Подведение итогов в воинской части. Оружие россии. Основы военной педагогики и психологии

Подведение итогов деятельности военнослужащих и воинских коллективов - это систематический анализ выполнения поставленных целей и задач по боевой и государственно-правовой подготовке, выполнения принятых обязательств по боевому состязанию, проводимой воспитательной и социально-правовой работы.

В Вооруженных Силах РК четкий порядок анализа и подведения итогов боевой учебы, состояния дисциплины и боевого состязания.

Подведение итогов по боевой и государстсвенно-правовой подготовке, состояния воинской дисциплины проводится:

- в отделении, экипаже, расчете - ежедневно, в конце дня;

- во взводе - 1 раз в неделю, в конце недели;

- в роте (батарее) 1 раз в неделю.

Кроме того, в соответствии с требованиями приказа Министра обороны РК №620 от 3 сентября 2010 г., Д-3 от 22 февраля 1997 г., Д-2 от 22 января 2001 г. подведение итогов боевого состязания проводится:

- в расчете, экипаже, отделении –еженедельно;

- во взводе - 2 раза в месяц;

- в роте, линейном батальоне - ежемесячно;

- в отдельном батальоне, полку, соединении - ежеквартально и за период обучения.

Выполнение обязательств по задачам и нормативам оценивается и рассматривается с личным составом непосредственно по окончанию их отработки в ходе плановой боевой подготовки.

Подводя итоги за день, неделю, анализируя ход боевого состязания, командиры и воспитательные органы мобилизуют личный состав не только на борьбу за конечный итог (овладение оружием и боевой техникой, перекрытие нормативов, экономию горючего и смазочных материалов и т.д.) но постоянно заботятся о моральном воздействий на личный состав.

При анализе хода и итогов боевой учебы, состояния воинской дисциплины важна не констатация фактов, а глубокий разбор всей деятельности личного состава, связанной с выполнением взятых обязательств, отношение к учебе и службе к воинской дисциплине, участием в общественной работе.

Подведение итогов предполагает создание в воинских коллективах обстановки высокой принципиальности, требовательности, критичности в сочетании с обстановкой доброжелательности и веры в силы и возможности каждого воина. Поэтому наряду с показом количественных результатов боевой и ГПП должно быть всесторонне оценено: сплоченность коллектива, товарищеская взаимопомощь, участие воинов в общественной работе.

Подведение итогов взаимосвязано с важнейшей задачей командиров и воспитателей по моральному и материальному стимулированию военнослужащих. Установление неразрывной связи между вкладом воинов в добросовестное выполнение воинского долга и мера поощрения имеет большое воспитательное значение. Вовремя и достойно поощрить добросовестного воина, передовой коллектив - это, значит, признать их творческий подход к делу, придать им новые силы, воодушевить на достижение более высоких результатов в учебе и дисциплине.

В Вооруженных Силах РК определены разнообразные формы материального и морального поощрения передовых воинов и воинских коллективов .

Например, в соответствии с требованиями директивы Министра обороны Д-2 победителей боевого состязания необходимо поощрять и награждать:

1. солдат, курсантов, сержантов, старшин, военнослужащих контрактной службы, прапорщиков, офицеров - в соответствии с положениями Дисциплинарного устава;

2. расчеты, экипажи, отделения, взвода и им равные подразделения - переходящими вымпелами батальона (дивизиона) по итогам месяца;

Второй учебный вопрос

Руководство боевой подготовкой заключается в непрерывной целенаправленной деятельности командующих, командиров (начальников) и органов управления по организации боевой подготовки, всестороннему обеспечению ее мероприятий; проведении комплекса мер по недопущению гибели и травматизма личного состава при обращении с оружием, боеприпасами и ВВТ при выполнении упражнений по огневой подготовке и вождению боевых (колесных) машин, проведении ТУ (ТСУ); изучению, обобщению и внедрению передового опыта; развитию и совершенствованию УМБ; контролю и оказанию помощи подчиненным в проведении занятий, подведении итогов боевой подготовки.

Руководство обучением и воспитанием должно быть конкретным и обеспечивать полное и качественное выполнение программ и планов подготовки войск.

Требования, предъявляемые к руководству боевой подготовкой:

соответствие содержания боевой подготовки положениям нормативных правовых документов, регламентирующих организацию и осуществление служебно-боевой деятельности внутренних войск;

строгое соблюдение принципов воинского обучения и воспитания;

учет достижений военной науки, опыта войн и вооруженных конфликтов, передового опыта организации проведения мероприятий боевой подготовки;

эффективное использование и развитие УМБ боевой подготовки.

Основными мероприятиями руководства боевой подготовкой являются:

анализ и оценка состояния подготовки подчиненных войск;

организация боевой подготовки;

контроль за ходом боевой подготовки и оказание помощи подчиненным командирам и воинским частям (подразделениям);

целенаправленная подготовка командиров (начальников) и органов управления к руководству боевой подготовкой;

организация работы по повышению (подтверждению) классной квалификации;

организация конкурсов, состязаний (соревнований) среди военнослужащих и подразделений по задачам и нормативам;

постоянное изучение и оперативное внедрение передового опыта в практику обучения войск;

методическая работа;

строительство и совершенствование УМБ, своевременное внедрение в практику боевой подготовки новейших средств обучения;

учет и отчетность, своевременное и объективное подведение итогов боевой подготовки.

Работа по осуществлению контроля и оказанию помощи войскам.

Цель контроля и оказания помощи заключается в обеспечении командующего (командира, начальника) объективными данными, отражающими готовность подчиненных войск и их органов управления к выполнению задач по служебно-боевому предназначению, уровень подготовки личного состава, реальное положение дел в боевой подготовке, обучении командующих (командиров, начальников), органов управления организации, планированию, всестороннему обеспечению, проведению мероприятий боевой подготовки и другим вопросам.



Основным содержанием работы по контролю и оказанию помощи является : проверка выполнения плана и программ боевой подготовки, охвата учебой всех категорий военнослужащих; проверка и оценка организации и методики проведения занятий и учений, уровня подготовки личного состава и слаженности подразделений, воинских частей, соединений и их органов управления; изучение результатов контроля за ходом боевой подготовки, определение причин вскрытых недостатков и оказание помощи подчиненным в организации и проведении работ по их устранению; обучение командиров, органов управления объединений, соединений, воинских частей и подразделений организации и методике решения поставленных задач путем подготовки и проведения целевых инструкторско-методических и показных занятий, совместной практической работе по подготовке и проведению основных мероприятий подготовки войск; контроль устранения вскрытых недостатков.

Командующие (командиры, начальники), органы управления осуществляют постоянный контроль за выполнением подчиненными соединениями (воинскими частями, подразделениями) поставленных задач и качеством учебного процесса. Контроль осуществляется посредством плановой работы старших начальников в соединениях (воинских частях, подразделениях), а также по докладам, полученным от подчиненных командиров и начальников.

Мероприятия контроляотражаются: в планах подготовки войск; в плане-календаре основных мероприятий – на месяц; личных планах работы должностных лиц.

При проверках организации и хода занятий обязательно проверяется состояние учета боевой подготовки. Результаты проверок записываются в журналы боевой подготовки.

Контроль и оказание помощи войскам в организации боевой учебы с проведением контрольных занятий проводятся в ходе работы целевых и комплексных групп:

командующим войсками объединения – в каждом соединении, воинской части, ему непосредственно подчиненной, – в течение учебного года;

командиром соединения (бригады) – в каждой воинской части в течение периода обучения;

командиром воинской части – в каждом подразделении в течение периода обучения.

Руководящий составобъединений, соединений и воинских частей принимает личное участие в организации боевой подготовки и проведении занятий с личным составом войск. Для контроля выполнения норм проведения занятий в штабах разрабатывается соответствующий план, который хранится с документами плана боевой подготовки, выписки из плана – у должностных лиц.

