Скат ракетная установка. Легендарный "скад". Максимальная дальность, км

Эта ракета почти также знаменита, как автомат Калашникова, и боль­ше известна под условным наименованием «Скад» (Scud), нежели под собственным названием Р-17. Не всякий специалист вспомнит, что ком­плекс, в состав которого она входит, кроме аббревиатуры 9К72, носит название «Эльбрус».

История «Скада» восходит к ракете Р-11, которая создавалась в самом начале 1950-х гг. в ОКБ-1 (главный конструктор СП. Королёв) в рамках научно-исследовательской работы по теме Н-2.

Тема Н-2, начатая по Постановлению Совмина СССР и ЦК КПСС от 4 декабря 1950 г., предусматривала создание баллистических ракет даль­него действия (БРДД) на долгохранимых компонентах топлива. Первые советские дальние ракеты Р-1 и Р-2, созданные на основе немецкой А-4 («Фау-2») и принятые на вооружение в 1950 и 1952 гг, соответственно, заправлялись жидким кислородом и этиловым спиртом. Использование криогенного окислителя резко снижало подвижность ракетного комплек­са и оперативность его использования, а этиловый спирт, как известно, является жидкостью «повышенной социальной опасности».

Эскизным проектированием ракеты на долгохранимом топливе руко­водил М.К. Янгель, в то время - директор НИИ-88, в который входили ряд научно-исследовательских отделов, опытный завод, два филиала. экспериментальные цеха и более десяти конструкторских бюро, в т.ч. ОКБ-1.

Ведущим конструктором ракеты в 1950-1953 гг. был Евгений Синильщиков, которого затем сменили молодые специалисты Виктор Макеев и Михаил Решетнёв.

Окислителем для нового изделия была выбрана азотная кислота АК-20Ф, а горючим - керосин Т-1. В качестве пускового компонента использовалась «тонка» (ТГ-02 - триэтиламинксилидин), которая самовоспламенялась при контакте с азотной кислотой. Принятая вытеснительная схема подачи топлива обеспечивала простоту и надежность конструкции ракеты. Жидкостный двигатель (ЖРД) С2.253 был создан в ОКБ-2 того же НИИ-88 под руководством A.M. Исаева.

На старте новая ракета, получившая секретное название Р-11 (и «открытый» индекс 8А61) была в 2,5 раза легче Р-1 при аналогичной дальности полёта. Увы, боевая часть (БЧ) оказалась на четверть легче. но при этом относительная масса полезного груза (ПГ) увеличилось до 11,5 %, по сравнению с 5,9 % у ракеты Р-1.

Основные тактико-технические данные ракет Р-11 и Р-17/Р-17М
Ракета Р-11/Р-11М ("Scud-A") Р-17/Р-17М ("Scud-B")
Дальность стрельбы, км 80-270/80-150 50-300
Стартовая масса, кг 5350/5647 5862

Масса незаправленно ракеты, кг

1645 2076

Масса ГЧ, кг

фугасная

химическая

Длина, мм 10424 11164
Диаметр корпуса, мм 880 880
Размах стабилизаторов, мм 1810 1810
Тип ЖРД, тяга у земли, тс С2.253, 8,3 С5.2, 13,3
Длительность активного участка, с 90 60
Ресурс ЖРД, с н/д 100

Эскизный проект Р-11 был завершён в ноябре 1951 г. В апреле-мае 1953 г. на Государственном центральном полигоне Капустин Яр были проведены летно-конструкторские испытания (ЛКИ) Р-11. Еще до начала испытаний, в феврале 1953 г. освоение серийного производства ракеты было поручено уральскому СКБ-385 (г. Златоуст, позднее переехало в Миасс). 13 июля 1955 г. ракету приняли на вооружение. Еще 11 апреля 1955 г. главным конструктором СКБ-385 и заместителем СП. Королева по Р-11 был назначен В.П. Макеев.

Однако исходная Р-11 в войска так и не поступила: учитывая недоcтатки, выявленные при испытаниях, в январе 1954 г. был подготов­лен технический проект усовершенствованной ракеты Р-11М (8К11). Существенным изменениям подверглись двигатель, рулевые машинки, система подачи компонентов горючего и ряд других систем. Технология производства была упрощена, а стоимость изготовления снижена. документацию для серийного производства Р-11М также передали в СКБ-385. После выполнения пяти зачётных пусков в 1958 г. Р-11М при­шли на вооружение как оперативно-тактическую ракету сухопутных войск с ядерным зарядом.

Ракетная техника в те годы развивалась стремительно; зачастую, одна ракета еще собиралась в опытном производстве, а на кульманах инструкторов уже рождались чертежи нового изделия. Так было и с Р11М. Весной 1957 г. вышло Постановление правительства, которым СКБ-385 поручалось создание улучшенной ракеты Р-11МУ (8К12). В июне того же года ведущим конструктором ракеты был назначен моло­дой, но уже опытный инженер Юрий Бобрышев.

Проектом предусматривалось повысить технологичность конструк­ции, а новая редакция конструкторской документации требовала учесть выявленные недостатки и полезные наработки. В частности, планировалось усовершенствовать систему управления (СУ) путем введения дублирования электроцепей и отдельных элементов. Остальные элементы конструкции ракеты и наземного оборудования заимствовались в Р-11М без изменений.

В ходе проектирования выяснилось, что из-за потяжелевшей СУ достичь заданной дальности невозможно. Проектанты и конструкторы начали искать выход из создавшегося положения. Можно было увеличить емкость топливных баков, но это приводило к неприемлемому росту габаритов ракеты. Бесперспективными были попытки увеличить удельный импульс тяги (экономичность двигателя) - мешала вытеснительная система подачи топлива: ее форсирование также вело к увеличению давления наддува и росту массы баков.

Подсказка пришла из другого проекта. В это время СКБ-385 занима­юсь параллельно и разработкой ракеты для подводных лодок Р-13. На ней стоял двигатель с турбонасосной подачей, которая позволяла повысить удельный импульс тяги, при одновременном снижении массы баков. Дело оставалось лишь за подходящим ЖРД.

По воспоминаниям Ю.А. Бобрышева, группа специалистов СКБ-385 выехала в Москву на поиски необходимого «движка». Двигатель нужной массы был найден в ОКБ-3 НИИ-88, которое возглавлял главный конструктор Д.Д. Севрук. Данный двигатель обозначался как изделие С3.42 и был предназначен для зенитной ракеты 217 системы С-25. В течение нескольких дней специалисты СКБ-385 и ОКБ-3 провели компоновочные проработки, в результате которых был создан двигатель С3.42 тягой 13 тс. По расчетам, он обеспечивал для Р-11МУ достижение максимальной дальности не менее 240 км. Проект, предложенный СКБ-385, получил поддержку главного кон­дуктора СП. Королева, заместителя председателя Госкомитета по оборонной технике (ГКОТ) К.Н. Руднева и руководства Главного артиллерийского управления (ГАУ) Министерства обороны. В результате постановление ЦК КПСС и Правительства за № 378-18 от 11 апреля г. было подписано Н.С. Хрущевым: разработка оперативно-тактической ракеты Р-17 с дальностью стрельбы от 50 до 240 км поруча­лось СКБ-385 (головной разработчик). В мае 1959 г. были согласованы и утверждены требования к новой ракете, а ГАУ присвоило изделию индекс 8К14. Основными смежниками были определены:

  • НИИ-592, главный конструктор Н.А. Семихатов - по бортовой СУ;
  • ОКБ-3, главный конструктор Д.Д. Севрук - по двигателю на первом этапе работ;
  • НИИ-944, главный конструктор В.И. Кузнецов - по гироскопическим приборам;
  • НИИ-6 - по разрывному заряду и обычному снаряжению БЧ;
  • НИИ-1011 МСМ, научный руководитель Ю.Б. Харитон, главный конструктор С.Г. Кочарянц - по спецзаряду и комплекту электроавто­матики;
  • ГСКБ, главный конструктор В.П. Петров - по комплексу наземного оборудования;
  • завод №784 Киевского СНХ, главный конструктор С.П. Парняков - по приборам прицеливания;
  • ОКБТ Ленинградского Кировского завода, главный конструктор Ж.Я. Котин - по пусковой установке (ПУ) на гусеничном ходу;
  • ЦКБ ТМ, главный конструктор Н.А. Кривошеин - по ПУ на колесном ходу.

