Презентация "Эмбриональное развитие организма" по медицине – проект, доклад. Презентация на тему "эмбриональное развитие организма" Эмбриональный период развития презентация

Слайд 2

Оплодотворение

Продолжительность жизни нового организма в виде одной клетки (зиготы) продолжается у разных животных от нескольких минут до нескольких часов и даже дней, а затем начинается

  1. Проникновение сперматозоида в яйцеклетку
  2. Слияние ядер гамет и образование зиготы
  3. Яйцеклетка после оплодотворения
  • Слайд 3

    Этапы эмбриогенеза

    Развитие организма с момента оплодотворения до рождения или выхода из зародышевых оболочек.

    1. Дробление зиготы.
    2. Образование бластулы.
    3. Гаструляция.
    4. Нейрула.
  • Слайд 4

    Первый этап эмбрионального развития

    • Первый этап эмбрионального развития называется дроблением. В результате деления из зиготы образуются вначале 2 клетки, затем 4, 8, 16 и т.д. Клетки, возникающие при дроблении, называются бластомерами. В процессе дробления количество клеток быстро растет, они становятся мельче и мельче и образуют сферу, внутри которой возникает полость – бластоцель.
    • С этого момента зародыш называется бластулой.
    • Каким способом делятся бластомеры и какой набор хромосом содержится в их ядрах?
  • Слайд 5

    Дробление

    Дробление отличается от обычного митотического деления следующими особенностями:

    1. бластомеры не достигают исходных размеров зиготы;
    2. бластомеры не расходятся, хотя и представляют собой самостоятельные клетки.

    Дробление – процесс митотического деления зиготы на дочерние клетки (бластомеры).
    Бластула состоит из:

    1. бластодермы – оболочки из бластомеров;
    2. бластоцели – полости, заполненной жидкостью.

    Бластула человека – бластоциста.

    Слайд 6

    Гаструляция

    • Когда число клеток бластулы достигает нескольких сотеили тысяч, начинается следующий этап эмбриогенеза – гаструляция. Гаструляция - это процесс образования зародышевых листков.
    • Гаструляция у человека происходит в 2 этапа.
    • У каких животных на этом этапе заканчивается эмбриональное развитие?
  • Слайд 7

    Формирование хориона

    В процессе первого этапа образуются 2 зародышевых листка (экто- и энтодерма), 2 провизорных органа (амнион и желточный мешок). Кроме того, непосредственно перед началом первого этапа происходит образование такого провизорного органа, как хорион. Формирование хориона - это второй этап в образовании плаценты.

    Слайд 8

    Второй этап гаструляции

    • Второй этап гаструляции - образование третьего (среднего) зародышевого листка. Он называется мезодермой, т. к. образуется между наружным и внутренним листками.
    • В этом случае с двух сторон от первичной кишки образуются втягивания - карманы (целомические мешки). Внутри карманов находится полость, представляющая собой продолжение первичной кишки - гастроцеле. Целомические мешки полностью отшнуровываются от первичной кишки и разрастаются между эктодермой и энтодермой. Клеточный материал этих участков дает начало среднему зародышевому листку - мезодерме. Дорсальный отдел мезодермы, лежащий по бокам от нервной трубки и хорды, расчленен на сегменты - сомиты. Вентральный ее отдел образует сплошную боковую пластину, находящуюся по бокам кишечной трубки.
  • Слайд 9

    Слайд 10

    Гисто– и органогенез

    Гисто– и органогенез (или дифференцировка зародышевых листков) представляет собой процесс превращения зачатков тканей в ткани и органы, а затем и формирование функциональных систем организма.

    Слайд 11

    Гаструляция

    В процессе гаструляции и после образования зародышевых листков клетки, расположенные в разных листках или в различных участках одного зародышевого листка, оказывают влияние друг на друга. Такое влияние называют индукцией. Индукция осуществляется путем выделения химических веществ (белков), но существуют и физические методы индукции. Индукция оказывает влияние прежде всего на геном клетки. В результате индукции одни гены оказываются блокированными, другие свободными – рабочими. Сумма свободных генов данной клетки называется ее эпигеном. Сам процесс формирования эпигенома, т. е. взаимодействия индукции и генома, носит название детерминации. После сформирования эпигенома клетка становится детерминированной, т. е. запрограммированной к развитию в определенном направлении.

