«Бора» и «Самум» — ракетоносцы на воздушной подушке. Лучше малый ракетный корабль в строю, чем эсминец в проекте Малый ракетный корабль штиль

В ходе прошедшего на прошлой неделе в Санкт-Петербурге Международного военно-морского салона судостроители и производители корабельных систем представили ряд новинок. В частности, Научно-производственное предприятие «Старт» впервые открыто показало свою новую разработку – корабельный зенитный ракетный комплекс «Штиль-1». Кроме «Старта» в создании нового ЗРК участвовали Долгопрудненское НПП и МНИИРЭ «Альтаир», входящие в состав концерна «Алмаз-Антей».


Зенитный ракетный комплекс «Штиль-1» в первую очередь интересен своей архитектурой. Основным элементом комплекса является модульная вертикальная пусковая установка 3С90Э.1. Так, в зависимости от пожеланий заказчика на корабль может быть установлено несколько пусковых модулей, каждый из которых вмещает 12 транспортно-пусковых контейнеров (ТПК) с ракетами и имеет размеры 7,15 х 1,75 х 9,5 метра. Для установки пускового модуля 3С90Э.1 требуется объем внутри корпуса корабля глубиной около 7,4 метра. ТПК размещаются в модулях в два ряда по шесть штук. Такое расположение контейнеров позволяет вписать достаточно большое количество ракет в сравнительно малый объем. Габаритные параметры нового ЗРК описываются следующим образом. При модернизации эсминца проекта 956 на место ракетного комплекса М-22 «Ураган» с балочной пусковой установкой после небольшой доработки конструкции корабля можно поместить до трех модулей новой системы «Штиль-1» с общим боекомплектом в 36 ракет. В случае со старым ЗРК в объем погреба помещается лишь 24 ракеты. Такая экономия места достигается за счет отсутствия механизмов подачи ракет на балочную пусковую установку.

Еще одна особенность ЗРК «Штиль-1», выгодно отличающая его от «Урагана» также является прямым следствием вертикального размещения ракет в ТПК. Благодаря такому размещению боеприпасов новый зенитный комплекс способен запускать ракеты с перерывом около двух секунд. Пуск второй ракеты допускается после того, как первая ушла от корабля на расстояние в несколько десятков метров. У комплексов с балочной пусковой установкой и системой подачи ракет из погреба на подготовку к повторному запуску уходит значительно больше времени.

В зенитном комплексе «Штиль-1» используется управляемая ракета 9M317MЭ, представляющая собой дальнейшее развитие боеприпасов сухопутного ЗРК «Бук». Это одноступенчатая ракета с твердотопливным двигателем, имеющая длину 5,18 метра и диаметр корпуса не более 360 миллиметров. В хвостовой части ракеты имеются рули с размахом 820 мм. При стартовом весе около 580 кг зенитная ракета 9М317МЭ несет 62-килограммовую осколочную боевую часть. На траектории боеприпас разгоняется до скоростей порядка 1500-1550 метров в секунду. Главным отличием ракеты 9М317МЭ от предыдущих зенитных боеприпасов семейства «Бук» является способ запуска и ряд связанных с этим нюансов конструкции. По команде оператора зенитного комплекса ракета при помощи порохового заряда выстреливается из ТПК на высоту порядка 10 метров над палубой корабля. На этой высоте ракета при помощи собственных газовых рулей осуществляет доворот в сторону цели, после чего включает маршевый двигатель и систему наведения.

Максимальная дальность поражения цели ракетой комплекса «Штиль-1», согласно некоторым источникам, достигает 50 километров, максимальная скорость цели – до 830 м/с. Система наведения ракеты 9М317МЭ по принципу действия аналогична аппаратуре предыдущих ракет семейства «Бук». Корабельная ракета оснащается полуактивной радиолокационной головкой самонаведения и наводится на цель при помощи отражаемого ей сигнала корабельной РЛС подсвета. Имеются сведения о разработке нескольких алгоритмов работы головки самонаведения, предназначенных для обнаружения и поражения целей различных типов. При этом тип цели прямо влияет на максимальную дальность и высоту поражения. К примеру, ЗРК «Штиль-М» способен поражать самолеты, летящие на высотах около 15 тыс. метров, но для крылатых ракет максимальная высота поражения уменьшается примерно на треть. Кроме того, радиус действия по самолетам, летящим на малых высотах, примерно вдвое меньше максимально возможного.

Зенитный ракетный комплекс «Штиль-1» имеет в своем составе пусковые установки с ракетами и ряд дополнительного оборудования. Собственные системы обнаружения отсутствуют. Для этих целей новый ЗРК использует корабельные трехкоординатные радиолокационные станции. В состав электронного оборудования комплекса входят вычислительная система, пульт управления и набор радиопередатчиков подсвета цели. Радиоэлектронная аппаратура позволяет атаковать до 12 целей одновременно. При этом, как говорилось выше, интервал между пусками не превышает нескольких секунд. Благодаря своей архитектуре, аппаратура зенитного комплекса «Штиль-1» при необходимости может устанавливаться на любом подходящем корабле без серьезных доработок конструкции.