Изготовление опытных изделий для ЛКИ поручалось Златоустовскому машиностроительному заводу, а серийное производство и ведение серийной конструкторской документации - Боткинскому машинострои­тельному заводу (директор В.А. Земцов, главный конструктор В.Я. Тохунц, а затем - Е.Д. Раков).

Успеху проекта во многом способствовала его высокая унификация с комплексом Р-11 на стартовом гусеничном агрегате 8У218. При разработке ракеты 8К14 конструкторы ориен­тировались на использование наземного обо­рудования, разработанного для 8К11. Такой подход существенно сократил затраты денеж­ных средств и времени (Р-17 была разработана всего за 3 года и 5 месяцев).

По сравнению с Р-11, новая ракета была несколько длиннее, хотя внешне, особенно издали, их было не отличить. Поэтому на Западе все ракеты на гусеничном транспортировщике - и Р-11М, и Р-17 - называли Scud-A. Так же, как и у Р-11, головная часть Р-17 выполнялась неотделяемой (при попадании в цель пустой корпус ракеты, обладающий из-за высокой скорости встречи с мишенью огромной кинетической энергией, значительно усиливал поражающее действие обычного - неядерно­го - заряда).

Но внутренняя компоновка Р-17 существен­но отличалась от прототипа. Баки горючего и окислителя поменялись местами, изменилась компоновка хвостового отсека в связи с при­менением ЖРД с насосной подачей. Уже в ходе проектирования двигатель С3.42 был заменен на более легкий и мощный С5.2 (9Д21) раз­работки A.M. Исаева - он имел массу на 40 кг меньше, но «выдавал» на 300 кгс большую тягу.

Кроме того, Р-17 отличалась от предше­ственницы компонентами топлива. Если Р-11 использовала в качестве горючего керосин Т-1, то на Р-17 применили углеводородную смесь ТМ-185, по составу близкую к скипидару. Это горючее при зажигании давало плавные харак­теристики ЖРД и обеспечивало более устойчи­вое горение с азотной кислотой, чем обычный керосин. Для повышения эксплуатационных свойств к горючему добавлялись различные присадки (легкое масло пиролиза повыша­ло стойкость к окислению, полимердистиллят и трикризол предотвращали кристаллизацию воды при отрицательных температурах).

В качестве окислителя использовался «меланж» АК-27 - смесь концентрированной азотной кислоты, четырехокиси азота, соли алюминия и йода. Химическое зажигание обеспечивало пусковое горючее ТГ-02.

Уже 12 декабря 1959 г. на полигоне Капустин Яр состоялся первый испытательный пуск Р-17. В целом он был успешным, за исключением повышенного бокового отклонения от цели. Впрочем, ошибку вскоре выявили и устра­нили, и последующие шесть пусков прошли практически без замечаний. Максимальная дальность ракеты была определена в 300 км, максимальная гарантированная - в 275 км, а минимальная в 50 км. Максимальная высота траектории полета - 86 км, минимальная - 24 км, полетное время - от 165 до 313 сек. СУ обеспечивала среднее отклонение по дально­сти от 180 до 610 м и в боковом направлении от 100 до 350 м. Органы управления раке­ты - газодинамические рули, установленные на срезе сопла двигателя.

24 марта 1962 г. ракетный комплекс оперативно-тактического назначения 9К72 с ракетой 8К14 на стартовом агрегате 2П19 (гусеничный транспортер на базе ИСУ-152К) постановлением Совмина СССР был принят на вооружение. Колесная ПУ транспортных испы­таний не выдержала - требовались доработки рамы шасси.

ПУ 9П117 на четырехосном колесном шасси автомобиля МАЗ-543А была принята на воо­ружение Постановлением Совмина СССР за № 75-26 от 27 января 1967 г., и в дальнейшем заменила 2П19, но эта замена была произве­дена не повсеместно. К концу 1980-х гг. 2П19 все еще находились на вооружении в ракетных бригадах в Кандалакше и на Кавказе, где гусеничная техника считалась более предпо­чтительной.

Комплекс 9К72 оказался достаточно надеж­ным и простым, Но, одновременно, стал последним оперативно-тактическим ракет­ным комплексом сухопутных войск, исполь­зовавшим жидкостную ракету. Кроме ракеты Р-17/Р-17М с различными головными частя­ми - ядерными 9НЗЗ (РА-17), 9НЗЗ-1 (РА-104, РА-104-1, РА-104-2) или 8Ф14 (269А) мощностью до 10 кт (заряд типа РДС-4), фугасной 8Ф44, химической 8Ф44Г1 - он включал подъемно-транспортное, заправочное, испытательное и вспомогательное оборудование Всего в состав комплекса входили 25 наиме­нований различной техники, в том числе ПУ как на колесном, так и на гусеничном ходу. В состав ракетной бригады комплексов 9К72 вхо­дили батарея управления и метеорологическая батарея, три отдельных ракетных дивизиона (по три стартовых батареи с одной ПУ в каж­дой, батарея управления, ракетно-технический и хозяйственный взводы, медицинский пункт техническая батарея и объединенная ремонт­ная мастерская, инженерно-саперная рота и взвод радиационной и химической разведки, автомобильный взвод, хозяйственный взвод и медицинский пункт. Всего в бригаде было девять ПУ, до 500 автомашин специального и общего назначения, 800 человек личного состава (в собственно стартовых батареях - 243 человека); численность личного состава одной стартовой батареи - 27 человек.

Вышеприведенный список оборудования и личного состава дает понять относительность «простоты» комплекса. Все последую­щие тактические и оперативно-тактические ракетные комплексы, принятые на вооруже­ние Советской (Российской) армии («Темп-О» «Ока», «Точка», «Точка-У», «Искандер»), осна­щались твердотопливными ракетами.

За долгие годы службы комплекс неодно­кратно модернизировался и использовался для различных опытно-экспериментпальных работ. В частности, ракета 8К14-1 (Р-17М), сохранив все основные тактико-технические характери­стики исходной Р-17, получила возможность использования более тяжелых БЧ измененной формы, оснащенных ампульными аккумуля­торными батареями и баллонами высокого давления. В целом Р-17М, взаимозаменяемая с ракетой Р-17, прошла летные испытания в 1964 г.

Прорабатывался вариант ракеты с отделяемой БЧ, оснащенной системой самонаведения. Работы велись в рамках темы «Аэрофон» в 1980-х годах в ЦНИИ автоматики и гидравлики. Были разработаны программно-математическое обеспечение, аппаратура оптико-электронной системы наведения, бортовая аппаратура системы управления БЧ, наземная аппаратура подготовки эталонных изображений и аппаратура ввода полетного задания в БЧ. Пуски модернизированных ракет начаты в 1984 г. и показали большую зависимость точности стрельбы от погодных условий в месте старта и у цели, поэтому от модернизации комплекса в дальнейшем отказались.

Комплекс 9К72 широко поставлялся на экспорт. Согласно заявлению Комитета министров оброны Варшавского договора от 30 января 1989 г. в странах Варшавского договора состо­яла на вооружении 661 ракета Р-17. Кроме того, изделия поставлялась в Иран, Ирак, КНДР, Ливию, Сирию, Южный Йемен, Вьетнам, Перу, ОАЭ и в другие страны. 30 «Скадов» было даже приобретены в Восточной Европе в середине 1990-х Соединенными Штатами и использовались в качестве мишеней при отра­ботке противоракетных систем.

Р-17 стала одной из немногих послевоеных БРДД, широко применявшихся в боевых действиях. Только в Афганистане ракетные бригады выпустили по врагу около 1000 ракет, Несколько боевых пусков произвел Египет по израильским укреплениям на Синае в ходе октябрьской войны 1973 г. Во время боевых действий в Персидском заливе в 1991 г., Ирак активно обстреливал своими ракетами цели в Кувейте, Израиле и Саудовской Аравии. «Скады» широко применяли обе стороны ирано-иракской войны (1980-1988 гг.).

