Когда день трезвости в. Алкогольная зависимость – одна из самых распространенных напастей современного мира. Программа праздничных мероприятий разнообразна

11 сентября, отмечается Всероссийский день трезвости. Правда, мало кто знает, что празднику трезвости уже более ста лет!

Впервые он отмечался в 1913 году по инициативе Церкви. На время праздника были закрыты казённые винные лавки и запрещена продажа алкогольных изделий. Во всех православных храмах столицы читалось воззвание о значении праздника, силами трезвенников были организованы крестные ходы.
Праздники того времени отличались большой насыщенностью мероприятий просветительского и культурного характера.

* * *
Вторая половина XIX века – время серьезных перемен во всех сферах жизни Российского государства. В 1861 году состоялась отмена крепостного права, начавшая новый этап в истории России – наметился существенный рост производства, произошло усиление политической активности всех слоев населения, появление новых идей и духовных исканий у ведущих мыслителей русской культуры.
Несмотря на то, что уровень потребления алкоголя на душу населения в год по сравнению с современностью тогда был невысок (4,7 литров против 18,5 литров сегодня), общество, и особенно духовенство, ответило на рост потребления алкоголя массовым созданием обществ трезвости. В конце XIX – начале XX вв. в России развернулось широкое трезвенное движение. Под последним понимается «общественное движение за добровольный отказ граждан (временный или постоянный) от потребления алкоголя, принятие ограничительных, запрети¬тельных и просветительных мер против распространения, производства и потребления алкоголя на местном, региональном и государственном уровне».
Первые российские общества трезвости с уставами и продуманной программой действий начали появляться примерно в 1880-х годах. В 1882 году С.А. Рачинским было создано знаменитое Татевское общество трезвости. Наибольшее развитие в истории страны движение за трезвость получило в 1907-1914 годах (между революцией 1905-1907 гг. и первой мировой войной), когда многие осознали необходимость отрезвления как условие спасения и мирного обновления страны. В первую очередь, это связано с переменой правительственного курса, когда власть, наконец, всерьез задумалась об алкогольной угрозе.

Еще в 1894 году в связи с переходом к государственной винной монополии по всей стране начали создаваться Попечительства о народной трезвости – государственные учреждения, целью которых было распространение здравых понятий о вреде пьянства. Члены попечительств о народной трезвости в отличие от других попечительств получали жалование, а сами попечительства пользовались крупным финансированием. К сожалению, деятельность многих попечительств была крайне пассивной и малоэффективной. Причем «правительство понимало неэффективность начатой борьбы» и искало другие способы решения назревшей алкогольной проблемы.
Наряду с попечительствами в стране создавались различные церковные и гражданские общества трезвости. К 1911 году в стране насчитывалось более 2000 обществ трезвости с огромным количеством членов. При этом общества трезвости были по преимуществу религиозными православными и крестьянскими своему составу. То есть большинство обществ трезвости в российской империи были созданы при сельских приходах, а их работой руководил местный священник.
В 1914 году, в том числе в связи с начавшейся войной, был принят ряд антиалкогольных постановлений, который в значительной степени снизил разрушительное воздействие алкоголя на российское общество. Произошло резкое уменьшение количества потребляемого алкоголя и вслед за этим резкое улучшение демографических и социально-экономических показателей развития страны, описанное в литературе.

