Павел пологов. Советские асы. Очерки о советских летчиках Павел андреевич пологов

Пологов Павел Андреевич

Родился 23 сентября 1913 г. в поселке Нижнетагильский Завод (ныне город Нижний Тагил) Пермской губернии. Окончил 6 классов, школу ФЗУ и в 1937 г. Борисоглебскую военную авиационную школу.

Боевое крещение Пологов получил на реке Халхин-Гол в 1939 г. Там на И-16 он одержал свою первую победу, сбив японского разведчика И-97. Участвовал в советско-финляндской войне, провел несколько десятков вылетов на штурмовку войск противника.

Великую Отечественную он встретил на Южном фронте. Под Львовом в августе сбил Ме-109… Через 2 года, в августе 1943 г., на счету штурмана 737-го иап (207 иад, 3 сак, 17 ВА) майора Пологова было 30 сбитых самолетов: 18 - лично и 12 - в группе. Осенью того же года он был назначен командиром 163-го иап. 3 апреля 1944 г., во время боевого дежурства на прикрытии железнодорожного узла Ковель, во главе четверки Пологов атаковал большую группу неприятельских самолетов. Огнем сбил 2 вражеские машины - Ю-52 и ФВ-190. Сам был подожжен и ударом своего горящего Як-7 уничтожил еще один «юнкере». При таране остался жив и, оттолкнувшись от обломков самолета, сумел ракрыть парашют.

После лечения в госпитале Павел Андреевич был направлен на 6-месячные курсы в ВВА.

Он воевал почти на всех типах советских истребителей: на И-16, ЛаГГ-3, МиГ-1 и Як-1 в 737-м иап; на Як-1, Як-7Б, Як-9 и Ла-5 в 163-м иап. Ла-5 не были на вооружении 163-го иап, но одна из этих машин была восстановлена техниками полка, и Пологов летал на ней на боевые задания. «Прикрывал на ней свои „яки“, - шутил он.

Подполковник Пологов провел более 600 боевых вылетов, в 100 воздушных боях лично сбил 22 и в группе 16 самолетов противника.

В 1949 г. он демобилизовался и поселился в Свердловске, где здравствует и поныне.

Герой Советского Союза (2.9.43). Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й ст., 2 орденами Отечественной войны 2-й ст., орденом Красной Звезды, медалями.

(1913-2001 )

Cоветский военный лётчик. Участник боёв на Халхин-Голе, Советско-финской и Великой Отечественной войн. Герой Советского Союза (1943). Подполковник авиации. 3 апреля 1944 года у села Колодяжное Ковельского района Волынской области Украинской ССР на истребителе Як-9 тараном уничтожил немецкий истребитель В-190 .

Павел Андреевич Пологов родился 23 сентября (10 сентября - по старому стилю) 1913 года в заводском посёлке Нижний Тагил. Верхотурского уезда Пермской губернии Российской империи (ныне город - административный центр Горнозаводского управленческого округа Свердловской области Российской Федерации) в рабочей семье Андрея Ивановичаи Евдокии Никаноровны Пологовых. Русский. Образование 6 классов. В 1927 году закончил школу ФЗУ (ныне СПТУ № 93). До призыва на военную службу работал слесарем в доменном цехе Нижнетагильского завода имени В. В. Куйбышева.

В ноябре 1934 года П. А. Пологов по комсомольской путёвке добровольно вступил в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии. В 1935 году Павел Андреевич окончил Третью военную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей в Оренбурге и в числе 50-ти лучших выпускников был направлен во 2-ю военную школу лётчиков Красного Воздушного флота в Борисоглебске. После её окончания в 1937 году служил лётчиком в Забайкальском военном округе. В 1939 году П. А. Пологов участвовал в боях на реке Халхин-Гол. В небе Монголии он сбил свой первый вражеский самолёт - японский самолёт-разведчик И-97. За отличие при отражении японской агрессии Павел Андреевич был награждён орденом Красного Знамени.

С января 1940 года лейтенант П. А. Пологов участвовал в Советско-финской войне в составе 38-го истребительного авиационного полка Северо-Западного фронта, в ходе которой он преимущественно выполнял боевые задачи по штурмовке наземных войск противника и его оборонительных объектов, в том числе и линии Маннергейма.

