Зимние игры викторины для детей. Интеллектуальная викторина «Что мы знаем о зиме». Подготовительная группа. Тема «Животные и птицы»

Канушина Наталия
Сценарий игры-викторины «Зимушка-Зима» для детей средней группы

Цель : обучение детей совместной работе в команде в условиях соревнования.

Задачи :

Определение уровня знаний детей по теме : «Зима» ;

Умение отгадывать загадки; подбирать слова признаки;

Развивать внимательность;

Развивать умение совместной командной игре;

Обучение методам самоконтроля (умение выслушивать соперника, работать согласно устной инструкции) .

Необходимый материал : эмблемы, фланелеграф -2, фломастеры, эмблемы команд разрезанные на 4-6 частей, 2-е пары лыж, 2-е косички, 2 куба, 2 обруча, картинки с зимующими и перелетными птицами, грамоты.

Ход игры.

Ведущий. Добрый день! Мы рады приветствовать вас на нашей игре-викторине : «Зимушка-Зима » .

Играть сегодня будут две команды, команда «Снежинки» , команда «Снеговики» . Приветствуем участников игры .

Ребята, викторина – это не просто игра, а игра-соревнование, поэтому нам необходимо строгое и справедливое жюри (выбирается жюри из представителей администрации и родителей) .

Послушайте правила игры :

Оценкой за правильный ответ будут очки, которые члены жюри будут выставлять командам. Чья команда наберет больше очков, та и будет считаться победителем;

Я задаю вопрос по очереди каждой команде. Вторая команда при этом молчит;

Члены команды могут посоветоваться, прежде чем отвечать;

Ответ должен быть четкий и ясный.

Ведущий : Ребята, вы согласны с правилами?

Жюри мы выбрали, с правилами ознакомились, начинаем игру!

И так у нас 2 команды. Команда «Снеговики» и «Снежинки» . За каждое правильно выполненное задание получаете по 1 очку.

Чтобы узнать тему нашей викторины, нужно отгадать загадку, загадка для обеих команд :

Снег на полях, лёд на реках

Вьюга гуляет, когда это бывает (Зимой)

Молодцы ребята! Отгадали загадку.

1. А теперь первое задание рисунок команд, выполняют задание капитаны. Выходите капитаны к фланелеграфу : перед вами на столе фломастеры и лист бумаги. Вы должны нарисовать символ своей команды. Ваша задача нарисовать ни столько быстро, сколько красиво и качественно, используя фломастеры. Начали.

А теперь покажите свои рисунки. Жюри оценит ваши работы.

2. Второе задание «Отгадай загадку!» : вам необходимо отгадать загадки о зиме.

Ведущий : загадка для команды «Снеговики» .

Она пушиста, серебриста,

Но рукой ее не тронь :

Станет капелькою чистой,

Как поймешь на ладонь (снежинка) .

Ведущий : Загадка для команды «Снеговики» .

Он белым пухом лег на лес,

Покрыл всю землю одеялом,

А по весне совсем исчез (снег) .

Ведущий : Загадка для команды «Снежинка»

Подморозило вчера

Налетела мошкара.

И от этой мошкары

Стали белыми дворы (снег)

Ведущий : Загадка для команды «Снежинка»

Чтобы осень не промокла,

Не раскисла от воды

Превратил он лужи в стекла

Сделал снежными сады (мороз) .

Ведущий «Снеговики» .

Я прозрачна, как стекло,

С крыши я зимой свисаю.

Только очень, очень жаль,

Что в тепле я быстро таю (сосулька)

Ведущий : загадка для команды «Снежинка»

Меня не растили, из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глаза – уголки, руки – сучки.

Холодная, большая, кто же я такая? (снежная баба)

Ведущий : следующая загадка для команды «Снеговики» .

Я катаюсь на нём до вечерней поры,

Но ленивый мой конь возит только с горы.

А на горку всегда сам пешком я хожу,

И коня своего за верёвку вожу (санки)

Ведущий : загадка для команды «Снежинка»

Деревянных два коня,

Вниз с горы несут меня.

Я в руках держу две палки,

Но не бью коней, их жалко.

А для ускоренья бега

Палками касаюсь снега (лыжи) .

Ведущий : молодцы ребята, умеете отгадывать загадки. Слово предоставляется жюри.

3. И так, третье задание игра «Собери эмблему»

Перед каждой командой на расстоянии 5-6 метров на столах лежат эмблемы, 1-й ребенок надевает лыжи подбегает, берет одну часть, возвращается назад, передает эстафету, бежит следующий и т. д., чья команда, быстрее соберет свою эмблему, побеждает в игре.

Ведущий : мы переходим к следующему заданию :

4. «Подбери слово»

Каждая команда подбирает слова-признаки к заданным словам.

Заданное слово команды «Снежинка» . «ЗИМА» – холодная, суровая, морозная, метельная, длинная и т. д.

Заданное слово для команды «Снеговики» . «СНЕГ» – белый, пушистый, мягкий, падающий, серебристый, чистый, сверкающий и т. д.