Относительно простой и неприхотливый «Скад» стал основой для развития ракетостроения в таких странах, как КНДР, Иран и Ирак, где были созданы свои ракеты с «нацио­нальной спецификой».

Путем удлинения топливных баков Р-17М в Ираке были созданы баллистические раке­ты «Аль-Хуссейн» (дальность до 600 км) и «Аль-Аббас» (900 км). Северокорейцы также модернизировали свои «Скады», доведя их дальность до 500 км. В 1993 г. КНДР провела испытания ракеты «Нодон» дальностью до 1300 км, которая также была создана на осно­ве технических решений Р-17.

Пожалуй, самой яркой страницей в истории Р-17 стали попытки создания на ее основе космических ракет-носителей. Иракцы в середине 1980-х годов привлекли к сотруд­ничеству известного предпринимателя и бал­листика канадца Джеральда Булла. Под его руководством к концу 1980-х годов в стране был создан прототип космического носителя «Аль-Абейд» со связкой из пяти «Скадов» на первой ступени. Ракета была испытана 5 декабря 1989 г., достигнув высоты в 25 км. Но убийство Булла в 1990 г., а затем и «Война в Заливе» поставили крест на космических пла­нах Багдада.

Северная Корея пошла несколько иным путем. По имеющимся данным, возможно, с китайской помощью, корейцы создали уве­личенный вариант «Скада» большего диаме­тра и с более мощным двигателем. Ракета стала первой ступенью космического носителя «Тэпходон-1»; вторую ступень образовывала модифицированная Р-17, а третью - небольшой твердотопливный двигатель. 31 августа 1998 г. мир облетела сенсация; КНДР запу­стила в космос свой первый спутник! Увы, сенсация жила недолго: средства контроля космического пространства США и России так и не обнаружили северокорейский аппарат на орбите...

Не остался в стороне и Иран. Создав на базе Р-17 (не без помощи КНДР) несколько баллистических ракет средней дальности, 2 февраля 2009 г. Исламская республика запустила на орбиту свой первый спутник «Омид» («Надежда»). Ракета-носитель «Сафир» («Посланник») также создана на базе техно­логий «Скада»: фотографии демонстрируют потрясающее сходство деталей первой ступе­ни с Р-17.

Признаем, далеко не каждой ракете удалось пройти путь от боевого изделия до космическо­го носителя. «Скад» этот путь прошел!

Основные характеристики исходных и модернизированных вариантов ракеты
Обозначение НАТО Scud-A Scud-B Scud-C Scud-D
Обозначение разведывательного управления МО США ss-1b ss-1c ss-1d ss-1e
Официальное обозначение Р-11М Р-17 Р-17М Р-300
Принята на вооружение 1957 1964 1965 1989
Длина корпуса, м 10,7 11,25 11,25 12,29
Диаметр корпуса, м 0,88 0,88 0,88 0,88
Стартовая масса, кг 4400 5900 6400 6500
Дальность стрельбы максимальная, км 150 300 575-600 700
Пусковое горючее, кг 950 985 600 985
Точность стрельбы (КВО), м 4000 900 900 50

("Обозрение армии и флота")

11 марта 1955 г. приказом министра оборонной, промышленности Д.Ф.Устинова В.П.Макеев был назначен главным конструктором СКБ-385 и одновременно заместителем, главного конструктора ОКБ-1 С.П. Королева по ракете Р-11. В середине 1959-х годов в СКБ-385 Макеев провел НИР «Урал» с целью усовершенствования ракеты Р-11М. По результатам НИР Макеев вышел в правительство с инициативой создания нового сухопутного оперативно-тактического ракетного комплекса Р-17 с двое большей, чем у Р-11М дальностью стрельбы. В апреле 1958 г. вышло Постановление Совмина о создании нового ракетного комплекса 9К72 с ракетой Р-17. Проектирование комплекса, естественно, было поручено СКБ-385. Забегая вперед, скажу, что серийное производство ракет Р-17 было передано Воткинскому заводу в связи с перегрузкой завода № 385 заказами по ракетам морского базировация.

Летные испытания ракет Р-17 были проведены с 1959 по 1961 г. При практических пусках 65 % ракет Р-17 имели отклонения по дальности в пределах ±1250 м и боковые ±750 м. А в таблицах стрельбы предельные отклонения по дальности составляли ±3000 м, а боковые ±1800 м. В 1962 г. ракета Р-17 была принята на вооружение и получила индекс ГРАУ - 8К14. Самоходная пусковая установка ракеты Р-17 была создана на гусеничном шасси «объект 810», разработанным ленинградским Кировским заводом. Опытный образец был испытан в 1958 г., и вскоре СПУ была запущена в серийное производство под индексом ГРАУ - 2П19. Вес СПУ 2П19 с ракетой составлял 42,5 т. Сектор горизонтального прицеливания ±80°. Мощность двигателя 520 л.с. Максимальная скорость по шоссе 40 км/час. Запас хода по шоссе 500 км. Всего было выпущено 56 серийных пусковых установок 2П19. Постановлением Совмина № 1116 от 10 октября 1962 г. СПУ 2П19 была снята с производства.

В 1963 г. на Кировском заводе были созданы новые самоходные пусковые установки для ракет Р-17 - «объект 816» и «объект 817». Оба «объекта» были созданы на базе самоходной артиллерийской установки ИСУ-152. Принципиальным различием между «объектами 816 и 817» было только наличие крана для самостоятельной загрузки ракеты. Завод выпустил опытный образец «объекта 816» и опытную партию «объекта 817», тем дело и ограничилось. 5 февраля 1962 г. вышло Постановление Совмина № 135-66 о начале разработки ракетно-вертолетного комплекса Р-17В. Для нового комплекса была разработана упрощенная и облегченная пусковая установка, способная транспортировать ракету на небольшие расстояния. Такая установка с ракетой должна была скрытно перевозиться тяжелым вертолетом Ми-10 в любой район, в том числе такой, куда не могла пройти ни колесная, ни гусеничная техника. После приземления вертолетная пусковая установка (ВПУ) выходила в точку пуска ракет. Таким образом, противник получал ракетный удар из района, где он и не мог предположить наличия ракет. В 1963 г. было построено несколько ракетно-вертолетных комплексов 9К73 на базе вертолетов Ми-6. После заводских испытаний комплексы в 1965 г. поступили в войска для опытной эксплуатации. Опытная эксплуатация комплексов выявила ряд неустранимых недостатков, и на вооружение комплекс 9К73 принят не был.

В 1967 г. на вооружение принимается модернизированная ракета Р-17 с более мобильной самоходной пусковой установкой 9П117 на колесном шасси типа MA3-543A. Комплекс получил индекс 9К72 (по классификации МО США и НАТО - SS-1c «Scud B»). Ракета Р-17 была оснащена автономной инерциальной системой управления. Жидкостный ракетный двигатель работал на окислителе марки АК-274 и горючем ТМ-185 (смеси керосиновых фракций нефти). Ракета оснащалась несколькими типами боевых частей, В частности, были ядерные боевые части 269А и РА-17. Мощность одной из них - 12 кт. Имелись: фугасная боевая часть сосредоточенного действия 8Ф44, химическая боевая часть 8Ф44Г «Туман-3» (прошла летные испытания в 1963–1964 гг.) и кассетная боевая часть 8Н8 (разработка начата в 1970 г.). В 1964 г. прошли летные испытания модифицированной ракеты Р-17М, получившей индекс ГРАУ 9М77. Серийное производство ракет Р-17 и Р-17М велось в Воткинске. В 1965 г. было выпущено 374 ракеты, в 1968 г. - 437, в 1969 г. - 426, в 1970 г. - 306, в 1971 г, - 274 и в 1-м полугодии 1972 г. - 150 ракет.