* * *
В Челябинске общество трезвости, получившее название «Градо-Челябинское Иоанно-Предтеченское общество трезвости», было создано 2 сентября 1912 года в честь Иоанна Предтечи по инициативе настоятеля Александро-Невской церкви священника Михаила Пеньковского.
Благодаря энергичной проповеди о. Михаила о вреде пьянства и пользе трезвости, в общество вовлекалось все больше и больше членов. Работа развивалась, общество росло и стало пользоваться популярностью.
В начале общество насчитывало 23 человек, к концу первого года существования (на начало 1914 года) – 243 человека. Члены общества давали обет в течение определенного времени не употреблять спиртных напитков. Не реже 2-х раз в месяц созывались общие собрания, помимо разрешения хозяйственных вопросов, много говорилось и читалось о пользе трезвости. Особо стойкие и чем-либо проявившие себя члены премировались специальными грамотами, и для всех вообще членов общества присвоено было право ношения знака члена общества из бронзы под золотом.
Деятельность общества выразилась в проповеди с церковного амвона о вреде пьянства, в раздаче устава Общества, иконок, листовок, брошюр против пьянства всем вступающим по отдельности, в расклейке картин против пьянства по папертям городских и ближайших поселковых храмов, лекционной работе. В Народном доме проходили «народные чтения с туманными картинами» (диапозитивами) о вреде пьянства. Собрания общества проходили в Александро-Невской церкви.
Была собрана порядочная библиотека по вопросам трезвости, которая все пополнялась выпиской вновь специальных трезвенных журналов, плакатов, журналов религиозно-нравственных и общепопулярных газет того времени. Кроме этого, библиотека пополнялась книгами религиозно-нравственного содержания, пожертвованных горожанами; на членские взносы приобретались брошюры, которые распространялись бесплатно среди населения.
29 августа 1913 года в Челябинске проводился праздник трезвости. В этот день во всех храмах города прошли торжественные богослужения, читались проповеди о борьбе с алкоголизмом. На ярмарочной площади у Александро-Невской церкви после литургии состоялся крестный ход и молебен Св. Иоанну Крестителю. В апреле 1914 года был устроен еще один «Праздник трезвости», в котором приняло участие много интеллигенции, особенно учителей. Так описывает это событие Ф.И.Горбунов: «Был устроен грандиозный ход по городу с хоругвями и духовым оркестром, привлекший массу публики. По городу, разукрашенные цветами и цветными лентами с лозунгами о вреде пьянства, были рассыпаны сборщики и сборщицы с кружками по сбору средств в пользу общества. Сбор был хороший. На эти собранные средства рядом с Народным Домом была открыта обществом чайная и читальня».
Популярность общества росла. Но в июле 1914 года началась война. Много членов общества ушло на войну. Продажа вина была закрыта. Трезвость для всех стала обязательной и «в обществе, как в роге спасения, надобность отпала». После 1917 года деятельность общества вовсе прекратилась.

* * *
Большинство обществ трезвости появилось на территории Челябинской епархии в довольно поздний (после 1911 г.) период развития общероссийского движения за трезвость. Они создавались по образцу существующих, уже наработавших опыт обществ и братств трезвости в других регионах. Подчас общества трезвости обязаны своим появлением государственной и церковной политике, но также среди инициаторов подобной работы было немало энтузиастов, искренно желавших потрудиться на благо Церкви и своего народа.
Одной из важнейших форм работы местных обществ трезвости (помимо церковной проповеди и богослужения) было моральное воздействие, пример трезвенников. Общества трезвости подготовили почву для проведения ограничительных мер со стороны государства, воздействуя на общественное сознание. Но реальный результат – заметное снижение потребления по всей стране – проявился только вследствие решительных государственных мер.
Сегодня по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) каждая пятая смерть в России и соседних странах происходит от причин, связанных с алкоголем. При этом уровень потребления алкоголя в нашей стране классифицируется как максимально опасный для здоровья населения. К этому стоит добавить тот социальный урон, который несет обществу высокая алкоголизация населения: ей обязаны огромное количество преступлений, распад семей, брошенные и неполноценные в физическом отношении дети.
С точки зрения Церкви лучшей профилактикой любого рода зависимостей является духовно-нравственное воспитание, вовлечение в евхаристическую и общинную жизнь. История Русской Православной Церкви свидетельствует о большом опыте, накопленном приходскими обществами трезвости начала XX века. Тогда при активном участии в Церкви велась обширная просветительская работа – проводились Праздники трезвости, читались публичные лекции, произносились проповеди о вреде пьянства и пользе трезвости. Общее число участников обществ трезвости доходило до 500 000 человек.
Такое движение не могло оставаться незамеченным, и к 1914 году в отношении царского правительства к алкоголю наметились серьезные сдвиги, породившие массу позитивных перемен, улучшивших демографические, социальные и экономические показатели развития страны. К сожалению, война и революция изменили ситуацию, и теперь ценный опыт приходится приобретать и осмыслять заново.
Конечно, ситуация в стране за прошедшие 100 лет изменилась, нужны новые формы работы, адаптированные к современным условиям. Но сам факт того, что в нашей истории, и в частности г. Челябинске, существовало общество трезвости, члены которого вели трезвый образ жизни ради спасения себя и своих близких от порока пьянства, ради возрождения нравственных ориентиров своих сограждан, вселяет в нас уверенность и смелость встать на путь трезвости и личным примером трезвой жизни внести свой вклад в преодоление страшной беды, угрожающей нашему Отечеству.