Ведущий : мы переходим к следующему заданию :

5. «Зимняя разминка» .

Ведущий : о чем я говорю, то вы и показываете. Разминка для команды «Снежинка» .

«Не боимся мы пороши-

Ловим снег, хлопок в ладоши

Руки в стороны. По швам

Снега хватит нам и вам.

Носом – вдох, а выдох ртом

Дышим глубже, а потом

Марш на месте, не спеша

Как погода хороша»

Ведущий. Разминка для команды «Снеговики» .

«Мы теперь мечтатели :

Бьем по неприятелю

Размахнись рукой, бросок

Прямо в цель летит снежок

Мы шагаем по сугробам

По сугробам крутолобым

Поднимаем выше ногу

Проложи другим дорогу»

Ведущий : мы переходим к следующему заданию :

6. Задание «Назови и покажи птиц» .

Ведущий : вопрос команде «Снежинка» . Осенью птицы улетели на юг, как они называются? Каких перелетных птиц вы знаете?

Перелётные, (ласточка, скворцы, грачи, дикие гуси, дикие утки, журавли) .

Ведущий : вопрос команде «Снеговики» . А птицы, которые остались у нас, как они называются? Каких зимующих птиц вы знаете ?

-- Зимующие , (сорока, ворона, дятел, синица, воробей, голуби, снегири) .

Ведущий : мы все вместе поиграем.

7. Совместная игра «Похлопаем, потопаем!»

Ну-ка дети, дайте мне ответ, так зимой бывает или нет? (если бывает - хлопаем в ладоши, если нет-топаем ногами) .

Листопад, снегопад, капель, метель, мороз, жара, вьюга, холод, трава, гололед, стужа, радуга, иней.

Ведущий : А сейчас поиграем в игру

8. Задание для команд : «Назови ласково» . Слова команде «Снежинка» .

А) Зима - зимушка .

Б) Снег - снежок.

В) Лед - ледок

Г) Снежинка – снежиночка.

Д) Горка – горочка.

Слова команде «Снеговики» .

А) Ветер – ветерок.

Б) Ком – комочек.

В) Метель - метелица

Г) Санки – саночки.

Д) Снеговик – снеговичок.

9. Ведущий : в следующем задании, примут участие капитаны команд. Я буду зачитывать вопросы по очереди. Если капитан команды ответить не сможет, то помогают остальные участники.

Вопросы команде «Снежинка» .

1. Назовите по порядку зимние месяцы.

2. Что падает с неба в зимнее время?

3. Во что можно играть только зимой?

4. Какой праздник бывает только зимой?

Вопросы команде «Снеговики» .

1. Назовите первый месяц зимы?

2. Из чего состоит лед и снег?

3. Что происходит с водоемами?

4. Какое время года наступает после зимы?

Слово предоставляется жюри подведение итогов.

Награждение всех участников игры медальками .

Интересные факты о зиме и снежинках.


Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» п. Золотухино Курская область
Описание: материал будет полезен широкому кругу читателей, как взрослым так и детям разного возраста. Его можно использовать для бесед, классных часов и внеклассных мероприятий.
Цель: ознакомление и расширение представлений взрослых и детей знаний об окружающем нас мире.
Задачи:
1.Помочь собеседнику услышать и увидеть интересное и полезное рядом с нами, пытливо вглядываясь в мир и наблюдая этот мир.
2.Обобщить и углубить знания о зиме и зимних явлениях природы.
3.Развивать эмоционально-чувственную сферу личности детей и взрослых.
4.Способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности.
5. Воспитывать любовь к природе и окружающему нас миру.


Хрустальная снежинка парила в небесах,
Летят подруги рядом, не страшно в облаках,
Одна она - снежинка, а миллионы - снег,
И с высоты небесной, стремительный разбег,
Полет приятен в небе, но скоро на земле,
В сугробы превратятся на радость детворе! (Н.Лифанова)

Уважаемые читатели! Отвлекитесь на время от забот, домашних дел, суеты и посмотрите, как же красиво вокруг! Зима - это замечательное время года, неповторимое творение природы.







За зиму выпадает огромное количество снега. Ежегодно, в соответствии с усредненными показателями на Землю в виде осадков выпадает около септиллиона снежинок. Что такое септиллион? Септиллион обозначает число, содержащее 24 нуля, после единицы: в одном кубическом метре снега находится 350 миллионов снежинок, а по всей Земле 10 в 24 степени. Вес самой снежинки всего около миллиграмма, редко 23. Тем не менее, к концу зимы масса снежного покрова северного полушария планеты достигает 13 500 млрд. тонн.


Из-за низкой плотности снежинки падают на землю медленно - со скоростью примерно 0.9 км/час - это менее одного километра в час. Снежинки образуют снежный покров, который отражает в космос до 90% солнечного света.


1. Ученые доказали, что нет абсолютно одинаковых снежинок.


Все снежинки неповторимы и созданы в природе в единственном экземпляре.


