Чем сложнее тем интересней. Чем сложнее — тем интереснее. Есть ли у вас мечта

Если речь заходит о военных, память в девяти случаях из десяти услужливо подкидывает нам имена Александра Невского, Суворова, Кутузова, Жукова — полководцев, судьбы которых неизменно привлекают внимание людей искусства, историков и публицистов. На самом же деле жизнь тех, кто выбрал своей судьбой службу Отечеству, нередко похожа на увлекательное повествование, пусть даже их биографии и не попали на книжные страницы.

Как «Офицеры» определили судьбу

Тридцать лет и три года прослужил в рядах Вооруженных Сил СССР и РФ заместитель управляющего директора АО «КБП» по взаимодействию с государственными и региональными органами власти Сергей Евгеньевич Ильин, который вчера отметил день рождения. Эта цифра, кстати, ожидаемо ассоциируется с былиной о богатыре Илье Муромце. Впрочем, и в судьбе самого Сергея Евгеньевича были свои соловьи-разбойники, камни неподъемные да служба ратная…

Ильин родился в Москве, но прожил там совсем недолго. Сам он жизненную географию описывает так:

Если коротко, то десять лет жил в Германии, три года - в Монголии, пять лет - в Грузии, Армении, Азербайджане, пять лет - на Дальнем Востоке, сейчас шестой год - в Туле…

Его отец воевал в Великую Отечественную, а по окончании боевых действий стал строителем. О нем Сергей Евгеньевич вспоминает с неизменными любовью, пиететом и гордостью: говорит, что всегда равняется и до сих пор хочет быть похожим на этого честного и порядочного человека.

До наступления школьного возраста сына Ильины жили в Германии, потом вернулись в Советский Cоюз.

С огромным удовольствием вспоминаю школьные годы, учителей,- рассказывает Сергей Евгеньевич.- Да, это был советский период, но сколько в нем было хорошего, доброго, светлого! Замечательные школы, дающие прекрасное образование, пионерские лагеря, спортивные секции и клубы, различные кружки, мероприятия. Как большинство мальчишек, увлекался футболом, баскетболом, волейболом. В то время я был по-настоящему счастлив.

В те годы фронтовики были еще полны сил и энергии и активно участвовали в жизни страны - им было не до воспоминаний. Мальчишки же росли на фильмах и книгах о войне - «Добровольцы», «Судьба человека» и, конечно, «Офицеры». Похоже, что слова героя фильма: «Есть такая профессия - Родину защищать» стали для юного Сергея определяющими. Несмотря на то, что сначала парень мечтал поступить в МВТУ имени Н. Баумана и даже занимался на подготовительных курсах, в1975 году Ильин надел форму курсанта Московского высшего общевойскового командного училища имени Верховного Совета РСФСР…

А в 1978 году, когда Ильин учился на третьем курсе, в училище на кафедру эксплуатации колесной и гусеничной техники пришла работать молодая девушка по имени Елена.

Ей в ту пору было девятнадцать лет,- вспоминает Сергей Евгеньевич.- Мы познакомились, приглянулись друг другу, а потом и полюбили. Так что 21 июля 1979 года у меня был выпуск, а 28 - уже свадьба. На место службы я прибыл с молодой женой, и путь от курсанта до генерала она прошла рядом со мной. Мы вместе уже сорок лет, жена - мой надежный тыл…

От Берлина до Кавказа

А служить Ильин начал в Группе Советских войск в Германии. Его роте довелось охранять главных военных преступников Второй мировой войны в тюрьме «Шпандау», которая находилась в Западном Берлине. В живых к тому моменту из семи заключенных оставался один - Рудольф Гесс, знаменитый идеолог национал-социализма, заместитель фюрера в НСДАП и рейхсминистр без портфеля. Борис Полевой в книге «Нюрнбергский процесс» называет пятерку главных нацистских преступников во главе с Гитлером пятью «Г». Одним из них и был партайгеноссе Гесс. Его охрану поочередно несли англичане, французы, американцы и русские. Ильин неоднократно видел Гесса, когда того выводили на прогулку.

Через пять лет Сергей Евгеньевич отправился на новое место назначения - в Закавказский военный округ. Начинал служить в Душети - в отрогах Большого Кавказского хребта, южнее Тбилиси, был начальником штаба учебного мотострелкового батальона. Затем командовал учебным танковым батальоном в Вазиани. А службу в округе Ильин закончил в 1988 году командиром мотострелкового батальона в Ахалкалаки, что на границе с Турцией. Тогда же поступил в Московскую военную академию имени М. В. Фрунзе, где учился три года.

Мой выпуск был последним выпуском слушателей академии в Советском Союзе,- отмечает Сергей Евгеньевич.- Иногда задумываюсь: наверное, неслучайно волею судьбы оказываюсь на переломе каких-то исторических событий в России-матушке.

«Лихие девяностые» каждый вспоминает по-разному. Для кого-то это, конечно, время новых идей и глобальных перемен, но для большинства - катастрофа, разрушившая привычный уклад и заменившая жизнь на выживание.

В конце восьмидесятых - начале девяностых годов нас здорово нахваливали Соединенные Штаты Америки, страны Западной Европы за то, что мы идем правильным демократическим путем,- вспоминает заместитель управляющего директора АО «КБП».- А в это время наши сограждане стояли в позорных очередях за «ножками Буша», с талонами за получением водки. Затем, как хрустальная ваза, разбился Советский Союз. До сих пор убежден: в начале 1990-х годов мы теряли Россию. Еще чуть-чуть - и великая страна распалась бы на удельные княжества.

