Межконтинентальная ракета ярс характеристики. Ракетный комплекс «ЯРС» – открываем секреты новейшего российского оружия. На боевом дежурстве

Одним из приоритетных направлений укрепления национальной безопасности России сейчас является модернизация ее стратегических ядерных сил. Именно сохранение паритета в сфере ядерных вооружений (ситуации, когда государства имеют сопоставимые возможности ядерных ударных сил) является гарантом суверенитета России, незыблемости ее нынешних границ и высокого статуса на международной арене.

Однако нынешнее состояние российских стратегических ядерных сил вызывает серьезное опасение. Дело в том, что большая часть носителей ядерного оружия была разработана и создана еще во времена Советского Союза и с каждым годом это оружие (когда-то грозное и не имеющее аналогов в мире) все больше устаревает. Это относится ко всем компонентам «ядерной триады»: РВСН (ракетные войска стратегического назначения), подводным ракетоносцам и к стратегической авиации. Во времена СССР в стратегические ядерные силы было вложено столько ресурсов, как материальных, так и интеллектуальных, что этим заделом мы пользуемся до сих пор — но все когда-нибудь заканчивается. И сейчас для России настало время всерьез заняться модернизацией своих стратегических ядерных сил.

Потенциальный противник не теряет времени даром. В США активно разрабатываются новейшие системы ПРО, и хотя они пока не могут обеспечить полноценную защиту от российских ракет — но в эти программы вкладывают огромные средства. Также в последние годы в США активно разрабатывают программу «Prompt Global Strike» (молниеносный глобальный удар), которая позволяет нанести в кратчайшие сроки мощнейший удар по любой точке планеты. При этом используется высокоточное неядерное оружие большой мощности. Суть программы сводится к уничтожению значительной части ядерного арсенала противника еще до его возможного использования. Также американцы активно совершенствуют и модернизируют как ядерные заряды, так и средства их доставки.

Основной потенциал российских ядерных стратегических вооружений размещен на ядерных ракетах наземного базирования и относится к РВСН. Это стационарные шахтные комплексы и мобильные пусковые комплексы («Тополь», «Тополь-М »). Основу российских ракет шахтного базирования составляют жидкотопливные ракеты УР-100Н УТТХ (SS-19, Стилет) и Р-36М (SS-18 Сатана). Именно они должны доставить максимальное количество зарядов на территорию противника. В годы «холодной войны » американцы очень опасались этих ракет. Они имеют высокую степень готовности (заправлены и имеют данные о координатах цели), хорошую защищенность, несут несколько боевых блоков, способных преодолевать систему ПРО. Да и сами эти ракеты отличаются высокой надежностью. Но срок эксплуатации данных ракетных комплексов подходит к концу. Кроме того, в этих ракетах используется большое количество комплектующих, которые изготавливаются на Украине (SS-18 вообще полностью делали в Днепропетровске) и теперь Россия может иметь серьезные проблемы с их обслуживанием.

В последнее время делают определенные шаги в направлении модернизации российских РВСН. Одним из наиболее важных шагов, сделанных в последние годы, является замена устаревших РС-18 и РС-20А на новую твердотопливную ракету пятого поколения РС-24 «Ярс».

История создания ракеты «Ярс»

Межконтинентальная баллистическая ракета РС-24 «Ярс», по сути, является глубокой модернизацией ракетного комплекса РТ-2ПМ2 «Тополь-М», разработки которого начались в Московском институте теплотехники (МИТ) в 1992 году под руководством главного конструктора Соломатина. Разработки легкой твердотопливной ракеты пятого поколения начались в СССР еще в конце 80-х и были поручены сразу двум крупнейшим ракетным центрам: днепропетровскому КБ «Южное» и МИТ. Итогом работы москвичей стала ракета РТ-2ПМ2 «Тополь-М» с моноблочной боевой частью. Существует информация, что в то же время шла работа и над ракетой с разделяющейся головной частью индивидуального наведения (РГЧ ИН). В 2009 году истек срок действия ограничений договора СВН-1, и Россия получила право создать новую ракету, несущую несколько боевых блоков. РС-24 «Ярс» отличается от «Тополя-М» только головной частью и более современной системой управления.

В мае 2007 года провели первый испытательный запуск новой ракеты Р-24, второй – состоялся в декабре того же года. Оба пуска были проведены с полигона «Плесецк» и оба они оказались успешными. Пуски производились с модернизированного комплекса «Тополь-М», что лишний раз доказывает высокую степень унификации этих систем. Третий запуск ракеты был произведен в начале 2008 года и также прошел успешно. Параметры и характеристики новой ракеты были жестко привязаны к техническим характеристикам комплекса «Тополь-М», различий между пусковыми комплексами этих ракет не существует. Это должно существенно удешевить производство. Часть экспертов отмечает сходство некоторых характеристик Р-24 «Ярс» и ракетного комплекса Р-30 «Булава «.

Удивление вызвало и малое количество испытательных пусков перед передачей ракеты в войска (если сравнивать с советскими временами). Однако, разработчики комплекса заявили, что новые ракеты проходят испытания по новой программе, с более активным использованием компьютерного моделирования, и это позволяет снизить количество физических пусков ракет до минимума. Такой подход экономически выгоден.

