Название экскурсии в лес. Конспект экскурсии в осенний лес с детьми старшей логопедической группы доу. Конспект экскурсии в лес
Образовательная область «Познавательное развитие»
Цель: Развитие интереса младших дошкольников к природе родного края.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о весенних явлениях природы в лесу (появляются почки, а затем превращаются в листья на деревьях, появляются первые цветы, прилетают птицы из теплых стран, солнышко пригревает).
2. Закреплять знания детей о диких животных, о строении ели.
3. Воспитывать бережное отношения к диким животным, чувство эмпатии.
Материал: большой конверт с письмом и рисунок лесовика, цветок с правильной последовательностью при одевании на улицу.
Ход прогулки:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что необычное появилось в раздевалке. Посмотрите внимательно (дети замечают большой конверт с письмом.)
Воспитатель: А что это такое кто знает? (ответы детей)
Это не простое письмо … (рассмотреть) Откроем, посмотрим, что же здесь написано? (зачитываю письмо) Ребята это приглашение от старичка — лесовичка в весенний лес. А вы знаете, кто это такой старичок — лесовичок? (предположения детей) Это маленький человечек, который следит в лесу за порядком. Вы хотите к лесовичку в гости? (да).
Воспитатель: А для того чтобы нам с ним познакомиться нам куда нужно идти? (в лес).
Воспитатель: Но прежде чем выйти на улицу нам надо одеться, и в этом нам поможет наш волшебный цветочек, который показывает нам как надо и в какой последовательности одеваться (колготки, кофта, носки, штаны, шапка, куртка, сапоги).
Воспитатель: Правильно. Ну, а теперь одевайтесь.
Раз, два, три, четыре, пять-
Собираемся гулять.
Завязали Катеньке
Шарфик полосатенький,
Наденем на ножки-
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.
Воспитатель: Вот мы с вами и оделись, отправляемся в гости к старичку-лесовичку Путь нам с вами неблизкий, на чём можно добраться до леса? (перечисляют виды транспорта)
Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться на автобусе, но нам нужен с вами шофёр (выбираем шофёра)
Воспитатель: Занимаем места в автобусе, пристегнулись друг друга держим крепко за руки (поём песню)
В машине в машине шофер сидит.
Машина, машина идёт гудит.
Воспитатель:
Здравствуй, лес, зеленый лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь-мы свои.
Воспитатель: Вот мы с вами и пришли в лес. Посмотрите как красиво здесь. А что это за деревце растёт? А как вы догадались что это ёлочка?(рассуждения детей)
Воспитатель: А как вы думаете что это? (показывает на ствол)
Воспитатель: А что это от ствола отходит? (веточки)
Воспитатель: А на веточках что это? (иголочки)
Воспитатель: Ребята, а иголочки какого цвета? (зелёного)
Воспитатель: А я про елочку знаю загадку. Вот послушайте.
Зимой и летом одним цветом.
(Ёлка)
Воспитатель: Запомнили? Давайте повторим, дома потом маме загадаете
Воспитатель: Кто нам загадает загадку? Кто запомнил? (закрепить цвет ёлки спросить нескольких кто плохо знает зелёный цвет)
Воспитатель: Ребята елочка всегда зелёная.
Воспитатель: А давайте мы с вами покажем ёлочки (тело прямое, ручки развели немножко в стороны, пальчики растопырили, покружились)
Воспитатель: Сколько много ёлочек стало на полянке и какие они все красивые.
(из-за ёлочки появляется Старичок-лесовичок)
Старичок: Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки. Рад встрече с вами. Не устали пока добирались ко мне? А вы знаете, какое сейчас время года? (весна).
Старичок: Что изменилось с приходом весны? Что случилось, когда солнце стало светить ярче? (снег начал таять, потекли ручьи, набухли почки, из них потом появятся листочки, прилетают птицы из теплых стран).
Старичок: Да ребята лес просыпается от «зимней спячки». А вы знаете, что с приходом весны изменения происходят и в жизни животных. А каких животных нашего леса вы знаете? (перечисляют кто живёт в лесу)
Старичок: Про лесных зверей я приготовил загадки.
Кто дрожит под кустом,
Маленьким трясёт хвостом?
Ты трусливого узнай-ка –
Ну, конечно, это…
(зайка)
Хвост пушистый бережёт
Да зверюшек стережёт:
Все знают, рыжую в лесу –
Уж очень хитрую …
(лису)
Он в чаще лесной живет,
И сладкоежкою слывет.
