Дивизия пво войск воздушно-космической обороны. Зенитные ракетные войска

Изображения

Тысячи раз проезжал по Дмитровскому шоссе мимо этой дивизии ПВО и даже не догадывался, что она там находится буквально в километре от самого шоссе. В дивизию входят пять полков, четыре из которых зенитно-ракетные и один радиотехнический.

Располагаются вокруг Москвы с разных направлений. То соединение, в котором я побывал прикрывает Москву и центральный промышленный район РФ с северного и западного направлений.

Командир соединения Варенцов Валерий Игоревич

Основными задачами дивизии являются несение боевого дежурства, обеспечение полётов авиации, контроль воздушного пространства, применение в случае нарушения воздушного пространства огневых средств поражения.
В зоне ответственности дивизии более 1000 воздушных трасс.
К командному пункту, который находится под землёй, ведут сотни метров хитросплетённых коридоров.

Сам командный пункт представляет собой большую комнату с высотой потолков около семи метров. Это святая святых дивизии. Именно сюда ежесекундно поступает вся информация о любых летательных аппаратах как приближающихся к государственной границе, так и находящихся в воздушном пространстве на территории Российской Федерации.

Дежурная смена

В этот день проходили учения, по легенде которых объединенные вооруженные силы стран НАТО приступили к подготовке агрессии против Российской Федерации. По данным информации с центра управления командования противовоздушной и противоракетной обороны самолёты стратегической авиации Б-52 совершили вылет с аэродрома базирования, а также осуществлен пуск крылатых ракет морского базирования с акватории Балтийского моря и крылатых ракет воздушного базирования с рубежа пуска ракет.
Была продемонстрирована ежеминутная работа командного пункта по обнаружению и уничтожению этих целей. Отметил для себя слаженность работы всех задействованных подразделений и дежурной смены. Каждый чётко знает что, как и когда делать. То, что ракеты были учебно сбиты говорить наверное даже не стоит)

Оборудование командного пункта позволяет видеть практически все летящие объекты, начиная со стаи птиц и любителей запускать квадрокоптеры и заканчивая обычными самолётами и ракетами. Минимальная высота обнаружения до уровня земли практически 0.

К слову сказать, те репетиции воздушной части Парада Победы, которые сейчас проходят и в которых задействованы 142 летательных аппарата, управляются из этого командного пункта.

Когда заходишь на этот командный пункт, то первое, что бросается в глаза после его размеров, это девушки за стеклом в наушниках)

Если на мониторы приходит информация с различных электронных устройств, то к девушкам она поступает по иным каналам. Это дублирование, которое необходимо на случай, если всё электронное оборудование выйдет из строя. То есть девушки дублируют информацию на этом огромном стеклянном экране. Одна девушка наносит до 10 целей в минуту с характеристиками цели – высота, скорость и т.п. Работа адская, особенно если учесть, что писать приходится задом наперед. Каждый день в условиях мирного времени они не работают, но минимум три раза в месяц они на посту, чтобы не забывать навыки. По тревоге прибывают на командный пункт в течение очень быстрого времени.

А так выглядит пункт со стороны девушек

Относительно недалеко от пункта управления, среди дачных посёлков, располагается зенитно ракетный полк, вооружённый ЗРК С-400 и ЗРПК «Панцирь-С». Полк несёт постоянное боевое дежурство.

Всевысотный обнаружитель

Всевысотный обнаружитель предназначен для информационного обеспечения ЗРК С-400 и перспективных ЗРК, в том числе и при ведении подразделениями ЗРВ самостоятельных боевых действий с высокой эффективностью.

Радиолокатор имеет различные режимы обзора пространства, которые позволяют ему обнаруживать практически все типы аэродинамических целей – самолеты, вертолеты, крылатые ракеты (в том числе изготовленные по технологии "Стелс") и средства ВТО во всем диапазоне высот и скоростей их применения. Предусмотрен в РЛС также режим обнаружения целей, летящих по баллистическим траекториям со скоростями до 2800 м/с.

Заряжающая машина

«Панцирь-С».
Самоходный зенитный ракетно-пушечный комплекс(ЗРПК) наземного базирования.
Разработан тульским ГУП «Конструкторское бюро приборостроения». Предназначен для ближнего прикрытия гражданских и военных объектов (в том числе комплексов ПВО большой дальности) от всех современных и перспективных средств воздушного нападения. Также может осуществлять защиту обороняемого объекта от наземных и надводных угроз.

С-400. Зенитная ракетная система большой и средней дальности, зенитный ракетный комплекс (ЗРК) нового поколения. Предназначен для уничтожения всех современных и перспективных средств воздушно-космического нападения - самолётов-разведчиков, самолётов стратегической и тактической авиации, тактических, оперативно-тактических баллистических ракет, баллистических ракет средней дальности, гиперзвуковых целей, постановщиков помех, самолётов радиолокационного дозора и наведения и прочих. Каждая ЗРС обеспечивает одновременный обстрел до 36 целей с наведением на них до 72 ракет.

Боевая тревога

Различная техника

4-я дивизия ПВО, или в/ч 52116 дислоцируется в г. Долгопрудном Московской области недалеко от платформы Водники.

История

Соединение было сформировано в июне 1953 в качестве управления 3-го сектора объектов системы С-25. В этом же году получило наименование 10-й корпус ПВО особого назначения и в его состав вошли зенитные ракетные полки и несколько батальонов снабжения. На первое боевое дежурство военнослужащие заступили в 1956 году.
На тот момент командный пункт запуска средств противовоздушной обороны находился в полузаглубленном бомбоубежище с противохимической и противоатомной защиты. На дежурстве бойцы находились трое суток. Также на командном пункте имелся зал боевого управления с местами для командира, начальника штаба и других служащих. Сообщение осуществлялось с помощью радиосвязи или двухстороннего громкоговорителя. В настоящий момент принцип организации командного пункта остался таким же, а вот радиосредства связи с штабом сменили современные коммуникаторы.