    Слайд 12

    Дифференцировка

    После детерминации клеток, т.е. после окончательного формирования эпигенома, начинается дифференцировка – процесс морфологической, биохимической и функциональной специализации клеток.

    Слайд 13

    Окончание второй стадии гаструляции

    По окончании второй стадии гаструляции зародыш носит название гаструлы и состоит из трех зародышевых листков – эктодермы, мезодермы и энтодермы и четырех внезародышевых органов – хориона, амниона, желточного мешка и аллантоиса.
    Одновременно с развитием второй фазы гаструляции формируется зародышевая мезенхима посредством миграции клеток из все трех зародышевых листков.
    На 2 – 3-й неделе, т. е. в процессе второй фазы гаструляции и сразу же после нее, происходит закладка зачатков осевых органов:

    1. хорды;
    2. нервной трубки;
    3. кишечной трубки.
  • Слайд 14

    Функции хориона и желточного мешка

    Функции хориона:

    1. защитная;
    2. трофическая, газообменная, экскреторная и другие, в которых хорин принимает участие, будучи составной частью плаценты и которые выполняет плацента.
    3. Функции амниона – образование околоплодных вод и защитная функция.

    Функции желточного мешка:

    1. кроветворение (образование стволовых клеток крови);
    2. образование половых стволовых клеток (гонобластов);
    3. трофическая (у птиц и рыб).
  • Слайд 15

    Формирование органов

    Сущность теории зародышевых листков сводится к двум основным положениям:

    1. организмы многоклеточных животных развиваются из трех зародышевых листков: наружного, или эктодермы, среднего, или мезодермы, внутреннего, или энтодермы;
    2. каждая система органов у разных групп многоклеточных животных развивается, как правило, из одного и того же листка.

    Зародышевые листки были впервые описаны в работе русского академика X. Пандера в 1817 г., изучившего эмбриональное развитие куриного зародыша.

    Слайд 16

    Законы Бэра

    Правильно описывает яйцеклетку у млекопитающих и человека, распространяет учение Х. Пандера о зародышевых листках на всех позвоночных, формулирует закон «зародышевого сходства», названный в последствии его именем.

    «Законы Бэра»:

    • наиболее общие признаки любой крупной группы животных появляются у зародыша раньше, чем менее общие признаки;
    • после формирования самых общих признаков появляются менее общие и так до появления особых признаков, свойственных данной группе;
    • зародыш любого вида животных по мере развития становится все менее похожим на зародышей других видов и не проходит через поздние стадии их развития;
    • зародыш высокоорганизованного вида может обладать сходством с зародышем более примитивного вида, но никогда не бывает похож на взрослую форму этого вида.
  • Слайд 17

    Биогенетический закон Геккеля-Мюллера

    • Каждое живое существо в своем индивидуальном развитии (онтогенез) повторяет в известной степени формы, пройденные его предками или его видом
    • Яркий пример выполнения биогенетического закона - развитие лягушки
    • У головастика, как и у низших рыб и рыбьих мальков, основой скелета служит хорда. Череп у головастика хрящевой, и к нему примыкают хорошо развитые хрящевые дуги; дыхание жаберное. Кровеносная система также построена по рыбьему типу: предсердие ещё не разделилось на правую и левую половины.
  • Слайд 18

    Сравнение зародышей позвоночных на разных стадиях развития

  • Слайд 22

    Мезодерма

    Из мезодермы формируются: скелет, скелетная мускулатура, соединительно тканная основа кожи (дерма), органы выделительной и половой систем, сердечно - сосудистая система, лимфатическая система, хорда, дерма кожи, склера.

