Название экскурсии в лес. Конспект экскурсии в осенний лес с детьми старшей логопедической группы доу. Конспект экскурсии в лес

Образовательная область «Познавательное развитие»

Цель: Развитие интереса младших дошкольников к природе родного края.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о весенних явлениях природы в лесу (появляются почки, а затем превращаются в листья на деревьях, появляются первые цветы, прилетают птицы из теплых стран, солнышко пригревает).

2. Закреплять знания детей о диких животных, о строении ели.

3. Воспитывать бережное отношения к диким животным, чувство эмпатии.

Материал: большой конверт с письмом и рисунок лесовика, цветок с правильной последовательностью при одевании на улицу.

Ход прогулки:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что необычное появилось в раздевалке. Посмотрите внимательно (дети замечают большой конверт с письмом.)

Воспитатель: А что это такое кто знает? (ответы детей)

Это не простое письмо … (рассмотреть) Откроем, посмотрим, что же здесь написано? (зачитываю письмо) Ребята это приглашение от старичка — лесовичка в весенний лес. А вы знаете, кто это такой старичок — лесовичок? (предположения детей) Это маленький человечек, который следит в лесу за порядком. Вы хотите к лесовичку в гости? (да).

Воспитатель: А для того чтобы нам с ним познакомиться нам куда нужно идти? (в лес).

Воспитатель: Но прежде чем выйти на улицу нам надо одеться, и в этом нам поможет наш волшебный цветочек, который показывает нам как надо и в какой последовательности одеваться (колготки, кофта, носки, штаны, шапка, куртка, сапоги).

Воспитатель: Правильно. Ну, а теперь одевайтесь.

Раз, два, три, четыре, пять-

Собираемся гулять.

Завязали Катеньке

Шарфик полосатенький,

Наденем на ножки-

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

Воспитатель: Вот мы с вами и оделись, отправляемся в гости к старичку-лесовичку Путь нам с вами неблизкий, на чём можно добраться до леса? (перечисляют виды транспорта)

Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться на автобусе, но нам нужен с вами шофёр (выбираем шофёра)

Воспитатель: Занимаем места в автобусе, пристегнулись друг друга держим крепко за руки (поём песню)

В машине в машине шофер сидит.

Машина, машина идёт гудит.

Воспитатель:

Здравствуй, лес, зеленый лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь-мы свои.

Воспитатель: Вот мы с вами и пришли в лес. Посмотрите как красиво здесь. А что это за деревце растёт? А как вы догадались что это ёлочка?(рассуждения детей)

Воспитатель: А как вы думаете что это? (показывает на ствол)

Воспитатель: А что это от ствола отходит? (веточки)

Воспитатель: А на веточках что это? (иголочки)

Воспитатель: Ребята, а иголочки какого цвета? (зелёного)

Воспитатель: А я про елочку знаю загадку. Вот послушайте.

Зимой и летом одним цветом.

(Ёлка)

Воспитатель: Запомнили? Давайте повторим, дома потом маме загадаете

Воспитатель: Кто нам загадает загадку? Кто запомнил? (закрепить цвет ёлки спросить нескольких кто плохо знает зелёный цвет)

Воспитатель: Ребята елочка всегда зелёная.

Воспитатель: А давайте мы с вами покажем ёлочки (тело прямое, ручки развели немножко в стороны, пальчики растопырили, покружились)

Воспитатель: Сколько много ёлочек стало на полянке и какие они все красивые.

(из-за ёлочки появляется Старичок-лесовичок)

Старичок: Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки. Рад встрече с вами. Не устали пока добирались ко мне? А вы знаете, какое сейчас время года? (весна).

Старичок: Что изменилось с приходом весны? Что случилось, когда солнце стало светить ярче? (снег начал таять, потекли ручьи, набухли почки, из них потом появятся листочки, прилетают птицы из теплых стран).

Старичок: Да ребята лес просыпается от «зимней спячки». А вы знаете, что с приходом весны изменения происходят и в жизни животных. А каких животных нашего леса вы знаете? (перечисляют кто живёт в лесу)

Старичок: Про лесных зверей я приготовил загадки.

Кто дрожит под кустом,

Маленьким трясёт хвостом?

Ты трусливого узнай-ка –

Ну, конечно, это…

(зайка)

Хвост пушистый бережёт

Да зверюшек стережёт:

Все знают, рыжую в лесу –

Уж очень хитрую …

(лису)

Он в чаще лесной живет,

И сладкоежкою слывет.