ЗРК «Штиль-1» предназначается для установки на кораблях различных типов водоизмещением от 1500 тонн. Модульная структура вертикальной пусковой установки позволяет монтировать ее на большое количество кораблей различных проектов. Кроме того, возможна установка агрегатов на место других зенитных ракетных комплексов в ходе модернизации и переоснащения кораблей. Ожидается, что эти особенности дадут новому ЗРК большое будущее.


МАЛЫЙ РАКЕТНЫЙ КОРАБЛЬ «ШТИЛЬ» ПРОЕКТА 12341 НА РЕМОНТЕ В СЕВАСТОПОЛЕ 2015 Г.

SMALL MISSILE BOAT «SHTIL» PROJECT 12341 FOR REPAIR IN SEVASTOPOL 2015

МАЛЫЙ РАКЕТНЫЙ КОРАБЛЬ «ШТИЛЬ» ПРОЕКТА 12341 НА РЕМОНТЕ В СЕВАСТОПОЛЕ. ОКТЯБРЬ 2015. ФОТОРЕПОРТАЖ

Фотографии: В.В.Костриченко

Малый ракетный корабль «Штиль» проекта 12341 в настоящее время завершает ремонт в плавучем доке ПД-88 13-го судоремонтного завода в г.Севастополь.
Совсем недавно, в июле 2014 года, МРК «Штиль» принял участие в плановом учении разнородных сил Черноморского флота (ЧФ). Тогда корабельная ударная группа (КУГ) в составе ракетного корабля на воздушной подушке «Самум», малого ракетного корабля (МРК) «Штиль» и двух ракетных катеров «Р-109» и «Р-239» успешно выполнили совместные ракетные стрельбы по сложной мишени, имитирующей отряд боевых кораблей условного противника. Стрельбы проводились в районе юго-западнее мыса Тарханкут. Для обозначения кораблей условного противника были использованы различные типы надводных мишеней.
Малый ракетный корабль «Зыбь» был заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ 28.06.1976 г. (заводской № 70) и 14.04.1978 г. зачислен в списки кораблей ВМФ. Спущен на воду 23.10.1978 г. и вскоре переведен по внутренним водным системам из Балтийского моря в Азовское, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 31.12.1978 г. и 16.02.1979 г. включен в состав Черноморского флота. В 1982 году был переименован в «Комсомолец Мордовии». В 1984, 1989, 1990, 1991, завоевывал приз Главкома ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ).
15 февраля 1992 года МРК «Комсомолец Мордовии» было присвоено новое наименование — «Штиль». Под этим именем корабль в 1993 и 1998 гг. в составе КУГ завоевывал приз Главкома ВМФ по ракетной подготовке. 12 июня 1997 г. на МРК «Штиль» был спущен Военно-морской флаг СССР и поднят Андреевский флаг ВМФ России. В 2005-2006 г. корабль прошел плановый ремонт в Новороссийске.
Малый ракетный корабль «Штиль» проекта 12341 находится в составе 166-го Новороссийского Краснознаменного малых ракетных кораблей 41-й бригады ракетных катеров, с базированием на Севастополь.
Как уже отмечалось, сейчас МРК «Штиль» завершает ремонт на 13 СРЗ, несколько фотографий корабля из его современной жизни предлагаем Вашему вниманию.
ВТС «БАСТИОН», 31.10.2015

«Бора» — «ракетоносец в юбке».

Рассказывая о «Боре» и «Самуме» , очень часто применяют слово «самый». Самые большие боевые корабли на воздушной подушке. Самые инновационные, самые наукоёмкие, самые быстроходные. И… самые непонятные по тактическому назначению.

В 60-е годы ХХ века концепции применения ВМС в грядущих войнах советским и западным специалистам виделись по-разному. Например, адмиралы из Пентагона делали ставку на ударные авианосцы, а многочисленные надводные корабли других классов так или иначе рассматривались лишь как средство их, авианосцев, защиты. В СССР же перед надводным флотом ставились несколько иные задачи – в первую очередь, бороться с авианосными соединениями и отгонять от своих берегов вражеские атомные субмарины. Причем по мере увеличения дальности полёта стартовавших с подлодок баллистических ракет вторая задача становилась менее актуальной, и вновь создаваемые советские корабли всё больше и больше ориентировались на первую.

«Убийцы авианосцев» – каким только носителям крылатых ракет не присваивалось это несколько заносчивое прозвище! В годы «холодной войны» так именовали и атомные подлодки нескольких проектов, и крейсера, и ракетные эсминцы… Однако здесь явно просматривается стремление выдать желаемое за действительное – в реальности «пробить» одними ракетами эшелонированную оборону американских авианосных групп было не так-то просто. Тем не менее, именно эта довольно простая по замыслу теория массированного удара (ракеты должны лететь дальше, а их число в залпе — как можно больше) в значительной степени определяла эволюцию советского ВМФ на протяжении трёх последних десятилетий его истории.

«Москит» — первая в мире сверхзвуковая противокорабельная ракета, принятая на вооружение нашего флота в 1983 г.

