Концепция устойчивого развития туристской территории. Новиков В.С. Инновации в туризме. Таким образом, экологический туризм - это природоориентированный устойчивый туризм. Обе его характеристики определяются объективными причинами: природная ориентация -

9.5. Принципы устойчивого развития туризма

Научно-технический и социально-экономический прогресс привел к ускоренному развитию туризма. Из-за этого в местах, массово посещаемых туристами, появились серьезные проблемы в области экологии, культуры и социального развития. Неконтролируемый рост туризма, обусловленный желанием быстро получить прибыль, зачастую приводит к негативным последствиям - ущербу окружающей среде и местным общинам. Это вынуждает человечество проявлять заботу о сохранении природных, исторических и культурных ценностей. Принципы охраны биосферы в глобальном масштабе были закреплены в 1992 г. конференцией ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, в которой приняли участие делегации правительств 179 стран мира, многочисленные международные и неправительственные организации. На конференции был одобрен программный документ "Повестка дня на XXI век" ("Agenda 21") и принята Декларация по окружающей среде и развитию.

Принятие этого документа стало началом внедрения радикального нововведения в сферу туризма - принципа устойчивого развития туризма, который был предложен ЮНВТО. Эта радикальная инновация заставляет работников туристской сферы и туристов менять свои взгляды на туризм, на взаимоотношения его участников.

В 1995 г. совместными усилиями Всемирной туристской организации, Всемирного совета по путешествиям и туризму и Совета Земли был разработан документ "Повестка дня на XXI век для отрасли путешествий и туризма" (Agenda 21 for the Travel and Tourism Industry).

В этом документе анализируется стратегическая и экономическая важность туризма, приводятся многочисленные сообщения о чрезмерном наплыве туристов, об утрате некоторыми курортами их былой славы, уничтожении местной культуры, транспортных проблемах и растущем сопротивлении местного населения наплыву туристов.

Документ наметил конкретную программу действий государственных ведомств, национальных туристских администраций (НТА), отраслевых организаций и туристских компаний по устойчивому развитию туризма. Для правительственных ведомств определены следующие приоритетные сферы деятельности:

Оценка существующей нормативной, экономической и добровольной структуры с точки зрения устойчивого туризма;
- оценка экономической, социальной, культурной и экологической деятельности национальной организации;
- обучение, образование и просвещение общественности; планирование устойчивого туризма;
- содействие обмену информацией, опытом и технологиями; обеспечение участия всех общественных секторов в развитии устойчивого туризма;
- разработка новой туристской продукции; сотрудничество в целях развития устойчивого туризма.

Задачами туристских компаний являются выработка и определение направлений деятельности по развитию устойчивого туризма. Приоритетными сферами деятельности должны стать сохранение и восстановление окружающей среды: сведение отходов к минимуму; привлечение персонала, клиентов и общественности к решению экологических вопросов. Рассмотрение экономических, социальных, культурных критериев и охраны окружающей среды должно являться составной частью всех управленческих решений, в том числе при включении новых элементов в существующие программы.

В 2004 г. Всемирная туристская организация сформулировала концепцию устойчивого развития туризма (цитируем):

"Нормы и практику управления устойчивым развитием туризма можно применять ко всем видам туризма и ко всем типам направлений, включая массовый туризм и различные ниши туристских сегментов. Принципы устойчивости относятся к охране окружающей среды, экономическим и социально-культурным аспектам развития туризма и между этими тремя аспектами должен быть установлен соответствующий баланс, чтобы гарантировать долговременную устойчивость туризма. Таким образом, устойчивый туризм должен:

1) обеспечить оптимальное использование ресурсов окружающей среды, которые составляют ключевой элемент развития туризма, поддерживая основные экологические процессы и помогая сохранять природное наследие и биологическое разнообразие;
2) уважать своеобразные социально-культурные особенности принимающих сообществ, сохраняя присущее им созданное и сложившееся культурное наследие и традиционные обычаи, и вносить вклад во взаимопонимание различных культур и терпимость к их восприятию;
3) обеспечивать жизнеспособность долгосрочных экономических процессов, учитывая их выгоду для всех заинтересованных кругов, которые их беспристрастно распространяют, включая постоянную занятость и возможности поступающих доходов и социальных услуг для принимающих сообществ и вклад в сокращение масштабов нищеты.

Устойчивое развитие туризма нуждается в компетентном участии всех заинтересованных кругов, имеющих отношение к этому делу, и в такой же мере в решительном политическом руководстве для того, чтобы обеспечить широкое участие и достижение консенсуса. Достижение устойчивого туризма является непрерывным процессом, требующим постоянного мониторинга воздействия на окружающую среду, вводя, в случае если это необходимо, соответствующие предупредительные и/или корректирующие меры.

Устойчивый туризм должен также поддерживать высокий уровень удовлетворения потребностей туристов, используя многоплановые запросы туристов, повышая их осведомленность (информированность) об устойчивости результатов и продвигая практическую деятельность по устойчивому туризму среди них".

Основное отличие моделей массового (традиционного) и устойчивого туризма (табл. 9.1) заключается в том, что часть получаемых выгод в случае устойчивого развития туризма направляется на восстановление ресурсной базы и совершенствование технологий производства услуг.

Таблица 9.1.

Основные отличия устойчивого туризма от массового (традиционного)

Факторы сравнения Устойчивый туризм Массовый (традиционный) туризм
Привлечение туристов Объемы предоставления туристских услуг согласуются с социально-экономиче- скими, экологическими возможностями территории, которые и определяют характер туристской деятельности Туристская деятельность ориентирована на постоянное увеличение туристских потоков. Объемы предоставления туристских услуг ограничиваются только емкостью материально-технической базы
Поведение туристов Посетители во время своего пребывания следуют определенной модели поведе­ния в соответствии с культурой посещае­мой территории. Поведение посетителей не наносит ущерба природным ресурсам, традициям и обычаям местного населе­ния Посетители приносят свой образ жизни и поведения на территорию отдыха
Отношение к природе Для посетителей важна сама ценность существования природных объектов, а не их потребительская ценность Доминирует потребительское отношение посетителей к природным объектам. Природные объекты оцениваются исходя из их полезности для человека
Отношения посетителей и местного населения Дружелюбные, уважительные отношения, целью которых является познание новой культуры Формальные отношения. Посетители считают себя хозяевами, которых должны обслуживать

В 2000 г. известные туроператоры совместно с ЮНЕП (программа ООН по защите окружающей среды), Комиссией ООН по образованию, науке и культуре (ЮНЕСКО) и Всемирной туристской организацией создали добровольное некоммерческое партнерство "Инициатива туроператоров для устойчивого развития туризма" (TOI), открытое для всех новых членов. Участники этого партнерства определяют устойчивое развитие как основу своей предпринимательской деятельности и сообща работают для продвижения практики и методов, совместимых с устойчивым развитием. Они стремятся предотвращать загрязнение окружающей среды; сохранять растения, животных, экологические системы, биологическое разнообразие; охранять и сохранять ландшафт, культурное и природное наследие, уважать целостность местных культур и избегать отрицательного влияния на социальные структуры; сотрудничать с местным сообществом и народами; использовать местные продукты и умение местных работников. В 2002 г. ЮНВТО совместно с ЮНКТАД разработала программу "Устойчивый туризм - залог искоренения нищеты" (ST-ЕР).