Любит он малину, мёд,

А зимой свою лапу сосёт.

Он может громко зареветь,

Мы зовём его…

(медведь)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете всех этих животных как можно назвать одним словом? (дикие)

Воспитатель: А почему они дикие? (потому что живут в лесу).

Старичок: Правильно ребята они все живут в лесу. Вот заяц свою белую шубку меняет на серую, чтобы быть менее заметным, а белка серую шубку на ярко-рыжую. Давайте с вами поиграем в игру «Слышим-делаем!» (Воспитатель читает отрывки из стихотворений, а дети выполняют то, что они услышали)

Мишка косолапый

По лесу идет

Шишки собирает

Песенку поет (имитируют медведя)

По лесной лужайке

Разбежались зайки

Прыг-скок, прыг-скок

Вот такие зайки! (имитируют зайцев)

Вот бежит лисичка

Рыжая сестричка

Где же, где же зайки

Зайки-побегайки?

Мы здесь! (лиса ловит зайцев)

Воспитатель: Ой, какие вы все молодцы! Давайте немного отдохнем. Как легко дышится на лесной полянке. Давайте сделаем дыхательные упражнения.

Дыхательные упражнения: глубоко вздохнуть, почувствовать запах весны, выдохнуть (3-4 раза).

Воспитатель: Посмотрите ребята, сколько диких зверей живёт в лесу! А вспомните, кого мы видели, когда гуляли на участке кто приходил к нам в гости? (белочка).

Воспитатель: Правильно молодцы! Ребята, сейчас весна, а весну называют голодным временем и сейчас все зайки, белочки голодают. А не угостить нам бы их с вами. Вот я здесь приготовила хлеб, яблоки, морковку. Давайте мы с вами сделаем лакомство для белочки — будем нанизывать по одному кусочку на веточки и оставим здесь. Мы сейчас с вами уйдём, а животные знаете, как обрадуются вашим угощениям.

Старичок: Да ребята я им передам, что это вы приходили и их угостили. Я думаю что они будут благодарны вам.

Воспитатель: Ребята, посмотрите у нас с вами остались пакеты. А куда мы их денем? Здесь выкинем? (нет)

Воспитатель: Правильно ребята мы с вами все пакеты соберем, в корзинку заберём собой в детский сад. А там выкинем в мусору. Потому что лес это дом для диких животных у вас дома чисто и в лесу тоже должно быть чисто.

Старичок: Ребята, какие вы молодцы, как много вы знаете о диких животных, но мне пора с вами прощаться и идти в лес заниматься своими делами. У меня для вас есть маленький сюрприз, чтобы вы запомнили надолго нашу встречу. Я хочу вам подарить талисманы леса вот такие шишки (весит всем детям на шею шишки) До свидание приходите ещё в гости спасибо за угощения.

Воспитатель: Ребята и я думаю что нам с вами нужно возвращаться в детский сад, а не то нас потеряют. Встали все друг за другом, посмотрите внимательно — никто у нас в лесу не потерялся? не заблудился? Все на месте? тогда мы можем отправляться обратно в детский сад. Ребята, по какой дорожке мы с вами идем по узкой и очень длинной. Идем аккуратно друг за другом не толкаемся. Вот мы с вами и вышли на дорогу, а вот наш автобус. Садимся на свои места, пристегнулись и поехали. Запеваем песню про машину. Вот и наше путешествие подошло к концу. Ребята, вам понравилось? А что больше всего вам запомнилось?

Непосредственно – образовательная деятельность

«Экскурсия в лес» в подготовительной группе

Области: Познание, здоровье, художественная литература, музыка.

Программное содержание:

1. Формировать элементарные экологические знания и представления, а также азы экологического мировоззрения;

2. Учить правильно взаимодействовать с природой.

3. Воспитывать любовь к родному краю.

Ход занятия

Дети входят в зал под фонограмму «Звуки леса» и встают в круг.

Воспитатель:Ребята, как я люблю наш родной лес! Чего там только нет: зеленые деревья, сладкие ягоды, душистые цветы и травы, поющие птицы! А сколько разных насекомых и зверей! Настоящая волшебная сказка! Давайте заглянем в нее. Только будьте внимательны и осторожны. Если уметь слушать голоса леса, то много интересного можно узнать!