За участие в Зимней войне Павел Андреевич был награждён орденом Красной Звезды. После её окончания лейтенант П. А. Пологов был переведён в 149-й истребительный авиационный полк 64-й авиационной дивизии ВВС Киевского особого военного округа. Перед началом Великой Отечественной войны полк дислоцировался на аэродроме в Черновицах.

22 июня 1941 года аэродром в Черновицах подвергся бомбардировке. Вся материальная часть полка, за исключением дежурного звена, была уничтожена. Лётный и технический состав был вывезен на аэродром в селе Бродок, с которого 29 июня 1941 года начал участвовать в боевых действиях. За время войны Алексей Павлович воевал почти на всех типах истребителей: И-16, И-153 бис, МиГ-3, ЛаГГ-3, Ла-5, Як-1, Як-7Б и Як-9. В начале августа 1941 года полк, в котором служил Павел Андреевич, был передан из состава Юго-Западного фронта на Южный фронт. За время боевой работы в полку несмотря на нехватку самолётов и топлива лётчик П. А. Пологов совершил 178 успешных боевых вылетов и в воздушных боях сбил один немецкий самолёт (Ю-87) и ещё 2 в составе группы (Ю-88 и Ме-109). 30 августа 1941 года лейтенант А. П. Пологов в воздушном бою был тяжело ранен в ногу и эвакуирован в харьковский госпиталь. Однако в связи с наступлением немецко-фашистских войск госпиталь пришлось срочно эвакуировать на Южный Урал в Оренбург, где Павел Андреевич был наконец прооперирован. В результате лечение шло долго, и его хотели определить на преподавательскую работу в запасной авиационный полк. Но Павел Алексеевич настоял на отправке на фронт.

В марте 1942 года старший лейтенант П. А. Пологов был направлен в находившийся на переформировании 737-й истребительный авиационный полк и был назначен на должность штурмана полка. 24 мая 1942 года полк прибыл на Брянский фронт на аэродром Плавск и был включён в состав 207-й истребительной авиационной дивизии 3-го смешанного авиационного корпуса. В течение июня 1942 года Павел Андреевич совершил 21 успешный боевой вылет, в любых условиях обеспечивая выход групп истребителей на заданную цель. Трижды в составе группы он участвовал в сопровождении штурмовиков Ил-2 и не допустил ни одной атаки вражеских истребителей на штурмовики. В воздушных боях в составе группы за этот период П. А. Пологов сбил 3 немецких истребителя Ме-109. 23 июня 1942 года старший лейтенант Пологов участвовал в штурмовке брянского аэродрома противника, в ходе которой было уничтожено 25 немецких самолётов, ангар и склад с топливом.

В июле 1942 года дивизия, в которой служил П. А. Пологов, ставший в скором времени капитаном, была передана на Воронежский фронт и осуществляла прикрытие наземных войск в ходе Воронежско-Ворошиловградской операции. В ноябре 1942 года 737-й истребительный авиационный полк был передан в состав 227-й штурмовой авиационной дивизии 2-й воздушной армии, и действуя на Юго-Западном фронте, обеспечивал прикрытие штурмовиков в ходе Среднедонской операции. В январе 1943 года полк был возвращён на Воронежский фронт и вошёл в состав 205-й истребительной авиационной дивизии. Действуя в составе Южной оперативной группы 2-й воздушной армии полк осуществлял прикрытие 3-й танковой армии в ходе операции «Звезда». В этот период Павел Андреевич не только участвовал в боевых вылетах по сопровождению штурмовиков и прикрытию наземных войск, но и привлекался к разведывательным полётам. Во время одного из таких полётов он обнаружил идущую к фронту колонну немецких танков и сосредоточение вражеской пехоты, что позволило командованию своевременно принять меры по отражению предстоящего немецкого наступления.