В настоящее время осуществляется целый ряд международных программ по внедрению устойчивого туризма. Одной из них является Программа комплексного управления прибрежными зонами (Integrated Coastal Zone Management), которая имеет статус кодекса и принята большинством стран Европы, интенсивно развивается в Америке, актуальна для России. Цель этой программы: учет специфических социально-природных условий морских побережий при организации жизнедеятельности и управлении прибрежными зонами. Европейская программа обучения комплексному управлению прибрежными зонами финансируется Европейским Союзом.

Правительство Республики Беларусь приняло решение (№ 573 от 30 мая 2005 г.) о создании на территории страны 27 туристских зон, формировании в них благоприятных условий для экономического развития и привлечения отечественных и иностранных инвестиций в индустрию туризма при сохранении и рациональном использовании природного потенциала и историко-культурного наследия.

Международный социально-экологический союз (МСЭС), созданный в России в 1998 г. и насчитывающий более 10 тыс. человек из 17 стран, в 2005 г. включил в программу своей деятельности проект "Развитие устойчивого туризма в странах - членах МСЭС". В июле 2006 г. МСЭС провел специальную сессию в Иркутске, посвященную развитию устойчивого туризма на Байкале.

В 2005 г. проводился "Круглый стол по вопросам туризма, экологического просвещения и управления особо охраняемыми природными территориями", посвященный сохранению биоресурсов .

В Калининградской области принята Хартия по развитию устойчивого туризма. Она предусматривает осуществление 15 пилотных проектов, в том числе восстановление старого почтового тракта на Куршской косе, возрождение народных традиций и ремесел на усадьбе Пинекер, организацию центров развития сельского туризма в Гурьевском и в Нестеровском районах на базе крестьянского хозяйства и др.

В ноябре 2005 г. в Москве под эгидой ЮНЕСКО состоялась международная конференция "Инновационная политика в сфере сохранения культурного наследия и развития культурно-познавательного туризма". Участники обсудили вопросы о роли государства в создании эффективной системы взаимодействия всех заинтересованных сторон (государство, бизнес, общество), в сохранении объектов всемирного культурного наследия и развитии культурно-познавательного туризма.

В последнее время стали развиваться так называемые нетрадиционные виды туризма - экологический, сельский, экстремальный, приключенческий, социально ответственный.

Философия социально ответственного туризма заключается в том, чтобы обмениваться культурными традициями, консолидироваться на основе национальной самобытности, знакомясь с бытом местных жителей, их нравами и обычаями. Здесь важно, чтобы туристы вели себя как гости, которым любезно разрешили пожить в доме, а не как хозяева, которым все вокруг должны прислуживать. В то же время местным жителям не следует относиться к туристам как к назойливым незваным гостям, чье присутствие надо перетерпеть, они должны понимать, что приезжие способствуют улучшению экономической и социальной ситуации на их родине. Схема управления социально ответственным туризмом приведена на рис. 9.1.

Рис. 9.1. Схема управления социально ответственным туризмом

Социально ответственный туризм признает главенствующую роль местных сообществ, их социальную ответственность за собственную территорию.

В разделе излагаются основные понятия и концепция перехода российской федерации к устойчивому развитию, даны определение, принципы, организационно и нормативно правовая основа устойчивого развития туризма, рассмотрены понятия и содержание «качество» и «безопасность» в сфере туризма, как необходимые условия ее устойчивого развития, дана оценка тенденций развития туризма в мире и России и проанализированы современные технологии и индикаторы обеспечения устойчивого развития. Рассматривается социальный туризм в качестве существенного фактора оздоровления населения России, экономического механизма устойчивого развития туристских дестинаций в соответствии с принципами Глобального этического кодекса туризма и критериями устойчивого развития туристских дестинаций.

Понятие устойчивого развития. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию

Во второй половине 20-го века становившийся реальностью экологический кризис послужил причиной роста озабоченности всего человечества и международных организаций проблемами окружающей среды и признания необходимости кардинальных изменений в мировом сообществе. Взгляды на развитие цивилизации были коренным образом пересмотрены. Парадигма развития изменялась от бесспорности идеи покорения природы, бесконечности природных ресурсов и возможности количественного роста, до осознания существования пределов роста, невосполнимости многих теряемых природных благ и необходимости разработки программ перехода на устойчивое развитие человеческой цивилизации.

В 1968 году итальянский предприниматель и общественный деятель Аурелио Печчеи основал неправительственную международную организацию, получившую название «Римский клуб», объединившую ученых, представителей политических и деловых кругов из разных стран мира. Направлением деятельности клуба стала попытка ответить на вопросы о том, сможет ли человечество достичь зрелого общества, которое бы мудро управляло и разумно распоряжалось своей земной средой, сможет ли это новое общество создать действительно глобальную, стабильную цивилизацию .

В конце 60-х годов XX века «Римским клубом» была поставлена цель исследовать ближайшие и отдаленные последствия крупномасштабных решений, связанных с выбранными человечеством путями развития. Публикации и доклады ученых «Римскому клубу» имели ошеломляющий характер - они впервые показали, что человечество достигло пределов, за которыми его ожидает катастрофа, если оно сохранит существующие тенденции развития научно-технического прогресса.

В 1972 году в Стокгольме была проведена первая Всемирная конференция но окружающей среде, где была создана специальная организация ООН но окружающей среде (ЮНЕП).

В 1983 году Организация Объединенных Наций (ООН) создала Всемирную комиссию по окружающей среде и развитию. В 1987 году эта комиссия публикует отчет «Наше общее будущее», где впервые прозвучал термин «устойчивое развитие».

В философском плане иод «устойчивым развитием» подразумевалось такое развитие человечества, которое удовлетворяло бы нужды нынешнего поколения людей и в то же время не подвергало бы риску способность будущих людских поколений удовлетворять свои потребности.

За непродолжительное время это понятие стало самым употребимым в контексте обсуждений будущего цивилизации. Существует великое множество интерпретаций определения устойчивого развития. Традиционно, вслед за Комиссией Брунтдланд, его определяют как развитие, при котором жизненные потребности настоящих поколений удовлетворяются без лишения такой возможности поколений будущих.

В 1992 г. состоялась Конференция ООН но окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. Результатом конференции в Рио стали 5 документов.

  • 1. Декларация но окружающей среде и развитию, определяющая права и обязанности стран в обеспечении развития и благосостояния людей.
  • 2. Повестка дня на XXI век - программа перехода на устойчивое с социальной, экономической и экологической точки зрения развитие.
  • 3. Заявление о принципах, касающееся менеджмента, охраны и устойчивого использования всех видов лесов, играющих неоценимую роль в поддержании экологического баланса планеты.
  • 4. Конвенция о биоразнообразии.
  • 5. Рамочная конвенция об изменении климата, исполнение которых требует перестройки социально-экономических отношений и технологий.

В результате предпринятых действий была впервые создана теоретическая база перехода общества на путь устойчивого развития.

Основой концепции устойчивого развития является необходимость гармонизации функционирования суперсистемы природа-общество. Это предполагает изменение хода процессов и свойств компонентов социально-экономической подсистемы таким образом, чтобы они не нарушали функционирование природной подсистемы и не приводили к необратимым изменениям ее компонентов. Сохранение структуры природной подсистемы важно с точки зрения поддержания комфортности среды обитания человека и возможности удовлетворения жизненных материальных и духовных потребностей. Здесь интересы не только выживания и развития цивилизации совпадают с интересами охраны окружающей среды. Предпринимаемые шаги в этом направлении должны соответствовать интересам развития обеих подсистем. Поскольку ведущим условием перехода на устойчивое развитие является корректировка общественного уклада, особую важность приобретают исследования и учет общественных процессов в контексте проблем окружающей среды.

