана воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменения, динамики рождаемости, смертности, здоровья, продолжительности жизни, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.

Цели и системы мер по регулированию воспроизводства населения определяются господствующими идеологическими концепциями, особенностями сложившейся социальной системы, типом государственного управления, уровнем экономического развития и ресурсными возможностями, качеством жизни, культурными нормами и традициями. Конкретная демографическая ситуация, её тенденции и перспективы обусловливают определённый характер и целевую направленность политики. Принципиальная особенность демографической политики - в воздействии на динамику демографических процессов не прямо, а опосредованно, через человеческое поведение, принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, через сферы занятости и т.п. Меры демографической политики воздействуют как на формирование демографических потребностей, так и на создание условий для их реализации. Особую сложность демографической политике как части социального управления придаёт необходимость учитывать и согласовывать интересы разных уровней: индивидуальных, семейных, групповых и общественных; локальных, региональных и общегосударственных; экономических, социально-политических, экологических и этнокультурных.

Главный показатель эффективности демографической политики, характеризующий позитивность происходящих в стране изменений, - средняя продолжительность жизни населения. В России максимальные уровни средней продолжительности жизни пришлись на середину - конец 1960-х годов (64,6 года у мужчин в 1964-1965 и 73,54 года у женщин в 1967-1968). Затем, вплоть до начала 1980-х годов, средняя продолжительность жизни снижалась и составила в 1983-84 62,0 года у мужчин и 73,31 года у женщин. В 2000-е годы разница между показателями средней продолжительности жизни у мужчин и женщин в России составила более 13 лет. В западноевропейских странах эта разница колеблется в пределах 7 лет. По мнению экспертов, в 1990-е годы для России было характерно также такое явление, как «избыточная смертность»: 32,2% смертей мужчин и 23,6% смертей женщин могли бы быть предотвращены при эволюционном развитии событий, а не резком реформировании экономики («шоковая терапия»). Следовательно, ответственность за реализацию демографической политики возлагается на все органы государственного и муниципального управления, а не только на один формально уполномоченный орган (например, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации). Учитывая, что Россия входит в небольшую группу стран мира, где численность населения из года в год уменьшается, решение накопившихся демографических проблем возможно только в комплексе, на основе использования программно-целевого подхода.

Первая из европейских стран, столкнувшихся с депопуляцией населения и разработавших систему мер по её преодолению, - Франция. Активная демографическая политика, направленная на повышение рождаемости, проводится во Франции с начала 1920-х годов. В связи с этим до 1967 была запрещена продажа контрацептивов, до 1975 - запрещены аборты. С 1946 во Франции проводится так называемая пронаталистская политика, связанная с денежными поощрениями рождений 1-го, 2-го и особенно 3-го ребёнка.

В целом же в мире порядка 40% стран не занимаются никаким регулированием воспроизводства населения (арабские страны, США и др.); 38% стран проводят демографическую политику, направленную на уменьшение темпов роста населения (Китай, а также беднейшие развивающиеся страны); 22% стран принимают меры по сохранению достигнутых или увеличению темпов роста населения (европейские страны, Россия и др.).

Целями демографического развития России на современном этапе являются стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту. В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи принимаются меры по формированию системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя и более детьми; созданию социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания детей, включая условия для самореализации молодёжи, в том числе получение общего и профессионального образования, работа с достойной заработной платой, а также возможность обеспечить семью соответствующими жилищными условиями. Обеспечение условий для улучшения материального положения семей предполагает разработку и принятие мер по дальнейшей стабилизации ситуации на рынке труда, повышение уровня заработной платы. Поддержка молодых семей предполагает улучшение их жилищных условий в случае рождения ребёнка, выделение безвозмездных субсидий и использование механизма льготного кредитования в зависимости от числа детей в семье. В области укрепления здоровья поставлена задача по защите российского потребительского рынка от распространения товаров, наносящих вред здоровью населения как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе; по укреплению здоровья детей и подростков, улучшению здоровья населения трудоспособного возраста, репродуктивного здоровья населения путём совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи.