Первая удачная фотография снежинки под микроскопом была сделана в 1885 году. Заслуга принадлежит упорству и терпению американского фермера Уилсона Бентли.


Ему понадобилось для этого кадра 46 лет проб и ошибок. Всего же Бентли принадлежат более 5000 уникальных снимков. Утверждение, что не существует двух одинаковых снежинок, изначально строилось именно на его работах.


«Под микроскопом я понял, что снежинки – чудеса природы; и мне стало грустно, что никто не видит эту красоту», – признался Бентли в 1925 году.


Снежинка
(Константин Бальмонт)
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.

Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.
В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.

Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.

Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается,
Звезда кристальная.
Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая.

2. Согласно классификации существует семь видов снежинок:


звездчатые кристаллы, иглы, столбы(колонны),пластинки, пространственные дендриты, столбцы с наконечниками и снежинки неправильной формы.
3. Иоганн Кеплер – первый, кто обнаружил шестиугольную ровную форму у снежинок. Он даже написал целый научный трактат « О шестиугольных снежинках в 1611 году.


4. Образуются снежинки из пара, испарившегося с поверхности земли, минуя стадию дождя. Кристаллы снега образуются в условиях конденсации и действия низких температур. Чтобы выяснить этот довольно простой факт, ученые истратили 26 400 000$.


5. Снежинки более чем на 90% состоят из воздуха, именно поэтому их скорость падения настолько мала.


Описанная выше воздушность состава снега не означает, что он безобиден, особенно в больших количествах. Например, снеговой покров поверхности гектара может при таянии произвести около 30 м3 воды, что может угрожать затоплениями низменных участков рельефа. С другой стороны, смертельно опасным является воздействие снега в горных условиях, где порой несколько снежинок, выпадающих на поверхность с недостаточной до того критической массой могут спровоцировать снежный обвал. Опасностью обвалов является большая скорость их движения, находящаяся в диапазоне 250-400км/ч.


Снеговые лавины могут мчаться с горы со скоростью скорого поезда – от 80 до 110 км/ч, но более крупные снежные лавины могут развивать ещё большую скорость, достигая рубежа в 360 км/ч.




6. Снежинки довольно маленькие, и когда атмосфера холодная и сухая такими они и остаются. Для тех, кто любит играть в снежки, такой снег не нравится, потому что в нем недостаточно влаги для того, чтобы слепить снежок.


Знаете ли вы, что снежных баб на Руси изначально лепили не для детской забавы, а для того, чтобы умилостивить суровую Зиму.


На Руси верили, что маленькие снеговики - это ангелы, которым можно доверить свою мечту... Еще с давних языческих времен в понимании русского народа (как и некоторых народов Северной Европы) снеговики – это сошедшие с небес ангелы. Ведь снег – это дар неба. А значит, снеговик – не кто иной, как ангел, который может передавать Богу просьбы людей. Для этого маленького снеговичка лепили из свежевыпавшего снега и тихонько шептали ему свое заветное желание. Верили, что как только снежная фигурка растает, желание сразу будет доставлено на небеса и вскоре исполнится.
7. При определенных условиях, в отсутствие ветра, падающие снежинки сцепляются друг с другом, образуя огромные снежные хлопья. Самая большая снежинка за всю историю была зафиксирована в 1987 году в США (Монтана) во время большого снегопада. Ее диаметр составлял 38 см, а толщина 20 см. И это при том, что обычные снежинки в среднем имеют диаметр 5 мм.


Для такого феномена необходимо полнейшее безветрие, ведь чем дольше снежинки путешествуют, тем больше сталкиваются и сцепляются друг с другом.
8. В Москве тоже выпадал самый странный снег 20 апреля 1944 г, размер снежинок был с человеческую ладонь, а по форме они напоминали страусиные перья.



А в Сибири наблюдались снежные хлопья диаметром до 30 сантиметров.
9. На Крайнем Севере снег бывает таким твердым, что звенит как железо, если по нему ударить.


На крайнем севере бескрайняя зима,
И тонны льда, как шуба, кроют землю,
И белый снег собою все объемлет
Весь горизонт. И жизнь - белым бела.
И нет тепла на этом небосводе,
И солнце - блик на куполе из льда. (Ян Войд)

10. Когда снежинки падают на поверхность воды, они «поют». То есть издают очень высокий звук, уловить который человеческое ухо не в состоянии. А вот рыбам, как утверждают ученые, этот звук совсем не нравится.


11. Почему снег хрустит при ходьбе? Основная причина - ломаются кристаллики. Характер хруста зависит от температуры снега. Чем она ниже - тем громче звук.


12. Снег, способен воспринимать только 5-10% солнечного тепла, остальные 90-95% отражаются обратно, поэтому на солнце он может не таять. В городе снег может таять из-за пыли, которая оседает на снегу и нагревается на солнце.
В условиях ядерной зимы, в случае ее возникновения, человечество рискует лишиться в местах покрытия поверхности снегом не только тепла, но и продовольствия и кислорода, вырабатываемого растениями.
13. Известно множество случаев, когда выпадает цветной снег: от черного до розового.