Влияния «ударной ракетной доктрины» не избежали даже малые надводные корабли. В советским ВМФ появился принципиально новый класс малых ракетных кораблей (МРК), не имевший аналогов за рубежом. МРК предназначались для нанесения ракетных ударов по соединениям вражеских кораблей в открытом море на относительно небольшом удалении от своих берегов. По сравнению с катерами они имели лучшую мореходность, несли более мощные ракеты и оснащались средствами загоризонтного целеуказания; от эсминцев они отличались существенно меньшими размерами и стоимостью. Фактически МРК – это миноносцы нового поколения, с той лишь разницей, что их главным оружием вместо торпед стали управляемые ракеты.

МРК «Штиль» проекта 1234.

Так получилось, что именно в классе малых ракетных кораблей появились очень экстравагантные его представители — корабли с динамическим принципом поддержания (КДПП). Своей необычностью они ввергли зарубежных экспертов в состояние крайнего изумления. Ещё бы: 432-тонный МРК-5 (проект 1240, кодовое наименование «Ураган» ), оснащённый глубокопогруженными титановыми подводными крыльями, на испытаниях развил ход почти 60 узлов, а катамаран на воздушной подушке «Бора» (проект 1239, кодовое наименование «Сивуч» ) водоизмещением более 1000 т – 53 узла (около 100 км/ч)! На Западе ничего подобного не было, да и нет до сих пор.

«Самум» — второй корабль проекта 1239 на ходовых испытаниях.

Собственно говоря, создание этих действительно уникальных и самых быстроходных кораблей в мире стало следствием заблуждения, будто бы высокая скорость обеспечит им принципиально новые боевые возможности. Да, никто не спорит, что в течение предшествующих десятилетий борьба за скорость являлась одной из ключевых задач кораблестроителей, однако после Второй мировой войны ситуация резко изменилась. Появление радиолокаторов, управляемых ракет и реактивной авиации, а затем – спутниковых систем разведки и загоризонтного обнаружения целей, привели к тому, что скорость военного корабля больше не играла особой роли: от ракеты не убежишь. Неудивительно, что за последние полвека эта характеристика у вновь строившихся кораблей уже не росла, а скорее наоборот, снижалась. Но в СССР многие высокопоставленные чины эту тенденцию упорно игнорировали. И стремление к «сверхбыстроходности» боевых кораблей будоражило их умы ещё очень долго.

РКВП «Самум» в камуфляжной окраске.

Корабль проекта 1239 «Бора» , первоначально имевший лишь литерно-цифровое обозначение МРК-27, разрабатывался Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз» (г. Ленинград). По схеме он представляет собой двухкорпусное скеговое судно на воздушной подушке (СВП) или, как его ещё называли, катамаран с аэростатической воздушной разгрузкой. Корпус корабля целиком изготовлен из алюминиево-магниевых сплавов. Высокая скорость достигается благодаря уменьшению сопротивления движению за счёт воздуха, нагнетаемого под плоское днище, ограниченное по бортам продольными килями (скегами). В носовой и кормовой части днища устанавливались гибкие ограждения с комплексом его подъёма и опускания (так называемая «юбка»), аналогичные применявшимся на обычных СВП.

Разработке окончательного проекта предшествовало создание крупномасштабных моделей-прототипов — быстроходных катеров «Икар» и «Стрепет» . Исследовательские и проектно-конструкторские работы растянулись на долгие годы, но их результат превзошёл все ожидания: корабль получился поистине уникальным и не имеющим себе равных. Из-за солидного водоизмещения и внушительного вооружения «Бору» и последовавший за ней «Самум» отнесли ко 2-му рангу (вместо 3-го) и из МРК перевели в созданный специально под них класс ракетных кораблей на воздушной подушке (РКВП).

Принципиальная схема скегового СВП: 1 – гибкое ограждение; 2 – скег; 3 – нагнетающие вентиляторы.

РКВП «Бора» , он же МРК-27, строился на Зеленодольском заводе имени A.M.Горького. Он был спущен на воду в 1987 году, в канун 1990 года его приняли в опытную эксплуатацию и включили в состав Черноморского флота. Второй однотипный корабль – «Самум» (бывший МРК-17) был принят в опытную эксплуатацию в марте 1992 года. Он проходил испытания в Севастополе (1992-1993 гг,), а затем, после ряда работ на заводе-изготовителе, — в Балтийске (1996-2002 гг.). В 2002 году его перевели на Чёрное море. Ныне оба корабля входят в состав Черноморского флота.

«Самум» во время испытаний на Балтике.

Полное водоизмещение РКВП проекта 1239 — 1050 т, наибольшая длина 63,9 м, ширина 17,2 м, осадка в водоизмещающем положении 3,3 м. Мощность газотурбинной установки 40 000 л.с., двух дизельных установок 20 000 л.с. и 6600 л.с. Скорость полного хода 52,7 узла, дальность плавания 12-узловым ходом 2500 миль. Экипаж насчитывает 68 человек, в том числе 9 офицеров.

«Самум» во время празднования Дня ВМФ в Севастополе, 2005 г.

