Алферов лауреат нобелевской премии по физике. «Многие считали, что мы занимаемся безнадежным делом. Награды и звания

Любовная опера Вагнера «Тангейзер» состоит из трех действий. Премьера оперы впервые состоялась в Дрездене в 1945 году.

Действие 1

В первом действии благородный рыцарь Тангейзер оказывается в царстве Венеры. В идеальном мире главный герой живет счастливо и беззаботно. Вскоре простому человеку надоедает беззаботная жизнь, и он хочет вернуться к сложной жизни на земле. Богиня Венера не желает отпускать Тенгейзера, ведь она полюбила его всем сердцем. Венера в гневе проклинает своего возлюбленного. Простой смертный верит, что его спасет святая дева Мария. Как только он произнес молитву, владения Венеры исчезли и рыцарь оказался у себя дома. Перед собой он увидел знакомый край с цветущими садами, пастухов и их стада, а также странников, которые держали путь в Рим и пели благовест. Его встречают рыцари, впереди которых идет Ландграф. Тенгейзер решил искупить свою вину и отправиться в паломничество. Рыцари хотят, чтобы их друг остался с ними. Тенгейзер не поддается на уговоры. Когда один из рыцарей, упомянул имя Елизаветы, его сердце запылало от прежней любви. Тенгейзер принимает решение остаться.

Действие 2

Второе действие происходит в замке Ландграфа. Елизавета нетерпеливо ждет своего возлюбленного. При появлении Тенгейзера девушка испытывает радость и смущение. Рыцарь понимает, что именно любовь Елизаветы помогла ему выбрать правильный путь и вернуться домой. Вскоре в замке состоится соревнование певцов. В своих песнях они должны прославлять силу любви. Ландграф входит в зал и приветствует гостей. Певцу, который выиграет состязание, наградой будет рука Елизаветы. Первым свое песнопение начинает Вольфрам. Он поет о чистой любви без грехопадения. Тенгейзер возражает ему, утверждая, что смысл любви только в страсти. Другие рыцари поддерживают Вольфрама. Тогда Тенгейзер в своей песне признается, что был в любовном плену богини Венеры. Все дамы в ужасе. Рыцари достали свои мечи. Елизавета своим телом закрывает возлюбленного. Тенгейзер навеки разбил сердце Елизаветы. Чтобы искупить свой грех он отправляется в Рим вместе с пилигримами.

Действие 3

Третье действие происходит в долине возле замка Ландграфа. Елизавета молится о грешном возлюбленном. Вдали за ней наблюдает влюбленный Вольфрам. Пилигримы возвращаются из Рима, но Тенгейзера среди них Елизавета не находит. Глубокой ночью возвращается Тенгейзер в рваных лохмотьях. Он проделал тяжелый путь, чтобы искупить свой грех, но ему было отказано в прощении. Тенгейзер хочет вновь вернуться к Венере. Вольфрам пытается его остановить, но тут появляется богиня Венера. Тенгейзер направляется к ней, но тут Ландграф приносит мертвое тело Елизаветы. Со словами раскаяния он умирает возле ее гроба.

Знаменитая опера учит людей расставлять приоритеты между плотской и духовной любовью.

Картинка или рисунок Вагнер - Тангейзер

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова тангейзер

тангейзер в словаре кроссвордиста

Энциклопедический словарь, 1998 г.

тангейзер

ТАНГЕЙЗЕР (Tannhauser) (ок. 1205-70) немецкий поэт-миннезингер. Легенды о Тангейзере отражены в произведениях Э. Т. А. Гофмана, Г. Гейне, опере Р. Вагнера "Тангейзер".

Тангейзер

(Tannhäuser, средневерхненемецкий Tannhuser) (около 1205, Зальцбург или близ Нёймаркта, Бавария, ≈ 1270), немецкий поэт-миннезингер. В 1228≈29 участвовал в крестовом походе. Много странствовал. Автор танцевальных песен для придворной знати и поселян, любовных пародий и поучений. Оказал воздействие на творчество немецких средневековых куртуазных поэтов, на немецких романтиков 19 в. (Новалис, Л. Тик, Э. Т. А. Гофман и др.). Т. ≈ герой оперы Р. Вагнера «Тангейзер» (1845). В 14 в. возникла легенда о пребывании Т. в волшебном гроте древнегерманской богини Хольды близ Эйзенаха.

Соч., в кн.: Siebert J., Der Dichter Tannhäuser. Leben. Gedichte. Sage, Halle/ Saale, 1934.

Лит.: История зарубежной литературы. Раннее Средневековье и Возрождение, М., 1959, с. 123≈25; 100 опер. [Ред.-сост. М. Друскин], 5 изд., Л., 1973, с. 62≈67, 79.