Должностные лица проводят занятия:

командующий войсками объединения, командир соединения – 4-6 часов в месяц;

заместители командующего войсками объединения (командира соединения) – 6-8 часов в месяц;

начальники служб управления объединения (соединения, воинской части) – 8-10 часов в месяц;

командир воинской части – 2-3 часа в неделю;

заместители командира воинской части – 3-4 часа в неделю;

командир батальона и его заместители – 4-6 часов в неделю.

Командир батальона проверяет качество проведения занятий ежемесячно не менее чем в двух подразделениях, командир роты- еженедельно не менее чем в одном взводе.

Контроль за ходом боевой подготовки подразделяется на текущий (повседневный) и периодический.

Текущий (повседневный) контроль служит для обеспечения качества учебного процесса, корректировки процесса обучения, предупреждения негативных явлений в боевой учебе.

Содержание текущего контроля : проверка готовности основных мероприятий боевой подготовки, подготовки руководителей к очередным занятиям; проверка организации, методики и хода занятий; проверка качества усвоения (отработки) военнослужащими тем, учебных задач и нормативов в ходе занятий; проверка исправности и эффективности использования УМБ; заслушивание подчиненных командиров (начальников) о выполнении мероприятий боевой подготовки и готовности к занятиям на следующий день.

Повседневный (текущий) контроль за ходом боевой подготовки целесообразно проводить в соответствии со сводным расписанием занятий, а также личными планами работы командира и других офицеров управления соединения и воинской части.

Периодический контроль организуется в целях проверки уровня подготовки личного состава по отдельным предметам обучения, должностным и специальным обязанностям, выучки подразделений в целом, после отработки отдельных разделов программ (завершения этапов слаживания подразделений и воинских частей).

Содержание периодического контроля: проверка уровня подготовки личного состава к несению боевой службы; зачетные (контрольные) занятия (учения); итоговые (контрольные) проверки; проверка организации подготовки и ввода в строй вновь прибывшего пополнения, выпускников учебных воинских частей, офицеров-выпускников ВОУВПО; проверка выполнения офицерами индивидуальных заданий; контроль внедрения передового опыта, прием зачетов по знанию руководящих документов по боевой подготовке.

Проверка качества выполнения планов и программ боевой подготовки осуществляется постоянно, не нарушая при этом хода учебного процесса. Выявленные недостатки устраняются на местах с оказанием практической помощи в. Обобщение опыта боевой подготовки и доведение его до органов военного управления и войск.

Изучение, обобщение и внедрение передового опыта обучения заключается в целенаправленной повседневной работе командующих (командиров, начальников), органов управления по выявлению новых, передовых методов и способов организации обучения и воспитания офицеров, прапорщиков (мичманов), сержантов (старшин), солдат (матросов) и применение новых методов, способов обучения и воспитания путем проведения показных, ИМЗ, совещаний и методических конференций (семинаров) по актуальным вопросам боевой подготовки, разработке методических пособий и рекомендаций.

Проведение таких мероприятий способствует установлению единых взглядов на методику подготовки и проведения занятий и учений в каждой воинской части, соединении.

Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки и уровня обученности войск. Учет включает в себя сбор, систематизацию, хранение, обновление и анализ данных, раскрывающих степень подготовки подразделений, воинских частей и соединений.

Учетом результатов боевой подготовки обеспечивается всесторонний анализ состояния уровня выучки и слаженности соединений, воинских частей и подразделений, хода и качества учебного процесса в целях подготовки необходимых решений, рекомендаций в процессе управления войсками для поддержания и совершенствования их боевой готовности.

Учет подразделяется на оперативный и периодический .

Оперативный учет заключается в повседневной записи и обработке результатов выполнения планов подготовки и усвоения программы обучения личным составом. Он включает учет боевой подготовки солдат (матросов) и сержантов (старшин) взвода, подразделений, прапорщиков (мичманов), офицеров органов управления и подразделений.

Периодический учет - обобщение результатов оперативного учета с последующим анализом и выводами за установленный период времени учебного года (неделю, месяц, квартал, полугодие, год).

Основным учетным документом по боевой подготовке является журнал учета боевой (командирской) подготовки, который ведется в течение учебного года (периода обучения). Журналы хранятся в течение последующего года и уничтожаются по его завершении.

Во взводеучет боевой подготовки ведется в журнале учета боевой подготовки с конкретизацией до каждого военнослужащего и за отделения (экипажи, расчеты).

В ротеучет боевой подготовки ведется в журнале учета боевой подготовки роты за отделения, взводы и командирскую подготовку сержантов. Кроме того, делаются отметки о проведении (выполнении) занятий (мероприятий) в расписании занятий.

В батальонеучет боевой подготовки ведется за взводы, роты. Командирская подготовка командиров взводов учитывается в журнале учета командирской подготовки.

В воинской частиучет боевой подготовки ведется за роты и батальоны. Командирская подготовка офицеров управления, командиров батальонов, рот и их заместителей, прапорщиков (мичманов) учитывается в журналах учета командирской подготовки. Ведется учет подготовки военнослужащих женского пола управления воинской части. В плане основных мероприятий делаются отметки о выполнении мероприятий.

В том случае, когда воинская часть (отдельный батальон) организационно состоит из рот (взводов) журнал учета боевой подготовки ведется и за батальон, и за воинскую часть.

В штабе соединенияучет боевой подготовки ведется за батальоны и каждую воинскую часть, а также за подготовку офицеров управления соединения, командиров воинских частей и их заместителей, прапорщиков, военнослужащих женского пола управления соединения и подразделений, входящих в управление соединения. В плане основных мероприятий делаются отметки о выполнении.

В отделе боевой подготовки объединенияглавными задачами учета боевой подготовки являются сбор, обобщение и статистическая обработка данных для анализа состояния подготовки войск. В отделе обобщаются данные за состояние подготовки каждого соединения, воинской части, батальона по каждому предмету обучения.

Отчетность по боевой подготовке – система отчетно-информационных документов и мероприятий, обеспечивающая командиров и органы управления своевременными и объективными данными о ходе и качестве подготовки войск. Она включает:

доклады об итогах боевой подготовки за каждый период обучения и учебный год;

доклады (акты, пояснительные записки, сводные ведомости) по результатам проверок и инспектирований;

доклады о выполнении планов подготовки войск;

доклады о готовности и проведении основных мероприятий боевой подготовки;

текущие (в том числе формализованные) доклады.

Система отчетности должна исключать дублирование сведений, представляемых в одну и ту же инстанцию. Она устанавливается распоряжениями и указаниями старших командиров (начальников).

Командиры анализируют степень и качество выполнения расписания занятий, плана подготовки войск объединения (плана боевой подготовки соединения, воинской части) и докладывают установленным порядком по команде: командир взвода – ежедневно, командир роты – еженедельно; командир батальона, воинской части, соединения – ежемесячно.

Кроме того, командир воинской части на основании итоговых данных за период обучения и учебный год представляет письменный доклад командиру соединения (командующему войсками объединения). Командир соединения ежемесячно анализирует состояние боевой подготовки воинских частей и подразделений, степень выполнения поставленных задач и докладывает, в объеме установленном командующим войсками объединения, итоги месяца и результаты проверок проведенных за отчетный период.

Каждое управление, отдел (отделение), служба обобщает сведения о состоянии боевой подготовки по своей специальности за все воинские части, подразделения по подчиненности. Для этого устанавливается порядок докладов по службам и разрабатываются учетные формы.

Подведение итогов боевой подготовки, постановка задач.

Итоги боевой подготовки подводятся:

в подразделениях – на совещаниях с офицерами, прапорщиками, сержантами подразделения, на общем собрании личного состава: в батальоне, роте – за месяц, во взводе – после проведения занятия;

в воинской части, соединении – на служебном совещании с офицерами, общем собрании личного состава – ежемесячно, за период обучения и учебный год;

в объединении – на служебном совещании с офицерами управления – за период обучения и учебный год.

При подведении итогов также осуществляется определение основных направлений в боевой подготовке и постановка задач на очередной период.

Сроки и время подведения итогов и постановки задач указываются в документах планирования. Для их проведения в штабах (управлениях) составляются планы, в которых указываются место, время проведения, форма одежды, кто привлекается, а также кто выступает и по какому вопросу, дается перечень наглядных пособий.