«У каждой проблемы есть фамилия…»

К тому моменту у Сергея Евгеньевича умер отец, а тесть был тяжело болен. И офицеру с высшим образованием не осталось ничего другого, кроме как пойти «шабашить». Он трудился «вышибалой» в пиццерии, три года работал в казино «Гавана».

Мне довелось увидеть жизнь с разных сторон, я получил серьезный урок, и об этом, признаюсь честно, нисколько не жалею,- отмечает Ильин.- Вообще очень благодарен военному училищу, которое меня закалило. Заложенный в училище заряд здоровья, бодрости, крепости тела и духа, оптимизма в дальнейшей жизни мне помогал. Я потом спокойно переносил определенные лишения - например, если надо было трое суток не спать, работать без выходных, в любых погодных условиях.

Параллельно выживанию «в условиях демократического рынка» шла и военная био - графия. В 1991 году Сергей Ильин пришел служить в Генеральный штаб Вооруженных Сил СССР. По его признанию, служба в Генштабе стала одной из самых ярких страниц в жизни, пусть и связанных с большими трудностями. В те годы Ильин уходил из дома в шесть утра и раньше одиннадцати вечера не возвращался.

И в то же время я об этом ни минуты не жалею,- говорит он.- Россию-матушку исколесил вдоль и поперек, легче сказать, где я не был. В начале 2000 годов еще шли активные боевые действия в Чечне, Ингушетии, Дагестане. Я был участником этих событий в той или иной степени, сопровождал в командировках Сергея Борисовича Иванова.

С 2001 по 2006 год Ильин был генералом для особых поручений у министра обороны, до октября 2007 года - начальником экспертного центра аппарата министра обороны. Сергей Евгеньевич убежден, что каждый настоящий руководитель, офицер и мужчина должен требовать честности, порядочности, исполнительности в первую очередь от самого себя. Это очень важно - уметь взять на себя ответственность.

Не устаю повторять: у каждой проблемы есть фамилия, имя и отчество,- считает он.- К сожалению, встречаются люди, которым нравится критиковать других, а взять ответственность на себя они не всегда готовы.

Из Минобороны - в оборонку

После увольнения из вооруженных сил оказалось, что связи, личные знакомства со многими руководителями, административные и организаторские таланты генерала Ильина очень нужны Арсеньевской авиационной компании «Прогресс». И 1 января 2008 года он пришел туда советником управляющего директора. Пришел на новый проект: стране был необходим боевой вертолет, Ка-52.

Тогда заместитель командующего ВВС по вооружению Олег Бармин уделял этой программе особое внимание.

Выпуск боевого вертолета Ка-52 - моя первая победа,- считает Сергей Евгеньевич.- Когда мы приехали на Дальний Восток, в Арсеньев, то увидели умирающий завод, не выпускающий продукцию. А когда мы подняли в небо первый вертолёт Ка-52, не поверите, люди плакали от радости! Самый большой успех - получение государственного оборонного заказа на изготовление вертолетов. С 2010 года завод серийно выпускает это изделие для родных Вооруженных сил. Это была огромная победа! И пусть моих заслуг в ней одна миллионная доля, я горжусь, что принимал в этой работе активное участие.

Сергей Ильин говорит, что именно в этот период его судьба тесно переплелась с судьбой Дмитрия Владимировича Коноплева, с которым пять лет проработал на Дальнем Востоке.

Как мне кажется, на тот момент команду Коноплева заметили как сильных управленцев, руководителей,- рассказывает он.- Дмитрий Владимирович пригласил меня в Тулу, хотя, не скрою, было немного грустно, потому что наконец-то стали видны плоды наших трудов и усилий в Арсеньевской авиа - ционной компании: производство начало набирать обороты, мы добились уважения, получили государственный оборонный заказ…

Нельзя сказать, что Ильину предложили ехать совсем уж в неизвестность. Работая с министром обороны Сергеем Ивановым, он неоднократно бывал в Туле, посещал КБП и восхищался этим предприятием. Знакомство со многими российскими оборонными заводами позволило провести для себя самого корректный сравнительный анализ и сделать однозначный вывод: ехать надо! АО «КБП» и его производственная площадка, АО «Щегловский вал» - достойные предприятия с высококвалифицированными кадрами, огромным потенциалом и богатыми традициями.

Я принял предложение и согласился стать заместителем управляющего директора АО «КБП» - руководителем аппарата с 1 июля 2012 года,- говорит Сергей Евгеньевич.- В то время государственный оборонный заказ составлял всего три процента, соответствующим был и оборот. В это трудно поверить, но это так. Результат работы за последние годы говорит сам за себя, и наши образцы вооружения принимают участие в парадах Победы на Красной площади в Москве. Да, работа на прославленном тульском предприятии - серьезная перемена в моей жизни, мне было непросто решиться на такой шаг, иногда я сомневался - получится ли. Сейчас гособоронзаказ вырос более чем в десять раз. А результаты говорят сами за себя.

Ильин ни разу не пожалел, что сделал выбор в пользу Тулы. Он безмерно горд и рад, что ему посчастливилось поработать с Аркадием Георгиевичем Шипуновым, который на закате жизни принял как своего преемника Дмитрия Коноплева, а значит, и его команду.

Главное - плодотворно работать на благо Родины, чтобы за свой труд не было стыдно,- считает заместитель управляющего директора АО «КБП».- Это мы сейчас и делаем на нашем предприятии. Говорят, в любом возрасте можно кардинально изменить свою жизнь и почувствовать себя счастливым. Главное - ничего не бояться и ухватиться за свой шанс. Перемен я не боюсь, они нередко происходили в моей судьбе. У меня вся жизнь - в самолете, поезде, на колесах. За последние пять лет на служебной машине проехал более полумиллиона километров. Куда только судьба ни забрасывала! И в Ашулук, и в Капустин Яр, и в район Сочи на Красную Поляну… Признаюсь, я получаю удовольствие от такой работы.

