Поможет ли референдум о переименовании южной осетии войти ей в состав россии. Битва алан нарастает. Карачаевцы блокируют в МИД России переименование Южной Осетии в Аланию Плоды грузинского влияния

Много читаю статей и комментариев о том, что мы Аланы! Надо переименовать себя в Аланов, а государство - в Аланию!
Но помимо этого я читаю комментарии и к другим статьям, где те же Аланы опускаются до оскорблений, мата и ругательств в отношении друг друга. Порой, даже женщин.
Если мы хотим называть себя Аланами, если мы хотим быть достойными носить их гордое имя, тогда, возможно, надо начинать не с криков о переименовании, а с самих себя?
Ведь достаточно просто придерживаться простых человеческих истин, ценностей и принципов, которым следовали наши предки. Они даже сформулированы в наши дни. КТо-то называет их Кодексом Аланской Чести, кто-то уставом, но мне понравилось название "Аллон аефсармы домаентае". Текст я приведу ниже. Но вот к чему я веду. Посмотрите свои комментарии к любой новости, касающейся грядущих выборов, любой новости, которая несет в себе хоть какой-то политический аспект. Мне лично, право, противно это читать. До чего мы опускаемся. И в то же время кричим, что мы - Аланы! Не обесценивайте это слово, как давно стали обесценивать слово "аегъдау". Начните с работы над собой, начните соответствовать образу Аланского мужчины или Аланской женщины, и тогда будет совсем неважно, как будет называться наша республика, если в нас внутри будет жить дух, заложенный нашими предками.

1) Помни всегда и везде, ты - потомок древнего и благородного народа, а поэтому не имеешь права на недостойный поступок.
2) Знай и чти историю своего народа и края - это знание укрепит твой дух, возвеличит душу, придаст силы в трудные минуты жизни.
3) Не считай Себя осетином (аланом) пока не усвоишь языка, обычаев, песенного и танцевального искусства своего народа.
4) Постоянно работай над своим физическим совершенствованием. Закаляй и укрепляй здоровье, чтобы быть достойным своих великих предков.
5)Знай и помни родословную свою от основателя рода. С великим почтением относись к старикам, а более всего к родителям, даровавшим тебе жизнь.
6) Как высшую заповедь предков усвой истину - величие алана (осетина) никогда не измерялась богатством. А лишь мерой мужества и труда, отданного во имя Отечества.
7) Всегда помни о том, что все хорошее и плохое, что ты делаешь в жизни обернется к тебе сторицей.
8) В разговоре больше слушай, меньше говори и никогда не бахвалься. Среди людей много тех, кто умнее и сильнее тебя.
9) Опасайся мысли: «Чем ты лучше меня?», которая много раз разрушала Аланию. Если ты истинный патриот, докажи это делом.
10) Избегай ссор и скандалов. В ссоре с глупцом ты станешь глупее, а умного собеседника полезнее просто выслушать.
11) Будь умеренным в еде и питье - это одно из требований аланской этики. Торжества и поминки не повод для обжорства.
12) Выбирай невесту (жениха) не только по красоте лица и тела, а по наличию ума и чести, по традициям фамилии и семьи.
13) Никогда не оскорбляй ничьих национальных и религиозных чувств. Каждый народ - это дар божий.
14) Будь гордым и честным. Ни голод, ни холод, ни страх смерти не должен сломить твоего духа, если ты истинный сын аланского народа.
15) Больше смерти старайся не приступить этот канон чести. Да упаси Господь тебя от бедности и позора.

Политолог, доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Российского государственного гуманитарного университета — о том, чего ждать от визита президента Южной Осетии в столицу России

— В конце прошлой неделе в ряде российских СМИ появилась информация о скором визите в Москву главы Южной Осетии Леонида Тибилова. 15 марта ситуация с датой поездки прояснилась. По словам помощника президента РФ Владислава Суркова, встреча Владимира Путина и Леонида Тибилова состоится через неделю.

Действительно, проблем для обсуждения накопилось немало. 9 апреля 2017 года в Южной Осетии одновременно пройдут президентские выборы и . Впрочем, правильнее было бы вести речь о «доименовании» республики, поскольку и после подведения итогов народного волеизъявления оба названия будут равноценными (как это уже имело место в случае с Нагорным Карабахом — Республикой Арцах).

Предстоящие выборы важны в силу целого ряда причин. На них действующий президент Леонид Тибилов будет бороться за подтверждение своих полномочий. Его появление на югоосетинском политическом Олимпе стало последствием серьезного внутриполитического кризиса, разразившегося в ходе предыдущей президентской кампании 2011 года. Для его преодоления потребовались повторные выборы, на которых он одержал победу.

