Ттх десантно высадочных средств бдк вилков. Большой десантный корабль «Николай Вилков. Общие сведения о БДК «Александр Николев»

Севастополь - лучшее место, где можно увидеть мощь российской флота. Сейчас там базируется множество множество военных кораблей, отсюда они уходят в дальние походы, сюда возвращаются с заданий. Один из кораблей, которые можно увидеть в Севастополе - «Николая Фильченков». Это большой десантный корабль проекта 1171. На борту «Николая Фильченкова» белеет номер 152.

Корабль был заложен в январе 1974 года на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде. Большие десантные корабли предназначены для высадки морских десантов на необорудованном побережье и переброски морем войск и грузов. Способны транспортировать различные виды бронетехники, включая танки и бронетранспортеры.

Большой десантный корабль может вмещать до 20 основных боевых танков, или 45 БТРов, или 50 грузовых автомобилей, и 300-400 человек десанта (два кубрика десанта, под первым и четвёртым твиндеками). Корабль может нести до 1000 тонн различных грузов.
В носовой части находится отсек для бронетехники, там же имеется десантная аппарель закрытая раздвижными воротами.

В корме корабля для погрузочно разгрузочных операций оборудован откидной лацпорт.

Основное вооружение кораблей проекта 1171 «Тапир» состоит из одной универсальной спаренной корабельной артиллерийской установки калибра 57 мм - ЗИФ-31Б.
Также для поражения береговых целей и поддержки десанта БДК оснащены двумя пусковыми установками реактивной системы залпового огня А-215 «Град-М» дальностью действия около 21 км. Для противовоздушной обороны большинство кораблей серии вооружалось двумя-тремя переносными зенитно-ракетными комплексами «Стрела-3».

Корабль получил имя в честь Героя Советского Союза Николая Дмитриевича Фильченкова, участника Великой Отечественной войны, начальника клуба 18-го отдельного батальона морской пехоты Береговой обороны Черноморского флота, геройски погибшего 7 ноября 1941 года в районе села Дуванкой. Его группа вступила в единоборство с 22 фашистскими танками и 10 из них уничтожила, враг был остановлен. В критический момент боя политрук Фильченков с последними гранатами бросился под вражеский танк.

Сейчас БДК «Николай Фильченков» несет службу в рядах Черноморского флота Российской Федерации. На днях он прошел через пролив Босфор в Средиземное море. «Николай Фильченков» участвует в операции под названием "Сирийский экспресс" по доставке грузов для российской авиагруппы на авиабазе Хмеймим под Латакией в Сирии. Именно эта новость и побудила меня написать пост про этот корабль.

Удачи российским морякам!

БДК «Николай Вилков» является большим десантным кораблем, принадлежащим к проекту 1171 (шифр «Тапир», кодификация NATO – Alligator). Постройка произведена на Калининградском судостроительном заводе «Янтарь» под заводским номером 303. Этот корабль стал четвертым в проекте 1171.

Назван в честь Николая Вилкова, который закрыл телом амбразуру японского дзота при освобождении острова Шумшу. Перед этим его имя присваивалось рыболовному траулеру и теплоходу порта Братск.

1. Фотографии

2. Видео

3. История разработки

В 1959 году решено было создать качественно новый для Военно-морского флота СССР океанский тип БДК. Чтобы выполнить эту задачу, в Невском проектно-конструкторском бюро произошло объединение проекта БДК шифра 1171 и сухогруза с носовой аппарелью проекта 1173 «Тапир» под общим обозначением проект 1171 «Тапир». Проект судна по классификации был отнесен к большому десантному кораблю, а строительство его велось только для Военно-Морского флота.

4. Конструкция

«Николай Вилков» внешне похож на сухогруз. Функционал его состоит в переброске морским путем грузов и войск, а также в высадке морского десанта на необорудованное побережье, перевозке ракет в контейнерах и транспортировке боеприпасов. Также его, возможно использовать в боевой службе в удаленных районах, с нахождением на борту экспедиционного батальона морской пехоты.

БДК имеет некоторые отличия от предыдущих кораблей соответствующего проекта в смещенной к корме надстройке. В ней находятся каюты экипажа, два кубрика со спальными местами, где могут разместиться 400 морских пехотинцев. Также в надстройке располагаются помещения по управлению кораблем и ходовой мостик, камбуз и т.д. На крыше есть мачта с размещенными антенными постами разнообразных систем радиотехнического вооружения.