Названия «Бора» и «Самум» для советского флота выглядят весьма экзотично. Особенно на фоне всевозможных «Комсомольцев Литвы» и «XXIII съездов КПСС»… Но на самом деле, ничего удивительного тут нет. Еще в 1930-ее годы в Советском ВМФ появилась серия сторожевых кораблей (фактически – миноносцев) типа «Ураган» , получивших «штормовые» наименования и потому прозванные моряками «дивизионом плохой погоды» . Их преемниками стали МРК проекта 1234, унаследовавшие те же имена — «Буря» , «Шторм» , «Шквал» и т.п. Продолжили эту традицию и РКВП. Бора – так называют в Причерноморье внезапно налетающий северный ветер, известный своим капризным характером (особенно много неприятностей приносит так называемая «новороссийская бора» ). Самум – это арабское название сильного горячего ветра, возникающего в Северной Африке и несущего пыльную бурю. Таким образом, имена российских ракетоносцев символизируют то, что они летят над водой со скоростью ветра.

Главное ударное оружие «Боры» – восемь сверхзвуковых противокорабельных ракет «Москит» . Восьмиракетный залп продолжительностью всего 35 секунд с высокой точностью поражает цели на дальностях стрельбы от 10 до 120 км.

Зенитный ракетный комплекс «Оса-М» предназначен для поражения низколетящих воздушных и морских целей на дальностях от 1,5 до 10 км. Боезапас составляет 20 зенитных ракет типа 9МЗЗМ. ЗРК может использовать целеуказание как от корабельной радиолокационной станции обнаружения воздушных целей типа «Позитив» , так и производить самостоятельный их поиск и опознавание.

Станция типа 4Р-ЗЗА, входящая в состав комплекса «Оса-М» , включает аппаратуру обнаружения, сопровождения целей и визирования своих ракет, а также передачи команд. Наведение ракет на цель осуществляется радиокомандным методом, а подрыв боевой части — неконтактным радиовзрывателем или по команде оператора.

Две автоматизированные артиллерийские установки АК-630М калибром 30 мм предназначены для самообороны корабля от противокорабельных ракет на ближнем рубеже. Малое рассеивание снарядов и высокая скорострельность (до 5000 выстр./мин.), применение осколочно-фугасных и осколочно-трассирующих снарядов позволяют с высокой вероятностью поражать ракеты противника.

30-мм артустановка АК-630М на РКВП «Самум».

В носовой части корабля размещена одна артиллерийская установка АК-176М калибром 76 мм и скорострельностью 120 выстр./мин. Она предназначена для самообороны корабля от низколетящих воздушных целей и поражения морских и наземных целей на дальности стрельбы до 11 км.

76-мм артустановка АК-176М на РКВП «Бора».

Опознавание и сопровождение целей, целераспределение, выработка данных для стрельбы артиллерийских установок АК-176М и АК-630М осуществляются автономной радиолокационной станцией типа МР-123-01, которая в свою очередь получает данные от РЛС «Позитив» .

РКВП «Бора». Верхний сферический обтекатель – это антенный пост РЛС «Позитив», нижний – система управления ПКРК «Москит».

Средства радиоэлектронного противодействия — активные и пассивные комплексы МП-405, ПК-16 и ПК-10 — позволяют обнаруживать работу радиолокационных станций противника, формировать для них направленные помехи, создавать ложные уводящие или маскирующие цели с помощью выстреливаемых радиолокационных и оптико-электронных снарядов.

В настоящее время оба построенных корабля – «Бора» и «Самум» – находятся в составе Черноморского флота. Опыт эксплуатации подтвердил все их положительные качества. Корпус и гибкое ограждение, комбинированная дизель-газотурбинная механическая установка мощностью около 65 тыс. л.с., раздельные движители, в том числе подъёмные движители полного хода, позволяют кораблю применять оружие без снижения его эффективности при волнении моря 5 баллов, а безаварийное пребывание корабля в море — 8 баллов. Находясь в положении «катамаран», РКВП может иметь скорость до 25 узлов, а в положении «корабль на воздушной подушке (КВП)» — до 50 узлов.

«Бора» и «Самум» выходят из Севастопольской бухты.

Раздельные движители дают возможность в каждом из этих положений идти как под дизелями, так и совместно под дизелями и турбинами. Всего существует 36 (!) вариантов использования двигательно-движительной установки. Это позволяет кораблю иметь почти стопроцентную гарантию сохранения хода в любой ситуации. За все годы эксплуатации РКВП «Бора» и «Самум» не было случая, чтобы они возвращались в базу на буксире из-за невозможности иметь ход.

Угловая движительная колонка РКВП «Самум» в поднятом положении.

На испытаниях «Боры» была подтверждена возможность сохранения хода в положении «КВП» при отключении всех движителей. Ход корабля достигался за счёт реакции истекающего воздуха из воздушной подушки в корму. Против ветра (7 м/с) при загрузке двигателей привода нагнетателей только на 50% он двигался со скоростью около 3 узлов.

Условия, в которые попали, начиная с 1991 года, корабли Черноморского флота, в том числе и РКВП «Бора», привели к своеобразной проверке эксплуатационной надежности конструкций корпуса. В этот период Черноморский флот был лишен возможности выполнять предусмотренные проектом правила технической эксплуатации корпуса, соблюдать периодичность докования и среднего ремонта. Тем не менее, по прошествии почти 14 лет корпус РКВП «Бора» был признан флотскими специалистами полностью пригодным к эксплуатации без каких-либо ограничений. Высокую надёжность показала и «юбка» — уникальное подъёмно-опускное гибкое ограждение, долговечность которого оказалась втрое больше расчётной.