В марте 1943 года 737-й истребительный авиационный полк включался в состав 291-й штурмовой авиационной дивизии 16-й воздушной армии, а затем вернулся в состав 207-й истребительной авиационной дивизии, сражавшейся в составе 3-го смешанного авиационного корпуса 17-й воздушной армии Юго-Западного фронта. П. А. Пологов, в начале апреля 1943 года ставший майором, к июлю 1943 года совершил 365 боевых вылетов и в 90 воздушных боях лично сбил 18 самолётов противника и ещё 12 в составе группы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года майору Пологову Павлу Андреевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

7 июля 1943 года в самом начале Курской битвы Павел Андреевич был вызван в штаб корпуса, где ему досрочно присвоили звание подполковника и зачитали приказ о назначении на должность командира 163- го истребительного авиационного полка 273-й истребительной авиационной дивизии 6-го истребительного корпуса 16-й воздушной армии Центрального фронта. В этой должности в июле-августе 1943 года Павел Андреевич принимал участие в Курской битве. До середины осени 1943 года полк под командованием подполковника П. А. Пологова участвовал в боевых действиях в небе Орловской и Брянской областей, а также восточных районов Белоруссии. В ноябре 1943 года полк был выведен для отдыха и пополнения в Харьковский военный округ на аэродром Рогань.

Вновь в действующей армии 163-й истребительный авиационный полк с 13 марта 1944 года в составе 336-й истребительной авиационной дивизии 6-й воздушной армии. Павел Андреевич воевал на 2-м Белорусском фронте, а с начала апреля 1944 года - на 1-м Белорусском. Действуя в интересах обоих Белорусских фронтов, полк подполковника Пологова в период с 13 марта по 18 апреля 1944 года совершил 504 боевых вылета, провёл 37 воздушных боёв, в которых было сбито 30 самолётов противника. Сам Павел Андреевич

3 апреля 1944 года в паре с младшим лейтенантом Н. С. Митиковым участвовал в бою с 12-ю немецкими истребителями ФВ-190, один из которых сбил. В ходе боя подполковник Пологов заметил группу из 18-ти немецких транспортных самолётов Ю-52. Врезавшись в их строй, он сбил один транспортник, но был подбит истребителями противника и загорелся. Павел Андреевич направил пылающий Як-9 в хвост немецкого истребителя. После тарана подполковник П. А. Пологов остался в живых и сумел воспользоваться парашютом. Во время приземления на нейтральную полосу он был обстрелян с немецких позиций и был ранен в плечо. Сильно обгоревшего и раненого лётчика хотели эвакуировать в госпиталь, но Павел Андреевич наотрез отказался и почти месяц руководил действиями полка из медсанбата, расположенного в пяти километрах от аэродрома, где базировался его полк. Однако 30 июня 1944 года подполковник П. А. Пологов был вновь тяжело ранен и оказался на больничной койке.

Лечение было долгим, а после выписки из госпиталя Павла Андреевича направили на курсы усовершенствования командного состава ВВС РККА, которые он закончил уже после окончания войны. Всего за время участия в боевых действиях П. А. Пологов совершил более 600 боевых вылетов, и в 100 воздушных боях сбил по разным оценкам от 25 до 29 самолётов противника и 12-16 побед одержал в составе группы. После учёбы подполковник П. А. Пологов ещё некоторое время служил в ВВС СССР командиром истребительного авиационного полка, но в 1949 году по состоянию здоровья он был вынужден уволиться в запас. Поселился Павел Андреевич в Свердловске. Больше двадцати лет он работал диспетчером на Уральском турбомоторном заводе. После выхода на пенсию П. А. Пологов активно участвовал в патриотическом воспитании молодёжи: встречался со школьниками и студентами, выступал в воинских частях. Скончался Павел Андреевич 22 ноября 2001 года. Похоронен в Екатеринбурге.

Список известных личных побед П. А. Пологова

Дата

Тип самолёта

Место боя


река Халхин-Гол

Messerschmitt Bf.109

Малышево

Messerschmitt Bf.109

Messerschmitt Bf.109

Messerschmitt Bf.109

Соколово

Яковлево

Верхняя Гнилушка

Красный Пахарь

Попово/Хлюстовка

Focke-Wulf Fw 190 Wurger

Колодяжное

Focke-Wulf Fw 190 Wurger

Колодяжное

Focke-Wulf Fw 190 Wurger

Колодяжное

Награды

  • Медаль «Золотая Звезда» (02.09.1943)
  • Орден Ленина (02.09.1943)
  • Орден Красного Знамени — трижды (1939; 30.03.1943; 10.05.1944)
  • Орден Отечественной войны 1 степени (1985)
  • Орден Отечественной войны 2 степени — дважды (20.01.1943; 26.02.1943)
  • Орден Красной Звезды (1940)

Имя Героя Советского Союза увековечено на памятнике Героям Советского Союза - уроженцам города Нижнего Тагила в городе Нижнем Тагиле Свердловской области.


Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й степени, Отечественной войны 2-й степени (дважды), Красной Звезды, медалями.


Родился 23 Сентября 1913 года в посёлке Нижнетагильский Завод, (ныне город Нижний Тагил), Свердловской области, в семье рабочего. Окончил 6 классов. В 1927 году получил специальность слесаря, окончив школу ФЗУ (ныне СПТУ № 93 города Нижний Тагил). Работал слесарем на металлургическом заводе. С 1934 года в Красной Армии. В 1937 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Участник боёв на реке Халкин - Гол 1939 года и Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.

С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. К Августу 1943 года штурман 737-го истребительного авиационного полка (207-я истребительная авиационная дивизия, 3-й смешанный авиационный корпус, 17-я Воздушная армия, Юго - Западный фронт) Майор П. А. Пологов совершил 365 боевых вылетов, в 90 воздушных боях лично сбил 18 и в составе группы 12 самолётов противника. 2 Сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

К концу войны выполнил около 600 боевых вылетов, участвуя в 100 воздушных боях, уничтожил 23 вражеских самолёта лично и 16 - в группе с товарищами.

С 1949 года Полковник П. А. Пологов в запасе. Жил в городе Свердловске. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й степени, Отечественной войны 2-й степени (дважды), Красной Звезды, медалями.

Боевое крещение Пологов получил на реке Халхин - Гол в 1939 году. Там на И-16 он одержал свою первую победу, сбив японского разведчика И-97. Позднее участвовал в Советско - Финляндской войне, провёл несколько десятков вылетов на штурмовку войск противника.

Великую Отечественную войну он встретил на Южном фронте. Под Львовом в Августе 1941 года сбил свой первый Ме-109...

Через 2 года на счету штурмана 737-го истребительного авиаполка Майора Пологова было уже 30 сбитых самолётов: 18 - лично и 12 - в группе. Он по - праву считался одним из опытнейших советских лётчиков и командиров. Поэтому неудивительно, что вскоре ему доверили командование 163-м истребительным авиационным полком. Б

удучи прекрасным тактиком, Пологов часто лично водил своих подчинённых в бой, на собственном примере показывая, что и хвалёных асов Люфтваффе вполне можно вгонять в землю.

Весной 1943 года, накануне Курской битвы, лётчик 163-го истребительного авиационного полка (16-я Воздушная армия) Лейтенант Мельников получил письмо от родных, проживавших на территории, только что освобожденной Советской Армией от противника. В письме сообщалось о зверствах немецко - фашистских захватчиков над советскими людьми. Парторг полка зачитал это письмо личному составу, и лётчики поклялись отомстить врагу. На многих самолётах были сделаны надписи: "Отомстим проклятым фашистам!". В течение Мая лётчики этого полка (командир - Майор П. А. Пологов) сбили в воздушных боях 16 самолётов противника, не потеряв ни одного своего.

В середине Июля 1943 года лётчики 16-й Воздушной армии вели напряжённые воздушные бои на Курской дуге. С целью срыва контратак немецких войск, подавления узлов сопротивления и уничтожения их боевой техники и живой силы, нашими авиаторами только 17 Июля было произведено 3 удара крупными силами, в каждом из которых участвовало не менее 350 самолётов. Наши войска вслед за ударами авиации переходили в атаку и успешно продвигались вперед. Всего за 3 дня контрнаступления лётчиками 16-й Воздушной армии было выполнено 4478 самолёто - вылетов, проведено 22 воздушных боя, сбито 28 самолётов противника. Нашим войскам была оказана мощная авиационная поддержка.

В один из боевых дней особенно отличились лётчики - истребители Подполковник П. А. Пологов, Капитан В. С. Богатырев, Старшие лейтенанты В. В. Макаров и Я. И. Филимонов. Эта четвёрка была наведена наземной станцией на 8 истребителей FW-190, прикрывавших 6 бомбардировщиков Ju-88. Увидев группу "Фокке - Вульфов" в разрыве облачности, Пологов резким пикированием ринулся на врага.

Застигнутые врасплох истребители противника вынуждены были встать в вираж. Пологов настиг один "Фоккер", пытавшийся выйти из виража вниз, и с короткой дистанции сбил его. Таким же приёмом уничтожил 2 истребителя Богатырев. Тут же Макаров сби

л 4-й самолёт противника при попытке его уйти вверх. В конце боя Пологов, заменив внизу уходящий бомбардировщик противника, настиг его и поджёг очередью из пушки. Всего в этом бою было уничтожено 5 вражеских самолётов и 2 - подбито. Группа Пологова потерь не имела.