Изначально новые ракетные комплексы планировали развертывать с 2010 года. Те не менее, поставка РС-24 в РВСН началось еще в 2009 году. В 2010 году три новых ракетных комплекса получила 54-я гвардейская ракетная дивизия (Ивановская область), об этом заявил замминистра обороны Поповкин. В конце года на вооружение все той же дивизии поступил еще один дивизион РС-24 (три комплекса). В марте 2011 года было официально объявили, что МБР РС-24 встала на боевое дежурство. В 2012 году началось перевооружение новым ракетным комплексом Козельской и Новосибирской ракетных частей. На начало 2014 года на вооружении российских ракетных войск специального назначения состояли 33 ракеты РС-24, каждая из них имела по четыре боевых блока.

Баллистическая ракета РС-2 изготавливается на Воткинском машиностроительном заводе, а пусковая установка для мобильного комплекса серийно производится на волгоградском ПО «Баррикады».

Устройство МБР РС-24

Межконтинентальная баллистическая ракета РС-24 «Ярс» создана для поражения важных военно-промышленных центров противника. Ее конструкция по многим параметрам идентична ракете РС-12М2 «Тополь-М». Отличаются только головная часть и система управления.

РС-24 «Ярс» — это трехступенчатая твердотопливная ракета. Корпус ракеты изготовлен из композитного материала высокой прочности на основе арамидного волокна. У ракеты нет стабилизаторов для управления полетом, эту функцию выполняют сопла двигателей каждой ступени. Сопловые насадки и раструб сопловых блоков также изготовлены из композитных материалов. В РС-24 используется твердое топливо с высокими энергетическими характеристиками.

Есть информация, что головная часть с системой разведения боевых блоков ракеты РС-24 «Ярс» весьма напоминает головную часть «Булавы», которая также проектировалась в Московском институте теплотехники. Вероятно, «Ярс» может доставить в район поражения от трех до шести боевых блоков мощностью до 300 килотонн каждая.

Система управления полетом – инерциальная. Информацию обрабатывает бортовой вычислительный комплекс, который может корректировать полет, учитывая информацию от навигационных спутников ГЛОНАСС. Возможно, установлена система астрономической коррекции. Вся электроника ракеты имеет повышенную устойчивость к поражающим факторам ядерного взрыва. Навигационная система «Ярса» обеспечивает ему высокую точность поражения цели.

В связи с совершенствованием систем противоракетной обороны потенциального противника в конструкцию «Ярса» были внесены изменения для повышения живучести ракеты. Было значительно сокращен активный участок полета (на котором ракета наиболее уязвима). Благодаря более совершенным двигателям РС-24 значительно быстрее ракет предыдущего поколения набирает скорость. Более того, ракета может совершать маневры уже на начальной стадии своей траектории, сразу после пуска. На ракете установлен комплекс преодоления ПРО (информации о его характеристиках крайне мало), ракета выбрасывает множество ложных целей, практически неотличимых от настоящих боевых блоков во всех частях электромагнитного спектра. Боевые блоки покрыты веществом, поглощающим радиолокационное излучение и практически невидимы даже для самых современных радаров.

Разработчики заявляли, что для «Ярсов» создана новая система разведения боевых блоков баллистического типа, которая будет направлять каждый блок индивидуально. Но прошли ли испытания этой системы и насколько они были удачны – пока неизвестно.

РС-24 «Ярс» имеет более совершенный термоядерный заряд , причем он создан без полевых испытаний (ядерные испытания запрещены с 1989 года).

Старт ракеты РС-24 как шахтного, так и мобильного базирования – минометный, с использованием порохового аккумулятора. С завода ракета уходит в специальном контейнере из стекловолокна.

Технические характеристики РС-24

Ниже в таблице даны технические характеристики ракетного комплекса. Многие из них неизвестны, ибо засекречены.

Ракета РС-24
Количество ступеней 3
Максимальная дальность полета, км (оценочно) 11-12
Максимальная стартовая масса, кг (оценочно) 46500-47200
Мощность заряда боевого блока, Мт 0.15, 0.3
Масса головной части, т 1,2-1,3
Габариты, м:
длина (оценочно)
диаметр первой ступени, м
диаметр второй ступени, м
диаметр третьей ступени, м
21,9-22,51,85
КВО, м 150
Гарантийный срок хранения, лет 15
Система управления Инерциальная, возможно с астрокоррекцией
Базирование Шахтное, мобильное

В 2019 году началось создание железнодорожного ракетного комплекса «Баргузин», который планируют оснастить ракетами «Ярс». В СССР был подобный железнодорожный комплекс «Молодец», но согласно договору СВН-2 (1993 год) он был снят с вооружения. «Баргузин» планируют принять на вооружение к 2020 году.

В ближайшее десятилетие ракетный комплекс РС-24 должен полностью заменить ракеты РС-18 и РС-20А «Воевода». И вместе с ракетой «Тополь-М» стать основой РВСН России.

В 2019 на вооружение РВСН планируют поставить 24 ракетных комплекса «Ярс».