«Бору» и «Самум » со всем основанием можно назвать подлинными шедеврами инженерной мысли, однако их тактическое назначение остаётся неясным. Из-за относительно небольшого радиуса действия они не имеют особых преимуществ перед авиацией берегового базирования. Причем, невзирая на их выдающуюся скорость, самолёт всё равно достигнет заданного района куда быстрее и к тому же имеет больше шансов вернуться невредимым. А если сюда добавить огромные расходы на создание и эксплуатацию КДПП, то станет понятно, почему в серию они не пошли, и за рубежом практически никто не рискнул повторить наш опыт. Ну, разве что в Норвегии и Северной Корее появились ракетные катера похожей схемы, но те значительно меньше по размерам, мощности и цене… Подводя итог, можно сказать так: ракетоносцы проекта 1239 наглядно продемонстрировали возможности отечественной науки и техники, однако по критерию «стоимость-эффективность» обоснованность их постройки выглядит сомнительной.

«Бора» и «Самум» традиционно открывают морской парад в честь Дня ВМФ в Севастополе.

Вместо заключения. В 90-е годы прошлого века США в некотором роде пошли по пути СССР и взялись за создание быстроходных кораблей типов «Фридом» и «Индепенденс» — чрезвычайно дорогих и при этом весьма странных по концепции применения. Правда, тут не последнюю роль сыграли политические и экономические мотивы: после окончания «холодной войны» командованию американского флота очень не хотелось резкого сокращения финансирования, и оно предложило новую концепцию «литоральной» войны, в значительной степени высосанную из пальца. Складывается впечатление, что США решили повторить ошибки Советского Союза и «вбухать» огромные средства в крайне сомнительные проекты. Что ж, флаг им в руки 🙂


МАЛЫЙ РАКЕТНЫЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 1234 «ОВОД» (12341)
SMALL MISSILE SHIP PROJECT 1234 «OVOD» (12341)

06.11.2014

Горящий в Бенгази малый ракетный корабль проекта 1234Э Tarig Ibn Ziyad ВМС Ливии
Межклановая борьба при вмешательстве боевиков так называемого «Исламского государства» ещё более обострилась в Ливии – стране «победившей демократии». В течение всего последнего времени идут активные бои между проправительственными силами и сторонниками «Исламского государства» близ Бенгази.
Арабский телеканал «Аль-Джазира» сообщает о том, что в ходе атаки боевиков «Исламского государства» и ливийских банд-формирований был подожжён корабль ВМС Ливии. Фрегат находился в порту города Бенгази, и через некоторое время после возгорания затонул.

26.10.2015


Малый ракетный корабль «Рассвет» Северного флота (СФ) провел зенитно-ракетные стрельбы в Баренцевом море, сообщил в субботу начальник пресс-службы СФ капитан первого ранга Вадим Серга.
«Малый ракетный корабль «Рассвет» Кольской флотилии разнородных сил Северного флота провел зенитно-ракетные стрельбы в акватории Баренцева моря», - сказал представитель военного ведомства РФ.
Сообщается, что в качестве воздушной цели, по которой велась стрельба, была использована ракета-мишень «Саман». Её запуск был произведен с борта малого противолодочного корабля «Брест». Ракета-мишень имитировала атаку крылатой ракеты.
«Воздушная цель была своевременно обнаружена, классифицирована и поражена зенитной ракетой комплекса «Оса-МА». Этот модернизированный зенитно-ракетный комплекс является надёжным оружием самообороны корабля. Он способен уничтожать воздушные, в том числе низколетящие цели, в диапазоне высот от нескольких метров до 4-х километров над уровнем моря на дальности до 15 километров», - сказал Серга.
После выполнения боевого упражнения корабль «Рассвет» вернулся в постоянный пункт базирования.
РИА Новости

31.10.2015
ФОТОРЕПОРТАЖ: МАЛЫЙ РАКЕТНЫЙ КОРАБЛЬ «ШТИЛЬ» ПРОЕКТА 12341 НА РЕМОНТЕ В СЕВАСТОПОЛЕ 2015 Г.