План подписывается начальником штаба и утверждается командующим войсками объединения (командиром). Материалы подведения итогов и постановки задач должны быть оформлены:

в роте, батальоне – в рабочей тетради командира роты, батальона;

в воинской части, соединении, объединении – в деле боевой подготовки, которые хранятся в течение года, как отчетные документы.

При подведении итогов боевой подготовки командир:

оценивает степень выполнения плана и программ боевой подготовки;

анализирует качество отработки пройденных тем, нормативов, охват личного состава учебой, результаты боевой подготовки по основным предметам обучения (оценочные показатели командирской подготовки, подготовки органов управления, соединений, воинских частей и подразделений);

указывает недостатки и их причины, положительные стороны в обучении и воспитании, отмечает отличившихся и отстающих за прошедший период, наиболее поучительные мероприятия боевой учебы;

уточняет порядок выхода воинских частей (подразделений) в учебные центры, на полигоны, расход моторесурсов, материальное обеспечение;

оценивает состояние руководства боевой подготовкой, указывает: кто, когда и где оказывает помощь или контролирует качество проведения занятий;

доводит темы ИМЗ с офицерами, сержантским составом и сроки представления планов проведения занятий на утверждение;

делает выводы по результатам боевой подготовки и ставит задачи на следующий этап подготовки.

Результаты боевой подготовки отражаются в приказах по объединению (соединению, воинской части) об итогах боевой подготовки в прошедшем периоде обучения (учебном году) и задачах на новый период обучения (новый учебный год), об итогах служебно-боевой деятельности и аналитических справках (обзорах).

Справки по анализу состояния боевой подготовки оформляются:

в воинской части – за месяц, учебный период, учебный год;

в соединении – за месяц, учебный период, учебный год;

в объединении – за учебный период, учебный год.

Кроме того, отчетными документами по боевой подготовке являются:

сводные ведомости общих результатов инспектирования, итоговых и контрольных проверок за последние 5 лет (с детализацией: в объединении – до воинской части; в соединении – до батальона, отдельной роты; в воинской части – до роты, отдельного взвода), командирской подготовки офицеров;

ведомости результатов подготовки классных специалистов;

сведения об объектах УМБ с необходимой технической документацией, выписки из приказов о закреплении этих объектов за воинскими частями (подразделениями);

контрольные экземпляры методических материалов по предметам обучения;

журнал учета приказов, директив, распоряжений по боевой подготовке, поступивших из вышестоящего штаба.

Методическая работа – это комплекс мероприятий, направленных на повышение методической подготовки офицеров, прапорщиков и сержантов в обучении и воспитании подчиненных и повышению на этой основе качества и результативности занятий, эффективности боевой подготовки.

Методическую работу организуют и направляют командующие войсками объединений, командиры соединений и воинских частей.

Мероприятия методической работы отражаются в документах планирования .

Основным содержанием методической работы является : разработка и внедрение в практику подготовки личного состава методических пособий, практических рекомендаций, типовых (опорных) конспектов, частных методик; обобщение и внедрение в жизнь передового опыта обучения и воспитания военнослужащих; установление единства в понимании и применении форм и методов обучения и воспитания в процессе обучения, организация проведения методических конференций, УМС, методических совещаний и обсуждений; проведение инструкторско-методических и показных занятий, открытых уроков, оказание помощи молодым командирам в их становлении по вопросам обучения и воспитания с использованием новейших достижений педагогической науки и научно-технического прогресса в целом.

Мероприятия методической работыотражаются в плане боевой подготовки на год отдельным разделом и уточняются на период обучения.

Основными формами методической работы в соединениях и воинских частях внутренних войск являются:

УМС и методические совещания, научно-практические (методические) конференции и семинары;

заседания методического совета (в учебных воинских частях) и методические совещания, на которых рассматриваются вопросы методики обучения и воспитания;

методические занятия: инструкторско-методические, открытые, показные и пробные, инструктажи, а также лекции, доклады и сообщения по вопросам методики обучения и воспитания, общей и военной педагогики и психологии;

разработка учебно-методических материалов;

проведение педагогических (методических) экспериментов, изучение передового педагогического опыта, опыта служебно-боевой деятельности войск и внедрение их результатов в процесс боевой подготовки.

В целях обобщения и передачи опыта методической работы, а также создания необходимых условий для подготовки руководителей к занятиям в соединениях и воинских частях создаются методические центры, кабинеты, классы, уголки. Их оборудование должно непрерывно обновляться, отражать успехи офицеров по совершенствованию методики обучения и воспитания личного состава, обеспечивать условия для практического их использования руководителями занятий, содержать необходимые материалы для подготовки к занятиям.

В методическом кабинете (классе) полка (батальона) находятся:

военная, техническая и педагогическая литература, тематические подборки из журналов и газет, методические разработки, учебные пособия, стенды и плакаты по методике обучения и воспитания;

образцы конспектов, планов-конспектов и методических разработок по темам;

варианты положений по проведению состязаний на лучшего специалиста (расчет, экипаж, войсковой наряд, подразделение и тому подобное);

стенды и плакаты по общевойсковым дисциплинам, специальной, технической и тактико-специальной подготовке;

материалы по истории развития отечественной, зарубежной науки и техники и новинки по этим вопросам; технические средства обучения.


Заключение

Изложенный материал лекции позволяет сделать вывод, что боевая подготовка является важнейшим условием повышения боевой готовности, успешного решения задач укрепления воинской дисциплины и уставного порядка, которая может быть решена только при четкой и организованной деятельности всех должностных лиц, умении принимать обоснованные решения, в том числе по одиночной и индивидуальной подготовке военнослужащих

Преподаватель напоминает тему и учебные вопросы занятия. Оценивает качество отработанных в ходе занятия учебных вопросов, после чего указывает, что боевая подготовкаэто целенаправленный, организованный процесс воинского обучения и воспитания личного состава, слаживания (боевого слаживания) подразделений, воинских частей, соединений и их органов управления для выполнения служебно-боевых (боевых) задач в соответствии с их предназначением. Это позволит сохранить боеспособность личного состава и выполнить поставленные задачи. Затем оценивает работу курсантов, отмечая положительные стороны и недостатки, выявленные в процессе занятия.

Разработал:

Доцент кафедры защиты населения и территорий

полковник внутренней службы Д. В. Савельев

ТЕМА № 29: «МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ БОЕВОЙ И
ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ПОДГОТОВКИ, СОСТОЯНИЯ ВОИНСКОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ».
Учебные вопросы:
1. Требования руководящих документов по организации подведения итогов по
боевой подготовке и ГПП, состоянии воинской дисциплины в подразделении.
2. Организация подведения итогов воинской дисциплины в подразделении.
3. Методика подготовки и проведения подведения итогов по боевой и ГПП,
состояния воинской дисциплины в подразделении.
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
Указ Президента РК от 19.01.93 г. №1084 «О создании института заместителей командиров (начальников) во
ВиСПР ВС РК»;
Директива МО РК от 27.11.1995 г. №27 «О введении и организации государственно-правовой подготовки в ВС
РК»;
Приказ МО РК от 03.09.2010 г. №620 «Об организации ВиСПР в ВС РК»;
Приказ МО РК от 08.10.2010 г. №771 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы работы по
укреплению воинской дисциплины и правопорядка в ВС РК в свете требований Президента страны –
Верховного Главнокомандующего ВС РК»;
Приказ МО РК от 28.11.2010 г. №926 «Об утверждении структуры и направлений деятельности психологической
работы»; Приказ МО РК от 20.12.2012 г. № 984 «Об организации идеологической работы в сфере
противодействия религиозному экстремизму в ВС РК»;
Приказ МО РК от 21.02.2013 г. №73 «Об утверждении Стратегии развития идеологической работы в ВС РК»;
Устав внутренней службы ВС РК от 2007 г.;
Военная доктрина РК от 2011 г.;
Закон РК от 5.04.1999 г. «Об обороне и ВС РК»;

Первый вопрос: Требования руководящих документов по организации
подведения итогов по боевой и ГПП, состояния воинской дисциплины в
подразделении.
Подведение итогов деятельности военнослужащих и воинских
коллективов - это систематический анализ выполнения
поставленных целей и задач по боевой и государственноправовой подготовке, выполнения принятых обязательств по
боевому состязанию, проводимой воспитательной и социальноправовой работы.
Подведение итогов по
боевой и
государственноправовой подготовке,
состояния воинской
дисциплины
проводится:
в отделении, экипаже, расчете ежедневно, в конце дня;
во взводе - 1 раз в неделю и за месяц;
в роте (батарее) - 1 раз в неделю и за
месяц.