Видео о РС-24

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Каждое государство вынуждено обеспечивать безопасность, соблюдение национальных интересов и поддерживать мировой статус за счет усиления ядерного щита. Российская Федерация, как один из сильнейших игроков на международной арене, постоянно модернизирует ядерный потенциал для того, чтобы сохранить статус стратегического ядерного государства. В результате постоянной борьбы с другими ядерными державами появился ракетный комплекс «Ярс».

Начало процесса модернизации было заложено в 90-х гг. прошлого столетия, но активные работы стали проводится в середине 2000-х гг. В результате появилась новая твердотопливная ракета РС-24, которая приходит на смену РС-18 и РС-20А.

Как создавался ракетный комплекс «Ярс»

В период существования СССР много усилий и денежных ресурсов вкладывалось в создание и усиление ядерного щита страны. Многие системы и компоненты ядерного оружия создавались на территории республик, входивших ранее в состав Союза, но впоследствии ставших самостоятельными государствами. Это создавало определенные проблемы при усовершенствовании и техническом обслуживании.

На вооружении стояли стационарные комплексы, размещаемые в пусковых шахтах, и передвижные и «Тополь», жидкотопливные «Стилет», «Воевода».

Шло время, вооружение устаревало, и перед российским руководством стала задача о перевооружении всех составляющих отечественной «ядерной триады».

В середине 2009 г. создан первый образец стартового узла подвижного грунтового РС-24 специалистами ЦКБ «Титан». Сами ракеты создавались на заводе машиностроение в г. Воткинске с 2012г.

Эти комплексы призваны сменить со временем устаревающие межконтинентальные сисемы, поэтому Воткинский завод полностью переходит на создание комплекса «Ярс».

С чего начались разработки ПГРК «Ярс»

В результате подписания договора о разоружении СНВ-1 руководство СССР вынуждено было приостановить разработки разделяющихся боеголовок, сократить численность ядерных боеголовок до 1600 шт., боекомплектов к ним до 600 шт. В 2009 г. закончился срок действия данного соглашения и Российская Федерация восстановила разработки ракеты с множественными боеголовками.

На базе устаревающей «Тополь-М» был создан ПГРК «Ярс» с более совершенной системой управления.

Характеристики схожи с еще одним РК – «Булава». Способ запуска остался таким же, но очень снизилась стоимость комплекса. Инженерам удалось значительно сократить время полета, повысить маневренность, за счет чего увеличилась степень неуязвимости для ПРО противника.

Работы по созданию баллистических ракет конструкторами СССР

Разработки ракеты на твердом топливе начались еще когда существовал могучий союз пятнадцати республик в 80-х гг. Над созданием конструкции нового поколения работали московские специалисты теплотехнического института и конструкторы Днепропетровского КБ «Южное».


Результатом разработок стала РТ-2ПМ2 «Тополь-М», которая была оснащена моноблочной боевой частью. Одновременно создавалась отдельно наводящаяся ракета с разделяющейся головной частью. Эта работа стала основой для появившегося позже баллистического комплекса «Ярс».

Ракетные испытания РС-24 «Ярс»

В середине 2007 года военные произвели пробный пуск РС – 24 на плесецком полигоне, а в конце того же года осуществили повторные испытания. Все два запуска РС-24 прошли успешно. Третий запуск был произведен в 2008 году и тоже стал успешным.

Все испытательные пуски проводились с использованием ракет типа «Тополь – М», так как их основные показатели во многом схожи между собой.

Экспертное сообщество было очень удивлено небольшим числом пробных испытательных пусков, предшествующих передачу ракет на постановку на боевой пост. Но разработчики заверили обеспокоенное сообщество в том, что «Ярс» испытывали, придерживаясь специальной программы с применением новейших компьютерных технологий.

Программные компоненты этой разработки позволяют моделировать возникновение вероятных ситуаций и снижать количество реальных пусков ракет. Так как ядерные испытания были запрещены в 1989 году, термоядерные заряды РС-24 не испытывались в процессе создания.


Из нескольких источников поступала различная информация о завершении конструкторских работ и испытаний ракетного комплекса. Так, в СМИ сообщали, что специалисты завершили разработки в 2010 году, а ведущие конструкторы утверждали, что комплекс был полностью готов к полномасштабному выпуску в конце 2009 года.

Производство существенно удешевилось за счет привязок параметров и технических характеристик «Ярса» к уже выпускавшимся серийно «Тополю – М» и «Булаве».

Основные составляющие и конструкция РС-24

МБР РС-24 предназначается для точечного воздействия на крупные военные и промышленные объекты предполагаемого противника.

Новая разработка существенно отличается от предшественниц разделяющимся головным блоком, модернизированной системой наведения и управления.

На Воткинском заводе производят непосредственно ракеты «Ярс», а производство установок для запуска освоено сотрудниками завода «Баррикады» г. Волгоград. Бытует мнение, что «Ярс» обладает способностью донести до предполагаемого района воздействия 3-6 боевых блоков, заряд каждой из которых достигает 300 килотонн.

Твердотопливная ракета классифицируется как «земля – земля», состоит из трех ступеней. «Ярс» оснащен внешним корпусом из композитного материала, в основу которого заложено арамидное волокно. На активном участке полета управляют ракетой утопленные сопла двигателей, поворачивающиеся на небольшой угол на шарнире. Узел изменяет направление тяги двигателя на каждой ступени отдельно. Дальность полета РС-24 достигает 5500 километров.