Лит.: Елизаров В. В. Демографическая политика // Современная демография. М., 1995; Румянцева Е. Е. Стратегия преодоления бедности. Минск, 2001; она же. Товары, вредные для здоровья. М., 2005; Иванова А. Е. и др. Особенности смертности населения России в 1990-е годы и резервы ее снижения: динамика и прогноз // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2002. №3.

О. В. Бессчетнова ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ И РОССИИ: ИСТОРИКОСОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

В статье анализируются предпосылки формирования демографической политики во Франции и России в рамках историко-социологического подхода- рассматриваются меры французского правительства, направленные на увеличение численности населения- раскрываются основные направления в сфере современной французской системы социальной защиты населения- определяются приоритеты стимулирования роста населения в сфере демографической политики России.

Проблема регулирования народонаселения в рамках демографической политики государства является одной из самых актуальных в современном мире. Под демографической политикой мы понимаем целенаправленную деятельность государственных органов или иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения, которая включает систему целей и средств для их достижения. Целями демографической политики являются: формирование в долгосрочной перспективе желательного режима воспроизводства населения, сохранение или изменение тенденций в области динамики численности и структуры населения, рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.

Наиболее близкой к российской модели демографического развития из всех европейских государств является французская модель. Для более четкого понимания направлений и принципов современной демографической политики Франции и России, необходимо обратиться к историческому опыту обоих стран 0 рассмотреть те социально-экономические, культурные и исторические предпосылки, которые непосредственным образом повлияли на процесс ее становления и развития.

Как известно, еще в первобытном обществе для регулирования численности населения широко применялись аборты, инфантицид, длительные перерывы в брачной жизни, переселение жителей из густонаселенных районов в малонасе-

ленные с избытком земли и продовольствия. Кроме того, естественное сокращение населения было вызвано частыми войнами, стихийными бедствиями, неурожаями, эпидемиями, уносившими сотни тысяч человеческих жизней. Так, в результате нашествия бубонной чумы из Центральной Азии в 1347 — 1353 годах население Европы сократилось на 25 млн. человек или 25% населения того времени1. Безусловно, такие потери требовали введения эффективных мер, направленных на увеличение или, как минимум, на восстановление численности населения. Поэтому, уже в конце XII века во Франции устанавливаются налоговые скидки и другие привилегии для поощрения рождаемости и иммиграции.

В течение последующих столетий, вплоть до кокца XVIII, ведущим направлением демографической теории становится популяционизм (приверженность росту населения), идеи которого, в частности, отражены в знаменитой работе Т. Мора «Утопия» (1516 г.), где автор высказывался в пользу многолюдства, разумного расселения городского и сельского населения, поддержания оптимальной численности городов, регламентации брака и размеров семьи. В социальной фантазии философа Томмазо Кампанеллы «Город Солнца» (1623 г.), основные задачи демографической политики автор видел в обеспечении рождения и воспитания здорового потомства как залога будущей общественной гармонии. Свой вклад в распространение популяционизма внесли и представители философии меркантилизма — Т. Мен, А. Сера, С. Фонтрей, чьи взгляды основывались на утверждении о том, что увеличение населения ведет к обогащению нации, поддерживает военную мощь страны, способствует росту притока налогов и пошлин в казну.

На заре развития капитализма многие европейские страны стали проводить планомерную демографическую политику, направленную на поощрение рождаемости, запрещение эмиграции и облегчение иммиграции. В XVII веке Франция, одна из первых в Европе, начала проводить целенаправленную политику по стимулированию роста населения в связи с его убылью из-за эмиграции на религиозной почве, а также из-за больших потерь, понесенных страной в ходе тридцатилетней войны с Германией (1618 -1648). Меры демографической политики, среди прочих, включали: освобождение от налогов на несколько лет лиц, вступивших в брак до 21 года- освобождение от податей тех, кто имел 10 детей, из которых никто не пошел в монахи или священники- учреждение «касс для невест» и «касс для выдачи приданного" — выплату специальных пособий дворянам и буржуа при наличии 10 детей в семье, из которых никто не пошел в монахи или священники.

