Кто живет в воде беседа. Конспект НОД по развитию речи "Кто живет в воде". Индивидуальная и групповая работа

Цели: Организовать познавательную деятельность воспитанников по усвоению ими знаний о значении воды для всего живого на Земле, развитию умений отражать полученные впечатления в продуктивной деятельности.
Создавать условия для формирования у воспитанников осознанно-правильного отношения к природе.
Способствовать развитию познавательного интереса; умения анализировать, делать выводы.
Задачи:
Организовать деятельность воспитанников по уточнению и расширению знаний о воде и видах водоемов.
Организовать деятельность воспитанников по усвоению знаний, что чистая вода – бесценный дар природы.
Организовать деятельность воспитанников по расширению знаний об основных источниках загрязнения воды и его последствиях.
Организовать деятельность воспитанников по реализации самостоятельной конструктивной творческой деятельности
Оборудование:
Рисунки детей, выполненных совместно с родителями на тему «Жить нельзя нам без воды!», глобус, ноутбук, экран, проектор, карточки для игры «Что будет, если исчезнет вода?», магнитная доска, плоскостные изображения земного шара, корзиночка для рисунков, голубые длинные ленточки и короткие и длинные тесемки.

Ход занятия

ВОСПИТАТЕЛЬ загадывает детям загадку.

В море я всегда солена,
А в реке я пресна.
Лишь в пустыне раскаленной
Мне совсем не место (вода).

Вода — одно из самых удивительных веществ на планете и ваши рисунки, которые вы нарисовали вместе с родителями, подтверждают, какая польза от воды людям. Беседа с детьми по рисункам, выполненным вместе с родителями на тему «Без воды нам жить нельзя».
ВОСПИТАТЕЛЬ. Вода нужна, чтобы сделать множество простых, обычных дел. Она ничем незаменима. Как вы думаете можно прожить без воды? Без воды человек не может долго жить.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Вы хотели бы еще что-то узнать про воду?
Тогда мы с вами отправляемся в город Знаний (показывает детям глобус).
ВОСПИТАТЕЛЬ. Знаете ли вы, что это? (ответы детей).
ВОСПИТАТЕЛЬ. Это глобус — модель планеты Земля. Что на глобусе обозначено голубым цветом? (ответы детей).
ВОСПИТАТЕЛЬ. А какие еще вы цвета видите? Что обозначено этими цветами? (суша).
Какого цвета на глобусе больше? (крутит глобус)
Как вы думаете, что это значит? (ответы детей).
Воды на нашей планете гораздо больше, чем суши.
Чтобы дети это представили, воспитатель предлагает каждому ребенку взять «модель земного шара» и вырезать ножницами части суши. Дети выполняют задание, потом сравнивают сушу и воду по величине, чего больше.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Где в природе есть вода?
ДЕТИ. В морях, океанах, реках, озерах.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Чем они отличаются и что у них общего? (ответы детей).
ВОСПИТАТЕЛЬ. Можно ли пить воду из моря и океана? Морская вода содержит много различных солей, которые вырабатываются водорослями. Полезно принимать ванны из морской воды, полоскать ей горло. Она укрепляет организм, но не пригодна для питья.
Какую воду можно пить? (ответы детей). Чистая, пресная нужна нам для питья, приготовления пищи, купания. Откуда берется пресная вода?
Речная вода называется пресной. Речную воду очищают в специальном месте, которое называется водоочистительным сооружением, после очистки она попадает в наши квартиры через водопроводные краны.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Где больше воды – в океанах или в реках и озерах?
Какой из этого можно сделать вывод? (Воду нужно беречь, потому что пресной воды на Земле мало).

Физкультминутка.

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре-
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – это кроль.
По реке мы дружно плыли,
Вышли на берег крутой
И помашем ей рукой!

Игра: «Что будет если исчезнет вода?»