    Слайд 23

    Развитие эмбриона

    • Оплодотворение яйцеклетки.
    • 1 сутки (Зигота) и 3 сутки (Морула).
    • 5 суток (Бластула) и 10 суток (Гаструла).
    • 3 надели. Начало органогенеза.
    • 5 недель. Длина зародыша 10-15 мм.
    • 6 неделя. Регистрируются движение плода и сокращение сердца.
    • 8-10 недель. Длина плода 10 см все органы сформированы.
    • 11 недель и 12 недель продолжается развитие всех систем организма.
    • 16 недель и 18 недель. Плод быстро растет и мать ощущает его движение.
    • 7 месяцев. Завершающий период развития.
    • 9 месяцев. Рождение человека.
  • Слайд 24

    Критическими периодами в развитии человека

    1. гаметогенез (спермато– и овогенез);
    2. оплодотворение;
    3. имплантация (7 – 8-е сутки);
    4. плацентация и закладка осевых комплексов (3 – 8-я неделя);
    5. стадия усиленного роста головного мозга (15 – 20-я неделя);
    6. формирование полового аппарата и других функциональных систем (20 – 24-я неделя);
    7. рождение ребенка;
    8. период новорожденности (до 1 года);
    9. период полового созревания (11 – 16 лет).
  • Слайд 25

    Вопросы к размышлению

    Каково значение знаний о развитии эмбриона?

    Посмотреть все слайды

    Хотите лучше владеть компьютером?

    Всегда неприятно, когда меняется интерфейс программы, слетают настройки, пропадают нужные кнопки. Одна из таких неприятных ситуаций — исчезновение показа листов на панели рядом с прокруткой. Может быть, это произошло случайно, а, может быть, дети умудрились убрать листы из программы или так пошутили коллеги на 1 апреля. Отсутствие панели листов в окне удобно, когда пользователь всегда работает с одним листом, но чаще всего листы все-таки нужны. Как же включить отображение листов Excel на панели снизу?

    Читайте новые статьи

    Нацпроект «Цифровая образовательная среда» приходит в российские регионы: в школы будет поставлено оборудование, улучшен доступ в Интернет. Но не будем забывать о содержании: что будет делать учитель с новыми, но пустыми компьютерами? Цифровой класс - это не только компьютеры и интернет, важным компонентом цифровой среды являются инструменты и сервисы, позволяющие организовать в школе учебный процесс с использованием электронных образовательных ресурсов.

    Эмбриональный период развития


    Цели урока:

    • Рассмотреть периодизацию онтогенеза, изучить основные закономерности и этапы эмбрионального периода развития

    • Образовательная: показать периодизацию онтогенеза, рассмотреть основные этапы эмбрионального периода развития, выявить его закономерности;
    • Развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с учебником, выделять главное;
    • Воспитательная: патриотическое воспитание на примере отечественных ученых, внесших вклад в изучение отногенеза

    Индивидуальное развитие организма (Онтогенез) -

    период жизни особи с момента слияния сперматозоида с яйцом и образования зиготы до гибели организма

    Рождение или выход из яйцевых облочек

    Оплодотворение

    Эмбриональное развитие

    Постэмбриональное развитие


    • Наука, изучающая закономерности индивидуального развития организмов на стадии зародыша, называется эмбриологией

    «закон зародышевого сходства»

    Христиан Иванович Пандер

    (1794-1865, Россия)

    Теория зародышевых листков

    Карл Бэр (1792 1876)


    БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН

    Фриц Мюллер

    Эрнст Геккель


    ОПЛОДОТВОРЕНИЕ

    Продолжительность жизни нового организма в виде одной клетки (зиготы) продолжается у разных животных от нескольких минут до нескольких часов и даже дней, а затем начинается

    Проникновение

    сперматозоида

    в яйцеклетку

    Слияние ядер гамет и

    Яйцеклетка после

    образование зиготы

    оплодотворения


    Стадии эмбрионального развития

    • Дробление
    • Гаструляция
    • Органогенез

    дробление

    В результате деления из зиготы образуются

    вначале 2 клетки, затем 4, 8, 16 и т.д. Клетки, возникающие

    при дроблении, называются бластомерами .