Википедия

Тангейзер

Тангейзер , иначе Таннхойзер , Тангузер - немецкий средневековый поэт периода позднего миннезанга, жизнь и личность которого стали темой для немецких народных легенд и сказаний, связанных, с одной стороны, с преданиями о горе, или, близ Вартбурга, с другой стороны - с легендами о или состязании поэтов. Наиболее известен по одноимённой опере Вагнера.

Тангейзер (опера)

«Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге» - пятая по счёту опера Рихарда Вагнера (WWV 70). Романтическая опера в трёх актах на сюжет легенды о Тангейзере.

Примеры употребления слова тангейзер в литературе.

И теперь, увы, Тангейзеру придется оспаривать руку Елизаветы в блестящем турнире влюбленных рыцарей, которые будут воспевать и славить любовь.

Тангейзер на пороге Венериного грота, появляется Сибторп Джуно вместе с миссис Ланн.

Лишь кончается праздник, Тангейзер внезапно признается своей царственной возлюбленной, что он в смятении от любви к ней и намерен удалиться.

Их молитвы, их экстаз распространяют вокруг такую чистоту, что Тангейзер , грешивший любовью к богине, служительнице культа любви, не решается к ним присоединиться.

До того как укрыться наверху, в Эмпирее, рыцарь Тангейзер любил девушку, которая была сама кротость, сама невинность.

С тех пор как Тангейзер бежал, ее руки просили один за другим больше ста женихов.

Время от времени из Лондона приходили сдобренные юмором жалобы Хея, но ничто не могло нарушить летний покой согбенного Тангейзера , постепенно пришедшего к мысли, что во Франции он чувствует себя по-настоящему дома - лучше, чем в какой-либо другой стране.

Появляются пилигримы и ставят к ногам Тангейзера гроб, где спит Елизавета.

Пусть предстанут перед вами образы Риенци, Моряка-Скитальца и Сенты, Тангейзера и Елизаветы, Лоэнгрина и Эльзы, Тристана и Марке, Ганса Сакса, Вотана и Брунгильды: через все эти образы словно проходит непрерывный, в недрах земли таящийся поток нравственного благородства и величия, который в своем течении становится все чище и прозрачнее, и здесь мы стоим - правда, со стыдливой сдержанностью - перед внутренним процессом в душе самого Вагнера.

Взирая отсюда на Тангейзера и Скитальца, мы начинаем понимать, как сложился Вагнер-человек, как он начал мрачно и беспокойно, как бурно искал он удовлетворения, как стремился он к могуществу, к опьяняющим наслаждениям, как часто бежал назад с отвращением и как он хотел сбросить с себя бремя, хотел забыться, отречься, отказаться.

Елизавета может только страдать, молиться и умереть за Тангейзера , она спасает его, непостоянного и невоздержанного, своей верностью, но спасает не для этой жизни.

Какому морщинистому Тангейзеру , возвратившемуся в Вартбург, нужна морщинистая Венера, чтобы понять, насколько он там чужой, и что даже его самобичевание воспринимается как самовосхваление.

Ведь на всем, над чем он размышлял и что творил, он запечатлел образ и проблему верности, в его произведениях - почти законченный цикл всевозможных видов верности, включая самые прекрасные и редко прозреваемые: верность брата сестре, друга - другу, слуги - господину, Елизаветы - Тангейзеру , Сенты - Скитальцу, Курвеналя и Марке - Тристану, Брунгильды - сокровенным желаниям Вотана.

Р. Вагнер опера «Тангейзер»

Рихард Вагнер считал «Тангейзера» своей худшей оперой и до конца дней пытался ее переписать. Однако современный зритель думает иначе, заполняя театры более 400 раз в год в те вечера, когда ее название появляется на афишах. Вероятно, Вагнер не предполагал, что столь нелюбимое им детище займет четвертую строчку среди всех его опер, обойдя в популярности куда более совершенных «Парсифаля» и «Кольцо нибелунга ».

Краткое содержание оперы Вагнера «» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

тенор миннезингер
Венера сопрано богиня любви
Херман бас ландграф Тюрингии
Елизавета сопрано его племянница
Вольфрам фон Эшенбах баритон друг Тангейзера

Краткое содержание «Тангейзера»


Тюрингия, начало 13 века.

Когда-то Тангейзер попал в грот Венеры, где он жил в праздности, веселье и бесконечной череде пиров. Но теперь это перестало приносить ему удовольствие, и он попросил Венеру отпустить его в мир простых смертных. Богиня отказалась отпускать поэта, тогда он призвал на помощь Святую Деву, одно имя которой разрушило магическую силу Венеры. Тангейзер находит себя в весенней долине перед замком Вартбург.

