Спортивно техническая подготовка. Техническая подготовка спортсменов. Характеристика основных разделов подготовки спортсмена в процессе тренировки
Основные стороны спортивной тренировки
Подтехнической подготовкой следует понимать степень освоения спортсменом системы движений (техники вида спорта), соответствующей особенностям данной спортивной дисциплины и направленной на достижение высоких спортивных результатов.
Основной задачей технической подготовки спортсмена является обучение его основам техники соревновательной деятельности или упражнений, служащих средствами тренировки, а также совершенствование избранных для предмета состязания форм спортивной техники.
Характеристика основных разделов подготовки спортсмена в процессе тренировки
Одной из труднейших проблем, с которой сталкивается команда разработчиков, является определение, когда спортсмен готов вернуться к действию после травмы. Атлет может находиться под огромным давлением со стороны владельца, тренера, болельщиков и средств массовой информации, чтобы выйти на трассу, поле или пол в рекордные сроки. Крайне важно, чтобы мы убрали догадки, потому что, если мы ошибаемся, спортсмен может потратить еще больше на обработчик. Хотя мы не можем полностью гарантировать, что травма не будет повторяться, когда игрок выйдет на поле, существует ряд факторов, которые, если принять во внимание при определении возврата к соревнованиям, могут помочь определить приемлемость риска игры.
В процессе спортивно-технической подготовки необходимо добиться от спортсмена, чтобы его техника отвечала следующим требованиям.
1. Результативность техники обусловливается ее эффективностью, стабильностью, вариативностью, экономичностью, минимальной тактической информативностью для соперника.
2. Эффективность техники определяется ее соответствием решаемым задачам и высоким конечным результатам, соответствием уровню физической, технической, психической подготовленности.
Мы можем разделить критерии оценки на физиологические и функциональные категории. Физиологическая оценка исследует здоровье спортсмена и состояние восстановления травмы. Он надеется определить безопасность спортсмена. Функциональная оценка исследует способность спортсмена выполнять задачи, требуемые спортом. Эта оценка направлена на определение ответов на следующие вопросы.
Первым соображением должно быть здоровье спортсмена. Другими словами, безопасно ли состояние травмы, достаточно зажиточное и стабильное, что позволяет спортсмену вернуться к действию? Это может быть сложным минным полем, потому что это часто серая область. Если спортсмен явно не готов, это решение обычно самоочевидно. Полезно иметь четкое представление о причинах, по которым должно быть принято это решение, чтобы догадки были удалены, и решение может быть эффективно передано и с полномочиями тренерскому штабу.
3. Стабильность техники связана с ее помехоустойчивостью, независимостью от условий, функционального состояния спортсмена.
Современная тренировочная и особенно соревновательная деятельность характеризуются большим количеством сбивающих факторов. К ним относятся активное противодействие соперников, прогрессирующее утомление, непривычная манера судейства, непривычное место соревнований, оборудование, недоброжелательное поведение болельщиков и др. Способность спортсмена к выполнению эффективных приемов и действий в сложных условиях является основным показателем стабильности и во многом определяет уровень технической подготовленности в целом.
Боль - очевидная переменная, которую следует учитывать. Ясно, что если спортсмен находится в тяжелом положении, он или она вряд ли будут в состоянии здорового ума или тела. Отсутствие боли не равно отсутствию проблемы; это то, что оценка состояния травмы по причине одной боли всегда проблематична. Иногда боль не является хорошим показателем состояния восстановления травмы. В некоторых случаях спортсмен может чувствовать себя лучше, чем он или она на самом деле. Например, большинство людей не болеют через 3 месяца после реконструкции передней крестообразной связки, но в большинстве случаев состояние ремонта недостаточно зрело, чтобы рассмотреть вопрос о возврате в игровое поле.