Выполнение обязательств ПО ЗАДАЧАМ И НОРМАТИВАМ
оценивается и рассматривается с личным составом
непосредственно по окончанию их отработки в ходе
плановой боевой подготовки.
Подводя итоги за день, неделю, анализируя ход боевого состязания,
командиры и воспитательные органы мобилизуют личный состав не
только на борьбу за конечный итог (овладение оружием и боевой
техникой, перекрытие нормативов, экономию горючего и смазочных
материалов и т.д.) но постоянно заботятся о морально-психологическом
воздействии на личный состав.

При анализе хода и итогов боевой учебы, состояния воинской дисциплины
важна не констатация фактов, а глубокий разбор всей деятельности личного
состава, связанной с выполнением взятых обязательств, отношение к учебе и
службе к воинской дисциплине, участием в общественной работе.
Подведение итогов
предполагает
Создание в воинских коллективах обстановки высокой принципиальности,
требовательности, критичности в сочетании с обстановкой
доброжелательности и веры в силы и возможности каждого воина.
Поэтому наряду с показом количественных результатов боевой и ГПП должно
быть всесторонне оценено:
сплоченность коллектива,
товарищеская взаимопомощь,
участие воинов в общественной работе.

Подведение итогов взаимосвязано с важнейшей задачей командиров и воспитателей
по моральному и материальному стимулированию военнослужащих.
В соответствии с приказами Министра обороны победителей боевого состязания
необходимо поощрять и награждать:
солдат, курсантов, сержантов, старшин, военнослужащих контрактной службы,
офицеров - в соответствии с положениями Дисциплинарного устава;
расчеты, экипажи, отделения, взвода и им равные подразделения - переходящими
вымпелами батальона (бригады) по итогам месяца;
роты и им равные подразделения - переходящими призами и грамотами воинской
части по итогам периода обучения и учебного года.
Повышение воспитательной роли подведения итогов связано с обобщением и
распространением передового опыта, представляющего собой большую
мобилизующую силу и эффективное средство для подтягивания отстающих воинов и
подразделений до уровня передовых.

Обязанности заместителя командира по воспитательной и
социально-правовой работе по подготовке и проведению подведения
итогов:
1) проводит работу по воспитанию военнослужащих в духе преданности Президенту
Республики Казахстан, Правительству и народу Казахстана, дружбы народов,
войскового товарищества, строгого соблюдения законов РК, военной присяги, воинских
уставов, сознательного повиновения командирам (начальникам) и уважения к ним.
Отдельным разделом предусматривает мероприятия по сплочению и укреплению
воинского коллектива, профилактике неуставных взаимоотношений, постоянно
занимается самообразованием, изучает военную педагогику и психологию;
2) проводит активную работу по формированию здорового общественного мнения к
любым фактам оскорбления и унижения людей, созданию единого фронта протеста и
борьбы с недопустимыми и чуждыми для Вооруженных Сил Республики Казахстан
преступлениями;
3) изучает деловые и моральные качества, запросы, настроения, семейное положение
каждого солдата, сержанта, офицера и в соответствии с этим организует и проводит
воспитательную и индивидуальную воспитательную работу;

4) постоянно определяет конкретных лиц из числа солдат, сержантов, офицеров
склонных к нарушению уставных взаимоотношений, требующих глубокого и
оперативного индивидуального изучения и воздействия;
5) по мере необходимости анализирует социально-психологическую структуру
воинского коллектива с учетом его способностей. Постоянно отслеживает за
общественное мнение, настроение, традиции, привычки отдельных воинов, заботится
об их правильном формировании;
6) проводит лично воспитательную работу о роли дружбы и войскового товарищества и
поддержания высокой боевой готовности подразделения;
7) постоянно организует работу актива по выполнению решений собраний,
формированию у военнослужащих ответственности за строгое выполнение требований
законов, военной присяги и воинских уставов, предупреждению пьянства и неуставных
взаимоотношений;
8) регулярно организует проведение вечеров вопросов и ответов, дней правовой учебы
(вечеров), с участием военных юристов, медиков с привлечением офицеров штаба и
офицеров-воспитателей;

Второй вопрос: Анализ состояния воинской дисциплины в роте и подведение
итогов работы по ее укреплению.
С личным составом роты в конце недели в
установленное распорядком дня время командир
роты подводит итоги работы по укреплению
воинской дисциплины на собрании (совещании)
военнослужащих.
Руководствуясь данными анализа состояния воинской дисциплины и
дисциплинарной практики, выводов из итогов боевой и
государственно-правовой подготовки, боевого состязания, командир
роты делает доклад «О состоянии воинской дисциплины в роте и
итогах работы по ее укреплению».

В докладе необходимо:




учебы.








10.

4. Назвать фамилии военнослужащих, являющихся примером в выполнении
Военной присяги, оказывающих существенную помощь командирам в поддержании
уставного порядка, товарищам в службе, овладении военными специальностями,
непримиримо относящихся к недостаткам, недостойному поведению сослуживцев.
5. Довести до всего личного состава фамилии военнослужащих, которые себя
ничем не проявили - ни хорошо, ни плохо. Педагогически правильно и тактично убедить
их повысить свою активность, объяснить им, как выбрать правильную жизненную
позицию.
6. Назвать подразделения (взводы, отделения, экипажи, расчеты) в которых
воинская дисциплина, правопорядок и служба войск не в полной мере отвечают
уставным требованиям.
Особо указать на подразделения, в которых длительное время (указать какое)
эти требования выполняются плохо.
Отметить характерные недостатки каждого из этих подразделений:
1) в выполнении боевого дежурства;
2) в отношении личного состава к технике и оружию, их изучению, освоению и
сбережении;
3) в несении службы в карауле, суточном наряде;
4) во внутреннем порядке, выполнении распорядка дня;
5) в соблюдении уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;
6) выполнение расписания занятий;
7) по другим параметрам.

11.

В докладе необходимо:
1. Изложить, как в целом выполняются требования Министра обороны
Республики Казахстан, других старших командиров и начальников по вопросам
укрепления воинской дисциплины и улучшению службы войск за неделю, их
влияние на решение задач боевой готовности, боевого дежурства, боевой
учебы.
2. Исходя из критериев оценки дисциплины в подразделении, дать
оценку каждому взводу и отделению (экипажу, расчету).
3. Отметить подразделения (взводы, отделения, экипажи, расчеты) в
которых лучше решаются задачи, поддерживается уставной порядок, нет
грубых нарушений воинской дисциплины, сложилась здоровая моральнопсихологическая атмосфера, дружба и войсковое товарищество. При этом
выделить те подразделения, в которых эти вопросы длительное время (указать
какое) решаются положительно.
Назвать их командиров и рассказать о методах их работы.
Дать оценку активу (по итогам месяца) по укреплению воинской дисциплины.

12.