Орешник:Средь осинок и рябинок

Я – орешник молодой

Не гляди, что тонок, гибок,

Обеспечу всех едой!

Мои вкусные орешки -

Для зверей, для птиц, для вас!

Собирайте их без спешки,

Будет на зиму запас!

Дубок:Я – дубок совсем зеленый,

Листья – кромочка – волной

Может быть любуясь кроной,

Ты присядешь подо мной?

Помечтаем мы с тобою

О планете голубой,

Чтоб счастливою судьбою

Человек здесь жил любой.

Рябина:Осень в гости к нам пришла,

Огоньки вокруг зажгла.

Ярко-красный спелый шарик -

Это вовсе не фонарик.

Прилетай скорее, птица,

На рябине покормиться.

Сосна:Мы несем здоровье людям,

Мы целебней всех лекарств!

Вам друзьями вечно будем,

Только можно без проказ?

Берегите, нас, цените,

Не ломайте и не жгите!

Все деревья вместе:

Словно любящим друзьям

Мы помашем веткой вам!

Воспитатель: посмотрите какая красивая поляна,

а что это за цветок?

1) Белые жемчужины прилепились в ряд

К стебелечку тонкому – дарят аромат.

В мае распускаются и цветут в лесу.

Даже книга красная бережет красу.

И лисичка рыжая рядышком пройдет,

Белый и душистый цветик не сомнет.

(ландыш)

2) Он расцвет в глуши лесной,

Граммофончик голубой.

А звенит он или нет -

Только лес нам даст ответ.

(колокольчик)

3) Во ржи простой я сорнячок,

А возле дома под любым окном

Культурным стать и я могу цветком.

ОткроюВам я свой секрет сейчас –

Могу лекарством быть для Вас!

4) Во лугах сестрички –

золотой глазок, белые реснички.

Танец цветов.

Дети садятся на стульчики.

Выходят Паучок и Муравей.

Паучок:Трудиться с детства я привык,

Н е разгибая спинки.

З аплатку ловко ставлю вмиг

Н а рваной паутинке.

Свою добычу сторожу

Н а паутинке смело,

А завтра новую свяжу,

Ч тоб не сидеть без дела!

Муравей:Я в муравейник нес сучок,

Н абил мозоли, шишки.

Смотри поймают вас в сачок

Проказники-мальчишки.

Стрекоза:Нет-Нет в сачок мы не хотим

Там страшно, очень тесно.

В лесу так интересно!

Бабочка:Я пью нектар живых цветов

И капельки росинки,

Летаю в запахе медов

Волшебную картинкой!

Насекомые уходят.

Воспитатель: Что я вижу на нашей поляне! Да это грибы! Сколько их!

Но все ли нам они нужны? Ну-ка, помогите мне, ребята!

1) Под сосной растут сестрички –

Ярко-рыжие лисички.

Я сложу грибы в лукошко,

Буду жарить их с картошкой.

2) Повезло так повезло –

Я набрал опят ведро

Облепили целый пень,

Собирай, кому не лень!

3) Вот растет поганка бледная,

Ее обходит даже еж,

Для здоровья очень вредная –

Лучше ты ее не трожь!

4) Важный толстый боровик

Вырос у дорожки.

К уважению привык

Гриб на крепкой ножке.

Срежь ты бережно его,

Не порань грибницу,

В этом месте через год

Новый гриб родится.

Игра «Собери грибы»

Песня «Кукушка и лягушка»

Сорока:Ишь, как расшумелись. Что здесь твориться, что за безобразие?

Я -сорока-белобока,

Я – всевидящее око.

Кто появиться в лесу

Всем об этом донесу.

Затрещу, заверещу,

Злых людей не пропущу!

Воспитатель:Сорока, да это мы с ребятами немного поиграли, не ругайся!

Сорока: В лес ходить, конечно, можно,

Только очень осторожно!

Дятел:Целый день трудяга-дятел

Лечит старую сосну.

Нет важней ему занятий,

Все деревья ждут весну!

Все хотят пожить подольше,

Ветки к солнышку тянуть,

Добрый дятел всем поможет,

После сможет отдохнуть.

Хоровод «Сидит ворон на дубу»

Воспитатель: Ребята, давайте отойдем с поляны, сюда кто-то идет.

(садятся на стулья)

Медведь:Медведь – хозяин леса,

Мохнатый и большой.