4. Вариативность техники определяется способностью спортсмена к оперативной коррекции двигательных действий в зависимости от условий соревновательной борьбы. Опыт показывает, что стремление спортсменов сохранить временные, динамические и пространственные характеристики движений в любых условиях соревновательной борьбы к успеху не приводит. Например, в цик|лических видах спорта стремление сохранить стабильные характеристики движений до конца дистанции приводит к значительному снижению скорости. Вместе с тем компенсаторные изменения спортивной техники, вызванные прогрессирующим утомлением, позволяют спортсменам сохранить или даже несколько увеличить скорость на финише.
Чтобы быть в состоянии ответить на эти физиологические вопросы с любой степенью уверенности, мы должны знать время исцеления и восстановления для различных тканей, которые могли быть затронуты первоначальной травмой. Именно здесь очень важен командный подход с тщательным руководством и коммуникацией с медицинской бригадой.
Необходимо оценить несколько других аспектов, включая местную мускульную функцию; слабость связок; мышечная сила, сила и выносливость; общий диапазон движения; и костлявое исцеление. Вопрос в том, что лучший способ оценить эти параметры? В идеале у нас было бы представление о том, что было перед спортсменом до травмы. Мы также должны уделять больше внимания функциональному использованию поврежденной ткани, а не любому изолированному тесту на мышечную силу.
Еще большее значение вариативность техники имеет в видах спорта с постоянно меняющимися ситуациями, острым лимитом времени для выполнения двигательных действий, активным противодействием соперников и т.п. (единоборства, игры, парусный спорт и др.).
5. Экономичность техники характеризуется рациональным использованием энергии при выполнении приемов и действий, целесообразным использованием времени и пространства. При прочих равных условиях лучшим является тот вариант двигательных действий, который сопровождается минимальными энерготратами, наименьшим напряжением психических возможностей спортсмена.
Вернулся ли спортсмен к исходным мерам? Целью реабилитации является возвращение спортсмена до уровня физического здоровья и функциональных характеристик, равных или даже превышающих статус преследований. Чтобы определить, вернулся ли спортсмен к этому уровню, необходима полная оценка травмы, кинетической цепи и всего лица. Однако цель оценки каждого аспекта спортсмена нереалистична и не поддерживается исследованиями. Область испытаний, которые могут быть применены, слишком обширна, многие из которых не имеют отношения к тестируемому спортсмену.
В спортивных играх, единоборствах, сложно-координационных видах спорта важным показателем экономичности является способность спортсменов к выполнению эффективных действий при их небольшой амплитуде и минимальном времени, необходимом для выполнения.
6. Минимальная тактическая информативность техники для соперников является важным показателем результативности в спортивных играх и единоборствах. Совершенной здесь может быть только та техника, которая позволяет маскировать тактические замыслы и действовать неожиданно.
Требуется стратегический подход, основанный на сборе информации как метода просеивания всех возможных вещей, которые могут пойти не так, чтобы оттолкнуть те вещи, которые наиболее вероятны. Переменные, представляющие интерес, зависят от характера травмы и характера этого вида спорта. Инструмент скрининга должен стремиться к проверке целостности.
Средства технической подготовки
Поврежденная структура; структуры, которые, как правило, получили травмы в конкретном виде спорта; и структуры, идентифицированные как высокий риск в соответствии с профилем риска личности, в зависимости от возраста, прошлой истории и пола. Бесконечно лучше иметь инструмент, с помощью которого мы можем сравнить спортсмена до и после травмы, что дает убедительный аргумент в пользу использования костно-мышечного скрининга. Должен ли спортсмен быть на 100 процентов пригодным?
Условно различают общую техническую и специальную спортивно-техническую подготовку. Задачи общей технической подготовки заключаются в расширении фонда двигательных умений и навыков (школы движений), а также в воспитании двигателъно-координационных способностей, которые содействуют техническому совершенствованию в избранном виде спорта.
Те, кто работает в профессиональном спорте, будут свидетельствовать о том, что часто нереально ожидать, что каждый спортсмен будет идеально подходить для каждого события или игры. Существует уровень признания того, что, хотя спортсмен не может быть на 100% пригодным, он или она могут быть достаточно пригодными для игры. Это решение должно быть принято медицинским персоналом в сочетании со спортсменом. Во все времена мы должны держать в уме лучшие интересы спортсмена и взвешивать краткосрочную выгоду по сравнению с долгосрочным здоровьем.