На протяжении XVIII — XIX веков интерес к проблемам семьи и воспроизводства населения был различным. Распространение идей о желательном росте населения нашло свое отражение в трудах великих французских просветителей Р. Лори, П. Ле Ридан, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, Гельвеция, Юма и Других мыслителей. Так, Руссо в «Общественном договоре» (1762 г.) выступал против ограничения рождаемости в браке, считая это противоестественным и аморальным. Монтескье считал сокращение населения крайне негативным фактором и в своей работе «О духе законов» (1748 г.) обосновал потребность европейских государств в законах, способствующих увеличению численности населения2. Лишь М. Ф. Вольтер достаточно критично относился к росту населения, указывая на противоречие между ограниченными экономическими возможностями семьи и политико-экономическими потребностями государства в рабочей силе, воинах и налогоплательщиках.

Кроме того, в течение долгого времени вопросами семьи с различных точек зрения занимались ученые, философы, экономисты, правоведы, общественные деятели, среди которых особую значимость приобретают работы Ф. Ле Пле, Л. Моргана, Э. Дюркгейма. Отражение социально-демографических тенденций, взаимосвязь бедности, социального неравенства нашли свое отражение в трудах Ж. Дроза, Ж.-Б. Сэя, Сисмонди, Росси, Бодрийяра и других.

В России XVI — ХЕХ вв. проблема увеличения численности народонаселения также активно изучалась многими учеными, просветителями, государственными и общественными деятелями. Наиболее полное и систематизированное изложение мер демографической политики, направленной на увеличение численности населения, было изложено в трактате М. В. Ломоносова «О сохранении и размножении Российского народа» (1716 г.), который включал: запрет на принудительные браки и браки с большой разницей в возрасте- учреждение богадельных домов для приема незаконнорожденных, издание книг по повивальному искусству и лечению детских заболеваний- увеличение количества докторов, лекарей и аптек для борьбы с высокой детской и взрослой смертностью, просвещение и повышение грамотности населения.

Реализация мер по увеличению населения Российской империи были продолжены в эпоху правления императрицы Екатерины II, среди которых наибольший интерес представляют следующие: отмена пошлины за венчание («венечные памяти») — учреждение домов для подкидышей, незаконнорожденных детей и проповедование лояльного к ним отношения- облегчение процедуры вступления в брак для вдов и жен ссыльных- при избрании на общественные должности стало учитываться количество детей в семье.

На рубеже XVIII — XIX вв- на смену популяционизму пришла противоположная концепция о необходимости уменьшения численности населения, которая получила свое расширенное толкование в труде Т. Р. Мальтуса «Опыт о законе народонаселения и его воздействие на будущее процветание общества. С замечаниями о теориях мистера Годвина, Кондорсе и других писателей» (1798)3. В рамках новой теории, которая получила название «мальтузианство», рост численности населения рассматривался как независимая переменная, коррелируемая лишь действием таких факторов, как голод, эпидемии, войны и т. д. , которая сопровождается ростом бедности, социального неравенства и пауперизма. Суть политики по Мальтусу, должна быть направлена на предупреждение избытка населения путем распространения норм христианского аскетизма, воздержания от вступления в брак и обуздания инстинкта размножения. Концепция Мальтуса была подвергнута жесткой критике за то, что она основывалась на биологических, а не социально-политических и экономических законах нового капиталистического общества. Ярым противником мальтузианства являлся известный французский демограф Ж. Бертильон, который настаивал на принятии решительных мер, содействующих росту рождаемости. В 1896 г. им был создан Национальный союз за увеличение численности французского народа.

Сокращение рождаемости во Франции продолжалось в течение всего XIX века, которое ненадолго приостановилось в конце 70-х годов, в период экономического расцвета II Империи, однако уже с 1885 г, оно все более ускоряется. Если в первой половине XIX века число рождений составляло около 900 на 10 000 человек в год, в 60−80-е годы — 1000, то к 1914 г. оно снизилось до 700. Семьи, где количество детей превышало три человека, составляли около 20%, в среднем по переписи 1911 г. их насчитывалось 2Д44. На данном этапе Россия заметно отличает-

ся от Франции, где осознание значимости демографических проблем происходило на фоне достаточно длительного сохранения установок на традиционное поведение, т. к. еще в XIX в. на один брак приходилось в среднем 8−9 рождений5.

