Глобальная контртеррористическая стратегия. Оон и борьба с международным терроризмом. Система ООН имеет сложную организационную структуру

Организация Объединенных Наций является центром решения проблем, с которыми сталкивается все человечество. Эта деятельность осуществляется совместными усилиями более 30 связанных с ней организаций, составляющих систему Организации Объединенных Наций. Изо дня в день Организация Объединенных Наций и другие организации ее системы ведут работу по содействию соблюдению прав человека, охране окружающей среды, борьбе с болезнями и сокращению масштабов нищеты.

Организация Объединенных Наций была создана 24 октября 1945 года пятьдесят одной страной, которые были преисполнены решимости сохранить мир посредством развития международного сотрудничества и обеспечения коллективной безопасности. На сегодняшний день членами Организации Объединенных Наций являются 191 страна, то есть почти все страны мира. Когда государства становятся членами Организации Объединенных Наций, они принимают на себя обязательства, изложенные в Уставе Организации Объединенных Наций, представляющем собой международный договор, в котором отражены основные принципы международных отношений.

Согласно Уставу, в своей деятельности Организация Объединенных Наций преследует четыре цели: поддерживать международный мир и безопасность, развивать дружественные отношения между нациями, осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем и в поощрении уважения к правам человека, а также быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

История Организации объединенных наций

Появление ООН было обусловлено целым рядом объективных факторов военно-стратегического, политического, экономического развития человеческого общества конца второго тысячелетия. Создание ООН явилось воплощением извечной мечты человечества о таком устройстве и организации международного общежития, которые избавили бы человечество от бесконечности череды войн и обеспечили бы мирные условия жизни народов, их поступательное продвижение по пути социально-экономического прогресса, процветания и развития, свободного от страха за будущее.

Начало обсуждению и разработке проблемы всеобщей организации труда и безопасности положили Атлантическая партия, подписанная Президентом США Ф.Д.Рузвельтом и премьер-министром Великобритании Гергелем 14 августа 1941г., и Декларация правительства СССР на межсоюзной конференции в Лондоне 24 сентября 1941г., в которой в первые была сформулирована чрезвычайно важная задача, стоявшая перед миролюбивыми государствами, а именно “определить пути и средства для организации международных отношений и послевоенного устройства мира”.

Первым межправительственным документом, принятым в годы Второй мировой войны, в котором выдвигалась идея создания новой международной организации безопасности, была Декларация Правительства Советского Союза и Правительство Польской Республики о дружбе и взаимопомощи, подписанная в Москве 4 декабря 1941г. В ней указывалось, что обеспечение может прочного и справедливого мире может быть достигнуто только новой организацией международных отношений, основанной не объединением демократических стран в прочный союз. При создании такой организации решающим моментом должно быть “уважение к международному праву, поддержанному коллективной вооруженной силой всех Союзных государств”.

1 января 1942г. В Вашингтоне была подписана Декларация Объединенных Нации 26 государств - участников антигитлеровской коалиции, в том числе СССР, о совместных усилиях в борьбе с гитлеровской Германией, фашисткой Италией и милитаристской Японией. Позднее название “объединенные нации” было предложено для новой организации Президентом США Р.Д. Рузвельтом и было официально использовано для Устава ООН.

По предложению правительства США в августе - сентябрь 1944 в Думбартон-Оксе, на окраине Вашингтона, состоялась конференция четырех держав - СССР, Великобритании, США и Китая, на которой был подписан согласованный текст итогового документа: “Предложение относительно создания Всеобщей международной организации безопасности”. Эти предложения послужили основой для выработки Устава ООН.

В ходе работы Конференции в Сан-Франциско 25 апреля 1945г. Был подготовлен текст Устава ООН, который был подписан 26 июня 1945г. Со дня вступления в силу Устава ООН 24 октября 1945г., когда на хранение Правительству США была сдана последняя 29-я ратификационная грамота СССР, официально отсчитывается начало существования ООН. По решению Генеральной Ассамблеи, принятому в 1947г. День вступления в силу Устава ООН был официально объявлен ”Днем Объединенных Наций”, который торжественно отмечается ежегодно в странах - членах ООН.