Например, Калифорния в 1955 году увидела зеленый снег. Черный снегопад шокировал жителей Швеции в 1969 году.


Кто же окрашивает снег в такие необычные для нас цвета?
Ученые рассказывают, что в снегу антарктических гор живут интересные существа - снежные хламидомонады. Вот они и делают снег розовым, красным, фиолетовым и даже желтым. Такое явление можно наблюдать и в Гренландии, и в горах Кавказа, а также в Антарктиде. Ученые установили, что хламидомонада снежная – это микроскопическая водоросль розовато-красного цвета. Этот микроорганизм не боится холода, поэтому хорошо размножается на поверхности снега.
Розоватый снег, например, на вкус напоминает арбуз.


В нашей стране тоже видели необычный снег: в 2002 году разноцветный снег удивил Камчатку. Правда, тогда причина была в пыльных бурях - снег окрасили песчинки.
31 января 2007 года в окрестностях села Бутакова Знаменского района Омской области выпал оранжевый снег. А годом ранее жители севера Приморского края наблюдали снежок кремово-розовый.
14. Для многих из нас снег является обычным явлением, а ведь более половины населения людей Земного шара ни разу не видели настоящего снега вживую и не трогали его руками.


15. В 1979 г. снег выпал в пустыне Сахара, которая находится в Африке.
И даже продержался там целых полчаса!



16. Где-то снега нет, а где-то он опасен! Знаете ли вы, что один буран может выбросить более 39 млн. т снега, высвобождая энергию, равную 120 атомным бомбам?


Великий Буран 1888 г был одной из самых опустошительных снежных бурь, когда-либо случавшихся в Нью-Джерси, Нью-Йорке, Массачусетсе и Коннектикуте. Во время шторма выпало 125 см снега.
Мировой рекорд по самому обильному суточному снегопаду принадлежит американскому городу Джорджтаун, штат Колорадо. 4 декабря 1913 года джорджтаунцы буквально утонули в невиданных доселе 160-ти сантиметрах белого «пуха».


Также самый продолжительный снегопад был в 1932 году в Канаде. Тогда снег шел целых 9 дней и засыпал одноэтажные дома до самой крыши.


17. Снег есть не только на Земле, но и на Марсе, и на Титане, спутнике Сатурна. Причем, на Марсе снег идет двух видов: обычный и из углекислоты (сухой лед), а на Титане - из метана.


Между Экватором и Северным полюсом Марса ученые разглядели огромный ледник.
18. Японцы отличаются своим трепетным отношением к снегу и снежинкам, считая, что у них на островах они особенные, отличные от всех остальных в мире. На острове Хоккайдо в Японии существует музей снежинок. Он назван в честь физика Нахайа Укитиро. Предпосылкой основания музея снежинок на острове Хоккайдо, стало издание в 1954г. Укитиро Нахайа книги о видах снежинок.


Музей снежинок в Японии.
19. Настоящий снег можно принести с улицы, положить в тазик и побаловать детей. Но это волшебство будет длиться недолго, поскольку он растает в считанные минуты. Чтобы украсить ёлку, подоконники, свечи и другие детали можно использовать искусственный снег, который легко делается в домашних условиях.


Впервые изобрел первый искусственный снег Укичиро Накая– японский физик и научный эссеист.
20. Снег съедобен, это знают все. А знаете ли вы, что во время его поедания человек энергии потратит больше, чем получит калорий?


21. Снег… Это белое чудо, подаренное человечеству самой природой, не может не вызывать восхищение. Фигурные, будто вырезанные, снежинки, серебристый иней, хлопья, похожие на «пух лебяжий», массивные сугробы – снег такой разный, но безмерно очаровательный и любимый. Любимый настолько, что ему посвятили целый праздник - Всемирный день снега.
Всемирный день снега (Международный день зимних видов спорта) - праздник довольно молодой. Инициатором его ежегодного проведения стала Международная федерация лыжного спорта. Именно она в начале 2012 года предложила отмечать его в предпоследнее январское воскресенье. Количество стран, взявших участие в праздничных мероприятиях, всё время увеличивается - всего через год после организации и проведения первого Дня снега, их было уже около 40.


Традиционным в этот день является проведение различных увлекательных соревнований, интересных показательных выступлений и снежных фестивалей, одной из целей которых является популяризация активных зимних видов спорта. Также организуются забавы, развлечения и игры, дающие возможность порадоваться снегу, насладиться этим белым чудом и сохранить впечатления в памяти до следующего зимнего сезона.



Всем миром отмечаем мы праздник в январе,
Сегодня ведь День снега у нас в календаре,
Пусть будет зима снежной, пусть снег с небес валит,
И в этом снежном царстве, ключом пусть жизнь бурлит!

С Днем снега поздравляю, я вас январским днем,
Давайте же ребята, как следует, гульнем,
Прокатимся на санках, на лыжах, на коньках,
Лететь будем по снегу, как будто в облаках!

Еще мы будем весело, гурьбой в снежки играть,
И стены крепостные из снега воздвигать,
Как здорово, друзья мои, что снег в России есть,
Ему от нас спасибо, ему хвала и честь!