Также на «Николае Вилкове» есть откидные герметичные лацпорты, функция которых в опущенном положении состоит в погрузке техники с побережья либо пирса, при уклоне, не превышающем 30 град, своим ходом через кормовую либо носовую аппарель. Находящиеся на судне краны необходимы для погрузки грузов и техники с берега либо воды в танковый трюм посредством люков в верхней палубе. Также кормовой лацпорт может служить при выгрузке и приеме плавательных средств в доковую камеру. С помощью носовой аппарели лацпорта осуществляется высадка на воду легкой техники с танковой палубы.

5. Тактико-Технические характеристики

5.1 Основные характеристики

  • Водоизмещение: 3040 т. — нормальное, 4650 т. — полное
  • Длина: 113,1 м
  • Ширина: 15,6 м
  • Осадка: 4,5 м
  • Двигатели: 2 × М-58А-4
  • Мощность: 2 × 9000 л.с.
  • Движитель: 2 ВФШ
  • Скорость хода: 16,5 узлов (max)
  • Дальность плавания: 10000 миль (15 узлов)
  • Экипаж: 69 человек
  • Десантные возможности: Не более 300 морских пехотинцев и 45 бронетранспортеров; не более 200 морских пехотинцев и 20 основных боевых танков; не более 400 десантников и 50 грузовиков; не более 1500 тонн грузов разнообразного характера.

5.2 Вооружение

При постройке вместо реактивной системы залпового огня «Град-М» сделали монтаж спецплощадки под нее. Установка пусковой установки, оснащенной пороховым погребом, произошла, когда БДК доковывался.

  • Универсальная спаренная корабельная артустановка ЗИФ-31Б калибра 57-мм
  • Две двухствольных автоматических корабельных артустановок 2М-3М калибра 25-мм
  • Три пусковые турельные установки МТУ-4У, предназначенные для одновременной установки 4-х переносных ракетных зенитных комплексов «Стрела-3» (24 ракеты)
  • Два корабельных гранатомётных комплекса МРГ-1 «Огонёк» калибра 55-мм
  • Две пусковых установки реактивной системы залпового огня А-215 «Град-М» (160 снарядов)
  • Радиоответчик опознавания свой-чужой «Хром-КМ»
  • Прибор управления стрельбой «Гроза-1171»
  • Комплекс средств радиоэлектронной борьбы «Слябинг»
  • Две навигационные РЛС «Дон».

6. История службы

В конце июля 1974 года произошло вступление в КТФО Военно-Морского флота СССР в 120-ю бригаду десантных кораблей Тихоокеанского флота. Базой его стала бухта Новик.

С мая 1978 по январь 1979 года состоялся боевой поход в акваторию Индийского океана. Летом 1978 года, корабль, стоящий на внутреннем рейде в Адене попал под пулеметный обстрел. В результате пострадала рубка. Стрельба закончилась с появлением танков на открытой аппарели. После чего на борт «Николая Вилкова» было эвакуировано советское посольство в полном составе, а экипаж пришел в режим боевой готовности № 1. За произошедший инцидент виновные офицеры местных ВС были расстреляны.

В 1979 году произошло зачисление корабля в 22-ю дивизию морских десантных сил флота, образованную на базе 14-й и 120-й бригад ДК ТОФ, базировавшуюся на бухте Иванцова.

В декабре прошли учения на Бамбуровском полигоне. В их рамках состоялись ночные стрельбы батареи А-215 «Град-М».

В феврале 1980 года в целях охраны ПМТО (в/ч 90245) и прибывающих в него субмарин для пополнения запасов и ремонта «Николай Вилков» в составе некоторых других суден прибыл на остров Нокра в Эфиопии. Корабль доставил туда танки ПТ-76 и Т-55, две ЗСУ-23-4 «Шилка», средства войсковой противовоздушной обороны (Стрела-2), десантников батальона 55 дивизии морской пехоты ТОФ, БТР-60ПБ, БРДМ-2 и взвод охранения. Весной 1980 года корабль принял участие в совестных учениях с Йеменом. В их рамках произошла отработка заправки от ККС «Березина» на ходу кильватерным и траверзным способами, а также высадка морского десанта на Сокотру.

В марте-ноябре 1983 года БДК отправился в следующее боевое дежурство на базу Нокра. Туда корабль привез 2-ю танковую роту 150 ТП 55 ДМП.