Он ищет с интересом

Обед нехитрый свой.

Ест ягоды, коренья,

Грибы, личинки, мед,

Но нет в лесу варенья,

Вот мишка и ревет.

Зайчонок:Зайчонок длинноухий

Под кустиком дрожит.

По лесу ходят слухи,

Что где-то волк бежит.

Как быстро бьется сердце!

Сковал зайчонка страх.

Уж лучше отсидеться

Тихонечко в кустах.

Белка:Белочка – красавица

Живет не на земле

Повыше жить старается,

На дереве, в дупле.

Грибы, орехи сладкие

Насушит белка впрок.

Взмахнет хвостом и лапками -

Прыжок еще прыжок!

Она не просто крутится,

Смешит лесных зверят,

Она для деток трудится:

Бельчата есть хотят.

Лиса:Лиса зверей всех краше

Нарядней и стройней,

Лишь хвостиком помашет –

Вздыхают все по ней.

Но мне пора трудиться,

Охота там и тут,

Чтоб с кормом возвратиться,

В норе лисята ждут.

Волк:За что не любят волка?

Лесной обычный зверь.

Сердит зимой я только.

Так трудно мне, поверь!

Сержусь я не от злобы,

От голода – беды,

Укроют все сугробы,

Почти что нет еды.

Еще мороз кусает

За уши и за хвост,

Так трудно мне бывает,

Так зимний день не прост!

Воспитатель:Ох, жарко стало, как пить хочется!

Инсценировка стихотворения «Ты скажи мне, реченька лесная» В. Орлов

Ты скажи мне,

Реченька лесная,

Отчего ты

Звонкая такая?

Утром надо мной

Поет синичка -

Оттого и звонкая

Водичка!

Ты скажи мне,

Речнька лесная,

Отчего ты

Чистая такая?

Поет синичка -

Оттого и чистая

Водичка!

Ты скажи мне,

Речнька лесная,

Отчего ты

Синяя такая?

В родничке

Купается синичка -

Оттого и синяя

Водичка!

Ветерок:Ветерокя – непоседа,

Как мальчишка озорной!

Прилетаю прямо с неба,

Поиграете со мной?

Вас я нежно приласкаю,

Кудри, косы потреплю!

Ветерок родного края,

Ребятишек всех люблю!

Воспитатель:Пора нам и домой возвращаться,скажем лесу

«спасибо» и «до свидания!»

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живет в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

Дети берутся за руки, ветерок встает во главе цепочки и проходят по залу

под музыку «Веселый ветер»

Тина Матрёнина
План-конспект экскурсии в осенний лес «Глазами природы» с детьми 6–8 лет

Актуальность

В настоящее время интересы детей чаще всего связаны с техникой. Дети мало контактируют с природой, редко гуляют в лесу в связи с занятостью родителей. Ребята, живущие в городе, не слыша трелей соловья, пения птиц и шуршания листьев из-за гула машин. В связи с этим, мы хотим обратить внимание детей к природе вокруг нас, к простым явлениям окружающего мира осенью, стимулируем любознательность и интерес детей к осеннему лесу, его обитателям и предметам. Фототерапия помогает детям сконцентрировать внимание на особенно важном для них, сфокусировать свой взгляд на чем-то необычном рядом с нами.

Возраст детей: 6-8 лет

Цель прогулки: формировать культуру общения с природой.

Задачи прогулки:

Образовательные:

1. Обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях.

2. Учить видеть взаимосвязи и взаимозависимости в природе, самостоятельно устанавливать простейшие причинно – следственные связи.

3. Сформировать знания об осеннем лесе, его обитателях и особенностях.

Развивающие:

1. Развивать восприятие цвета, формы и величины, тактильное, зрительное и слуховое восприятие.

2. Развивать внимание, память, логическое мышление, воображение.

3. Развивать навыки наблюдения за изменениями в природе, вызвать желание на самостоятельные исследования.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей бережное отношение к лесу, его обитателям (животным, растениям, грибам).

2. Стимулировать любознательность детей.

3. Воспитывать правильное поведение в лесу.

Оборудование и материалы: разноцветные корзины (коробки, пакеты, контейнеры, папки) красного, желтого и зеленого цветов; крупа, семечки и хлеб; фотоаппарат, картинки с изображением листьев разных деревьев и предметов в лесу.

1. Вступительная беседа.

2. Основное содержание.