    2 сутки

    зигота

    3 сутки

    Тутовая ягода

    В процессе дробления количество клеток

    быстро растет, они становятся мельче и

    мельче и образуют сферу, внутри

    которой возникает полость – бластоцель .

    С этого момента зародыш называется

    бластулой .


    гаструляция

    Когда число клеток бластулы достигает нескольких сотен или тысяч, начинается следующий этап эмбриогенеза – гаструляция . Гаструляция - это процесс образования зародышевых листков.

    Гаструляция у человека происходит в два этапа.


    На первом этапе образуется два зародышевых листка: эктодерма и энтодерма . У губок и кишечнополостных на этом заканчивается .


    У большинства животных на втором этапе идет закладка третьего зародышевого листка - мезодермы

    В процессе второй фазы гаструляции и сразу же после нее, происходит закладка зачатков осевых органов:

    2) нервной трубки;

    3) кишечной трубки.


    Из эктодермы развиваются: нервная система (вместе с органами чувств), наружный покров тела (у позвоночных только наружная часть его), ногти, волосы, сальные и потовые желез), эпителий рта, носа, анального отверстия, выстилка прямой кишки, эмаль зубов, воспринимающие клетки органов слуха, обоняния, зрения и т.д..

    Нервная система и

    органы чувств

    Эпидермис кожи

    Производные кожи


    Из энтодермы развиваются эпителиальные ткани, выстилающие пищевод, желудок, кишечник, дыхательные пути, легкие или жабры, печень, поджелудочную железу, эпителий желчного и мочевого пузыря, мочеиспускательного канала, щитовидную и околощитовидную железы.

    поджелудочная

    железа

    Эпителий органов

    дыхания

    Эпителий органов

    пищеварения

    печень

    мочевого пузыря

    Щитовидная


    Из мезодермы формируются: скелет, скелетная мускулатура, соединительно тканная основа кожи (дерма), органы выделительной и половой систем, сердечно - сосудистая система, лимфатическая система, хорда, дерма кожи, склера

    кровеносная система

    мускулатура

    скелет

    мочеполовая система


    РАЗВИТИЕ ЭМБРИОНА ЧЕЛОВЕКА

    Оплодотворение яйцеклетки.

    1 сутки (Зигота)

    3 сутки (Морула).

    5 суток (Бластула)

    10 суток (Гаструла).

    3 надели - начало органогенеза.

    5 недель - длина зародыша 10-15 мм.

    6 неделя - движение плода и сокращение сердца.

    8-10 недель - длина плода 10 см,

    все органы сформированы.

    11-12 недель = продолжается

    развитие всех систем организма.

    16-18 недель плод быстро

    растет и мать ощущает его движение.

    7 месяцев - завершающий период развития.

    9 месяцев - рождение человека.


    КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА:

    1) гаметогенез (спермато– и овогенез);

    2) оплодотворение;

    3) имплантация (7 – 8-е сутки);

    4) плацентация и закладка осевых комплексов (3 – 8-я неделя);

    5) стадия усиленного роста головного мозга (15 – 20-я неделя);

    6) формирование полового аппарата и других функциональных систем (20 – 24-я неделя);

    7) рождение ребенка;

    8) период новорожденности (до 1 года);

    9) период полового созревания (11 – 16 лет).

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Эмбриональное развитие.

    Онтогенез (греч. Ontos - существо, genesis - развитие) - индивидуальное развитие организма. Оно включает совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований с момента зарождения до смерти.