В Сентябре 1943 года за мужество и высокое воинское мастерство, проявленные в схватках с врагами, командиру 163-го истребительного авиационного полка Подполковнику П. А. Пологову было присвоено звание Героя Советского Союза.

3 Апреля (по другим источникам - 15 Марта) 1944 года, во время боевого дежурства на прикрытии железнодорожного узла Ковель, во главе четвёрки истребителей Подполковник П. А. Пологов вступил в бой с группой немецких самолётов и одержал 3 победы, одну из них - тараном.

В тот день восьмёрка Як-9 получила приказ вылететь на поиск вражеских транспортных самолётов, которые систематически летали на помощь осаждённому в Ковеле немецкому гарнизону. Группу вёл Подполковник Пологов. Вскоре они заметили транспортные Ju-52, шедшие под охраной истребителей. Пологов приказал парам Лейтенанта Митикова и Капитана Подгорного атаковать "Юнкерсы", а сам с остальными навалился на истребителей. В первые же минуты схватки он сбил один самолёт врага. Однако "Юнкерсам" удалось прорваться сквозь заслон наших истребителей.

Тем временем, группа Пологова продолжала вести бой с истребителями. Взмыв вверх "Яки" устремились в атаку. Один из вражеских самолётов, прошитый очередями Пологова, камнем упал на землю. Увлекшись атакой, Подполковник сам оказался зажатым с двух сторон парой "Фоккеров". Он пытался резким маневром уйти из - под атаки, но было уже поздно. Истребитель охватили языки пламени. Чтобы сбить его, лётчик бросил машину в пике. Не помогло. Кабина наполнилась дымом. Стало трудно дышать. Управлять самолётом с каждой минутой становилось тяжелее. Пламя подбиралось к лицу и рукам. Надо было срочно прыгать.

Отстегнув ремни и открыв колпак, Пологов вдруг увидел, как справа ему наперерез мчится "Юнкерс". Решение созрело мгновенно.Через мгновение винт "Яка" впился в хвостовое оперение транспортника.

Более 500 метров падал Пологов затяжным прыжком, чтобы противник не расстрелял его в воздухе. Парашют раскрылся лишь в 300 метрах от земли. Опустился он на нейтральной полосе. Вечером друзья встречали его на аэродроме. Спустя несколько дней, в сводке Совинформбюро от 9 Апреля появилось короткое сообщение:

"На одном участке Белорусского фронта лётчик Герой Советского Союза Подполковник П. А. Пологов, патрулируя над нашими позициями, встретился с 4 немецкими истребителями FW-190. В ожесточённой схватке Пологов сбил 2 самолёта противника. При этом машина Пологова получила повреждения и загорелась. В это время в районе боя появились 11 вражеских транспортных самолётов Ju-52. Подполковник Пологов на своём горящем истребителе врезался в их строй и протаранил один из "Юнкерсов". Наш лётчик выбросился с парашютом из горящей машины и благополучно приземлился на своей территории".

После лечения в госпитале Павел Андреевич был направлен на 6-месячные курсы в Военно - Воздушную академию.

Всего он произвёл более 600 успешных боевых вылетов, в 100 воздушных боях лично сбил 23 и в группе с товарищами 16 самолётов противника (некоторые источники указывают на другие цифры, так например в книге "Оренбургское лётное" указаны 29 личных побед в 750 боевых вылетах). Пологов воевал почти на всех типах советских истребителей: на И-16, ЛаГГ-3, МиГ-3 и Як-1 в 737-м ИАП; на Як-1, Як-7Б, Як-9 и Ла-5 в 163-м ИАП.

Спор о том: какой самолёт лучше - "Як" или "Ла", ведётся давно, и конца этому не видно. Тем важнее свидетельство П. А. Пологова, летавшего в годы войны на всех типах истребителей ВВС РККА, от И-16 до Як-9. В конце войны Пологов служил в вооружённом "Яками" 163-м ИАП, но техникам полка удалось восстановить один Ла-5, на котором и стал летать Павел Андреевич. Его фразу приводит в своей замечательной книге "Советские Асы" Николай Бодрихин: "Прикрывал на Ла-5 свои "Яки"...

