План урока на тему весна. Открытый урок «Весна. Проверка домашнего задания

Конспект занятия: «Весна идет».

Цель: расширить представления и понятия по теме «Весна».

Задачи: -совершенствование умения образовывать относительные прилагательные;

Развитие логического мышления;

Развитие умения подбирать существительные к глаголам;

Развитие навыка образования антонимов;

Развитие тонкой моторики;

Закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Воспитатель:

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают,

Под ее ногами.

Черные проталины,

На полях видны,

Видно, очень теплые

Ноги у весны.

(Г. Ладонщиков)

О чем это стихотворение?

Дети: О весне.

Воспитатель: А давайте мы вспомним признаки весны? Что происходит с природой, когда наступает весна?

Для того чтобы ответить я вас познакомлю со сказкой Весна красна. Чтение учителем. Сказка Весна-Красна.

В природе творилось что-то непонятное. Зайчонок, Бельчонок и Лисёнок, привыкшие к белому снегу, стали замечать, что он начал чернеть. Показались первые проталины. На лесной дорожке растаял лёд, а на болоте, что в зарослях леса, появились первые серовато-тёмные пятна талой воды.

Солнце так и льёт на землю свои весенние золотые лучи. Носатый грач, прилетевший из теплых стран, усердно сооружает гнездо из сухих веток, выстилает дно сухой травой. Он использует в строительстве различный мусор.

Зайчонок, Бельчонок и Лисёнок, безуспешно пытавшиеся отыскать Зимнюю Хозяйку, решили расспросить своих мам и пап, о том, что происходит вокруг. «Это - Весна», - пояснили родители, - «чудесное время года, когда пробуждается природа, светлые дни становятся длиннее. Скоро-скоро наберёт силу молодая трава, а на деревьях и кустарниках появятся первые клейкие листочки». Зверята ещё никогда не видели Весну. Они чувствовали, что приходит что-то радостное и теплое.

Однажды в солнечный день Зайчонок, Бельчонок и Лисёнок услышали необычные звуки «курлык, курлык». Кто курлыкает? Журавли. Остановившись на привал недалеко от воды, птицы устроили настоящий весенний танец: весело подпрыгивали, ритмично махали крыльями, ходили гарцующей походкой. Это было увлекательное зрелище.

Зайчонок, Бельчонок и Лисёнок хлопали в ладоши и не заметили, как сзади кто-то тихонечко подошёл. Оглянувшись, они увидели настоящую красавицу – Весну-Весницу, Красную девицу. «Вы рады моему приходу, дорогие обитатели леса?» - спросила она.

Зайчонок, который умудрился встать так, что у него одно ухо припекало солнышко, а другое мёрзло в тени, за всех радостно поприветствовал Красавицу-Весну. И хотя ему было немного жаль, что больше нельзя покататься с ледяной горы, или прыгать в сугробы, от холода он совсем устал. Ему так хотелось, чтобы было светло и тепло и можно было в любой момент полакомиться молодыми побегами деревьев и кустарников. Он был рад, что пришла Весна.

А Красавица-Весна научила зверят делать кораблики из лёгкой коры и пускать их по весёлому, журчащему, серебристому ручью. Далеко-далеко. То-то радости было!

Какая погода весной? Как светит солнышко? Что происходит со снегом и сосульками? Какие изменения происходят весной в природе (набухают почки, зеленеет травка и т. д.)

Дети: Становится тепло, тает снег; появляются листочки, трава. Прилетают птицы.

Воспитатель: Да, ребята. Весной ярко светит солнце, греет землю и от этого тает снег. Бегут ручьи. Появляются лужи, проталинки. Просыпаются насекомые. Весной появляются первые цветы подснежники, мать-мачеха. Набухают почки на деревьях, появляется первая трава. Прилетают птицы из теплых стран. Вся наша природа оживает, выходит из глубокого зимнего сна.

А сейчас давайте разгадаем загадки про весну.

Снег и лед на солнце тают,

С юга птицы прилетают,

И медведю не до сна.

Значит, к нам пришла... (весна)

Дни погожие не редки,

Греются на солнце ветки.

И, как маленькие точки,

На ветвях набухли... (почки)

На лесной проталинке

Вырос цветик маленький.

Прячется в валежник

Беленький... (подснежник)

Веселится весь народ -

Льдины двинулись в поход!

Мы на речке каждый год

Наблюдаем... (ледоход)

Синяя сосулька плачет,

Но от солнца нос не прячет.