Озабоченность французского правительства и общественности в связи с падением численности населения страны в конце XIX века привело к разработке и проведению государственной политики, направленной на поддержку семьи. Появление первых законов о социальной помощи- о компенсациях, связанных с травмами, полученными на производстве- ограничение и сокращение женского и детского труда- рост государственного жилищного строительства, прибавки к жалованию, налоговые льготы родителям многодетных семей, меры пропагандистского характера позволили Франции приостановить падение рождаемости накануне I мировой войны.

В начале XX в. французским правительством была принята целая серия законов о семье и поддержке рождаемости, имеющие своей целью увеличение численности населения страны. Одним из первых был закон о запрете применения контрацептивов и абортов- введение дополнительной военной службы для неженатых мужчин, достигших 29 лет- запрет на возможность занимать чиновничий пост любого государственного уровня неженатым молодым людям, достигшим возраста 25 лет- поощрение всех государственных служащих — женатых, вдовых или разведенных, — имеющих на своем попечении троих детей, за каждого следующего ребенка продвижением по службе и прибавлением денежной суммы и пенсии.

На протяжении Х1Х-ХХ веков вышел целый ряд работ социологического характера, в которых авторы пытались осмыслить и дать оценку роли и месту семьи в иерархии общественной системы ценностей, найти объяснения процессам депопуляции, выявить причины «кризиса», который, по их мнению, испытывал семейный институт. В 20−30-е годы XX в. определенное влияние на становление специального направления в изучении семьи оказали влияние Л. Февр, М. Блок, Ф. Бродель, которые хотя напрямую и не обращались к изучению семьи, однако привлекли интерес к изучению небольших социальных общностей и малых социальных групп. С середины XX века семейная проблематика активно изучалась в рамках исторической науки, в трудах А. Домар, А. Деко и других.

Постепенно, существуя в рамках экономической истории, к 1945 г. демография выделилась в самостоятельную отрасль науки, чье становление связано с именами А. Ландри, М. Рейнхарда, Е. Лябруса, Ф. Арьеса, А. Арманго и др., создавшими труды по истории населения. Начиная с 50-х годов XX в. во французской этнологии начался переход к мультидисциплинарным исследованиям, а к 60−70-м годам феномен изучения семьи пережил настоящий бум, который был обусловлен проблемами «кризиса» семьи, «ломкой» старых взаимоотношений между полами, сексуальной революцией, «молодежными бунтами».

Значительную роль в изменении социально-демографической структуры населения обеих стран сыграла вторая мировая война, сопровождавшаяся огромными людскими потерями и массовыми разрушениями. После второй мировой войны и краха фашизма тенденции пронаталистической политики во Франции сохранились, но уже вне связи с милитаристским контекстом. В 1946 году во Франции была введена в практику широкая система денежных выплат семьям, направленная на поощрение рождения первого, второго и особенного третьего ребенка. Среди стран Западной Европы в середине 80-х годов Франция имела один из самых высоких суммарных коэффициентов рождаемости — 1,8−1,

9. Население увеличивалось ежегодно на 0, 3−0, 4%. Однако в последние годы правительство Франции обеспокоено снижением уровня рождаемости и его влиянием на постарение населения. Здесь активно поощряется рождение третьего и четвертого ребенка, предусмотрены единовременные пособия на рождение ребенка в сумме 260% основной заработной платы на первого и 717% на каждого последующего ребенка, отпуск по беременности оплачивается в размере 90% зарплаты. Предоставляются ссуды на обзаведение домашним хозяйством и жилищные льготы, 90% которых погашаются при рождении четвертого ребенка6. Социально-демографическая политика Франции стала своеобразным эталоном в Западном мире. По этому пути идут правительства Великобритании, Австрии, Италии, Швеции и других европейских стран.

Современная демографическая политика Франции все более эволюционирует в сторону семейной политики, целью которой является оказание социальной помощи семье в выполнений ею своих функций. Если до 1999 г., правительство Франции определяло ее как нацеленную на повышение рождаемости, то в 1999 г. по отношению к рождаемости была заявлена позиция невмешательства. Планомерная, продуманная и регулируемая демографическая политика французского правительства способствовала тому, что в настоящее время Франция занимает второе (после Ирландии) место в Европейском союзе по уровню рождаемости, а прирост населения страны на 4/5 обеспечивается ее естественным приростом. В этом отношении Франция разительно отличается от ЕС в целом, где увеличение численности населения лишь на ¼ обеспечивается естественным приростом, а на ¾ — миграцией7.