Был существенно уменьшен период активного полета, применен усовершенствованный комплекс преодоления элементов противоракетной защиты. Так, по имеющимся сведениям, «Ярс» выпускает, неотличимые от боевых по электромагнитному спектру, ложные цели. Сами боевые блоки неуловимы для систем ПРО противника благодаря покрытию, поглощающему радиолокационное излучение.

Современные ракеты пятого поколения готовят к погрузке и перевозке непосредственно на заводе – производители сразу размещают в специально оборудованные стекловолоконные транспортно-пусковые контейнеры.

Ранее при разработке МБР предусматривалось использование двигателей на жидком ракетном топливе. Но из-за больших затрат времени и колоссальной трудоемкости процесса заправки от такого вида топлива решили отказаться и перейти на использование твердого топлива.

«Ярс» быстро набирает скорость и способен маневрировать на низких высотах при старте и снижении МБР. Можно с уверенностью сказать, что РС-24 «Ярс» оснащена инерционной системой управления. Вычислительный комплекс, находящийся на борту ракеты, постоянно анализирует всю поступающую информацию и в соответствии с оперативной обстановкой корректирует полет.

Для повышения качества навигации, электроника получает информацию от спутников ГЛОНАСС и, по неподтвержденным данным, использует астрономическую коррекцию, что существенно повышает точность попадания в цель. Также электроника МБР имеет возможность предотвращения воздействия от ядерного удара.
Известные характеристики РС-24


Приведем описание основных технических параметров ракетного комплекса «Ярс» и сравним их с техническими характеристиками «Тополя М».

Наименование показателя Значение у «Ярс» Значение у «Тополь М»
Маркировка ракеты РС-24 РС-12М2
Производитель Воткинский машиностроительный завод «Баррикады» г. Вологоград
Назначение Межконтинентальная баллистическая Межконтинентальный ракетный комплекс стратегического назначена
Количество ступеней, ед. 3 3
Длина ступени, м 8 8,04
Тип головной части Ядерная, с разделяющейся боевой частью Ядерная, моноблочная
Макс. дальность полета ракеты, м 11 0000 – 12 000 11 0000
Макс. стартовая масса, кг 46 500-47 200 47 100
Мощность заряда боевого блока, Мт 0.15, 0.3 0,55
Длина ракеты, м 21,9-22,5 22,7
Диаметр ступени, м 1,56 - 1,85 1,95
КВО, м 150 200
Масса головной части, т 1,2-1,3 1,2
Срок хранения Свыше 15 лет Свыше 15 лет
Тип базирования Шахтное, мобильное Шахтное, мобильное

Но, следует помнить, что часть технических характеристик этой уникальной разработки пока засекречены и приведенные в таблице сведения во многом приблизительные.

Как ракета стартует

Согласно данным конструкторов, «Ярс» оборудован комплексом разведения боевых частей баллистического характера. Для непосредственного запуска ракеты как при мобильном, так и при шахтном базировании, применяется пороховой аккумулятор давления. Образующиеся при сгорании заряда газы выбрасывают ракету из пускового ствола на небольшую высоту. Затем происходит пуск основного двигателя и начинается управляемый полет.


Пуск производится дистанционно. Посредством кабелей и засекреченных радиоканалов с командного пункта поступает приказ на старт ракеты, активизируется электроника непосредственно комплекса «Ярс».

Развертывание и планы на будущее

РВСН России получили пилотные комплексы «Ярс» в 2009 году, хотя анонсировалось это событие на 2010 год:

  1. В 2010 году эти мощные ракеты заступили на боевой пост в Тейковской ракетной дивизии, базирующейся в Ивановской области. В состав подразделения входит 6 единиц РС-24.
  2. В 2013 году ракетные соединения Новосибирска и Козельска были перевооружены новыми межконтинентальными баллистическими ракетами.

По неофициальным данным на вооружении в Российских ракетных соединениях насчитывалось около 73 единиц РС-24, из них мобильных 63, 10 шахтных.

В 2018 году специалисты Воткинского завода запланировали произвести для российских вооруженных сил около двадцати единиц комплексов «Ярс».

С 2015 года специалисты-конструкторы занимаются восстановлением железнодорожного ракетного комплекса под названием «Баргузин», который будет оснащен стратегическими МБР «Ярс». По данным Министерства Обороны РФ, гордость российских РВСН встанет на вооружение к 2020.

Более того, в ближайшее десятилетие планируется заменить новым комплексом РС-24 состоящие на вооружении РС-18 и . Основной ударной группой ядерного щита российских РВСН будут новейшие межконтинентальные баллистические ракетные комплексы «Ярс».

Видео

В соединениях ракетных войск стратегического назначения (РВСН), находящихся в различных уголках России, проходят финальные этапы конкурса среди расчетов подвижного грунтового ракетного комплекса "Ярс".