И весь день под птичью трель

Кап-кап-кап - звенит... (капель)

Вдоль дорожек без труда

Мчится талая вода.

Снег от солнечных лучей

Превращается в... (ручей)

Белоснежною горой

Во дворе стоял зимой.

Где он был, теперь потоп

Стал водицею... (сугроб)

Посмотрите-ка, ребята,

В небесах повисла вата -

К нам плывут издалека

В синем небе... (облака)

Что за тонкие иголки

Зеленеют на пригорке?

Это, выросши едва,

К солнцу тянется... (трава)

Высоко за облаками

«Поле» синее над нами.

Не растят на поле хлеба.

Как оно зовется? (Небо)

Понавесили корзины

На березы и осины.

Каждая корзинка - дом,

А зовется он... (гнездом)

Гнездышко из веток -

Для любимых деток.

Кто те детки-сорванцы?

Дружно просят есть... (птенцы)

Смастерим для птичек дом

С круглым маленьким окном.

Вот скворец сел на орешник,

Строем мы ему... (скворечник)

Давайте продолжим мои предложения все вместе хором.

Если весной тепло, то это весна теплая.

Если весной холодно, то какая это весна (холодная)

Если весна рано пришла, то – ранняя весна.

Если поздно пришла, то какая …

Вот как много мы рассказали о весне.

3. Игра «Скажи наоборот» (с мячом) .

А сейчас мы поиграем! (объяснение игры)

Осенний – весенний

Холодный – теплый

Поздняя – ранняя

Заморозки – оттепель

Короткий – длинный

Пасмурный – солнечный

День – ночь

Осень – весна

4. Дидактическая игра «Бывает – не бывает»Я буду говорить предложение а вы должны захлопать в ладоши, если так бывает, а если этого не бывает то затопать ножками.

(на развитие логического мышления)

Бывает ли такое, весной дети катаются на санках.

Весной дети купаются и загорают (каждого спросить) .

Весной бегут, журчат ручьи.

Весной колхозники убирают урожай.

Весной дети пускают кораблики.

Весной люди одевают пуховики и теплые шапки.

Весной дети встречают Новый год.

5. Подбор слов на вопросы: кто? что? по теме «Весна».

Весной образует лужи что?

Тает что? Зеленеет первая … .

Журчат… Прилетают из теплых краев…

Распускаются на деревьях…. Покрываются листьями …

Появляются зеленые…. Зацветают первые … .

6. Физминутка.

Наши алые цветки распускают лепестки, (плавно разжать пальцы)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (помахать руками перед собой)

Наши алые цветы закрывают лепестки (плавно сжать пальцы)

Тихо засыпают, головой качают. (плавно опустить их на стол)

7. Игра «Назови ласково». Образование уменьшительно-ласкательных сущ-ых.

Вода – водичка снег - …. корабль - …

Ручей – ручеек лодка - … солнце - …

Почка - … лист - … луч - …

8. «Кораблик». Загадка:

Матросская шапка

Веревка в руке,

Тяну я его

По быстрой реке,

И скачут лягушки

За мной по пятам

И просят меня:

Прокати, капитан (кораблик)

Весной снег начинает таить и образуются ручейки. Наверно, все дети любят пускать кораблики по ручейкам. А вы любите? (Да). Догадались что мы сегодня будем делать из бумаги. Для этого нам понадобиться белая бумага и цветные карандаши.

9. Сделать из бумаги кораблик

Образец на доске и у учителя в руках.

10. Итог.

О каком времени года мы сегодня говорили?

Отметить детей, которые были наиболее активные на занятии.

Открытое занятие в подготовительной группе «Капельки». Тема: Весна

Цель: обобщить и систематизировать с детьми знания охарактерных признаках весны.

Задачи :

Образовательные: продолжать знакомить детей с приметами весны; учить грамотно, строить ответ на заданный вопрос, учить рассказывать стихотворение с помощью последовательно расположенных иллюстраций; продолжать учить решать примеры на сложение и вычитание; Учить детей передавать содержание текста полно, последовательно, выразительно. Уточнить словарь по теме; Совершенствовать грамматический строй речи. - Развивающие : развивать умение подбирать нужные слова при ответах на вопросы, развивать память, внимание, усидчивость.

Воспитательные : воспитывать интерес к происходящим изменениям в природе.