Мы должны быть особенно осторожны, когда мы пытаемся вернуть спортсмена к соревнованиям до полного выздоровления. Решение о том, когда спортсмен возвращается к действию, в конечном счете определяется спортсменом. Члены команд по коучингу и поддержке должны полностью информировать спортсмена о своем состоянии здоровья. В самом деле, может быть целесообразно попросить спортсмена подписать документ, в котором говорится, что он или она полностью информированы о рисках возвращения к игре и о том, что спортсмен играет против медицинских консультаций.
Основной задачей в специальной спортивно-технической подготовке является формирование таких умений и навыков выполнения соревновательных действий, которые позволяют спортсменам с наибольшей эффективностью использовать свои возможности в соревнованиях и обеспечивают прогресс технического мастерства в процессе занятий спортом.
Подходит ли спортсмен к исполнению? Существует значительное различие между условиями, подходящими для игры и пригодными для выполнения. Медицинское оформление для возвращения в элитный спорт, который существует изолированно без учета функции спортсмена и общего состояния работы, является ошибочным и может привести к травме или плохой работе. Мы должны обеспечить, чтобы возвращающиеся спортсмены были оптимально приспособлены для занятий спортом.
Функциональная оценка спортсмена направлена на определение того, сможет ли он или она выполнять задачи эффективно и безопасно на трассе или поле. Это намного сложнее для черно-белой оценки, потому что так много определяется точной природой спорта, занимаемой позицией и уровнем конкуренции. Эта оценка должна быть тщательно разработана, чтобы специально тестировать каждый компонент игры или события и должна выглядеть, чтобы подчеркнуть место повреждения, чтобы определить, достаточно ли она достаточно устойчива, чтобы противостоять суровым условиям конкуренции.
Средствами технической подготовки являются общеподготовительные, специально подготовительные и соревновательные упражнения, которые должны отвечать следующим требованиям.
1. Упражнения, направленные на формирование соревновательных действий по частям, не должны отличаться по главным структурным признакам от воспроизводимых частей соревновательного упражнения.
Мышечные травмы чаще возникают, когда мышцы утомляются, и поэтому, если мы хотим быть тщательными, нам нужно проверить силу и функцию спортсмена при усталости. Несколько тестов были проверены как способы обеспечения объективных показателей функциональной производительности. Чтобы иметь полную картину физической подготовленности спортсмена, мы должны изучить восстановление с нескольких физиологических и функциональных точек зрения. Невозможно предоставить исчерпывающий список всех тестов, которые могут быть использованы, и многое будет зависеть как от травмы, так и от требований этого вида спорта, но в таблице 2 приводятся некоторые примеры.
2. Порядок формирования или перестройки фаз соревновательного упражнения зависит как от особенностей структуры, так и от подготовленности спортсмена, в том числе от имеющегося у него двигательного опыта. Чем сложнее соревновательная комбинация и отдельные элементы, которые войдут в нее, тем труднее затем собрать все расчлененные упражнения и сформировать необходимый ритм всего соревновательного действия в целом.
Некоторые из тестов, описанных в таблице 2, требуют оборудования или технологии, недоступных для всех тренеров или терапевтов. Существуют и другие способы определения пригодности для выполнения. Посмотрите больше на качественные меры, такие как перечисленные в таблице. Этот список ни в коем случае не является исчерпывающим, и в зависимости от требований этого вида спорта следует учитывать другие факторы. Тип спорта, который спортсмен возвращается, делает разницу при оценке риска переустройства. Возможно, можно вернуть истребителя таэквондо на соревнования после травмы плеча раньше, чем игрок в регби, например, из-за снижения спроса на руку в этой форме боевого искусства.
В пределах выполняемых фаз необходимо сформировать и уточнить двигательные задачи, положения тела (исходные, конечные), взаиморасположение звеньев тела, а затем способ перехода из начального в конечное положение.
