Российские боевые катера. Боевые катера черноморского флота россии. История развития катеров на подводных крыльях

Мега-яхта 118 WallyPower

Встретив в море этот стремительно глиссирующий катер, непосвященный наблюдатель определенно решит, что перед ним секретная разработка кораблестроителей, предназначенная решать некие сугубо силовые задачи. Темно-серый, с металлическим отблеском корпус, приплюснутая граненой формы рубка, выполненная в соответствии с технологиями “Стелс”, отсутствие лееров, мачт, открытых антенн, ходовых огней и прочих заметных устройств и дельных вещей и, конечно, очень высокая скорость — все это наводит на мысль о встрече либо с патрульным катером-перехватчиком, либо с боевой единицей ВМФ, хранящей за гладкими поверхностями корпуса и рубки компактные ракетные комплексы...

Такова Мега-яхта 118 WallyPower , самое быстроходное судно в Мире такого класса. Невероятная высокая крейсерская скорость- 60 узлов в час (111,1 км/ч) - и необычный дизайн яхты сразу сделали её легендой. Музей Современного Искусства Сан-Франциско выбрал её в качестве экспоната для одной из самых престижных художественных выставок в Америке, «Glamour: Fabricating affluence» и она стала единственной яхтой, представленной на этом престижном мероприятии.

Однако, под боевым раскрасом скрывается абсолютно мирное прогулочное судно, в отличие от остальных сегодняшних участников обзора. Итак, начнем...

1.Литоральный боевой корабль-тримаран Independence (LCS-2).

USS Independence (LCS-2) («Индепенденс», от англ. independence — «независимость

«Индепенденс» был заложен 19 января 2006 года, спущен 4 мая 2008 года, принят ВМС США 18 декабря 2009 года.

Конструкция корпуса разработана и реализована компанией Austal. Основой разработки послужил ранее созданный компанией 127-метровый скоростной автомобильно-пассажирский паром-тримаран «Бенчихигуа Экспресс» (исп. «Benchijigua Express »). «Индепенденс» и «Бенчихигуа Экспресс» являются крупнейшими тримаранами в мире.

Силовая установка — 2 газовые турбины Дженерал Электрик LM2500,
2 дизеля MTU Friedrichshafen GmbH 20V 8000 M90. Мощность — Турбины 2 х 29500 л.с.,
дизели 2 х 12203 л.с. Винты — 4 водомёта: 2 Wartsila LJ160E,2 Wartsila LJ150E
Скорость — 45 узлов (при волнении моря до 3 баллов)

Дальность плавания — 3500 миль (на 18 узлах), 1000 миль (на 50 узлах). Автономность — 14 дней. Экипаж — 50 человек.
Вооружение: Зенитное — 1 ЗРК RIM-116 (21 ЗУР), артиллерийское — 1*1 57 мм Μκ. 110, противолодочное — Honeywell Mk 50 Torpedo, авиационное — 2 вертолёта SH-60 R/S Seahawks и БЛА MQ-8 Fire Scout

Компоновочная схема ЛБК Independence. У него большая площадь вертолетной взлетно-посадочной платформы и значительный объем подпалубного пространства для размещения сменных контейнеров-модулей.

2.Freedom — преемник победителя Голубой ленты Атлантики.

USS Freedom (LCS-1) («Фридом», от англ. freedom — «свобода ») — корабль класса «боевой корабль прибрежной зоны», находящийся в составе ВМС США. Головной корабль серии.
Заложен 2 июня 2005 года, спущен на воду 23 сентября 2006 года, вошел в состав флота 8 ноября 2008 года. Водоизмещение - 3089 тонн, длина - 17,5 метра, ширина - 17,5 метра, осадка - 3,7 метра, скорость - 47 узлов, дальность плавания - 6500 километров при 18 узлах.

Вооружение: 57 мм артиллерийская установка Mk 110, система ближнего боя RIM-116 RAM, 45 или 60 высокоточных ракет PAM для борьбы с надводными кораблями, 2 12,7 мм пулемета.

Серия боевых кораблей прибрежной зоны (LCS) ВМС США из 55 единиц общей стоимостью не менее 12 миллиардов долларов призвана заменить устаревающие фрегаты УРО типа Oliver Hazard Perry и некоторые минные тральщики. Корабли LCS предназначены для противолодочной, противокорабельной обороны, выполнения противоминных задач, перевозок, поисковых мероприятий, разведки и выполнения спецопераций в прибрежной зоне.

В настоящее время разработаны и одобрены ВМС США два проекта LCS - быстроходный монокорпусный корабль (Lockheed Martin) и тримаран (General Dynamics). Второй корабль прибрежной зоны — Independence (LCS-2) производства General Dynamics передан флоту 16 января 2010 года. Третий — Fort Worth - войдет в состав флота не раньше 2012 года.

Стандартное водоизмещение LCS - 3000 тонн, длина - 115 метров, ширина — 17 метров, скорость - 40-50 узлов, экипаж - 50 человек, автономность плавания - 21 день. Вооружение LCS — 57 мм артиллерийские установки Mk 110, ракетные установки NLOS-LS, торпеды. На борту корабля такого типа могут располагаться 2 многоцелевых вертолета MH-60R/S Seahawk и беспилотный летательный аппарат MQ-8 Fire Scout.

ЛБК Freedom имеет просторную вертолетную взлетно-посадочную площадку, на которой с легкостью размещается вертолет HH-60H Sea Hawk (на фото запечатлен момент посадки).

У скоростной моторной яхты Destriero были позаимствованы обводы корпуса Freedom. Destriero — победитель Голубой ленты Атлантики — 1992 года за самое быстрое пересечение Атлантического океана (длина — 67м, ширина — 13м, 50,000 лошадиных сил, максимальная скорость — 110 км /ч).

Форма обводов днища Freedom-Destriero.

3.Visby — корвет-невидимка из Швеции.

При своем малом водоизмещении Visby оборудован вертолетной площадкой. Кроме того, сообщалось, что его вооружение строится по модульному принципу: в центральной части корпуса находится специальный отсек, где может быть установлено различное вооружение - от ударных ракет до безэкипажных подводных аппаратов-уничтожителей мин. Правда, судя по публикациям в прессе, первые четыре корпуса были построены с противоминным вооружением и лишь пятый - с изначально установленным на борту ударным.