(На магнитной доске карточки с изображением воды, растений, птиц, зверей, рыб, человека. Воспитатель убирает карточку с изображением воды, и дети должны рассказать, что будет с остальными животными, с человеком, с растениями, рыбами).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Вода имеет большое значение для жизни. Она нужна всем живым существам — животным, растениям и людям.
Кажется, что воды на земле много, но чистой воды становится все меньше и меньше. Как вы думаете, из-за чего это происходит?
Ответы детей.
ВОСПИТАТЕЛЬ . Люди нарушают правила поведения на природе. Водоемы загрязняются не только от мусора, но и фабрики, заводы загрязняют реки отходами своего производства. От этого гибнут водные обитатели. Морские побережья усеяны мусором, люди сбрасывают в моря и океаны огромное количество ядовитых веществ, аварии танкеров оставляют на поверхности воды липкие нефтяные пятна, все это губит воду. На планете есть страны, где чистой воды уже не хватает, поэтому 22 марта люди на всей планете отмечают всемирный день воды. Его девиз: «Вода – это жизнь». Мы должны беречь воду, чтобы ее хватило на всех.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Какие меры нужно принимать, чтобы вода не ушла от нас и была чистой?
ДЕТИ.
Не бросать мусор.
К воде надо относиться бережно, не оставлять открытые краны.
Содержать реки, озера, моря, пруды в чистоте и порядке, не засорять природные водоемы.
Устанавливать водоочистители.
ВОСПИТАТЕЛЬ.
На земле много разных рек – они большие и маленькие, и все куда-то бегут, большая река образуется из множества маленьких речек и ручьев. И очень важно сохранить воду малых и больших рек от загрязнения.
Воспитатель приглашает детей к столу, на котором лежит изображение суши.
Дети, посмотрите на нашем кусочке земли чего-то не хватает, как вы думаете чего?
ДЕТИ. Воды.
Давайте из ленточек и тесемочек сделаем большую, полноводную реку. Для подсказки можно рассмотреть фрагмент карты на слайде.
С помощью ленточек и тонких тесемок дети под руководством воспитателя моделируют изображение впадения ручейков в реки, а рек в моря.
Коллективная работа. Моделирование. «Как рождается река»?
ВОСПИТАТЕЛЬ. Какая большая, широкая и чистая река у вас получилась. А чтобы вы хотели сказать другим людям?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ (Вода нужна человеку, растениям, животным, птицам. Земля наша и все живое на ней без воды погибнут. Воду и в реках, и в морях нужно беречь и охранять, чтобы не случилось беды).

ВОСПИТАТЕЛЬ.

Вода – это чудо природы,
И нам без воды
Не прожить.
Вода – достояние народа!
Водой мы должны дорожить!

Ирина Комкова
Конспект занятия в подготовительной к школе группе по экологическому воспитанию «Кто живет в воде»

Природное окружение и экологическое воспитание .

Тема : Беседа «Кто живет в воде » .

Задачи :

Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность в жизни именно в водной среде.

Разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания.

Индивидуально учить правильно и кратко описывать водных животных Сережу П., Даню К., Андрея П.

Подвижная игра : «Мы – водные животные» . Цель : закрепить знания детей о водных животных, имитировать их движения.

Материал : Картинки с изображениями речных животных : рыб (ерш, карась, щука, лягушки, бобра, рака.

Панно с изображением подводного мира, картинки с изображениями водных животных.

Предварительная работа : Наблюдение за рыбками в аквариуме, экскурсия к водоему, наблюдение за лягушкой, раком.

Показываю детям глобус :

В. - Сколько здесь голубого цвета!

Что изображено голубым цветом? (Ответы детей)

Правильно - это океаны, моря, реки - голубым цветом на картах изображают воду.

Известно, что живые существа впервые появились в воде . И сейчас в ней обитает половина всех животных и растений нашей планеты.

Кто всю жизнь проводит в воде ? (Ответы детей)

Правильно! - рыбы всю жизнь проводят в воде .

Недаром говорят : «Рыбы – дети воды» . Они живут в соленой и пресной воде . Рыб в мире огромное количество.

А сейчас мы с вами отправимся в путешествие в подводный мир реки (прикрепляю панно подводного мира реки) .

Посмотреть на реку –

И кажется, в ней нет малявок, ни окуней

Только бежит голубая вода

Петляя по лугу, незнамо куда

Но если по глубже в нее заглянуть

С маской и трубкой тихонько нырнуть

Сразу увидишь, что это не так

Вот под корягою прячется рак

Налим под колоду забрался

А эта огромная щука

Плывет как ракета!