Любит он малину, мёд,
А зимой свою лапу сосёт.
Он может громко зареветь,
Мы зовём его…
(медведь)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете всех этих животных как можно назвать одним словом? (дикие)
Воспитатель: А почему они дикие? (потому что живут в лесу).
Старичок: Правильно ребята они все живут в лесу. Вот заяц свою белую шубку меняет на серую, чтобы быть менее заметным, а белка серую шубку на ярко-рыжую. Давайте с вами поиграем в игру «Слышим-делаем!» (Воспитатель читает отрывки из стихотворений, а дети выполняют то, что они услышали)
Мишка косолапый
По лесу идет
Шишки собирает
Песенку поет (имитируют медведя)
По лесной лужайке
Разбежались зайки
Прыг-скок, прыг-скок
Вот такие зайки! (имитируют зайцев)
Вот бежит лисичка
Где же, где же зайки
Зайки-побегайки?
Мы здесь! (лиса ловит зайцев)
Воспитатель: Ой, какие вы все молодцы! Давайте немного отдохнем. Как легко дышится на лесной полянке. Давайте сделаем дыхательные упражнения.
Дыхательные упражнения: глубоко вздохнуть, почувствовать запах весны, выдохнуть (3-4 раза).
Воспитатель: Посмотрите ребята, сколько диких зверей живёт в лесу! А вспомните, кого мы видели, когда гуляли на участке кто приходил к нам в гости? (белочка).
Воспитатель: Правильно молодцы! Ребята, сейчас весна, а весну называют голодным временем и сейчас все зайки, белочки голодают. А не угостить нам бы их с вами. Вот я здесь приготовила хлеб, яблоки, морковку. Давайте мы с вами сделаем лакомство для белочки — будем нанизывать по одному кусочку на веточки и оставим здесь. Мы сейчас с вами уйдём, а животные знаете, как обрадуются вашим угощениям.
Старичок: Да ребята я им передам, что это вы приходили и их угостили. Я думаю что они будут благодарны вам.
Воспитатель: Ребята, посмотрите у нас с вами остались пакеты. А куда мы их денем? Здесь выкинем? (нет)
Воспитатель: Правильно ребята мы с вами все пакеты соберем, в корзинку заберём собой в детский сад. А там выкинем в мусору. Потому что лес это дом для диких животных у вас дома чисто и в лесу тоже должно быть чисто.
Старичок: Ребята, какие вы молодцы, как много вы знаете о диких животных, но мне пора с вами прощаться и идти в лес заниматься своими делами. У меня для вас есть маленький сюрприз, чтобы вы запомнили надолго нашу встречу. Я хочу вам подарить талисманы леса вот такие шишки (весит всем детям на шею шишки) До свидание приходите ещё в гости спасибо за угощения.
Воспитатель: Ребята и я думаю что нам с вами нужно возвращаться в детский сад, а не то нас потеряют. Встали все друг за другом, посмотрите внимательно — никто у нас в лесу не потерялся? не заблудился? Все на месте? тогда мы можем отправляться обратно в детский сад. Ребята, по какой дорожке мы с вами идем по узкой и очень длинной. Идем аккуратно друг за другом не толкаемся. Вот мы с вами и вышли на дорогу, а вот наш автобус. Садимся на свои места, пристегнулись и поехали. Запеваем песню про машину. Вот и наше путешествие подошло к концу. Ребята, вам понравилось? А что больше всего вам запомнилось?
Непосредственно – образовательная деятельность
«Экскурсия в лес» в подготовительной группе
Области: Познание, здоровье, художественная литература, музыка.
Программное содержание:
1. Формировать элементарные экологические знания и представления, а также азы экологического мировоззрения;
2. Учить правильно взаимодействовать с природой.
3. Воспитывать любовь к родному краю.
Ход занятия
Дети входят в зал под фонограмму «Звуки леса» и встают в круг.
Воспитатель:Ребята, как я люблю наш родной лес! Чего там только нет: зеленые деревья, сладкие ягоды, душистые цветы и травы, поющие птицы! А сколько разных насекомых и зверей! Настоящая волшебная сказка! Давайте заглянем в нее. Только будьте внимательны и осторожны. Если уметь слушать голоса леса, то много интересного можно узнать!