После того, как боевое дежурство, проходящее с октября 1984 года по июль 1985 года, завершилось, «Николай Вилков» сдал вахту на 933 ПМТО в Индийском океане «БДК-101».

Всего же на настоящий момент у корабля насчитывается 7 боевых служб в Индийском океане.

Летом 1992 года на БДК был воздвигнут Андреевский флаг.

В конце 1993 года совместно с ВМС Кувейта прошли учения, посвященные поддержанию благоприятного режима в Персидском заливе. Российский флот представляли кроме «Николая Вилкова», БПК «Адмирал Трибуц» и танкер «Владимир Колечицкий».

В следующем году, в январе и феврале эти суда участвовали в учениях там же вместе с кораблями ВМС Франции, Великобритании и США. Еще в феврале прошли совместные учения многонациональных сил «Галфекс-22».

После этого отряд кораблей Тихоокеанского флота участвовал в учениях совместно с Индией.

В конце концов, БДК возвратился на постоянное место базирования.

Начиная с середины 90-х, когда «Николай Вилков» был зачислен в 100-ю бригаду десантных кораблей, дислоцированную в Фокино, то он в качестве сухогруза занимался обеспечением флотских частей БДК, расположенных на Сахалине, Камчатке и Курильских островах, а также принимал участие в батальонных и ротных тактических учениях морпехов на территории Дальневосточного военного округа. Также его функционал заключался в перевозке личного состава на полуостров Камчатка, а также специальных и военных грузов. К тому же его использовали в качестве средства доставки специалистов и спасательной техники на Курилы, в случаях цунами и землетрясений.

Летом 2010 года на полигоне «Клерк» корабль принял участие в тактических учениях по высадке морского десанта. В них участвовали военнослужащие БФ и ТОФ. «Николай Вилков» вместе с БДК «Ослябя», «БДК-98» и «Пересвет» высадили технику на берег условного противника. В этих учениях участвовали все подразделения и соединения ТОФ. Для Тихоокеанского флота данные учения стали крупнейшими с 1990 года.

Весной следующего года на полигоне «Бамбурово» прошли учения, на которых был высажен десант 155 ОБРМП с трех кораблей, включая и «Николая Вилкова». Осенью корабль осуществил переброску морпехов и техники на Камчатку, чтобы они приняли участие в учениях с группировкой войск и сил, расположенных в этом районе.

Осенью 2012 года на полигоне «Клерк» на «Николае Вилкове» прошли учения по высадке морского десанта.

Летом следующего года корабль в составе других судов подвергся крупной внезапной проверке войск Восточного и Центрального военных округов.

В том же месяце судно участвовало в масштабных учениях «Восток-2014» ВВО в районе Курил и полуострова Камчатка.

7. Современное состояние

Корабль «Николай Вилков» встал в строй в 1974 году. Бортовой номер в настоящий момент – 081. принадлежит 100-й бригаде десантных кораблей Приморской флотилии ТОФ. Дислоцируется в порту Фокино. Каждый год участвует в учениях и перебрасывает технику 155 бригады морской пехоты ТОФ на морские десантные полигоны, чтобы она там отрабатывала разнообразные задачи.

8. Командиры

  • С 12.04.74г. по 06.12.81г. – капитан-лейтенант Загоруйко Алексей Ильич.
  • Капитан 3-го ранга С.Н. Фёдоров.
  • Капитан 3-го ранга Г. Никитин.

9. Бортовые номера

  • С 1974 по 1975 - 500.
  • С 1975 по 1976 - 357.
  • С 1976 по 1977 - 554.
  • С 1977 по 1977 - 388.
  • С 1977 по 1980 - 022.
  • С 1980 по 1980 - 053.
  • С 1980 по 1984 - 075.
  • С 1984 по 1987 - 078.
  • С 1987 по 1990 - 066.
  • С 1990 по 1992 - 070.
  • С 1992 по 1993 - 068.
  • С 1993 по 1996 - 089.
  • С 1996 по н.в. - 081.

Большие десантные корабли проекта 1171 «Тапир» (по классификации НАТО - «Alligator») - серия советских БДК, которые предназначены для высадки морских десантов на необорудованном побережье и переброски морем войск и грузов. БДК способны транспортировать различные виды бронетехники, включая танки. Развитием проекта стали БДК проекта 11711 строящиеся для ВМФ РФ.