У кручи подмытой

На дне хрящеватой

Лещ отдыхает, стоит как лопата

В затоне лени копошатся в грязи

На солнце сверкают боками язи

Стайка плотвы шевелит камыши,

Мелькают густерки, ельцы и ерши.

Река ведь не просто течет и течет,

Она интересною жизнью живет !

По ходу чтения стихов дети прикрепляют картинки обитателей на панно. Ребенок, прикрепляя соответствующую картинку, рассказывает, кто на ней изображен и выражает свое отношение к животному через движение, мимику.

Рак : Я – рак. Ползаю по дну и пячусь назад, шевелю клешнями, ем, что попадает, прячусь в норы под коряш.

Ерш : Я чем-то напоминаю ежа : такой же колючий. Я очень живуч, бросишь меня на лед – замерзну а в тепле оттаю и поплыву!

Карась : Я – карась, очень неприхотлив, могу жить в стоячей воде . Ем все подряд. Когда – то на Востоке нас, карасей держали в вазах с водой для украшения дома.

Щука : Меня рыбки прозвали речным волком. Я нападаю на маленьких рыбешек и на крупных, если голодна, могу утащить на дно щенка или утенка. Но ведь меня зовут речным санитаром. Ведь я в первую очередь нападаю на больных рыб и тем самым очищаю водоемы, не даю распространятся болезням.

Лягушка : Раньше мы были икрою, ква-ква,

А теперь мы все герои, ать-два,

Головястиками были, ква-ква

Дружно хвостиками били, ать-два

А теперь мы лягушата, ква-ква

Прыгай с берега, ребята, ать-два

И с хвостом и без хвоста

Жить на свете красота!

Игра «Мы – водные животные»

В. - Мы лягушки. Ребята, хотите быть лягушками? Представьте, что вы – красивые речные лягушки (Дети вместе с «лягушкой» играют, имитируют ее движения, плавают в воде , выпрыгивают на берег. Проголодались – поймали комарика. А чтобы нас он не заметил, замрем, не будем двигаться – присядем, высунем язычок, которым и поймаем комара. Поймали, съели и опять поплыли.

Мы – стайка рыбок.

Плавают рыбешки в нашей речке чистой.

Плавают рыбешки быстро, быстро, быстро!

Рыбки – рыбешки все хороши :

Папы, и мамы и малыши!

Детки рыбешки на больших похожи

Плавают как папы, тоже, тоже, тоже!

Рыбки гуляют только в воде

И не гуляют больше ни где!

(Дети вместе с «рыбой» плавают имитируя ее движения. Плаваем молча ведь рыбы молчат. Мы рыбки маленькие, нас может догнать и съесть большая щука.

Вот она плывет к нам – воспитатель изображает щуку . Рыбки быстро уплывают, щука старается поймать кого-нибудь.

Мы – чайки. Раскрыли крылья и кружим над рекой, ищем добычу – рыбу. Увидели рыбу, спустились к воде (наклонились, поймали рыбу и улетели на берег, чтобы ее съесть) .

Мы – улитки. Высовываем рожки (пальцы рук) и медленно ползем по месту водного растения.

А теперь пройдемся как гуси, переваливаясь с одной ноги на другую. Мы спешим к речке, будем там плавать. Поплавали в реке, вышли на берег, отряхнулись, наши перышки не намокли, они остались сухими.

Работа с дидактическими карточками.

В. – Дети, мы сегодня узнали много интересного о водных жителях. Жители подводного царства даже не представляют, как это можно жить, когда нет воды. Они хорошо приспособились жить именно в воде , нужны ли друг другу растения и животные водоема?

Предложить детям набор карточек с изображениями различных животных и рисунок водоема : «Водные жители заблудились и никак не могут найти свою реку, а ребята могут им помочь.