Орешник:Средь осинок и рябинок
Я – орешник молодой
Не гляди, что тонок, гибок,
Обеспечу всех едой!
Мои вкусные орешки -
Для зверей, для птиц, для вас!
Собирайте их без спешки,
Будет на зиму запас!
Дубок:Я – дубок совсем зеленый,
Листья – кромочка – волной
Может быть любуясь кроной,
Ты присядешь подо мной?
Помечтаем мы с тобою
О планете голубой,
Чтоб счастливою судьбою
Человек здесь жил любой.
Рябина:Осень в гости к нам пришла,
Огоньки вокруг зажгла.
Ярко-красный спелый шарик -
Это вовсе не фонарик.
Прилетай скорее, птица,
На рябине покормиться.
Сосна:Мы несем здоровье людям,
Мы целебней всех лекарств!
Вам друзьями вечно будем,
Только можно без проказ?
Берегите, нас, цените,
Не ломайте и не жгите!
Все деревья вместе:
Словно любящим друзьям
Мы помашем веткой вам!
Воспитатель: посмотрите какая красивая поляна,
а что это за цветок?
1) Белые жемчужины прилепились в ряд
К стебелечку тонкому – дарят аромат.
В мае распускаются и цветут в лесу.
Даже книга красная бережет красу.
И лисичка рыжая рядышком пройдет,
Белый и душистый цветик не сомнет.
(ландыш)
2) Он расцвет в глуши лесной,
Граммофончик голубой.
А звенит он или нет -
Только лес нам даст ответ.
(колокольчик)
3) Во ржи простой я сорнячок,
А возле дома под любым окном
Культурным стать и я могу цветком.
ОткроюВам я свой секрет сейчас –
Могу лекарством быть для Вас!
4) Во лугах сестрички –
золотой глазок, белые реснички.
Танец цветов.
Дети садятся на стульчики.
Выходят Паучок и Муравей.
Паучок:Трудиться с детства я привык,
Н е разгибая спинки.
З аплатку ловко ставлю вмиг
Н а рваной паутинке.
Свою добычу сторожу
Н а паутинке смело,
А завтра новую свяжу,
Ч тоб не сидеть без дела!
Муравей:Я в муравейник нес сучок,
Н абил мозоли, шишки.
Смотри поймают вас в сачок
Проказники-мальчишки.
Стрекоза:Нет-Нет в сачок мы не хотим
Там страшно, очень тесно.
В лесу так интересно!
Бабочка:Я пью нектар живых цветов
И капельки росинки,
Летаю в запахе медов
Волшебную картинкой!
Насекомые уходят.
Воспитатель: Что я вижу на нашей поляне! Да это грибы! Сколько их!
Но все ли нам они нужны? Ну-ка, помогите мне, ребята!
1) Под сосной растут сестрички –
Ярко-рыжие лисички.
Я сложу грибы в лукошко,
Буду жарить их с картошкой.
2) Повезло так повезло –
Я набрал опят ведро
Облепили целый пень,
Собирай, кому не лень!
3) Вот растет поганка бледная,
Ее обходит даже еж,
Для здоровья очень вредная –
Лучше ты ее не трожь!
4) Важный толстый боровик
Вырос у дорожки.
К уважению привык
Гриб на крепкой ножке.
Срежь ты бережно его,
Не порань грибницу,
В этом месте через год
Новый гриб родится.
Игра «Собери грибы»
Песня «Кукушка и лягушка»
Сорока:Ишь, как расшумелись. Что здесь твориться, что за безобразие?
Я -сорока-белобока,
Я – всевидящее око.
Кто появиться в лесу
Всем об этом донесу.
Затрещу, заверещу,
Злых людей не пропущу!
Воспитатель:Сорока, да это мы с ребятами немного поиграли, не ругайся!
Сорока: В лес ходить, конечно, можно,
Только очень осторожно!
Дятел:Целый день трудяга-дятел
Лечит старую сосну.
Нет важней ему занятий,
Все деревья ждут весну!
Все хотят пожить подольше,
Ветки к солнышку тянуть,
Добрый дятел всем поможет,
После сможет отдохнуть.
Хоровод «Сидит ворон на дубу»
Воспитатель: Ребята, давайте отойдем с поляны, сюда кто-то идет.
(садятся на стулья)
Медведь:Медведь – хозяин леса,
Мохнатый и большой.