Херман возвращается в замок после охоты в окружении рыцарей и миннезингеров. Они встречают Тангейзера, которого давно считали пропавшим. Вольфрам фон Эшенбах напоминает герою о его земной возлюбленной, Елизавете, которая не забыла его и не посетила ни одного состязания певцов после его исчезновения. Только ради девушки Тангейзер возвращается ко двору Вартбурга.

Песенный зал Вартбургского замка. Елизавета в ожидании встречи с Тангейзером. Вольфрам, несмотря на то что сам влюблен в девушку, приводит в ней поэта. Она признается, как тосковала без него. Начинается песенный поединок. В зале появляется Херман, объявляющий, что победителю конкурса достанется рука его племянницы. В то время как соперники поют о восторженной и романтической любви, Тангейзер превозносит любовь чувственную и страстную, исполняя гимн Венере. Публика в ужасе от подобного святотатства. Заступничество Елизаветы спасает Тангейзера от немедленной расправы, но в наказание ландграф велит ему ехать с пилигримами в Рим для прощения своих грехов Святым престолом.


Наступила осень. Елизавета истомилась в ожидании Тангейзера. Пилигримы возвращаются, но возлюбленного среди них нет. Девушка теряет силы, она не видит смысла жить. Ночью Вольфрам встречает измученного дальней дорогой Тангейзера. Он говорит, что не смог получить прощение в Риме, напротив, Папа сказал, что отступник будет испытывать муки Ада, пока старый папский посох не зацветет. Тангейзер желает вернуться в грот Венеры, но Вольфрам напоминает ему о Елизавете – мимо идет похоронная процессия с ее телом. Тангейзер, увидев ее, падает замертво. Из Рима возвращаются юные пилигримы, они несут чудо – посох Папы, на котором зеленеет молодая поросль – живой символ спасения души Тангейзера.

Фото



Интересные факты

  • Премьера «Тангейзера» была запланирована на 13 октября 1845 года – день рождения племянницы композитора Иоганны Вагнер, которая исполняла партию Елизаветы. Из-за болезни именинницы спектакль отложили на 6 дней.
  • Партию Венеры на дрезденской премьере исполняла Вильгельмина Шредер-Девриент, известная немецкая оперная дива тех лет. Она принимала участие в двух других вагнеровских премьерах – в ролях Адриано в «Риенци» и Сенты в «Летучем Голландце». Вторая волна популярности пришла к Вильгельмине уже после смерти, когда в свет вышли воспоминания «Мемуары певицы», в которых она подробно описывала свои реальные и вымышленные сексуальные связи.
  • В «парижских» версиях оперы для оформления первого акта в постановку часто приглашают знаменитых хореографов. Танцы в «Тангейзерах» разных лет ставили и Айседора Дункан, и Джон Ноймайер.


  • «Парижской» версией оперы сейчас называют не совсем парижскую, а ту, что была сделана на основе французской версии к постановке 1875 года в Вене.
  • Партию Венеры часто поют меццо-сопрано.
  • В некоторых постановках Венеру и Елизавету исполняет одна артистка, что объясняет невозможность выбора Тангейзером пути – для него обе женщины олицетворяют две неразделимые стороны любви.
  • Иногда постановщики делают компиляцию из разных редакций оперы, так что в одном спектакле могут исполняться сцены как на французском, так и на немецком языке.
  • В Новосибирском театре оперы и балета после премьеры «Тангейзера» в 2015 году разразился скандал – против режиссера Тимофея Кулябина и директора театра Бориса Мездрича было возбуждено административное дело по статье «Осквернение предметов религиозного культа». Первая сцена в гроте Венеры была решена в виде съемочной площадки эротического фильма, а грим Тангейзера делал его похожим на Иисуса Христа. Суд не нашел в постановке состава преступления, тем не менее через несколько месяцев она была снята с репертуара, а директор театра – с должности.
  • Новат – не первый театр, в котором «Тангейзер» ставят с упором на чувственную составляющую. В 2008 году Парижская опера представила спектакль Роберта Карсона, в котором Венера на сцене была обнаженной, а ее грот оказывался полным картин эротического содержания французских мастеров 19 века.

Популярные арии из оперы «Тангейзер»

«O, du, mein holder» - романс Вольфрама (слушать)

«Dich, teure Halle» - ария Елизаветы (слушать)

История создания и постановок «Тангейзера»

Истоки либретто оперы лежат в дюжине версий легенд о Тангейзере и о состязании певцов в Вартбурге эпохи Романтизма. Почти все немецкие поэты и писатели той поры так или иначе использовали эти сюжеты: роман Новалиса «Генрих фон Офтердинген», сказки «Тангейзер», «Хёрзельберг», «Верный Эккарт», «Вартбургское состязание» из коллекции германских легенд братьев Гримм, роман Л. Тика «Верный Эккарт и Тангейзер», сборник «Легенды Тюрингии» Л. Бехштейна, новелла Э. Т. А. Гофмана «Состязание певцов» и ироническая поэма Гейне «Тангейзер».