Малый ракетный корабль «Штиль» проекта 12341 в настоящее время завершает ремонт в плавучем доке ПД-88 13-го судоремонтного завода в г.Севастополь.
Совсем недавно, в июле 2014 года, МРК «Штиль» принял участие в плановом учении разнородных сил Черноморского флота (ЧФ). Тогда корабельная ударная группа (КУГ) в составе ракетного корабля на воздушной подушке «Самум», малого ракетного корабля (МРК) «Штиль» и двух ракетных катеров «Р-109» и «Р-239» успешно выполнили совместные ракетные стрельбы по сложной мишени, имитирующей отряд боевых кораблей условного противника. Стрельбы проводились в районе юго-западнее мыса Тарханкут. Для обозначения кораблей условного противника были использованы различные типы надводных мишеней.
Малый ракетный корабль «Зыбь» был заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ 28.06.1976 г. (заводской № 70) и 14.04.1978 г. зачислен в списки кораблей ВМФ. Спущен на воду 23.10.1978 г. и вскоре переведен по внутренним водным системам из Балтийского моря в Азовское, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 31.12.1978 г. и 16.02.1979 г. включен в состав Черноморского флота. В 1982 году был переименован в «Комсомолец Мордовии». В 1984, 1989, 1990, 1991, завоевывал приз Главкома ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ).
15 февраля 1992 года МРК «Комсомолец Мордовии» было присвоено новое наименование – «Штиль». Под этим именем корабль в 1993 и 1998 гг. в составе КУГ завоевывал приз Главкома ВМФ по ракетной подготовке. 12 июня 1997 г. на МРК «Штиль» был спущен Военно-морской флаг СССР и поднят Андреевский флаг ВМФ России. В 2005-2006 г. корабль прошел плановый ремонт в Новороссийске.
Малый ракетный корабль «Штиль» проекта 12341 находится в составе 166-го Новороссийского Краснознаменного малых ракетных кораблей 41-й бригады ракетных катеров, с базированием на Севастополь.
Как уже отмечалось, сейчас МРК «Штиль» завершает ремонт на 13 СРЗ, несколько фотографий корабля из его современной жизни предлагаем Вашему вниманию.
ВТС «БАСТИОН», 31.10.2015

С самого рождения в 1967 году проект 1234 оказался крайне противоречивым и возводящим в абсолют советское стремление к специализированным кораблям – недаром специально для него был создан отдельный класс. Невиданные ранее «охотники на корабли» сразу привлекли к себе внимание военных экспертов всего мира, бурно обсуждавших вопрос: что же представляет собой советский «зубастый малыш» на самом деле – «пистолет у виска капитализма» или легкую мишень? Споры эти не утихают и поныне, когда отечественный флот стоит на распутье: продолжать ли советскую традицию или перейти к западной парадигме многофункциональных кораблей ?

В наследство от Советского Союза нашему флоту досталось 15 малых ракетных кораблей (МРК): 13 МРК проекта 12341 и два МРК на воздушной подушке проекта 1239. Распределение корпусов по флотам выглядит так: три – на СФ, четыре – на ТОФ, четыре – на БФ и четыре – на ЧФ (два корабля проекта 12341 и два проекта 1239). В итоге на сегодня этот класс кораблей – один из самых многочисленных на флоте. Примечательно, что все до одного находятся в строю.

Тем не менее, необходимость наличия этих кораблей является предметом многочисленных споров и разногласий. Многие считают, что в современной концепции флота такие узкоспециализированные корабли должны заменяться на многоцелевые корветы. Сомнениям подвергается и боевая эффективность МРК в условиях мощного радиоэлектронного противодействия и наличия у противника штурмовой авиации. Кроме того, сегодня задачи МРК точно так же могут выполнять истребительно-бомбардировочная авиация и береговые ракетные комплексы. Насколько оправданны эти сомнения и действительно ли век МРК подошел к концу?

Достоинства и недостатки

Для начала следует разобраться в достоинствах и недостатках малых ракетных кораблей, применяя их к современным реалиям.

Первое и самое основное достоинство – мощное ракетное вооружение . Главный калибр МРК проекта 1234 – шесть ракет П-120 «Малахит» достигают скорости М=1 и имеют предельную дальность до 150 км, система наведения активная радиолокационная с «подстраховочным» ИК-датчиком. Имея мощную боевую часть (БЧ) и внушительную скорость, эти ракеты способны вывести из строя достаточно крупные корабли, такие как эсминец (ЭМ) и при нескольких попаданиях даже ракетный крейсер (РКР).

Например, в ходе учений «Крым-76» двух ракет оказалось достаточно, чтобы потопить списанный эсминец проекта 30 бис водоизмещением 2300 тонн, тем самым продемонстрировав и отменную точность наведения. Важным достоинством является относительно большой боекомплект, позволяющий производить массированные залпы.

Однако у ракет П-120 есть и существенные недочёты . Первым делом можно отметить недостаточную по сравнению с некоторыми одноклассниками дальность пуска, например у ближайших конкурентов – ракет Exocet и Harpoon она составляет 180 и 315 км соответственно. Кроме того, значительные ограничения накладывает немалый размер самой ракеты: на экспериментальном МРК «Накат» проекта 1234.7, вооруженном сравнительно небольшими ракетами П-800 «Оникс», удалось разместить вдвое больше пусковых установок.

Далее, сама возможность применять вооружение на максимальной дальности зависит от надежного целеуказания (ЦУ). Возможности бортовой РЛС не позволяют дать четкое ЦУ на предельных дальностях, поэтому изначально предполагалось, что МРК будет получать более точную информацию от самолетов-разведчиков Ту-95РЦ и других кораблей.

Следующее неоспоримое достоинство проекта 1234 – это его превосходная скорость и мобильность . Относительно небольшое водоизмещение и мощный двигатель позволяют ему достигать максимальной скорости в 35 узлов наравне с хорошей поворотливостью. В сочетании с относительно большой автономностью плавания (10 суток) это дает МРК преимущества как на оперативном уровне – можно быстро перебрасывать боевые единицы на нужные направления, так и в бою, где хорошая маневренность позволяет, к примеру, уклониться от торпеды или первым занять позицию для пуска ракет. Однако эти унаследованные от катера качества оборачиваются весьма посредственной мореходностью. Тем не менее, для действий в прибрежной и ближней океанской зоне она вполне достаточна.