Самоходные пусковые установки 9П117 и 9П117М изготавливались Петропавловским заводом тяжелого машиностроения. В 1970 г. сдана 41 СПУ, в 1971 г. - 40, а в 1-м полугодии 1972 г. - 21 СПУ. Ракеты Р-17 поставлялись в страны Варшавского договора и страны «третьего мира», естественно, без ядерных и химических боевых частей. Согласно заявлению Комитета министров обороны Варшавского договора от 30 января 1989 г. в странах Варшавского договора состояла на вооружении 661 ракета Р-17. Широкую известность ракета Р-17, известная на Западе под именем «Скад», получила в ходе операции «Буря в пустыне». В 1991 г, Ирак выпустил несколько десятков ракет Р-17 и их модификаций по территории Саудовской Аравии и Израиля. Точность стрельбы ракет Р-17 и Р-17М оставляла желать лучшего. В частности, вероятность поражения защищенных целей (командных пунктов, укрытий техники и живой силы и т. п.) была близка к нулю даже при мощности ядерных зарядов 10–13 кт.

В 1967 г. в ЦНИИАГ было начато проектирование головной части баллистической ракеты класса «земля - земля», оснащенной головкой самонаведения. Полет боевой части на конечном этапе траектории корректировался в соответствии с рельефом местности, В результате был создан так называемый «координатор», работающий в видимом диапазоне и радиодиапазоне (миллиметровом). Управляемая головная часть включала, в себя оптическую головку самонаведения с матричным фотоприемным устройством. В нее также входила система управления, обеспечивающая автономный полет управляемой головной части по заданной траектории после отделения от ракеты. Управление движением управляемой головной части на траектории осуществлялось решетчатыми рулями с электроприводом. В полете текущее изображение местности, получаемое с фотоприемного устройства, сравнивалось последовательно, по мере изменения масштаба, с фиксированными эталонными изображениями, хранящимися в памяти ЭВМ оптической головки самонаведения. При сравнении отыскивался максимум корреляционной функции. В точку местности, соответствующую этому максимуму, наводился координатор головки самонаведения, а система управления выбирала по определенному закону рассогласование между осями координатора и управляемой головной частью. Эталонные изображения заранее готовились и вводились в память бортовой ЭВМ перед пуском.

Ракета с управляемой головной чаетью получила индекс 8К14-1Ф. Головная часть ракеты стала отделяемой, и на ней установили рули. Первые три пуска были проведены в 1984 г. на полигоне Капустин Яр. В 1989 г. комплекс был принят в опытную эксплуатацию. Натовские генералы плохо разбирались в советских ракетах, и поскольку ракеты Р-11, Р-11М и Р-17 внешне отличались мало, то все они получили обозначение НАТО по пусковой установке. То есть все оперативно-тактические ракеты на гусеничном шасси ИСУ именовались «Скад А». Ракетная бригада «Скад А» имела в своем составе три дивизиона (в каждом дивизионе по три батареи с одной пусковой установкой), батарею управления, саперное подразделение и другие подразделения боевого и технического обеспечения. Всего в бригаде имелось 9 пусковых установок, до 500 автомашин специального и общего назначения, 800 человек личного состава, из них 243 человека в собственно стартовых батареях. Численность личного состава одного стартового взвода - 27 человек.

В конце 1970-х - начале 1980-х годов те ракетные бригады Сухопутных войск, в которых еще имелись пусковые установки на гусеничных шасси (в частности, в Ленинградском военном округе), были переоснащены на комплекс 8К72. На 1991 г. в «зоне до Урала» ракетным комплексом 8К72 («Скад-Б») были оснащены следующие ракетные бригады Сухопутных войск, находившиеся в армейском либо в окружном подчинении. Кроме того, пять ракетных бригад с комплексами 8К72 имелись в Дальневосточном военном округе, три - в Забайкальском военном округе и несколько бригад - в Средней Азии и Сибири. В Ленинградском военном округе имелись также 186-я и 195-я, а в Приволжско-Уральском военном округе - 187-я учебные ракетные бригады.

В отличие от бригад, имевших на вооружении пусковые установки на гусеничном ходу, бригады с комплексами 8К72 могли иметь дивизионы как трехбатарейного, так и двухбатарейного состава (по одной пусковой установке в батарее), однако дивизионов в бригаде было больше (минимум четыре). Всего по состоянию на 1991 г. количество пусковых установок ракет Р-17, которыми располагали советские Сухопутные войска, составляло по зарубежным оценкам порядка 650 единиц, из которых 100 единиц дислоцировались в Забайкалье и на Дальнем Востоке.

Данные ракеты 8К14
Длина ракеты, мм 11 270
Диаметр корпуса максимальный, мм 880
Размах стабилизаторов, мм 1800
Вес БЧ, кг 989
Вес окислителя, кг 2919
Вес горючего, кг 822
Стартовый вес ракеты, кг 5864
Дальность стрельбы, км:
максимальная 300 (по другим источникам 240)
минимальная 50

Данные самоходной пусковой установки 9П117М
Длина СПУ, м 13,4
Ширина СПУ, м 3,0
Высота СПУ, м:
в походном положении 3,3
в боевом положении 13,7
Клиренс, м 0,44
Мощность двигателя, л. с 525
Максимальная скорость, км/час:
по шоссе 60
по грунтовой дороге 40
Запас хота, км:
по шоссе 650
по грунтовой дороге 500
Время подъема (спуска) стрелы, мин 2,5–3,5
Вес СПУ, т:
без ракеты и расчета 30,6
с ракетой и расчетом 37,4-39,0
Сектор горизонтального прицеливания, град ±80
Время пуска ракеты из готовности
№ 1, мин 5
№ 2, мин 10
№ 3, мин 18

Баллистическая ракета Р-11 и её последующие модификации до сих пор продолжают наводить ужас на большинство стран мира. И вот почему.

Баллистические ракеты Р-11 «Скад» являются одними из самых известных представителей своего класса. Причём завоевали свою дурную славу они уже в середине прошлого века, когда поступили на вооружение Советскому Союзу. Оперативно-тактические комплексы 9К72 «Эльбрус», которые являлись стартовой площадкой для этих ракет, были практически невидимы для самолётов противника, а также были способны нести ракеты с ядерной боевой частью. Всё это делало «Эльбрус» грозным противником, появление которого вызывало определённый дискомфорт.

На сегодняшний день, спустя шесть десятилетий после принятия на вооружение ракет Р-11, «Скады» разбросаны практически по всему миру. ОТРК «Эльбрус» были обнаружены даже в Северной Корее и Иране. Более того, даже сейчас «Скады» активно применяются в йеменской гражданской войне между хуситами и Саудовской Аравией. Повстанцы регулярно обстреливают позиции вооружённых сил королевства с помощью этих баллистических ракет. Причём, согласно заявлениям йеменских повстанцев, одна из последних модификаций «Скада» будет способна долететь даже до .

Так откуда берёт начало столь грозное вооружение? Баллистическая ракета Р-11 является прямым потомком трофейной немецкой ракетной техники военного времени. Советские эксперименты с захваченными нацистскими ракетами «Фау-2» позволило существенно продвинуться в этом направлении, что в итоге привело к созданию нового оружия, которое было продемонстрировано во время парада в честь 40-летия Октябрьской революции в ноябре 1957 года.

Впрочем, Р-11 была жидкотопливной баллистической ракетой, которая мало чем отличалась от северокорейского Pukkuksong-2 . Дальность стрельбы составляла около 300 километров для ракет с фугасной боевой частью и 150 километров для ракет с ядерной боевой частью. При этом точность оставляла желать лучшего - ракета падала в любую точку в радиусе 3 километров от цели. В связи со столь низкой точностью применение Р-11 было весьма малоэффективным.

Однако «Скады» неоднократно дорабатывались и улучшались, что в итоге и привело к появлению модификации Р-17 и ОТРК 9К72 «Эльбрус» в 1965 году, которые и прославились на весь мир. Да, советским учёным пока так и не удалось сделать эти ракеты высокоточными - радиус кругового вероятного отклонения не превышал 1 километра. Точность по-прежнему была невысокой, но теперь ракеты «Скад» представляли реальную опасность, поскольку взрыв ядерной боеголовки даже в километре от цели может нанести весьма ощутимый ущерб. Также у баллистических ракет этого класса до сих пор остаётся нереализованный потенциал, который и предопределил развитие «Скада» даже после окончания холодной войны.