Кстати, говоря о Сочи, Ильин не скрывает, что большая часть поездок в олимпийскую столицу России не имела отношения к отдыху. Напротив, речь шла об обеспечении безопасности, в том числе и с воздуха, и в самом городе, и в районе Красной Поляны. С. Ильин отвечал на надежность средств обеспечения этой безопасности - изделий, разработанных и произведенных специалистами КБП.

С огромной проблемой столкнулись при подготовке к Олимпийским играм в Сочи,- пояснил Ильин.- Мы приехали в район проведения Олимпиады за полгода, то есть в сентябре 2013-го. На тот момент некоторые уважаемые в Вооруженных силах люди скептически относились к нашей технике… Время показало, что правда - на нашей стороне.

Сергей Евгеньевич получает искреннее удовольствие, решая сложные задачи. Чем сложнее, тем лучше. Такое ощущение, что ему крайне важно доказывать собственную эффективность даже не руководству, а самому себе. Ему нравится работать там, где трудно, где нужно проявить силу воли и характер.

Когда ты заведомо понимаешь, что задача невыполнима, но прилагаешь все усилия - свои и коллектива - и добиваешься поставленной цели, то приходит успех,- резюмирует Сергей Евгеньевич.

Обыкновенный генерал

Руководитель аппарата должен быть на месте с раннего утра до позднего вечера, кроме того, я люблю работу в движении,- замечает Ильин.- Мне ближе работа по взаимодействию с государственными и региональными органами власти, с полигонами, предприятиями. Надеюсь, что у меня это получается. Сейчас я создаю Протокол предприятия, думаю, это правильное решение, потому что коллектив у нас серьезный. Еженедельно КБП посещают минимум две делегации, каждой из которых надо уделять должное внимание…

Кажется, Сергей Евгеньевич живет и дышит работой, не замечая ничего, что прямо или косвенно не касается АО «КБП».

Однако самой большой удачей в жизни он считает вовсе не карьеру и уж тем более - не генеральские погоны, а… супругу Елену. И утверждает, что самое дорогое у каждого человека - семья.

Мы любим вместе собираться дома,- говорит Сергей Ильин.- Во время отдыха я всего себя посвящаю семье. Мы придерживаемся простой традиции - всегда и во всем держаться друг за друга, верить и доверять, обязательно вместе обсуждать любые проблемы. Мы стараемся быть друзьями.

Ильин считает себя богатым человеком, но поясняет, что речь не о доходах и имуществе. У него двое детей, четверо внуков. Старшему сыну Евгению сейчас тридцать семь лет, младшему Виктору - двадцать семь. Евгений в Москве занимает должность старшего вице-президента Росбанка. Виктор же, как и отец, стал военным, отслужил пять лет в Омске помощником прокурора гарнизона, в данное время он прокурор отдела по противодействию коррупции в Екатеринбурге в звании капитана.

У меня два внука и две внучки,- улыбается Сергей Евгеньевич.- Отношения с внуками доверительные. Конечно, мы с женой стараемся находить для них время и уделять им побольше внимания, проявлять заботу, ведь внуки - это огромная радость. В жизни дети и внуки - самое большое богатство, ради них мы и живем.

Ильин говорит, что любит прогулки по лесу, хотя так и не стал заядлым рыболовом или охотником. Предпочитает просто неспешно гулять, чаще всего с женой. Хотя и активный отдых тоже не отвергает, считая, что в жизни полно занятий куда интереснее, чем просиживание кресла напротив телевизора. Он вообще сидеть не любит, поэтому на свой день рождения пожелал себе сил и здоровья.

Чтобы полноценно и успешно работать, чувствовать себя востребованным, приносить пользу людям и стране, радоваться жизни,- пояснил Сергей Евгеньевич.- Пока я себя на пенсии не вижу. В настоящее время от работы получаю удовольствие, поэтому чувствую себя счастливым.

Андрей МАНЯХИН легко согласился на разговор, и когда при расставании с ним пожимали друг другу руки, мне казалось, мы с ним давно знакомы. Эта легкость в общении не проходила и при подготовке материала о нем.

Я 1978 года рождения, - стал рассказывать механизатор, - на технике работаю с 92-го года. Я в то время еще в школе учился, а на лето уходил работать на технике в бригаде. Отец Андрей Степанович - из династии Маняхиных. Его брат Василий Степанович тут же трудился, а потом уехал в Чистогорск, был там бульдозеристом на шахте. Потом еще Николай Степанович, брат отца, - он и шофер, и тракторист.
А дальше мой новый знакомый приступает к повествованию о том, почему он стал трактористом. Оказалось, парню эта работа легко дается. С отцом с малых лет рядом был постоянно, он и помог устроиться в бригаде, взял к себе на трактор. Под его ответственность дали парню технику.
- Система хорошая была, - улыбается Андрей Андреевич. - Отец помогал, другие трактористы как-то заинтересованы были сделать из меня рабочего человека. Сейчас-то молодежи нет в бригаде. Надо, чтобы юноша если пришел, сразу все знал, потому что это техника, к ней нужно серьезно относиться. А у кого опыта нет… И где ему опыт взять, если не может устроиться?
Можно было и не спрашивать, нравится ли собеседнику быть трактористом, однако как не спросить, чтобы, как говорится, из первых рук ответ услышать, а не самому додумывать.
- По душе ли мне эта работа? - и переспрашивает, и тут же утверждает. - Интересно когда бывает? Чем сложнее - тем лучше! Сложно что может быть? Погодные условия, например. Какие-то тонкие работы. Почему я на погрузчике работаю? Там сосредоточенность нужна, концентрация внимания. Погрузчик ведь универсальный, «Карпатец» называется.
Такой трактор Андрей Маняхин не сразу получил. Сначала были Т-40, затем МТЗ-82, потом грейферный ЮМЗ, и только потом достался ему нынешний «Карпатец». Однако же неправильным будет умолчать, что есть в ведении Андрея Андреевича и другой трактор - «Беларус 1221», которому пошел четвертый год. На нем-то он и будет, как повелось, заниматься заготовкой зеленой массы: сенажа, силоса. Весной тоже без дела не сидел, выполнял поручения бригадира. Сам тракторист сказал: самых разных. На «Карпатца» пересядет зимой, чтобы грузить сенаж, силос.
- Хотелось, чтобы качество отечественной техники было лучше. Где-то собрано на скорую руку, не подтянуто, как надо, где-то не додумано, приходится доделывать за сборщиков и конструкторов.
Тракторист показывает на «Беларус», рядом с которым мы и стоим, стучит ладонью по прикрепленному к нему баку:
- Вот дополнительный топливный бак сами крепили, потому что одного на смену не хватает - заводской маленький. Или вот воздухозаборник вывели наружу из кабины, потому что в ней в посевную пыли очень много. Ну, и по мелочи кое-что делаем.