Задание детям : выбрать из предложенного набора карточек водных жильцов и поместить на рисунок водоема. По каким признакам можно определить, что эти животные обитают именно в воде . (Ответы детей)

В. «Ребята, мы знаем, что на нашей планете очень много воды. Но мы должны относиться к воде бережно не оставлять без надобности открытые краны, не загрязнять водоемы. Без воды не могут обходиться ни растения, ни животные, ни человек. Будем беречь воду, наши водоемы!»

Итог. Мы сегодня узнали много интересного о животных водоема. Я вам предлагаю нарисовать то животное, которое больше понравилось и мы сделаем выставку рисунков.

В рамках экологического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС.

Методическая разработка проекта

«Кто живет в воде?»

Подготловили: воспитатели старшей группы МДОУ «Детский сад № 000»

Токсонбаева Т. Р., Карасева Е. А.

Познавательно-исследовательский

ПРОЕКТ

« Кто живет в воде?»

Тип проекта:
- обучающий
- исследовательский
- игровой

Творческий

Продолжительность : краткосрочный

Участники проекта: воспитатель, дети, родители.

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о водном пространстве, о различных видах водоемов и их животном и растительном мире. Знакомство детей с искуственными водоемами и их значением в жизни человека.

Задачи:

1. Продолжать расширять представление детей о многообразии водоемов. Рассказать детям об интересных обитателях подводного мира. Знакомить детей с пресноводными и морскими рыбами.
2. Знакомство с искусственными водоемами, их значением в жизни человека.

3. Знакомство с аквариумом и его обитателями.
4. Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать; упражнять в подборе разных оттенков одного цвета.

5.Воспитывать бережное отношение ко всем видам водоемов. 6.Закреплять правила безопасности на воде.

7.Привлечь родителей к совместной деятельности.

Актуальность проекта:

В настоящее время, в век научно-технического прогресса, когда у человека появляются неограниченные возможности воздействия на природу, экология приобретает особенно важное значение.

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.

Актуальность экологического воспитания дошкольников обусловлена тем, что взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который должен быть использован в процессе экологического образования , что позволяет ему стать фактором общего формирования и развития личности. Поэтому важно формировать чувство бережного отношения к природе, в том числе к водоемам и его обитателям.

Этапы реализации проекта

1 этап

1. Выявление первоначальных знаний детей о водоемах и их обитателях.
2. Информация родителей о предстоящей деятельности.
3. Подбор литературы о водоемах, животном и растительном мире, презентаций, фотографий, плакатов, папки – передвижки.

2 этап

1. Проведение недели «Кто живет в воде?» в группе.
2. Работа с родителями по заданной теме.

3.Выстовка папки – передвижки для родителей с информацией:

3 этап

1. Организация выставки работ о подводном мире.(совместная работа детей и родителей)
2. Творческая - коллективная работа - «Наш аквариум»
3. Загадывание загадок « о рыбах»

3аключение

Проведение для детей

Предварительная работа:

1. Подготовить папку – передвижку для родителей с информацией:

2.Подготовить презентации о. видах водоемов, о рыбах - хищниках, о рыбах северного ледовитого океана, дельфинах.

3.Подготовить дидактический материал о рыбах(пазлы, лото).
4. Подобрать фото - коллекцию на тему «Океонария».
5. Подобрать сказки, стихи, загадки о животном мире водоемов, о растения подводного царства, о разнообразии водоемов..
6.Подготовить раскраски в соответствии с возрастом.

Беседы с использованием презентаций.

1. Беседа «Что такое водоемы?».
Цель: дать детям представление о разных видах водоемов, о их животном и растительном мире, выяснить знания детей по данному вопросу.
2. Беседа «Что такое аквариум?».

Цель: объяснить детям, что такое аквариум, о его назначении, что находиться внутри аквариума. об обитателях аквариума. Знакомить детей как ухаживать за аквариумными рыбками.

3. Беседа «Речные обитатели».
Цель: выяснить представления детей о речных рыбах, почему они могут жить только в пресной воде. Выяснить чем отличается пресная вода от морской.

4. Беседа «Морские обитатели». Презентация «О дельфинах» (Подвинцева Катя), презентация «Рыбы северного моря» (Света Ящук)

Цель: расширять представления детей о подводном мире моря.
5. Беседа «Обитатели океанов». Цель: уточнить знания детей об обитателях океана, о хищных рыбах океана.