3. Подведение итогов.

Место проведения экскурсии: лес (п Кугеси).

Подготовка учителя к экскурсии:

1. Спланировать маршрут экскурсии.

2. Приготовить оборудование и материалы для проведения экскурсии.

3. Провести беседу о временах года и их признаках, об охране природы.

Подготовка учащихся к экскурсии:

1. Рассматривание иллюстраций.

2. Чтение стихов.

3. Загадывание загадок.

4. Чтение рассказов о диких животных.

5. Слушание музыки «Осенняя песня» П. И. Чайковского.

6. Побеседовать с учащимися о различных видах растений: деревьев, кустарников, мхов.

Ход экскурсии.

Организационный момент.

Ознакомление учащихся с правилами поведения в лесу и техникой безопасности во время экскурсии.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами идем на прогулку в осенний лес. Перед тем, как выйти, давайте повторим правила поведения в лесу. (Дети отвечают)

В лесу нельзя: громко говорить (кричать, включать громко музыку, рвать с корнем цветы, грибы, ломать ветки деревьев, разжигать костры, разорять гнезда, муравейники, стрелять из рогатки в птиц, оставлять за собой мусор, разбивать стеклянную посуду, курить.

В лесу можно: разговаривать тихо, кормить животных и птиц, вешать кормушки для птиц, собирать листья, шишки, цветы (без корня, ходить по дорожкам, трогать деревья, сидеть на пеньке, наблюдать за животными.

Основная часть.

Учитель: Вот мы и пришли в лес. Назовите мне правила, которые мы с вами говорили? (Дети повторяют). Здесь нельзя кричать, потому что животные которые здесь живут могут испугаться, убежать и тогда Вы не сможете их увидеть. Поэтому сегодня мы с Вами будем разговаривать шепотом. Мы пришли в гости в лес, в гости к белочкам, ежикам и другим животным. А кто еще живет в лесу? (Дети отвечают).

Если на деревьях, листья пожелтели.

Если в край далекий, птицы улетели.

Если небо хмурится, если дождик льется,

Это время года, как оно зовется?

Учитель: В лесу есть множество интересных предметов, которые мы с Вами сейчас увидим. Сейчас осень, а осенью в лесу становится холодно, дует ветер, иногда идет дождь, листья на деревьях тоже замерзают, становятся красными, желтыми, зелеными и падают на землю. Посмотрите, как много листьев, как разноцветный ковер у нас под ногами. Сейчас мы с Вами будем их собирать.

Игра «Собери по цвету»

Учитель: Вот у нас три корзины. В каждую нужно сложить листья его цвета. В зеленую корзину - зеленые листья, в желтую – желтые, в красную – красные. Собираем только самые красивые листья, чистые, аккуратные. Большие и маленькие. Гладкие и шероховатые. Разные. (Дети собирают)

Игра «Найди такой же»

Учитель: Молодцы! А теперь давайте разглядим, какие вы собрали листья. Посмотрите на мои картинки и ответьте на вопрос: есть ли у нас вот такой лист? А вот такой? Давайте попробуем их найти. (Дети ищут)

Упражнение «Лесная находилка»

Учитель: В лесу есть не только листья, у некоторых деревьев есть шишки. Например, у елки или сосны. Давайте найдем их? А может быть нам попадутся по дороге желуди? Или какие-нибудь красивые веточки? Или пень? Мох? Может быть мы увидим нору или дупло? Или муравейник? А может быть животных? (Дети внимательно разглядывают лес вокруг себя).

Упражнение «Помоги животным»

Учитель: В лесу живет много животных. Давайте вспомним их. Кто живет в лесу? А что делают животные в лесу осенью? Правильно, готовятся к зиме. Делают запасы, собирают еду и складывают ее к себе в домик. Вот, например, белка любит кушать семечки. Давайте покормим ее. Она обязательно прибежит и заберет их к себе в дупло. А что едят птички, когда становится холодно? Посмотрите, в нашем лесу на деревьях добрые люди повесили кормушки. Зачем они? (Ответы детей) Давайте покормим птичек. Они очень любят крупу и хлеб. (Дети кладут корм для птиц в кормушки и наблюдают, как они подлетают и кушают).