Эмблема 4-й бригады ПВО

В 1970 году для всех подразделений ПВО, в число которых входила и войсковая часть 52116, были организованы штатные вакансии оперативного дежурного и начальника командного пункта. На боевое дежурство заступали дважды – в 9.00 и в 21.00. Поначалу обрабатывалась информация об обстановке в воздухе, все объекты наносились на специальные планшеты. Иногда вышестоящее руководство давало команды оценивания круговой воздушной обстановки. На сегодняшний день принцип организации боевого дежурства остался таким же, только служащие находятся на командном пункте на протяжении 24 часов.
В 2009 году, после военной реформы корпус переформирован в 4-ю бригаду ПВО и оснащен современной техникой – самоходным зенитным ракетно-пушечным комплексом «Панцирь-С1».
С 2014 года — бригада переформирована в 4–я дивизию противовоздушной обороны. имени Героя Советского Союза генерал–лейтенанта Б.П. Кирпикова

Впечатления очевидцев

Военгородок, в котором располагается в/ч 52116 – это в основном многоэтажные дома, в которых проживают офицерские семьи. В городке есть несколько магазинов, спортзал, отделение почты, столовая и библиотека. В самом Долгопрудном есть военный госпиталь, и заболевшие солдаты отправляются туда. На территории части, рядом со зданием комендатуры, есть музей военной техники под открытым небом, где выставлены различные средства ПВО. Также рядом с частью есть военторг, где можно приобрести все необходимое – «хозпакеты», форму, экипировку и обувь.


Несение боевого дежурства 4-й бригадой ПВО (г. Долгопрудный)

На безе части также открыт военно-спортивный лагерь для подростков возрастом от 13 до 17 лет. Дети проживают в палаточном городке, а его распорядок дня приближен к армейскому.
В Долгопрудном бойцы проживают в трехэтажной казарме стандартной комплектации, где сеть санузел и общая душевая, а также комната отдыха и библиотека. В гарнизоне также находится две столовых – для солдат и офицерского состава. Питание организовывают гражданские лица, уборку казарм и близлежащей территории осуществляют сами служащие. Банный день в части проводится в рамках парко-хозяйственного, то есть по субботам. Постирать форму и нательное белье можно в части (есть несколько стиральных машинок) либо в прачечной по субботам.
Перед присягой для солдат проводится традиционный курс молодого бойца, который занимает около месяца. Новобранцы изучают устав, занимаются строевой подготовкой и ФИЗО, а также знакомятся с особенностями службы в войсках ПВО.
Присяга проводится в Долгопрудном, в 10.00 утра. Точную дату мероприятия солдаты сообщают родственникам в телефонном режиме, мобильные выдают на 30 минут. В остальное время использование мобильных телефонов запрещено во все дни, кроме воскресенья с 20.00 до отбоя.

Музей под открытым небом рядом со штабом

После присяги солдатам в/ч 52116 разрешена единственная за весь период службы увольнительная – до 19.00 под залог паспорта родителей. В дальнейшем увольнений нет, но навещать бойцов можно по воскресеньям, с 11.00 до 17.00 в комнате для посетителей на КПП. О приезде родственников солдат должен сообщить командиру подразделения, чтобы его выпустили на КПП.
Денежное довольствие бойцы получают на карту Сбербанка России, однако банкоматов при части нет. Ближайшие к гарнизону находятся по адресам:

  • Московский областной банк – в магазине «Перекресток»;
  • Мастер-банк – в магазине «Пятерочка»;
  • Сбербанк России – в магазине «Пятерочка».

Информация для мамы

Посылки и письма

Два года назад, вдохновленный вот этим очерком , решил для себя, что обязательно съезжу и найду то место, где я 2 года нёс свою срочную службу в Советской Армии. А служил я в ракетном дивизионе, коих в карельских лесах было не мало. Кодовое название "Квадратура". "Точка" входила в первый круг обороны ПВО сердца Советского Союза - Москвы. И была она самой глухой из всех ракетных дивизионов ПВО, расположенных вокруг Петрозаводска. В радиусе 10 километров не было ни одного населенного пункта, поэтому самое трудное было найти это место спустя почти 30 лет. Помогли гуглокарты и воспоминания, на всю жизнь врезавшиеся в память.

Ракета С-75 «Двина» на пусковой установке (по классификации МО США и НАТО - SA-2 Guideline). Фото: сайт

А началось всё, как я уже и говорил, с карты. Пробовал найти место своей части на карте я уже давно. Ориентиры на местности я знал плохо, так как вывозили нас из леса очень редко, да и ехали мы всегда в крытом железном кузове, называемом кунгом. Поэтому надежда была только на то, что я помню примерное расположение ракетного дивизиона (плюс-минус 20 км) и как выглядела наша часть и дороги на боевой позиции.

Еще лет 10 назад гуглокарты в том месте выдавали очень не четкую картинку, поэтому я так и не обнаружил её, а года три назад я все таки смог это сделать! Определил именно по характерному рисунку просек.

Приглядитесь выше от звездочки можно разглядеть круг. Это и была боевая позиция, по кругу стояли ракеты. В центре находилась техника, которая обеспечивала слежение за целями, наведение и пуск ракет. Забегая вперед скажу, что на месте следов от части практически не осталось. Случайный прохожий никогда не догадается, что здесь было 30 лет назад.

Поэтому давайте вначале я вам покажу "точку" на своих не слишком качественных армейских фото, ну и расскажу про службу. Потом мы посмотрим, что я увидел с другом там этим летом и в конце про историю со сбитым разведчиком 55 лет назад.

Фото 1. Курилка на въезде в часть. То самое место, обозначенное звездочкой на гуглокарте.