У Андрея Маняхина в Николаевке семья: жена и двое детей. Старший сын, Вячеслав, нынче оканчивает 11-й класс, дома он помогает по хозяйству, в том числе и управляется со скотом, который есть на подворье Маняхиных. Глава семейства в свободное время, если оно бывает, смотрит по телевизору «Новости», а в них все, что касается правительства. Говорит, интересно слышать обещания и знать, что же выполнено: «Хочу знать, каким будет наш завтрашний день». Еще Андрей Андреевич интересуется фантастикой, а «мыльные оперы», по его выражению, замучили.

Иван СКОРЛУПИН,
Петропавловский район.

Уральский завод тяжелого машиностроения рожден гигантом. В советское время - один из двух центров тяжелого машиностроения, он обеспечивал индустриальное развитие советского государства от Урала и на восток. (Второй центр, работавший на индустриализацию западной части СССР, - украинский Новокраматорский машиностроительный завод.) Огромное производство, достижения которого мерили астрономическими объемами поставляемой продукции. Затраты его покрывались за счет прибыли конечных отраслей советского хозяйства. Вброшенное в рынок, предприятие осталось с ними один на один, без инструментов и навыков генерирования прибыли. Отечественное тяжелое машиностроение, некогда локомотив индустриализации, стало главным страдальцем экономических неурядиц, начиная с болезненного преодоления переходного периода 1990-х и заканчивая вялым восстановлением провала 2008 - 2009 годов.

В разы потеряв в весе, УЗТМ выстоял, и сегодня речь ведет не о выживании, а о создании заделов на будущее (см. «Ранение в руку тяжелым не считается» , «Э-У» № 39 от 22.09.2014). Как и в 1930-е, здесь по-прежнему глубоко и тонко ощущают важность тяжелого машиностроения для развития государства - это основа всего индустриального строя страны.

«Эксперт-Урал» насчитал три важнейших направления развития УЗТМ, которые, на наш взгляд, способны обеспечить известной уральской марке уверенное будущее.

Первичная модернизация

Первый проект - комплексная модернизация производства валков для металлургических прокатных станов. Валки - традиционный для Уралмаша продукт, на заводе и до обновления сохранялись хорошие технологические возможности для их изготовления. Есть соответствующие специалисты, создан парк токарных и шлифовальных станков, способных вытачивать и обрабатывать разноразмерную валковую заготовку. Специально создан термический цех: большие цилиндрические заготовки требуют обработки в вертикальном положении, для этого необходимы специальные шахтные печи, в которых на подвесках валки нагреваются, а затем прокаливаются в особых эмульсиях.

Тем не менее условия рынка внесли корректировки: осенью 2013 года решением акционера собственное металлургическое производство на УЗТМ было закрыто. Напомним, основная причина - нерентабельность оборудования и ветхость промышленных построек 1930-х годов. Кроме того - проблемы с исполнением санитарно-защитных требований (основная экологическая нагрузка приходилась как раз на плавильные мощности). Тогда довольно долго обсуждали, что делать с металлургическим подразделением. Рассматривали три варианта: оставить на Уралмаше, но переоборудовать и в разы сократить мощность; построить новое подразделение на территории Уралхиммаша (как и Уралмашзавод, контролируется Объединенными машиностроительными заводами, ОМЗ, которые в свою очередь входят в группу компаний Газпромбанка); вовсе отказаться от метпроизводства ОМЗ на Урале. Сделать выбор пришлось в пользу третьего варианта. Однако в апреле 2014 года заседание правления Газпромбанка приняло решение о развитии и модернизации производства прокатных валков на УЗТМ. На эти цели предусмотрели вложения 932 млн рублей за 2014 - 2015 годы. Они будут направлены на обновление цехов и приобретение нового оборудования: современных термических печей, установок закалки поверхностного слоя, покупку вальцешлифовального станка. Заметим, что если создавать подобное производство заново, потребовались бы вложения, в три-четыре раза превышающие эту сумму.