7. Провести глубокий анализ причин происшествий и преступлений, если они
имели место, грубых дисциплинарных проступков.
Назвать фамилии военнослужащих, которые их совершили (добиться того, чтобы
каждый военнослужащий, услышав свою фамилию, встал и принял строевую стойку),
доложить всему личному составу, как и почему его поступок сказался отрицательно на
боевой готовности.
Объявить, что дисциплина названных военнослужащих оценивается
“неудовлетворительно”.
Особо раскрыть имевшие место случаи употребления нецензурных слов,
кличек, прозвищ, искажения воинских званий, грубости и фамильярности.
В заключение подведения итогов следует поощрить отличившихся, отметить в
худшую сторону провинившихся.
По окончании подведения итогов, конкретной оценки подразделений и рядового
состава, командир определяет конкретные задачи каждому взводу, отделению,
экипажу, расчету, отдельным солдатам (дисциплина которых оценена
“неудовлетворительно”) по устранению недостатков и мероприятия, которые должны
провести подчиненные командиры в интересах укрепления воинской дисциплины и
правопорядка.

13.

С командир роты анализирует:
Уровень исполнительской дисциплины среди сержантов,
своевременность и качество выполнения приказов и распоряжений
старших начальников;
роль сержантов в поддержании уставного порядка в
подразделении, соблюдение формы одежды и распорядка дня;
участие сержантов в дисциплинарной практике, соблюдение ими
законности и уставных требований во взаимоотношениях с подчиненными.
Командир роты оценивает личную дисциплину сержантов, вклад
каждого сержанта в воспитании личного состава и укрепление дисциплины,
поощряет лучших сержантов за поддержание высокой воинской
дисциплины в отделении и успехи в боевой и государственно-правовой
подготовке.
Периодически на совещании сержантского состава проводится
обмен опытом по укреплению воинской дисциплины.

14.

С офицерами роты анализ состояния дисциплины и подведение итогов работы по ее
укреплению проводятся еженедельно на служебном совещании, как правило, до
подведения итогов с личным составом роты.
На совещании командир роты:
заслушивает доклады командиров взводов о состоянии дисциплины во взводе
и проделанной работе по ее укреплению;
оценивает состояние воинской дисциплины во взводах и определяет их места
в роте;
оценивает работу каждого офицера по укреплению воинской дисциплины;
оценивает личную дисциплину, отмечает упущения и недостатки в работе
офицеров по укреплению воинской дисциплины;
анализирует дисциплинарную практику офицеров, соблюдение ими
законности и уставных требований во взаимоотношениях с подчиненными;
оценивает участие офицеров в воспитательных мероприятиях, их
индивидуальную работу с подчиненными;
пропагандирует положительный опыт работы по укреплению дисциплины и
порядка;
определяет мероприятия по укреплению дисциплины в роте и ставит задачи
офицерам.

15.

При подведении итогов боевого состязания по боевой и государственноправовой подготовке заместитель командира роты по ВиСПР обязан:
Напомнить задачи, которые ставились на данный месяц.
Проводить анализ выполнения этих задач по разделам:
1) Боевая и государственно-правовая подготовка:
какие темы отрабатывались за прошедший месяц;
какие были достигнуты результаты;
кто из военнослужащих, отделений, взводов достиг лучших результатов, (причина);
кто из военнослужащих, отделений взводов не выполнили взятых обязательств
(причина).
2) Состояние воинской дисциплины по сравнению с предыдущим
месяцем:
дать общую оценку состоянию воинской дисциплины по сравнению с предыдущим
месяцем;
показать лучшие отделения, взвода и воинов, методы работы командиров взводов,
добившихся положительных результатов;
раскрыть количество и характер нарушений воинской дисциплины, кто и в каких
условиях их совершал, назвать недисциплинированных воинов и показать, какой вред
они принесли делу боевой готовности своими нарушениями;
определить места взводов по состоянию воинской дисциплины.

16.

3) Состояние несения караульной и внутренней службы:
отметить, как воины взвода несли службу в карауле и суточном наряде;
показать лучших воинов, несущих службу бдительно и без замечании;
доказать воинов, которые халатно выполняли свои обязанности в карауле (суточном
наряде), раскрыть основные причины их действий;
определить места отделений, взводов по несению службы в карауле и суточном
наряде.
4) Состояние внутреннего порядка в роте:
показать отношение военнослужащих к поддержанию внутреннего порядка;
отметить лучших воинов, отличившихся при наведении и поддержании внутреннего
порядка;
отметить худших воинов, халатно относящихся к поддержанию внутреннего порядка и
основные причины такого положения;
определить места отделений по поддержанию внутреннего порядка.
5) Состояние воспитательной работы в роте:
какие воспитательные мероприятия были проведены за прошедшую неделю, месяц;
какие военнослужащие проявили активность и старательность при их проведении;
оценить работу актива роты.
6) Заключительная часть:
определить места взводов, отделений за прошедшую неделю, месяц;
отметить лучших воинов и поощрить;
поставить задачи на следующую неделю, месяц.

17.

По итогам боевого состязания за месяц оформляются и
выпускаются специальные номера стенных и
фотогазет, боевых листков, бюллетени передового
опыта.
Вывод

С личным составом роты (ей равной) итоги подводятся в конце каждой недели по категориям: с офицерами и прапорщиками (мичманами), сержантами (старшинами), со всем личным составом. С докладом «О состоянии воинской дисциплины в роте (ей равной) за прошедшую неделю и итогах работы по ее укреплению» выступает, как правило, командир роты (ей равной) или его заместитель по воспитательной работе.

В докладе необходимо:

1. Изложить, как в целом выполняются требования Министра обороны РФ, других старших командиров и начальников по вопросам укрепления воинской дисциплины и улучшению службы войск за неделю, их влияние на решение задач боевой готовности, боевого дежурства, боевой учебы.

2. Исходя из критериев оценки дисциплины в подразделении, дать оценку каждому взводу и отделению (экипажу, расчету).

3. Отметить подразделения (взводы, отделения, экипажи, расчеты), в которых лучше решаются задачи, поддерживается уставной порядок, нет грубых нарушений воинской дисциплины, сложилась здоровая морально-психоло­ги­ческая атмосфера, дружба и войсковое товарищество. При этом выделить те подразделения, в которых эти вопросы длительное время (указать какое) решаются положительно. Назвать их командиров и рассказать о методах их работы. Дать оценку редколлегии (по итогам месяца) стенной газеты по укреплению воинской дисциплины.

4. Назвать военнослужащих, являющихся примером в выполнении воинского долга, оказывающих существенную помощь командирам в поддержании уставного порядка, товарищам в службе, овладении военными специальностями, непримиримо относящихся к недостаткам, недостойному поведению сослуживцев.

5. Довести до всего личного состава фамилии военнослужащих, которые никак себя не показали – ни хорошо, ни плохо. Педагогически правильно и тактично убедить их повысить свою активность, объяснить им, как выбрать правильную жизненную позицию.

6. Назвать подразделения (взводы, отделения, экипажи, расчеты), в которых воинская дисциплина, правопорядок и служба войск не в полной мере отвечают уставным требованиям. Особо указать на подразделения, в которых длительное время (указать какое) эти требования выполняются плохо.

Отметить характерные недостатки каждого из этих подразделений:

В несении боевого дежурства, караульной и внутренней службах;

В отношении личного состава к технике и оружию, их изучению, освоению и сбережению;

Во внутреннем порядке, выполнении распорядка дня;

В соблюдении уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;

В выполнении расписания занятий;

По другим параметрам.

7. Провести глубокий анализ происшествий и преступлений, если они имели место, грубых дисциплинарных проступков. Назвать фамилии военнослужащих, которые их совершили (добиться того, чтобы каждый военнослужащий, услышав свою фамилию, встал и принял строевую стойку), довести до личного состава: как и почему его поступок сказался отрицательно на боевой готовности. Объявить, что дисциплина названных военнослужащих оценивается «неудовлетворительно». Особо раскрыть имевшие место случаи употребления нецензурных слов, кличек и прозвищ, искажения воинских званий, грубости и фамильярности.

В заключение подведения итогов следует поощрить отличившихся, отметить в худшую сторону провинившихся.

По окончании подведения итогов, объявлении конкретных оценок подразделениям и рядовому составу командир определяет конкретные задачи каждому взводу, отделению, экипажу, расчету, отдельным солдатам (матросам) по устранению недостатков и мероприятия, которые должны провести в интересах укрепления воинской дисциплины и правопорядка.