Упражнение «Минута тишины»

Учитель: Сейчас мы с Вами будем слушать лес. Если закрыть глаза, сколько разных звуков можно услышать? (Дети закрывают глаза и внимательно слушают окружающие их звуки). Что Вы услышали? (Ответы детей) А слышали как стучит кто-то? Это дятел. Давайте попробуем разглядеть его среди ветвей деревьев.

Игра «Звуки животных»

Учитель: А теперь я предлагаю вам изобразить те звуки, которые вы сейчас услышали (звук дятла, фырканье ежика, трель соловья, чириканье воробья, шуршание листьев).

Заключение

Упражнение «Фототерапия»

Учитель: Видите, ребята, как много всего интересного в лесу мы увидели. Давайте запечатлим эти моменты на память. Я предлагаю Вам сделать фотографии. Каждый из Вас сможет сам сфотографировать в лесу то, что Вам больше всего понравилось. Давайте попробуем. (Дети фотографируют)

Учитель: На этом наша экскурсия заканчивается, нам пора возвращаться в школу.

В школе - создание коллективного коллажа с использованием собранных природных материалов и фотографий.

Список литературы:

1. Скоролупова О. А. Дикие животные. М. : Издательство Скрипторий, 2006.

2. Сладков Н. Разговоры о животных. М. : “Стрекоза – Пресс”, 2002.

3. Соболева А. В. Загадки – смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. M.: Издательство “Гном и Д”, 2000г.

4. Сурова, Дрызлова: Находилки. Гуляем и играем - познаем мир.

М: Манн, Иванов и Фербер, 2015 г.

Публикации по теме:

Цель: Расширить и закрепить представление детей об осени. Обратить внимания на изменении природы, как лес выглядел летом, и что случилось.

Конспект НОД по познавательному развитию с гендерным подходом в средней группе (4–5 лет) «Путешествие в осенний лес» Конспект занятия по познавательному развитию с гендерным подходом в средней группе (4-5 лет) «Путешествие в осенний лес» Образовательная.

Конспект НОД с детьми младшего возраста «Путешествие в осенний лес». Образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: речевое развитие Тип занятия: интеллектуально – развивающее.

Конспект открытого занятия с детьми средней группы «Путешествие в осенний лес» Путешествие в осенний лес. Программное содержание: закрепить у детей знания по теме «осень», учить отвечать и обосновывать свои ответы,.

Тема занятия по рисованию: «Осенний лес» Возраст детей: 5-6 лет. Интеграция всех образовательных областей. Цель: активизировать и поощрять.

Цель экскурсии: показать, какие изменения произошли в природе с приходом весны, развесить скворечники.

Задачи:

  • Выявить изменения, происходящие с растениями в весенний период;
  • Научить наблюдать за сезонными явлениями в природе, описывать результаты наблюдений;
  • Познакомить с правилами поведения в природе.
  • Способствовать эстетическому воспитанию учащихся средствами природы и искусства.
  • Развесить скворечники под девизом: «Не оставим без дворца ни синицу, ни скворца»

Оборудование: Карандаши, блокнот, скворечники, молоток, гвозди, лестница.

Место проведения экскурсии : экосистема хвойного леса на территории школьного лесничества.

Возраст учащихся: 11-16 лет

Подготовка учителя к экскурсии:

  • Спланировать маршрут экскурсии по местам растительностью - лесной, (чтобы показать обучающихся особенности пробуждения природы экосистем).
  • Провести беседу об охране природы.
  • Провести беседу о правиле поведения в природе.
  • Договорится с Канашским лесничеством о подготовки материала для скворечников.
  • Провести беседу с детьми: о маршруте и длительности экскурсии, об одежде, о программном содержании.
  • Собрать аптечку: йод, зеленка, бинт, спирт или одеколон, жгут.

Подготовка учащихся к экскурсии:

  • Побеседовать с учащимися о различных периодах весны (погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, с красотой пробуждающейся природы, с вопросами ее охраны).
  • Ввести три новых понятия о весне.
  • Поручить учащимся подготовить сообщения как правильно развешивать скворечники.
  • Подготовить детей к восприятию природы, привлечь внимание к объектам экосистемы "Лес". Формировать умение правильно вести себя в лесу.