После войны Павел Андреевич ещё некоторое время продолжал служить в ВВС. В 1949 году он демобилизовался и поселился в городе Свердловске (ныне Екатеринбург), где работал на одном из крупных заводов

Герой Советского Союза Пологов Павел Андреевич

Родился 23 Сентября 1913 года в посёлке Нижнетагильский Завод (ныне город Нижний Тагил) Свердловской области, в семье рабочего. Окончил 6 классов. В 1927 году получил специальность слесаря, окончив школу ФЗУ (ныне СПТУ № 93 города Нижний Тагил). Работал слесарем на металлургическом заводе. С 1934 года в Красной Армии. В 1937 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.

Участник боёв на реке Халхин-Гол 1939 года и Советско-Финляндской войны 1939—1940 годов.

С июня 1941 года Капитан П. А. Пологов на фронтах Великой Отечественной войны. До 1942 года служил в 149-м ИАП, летал на И-16. Затем, до июля 1943 года, в 737-м ИАП, летал на ЛаГГ-3 и Як-1. С июля 1943 года по июнь 1944 года — в 163-м ИАП, летал на Як-7 и Як-9.

К августу 1943 года штурман 737-го истребительного авиационного полка (207-я истребительная авиационная дивизия, 3-й смешанный авиационный корпус, 17-я Воздушная армия, Юго-Западный фронт) Майор П. А. Пологов совершил 365 боевых вылетов, в 90 воздушных боях лично сбил 18 и в составе группы 12 самолётов противника.

2 сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К концу войны выполнил около 600 боевых вылетов, участвуя в 100 воздушных боях, уничтожил 23 вражеских самолёта лично и 16 — в группе с товарищами.

С 1949 года полковник П. А. Пологов в запасе. Жил в городе Свердловске. Умер 22 Ноября 2001 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й степени, Отечественной войны 2-й степени (дважды), Красной Звезды; медалями.

* * *

Боевое крещение Пологов получил на реке Халхин-Гол в 1939 году. Там на И-16 он одержал свою первую победу, сбив японского разведчика И-97. Позднее участвовал в Советско-Финляндской войне, провёл несколько десятков вылетов на штурмовку войск противника.

Великую Отечественную войну он встретил в составе 149-го истребительного авиаполка на Южном фронте. Под Львовом в августе 1941 года сбил свой первый Ме-109...

Через 2 года на счету штурмана 737-го истребительного авиаполка майора Пологова было уже 30 сбитых самолётов: 18 — лично и 12 — в группе. Он по праву считался одним из опытнейших советских лётчиков и командиров. Поэтому неудивительно, что вскоре ему доверили командование 163-м истребительным авиационным полком. Будучи прекрасным тактиком, Пологов часто лично водил своих подчинённых в бой, на собственном примере показывая, что и хвалёных асов Люфтваффе вполне можно вгонять в землю.

Весной 1943 года, накануне Курской битвы, лётчик 163-го истребительного авиационного полка (16-я Воздушная армия) лейтенант Мельников получил письмо от родных, проживавших на территории, только что освобожденной Советской Армией от противника. В письме сообщалось о зверствах немецко-фашистских захватчиков над советскими людьми. Парторг полка зачитал это письмо личному составу, и лётчики поклялись отомстить врагу. На многих самолётах были сделаны надписи: «Отомстим проклятым фашистам!».

В течение мая лётчики этого полка (командир — майор П. А. Пологов) сбили в воздушных боях 16 самолётов противника, не потеряв ни одного своего.

Вспоминая о весенних боях 1943 года генерал-лейтенант авиации в отставке С. Н. Ромазанов пишет:

«Нельзя не вспомнить имя мастера воздушного боя лётчика-истребителя П. А. Пологова. Однажды в районе базирования нашей истребительной части появилась большая группа бомбардировщиков противника, которых прикрывали 8 „Мессеров“. Навстречу были подняты 12 наших „Лавочкиных“. Бомбардировщики врага, не доходя до цели, беспорядочно сбросили бомбы и повернули на запад. Пологов подал команду группе истребителей преследовать бомбардировщиков, а сам с напарником бросился на „Мессеров“.