Он ищет с интересом
Обед нехитрый свой.
Ест ягоды, коренья,
Грибы, личинки, мед,
Но нет в лесу варенья,
Вот мишка и ревет.
Зайчонок:Зайчонок длинноухий
Под кустиком дрожит.
По лесу ходят слухи,
Что где-то волк бежит.
Как быстро бьется сердце!
Сковал зайчонка страх.
Уж лучше отсидеться
Тихонечко в кустах.
Белка:Белочка – красавица
Живет не на земле
Повыше жить старается,
На дереве, в дупле.
Грибы, орехи сладкие
Насушит белка впрок.
Взмахнет хвостом и лапками -
Прыжок еще прыжок!
Она не просто крутится,
Смешит лесных зверят,
Она для деток трудится:
Бельчата есть хотят.
Лиса:Лиса зверей всех краше
Нарядней и стройней,
Лишь хвостиком помашет –
Вздыхают все по ней.
Но мне пора трудиться,
Охота там и тут,
Чтоб с кормом возвратиться,
В норе лисята ждут.
Волк:За что не любят волка?
Лесной обычный зверь.
Сердит зимой я только.
Так трудно мне, поверь!
Сержусь я не от злобы,
От голода – беды,
Укроют все сугробы,
Почти что нет еды.
Еще мороз кусает
За уши и за хвост,
Так трудно мне бывает,
Так зимний день не прост!
Воспитатель:Ох, жарко стало, как пить хочется!
Инсценировка стихотворения «Ты скажи мне, реченька лесная» В. Орлов
Ты скажи мне,
Реченька лесная,
Отчего ты
Звонкая такая?
Утром надо мной
Поет синичка -
Оттого и звонкая
Водичка!
Ты скажи мне,
Речнька лесная,
Отчего ты
Чистая такая?
Поет синичка -
Оттого и чистая
Водичка!
Ты скажи мне,
Речнька лесная,
Отчего ты
Синяя такая?
В родничке
Купается синичка -
Оттого и синяя
Водичка!
Ветерок:Ветерокя – непоседа,
Как мальчишка озорной!
Прилетаю прямо с неба,
Поиграете со мной?
Вас я нежно приласкаю,
Кудри, косы потреплю!
Ветерок родного края,
Ребятишек всех люблю!
Воспитатель:Пора нам и домой возвращаться,скажем лесу
«спасибо» и «до свидания!»
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живет в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
Дети берутся за руки, ветерок встает во главе цепочки и проходят по залу
под музыку «Веселый ветер»
Тина Матрёнина
План-конспект экскурсии в осенний лес «Глазами природы» с детьми 6–8 лет
Актуальность
В настоящее время интересы детей чаще всего связаны с техникой. Дети мало контактируют с природой, редко гуляют в лесу в связи с занятостью родителей. Ребята, живущие в городе, не слыша трелей соловья, пения птиц и шуршания листьев из-за гула машин. В связи с этим, мы хотим обратить внимание детей к природе вокруг нас, к простым явлениям окружающего мира осенью, стимулируем любознательность и интерес детей к осеннему лесу, его обитателям и предметам. Фототерапия помогает детям сконцентрировать внимание на особенно важном для них, сфокусировать свой взгляд на чем-то необычном рядом с нами.
Возраст детей: 6-8 лет
Цель прогулки: формировать культуру общения с природой.
Задачи прогулки:
Образовательные:
1. Обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях.
2. Учить видеть взаимосвязи и взаимозависимости в природе, самостоятельно устанавливать простейшие причинно – следственные связи.
3. Сформировать знания об осеннем лесе, его обитателях и особенностях.
Развивающие:
1. Развивать восприятие цвета, формы и величины, тактильное, зрительное и слуховое восприятие.
2. Развивать внимание, память, логическое мышление, воображение.
3. Развивать навыки наблюдения за изменениями в природе, вызвать желание на самостоятельные исследования.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей бережное отношение к лесу, его обитателям (животным, растениям, грибам).
2. Стимулировать любознательность детей.
3. Воспитывать правильное поведение в лесу.
Оборудование и материалы: разноцветные корзины (коробки, пакеты, контейнеры, папки) красного, желтого и зеленого цветов; крупа, семечки и хлеб; фотоаппарат, картинки с изображением листьев разных деревьев и предметов в лесу.