Организационный момент:

«Доброе утро – все люди говорят» – приветствие правой рукой.
«Доброе утро – улыбки дарят» – руки вперёд.
«Доброе утро – птицы поют» – машем "крыльями".
«Добрые вести по свету несут» – руки делают большой круг.

2. Интеллектуальная разминка

1. Ты да я, да мы с тобой, сколько нас? (2)
2. Курица да кукушка, сколько домашних птиц?
3. Может ли скворец назвать себя птицей?
4. Под каким кустом заяц сидит во время дождя?
5. Сели птицы на страницы знают быль и небылицы? (буквы)

Ход занятия;

Ребята, сегодня я обнаружила в группе конверт с надписью «Детям детского сада». Наверно оно пришло от волшебника. Я решила дождаться вас и посмотреть что же в конверте. Здесь книга, посмотрите. Хотите узнать, что за сказка там спряталась? (Да) Давайте посмотрим!

«Жили были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца - Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным одеялом растения. Перестали петь песни птицы. Люди устали от холода. Забеспокоились Лето и Осень, а Весна сказала: »

Не печальтесь! У меня есть чудо, которое может победить холод. Но мне одной не справиться».

Здесь в конверте еще лежат какие-то части фигуры, а на них вопросы. Может быть, это подсказка для нас? Давайте попробуем ответить на вопросы.

(На деталях желтого цвета вопросы; сколько времен года, сколько месяцев в году, сколько месяцев в каждом времени года, сколько дней в неделе, сколько часов в сутки, назовите время суток)

А если нам сложить все детали, какая фигура получится? (круг) Какого цвета? (желтого),На что же похож желтый круг? (на солнце)

А почему все таки, наступает весна, в чем ее сила? (Солнце согревает нас своими лучами. Весной солнце поднимается выше и больше лучей попадает на землю. Поэтому наступает весна.

А чего не хватает у нашего солнца? (лучей)

Поможем весне согреть землю? (да) Но для того, чтобы помочь весне нужно выполнить задания

1 лучик: -Назовите весенние приметы. Какие вы знаете приметы? (Дети перечисляют)

Днём стало пригревать солнце;

Стало теплее, день стал длиннее;

Снег потемнел и стал таять;

Появляются первые проталины;

Птицы звонко щебечут, они радуются наступлению весны;

Начинают бежать ручьи;

Возвращаются перелётные птицы.

2 лучик: А теперь из предложенных картинок нужно выбрать весенние приметы.

Карточки: Сосульки, ручьи, ледоход, первые цветы, набухают почки, распускаются листья, насекомые, посадка деревьев, просыпаются животные после спячки. Дети выполняют задание, раскладывая карточки на столе.

3 лучик: Игра «Подскажи слово» . (с мячом)

- Что делает солнце весной?
(Светит, освещает землю, согревает, греет, радует, блестит...)
- Что делает трава весной? (Всходит, появляется, прорастает, пробивается, зеленеет, ковром покрывает землю...)
- Что делают птицы весной? (Прилетают, возвращаются в родные края, вьют гнезда, поселяются в скворечниках, выводят птенцов...)
- Что делают почки весной? (Наливаются, набухают, лопаются, развертываются в зеленые листья, растут, раскрываются; из почек появляются первые листочки - нежные, зеленые, душистые, пахучие...)
-Весной снег… (что делает) чернеет, тает, становится серым.

Сосульки (что делают) тают на солнце.

Ручей … бежит, журчит, течёт.

Весной лёд на реке (что делает) тает, ломается, плывёт.

На лесных полянках появляются… (что) первые проталины, подснежники, молодая травка.

Физминутка.

Как весна с зимою повстречались, (повороты в стороны, руки на поясе)

Как зима с веною распрощались, (машут друг другу руками)

Как весна ручьями разливалась, (лодочка, руки вправо, влево),

Как весна цветами распускалась, (присесть на корточки)

Как вставало утром солнце красное, (руки вверх, к центру круга)

Как светило людям оно ласково, Как весну мы славим за ее дела,

Слава ей, что она пришла.

4 лучик: А сейчас игра на внимание«Весенние слова» . Если слово, которое я назову «весеннее», то нужно хлопнуть в ладоши, а если нет – потопать ногами.

Январь, тепло, снегопад, капель, мороз, грачи, ручьи, вьюга, стужа, март, новый год, проталина, метель, подснежники, сугробы, скворечник.