Образовательные области : НОД

1.Познание Тема: Вода и водоемы. Аквариум.

Цель: познакомить детей с разнообразием водоемов, рассказать о их значение для человека. Закрепить желание бережного отношения к водным ресурсам. Рассказать о безопасном поведении на воде.

1.Просмотр презентации «Вода и водоемы».(воспитатель)

2. «Ознакомление с природой в детском саду» по ФГОС. О. А. Соломенников. Старшая группа. Изд. Мозаика-Синтез, М., 2016.

Тема №14, стр. 69-71.

3.Рассказ детей о своем аквариуме (Белова Варя, Монахов Артем)

2.Коммуникация Тема: Хищные рыбы. Водолазы. Серфинг.

Цель: познакомить детей с хищными рыбами. О правилах безопасности на воде. Рассказать о значении профессии – водолаз . Воспитывать чувства бережного отношения к природе и водоемам.

1.Просмотр презентации «Рыбы - хищники» (Беляшина Настя)

3.Рисование Тема: «Я рисую море» Рисование – экспериментирование.

Цель: расширять кругозор, знания детей о море; развивать цветовосприятия; поддерживать интерес к изобразительной деятельности; продолжать учить рисовать нетрадиционными техниками.

Изготовление совместного продукта.

в ДС. Старшая группа. И. А. Лыкова. Занятие № 79, стр. 172-173.

2. Просмотр презентации «Дельфины»9 Подвинцева Катя)

4. Аппликация Тема: «Красивые рыбки в аквариуме».

Цель: Развивать цветовое восприятие. Упражнять детей в подборе разных оттенков одного цвета, учить красиво располагать рыбок по цвету, друг за другом. Закреплять приемы вырезания и аккуратного наклеивания.

1.Занятия по ИД. В старшей группе ДС. Т. С. Комарова. Занятие № 59, стр. 77-78

5. Лепка Тема: «Плавают по морю киты и кашалоты» .

Цель: учить создавать уплощенные фигуры морских жителей, соединять их путем промазывания одной части к другой, ориентировать на поиск гармоничных сочетаний разных форм(туловище – конусом + несколько вариантов хвоста и плавников.

1.Изобразительная деятельность в ДС. Старшая группа. И. А. Лыкова. Занятие № 83. Стр. 180-182

6.Творческое конструирование. Изготовление совместного продукта .

Тема: «Наш аквариум».
Цель: изучить, что необходимо для аквариума; совместно с детьми сконструировать аквариум из предоставленного природного материала (песок, камни, ракушки, водоросли) и рыбки, сделанные детьми самостоятельно; соблюдать правила безопасной работы с колющими и режущими предметами.

3аключение - игровое-развлекательное.

Проведение для детей Викторины «Кто живет в воде?»

Цель: Закрепление пройденного материала проекта в игровой форме – викторины – соревновании.

Подвижные игры: (см. приложени1)

- «Ручеек»

- «Щука и карась»

- «Море волнуется раз…»

- «Лягушки и цапля»

- «Удочка»

Сюжетно-ролевые игры:

1. «Моряки-рыбаки»

Цель : 1. Учить детей брать на себя и обыгрывать роли капитана, рулевого, матросов, повара-кока, моряков-рыбаков.

2.Продолжать учить использовать предметы-заменители, четко выполнять цепочку игровых действий.

Цель: знакомить детей с литературой о животном мире водоемов; воспитывать познавательную активность.

Русские народные сказки:

«Царевна -лягушка»,

«Лиса и волк»,

«Рыба - кит»

А. С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке»,

Дисней «Русалочка»

Индивидуальная и групповая работа:

- индивидуальная работа по развитию речи:

презентация сообщений по заданным темам;

назови аквариумных, речных, морских и рыб океана;

рисование своей аквариумной рыбки.

Развитие мелкой моторики (рисование водоемов и раскрашивание картинок о рыбках).
- собирание пазлов («морской тематики»)
- выкладывание рыбок из счетных палочек

Итоговый продукт – изготовление исследовательской – познавательной книги «Кто живет в воде?»