После определения конкретных задач командир приступает к оценке личной дисциплины сержантов (старшин) и их работы по укреплению воинской дисциплины и правопорядка.

При этом он анализирует:

1) уровень исполнительской дисциплины среди сержантов (старшин), своевременность и качество выполненных приказов и распоряжений старших начальников;

2) личную примерность сержантского (старшинского) состава в выполнении требований уставов и своих функциональных обязанностей;

3) имевшие место случаи необъективных докладов или сокрытия фактов нарушения воинской дисциплины среди подчиненных;

4) роль сержантов (старшин) в поддержании уставного порядка в подразделении, соблюдение формы одежды и распорядка дня;

5) участие сержантов (старшин) в дисциплинарной практике, соблюдение ими законности и уставных требований во взаимоотношениях с подчиненными;

6) работу сержантов (старшин) по привитию подчиненным любви к службе, удовлетворению их нужд и запросов, обучению и воспитанию.

В заключение подведения итогов с сержантами (старшинами) командир ставит конкретные задачи по укреплению воинской дисциплины и правопорядка среди подчиненных, обращает особое внимание на командиров отстающих отделений, экипажей, расчетов и при этом оценивает личную дисциплину каждого и его работу по поддержанию уставного порядка в подразделении.

После определения конкретных задач, командир освобождает сержантский (старшинский) состав и оценивает работу старшины с младшими командирами, полноту выполнения им служебных обязанностей, указывает на недостатки, ставит задачи на очередную неделю.

Оценивается также личная дисциплина и работа старшего техника роты (при наличии), особенно по предупреждению происшествий и повреждений вооружения, военной техники, выполнения личным составом требований безопасности при эксплуатации, ремонте и обслуживании машин.

Освободив прапорщиков, командир оценивает работу офицерского состава. При этом он объявляет оценку личного поведения каждого офицера. Сначала оценивается работа командиров взводов, а затем заместителей командиров рот (ей равной). Доводятся места взводов в роте (ей равной), отмечаются упущения и недостатки по укреплению воинской дисциплины среди подчиненных. Дается оценка использования офицерами дисциплинарной практики в интересах укрепления воинской дисциплины. В заключение командир роты (ей равной) ставит задачи, которые касаются личной работы офицеров.

Подведение итогов воинской дисциплины и правопорядка в роте за месяц может проводиться на общем собрании военнослужащих роты (с приглашением старших начальников). На собрании принимается постановление, в котором определяются меры по укреплению воинской дисциплины на очередной месяц.

У командиров рот (им равных) должна быть специальная тетрадь с материалами анализа и подведения итогов воинской дисциплины.

Нельзя анализировать и оценивать состояние воинской дисциплины в подчиненных подразделениях по количеству наложенных на военнослужащих дисциплинарных взысканий. Этим подрывается авторитет требовательных, волевых командиров.

Анализ состояния правопорядка и воинской дисциплины в подразделении по предлагаемой методике целесообразно проводить еженедельно по пятницам, с последующим завершением выводов и намеченных мероприятий на сове­щании.

Глубина, всесторонность и систематичность анализа правопорядка и воинской дисциплины позволяет правильно видеть и оценивать результаты учебно-воспитательной работы, ее положительные и отрицательные стороны, перспективы и тенденции борьбы за ее дальнейшее укрепление и порядок в подразделениях.

3.6. Основные формы и методы
изучения индивидуально-психологических
особенностей военнослужащих

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Основы военной педагогики и психологии

Государственное образовательное учреждение.. высшего профессионального образования Омский государственный технический университет..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Издательство ОмГТУ
УДК 355:37:159 ББК 68.43+88.4 О–75 Рецензенты: В. И. Голиков, канд. истор. наук, доцент, начальник Института военного

Принципы, методы и формы воинского обучения
Важнейшую часть теории воинского обучения составляют принципы обучения. Под принципами обучения принято понимать руководящие педагогические положения, которые отражают зак

Направления военной школы после смерти Петра I
После смерти Петра I (1725 г.) русская армия лишилась твердого и мудрого руководителя, умевшего путем очень простых и рациональных решений готовить армию к победоносной войне. В последующем армию н

Последователи Суворова
Рис. 1.5. генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов (1745–1813) Передовые идеи обучения и воспитания российских воинов нашли вопл

Военно-педагогические взгляды М.И. Драгомирова
Рис. 1.7. генерал-адъютант Драгомиров Михаил Иванович (1830–1905) С именем М.И. Драгомирова связано создание в России целостно

Значение военно-педагогического наследия русских полководцев для деятельности офицерских кадров в современных условиях
Важное значение для приобретения профессиональных знаний имеют военно-исторические труды ученых, полководцев, военачальников, публицистические материалы. В офицерской среде с интересом воспринимали

Формы и методы организации и проведения занятий по боевой подготовке
Форма обучения – организационная сторона учебно-воспитательного процесса. Она зависит от цели, состава обучаемых и определяет структуру занятия, место и продолжительность отработки учебных вопросов

Организация и проведение занятия по боевой подготовке
Практика боевой подготовки показывает, что качество и методический уровень проведения занятий, эффективность обучения личного состава зависят от умения руководителя правильно подготовиться к его пр

Особенности морально-психологического обеспечения в различных видах боевых действий
Основными чертами современного боя наряду с маневренностью, напряженностью и динамичностью являются быстрые и резкие изменения обстановки, широкое применение разнообразных средств вооруженной борьб

Виды психологической подготовки
Психологическая подготовка военнослужащих осуществляется в процессе обучения и службы. Все виды подготовки – огневая, тактическая, физическая, строевая, специальная, весь процесс обучения должен со

Способы организации психологической подготовки
В основе способов психологической подготовки лежат принцип внесения в процесс боевой подготовки элементов напряженности и внезапности, опасности и риска, свойственных реальной боевой обстановке, и

Обеспечение безопасности военной службы
Безопасность военной службы – состояние военной службы, обеспечивающее защищенность военнослужащих, местного населения и окружающей природной среды от угроз, возникающих при осуществлении деятельно

Основы организации воспитательной работы
Организация воспитательной работы начинается с изучения ее состояния на всех уровнях в конкретный момент времени и предполагает выяснение состояния таких параметров, как: наличие и качество планов

Организация и методика общественно-государственной подготовки
Основными документами, определяющими организацию и проведение общественно-государственной подготовки в ВС, являются приказ Мо РФ 1993 г. № 250 «Об организации общественно-государственной подго

Организация и методика проведения информирования
От знания офицерами подразделения духовных и информационных потребностей личного состава и умения целеустремленно и творчески применять на практике широкий диапазон традиционных и новых методов инф

Организация работы по укреплению правопорядка и воинской дисциплины
Решающая роль в поддержании правопорядка и воинской дисциплины в подразделении принадлежит командиру. Вместе с ним, другими офицерами подразделения задачи поддержания правопорядка и укрепления воин

Основы психологической работы
Психологическая работа – это система согласованных, целенаправленных мероприятий, осуществляемых с использованием достижений психологической науки в интересах жизнедеятельности войск (сил), по подд

Изучение психологических особенностей военнослужащего
Изучение подчиненных достигается, как правило, двумя взаимосвязанными путями. Первый – специальное изучение, сбор и анализ различных данных о жизни, учебе, службе и поведе

Изучение психологических особенностей воинского коллектива
Если командир знает особенности возглавляемого коллектива, то он легко сумеет найти наиболее эффективные методы управления, он получает возможность с большим успехом реализовать принятые решения в

Организация досуга личного состава в предвыходные и выходные (праздничные) дни
Основой организации содержательного досуга личного состава является продуманный план культурно-досуговых мероприятий, который составляется заранее. С этой целью, обычно в четверг, командир

Проведение вечера отдыха
Как правило, вечер отдыха подразделение проводит в клубе воинской части, кафе, солдатской чайной, иногда в расположении. Вечера отдыха могут проводиться в различных формах: вечера песни, музыки и т

Организация художественной самодеятельности
Начинать следует с подбора участников. С этой целью в ходе индивидуальных бесед выявляются воины, обладающие способностями и навыками игры на музыкальных инструментах и пения, декламации и хореогра

Проведение культпохода, экскурсии
Среди разнообразных форм культурно-досуговой работы, применяемых в воинских подразделениях, важное место принадлежит культпоходам. Они обогащают воинов знаниями по различным вопросам политики, наук

С личным составом роты, батареи итоги подводятся в конце каждой недели по категориям: с офицерами и прапорщиками, сержантским составом, со всем личным составом. С докладом «О состоянии воинской дисциплины в роте за прошедшую неделю и итогах работы по ее укреплению» выступает, как правило, командир роты. В докладе необходимо:

Изложить, как в целом выполняются требования министра обороны Российской Федерации, других командиров и начальников по вопросам укрепления воинской дисциплины и улучшения службы войск за неделю, определить их влияние на решение задач боевой готовности, боевого дежурства, боевой учебы.