5 лучик: А теперь я вам прочитаю стихотворение о весне, а вы внимательно слушаете, а потом отбираете со стенда картинки, которые относятся к этому стихотворению

О весне авт. Н. Найденова

О весне сказали нам песни из скворечника

И серёжки жёлтые на ветвях орешника

О весне сказали нам воробьи драчливые

Вербочки мохнатые, ручейки шумливые

Бабочка-крапивница на лесной проталинке

Синие подснежники и сырые валенки!

6 лучик: (Изображение весеннего медведя после спячки) Ребята, посмотрите на картинку, кто на ней изображен? Ответы детей.
– Почему медведь такой?(Весной мало еды, витаминов нет, голодно ему, шубу меняет, зимний мех густой выпадает, а растет летний.)
– Зачем медведь меняет шубу?
– Только медведь меняет шубу? Кто ещё весной меняет шубку?
– Почему весной оживает лес?

Какие птицы прилетают самые первые весной? Ответы детей (Скворцы)

В народе говорится так: «Скворцы прилетели, значит весна пришла»

7 лучик: «Посади скворца в скворечник» Детям раздаются карточки с изображением скворца, на обороте записан пример. На отдельном листе бумаги наклеены скворечники с номерами. Детям нужно решить пример и посадить скворца в нужный скворечник. В каком скворечнике больше скворцов.

8 лучик: Разделить слова на слоги, определить количество гласных звуков, назвать их, определить их местоположение в слове. Спросить в каком слове больше слогов, в каком меньше. Слова: весна, проталина, луч, ледоход. Перед этим спросить, что мы получаем, выполняя задания, лучи, а один – луч.

Подвижная игра.
Координация речи с движением, обогащение словаря, развитие творческого воображения и двигательной подражательности, закрепление знаний детей о признаках весны.
Солнце, солнце, выходи Дети, взявшись за руки, отходят от центра круга.
И всю землю освети! Идут по кругу, взявшись за руки.
Чтоб весна скорей настала, Останавливаются и опускают руки вниз
Чтобы нам теплее стало, Перекрещивают руки на груди и трут плечи
Чтоб капели звонко пели, Движение кистей рук, имитирующие падение капель
Чтоб весной ручьи звенели, Волнообразно двигают руками
Чтоб цветочки распускались, Поднимают руки над головой и опускают вниз
С юга птицы возвращались. Взмахивают руками
Солнце, солнце землю грей! Хлопают в ладоши на каждое слово.
Пусть весна придет скорей!

9 лучик: Схема предложения + картинки. Составить предложения по схеме.

10 лучик: Коллективный пересказ

Беседа по прочитанному.
Развитие диалогической речи, памяти, естественнонаучных представлений.
Наступила весна. Пригрело весеннее солнце и в лесу начал таять снег. С пригорка побежали веселые ручейки, они наполнили большую лужу и побежали дальше в лес.В лесу все стало оживать и вот от зимней спячки проснулся медведь и начал выбираться из своей берлоги. Медведь был очень худой и голодный. Он побрел по лесу в поисках пищи. Из под коры деревьев стали выбираться жучки и букашки. Они расправили свои крылышки и полетели по весеннему лесу.

Вот и ящерица проснулась. Она выбралась из норки, забралась на пенек и греется на солнышке. Лягушки очнулись от зимнего сна и запрыгали в луже. Под кучей хвороста зашуршал ежик. Он вылез сонный, на иголках трава, листья. Сидя на пригорочке, ежик зевнул и начал с колючек сор очищать. Трудно ему было. Лапки у него короткие.Ежик побежал по поляне искать себе еду. В весеннем лесу он может поймать жучков, червячков да лягушек. Под теплым весенним солнышком ожил огромный лесной дом-муравейник.

С рассвета до темна хлопочут муравьи, тащат в муравейник то травинку, то сосновую иголку.К старому пню прилетели две маленькие серенькие птички.Стали они вместе строить гнездо, чтобы вывести новых птенцов.

Воспитатель: Какое время года наступило?
Дети: Наступила весна, пригрело весеннее солнце.
Воспитатель : Что стало происходить в лесу?
Дети: Начал таять снег.
Воспитатель. Когда солнце пригрело на пригорке, какие в природе произошли изменения?
Дети: С пригорка побежал веселый ручеек, наполнил большую лужу и побежал дальше в лес.

Воспитатель: Кто проснулся от зимней спячки?