В то время как к началу 80-х годов вооружённые силы Советского Союза, а впоследствии и России, сосредоточились на развитии высокоточного оружия, менее финансово обеспеченные государства продолжили развивать платформу «Скад», чему способствовала относительная дешевизна исследований и создания ракет этого класса. Впервые «Скады» были использованы во время ирано-иракской войны, когда иранские ракеты, приобретенные в Ливии, были использованы против иракских городов. При этом Ирак столкнулся с неспособностью нанести ответный удар из-за недостаточной дальности ракет собственной модификации. Это побудило Хусейна начать программу по разработке «Скадов» с увеличенным радиусом поражения, что привело к появлению ракет Р-17М «Аль-Хусейн» с дальностью до 650 километров. Заполучив улучшенную модификацию «Скада» вооружённые силы Ирака начал наносить ответные удары. В результате за 8 лет войны только Ирак выпустил более 500 баллистических ракет. Данные с иранской стороны отсутствуют.

Однако известно, что иранская модификация «Скада» - «Шахаб-3» - обладает дальностью поражения в 800 километров. Дальнейшее развитие ракетной программы Ираны привело к появлению более глубокой модификации - Ghadr-1, дальность которой, по данным некоторых источников, достигает уже практически 2 000 (!) км. Правда, полностью отсутствует информация о радиусе вероятного отклонения. Что не позволяет говорить о точности этой модификации. Впрочем, судя по тому, что в Йемене применяют баллистические ракеты именно иранского производства, то точность весьма высокая. Это, в свою очередь, позволяет хуситам поражать находящиеся на большом расстоянии военные базы вооружённых сил Саудовской Аравии и уходить от ответного удара безнаказанными.

Еще одним активным разработчиком платформы «Скад» является Северная Корея. Пхеньян получил две баллистические ракеты от Египта где-то в промежутке между 1976 и 1981 годом, после чего учёные начали работу над созданием собственных модификаций этого вооружения. Первым результатом стала ракета Hwasong-5 с дальностью 320 километров, вслед за которой появился Нодон с радиусом поражения около 1 500 километров. Однако стоит отметить, что северокорейские ракеты отличаются крайне низкой надёжностью и пока реальной угрозы не представляют. Впрочем, не стоит исключать случайного падения ракеты в густонаселённых районах, что также принесёт серьёзный ущерб.

В итоге ракеты «Скад» по иронии судьбы стали самой главной военной угрозой в эпоху после холодной войны. Да, в мире появилось огромное количество высокоточного оружия, однако эти старые ракеты оказались в руках государств-изгоев, которые получили возможность создавать собственное, пусть и ненадёжное, ракетное вооружение. В то время как Россия постепенно отказывается от не осуществившей ни одного пуска во время холодной войны ракеты, наследие «Скада» будет будоражить мировую общественность ещё несколько следующих десятилетий.

Данная система была спроектирована в КБ им. Королева (ОКБ-1) и установлена на немецкий A4/V-2. но была вполовину меньше. Первый опытный пуск состоялся 18 апреля 1953 года. Некоторые трудности возникли с керосинным топливом опытной модели и его утечкой, первая версия ракеты известная в СССР как Р-11 и 8К11, а на западе SS-1B «Скад-А» встала на вооружение в июле 1955 года. Данная ракета была классифицирована как вооружение оперативно-тактического звена.

Дальность ракеты Р-11 на шасси танка ИС-2 составляла 180 км, а мощность атомного заряда 50 кТ. Круговое вероятное отклонение (КВО) равнялось 3 км. В 1962 году была выпущена улучшенная версия этой модели, известная на Западе как SS-1C «Скад-В», а в СССР -как Р-17 (8К14) ракетный комплекс 9К72 «Эльбрус». Р-17 имела улучшенную систему наведения, с использованием элементарной инерционной системы стремя гироскопами. Топливная смесь ракеты была улучшена, теперь ее состав включал диметил гидразин и красную дымящуюся азотную кислоту. Для повышения мобильности система была установлена на восьмиколесную базу МАЗ-543П. Помимо обычных средств поражения, боеголовка ракеты могла снаряжаться химическими и атомными. К 1970 году ракета Р-17 составляла 75 % от 300 состоящих на вооружении установок «Скад».

ШПУ ракеты УР-100Н УТТХ

В дальнейшем появилась система Р-17М (9М77) (SS-1D «Скад-С») с облегченной боеголовкой в 600 кг, которая отделяется в момент выключения мотора, и дальностью около 550 км. Однако неясно было, поставлена ли на вооружение эта модель. SS-1E «Скад-D», спроектированная в конце 80-х, имела улучшенную систему наведения, включавшую активную радиолокационную станцию наведения на конечном участке траектории, широкий выбор боеголовок и дальность 700 км.
Р-11ФМ была разработана как система вооружения для установки на подводных лодках и производится с 1955 года. В сентябре-октябре 1955 года испытания ракеты были проведены в Белом море с подводной лодки «Проект 611». Данная ракета имела дальность поражения 150 км и в 1959 году была утверждена для проведения морских операций. В боевых операциях Р-11 ФМ применена не была. В СССР системы «Скад-В» и «Скад-С» были приняты на вооружение на уровне армии и группы армий в бригадах, состоящих из штабного дивизиона с тремя огневыми батареями каждая, потри пусковые установки, стремя системами перезарядки каждая, перевозящими по одной ракете.

«Скад-А» и «Скад-В» были экспортированы в страны Варшавского договора, Египет, Сирию, Ливию, Ирак и Южный Йемен, Ливия. В 1986 году в ответ на предпринятые США атаки Ливия выпустила по объектам ВМС США в Италии две ракеты «Скад В». Однако ракеты в цель не попали. 17 января 1991 года Ирак вы пустил по Тель-Авиву «Скад-В» Саддам Хусейн применил эти ракеты в ответ на развернувшуюся военную кампанию против захвата Кувейта. Хотя ракеты были снаряжены обычными зарядами, израильтяне опасались, что Ирак, который уже применял химическое оружие в ходе войны с Ираном, не использует что-нибудь еще более ужасное.

Впервые Ирак использовал «Скад-В» в войне с Ираном для ударов по Тегерану. В 1991 году за первую ночь войны в Персидском заливе в Израиле взорвались восемь ракет «Скад». Кроме того, в первую ночь Ирак произвел ракетные атаки и по Саудовской Аравии. К концу воины было выпущено 86 иракских ракет «Скад» (40 по Израилю и 46 по Саудовской Аравии). В ходе войны было уничтожено небольшое количество иракских ракет «Скад», таким образом, они все еще остаются потенциальным оружием массового поражения.

Тактико-технические характеристики ракеты Р-17 (8К14) («Скад-В»)

Р-17 (8К14) («Скад-В») фото

После создания ядерного оружия в США, оно, в силу ограниченного количества и значительных габаритов ядерных бомб, рассматривалось как средство уничтожения крупных, особо важных целей и инструмент политического давления и ядерного шантажа СССР. Однако по мере накопления запасов и миниатюризации появилась возможность размещения ядерных боеголовок на тактических носителях. Таким образом, ядерное оружие стало уже оружием поля боя. С помощью ядерных зарядов относительно небольшой мощности можно решать задачи прорыва долговременной обороны, уничтожения скопления войск противника, штабов, узлов связи, аэродромов, военно-морских баз и т.д.

На первом этапе носителями тактических бомб были самолеты тактической (фронтовой) и палубной авиации. Однако авиация при многих своих достоинствах не могла решить весь круг задач. Реактивные боевые самолёты имели ряд ограничений, связанных с точностью и безопасностью бомбометания, метеоусловиями и временем суток. Кроме того, авиация является уязвимой к средствам ПВО, а применение ядерного оружия с малых высот связано с большим риском для самого носителя.

Для применения ядерного оружия на поле боя требовались достаточно точные, всепогодные, неуязвимые для средств ПВО и по возможности мобильные и компактные средства доставки. Ими стали тактические и оперативно-тактические ракетные комплексы. Начиная с 50-х годов, в США были созданы ТР и ОТР с двигателями, работающими как на твёрдом, так и на жидком топливе. Ракеты «Онест Джон», «Литтл Джон», «Сержант», «Капрал», «Лакросс», «Ланс» имели достаточно высокую мобильность, их точность позволяла наносить ядерные удары по объектам, расположенным вблизи линии боевого соприкосновения войск.