"Ярс" на генеральной репетиции Парада Победы. Фото: Михаил Джапаридзе/ ТАСС

Как сообщает пресс-служба Минобороны РФ, в предыдущие годы в таких масштабных соревнованиях участвовали "Тополя" и "Тополя-М". Теперь пришло время испытать боевые расчеты ракетного комплекса "Ярс". Конкурс получил название "Стратегическое многоборье": конкурсантам предстоит управлять агрегатами ракетного комплекса, в том числе автономной пусковой установкой, а также преодолевать огневую штурмовую полосу. Все это будет происходить в обстановке применения условным противником оружия массового поражения.

Безусловно, такие конкурсы направлены на совершенствование практических навыков ракетчиков, ведь на них возложена серьезная ответственность - в руках находится стратегическое оружие.

Да что там говорить об испытаниях и учениях экипажей, когда с трибун парада на Красной площади мы слышим не оскорбительное, а восторженное, немного заглушенное ревом техники "Вот это дура!". Все "прицелы" телевизионных камер мира и взгляды военных атташе направлены на новейший 23-метровый ракетный комплекс "Ярс", поступивший на вооружение в прошлом году.

Что же из себя представляет это грозное оружие? Ракета "Ярс". Условное наименование РС-24. Натовское обозначение - SS-27. Ракета разработана учеными Московского института теплотехники. Снаряд комплекса является обновленной версией ракеты комплекса "Тополь", стоявшего на боевом дежурстве около 30 лет. Планировалось, что новая ракета должна заменить предыдущие поколения ракет "Воевода" и "Стилет" (РС-20 и РС-18 соответственно) и вместе с "Тополем-М" составить ударную силу РВСН.

О характеристиках РС-24 пока известно не слишком много. По наиболее достоверной информации, дальность ее действия составляет не менее 11 тыс. км: прямо из Москвы ракета может без труда долететь до любой точки, скажем, в США - от Майами до Сан-Франциско. Мощность боевых блоков находится в пределах 150-300 килотонн, что примерно в 10-20 раз превышает мощность бомбы, сброшенной над Хиросимой. По данным испытательных пусков, "разброс падения" - круговое вероятное отклонение - не превышает 200 метров. Весит комплекс около 120 т, и, чтобы сдвинуть с места эту "дуру", потребуется мощный двигатель в 800 лошадиных сил.

"Ярс" - это трехступенчатая твердотопливная межконтинентальная баллистическая ракета (МБР). Ракеты этого класса, как правило, оснащаются ядерными боевыми частями и предназначены для поражения стратегически важных объектов противника, расположенных на больших расстояниях и на удаленных континентах. Для ракет предусмотрены шахтный и мобильный варианты размещения.

Ракета "Ярс" имеет внушительную скорость полета: пролетает расстояние в 11 тыс. километров всего за 20 минут. На ракету не оказывают влияние поражающие факторы ядерных взрывов: благодаря специальному покрытию и установке на ней новейшего бортового цифрового комплекса она способна обходить радиационное облако специальным программным маневром.

Последние тестовые испытания ракеты проводились в декабре 2014 г. на космодроме "Плесецк". Запуски были успешными: ракета "РС-24" смогла выполнить все поставленные задачи - учебные активные блоки с заданной точностью поразили цели на камчатской площадке "Кура". Проведенное тестирование подтвердило техническую прочность зарядов, а также эксплуатационные и боевые параметры самого комплекса.

Ранее, в апреле 2014 г., ракета прошла другое "испытание" - на международном уровне. Тогда мир облетела новость, вызвавшая большой политический резонанс: "В результате "сбоя" российская ядерная ракета РС-24 улетела в сторону США". Тогда в рамках учений проходил очередной испытательный запуск межконтинентальной ракеты с полигона "Капустин Яр". Ракета должна была преодолеть расстояние в 9 тыс. км менее чем за 2 часа. Во время пуска ракеты произошел сбой курса полета: ракета двинулась в сторону США. ПВО США не смогли "засечь" РС-24 даже тогда, когда ракета была в 2000 км от страны. Когда ракета приблизилась на расстояние около 500 км, она поменяла курс и полетела в сторону Аргентины. Минобороны России прокомментировали эту ситуацию: "небольшой сбой курса полета ракеты, к тому же она была абсолютно безопасна и не содержала взрывной основы". Тогда этот сбой на реальном примере убедил российских ракетчиков, что снаряд имеет великолепную устойчивость и неуязвимость при прохождении сквозь порядки многообещающей системы ПРО США.

Важно отметить, что "прорыв" через ПРО США не был случайным: ракета несет в качестве полезной нагрузки средства преодоления ПРО. Разгонный участок полета новой ракеты максимально сокращен: он значительно короче, чем у ракет старых типов. Она стартует молниеносно 8 км/с, летит не по параболе, с постоянно меняющейся траекторией, что не дает возможности для ракеты-перехватчика прогнозировать точку встречи: противоракетная система просто не понимает, где летит снаряд.