Фото 2. Призвался я поздней осенью 1988 года, когда еще о развале СССР никто и не думал. Две недели "карантина" после того, как нас привезли на поезде в Петрозаводск из "обезъянника" в Таллине, провел в военном городке "Буран" (поселок Новое Лососинное), где стоял более современный комплекс ПВО С-125. Запомнился "Буран" сугробами, пробежками по 3 км. каждое, не по осенне зимнее, утро всей казармой с новобранцами, первыми мозолями от неправильно намотанной портянки и расчисткой среди ночи целого стадиона для торжественного принятия присяги. Ах да, еще перед этим была стрижка механической машинкой в холодной бане под ноль. Не зря говорили бывалые - идите в Армию уже лысыми

Что осталось от "Бурана", видно на этом видео. Теперь это известный в определенных кругах объект для "сталка".

После принятия присяги несколько новобранцев, в том числе и меня, отвозят в самую глушь - дивизион "Квадратура" с ракетами С-75. На фото первый новый год в Армии. Волосы уже успели слегка отрасти.

Фото 3. А это уже весна следующего года. Первая из двух за всю службу увольнительных в Петрозаводск. Вообще служащие обычно гуляли чаще, но мне выпала доля быть бессменным и единственным оператором и по совместительству командиром расчета РРС (радио-релейной связи).

Фото 4. Вот моя "кабина", накрытая маскировкой. Как пели в нашей самой забойной армейской песне, сочиненной ребятами из соседнего дивизиона, "мы - жители железных кабин". Сразу прошу прощение за качество, но сами понимаете, все фото делались нелегально на убитый фотоаппарат "Смена" и проявлялись скрытно от офицеров в каптерке нашего "секретчика" (благо он был моим земляком)

Фото 5. А вот и житель кабины

Сейчас расскажу, что я там делал. Радио-релейная связь была похожа на современную мобильную. Вообще, все переговоры с командным пунктом и прочие технические данные, которыми обменивались ракетные дивизионы, когда находились на боевом дежурстве (а находились они каждый второй месяц в году), шли через спец-кабеля, проложенные между частями. Но если по какой-то причине связь выходила из строя (особенно актуально, естественно, в военное время), то наступал звездный час радио-релейщиков. Мы обеспечивали связь по воздуху с помощью направленных антенн-лопухов. Наверное поэтому эти станции были с кодовым названием ""Циклоида". Вот ее более современное фото из Интернета.

Еще радио-релейщики обеспечивали передачу особо секретных зашифрованных данных, те, что по проводам было легче перехватить. Для этого включалась станция и особый аппарат выдавал ленточку с дырочками, то есть перфокарту. Дальше уже специально обученный воин-"секретчик" забирал ее в свою конторку и расшифровывал только ему известным способом. Кстати, "секретчиком", как не странно, был срочник. В моем случае русский парень из Таллина с эстонской фамилией Рандоя.

Фото 6. Но такое, к счастью, случалось очень редко и основная обязанность была - каждые три часа включать всю аппаратуру, которая располагалась на многочисленных стойках, и выходить на связь с командным пунктом, который был расположен в поселке Вилга. Именно там потом поставят памятник воинам ПВО (см. ниже..).

В этой же кабине я и спал, так как на связь нужно было выходить и ночью. Поэтому спать днем я мог в любое время и вообще был особой, которую не смел трогать не один офицер Как раз такой момент застал замполит, когда пришел фотать меня на доску почета, а я с заспанной рожей лица (наградили меня за быстрое освоение профессии даже отпуском на родину уже через два месяца после начала службы, правда отпустили только через полтора года, когда смену воспитал).

Фото 7. Теперь пройдем дальше по боевой позиции. Как уже говорил, каждый дивизион месяц был на боевом дежурстве по охране воздушного пространства СССР, а второй месяц отдыхал, вернее проводил регламентные работы, тренировки личного состава, учения свертывания-развертывания (часть была мобильной, то есть все было на колесах и по времени, если память не изменяет, должна была развернуться за 4 часа от момента прибытия на точку к способности нести боевое дежурство. За свою службу выезжали на подобные учения несколько раз в пределах Карелии и один раз на крупнейший полигон ПВО в Казахстан (Сарышаган), правда без своей техники (учения проходили на технике, которая уже была на полигоне).

Это самая важная станция наведения ракет. Создавала луч, по которому и шла ракета, а задача боевого расчета заключалась в том, чтобы держать цель. Вручную! Это современные комплексы ПВО работают полностью на автоматике, а тогда все зависело от операторов. Поэтому даже в 80-е годы С-75 считался самым надежным. Ну и конечно самую ответственную работу выполняли только офицеры. Да, и аппаратура вся работала на лампах, как и телевизоры того времени. Некоторые лампы были больше человеческой головы! А сколько меди в них было!!! Но тогда они валялись никому не нужные, цветметная лихорадка придет чуть позже...

Более качественное фото из Интернета

Фото 8. Занимался этим расчет наведения. Я числился в расчете обеспечения, куда входила, кроме моей кабины, еще станция РЛС, которая собственно и засекала самолеты (по сути была тоже дублирующей на случай автономной работы дивизиона - все данные по самолетам приходили с командного пункта, где были более мощные и современные РЛС).

Фото 30.
На фото как раз я и оператор РЛС Рома Бучма из Украины.

Вообще на его месте должен был быть я, так как перед Армией в Таллине от военкомата три месяца обучался именно на оператора РЛС и планшетиста (это тот, кто цели на прозрачном стенде помечает, кто смотрел "Ответный ход", вспомнит этот момент.

Учили в Таллине на улице Лай прямо в старом городе (вот здесь, см. фото. Первый этаж, окна справа от входа).