3. Независимо от того, разучивается ли действие преимущественно сразу в целом или по частям, спортсмен должен на первом этапе научиться контролировать и корректировать движения (сначала зрительно, затем без участия зрения), для чего необходимо знать главные «контрольные точки» в каждой фазе (положения и взаимоположения звеньев двигательного аппарата).
Это то, где знание спорта необходимо или, по крайней мере, эффективное общение с игроком или тренером. В идеале, спортсмен должен быть в состоянии продемонстрировать все факторы, указанные в колонке, пригодной для игры, и ни один из столбцов, не соответствующих игре. Там, где это возможно, один или несколько членов команды по повышению квалификации должны пройти обучение в конкурентной среде, чтобы определить квалификацию этих функциональных задач.
Является ли физическая практика единственным компонентом вашей учебной программы? Как вы учитесь максимизировать свою производительность или даже быть последовательным исполнителем? Спортсмены и тренеры всегда думают, что они должны тренироваться дольше и тяжелее - они неохотно включают психологические инструменты в свой тренировочный и служебный режим.
4. Закреплять навыки расчлененного выполнения соревновательного упражнения целесообразно, если не возникает серьезных препятствий для объединения частей в целое. Это зависит от того, насколько органически они связаны друг с другом. Например, в гимнастических комбинациях опасность чрезмерного закрепления этих элементов как отдельных навыков сравнительно невелика, а при вычленении фаз прыжков, метаний - гораздо больше.
Быть лучшим спортсменом не обязательно означает, что вы должны тренироваться все труднее или дольше. Это может означать, что вам нужно обратиться ко всем компонентам, которые составляют успешную атлетическую производительность - как психическую, так и физическую. Поскольку вы не вступаете в соревнование с совершенно пустой головой, вы должны также включать умственные навыки в свои программы обучения и подготовки. Это позволит вам разработать стратегии, которые подготовят вас к участию в конкурсе с «правильным мышлением».
Если вы заинтересованы в том, чтобы максимально использовать свои атлетические начинания, вы не сможете больше относиться к своей работе как к комбинации изолированных факторов, которые в какой-то таинственный и унифицированный способ объединяются в день соревнований. Долголетний спортсмен никогда не подумал бы вступить на дистанционную дистанцию, не тратя время на физическую подготовку тела для удовлетворения требований к обучению гонки. Тем не менее, большинство спортсменов, вероятно, входят в гонку, не определяя, какие психологические навыки ему или ей понадобится, чтобы помочь достичь лучших физических результатов.
5. Успешная реализация задач по формированию новой техники соревновательных действий и преобразованию старых навыков на первом этапе (этапе начального разучивания) определяется использованием методических подходов и приемов, облегчающих технически верное выполнение упражнения, особенно когда они отличаются координационной сложностью и связаны с предельными усилиями скоростно-силового характера.
Кроме приемов расчленения упражнения на части и прямой физической помощи тренера применяются:
1) технические средства: а) средства формирования и уточнения представлений о движениях в сознании занимающихся; б) средства, вводящие в обстановку обучения (различного рода ориентиры); в) средства срочной и сверхсрочной информации о выполняемых движениях; г) тренажеры, применяемые для обучения движениям; д) тренажеры для совершенствования двигательных действий и развития специальных двигательных качеств; е) средства, обеспечивающие страховку;
2) облегченные тренировочные снаряды и специальное оборудование: подвесные лонжи, подкидные мостики для прыжков, батуты, наклонные дорожки, беговые, гребные и плавательные тредбаны.
В процессе технической подготовки спортсмена осуществляется большая, работа по усвоению знаний, формированию двигательных умений и навыков.
Двигательное умение - это способность выполнять двигательные действия на основе определенных знаний о его технике, наличия соответствующих двигательных предпосылок при значительной концентрации внимания занимающихся построить заданную схему движений. В процессе становления двигательных умений происходит поиск оптимального варианта движения при ведущей роли сознания. Многократное повторение двигательных действий приводит к постепенной автоматизации движений и двигательное умение переходит в навык, характеризующийся такой степенью владения техникой, при которой управление движениями происходит автоматизированно, а действия отличаются высокой надежностью.