В Декларации, принятой на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро не раз подчеркивается, что центром устойчивого развития является человек, а главная его задача - улучшение качества жизни, которое включает повышение благосостояния, культурное развитие и обеспечение высокого качества окружающей среды. Довольно распространено образное определение устойчивого развития как развития, осуществляемого за счет% имеющегося капитала, а не за счет траты самого капитала. Это положение чаще применимо к природному капиталу, к которому относятся различные природные ресурсы и условия, а также способность к их возобновлению и сохранению качества среды, которая теряется с изменением природной подсистемы. Помимо природного выделяют так называемый искусственный или произведенный капитал - финансы, основные фонды, предметы потребления и т.п. В традиционной экономике учитывается практически исключительно этот вид капитала как меры развития общества (ВВП). Человеческий капитал включает уровень образования, здоровья, питания; социальный - организационные общественные структуры, культурные накопления и т.д. Устойчивое развитие подразумевает стабильное количество капитала всех видов на душу населения. Помимо этого, большое значение имеет проблема взаимозаменяемости капиталов и их количественная оценка. Эти направления пока недостаточно изучены.

Подводя итоги десятилетия Конференции в Рио-де-Жанейро, в Йоханнесбурге с 26 августа но 4 сентября 2002 года прошел Всемирный саммит по проблемам устойчивого развития. Основным итогом работы Саммита стало принятие двух документов. «Политической декларации» и «Плана выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию». Эти документы не несут такой фундаментальной нагрузки, как «Повестка дня на XXI век», принятая в Рио, но являются основой для реализации провозглашенных в ней принципов. Саммит в Йоханнесбурге вновь подтвердил, что устойчивое развитие остается центральным элементом международной повестки дня, и придал новый импульс глобальным действиям, направленным на борьбу с бедностью и охрану окружающей среды. В результате Саммита было расширено и усилено понимание устойчивого развития, особенно значение взаимосвязи бедности, окружающей среды и использования природных ресурсов.

В 2012 году состоялась международная конференция иод эгидой ООН «РИО+20». В начале XXI века человечество оказалось на историческом разломе - в период смены мировых цивилизаций. 200-летняя индустриальная цивилизация переживает фазу заката, что ознаменовалось кластером глобальных кризисов - энергоэкологического и продовольственного, демографического и миграционного, технологического и экономического, геополитического и социокультурного. Саммиты 1992, 2000 и 2002 годов приняли стратегию устойчивого развития. Но все более очевидно, что за 20 лет, особенно в начале 21 века, мировое развитие стало более неустойчивым, хаотичным, турбулентным, принося страдания сотням миллионам семей. Значительная часть молодого поколения оказалась без будущего. Эти опасные тенденции были призваны оценить и выработать стратегию их преодоления мировые лидеры на Конференции «РИО+20». Несмотря на большую работу по подготовке и проведению Конференции по устойчивому развитию «РИО+20», эти надежды не оправдались. В обширном итоговом документе «РИО+20» (283 пункта) не просматриваются и научно обоснованная долгосрочная стратегия, ни базисные инновации, отвечающие вызовам XXI века .

Со времени Конференции Рио - 92 и Саммита в Йоханнесбурге в России наблюдается резкий рост научных исследований и публикаций по проблематике устойчивого развития, которые в значительной мере восходят к идеям ноосферного развития В. И. Вернадского.

Первым государственным документом по устойчивому развитию, принятым в России, стал изданный в 1994 году Указ Президента «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». Затем, 1 апреля 1996 года была утверждена Указом Президента Российской Федерации № 440 «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Концепция была разработана во исполнение программных документов, принятых на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио- де-Жанейро, 1992 г.).

Концепция включала в себя следующие разделы.

  • 1. Устойчивое развитие - объективное требование времени.
  • 2. Россия на пороге XXI века.
  • 3. Задачи, направления и условия перехода к устойчивому развитию.
  • 4. Региональный аспект устойчивого развития.
  • 5. Критерии принятия решений и показатели устойчивого развития.
  • 6. Россия и переход к устойчивому развитию мирового сообщества.
  • 7. Этаны перехода России к устойчивому развитию.

В соответствии с Указом Президента Правительству поручалось учитывать положения Концепции при разработке прогнозов и программ социально-экономического развития, подготовке нормативных правовых актов, принятии решений.

Идеи устойчивого развития отвечают объективному требованию времени и могут решающим образом повлиять на будущее России, сыграть важную роль в определении государственных приоритетов, стратегии социально-экономического развития и перспектив дальнейшего реформирования страны. Новая стратегия развития цивилизации уже определила позицию мирового сообщества - объединить усилия во имя выживания человечества, непрерывного развития и сохранения биосферы. Россия, подписавшая документы Конференции ООН, взяла на себя серьезные обязательства по реализации программы всемирного сотрудничества, принятой на основе консенсуса.

В переходе к устойчивому развитию Россия имеет ряд особенностей (в первую очередь имеются в виду высокий интеллектуальный потенциал и наличие мало затронутых хозяйственной деятельностью территорий, составляющих более 60% всей территории страны), благодаря которым она может сыграть роль лидера в переходе к новой цивилизационной модели развития. В настоящее время важно выйти из системного кризиса, обрести относительно стабильное и безопасное состояние, из которого можно наименее болезненно начать переход на траекторию устойчивого развития.

Специфика перехода России к устойчивому развитию помимо сказанного выше о необходимости его ноосферной ориентации связана с тем, что этот переход по историческим масштабам времени совпадает с переходом к рыночным отношениям и демократии. Важно, чтобы дальнейшие реформы и государственные решения ориентировались на стратегию устойчивого развития страны. Будущее нашей страны связано с формированием постиндустриального общества - магистральным путем, по которому идет все человечество в том числе и Россия. По существу это означает, что наша страна должна переориентировать стратегию своего развития в соответствии с потребностями постиндустриальной модернизации, что предполагает:

  • ? изменение структуры экономики, переориентацию хозяйства на современные наукоемкие отрасли, а также на сферы производства, связанные с удовлетворением потребностей людей;
  • ? создание рыночного, то есть конкурентного, антимонопольного хозяйственного механизма, который побуждал бы предприятие внедрять в производство новинки научно-технической мысли, получать прибыль за счет снижения издержек, а не монопольного взвинчивания цен или раскручивания инфляции;
  • ? формирование личной и общественной модели ресурсосберегающего потребления, способствующей развитию современного человека;
  • ? поворот всего общества и государственной политики в сторону культуры, развитие образования, переобучение людей новым профессиям, создание в обществе такой атмосферы, при которой у большинства людей возникала бы собственная потребность учиться, осваивая новые специальности;
  • ? развитие личной и коллективной инициативы, становление нового типа работника, способного к самоорганизации и самодисциплине, изменение типа мышления у наиболее активных людей, способных стать субъектами постиндустриальной модернизации, для чего необходимо развитие демократии, в том числе и экономической.

Россия обладает неплохими стартовыми условиями для продвижения в постиндустриальном направлении. На ее территории сосредоточено 58% мировых запасов угля, 58% запасов нефти, 41% - железной руды, 25% леса и т.д. За последние 100 лет страна достигла высокой степени освоения индустриального способа производства. И сейчас, после выезда из страны около 200 тысяч ученых, России располагает 12% ученых мира, из которых треть в возрасте до 40 лет.