Ход урока

I . Ознакомление учащихся с правилами поведения в лесу

Учитель: Ребята, я вам предлагаю отправиться на экскурсию в весенний лес, но в наших краях еще лежит снег. С нами во время экскурсии будут, представители Канашского лесничества под руководством с нашим лесником Емельянов Ю.П. Назовите, какие правила нужно соблюдать, придя в лес. (Дети отвечают)

  • Нельзя разжигать костер в лесу, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.
  • Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
  • Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
  • Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.
  • О правилах поведения в зимнем лесу (нужно ходить только по уже протоптанным дорожкам; не задевать кустов, потому что зимой замерзшие ветки становятся хрупкими и легко ломаются; быть внимательными - чтобы не пропустить следов на снегу, не напугать лесных жителей, услышать голоса леса, увидеть красивые пейзажи);

Учитель: Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить. Итак, давайте войдем в лес другом!

II. Введение в тему урок-экскурсии (создание эмоционального настроя)

Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
А.К. Толстой

О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).

Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? (уж снег последний в поле тает).

III . Основная часть

Сегодня на уроке мы с вами находимся в сосновом лесу на территории школьного лесничества и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.

Какие признаки весны вы знаете? (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни стано­вятся длиннее; становится теплее)

Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет)

- Какой весенний месяц самый холодный? (Март)

Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло)

- Теперь представим себе небо. Какое оно весной? (Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака)

Какое небо сегодня?

Какие осадки выпадают весной? (В марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.)

Бывают ли весной грозы? Когда? (В мае)

Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных де­ревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои).

Теперь посмотрите внимательно побеги сосны, видно ли такие признаки (Да)

Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести)

Это можно наблюдать на сегодняшний день (Нет)

- Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? (Первоцветы: печеночница, хохлатка, ветреница, медуница, мать-и-мачеха)

Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежника­ми. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести)

- Почему же подснежники зацветают так рано? (Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в которых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется немного)

Какие цветы расцветают в конце весны, в мае? (Ландыши, одуванчики, фиалки)

А теперь поговорим о сроках наступления весны:

  • «календарная весна» - 1 марта;
  • «астрономическая» - 21 марта - День весеннего равноденствия на всем земном шаре (кроме приполярных областей), день равен ночи;
  • «биологическая» начало сокодвижения у клена остролистного (24 марта), а затем у березы бородавчатой (8 апреля)

Ребята, сегодня какой день объявлен по всему миру? (День леса)

Какой год объявлен в этом году? (Год экологии (Указ Президента Российской Федерации № 7 от 5 января 2016 г.) и одновременно Годом особо охраняемых природных территорий (ООПТ) (Указ Президента Российской Федерации № 392 от 1 августа 2015 г.), приуроченного к празднованию 100-летия создания первого в нашей стране государственного природного заповедника – Баргузинского.)

Физкультминутка «Похлопали – потопали»

Учитель рассказывает о деревьях.

Если он говорит правду, дети хлопают, если нет – топают.

– Деревья умеют ходить, бегать и прыгать.

– Они прочно удерживаются корнями, уходящими глубоко в землю.

– Зимой деревья одеты в зеленый наряд из листьев.

– Внутри деревьев течет сок.

– На нашем лесу много разных деревьев.

– Если все деревья вырубить, то наша Земля будет красивее.

Как правильно развешивать кормушки вам расскажет Ф.И. обучающего - мой помощник.

Вешать можно на дерево, шест, стену на высоту от 3 м с легким наклоном вперед, чтобы в леток не затекал дождь, и птицам легче было выбираться. Развешивать скворечники можно в течение всего года, но лучшее время конец марта начало апреля. Вход должен быть направлен на юг, восток, или юго-восток, чтобы ветра не задували в скворечник.

Учитель: Ребята, на сегодня скворечники делать нам помогли работники лесничества. Мы с вами тоже попробуем на кружке вместе учителями технологии сделать скворечники. Для этого вы должны знать, как правильно сделать скворечники.

Как правильно сделать скворечник расскажет лесник - Емельянов Юрий Петрович.

Итак, скворечник должен быть обязательно деревянным (любые породы деревьев, кроме хвойных). Стенки внутри скворечника оставляют необработанными, шершавыми и неровными. Это для того, чтобы птицы могли цепляться коготками за стенки. Какой материал можно использовать:

  • наструганные сухие доски лиственных пород (береза, осина, ольха и т.п.), использовать спрессованное дерево (ДСП, ДВП и т.п.) нельзя оно токсично и недолговечно;
  • гвозди или саморезы длинной 4-4,5 см;
  • краска без запаха

Размеры скворечника

  • доски должны быть толщиной не менее 2 см, чтобы стенки хорошо сохраняли тепло;
  • оптимальный внутренний размер:
    - квадратное дно 10-15 см (природное дупло 12х12 см, так что ориентируетесь на эти размеры),
    - диаметр летка (отверстия) 4,5-5 см,
    - расстояние от летка до дна 15-20 см,
    - высота скворечника 30-35 см,
    - верхний козырек должен выступать не менее чем на 5 см, чтобы защитить вход от непогоды.