Естественно, что аналогичные работы по созданию баллистических ракет армейского и фронтового звена велись в Советском Союзе. В 1957 году на вооружение была принята оперативно-тактическая ракета Р-11, созданная в ОКБ-1 С.П. Королёва. В отличие от ракет, созданных на базе германской А-4 (Фау-2), в которых в качестве топлива использовался спирт, а окислителем был жидкий кислород – Р-11 стала первой советской ракетой такого класса на высококипящих компонентах топлива.

Переход на горючее - ТМ-185 на основе легких нефтепродуктов и окислитель - «Меланж» на основе концентрированной азотной кислоты - позволило существенно повысить время нахождения ракеты в заправленном виде. Вытеснительный способ подачи топлива и окислителя в ЖРД (давлением сжатого газа) значительно сократил массогабаритные характеристики ракеты и её стоимость. Благодаря внедрению новых компонентов топлива и окислителя появилась возможность транспортировки боеготовой заправленной ракеты на пусковой установке. Также значительно упростилась процедура запуска двигателя ракеты, для этого использовалось пусковое горючее, самовоспламеняющееся при контакте с окислителем - «Самин».

При стартовой массе 5350 кг дальность пуска ОТР Р-11 с боевой частью весом 690 кг составляла – 270 км с КВО – 3000 метров. Первоначально использовались только осколочно-фугасные и химические боевые части. Это было связано с тем, что в 50-е годы советская ядерная отрасль не сумела создать достаточно компактные боезаряды. Для Р-11 также отрабатывались боеголовки, заправляемые жидкими высокорадиоактивными веществами, как и химические боезаряды, они должны были создавать на пути наступающих войск противника труднопреодолимые очаги заражения и делать не пригодными для использования крупные транспортные узлы и аэродромы.


СПУ 2У218 с ракетой Р-11М / 8К11 во время парада на Красной площади

В самом начале 60-х на вооружение поступила модернизированная Р-11М. Основным отличием данной ракеты стало оснащение ядерной боевой частью массой 950 кг, вследствие чего максимальная дальность пуска уменьшилась до 150 км. В сентябре 1961 года на Новой Земле было осуществлено два испытательных пуска Р-11М с ядерными боеголовками. Натурные ядерные испытания продемонстрировали приемлемую точность и хороший поражающий эффект. Мощность ядерных взрывов находилась в пределах 6-12 кт.

Кроме сухопутных вариантов существовала также морская ракета - Р-11ФМ. Она была принята на вооружение в 1959 году. Ракетный комплекс Д-1 с ракетой Р-11ФМ входил в состав вооружения дизельных подводных лодок пр. 629.

Вскоре после принятия на вооружение ОТРК Р-11 встал вопрос о кардинальном улучшении его характеристик. Военных в первую очередь интересовало увеличение дальности пуска ракет. Анализ схемы ракеты Р-11М показал бесперспективность попыток дальнейшей модернизации ракет с вытеснительной системой подачи топлива. Поэтому при создании новой ракеты было решено использовать двигатель с турбонасосной системой подачи топлива. К тому же турбонасосный агрегат позволял добиться лучшей точности стрельбы по дальности.

Комплекс оперативно-тактического назначения 9К72 «Эльбрус» с ракетой Р-17 (индекс ГРАУ - 8К14) был разработан в СКБ-385 (главный конструктор - В.П. Макеев), при разработке ракета имела индекс Р-300. Для ускорения создания нового комплекса массогабаритные характеристики ракеты Р-17 были выбраны близкими к Р-11М. Это позволило использовать часть агрегатов и оборудования от ракеты Р-11М, что в свою очередь сэкономило время и средства.

Несмотря на то, что ракеты Р-17 и Р-11М внешне были похожи и использовали одинаковые топливо и окислитель, конструктивно они имели мало общего. Полностью была изменена внутренняя компоновка и создана более совершенная система управления. В ракете Р-17 использовался новый, намного более мощный двигатель, созданный в ОКБ-5 (главный конструктор - А.М. Исаев).

12 декабря 1959 года на полигоне Капустин Яр состоялся первый испытательный пуск ракеты Р-17. 7 ноября 1961 года четыре гусеничные самоходные пусковые установки 2П19 с ракетами Р-17 впервые прошли во время военного парада по Красной площади.
24 марта 1962 года оперативно-тактический ракетный комплекс 9К72 «Эльбрус» с ракетой 8К-14 (Р-17) постановлением Совета министров СССР был принят на вооружение. В странах НАТО комплекс получил обозначение SS-1c Scud B (англ. Scud – Шквал). В Советском Союзе комплексы 9К72 были сведены в ракетные бригады Сухопутных войск. Обычно в бригаду входило три огневых дивизиона, по три батареи в каждом. В каждой батарее имелась одна СПУ и ТЗМ.

Первоначально в составе ракетного комплекса для транспортировки и запуска ракеты со стартовой массой 5860 кг - использовалась гусеничная СПУ на базе ИСУ-152, сходная с той, что применялась для транспортировки и запуска Р-11М. Однако гусеничное шасси при хорошей проходимости не удовлетворяло военных по скорости передвижения, запасу хода, и разрушали дорожное покрытие. К тому же значительные вибрационные нагрузки при движении на гусеницах отрицательно сказывались на надёжности ракет. В 1967 году в ракетные бригады стала поступать СПУ 9П117 на четырёхосном шасси МАЗ-543П. К концу 70-х колёсное шасси постепенно вытеснило гусеничное, однако в ряде мест со сложными дорожными условиями гусеничная техника эксплуатировалась до конца 80-х.


СПУ 9П117 на четырёхосном шасси МАЗ-543П

С самого начала Р-17 проектировалась как средство доставки тактических ядерных зарядов мощностью 5-10 кт с максимальной дальностью стрельбы 300 км. КВО находилось в пределах 450-500 метров. В 70-е годы для ракет комплекса «Эльбрус» были созданы новые термоядерные боевые части мощностью: 20, 200, 300 и 500 кт. При эксплуатации ракеты с ядерной боеголовкой на головную часть ракеты надевался специальный термостатический чехол.

И хотя наличие химического оружия в СССР официально отрицалось, ракеты Р-17, кроме ядерных, могли нести химические боеголовки. Первоначально боевые части снаряжались ипритно-люизитной смесью. В конце 60-х на вооружение были приняты кассетные БЧ с бинарным отравляющим веществом нервно-паралитического действия Р-33, которое по своим свойствам во многом было аналогично западному ОВ VX. Этот нервно-паралитический яд является самым токсичным из когда-либо искусственно синтезировавшихся веществ, применяемых в химическом оружии, он в 300 раз токсичнее фосгена, использовавшегося в Первой мировой войне. Вооружение и военная техника, подвергшаяся воздействию вещества Р-33, представляют опасность для личного состава в тёплое время года в течение нескольких недель. Это стойкое отравляющее вещество обладает способностью впитываться в лакокрасочные покрытия, что сильно затрудняет процесс дегазации. Местность, подвергшаяся заражению ОВ Р-33, на несколько недель делается непригодной для ведения длительных боевых действий. Фугасная боевая часть 8Ф44 весом - 987 кг содержала около 700 кг мощного взрывчатого вещества ТГАГ-5. Фугасными БЧ в основном комплектовались экспортные ракеты Р-17Э. В СССР они, как правило, использовались для контрольно-учебных стрельб.

Ошибочным будет считать, что в состав ракетного комплекса 9К72 «Эльбрус» входили только ракета и пусковая установка. При обслуживании и боевом применении ОТРК использовалось около 20 единиц различной буксируемой и самоходной техники. Для заправки ракет применялись автомобильные заправщики топлива и окислителя, специальные компрессоры и обмывочно-нейтрализационные машины. Для проверки и мелкого ремонта ракет и пусковых установок служили специальные мобильные испытательные и метрологические машины и мобильные мастерские. «Специальные» боевые части транспортировались в закрытых машинах-хранилищах с регулируемым температурным режимом. Погрузка ракет на самоходную пусковую установку с транспортной машины осуществлялась автокраном.


Перегрузка ракеты с транспортной машины на СПУ с использованием и автокрана

Для определения координат пусковой установки использовались топопривязчики на базе ГАЗ-66. Ввод данных и управление комплексом «Эльбрус» происходил с мобильных пунктов управления. В составе взвода материального обеспечения имелись топливозаправщики для автомобилей, полевые кухни, бортовые грузовики и т.д.