Общечеловеческие ориентиры устойчивого развития едины, но каждый народ, каждая страна идет к ним своей дорогой, все больше подчиняя свою жизнь согласованным нормам и формам мирового сожительства людей. Таков и путь России в ее ноосферное будущее, такова и ее дорога к постиндустриальному обществу.

  • Яковец Ю. Перспективы развития современной цивилизации (к итогам конференции «Рио+20») электронное научное издание «устойчивое инновационное развитие:проектирование и управление» www.rypravlenie.ru том 8 № 3 (16), 2012, ст. 2.

Концептуальные основы устойчивого развития основал наш соотечественник В.И. Вернадский, который рассматривал теорию устойчивого развития как учения о ноосфере - "стадию эволюции биосферы Земли, на которой в результате победы коллективного человеческого разума начнется гармоничное развитие человека и как личности, и объединенного общества, и соответственно измененного человеком окружающей среды". Важную роль в разработке и реализации концепции устойчивого развития сыграли Конференция ООН в Рио-де-Жанейро (1992), на которой приняли "Повестка дня па XXI века", и Йоганнссбурзький саммит состоялся в 2002 г. в ПАР. Ратифицированные на международном уровне документы определили устойчивое развитие (Sustainable Development - англ.) как соціоеколого-экономическое развитие современного поколения, который не угрожает деятельности будущих поколений. К сожалению, ответ на вопрос "как можно сделать процессы постоянными и чтобы они постоянно продолжались?" не является очевидной и однозначной, в чем и заключается одно из главных ограничений устойчивого (или устойчивого или сбалансированного) развития. В общем виде процесс перехода к устойчивому развитию можно рассматривать как движение от определенного состояния нестабильности к некоторому идеальному, что называется "устойчивым развитием" (рис. 3.1). Невозможность привести в соответствие развитие человечества и представление о том, каким он должен быть, обусловлено тем, что: 1) идеальные величины - абстракция, которую используют во всех науках как один из методических подходов для исследования, но не наблюдают в повседневной жизни; 2) пока что не имеет четких параметров измерения "идеального устойчивого развития", следовательно, существующую "щель" нестабильности нельзя определить или рассчитать; 8) развитие человечества непременно приведет к изменениям технологий, уровня, условий жизни и других составляющих развития, что изменит представление об устойчивом развитии; 4) развитие человечества будет продолжать влиять на окружающую природную среду; 5) многие из этих изменений необратимы и их нельзя предсказать, что также предопределяет возникновение щели между реальным развитием и его желаемым состоянием.

Рис. 3.1. в

Рассматривая возможности имплементации постулатов устойчивого развития, говорят о параметрах достижения устойчивости, однако иногда проще выделить и определить показатели "нестабильности" ситуації1. Если допустить, что процессы считаются неустоявшиеся, когда они уменьшают экологические, социальные и производственные ресурсы, от которых напрямую зависят процессы на выбранном уровне, то это будет первичная непостоянство; если от них зависят процессы на других уровнях - вторичная непостоянство (рис. 3.2).

Рис. 3.2. в

Понятие "устойчивое развитие туризма" и его основные принципы определила Всемирная туристическая организация в конце 1980-х годов.

В процессе рассмотрения холистического подхода к развитию туризма (от англ. whole - целый) стоит учитывать потребности других отраслей, обеспечивая их взаимосвязь и взаимообусловленность. Несмотря на достаточно длительный период развития этой концепции, исследователи не пришли к общему мнению относительно дефиниции устойчивого туризма. На сегодня самыми распространенными из них являются следующие:

1) устойчивое развитие туризма - это все формы развития и управления туризмом, которые не противоречат естественной, социальной, экономической единства и благополучия сформированных обществ в бессрочном периоде (Мировая федерация природных и национальных парков, 1992);

2) устойчивое развитие туризма обеспечивается в пределах экологической устойчивости, дает возможность эффективно восстанавливать производительность природных ресурсов; учитывает вклад местных общин в отдых туристов; предусматривает равенство прав местного населения на экономические выгоды от туризма; ставит на первое место пожелания и потребности рецептивной стороны (Tourist Concern & Wild World Fund, 1992);

3) устойчивое развитие туризма позволяет современным жителям планеты удовлетворить собственные потребности в отдыхе и рекреации без угрозы потери этой возможности будущими поколениями (UNDP, Production and consumption branch, 1998).

Согласно "Повесткой дня на XXI век" принципы устойчивого развития туризма следующие:

1) содействие утверждению полноценной и здоровой жизни человека в гармонии с природой;

2) вклад в сохранение, защиту и восстановление экосистем Земли;

3) разработка и применение устойчивых моделей производства и потребления как основа для путешествий и туризма;

4) сотрудничество народов в области открытой экономической системы;

5) отмена тенденций протекционизма в сфере предоставления услуг туристического характера;

6) обязательная защита окружающей среды как неотъемлемая составляющая процесса развития туризма, уважение соответствующих законов;

7) участие граждан страны в решении проблем, связанных с развитием туризма" в том числе тех, что касаются их непосредственно;

8) обеспечение локального характера принятия решений по планированию туристической деятельности;

9) обмен опытом и внедрение наиболее эффективных технологий туризма;

10) учет интересов местного населения.

На современном этапе сущность устойчивого развития туризма рассматривается как важнейший фактор устойчивого развития общества в целом. Это положение четко зафиксировано в Глобальном этическом кодексе туризма, принятом СТО в 1999 г. В нем провозглашено обязательство всех участников туристического процесса сохранять природную среду с целью устойчивого и сбалансированного развития. Важное место принадлежит роли органов центральной, региональной и местной власти, которые должны поддерживать наиболее благоприятные для окружающей среды формы туризма. С целью изменения негативного влияния крупных туристических потоков следует применять меры равномерного распределения туристов и посетителей, уменьшая таким образом действие фактора сезонности. Планирование новых объектов туристической инфраструктуры нужно осуществлять с учетом особенностей местности, гарантировать сохранение привычного образа жизни населения. Устойчивое развитие территорий, вовлеченных для туристической деятельности, обеспечивают путем создания объектов инфраструктуры туризма, организации новых рабочих мест, привлечение к групповой деятельности в сфере туристического обслуживания местного населения. В результате этого повышается жизненный уровень жителей периферийных регионов, происходит их закрепление на исторической территории проживания. Природоохранный характер туризма взамен заключается в обязательности сохранения биоразнообразия рекреационных территорий и центров. Для этого используют природоохранные технологии, практические наработки, рекомендации фундаментальных и прикладных наук. Важное значение в охране и восстановлении рекреационных территорий имеют также схемы финансирования и кредитования природоохранной деятельности в их пределах.

Значительную роль в этом контексте играет формирование экологического мировоззрения населения рекреационных регионов, так и туристов. Прежде всего, осознать рекреационную привлекательность природного ландшафта, его эколого-эстетическую ценность, что может приносить экономическую выгоду, а потому И необходимость охраны и бережного отношения к рекреационных ресурсов. Понимание местным население того, что хищническое применение ресурсов приведет к той обстоятельства, что их территория останется за пределами сферы рекреационного использования, может быть значительным стимулом для бережного и рационального пользования ресурсами. Что касается туристов, то им тоже следует понять необходимость принимать правила, которые диктует природа, то есть соблюдать ресурсных ограничений. Это означает обеспечение соответствующего уровня информированности об условиях пребывания. От туристов требуются: согласие поступиться некоторой долей своего комфорта; предоставление преимущества продукции, производимой в данном регионе; интерес и уважение к местным привычек, традиций и принятого образа жизни; согласие пользоваться только общественным транспортом; энтузиазм в отношении активной защиты окружающей среды, минимизация негативных последствий рекреационной деятельности; увеличение времени пребывания на отдыхе за счет уменьшения частоты путешествий. Итак, по устойчивому развитию туризма все рекреационные ресурсы используют и направляют таким образом, чтобы удовлетворять экономические, социальные и эстетические потребности при одновременном сохранении культурной идентичности, экологического равновесия, биологического разнообразия и систем жизнеобеспечения региона отдыха.