Устав ООН воплощает в себе демократические идеалы, что находит свое выражение, в частности, в том, что он утверждает веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправии мужчин и женщин, закрепляет равенство больших и малых народов. Устав ООН устанавливает в качестве своих основных целей поддержание международного мира и безопасности, улаживание мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, международных споров и ситуаций. Он определяет, что ООн основана на принципе суверенного равенства всех ее членов, что все члены добросовестно выполняют обязательства по Уставу, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из членства в Организации, что все члены должны разрешать путем и воздерживаться от угрозы силой или ее применения и что ООН имеет права на вмешательства в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства. В Уставе ООН подчеркивается открытый характер Организации, членами которой могут быть все миролюбивые государства.

Как функционирует ООН

Организация Объединенных Наций не является всемирным правительством и не принимает законов. Однако она предоставляет средства, которые помогают урегулировать международные конфликты и разрабатывать политику в вопросах, которые затрагивают всех нас. В Организации Объединенных Наций все государства-члены - большие и малые, богатые и бедные, придерживающиеся различных политических взглядов и социальных систем, - имеют право выразить свое мнение и принять участие в голосовании в рамках этого процесса.

В Организации Объединенных Наций имеется шесть главных органов. Пять из них - Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке и Секретариат - расположены в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке. Шестой орган - Международный Суд - находится в Гааге, Нидерланды.

Генеральная Ассамблея ООН

Это орган, в котором представлены все государства - члены ООН. Генеральная Ассамблея наделена рядом весьма важных функций: полномочием рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие вооружений, а также обсуждать широкий круг проблем сотрудничества государств в политической, экономической, социальной, экологической, научно-технической и иных областях и выносить рекомендации по ним.

Генеральная Ассамблея проводит ежегодные регулярные сессии, которые в декабре каждого года лишь прерываются и продолжаются до начала следующей сессии. Пленарные заседания открываются во вторник после второго понедельника сентября. Созываются такие специальные (с1946 по 2000г. их было 24) и чрезвычайные специальные(с 1946 по 1999г. их было 10) сессии. Предварительная повестка дня очередной сессии составляется Генеральным секретарем и сообщается членам ООН не менее чем за 60 дней до открытия сессии.

Характерной особенностью деятельности Генеральной Ассамблеи в последние годы является то, что все большие значения в ее работе, да и работе всех органов ООН приобретает впервые примененный в 1964г. в Совете Безопасности и широко используемый в Генеральной Ассамблеи метод выработки и принятия резолюций на основе принципа согласования (консенсуса), т.е. достижения общего согласия без проведения голосования по соответствующему решению.

Резолюции Генеральной Ассамблеи не являются юридически обязательным для государств, но и не могут квалифицироваться как простые призывы или пожелания. Государства должны тщательно и добросовестно рассматривать резолюции Генеральной Ассамблеи.

Резолюции и декларации Генеральной Ассамблеи являются важнейшим эталоном формирования международного права. В ООН сложилось следующая практика разработки международно-правовых документов. Вначале принимается декларация по какому-либо вопросу (например, Всеобщая декларация прав человека), а затем на основе таких деклараций вырабатывались международные договоры и конвенции (два Международных акта о правах человека, Договор о нераспространении ядерного оружия и др.).

Генеральная Ассамблея является подлинно демократическим представительным органом суверенных государств. Каждый член Генеральной Ассамблеи независимо от размеров территории, численности населения, экономической и военной мощи имеет один голос. Решение Генеральной Ассамблеи по важным вопросам принимаются большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов Ассамблеи.

В работе Генеральной Ассамблеи могут принимать участие государства - не члены ООН, имеющие постоянных наблюдателей при ООН (Ватикан, Швейцария) и не имеющие их. Кроме того, получили право участвовать в качестве наблюдателей Палестины и представители ряда международных организаций (специализированных учреждений ООН, ОАГ, ЛАГ, ОАЕ, ЕС, СНГ и др.).

Совет Безопасности состоит из 15 членов: пять членов Совета - постоянные (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай), остальные десять членов (по терминологии Устава - “не постоянные”) избираются в Совет в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом.

Решение по процедурным вопросам в Совете Безопасности считаются принятыми, если за них поданы голоса не менее девяти любых членов Совета. Основной формой принимаемых Советом Безопасности рекомендаций является резолюция. Их принято за более чем полвека более 1300.