Корабль может размещать в себе грузы из 20 основных боевых танков, или 45 БТРов, или 50 грузовых автомобилей, и 300 человек десанта (два кубрика десанта, в первом и четвёртом твиндеках). Корабль может нести до 1000 тонн различных грузов. На носу находится отсек для бронетехники, и там же располагается десантная аппарель, в виде раздвижных носовых и кормовых ворот.

Большой десантный корабль «Николай Фильченков» (бортовой номер 152) был заложен в Калининграде на судостроительном заводе «Янтарь» 30 января 1974 года, заводской номер 304. Спуск на воду состоялся 29 марта 1975 года. В состав флота вошел 30 декабря 1975 года. Место базирования: Черноморский флот.

Основные характеристики: Водоизмещение 4650 тонн. Длина 113,1 метра, ширина 15,6 метра, осадка 4,5 метра. Максимальная скорость хода 16,5 узла. Дальность плавания 10000 морских миль при 15 узлах. Экипаж 55 человек.

Силовая установка: 2 дизеля, 2 винта, 9000 л.с.

Вместимость: до 1500 тонн техники и грузов.

Вооружение: 1х2 57-мм артустановка ЗИФ-31Б, 2х2 25-мм зенитных автомата 2М-3М, 3х8 ПУ ПЗРК, система залповой стрельбы А-215 «Град-М».

Первоначально БДК «Николай Фильченков» входил в состав 39-й дивизии морских десантных сил. При несении боевых служб в зоне военных конфликтов на Ближнем Востоке БДК неоднократно выполнял задачи оказания интернациональной помощи. В частности, «Николай Фильченков» базировался в портах Анголы (март-июль 1976 года, с ноябрь 1977 по январь 1978 года).

Корабль неоднократно выполнял задачи боевой службы в Средиземном, Красном морях, Атлантическом и Индийском океанах. С 1975 по 2004 года корабль по итогам года восемь раз объявлялся отличным, в 1996 и 1997 годах - лучшим кораблем на ЧФ среди кораблей 2-го ранга.

В ходе раздела Черноморского флота корабль был переподчинен командованию 30-й дивизии надводных кораблей.

В августе 2000 года БДК «Николай Фильченков» в составе отряда боевых кораблей Черноморского флота выполнял задачу по перевозке за четыре рейса вооружения и техники контингента Группы российских войск в Закавказье из пункта погрузки Гонио (в районе Батуми) в пункт высадки Утришенок (в районе Новороссийска). В 2001 году выполняя задачи по перевозке военной техники и боевой подготовки более 100 суток находился вне пункта базирования.

В настоящее время большой десантный корабль «Николай Фильченков» входит в состав 197-й бригады десантных кораблей 30-й ДиНК и активно используется в учениях и боевой подготовке флота.

23 марта 2005 года БДК «Николай Фильченков» в районе города Феодосия произвел высадку на морской десантный полигон в районе горы Опук личного состава и техники 382-го отдельного батальона морской пехоты Черноморского флота РФ (всего 142 человека и 28 единиц техники), чем спровоцировал политический скандал между Украиной и Российской Федерацией.

24 марта 2015 года и направился в Средиземное море. По сообщению от 17 апреля в рамках отработки элементов курсовой задачи К-2 (действия одиночного корабля в море по предназначению) боевой техники и личного состава отдельной бригады морской пехоты ЧФ в районе морского десантного полигона Опук под Феодосией. 15 июня и направился в Средиземное море. 15 июля и в третий раз направился в Средиземное море. 20 августа в южном направлении с грузом на верхней палубе.

17 апреля 2017 года прошел через пролив Босфор и вернулся в Черное море, завершив четвертый поход к берегам Сирии в текущем году. По сообщению от 21 апреля 2018 года выполнение задач в составе постоянной группировки Военно-Морского Флота России в Средиземном море и взял курс в пункт постоянного базирования - город-герой Севастополь. По сообщению от 13 сентября в Севастополь после учения в Средиземном море, которое проходило с 01 по 08 сентября под руководством главнокомандующего Военно-Морским Флотом России.

«Николай Вилков», БДК-104: заложен 3.09.1971 г. на ССЗ «Янтарь» в Калининграде; спущен на воду 30.11.1973 г.; введен в строй 30.07.1974 г., вошел в состав ТОФ; выведен из состава флота в 1993г.