Жили в гостинице. Еще и 50% от зарплаты начисляли, на то время я уже работал! Очень веселое время было

Так выглядела со стороны эта самая станция РЛС (фото из Интернета), на которую я не попал. Машина с вращающейся антенной и рядом с ней всегда аппаратная. Всё на базе "Урала". Зверь машина. Довелось на учения за рулем на ней поездить.

Когда мне сказали, что я не буду служить на РЛС, я расстроился. Три месяца зря учился чтоли. Но мой наставник из Одессы, которого я должен был срочно заменить, так как он вот вот доложен был демобилизоваться, сказал мне, что у меня будет самая блатная служба из всех срочников. И самое тяжелое, что ты будешь поднимать, сказал он с Одесским юмором, - это вот эта металлическая кружка с чаем. Чуть позже я понял, о чем он говорил. Правда все таки была одна должность покруче моей. Это личный шофер командира дивизиона. Но я сомневаюсь, что кроме кружки он ничего тяжелее не поднимал

Была на нашей позиции обеспечения еще и такая монстрообразная антенна-высотомер. Определяла высоту цели. Самая головная боль офицеров. Слишком капризная, очень часто ломалась. Еще бы, какой механизм долго выдержит махать такой антенной вверх вниз. Это фото я сделал с высоты своей антенты с лопухами, специально залез для этого.

Фото 9.

Кстати, примерно так выглядела моя антенна со стороны (фото из Интернета)

И последняя кабина, приданная нашему расчету. Она же самая современная и секретная. Была обнесена двойным рядом колючей проволоки а войти в нее имел право только один офицер, приставленный к ней.

Это "запросчик" свой-чужой. То есть по особо секретным алгоритмам аппаратура запрашивала цель у всех самолетов, которые ловила РЛС, на предмет принадлежности к своими. Если ответа не было, значит цель вражеская и можно ее сбивать. Теперь понятно, почему эта машина была столь секретной?

Фото 10. А это уже наша позиция с боевыми ракетам, снятая опять же с моей антенны. Ох и влетело бы мне от офицеров, если бы меня поймали за этим занятием. На правой части фото виден край одной из "тарелок".

Вот примерная схема стартовых позиций дивизиона С-75. Посередине всегда командный пункт и подземные бункеры для личного состава на случай бомбежки. Там же люди жили весь месяц, пока стояли на боевом дежурстве. Даже кушать туда приносили им. Именно этот круг еле еле различим на первом фото со спутника.

Фото 11.
А вот и сама пусковая установка. Ее обслуживанием занимались "стартовики". Этим ребятам не повезло, их гоняли в хвост и в гриву. Каждый расчет должен был зарядить такую ракету, которую привезет ТЗМ-ка (транспортная заряжающая машина) за считанные секунды. У каждого номера была своя обязанность, как в команде Формулы-1 на питстопе. Только такую здоровую боевую ракету разместить, это вам не 4 колеса поменять. Скакали, как акробаты в цирке.

А еще в их обязанность входили обслуживание ракет, в том числе и уборка снега всей стартовой позиции. А снега в Карелии было тогда завались! Вообщем с Армии ребята приходили с офигенно прокаченным здоровьем. Нас же, жителей кабин, "стартовики" в шутку презрительно (но наверняка с завистью в душе), называли геморойщиками

Фото 12. Это запасные ракеты

А еще ведь их и охранять надо было. И днем и ночью! Этим занималась караульная служба. В нее каждое отделение обязано было выделить солдат, которые естественно на время несения караульной службы освобождалось от своих иных воинских обязанностей. В лесу ночью было весьма не приятно по два часа стоять на посту. Был случай, у нас один с перепугу открыл стрельбу, оказалось что по зверю. Но это выяснилось потом, правда выносить такой сор из избы не захотели. Списали на реальных посягателей на военную часть, а парню за это отпуск домой дали.

Фото 13. Еще один анекдотичный случай был связан с пролетом Матиаса Руста через границу в районе Кохтла-Ярве и посадкой своего спортивного самолета на Красной площади за год до того, как я пошел служить.

Случилось это 28 мая и в этот день в каждой ПВО-шной части был субботник, а на боевой позиции по центру был сооружен так называемый ПВН (пункт визуального наблюдения), где должен был дежурить день и ночь солдат. На этом пункте стоял крупнокалиберный пулемет ДШК и размещены таблички с силуэтами легких самолетов различных моделей. Суть в том, чтобы опознать в низколетящей цели врага и открыть по ней огонь. Вот такое вот ПВО.

Фото 14.

Фото 15. За всю службу, если не считать пару увольнений и отпуск на родину, гражданских людей в самой части я видел только один раз. Это были грибники с отвисшими челюстями. Еще бы, идешь в глухом лесу, а тут вдруг такое! Надпись на столбе - "Стой стреляют. Стой, опасная зона"

Фото 16. Ребята из караула одолжили снаряжение пофоткаться. Сам я за всю службу только один раз еще в карантине на тумбочке отстоял. На этом все мои "наряды" и закончились. Так что на службу грех жаловаться было

Фото 25.

Фото 17. Правда появилась другая проблема - слишком много свободного времени. Особенно угрюмо было, когда дивизион не стоял на боевом дежурстве и после 5 вечера все уходили в казармы. Поэтому развлекался, как мог.

Фото 18. Учился играть хорошо в шахматы (слева учитель, парень из Украины, мог играть не глядя на доску).

Фото 19. Делали фотосессии. Еще стриг друзей. Да-да, в части не было своего парикмахера, поэтому кто на что был способен. Говорят получалось не плохо, даже офицеры по началу начали были ходить ко мне, но я отмазался от этого - начал специально халтурить. еще очень жалел, что не могу свою голову отстегнуть и подстричь так, как мне надо

Фото 21.
Кстати, говорят цыганы в Армии Советской не служили. Вранье! Второй слева Алеша Шашков - чистейший цыган, отличный веселый парень. Третий слева мой единственный кореш, с кем поддерживал отношения и после Армии, не считая конечно нарвского сослуживца, это само собой. Жил прямо на Невском проспекте в Питере. К несчастью через два года после дембеля траванулся угарным газом от газовой колонки на смерть.