1. Вступительная беседа.
2. Основное содержание.
3. Подведение итогов.
Место проведения экскурсии: лес (п Кугеси).
Подготовка учителя к экскурсии:
1. Спланировать маршрут экскурсии.
2. Приготовить оборудование и материалы для проведения экскурсии.
3. Провести беседу о временах года и их признаках, об охране природы.
Подготовка учащихся к экскурсии:
1. Рассматривание иллюстраций.
2. Чтение стихов.
3. Загадывание загадок.
4. Чтение рассказов о диких животных.
5. Слушание музыки «Осенняя песня» П. И. Чайковского.
6. Побеседовать с учащимися о различных видах растений: деревьев, кустарников, мхов.
Ход экскурсии.
Организационный момент.
Ознакомление учащихся с правилами поведения в лесу и техникой безопасности во время экскурсии.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами идем на прогулку в осенний лес. Перед тем, как выйти, давайте повторим правила поведения в лесу. (Дети отвечают)
В лесу нельзя: громко говорить (кричать, включать громко музыку, рвать с корнем цветы, грибы, ломать ветки деревьев, разжигать костры, разорять гнезда, муравейники, стрелять из рогатки в птиц, оставлять за собой мусор, разбивать стеклянную посуду, курить.
В лесу можно: разговаривать тихо, кормить животных и птиц, вешать кормушки для птиц, собирать листья, шишки, цветы (без корня, ходить по дорожкам, трогать деревья, сидеть на пеньке, наблюдать за животными.
Основная часть.
Учитель: Вот мы и пришли в лес. Назовите мне правила, которые мы с вами говорили? (Дети повторяют). Здесь нельзя кричать, потому что животные которые здесь живут могут испугаться, убежать и тогда Вы не сможете их увидеть. Поэтому сегодня мы с Вами будем разговаривать шепотом. Мы пришли в гости в лес, в гости к белочкам, ежикам и другим животным. А кто еще живет в лесу? (Дети отвечают).
Если на деревьях, листья пожелтели.
Если в край далекий, птицы улетели.
Если небо хмурится, если дождик льется,
Это время года, как оно зовется?
Учитель: В лесу есть множество интересных предметов, которые мы с Вами сейчас увидим. Сейчас осень, а осенью в лесу становится холодно, дует ветер, иногда идет дождь, листья на деревьях тоже замерзают, становятся красными, желтыми, зелеными и падают на землю. Посмотрите, как много листьев, как разноцветный ковер у нас под ногами. Сейчас мы с Вами будем их собирать.
Игра «Собери по цвету»
Учитель: Вот у нас три корзины. В каждую нужно сложить листья его цвета. В зеленую корзину - зеленые листья, в желтую – желтые, в красную – красные. Собираем только самые красивые листья, чистые, аккуратные. Большие и маленькие. Гладкие и шероховатые. Разные. (Дети собирают)
Игра «Найди такой же»
Учитель: Молодцы! А теперь давайте разглядим, какие вы собрали листья. Посмотрите на мои картинки и ответьте на вопрос: есть ли у нас вот такой лист? А вот такой? Давайте попробуем их найти. (Дети ищут)
Упражнение «Лесная находилка»
Учитель: В лесу есть не только листья, у некоторых деревьев есть шишки. Например, у елки или сосны. Давайте найдем их? А может быть нам попадутся по дороге желуди? Или какие-нибудь красивые веточки? Или пень? Мох? Может быть мы увидим нору или дупло? Или муравейник? А может быть животных? (Дети внимательно разглядывают лес вокруг себя).
Упражнение «Помоги животным»
Учитель: В лесу живет много животных. Давайте вспомним их. Кто живет в лесу? А что делают животные в лесу осенью? Правильно, готовятся к зиме. Делают запасы, собирают еду и складывают ее к себе в домик. Вот, например, белка любит кушать семечки. Давайте покормим ее. Она обязательно прибежит и заберет их к себе в дупло. А что едят птички, когда становится холодно? Посмотрите, в нашем лесу на деревьях добрые люди повесили кормушки. Зачем они? (Ответы детей) Давайте покормим птичек. Они очень любят крупу и хлеб. (Дети кладут корм для птиц в кормушки и наблюдают, как они подлетают и кушают).