Тем не менее, среди зарубежных и отечественных ученых существуют полярные точки зрения по вопросу об эффективности предпринятых: французским правительством мер, направленных на повышение рождаемости. Одни демографы, отрицательно относящиеся к идее материального поощрения рождаемости, считают, что они не дали никакого результата, и показатели роста численности населения увеличились за счет притока мигрантов из других стран. Другие, связывают с предпринятыми мерами позитивные тенденции в сфере повышения численности населения страны8.

Важным аспектом регулирования современных социально-экономических процессов в обществе является создание эффективной системы социальной защиты населения. Один из принципов конституции Пятой французской республики 1958 г. гласит, что государство должно создавать условия для развития личности, гарантировать каждому, особенно детям, матерям и пожилым гражданам охрану здоровья, право на отдых и необходимые средства к существованию. Несмотря на провозглашение Франции социальной республикой, законодательство о социальном обеспечении до сих пор не принято. Тем не менее, Франция является одной из немногих стран мира, где принят Кодекс о социальном обеспечении (1956 г. и пересмотрен в 1985 г.), тогда как в России попытки разработать и принять подобный кодекс оказались безуспешными.

Особенность французской государственной системы социального обеспечения заключается в наличии самостоятельных программ для работников разных отраслей экономики:

— общая программа охватывает все категории наемных работников (за исключением сельскохозяйственных), а также членов их семей и предусматривает страховые выплаты на случай болезни, беременности и родов, трудового увечья или профессионального заболевания, старости, потери кормильца-

— программа для сельскохозяйственных рабочих-

— для лиц, занятых в определенных отраслях экономики (железнодорожных работников, шахтеров, госслужащих и т. д.), где условия и размеры выплат могут варьироваться, но не могут быть ниже, чем в общей программе-

— многочисленные программы для самозанятого населения, предусматривающие предоставление пособий по болезни, беременности и родам, пенсии по старости.

Застрахованные лица, платившие взносы в течение 150 кварталов и более, приобретают право на страховую пенсию по достижении возраста 60 лет независимо от пола. Размер пенсии составляет 50% от среднего заработка за десять наиболее благоприятных лет, ограниченного определенной суммой. Перерывы в страховом стаже, произошедшие не по вине застрахованного лица, (по болезни, безработице, в связи с забастовкой и т. д.) засчитываются в стаж. К пенсии назначаются надбавки при наличии трех несовершеннолетних детей или супруги, состоящей на иждивении пенсионера, достигшей установленного возраста и не имеющей средств к существованию, либо являющейся инвалидом..

Кроме государственной страховой пенсии, все наемные работники получают профессиональные пенсии, условия представления и размеры которых, определяются коллективными договорами. Создание профессиональных пенсионных программ для наемных работников является обязательным по закону 1972 года.

При отсутствии права на страховую пенсию по старости предоставляется социальная пенсия, которая назначается инвалидам старше 60 лет, престарелым старше 65 лет, чьи доходы не достигают установленной суммы, и размер которой увеличивается с учетом иждивенцев. Если причина инвалидности — трудовое увечье или профессиональное заболевание, то пенсия выплачивается за счет средств профессиональной страховой программы. При утрате от 10 до 50% трудоспособности пенсия назначается в размере половины среднего заработка. При потере более 50% трудоспособности размер пенсии равен прежнему заработку. Но в отличие от общей пенсионной программы базой для исчисления размера пенсии служит заработок в пределах 12 месяцев, а не за 10 лет.

Пенсия по случаю потери кормильца предоставляется вдове, достигшей 55 лет, воспитывающей ребенка моложе 16 лет, рожденного в зарегистрированном браке и постоянно проживающей во Франции. При отсутствии общих детей пенсия назначается вдове при длительности проживания в браке не менее двух лет. Размер данной пенсии устанавливается в пределах 52% пенсии кормильца, и ее выплата прекращается при вступлении вдовы в повторный брак.