Всероссийский день трезвости

Всероссийский День трезвости празднуется 11 сентября. Этому общественно значимому и актуальному празднику уже более века. Впервые он был проведен в 1913 году. Инициаторами выступили служители Православной Церкви. В марте 1914 года Святейший Синод принял решение праздновать Всероссийский День трезвости ежегодно.

Желающие получить избавление от пьянства обращают свои молитвы к иконе «Неупиваемая Чаша», которая исцеляет от алкоголизма и наркомании. Все неравнодушные граждане ставят в храмах свечи об исцелении тех, кто страдает страшным, разрушающим личность недугом. А различные общественные организации проводят в этот день тематические выставки и акции, призывающие к выбору исключительно трезвого образа жизни.

Еще в 1914 году священный Синод выступил с идеей превратить 11 сентября в День трезвости. Дата неслучайна. В этот день в большой праздник у православных - Усекновение главы Пророка Иоанна Предтечи, поэтому издревле 11 сентября соблюдался строжайший пост. В магазинах и многочисленных лавках днем с огнем было не сыскать алкогольной продукции. Винные лавки предпочитали и вовсе не открываться. В храмах проводились службы, напутствующие христиан к трезвому образу жизни.

В те времена не было чудодейственных средств против алкоголизма, а страдающие недугом не зашивались на какой-то срок, а давали обет воздержания от алкоголя. И держали они ответ не перед кем-то, а перед самим Богом. В наше время за помощью в борьбе с алкоголизмом, больные обращаются к чудотворной иконе «Неупиваемая Чаша». Этот православный образ исцелил немало алкоголиков и сохранил тысячи семей.

Если среди ваших близких или друзей, а может быть, не дай Бог, конечно, и вы сами страдаете от алкоголизма, то не примените в этот день посетить церковь. С вас не убудет, а доброе дело сделаете. Поставьте свечку около иконы «Неупиваемая Чаша» и попросите здоровья и силы духа для нуждающегося.

Согласно докладом ВОЗ - деградировать общество начинает тогда, когда потребление чистого спирта на человека в год достигает 8 литров. Когда Великий Синод задумался о проблемах алкоголизации царской России, в стране пили всего 4,7 литров на человека. Казалось бы, никакой деградации, но мудрые наставники явно глядели в не самое светлое будущее страны.

Говорят, что в 1913 году число трезвенников среди мужского населения составляло 43%. Поразительный цифры, особенно учитывая тот факт, что к 1979 году советские мужчины окончательно спились. Не употребляли алкоголь только 0,6%. В настоящее время приходится констатировать факт деградации. Еще бы - целых 18 литров в год на человека, и это еще при том, что в последние годы этот показатель заметно снижается.

... читать ещё >

День трезвости – праздник, который в России давно уже стал традицией. Более того, это официальное торжество, которое поддерживается церковью. Главная идея праздника – донести до людей, что счастье не может быть в алкоголе.

Этот праздник призван распространять идею здорового образа жизни без спиртного.

Отмечается он в России осенью, в сентябре.

История Дня трезвости

История праздника началась очень давно, еще 100 лет назад, в Петербурге. В далеком 1911 году 34 человека, представители интеллигенции православно-охранительных взглядов, организовали Всероссийский трудовой союз христиан-трезвенников. Его члены пропагандировали здоровый образ жизни и абсолютный отказ от алкогольных напитков. Девизом Союза стал лозунг «Счастье народа – в трезвости!», под которым впоследствии и стало проводиться торжество, названное Днем трезвости.

Первое торжество было проведено членами Союза трезвенников по благословению всех православных архиереев, которые правили в то время в России, на организацию праздника по всем городам и селениям страны. Получив это согласие и благословение, впоследствии праздник начали проводить не только в Петербурге, но и в других российских городах.