Открытие, сделанное в романе «Вартбургское состязание» К.Т.Л. Лукасом, дало Вагнеру идею к объединению разных мифов: Лукас утверждал, что главный герой «Вартбургского состязания» Генрих фон Офтердинген не кто иной, как Тангейзер. Еще одной ключевой мыслью стало присоединение к сюжету любовной линии Тангейзера и Елизаветы. Историческая Елизавета была дочерью короля Венгрии, женой сына ландграфа Тюрингии Хермана и после смерти была причислена к Лику Святых.

Противопоставление двух женщин – чувственной, плотской Венеры и чистой, возвышенной Елизаветы – явилось олицетворением внутреннего мятежа поэта между земным и небесным, духом и телом. Герой так и не нашел себя в мире ни одной из своих возлюбленных, обретя покой только в смерти.


Вдохновение работать именно над этим сюжетом к Вагнеру пришло в 1842 году по дороге из Парижа в Дрезден: проезжавшего мимо Вартбурга маэстро восхитил величественный вид замка в лучах восходящего солнца, и он начал думать о сюжете, который мог бы развернуться в этих декорациях. Впоследствии именно с этими двумя городами «Тангейзер» стал неразрывно связан, поскольку в свет вышли две редакции оперы - дрезденская и парижская. Для Вагнера, однако, такого разделения не было, единственной версией он считал последнюю, парижскую. В финале оригинальной дрезденской версии, которая давалась в течение 13 премьерных вечеров в 1845 году, звучали похоронные колокола на фоне красного мерцания, исходящего из грота Венеры вдалеке. Два года спустя, там же в Дрездене, в конце оперы появилась похоронная процессия. Когда Вагнер делал ревизию оперы для Парижа в конце 1860 года, он переписал и переоркестровал музыку из первой сцены, грота Венеры, в частности, добавил в нее балет. Кроме того, опера шла на французском – неслыханное для Вагнера допущение, никогда более им не повторявшееся.


Если спектакли в Дрездене собрали неоднозначную реакцию, но результат показов в целом можно назвать положительным, то парижская премьера 1861 года стала абсолютным провалом и скандалом. Вагнер забрал оперу из театра уже после третьего спектакля, несмотря на огромное количество сил, затраченных на его постановку – маэстро провел 164 репетиции! В России опера появилась сразу на сцене Мариинского театра в 1874 году (Ф. Никольский в партии Тангейзера, Ю. Платонова – Елизаветы). В 1889 году «Тангейзер» впервые была поставлен за океаном, в Метрополитен опера. А в собственном театре Вагнера, в Байройте, прозвучал уже после смерти автора, в 1891 году.

«Тангейзер» на видео

Постановки оперы разных лет можно увидеть в записи:

  • Спектакль Метрополитен-Опера, Нью-Йорк, 2015, дирижер Дж. Ливайн, в главных партиях: Й. Бота (Тангейзер), М. де Янг (Венера), Э-М. Вестбрук (Елизавета)
  • Спектакль Театра Лисео, Барселона, 2012, дирижер С. Вейгл, в главных партиях: П. Сейферт, Б. Урия-Монзон, П. М. Шнитцер.
  • Спектакль Баварской национальной оперы, Мюнхен, 1994, дирижер З. Мета, в главных партиях: Р. Колло, В. Майер, Н. Секунде.
  • Спектакль Фестшпильхауса в Байройте, 1978, дирижер К. Дэвис, в главных партиях: С. Венков, Г. Джонс.

Музыка оперы звучит в саундтреках фильмов:


  • «Кресло отца», 2012
  • «Труп невесты», 2005
  • «Молох», 1999
  • «Народ против Ларри Флинта», 1996
  • «Ночь генералов», 1966
  • «Гражданин Кейн», 1941

Перед тем как приступить к работе над оперой Вагнер изучал историю Германии и легенды ее народа. Вначале он хотел написать либретто о Манфреде, сыне Фридриха II, вдохновившись обаянием немецкого средневековья. Но, когда перед внутренним взором мастера предстал , он немедленно – и навсегда - отринул все исторические сюжеты. Отныне композитор будет работать только над мифологическими темами – они дают больше простора для фантазии и творческого раскрытия характеров.

Видео: смотреть оперу «Тангейзер» Вагнера