В августе 2000 г. шведская фирма Kockums начал работу над проектом Visby Plus - корветом океанской зоны. В целом его философия аналогична предыдущему: минимизация сигнатур физических полей, скрытое в корпусе оружие и оборудование, применение композитных материалов, водомет в качестве движителя, модульный принцип расположения вооружения. Интересно, что программа реализована не была, но корвет, очень сильно напоминающий Visby Plus, появился в составе ВМС США.

Общие характеристики: Длина — 72м; Ширина — 10м; Водоизмещение — 800 тонн; Скорость — 35 узлов; Экипаж — 44 человека;

Вооружениe: Орудия — 1 Bofors DP 57mm / MkIII; Противо-корабельные комплексы — 8 RBS15 Mk3; Вертолеты — 1; Зенитные установки — 2 SAAB RBS-15

Общая компоновка корвета-невидимки.

Корвет типа Visby.

4.Норвежский катер на воздушной подушке Skjold.

Ракетные катера класса Skjold характеризуется высокой скоростью, малым свечением на радарах, малым размером и при этом серьёзным вооружением.

Первое в серии судно типа "Skjold" (бортовой номер P960), было введено в эксплуатацию в апреле 1999 года. После испытаний, норвежское правительство одобрило создание еще пяти кораблей типа "Skjold" в июне 2002 года. Переговоры по контракту были завершены в июле 2003 года. Корабли строились на верфи Мандал Umoe.

Важнейшим качеством Skjold является его скрытность в прибрежной зоне, особенно в условиях топографии Норвегии с ее островами и фьордами. Это позволяет ему осуществлять наблюдение и наносить удары с близкого расстояния, оставаясь при этом незамеченным.

За основу конструкции кораблей был взят норвежский минно-поисковых корабль класса Oksoy. Низкая площадь соприкосновения корпуса с водой дает повышение уровня устойчивости к ударным нагрузкам и значительно сокращает воздействие волн по сравнению с кораблями сделанными по обычной схеме.

Специальная система контроля обеспечивает стабилизацию судна, что в сочетании с электронной системой управления движения обеспечивает контроль и регулировку давления в воздушной подушке. Большое количество немагнитных композитных компонентов применённых в конструкции корабля, значительно снижает его магнитную картину. Граненый профиль судна так же снижает видимость судна на радарах противника. Для этого так же двери и люки сделаны заподлицо со всеми поверхностями.
Сочетание двойного корпуса с воздушной подушкой обеспечивает очень высокие показатели по маневренности. Все жизненно важные системы продублированы для повышения живучести судна.
Низкая осадка 0,9 м на воздушной подушке делает корабль неуязвимым к воздействию морских мин.

На кораблях установлена система управления и контроля Senit 2000,
радиолокационные системы Ceros Saab 200 и оптико-электронная система управления огнем.

Система РЛС MRR-3D-NG имеет легкую фазированную решетку и работает, как для радиолокационного наблюдения, так же как и самостоятельный датчик системы обороны, с автоматическим переключением режимов. Она способна обнаружить цели на дальностях до 140 км и, а в 3D-режиме наблюдения она способна засечь цель на расстоянии до 180 км. В автоматическом режиме, она может обнаружить и отследить любые угрозы в радиусе 60 км.

В качестве двигателя на корабле применяется система CODAG (комбинация дизельных двигателей и газовых турбин). Она состоит из двух газотурбинных двигателей Rolls-Royce Allison 571KF, каждый мощностью по 6000 кВт (8160 л.с.), и двух вспомогательных двигателей MTU 6R 183 TE52 мощностью 275kW каждый. Водоструйные сопла могут перемещаться независимо друг от друга, что даёт возможность катерам класс "Skjold" двигаться боком.

Основные ТТХ:

Длина: максимальная 46,79 м, по ватерлинии 41,5 м
Ширина: 13,5 м
Осадка: 2,25 м (0,8 м на воздушной подушке)
Водоизмещение: полное 260 т
ЭУ: водометная, дизель-газотурбинная типа CODOG, две газовые турбины Rolls-Royce-Allison 571-KF9 — 16320 л.с., два вспомогательных дизеля MTU 6R183 TE92 — 12000 л.с., 2 водомета KaMeWa 80S2, 2 дизеля поддува подушки MTU 12V183 TE92 (по 985 л.с.)
Скорость: 55 узлов
Автономность: 14 суток
Вооружение (планируемое): 8 ПКР NSM, 76,2-мм артустановка OTO Melara SuperRapid, ПУ ЗРК Симбад (ракеты Мистраль)
РЛС (планируемые): навигационная РЛС Decca 1229, РЛС обнаружения целей Ericsson Sea Giraffe, РЛС управления оружием CelsiusTech CEROS 200
Радиоэлектронное вооружение: комплекс РЭБ
Экипаж: 15 человек (4 офицера)

Катер на воздушной подушке Skjold.

Skjold в "припаркованном" состоянии.

5.M-80 Stiletto доставит "морских котиков" быстро и незаметно.

Военный американский катамаран M-80 Stiletto . Главными особенностями новейшего корабля являются использование композитных материалов и углеродного волокна в конструкции, а также запатентованная форма корпуса в виде буквы «М». Все это дает ему возможность работать на мелководье и развивать большую для кораблей такой класса скорость в 50 узлов (около 93 км/ч).

Образующаяся при наборе скорости воздушная подушка не только уменьшает трение днища корабля об воду, но и увеличивает его устойчивость на больших скоростях и, по словам разработчиков, обладает большими перспективами для будущего кораблестроения.

Особое покрытие корпуса и его профиль, выполненный по типу истребителя Стелс (Stealth) дают ему преимущество малозаметности на радарах противника. Корабль длиной 25 метров и весом 60 тонн может перевозить полезный груз весом до 37 тонн и обладает запасом хода в 926 километров. Stiletto оснащен четырьмя двигателями Horsepower мощностью 1650 лошадиных сил, управляется тремя членами экипажа и может дополнительно комплектоваться несколькими десантными моторными лодками с жестким корпусом, катером типа Manta или беспилотным разведчиком Silver Wing.

Корабль M80 Stiletto является частью проекта USSOCOM, по созданию автономных и полуавтономных военно-морских сил. Эта новая концепция министерства обороны США разрабатывается для модернизации современных вооруженных сил в перспективные и высокотехнологичные войска в будущем.

Основные ТТХ:

Водоизмещение: 60 тонн
Длина: 27.0 м
Ширина: 12 м
Высота: 5 м
Осадка: 0.8 м
ЭУ: 4 × 1,650 л.с. C-30 CAT
Скорость: 51 узел (94 km/h) — максимальная; 40 узлов (74 km/h) — крейсерская
Автономность: 500 морских миль с полной нагрузкой/на макс. скорости
Вместимость: 1 десантная жестконадувная моторная лодка (RHIB)
Десант: 12 "морских котиков"
Дополнительноt: 3 чел.