Поддержали идею не все, но в более чем половине губерний праздник все-таки проводился. Была избрана основная программа, по которой и проходило торжество. На протяжении антиалкогольных дней закрывались все питейные лавки, а продажа спиртного была запрещена.

Спустя 2 года, 28-29 апреля (11-12 мая по новому стилю) 1913 года, День трезвости в России получил статус официального торжества. Эту идею активно поддерживала церковь и интеллигенция, а также некоторые представители правящего класса страны. Это существенно облегчало решение многих вопросов, связанных с организацией праздника, его финансирования и т.д.

В то время в Петербурге существовали и другие общества трезвенников, которые тоже принимали участие в торжестве. Но несмотря на такую всестороннюю поддержку, просуществовала эта добрая традиция недолго. Советская власть наложила запрет на празднование. Возобновилась традиция только в 2005 году.

Главная идея Дня трезвости

Основная идея торжества заключалась в пропаганде здорового образа жизни. Представители интеллигенции и церкви хотели показать, что человек может счастливо, радостно и полноценно жить и без употребления алкоголя. Уже в те времена для России этот вопрос стоял очень остро.

Также члены Союза хотели сплотить общество, объединить его идеей жизни без алкоголизма. Кроме того, члены общества трезвенников противопоставляли алкоголизму такие ценности, как здоровье, творческое начало, созидание, разум, что неведомо человеку, зависимому от спиртного.

Организаторы праздника считали, что каждый человек должен внести свою лепту, пусть небольшую, в общую идею. Предполагалось, что каждый человек хотя бы в антиалкогольные дни должен прожить в полной трезвости. Помимо отказа от алкоголя, предполагалось, что люди проживут эти дни согласно всем правилам здорового образа жизни, в кругу друзей и близких, наслаждаясь общением и трезвым рассудком.

Традиционная программа празднества

29 августа 1913 года этот праздник получил статус церковного. Организован и проведен он был с благословения Святейшего Синода. Для этого выбрали день усекновения главы Иоанна Предтечи, большого религиозного праздника. Это был первый всероссийский праздник. Отмечали его с широким размахом. С тех пор День трезвости в России так и отмечают в сентябре.

Второй всероссийский праздник отмечали 27 и 28 апреля 1914 года, в пасхальные дни. Праздник отмечался с таким же размахом. Кроме того, на вторую годовщину празднования присоединилось еще больше губерний и областей. Третий всероссийский День трезвости отмечали в 1915 году, когда уже началась Первая Мировая война. А вот празднование следующей годовщины решили отменить в связи с условиями военного положения.

День трезвости как церковный праздник

Накануне празднования вечером во всех православных церквях Петербурга проводилось всенощное бдение, которое благословлял сам митрополит Владимир. Он был не только покровителем, но и активным участником движения.

В это время священнослужители читали воззвание об идее самого события и о целях, которые пропагандирует общество трезвенников. Повторяли это чтение и утром следующего дня во время литургии. А уже к обеду участники процессии, которые состояли из трезвенников и всех, кто сопереживал и разделял идеи праздника, шествовали к Казанскому собору. Там людей уже ждал митрополит Владимир, чтобы осенить собравшихся чудотворной иконой Казанской Божьей Матери.

Кроме митрополита Владимира, участником движения являлся и Петр Алексеевич Миртов. Как руководитель церковного Александро-Невского общества и настоятель церкви Воскресения, он выступал перед народом с речью, которая мало кого могла оставить равнодушным.

После выступлений священнослужителей начиналось молебствие и песнопения церковного хора. Отмечали, что в этот день у собора собиралась толпа, которая достигала 70 тысяч человек. По окончании молебствия вся эта толпа расходилась по своим церквям, ведь люди приходили сюда даже из других губерний.

Программа проведения торжества в Петербурге

Тем не менее в Петербурге на этом празднество не завершалось. Уже в то время людей информировали о вреде пьянства, раздавая листки с соответствующим текстом. Это было днем, а вечером празднество продолжалось, но не на улицах, а в помещениях заводов и обществ. Там собирались люди и организовывали чтения с «гуманными картинами», смотрели кинофильмы о вреде и последствиях алкоголизма.