В ходе многолетней деятельности Совета Безопасности сложились вполне определенные методы и формы его реагирования и воздействия на те или иные события в мире. Одним из таких методов является осуждение Советом того или иного государства за совершенные им противоправные действия в нарушение целей и принципов Устава ООН. Например, Совет неоднократно осуждал в своих решениях ЮАР за проведение преступной политики апартеида. Нередко Совет Безопасности прибегал к такому методу, как констатация политического факта, того или иного сложившегося положения. Именно так определялась в многочисленных резолюциях Совета Безопасности обстановка на Юге Африки, созданная агрессивными действиями Претории против “прифронтовых ” африканских государств.

Наиболее часто используемым приемом - призывом к государствам, является способ улаживание конфликтов Советом Безопасности. Он неоднократно обращался с призывом прекратить военные действия, соблюдать прекращение огня, вывести войска и т.д. В ходе рассмотрения комплекса проблем югославского урегулирования, ирано-иракского конфликта, положение в Анголе, Грузии, в Таджикистане и вдоль Таджикско-афганской границы.

Совет Безопасности нередко исполнял и функции примирения сторон в спорах и конфликтах. С этой целью Совет назначал посредников, особенно часто поручал Генеральному секретарю или его представителю выполнить функции оказания добрых услуг, посредничества и примирения сторон. Эти функции использовались Советом при рассмотрении палестинского, кашмирского вопросов, положения в бывшей Югославии и др.

С 1948г. Совет Безопасности стал прибегать к такому методу, как направление групп военных наблюдателей и миссий наблюдения за выполнением требований о прекращении огня, условий соглашений Ио перемирии, политическом урегулировании и т.д. До 1973 г. военные наблюдатели комплектовались почти исключительно из числа граждан западных стран. Впервые в 1973г. советские офицеры - наблюдатели были включены в состав Органа по наблюдению за выполнением условий перемирия в Палестине (ОНВУП), который до сих пор осуществляет полезные функции на Ближнем Востоке. Мисси по наблюдению направлялись, кроме того, в Ливан (ЮНОГИЛ), Индию и Пакистан (ГВНООНИП), Уганду и Руанду (МНООНУР), Сальвадор (МНООС), Таджикистан (МНООНТ) и др.

Важной сферой деятельности Совета Безопасности является его взаимодействие с региональными организациями. Такое сотрудничество осуществляется в различных формах, в том числе путем проведения регулярных консультаций, оказания дипломатической поддержки, посредством которой та или иная региональная организация может принимать участие в миротворческой деятельности ООН (например, ОВСЕ в Албании), путем параллельного оперативного развертывания миротворческих миссий (например, миссия наблюдения ООН в Либерии (МНООНЛ) была развернута совместно с группой наблюдения (ЭКОМОГ) экологического сообщества западно-африканского государств(ЭКОВАС) в Либерии, а миссия ООН по наблюдению в Грузии (МООННГ) действует в сотрудничестве с миротворческими силами СНГ в Грузии) и путем совместных операций (например, Международная гражданская миссия ООН и ОАГ в Гаити (МГМГ).

Совет Безопасности играет важную роль в сфере раннего обнаружения и выявления зарождающихся конфликтов. В последние годы возникла насущная потребность в создании систем раннего предупреждения о возникновение очагов напряженности, опасности ядерной аварии, об экологических угрозах, массовых передвижениях населения, стихийных бедствиях, угроза голода и распространения болезней и эпидемий. Такого рода информацию можно было использовать для того, чтобы оценить, существует ли угроза миру, и проанализировать, какие действия могут быть предприняты Организацией Объединенных Наций для ее уменьшения и какие превентивные действия и меры могут быть приняты Советом Безопасности и другими органами ООН.

Одним из наиболее часто используемых Советом Безопасности инструментов является превентивная дипломатия. Превентивная дипломатия - это действие политического, дипломатического, международного, правового и иного характера, направленные на предупреждение возникновения споров и разногласий между сторонами, недопущения их перерастания в конфликты и ограничение масштабов конфликтов после их возникновения. Сотрудничая с Генеральным секретарем, Совет активно использовал средства превентивной дипломатии, обеспечивал условия для примирения, посредничества, добрых услуг, установлением и других превентивных действий.