И в республике, и в Москве опасаются того, что ситуация того времени может в той или иной форме повториться. По словам югоосетинского политика и политолога Роланда Келехсаева, Тибилову «нужно продемонстрировать свою способность не переходить рамки закона, провести честные прозрачные выборы, не повторить ошибок своего предшественника». Между тем, в ходе избирательной гонки у основного претендента обозначились конкуренты. Среди них спикер национального парламента Анатолий Бибилов (на выборах 2011 года он считался фаворитом и потенциальным преемником Эдуарда Кокойты, но потерпел неудачу), Алан Гаглоев, набирающий обороты политик. Но, пожалуй, главным неприятным сюрпризом для власти стал экс-президент Южной Осетии Эдуард Кокойты. В отличие от событий 2011-2012 гг., когда он неистово боролся за то, чтобы «уходя, остаться», сегодня он играет на оппозиционном поле. И как играет! После того, как 4 марта югоосетинский ЦИК поставил шлагбаум на пути кандидата Кокойты (основание — отсутствие необходимого «ценза оседлости», то есть постоянного проживания в республике на протяжении последних пяти лет), он обжаловал эти действия в Верховном суде. Но это еще полдела. Через несколько дней после подачи апелляции в Цхинвали прошли массовые акции в поддержку экс-президента и его права на участие в предстоящих выборах. В оценках этой массовости обозреватели расходятся. Есть те, кто не считает их серьезной угрозой, но есть и те, кто обжегся на молоке, дует теперь на воду. Считая акции в поддержку Кокойты угрозой для политической стабильности в республике. Как бы то ни было, а 14 марта Верховный суд Южной Осетии (после девятичасового заседания!) оставил в силе решение Центризбиркома о недопуске экс-президента к избирательной кампании.

Заметим, Москва, которая в бытность Кокойты президентом его де-факто поддерживала, сейчас, напротив, всеми знаками показывает, что присутствие бывшего главы республике на политической арене Южной Осетии не слишком желательно. При этом среди сторонников Тибилова (особенно в кулуарах) обсуждается версия о возможной ситуативной кооперации между Бибиловым и Кокойты для ослабления позиций президентской команды. Что, мол, не дозволено спикеру парламента и политику, интегрированному в элиту, то можно для новоявленного оппозиционера, который в свое время не слишком церемонился в выборе инструментов для удержания власти.

В этой ситуации перед Россией непростой выбор. Занять однозначную позицию и повторить сценарий 2011 года, только уже против Кокойты – не самый лучший и эффективный путь. Похоже, на этом этапе выбран сценарий аккуратной, без перехлестов поддержки действующего руководителя.

И к его визиту 21 марта уже заготовлены некоторые «экспромты». Правительство РФ одобрило проект соглашения с Южной Осетией о порядке вхождения ряда ее подразделений в состав российских вооруженных сил. 13 марта соответствующий документ был передан президенту Владимиру Путину. Если бы подобное соглашение поступило в Кремль в любой другой месяц, возможно, оно бы не вызвало повышенного интереса. Но в марте, в канун третий годовщины присоединения Крыма, снова возникает тема о повторении событий 2014 года в Закавказье. Между тем, данная идея обсуждалась еще в рамках подготовки двустороннего Договора между Москвой и Цхинвали. Он был подписан тоже в марте, но 2015 года, а через несколько месяцев, в июне закон о его ратификации получил визу Владимира Путина. Второй пункт второй статьи этого документа гласит: «Российская Федерация обеспечивает оборону и безопасность Республики Южная Осетия, включая защиту и охрану государственной границы Республики Южная Осетия. С этой целью отдельные подразделения Вооруженных Сил и органов безопасности Республики Южная Осетия входят в состав Вооруженных Сил и органов безопасности Российской Федерации по согласованию Договаривающихся Сторон». Таким образом, никакой особой новизны в правительственном проекте нет. Это- бюрократическое продолжение идей двустороннего договора двухлетней давности, а если копнуть глубже, то статус-кво, обозначенного событиями «пятидневной войны» 2008 года. Можно долго спорить о том, права была или нет Россия, признавая независимость бывшей автономии Грузинской ССР, но это изменило ситуацию не только в отношениях с Тбилиси, но и во всем Закавказье в целом. И в новых условиях гарантом безопасности Южной Осетии выступает Москва, а функционирование самостоятельных югоосетинских сил не является вопросом первостепенной важности.