За долгие годы службы ОТРК неоднократно подвергался модернизации. В первую очередь это коснулось ракеты. Модернизированная ракета 8К14-1 обладала лучшими служебно-эксплуатационными характеристиками и могла нести более тяжелые боеголовки. Ракеты отличаются только по возможности использования боевых частей. В остальном ракета 8К14-1 полностью взаимозаменяема с 8К14 и не отличается по своим ТТХ. Ракеты всех модификаций могли применяться с любого стартового агрегата, все они имели взаимозаменяемую пультовую аппаратуру. За годы производства удалось добиться весьма высокого уровня технической надёжности ракет и увеличить время нахождения в заправленном состоянии с 1 года до 7 лет, гарантийный срок службы увеличился с 7 до 25 лет.

В начале 60-х в КБ Воткинского машиностроительного завода была предпринята попытка кардинальной модернизации ракеты Р-17 путем замены двигателя, типа топлива и увеличения объема топливных баков. Согласно расчётам, дальность пуска в этом случае должна была превысить 500 км. Обновленный оперативно-тактический ракетный комплекс, получивший обозначение 9К77 «Рекорд», в 1964 году был отправлен на полигон Капустин Яр. В целом испытания проходили удачно и завершились в 1967 году. Но на вооружение новый ОТРК с ракетой Р-17М не приняли. К тому моменту был создан мобильный ракетный комплекс «Темп-С», обладавший более высокими характеристиками.

Еще одним оригинальным проектом стала попытка создания аэромобильной пусковой установки 9К73. Она представляла собой легкую четырехколесную платформу со стартовым столом и подъемной стрелой. Такая пусковая установка могла оперативно перебрасываться транспортным самолетом или вертолетом в заданный район и оттуда произвести пуск ракеты. Специально для этого была создана модификация вертолёта Ми-6ПРТБВ - подвижная ракетно-техническая база вертолетного типа.

Во время испытаний опытный образец платформы продемонстрировал принципиальную возможность быстрого посадочного десантирования и стрельбы баллистической ракеты. Однако дальше постройки опытного образца дело не продвинулось. Для осуществления прицельного пуска расчету необходимо знать ряд параметров, таких как: координаты цели и пусковой установки, метеорологическую обстановку и т.д. В шестидесятые годы для определения и введения этих параметров в систему управления ракетой было не реально обойтись без участия специализированных комплексов на автомобильном шасси. А для доставки в район пуска необходимой техники требовались дополнительные транспортные самолёты и вертолёты. В итоге от идеи «урезанной» легкой авиатранспортабельной пусковой установки отказались.

Ко второй половине 70-х комплекс начал устаревать, и его характеристики уже не в полной мере соответствовали современным требованиям. На фоне появления современных твердотопливных ракет большие нарекания вызывала необходимость заправки и слива топлива и окислителя. Обращение с данными компонентами, необходимыми для работы ЖРД, всегда было связано с большим риском. Кроме того, для сохранения ресурса ракет после слива окислителя требовалась процедура нейтрализации остатков кислоты в баке и трубопроводах.

Несмотря на трудности эксплуатации ОТРК «Эльбрус» был хорошо освоен в войсках, и в силу относительной простоты и дешевизны ракеты Р-17 выпускались большой серией. Не слишком высокая точность ракет отчасти компенсировалась мощными ядерными боеголовками, вполне пригодными для уничтожения скопления войск противника или крупных площадных целей.

Однако применение тактического ядерного оружия грозило перерасти во взаимное ядерное уничтожение, да и в "большой войне" использование ядерного оружия не всегда целесообразно. Поэтому в 80-е годы в СССР велись работы по повышению точности комплекса путём создания управляемой боевой части ракеты в рамках ОКР «Аэрофон».

Отделяемая боевая часть 9Н78 массой 1017 кг в обычном снаряжении наводилась на цель на конечном участке траектории по командам оптической ГСН. Для этого в ходе подготовки к пуску «портрет» цели загружался в блок памяти системы наведения. При составлении «портрета» цели использовались аэрофотоснимки, полученные самолётами-разведчиками. Максимальная дальность для модернизированной ракеты 8К14-1Ф составляла 235 км, а точность поражения отделяемой БЧ 9Н78 - 50-100 м. В состав доработанного ракетного комплекса вошли машина подготовки данных и машина ввода данных. Точность стрельбы доработанного комплекса 9К72-1 сильно зависела от качества и масштаба аэрофотоснимков и метеоусловий в районе цели. В 1990 году комплекс был принят в опытно-войсковую эксплуатацию, но серийно не строился. К тому моменту жидкостные ракеты Р-17 безнадёжно морально устарели, их производство в Воткинске было завершено в 1987 году.

Но на этом история ОТРК «Эльбрус» в нашей стране не закончилась. Несмотря на то, что ракетный комплекс во многом не удовлетворял современным требованиям в силу большой распространенности и дороговизны переоснащения ракетных бригад на новую технику, он ещё примерно 10 лет состоял на вооружении в Российской армии. Кроме того, выслужившие гарантийные сроки ракеты активно использовались в качестве мишеней во время учений и испытаний систем ПВО и ПРО. Для этого конструкторы Воткинского машиностроительного завода создали на базе ракеты Р-17 ракету-мишень. В отличие от базовой ракеты, мишень не несла боевой части. На её месте в бронированной капсуле размещались аппаратура управления ракетой и специализированные телеметрические системы, предназначенные для сбора и передачи на землю информации о параметрах полета и ходе перехвата. Таким образом, ракета-мишень в течение некоторого времени после поражения до момента падения на землю могла передавать информацию. Это позволяло осуществлять обстрел одной мишени несколькими противоракетами.

Оперативно-тактический ракетный комплекс 9К72 «Эльбрус», начиная с 1973 года, достаточно широко поставлялся на экспорт. Кроме стран Варшавского договора ОТРК состояли на вооружении в Афганистане, Вьетнаме, Египте, Ираке, Йемене, Ливии, Сирии.


Ливийская СПУ 9П117 на шасси MAЗ-543 захваченная повстанцами

По всей видимости, первыми комплекс в боевой обстановке применили египтяне во время «Войны Судного дня» в 1973 году. К сожалению, достоверных данных о подробностях боевого применения нет. Судя по всему, особых успехов египетским ракетчикам добиться не удалось. Вскоре после того, как президентом Египта стал Анвар Садат, военно-техническое сотрудничество между нашими странами прекратилось. Более того египетское руководство за соответствующее вознаграждение стало активно знакомить с новейшими образцами советской техники всех желающих. Так в конце 70-х в США и Китай были отправлены истребители МиГ-23 и средства ПВО.

В 1979 году три египетских ОТРК были проданы КНДР, и египетские инструкторы помогли подготовить северокорейские расчёты. До этого, не смотря на настойчивые просьбы Ким Ир Сена, советское руководство из опасения, что эти комплексы могут попасть в Китай, воздерживалось от поставок данного оружия в КНДР.

Ракеты Р-17 имели простую и понятную для северокорейских специалистов конструкцию, что, впрочем, не удивительно - тысячи корейцев учились в советских технических вузах и проходили стажировку в научно-исследовательских учреждениях и конструкторских бюро. В КНДР уже состояли на вооружении ЗРК и ПКР, ракеты которых работали на сходных компонентах топлива и окислителя.

Необходимые для разработки собственной версии Р-17 металлургические, химические и приборостроительные предприятия в КНДР при помощи СССР были построены в 50-70-е годы, и копирование ракет не вызвало особых трудностей. Определенные проблемы возникли с созданием приборов автономной инерциальной системы управления. Недостаточная стабильность работы магнитно-полупроводникового счётно-решающего прибора автомата стабилизации не позволяла добиться удовлетворительной точности стрельбы.

Но северокорейским конструкторам удалось с честью решить все проблемы, и в середине 80-х северокорейская версия оперативно-тактической ракеты под условным наименованием «Хвасон-5» поступила на вооружение. Одновременно с этим в КНДР шло строительство ракетостроительной инфраструктуры. Основными её элементами стали Ракетно-исследовательский институт в Санумдон, 125-я фабрика в Пхеньяне и ракетный полигон Мусуданни. Начиная с 1987 года, темп производства ракет «Хвасон-5» составлял 8-10 единиц в месяц.