Упражнение «Минута тишины»
Учитель: Сейчас мы с Вами будем слушать лес. Если закрыть глаза, сколько разных звуков можно услышать? (Дети закрывают глаза и внимательно слушают окружающие их звуки). Что Вы услышали? (Ответы детей) А слышали как стучит кто-то? Это дятел. Давайте попробуем разглядеть его среди ветвей деревьев.
Игра «Звуки животных»
Учитель: А теперь я предлагаю вам изобразить те звуки, которые вы сейчас услышали (звук дятла, фырканье ежика, трель соловья, чириканье воробья, шуршание листьев).
Заключение
Упражнение «Фототерапия»
Учитель: Видите, ребята, как много всего интересного в лесу мы увидели. Давайте запечатлим эти моменты на память. Я предлагаю Вам сделать фотографии. Каждый из Вас сможет сам сфотографировать в лесу то, что Вам больше всего понравилось. Давайте попробуем. (Дети фотографируют)
Учитель: На этом наша экскурсия заканчивается, нам пора возвращаться в школу.
В школе - создание коллективного коллажа с использованием собранных природных материалов и фотографий.
Список литературы:
1. Скоролупова О. А. Дикие животные. М. : Издательство Скрипторий, 2006.
2. Сладков Н. Разговоры о животных. М. : “Стрекоза – Пресс”, 2002.
3. Соболева А. В. Загадки – смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. M.: Издательство “Гном и Д”, 2000г.
4. Сурова, Дрызлова: Находилки. Гуляем и играем - познаем мир.
М: Манн, Иванов и Фербер, 2015 г.
Публикации по теме:
Цель: Расширить и закрепить представление детей об осени. Обратить внимания на изменении природы, как лес выглядел летом, и что случилось.
Конспект НОД по познавательному развитию с гендерным подходом в средней группе (4–5 лет) «Путешествие в осенний лес» Конспект занятия по познавательному развитию с гендерным подходом в средней группе (4-5 лет) «Путешествие в осенний лес» Образовательная.
Конспект НОД с детьми младшего возраста «Путешествие в осенний лес». Образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: речевое развитие Тип занятия: интеллектуально – развивающее.
Конспект открытого занятия с детьми средней группы «Путешествие в осенний лес» Путешествие в осенний лес. Программное содержание: закрепить у детей знания по теме «осень», учить отвечать и обосновывать свои ответы,.
Тема занятия по рисованию: «Осенний лес» Возраст детей: 5-6 лет. Интеграция всех образовательных областей. Цель: активизировать и поощрять.
Цель экскурсии: показать, какие изменения произошли в природе с приходом весны, развесить скворечники.
Задачи:
- Выявить изменения, происходящие с растениями в весенний период;
- Научить наблюдать за сезонными явлениями в природе, описывать результаты наблюдений;
- Познакомить с правилами поведения в природе.
- Способствовать эстетическому воспитанию учащихся средствами природы и искусства.
- Развесить скворечники под девизом: «Не оставим без дворца ни синицу, ни скворца»
Оборудование: Карандаши, блокнот, скворечники, молоток, гвозди, лестница.
Место проведения экскурсии : экосистема хвойного леса на территории школьного лесничества.
Возраст учащихся: 11-16 лет
Подготовка учителя к экскурсии:
- Спланировать маршрут экскурсии по местам растительностью - лесной, (чтобы показать обучающихся особенности пробуждения природы экосистем).
- Провести беседу об охране природы.
- Провести беседу о правиле поведения в природе.
- Договорится с Канашским лесничеством о подготовки материала для скворечников.
- Провести беседу с детьми: о маршруте и длительности экскурсии, об одежде, о программном содержании.
- Собрать аптечку: йод, зеленка, бинт, спирт или одеколон, жгут.
Подготовка учащихся к экскурсии:
- Побеседовать с учащимися о различных периодах весны (погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, с красотой пробуждающейся природы, с вопросами ее охраны).
- Ввести три новых понятия о весне.
- Поручить учащимся подготовить сообщения как правильно развешивать скворечники.
- Подготовить детей к восприятию природы, привлечь внимание к объектам экосистемы "Лес". Формировать умение правильно вести себя в лесу.
Ход урока
I . Ознакомление учащихся с правилами поведения в лесу
Учитель: Ребята, я вам предлагаю отправиться на экскурсию в весенний лес, но в наших краях еще лежит снег. С нами во время экскурсии будут, представители Канашского лесничества под руководством с нашим лесником Емельянов Ю.П. Назовите, какие правила нужно соблюдать, придя в лес. (Дети отвечают)
- Нельзя разжигать костер в лесу, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.
- Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
- Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
- Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.
- О правилах поведения в зимнем лесу (нужно ходить только по уже протоптанным дорожкам; не задевать кустов, потому что зимой замерзшие ветки становятся хрупкими и легко ломаются; быть внимательными - чтобы не пропустить следов на снегу, не напугать лесных жителей, услышать голоса леса, увидеть красивые пейзажи);
Учитель: Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить. Итак, давайте войдем в лес другом!
II. Введение в тему урок-экскурсии (создание эмоционального настроя)
Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
А.К. Толстой
О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).
Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? (уж снег последний в поле тает).
III . Основная часть
Сегодня на уроке мы с вами находимся в сосновом лесу на территории школьного лесничества и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.
Какие признаки весны вы знаете? (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни становятся длиннее; становится теплее)
Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет)
- Какой весенний месяц самый холодный? (Март)
Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло)
- Теперь представим себе небо. Какое оно весной? (Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака)
Какое небо сегодня?
Какие осадки выпадают весной? (В марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.)
Бывают ли весной грозы? Когда? (В мае)
Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои).
Теперь посмотрите внимательно побеги сосны, видно ли такие признаки (Да)
Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести)
Это можно наблюдать на сегодняшний день (Нет)
- Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? (Первоцветы: печеночница, хохлатка, ветреница, медуница, мать-и-мачеха)
Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежниками. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести)
- Почему же подснежники зацветают так рано? (Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в которых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется немного)
Какие цветы расцветают в конце весны, в мае? (Ландыши, одуванчики, фиалки)
А теперь поговорим о сроках наступления весны:
- «календарная весна» - 1 марта;
- «астрономическая» - 21 марта - День весеннего равноденствия на всем земном шаре (кроме приполярных областей), день равен ночи;
- «биологическая» начало сокодвижения у клена остролистного (24 марта), а затем у березы бородавчатой (8 апреля)
Ребята, сегодня какой день объявлен по всему миру? (День леса)
Какой год объявлен в этом году? (Год экологии (Указ Президента Российской Федерации № 7 от 5 января 2016 г.) и одновременно Годом особо охраняемых природных территорий (ООПТ) (Указ Президента Российской Федерации № 392 от 1 августа 2015 г.), приуроченного к празднованию 100-летия создания первого в нашей стране государственного природного заповедника – Баргузинского.)
Физкультминутка «Похлопали – потопали»
Учитель рассказывает о деревьях.
Если он говорит правду, дети хлопают, если нет – топают.
– Деревья умеют ходить, бегать и прыгать.
– Они прочно удерживаются корнями, уходящими глубоко в землю.
– Зимой деревья одеты в зеленый наряд из листьев.
– Внутри деревьев течет сок.
– На нашем лесу много разных деревьев.
– Если все деревья вырубить, то наша Земля будет красивее.
Как правильно развешивать кормушки вам расскажет Ф.И. обучающего - мой помощник.
Вешать можно на дерево, шест, стену на высоту от 3 м с легким наклоном вперед, чтобы в леток не затекал дождь, и птицам легче было выбираться. Развешивать скворечники можно в течение всего года, но лучшее время конец марта начало апреля. Вход должен быть направлен на юг, восток, или юго-восток, чтобы ветра не задували в скворечник.
Учитель: Ребята, на сегодня скворечники делать нам помогли работники лесничества. Мы с вами тоже попробуем на кружке вместе учителями технологии сделать скворечники. Для этого вы должны знать, как правильно сделать скворечники.
Как правильно сделать скворечник расскажет лесник - Емельянов Юрий Петрович.
Итак, скворечник должен быть обязательно деревянным (любые породы деревьев, кроме хвойных). Стенки внутри скворечника оставляют необработанными, шершавыми и неровными. Это для того, чтобы птицы могли цепляться коготками за стенки. Какой материал можно использовать:
- наструганные сухие доски лиственных пород (береза, осина, ольха и т.п.), использовать спрессованное дерево (ДСП, ДВП и т.п.) нельзя оно токсично и недолговечно;
- гвозди или саморезы длинной 4-4,5 см;
- краска без запаха
Размеры скворечника
- доски должны быть толщиной не менее 2 см, чтобы стенки хорошо сохраняли тепло;
- оптимальный внутренний размер:
- квадратное дно 10-15 см (природное дупло 12х12 см, так что ориентируетесь на эти размеры),
- диаметр летка (отверстия) 4,5-5 см,
- расстояние от летка до дна 15-20 см,
- высота скворечника 30-35 см,
- верхний козырек должен выступать не менее чем на 5 см, чтобы защитить вход от непогоды.