При этом стоит обратить внимание на два момента. В прошлом году внутри Южной Осетии обсуждались два проекта (Леонида Тибилова и Анатолия Бибилова) об объединении республики с Россией и, возможно, образовании нового субъекта федерации. Тогда идея была отложена на время после проведения президентской кампании. Но в апреле 2017 года мы видим, что параллельно с выборами главы республики состоится волеизъявление по ее «ребрэндингу». И, скорее всего, никакого дополнительного голосования по вхождению в состав РФ не предусмотрено.

Таким образом, соглашением об интеграции военных систем и «доименованием» Южной Осетии будет предложен своеобразный компенсаторный механизм. Идти на повторение крымского «кейса» Москва не станет по нескольким причинам. Во-первых, она не ставит задачу его мультипликации. Во-вторых, нынешний статус-кво ее вполне устраивает и угроз оспорить его, в том числе, военным путем не видно. Парламентские выборы в Грузии завершились победой «Грузинской мечты», провалом «Единого национального движения» (которое вскоре после выборов раскололось) и продолжением курса на «нормализацию без перехода красных линий». Леонид Тибилов как политик, ассоциирующийся с «ребрэндингом», двусторонним договором между РФ и Южной Осетией и военной интеграцией вооруженных сил большой России и маленькой республики, должен использовать эти достижения для своей пользы. Обеспечивая тем самым, стабильность и предсказуемость для Южной Осетии и для российских интересов.

Не исключено, при этом, что среди «тем и вопросов» в разговоре двух президентов, будут подняты и такие щепетильные сюжеты, как социально-экономическое восстановление и повышение эффективности республиканского менеджмента. Ибо в противном случае и югоосетинские власти, и их московские «кураторы» будут вынуждены иметь дело с протестными настроениями, обращенными не против России, а против некачественного уровня управления в самой Южной Осетии. При этом не слишком удовлетворительное состояние местной бюрократии — дополнительный путь к раздуванию «объединительных настроений», которые многими в обществе видятся, как лучший выход из имеющихся тупиков. Но, повторимся, повторение крымского сценария на югоосетинском направлении не входит в планы Москвы. Следовательно, одной поддержки и сигналов о том, что «Тибилов-наш» недостаточно. Эту часть российские политики и дипломаты сделают, но за югоосетинскими их партнерами повышение качества принимаемых решений по всему спектру вопросов внутри республики. Им перекинут мяч 21 марта, который они должны научиться разыгрывать без эксцессов, подобных тем, что имели место во время скандальных выборов 2011 года. До апрельского голосования (и не исключено, что и после) к этому событию еще не раз будут обращаться.

Власти Южной Осетии хотят переименовать эту самопровозглашенную республику в ответ на действия соседней кавказской народности в рамках спора по поводу истории региона. Некоторые в Южной Осетии также надеются, что переименование поможет ускорить присоединение к Российской Федерации.

В ноябре де-факто президент Южной Осетии Леонид Тибилов объявил о формировании политического совета для решения вопроса о переименовании республики в Аланию в честь одноименного государства, существовавшего на Кавказе в средние века.

У Южной Осетии, казалось бы, есть более насущные проблемы. Сельское хозяйство, традиционно составляющее основу экономики региона, пришло в упадок, и большинство жителей трудятся в государственных учреждениях, а зарплату им платят за счет бюджета покровителя региона — России. Население Южной Осетии, составляющее, по официальным данным, 50 тысяч человек, изолировано и отрезано от Грузии — частью территории которой, с точки зрения большинства стран мира, Южная Осетия по-прежнему является — растущим забором на границе.

Но пока обо всем этом забыли, т.к. внимание общественности переключилось на конфликт между осетинами и несколькими соседними народностями по поводу того, кто из них имеет право называть себя истинными потомками Алании, государства, существовавшего в регионе в VIII-XIII веках. На пике своего могущества в X веке Алания контролировала большую часть Северного Кавказа и являлась «первым и единственным организованным коренными жителями политическим образованием на Северном Кавказе до монгольского нашествия», написал историк Виктор Шнирельман, «в связи с чем аланская идентичность придает обладателю престиж носителя более высокой культуры и «цивилизатора».

Контекст

Москва сжимает хватку в Южной Осетии

Le Figaro 07.04.2016

На границе Южной Осетии пять лет спустя после войны

Le Monde 29.10.2013

5 лет назад произошла Пятидневная война в Южной Осетии

ИноСМИ 08.08.2013

Грузия возмущена колючей проволокой в Южной Осетии

Русская служба BBC 29.05.2013 Этот престиж объясняет стремление многих северокавказских народностей считать себя преемниками аланского наследия. Наиболее активно на аланское происхождение претендуют осетины, разделенные ныне на два образования — Северную Осетию в составе России и Южную Осетию, считающуюся большинством стран мира частью Грузии. Северная Осетия была в 1994 году переименована в Северную Осетию-Аланию. На территории обеих Осетий в честь Алании названо множество супермаркетов, гостиниц, танцевальных ансамблей и пр.