Украина хотя и ратифицировала международные документы по вопросам экологической безопасности, однако не имеет значительных достижений в области практического применения принципов устойчивого развития. По нашему мнению, прежде всего, нужно применять такие меры по активизации работы в этом направлении:

1) утверждение на государственном уровне положений устойчивого развития, в том числе туризма;

2) сотрудничество и обмен опытом с международным сообществом по вопросам теории и практики устойчивого развития, адаптация их методов и инструментов для Украины;

3) повышение уровня экологического сознания населения, распространения информации о качестве окружающей среды и методы его охраны;

4) экономическая и правовая поддержка природоохранной деятельности;

5) стимулирование природоохранных инициатив населения путем поддержки неправительственных организаций.

Научно-технический и социально-экономический прогресс привел к ускоренному развитию туризма. Из-за этого в местах, массово посещаемых туристами, появились серьезные проблемы в области экологии, культуры и социального развития. Неконтролируемый рост туризма, обусловленный желанием быстро получить прибыль, зачастую приводит к негативным последствиям - ущербу окружающей среде и местным общинам. Это вынуждает человечество проявлять заботу о сохранении природных, исторических и культурных ценностей. Принципы охраны биосферы в глобальном масштабе были закреплены в 1992 г. конференцией ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, в которой приняли участие делегации правительств 179 стран мира, многочисленные международные и неправительственные организации. На конференции был одобрен программный документ "Повестка дня на XXI век" ("Agenda 21") и принята Декларация по окружающей среде и развитию.

Принятие этого документа стало началом внедрения радикального нововведения в сферу туризма - принципа устойчивого развития туризма, который был предложен ЮНВТО. Эта радикальная инновация заставляет работников туристской сферы и туристов менять свои взгляды на туризм, на взаимоотношения его участников.

В 1995 г. совместными усилиями Всемирной туристской организации, Всемирного совета по путешествиям и туризму и Совета Земли был разработан документ "Повестка дня на XXI век для отрасли путешествий и туризма" (Agenda 21 for the Travel and Tourism Industry).

В этом документе анализируется стратегическая и экономическая важность туризма, приводятся многочисленные сообщения о чрезмерном наплыве туристов, об утрате некоторыми курортами их былой славы, уничтожении местной культуры, транспортных проблемах и растущем сопротивлении местного населения наплыву туристов.

Документ наметил конкретную программу действий государственных ведомств, национальных туристских администраций (НТА), отраслевых организаций и туристских компаний по устойчивому развитию туризма. Для правительственных ведомств определены следующие приоритетные сферы деятельности:

  • - оценка существующей нормативной, экономической и добровольной структуры с точки зрения устойчивого туризма;
  • - оценка экономической, социальной, культурной и экологической деятельности национальной организации;
  • - обучение, образование и просвещение общественности; планирование устойчивого туризма;
  • - содействие обмену информацией, опытом и технологиями; обеспечение участия всех общественных секторов в развитии устойчивого туризма;
  • - разработка новой туристской продукции; сотрудничество в целях развития устойчивого туризма.

Задачами туристских компаний являются выработка и определение направлений деятельности по развитию устойчивого туризма. Приоритетными сферами деятельности должны стать сохранение и восстановление окружающей среды: сведение отходов к минимуму; привлечение персонала, клиентов и общественности к решению экологических вопросов. Рассмотрение экономических, социальных, культурных критериев и охраны окружающей среды должно являться составной частью всех управленческих решений, в том числе при включении новых элементов в существующие программы.

В 2004 г. Всемирная туристская организация сформулировала концепцию устойчивого развития туризма (цитируем):

"Нормы и практику управления устойчивым развитием туризма можно применять ко всем видам туризма и ко всем типам направлений, включая массовый туризм и различные ниши туристских сегментов. Принципы устойчивости относятся к охране окружающей среды, экономическим и социально-культурным аспектам развития туризма и между этими тремя аспектами должен быть установлен соответствующий баланс, чтобы гарантировать долговременную устойчивость туризма. Таким образом, устойчивый туризм должен:

  • 1) обеспечить оптимальное использование ресурсов окружающей среды, которые составляют ключевой элемент развития туризма, поддерживая основные экологические процессы и помогая сохранять природное наследие и биологическое разнообразие;
  • 2) уважать своеобразные социально-культурные особенности принимающих сообществ, сохраняя присущее им созданное и сложившееся культурное наследие и традиционные обычаи, и вносить вклад во взаимопонимание различных культур и терпимость к их восприятию;
  • 3) обеспечивать жизнеспособность долгосрочных экономических процессов, учитывая их выгоду для всех заинтересованных кругов, которые их беспристрастно распространяют, включая постоянную занятость и возможности поступающих доходов и социальных услуг для принимающих сообществ и вклад в сокращение масштабов нищеты.

Устойчивое развитие туризма нуждается в компетентном участии всех заинтересованных кругов, имеющих отношение к этому делу, и в такой же мере в решительном политическом руководстве для того, чтобы обеспечить широкое участие и достижение консенсуса. Достижение устойчивого туризма является непрерывным процессом, требующим постоянного мониторинга воздействия на окружающую среду, вводя, в случае если это необходимо, соответствующие предупредительные и/или корректирующие меры.

Устойчивый туризм должен также поддерживать высокий уровень удовлетворения потребностей туристов, используя многоплановые запросы туристов, повышая их осведомленность (информированность) об устойчивости результатов и продвигая практическую деятельность по устойчивому туризму среди них".

Основное отличие моделей массового (традиционного) и устойчивого туризма (табл. 9.1) заключается в том, что часть получаемых выгод в случае устойчивого развития туризма направляется на восстановление ресурсной базы и

Совершенствование технологий производства услуг.

Таблица - Основные отличия устойчивого туризма от массового (традиционного)

Факторы сравнения

Устойчивый туризм

Массовый (традиционный) туризм

Привлечение туристов

Объемы предоставления туристских услуг согласуются с социально-экономическими, экологическими возможностями территории, которые и определяют характер туристской деятельности

Туристская деятельность ориентирована на постоянное увеличение туристских потоков. Объемы предоставления туристских услуг ограничиваются только емкостью материально-технической базы

Поведение туристов

Посетители во время своего пребывания следуют определенной модели поведе-ния в соответствии с культурой посещаемой территории. Поведение посетителей не наносит ущерба природным ресурсам, традициям и обычаям местного населения

Посетители приносят свой образ жизни и поведения на территорию отдыха

Отношение к природе

Для посетителей важна сама ценность существования природных объектов, а не их потребительская ценность

Доминирует потребительское отношение посетителей к природным объектам. Природные объекты оцениваются исходя из их полезности для человека

Отношения посетителей и местного населения

Дружелюбные, уважительные отношения, целью которых является познание новой культуры

Формальные отношения. Посетители считают себя хозяевами, которых должны обслуживать

В 2000 г. известные туроператоры совместно с ЮНЕП (программа ООН по защите окружающей среды), Комиссией ООН по образованию, науке и культуре (ЮНЕСКО) и Всемирной туристской организацией создали добровольное некоммерческое партнерство "Инициатива туроператоров для устойчивого развития туризма" (TOI), открытое для всех новых членов. Участники этого партнерства определяют устойчивое развитие как основу своей предпринимательской деятельности и сообща работают для продвижения практики и методов, совместимых с устойчивым развитием. Они стремятся предотвращать загрязнение окружающей среды; сохранять растения, животных, экологические системы, биологическое разнообразие; охранять и сохранять ландшафт, культурное и природное наследие, уважать целостность местных культур и избегать отрицательного влияния на социальные структуры; сотрудничать с местным сообществом и народами; использовать местные продукты и умение местных работников. В 2002 г. ЮНВТО совместно с ЮНКТАД разработала программу "Устойчивый туризм - залог искоренения нищеты" (ST-ЕР).