Такой дерзости от советского истребителя враги, видимо, не ожидали. Завязался бой — 2 против 8. Атака за атакой. Вот один Ме-109 камнем идёт к земле, а другой со снижением удирает на запад. Сначала их осталось 6, затем 5. Так с каждой минутой количество фашистских самолётов уменьшалось. Последние 2 со снижением на максимальных оборотах пытались уйти от атак, но Пологов, оставшись один (его напарник на повреждённой машине уже приземлился на своём аэродроме), метким огнём сбивает и их».

В середине июля 1943 года лётчики 16-й Воздушной армии вели напряжённые воздушные бои на Курской дуге. С целью срыва контратак немецких войск, подавления узлов сопротивления и уничтожения их боевой техники и живой силы, нашими авиаторами только 17 июля было произведено 3 удара крупными силами, в каждом из которых участвовало не менее 350 самолётов. Наши войска вслед за ударами авиации переходили в атаку и успешно продвигались вперед. Всего за 3 дня контрнаступления лётчиками 16-й Воздушной армии было выполнено 4478 самолёто-вылетов, проведено 22 воздушных боя, сбито 28 самолётов противника. Нашим войскам была оказана мощная авиационная поддержка.

В один из боевых дней особенно отличились лётчики-истребители подполковник П. А. Пологов, капитан В. С. Богатырев, старшие лейтенанты В. В. Макаров и Я. И. Филимонов. Эта четвёрка была наведена наземной станцией на 8 истребителей FW-190, прикрывавших 6 бомбардировщиков Ju-88. Увидев группу «Фокке-Вульфов» в разрыве облачности, Пологов резким пикированием ринулся на врага.

Застигнутые врасплох истребители противника вынуждены были встать в вираж. Пологов настиг один «Фоккер», пытавшийся выйти из виража вниз, и с короткой дистанции сбил его. Таким же приёмом уничтожил 2 истребителя Богатырев. Тут же Макаров сбил 4-й самолёт противника при попытке его уйти вверх. В конце боя Пологов, заменив внизу уходящий бомбардировщик противника, настиг его и поджёг очередью из пушки. Всего в этом бою было уничтожено 5 вражеских самолётов и 2 — подбито. Группа Пологова потерь не имела.

В сентябре 1943 года за мужество и высокое воинское мастерство, проявленные в схватках с врагами, командиру 163-го истребительного авиационного полка подполковнику П. А. Пологову было присвоено звание Героя Советского Союза.

3 апреля (по другим источникам — 15 марта) 1944 года, во время боевого дежурства на прикрытии железнодорожного узла Ковель, во главе четвёрки истребителей подполковник П. А. Пологов вступил в бой с группой немецких самолётов и одержал 3 победы, одну из них — тараном.

В тот день восьмёрка Як-9 получила приказ вылететь на поиск вражеских транспортных самолётов, которые систематически летали на помощь осаждённому в Ковеле немецкому гарнизону. Группу вёл Подполковник Пологов. Вскоре они заметили транспортные Ju-52, шедшие под охраной истребителей. Пологов приказал парам лейтенанта Митикова и капитана Подгорного атаковать «Юнкерсы», а сам с остальными навалился на истребителей. В первые же минуты схватки он сбил один самолёт врага. Однако «Юнкерсам» удалось прорваться сквозь заслон наших истребителей.

Тем временем, группа Пологова продолжала вести бой с истребителями. Взмыв вверх «Яки» устремились в атаку. Один из вражеских самолётов, прошитый очередями Пологова, камнем упал на землю. Увлекшись атакой, подполковник сам оказался зажатым с двух сторон парой «Фоккеров».

Пологов пытался резким маневром уйти из-под атаки, но было уже поздно. Истребитель охватили языки пламени. Чтобы сбить его, лётчик бросил машину в пике. Не помогло. Кабина наполнилась дымом. Стало трудно дышать. Управлять самолётом с каждой минутой становилось тяжелее. Пламя подбиралось к лицу и рукам. Надо было срочно прыгать.

Отстегнув ремни и открыв колпак, Пологов вдруг увидел, как справа ему наперерез мчится «Юнкерс». Решение созрело мгновенно.Через мгновение винт «Яка» впился в хвостовое оперение транспортника...