Фото 22.
Посередине тот самый секретчик из Таллина. Вообще у нас чистых эстонцев в части было только двое. Один уволился почти сразу, как я в часть попал, а служил он.. свинарником. При части свои свиньи были, вот он и занимался ими. Потом его место занял другой хуторянин, только с Украины. Второй эстонец появился в части уже через полтора года моей службы. Я его даже не видел. Через пару дней после его появления приехала мама, якобы на свидание, заранее сговорилась с таксистом, что он ночью к части подъедет. По традиции солдату в день посещения выделяется комната с возможность переночевать. Вот и вместо ночевки мама увезла своего сына. На дворе уже был 1990 год и все эти разговоры про отделение. До дизбата, который светил молодому бойцу, дело естественно так и не дошло. Да его даже просто не нашли уже в Эстонии, хотя и искали. С части в Эстонию ездил специальный представитель.

Фото 23.
А вообще из Прибалтики еще служило два здоровенных парня из Литвы и двое из Калиниграда (на фото стоят со своими "духами"). Калиниградцы служили водителями и благодаря им я научился ездить на всевозможной колесной технике.

Фото 26. На этом "Урале" не имея прав я гонял на учения, так как водителей на все машины не хватало

Фото 24.
Особенно много было ребят из Казахстана. Замечательные пацаны. Вот сержант Бекбулатов, забавный малыш с неподражаемой пластикой и чувством юмора из моего призыва. Дослужился до главного дизелиста.

Фото 27.
Первый слева самый земляк из всех земляков. Петруха Козырев из Нарвы. Был главным по проводной связи. Так что 2 года вся связь на "Квадратуре" держалась на нарвских!

Фото 28.
И еще один из способов убить свободное время

Фото 29.
А можно и так

Фото 31.
Один из главных навыков, приобретенных в Армии - умение играть на гитаре. Приобретался многими, но мне еще и досталась по наследству гитара, впоследствии расписанная именами и росписями всего моего призыва. На фото она и земеля из Нарвы.

Фото 32.

Фото 33.
100 дней до приказа, выложенные одуванчиками

Фото 34.
Вечеринка по поводу вышедшего приказа о демобилизации. На фото мой призыв. Верхний ряд за исключением одного молдаванина - сплощная Украина. Нижний по середине те самые двое литовцев. Естественно были самыми главными стартовиками. Вдвоем без ТЗМ-ки могли схватить запасную ракету, принести на стартовую позицию и поставить на пусковую установку (шутка)

Фото 35.

Фото 36. Выгуливаю дембельскую шинель

Фото 37.

И еще немного добавлю про полигон в Казахстане. Как раз перед дембелем погрузили нас в литерный поезд с вагонами-теплушками и поехали всем дивизоном на стрельбы, где и довелось увидеть пуск и полет этих красавиц. Фото из Интернета.

Стреляли там и другие комплексы вплоть до самых современных с-300. Но так эффектно стартовал только наш, с-75. Бабах, секунда и ракеты уже не видно. Стрельбы проводили по реальным целям - дистанционно управляемым болванкам, имитирующим самолет.

Отстрелялись на 5-ку, помню офицеры были очень довольны, да так что половину дембелей отправили домой прямо с полигона.

Ну а теперь фото с поездки через 29 лет после дембеля. Сражу скажу всем, кто еще сомневается ехать или нет туда, где служили. Ехать однозначно! Только с собой берите желательно старого надежного друга. Мало того, что в самой конечной точке получите огромный заряд ностальгии, так еще и в пути будет что повспоминать. А еще я привез домой кусок кирпича от КПП и кусок радиолампы

Фото 1. Немного фото по дороге туда

Фото 2.

Фото 3. Поселок Вилга и мемориал, установленный ракетчикам, в том числе тем, защищали небо еще в Великую Отечественную

Фото 4.

Фото 5.

Фото 6.

Фото 7.

Фото 8.

Фото 9.

Фото 10.

Фото 11. А теперь то, что осталось от моей части. К великому сожалению не сфотографировал дорогу, по которой пришлось добираться. Это было не просто, по началу пришлось возвращаться, так как проехать было не возможно, и если бы не мой верный спутник, который подбодрил в трудную минуту, я бы плюнул на затею добраться до точки на машине, которая совсем не предназначена для экстремальных дорог. Но в итоге нашли более удобный заезд и всего минут через 40 после шоссе были на том месте, где я отдавал долг Родине долгие два года Как говорили тогда "Армия - это две страницы, вырванные на самом интересном месте из книги жизни" . Возможно так оно и есть, но я ни о чем не жалею. И эта поездка всколыхнула много воспоминаний, причем исключительно положительных!

Помните фото с курилкой в начале рассказа? Вот там видны эти березы с выкрашенными стволами. Они росли прямо под окнами солдатской казармы. Всего на точке было три казармы. Одна для солдат, одна для офицеров и их семей, третья - столовая с клубом. Плюс своя баня и кочегарка, которая отапливала зимой все это нехитрое хозяйство.

Фото 12. Это все, что осталось от казармы

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16. Поразительно, как природа за 25 лет (девизион съехал в 1992 году) уничтожила практически все следы этого военного городка.

Фото 17. А это чудо - огромная разросшаяся поляна с дикой клубникой, которую по всей видимости у офицерской казармы выращивали их жены. Мелкая, но вкусная. Мы даже объелись! Так часть отблагодарила своих гостей!

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20. А по этой дорожке в столовую три раза в день с песней "Охраняя Родину родную, никаких не ведая преград, смотрят в небо грозные ракеты и за пультом воины стоят. Люди знают, люди понимают, грозный вид ракеты боевой и когда ракетчики шагают, голубеет небо над землей" маршировали солдаты и сержанты. От столовой вообще ничего не осталось.