Сегодня больше половины мобильных дивизий РВСН оснащены ракетами "Ярс". К 2018 г. их будет около 70%, к 2020-му - 100%. Почему же стало возможным принять на вооружение такую "серьезную" ракету на вооружение в условиях, когда Россия поддерживала Договор о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-1)? Ведь Договор запрещал ставить на вооружение ракеты с разделяющейся головной частью. Американский сенатор-республиканец Джон Кайл и группа его единомышленников возмутились тогда нашей разработкой. Ответ сенатору был прост: "СНВ-1 не запрещает проводить испытания, мы примем на вооружение ракету и будем ее развертывать после окончания действия Договора". Напомним, Россия вышла из него в 2009 году. Наша страна уже не желала идти на уступки: в 2005-м стратегические просчеты, допущенные российской стороной в отношении боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК) РВСН привели к их ликвидации. А Штаты в то же время наращивали свою противоракетную оборону. Создание новой стратегической ракеты стало нашим ответом на эти действия.

Стоит заметить, что в настоящее время Россия - единственная в мире страна, обладающая грунтовыми подвижными комплексами межконтинентальных баллистических ракет. Есть сведения, что их разработку ведет Китай, но до окончания процесса еще далеко. Американцы же ничего подобного производить и не собираются. Они вообще не придают большого значения своей наземной компоненте стратегических наступательных сил, которая составляет всего около 20% общего ядерного арсенала. Главные их носители - в авиации и на флоте.

Именно ракета РС-24 "Ярс" станет основой РВСН в нашей стране на ближайшие 20-30 лет. И теперь с полной уверенностью можно сказать, что Россия имеет прочный ракетно-ядерный щит.

В мае 2015 года в районе города Муром проводились учения инженерных войск. Основная цель - выполнение задач инженерного обеспечения при форсировании водных преград. Одной из задач была работа понтонёров в интересах Ракетных войск стратегического назначения. Через реку шириной более 250 метров была переправлена пусковая установка подвижного грунтового ракетного комплекса «Ярс».

PC-24 «Ярс» (по классификации НАТО - SS-27 Mod 2) - российская твёрдотопливная межконтинентальная баллистическая ракета мобильного базирования с разделяющейся головной частью.

Дальность полёта - 11 000 км (~ как от Москвы до Австралии), мощность заряда около 300 кт (Хиросима ~ 15 кт)

PC-24 «Ярс» является модернизацией ракеты комплекса Тополь-М. На боевом дежурстве с 2009 года. Существует шахтный вариант комплекса.

На вооружении Ракетных войск стратегического назначения отсутствуют понтонно-переправочные средства, а в случае, если на маршруте патрулирования «Ярса» будут разрушены мосты - это сведёт на нет все преимущества мобильного комплекса. Необходимо отметить, что последний раз подобное упражнение осуществлялось ещё в Вооруженых силах СССР.

И вот понтонно-переправочному батальону 45-й отдельной инженерно-сапёрной бригады была поставлена задача переправить через Оку многотонную громадину.

В состав ракетного комплекса входит машина инженерного обеспечения и маскировки. Она переправляется первой.

Первая задача такой машины - проведение инженерной разведки на маршруте боевого патрулирования ракетного комплекса, проверка проходимости и условий местности.

Вторая задача экипажа машины - оборудование ложных позиций ракетных подразделений. На вооружении машины имеется комплект для имитации нахождения ракетного дивизиона в составе трёх стартовых батарей и агрегатов обеспечения ракетного дивизиона на полевой

На фотографии за машиной МИОМ виден надувной макет ракетного комплекса.

Под прикрытием дымов происходит погрузка "Ярса".

Переправлялся «Ярс» при помощи понтонно-мостового парка ПП-2005. Конструкция данного парка позволяет собрать понтон двойной ширины грузоподъёмностью 170 тонн, на котором и перевозили ракетный комплекс.

Специальное колесное шасси большой грузоподъёмности МЗКТ-79221 весит 45 000 тонн, ракета весит примерно 50 000 тонн, плюс ещё вес пусковой установки.

Хотелось бы отметить, что паром, далёкий от идеальной гидродинамической формы, перемещается всего двумя буксирно-моторными катерами БМК-460. А ведь ракетный комплекс весит более 100 тонн и примерно 75 тонн весит сам паром.

Буксирно-моторный катер БМК-460. Предназначен для буксирования паромов, сборки и удержания наплавных мостов, организации охранения водных переправ (борьба с плавающими минами, диверсантами, борьба с предметами, представляющими опасность для моста (топляк и т.п.), ведения разведки водной преграды, организации аварийно-спасательной службы.

Расчет катера - 2 моториста.

Корпус катера разделён на три герметичных отсека. В среднем отсеке установлены два дизельный двигателя мощностью по 230 л.с.

Движитель катера - два винта в колонках, которые могут поворачиваться по горизонтали на 360 градусов в обе стороны, причем независимо друг от друга. Благодаря такой конструкции катер не имеет ограничений в маневренности, может разворачиваться вокруг своей оси.

Максимальная скорость БМК-460 до 16 км/час. Мореходность катера до 5 баллов.

Что же означает название комплекса - «Ярс »?

Ядерная Ракета Сдерживания;

Ядерная Ракета Соломонова (по фамилии Генерального конструктора);

Ядерный Ракетный Суппозиторий (этакий сплав РВСН и Военно-медицинской службы).

Кроме того, в татарском языке есть слово ярсу , означающее яростный, страстный, возбуждённый. Известно, что удмуртский язык много заимствует из татарского. А в Удмуртии, недалеко от Татарстана, эти ракеты и делают.