Наиболее часто используемым инструментом, особенно в последнее время, являются операции по поддержанию мира (ОПМ), которых только по линии ООН было проведено с 1948г. свыше 50. Операция по поддержанию мира - совокупность предпринимаемых с согласия конфликтующих сторон взаимосвязанных по целям, задачам, месту и времени действий с участием беспристрастного военного, полицейского и гражданского персонала в поддержку усилий по стабилизации обстановки в районах потенциальных или существующих конфликтов, проводимых в соответствие с мандатом Совета Безопасности или региональных организаций и направленных на создание условий, способствующих политическому урегулированию конфликта, и поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

Совет Безопасности весьма часто, особенно в последние годы, использовал такой инструмент, как санкции - экономические, политические, дипломатические, финансовые и иные принудительные меры, не связанные с использованием вооруженных сил, осуществленные по решению Совета Безопасности С целью побудить соответствующее государство прекратить или воздержаться от действий. Представляющих собой угроз миру, нарушение мира или акт агрессии.

Для контроля за осуществлением санкций Советом был создан ряд вспомогательных органов, например Совет управляющих Компенсационной комиссии и Специальная комиссия по ситуации в отношениях между Ираком и Кувейтом, Комитеты по санкциям в отношении Югославии, Ливии, Сомали, Анголы, Гаити, Руанды, Либерии, Судана, Сьерра-Леоне и др. Результаты применения Советом против них санкций являются далеко не однозначным. Так, принятые Советом против расистского режима Южной Родезии экономические санкции содействовали в известной мере ликвидации расистского режима, достижению народом Зимбабве своей независимости, вступлению этой страны в 1980г. в члены ООН. Ценность санкций как средства урегулирования конфликтов наглядно проявилась и при урегулировании других конфликтов, например, в Анголе, Гаити, Южной Африке. Вместе с тем нельзя не признать, что в большинстве случаев применение санкций было сопряжено с целым рядом негативных последствий для населения и экономики стран - объектов санкций и оборачивалось огромным материальным и финансовым ущербом для соседних и третьих государств, соблюдающих решения Совета по санкциям.

Согласно Уставу ООН, Совет Безопасности должен функционировать непрерывно и осуществлять “быстрые и эффективные” действия от имени членов ООН. С этой целью каждый член Совета Безопасности должен всегда быть представлен в месте пребывания ООН. Согласно правилам процедуры, промежуток между заседанием Совета Безопасности не должен превышать 14 дней, хотя на практике это правило не всегда соблюдалось. В среднем Совет Безопасности проводили 77 официальных заседаний в год.

Экономический и Социальный Совет действует под общим руководством Генеральной Ассамблеи и координирует деятельность Организации Объединенных Наций и учреждений ее системы в экономической и социальной областях. Будучи главным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем и выработки рекомендаций в отношении политики в этих областях, Совет играет важную роль в укреплении международного сотрудничества в целях развития. Он также консультируется с неправительственными организациями (НПО), поддерживая тем самым жизненно важную связь между Организацией Объединенных Наций и гражданским обществом.

В состав Совета входят 54 члена, избираемых Генеральной Ассамблеей на три года. В течение года Совет периодически проводит заседания, собираясь в июле на свою основную сессию, в ходе которой на заседании высокого уровня обсуждаются важнейшие экономические, социальные и гуманитарные вопросы.

Вспомогательные органы Совета регулярно проводят свои заседания и отчитываются перед ним. Например, Комиссия по правам человека осуществляет контроль за соблюдением прав человека во всех странах мира. Другие органы занимаются вопросами социального развития, положения женщин, предупреждения преступности, борьбы с наркоманией и устойчивого развития. Пять региональных комиссий содействуют экономическому развитию и сотрудничеству в своих регионах.

Совет по Опеке был создан для обеспечения международного наблюдения за 11 подопечными территориями, находившимися под управлением семи государств-членов, а также для обеспечения того, чтобы их правительства предпринимали необходимые усилия для подготовки этих территорий к самоуправлению или независимости. К 1994 году все подопечные территории перешли к самоуправлению или стали независимыми либо в качестве самостоятельных государств, либо присоединившись к соседним независимым государствам. Последней перешла к самоуправлению подопечная территория Тихоокеанские острова (Палау), находившаяся под управлением Соединенных Штатов и ставшая 185-м государством - членом Организации Объединенных Наций.