Накопленный опыт большинства развитых стран, в том числе и Францией, показывает необходимость проведения государством целенаправленной демографической политики, имеющей своей целью преодоление низкой рождаемости, высокой смертности и нерегулируемой миграции. Социально-экономические и политические реформы конца XX века привели к серьезным последствиям, которые самым негативным образом отразились на социально-демографической структуре населения России, сопровождаясь быстрым сокращением рождаемости, ухудшением здоровья взрослых и детей, ростом смертности от заболеваний и неестественных причин, низкой продолжительностью жизни11.

Современные депопуляционные тенденции в РФ имеют ряд специфических особенностей: а) всеобщий характер, т. к. охватывают практически всю тер-

риторию страны, за исключением лишь отдельных ее регионов и областей (например, Чечни) — б) длительную протяженность во времени, поскольку убыль населения, составляя до одного миллиона человек в год, превратилась с 1992 г, в проблему общенационального масштаба- в) этнический характер, т. к. в первую очередь затрагивает русский народ как основной государственный этнос, хотя процессы депопуляции коснулись и других этносов и народностей.

Для выхода из создавшегося положения правительством России разработаны и начинают реализовываться некоторые меры, направленные на стимулирование рождаемости. Среди них: увеличение пособий на детей, выплаты за рождение (усыновление) второго ребенка, осуществление программ в области развития здравоохранения и образования, намечены пути регулирования миграционных потоков из стран ближнего зарубежья. Эффективность предпринимаемых государством мер в рамках демографической политики пока трудно оценить, поскольку они рассчитаны на длительный срок. На наш взгляд, материальная поддержка семьи как единичная мера, не является панацей от депопуляции и, по большому счету, не сможет кардинально изменить ситуацию в целом, поскольку, как справедливо утверждает А. И. Антонов, «кризис семьи — это не просто кризис ее материальных возможностей… Это кризис системы ценностей». Тем не менее, следует учитывать и тот факт, что экономическая помощь позволит многим семьям, желающим иметь детей, но откладывающим их рождение из-за материальных трудностей, реализовать потребности в деторождении- укрепить семью- повысить ее социально-экономический статус.

Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что современное состояние семейного образа жизни наполнено противоречиями, как в мировом масштабе, так и в рамках каждой национальной модели. Утверждение малодетности как стереотипа европейской семейной модели, снижение потребности во втором и тем более в третьем ребенке, отказ или откладывание рождения запланированного числа детей все чаще избирается как наиболее приемлемый вариант поведения. Сегодня российская семья испытывает целый комплекс отрицательных воздействий, характерных для слабо развитых стран, так и ряд внутрисемейных проблем, типичных для стран индустриальной и постиндустриальной стадии развития.

С целью уменьшения влияния негативных факторов необходимо создать государственную систему поддержки семьи, способствовать формированию в обществе фамилистического сознания и семейных ценностей взамен гедонистического мировоззрения и потребительства, ориентированного на индивидуализм. Учет данных принципов в реализации отечественной Концепции демографической политики на период до 2015 позволит, на наш взгляд, стабилизировать и изменить демографическую ситуацию в лучшую сторону.

Примечания

1 См.: Платонов, Ю. П. Исторические аспекты регулирования народонаселения / Ю. П. Платонов // Вестн. Уч. зап. Санкт-Петерб. гос. ин-та психологии и социальной работы. — 2006. — № 1. — С. 58.

2 См.: Там же. С. 60.

3 См.: Костин, А. И. Демографические проблемы и здоровье человека в политике глобальных изменений / А. И. Костин // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12, Политические науки, — 2005. — № 4. — С. 49.

4 См.: Любарт, М. К. Семья во французском обществе XVIII — начала XX века: моногр. / М. К. Любарт — отв. ред. М. Ю. Мартынова — Рос. акад. наук — Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. — М.: Наука, 2005. — С. 150.

5 См.: Новичкова, И. Ю. Современная российская семья: тенденции функционирования и развития: учеб. пособие для студентов социально-гуманитарного профиля / И. Ю. Новичкова. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. — С. 61.

См.: Бессчетнова, О. В. Насилие к детям в семье как проблема безопасности гражданского общества: моногр. / О. В. Бессчетнова. — Балашов: Николаев, 2006. -С. 61.

7 См.: Демография и статистика населения: учебник / И. И. Елисеева, Э. К. Васильева, М. А. Клупт и др.- под ред. И. И. Елисеевой. — М.: Финансы и статистика, 2006. — С. 511.