Строгий и искушённый читатель подпрыгнул с дивана ещё в самом начале рассказа. "Какой же это ракетный комплекс ?!"

Да, данная машина всего лишь топливозаправщик. Назначение машины выдаёт отсек с топливной аппаратурой на корме и горловины в верхней части.

Но! Топливозаправщик создан на том же шасси что и пусковая установка и представляет из себя (с наполненными баками) отличный массо-габаритный макет. Перевозка настоящей ракеты может вызвать ненужные колебания курса доллара и обвинения в намерении изменить конституцию Мордовии...

Тем не менее, в результате занятия стало ясно, что никакие разрушенные мосты не станут помехой для реальных «Ярсов» на маршрутах их боевого патрулирования. А так же, что в Вооружённых силах России не существует таких грузов, которые бы не смогли переправить Инженерные войска.


Не прошло и 4 месяца, как я сподобился написать этот отчет:)
Итак Ярсы.

Что такое Ярс? Ярс это почти как Тополь-М, только Ярс.
Как говорят военные - Ярс - практически полный аналог Тополь-М, однако с тем отличием, что у Ярсов - разделяющаяся боеголовка. При этом, официально, характеристики не разглашаются. Насчет количества разделяющихся частей у Ярсов однозначного мнения нет. Согласно этому сайту , на конец 2010 года на вооружении стояло три ракеты Ярс, с тремя боеголовками каждая. Можно предположить, что и новые ракеты также с тремя боеголовками. Также заявляется, что Ярсы лучше преодолевают ПРО, однако не говорится, за счет чего это достигается.

Думаю организационные моменты мало кому интересны, поэтому описывать их подробно не буду. Скажу лишь что денек выдался убойным. Подъем в 3:30 ночи, возвращение домой в 1.30 ночи, итого 22 часа... Путь предстоял довольно неблизкий - в район Тейково (54-я гвардейская ракетная дивизия), где сейчас и стоят на боевом дежурстве Ярсы и Тополя-М. В этом году вроде как в район Козкльска еще собираются поставить. За организацию спасибо pressclub_mo , и отдельное спасибо командованию той дивизии в которой мы были. Все четко, грамотно, без особых проволочек и косяков.

29го ноября, когда в Москве не было и намека на зиму, в Ивановской области уже была настоящая зима, со снегом, с сугробами и легким морозцем. 5 часов в пути, ожидание всех формальностей и вот, мы на военных ПАЗиках въезжаем на территорию базирования мобильных комплексов с ядерными ракетами. Первым делом нам показывают выезд собственно Ярса из спец-ангара. Ангары специальные, с раздвижной крышей, чтобы в случае чего ракету в сторону США можно было бы запустить прямо оттуда, не выезжая.



Ярсы (как и тополи, все одинаково) следуют в строгой колонне. Впереди едет БТР, затем сама пусковая, потом зилок с цистерной соляры(и неудивительно, ибо солярка расходуется такой колонной в астрономических количествах), затем интересная машинка - командный пункт и все это замыкается еще одним БТР сопровождения. На площадках все эти машины стоят в строгом порядке. Весь процесс выезда и заезда отлажен до мелочей.

Сам выезд я снял на видео, ибо на фото оно не так впечатляет. Смотрите в конце поста. После того как все машины выстроились в колонну, они остановились. Можно было поснимать машины, а вояки давали интервью. К слову - снимать разрешили со всех сторон кроме правого борта. Дело в том, что справа находится некоторая секретная аппаратура. Скорее всего это некая система навигации и топопривязки, которая необходима чтобы ракета долетела куда надо, так как все МБР летают на инерциальных системах навигации и им нужно точно знать место старта для расчета траектории. Секретная хрень обладает весьма внушительными шипами, которые видны даже с другой стороны. Очевидно когда надо, она опускается и втыкается в землю.

Если вы будете искать фотографии Ярсов и Тополей в интернете, то большинство фото будут именно с левого борта, хотя есть парочка и с правого. Что забавно - на видео, которое нам выдали вояки на дисках есть множество съемок Тополей с правого борта. И еще интересный момент - на параде вместо довольно навороченного на вид устройства, висит невзрачная коробочка, а никаких признаков шипов нет и в помине:)

А вот и сама пусковая во всей красе спереди.

И сзади.

БТР поддержки. Необходимы на марше, для защиты от диверсантов. Все-таки ядерные заряды едут. Что касается самого Ярса, то декларируется что он хорошо защищен от внешних воздействий. А уж какая либо детонация и прочие нехорошие вещи исключены даже в случае сильных пожаров.

И еще видок, совсем спереди. Левее уже нельзя.

Колонна.

Штука большая. 40 тонн тягач, 40 тонн ТПК, 40 тонн ракета. А теперь представьте где у всей этой конструкции центр тяжести. Даже несмотря на свои размеры штука эта сравнительно неустойчивая. Где-то видел картинку упавшего на бок Тополя. Вот только случайно или специально информации не было.