Осенью 2014 года был решен вопрос и с сырьем: ОМЗ наладил поставки заготовки с предприятий Ижорской промышленной площадки (Колпино, входит в состав Санкт-Петербурга) - «ОМЗ-Спецсталь» и «ОМЗ-Литейное производство». Руководство ОМЗ объясняет, что все международные компании идут по такому пути: не дублируют производства в каждом регионе, а создают специализированные центры компетенций. Сейчас основная задача Уралмаша - выпускать машиностроительное оборудование. В модернизацию этих мощностей вкладываются средства, обновляется в частности и валковое производство. А на Ижорской площадке как раз центр компетенций в области производства сталей и литья. «ОМЗ-Спецсталь» и «ОМЗ-Литейное производство» - гораздо более молодые комплексы, чем тот, что был на Уралмаше (см. «Подъезжая под Ижоры» , «Э-У» № 44 от 27.10.2014).

В результате в октябре 2014 года на УЗТМ начались работы по реконструкции здания цеха № 39/3, где будет размещено обновленное термическое производство. Сейчас ведется демонтаж старых конструкций и разработка котлована под оборудование. До конца 2014 года в здании зальют новый 12-метровый фундамент, заменят все газовые и водные коммуникации, остекление, установят инфракрасные обогреватели. Получить оборудование для нового валкового производства на заводе планируют летом будущего года. Завершение всех работ в цехе № 39/3 намечено на конец 2015-го. К 2017 году объем производства валков должен вырасти до 14 тыс. тонн (отгрузка в 2013 году составила около 3,5 тысячи).

Базовый спрос

Валки для Уралмашзавода хороши тем, что на них есть очевидный спрос и потребность в них стабильна - это расходный материал для металлопрокатчиков. И если инвестиционные проекты многие холдинги способны отложить по разным причинам, то без плановой замены валков прокатное производство просто остановится.

Благоприятна с рыночной точки зрения ситуация с конкурентной борьбой. В России стальные прокатные валки массово производятся только на ОРМЕТО-ЮУМЗ в Орске (Оренбургская область) и на УЗТМ. На рынке также присутствуют иностранцы, их продукт - классом выше, но и в разы дороже. Такой, как правило, используется на производстве спецсталей, где нужна более высокая точность процесса.

Основным конкурентом для уральской продукции долгое время был украинский Новокраматорский машиностроительный завод. В постсоветский период судьбы НКМЗ и УЗТМ сложились по-разному, и не в пользу последнего. В истории НКМЗ прослеживается личное участие президента Кучмы, что позволило заводу в первую декаду 2000-х быть в отличном тонусе: там сохранили 15 тыс. работающих, провели огромную модернизацию. В результате до последнего времени НКМЗ обеспечивал до 40% российского рынка всех прокатных валков, включая чугунные и валки для специальных станов. Но теперь на стабильность поставок с Украины отечественные заказчики посматривают с сомнением.

Судя по всему, валковое производство на ближайшие годы станет базисным для УЗТМ: спрос стабильный, изготовление типичное. А значит, как минимум, короткие заказы у предприятия будут. По сути, валки - это единственная массовая продукция, которую УЗТМ может предложить рынку. Все остальное, производимое на предприятии, эксклюзивно: будь то дробилки под конкретную горную технологию или шагающий экскаватор под конкретный карьер. Если первый проект всецело направлен на организацию заводского настоящего, то второй оптимистично метит в будущее - на Уралмашзаводе взялись за разработку первого отечественного гидравлического карьерного экскаватора.

Параллельная технология

Для начала техническое отступление. Одноковшовые экскаваторы, используемые для погрузки твердых полезных ископаемых при открытой добыче, бывают двух основных типов. Первый - канатные электрические мехлопаты. Такие машины питаются от стационарного распределительного устройства внешней электросети. Производство карьерных экскаваторов с электрическим приводом - одна из давних, с 1950-х годов, специализация Уралмашзавода. Второй тип - экскаваторы с гидравлическим приводом рабочего оборудования, механизмов перемещения и поворота на автономном дизельном двигателе. Электрические мехлопаты имеют более длительный этап эволюции и исторически более проработаны. Гидравлические экскаваторы появились позже: они имеют много сложных узлов, требуемая надежность которых обеспечена сравнительно недавно, 25 - 30 лет назад.

По конструктивным особенностям электроприводные и гидравлические экскаваторы обладают определенными конкурентными преимуществами. Например, долгое время электрические мехлопаты имели превосходство по показателям вместимости ковша, а значит, были актуальнее в использовании в условиях массивного пласта разрабатываемой породы. Однако в последнее время эта разница стирается: гидравлика следует по пятам.

Если экскаватор работает в условиях высокой прочности породы и требуется частое проведение взрывных работ, электропривод проигрывает: технику из опасной зоны нужно выводить. А передвижение по забою машины, «привязанной» к электросетям, занятие непростое и небыстрое: скорость не превышает километра в час. Скорость передвижения гидравлического экскаватора втрое выше. Кроме того, он в среднем на треть легче, что делает его мобильнее, позволяет работать в условиях, куда электрическому не добраться. Также важно, что гидравлический экскаватор может быть выполнен как с прямой, так и с обратной лопатой (электрический только с прямой), что расширяет возможности его применения.

Себестоимость гидравлического экскаватора ниже, чем канатной мехлопаты с электроприводом, но в эксплуатации и обслуживании он дороже. У него меньше ресурс основных производственных узлов: электрическая машина работает в среднем 25 лет, гидравлическая - около десяти. Да и ГСМ для гидравлики сегодня дороги.

Объемы производства электрических экскаваторов в последние годы сравнительно стабильны и имеют прогноз к снижению, а производство гидравлической техники с начала 2000-х годов стремительно растет - их удельные характеристики улучшаются быстрее. Мировой рынок этих машин примерно поровну поделен четырьмя производителями: Caterpillar, Komatsu, Hitachi и Liebherr. В России они не производятся вообще, а импорт в лучшие годы достигал 200 машин в год - применяются эти машины во всех отечественных горнодобывающих отраслях.