Stiletto и RHIB с "морскими котиками" идут на параллельных курсах.

"Морскиме котики" во время проведения тренировочной операции.

6.Шведский десантный катер в Джунглях Амазонки.

Шведские десантные катера типа Strb-90H (Stridsbat-90H, экспортное обозначение СВ 90Н — Combat Boat 90H ) крупными сериями строились на судоверфях "Докставарвет" и "Готландсварвет", в том числе и на экспорт в Норвегию, Грецию, Малайзию и Мексику. Катер предназначен для транспортировки 20-ти солдат и грузов.

Стандартное вооружение включает 12,7-мм пулемет (или 40 мм гранатомет), также возможна установка сдвоенных 12,7 мм пулеметов в специальном отсеке перед рулевым, для повышения плотности огня по ходу судна.

Основные ТТХ:

Длина: 14.90 м
Ширина: 3.85 м
Водоизмещение: 18 тонн
ЭУ: 2 x 600 kW
Скорость: 45 узлов

Десантный катер Stridsbat-90H.

7."Плавучий дот" — SOC-R спецназа ВМС США.

Катер SOC-R сразу задумывался как специализированная боевая машина, позволяющая бойцам SWCC вступать в контакт с противником в стесненной обстановке и выходить из стычек победителем. Подрядчик, United States Marine, базирующийся в Галфпорте, штат Миссисипи, получил от SWCC следующий список требований. Осадка судна не должна превосходить 60 см при полной загрузке вооружением, боекомплектом, экипажем и пассажирами. По размерам катер должен быть достаточно компактным, чтобы вместиться в грузовой отсек военного транспортного самолета С-130, он должен быть достаточно узким, чтобы протискиваться сквозь тесные речные протоки, и достаточно легким, чтобы его мог поднять на стропах вертолет Chinook. К примеру, в Ираке вертолеты подхватывали эти моторки и перекидывали их через речные плотины, создавая для противника эффект неожиданности.

Спаренные водометы и 440-сильный дизель Yanmar дают катеру весьма значительное соотношение мощности и массы. Продуманные формы корпуса делают катер очень маневренным и скоростным. Правильно подобранная килеватость позволяет легко выходить на глиссирование, когда, скользя по поверхности, судно испытывает относительно малое сопротивление. Под днищем не торчат ни руль, ни винт - ничего, что могло бы зацепиться за камни и коряги.

Но главная изюминка катера SOC-R - это его пулеметы. Конечно, на танки и БТР ставят еще и пушки, но если посчитать плотность огня на 1 м2, мы получим такой показатель, который не реализован ни в какой другой военной технике.

Две передние огневые точки SOC-R - это пулеметы GAU-17/A minigun. Вращающийся пулемет Гатлинга с электроприводом позволяет сделать четыре очереди со скорострельностью 6000 выстр/мин. По серединам бортов стоят легкие пулеметы M420B. На корме - пулемет калибра.50. Он стреляет медленнее всех, но энергия его пули такова, что перед ней не устоит ни броня легких боевых машин, ни бЧльшая часть стройматериалов. Кормовое расположение для этой огневой точки не случайно - она должна прикрывать экипаж, если катер отрывается от преследования превосходящими силами противника.

Скоростные, вооруженные до зубов катера SOC-R используются в основном для заброски «морских котиков» (спецназ ВМС США), рейнджеров (спецназ армии) и прочего спецназа и для их возвращения после операции. Если же на пути оказывается противник, SWCC (Special Warfare Combatant-craft Crewmen) готов к активному противостоянию.

Команда боевого катера имеет все необходимое для ведения боя. Каждое судно способно открыть огонь на уничтожение во всех направлениях - орудия установлены соответствующим образом.

Пять огневых точек на борту катера обеспечивают угол обстрела в 360 градусов. Катер SOC-R утыкан пулеметами по всем бортам.

Вращающийся пулемет Гатлинга с электроприводом позволяет сделать четыре очереди со скорострельностью 6000 выстр/мин.

Ленинградский судостроительный завод «Пелла», расположенный в городе Отрадном Ленинградской области, начал испытания двух патрульных катеров проекта 03160 «Раптор», построенных для ВМФ России.

Начиная с 2013 года, завод «Пелла» построил уже 11 данных катеров. 2 из них числятся в составе Балтийского флота, 5 - Черноморского, решая разведывательные задачи в составе морских пунктов специального назначения. Два черноморских «Раптора» в 2016 году были переброшены в сирийский Тартус. Еще один катер был построен в варианте связного, но используется для перевозки ВИП- флотоводцев. Как сообщает блог bmpd, он постоянно находится ошвартованным у причального комплекса Национального центра управления обороной Российской Федерации на Фрунзенской набережной Москвы-реки.

Строительство катеров различных проектов и назначений для ВМФ России, пожалуй, самый динамичный сегмент отечественного кораблестроения. Все они образуют так называемый «москитный флот», который с высокой эффективностью работает в прибрежной зоне, решая полный комплекс задач обороны и ведения боевых действий на расстоянии от 100 до 700 миль от базы.

Быстроходный катер «Раптор»

«Раптор» , разработанный в КБ завода «Пелла», пожалуй, самый миниатюрный катер. Его водоизмещение равно 23 тоннам, а длина - 17 метрам. Предназначен для патрулирования зоны своей ответственности. Но может и отправляться в «командировки» на борту или в док-камере больших десантных кораблей. Что, как было сказано выше, и проделали «Рапторы», приписанные к Черноморскому флоту.

Это на сегодняшний день самые скоростные катера российского ВМФ, их скорость равна 48 узлам. (Правда, к Каспийской флотилии приписаны два более скоростных, но их ресурс уже практически выработан). То есть «Раптор» способен доставить 20 спецназовцев на расстояние в 100 миль практически за 2 часа. На экономической скорости катер способен продвинуться на 300 миль. Громадную скорость обеспечивают два двигателя суммарной мощностью в 2300 л.с., работающие на водометный движитель.

Экипаж - 2 человека. Корпус бронированный. Катер вооружен тремя пулеметами. По бортам расположены «обычные» пулеметы калибра 7,62 мм. Более серьезное оружие -крупнокалиберный пулемет Владимирова. Он оснащен оптико-электронным модулем, способным обнаруживать цели на фоне помех на расстоянии 3 км. Система управления огнем просчитывает траекторию движения цели и вносит поправки на возмущающие факторы. Дальность прицельной стрельбы - 2 км.

