Классный солнце воздух и вода. «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья» план-конспект занятия на тему. Правила пользования дарами природы без вреда для организма

Переводы с собачьего, или Этология собаки в картинках Перехрюкин-Заломай Фрэнк

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья

Волки – сумеречные животные, наиболее активные вечером и утром. В прохладную погоду не имеют ничего против активности и днем, но в летнюю жару дневной прогулке явно предпочитают сиесту. В этом случае они могут перенести пик активности и на ночь – в ночном холодке гулять и охотиться гораздо приятнее.

Мы, собаки, как пионеры, всегда готовы идти на прогулку. Прогулки мы так любим, что большинство из нас никогда не откажется от внеочередного гулянья. Хотя, разумеется, бывают индивиды (не буду называть фамилии), которых на прогулку нужно вытаскивать волоком. Особенно в плохую погоду. Вообще-то многие собаки не любят прогулки в плохую погоду, предпочитая быстренько справить нужду и вернуться в тепло родного очага. Вопрос: что собаки считают плохой погодой?

Ответ на вопрос сильно зависит от экипировки респондента. Для нашего соседа-добермана, обладателя тоненькой шкурки, все, что опускается ниже минус пятнадцати, – плохая погода. Минус тридцать для него нестерпимый холод, и в это время он выходит совершать моцион в два приема по пять минут, предварительно надев свитер, валенки и шапку.

Для нас, ротвейлеров, минус пятнадцать вполне подходящая для долгой прогулки погодка, хотя минус тридцать для нас холодновато и грозит при долгих походах обморожением разных деликатных частей тела. А вот для бернов и минус тридцать погода как погода.

Большинство собак не любят сильный ветер, но и здесь находятся оригиналы, которым это атмосферное явление нравится, например наша Лайма. Рассекать грудью ветер и пургу, представляя себя героиней Джека Лондона, – это для нее. Тоже мне буревестник…

Практически никто из собак не любит дождь, особенно проливной, хлещущий холодными струями. В сырости и лужах нет ничего хорошего, и в этом мы с вами совершенно согласны. То есть почти все согласны, но иногда находятся водолазы, которые не пропустят ни одной лужи, с удовольствием шлепают по ним или принимают грязевые ванны. Но снег многих из нас приводит в восторг, и даже короткошерстные собаки не против поваляться в снегу, хватать его зубами и ловить брошенные снежки. Лайма обожает кататься на льду: разбегается, потом падает на бок или на спину и скользит по обледенелой поверхности, отталкиваясь задними лапами. А Стэви во времена ее молодости каталась на кусках льда, как на скейтборде: разбегалась, наскакивала на кусок льда передними лапами и потом скользила, отталкиваясь задними. Между прочим, лед для нас тоже может быть неприятным или даже опасным, поскольку и пес может поскользнуться и брякнуться на скользкой поверхности. В лучшем случае проедет, вам на потеху, на пузе, судорожно пытаясь собрать конечности. В худшем – кончить как Вошкин дядюшка Мэйсон, с разрывом связок локтевого (или какого-нибудь еще) сустава.

Хорошая погода для вас не всегда хороша для нас, и это, прежде всего, касается жары. Собаки не могут раздеться и не потеют, как вы, поэтому нам чаще, чем вам, грозит тепловой удар. Особенно чувствительны к перегреву маленькие щенки и массивные собаки, а также собаки с короткой мордой. В жаркую и особенно душную погоду лучше воздержитесь от длительных прогулок и тяжелой физической нагрузки во избежание теплового коллапса. Помните: жару и духоту мы переносим гораздо хуже вас!

Примечание переводчика

Однажды слишком заботливые хозяева чуть не загубили Дининого щенка. Поскольку лайка не должна быть изнеженной собакой, хозяйка Дины ответственно занялась закаливанием щеночков и в комнате с подрастающим поколением снизила температуру до пятнадцати градусов. Дети чувствовали себя прекрасно, росли как на дрожжах и без проблем нашли себе хозяев. Через несколько дней Наде позвонили сильно встревоженные владельцы одного из щенков и сообщили, что со щенком что-то очень не в порядке – задыхается. Не иначе как воспаление легких. Воспаление легких у закаленного щенка? При содержании в квартире?! Но описание симптомов и паника в голосе встревожили нас, и мы помчались посмотреть, в чем дело.

Щенку и в самом деле было плохо. Сухой потрескавшийся нос с налетом соли, тяжелое хриплое дыхание. В квартире с наглухо закрытыми окнами стояла жара, и «больной», помещенный около батареи центрального отопления, просто задыхался и старался из последних сил выбраться из коробки, но заботливые хозяева снова и снова укладывали его обратно.