Дети: Медведь пробудился от зимней спячки. Он выбрался из берлоги худой и голодный и побрел по лесу в поисках пищи.
Воспитатель. Какие насекомые выбрались из старого пня?
Дети: Из под коры выбрались жучки и букашки, расправили крылышки и полетели.
Воспитатель: Кто сидит на пеньке?
Дети: Проснулась ящерица, выбралась из норки, уселась на пенек и греется на солнышке.
Воспитатель: Кто очнулся от зимнего сна?
Дети: Лягушки очнулись от зимнего сна и запрыгали в луже.
Воспитатель: Послышалось шуршание. Это кто проснулся?
Дети: Под кучей хвороста зашуршал ежик. Вылез сонный, на иголках трава, листья.
Воспитатель: Что делал ежик на пригорочке?
Дети: Ежик зевнул и начал с колючек сор очищать. Трудно ему было. Лапки у него короткие.
Воспитатель: Куда побежал ежик?
Дети: Ежик побежал по поляне искать себе еду.
Воспитатель: Чем питается голодный ежик?
Дети: Жуков, червяков и лягушек голодный ежик может поймать и съесть.
Воспитатель: Кто ожил под теплым весенним солнышком?
Дети: Огромный лесной дом-муравейник.
Воспитатель: Чем заняты муравьи?
Дети: С рассвета до темна, хлопочут муравьи, тащат в муравейник то травинку, то сосновую иголку.
Воспитатель: Кто прилетел к старому пню?
Дети: Прилетели две маленькие серенькие птички.
Воспитатель : Что они стали строить?
Дети: Стали они вместе строить гнездо.

Рефлексия

Воспитатель: Приглашаю всех пройти на ковер и сесть в кружок.

Скажите, вы любите весну? Сейчас каждый из вас будем говорить, за что он любит весну, и вытягивать ленту из круга, лежащего на полу.

Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось? (солнышко) А вы его добрые и умные лучики, от которых всем тепло и радостно. К письму были приложены маленькие солнышки. Это добрый волшебник благодарит вас за то, что вы помогли солнышку получить лучики, чтобы оно ярче светило и помогло Весне победить холод.

Министерство образования и науки Калужской области

Государственное казённое общеобразовательное учреждение Калужской области

«Людиновская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

Урок по живому миру

4 класс

Учитель начальных классов: Симашова О.Ю.

Тема: Весна – пробуждение природы.

Цел: коррекционно-образовательная

    Формирование умения составлять повествовательно-описательный рассказ по серии картинок, используя опорные слова;

    Уточнить представления учащихся о сезонных изменениях в природе;

Коррекционно-развивающая

    Коррекция интонационной стороны речи

    Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей и отношений

    Коррекция и развитие слухового восприятия при прослушивании звуков природы

    Воспитание эмоциональной адекватности поведения, эмоциональной стороны речи

    Коррекция зрительного восприятия при работе с осколочными картинками

    Коррекция общей и мелкой моторики при проведении логоритмической игры «Сосульки»

    Воспитание мотивации к обучению, получению новых знаний

Оборудование: аудиозапись звуков природы (журчание ручья, весенний гром, пение птиц, весенний дождь), разрезные картинки сосульки, ручей, верба, подснежники, солнышко, гнездо птиц, карточки со словами,корзинка.

Ход урока

I. Организационный момент.

Встали ровно, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок!

II . Актуализация знаний по теме.

Послушайте загадку и попробуйте отгадать:

Зазвенели ручьи,

прилетели грачи,

день прибывает,

Когда это бывает?

Д: - Весной.

Учитель: - После какого времени года наступает весна? (После зимы).

Вот вам сундучок, в нем таинственный клубок. Кто этот клубок в руки возьмет – тот слово красивое о весне назовет (теплая, красивая, солнечная, пахучая, звонкая, яркая, зеленая, цветущая, шумная).

П:

Замечательно! Вы так много знаете красивых слов о весне. Как вы считаете, о чем можно сказать весенняя? (вода, трава, река). А, о чем можно сказать весенний? (ручеек, сад, день). О чем можно сказать весеннее? (солнце, небо, облако). А кто скажет, какое солнце весной? (теплое, яркое, лучистое). Какие слова можно образовывать от слова весна? (весенний, веснушки, веснянки)

У весны много замечательных друзей. Назовите их ласково.

Солнце - солнышко, туча - ..., лужа - ..., ветер - ..., трава - ..., скворец - ..., дерево - ..., цветок – .

III . Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы поговорим о чем? (о весне)

Правильно, мы сегодня будем говорить о весне, о приметах весны, вспомним название весенних месяцев. Ваша задача на сегодня запомнить приметы весны.

В природе есть солнце. Оно всех любит и всем светит. Закройте глазки и представьте, что к нам заглянул солнечный зайчик. Вот он побежал по партам, заглянул к нам в глаза, погладил каждому руку. Не спугните его. Он не озорник. Он всех любит и ласкает. Улыбнитесь ему. Улыбнитесь друг к другу. Ведь у нас прекрасное настроение. Солнечный зайчик вместе с нами будет сегодня играть и выполнять задания. (Педагог вывешивает картинку)

IV . Работа по теме.

А теперь посмотрите на доску.

Ребята, перепутал все на свете

Знаете кто? Проказник ветер!

    Игра «Размести по порядку».

Ребята, подул весенний ветер и перепутал все картинки с временами года, давайте повесим их в правильном порядке (дети по порядку вешают рисунки с временами года, Рис.2а, б, в, г).

П:

Год начинается с зимы, потом, придет весна, вслед за весной придет лето и конечно осень. Запомните порядок времен года. Давайте повторим хором название времен года.

П:

Каждое время года состоит из трех месяцев. Назовите по порядку весенние месяцы (дети читают название месяцев МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ) весна света, весна воды и весна травы.

2.Игра «Четвертый лишний» (рис.4 а, б, в, г)

Посмотрите на картинки и определите, какая картинка здесь лишняя. Почему? (дети…)

Составьте маленький рассказ по рисункам (дети составляют рассказ по картинкам по цепочке)

Давайте перечислим приметы весны?

Дети перечисляют:

Ярче светит солнце

Тает снег

Из почек появляются листья

Расцветают подснежники

Прилетели грачи

А кто из вас, ребята, скажет, почему тает снег? (солнечные лучи прогревают снег и он тает). А, почему бегут ручьи? (снег тает на солнце и превращается в воду). А, почему прилетают птицы? (вместе с весной приходит тепло, и птицы возвращаются на свою родину). А как вы думаете, почему пробуждаются животные от зимней спячки и появляются насекомые? (Солнце светит. Становится теплее, природа просыпается, а с ней и насекомые и животные).

V . Физминутка.

VI . Продолжение работы по теме.

Попробуйте ответить на мои вопросы. Кто приносит весну на крыльях? И почему так говорят? (слайд № 17)

Дети:

Птицы приносят весну на крыльях. Так говорят, потому что весной прилетают перелётные птицы .

Все птицы строят и ремонтируют свои гнёзда. Откладывают яйца. Ребята, а почему всё это стало возможно весной? » (Выслушиваются ответы детей).

Я приготовила вам загадки про птиц нашего края (слайд № 19). Если правильно отгадаете, услышите их голоса ».

Маленький мальчишка, (слайд № 19)

В сером ярмячишке.

По дворам шныряет,

Крохи собирает. (воробей)

Я по дереву стучу, (слайд № 20)

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой –

Все равно он будет мой. (дятел)

Серая воровка села на ветку. (слайд № 21)

Зорким глазом косит,

Украсть норовит. (ворона)

А кто из птиц прилетает раньше всех?

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад вперёд по пашне вскачь,

А зовётся птица…(грач)

Доклад подготовленного ученика о граче.

Грач ежедневно уничтожает до 8 тыс. вредных червей и гусениц. Таким образом, он спасает посевы от насекомых вредителей.

А кто же прилетает сразу после грача?

Мы построили вдвоём

Для гостей весенний дом,

А верней сказать – дворец.

Прилетай скорей …(скворец)

(Слайд 10)

Следующими прилетают жаворонки. (Слайд 10)

А вот синицы (Слайд 10) в марте, как только начинает пригревать солнце, возвращаются в леса и селятся в дуплах деревьев. У них появляются птенцы. Большая синица уничтожает в течение дня до 6 тыс. насекомых.

В разгар весны прилетают дрозды, зяблики, горихвостки. (Слайд 11)

Одними из последних прилетают ласточки и стрижи. (Слайд 12)

Расскажите, какие правила поведения надо соблюдать весной в лесу, чтобы не навредить птицам.

Ребята, а кто знает, как встречают весну звери? (слайд № 27)

Учитель:

Весной у животных появляются детёныши .(слайд № 29). Весной у многих зверей начинается линька - зимняя густая шерсть меняется на более редкую, а заяц, горностай, ласка, белка и песец меняют цвет своих шубок.