Задача очевидна: необходимо разработать перспективную линейку отечественных гидравлических экскаваторов, организовать производство и выйти для начала на собственный рынок, - рассказывает начальник управления по развитию новых продуктов УЗТМ Александр Самолазов. - В наших планах создать шесть базовых моделей вместимостью ковша от 10 до 45 кубометров. Поставили на заводе эту задачу совсем недавно, год назад. Для этого на УЗТМ было создано управление по развитию новых продуктов, которое сейчас занимается разработкой первой модели - 16-кубового гидравлического экскаватора. На сегодня стадия работы - технический проект, в конце декабря мы будем защищать его на научно-техническом совете предприятия. Мы сотрудничаем по проекту со многими отечественными проектировщиками, но общую идеологию строим сами.

Несущие и основные силовые конструкции Уралмашзавод собирается проектировать и изготавливать самостоятельно; дизельный двигатель планирует закупать у американского поставщика Cummins, а гидравлическую схему прорабатывает совместно с немецкой компанией Bosch Rexroth. Отдельные элементы ходовой части и рабочего оборудования пойдут из-за рубежа. «Во-первых, гидравлики в стране просто нет, - объясняет наличие большого числа иностранных компонентов в конструкции Александр Самолазов. - Во-вторых, если мы хотим конкурировать с четырьмя мировыми производителями-лидерами, то нам стоит использовать лучшие мировые разработки. Появятся эффективные отечественные решения - с удовольствием будем рассматривать новые варианты».

В первой половине 2015 года планируется выдать рабочую документацию в изготовление. Вторая половина 2015-го отводится на изготовление основных конструкций; первый квартал 2016-го - сборка экскаватора, второй квартал 2016 года - испытание на площадке завода, далее - испытание в забоях и отгрузка потенциальным заказчикам. Всего с разработкой линейки из шести машин УЗТМ собирается справиться за десять лет.

Комплексный подход

Не намерен Уралмаш сдавать позиции и в уникальных комплексных работах, об этом - третья часть нашего повествования. Сегодня УЗТМ реализует беспрецедентный проект: на основе современных технологий строит на Михайловском горно-обогатительном комбинате первую в постсоветской истории России обжиговую машину. Михайловский ГОК входит в металлургический холдинг «Металлоинвест», занимает второе место среди горно-обогатительных предприятий России по объему производства, его доля в общероссийском производстве окатышей - около 30%. В настоящее время оснащен двумя обжиговыми машинами ОК-520, изготовленными на Уралмашзаводе и введенными в эксплуатацию в 1977 году. По итогам нового строительства мощность возрастет в 1,5 раза до 15 млн товарных окатышей в год, это выведет предприятие на первое место по производительности в стране. Это будет самая крупная в России фабрика окомкования с обжиговой машиной пятого поколения, фактически завод в заводе. На сегодня строительные работы выполнены на 80%, в монтаже находится около 200 единиц оборудования. На площадке в две смены работает 1200 человек. Завершить строительство всего технологического комплекса планируется в первом квартале 2015 года.

Важно, что для Уралмаша это первый серьезный проект поставки фабрики «под ключ», за исключением строительной части и монтажа оборудования. В рамках проекта завод отвечает за разработку технологии получения окатышей, выполнение проектных работ, поставку оборудования, осуществление комплекса работ по электроприводам и АСУ ТП, ввод фабрики в эксплуатацию, достижение гарантированных производственных показателей и эксплуатацию введенного оборудования в течение всего жизненного цикла фабрики.

Сегодня в России компетенций по строительству таких объектов «под ключ» очень мало, - объясняет генеральный директор Уралмашзавода Александр Шарапов. - Обычно, если у нас в стране горнодобывающая компания берется строить, скажем, обжиговую фабрику, то она должна содержать в штате целую строительную дирекцию: технологов, специалистов по оборудованию, строителей, наладчиков и т.п. В то время как строительство «под ключ» - это давно сложившаяся мировая практика, в этом случае заказчик лишь платит деньги и контролирует проведение работ. Во-первых, это экономия на организационных усилиях и сторонних компетенциях, во-вторых - страховка рисков. Ответственность лежит на генеральном подрядчике и реализуется при помощи механизма отложенного платежа. Стоимость Михайловского проекта составляет около 6 млрд рублей, из них 800 миллионов - это отложенный платеж. Эти деньги мы получим при условии, если мы запускаем проект вовремя, без сбоев выводим оборудование на проектную мощность, обучаем персонал заказчика и т.п. А если что-то идет не так, то сумма отложенного платежа соответствующим образом дисконтируется.

Эта компетенция очень важна для входа на зарубежные рынки. Сегодня, кроме точечной замены существующего оборудования, все новые проекты заводов, фабрик, рудников выполняются «под ключ».

Конечно, ожидать массового спроса на такие работы в России в ближайшие годы не стоит. Но, не имея этой компетенции, подчеркивает руководство УЗТМ, говорить о долгосрочном развитии бизнеса на 10 - 15 лет вперед не представляется возможным. А потенциальные международные заказчики у УЗТМ уже просматриваются. Если эту компетенцию не наработать, предприятие так и останется в цепочке многих поставщиков с незначительными долями в прибыли от реализации комплексных проектов. А фактически распределяет эту прибыль тот самый головной поставщик оборудования, исполняющий для заказчика весь проект «под ключ».