В настоящее время осуществляется целый ряд международных программ по внедрению устойчивого туризма. Одной из них является Программа комплексного управления прибрежными зонами (Integrated Coastal Zone Management), которая имеет статус кодекса и принята большинством стран Европы, интенсивно развивается в Америке, актуальна для России. Цель этой программы: учет специфических социально-природных условий морских побережий при организации жизнедеятельности и управлении прибрежными зонами. Европейская программа обучения комплексному управлению прибрежными зонами финансируется Европейским Союзом.

Правительство Республики Беларусь приняло решение (№ 573 от 30 мая 2005 г.) о создании на территории страны 27 туристских зон, формировании в них благоприятных условий для экономического развития и привлечения отечественных и иностранных инвестиций в индустрию туризма при сохранении и рациональном использовании природного потенциала и историко-культурного наследия.

Международный социально-экологический союз (МСЭС), созданный в России в 1998 г. и насчитывающий более 10 тыс. человек из 17 стран, в 2005 г. включил в программу своей деятельности проект "Развитие устойчивого туризма в странах - членах МСЭС". В июле 2006 г. МСЭС провел специальную сессию в Иркутске, посвященную развитию устойчивого туризма на Байкале.

В 2005 г. проводился "Круглый стол по вопросам туризма, экологического просвещения и управления особо охраняемыми природными территориями", посвященный сохранению биоресурсов Камчатки.

В Калининградской области принята Хартия по развитию устойчивого туризма. Она предусматривает осуществление 15 пилотных проектов, в том числе восстановление старого почтового тракта на Куршской косе, возрождение народных традиций и ремесел на усадьбе Пинекер, организацию центров развития сельского туризма в Гурьевском и в Нестеровском районах на базе крестьянского хозяйства и др.

В ноябре 2005 г. в Москве под эгидой ЮНЕСКО состоялась международная конференция "Инновационная политика в сфере сохранения культурного наследия и развития культурно-познавательного туризма". Участники обсудили вопросы о роли государства в создании эффективной системы взаимодействия всех заинтересованных сторон (государство, бизнес, общество), в сохранении объектов всемирного культурного наследия и развитии культурно-познавательного туризма.

В последнее время стали развиваться так называемые нетрадиционные виды туризма - экологический, сельский, экстремальный, приключенческий, социально ответственный.

Философия социально ответственного туризма заключается в том, чтобы обмениваться культурными традициями, консолидироваться на основе национальной самобытности, знакомясь с бытом местных жителей, их нравами и обычаями. Здесь важно, чтобы туристы вели себя как гости, которым любезно разрешили пожить в доме, а не как хозяева, которым все вокруг должны прислуживать. В то же время местным жителям не следует относиться к туристам как к назойливым незваным гостям, чье присутствие надо перетерпеть, они должны понимать, что приезжие способствуют улучшению экономической и социальной ситуации на их родине. Схема управления социально ответственным туризмом приведена на рис. 9.1.

Социально ответственный туризм признает главенствующую роль местных сообществ, их социальную ответственность за собственную территорию.

Устойчивый туризм

Устойчивый туризм подразумевает большую социальную ответственность, выполнение обязательств по отношению к природе, а так же вовлечение местного населения во все процессы, связанные с управлением туристической деятельностью. Всемирная Туристическая Организация (ВТО), Всемирный совет по путешествиям и туризму (WTTC) иЕвропейский Союз

Дали определение Устойчивому туризму:

Устойчивое развитие туризма удовлетворяет нынешние потребности туристов и принимающих регионов, охраняя и приумножая возможности на будущее. Управление всеми ресурсами должно осуществляться таким образом, чтобы, удовлетворяя экономические, социальные и эстетические потребности, сохранить культурную целостность, важные экологические процессы, биологическое разнообразие и системы жизнеобеспечения. Продукция устойчивого туризма - это продукция, которая существует в согласии с местной средой, обществом, культурой таким образом, что это приносит пользу, а не ущерб туристическому развитию.

Ответственный туризм, мягкий туризм, природно-ориентированный туризм и альтернативный туризм - все эти термины имеют сходный смысл с понятием Устойчивого Туризма, и в данном модуле объединены в термин "Устойчивый туризм".

Существуют факторы, которые стимулируют туристическую промышленность развиваться в соответствии с концепцией устойчивого развития. Этими факторами являются:

· Возрастающее регулятивное давление

· Возрастающая осведомленность о снижении себестоимости при целесообразном потреблении ресурсов

· Организации, предоставляющие туристические услуги осознают, что экологическое качество является необходимым показателем конкурентноспособности

· Компетентность правительства и организаций в том, что развитие туризма оказывает негативное влияние на окружающую среду.

· Возрастающая осведомленность общественности о возможностях влияния на туристическую политику

Принципы устойчивого развития туризма

Научно-технический и социально-экономический прогресс привел к ускоренному развитию туризма. Из-за этого в местах, массово посещаемых туристами, появились серьезные проблемы в области экологии, культуры и социального развития. Неконтролируемый рост туризма, обусловленный желанием быстро получить прибыль, зачастую приводит к негативным последствиям - ущербу окружающей среде и местным общинам. Это вынуждает человечество проявлять заботу о сохранении природных, исторических и культурных ценностей. Принципы охраны биосферы в глобальном масштабе были закреплены в 1992 г. конференцией ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, в которой приняли участие делегации правительств 179 стран мира, многочисленные международные и неправительственные организации. На конференции был одобрен программный документ "Повестка дня на XXI век" ("Agenda 21") и принята Декларация по окружающей среде и развитию.

Принятие этого документа стало началом внедрения радикального нововведения в сферу туризма - принципа устойчивого развития туризма, который был предложен ЮНВТО. Эта радикальная инновация заставляет работников туристской сферы и туристов менять свои взгляды на туризм, на взаимоотношения его участников.

В 1995 г. совместными усилиями Всемирной туристской организации, Всемирного совета по путешествиям и туризму и Совета Земли был разработан документ "Повестка дня на XXI век для отрасли путешествий и туризма" (Agenda 21 for the Travel and Tourism Industry).

В этом документе анализируется стратегическая и экономическая важность туризма, приводятся многочисленные сообщения о чрезмерном наплыве туристов, об утрате некоторыми курортами их былой славы, уничтожении местной культуры, транспортных проблемах и растущем сопротивлении местного населения наплыву туристов.

Документ наметил конкретную программу действий государственных ведомств, национальных туристских администраций (НТА), отраслевых организаций и туристских компаний по устойчивому развитию туризма. Для правительственных ведомств определены следующие приоритетные сферы деятельности:

Оценка существующей нормативной, экономической и добровольной структуры с точки зрения устойчивого туризма;
- оценка экономической, социальной, культурной и экологической деятельности национальной организации;
- обучение, образование и просвещение общественности; планирование устойчивого туризма;
- содействие обмену информацией, опытом и технологиями; обеспечение участия всех общественных секторов в развитии устойчивого туризма;
- разработка новой туристской продукции; сотрудничество в целях развития устойчивого туризма.