Поэтому не трогайте и не приносите здоровых детёнышей зверей домой. В природе о них позаботятся взрослые животные.

Игра «Весенние приметы».

Хлопайте в ладоши тогда, когда я назову весеннюю примету.

Кружатся осенние листья

Тают сосульки

Дети купаются в речке

Прилетели грачи

Падает пушистый снег

Появляются подснежники

Птицы улетели в теплые края

Ярче светит солнце

На деревьях появляются листья.

Река затянулась льдом

Дни стали длиннее

Игра « Так бывает или нет? »

Весной, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься. Так бывает или нет?

Наступила весна. В лесу расцвели первые цветы. Мы отправились в лес собирать их. Так бывает или нет?

На дворе капель, бегут ручьи. На ветках деревьев сидят красногрудые снегири. Так бывает или нет?

Весной на улице тепло и весело, на деревьях набухают почки, распускаются первые цветы. Косяки птиц улетают в теплые края. Так бывает или нет?

Когда снег в лесу ещё не совсем сошёл, на открытых местах появляются первые цветы - подснежники.

Учитель читает предложения, а дети отвечают бывает так или нет.

Игра называется « Прилетели птицы».

Послушайте правила: я называю птиц, но если я что-то не- то скажу, вы хлопаете в ладоши, будьте внимательны.

1. Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и вороны, стрижи и макароны.

2. Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты. Вороны, мухи и грачи.

3. Прилетели птицы: голуби, синицы, волки и стрижи.

Д\игра «Скажи наоборот» (с мячом)

Холодно тепло

Мокрая сухая

Солнечный - пасмурный

Ранняя - поздняя

День ночь

Длинный - короткий

Д\игра «Хитрые вопросы».

Подснежники распускаются в январе?

Птицы улетают на юг весной?

Весной дни короче, а ночи длиннее?

Черемуха зацветает осенью?

И в конце урока послушаем стихотворение

Если снег повсюду тает

День становится длинней,

Если все зазеленело,

И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла……(дети хором отвечают: «весна»)

У: Наш урок подошёл к концу. Мне очень понравилось, как вы работали. Солнечный зайчик хочет с вами подружиться. Закройте глазки, подставьте ему свои ладони, возьмите его тепло. Улыбнитесь ему. Он вас любит.

а) б)

Приметы весны:

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Пришла весна», 1 класс

Цели:

способствовать формированию знаний учащихся о признаках весны в неживой и живой природе, о связях и отношениях этих признаков, создать условия для формирования УУД

1) личностных: мотивация учения, нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей);

2) познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей;

3) коммуникативных: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнера;

4) регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии; воспитание интереса и любви к природе, бережного отношения к ней.

Оборудование : проектор, экран, картинки на тему «Птицы», листики для записей, дополнительный текст, схема.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке:

Книги, ручки и тетрадки?

Давайте прочитаем эпиграф к нашему уроку:

Пойми живой язык природы

И скажешь ты: «Прекрасен мир!»

Человек и природа неразделимы. Скучной была бы жизнь человека без пения птиц, без шелеста листьев, без журчания ручьёв, без животных. Но природа не всегда одинакова. Она изменяется по временам года.

Какие времена года вы знаете?

II. Постановка учебной задачи. Определение целей урока.

Учитель: - А, вот о каком времени года мы будем говорить сегодня, отгадаете сами.

Кто прошел так тихо-тихо?

Ну, конечно, не слониха,

И, конечно, бегемот

Тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы,

Как зеленые травинки,

Сняв зеленые ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина.

Это значит, это значит:

Тише всех пришла…(Весна).

Итак, тема нашего урока….(на доске) «Пришла весна».

Как вы думаете, какой же будет цель нашего урока?

Цель урока: узнать, какие изменения произошли с приходом весны в неживой природе и как они повлияли на живую природу.

III . Планирование.

Давайте спланируем наш урок (на доске записан план урока в произвольном порядке, учащиеся выбирают и составляют план урока.)

План урока.

1. Изменения в неживой природе.

2. Изменения в живой природе.

3. Взаимосвязь между неживой природой и живой.

4. Итог урока.