Сегодня производство валков - это направление, которое дает стабильную выручку, позволяет загружать завод в непростые времена. Мы понимаем, что это короткие деньги, но они важны здесь и сейчас; это наш сегодняшний костяк, ядро бизнеса. Гидравлические экскаваторы - задел на будущее, шаг в направлении новой ниши, которая в перспективе повысит нашу экономическую устойчивость, станет расширением будущего ядра бизнеса. Но настоящее продвижение вперед возможно только за счет реализации комплексных проектов - только они способны обеспечить для завода крупные заказы длиной в несколько лет. И чтобы развиваться в будущем, все обозначенные компетенции мы нарабатываем уже сегодня, - резюмирует Александр Шарапов.

Главный продюсер XCOM 2 Гарт Деанжелис (Garth DeAngelis) рассказывает о тактике игры в режиме, который осилили меньше 5% игроков

В пантеоне сложных игр серия XCOM компании 2К служит своеобразным обрядом посвящения. Она не отличается простотой даже на более низких уровнях сложности. Игроки, которые бросаются в бой, не осмотрев каждый угол и не распланировав свои действия, довольно быстро теряют солдат. Даже самые неопытные игроки в XCOM знают, что нужно быть аккуратными, терпеливыми и, самое главное, как можно чаще сохраняться.

Однако и закаленные в сражениях бойцы дважды подумают, прежде чем отважиться сыграть в режиме «Терминатор». Зато те, кто предпочитает проходить игры на самых высоких уровнях сложности, уверены, что в XCOM нужно играть именно в этом режиме, и понимают, что выбравшим его потребуется приложить максимум усилий.Здесь не только более быстрые, сильные и намного более опасные враги, но и всего-навсего одно сохранение. При этом данные этого сохранения перезаписываются после каждого действия, совершенного во время задания.

А значит, что любой неверный шаг может привести к печальным последствиям. Например, если вы слишком агрессивно продвигаетесь по неоткрытой части карты и угодили в окружение, то у вас не будет возможности загрузить старое сохранение и переиграть эпизод. Можно потратить много часов на развитие персонажей и подбор оптимальной экипировки, а потом потерять все в считанные минуты из-за плохого планирования. И с этим уже ничего не поделать.

Дань уважения оригинальной игре

«Базовые идеи, заложенные в основу режима “Терминатор”, являются краеугольными принципами всей серии XCOM. Это игра о сложных решениях и их радикальных последствиях. В современных играх серии вы можете сохраняться до и после каждого вашего шага, однако по-настоящему играть в XCOM – это принимать непростые решения и быть готовым ко всему, - отмечает Гарт Деанжелис, главный продюсер XCOM 2. – Когда мы сделали XCOM: Enemy Unknown, мы хотели сразу дать понять нашей аудитории, что мы не станем упрощать игровой процесс, ведь серия славится своей сложностью. Мы добавили в XCOM различные уровни сложности и возможности настройки, чтобы сделать ее привлекательной для более широкого круга игроков, однако сохранили режим “Терминатор” для поклонников оригинальной игры. Этот режим – дань уважения прошлому».

Сказать, что пройти игру в режиме «Терминатор» непросто – значит ничего не сказать. На самом деле это настолько сложно, что, по словам Гарта, это удалось меньше 5% игроков. Эти принадлежащие к элитной группе поклонники доказали, что, хотя «Терминатор» невероятно сложен, пройти игру все-таки возможно.

Сложно, но справедливо

Гарт рассказывает, что перед разработчиками из Firaxis стояла непростая задача сделать так, чтобы режим «Терминатор» был не только очень сложным, но и честным по отношению к игрокам.

«”Терминатор” меняет функционал кампании, поэтому наши дизайнеры уделяли особое внимание балансировке различных настроек сложности, – говорит Гарт. – Правильно отладить уровень сложности “Легенда”, самый высокий в XCOM 2, было очень непросто, но наши дизайнеры отлично справились с этой задачей. Мы хотели, чтобы он был более “справедливым”, чем самый высокий уровень сложности в XCOM: Enemy Unknown. Смысл “Легенды” в том, чтобы наказывать игрока за допущенные ошибки. Однако если вы принимаете верные решения, как на тактическом, так и на стратегическом уровнях игры, то проблем с прохождением у вас не возникнет».

Полезным оказалось и то, что тестеры Firaxis – одни из лучших игроков в XCOM. Гарт рассказывает, что их команда регулярно проходила обе игры на самых высоких уровнях сложности. Тестеры говорили разработчикам, если игра казалась слишком нечестной или, наоборот, чересчур легкой, и их отзывы были просто бесценны.

«Первый тестер, который прошел игру на уровне “Легенда”, рассказал нам много интересного, написав подробный отчет, в котором, помимо прочего, сообщил, какие невероятные ощущения он испытал, преодолев все трудности и одержав победу в игре», - вспоминает Гарт.

Чего же стоит ожидать игрокам, которые впервые отважатся пройти XCOM в режиме «Терминатор»?

Советы тем, кто собирается попробовать самый сложный режим игры XCOM

Во-первых, у вас всего одно сохранение, так что на выбор будет только два варианта – сохраниться или выйти, – при этом общая сложность игры значительно возрастает. Ресурсы более дорогие, экипировка у врагов лучше, и иногда вы будете вынуждены эвакуироваться посередине задания. Это может привести к тому, что некоторые участники программы XCOM выйдут из проекта, но иногда лучше принять такой удар, чем потерять кучу ресурсов и солдат в результате провала задания.

«”Терминатор” – это и есть XCOM. И без того сложная игра обретает в этом режиме свою истинную, наиболее требовательную к игроку форму, – отмечает Гарт. – Вам придется решать, какие потери приемлемы, ведь вы будете терять солдат и проваливать задания. К тому же на уровне “Легенда” прохождение кампании займет у вас примерно в полтора раза больше времени, так что будьте к этому готовы. На “Легенде” с “Терминатором” игру пройти можно, но вам придется выжать максимум из каждого предмета и солдата и использовать все возможности, чтобы добраться до конца живым. Если вы пройдете игру в таком режиме, значит вы ее по-настоящему освоили».