8 См.: Демографическая политика в современном мире / под ред.

А. Г. Вишневского. — М.: Наука, 1989. — С. 134.

9 См.: Мачульская, Е. Социальное обеспечение Франции / Е. Мачульская // Социальная защита. -1998. — № 7. — С. 60−62.

10 См.: Там же. С. 63.

11 См.: Рыбаковский, Л. Л. Демографическая ситуация в России: геополитические аспекты / Л. Л. Рыбаковский, О. Д. Захарова — Рос. акад. наук — Ин-т социально-политич. исследований — Центр демографии. М., 1997- Население России на рубеже ХХ-ХХ1 веков: проблемы и перспективы / ред. В. А. Ионцев, А. А. Саградов. -М., 2002.

12 Антонов, А. И. Кризис или возрождение / А. И. Антонов // Семья и школа. -1989.-№ 1.-С. 34.

Стоимость уникальной работы

Стоимость уникальной работы

Заполнить форму текущей работой
Другие работы

В статье анализируется процесс старения населения. Цель статьи — показать старение населения как общемировую тенденцию демографического развития. Отмечается, что процесс старения населения идет двумя путями: как «сверху», так и «снизу». Раскрываются основные факторы, обусловившие этот процесс. Дается сравнительная характеристика старения населения...

Определенным эталоном демографической политики является Франция, первая из европейских стран столкнувшаяся с депопуляцией населения и разработавшая систему мер по ее преодолению и увеличению численности населения. Динамика численности населения Франции следующая: 1801 год - 28,3 млн.человек, 1901 - 40,7 млн. человек, 2002 - 59,8 млн. человек, 2010 - .

В конце XIX - начале XX веков началось резкое снижение естественного прироста населения и рождаемости во Франции, которое объяснялось стремлением многочисленных мелкобуржуазных слоев ограничивать число детей в семье. Несмотря на постоянное снижение смертности, темп снижения рождаемости был выше. Участие в XX веке в двух мировых войнах, мировой кризис 30-х годов обусловили депопуляцию: за 1914-1919 годы население страны сократилось на 3 млн.человек, за 1939-1945 годы - еще на 1,2 млн. человек.

Активная демографическая политика, направленная на повышение рождаемости, проводится во Франции с начала 20-х годов прошлого века. Причем до 1967 года была запрещена продажа контрацептивов, до 1975 года - запрещены аборты.

В 1946 году во Франции была введена в практику широкая система денежных выплат и налоговых льгот семьям, направленная на поощрение рождений первого, второго и особенно третьего ребенка (пронаталистская политика). В результате среди стран Западной Европы в середине 80-х годов Франция имела один из самых высоких суммарных коэффициентов рождаемости (среднее число детей на 1 женщину) - 1,8-1,9. Население увеличивалось ежегодно на 0,3 - 0,4 %.

Суженный режим воспроизводства населения побуждал правительство стимулировать миграцию иностранных рабочих и принимать меры по повышению рождаемости. С 60-х годов XIX века до 30-х годов XX века миграционный прирост населения Франции составил 3,2 млн.человек, что обеспечило ѕ общего прироста числа жителей. В 1931 году во Франции было 2,7 млн. иностранцев и 0,4 млн. натурализовавшихся. В 1931 году рабочие-иностранцы составляли свыше 40% шахтеров, 1/3 металлургов, ј строителей и 1/3 сельскохозяйственных рабочих.

Во второй половине XX века, за 1946-1974 годы население Франции увеличивалось на 12,1 млн. человек, в том числе на 8,5 млн. человек - за счет естественного прироста населения, на 2,4 млн. человек - за счет иммиграции и на 1,2 млн. человек - за счет репатриации французов из бывших колоний.

Современные меры пронаталисткой демографической политики Франции оказывают существенное влияние на материальное положение семей с детьми.

Базовое пособие на ребенка назначается всем лицам, проживающим во Франции и имеющим не менее двух детей, независимо от гражданства, на их детей в возрасте до 20 лет, проживающих в стране. Размер пособия дифференцирован в зависимости от числа: на двоих детей - 107 евро в месяц, на троих - 244, на четверых - 382, на пятерых - 519, на шестерых - 656 евро. На каждого последующего ребенка выплачивается надбавка в размере 137 евро. Предусмотрены надбавки детям старше 11 лет - 30 евро и старше 16 лет - 54 евро. Такая надбавка не выплачивается на первого ребенка семьям с двумя детьми. Доход семьи не влияет на размер этого пособия.