И еще один немаловажный фактор – производственный . Корабли проекта 1234 относительно недороги, могут строиться практически на любой военной верфи, способной выпускать корабль водоизмещением до тысячи тонн, а срок постройки при чрезвычайных обстоятельствах и напряжении всех возможностей уложится в три-четыре месяца. Такое сочетание выгодно отличает МРК от всех других классов, исключая только катера.

Но наряду с этими достоинствами МРК не лишены весьма значительных недостатков:

— первый и самый главный – практически полная беззащитность такого корабля от атак с воздуха . Из зенитного артиллерийского вооружения на нем присутствует только одна шестиствольная 30-мм установка АК-630 и одна 76-мм АК-176 (весьма условная в качестве средства ПВО), а из ракетного – ЗРК «Оса-М», имеющий дальность стрельбы не более 10 км. Как показывает опыт, в том числе и реальный боевой, вероятность перехвата вражеской противокорабельной ракеты (ПКР) этими средствами невелика, не говоря уже о возможности борьбы непосредственно с ударной авиацией.

— Второй недостаток – малая живучесть МРК : как показал трагичный опыт «Муссона», погибшего на учениях при попадании ракеты П-15 с инертной БЧ, корабль является очень пожароопасным из-за материала корпуса – алюминиево-магниевого сплава. Малые же размеры обусловливают недостаточную плавучесть и запас прочности. В итоге многие считают МРК «одноразовыми» кораблями – на один залп.

Возможности применения

Как ни парадоксально, при всей своей узкой специализированности малый ракетный корабль проекта 1234 относительно универсальный. В условиях крупномасштабного конфликта на океанском ТВД возможны несколько вариантов применения МРК:

— в силу своего мощного вооружения эти корабли способны поддерживать преодоление ПВО крупного корабельного соединения противника, внося значимый вклад пуском шести ракет П-120;

— используя свою скорость и мобильность, МРК могут действовать в рамках тактики «ударил и убежал», производя внезапные атаки на транспортные конвои, десантные суда и эсминцы ПЛО и ПРО;

— сопровождение и защита собственных конвоев.

Все эти три варианта упираются в уже обозначенный недостаток: дальность стрельбы. Сложно предположить, что МРК сможет подойти, например, к авианосной ударной группе на расстояние 120 км и выжить: еще на подходах он будет гарантированно обнаружен и уничтожен палубной авиацией в отличие от носителей крупных ПКР типа П-500 и П-700, способных открывать огонь за 500 км.

Вторая тактика также имеет уязвимые места. Первым из них может стать ответный огонь более дальнобойными ПКР (например, широко используемой на кораблях НАТО «Harpoon»). На борту эсминцев и фрегатов сопровождения возможно присутствие вертолета, вооруженного ПКР малой дальности (ракеты Penguin и Sea Skua могут быть запущены на дальность 28 и 25 км соответственно). Как уже отмечалось выше, противовоздушных возможностей малого ракетного корабля не хватает для гарантированного отражения такой атаки.

Аналогичная ситуация складывается и при использовании МРК в обороне: в современных условиях атака на конвой будет произведена с большой вероятностью с помощью ударной авиации. Эффективно бороться с этой угрозой могут только собственные истребители-перехватчики.

Но главным фактором, ограничивающим использование малого ракетного корабля в описанных условиях, является необходимость точного целеуказания , а следовательно, активного взаимодействия с другими частями флота, в том числе в условиях мощного радиоэлектронного подавления. Для полноценной работы необходимо обеспечение ДРЛО либо поддержка более крупного надводного корабля, имеющего на вооружении вертолёт-целеуказатель.

Другой логичной ролью для МРК может стать прибрежная оборона . Во многом корабли этого типа хорошо вписываются в требования для сторожевика: неплохое артиллерийское вооружение, приличная скорость, автономность. Однако как отмечают моряки, для подобных задач МРК со своим ракетным вооружением «избыточен» – для охраны морской границы вполне хватает ракетных катеров и малых артиллерийских кораблей.

Все эти концепции берут начало в 70-х годах прошлого века, когда и создавались малые ракетные корабли. Сегодня все вышеперечисленные задачи могут выполнять и ВВС. Для ударных миссий созданы легкие крылатые ракеты Х-31 и Х-35, которые подвешиваются даже на легкие истребители. Более того, изделие Х-31 превосходит П-120 как по скорости (М=2), так и по дальнобойности (160 километров). Ракета Х-35 «Уран» способна выходить на цель по комбинированной траектории, обладает меньшими размерами, что позволяет увеличить боезапас и производить более массовые залпы, а также обеспечивает меньшую эффективную поверхность рассеивания (ЭПР).

Береговую оборону против серьезного противника, который окажется не по зубам ракетному катеру (РКА) и малому артиллерийскому кораблю (МАК), могут производить береговые ракетные комплексы и та же авиация. На стороне воздушных сил находятся сразу несколько факторов :
— меньшая уязвимость перед встречным огнем противника (напомним, что дальность авиационных ПКР позволяет не входить в зону поражения ПВО противника);
— большая скорость и мобильность;
— отсутствие необходимости проводить длительное время в угрожаемой зоне;
— гибкость и многофункциональность.