Другие народности Северного Кавказа, в частности чеченцы и карачаевцы, также предпринимали попытки связать свою историю с Аланией. Но самыми агрессивными конкурентами осетин за аланское наследие являются ингуши. Республика Ингушетия, расположенная к востоку от Северной Осетии, в 1995 году основала новую столицу, назвав ее Магас в часть столицы древней Алании. А в прошлом году власти Ингушетии возвели церемониальную арку «Аланские ворота» на въезде в Магас.

Реакция обеих Осетий не заставила себя ждать. «Естественно, это событие не могло остаться незамеченным в Осетии. Прекрасно осознавая, что акция носит политический, но никак не исторический и тем более научный характер, тем не менее, наверное, стоит ее прокомментировать — сказал первый президент Южной Осетии Людвиг Чибиров в интервью одной североосетинской газете. — К великому сожалению, переписывание, переделывание исторических фактов «под себя», императивность и агрессивный, наступательный дилетантизм набирают все более высокие темпы, как выясняется, не только в тиражируемых публикациях, но и в данном сооружении».

Через неделю после открытия арки де-факто президент Южной Осетии Леонид Тибилов предложил переименовать эту самопровозглашенную республику. «Многие народы хотели бы переиначить свою и присвоить чужую историю. В Южной Осетии были удивлены тем, что в Ингушетии построили «Аланские ворота», поскольку весь мир знает, что осетины — потомки скифов и алан, и мы никому не позволим присваивать нашу историю», — заявил он.

Тибилов также намекнул, что переименование поможет процессу объединения двух Осетий. «Придет тот исторический момент, когда две части Осетии воссоединятся, и единая Осетия снова войдет в состав Российской Федерации», — сказал он.

Россия оказывала Южной Осетии финансовую и военную помощь с момента отделения последней от Грузии после гражданской войны в 1991-1992 гг. В результате второй войны с Грузией в 2008 году Россия признала Южную Осетию независимым государством и намекнула на возможность вступления ее в РФ.

В феврале Тибилов объявил о проведении в 2016 году референдума о присоединении к России, но затем заявил о переносе его на неопределенный срок. В отличие от Крыма, с большой помпой аннексированного Россией в 2014 году, Москва относится к возможности вхождения Южной Осетии в РФ с гораздо большей осторожностью. В апреле президент России Владимир Путин сообщил, что обсуждал этот вопрос с Тибиловым, но Москва пока «не рассматривает» такую возможность. Между тем Грузия продолжает считать Южную Осетию частью своей территории.

Хотя процесс интеграции в РФ застопорился, вопрос о переименовании по-прежнему стоит на повестке дня. Пока не ясно, каким будет новое название республики. Совет рассматривает несколько вариантов, включая такие как Южная Осетия-Алания, Республика Алания, просто Алания и пр. Все эти варианты предполагается вынести на голосование на референдуме, сообщил EurasiaNet.org правительственный источник на условиях анонимности. По словам того же источника, дата референдума пока не определена.

Общественность поддерживает идею о переименовании, но нет согласия относительно нового названия. Некоторые жители поддерживают вариант Южная Алания и удаление из названия слова «Осетия», считая, что оно происходит от грузинского названия этого народа. Прочие предлагают назвать страну Ирыстон, т.к. именно так называется республика на осетинском языке.

«Я поддерживаю переименование республики в Аланию. Честно говоря, я даже затрудняюсь ответить, существуют ли противники этого процесса. Я таких не знаю, — сказал EurasiaNet.org экономист из столицы Южной Осетии Цхинвали Вячеслав Джабиев. — Главное для меня, чтобы в названии не убрали слово «Осетия». То есть, не Республика Южная Алания, а Республика Южная Осетия—Алания».

Но не все придерживаются данной точки зрения. «Я против переименования, потому что, во-первых, нельзя переименовывать целую страну в ответ на чьи-то неправильные действия, — сказала EurasiaNet.org местный политолог Дина Алборова. — Во-вторых, у нас слишком много других проблем, которые требуют финансовых затрат. Ведь переименование республики будет связано с большими расходами: это изменение официальных документов, переиздание учебников, паспортов и т.д.» Но если переименование все-таки произойдет, она является сторонником другого варианта. «На севере уже есть Алания, — отметила Алборова. — Если говорить о переименовании, то пусть изменят название на Ирыстон, Ир. Потому что мы всегда называли свою страну Ир, Ирыстон, а себя называли ирон, а не алан!».