С трудом нам удалось объяснить хозяевам, что полуторамесячная лайка, выращенная при открытом окне, не нуждается в инкубаторе. Попав из квартиры с температурой плюс пятнадцать в квартиру, где стояла двадцатишестиградусная жара (хозяева ходили по дому в нижнем белье), щенок изнывал от жары и реагировал на перегрев сухим горячим носом, из которого текли прозрачные струйки. Приняв признаки перегрева за простуду (нос горячий, «сопли» текут), хозяева переполошились, закрыли все форточки и поместили щенка к батарее, усугубив перегрев до такой степени, что у несчастного ребенка начался тепловой коллапс. Мы немедленно вынесли щенка на улицу, где он жадно глотал морозный воздух. Состояние его было настолько тяжелым, что лишь через два дня его дыхание нормализовалось в прохладной квартире, куда заводчица его забрала. Мы пришли вовремя: еще немного, и у щенка начался бы отек легких, и он бы погиб. Перегрев особенно опасен во время прививок. Точно так же, как переохлаждение может вызвать осложнение, и прививка не защитит щенка, а приведет к болезни.

О воде разговор особый. Собаки бывают водоплавающие, сухопутные и беспутные. Пример водоплавающих – Марк. У него в родословной наверняка должен был быть гусь. Марк способен часами рассекать воду, плавая за палочкой или просто так, буксируя местную ребятню. Марк обожает воду, и его нисколько не волнует факт, что дно под ним в недосягаемой глубине.

Я отношусь к сухопутным со… Кто это тут сказал «крыса»?!! Я умею плавать и даже прыгать с вышки в воду, но никогда не делаю этого по собственной инициативе. По команде я, конечно, сплаваю за палочкой, но предпочитаю подождать на берегу: пусть лучше Марк сплавает, а я, когда он будет из воды выходить, палку у него заберу и вам подам.

С удовольствием поплещусь в водичке в жаркий летний день, но не люблю, когда вода поднимается выше ватерлинии.

Считается, что плавать умеют все собаки. Не все. Встречаются собаки беспутные, которые плавать не умеют: ни добровольно, ни принудительно. Заманить такую собаку в воду просто невозможно ни уговорами, ни лакомством, ни игрушками. Она твердо убеждена (начиталась «Му-му», не иначе), что в воду ее волокут исключительно с целью утопления. Если вам все же удастся ее, орущую и брыкающуюся, затащить в воду силой, она выскочит из воды, как торпеда, и, поднимая тучи брызг, устремится кратчайшим путем на берег.

Передними ногами отчаянно молотит по воде, так что та ей заливает нос, глаза и уши, а задними шагает по дну. К беспутным собакам относятся Вошка и Эска. Все попытки научить их плавать провалились с треском и плеском.

Примечание переводчика

Однажды мы (Фрэнк, Вошка, Инга, Рич и я) гуляли вдоль берега речки. Зашли дальше, чем обычно, и я решила вернуться домой по другому берегу – заодно его и обследовать. Речка не широкая, но достаточно глубокая. Огромный тополь, упавший поперек русла, образовал естественный мостик, и я без труда перебралась на другую сторону реки.

Инга решительно двинулась за мной по стволу, поросшему трутовиками и поганками. Без происшествий добралась до середины «моста», но потом то ли тяжелая голова перевесила, то ли поскользнулась на поганке, только вдруг спикировала головой вниз и ушла под воду. Рич, наученный горьким Ингиным опытом, крался по стволу медленно и осторожно, аккуратно ставя широкие лапы.

Он так сосредоточился на передних лапах, что совсем забыл про задние. Его широкая попа съехала набок. Напрасно парень цеплялся за трутовики – накренился и плюхнулся в воду вместе с трутовиками.

Посмотрел Фрэнк, как молодежь корячилась и как я на другом берегу покатывалась от смеха, посмотрел, вздохнул и пошел вплавь перебираться. Он вам тут на старости лет комедию ломать не будет!

Вошка же с вытаращенными глазами металась на берегу, заламывая лапы и причитая: «А я??? А как же я?! Я же плавать не умею!!!» Мы на ее вопли не обращали внимания и безжалостно удалялись от берега. Побегав немного, Вошка подобрала юбки и, не переставая причитать, кинулась к тополю. Ловко перебирая лапками, за несколько секунд перебралась на другой берег. Ни одной поганки не раздавила.