Фото 21. Эти места пользуются популярностью только у охотников. "Сталкерам" здесь делать давно нечего.

Фото 22. КПП. В этой будочке обычно дежурил солдатик, только если ждали нечастых высоких гостей. Больше к нам никто не ездил и сидеть там без толку не имело смысла.

Фото 23.

Фото 24. На фото стальные листы, которыми накрывали канаву с кабелями, которые шли в центр стартовой позиции.

Фото 25.

Фото 26. Немногое, что осталось от подземного жилища.

Фото 27. А это то место, которое я хотел больше всего найти и нашел с огромным трудом. Здесь стояла моя кабина, здесь я провел два года. И нашел я его только благодаря этому приметному валуну, на который залезал, чтоб сходит по большому, извиняюсь за подробности.

Фото 28. Железный канат, которыми крепилась мачта с антеннами.

Фото 29. Недалеко от части и заночевали. Но перед этим немного вспомнили армейское искусство. Мой друг служил на Дальнем Востоке, сопровождал вагоны с военным грузом. У него этих пистолетов теперь завались... Шутка про пистолеты конечно. Про охрану правда

Фото 30.

Фото 31. Результаты

Фото 32. ПВО побеждает пехоту! Кто там говорил, что в ПВО оружие в руках никогда не держали?

Фото 33. А грибов там видимо не видимо! Пять минут и на жареху собрано.

Фото 34.

Фото 35.

Фото 36.

Фото 37.

Фото 38. С утра водные процедуры и в обратный путь. Но перед этим заедем в Петрозаводск. Об этом будет отдельный пост.

Фото 39.

Фото 40. И еще не могу промолчать про дороги в Карелии. Федеральная трасса просто изумительная. Да и та, что идет с другой стороны Ладожского озера в отличном состоянии! Так что езжайте в Карелию летом отдохнуть, не пожалеете!

Фото 41.

Фото 42.

Фото 43.

Спасибо за внимание!

В конце хочется вспомнить слова из песни, которую вы не найдете в Интернете. К сожалению нет гитары под рукой, чтобы ее спеть. Она написана пацанами из моего призыва из командного пункта "Вилга" (там железных кабин и их жителей было особенно много) и стала первой в моем репертуаре песен под гитару.

Весь день у тебя на ногах
730 дней в сапогах
Ты забыл все запахи вин
Ты житель железных кабин

Встаешь ты от песни сирен
Лесов заколдованный плен
Готовность ты слышишь опять
Пришел приказ воевать

А дома ждет тебя только мать
Когда ты вернешься назад
Поднимешь бокал марочных вин
За жителей железных кабин

А это видео, где показано, что осталось от командного пункта в "Вилга"

Это командир моего дивизиона (когда я увольнялся в запас, был подполковником) в наше время с супругой.

А это самая красивая женщина дивизиона, жена одного из офицеров и по совместительству была продавщицей в нашем магазинчике. Многие в магазин ходили, чтобы только на нее посмотреть. Тоже уже более менее современное фото:

А теперь обещанный рассказ про сбитого разведчика комплексом С-75:

«Чёрная суббота», 27 октября 1962 - день, когда мир был ближе всего к глобальной ядерной войне.

Более полувека назад Центральное Разведывательное Управление США (ЦРУ) начало посылать в воздушное пространство СССР высотные стратегические самолеты-разведчики U-2, которые был оснащены специально созданной для их нужд фотосъемочной аппаратурой. Данные полеты продолжались практически 4 года и, в конце концов, стали причиной возникновения серьезного международного кризиса, который, по сути, и привел к их прекращению. Во многом именно полеты над территорией СССР американских самолетов-шпионов дали большой импульс развитию отечественных систем ПВО, которые и по сей день остаются лучшими в мире. Тогда на рубеже 50-60 годов прошлого века, главным врагом для высотных американских самолетов-разведчиков стал ЗРК С-75 «Двина», закрывший для них советское небо.

U-2 история полетов

Впервые американские самолеты приступили к фотографическому и электронному мониторингу советской территории еще в конце 1946 года. Начало этих полетов по времени совпало с началом Холодной войны и естественно было неслучайным. Первоначально такие самолеты поднимались в воздух только с Аляски и летали вдоль советских сухопутных и морских рубежей. При этом по мере усиления конфронтации между двумя странами, Министерство обороны США все сильнее настаивало на необходимости глубокой воздушной разведки территории СССР и его союзников. Со временем такие полеты действительно начались, но они приводили к большим потерям. Очень большое количество разведывательных самолетов было сбито в советском воздушном пространстве, меньшая часть над территорией КНР и другими государствами советского блока. Общая численность команд потерянных самолетов составила 252 человека, при этом судьба 138 летчиков так и осталась неизвестной.

Принимая это во внимание, в ЦРУ решили подписать с компанией Lockheed соглашение о постройке стратосферного разведчика. Так 22 марта 1955 года с фирмой был заключен формальный контракт. Согласно этому документу, компания Lockheed должна была построить 20 самолетов общей стоимостью 22 млн. долларов. В эту суммы не были включены расходы на создание реактивных двигателей, которые должны были приобрести ВВС, а также фотооборудования, которое ЦРУ планировало заказывать отдельно. Сроки контракта были достаточно жесткими, первый самолет Lockheed должна была поставить уже через 4 месяца, не позже конца июля.

Реализация данного заказа стала настоящей технической эпопеей, многие из деталей которой так и остаются засекреченными. К примеру, топливо тех лет для реактивных самолетов на высоте в 20 000 метров начинало закипать и испаряться. Поэтому компания Shell в экстренном порядке создала авиационный керосин, имеющий стабилизирующие добавки. Модификация двигателей J57 компании Pratt & Whitney также стала нелегким делом, да и других проблем было предостаточно. Однако первый самолет все же был построен уже к 15 июля. Его, как и все последующие самолеты, строили в калифорнийском городе Бербанке.