Поскольку работа Совета по Опеке завершена, в его состав в настоящее время входят пять постоянных членов Совета Безопасности. В его правила процедуры были внесены соответствующие изменения, с тем чтобы он мог проводить свои заседания лишь в тех случаях, когда того могут потребовать обстоятельства.

Международный Суд

Международный Суд - известный так же, как Всемирный Суд - является главным судебным органом Организации Объединенных Наций. Его 15 судей избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности, которые проводят голосование независимо и одновременно. Международный Суд занимается урегулированием споров между государствами на основе добровольного участия заинтересованных государств. Если государство соглашается принять участие в судебном разбирательстве, то оно обязано подчиняться решению Суда. Суд также занимается подготовкой консультативных заключений для Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений.

Секретариат

Секретариат проводит оперативную и административную работу Организации Объединенных Наций в соответствии с указаниями Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности и других органов. Его возглавляет Генеральный секретарь, который обеспечивает общее административное руководство.

Секретариат состоит из департаментов и управлений, где работает около 7500 человек, должности которых финансируются за счет регулярного бюджета и которые представляют 170 стран мира. Помимо Центральных учреждений Организац ии Объединенных Наций, расположенных в Нью-Йорке, существуют отделения Организации Объединенных Наций в Женеве, Вене и Найроби и другие места службы.

Система Организации Объединенных Наций

Международный валютный фонд, Всемирный банк и 13 других независимых организаций, называемых «специализированными учреждениями», связаны с Организацией Объединенных Наций посредством соответствующих соглашений о сотрудничестве. Эти учреждения, включая Всемирную организацию здравоохранения и Международную организацию гражданской авиации, являются самостоятельными органами, созданными на основе межправительственных соглашений. На них возложен широкий диапазон международных функций в экономической, социальной и культурной областях, а также в сфере образования, здравоохранения и других. Некоторые из них, например Международная организация труда и Всемирный почтовый союз, старше самой Организации Объединенных Наций.

Кроме того, целый ряд управлений, программ и фондов Организации Объединенных Наций - таких, как Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ), Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) и Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), - занимается улучшением социального и экономического положения людей во всех регионах мира. Они подотчетны Генеральной Ассамблее или Экономическому и Социальному Совету.

Все эти организации имеют свои собственные руководящие органы, бюджеты и секретариаты. Вместе с Организацией Объединенных Наций они составляют единую семью, или систему Организации Объединенных Наций. Совместными усилиями они оказывают техническое содействие и предоставляют практическую помощь в иных формах практически во всех экономических и социальных областях.

План-конспект урока по обществознанию в 10 классе тему:

«Глобальная угроза международного терроризма».

Учебник под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, М.Ю.Телюкиной, М.Просвещение 2014г.

Цель и задачи урока : 1.Осознание опасности данной угрозы. 2.В чем различие понятий «террор» и «терроризм»? 3.Почему терроризм становится глобальной угрозой для человечества? 4.Каковы истоки и причины терроризма? 5.Воспитание отрицательного отношения к радикализму, насилию, террору.

Ход урока

План изложения новой темы.

1.Международный терроризм: понятие и признаки.

В ХХ веке многие ученые рассматривали терроризм как разновидность преступности наряду с торговлей оружием, наркотиками. Сейчас мы видим, что международный терроризм – особый вид опаснейшей криминальной деятельности.

В Федеральном законе РФ «О противодействии терроризму» терроризм определяется как идеология насилия и практика устрашения населения «в целях воздействия принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями».

Террор – способ управления обществом, основанный на устрашении. Международный терроризм - антигосударственная деятельность, которая осуществляется в современных условиях организациями, стремящимися к достижению политических целей. Международный терроризм – это насильственные действия, при которых жертвами становятся не только политические деятели, но и рядовые граждане страны, так как для террористов человеческая жизнь не представляет никакой ценности. Количество терактов растет. Ближний Восток, Россия, США, Индия, страны Европы и другие государства не раз подвергались террористическим атакам. В Российской Федерации с 1995 по 2006 годы произошло 55 терактов, пострадало более 20000 жителей, погибло 1802 чел. В эту статистику входят жертвы взрывов жилых домов в Буйнакске, Москве и Волгодонске 4-16 сентября 1999 г., захват заложников в московском Театральном центре на Дубровке в октябре 2002 и в школе №1 г. Беслана 1 сентября 2004 г.