Ребята, давайте начнем развешивать скворечники под руководством представителей школьного лесничества.
IV . Рефлексия
Как вы думаете, почему урок-экскурсия называется «Войди в лес другом!»
Что нового узнали?
Что дал вам этот урок для жизни?
Что вам захотелось после этого урока…?
Стали ли мы друзьями леса?
V. Заключение
Ребята, вот и выходит наше время. Я считаю, что мы с вами сегодня сделали добро для природы, особенно для леса. Давайте повернемся к лесу и скажем до свидания и спасибо…
Цели:
- расширить знания детей о природе;
- раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей;
- воспитать положительное отношение к природе, нормы поведения в природе, желание беречь и охранять природу;
- развивать познавательный интерес, кругозор учащихся, речь, мышление.
Ход занятия
Есть одна планета - сад
В этом космосе холодном
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
Учитель: Сегодня, ребята, мы с вами будем путешествовать. И я приглашаю вас на экскурсию в лес.
Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой не упусти:
Ты же видишь, мы свои.
Уч.: А что нужно нам взять с собой, отправляясь в лес?
Каждая группа подойдет к столу и выберет 2 вещи, которые возьмут с собой в лес, объяснят, для чего они нужны?
А почему мы не взяли: ... оставшиеся предметы?
(ответы детей)
Уч.: А какие правила поведения надо соблюдать в лесу? (ответы)
См. слайд №9
Но, к сожалению, не все их соблюдают. Давайте нарисуем запрещающие знаки для посетителей леса, подобные запрещающим запрещающем знакам дорожного движения. Кстати, кто помнит, что они представляют собой?
У вас на столах лежат листы, на которых изображен красный круг. Внутри его нужно нарисовать схему, чтобы по этому знаку было понятно, чего в лесу нельзя делать.
(работа детей)
Выставка работ.
Итак, лес готов открыть нам свои тайны.
Сейчас мы работаем в группах. Каждой группе нужно отгадать растение, которое зашифровано в загадке и определить его место жительство в лесу!
1. одуванчик, подснежник - это травы, первый ярус.
2. сирень, смородина - это кустарники, второй ярус.
3. сосна, берёза - это деревья, третий ярус.
Уч.: Итак, растения в лесу, как и люди в городе живут по этажам или ярусам. В природе все ярусы необходимы.
Однажды, лесник решил вырубить кусты. Посчитал, что они мешают деревьям расти. Но через 3 года лес засох.
Что случилось?
Птицы, которые жили в кустах, улетели. Жук-короед поел все деревья.
Физминутка.
Уч.: А сейчас я приглашаю вас отдохнуть на поляну.
Игра "Совушка".
Уч.: Ребята, посмотрите, что я вижу в нашем лесу? (Жалоба)
От кого она?
Садитесь на свои места. Работаем по группам. Каждая группа читает "Жалобу" и узнаёт от кого она?
(Работа детей)
Карточки на доску.
См. слайд №№ 10-12.
Уч.: Это, ребята, редкие растения, занесены в Красную книгу Подмосковья. Рвать их в наших лесах нельзя.
Кроме растений в Красную книгу занесены и животные, о которых мы будем говорить на следующем занятии.
Уч.: А теперь немного поиграем. Игра "Пазлы". Работаем по парам.
Собираем пазлы и называем растение, которое получилось.
(работа детей)
Что объединяет все эти растения?
(растут в лесу, лекарственные)
См. слайд №№ 13-14.
Уч.: В лесу своя аптека, которая помогает нам избавиться от многих болезней. А также эти растения входят в состав чайных сборов.
У вас на столах лекарственные растения. Из них мы составим чайные сборы. Работаем в группах. Смешиваем травы.
Какие сборы у вас получились? Что входит в их состав?
Итог: мы с вами сегодня побывали в лесу. Кем мы станем лесу?
См. слайд №15.
Друзьями
А сейчас я приглашаю вас попить витаминный чай.