Летные испытания новинки проходили в чрезвычайно быстром темпе и в глубоком секрете. Самолет взлетал и садился на дно высохшего озера в штате Невада, расположенном к северу от Лас-Вегаса. Поблизости от этого места располагался ядерный полигон, поэтому вся зона вокруг была закрытой. 29 июля 1955 года самолет-разведчик, которым управляла летчик-испытатель Тони Левиер, впервые покатился по летному полю. В сентябре того же года он сумел забраться на высоту в 19 500 метров. А в конце 1956 года сумел подняться более чем на 22 километра. 1 мая того же года U-2 в разобранном виде был переправлен на английскую авиабазу Лэйкенхит, где самолет был вновь собран и подготовлен к выполнению полетов.

Великобритания достаточно густонаселенная страна, поэтому было очевидно, что на необычный самолет достаточно быстро обратят внимание. По этой причине еще до начала первых полетов U-2 над странами Варшавского блока, американские спецслужбы провели масштабную маскировочную операцию. 7 мая директора НАСАNASA Хью Драйден сделал заявление о том, что Lockheed начал производство сверхвысотного самолета, который будет применяться для изучения озонового слоя, космических лучей и стратосферных воздушных потоков. Позднее широкой публике сообщили о том, что новые самолеты были включены в состав базирующейся в Великобритании 1-й эскадрильи метеонаблюдений. Также сообщалось о том, что такие самолеты будут летать и в «другие районы земного шара». Об СССР, естественно, не говорилось ни слова.

В 1956 году советские части ВВС и ПВО еще не располагали ни истребителями, которые были бы способны забраться на высоту в 20 000 метров, на которой и летали U-2, ни систем ПВО, которые бы могли их там достать. Первые же миссии подтвердили неуязвимость самолетов. Была даже доказана способность самолета без помех летать в московском небе. В 1956 году американские самолеты-шпионы выполнили ряд полетов над СССР. В частности 2 полета прошли 9 июля, еще один состоялся 10 июля. В тот же день СССР официально направил США ноту протеста и президент Эйзенхауэр распорядился прекратить на время все рейды U-2 над советской территорией. Они были возобновлены лишь в июне 1957 года, причем в этот раз полеты проводились не в западной части СССР, а на Дальнем Востоке.

В сумме самолеты-разведчики U-2 проникали в воздушное пространство СССР 24 раза. Последний такой рейд под названием Миссия 4154, состоялся 1 мая 1960 года. Данный полет был санкционирован лично президентом Эйзенхауэром, который одновременно с этим отдал распоряжение после 1 мая не летать над территорией СССР. В итоге неуязвимый до этого самолет U-2 был сбит советской зенитной ракетой в районе Свердловска, а его пилот Пауэрс благополучно опустился вниз на парашюте и был пленен, о чем Хрущев официально объявил 7 мая.

В итоге советско-американские отношения в очередной раз претерпели кризис, который стал причиной отмены международной встречи с участием руководителей СССР, США, Великобритании и Франции, которая должна была состояться в Париже 16 мая. Пилот сбитого U-2 оставался в СССР в заключении до 19 февраля 1962 года, когда его обменяли на советского разведчика Вильяма Фишер, который был известен под именем Рудольфа Абеля.

Всего за 4 года выполнения полетов над территорией СССР самолеты-разведчики U-2 сфотографировали 3 млн. 370 тыс. кв. метров советской территории или примерно 15% обшей площади страны. Всего было отснято 392 тыс. метров пленки, которая до сих пор хранится в архивах ЦРУ. Ценность данного самолета подтверждается хотя бы тем, что в 1962 году именно они подтвердили подготовку стартовых позиций для советских баллистических ракет на Кубе. В настоящее время современные модификации самолета «U-2S» и «TU-2S» продолжают находиться на вооружении американских ВВС. Предполагается, что они будут выведены из эксплуатации лишь к 2023 году. Также продолжается проектирование нового поколения радара Astor,
который используется на данных самолетах-разведчиках.

ЗРК С-75 «Двина»

ЗРК С-75 «Двина» (по кодификации НАТО – SA-2 Guideline) – советский подвижный зенитный ракетный комплекс. Главным разработчиком ЗРК являлось НПО Алмаз (генеральный конструктор А. А. Расплетин), а разработчиком ракеты – МКБ «Факел» (генеральный конструктор П. Д. Грушин). Комплекс был принят на вооружение в 1957 году. ЗРК С-75 мог уничтожать цели на дальности до 43 км, в диапазоне высот от 0,5 до 30 км, обладавших скоростями до 2 300 км/ч. Начиная с момента принятия на вооружение, данный комплекс постоянно совершенствовался. Последние его модификации способны уничтожать цели, летящие со скоростью до 3 700 км/ч.

ЗРК С-75 в ряду отечественных средств ПВО занимает особое место, именно этот комплекс стал первым перевозимым. Он первым в мире принял участие в реальных боевых действиях и открыл счет сбитым самолетам противника. Именно с комплекса С-75 начались поставки отечественных средств ПВО за рубеж. ЗРК-75 стал наиболее применяемы комплексом за историю войск ПВО во всем мире. Данный комплекс в различных модификациях состоял на вооружении более чем 40 стран. За все время его выпуска было экспортировано порядка 800 дивизионов данного комплекса. Также С-75 производился в КНР по лицензии, где назывался Хунци-1 (HQ-1) и Хунци-2 (HQ-2).