Помимо этого, проводились сборы средств во благо общества трезвенников и на развитие борьбы с пьянством. Занимались сбором добровольцы. Однако сборщики не просто просили деньги. За участие в благотворительности они дарили значки с девизом Союза трезвенников и надписями «Трезвись», цветы, листки.

Отмечали, что большинство пожертвований были несущественными, но искренними и от души, а это было еще важнее. Например, в одной из кружек, в которую сборщики собирали деньги, была вложена записка от сына, отец которого страдал алкоголизмом. Молодой человек писал о том, что жертвует последние 3 коп., только чтобы его отца спасли от недуга. Такие примеры свидетельствуют о том, насколько велика была идея данного мероприятия и насколько люди откликнулись и разделили ее.

Праздник трезвости: современные традиции

Алкоголизм – бич современности, поэтому празднование такого события очень целесообразно и важно. Алкоголизм набирает обороты, причем такими темпами, что становится своего рода социальной катастрофой. По этой причине социальные институты самыми разными способами пропагандируют идею здорового образа жизни, идеи высших ценностей для человека (семья, дети, друзья, религия, саморазвитие и т. д.).

Задача социальных институтов состоит не просто в том, чтобы донести до основных масс, что алкоголь – это плохо. Это и так знают многие. Важно показать, что человек получает взамен, если ведет трезвый образ жизни, и что, наоборот, теряет, если пьет.

Реклама

Когорту алкоголиков регулярно пополняют подростки и молодые женщины. Это люди разных профессий, включая интеллигенцию, чиновников и т. д. Удручает и статистика несчастий, случающихся по вине алкоголя. Потому общество старается ставить серьезный заслон пьянству, который сводит нацию к катастрофе.

Россия, как и многие другие страны, никогда не отличалась разумным отношением к горячительным напиткам. Праздники было принято отмечать широко, с размахом. Хмельное лилось рекой. Тяжелое похмелье и горестные последствия пьяных разгулов мало кого останавливали. Прошли столетия, но мало что изменилось, разве что объем потребляемого алкоголя возрос многократно. Идея отвлечь нацию от пьянства, как говориться, назрела давно.

День трезвости в России 2018: история праздника

Установлению 11 сентября Всероссийского Дня Трезвости мы обязаны русскому православному священноначалию. 104 года назад они впервые определили провести его в великий церковный праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи. Через год он был признан официально и по-прежнему поддерживался Церковью.

Советская власть надолго прервала добрую традицию. Ее возобновили, присвоив статус всероссийского, 12 лет назад. С той поры Всероссийский День Трезвости – значимое для нас событие. Смысл его посыла в том, чтобы каждый внес посильную лепту в борьбу со злом и помог другим понять, как хорошо жить без зависимости.

Диагностировать алкоголизм, принявший форму национального бедствия, несложно. Но излечить порой невозможно. Поэтому Церковь и государство стараются максимально адаптировать формы борьбы с пьянством к современным условиям.

Госбюджет выделяет на разрабатываемые и внедряемые программы солидные суммы.

В городах и других населенных пунктах страны размещают информационные стенды со статистикой о повышении смертности от злоупотребления алкоголем, психических расстройствах, о росте числа аварий на дорогах и др.

На предприятиях, в учебных заведениях и организациях выступают узкие специалисты, которые доносят до аудитории доступную информацию о том, как пагубно влияет спирт на организм, особенно в подростковом и пожилом возрасте.

Некоторые бизнесмены, по примеру своих дореволюционных коллег, прекращают продажу любого алкоголя.

Чтобы поддержать активный образ жизни и в поддержку отказа от спиртного, энтузиасты проводят разного рода марафоны, митинги, эстафеты, конкурсы и так далее. А артисты выступают на разных площадках страны.

В российских городах появляется атрибутика, выпускаемая во имя трезвости.

Стены домов и асфальт разрисовываются «трезвыми» надписями и картинками, к чему активно привлекается молодежь и подростки.

День трезвости в России 2018: традиции празднования

Сегодня алкоголизм официально признан заболеванием. И именно для борьбы с этой болезнью и учрежден Всероссийский день трезвости. Нельзя сказать, что отмечают его широко, но и «забытым» праздником назвать его не получится.