11 сентября 2001 г.в Нью-Йорке была взорвана башня Всемирного торгового центра. Жертвами стали 2977 чел.

2.Глобализация и международный терроризм.

Процесс перехода к информационному обществу усиливает неравномерность развития стран. Увеличивается разрыв в уровне социально-экономического развития стран «Севера» и «Юга» .НТП ставит перед человечеством угрозу глобальных катастроф – ядерных, экологических, информационных и др.

Обостряются противоречия в этнонациональной и религиозной сферах. Обостряется конфликт ценностей различных цивилизаций.

НТП способствовал появлению «технологического» терроризма: биологического, информационного, нацеленного на государственные информационные ресурсы и секретную информацию. Исключительную опасность представляет ядерный терроризм (стремление завладеть оружием массового поражения). Множество терактов совершается с использованием транспортных средств, в качестве исполнителей используются смертники, что свидетельствует о подавлении сознания и манипулировании поведением людей.

Финансовыми источниками терроризма являются доходы теневой экономики (наркоторговля, торговля оружием, проституция…). Отдельные коррумпированные государства, частные лица, организации часто используют террор как инструмент для достижения своих целей).

3. Идеология насилия и международный терроризм.

Современная идеология использует крайние экстремистские взгляды и учения, как левые (радикализм), так и правые (фундаментализм).Террористы применяют такие идеологические средства как религиозные и этнические ценности, мифологизация и создание образа врага. Лидеры террористических организаций вербуют своих сторонников с помощью образа «справедливого общества», развиваться которому «мешают враги». Зачастую в ряды террористов попадают даже образованные, внешне вполне благополучные молодые люди, но чаще всего неопытные горячие головы. Одной из причин, побудивших людей к терроризму является кризис культурных, нравственных и гуманистических ценностей, национальная нетерпимость, религиозный фанатизм, сепаратистские настроения.

4.Противодействие международному терроризму.

Одним из координаторов антитеррористической деятельности на международном уровне является ООН, который разрабатывает правовые нормы, координирует антитеррористичекую деятельность и участвует в борьбе с террором. В 2008г.192 государства – члена ООН приняли Глобальную контртеррористическую стратегию. В 2012 г. были разработаны 16 соглашений против различных видов террористической деятельности. Важным является своевременное решение социально-экономических проблем, снижение уровня социально-политической напряженности, развитие экономики.

Необходимо осознание каждым человеком гуманистических ценностей: неприятие насилия, стремление к решению социальных проблем путем диалога и компромисса.

Новые понятия:

Отношения «Север - Юг», радикализм, фундаментализм.

Изучение документа «Из доклада Генерального секретаря ООН Кофи Аннана «Единство в борьбе с терроризмом: рекомендации по глобальной контртеррористической стратегии» 2006 г. с.98-99

Вопросы и задания к документу.

1.Какие принципы ООН по отношению к глобальному терроризму провозглашает документ? 2. Какое участие в противодействии терроризму могут принять СМИ? 3.Почему международный терроризм является одной из самых серьезных угроз международному миру и безопасности?

Из рубрики «Мысли мудрых» разберем смысл высказывания французского просветителя Дени Дидро «От фанатизма до варварства один шаг». Почему крайние идеи рано или поздно приводят к убеждению в возможности или необходимости насилия для реализации своих идей?

Вопросы для закрепления темы:

1.Дайте определение международного терроризма и перечислите его основные признаки.

2.Какой из признаков международного терроризма вы считаете самым главным и почему?

3.Как связаны глобализация и возникновение международного терроризма? 4.В каких формах проявляется технологический терроризм?

5.Назовите финансовые источники международного терроризма. 6.Чем опасна идеология насилия?

7.Найдите на сайте «ООН борется против терроризма» документ «Глобальная контртеррористическая стратегия». Какие направления борьбы с терроризмом названы в нем?

8.Как противодействовать международному терроризму на внутригосударственном уровне?

Домашнее задание П.9 стр.93-100. Выполнить задания на стр.100.

Написать эссе на тему «Идеология и международный терроризм».