Выполнил 7 боевых служб в Индийском океане. В январе 1994 года принимали участие в совместных учениях ВМС США, Англии и Франции "Галфекс-22" в зоне Персидского залива Осенью 1994 года оказывал помощь пострадавшему от землетрясения населению Южных Курил. ¶

Первым Десантным кораблем нового поколения в ВМФ СССР стал большой десантный корабль (БДК) проекта 1171, разработанный в Невском ПКБ в середине 1960-х годов, получивший шифр «Тапир». Главным конструктором этого корабля был И.И.Кузьмин, главный наблюдающий от ВМФ – капитан 2 ранга А.Н. Белинский.

Десантный корабль создавался на базе трейлерного судна, однако в окончательном виде сохранил лишь внешние очертания последнего. Корабль был приспособлен к приему 20 средних танков или другой техники. Носовая аппарель обеспечивала возможность не только выгрузки техники на необорудованный берег, но также выгрузку на воду и прием с воды плавающей техники, а кормовое погрузочное устройство использовалось для погрузки и выгрузки техники на оборудованный берег (стенка, причал). Корабль пр.1171 мог использоваться и как транспорт боеприпасов, в том числе и для перевозки ракет в контейнерах. Для личного состава морской пехоты были оборудованы спальные места (313 на первых 6 кораблях и 440 на всех последующих кораблях). Оборонительное вооружение включало одну 57-мм артустановку ЗИФ-31Б и ПЗРК «Стрела», а начиная с 8-го корабля была также установлена реактивная система залпового огня «Град-М» (изначально под нее оставлялась специальная площадка, а непосредственно пусковая установка с погребом устанавливалась позже – во время модернизации кораблей).

Полное водоизмещение БДК пр.1171 составляло 4.360 т, порожнем – 2.760 т, дальность плавания 2.000 миль, а при приеме топлива в топливно-балластные цистерны дальность плавания увеличивалась до 4.800 миль. Двухвальная дизельная энергетическая установка мощностью 9.000 л.с. (два дизеля М-58А) обеспечивала полную скорость 16 узлов, что было явно недостаточным, но это было следствием использования в качестве прототипа гражданского судна. На газовыпускных устройствах главных двигателей размещались два утилизационных котла паропроизводительностью по 700 кг/час. Автономность по запасам провизии составляла 20 суток.

БДК проекта 1171 имел достаточно большую надстройку, смещенную к корме в которой располагались помещения управления кораблем, каюты экипажа и т.д. В верхней ее части располагается ходовой мостик, а на крыше надстройки – мачта с размещенными на ней антенными постами различных систем радиотехнического вооружения. В процессе постройки на более поздних кораблях настройка имела несколько измененную конструкцию.

Погрузка боевых машин или грузовой техники могла осуществляться как своим ходом через носовую или кормовую аппарель, так и с помощью грузовых кранов через специальные большие люки в верхней палубе. В носовой части корабля располагалась огромная двустворчатая «дверь», за которой находилась специальная аппарель, ведущая на танковую палубу и позволяющая производить высадку любой бронетехники десанта на необорудованный берег при уклоне последнего не более 30 град. Конечно, такие условия не всегда могли присутствовать на побережье противника, а потому корабль мог высаживать технику и на воду – но только легкую. Для выгрузки же танков (средних) все равно приходилось подходить к берегу.

При всех недостатках это был первый в ВМФ СССР БДК способный с экспедиционным батальоном морской пехоты на борту длительно нести боевую службу в удаленных районах. Конечно надо учитывать, что батальон морской пехоты ВМФ СССР имеет небольшую численность и примерно соответствует роте морской пехоты ВМС США со средствами усиления. На западе новые советские БДК получили обозначение Alligator class.

В течение двух десятков лет большие десантные корабли пр.1171 составляли основу стратегических десантных сил ВМФ Советского Союза. Распад СССР ускорил их вывод из строя: если в 1994 г. в строю официально числились 12 кораблей этого проекта, то к 2000 г. остались только три, в т.ч. и самый старый корабль серии – «Саратов» (бывший БДК-65), входивший в состав 197-й бригады десантных кораблей 30-й ДиНК. До последнего времени он активно использовался в учениях и боевой подготовке флота, а в 2008 г. участвовал в операции по принуждению Грузии к миру, когда грузинские войска напали на Южную Осетию. Остальные корабли либо были списаны на слом, либо находятся в небоеспособном состоянии, один БДК пр.1171 был передан Украине.

Www.nashflot.ru/page/sssr/nikolayvilkov/4