Церковь продолжает традиции – в этот день призывают поставить свечи во здравие страдающих алкоголизмом перед иконой Божьей Матери (считается, что помогает «Неупиваемая Чаша»). В этот день заказывают молебен Иоанну Предтече, который проповедовал отказ от горячительного.

Силами прихожан собираются многочисленные крестные ходы. Современность вносит свои коррективы: в некоторых регионах настоятели поднимаются в небо на самолетах, проводят службу и окропляют города святой водой прямо из специального люка.

Светское общество тоже не остается в стороне:

  1. Администрации городов и регионов разрабатываются программы праздника. Главная цель – пропаганда трезвого образа жизни, особенно среди молодежи. Для этого зачастую достаточно предложить достойную альтернативу. Поэтому так популярны спортивные праздники или городские субботники по уборке.
  2. Молодежь охотно приходит на концерты и флэшмобы.
  3. В парках открывают аттракционы, проводят веселые конкурсы.
  4. В ходе праздника некоторые музеи устраивают выставки. На них представляются не только петровские «Медали за пьянство» весом в несколько килограмм. Экспозиции содержат агитационные листовки прошлого века, значки, фотографии, газетные публикации.

Интернет-сообщество также активно включилось в проведение Дня трезвости. Создаются сайты по его проведению, где размещаются посты руководителей администраций, депутатов, деятелей культуры и спорта.

Россия, как и многие другие страны, никогда не отличалась разумным отношением к горячительным напиткам. Праздники было принято отмечать широко, с размахом. Хмельное лилось рекой. Тяжелое похмелье и горестные последствия пьяных разгулов мало кого останавливали. Прошли столетия, но мало что изменилось, разве что объем потребляемого алкоголя возрос многократно. Идея отвлечь нацию от пьянства, как говориться, назрела давно.

История

Первой против бездумного пьянства выступила православная Церковь. Это случилось более века назад. В то время мероприятия носили культурный и просветительский характер. Чаще всего активисты Общества трезвости приглашали на беседы, раздавали брошюры о вреде алкоголя.

Пьянки очень часто происходили в церковные праздники, которых в православном календаре весьма много. Но в эти дни продажа спиртного строго запрещалась. Собирались крестные ходы, читались проповеди о воздержании от алкоголя. Особо приветствовалось покаяние пьяниц, которое проходило публично.

Традиции

Сегодня алкоголизм официально признан заболеванием. И именно для борьбы с этой болезнью и учрежден Всероссийский день трезвости. Нельзя сказать, что отмечают его широко, но и «забытым» праздником назвать его не получится.

Церковь продолжает традиции – в этот день призывают поставить свечи во здравие страдающих алкоголизмом перед иконой Божьей Матери (считается, что помогает «Неупиваемая Чаша»). В этот день заказывают молебен Иоанну Предтече, который проповедовал отказ от горячительного.

Силами прихожан собираются многочисленные крестные ходы. Современность вносит свои коррективы: в некоторых регионах настоятели поднимаются в небо на самолетах, проводят службу и окропляют города святой водой прямо из специального люка.

Светское общество тоже не остается в стороне:

  1. Администрации городов и регионов разрабатываются программы праздника. Главная цель – пропаганда трезвого образа жизни, особенно среди молодежи. Для этого зачастую достаточно предложить достойную альтернативу. Поэтому так популярны спортивные праздники или городские субботники по уборке.
  2. Молодежь охотно приходит на концерты и флэшмобы.
  3. В парках открывают аттракционы, проводят веселые конкурсы.
  4. В ходе праздника некоторые музеи устраивают выставки. На них представляются не только петровские «Медали за пьянство» весом в несколько килограмм. Экспозиции содержат агитационные листовки прошлого века, значки, фотографии, газетные публикации.

Интернет-сообщество также активно включилось в проведение Дня трезвости. Создаются сайты по его проведению, где размещаются посты руководителей администраций, депутатов, деятелей культуры и спорта.

В целом, сформировались определенные традиции, которым должен отвечать праздник: позитивность, массовость, искренность, совместная работа религиозных и светских органов.