По контракту с Минобороны завод «Пелла» построит еще 6 «Рапторов». Таким образом, их количество достигнет 17-и.

Противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок» был разработан в 2008 году нижегородским КБ «Вымпел». В связи с большой потребностью флота в катерах этого проекта, они строятся сразу на трех заводах - на Зеленодольском судостроительном заводе, на владивостокском «Восточная верфь» и на рыбинском «Вымпел». Предназначен для борьбы с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования ВМФ.

Спуск на воду катера «Грачонок» — первого в серии четырех противодиверсионных катеров, заказанных министерством обороны РФ, на судостроительном заводе «Вымпел»

Это более солидный корабль, чем «Раптор», имеющий водоизмещение в 139 тонн и длину в 31 метр. Максимальная скорость - 23 узла, дальность плавания - 200 миль. Экипаж - 8 человек.

Катер оснащен развитыми средствами контроля надводной и подводной обстановки, а также оборудованием, позволяющим проводить работы на глубине до 300 метров. К ним относятся: РЛС, гидроакустическая станция, оптико-электронный комплекс, телеуправляемый подводный аппарат, судовой водолазный комплекс с барокамерой.

К вооружению относятся крупнокалиберный пулемет калибра 14,5 мм и ручной гранатомет. Для защиты от подводного нападения диверсантов используется автоматический 10-ствольный гранатомет калибра 55 мм. Он способен поражать диверсантов на глубине до 40 метров и на расстоянии до 16 метров. При надводной стрельбе дальность достигает 500 метров. Защиту от нападения с воздуха обеспечивают 4 ПЗРК «Игла».

В строю находятся 12 катеров. Строятся еще 4.

Главную ударную мощь «москитного флота» обеспечивают ракетные катера нескольких проектов, которые отличаются друг от друга используемыми противокорабельными ракетными комплексами. Это большие ракетные катера проектов 12411, 12411 Т, 12417 . Всё это модификации базового проекта 1241 «Молния», разработанного в 1979 году в ЦМКБ «Алмаз» в качестве ответа на аналогичные западные разработки.

Всего было построено 50 катеров для ВМФ и еще 30 на экспорт. В настоящий момент в строю находятся 26 катеров, последние из которых пришли на флот уже в нулевые годы в изрядно осовремененном виде. Более того, командование ВМФ заказало еще 2 катера, которые должны быть построены в следующем году на рыбинском судостроительном заводе «Вымпел».

Главное оружие последних модификаций катера - четыре сверхзвуковые крылатые ракеты П-270 «Москит», принятые на вооружение в 1984 году. Несмотря на то, что катер имеет небольшое водоизмещение (порядка 500 тонн), одна ракета способна уничтожить корабль водоизмещением в 20 тыс. тонн. Она вполне современная, о чем свидетельствуют, например, полет ракеты на высоте 7 метров, средства радиоэлектронной борьбы, дальность, равная в зависимости от траектории полета от 120 км до 250 км. И очень солидная максимальная скорость в 2,8 М. Ракета обладает способностью маневрировать.

К артиллерийскому вооружению относятся установка АК-176 калибра 76 мм, допускающая автоматическую стрельбу с использованием корабельной РЛС, и 6-ствольная автоматическая артиллерийская установка АК-630 калибра 30 мм. Защиту от нападения с воздуха обеспечивает стационарный ЗРК «Стрела-3».

Что же касается радиотехнического вооружения катера, то по возможностям оно не уступает аналогичному вооружению малых ракетных кораблей.

Как уже было сказано, полное водоизмещение в зависимости от модификации лежит в пределах от 460 тонн до 550 тонн. Длина - 56 метров. Ширина - 10 метров. Экипаж - 40 человек, включая пять офицеров. При основательном весе и габаритах катер имеет максимальную скорость в 42 узла, на которой преодолевает расстояние в 400 миль. Экономический ход в 12 узлов обеспечивает дальность в 2400 миль.

Класс десантных катеров, которых в ВМФ России 35 единиц, представлен пятью проектами. Самый «древний» из них - проект 1176 «Акула» был запущен в производство в начале 70-х годов. Остальные относятся уже к российскому периоду нашей истории.

Абсолютным рекордсменом мира является проект 11770 «Серна» . Эти катера на воздушной подушке при водоизмещении в 99 тонн и длине в 26 метров способны перевозить 92 десантников с полной выкладкой либо технику весом в 45 тонн. При этом имеет скорость в 30 узлов и дальность в 600 миль. С 1993 года были построены 16 катеров.

Совсем новые десантные катера проекта 21820 «Дюгонь» были разработаны в 2005 году в ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Р.Е.Алексеева. Скорость у этого катера на воздушной подушке существенно выше - 35 узлов. При полном водоизмещении в 280 тонн он способен перевозить до 140 тонн груза. Это могут быть 2 основных боевых танка, 4 БТР, сотня десантников в различных сочетаниях. Катер может высаживать десант на неподготовленный берег, условно говоря, на «дикий». Предполагается, что каждый флот должен иметь 4−5 таких катеров. Пока построено 5. Каждому из них были присвоены имена офицеров, отличившихся в годы Отечественной войны 1812 года, - «Атаман Платов», «Денис Давыдов», «Иван Карцов», «Лейтенант Римский-Корсаков», «Мичман Лермонтов». В настоящий момент строятся еще 9 катеров.

Десантный катер «Мичман Лермонтов» проекта 21820 «Дюгонь»

Десантные катера проекта 02250 , разработанные компанией «Еврояхтинг», принадлежащей рыбинскому судостроительному заводу, начали строиться в 2014 году. Готовы две единицы. Это небольшой, водоизмещением в 20 тонн, но скоростной катер, развивающий скорость в 40 узлов. Перевозит 19 десантников на расстояние в 400 миль. Катер имеет пулеметное вооружение, а также беспилотный летательный аппарат, используемый в разведывательных целях. Также предусмотрено выставление катером четырех мин. Конструкторы предусмотрели еще четыре модификации катера: командный катер, медицинский с реанимационным отделением, пожарный, водолазный.

Очень интересную в боевом отношении линию представляет «старый-новый» десантный катер на воздушной подушке проекта 12061 «Мурена-М» , разработанный в ЦМКБ «Алмаз». Его строительство должно начаться совсем скоро. Это модификация «Мурены», которая, начиная с 80-х годов, была построена в 11 экземплярах. «Мурена» стала развитием катера 70-х годов проекта 1206 «Кальмар», развивающего скорость в 55 узлов. Два таких катера до сих пор служат в Каспийской флотилии.