Во многом первоначальный успех комплекса связан с его основным оружием – зенитной ракетой, которая была спроектирована в КБ Грушина. Выбор основных технических решений по ЗУР, получившей обозначение 1Д, во многом был определен обликом радиоэлектронной части ЗРК С-75. К примеру, использование узконаправленной антенны передачи команд на ракету, жестко связанной с блоком ориентируемых на воздушную цель основных антенн станции наведения, предопределило использование наклонного старта ракеты с разворачиваемых в сторону цели ПУ.

Для осуществления такого старта ракета должна была обладать очень хорошей начальной тяговооруженностью, которую ей мог обеспечить лишь твердотопливный ракетный двигатель (РДТТ). Напротив, при относительно длительном последующем полете до цели требования к значениям тяги были на порядок меньше. К тому же здесь требовалась высокая экономичность двигателя. В те годы этим условиям отвечал только жидкостный ракетный двигатель (ЖРД). Так было принято решение об использовании двухступенчатой схемы ракеты, которая была оснащена РДТТ, работающим на старте, и ЖРД, который работал на маршевом участке. Данная схема позволяла обеспечить ракете высокую среднюю скорость, а значит и возможность своевременно поразить воздушную цель.

Для того чтобы определиться с аэродинамической схемой ракеты, конструкторы создали оригинальные методы расчетов. Они учли требования эффективной работы системы стабилизации, необходимой маневренности ракеты (допускалось применение радиокомандной системы наведения на цель) и контура управления, а также получения минимального аэродинамического сопротивления. В результате этого впервые в СССР для ЗУР была использована нормальная аэродинамическая схема. Одновременно с этим в передней части зенитной ракеты установили дестабилизаторы, которые увеличивали ее маневренность, а также позволяли регулировать запас ее статической устойчивости во время процесса доводки.

Применение нормальной схемы позволило на практике реализовать более высокие аэродинамические характеристики в сравнении со схемой «утка». Для такой схемы даже не было необходимости использовать элероны – управление ЗУР по крену осуществлялось с помощью дифференциального отклонения рулей. В свою очередь, достаточная статическая устойчивость и высокая тяговооруженность зенитной ракеты на стартовом участке обеспечили задержку управления по рысканию и тангажу вплоть до отделения ускорителя. В то же время для предотвращения неприемлемого ухода осей бортовых приборов на стартовом участке была обеспечена стабилизация ракеты по крену. Для этого расположенная в одной из плоскостей пара консолей стабилизаторов имела элероны.

ЗРК состоял из РЛС наведения, двухступенчатой зенитной ракеты, а также 6 пусковых установок, средств электропитания и транспортно-заряжающих машин. Именно из ЗРК С-75 был сбит самолет-разведчик U-2. 1 мая 1960 года американцы решили пролететь над Красной площадью во время первомайского парад. Самолет под управлением Пауэрса шел со стороны Средней Азии. При этом за самолетом неотрывно следила радиолокационная система ПВО СССР, о маршруте его полета докладывали лично Н. С. Хрущеву прямо на трибуну мавзолея. Под Свердловском самолет вошел в зону действия ЗРК и был сбит. На его перехват были поднята пара истребителей МиГ-17. По несчастливому стечению обстоятельств один из этих самолетов также был сбит ракетой комплекса С-75, при этом летчик погиб.

Комплекс С-75 сыграл очень важную роль в становлении и развитии всех управляемых ракетных средств ПВО СССР. Он стал единственным в мире комплексом ЗРК, который успешно выполнял функцию обеспечения противовоздушной обороны во время ведения крупномасштабных боевых действий (Вьетнам, Египет). В настоящее время, как и самолет U-2, он продолжается оставаться на вооружении ряда государств.

25-радиотехнический полк ПВО или в/ч 86655 дислоцируется в дер. Нестерово Рузского района Московской области. До 2015 года находился в г. Краснознаменске Московской области, откуда был передислоцирован по причине нехватки жилищного фонда для офицеров и служащих контрактного состава. Соединение входит в состав 4-й бригады ВКО.

История

Подразделение начало формироваться осенью 1952 года. 24 ноября был создан 220-й технический радиоцентр. В июле 1953 года вошел в состав 17 корпуса особого назначения. Осенью 1976 года корпус, в который входила нынешняя войсковая часть 86655, был переведен в дер. Горетово Московской области. В 1970 году соединение было награждено Красным Знаменем.

Шеврон 25 радиотехнического полка

В 1986 году 220-й радиотехнический центр реорганизован в 2320-й радиотехнический батальон. В 1988 году – в отдельный радиотехнический батальон. В 1996 году в состав соединения вошел 2319-й отдельный радиотехнический батальон, и оно получило наименование 25-й радиотехнический полк. 1 декабря 2011 года подразделение вошло в состав войск ВКО. В настоящее время полк выполняет задачу по обеспечению информацией об обстановке в воздушном пространстве частей ПВО, РЭБ, средств авиации.

Впечатления очевидцев

Нестерово – деревня в одной из частей Большого Москольца. По сути она является военным городком, расположенным недалеко от поселка Старая Руза.

О материально-бытовых условиях проживания солдат в/ч 86655 известно мало. Очевидцы рассказывают, что их расселяют в стандартных казармах. Дедовщины и неуставных отношений не отмечают.

На территории есть санчасть и столовая. Кормят, по отзывам самих военнослужащих, неплохо. О наличии чипка неизвестно. Госпиталя в Рузе нет, его роль иногда выполняет районная больница. Ближайший военный госпиталь – в Пушкино, туда могут отправить заболевших.


Денежное довольствие служащие такого подразделения как воинская часть 86655 получают на карту ВТБ-24. Банкомата в поселке нет, на КПП установлен терминал МИН-банка, который периодически не работает. Близкие могут отправить почтовые переводы по системам «Киберденьги» либо «Форсаж» (услуги Почты России).

Телефоны сдают на хранение командиру подразделения. Выдают мобильные для звонков близким только по выходным дням. На территории поселка имеется покрытие основных российских операторов – Мегафона, МТС и Билайна.