Всемирный день снега выступает своего рода пропагандой здорового образа жизни.

Надежда Коростелёва
Викторина для детей старшего дошкольного возраста «Зимушка-Зима»

Викторина для детей старшего дошкольного возраста «Зимушка-Зима »

Цель : обобщение представлений о зиме.

Задачи :

обобщать и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, зимних развлечениях;

расширять и активизировать словарный запас по лексической теме Зима»;

развивать смекалку и сообразительность детей , их эрудицию;

развивать умение работать в коллективе, принимать коллективное решение;

воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.

Оборудование : картинки с изображением снеговиков и снежинок для жеребьёвки, два дерева, снежинки - очки; картинки с изображением перелётных и зимующих птиц , презентация «Назови сказку» ; фонограмма для игры «У оленя дом большой» ; детали снеговика из картона в двойном экземпляре; призы для награждения детей (шоколадные медальки) .

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Я предлагаю вам поучаствовать в интересной викторине . О чём будут задания? Отгадайте.

Она пришла такая снежная.

Укрыла белыми одеждами

Леса, поля, дома и улицы.

Она – художница прилежная,

Всё разрисует в царство снежное,

Развесит кружева из инея,

Такая сказочно красивая…

О чём это? (о зиме)

Ведущий. Сейчас мы разделимся на команды. Каждый из вас достаёт из этого волшебного мешочка маленькую бумажку, на которой нарисован символ команды : Снеговик или снежинка. Дети, у которых в руках рисунок со снеговиком садятся на стульчики слева от меня, дети, на рисунках которых снежинки, садятся справа…

Итак, у нас 2 команды : «Снеговики» и «Снежинки» . За каждое правильно выполненное задание команда получает снежинку и может украсить ею своё зимнее дерево. Победит команда, которая заработает больше снежинок.

А сейчас команды должны выбрать себе капитанов.

1 тур : Разминка капитанов «Кто больше назовёт «зимних» слов»

Капитаны по очереди называют слова, относящиеся к теме «Зима» . Кто ответит последний, зарабатывает снежинку.

2 тур : Загадки командам.

Каждой команде задаётся вопрос или загадка на зимнюю тему. Если команда не может ответить, слово передаётся соперникам. Побеждает тот, у кого больше правильных ответов. Ответы- выкрики без условного сигнала не засчитываются.

Самый главный дед на новогоднем празднике. (Мороз)

Хранилище подарков Деда Мороза. (Мешок)

Внучка Деда Мороза. (Снегурочка)

За чем, зима наступает (за осенью)

Какой месяц, согласно народной мудрости, «год кончает, а зиму начинает » ?

Какой месяц, согласно народной пословице, «году начало, а зиме середина» ?

Чем ёж на медведя зимой похож?

Что называют в народе «белыми мухами» ?

Как называют птиц, которые остались с нами зимовать? (зимующие )

Кто зимой холодной, бродит злой, голодный? (волк) .

Быстрый маленький зверек, по деревьям скок, да скок. (белка)

Угадайте что за птица, света белого боится

Клюв крючком, глаза пятачком

Ушастая голова, как зовут ее? (сова)

Летом гуляет, зимой отдыхает (медведь)

По лесу ходит, на своей голове дерево носит (лось)

Посмотрите-ка какая, вся горит как золотая

Ходит в шубке дорогой, хвост пушистый и большой

На увертки мастерица, как зовут ее? (лисица)

3 тур : Игра «Перелётные и зимующие птицы » .

Ведущий : Мы знаем, что зимой с нами остаются на все птицы, некоторые улетели в тёплые края. Как мы их называем? (перелётные) А как называются те, которые остались? (зимующие ) Я предлагаю проверить, как вы знаете перелётных и зимующих птиц .

Одна команда отбирает картинки с изображением перелётных птиц и прикрепляет их на магнитной доске под солнышком, а другая команда, выбирает картинки с изображением зимующих птиц и располагает под снежинкой. Игроки подходят к столу с картинками по очереди.

Динамическая пауза «У оленя дом большой»

У оленя дом большой

Смотрит он в своё окошко,

Заяц по полю бежал, в двери постучал :

«Тук, тук, дверь открой,

там, в лесу, охотник злой»

«Заяц, заяц, заходи,

Лапу мне давай»

Проводится 3-4 раза с ускоряющимся темпом.

4 тур : «Зимние сказки»

Ведущий. Вы все очень любите сказки. Следующее моё задание такое : назовите сказки, в которых упоминается о зиме и зимних явлениях природы. А чтобы вам было легче вспомнить такие сказки – смотрим на экран. Не забывайте, что команды отвечают по очереди.