«Мурена» также имеет рекордную скорость в 55 узлов. Однако у нее существенно повышена огневая мощь. На «Кальмаре» установлены лишь два пулемета калибра 12,7 мм. «Мурена» способна производить эффективную огневую поддержку высаживающемуся десанту. Она вооружена двумя 30-мм автоматическими артиллерийскими установками и двумя гранатометами того же калибра. Также на борту имеются 8 ПЗРК «Игла».

Десантные корабли на воздушной подушке «Джейран» и «Кальмар»

Катер «Мурена-М» имеет полное водоизмещение в 150 тонн. Длина - 31 метр, ширина - 14,6 метра. Дальность хода - 200 миль. Экипаж - 12 человек. Способен перевозить один танк, или 2 БТР, или 140 морских пехотинцев. Может преодолевать препятствия высотой 0,8 метра.

Запланирована постройка пяти катеров «Мурена-М».

Продолжают находиться в строю и еще 4 катера, которые принадлежат к исчезающему виду вооружения. Это артиллерийские катера проектов 1204 «Шмель» . На нем установлена башня от плавающего танка ПТ-76Б с 76-мм пушкой. В 60-е - 79-е годы было построено 118 таких катеров. У нас их остались 4 штуки. Поскольку катера строились в Николаеве, сейчас они в большом количестве эксплуатируются на Украине.

Быстроходный боевой катер "KHI Todak" индонезийского флота на фоне десантного корабля "Green Bay" американского флота. Индонезия продолжает наращивать возможности своих военно-морских сил, в том числе и за счет строительства быстроходных боевых катеров

Быстроходные боевые катера (ББК) или ракетные катера (корабли) представляют собой экономичное решение, точно соответствуя как потребностям береговой обороны, так и потребностям морского патрулирования меньшей интенсивности. В статье анализируется состояние флотов ББК стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Потребность в военных кораблях типа ББК особенно высока в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в этой статье дан обзор программ разработки, модернизации и закупки подобных судов, реализующихся в этой части земного шара. Начнем, пожалуй, с Бангладеш. Флот этой страны в последние годы значительно повысил боевые возможности своего флота, заменив на четырех ББК класса «Hegu» устаревшие противокорабельные ракеты SY-1 противокорабельными ракетами C-704A производства китайской корпорации Chinese Aviation Industry Corporation (CAIC). До конца этого года на вооружение бангладешского флота встанут восемь местной постройки ББК длиной 11,7 метра, задачей которых станет поддержание суверенитета и укрепление морского права. Государственная судоверфь Dockyard and Engineering Works (DEW) Narayangani по проекту X12 строит полностью композитное судно в рамках соглашения о передаче технологий с индонезийской компанией PT Lundin. Катер X12 длиной 12 метров является развитием известного боевого катера Combat Boat 90 постройки шведской судоверфи Dockstavarvet. DEW не ответила на запрос о стоимости этого проекта, который также включает десять версий с полноразмерной палубной надстройкой для бангладешской береговой охраны, однако СМИ Индонезии сообщают о стоимости контракта в 6 миллионов долларов. Вооружение катера составят три пулемета, а скорость 35 узлов (65 км/ч) помогут развить два дизельных двигателя Volvo Penta, соединенных с двумя водометами.


Бангладешский катер X12 является развитием шведского боевого катера CB 90

Мьянма (Бирма)

К юго-востоку от Бангладеш рост и модернизация флота страны под названием Мьянма (ранее Бирма) за последнее десятилетие были впечатляющими. В обязанности ее ВМС входит защита рыболовства, борьба с пиратством и контрабандой наркотиками. Также важным является предъявление претензий, подкрепленных своим мощным флотом, на потенциально богатые углеводородами участки в Бенгальском заливе. Мьянма прежде рассчитывала в основном на Китай при закупке морских судов, но в настоящее время интенсивно развивает собственную промышленность военных кораблей. С 2004 года в состав флота был введено около 20 ракетно-пушечных ББК местной постройки, в то время как новый класс быстроходных торпедных катеров, по имеющимся данным оптимизированный для противолодочной борьбы, также вступает в строй. Хотя мьянманцы, стремясь усилить свой флот ББК, не чураются и закупок за рубежом, в частности у Израиля. В конце 2015 года у подразделения Ramta компании Israel Aerospace Industries (IAI) было заказано шесть катеров Super Dvora Mk.3. Закупка этих судов является убедительным примером решимости Мьянмы защитить свои прибрежные ресурсы в то время, когда растет количество заявок на право ведения разведки месторождений в исключительной экономической зоне. Компания IAI не отрицает и не подтверждает наличие мьянманского контракта, но руководитель внешнеэкономического департамента Дэвид Богнер в компании IAI Ramta предоставил некоторую информацию по судну Super Dvora Mk.3. «Это исключительно подвижная платформа, способная развить скорость свыше 48 узлов (89 км/ч). Катер превосходно выполняет преследование и перехват нарушителей при выполнении задач по охране морских просторов и береговой линии, он может пристать к необорудованному берегу и даже может быть вытащен на него при необходимости». Богнер заострил внимание на ряде опций, доступных для операторов этого катера. «Типичным вооружением может быть стабилизированная артиллерийская установка Typhoon компании Rafael Advanced Defence Systems плюс вооружение меньшего калибра, но мы можем выполнить и требования индивидуального заказчика. Мы реагируем на предпочтения пользователя по обзорным РЛС и радарам управления огнем. Мы предлагаем на выбор двигатели MTU или Caterpillar. Вариант движителя с частично погруженными гребными винтами снижает гидродинамическое сопротивление и тем самым повышает эффективность катера при выполнении задач на мелководье».

Китай

Будучи поставщиком судов различных типов, Китайская Народная Республика уже много лет имеет на вооружении достаточно большой флот малоразмерных ББК различного типа. Хотя китайцы основательно модернизировали флот своих ББК за последнее десятилетие и сейчас в основном полагаются на ракетный катер катамаранного типа класса «Houbei» длиной 43 метра и водоизмещением 224 тонны, который предназначен для проецирования угрозы массовой ракетной атаки на авианосные ударные группы американского флота, действующие в прилегающих к Китаю водах. Это судно. развивающее скорость 36 узлов (67 км/ч), приводится в движение двумя дизельными двигателями, соединенными с четырьмя водометами. Катер имеет на вооружении восемь противокорабельных ракет C-803 от CAIC, а также шестиствольную автоматическую корабельную артиллерийскую установку AK-630. Катер этого класса представляют собой относительно стабильную ракетную платформу, которая может работать на удалении от берега до 400 морских миль (741 км). Более 80 таких судов состоят на вооружении, оценочная стоимость которых по данным китайской судоверфи Hudong-Zhonghua составляет до 50 миллионов долларов за судно. Также было несколько неподтвержденных сообщений в региональных СМИ о том, что Пакистан планирует строить суда этого типа по лицензии.