Выучить основные понятия, дать их определения.


§ 9. Глобальная угроза международного терроризма (окончание)

Практические выводы

1. Современный человек должен осознавать проблему международного терроризма как одну из глобальных угроз современного мира.

2. Международный терроризм использует достижения НТП, информационные технологии, психологические манипуляции для воздействия на молодёжь и вербовки сторонников.

3. В случае террористической угрозы следует чётко выполнять указания государственных органов и лиц, их представляющих. Для самозащиты руководствуйтесь рекомендациями, которые вы получили в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).

Документ

Из доклада Генерального секретаря ООН К. Аннана «Единство в борьбе с терроризмом: рекомендации по глобальной контртеррористической стратегии». 2006 г.

Организация Объединённых Наций должна провозгласить чёткий, принципиальный и непреложный тезис о том, что терроризм неприемлем. Террористам никогда нельзя позволять создавать предлог для своих акций. Какое бы дело, по их словам, они ни отстаивали, на какие бы обиды, по их словам, они ни реагировали, терроризму не может быть оправдания. В этом смысле Организация Объединённых Наций не должна сдавать позицию морального превосходства.

Группы прибегают к тактике терроризма, потому что полагают, что эта тактика является эффективной и что большое число людей или, по крайней мере, те, от чьего имени они действуют, одобрят их действия. Поэтому наша главная задача заключается в том, чтобы уменьшить привлекательность терроризма для тех, кто мог бы его поддерживать. Для того чтобы ограничить круг тех, кто мог бы прибегать к терроризму, мы должны дать абсолютно чётко понять, что ни одно дело, каким бы справедливым оно ни было, не может служить оправданием терроризму. Это относится и к законной борьбе народов за самоопределение. Даже это основное право, определённое в Уставе Организации Объединённых Наций, не оправдывает преднамеренное убийство или калечение гражданских лиц...

На Всемирном саммите 2005 г. государства - члены ООН впервые объединились, чтобы решительно осудить терроризм во всех его формах и проявлениях, кем бы, где бы и с какой бы целью он ни осуществлялся, поскольку он является одной из самых серьёзных угроз международному миру и безопасности.

Террористы нуждаются в средствах для совершения своих нападений. Террористам необходимо получать и переводить финансовые средства, приобретать оружие, вербовать и готовить кадры и поддерживать связь, в частности через Интернет. Они стремятся получить беспрепятственный доступ к своим намеченным целям и всё чаще ожидают большего результата - с точки зрения как числа убитых, так и освещения в средствах массовой информации. Лишение их доступа к этим средствам и целям может помочь предотвратить будущие нападения.

Вопросы и задания к документу

1. Какие принципы ООН по отношению к глобальному терроризму провозглашает документ? 2. Какое участие в противодействии терроризму могут принять СМИ? 3. Объясните, почему международный терроризм является одной из самых серьёзных угроз международному миру и безопасности.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение международного терроризма и перечислите его основные признаки. 2. Какой из признаков международного терроризма вы считаете главным и почему? 3. Как связаны глобализация и возникновение международного терроризма? 4. В каких формах проявляется технологический терроризм? 5. Назовите финансовые источники международного терроризма. 6. Чем опасна идеология насилия? 7. Найдите на сайте «ООН борется против терроризма» (www.un.org) документ «Глобальная контртеррористическая стратегия». Какие направления борьбы с терроризмом названы в нём? 8. Как противодействовать международному терроризму на внутригосударственном уровне?

Задания

1. Иногда международный терроризм называют «точечной войной». Соответствует ли такая характеристика сути явления?

2. Опровергните мнение о том, что международный терроризм действует в защиту угнетённых народов.

3. Открывая 65-ю сессию Генеральной Ассамблеи ООН, её председатель Й. Дайсс произнёс: «Мы хотим выразить наше сочувствие всем жертвам террористических актов, которые погибли... и свою солидарность с ними. Мы хотим выразить своё негодование трусостью терроризма, осудить его твёрдо и категорически, подтвердить нашу готовность бороться с ним и добиваться наказания виновных». Почему терроризм можно назвать трусостью?

4. Напишите эссе на тему «Идеология и международный терроризм».

Мысли мудрых

«От фанатизма до варварства один шаг».

Д. Дидро (1713-1784),
французский просветитель