Дети должны назвать сказки :

«Снежная королева»

«Лиса и заяц»

«Волк и лиса»

«Зимовье зверей»

«Снегурочка»

«Серая шейка»

«Снеговик-почтовик»

«Двенадцать месяцев»

«Морозко»

5 тур : Игра «Слепи снеговика»

Ведущий. А сейчас мы проверим, насколько вы дружны и внимательны. Следующее задание можно выполнять только всей дружной командой сразу. Под музыку вы отправляетесь катать воображаемые комья снега. По команде «Раз, два, три - снеговика слепи!» , каждый из участников находит одну из деталей и соединяет в общую фигуру. Кто быстрее и дружнее. Обратите внимание - снежные комья двух цветов : розовые для команды «Снежинки» и голубые для команды «Снеговики» .

6 тур : «Что я делаю зимой?»

Ведущий : Зима – время весёлых игр на улице и вы знаете много зимних забав. Я предлагаю командам по очереди показывать друг другу действия – зимние забавы, но без слов. Одна команда показывает движения, а другая отгадывает. Затем меняются.

За каждый правильный ответ команда получает снежинку.

Подведение итогов.

Ведущий : Вот и закончились у меня задания. И ваши зимние деревья украшены резными снежинками. Давайте посчитаем снежинки на деревьях и узнаем, какая команда сегодня была внимательнее, сообразительнее. Мы поздравляем команду-победительницу!

Я всех хочу наградить сладкими призами!

Публикации по теме:

Игра-викторина «Птицы» для детей старшего дошкольного возраста Игра – викторина на тему: «Птицы» для детей старшего дошкольного возраста. Цели: Учить детей составлять описательные рассказы по предметам,.

Конспект НОД по музыке в группе старшего дошкольного возраста «Зимушка - зима» ЦЕЛЬ: Создать условия для воспитания чувства любви к музыке о природе. Проблема: Как о зиме рассказывают композиторы, поэты, художники.

Конспект открытого развивающего занятия «Зимушка-зима» для младшего дошкольного возраста. Конспект открытого занятия для младшего дошкольного возраста. Тема: «Зимушка-зима». Подготовила педагог-психолог Чернова Мария Алексеевна.

Интеллектуальная викторина «Что? Где? Когда?» для детей старшего дошкольного возраста ход: (звучат позывные передачи "Что? Где? Когда?") Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру "Что? Где? Когда?". Может,.

Викторина «Здравствуй, лето!» для детей старшего дошкольного возраста Цель – обеспечение безопасности и здорового образа жизни детей; воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе.

Викторина для детей «Зима»

1. Название месяца, начинающего новый календарный год.

2. Что зимой длиннее ночь или день?

3. Как называются зимние осадки.

4. Продолжи пословицу: «Два друга – …».

5. Какого оттенка крепкий лед?

6. Как называется жилье изо льда у эскимосов?

7. Что такое наст?

8. Как облегчить жизнь зимующим птицам?

9. Что будет с птицами, если в кормушку перестать сыпать корм?

10. Впадают ли птицы в спячку?

11. Что происходит с шерстью у белки, лисы и зайца с приходом зимы?

12. Отгадай: белый комок спрятался в стог.

13. Какое дерево лишнее и почему: сосна, лиственница, ель?

14. При какой температуре воздуха снег начинает таять?

15. Какое из явлений не относится к зиме: метель, гроза, вьюга, снегопад, гололед?

16. В какое время года самый чистый воздух?

17. Чем необычен февраль?

18. Получится ли слепить снеговика из пушистого снега?

19. Какое растение является символом новогодних праздников?

20. Какой волшебный предмет всегда носит с собой Дед Мороз?

Ответы: 1. Январь. 2. Ночь. 3. Снег. 4. Метель да вьюга. 5. Зеленоватого. 6. Иглу. 7. Плотная снежная корка. 8. Вывесить кормушки. 9. Они погибнут в ожидании еды. 10. Нет. 11. Она становится гуще и меняет цвет. 12. Заяц. 13. Лиственница. Сбрасывает хвою. 14. При 0. 15. Гроза. 16. Зимой. 17. Разное количество дней. 18. Нет. 19. Ель. 20. Посох.

Викторина «Природа зимой»

1. Можно ли утверждать, что зимний воздух самый чистый?

2. По какой причине почва в лесу промерзает не так глубоко как на поле?

3. Назови дату дня зимнего солнцестояния.

4. Продолжи: «Много снега …».

5. С каким предметом связывают происхождение слова «метель»?

6. Почему зайцы зимой укрываются под елями?

7. Холод или голод приближающейся зимы пугает перелетных птиц?

8. Сколько месяцев спят ежи, барсуки и медведи?

9. Летом змеи любят лежать под солнышком, а зимой они …

10. Какие деревья в зимнее время дают больше всего корма птицам?

11. Где зимуют тритоны?

12. Почему клесты выводят птенцов не весной, а зимой?

13. Снежинка «рождается» из капельки воды или льдинки-кристалла?

14. Чего каждую зиму лишается лось?

15. Впадают ли бобры зимой в спячку?

Ответы: 1. Можно. 2. Она покрыта слоем опавших листьев и толстым снежным покровом. 3. Декабрь 22 числа. 4. Много хлеба. 5. Метла. 6. Там теплее и безопаснее. 7. Голод. 8. Около 6. 9. Находятся в оцепенении. 10. Сосны и ели. 11. На суше. 12. Зимой есть корм. 13. Из льдинки-кристалла. 14. Рогов. 15. Нет.