Катер «Tatmadaw Ya» мьянманского флота представляет собой новейший вариант эффективного, маневренного и хорошо зарекомендовавшего себя катера «Super Dvora», который быстро придаст импульс дальнейшему развитию военно-морской мощи страны


Ракетные катера катамаранного типа класса «Houbei» в больших количествах состоят на вооружении китайского флота. Эти суда создают потенциальную угрозу авианосным ударным группам американских ВМС, действующим в прилегающих к Китаю водах

Индия

Давний соперник Китая, Индия, оперирует более чем 20 ББК разных типов, при этом суда класс «Car Nicobar» водоизмещением 330 тонн, развивающие скорость 36 узлов, в настоящее время несут основную ответственность за безопасность и поисково-спасательные операции в индийской исключительной экономической зоне. Эти корабли в последние годы принимали участие в ряде операций против пиратов. Основное вооружение судна – это 30-мм пушка Medak CRN91, поддержанная парой пулеметов и пусковыми установками ракет 9K38 Игла «поверхность-воздух» производства российской компании КБМ. На судне также устанавливаются навигационный радар Furono и тактическая коммуникационная система LimitedLink-II от Bharat Electronics. В настоящее время последнее судно из 14 кораблей этого класса строится на судоверфи Garden Reach Shipbuilding and Engineering (GRSE) в Калькутте. GRSE не предоставляет информации по стоимости и другим аспектам проекта.


Индийский ББК класса «Car Nicobar»

Индонезия

Строительство флота индонезийских ББК идет полным ходом, поскольку Джакарта стремится повысить возможности своих ВМС при действиях в прибрежных водах. По словам заместителя министра обороны, планируется постепенно дополнить существующие более крупные ББК, например класса «Todak», по меньшей мере, 40 кораблями классов «KCR-40» и «KCR-60» местной постройки. Суда этих новых классов, строящиеся с 2012 года, имеют на вооружении противокорабельные ракеты C-705 индонезийско-китайского консорциума CAIC/PT Pindad; на борту класса «KCR-40» установлены две ракеты, тогда как более длинные катера проекта «KCR- 60» имеют на вооружении четыре ракеты. Артиллерийское вооружение катеров класса «KCR-40» состоит из 30-мм пушки CMS NG-18 и двух 20-мм пушек Denel Vektor, тогда как на борту судов класса «KCR-60» установлена 57-мм пушка BAE Systems Bofors. В программе участвуют судоверфи PT PAL, PT Palindo и PT Citia; оценочная стоимость судно длиной 40 метров составляет 10,2 миллиона долларов. По словам директора по производству судоверфи PT PAL, также изучаются перспективы этих судов за рубежом. Что касается сенсоров, то на этих катерах установлены радары наблюдения TR-47C и SR-47AG от China North Industries; три двенадцатицилиндровых дизельных двигателя MAN позволяют развить скорость около 30 узлов (55,5 км/ч). Несмотря на то, что в прошлом году прототип катера был уничтожен огнем, Джакарта заявила о продолжении программы строительства в Индонезии четырех ракетных тримаранов класса «X3K Klewang» с водометными движителями длиной 63 метра. Тем не менее, в феврале 2016 года в компании PT Lundin заявили о том, что будет построен всего один экземпляр.


Индонезийский ракетный тримаран класса «X3K Klewang»

Пакистан

Пакистан эксплуатирует несколько ББК разных годов постройки. Китай в настоящее время является основным поставщиком морских судов для этой страны, который в 2012 году поставил, например, новый ББК «Azmat» водоизмещением 570 тонн и длиной 63 метров. Этот корабль был построен китайской судоверфью China Shipbuilding and Offshore Corporation (CSOC). С тех пор в Пакистане компанией Karachi Shipyard and Engineering (KSEW) в сотрудничестве с CSOC был построен еще один экземпляр. Корабль был сдан в эксплуатацию, а в апреле 2015 года на судоверфи KSEW был разрезан первый стальной лист для третьего судна. Планируется постройка и четвертого судна. В основном этот ББК, способный развить скорость 30 узлов (56 км/ч), предназначен для действий в прибрежных водах. В комплекс вооружения входят восемь противокорабельных ракет C-802 CAIC, 23-мм пушка и шестиствольная автоматическая корабельная артиллерийская установка AK-630. Компания KSEW заявляет о стоимости 50 миллионов долларов за судно.


Новый пакистанский ракетный катер «Azmat»


Филиппинский флот имеет в своем составе шесть судов типа MPAC, которые могут выполнять боевые и десантные задачи. Компаниями Lung Teh и Propmech должны быть построены еще три судна

Филиппинский флот

Филиппинский флот имеет очень смешанный по составу флот вооруженных ББК, здесь имеются как суда местной постройки, так и подержанные корабли, закупленные у других стран. К новейшим приобретениям флота относятся шесть судов типа MPAC (Multi-Purpose Assault Craft – многоцелевой десантный катер). Эти катера, развивающие скорость 40 узлов (74 км/ч), предназначены в основном для работы у морских берегов и на реках; они могут выполнять задачи быстроходного катера и десантного судна; на борту может разместиться 16 десантников, десантирующихся через носовую аппарель. Катера типа MPAC вооружены тремя пулеметами. Три катера постройки тайваньской судоверфи Lung Teh имеют длину 15 метров, другие три, построенные филиппинской судоверфью Propmech, имеют длину 17 метров.

В настоящее время Манила начинает программу строительства еще трех судов, на которую было выделено 5,7 миллионов долларов. В конце февраля 2016 года департамент национальной обороны объявил о том, что работа по новым судам будет поделена между компаниями Lung Teh и Propmech. Будущий катер, оптимизированный для задач ББК, будет иметь на борту пусковую установку ракет класса «поверхность-поверхность»; возможно, это будут ракеты Spike от компании Rafael. По сообщениям, они будут также вооружены дистанционно управляемой пулеметной установкой 12,7-мм M2HB Browning от General Dynamics/US Ordnance и двумя 7,62-мм пулеметами M60 от US Ordnance.