Многие считают, что недостатков МРК лишены современные проекты многофункциональных корветов, совмещающие ударную мощь проекта 1234 с развитой системой ПВО, возможностями по ведению ПЛО, наличием вертолета, лучшей живучестью и мореходностью. Таким путем пошли почти все страны, имевшие на вооружении аналоги МРК: Швеция, Дания, Норвегия, Германия вывели за 90-е годы из состава ВМС 25, 20, 15 и 20 единиц ракетных катеров соответственно. Вместо них в строй вводятся именно корветы увеличенного водоизмещения.

Более того, и для отечественных реалий более предпочтителен корвет с противолодочным уклоном, поскольку в наших огромных территориальных водах большую потенциальную угрозу несут именно подлодки противника . Действуя вместе с авиацией, такие корветы (будучи построены в достаточном количестве, разумеется) смогут значительно снизить опасность.

В итоге получается, что малые ракетные корабли действительно остаются не у дел: сегодня созданы более совершенные средства поражения вражеских кораблей, способные атаковать быстрее и эффективнее. Однако все не так однозначно, как кажется на первый взгляд.

Начнем с того, что МРК – очень неприхотливый корабль . Для обустройства временного пункта базирования достаточно нескольких плавучих пирсов, склада ГСМ и электросети. Современному же ударному самолету нужна гораздо более развитая инфраструктура, не говоря уже о том, что аэродром представляет собой первоочередную цель для атаки, а следовательно, при ведении боевых действий с большой вероятностью будет требовать частого ремонта.

Далее, самолет не может подобно кораблю вести длительное пассивное слежение за целью в период обостренного противостояния или при вторжении корабля потенциального противника в территориальные воды (вспомним инцидент с американским крейсером «Йорктаун» в 1988 году). Главным при этом является возможность немедленно нанести удар по цели при поступлении такого приказа, и заранее вышедший на огневой рубеж МРК будет иметь преимущество перед только взлетевшим с базы самолетом.

Но решающим фактором становится то, что на сегодня по сравнению с новыми проектами корветов и в меньшей степени истребителями-бомбардировщиками малые ракетные корабли имеют полностью отработанный оружейный комплекс, отработанные тактические приемы, существуют подготовленные штаты, обеспечивающие структуры и полноценные корабельные соединения.

Иначе говоря, МРК проекта 1234 – очень надежный и проверенный корабль, гарантированно способный выполнить свои задачи с максимальной эффективностью . Совсем другое дело – , которые до сих пор являются новинкой – как сам класс корабля, не существовавший в советской военно-морской доктрине, так и с точки зрения установленного вооружения, еще не обкатанного на учениях.

Ни в коей мере не отрицая необходимость движения вперед и строительства кораблей нового поколения, надо признать, что сейчас России нужнее боеготовый и обеспеченный всем необходимым МРК, чем совершенно новый, но неосвоенный на флоте и в производстве корвет . Разумеется, продолжать строить старые советские проекты бессмысленно, однако просто так оставлять за бортом накопленный богатый опыт тоже нельзя. Наилучшим выходом видится значительное увеличение потенциала уже существующих корпусов посредством модернизации с установкой, например, ракет «Оникс» в варианте 2х9, ЗРАК «Каштан» и нового радиоэлектронного оборудования. Моряки не отказались бы и от беспилотного летательного аппарата для разведки и целеуказания.

Предпочтительной мерой было бы наращивание группировки МРК путем производства модернизированного варианта. Например, мощностями Восточной верфи и судостроительной фирмы «Алмаз» можно производить до четырех МРК в год. Эта мера поможет заткнуть значительные бреши в морской обороне, в том числе и в средней морской зоне, которая не покрывается более легкими кораблями. В дальнейшем при должной модернизации судостроительных верфей и отработке производства МРК по окончании срока службы должны заменяться на корветы при условии, что количество новых кораблей будет, как минимум, не уступать выводимым в отстой.

Разумеется, нельзя умолчать об относительно новом , представляющем собой развитие речного МАК проекта 21630 «Буян». Вооруженный УВП для восьми ракет «Калибр» или «Оникс», а также 100-мм АУ А-190М и 30-мм , он тем не менее не является альтернативой более тяжелому проекту 1234, поскольку может действовать исключительно в ближней морской зоне. Но именно во взаимодействии эти два типа МРК могут обеспечить приемлемый уровень защищенности наших границ и экономических зон.

Подводя итог, скажем, что сегодня нашему флоту нужна в первую очередь совершенно четкая и продуманная концепция ведения боевых действий, обеспечивающая постановку задач и требований к каждому классу кораблей. И хотя системы взаимодействия старых специализированных кораблей с новыми, построенными по западной модели применения, не выработано, пренебрегать оставшимися от СССР МРК по меньшей мере неразумно.

Не стоит забывать, что боевая эффективность этих кораблей была подтверждена в ходе «пятидневной войны» в Южной Осетии. В сложившихся условиях, когда судьба флота по-прежнему неясна, опираться лучше только на проверенные и надежные решения и в итоге несколько старых МРК могут оказаться предпочтительнее мифического перспективного эсминца.