Дать оценку состояния дисциплины в каждом взводе и отделении (экипаже, расчете)

Отметить подразделения (взводы, отделения, экипажи, расчеты), в которых лучше решаются задачи, поддерживается уставной порядок, нет грубых нарушений воинской дисциплины, сложились здоровая морально-психологическая атмосфера, отношения дружбы и войскового товарищества При этом выделить те подразделения, в которых эти вопросы длительное время (указать какое) решаются положительно Назвать их командиров и рассказать о методах их работы. Дать оценку работе редколлегии (по итогам месяца) стенных газет по укреплению воинской дисциплины.

Назвать военнослужащих, являющихся примером в выполнении Военной присяги, оказывающих существенную помощь командирам в поддержании уставного порядка, товарищам в службе, овладении военными специальностями, непримиримо относящихся к недостаткам, недостойному поведению сослуживцев.

Довести до всего личного состава фамилии военнослужащих, которые никак себя не показали - ни хорошо, ни плохо. Педагогически правильно и тактично убедить их повысить свою активность, объяснить им, как выбрать правильную жизненную позицию.

Назвать подразделения (взводы, отделения, экипажи, расчеты), в которых воинская дисциплина, правопорядок и служба войск не в полной мере отвечают уставным требованиям. Особо указать на подразделения, в которых длительное время (указать какое) эти требования выполняются плохо. Отметить характерные недостатки каждого из этих подразделений:

в выполнении боевого дежурства;

в отношении личного состава к технике и оружию, их изучению, освоению и сбережению;

в несении службы в карауле, суточном наряде;

во внутреннем порядке, выполнении распорядка дня;

в соблюдении уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;

в выполнении расписания занятий;

по другим параметрам.

Провести глубокий анализ происшествий и преступлений, если они имели место, грубых дисциплинарных проступков. Назвать фамилии военнослужащих, которые их совершили (каждый военнослужащий, услышав свою фамилию, должен встать и принять строевую стойку), доложить всему личному составу как и почему его поступок сказался отрицательно на боевой готовности. Объявить, что дисциплина названных военнослужащих оценивается «неудовлетворительно». Особо раскрыть имевшие место случаи употребления нецензурных слов, кличек, прозвищ, искажения воинских званий, грубости и фамильярности.

В заключение подведения итогов следует поощрить отличившихся, отметить в худшую сторону провинившихся.

По окончании подведения итогов командир определяет конкретные задачи каждому взводу, отделению, экипажу, расчету, отдельным солдатам (дисциплина которых оценена «неудовлетворительно») по устранению недостатков и мероприятия, которые должны провести подчиненные командиры в интересах укрепления воинской дисциплины и правопорядка.

Привлечение военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации к дисциплинарной ответственности

Дисциплинарная ответственность - юридическая ответственность, наступающая за совершение военнослужащими дисциплинарного правонарушения и реализуемая властью командира (начальника) в служебном порядке по правилам Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации.

Военнослужащие несут дисциплинарную ответственность за:

Проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка (Федеральный закон «О статусе военнослужащих»);

Проступки, связанные с нарушением норм морали и воинской чести (ст. 23 УВС ВС РФ).

Стадии привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности.

обнаружение и пресечение дисциплинарного правонарушения;

назначение разбирательства;

проведение разбирательства по факту дисциплинарного правонарушения;

рассмотрение собранных доказательств и принятие решения о наложении дисциплинарного взыскания;

наложение дисциплинарного взыскания.

Прежде чем привлечь военнослужащего к дисциплинарной ответственности, необходимо убедиться, что его проступок содержит состав дисциплинарного правонарушения, который характеризуется совокупностью предусмотренных законодательством элементов (признаков), указывающих на объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону данного вида правонарушения.

Объектом дисциплинарного правонарушения являются те общественные отношения, которые регулируются правилами воинской дисциплины, или отношения в сфере общественного порядка.

Объективная сторона дисциплинарного правонарушения выражается в определенных действиях, бездействии, являющихся общественно опасными и противоправными.

Субъективная сторона выражается в психическом отношении правонарушителя к своему противоправному деянию и его последствиям. Это вина военнослужащего, являющаяся необходимым условием дисциплинарной ответственности.

Военнослужащий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности только при наличии всех элементов состава дисциплинарного правонарушения в их совокупности.

Средством принуждения при привлечении к дисциплинарной ответственности является дисциплинарное взыскание.

Дисциплинарное взыскание - это закрепленные в ДУ ВС РФ меры воздействия, применяемые командирами к военнослужащему в процессе привлечения к дисциплинарной ответственности. Налагать дисциплинарное взыскание могут только прямые начальники и начальники, указанные в разделе «Наложение дисциплинарных взысканий в особых случаях» ДУ ВС РФ. Дисциплинарная власть, предоставленная младшим начальникам, всегда принадлежит и старшим начальникам. Если командир (начальник) ввиду тяжести совершенного подчиненным проступка считает предоставленную ему дисциплинарную властью недостаточной, он возбуждает ходатайство о наложении взыскания на виновного, власть старшего командира (начальника). Командир (начальник), превысивший предоставленную ему дисциплинарную власть, несет за это ответственность. Старший командир не имеет права отменить или уменьшить дисциплинарное взыскание, наложенное младшим командиром, по причине строгости взыскания, если последний не превысил предоставленной ему власти. Старший командир имеет право отменить дисциплинарное взыскание, наложенное младшим командиром, если найдет, что это взыскание не соответствует тяжести совершенного проступка, и наложить более строгое взыскание.

Условия применения дисциплинарной ответственности:

Дисциплинарная ответственность может и должна использоваться только в интересах службы для поддержания воинской дисциплины и уставного порядка;

к дисциплинарной ответственности могут привлекать лишь те командиры (начальники), которые пользуются дисциплинарными правами в отношении нарушителей воинской дисциплины;

дисциплинарная ответственность реализуется в том объеме и в тех пределах, которые определены уставом.

За нарушение воинской дисциплины или общественного порядка военнослужащий лично несет дисциплинарную ответственность.

Для правильного и законного применения дисциплинарной ответственности военным законодательством установлен соответствующий порядок дисциплинарного взыскания. В ДУ ВС РФ, в частности, определены конкретные правила наложения дисциплинарных взысканий, которые сводятся к следующему:

на военнослужащего, совершившего дисциплинарное правонарушение, могут налагаться только те дисциплинарные взыскания, которые определены ДУ ВС РФ, соответствующие воинскому званию виновного и дисциплинарной власти командира;

при наложении взыскания не должно допускаться поспешности. Решение о привлечении к ответственности принимается, как правило, через сутки, но не позднее 10 суток с того дня, когда командиру стало известно о совершенном проступке.

Военнослужащий, считающий себя невиновным, имеет право в течение 10 суток с момента наложения дисциплинарного взыскания подать жалобу. Приведение в исполнение наложенного взыскания при подаче жалобы не приостанавливается, пока не последует приказ старшего командира (начальника) о его отмене. Принятию решения о наложении дисциплинарного взыскания должно предшествовать разбирательство, которое проводится в целях установления виновных лиц, выявления причин и условий, способствующих совершению проступка.