Сингапур

Новейшим дополнением к боевым судам береговой обороны сингапурского флота является катера класс «Independence». Первый катер был спущен местной судоверфью ST Marine в июне 2015 года. Боевой корабль совместной разработки компаний Kockums (в настоящее время Saab) и ST Marine развивает скорость 27 узлов (50 км/ч). По сравнению с патрульными катерами класса «Fearless», которые он со временем заменит, этот корабль крупнее и имеет более мощное вооружение. В комплекс вооружения входят установленные в носовой части 76-мм пушка OTO Melara/Finmeccanica и двенадцатитрубная установка для вертикального пуска ракет MBDA Mica класса «земля-воздух». По бортам установлены дистанционно управляемые пулеметы Hitrole от OTO Melara/ Finmeccanica, а на корме 25-мм автоматическая пушка Rafael Typhoon. На корме также имеется вертолетная площадка для вертолетов поддержки, а с кормовой док-камеры можно спускать и загружать жестко-корпусной надувной катер. К особенностям этого боевого корабля относятся интегрированный центр управления боем и сенсорный комплект, включающий морскую обзорную РЛС Thales NS-100. Компания ST Marine не раскрывает стоимость кораблей класса «Independence».


Фрегат касса «Formidable» и корвет класса «Valour» сингапурского флота на страже открытых морских просторов. Новые же суда класса «Independence» с вертолетной площадкой значительно повысят уровень береговой обороны Сингапура


Южно-корейский ББК класса «Yun Youngha» имеет более мощное вооружение по сравнению со своими предшественниками. Запланирована постройка варианта меньшего размера

Шри-Ланка

На вооружении флота Шри-Ланки имеется ББК нескольких типов, включая израильские катера типа «Dvora 1», «Dvora 2» и «Dvora 3», суда класса «Shaldag» и катера местной постройки класса «Series III». Боевой катер класса «Series III» развивает скорость 53 узла (98,1 км/ч), имеет на борту орудийную установку Rafael Typhoon с 20-мм пушкой Orbital ATK Bushmaster и обзорный радар Furuno FR 8250, использующийся для навигации. Силовая установка состоит из двух дизельных двигателей Deutz V16 и двух поворотных частично погруженных винтов Arneson ASD16.

Тайвань

Являясь крупным поставщиком ББК, Тайвань за последние годы укрепил свой флот береговой обороны двенадцатью судами класса «Ching Chiang» и тридцатью ББК класса «Kuang Hua», все они имеют на борту противокорабельные ракеты. Но Тайвань не останавливается и продолжает укреплять свое военно-морское могущество. В конце 2014 года начались испытания первого из боевых судов катамаранного типа нового класса «Tuo Jiang». Судно длиной 60,4 метра и водоизмещением 560 тонн строится судостроительной компанией Lung Teh. Президент компании сообщил о том, что будет построено 11 таких судов. «Ракетно-пушечная платформа береговой обороны благодаря двум дизельным двигателям, соединенным с двумя водометами, может развить максимальную скорость 45 узлов (83 км/ч) и длительно идти на крейсерской скорости 25 узлов (46 км/ч)». Он подтвердил, что компания намеревается экспортировать суда этого типа. «Мы собираемся продавать их по всему миру». Официальная стоимость программы составляет 843,4 миллиона долларов. Эти новые ББК для своих размеров имеют очень хорошее вооружение. Ракетный комплекс включает восемь противокорабельных ракет Hsiung Feng II и восемь противокорабельных ракет Hsiung Feng III. Также на борту имеется 76-мм артиллерийская установка OTO Melara/ Finmeccanica, комплекс ближней противовоздушной обороны Raytheon Phalanx, а также 12,7-мм пулеметы и две строенных торпедных аппарата Mk.32. Продвинутая форма корпуса судов класса «Ching Chiang» позволит снизить расход топлива, повысить мореходные качества и маневренность, тогда как палубные надстройки имеют специальное покрытие, снижающее заметность и риск попадания ракеты. Эти корабли в основном предназначены для ведения боевых действий в прибрежной зоне. Впрочем, они могут выполнять задачи и при волнении моря Sea State 7 (высота волн до 9 метров). Дальность плавания составляет 2000 морских миль (3706 км), что позволяет им вступать в бой с китайскими кораблями далеко от берегов Тайваня. Следовательно, вооружение и характеристики этих новейших тайваньских кораблей могут создать проблемы китайским военным стратегам.


Тайваньские ракетные катера класса «Ching Chiang»

Южная Корея

Южно-корейский флот серьезно модернизирует возможности своей береговой обороны (поскольку северный сосед не дает спокойно спать), поэтапно вводя в эксплуатацию ББК класса «Yoon Youngha». На борту установлены пусковые установки противокорабельных ракет SSM-700K Haesseong от LIG Nex1, плюс 76-мм пушка Hyundai Wia. Судоверфями Hanjin Heavy Industries и STX планируется построить в общей сложности 18 судов класса «Yoon Youngha» водоизмещением 570 тонн и длиной 46 метров, хотя большая часть из них уже находится в составе флота. На борту этих судов устанавливаются обзорные радары STX Radar SYS-100K и and LIG Nex1 SPS-530K. Их движительная система, состоящая из дизельного двигателя MTU 12V 595 TE90, газотурбинных двигателей General Electric LM500 и водометов, позволяет развить скорость свыше 40 узлов (74 км/ч). В компании Hanjin озвучили стоимость одного судна в 38 миллионов долларов.

Вьетнам

Как и Южная Корея, Вьетнам также озабочен китайскими интригами касательно принадлежности различных островов и морских шельфов. В настоящее время вьетнамский флот базируется на российских ракетных катерах проекта 1241 «Молния». Энергетическая установка – двухвальная дизель-газотурбинная – позволяет судну длиной 56 метров и водоизмещением 480 тонн развить скорость 42 узла (78 км/ч). Основное вооружение включает 16 противокорабельных ракет Радуга П-15 «Термит» или Х-35У производства корпорации «Тактическое ракетное вооружение», 76-мм артиллерийскую установку и две шестиствольные автоматические корабельные артиллерийские установки AK-630. Вьетнамский флот оперирует четырьмя катерами класса «Молния». По данным местных СМИ, во Вьетнаме идет строительство еще двух таких катеров, а в перспективе на вьетнамской судоверфи по лицензии будут построены еще четыре катера.