IV. Изучение нового материала.

Учитель: Как изменилась природа с приходом весны? Давайте рассмотрим рисунки на страницах учебника 46-47. (В поисках ответа на вопрос, как изменилась природа с приходом весны, дети рассматривают рисунки левой и правой полосы (слева-«Зима» рис. 1, справа-«Весна» рис. 2). Валерий Перов (художник этих картин) изобразил одну и ту же местность зимой и весной. Благодаря прекрасной иллюстрации дети найдут изменения в поведении птиц, в окрасе зайца, обратят внимание на перемены, которые произошли с деревьями, с водоёмом, со снегом. Учитель дополняет рассказы детей.)

Что же происходит со снегом с приходом весны? (Снег весной оседает, становится тяжёлым, грязным)

А почему весной снег становится грязным? (Всю зиму на снежное покрывало падают обломки веток, маленькие кусочки коры и другой мелкий мусор. Новый снег прикрывает мусор, и всё вокруг опять становится белоснежным. А весной начинаются оттепели. Снег тает и оседает. Вода от тающего снега просачивается вниз, а мусор словно ползёт из оседающего снега кверху.)

Физминутка.

Отдых наш — физкультминутка.

Занимай свои места!

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два. (Ходьба на месте.)

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу. (Поднять руки вверх и покачать вправо-влево, опустить вниз.)

Руками взмахнули,

Кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу. (Круг руками, встряхивания кистями.)

Плавно руками, дети, помашем,

Это к нам птицы летят,

(Руки плавно в стороны, руки плавно опустить вниз.)

Как они сядут, мы тоже покажем, (Сесть за парту.)

Крылышки сложим назад. (Руки за спину, свести лопатки.)

V. Закрепление изученного материала.

Ребята,сейчас вы будете работать в паре с соседом по парте. Составьте рассказ, придумайте название и сделайте самостоятельно вывод: что происходит в природе весной. (Весной к нам прилетают грачи. (А ещё кто?) Ласточки строят гнёзда из глины, пушинок, соломинок, веточек. (Зачем?) Под кучей старых листьев кто-то шуршит. (Ой! Кто же это?)

Работа в группах.

Сейчас я каждой группе раздам конверты с рисунками птиц. Ваша задача разделить их на 2 группы.

(1-я группа-это те птицы, которые прилетают к нам весной- грач, скворец, ласточка, жаворонок, журавль; 2-я группа-это те птицы, которые прилетают к нам зимой - клёст, снегири, синица.
Учитель:

А сейчас продолжаем работать и поиграем в игру “Выбери правильный ответ”. Внимание на экран.

1. После какого времени года наступает весна?

Зима.

2. Как в народе называют весну?

День года.

Утро года.

Ночь года.

3. Кто плачет только весной?

Сосульки.

Взрослые.

4. Что происходит со льдом на реке весной?

Ледопрыг.

Ледоход.

5. Какие птицы прилетают весной первыми?

Ласточки.

Грачи.

6.Что появляется на полях, когда тает снег?

Проталинки.

Заталинки.

Обталинки.

Ответьте, почему произошли такие изменения в живой природе, что на это повлияло? (Ответы детей, установление взаимосвязей в схеме при помощи стрелок) Солнце выше, чем зимой Дни стали длиннее: потепление - небо голубое, высокое; - набухание почек; - облака белые, легкие; - появление листьев; - таяние снега, льда; - цветение растений; - ледоход; - появление насекомых; - половодье; - возвращение перелётных - осадки: снег и дождь птиц; - оттаивание почвы - изменения в жизни зверей

VI. Рефлексия учащихся.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Возникли затруднения в ходе выполнения заданий, почему?

Как вы думаете, всё ли мы узнали о весне?

Да, ребята, мы ещё не всё узнали. Нам предстоит ещё многое узнать и многому научиться.

(на уроке я работал активно или нет

своей работой на уроке я доволен или нет

урок для меня показался коротким или длинным

мое настроение стало лучше или хуже).

Вот и кончился урок,

Он пошёл, надеюсь, впрок.

Используемая литература:

1. Федотова, О. Н. Окружающий мир: методическое пособие 1 класс / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов.-М: Академкнига /Учебник,2011.-99 с.

2. Федотова, О. Н. Окружающий мир: учебник 1 класс / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов.-М: Академкнига/Учебник,2011.-79 с.

3. Федотова, О. Н. Окружающий мир: тетрадь для самостоятельной работы 1 класс / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов.-М: Академкнига/Учебник,2011.-47 с.

4. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». - М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.