В конце 80-х корейская версия Р-17 была серьёзно модернизирована, ракета, известная как «Хвасон-6», могла доставить 700 кг боевую часть на дальность 500 км. В общей сложности в КНДР построено около 700 ракет «Хвасон-5» и «Хвасон-6». Помимо северокорейской армии, они поставлялись в ОАЭ, Вьетнам, Конго, Ливию, Сирию и Йемен. В 1987 году первым покупателем партии ракет «Хвасон-5» стал Иран, эта страна получила несколько сотен северокорейских баллистических ракет.


Запуск ракет «Шехаб»

В дальнейшем в Иране с помощью северокорейских специалистов было налажено производство собственных ракет класса «земля-земля» семейства «Шехаб». Благодаря увеличенной ёмкости баков с топливом и окислителем и новому северокорейскому двигателю, ракета «Шехаб-3», состоящая на вооружении с 2003 года, достигла дальности полёта - 1100-1300 км при весе боевой части - 750-1000 кг.

«Скады» в боевой обстановке использовались во время Ирано-иракской войны. Во время так называемой «войны городов» по шести иранским городам, находящимся в зоне пуска, было выпущено 189 ракет, из них 135 по столице – Тегерану. Для запуска ракет Р-17Э помимо штатных СПУ 9П117 использовались стационарные бетонированные пусковые столы. На иракские ракетные удары Иран отвечал аналогичными ракетами производства КНДР.

В 1986 году в Ираке началась сборка собственных вариантов Р-17 – «Аль-Хуссейн» и «Аль-Аббас». С целью увеличения дальности стрельбы вес боевой части иракских ракет был серьёзно уменьшен. За счёт этого увеличилась ёмкость топливных баков и длина ракет. Иракские баллистические ракеты «Аль Хуссейн» и «Аль Аббас» имеют облегченные боевые части с весом, уменьшенным на 250-500 кг. При дальности пуска «Аль Хуссейн» - 600 км и «Аль-Аббас» - 850 км, КВО составляло 1000-3000 метров. При такой точности эффективно наносить удары можно было только по крупным площадным целям.

В 1991 году во время Войны в заливе Ирак запустил 133 ракеты по территории Бахрейна, Израиля, Кувейта и Саудовской Аравии. Для запуска ракет использовались в основном штатные мобильные пусковые установки, так как 12 стационарных стартовых позиций в первые дни были уничтожены, а 13 серьёзно повреждены в результате авиаударов. В общей сложности 80 ракет упали в районе цели, ещё 7 сошли с траектории, а 46 были сбиты.

Против иракских «Скадов» американцы задействовали зенитно-ракетные комплексы «Пэтриот», однако результативность их применения оказалась не слишком высокой. Как правило, против одного иракского «Скада» запускалось 3-4 ЗУР. Зачастую осколочной боевой части ЗУР МIМ-104 удавалось развалить на несколько фрагментов баллистическую ракету, но уничтожения боеголовки не происходило. В результате боеголовка падала и взрывалась не в районе цели, но в силу непредсказуемости траектории полёта, повреждённая ракета представляла ничуть не меньшую опасность.
Справедливости ради стоит сказать, что точность стрельбы иракских ракетчиков была крайне низкой. Зачастую расчёты старались как можно быстрей запустить свои ракеты просто в сторону противника и уехать со стартовых позиций. Это было связано с тем, что самым эффективным американским средством противоракетной обороны были не ЗРК «Пэтриот», а ударная авиация, которая днём и ночью вела охоту за иракскими пусковыми установками. Поэтому пуски ОТР производились, как правило, ночью в большой спешке. Днём иракские ракетные комплексы прятались в различных укрытиях, под мостами и эстакадами. Единственным крупным успехом иракцев можно считать попадание ракеты в американские казармы в саудовском городе Дхарам, в результате чего погибло 28 американских солдат и ещё около двухсот получили ранения.

Комплекс 9К72 «Эльбрус» состоял на вооружении в нашей стране более 30 лет и более 15 лет был основой вооружения ракетных частей Сухопутных войск. Но ко второй половине 80-х он уже стал устаревать. К тому моменту в войска начали поступать ОТРК с ракетами на твёрдом топливе, которые были компактней и обладали лучшими служебно-эксплуатационными характеристиками.

Афганская война стала хорошим поводом для боевой «утилизации» устаревающих жидкостных ракет. Тем более что в СССР за годы производства их накопилось очень много, и у значительной части ракет заканчивались сроки хранения. Однако тут возникли непредвиденные трудности: основная часть эксплуатировавшихся в ракетных бригадах Сухопутных войск ракет Р-17 была «заточена» под «специальные» боевые части, применение которых в Афганистане исключалась. Для имевшихся на базах хранения ракет пришлось на заводе в Воткинске заказывать фугасные боевые части.

По неподтверждённым данным в Афганистане по позициям моджахедов было запущено около 1000 ракет. В качестве объектов ракетных ударов выступали места скопления мятежников, базы и укрепрайоны. Их координаты добывались с помощью авиаразведки. В связи с тем, что стрельба зачастую велась на минимальную дальность, в баках ракет оставалось большое количество топлива и окислителя, что при взрыве боевой части давало хороший зажигательный эффект.

После вывода «ограниченного контингента» «Эльбрусы» остались в распоряжении афганских правительственных сил. Афганская армия не слишком щепетильно выбирала объекты для ракетных ударов, зачастую нанося их по крупным населённым пунктам, находящимся под контролем оппозиции. В апреле 1991 года три ракеты были запущены по городу Асадабад на востоке Афганистана. Одна из ракет упала на городском рынке, убив и ранив около 1000 человек.

Последний раз российские ракеты Р-17 в боевых условиях применялись во время Второй чеченской. К тому моменту в российской армии почти не осталось ракетных бригад вооруженных комплексом 9К72 «Эльбрус», но на складах скопилось большое количество просроченных ракет. Для нанесения ударов по объектам боевиков на территории Чеченской республики был сформирован 630-й отдельный ракетный дивизион. Данная воинская часть базировалась на границе с Чечнёй неподалёку от станицы Русская. Оттуда в период с 1 октября 1999 года по 15 апреля 2001 года было произведено около 250 пусков ракет 8К14-1. В ходе ведения боевых действий отстреливались ракеты с просроченными сроками хранения, но ни одного отказа зафиксировано не было. После того как российские войска взяли под контроль большую часть территории Чечни, и достойных целей больше не осталось, 630-й ордн сдал технику на базу хранения и передислоцировался на полигон Капустин Яр. В 2005 году эта воинская часть первой в Российской армии получила комплекс 9К720 «Искандер». ОТРК 9К72 «Эльбрус» состоял на вооружении в нашей стране до 2000 года, когда ракетные бригады, дислоцированные на Дальнем востоке, сменили его на 9К79-1 "Точка-У".

Несмотря на солидный возраст, ОТРК продолжает эксплуатировать в разных уголках планеты. Нет сомнения, что про боевое применение «Скадов» в горячих точках мы услышим ещё не раз. Оперативно-тактические ракеты, произведённые в КНДР, стали весьма ходовым товаром в странах «третьего мира».

Именно этими ракетами хуситы в Йемене обстреливают позиции саудовской коалиции. По состоянию на 2010 год в Йемене имелось 6 СПУ и 33 ракеты. В 2015 году по территории Саудовской Аравии было запущено около 20 ракет. Официальные представители Эр-Рияда заявили, что все они были либо сбиты комплексами «Пэтриот», либо упали в безлюдной пустыне. Но по данным иранских и французских источников, на самом деле сбить удалось лишь три ракеты. Примерно десять ракет поразили намеченные цели, при этом будто бы погиб начальник главного штаба ВВС Саудовской Аравии. Насколько всё это соответствует действительности сказать трудно, как известно на войне каждая из сторон всячески завышает собственные успехи и скрывает потери, но одно можно сказать точно – списывать со счетов советский ракетный комплекс, созданный 54 года назад, пока рано.