В процессе спортивной тренировки двигательные умения несут вспомогательную функцию. Она может проявляться в двух случаях:
1) когда необходимо освоить подводящие упражнения для последующего разучивания более сложных двигательных действий;
2) когда необходимо добиться простого освоения техники соответствующих двигательных действий, формирование умений является предпосылкой для последующего формирования двигательных навыков. Формируемые двигательные навыки стабилизируются тогда, когда система необходимых воздействий воспроизводится часто и относительно стереотипно. Основные положения стабилизации спортивных навыков следующие.
1. Стабилизация навыка происходит тем легче, чем стандартнее в процессе повторного выполнения действия воспроизводятся его закрепляемые черты. Отсюда следует правило: вначале закрепления навыков целостного выполнения действий следует по возможности исключать факторы, способные вызывать отклонения от оптимальных параметров техники движения (затрудняющие условия внешней среды, утомление, психическая напряженность) и создавать условия, уменьшающие вероятность таких отклонений путем регулирования нагрузок и отдыха, распределения упражнений в структуре занятий, способствующих закреплению навыков, использования соответствующих технических средств, тренажеров, лидирующих устройств, стандартизации условий внешней среды.
2. На этапе стабилизации и на всех других этапах техническую подготовку необходимо сочетать с воспитанием способности точно регулировать и определять пространственные, временные и динамические параметры движения, рационально чередовать мышечные напряжения и расслабления.
Надежность спортивной техники зависит от возможности изменять сформированные навыки соответственно меняющимся условиям состязаний, а следовательно, и от вариативности навыка. Однако стабильность и динамичность навыка представляют собой не только противоположные, но и взаимообусловленные свойства. Их взаимосвязь проявляется в том, что заданные кинематические параметры действия могут оставаться одними и теми же при его выполнении в различных условиях.
Целесообразная вариативность техники соревновательных действий характеризуется их оправданной изменчивостью, которая одинакова в условиях соревнований и способствует сохранению результативности действий. Она допускает отклонения от закрепленных форм движений, но не больше, чем это необходимо достижения соревновательной цели. Степень вариативности в различных видах спорта неодинакова. Одна из основных задач технической подготовки спортсмена при совершенствовании закрепленных навыков состоит в том, чтобы обеспечить вариативность, соответствующую особенностям вида спорта. Это достигается путем направленного варьирования отдельных характеристик, фаз, форм упражнения, а также внешних условий их выполнения. Исходная основа различных приемов варьирования заключается в сочетании постоянной установки на результативность соревновательных действий и целесообразно изменяемых оперативных установок в тренировке. Наиболее широкий диапазон направленных вариаций установок характерен для видов спорта с нестандартным составом действий, непрерывно меняющимся по ходу изменения соревновательных ситуаций (спортивные игры, единоборства). В футболе, например, эффективность соревновательных действий зависит от того, насколько широко используются в тренировке упражнения с установками на быстроту, стабильность, высоту траектории (полета) мяча, точность, дальность удара и т.д.
Наряду со стабильностью и вариативностью навыков необходима также их надежность. Она определяется психической устойчивостью, специальной выносливостью, высокой степенью координации и других способностей спортсмена. Надежность действий спортсмена в соревнованиях есть комплексный результат совершенствования его навыков и способностей, гарантирующий высокую эффективность действий вопреки возникающим внешним и внутренним сбивающим факторам (помехоустойчивость).
Основными путями и условиями повышения сформированных навыков помехоустойчивости являются следующие.
1. Адаптация навыков к условиям предельных проявлений физических качеств в тренировке.
Техническая подготовка спортсмена в этих условиях органически сливается с его специальной физической подготовкой. Главными адаптирующими факторами при этом являются объем и интенсивность специфических тренировочных нагрузок, приближенных к соревновательным и превышающих их. Соотношение числа упражнений, выполняемых с околопредельной и предельной интенсивностью, должно изменяться в сторону постепенного увеличения (особенно в скоростно-силовых видах спорта).