    ЭМБРИОЛОГИЯ (от греч. эмбрион – зародыш) НАУКА, ИЗУЧАЮЩАЯ ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИНДИВИДУАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ОРГАНИЗМОВ НА СТАДИИ ЗАРОДЫША Основатель современной Эмбриологии, академик Российской Академии. В 1828 году опубликовал сочинение «История развития животных», в котором доказывал, что человек развивается по единому плану со всеми позвоночными животными. Карл Эрнест фон Бэр (1792 – 1876)

    Периодизация онтогенеза Предзиготный период, предэмбриональный или прогенез Эмбриональный, или пренатальный, период Постэмбриональный, или постнатальный, период

    Онтогенез одноклеточных организмов У простейших организмов тело которых состоит из одной клетки онтогенез совпадает с клеточным циклом т.е. с момента появления, путем деления материнской клетки до следующего деления или смерти.

    Онтогенез многоклеточных организмов Намного сложнее протекает онтогенез у многоклеточных организмов. У различных отделов царства растений онтогенез представлен сложными циклами развития со сменой полового и бесполого поколений.

    Циклы развития кишечнополостных

    Развитие млекопитающего

    Эмбриональный, или пренатальный, период начинается с момента образования зиготы и заканчивается рождением нового организма или выходом его из яйцевых оболочек. ЭТАПЫ ЭМБРИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Дробление Гаструляция Первичный органогенез

    ДРОБЛЕНИЕ многократное деление зиготы путем митоза В результате деления из зиготы образуются вначале 2 клетки, затем 4, 8, 16 и т.д. Клетки, возникающие при дроблении, называются бластомерами.

    Гаструляция Гаструла (от греч. Gaster – желудок) – зародыш, состоящий из двух зародышевых листков: эктодермы (от греч. ectos – находящийся снаружи); энтодермы (от греч. entos – находящийся внутри);

    У многоклеточных животных, кроме кишечнополостных, параллельно с гаструляцией возникает третий зародышевый листок – мезодерма (от греч. mesos – находящийся посередине). Сущность процесса гаструляции заключается в перемещении клеточных масс. На этой стадии начинается использование генетической информации клеток зародыша, появляются первые признаки дифференцировки.

    Первичный органогенез закладка из зародышевых листков различных органов, специализация клеток Процесс развития тканей зародыша - гистогенез. Из каждого зародышевого листка формируется определенные ткани и органы. Эктодерма Энтодерма Мезодерма

    Постэмбриональный период развития. Постэмбриональное развитие может быть: Прямым – когда из яйца или организма матери появляется существо, сходное со взрослым; Непрямое – когда образовавшаяся личинка устроена проще, чем взрослый организм, и отличается способом питания, движения и др.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Цель урока: Расширить знания учащихся о процессе оплодотворения, закономерностях и этапах зародышевого развития, способах послезародышевого развития.Задачи урока:углубить и систематизировать знания уч...

    Сегодня на уроке:Мы проникнем с вами в клетку и увидим, какой механизм лежит в основе деления клетки.Вспомним из курса зоологии и ботаники виды деления клетки.Побываем в роли селекционеров....

    Класс: 9

    Презентация к уроку





























    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цель урока – познакомить учащихся девятого класса с особенностями стадий эмбрионального развития организмов.

    Тип урока – комбинированный.

    Образовательные задачи урока:

    • способствовать изучению и усвоению основной биологической терминологии;
    • способствовать осознанию основного фактического материала;
    • способствовать формированию представления об эмбриональном периоде развития организмов;
    • выявить последствия нарушения нормального хода эмбрионального развития.

    Развивающие задачи урока:

    • способствовать обучению школьников умению находить необходимые сведения в тексте учебной статьи, умению отвечать на вопросы по содержанию текста учебной части.

    Воспитательные задачи урока:

    • способствовать развитию творческого мышления;
    • способствовать развитию экологического сознания

    Используемый учебник:

    Биология. Общие закономерности. 9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин. – 11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 287, с.: ил.

    Материалы и оборудование: плитка из пенопласта – 10 шт. (15 x 15 см), швейные булавки (по 32 шт. на парту), ножницы (каждому ученику), круг из цветной бумаги – 10 шт. (диаметр 10 см), рабочие листы учащихся – на каждого ученика (приложение 2), электронная презентация «Эмбриональный период развития организмов».