Ребята, давайте начнем развешивать скворечники под руководством представителей школьного лесничества.

IV . Рефлексия

Как вы думаете, почему урок-экскурсия называется «Войди в лес другом!»

Что нового узнали?

Что дал вам этот урок для жизни?

Что вам захотелось после этого урока…?

Стали ли мы друзьями леса?

V. Заключение

Ребята, вот и выходит наше время. Я считаю, что мы с вами сегодня сделали добро для природы, особенно для леса. Давайте повернемся к лесу и скажем до свидания и спасибо…

Цели:

  • расширить знания детей о природе;
  • раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей;
  • воспитать положительное отношение к природе, нормы поведения в природе, желание беречь и охранять природу;
  • развивать познавательный интерес, кругозор учащихся, речь, мышление.

Ход занятия

Есть одна планета - сад
В этом космосе холодном
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!

Учитель: Сегодня, ребята, мы с вами будем путешествовать. И я приглашаю вас на экскурсию в лес.

Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой не упусти:
Ты же видишь, мы свои.

Уч.: А что нужно нам взять с собой, отправляясь в лес?

Каждая группа подойдет к столу и выберет 2 вещи, которые возьмут с собой в лес, объяснят, для чего они нужны?

А почему мы не взяли: ... оставшиеся предметы?

(ответы детей)

Уч.: А какие правила поведения надо соблюдать в лесу? (ответы)

См. слайд №9

Но, к сожалению, не все их соблюдают. Давайте нарисуем запрещающие знаки для посетителей леса, подобные запрещающим запрещающем знакам дорожного движения. Кстати, кто помнит, что они представляют собой?

У вас на столах лежат листы, на которых изображен красный круг. Внутри его нужно нарисовать схему, чтобы по этому знаку было понятно, чего в лесу нельзя делать.

(работа детей)

Выставка работ.

Итак, лес готов открыть нам свои тайны.

Сейчас мы работаем в группах. Каждой группе нужно отгадать растение, которое зашифровано в загадке и определить его место жительство в лесу!

1. одуванчик, подснежник - это травы, первый ярус.

2. сирень, смородина - это кустарники, второй ярус.

3. сосна, берёза - это деревья, третий ярус.

Уч.: Итак, растения в лесу, как и люди в городе живут по этажам или ярусам. В природе все ярусы необходимы.

Однажды, лесник решил вырубить кусты. Посчитал, что они мешают деревьям расти. Но через 3 года лес засох.

Что случилось?

Птицы, которые жили в кустах, улетели. Жук-короед поел все деревья.

Физминутка.

Уч.: А сейчас я приглашаю вас отдохнуть на поляну.

Игра "Совушка".

Уч.: Ребята, посмотрите, что я вижу в нашем лесу? (Жалоба)

От кого она?

Садитесь на свои места. Работаем по группам. Каждая группа читает "Жалобу" и узнаёт от кого она?

(Работа детей)

Карточки на доску.

См. слайд №№ 10-12.

Уч.: Это, ребята, редкие растения, занесены в Красную книгу Подмосковья. Рвать их в наших лесах нельзя.

Кроме растений в Красную книгу занесены и животные, о которых мы будем говорить на следующем занятии.

Уч.: А теперь немного поиграем. Игра "Пазлы". Работаем по парам.

Собираем пазлы и называем растение, которое получилось.

(работа детей)

Что объединяет все эти растения?

(растут в лесу, лекарственные)

См. слайд №№ 13-14.

Уч.: В лесу своя аптека, которая помогает нам избавиться от многих болезней. А также эти растения входят в состав чайных сборов.

У вас на столах лекарственные растения. Из них мы составим чайные сборы. Работаем в группах. Смешиваем травы.

Какие сборы у вас получились? Что входит в их состав?

Итог: мы с вами сегодня побывали в лесу. Кем мы станем лесу?

См. слайд №15.

Друзьями

А сейчас я приглашаю вас попить витаминный чай.