Надежность спортивной техники в видах спорта, требующих предельных проявлений выносливости, зависит от степени устойчивости навыков в условиях утомления. Поэтому задача упрочения навыков выполнения соревновательных действий решается в единстве с задачами воспитания специальной выносливости. Одним из основных методических направлений при этом является расширение объема упражнений, выполняемых с целевой интенсивностью и сопряженных с нарастанием утомления по ходу работы. В видах спорта ациклического характера увеличиваются число повторений соревновательного упражнения, моторная плотность занятий. Степень утомления следует лимитировать так, чтобы оно не допускало существенных отклонений от заданных оптимальных параметров движений. Утомление, если оно не чрезмерно, не только не разрушает прочно закрепленные навыки, но и может способствовать совершенствованию координации движений.
2. Моделирование соревновательных напряженных ситуаций и введение дополнительных трудностей.
Устойчивость навыков обеспечивается путем взаимодействия технической и специально психической подготовки. С началом стабилизации навыка необходимо исключать приемы, облегчающие выполнение упражнений, и вводить отдельные трудности, усложняющие задачи управления движениями (усложнять пространственные и временные условия, ограничивать зрительный самоконтроль, использовать отягощения). С приближением соревнований нужно моделировать в тренировке соревновательные ситуации, отличающиеся высокой психической напряженностью, что способствует повышению степени надежности навыков, используя при этом методы контроля и коррекции возникающих ошибок, а также методы специальной психической подготовки, мобилизующие спортсмена на преодоление трудностей.
Систематическое участие в тренировочных соревнованиях в качестве фактора закрепления и совершенствования новых форм спортивной техники целесообразно использовать после обеспечения первоначальной стабилизации сформированных навыков.
Освоение новых форм и вариантов техники,их закрепление и совершенствование происходят в зависимости от закономерностей приобретения, сохранения и дальнейшего развития спортивной формы в рамках больших циклов тренировки (годичных или полугодичных). Этапы технической подготовки должны соответствовать общей структуре. В каждом большом цикле у прогрессирующего спортсмена можно выделить три этапа технической подготовки:
1-й этап совпадает с первой половиной подготовительного периода больших тренировочных циклов, когда вся подготовка спортсмена подчинена необходимости становления спортивной формы. Это этап создания модели новой техники соревновательных движений (ее улучшения, практического освоения, разучивания отдельных элементов, входящих в состав соревновательных действий) и формирования их общей координационной основы;
2-й этап. На этом этапе техническая подготовка направлена на углубленное освоение и закрепление целостных навыков соревновательных действий как компонентов спортивной формы. Он охватывает значительную часть второй половины подготовительного периода больших тренировочных циклов (специально подготовительный, предсоревновательный этапы);
3-й этап. Техническая подготовка строится в рамках непосредственной предсоревновательной подготовки и направлена на совершенствование приобретенных навыков, моделирование соревновательных программ, увеличение диапазона их целесообразной вариативности и степени надежности применительно к условиям основных соревнований. Этот этап начинается с завершающей части подготовительного периода и распространяется на соревновательный период.
В процессе обучения движениям и совершенствования техники их выполнения постоянно возникают ошибки. Причины их возникновения различны – двигательная недостаточность, дефекты обучения, психогенные факторы, необычность условий, случайные факторы. Их своевременное выявление и установление причин возникновения в значительной мере обусловливает эффективность процесса технического совершенствования.
Одним из важнейших методических условий совершенствования технического мастерства являются взаимосвязь и взаимозависимость структуры движений и уровня развития физических качеств. Соответствие уровня физической подготовленности спортсмена уровню владения его спортивной техникой - важнейшее положение методики технической подготовки в спорте.
На эффективность спортивно-технической подготовки влияют уровень предварительной подготовленности, индивидуальные особенности, особенности избранного вида спорта, общая структура тренировочного цикла и другие факторы.
Техническую подготовку нельзя рассматривать изолированно, она является составляющей единого целого, в котором технические решения тесно взаимосвязаны с физическими, психическими, тактическими возможностями спортсмена, а также конкретными условиями внешней среды, в которой выполняется спортивное действие.
45. Характеристика основных разделов подготовки спортсмена в процессе тренировки.