Развивающие задания по теме «Зима»

1. Что происходит зимой?

а) Идет снег.

б) Прилетают птицы.

в) Рождаются клесты.

г) Медведь разыскивает берлогу

д) Поскрипывают во время сна деревья

е) Собирают грибы.

ж) Появляются подснежники.

з) Замерзают лужи.

и) Белка запасается орехами.

к) Ледоход.

л) Насекомые спят.

2. Какие из праздников зимние?

а) Международный женский день.

б) День защитника Отечества.

в) День защиты детей.

г) Новый год.

д) День смеха.

е) Рождество Христово.

з) Масленица.

и) День космонавтики.

к) День знаний.

л) День Святого Валентина.

3. «Да-Нет»

Зимой начинается листопад?

Крот зимой спит?

Трескается ледяная корка на воде?

Птицы строят гнезда?

Все покрывается снегом?

Насекомые просыпаются?

Февраль – это второй зимний месяц?

Реже светит солнце?

Зимой ночи длинные?

Наст – это корка на снежном покрове?

Игровое и познавательное развлечение
Цель: создать атмосферу соревнования, сплочённости детей.
Задачи: обобщить знания детей о зиме, способствовать развитию связной речи, обогащать активный и пассивный словарный запас, развивать логическое мышление, слуховое внимание и память.
Оборудование: материал для рисования (листы ватмана, гуашь, кисти), картинки с изображением зимующих птиц, картинки с изображением диких животных, грамоты и призы.
Ход игры-викторины
В викторине участвуют 2 команды со своими группами поддержки. С помощью жеребьёвки определяется очерёдность ответов каждой команды: №1, №2. Команды рассаживаются за столы. Объявляется состав жюри. Жюри внимательно следит за выполнением заданий и за правильный ответ ставит по 1 баллу.(корзина со снежками, кто больше наберет снежков).
Ведущий читает стихотворение «Вы узнаете зиму?»
Кругом глубокие снега,
Куда я взгляд не кину,
Метёт и кружится пурга
Вы узнаете зиму?
Заснули реки подо льдом,
Застыли, недвижимы.
Горят сугробы серебром.
Вы узнаете зиму?
На лыжах мчимся мы с горы,
Нам ветер дует в спину.
Нет веселее той поры!
Вы узнаете зиму?
Мы принесли густую ель
На праздник наш любимый.
Повесим бусы мы на ней.

Вы узнаете зиму?
Чтение стихотворения (Карина):
Приходит в шубке белой
Красавица зима
Ступает королевой,
На шапке бахрома.
Снежинками украшен
Сверкающий наряд
Платком она помашет-
Снежинки полетят.
Ведущий: Ребята сегодня вы будете участвовать в игре викторине «Как узнать зиму?»
Сейчас вы сформируете команды.
1 команда: «Снеговики»
2 команда: «Снежинки»
За правильные ответы будет даваться снежок в вашу корзинку.
Представление жюрию

Задание №1. «Назови признаки зимы»

Ведущий: Каждая команда по очереди перечисляет признаки зимы. (По каким признакам мы узнаем зиму?)

*Зимой самые короткие дни и длинные ночи.

*Солнце стоит высоко и греет мало.

*Небо часто серое.

*Зимой бывают метель, вьюга, снегопад.

*Реки и озёра покрыты льдом.

*На окнах мороз рисует причудливые узоры.

*Деревья и кусты стоят без листьев.

*Все насекомые спрятались в трещины коры, под листья и в землю.

*Остались только зимующие птицы.

*Зайчик и белочка поменяли свои шубки.

*Медведь, барсук, ёж накопили за лето и осень толстый слой жира, спят в берлоге и норах.

*У детей зимние забавы – лыжи, коньки и санки.

*На полях делают снегозадержание.

*Люди носят зимнюю одежду и т.д.

Задание №2. «Расскажи стихотворение»

Ведущий: Зима своей красотой вдохновляет художников писать картины, композиторов писать музыку, поэтов – стихи. Недаром зиму называют «волшебница, кудесница, кружевница, красавица».
Кирилл: Что за гостья к нам пришла?
Запах хвои принесла
А на ней огни, гирлянды,
До чего ж они нарядны!
Богдан: Здравствуй, елочка лесная,
Серебристая, густая!
Ты под солнышком росла
И на праздник к нам пришла.
Витя: Ты пришла на радость детям,
Новый год с тобой мы встретим
Дружно песню заведем,
Весело плясать пойдем!

Ведущий предлагает каждой команде рассказать стихи о зиме, о елочке. В это время группа поддержки рисует «Елочку».

Ведущий: Ребята, а вот наша елочка, но она не нарядная, грустная давайте её украсим.Команды вместе украшают елочку.