Более 500 метров падал Пологов затяжным прыжком, чтобы противник не расстрелял его в воздухе. Парашют раскрылся лишь в 300 метрах от земли. Опустился он на нейтральной полосе. Вечером друзья встречали его на аэродроме. Спустя несколько дней, в сводке Совинформбюро от 9 апреля появилось короткое сообщение:

«На одном участке Белорусского фронта лётчик Герой Советского Союза подполковник П. А. Пологов, патрулируя над нашими позициями, встретился с 4 немецкими истребителями FW-190. В ожесточённой схватке Пологов сбил 2 самолёта противника. При этом машина Пологова получила повреждения и загорелась. В это время в районе боя появились 11 вражеских транспортных самолётов Ju-52. Подполковник Пологов на своём горящем истребителе врезался в их строй и протаранил один из „Юнкерсов“. Наш лётчик выбросился с парашютом из горящей машины и благополучно приземлился на своей территории».

После лечения в госпитале Павел Андреевич был направлен на 6-месячные курсы в Военно-Воздушную академию.

Всего он произвёл более 600 успешных боевых вылетов, в 100 воздушных боях лично сбил 23 и в группе с товарищами 16 самолётов противника. Некоторые источники указывают и на другие цифры, так например в книге «Оренбургское лётное» указаны 29 личных побед в 750 боевых вылетах.

В годы войны П. А. Пологов воевал почти на всех типах советских истребителей: на И-16, ЛаГГ-3, МиГ-3 и Як-1 в 737-м ИАП; на Як-1, Як-7Б, Як-9 и Ла-5 в 163-м ИАП.

Спор о том: какой самолёт лучше — «Як» или «Ла», ведётся давно, и конца этому не видно. Тем важнее свидетельство П. А. Пологова, летавшего в годы войны на всех типах истребителей ВВС РККА. В конце войны он служил в вооружённом «Яками» 163-м ИАП, но техникам полка удалось восстановить один Ла-5, на котором и стал летать Павел Андреевич. Его фразу приводит в своей замечательной книге «Советские Асы» Николай Бодрихин: "Прикрывал на Ла-5 свои «Яки»...

После войны Павел Андреевич ещё некоторое время продолжал служить в ВВС. В 1949 году он демобилизовался и поселился в городе Свердловске (ныне Екатеринбург), где работал на одном из крупных заводов.

Пологов Павел Андреевич

Родился 23 сентября 1913 г. в поселке Нижнетагильский Завод (ныне город Нижний Тагил) Пермской губернии. Окончил 6 классов, школу ФЗУ и в 1937 г. Борисоглебскую военную авиационную школу.

Боевое крещение Пологов получил на реке Халхин-Гол в 1939 г. Там на И-16 он одержал свою первую победу, сбив японского разведчика И-97. Участвовал в советско-финляндской войне, провел несколько десятков вылетов на штурмовку войск противника.

Великую Отечественную он встретил на Южном фронте. Под Львовом в августе сбил Ме-109… Через 2 года, в августе 1943 г., на счету штурмана 737-го иап (207 иад, 3 сак, 17 ВА) майора Пологова было 30 сбитых самолетов: 18 - лично и 12 - в группе. Осенью того же года он был назначен командиром 163-го иап. 3 апреля 1944 г., во время боевого дежурства на прикрытии железнодорожного узла Ковель, во главе четверки Пологов атаковал большую группу неприятельских самолетов. Огнем сбил 2 вражеские машины - Ю-52 и ФВ-190. Сам был подожжен и ударом своего горящего Як-7 уничтожил еще один «юнкере». При таране остался жив и, оттолкнувшись от обломков самолета, сумел ракрыть парашют.

После лечения в госпитале Павел Андреевич был направлен на 6-месячные курсы в ВВА.

Он воевал почти на всех типах советских истребителей: на И-16, ЛаГГ-3, МиГ-1 и Як-1 в 737-м иап; на Як-1, Як-7Б, Як-9 и Ла-5 в 163-м иап. Ла-5 не были на вооружении 163-го иап, но одна из этих машин была восстановлена техниками полка, и Пологов летал на ней на боевые задания. «Прикрывал на ней свои „яки“, - шутил он.

Подполковник Пологов провел более 600 боевых вылетов, в 100 воздушных боях лично сбил 22 и в группе 16 самолетов противника.

В 1949 г. он демобилизовался и поселился в Свердловске, где здравствует и поныне.

Герой Советского Союза (2.9.43). Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й ст., 2 орденами Отечественной войны 2-й ст., орденом Красной Звезды, медалями.