Спортивно-техническая подготовка
Под технической подготовкой следует понимать степень освоения спортсменом системы движений (техники вида спорта), соответствующей особенностям данной спортивной дисциплины и направленной на достижение высоких спортивных результатов.
Основной задачей технической подготовки спортсмена является обучение его основам техники соревновательной деятельности или упражнений, служащих средствами тренировки, а также совершенствование избранных для предмета состязания форм спортивной техники.
В процессе спортивно-технической подготовки необходимо добиться от спортсмена, чтобы его техника отвечала следующим требованиям.
1. Результативность техники обусловливается ее эффективностью, стабильностью, вариативностью, экономичностью, минимальной тактической информативностью для соперника.
2. Эффективность техники определяется ее соответствием решаемым задачам и высоким конечным результатам, соответствием уровню физической, технической, психической подготовленности.
3. Стабильность техники связана с ее помехоустойчивостью, независимостью от условий, функционального состояния спортсмена.
4. Вариативность техники определяется способностью спортсмена к оперативной коррекции двигательных действий в зависимости от условий соревновательной борьбы.
5. Экономичность техники характеризуется рациональным пользованием энергии при выполнении приемов и действий, целесообразным использованием времени и пространства.
6. Минимальная тактическая информативность техники для соперников является важным показателем результативности в спортивных играх и единоборствах.
Условно различают общую техническую и специальную спортивно-техническую подготовку. Задачи общей технической подготовки заключаются в расширении фонда двигательных умений и навыков (школы движений), а также в воспитании двигательно-координационных способностей, которые содействуют техническому -совершёнствованию в избранном виде спорта. Основной задачей в специальной спортивно-технической подготовке является формирование таких умений и навыков выполнил соревновательных действий, которые позволяют спортсменов наибольшей эффективностью использовать свои возможности в соревнованиях и обеспечивают прогресс технического мастерства в процессе занятий спортом.
Средствами технической подготовки являются общеподготовительные, специально подготовительные и соревновательные упражнения, которые должны отвечать следующим требованиям
1. Упражнения, направленные на формирование соревновательных действий по частям, не должны отличаться по главным структурным признакам от воспроизводимых частей соревновательного упражнения.
2. Порядок формирования или перестройки фаз соревновательного упражнения зависит как от особенностей структуры, так и от подготовленности спортсмена, в том числе от имеющегося у него двигательного опыта. Чем сложнее соревновательная комбинация и отдельные элементы, которые войдут в нее, тем труднее затем собрать все расчлененные упражнения и сформировать не обходимый ритм всего соревновательного действия в целом.
3. Независимо от того, разучивается ли действие преимущественно сразу в целом или по частям, спортсмен должен на первом этапе научиться контролировать и корректировать движения (сначала зрительно, затем без участия зрения), для чего необходимо знать главные «контрольные точки» в каждой фазе (положения и взаимоположения звеньев двигательного аппарата).
4. Закреплять навыки расчлененного выполнения соревновательного упражнения целесообразно, если не возникает серьезных препятствий для объединения частей в целое.
5. Успешная реализация задач по формированию новой техники соревновательных действий и преобразованию старых навыков на первом этапе (этапе начального разучивания) определяется использованием методических подходов и приемов, облегчающих технически верное выполнение упражнения, особенно когда они отличаются координационной сложностью и связаны с предельными усилиями скоростно-силового характера.
Спортивно-тактическая подготовка - педагогический процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения спортивной борьбы в процессе специфической соревновательной деятельности. Она включает в себя: изучение общих положений тактики избранного вида спорта, приемов судейства и положения о соревнованиях, тактического опыта сильнейших спортсменов; освоение умений строить свою тактику в предстоящих соревнованиях; моделирование необходимых условий в тренировке и контрольных соревнованиях для практического овладения тактическими построениями.
Практическая реализация тактической подготовленности предполагает решение следующих задач: создание целостного представления о поединке; формирование индивидуального стиля ведения соревновательной борьбы; решительное и своевременное воплощение принятых решений благодаря рациональным приемам и действиям с учетом особенностей противника, условий внешней среды, судейства, соревновательной ситуации, собственного состояния и др.