Групповая работа

Рисование совместной работы «Подводный мир моря»;

Собирание аквариума.

Итог:

1.Оформление коллективного панно «Подводный мир моря»

2. Выставка работ детей рисование + аппликация

«Мой аквариум»,

«Кто в речке живет?»

3.Выставка сообщений по данной теме.

4.Загадывание загадок про рыб и обитателей водоемов.

5. Проведение для детей Викторины «Кто живет в воде?»

6. Выставка познавательных книг, сделанных самими детьми.

7. Выставка в живом уголке АКВАРИУМА с рыбками.

Список источников и литературы :

1.«Ознакомление с природой в детском саду» по ФГОС. О. А. Соломенников. Старшая группа. Изд. Мозаика-Синтез, М., 2016.

2..Изобразительная деятельность в ДС. Старшая группа. И. А. Лыкова.

3. Занятия по ИД. В старшей группе ДС. Т. С. Комарова.

4. Презентация «Вода и водоемы».(воспитатели)

5. Презентация «Рыбы - хищники» (Беляшина Настя)

6. Презентация «Дельфины» (Подвинцева Катя)

Приложение

Подвижные игры

1. «Лягушки и цапля»

Цель: Развитие произвольности; ловкости, быстроты реакции

Описание игры

Правила : из болота можно выпрыгивать; перешагнувший через верёвку ребёнок, считается пойманным.

Усложнение : ввести вторую цаплю; поднять верёвку на высоту 20см.

2. «Удочка»

Развитие ловкости, внимания, находчивости, произвольности действий

Водящий, находясь в середине, крутит верёвку с мешочком на конце так, чтобы мешочек летел на высоте 5-10см от пола. Все прыгают через верёвочку, а задевший её ребёнок получает штрафное очко, после чего игра продолжается.

Правила: Выигрывают прыгуны, получившие меньшее число штрафных очков после 8-12 кругов верёвки под ногами.

3. «Ручеек»

Цель: умение играть парами.

Содержание: Играющие встают парами друг за другом, берутся за руки и держат их высоко за головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, которому не досталась пара, идет к «истоку»ручейка и, проходя под сцеплепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало ручейка и, проходя под сцепленнымируками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так ручеек движется – чем больше участников, тем веселее проходит игра.

3. «Море волнуется раз….»

Цель: развитие фантазии, умение изображать различные предметы.

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура на месте замри!

В этот момент каждый ребенок должен замереть в позе, изображающей животного, которого он задумал. Водящий поворачивается, обходит всех играющих, рассматривает получившиеся фигуры. Выбирает понравившиеся, дотрагивается до них – дети начинают двигаться, изображая задуманных морских обитателей. Зрители стараются отгадать их. Ведущим назначается тот, кто показал самую интересную фигуру.

Приложение

Дидактический материал

«Найди лишнее»

https://pandia.ru/text/80/287/images/image003_30.jpg" width="562" height="384 src=">

«Найди одинаковые рыбки: по цвету, форме, направлению»

https://pandia.ru/text/80/287/images/image005_17.jpg" width="523" height="316">

Конспект беседы с детьми в подготовительной к школе группе «Что растет в воде»

Автор: Яценко Светлана Валерьевна, воспитатель МБДОУ д/с №28 станицы Темижбекская Кавказского района Краснодарского края
Описание материала: Будет полезен воспитателям дошкольных учреждений.
Цели:
- познакомить детей с некоторыми видами водных растений, с их особенностями, приспособленностью к жизни именно в водной среде;
Задачи:
- объяснить необходимость охраны этих растений и среды их обитания.
Развивающая среда:
Рисунки, фотографии водоемов и водных растений (белая кувшинка, желтая кубышка).
Сказки: А.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино», Г.Х.Андерсен «Дюймовочка».