Задачами туристских компаний являются выработка и определение направлений деятельности по развитию устойчивого туризма. Приоритетными сферами деятельности должны стать сохранение и восстановление окружающей среды: сведение отходов к минимуму; привлечение персонала, клиентов и общественности к решению экологических вопросов. Рассмотрение экономических, социальных, культурных критериев и охраны окружающей среды должно являться составной частью всех управленческих решений, в том числе при включении новых элементов в существующие программы.

В 2004 г. Всемирная туристская организация сформулировала концепцию устойчивого развития туризма (цитируем):

"Нормы и практику управления устойчивым развитием туризма можно применять ко всем видам туризма и ко всем типам направлений, включая массовый туризм и различные ниши туристских сегментов. Принципы устойчивости относятся к охране окружающей среды, экономическим и социально-культурным аспектам развития туризма и между этими тремя аспектами должен быть установлен соответствующий баланс, чтобы гарантировать долговременную устойчивость туризма. Таким образом, устойчивый туризм должен:

1) обеспечить оптимальное использование ресурсов окружающей среды, которые составляют ключевой элемент развития туризма, поддерживая основные экологические процессы и помогая сохранять природное наследие и биологическое разнообразие;
2) уважать своеобразные социально-культурные особенности принимающих сообществ, сохраняя присущее им созданное и сложившееся культурное наследие и традиционные обычаи, и вносить вклад во взаимопонимание различных культур и терпимость к их восприятию;
3) обеспечивать жизнеспособность долгосрочных экономических процессов, учитывая их выгоду для всех заинтересованных кругов, которые их беспристрастно распространяют, включая постоянную занятость и возможности поступающих доходов и социальных услуг для принимающих сообществ и вклад в сокращение масштабов нищеты.

Устойчивое развитие туризма нуждается в компетентном участии всех заинтересованных кругов, имеющих отношение к этому делу, и в такой же мере в решительном политическом руководстве для того, чтобы обеспечить широкое участие и достижение консенсуса. Достижение устойчивого туризма является непрерывным процессом, требующим постоянного мониторинга воздействия на окружающую среду, вводя, в случае если это необходимо, соответствующие предупредительные и/или корректирующие меры.

Устойчивый туризм должен также поддерживать высокий уровень удовлетворения потребностей туристов, используя многоплановые запросы туристов, повышая их осведомленность (информированность) об устойчивости результатов и продвигая практическую деятельность по устойчивому туризму среди них".

Основное отличие моделей массового (традиционного) и устойчивого туризма (табл. 9.1) заключается в том, что часть получаемых выгод в случае устойчивого развития туризма направляется на восстановление ресурсной базы и совершенствование технологий производства услуг.

Таблица 9.1.

Основные отличия устойчивого туризма от массового (традиционного)

Факторы сравнения Устойчивый туризм Массовый (традиционный) туризм
Привлечение туристов Объемы предоставления туристских услуг согласуются с социально-экономиче- скими, экологическими возможностями территории, которые и определяют характер туристской деятельности Туристская деятельность ориентирована на постоянное увеличение туристских потоков. Объемы предоставления туристских услуг ограничиваются только емкостью материально-технической базы
Поведение туристов Посетители во время своего пребывания следуют определенной модели поведе­ния в соответствии с культурой посещае­мой территории. Поведение посетителей не наносит ущерба природным ресурсам, традициям и обычаям местного населе­ния Посетители приносят свой образ жизни и поведения на территорию отдыха
Отношение к природе Для посетителей важна сама ценность существования природных объектов, а не их потребительская ценность Доминирует потребительское отношение посетителей к природным объектам. Природные объекты оцениваются исходя из их полезности для человека
Отношения посетителей и местного населения Дружелюбные, уважительные отношения, целью которых является познание новой культуры Формальные отношения. Посетители считают себя хозяевами, которых должны обслуживать

В 2000 г. известные туроператоры совместно с ЮНЕП (программа ООН по защите окружающей среды), Комиссией ООН по образованию, науке и культуре (ЮНЕСКО) и Всемирной туристской организацией создали добровольное некоммерческое партнерство "Инициатива туроператоров для устойчивого развития туризма" (TOI), открытое для всех новых членов. Участники этого партнерства определяют устойчивое развитие как основу своей предпринимательской деятельности и сообща работают для продвижения практики и методов, совместимых с устойчивым развитием. Они стремятся предотвращать загрязнение окружающей среды; сохранять растения, животных, экологические системы, биологическое разнообразие; охранять и сохранять ландшафт, культурное и природное наследие, уважать целостность местных культур и избегать отрицательного влияния на социальные структуры; сотрудничать с местным сообществом и народами; использовать местные продукты и умение местных работников. В 2002 г. ЮНВТО совместно с ЮНКТАД разработала программу "Устойчивый туризм - залог искоренения нищеты" (ST-ЕР).

В настоящее время осуществляется целый ряд международных программ по внедрению устойчивого туризма. Одной из них является Программа комплексного управления прибрежными зонами (Integrated Coastal Zone Management), которая имеет статус кодекса и принята большинством стран Европы, интенсивно развивается в Америке, актуальна для России. Цель этой программы: учет специфических социально-природных условий морских побережий при организации жизнедеятельности и управлении прибрежными зонами. Европейская программа обучения комплексному управлению прибрежными зонами финансируется Европейским Союзом.

Правительство Республики Беларусь приняло решение (№ 573 от 30 мая 2005 г.) о создании на территории страны 27 туристских зон, формировании в них благоприятных условий для экономического развития и привлечения отечественных и иностранных инвестиций в индустрию туризма при сохранении и рациональном использовании природного потенциала и историко-культурного наследия.

Международный социально-экологический союз (МСЭС), созданный в России в 1998 г. и насчитывающий более 10 тыс. человек из 17 стран, в 2005 г. включил в программу своей деятельности проект "Развитие устойчивого туризма в странах - членах МСЭС". В июле 2006 г. МСЭС провел специальную сессию в Иркутске, посвященную развитию устойчивого туризма на Байкале.

В 2005 г. проводился "Круглый стол по вопросам туризма, экологического просвещения и управления особо охраняемыми природными территориями", посвященный сохранению биоресурсов Камчатки.

В Калининградской области принята Хартия по развитию устойчивого туризма. Она предусматривает осуществление 15 пилотных проектов, в том числе восстановление старого почтового тракта на Куршской косе, возрождение народных традиций и ремесел на усадьбе Пинекер, организацию центров развития сельского туризма в Гурьевском и в Нестеровском районах на базе крестьянского хозяйства и др.

В ноябре 2005 г. в Москве под эгидой ЮНЕСКО состоялась международная конференция "Инновационная политика в сфере сохранения культурного наследия и развития культурно-познавательного туризма". Участники обсудили вопросы о роли государства в создании эффективной системы взаимодействия всех заинтересованных сторон (государство, бизнес, общество), в сохранении объектов всемирного культурного наследия и развитии культурно-познавательного туризма.

В последнее время стали развиваться так называемые нетрадиционные виды туризма - экологический, сельский, экстремальный, приключенческий, социально ответственный.