Различают два вида тактической подготовки: общую и специальную. Общая тактическая подготовка направлена на овладение знаниями и тактическими навыками, необходимыми для успеха в спортивных соревнованиях в избранном виде спорта; специальная тактическая подготовка - на овладение знаниями и тактическими действиями, необходимыми для успешного выступления в конкретных соревнованиях и против конкретного соперника.
Специфическими средствами и методами тактической подготовки служат тактические формы выполнения специально подготовительных и соревновательных упражнений, так называемые тактические упражнения. От других тренировочных упражнении их отличает то, что:
Установка при выполнении данных упражнений ориентирована в первую очередь на решение тактических задач;
В упражнениях практически моделируются отдельные тактические приемы и ситуации спортивной борьбы;
В необходимых случаях моделируются и внешние условия соревнований.
В процессе совершенствования тактического мышления спортсмену необходимо развивать следующие способности: быстро воспринимать, адекватно осознавать, анализировать, оценивать соревновательную ситуацию и принимать решение в соответствии с создавшейся обстановкой и уровнем своей подготовленности и своего оперативного состояния; предвидеть действия противника; строить свои действия в соответствии с целями соревнований и задачей конкретной состязательной ситуации.
Физическая подготовка - это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. Она подразделяем их на общую и специальную.
Общая физическая подготовка предполагает разносторонне развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма спортсмена, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности. В современной спортивной тренировке общая физическая подготовленность связывается не с разносторонним физическим совершенством вообще, а с уровнем развития качеств и способностей, оказывающих опосредованное влияние на спортивные достижения и эффективность тренировочного процесса в конкретном виде спорта. Средствами общей физической подготовки являются физические упражнения, оказывающие общее воздействие на организм и личность спортсмена к их числу относятся различные передвижения - бег, ходьба на лыжах, плавание, подвижные и спортивные игры, упражнения с отягощениями и др. Общая физическая подготовка должна проводиться в течение всего годичного цикла тренировки.
Специальная физическая подготовка характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижении в избранном виде спорта. Основными средствами специальной физической подготовки являются соревновательные упражнении и специально подготовительные упражнения.
Психическая подготовка - это система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них.
Принято выделять общую психическую подготовку и психическую подготовку к конкретному соревнованию.
По цели применения средства и методы психической подготовки делятся на:
1) мобилизующие;
2) коррегирующие (поправляющие);
3) релаксирующие (расслабляющие).
По содержанию средства и методы психической подготовки делятся на следующие группы:
1) психолого-педагогические (убеждающие, направляющие, двигательные, поведенческо-организующие, социально-организующие, комбинированные);
2) преимущественно психологические (суггестивные, т.е. Внушающие; ментальные, сочетающие воздействие словом и образом; социально-игровые, комбинированные);
3) преимущественно психофизиологические (аппаратурные, психофармакологические, дыхательные, комбинированные).
По сфере воздействия средства и методы психической подготовки делятся на:
1) средства, направленные на коррекцию перцептивно-психомоторной сферы (т.е. На качества, связанные с восприятием ситуации и моторными действиями);
2) средства воздействия на интеллектуальную сферу;
3) средства воздействия на волевую сферу;
4) средства воздействия на эмоциональную сферу;
5) средства воздействия на нравственную сферу.
По адресату средства и методы психической подготовки делятся на:
1) средства, направленные на психическую подготовку тренера:
2) средства управления непосредственно спортсменом или командой.
По времени применения эти средства и методы делятся на:
1) предупреждающие;
2) предсоревновательные;
3) соревновательные;
4) постсоревновательные.
По характеру применения их подразделяют на саморегуляцию (аутовоздействия) и гетерорегуляцию (воздействия других участников педагогического процесса - тренера, психолога, врача, массажиста и т.д.).
На выбор конкретных средств и методов существенное влияние оказывают фактор времени, место соревнования, социально-психологический климат в команде, индивидуальные особенности спортсмена.