Музыкальная пауза хоровод: «Елочка» (дети под музыкальное сопровождение имитируют движения, соотнося их с текстом песни)
Все вокруг запорошило
Вьюга кутерьма
Красотой своей пленила зимушка – зима
Мы из сказочного леса елочку несем
Весело все вместе мы песенку споем
припев
Кружево из инея на твоих иголочках
Самая красивая будет наша елочка
Мы тебя окутаем дождиком из серебра
Станет наша елочка совсем волшебная!
Скоро волшебство случиться,
Только подожди
Ты его поймай в ладоши и не упусти
Скоро яркие гирлянды елочка зажжет
И веселой песней пляской к нам Рождество придет!
Задание №3. «Подбери слово»

Каждая команда подбирает слова-признаки к заданным словам.

1 команда. Заданное слово «ЗИМА» – холодная, суровая, морозная, метельная, длинная и т.д.

2 команда. Заданное слово « СНЕГ» – белый, пушистый, мягкий, падающий, серебристый, чистый, сверкающий и т.д.

Женя: Снежок порхает кружится
На улице бело
И превратились лужицы
В холодное стекло
Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри!
Как розовые яблоки
На ветках снегири!

Задание №4. «Назови птицу»

Ведущий: Осенью перелётные птицы улетели на юг, а у нас остались зимующие, задание командам:

а) по очереди перечислить зимующих птиц,

б) узнать на картинках и назвать зимующих птиц.

Задание №5. «Скажи слово»

а) Ведущий каждой команде читает предложение, но не до конца, дети должны добавить последнее слово:

1 команда. - Заяц зимой белый, а летом…

Белка живёт в дупле, а ёж …

У лисы хвост длинный, а у зайца …

2 команда. - Заяц пушистый, а ёж …

Белка зимой серая, а летом …

Лиса живёт в норе, а волк …

б) Ведущий: Мы перешли к диким животным. Предлагаю вам узнать диких животных на картинках и назвать.

в) Ведущий: Я называю слово – признак, а вы должны определить к какому животному или птице это относится, например: мудрая – сова.

1 команда. Трусливый… (заяц)

Голодный… (волк)

2 команда. Хитрая… (лиса)

Косолапый… (медведь)

Задание №6. «Загадки»

Ведущий: Самое приятное и лёгкое задание – это отгадывание загадок. Группа поддержки может помогать своей команде.

1. Наступили холода,

Обернулась в лёд вода,

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (зимой)

2. Кто поляны белит белым.

И на спинах пишет мелом.

Шьёт пуховые перины,

Разукрасил все витрины? (зима)

3. Кто, угадай-ка, седая хозяйка?

Тряхнёт перинки – над миром пушинки? (зимушка-зима)

4. Меня не растили,

Из снега слепили.

Вместо носа ловко

Вставили морковку.

Глаза – уголки,

Руки – сучки.

Холодная, большая,

Кто я такая? (снежная баба)

5. Я катаюсь на нём до вечерней поры,

Но ленивый мой конь возит только с горы.

А на горку всегда сам пешком я хожу,

И коня своего за верёвку вожу (санки)

6. Деревянные кони

По снегу бегут,

А в снег не проваливаются (лыжи)

7. Два коня у меня, два коня,

По льду они возят меня,

А лёд твёрдый, каменный (коньки)

8. Кто зимой в трубе гудит? (ветер)

9. Как по небу с севера

Плыла лебедь серая.

Плыла лебедь сытая,

Вниз кидала – сыпала

На поля, озёрушки

Белый пух да пёрышки (снежная туча)

10. Подморозило вчера

Налетела мошкара.

И от этой мошкары

Стали белыми дворы (снег)

Задание №7. «Игра в слова» (Можно выполнять стоя около столов).

Ведущий: Нужно хлопнуть в ладоши, когда услышите слово, которое подходит к заданному слову. Например: заданное слово – волк. Я перечисляю слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышали слово, которое подходит к волку – «пушистая» не подходит, «берлога» тоже не подходит, «голодный» - подходит, значит нужно хлопнуть в ладоши.

1 команда: Заданное слово «лиса».

Рыжая (хлопок), скачет, колючий, воет, волчонок, пушистая (хлопок), нора (хлопок), лисёнок (хлопок), хитрая (хлопок) и т.д.

2 команда: Заданное слово «ёж».

Маленький (хлопок), длинноухий, колючий (хлопок), медвежонок, фыркает (хлопок), косолапый, ежонок (хлопок) и т.д.

3команда. Заданное слово «заяц».

Белый (хлопок), хищник, сильный, зайчонок (хлопок), бегает (хлопок), логово, неуклюжий, скачет (хлопок) и т. д.

Ведущий: Задания закончились. Команды справились со своими заданиями. Жюри подсчитывает результаты, а я хочу закончить нашу викторину стихотворением.

Пройдёт зима холодная,

Настанут дни весенние.

Теплом растопит солнышко

Как воск, снега пушистые.

Листами изумрудными

Леса заколыхаются,

И вместе с травкой бархатной

Взойдут цветы душистые!

Жюри объявляет результаты и начинается награждение победителей