Вместо Тибилова пришел Бибилов

На президентских выборах в Южной Осетии, по предварительным данным, уже в первом туре победил спикер парламента Анатолий Бибилов. Он набрал 57,98% голосов. Победу Бибилова предсказывали многие эксперты, однако большинство ожидало, что это произойдет все же во втором туре. Результат выборов в Южной Осетии показывает, что кремлевские политтехнологи научились грамотно проводить «работу над ошибками» и не готовы смиряться с поражениями.

Анатолий Бибилов. Фото: parliamentrso.org

Бибилов стал президентом Южной Осетии со второй попытки. Первые президентские выборы, в которых он принимал участие, проходили в 2011 году и сопровождались множеством скандалов. Тогда Бибилов, который практически официально считался «кандидатом Кремля», проиграл во втором туре лидеру оппозиции Алле Джиоевой, однако Верховный суд РЮО признал выборы недействительными. Это поставило республику на грань раскола и почти гражданской войны. Проигрыш кандидата, который накануне второго тура встречался с президентом Дмитрием Медведевым, был воспринят как фиаско кремлевской администрации, некоторые ее сотрудники, отвечающие за данное направление, лишились своих постов.

На повторных выборах весной 2012 года президентом был избран выходец из КГБ СССР Леонид Тибилов. Он воспринимался как компромиссная фигура, призванная снизить накал страстей в республике. С этой задачей Тибилов справился. Он сумел нейтрализовать оппозицию, предложив некоторым ее лидерам посты в структурах власти. В частности, Джиоевой - пост вице-премьера. В то же время Бибилов не смирился с поражением и все последние годы активно наращивал «политические мускулы». В 2014 году созданная им партия «Единая Осетия» победила на парламентских выборах, а сам Бибилов стал спикером парламента.

Большой разницы между программами двух главных соперников на выборах в Южной Осетии нет. Оба - и Бибилов, и Тибилов - настроены пророссийски и выступают за тесную интеграцию с РФ. Бибилов уже назвал главной своей стратегической целью вступление республики в состав России. Однако идею проведения референдума по этому вопросу инициировал президент Леонид Тибилов. Так что Москве по большому счету было все равно, кто победит. Ее устраивали оба кандидата.

Однако здесь есть нюансы. Победа Бибилова позволит кремлевским политтехнологам «отыграться» за позор 2011 года. Аналогичные ситуации мы наблюдаем в Абхазии и Приднестровье. В Абхазии «кандидат Кремля» 2004 года все же сумел занять высший пост в республике спустя 10 лет после проигрыша на выборах. В Приднестровье спустя 5 лет Евгений Шевчук, победивший в 2011 году «кандидата Кремля» и председателя партии «Обновление» Анатолия Каминского, проиграл новому председателю той же партии Вадиму Красносельскому. Вывод напрашивается такой: нынешние обитатели Кремля очень не любят проигрывать и всегда приходят за своими долгами.

Между тем в воскресенье народ Южной Осетии решал и еще один важный вопрос - о переименовании республики. 78% проголосовавших высказались за то, чтобы их страна теперь имела название «Государство Алания».

Что стоит за их желанием называться по-новому и станет ли это шагом к объединению с Россией, «МК» выяснил у экспертов.

Владимир НОВИКОВ, старший научный сотрудник Института социально-политических исследований стран Черноморского региона:

Жители Южной Осетии предприняли попытку зафиксировать, что они, как и жители Северной Осетии, являются наследниками древних аланов. Это происходит на фоне попыток различных национально ориентированных элит, например ингушей и карачаево-балкарцев, присвоить себе их историческое прошлое. Вместе с тем вопрос об объединении Северной и Южной Осетий сейчас не стоит. В частности, Бибилов хочет ввести свою республику в состав России в качестве отдельного субъекта Федерации, что, конечно, является сомнительной идеей. Новое название Южной Осетии станет еще одним раздражителем для Грузии, которая не может смириться с утратой региона.

Александр СКАКОВ, координатор рабочей группы Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН:

Важно не то, как называется Южная Осетия, а то, как, например, развивается ее экономика. Последнее обстоятельство является большой проблемой для республики. Там есть политики и определенные группы влияния, но ни у кого из них нет программы по выводу страны из кризиса. Что касается споров вокруг исторического наследия аланов, то все эти игры в историю не имеют ничего общего с реальностью, но ими занимаются, потому что не знают, что делать с действительностью. Сами осетины это прекрасно понимают. В то же время половина или большая часть Южной Осетии хочет стать частью России, но к этому не готова Москва, и торопиться с этим вопросом не нужно.