Вьетнамский ракетный катер проекта 1241 «Молния»

Заключение

Региональные территориальные споры и преступная деятельность на морских просторах вынуждают страны Азиатско-Тихоокеанского региона содержать флоты, способные эффективно вести боевые действия высокой и низкой интенсивности, а также охранять прибрежные воды. Поэтому, было бы удивительно, если бы новые типы ББК, оборудованные для выполнения различных задач, не продолжали поступать на вооружение региональных военно-морских сил в значительных количествах.

Использованы материалы:
www.naval-technology.com
www.globalsecurity.org
www.ships-net.co.jp
www.navypedia.org
www.shipspotting.com
www.wikipedia.org
ru.wikipedia.org

Наращивая свое военное присутствие во Вьетнаме, американцы столкнулись с необходимостью вести боевые действия на реках страны, прежде всего - в дельте Меконга. Имеющиеся боевые катера и корабли плохо подходили для этой цели - они были слишком велики и имели слишком большую осадку, поэтому пришлось оперативно разработать небольшой, и недорогой катер, оптимизированный для несения патрульной службы на водных путях Вьетнама. Так появился универсальный патрульный катер PBR (англ. Patrol Boat, River). Было выпущено два варианта катера: PBR Mk I и PBR Mk II.


Корпус катера PBR был сделан из стеклопластика, керамической броней были закрыты только борта рубки и щиты пулеметов. В основном расчет был на скорость и маневренность этого малыша. Однако малые размеры этого катера не мешали ему наносить огромный урон силам противника, топить его суда с боеприпасами и доставлять в тыл диверсионные группы зеленых беретов.

Патрульные катера PBR были хорошо вооружены. Носовая турель была оснащена спаренными пулеметами Browning M2HB и еще такой же пулемет устанавливался в турели в корме. В средней части катера на бронещитах устанавливался пулемет M60 и автоматический гранатомет Mk 19. Иногда устанавливалась 20-мм пушка.


Катера PBR оснащались двумя 220 л. с. двигателями Detroit Disel 6V53N с водометными движителями и достигали максимальной скорости в 25,5 или 28,5 узлов (53 км/ч). Специально для действий в узких и мелководных внутренних водных путях Вьетнама их осадка не превышала 1 м.

В период 1966-1973 гг. было построено около 500 патрульных речных катеров PBR из них 160 PBR Mk I остальные являются PBR Мк II. После окончания вьетнамской войны 293 катера были переданы Южному Вьетнаму. Также эти катера получили: Камбоджа - 25, Таиланд - 37. 28 катеров имелось у Израиля, большинство из которых построено на месте и только 22 из последних остаются на службе в резерве военно-морских сил США для целей обучения.

Основные характеристики речных катеров PBR:
Экипаж, чел.: 4;
Водоизмещение, т: 8,9 (Mk II);
Длина, м: 9,4 (МК I), 9,8 (MK II);
Ширина, м: 3,2 (МК I), 3,5 (MK II);
Осадка, м: 0,61 (МК I), 0,8 (MK II);
Двигатели: 2 х Detroit Diesel 6V53N c водометным движителем;
Мощность, л. с.: 2 х 220 (164 kW);
Скорость хода, уз.: 28,5 (53 км/ч);
Вооружение: 2 х 12,7-мм спаренный пулемет M2HB (спереди, во вращающейся башне), 1 х 12,7-мм пулемет M2HB (сзади), 2 х 7,62-мм пулемета M60, 1 х 40-мм гранатомет Mk 19

В этом разделе представлена информация о надводных военных кораблях как отечественного, так и зарубежного производства.

Вы сможете найти историю создания, описание и технические характеристики различных видов военных кораблей России и других стран. Также мы расскажем о тенденциях развития мирового военного судостроения.

Люди начали сражаться на море в глубокой древности. Первые масштабные морские сражения произошли еще в эпоху Античности. Суда того времени были деревянными, парусно-гребными, основной тактикой были таран, поджог или абордаж вражеского судна. Военные моряки использовали подобные приемы на протяжении столетий, пока на вооружение военных кораблей не появилось огнестрельное оружие.

После появления боевых судов, вооруженных артиллерийским оружием, тактика морских сражений существенно изменилась. Это вызвало революцию в военно-морском деле. Появились линейные корабли, обладавшие мощным артиллерийским вооружением и крейсера, способные действовать на коммуникациях противника в отрыве от основных сил флота. Первые российские военные корабли, вооруженные артиллерией, появились примерно в XVII веке.

Следующей революцией, которая изменила правила ведения боевых действий на море, стало появление кораблей с паровым двигателем. Боевые корабли стали изготавливать из металла, они получили мощную броневую защиту и артиллерийские орудия большого калибра. Примерно до середины прошлого столетия шло увеличение броневой защиты кораблей и увеличение их артиллерийской мощи.

В начале XX столетия появились первые подводные лодки, а в небо взмыли боевые самолеты. В будущем это положило конец господству на море тяжелых броненосных кораблей. Уже во время Первой мировой войны подводные лодки стали эффективным оружием, которое использовалось и против боевых кораблей, и против гражданских транспортных судов. Еще более возросла мощь подводного флота к следующему глобальному конфликту.

К середине прошлого столетия все большую роль в военно-морских баталиях стали играть авианесущие суда, их основной ударной силой стала палубная авиация. Подобная ситуация наблюдается и сегодня: самыми мощными боевыми кораблями в мире являются авианосцы или авианесущие крейсера. В настоящее время авианосцы являются самыми мощными военными кораблями США, страны, обладающей наиболее сильным военно-морским флотом на планете.

На тактику ведения войны на море значительное влияние оказало совершенствование ракетного оружия. Современные противокорабельные ракеты способны уничтожить большой боевой корабль за тысячи километров. Разработка противокорабельных ракет являлась одной из приоритетных направлений развития вооружения ВМФ в Советском Союзе. В СССР были построены несколько серий ракетных крейсеров, основным оружием которых были ПКР. Подобным типом вооружения в настоящее время оснащаются и подводные лодки.

Еще одним интересным направлением развития военно-морских сил стало появление военных катеров. Они несли торпедное вооружение, не имели мощной броневой защиты, но обладали высокой скоростью и маневренностью. Чуть позже на вооружение основных морских держав стали появляться ракетные катера, оснащенные противокорабельными ракетами.

Кроме того, боевые катера могут быть использованы и для других целей. Американские военные катера активно использовались во время вьетнамской войны.

На нашем сайте вы сможете узнать о лучших военных катерах России, а также о подобных кораблях, которые стоят на вооружении других стран мира.