В зависимости от дохода семьи выплачиваются следующие дополнительные пособия:

пособие на каждого ребенка в возрасте до 3-х лет в зависимости от дохода с четырех месяцев беременности в размере 154 евро;

пособие одиноким родителям 502 евро в месяц плюс надбавка на каждого ребенка 167 евро в месяц;

пособие к новому учебному году на детей с 6 лет до 18 лет, которые учатся в размере 67 евро;

семейная доплата семьям или одиноким родителям с низкими доходами, имеющими трех и более детей в возрасте от 3 до 21 года в размере 139 евро в месяц.

Помимо этого еще установлены пособия на учебу на детей-инвалидов (107 евро в месяц), жилищные пособия семьям с детьми.

Выплачиваются также пособия по уходу за ребенком до 6 лет, проживающим дома. Размер пособия зависит отдохода семьи. Максимальный размер пособия составляет 1500 евро в квартал семьям, чей годовой доход не превышает 33658 евро, а возраст детей - до 3 лет. Пособия на детей от 3 до 6 лет не превышают 500 евро в квартал. Выплачиваются также пособия семьям, нанимающим нянь для детей младше 6 лет.

Пособия родительского присутствия выплачиваются родителям вынужденным прекратить или сократить свое присутствие на работе из-за тяжелый болезни ребенка. Размер пособия зависит от оставшегося дохода. Предусмотрены надбавки для одиноких родителей. Детям-сиротам назначается ежемесячное пособие 100 евро.

В последние годы введены также единовременные пособия на рождение ребенка в сумме 260 % базовой зарплаты на первого и 717 % на каждого последующего ребенка, а отпуск по беременности стал оплачиваться в размере 90 % заработка.

В области среднегодовая численность населения составляет 15 млн. человек. За год прибыло из других районов 0,9 млн.человек, убыло - 0,5 млн.человек. Определить сальдо миграции, валовую миграцию, коэффициенты интенсивности миграции.

Сальдо миграция:

СМ = П - В = 0,9 - 0,5 = 0,4 млн. человек

Валовая миграция:

ВМ = П + В = 0,9 + 0,5 = 1,4 млн. человек

Коэффициент интенсивности миграции по прибытию:

КИМП = П/ЧН * 1000 = 0,9/15 * 1000 = 60 ‰

Коэффициент интенсивности миграции по выбытию:

КИМВ = В/ЧН * 1000 = 0,5/15 * 1000 = 33 ‰

По состоянию на начало года численность населения региона по категориям составила, тыс. человек: - наличное население - 400; - временно присутствовало - 62; временно отсутствовало - 50; В течение года (в тыс. человек): - родилось - 8; - умерло - 9; - прибыло на постоянное жительство - 7; -- выбыло в другие регионы на постоянное жительство - 6.

Требуется определить: А) 1. Численность постоянного населения на начало года. 2. Численность постоянного населения на конец года. 3. Среднегодовую численность постоянного населения. Б) Коэффициенты: 1. Рождаемости; 2. Смертности; 3. Естественного прироста; 4. Жизненности; 5. Прибытия; 6. Выбытия; 7. Общего прироста численности населения.

А) 1. Численность постоянного населения на начало года:

ЧНнач.года = 400 + 50 - 62 = 388 тыс. человек

2. Численность постоянного населения на конец года:

ЧНкон.года = 388 + 8 - 9 + 7 - 6 = 388 тыс. человек

3. Среднегодовая численность постоянного населения:

ЧН = (ЧНнач.года + ЧНкон.года)/2 = 388 тыс. человек

Б) 1. Коэффициент рождаемости:

Крожд = Nрожд/ЧН * 1000 = 8/388 * 1000 = 21 ‰

2. Коэффициент смертности:

Ксмерт = Мсмерт/ЧН * 1000 = 9/388 * 1000 = 23 ‰

3. Коэффициент естественного прироста:

Ке.п. = Крожд - Ксмерт = 21 - 23 = -2 ‰