Разумеется, игроки, которые вознамерились пройти XCOM или XCOM 2 в режиме «Терминатор», могут отыскать о нем много информации. Сообщество создало множество прохождений, видеороликов и постоянно обновляемую «википедию», из которых можно получить исчерпывающую информацию о различных элементах игры – типах солдат, особых умениях, о том, какие исследования проводить в первую очередь и как лучше застраивать базу.

«Не играйте на сложности “Легенда” с “Терминатором”, если вы в первый раз приступили к прохождению XCOM 2. И тактическая, и стратегическая части игры претерпели большие изменения по сравнению с XCOM: Enemy Unknown, – поясняет Гарт. – Даже опытным игрокам стоит пересмотреть свои проверенные стратегии, начиная играть во вторую часть. Мы даже рекомендуем для первого прохождения выбирать сложность “Профессионал” или “Новобранец”. Пройдите кампанию несколько раз, чтобы ознакомиться с игрой и понять, когда и чего от нее ожидать. Возможность заранее подготовиться сильно вам поможет. Также не забывайте активно пользоваться гранатами, чтобы выкуривать врагов из укрытий».

В современном мире инженерная деятельность приобретает все более интегрированный, комплексный и инновационный характер. Причем сегодня специалист, имея безграничный информационный ресурс и современные компьютерные системы, может оперативно решать исследовательские, проектные, конструкторские, технологические и другие задачи. Однако движущей силой новейших разработок остаётся талант человека. Именно инженерная мысль, опираясь на опыт и умения, даёт толчок в создании того или иного нового изделия.

Герой нашего номера Юрий Иванович Коновалов как раз из плеяды таких талантливых инженеров. Хотя к своей персоне относится скромно и не считает, что он делает что-то выдающееся, просто честно выполняет свои профессиональные обязанности.

— Мы пять лет ждали, когда Юрий Иванович придёт к нам на завод, — говорит генеральный директор «Автом-2» Евгений Перевозчиков. — Классный специалист, с вдумчивым и ответственным подходом к делу. Имеет огромный опыт.

Поясним, что на «Автом-2» Юрий Коновалов пришел в начале двухтысячных годов. А до этого после окончания политехнического института более двадцати лет работал на Воронежском экскаваторном заводе. Пришёл туда в 1983 году молодым специалистом в должности технолога, через год стал начальником технологического бюро в механосборочном цехе.

— Специальность моя — технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты — меня не разочаровала, наоборот отвечала моим чаяниям и стремлениям и всецело увлекла, — рассказывает о своих первых шагах в профессию Юрий Иванович. — Да и работать на крупном заводе было престижно. Хотя отношение к инженерным кадрам на заводе, мягко говоря, было незаслуженно пренебрежительное. Нас постоянно отправляли то на сельхозработы — прополку и уборку овощей, то на обустройство соцобъектов: подготовку пионерского лагеря к летнему сезону и пр.

После прихода на «Автом-2» круг обязанностей у Юрия Ивановича несколько сузился, но зато в полной мере можно было заниматься инженерной деятельностью в самом прямом смысле этого слова. Да и отношение здесь было другим: инженер — это специалист, способный оптимизировать технологический процесс и создать условия, при которых производство будет максимально выгодным.

— Поначалу я осуществлял технологическое обеспечение, наладку и настройку станков с ЧПУ токарной группы, — продолжает Юрий Коновалов. — Тогда их было немного, но стоит отметить, что на заводе идёт постоянное совершенствование производственного процесса. Внедряются новые передовые технологии, причём зачастую у нас появляется оборудование одним из первых среди предприятий Воронежской области. Постепенно на заводе росли заказы, увеличивались объёмы, появлялись новые направления деятельности. Всё это требовало расширения и усовершенствования имеющейся производственной базы. Оптимизация производственных процессов — сложный, но тем и интересный процесс.

Основная деятельность ООО «Автом-2» — производство специализированного инструмента для всех видов ремонта автомобилей. Изготовление специализированного инструмента хирургического назначения стало одним из новых и приоритетных направлений предприятия. Юрий Коновалов непосредственно занимается разработкой конструкторско-технологической документации и производственного процесса изготовления нового изделия.

— По функциональным возможностям наше устройство значительно превосходит зарубежные аналоги, — рассказывает Евгений Перевозчиков. — Оно рассчитано на широкий диапазон инструментария, применяемого хирургами, и позволяет получить материал из любой точки внутри человеческого тела, практически не нарушая целостность организма. В настоящее время подобные манипуляции медиками осуществляются посредством полосных операций. Наше же устройство даёт возможность быстро и качественно провести исследование организма, практически не доставляя неудобств и без того страдающему от болезни человеку. А возможно, тем самым спасает ему жизнь.

Медицинская тематика не единственное направление, на которое в последнее время устремлены помыслы на «Автоме-2». Здесь активно занимаются подвесным оборудованием для сельскохозяйственной техники, производят изделия для нефтегазовой промышленности. И в каждом заказе есть что-то, что заставляет искать для его выполнения оптимальные способы работы или вообще качественно новый подход. И начинает творить инженерная мысль, у которой нет времени на отдых и тумблера, чтобы её отключить. Она живёт непрерывно до тех пор, пока не появится результат — промежуточный, окончательный не важно. Потому что она уже снова в пути в поиске новых решений. Так считает Юрий Коновалов:

— Я выбрал свою специальность удачно, это соответствует моему складу ума и характеру. Мне интересно заниматься техническими проблемами, и чем они сложнее, тем мне увлекательнее.