Философия социально ответственного туризма заключается в том, чтобы обмениваться культурными традициями, консолидироваться на основе национальной самобытности, знакомясь с бытом местных жителей, их нравами и обычаями. Здесь важно, чтобы туристы вели себя как гости, которым любезно разрешили пожить в доме, а не как хозяева, которым все вокруг должны прислуживать. В то же время местным жителям не следует относиться к туристам как к назойливым незваным гостям, чье присутствие надо перетерпеть, они должны понимать, что приезжие способствуют улучшению экономической и социальной ситуации на их родине. Схема управления социально ответственным туризмом приведена на рис. 9.1.

Рис. 9.1. Схема управления социально ответственным туризмом

Социально ответственный туризм признает главенствующую роль местных сообществ, их социальную ответственность за собственную территорию.

Устойчивый и экологический туризм.
Понятие «устойчивый туризм» возникло сравнительно недавно в связи с глобальной концепцией устойчивого развития человечества. Большая роль в создании новой модели цивилизации принадлежит Международной комиссии ООН по окружающей среде и развитию (МКОСР). В 1987 г. она опубликовала доклад «Наше общее будущее», в котором было введено понятие «устойчивое развитие». Под ним понимается развитие общества на базе неистощительного, экологически целесообразного природопользования, обеспечивающего высокое качество жизни людей в цепи поколений (здоровье человека, высокую продолжительность деятельной жизни, благоприятную среду обитания, экологическую безопасность и т.п.). Цивилизация сможет выжить, если изменит господствующую экономическую философию, будет следовать экологическому императиву и находиться в гармонии с природой, не нарушая существующего в ней равновесия, - подчеркивалось в докладе МКОСР.
Знаменательной вехой начала сознательного поворота человечества на новый путь развития стала Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). Конференция, проходившая на уровне глав государств и правительств, по-
Массовый туризм следует отличать от популярного. Последний представляет собой туристскую деятельность, которая получила широкое признание в обществе благодаря ее привлекательности и доступности. В отличие от массового туриз-Ма, содержащего количественную характеристику потоков, она отражает качественную сторону этого явления, давляющим большинством голосов приняла несколько важных документов. Среди них - «Повестка дня на XXI век», которая представляет собой глобальную программу экономического и социального развития человечества.
Теория устойчивого развития не только привлекает внимание научной общественности в последнее десятилетие (сотни конференций, тысячи монографий, учебников и пр.), но является вполне «практичной». Цивилизованные страны выразили готовность следовать намеченному курсу, а государственные и международные документы оперируют понятием «устойчивое развитие» в качестве идеологической основы.
В туризме принципы устойчивости были сформулированы ВТО и Всемирным советом по путешествиям и туризму. Они сводятся к экологической, культурной, экономической устойчивости, а также устойчивости для местных сообществ. Устойчивость в туризме означает неистощительное использование природного и культурного потенциала на основе программно-целевого подхода к развитию туризма; переход предприятий туризма на ресурсосберегающие технологии, сокращение производственных отходов; вовлечение местного населения в процесс принятия решений касательно развития туризма посредством консультаций; партнерство во взаимоотношениях общественного и частного секторов; содействие туризма социально-экономическому подъему отдельных территорий и целых государств.
Всемирный совет по путешествиям и туризму составил развернутую программу действий «Зеленая планета» для своих членов - около 500 гостиничных цепей, турагентств, авиакомпаний и других предприятий индустрии туризма. В рамках программы осуществляется обмен опытом в решении конкретных экологических проблем. Наиболее активные ее участники, внесшие вклад в защиту окружающей среды, поощряются.
Многие туристские компании разрабатывают собственные планы перехода на принципы устойчивого развития. На них внедряются системы экологического менеджмента, применяются экологичные технологии, проводятся экоревизии.
Администрация отелей, входящих в гостиничную цепь «Интер-Кон-тинентл Хоутелз энд Рисортс», снабдила обслуживающий персонал 300-страничными учебниками по управлению отходами, борьбой с шумовым загрязнением и т.д. В отелях гостиничной цепи «Хайятт Хоутелз Интернешнл» внедряется программа утилизации производственных отходов. В американском тематическом парке «Дисней Уорлд» часть земель отведена под природный резерват для тех видов животных, которые обитают в штате Флорида и находятся под угрозой исчезновения.
Распространение принципов устойчивого развития в практике туристской деятельности происходит под влиянием потребительского спроса. Информированность населения о состоянии окружающей среды и экологизация сознания людей приводят к тому, что экологическая обстановка служит одним из главных критериев выбора места и формы отдыха. Эта тенденция проявляется в росте спроса на альтернативные виды туризма, в частности экологический туризм.
В основу развития этого сравнительно нового вида туризма положено три главных принципа: часть доходов, полученных от обслуживания туристов, остается на местах и направляется на охрану природы; соблюдение природоохранных требований возводится в ранг основного закона; туристская поездка совершается с исследовательскими целями. Вероятно, поэтому круг настоящих экотуристов значительно уже по сравнению с результатами социологических обследований, согласно которым только в США 43 млн человек считают себя экотуристами.
Экологический туризм охватывает чрезвычайно разнообразные потоки посетителей. В странах Центральной Америки и на юге Африки особый интерес представляют наблюдения за крупными хищниками и копытными. В последнее время туристы и волонтеры часто привлекаются к полевым работам, не требующим высокой квалификации. Они охотно проводят отпуск за такими экзотическими занятиями, как учет численности птиц и млекопитающих в удаленных уголках планеты. Часть экотуристов привлекают уникальные растительные сообщества и биоценозы (тропические леса, цветущая тундра летом, пустыня весной), объекты неживой природы (каньоны, пещеры и т.д.), а также некоторые антропогенные ландшафты.
Недавно в Греции были обнаружены места произрастания орхидей. Растения находятся под охраной государства. Наблюдение за ними ведут специалисты. Для широкой общественности доступ в эти районы страны закрыт. Исключение сделано для членов Общества любителей орхидей, которые были оповещены о находке и в сопровождении гида могут посетить охраняемые территории. Они приезжают из разных стран, чтобы полюбоваться растениями в естественных условиях. Такого рода поездки правомерно классифицировать как экологические, а самих путешествующих лиц относить к числу экотуристов.
Одновременно с диверсификацией экотуристской деятельности отмечается процесс сближения экологического с другими видами туризма. Тяга к природе присутствует и в массовом туристском движении. Купально-пляжный отдых, круизы, деловые поездки нередко включают посещение национальных или природно-этнографических парков. Границы собственно экологического туризма становятся все более размытыми, а его масштабы и социально-экономическое значение с трудом поддаются описанию.
На очередном Всемирном конгрессе по экологическому туризму, проходившем в 1997 г. в Бразилии, были приведены следующие данные. Пока только 12% туристов в мире отдают предпочтение «зеленым» путешествиям, но их число растет чрезвычайно быстрыми темпами - на 30% в год. По оценкам западных специалистов, в 1993 г. экологический туризм принес 30 млрд ам. долл., или 10% доходов от международного туризма.
Практически каждая страна имеет возможности для организации «зеленых» путешествий. Сегодня основные экотуристские потоки направляются в США, Канаду, Австралию, Непал, Эквадор, Бразилию, Филиппины, Кению, ЮАР и некоторые другие страны. Экологический туризм представляет одну из наиболее перспективных и динамичных форм туристской деятельности.
Классификация туризма имеет большое научное и практическое значение. Она позволяет упорядочить знания и глубже познать сущность мирового туристского обмена. С изменением требований, предъявляемых к объему и качеству туристских услуг, и появлением новых видов и форм туристской деятельности она постоянно находится в процессе совершенствования и не может считаться окончательной.