Содержание беседы:
Воспитатель спрашивает детей, бывали ли они на озере, реке, водоеме.
Видели ли какие-нибудь растения? Что запомнилось?
Предлагает рассмотреть рисунки растений и отобрать те, которые они видели на водоеме. Прикрепляет на ковролин рисунок реки. Просит найти рисунок белой кувшинки. Как ее еще называют?(лилия). Прикрепляет на ковролин лилию и читает отрывок из сказки Г.Х.Андерсена «Дюймовочка»:

«В реке росло много белых кувшинок, и их широкие листья плавали по воде. Самый большой лист был дальше всех от берега. Старая жаба подплыла к этому листу и поставила на него колыбельку с Дюймовочкой. Рано утром бедная крошка проснулась и, увидев, куда она попала, горько заплакала, -кругом, куда ни посмотришь, вода да вода, а берег чуть виднеется вдали.»
Потом рыбки помогли Дюймовочке. Они, «подплыв к листу кувшинки, на котором стояла Дюймовочка, перекусили его зеленый стебель. И вот лист с Дюймовочкой поплыл по течению».
Тишина…Лишь кое-где
Скрипнет камышинка.
Спит на розовой воде
Белая кувшинка.
Спит и видит, что не спит,
А за стаей вольной
Белой уточкой летит
Над водой раздольной.
(Т.Белозеров)
Воспитатель предлагает детям рассмотреть листья и стебли этого растения. Листья толстые, в форме сердечка, с выемкой у черешка. Почему толстые? Потому что внутри каждого листочка есть маленькая воздушная подушка. Она не даст листу утонуть, даже если на него сядет маленькая птичка. Листья и цветы у кувшинок – на длинных стебельках-веревочках, они связывают растение с толстыми корешками, которые лежат на дне и кормят кувшинку. Стебелек очень нежный – в реке его держит вода, а на суше он не может стоять прямо.
А кто еще из сказочных героев сидел на листе кувшинки? (Читает отрывок из книги А.Толстого «Золотой ключик», глава «Буратино знакомится с обитателями пруда…»:
«Буратино, чтобы передохнуть, вылез на большой лист водяной лилии. Сел на нее, плотно обхватил коленки и сказал, стуча зубами: «Все мальчики и девочки напились молока и спят в теплых кроватках, один я сижу на мокром листе…Дайте поесть чего-нибудь, лягушки». Лягушки принесли угощение для Буратино, потом опять вспрыгнули на листья и сидели, как каменные, подняв большеротые головы с выпученными глазами.»
В каких листах растут белые кувшинки? (Там, где вода или стоит на месте, или течет не очень быстро.) Почему? (Из-за строения стеблей и корней.) Кто может садиться на их листья? (Лягушки, птички, стрекозы, бабочки и другие насекомые.)
Какие цветы у белой кувшинки?
Прекрасные белые цветы с желтой серединкой. К ним часто прилетают разные насекомые и пьют вкусный сок-нектар, переносят пыльцу с цветка на цветок. Кувшинки - цветы особенные. Они как будто знают, который час, когда им пора открываться, а когда закрываться. Кувшинки раскрывают свои лепестки утром, а закрывают вечером. Их даже называют цветы-часы. Цветок опускается вечером в воду, как будто боится холодного ночного тумана. Это стебельки укорачиваются и тянут за собой цветок. Белые кувшинки очень красивые, люди охотно рвут их для букетов. Поэтому в реках и озерах остается все меньше этих замечательных цветов. Без воды они сразу вянут, цветки закрываются, и приходится их выбрасывать. Лучше всего любоваться кувшинками с берега реки и не рвать их.
Воспитатель предлагает детям найти рисунок цветка, похожего на лилию. Как его называют? (Кубышка)
Чем похожи и чем отличаются кубышка и кувшинка?(Прикрепляет кубышку на ковролин.) Растут ли они рядом? (Кубышка растет обычно рядом с кувшинкой.) Свое название растение получило из-за плодов, похожих на маленькие зеленые кувшинчики-кубышки. Ими очень любят лакомиться бобры. В сказке о Дюймовочке старая жаба украшала дом кубышками и камышами.
Днем плавающая головка цветов всегда повернута к солнцу. У кубышки и у кувшинки очень мощные корневища. Корневища кубышки похожи на змею, у кувшинки белой они имеют форму клубня, ответвления которого уходят в грунт на 5 метров. Плоды этих растений- крупные кувшинчики, но у кувшинок они созревают под водой, а у кубышек - над водой. Кувшинчики раскрываются, и семена плывут по воде, потом опускаются на дно. А на следующий год из них вырастают удивительной красоты цветы.
В сказке о Буратино есть такие слова: «Зеленая ряска на поверхности пруда заколебалась, и появилась большая, страшная змеиная голова… Но это была не змея. Это была никому не страшная черепаха Тортила».
Видели ли вы ряску на наших водоемах? На наших речках тоже бывает много ряски, ее небольшие зеленые пластинки (кружочки) часто покрывают значительную часть водоема. Ряска отлично плавает. Иногда ее бывает так много, что она полностью покрывает водную поверхность.
Воспитатель предлагает детям подумать, могут ли все эти растения жить без воды. (Нет. Вода- это их дом, без которого они жить не могут. Там где нет воды, нет и таких растений.)
Индивидуальная работа с карточками.
Одной группе детей дать карточки с изображением растений, живущих в воде и на суше.
Задание: Отобрать только водные растения и поместить их в импровизированный водоем (голубой лист бумаги).
Другой группе детей предложить работу с рисунками. Дети получают листы бумаги с контурами растений, обитающих в воде и на суше.
Задание: Раскрасить только водные растения.
Заканчивая выполнять задания, вспоминаем что нового узнали из беседы.