А вот эта машинка была абсолютно незаслуженно всеми забыта, к ней вообще никто не проявлял интерес. А ведь кнопочку нажимают именно в ней. Командный пункт (хотя может у РВСНщиков это как-то по-другому называется). Про внутренности этой машинки будет чуть позже.

Затем мы отошли метров на 150 от колонны, чтобы посмотреть как эти махины проезжают мимо в движении. Смотрите видео в конце поста. На фото еще один ангар с раздвижной крышей.

На этом демонстрация непосредственно комплекса Ярс закончилась и нас повезли дальше показывать всякое и разное. В первую очередь показали учебное отражение атаки диверсантов. Кое что на видео, фотографировать там не стал. Штука конечно была показушная, но довольно интересной.

Потом поехали в часть, где нас покормили (наконец-то ибо на тот момент все были уже жутко голодные и довольно уставшие. Надо сказать что кормили очень круто, в офицерской столовой. Конечно выглядело все несколько показушно, но в целом было видно, что обычно там тоже неплохо кормят.

Потом показали и солдатскую столовую. Кстати все здания новые, построенные меньше года назад. Видимо еще не все достроено даже, но уже все по уставу!

Солдатики в ожидании обеда. Как нас заверили для них это был второй обед за день.

Потом повели показывать учебные классы. Классы классные. Везде тренажеры, везде электроника. Сначала показали тренажер для экипажа пусковой. Две кабины, снаружи пульты которые на самой пусковой располагаются сбоку.

Слева, за компьютером - оператор тренажера. Он задает различные ситуации, смотрит как личный состав выполняет все действия.

Потом показали тренажер командного пункта. Снимать пульты спереди тут уже запретили, однако могу сказать что ничего особого там нет. Например пульты от С-400 на порядок сложнее. Впрочем и не удивительно, ведь тут нужно по сути только запустить ракету получив команду с вышестоящего КП, в то время как в ПВО нужно непосредственно наводить и управлять ракетой. Парочка ЖК дисплеев, пара десятков кнопок и все. За пять минут на наших глазах пару раз запустили ракету в сторону США, к сожалению не настоящую. Кстати управляют машинами и запускают ракеты - контрактники.

Макет некой площадки, довольно абстрактный и не секретный.

А вот и срочники. Они занимаются охраной площадки, периметра. Вероятно еще что-то делают по обслуживанию техники. Тут находятся тренажеры для охраны площадки. Если кто-то где-то полезет через забор, то на подобных пультах сработает сигнализация.

По условной тревоге солдаты быстренько хватают оружие и занимают заранее определенные места.

С ними не шути!

Разумеется должен быть и доклад:)

Затем мы пошли в казарму. Нового, кубрикового типа. Как сказали вояки - первая в своем роде.
Все по уставу!

Вот такие вот комнатки на 8-10 человек.

Был уже поздний вечер, все довольно сильно замотались, а часть журналистов уже откровенно начала ныть. Но программа не кончалась!
Нас повели смотреть на последний тренажер - для водителей. Фото сделано по пути, к нам никакого отношения это построение не имело.

Тренажер представляет собой полную копию кабины МЗКТ-79221. Кабина подвешена на специальной конструкции и может довольно сильно раскачиваться из стороны в сторону. Перед кабиной - экраны, в зеркалах - дисплеи.

Все это добро управляется специальным оператором, перед которым стоит 4 монитора - картинка с вебкамеры в кабине, трехмерная картинка с Ярсом, полная копия приборной панели со всеми индикаторами и карта, на которой показывается маршрут следования.

Оператор может задавать различные тренировочные программы. Менять погодные условия, имитировать внешние атаки и еще кучу кучу всего.
Вот например нажал кнопочку и уже химическое заражение, пожар и прочие ужасы вокруг.

Там же стоит второй тренажер несколько иной конструкции.

Мне посчастливилось "прокатиться" в первом тренажере. По управлять виртуальным Ярсом. Машина - зверь. Это вам не легковушка, тут можно смело жать газ в пол, чтобы начать потихоньку разгоняться:)
Ощущения от тренажера смешанные. С одной стороны кабина со всеми деталями выполнена, с другой стороны все-таки до настоящего управления это конечно не дотягивает. Скорее этот тренажер подходит для отработки каких-то конкретных действий в конкретных ситуациях, чем именно для повышения навыков вождения. Что впрочем тоже полезно. Мечтаю когда-нибудь по рулить если не МЗКТ-79221, то хотя бы МАЗ-543(за рулем которого уже посидел неоднократно:)).
Кстати после меня "за руль" села какая-то блондинка журналистка, которая умудрилась съехать в кювет, да так, что потом дядька военный так и не смог оттуда выехать:)

И обещанные видео. Сначала мое - там три части - собственно Ярс, всякие маневры, потом показательное отражение атаки диверсантов, ну и под конец чуть-чуть видео работы тренажера для водителей, довольно наглядное. Никакой художественной ценности видео не несет, сильно урезать его я не стал. Но если вам нравится звук работающего 12-тицилиндрового двигателя, то видео для вас:)

И видео которое дали нам на дисках вояки. Просто нарезка из кадров многих лет. Подземщики/военщики - вам может быть интересно, в фильме мелькает и УКП и всякие ходки/гемрмы/шахты и прочее.