    Ход урока

    Структура урока

    Действия учителя

    Действия учащихся

    1. Оргмомент
    2. Актуализация знаний Проговаривает основные понятия, изученные ранее в главе 11 (п. 28), в главе 12.
    Проводит блиц-опрос (см. Приложение 1 ) (Слайд 2).
    Участвуют в блиц-опросе, пытаются определить название животного, скрытого на правой стороне доски под пронумерованными табличками. Количество табличек соответствует количеству вопросов.
    Раскрывает понятие онтогенез, его периоды; выделяет для изучения на уроке эмбриональный период развития, дает его определение (Слайды 3-4). Сопоставляют изображение одноклеточной зиготы с изображением многоклеточного ланцетника.
    3. Целеполагание и мотивация Способствует формулированию цели урока (Слайд 5). Формулируют цель урока – познакомиться с особенностями стадий эмбрионального развития организма, способствующих возникновению многоклеточного организма с дифференцированными органами и тканями.
    4. Первичное усвоение учебного материала Организует работу с рабочими листами (см. Приложение 2 ); разбивает учащихся по рядам на три группы (соответственно этапам эмбрионального периода) (Слайд 6). Учащиеся в группах находят ответы на вопросы, формулировки определений, вставляют пропущенные слова в рабочих листах.
    5. Осознание и осмысление учебного материала. Обращает внимание на возможность моделирования процессов эмбрионального развития; организует работу по конструированию этапов эмбрионального развития. Первая группа, изучающая стадию дробления, знакомит с информацией, полученной в ходе работы с учебником.
    Изучая этап дробления, предлагает разрезать круг из цветной бумаги, выступающий в роли одноклеточной зиготы, а затем и каждую из полученных частей пополам.
    Во время работы учащихся, учитель демонстрирует схему образования бластулы, ее строение (Слайды 7-15).
    Учащиеся в парах с помощью ножниц каждую половину разрезают на части, моделируя процесс митоза. Полученные части-клетки многоклеточного зародыша располагают на пластинке из пенопласта и закрепляют швейными булавками, моделируя строение бластулы (рисунки 1-5).

    Переходя к этапу гаструляции, предлагает смоделировать поперечный разрез через бластулу и оставить на полученных моделях лишь части-клетки расположенные по кругу.
    Во время работы учащихся, учитель демонстрирует схему образования гаструлы, ее строение (Слайд 16-22).
    Вторая группа знакомит с информацией, полученной в ходе изучения этапа гаструляции. Учащиеся знакомятся с презентацией и моделируют впячивание, свойственное гаструляции ланцетника (рисунок 6).

    Учащихся делают и подписывают условные обозначения на рисунке в рабочих листах.

    Учитель демонстрирует процесс образования осевых органов, изображение поперечного среза осевых органов ланцетника (Слайд 23-27). Третья группа знакомит с информацией, полученной в ходе изучения этапа органогенеза.
    Учащихся делают и подписывают условные обозначения на рисунке в рабочих листах.
    6. Систематизация знаний и умений; проверка уровня усвоения знаний Проводит обобщение знаний по основным вопросам (Слайд 28):

    – Что происходит на каждом этапе в ходе эмбрионального развития?
    – В чем заключается сущность каждого этапа?
    – В чем заключаются результаты этапа?

    Обращает внимание на важность эмбрионального периода, на влияние факторов среды на развитие эмбриона и на дальнейшее развитие организма (Слайд 29).

    Отвечают на вопросы учителя. Задумываются над фразой «Прерывая развитие эмбриона, мы убиваем живое существо».

    7. Информация о домашнем задании Параграф 32, вопросы к параграфу, записи в рабочем листе.
    8. Рефлексия (подведение итогов) За каждый выполненный этап работы в ходе урока учащиеся оцениваются. Определяют степень достижения цели урока.
    Высказывают свое мнение о ходе урока.