Анализ дисциплинарного проступка

1. Объективная характеристика проступка и обстоятельств его совершения:

время и продолжительность действий, предположительно рассматриваемых как проступок;

место изучаемого действия;

присутствующие во время проступка (свидетели, пострадавшие, участвующие);

существо вероятного проступка: какое правило нарушено, к какой деятельности оно относится, какие технические средства и материальные ценности были использованы, имел ли место материальный или иной ущерб, его вид и величина;

когда и каким образом стало известно о проступке;

кто совершил проступок; что следует предпринять для установления лиц, причастных к проступку.

2. Подготовка к всестороннему изучению проступка:

на какие вопросы следует получить ответ;

какие данные о личности военнослужащего, его состоянии и взаимоотношениях с сослуживцами целесообразно иметь в ходе изучения проступка;

кого привлечь для выяснения обстоятельств и сути проступка;

каким образом, в какое время следует провести диагностическую беседу с предполагаемым нарушителем воинской дисциплины.

3. Морально-психологическая характеристика проступка: а) мотивы и степень вины:

Умышленное, преднамеренное, злостное нарушение воинского порядка;

неосторожность (халатность, небрежность, непредусмотрительность, забывчивость);

сильное душевное волнение (страх, возмущение, обида, оскорбленное чувство чести и личного достоинства, желание избежать неприятных переживаний);

превышение пределов необходимой обороны;

незнание порядка службы при условии, что военнослужащий обязан и мог изучить соответствующие требования;

б) обстоятельства, смягчающие вину:

нечеткое руководство, ошибки при постановке задачи и организации деятельности начальником;

бесконтрольность, попустительство, низкая требовательность, безнаказанность;

наличие недостатков в изучении уставов, в правовой пропаганде;

слабая работа в подразделении, низкая сплоченность коллектива, отсутствие общественного мнения, осуждающего нарушения воинской дисциплины;

наличие в подразделениях негативных традиций, соответствующих содержанию данного проступка, влияние отрицательного примера;

в) обстоятельства, отягчающие вину:

проступок совершен не в первый раз;

нарушение воинской дисциплины имело место во время исполнения служебных обязанностей;

проступок совершен в нетрезвом состоянии;

имело место соучастие в групповом проступке;

имеют место существенные негативные последствия проступка.

4. Морально-психологические последствия проступка и реакция на него:

а) кому и какой морально-психологический урон был нанесен данным проступком, какое влияние оказал проступок на внутриколлективный статус военнослужащего и его отношения с сослуживцами, какие имеются или возможны в связи с проступком изменения в системе дисциплинирования личного состава подразделения, в климате воинского коллектива;

б) внутренняя реакция военнослужащего на совершенный им проступок: удовлетворенность достижением поставленной цели и полученным результатом, раскаяние, угрызения совести, чувство стыда, вины и сожаления, чрезмерно эмоциональная реакция (страдание, переживание необратимости содеянного, страх перед наказанием);

в) коллективно-групповая реакция на проступок:

осуждение проступка личным составом;

к проступку в подразделении отнеслись равнодушно, на него не обратили внимания;

наблюдаются признаки сочувствия, жалости, повышения внутриколлективного статуса военнослужащего;

проступок может стать примером для других, провоцировать аналогичные или другие нарушения дисциплины.

5. Выводы и данные для принятия решения:

тяжесть данного нарушения порядка (незначительное, грубое, близкое к правонарушению);

причины проступка, в том числе психологические: недисциплинированность, социально-психологическая неустойчивость, отрицательное эмоциональное состояние;

при каких условиях проступок можно было предотвратить; по чьей вине он не был предупрежден;

какие недостатки в системе дисциплинирования, в работе с данным военнослужащим выявил проступок; какое воздействие и с какими конкретными целями следует оказать на этого военнослужащего; что необходимо предпринять для ликвидации негативных последствий проступка.

Если в ходе разбирательства выяснится, что проступок военнослужащего содержит признаки состава преступления, командир части уведомляет военного прокурора, при необходимости возбуждает уголовное дело и начинает дознание.

В соответствии с требованиями ст. 49 ДУ ВС РФ в целях общественного осуждения нарушений воинской дисциплины или общественного порядка проступки военнослужащих по решению командира (начальника) могут рассматриваться и обсуждаться:

а) солдат и матросов - на собраниях личного состава;

б) сержантов и старшин - на собраниях сержантов и старшин;

в) прапорщиков и мичманов - на собраниях прапорщиков и мичманов;

г) военнослужащих-женщин - на собраниях военнослужащих-женщин в воинских званиях (должностях) не ниже воинского звания (должности) военнослужащей-женщины, проступок которой обсуждается;

д) офицеров - на офицерских собраниях.

Привлечение к дисциплинарной ответственности военнослужащего, стоящего в наряде. Согласно ст. 89 ДУ ВС РФ наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, входящего в состав суточного наряда (несущего боевое дежурство), за проступки, совершенные им во время несения службы, производится после смены с наряда или после замены его другим военнослужащим, но не ранее чем через сутки.

Привлечение к дисциплинарной ответственности военнослужащего, находящегося в состоянии опьянения. В соответствии со ст. 90 ДУ ВС РФ наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, находящегося в состоянии опьянения, а также получение от него каких-либо объяснений откладывается до его вытрезвления,

Согласно ст. 91 ДУ ВС РФ запрещается за один и тот же проступок налагать несколько дисциплинарных взысканий или соединять одно взыскание с другим, налагать взыскание на весь личный состав подразделения вместо наказания непосредственных виновников, а также подвергать дисциплинарному взысканию - аресту без определения его срока. При наложении дисциплинарного взыскания командир не должен унижать личное достоинство подчиненного и допускать грубость.

О наложении дисциплинарного взыскания объявляется:

солдатам и матросам - лично перед строем;

сержантам - лично, на совещании или перед строем сержантов;

прапорщикам - лично на совещании прапорщиков, а также на совещании прапорщиков и офицеров;

офицерам - лично или на совещании.

Кроме того, дисциплинарные взыскания могут объявляться в приказе. Объявлять дисциплинарное взыскание командирам в присутствии их подчиненных запрещается.

При объявлении дисциплинарного взыскания указывается:

причина, повлекшая наказание;

в чем состоит нарушение воинской дисциплины или общественного порядка.

Наложенное на военнослужащего дисциплинарное взыскания приводится в исполнение, как правило, немедленно и лишь в исключительных случаях не позднее месяца со дня его наложения. По истечении одного месяца взыскание в исполнение не приводится, но запись о нем в служебной карточке сохраняется. В последнем случае лицо, по вине которого не было приведено в исполнение наложенное взыскание, несет ответственность.

Меры пресечения дисциплинарных проступков:

напоминание военнослужащим об обязанностях и воинском долге (ст.ст. 48, 83 ДУ ВС РФ, ст.ст. 26, 75 УГ и КС ВС РФ);

отстранение от должности (ст. 50 ДУ ВС РФ);

замена военнослужащего, входящего в состав суточного наряда, несущего боевое дежурство (ст. 89 ДУ ВС РФ):

помещение военнослужащего, нарушившего воинскую дисциплину или общественный порядок и находящегося в состоянии опьянения, на гауптвахту Или в камеру временно задержанных (ст. 90 ДУ ВС РФ, ст. 26 УГ и КС);

прекращение отпуска, командировки, увольнения (ст.ст. 26, 79 УГ и КС);

дисциплинарное задержание (ст.ст. 26, 75 УГ и КС ВС РФ);

применение оружия как крайняя мера (ст. 9 ДУ ВС РФ, ст. 79 УГ и КС ВС РФ).

Несмотря на то, что выбор мер пресечения дисциплинарных проступков зависит от многих конкретных обстоятельств, цель их применения общая - прекратить нарушение воинской дисциплины и общественного порядка, не допустить тяжелых последствий и восстановить уставной порядок. Этим они отличаются от дисциплинарных взысканий, которые применяются в качестве наказания за уже совершенный проступок.