Интегрированное занятие «Кто живет в пресной воде?».

Цель: формирование представлений об обитателях пресных водоемов(рек, озер), их образе жизни и значении.

1) Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде.

2) Учить описывать водных животных по картине.

3) Познакомить с скороговоркой «Ехал Грека через реку»

Материал: Картина с изображением подводного мира, презентация с изображениями водных животных.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, как вы знаете наша земля состоит из суши и воды. На Земле очень много разных водоемов, посмотрите на глобус. (учитель показывает изображения воды на глобусе). Ребята, существую водоемы пресные и морские(с соленой водой).

Дети называют пресные водоемы:_ реки, озера, пруды.

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с обитателями пресных водоемов.

2. Беседа по картине.

Воспитатель: Ребята, а кто живет в воде?

Дети: Рыбы, лягушки, насекомые.

Воспитатель: Правильно, рыбы все время проводят в воде. Они умеют дышать под водой, благодаря жабрам. В воде воздух особый. Им умеют дышать лягушки и насекомые, живущие в воде: они научились «ловить» воздух. А вот, например, жук – плавунец прикрепляет пузырёк воздуха к брюшку и ныряет с ним под воду. А как вы думаете, чем полезны обитатели водоёма?

Ответы детей: очищают воду, делают её прозрачной, поедают умершие растения, чистят дно.

Воспитатель: А что самое главное для обитателей водоёмов? (Вода)

Сейчас мы с вами окунемся в речные просторы и посмотрим разновидности речных рыб.

Рыбы в реке делятся на хищников и мирных рыб.

Кто такие хищники?,Кто такие мирные рыбы?(дети отвечают)

Давайте посмотрим на мирных рыб. (презентация «Водные обитатели»)

Это красноперка, лещ, карась, плотва

Хищные рыбы – это сом, щука, окунь, ерш

Ребята, я попрошу вас описать ту рыбку, которую вы видите ее цвет, форму, наличие плавников, а я в свою очередь расскажу немного о каждой рыбке отдельно. Итак:

Плотва. Эта рыба любит тихую и теплую воду, с чистым песчаным дном. Кормится водорослями и др. растительной пищей, мелкими организмами.

Красноперка. Рыбка получила свое название из-за яркой окраски плавников. Питается красноперка водорослями мальками, икрой др. рыб. Любит теплую воду с медленным течением, илистым дном. Держится у берегов, любит заросшие места.

Лещ. Живет семьями во главе с вожаком-самой крупной рыбой. Плавают лещи треугольником, как клин летящих птиц. При опасности сбиваются в кучу, нарушая строй.

Караси обитают в болотистых озерах и реках. В зависимости от цвета чешуи карась бывает золотой и серебристый. Питаются растениями, мелкими животными организмами. В суровую зиму впадают в спячку и могут проспать до весны даже в полностью замерзшей речке.