Из книги Лошадь на даче автора Рыбас Екатерина

Воздух! Некоторое время назад наше поле очень полюбили дельтапланеристы, которые летали над ним на крылатых машинах с моторчиками. Шуму от них было много, но кони на небо внимания не обращали. Но когда любопытные авиаторы стали гоняться за лошадьми, как охотники, нам стало

Из книги Железный Дым автора Сергеев Леонид

Глава десятая. Наши попутчики или клуб любителей животных После этой небольшой неприятности мы подкатили к Рижскому вокзалу за несколько минут до отхода поезда, но все же я успел взять плацкартные билеты (взрослый себе и детский Дыму – такой положен собаке до тридцати

Из книги Как лечить вашу собаку автора Антонова Людмила

Из книги Разведение собак автора Хармар Хиллери

Из книги Как лечить вашу собаку автора Антонова Людмила

Ветеринария в древности и в наши дни Большая популярность собак, а также других домашних животных, в первую очередь лошадей, способствовала развитию ветеринарной науки, то есть науки о заболеваниях животных и их лечении. Самые древние ветеринарные сведения, известные

Из книги Рекся и Пуцек автора Грабовский Ян

Друзья Знаете, бывают щенята, которые точь-в-точь похожи на клубок белой шерсти. До того пушистые, что трудно сказать, где у такого щенка хвост, а где голова. И только по трём чёрным пятнышкам - глазкам и носику - можно узнать, где собачка начинается.Вот и мой Тупи был

Из книги Воспитай себе друга автора Нехаев Виталий

ДРУЗЬЯ И ПОДРУГИ Метрах в двухстах от нашего дома есть овраг, а перед ним большой пустырь, заросший по краям крапивой и высокой травой. Туда и приходят люди из близлежащих домов, чтобы погулять с собаками. Наши собаки знают друг друга со щенячьего возраста, а поэтому и

Из книги Твой друг (Сборник по собаководству, 1973 г. Выпуск 1) автора Глиер К Б

НАШИ ПОМОЩНИКИ

Из книги Далматин автора Трин Альфред

Л. ТУДЕР ДОРОГИЕ НАШИ МАЛЬЧИШКИ Письма, письма… Их много, они отовсюду. На разноцветных конвертах - неизменный треугольный штамп: «Солдатское». Это желанные весточки от воспитанников Ленинградского клуба служебного собаководства, которые проходят воинскую службу в

Из книги Эльбрус находит след. Рассказы о собаках автора Волк Ирина Иосифовна

15. Лучшие питомники Сорок лет назад действовали несколько питомников, которые впоследствии практически сошли со сцены, хотя некоторые их линии продолжают другие заводчики. Были и другие питомники, которые продолжали работать все это время, они и сейчас успешно ведут

Из книги Собаки и их разведение [Разведение собак] автора Хармар Хиллери

20. Лучшие «пятнышки» Чемпион Файрменс Фреклд Френд в 1987 году побил рекорд чемпиона Грин Старра Колонела Джо и установил собственный рекорд в сорок побед. По количеству побед на Национальных специализированных выставках (4) он сравнялся с Колонелом Джо.Рекорды далматинов

Из книги Дьюи. Кот из библиотеки, который потряс весь мир автора Майрон Вики

ДРУЗЬЯ Медленно движется по тротуару человек в тёмных очках. Рядом с ним, справа, то делая шаг вперёд, то тесно прижимаясь к хозяину, идёт собака. Рука слепого лежит на твёрдой палке - особом поводке.Собака останавливается на перекрёстке, ждёт, пока пройдут машины, а потом

Из книги Декоративные кролики автора Нерода Маргарита

Из книги Переводы с собачьего, или Этология собаки в картинках автора Перехрюкин-Заломай Фрэнк

Глава 8 Лучшие друзья Дьюи Шепоток, который в 1988 году был слышен в городском совете, не принадлежал мне. Это раздавались голоса людей, которых обычно никогда не было слышно: городских старожилов, матерей и детей. Кое-кто из попечителей стал заходить в библиотеку посмотреть

Из книги автора

5. Друзья и враги Не секрет, что домашние животные, в природе живущие группами или парами, могут сильно заскучать, даже если хозяева уделяют им достаточно внимания. Любое домашнее животное чувствует себя увереннее в компании сородичей. Даже собака, издавна живущая рядом с

Из книги автора

Собаки и люди. Наши отношения Самым главным человеком для собаки является хозяин. Отношения между хозяином и собакой складываются по-разному. Это зависит от личности обоих. Я бы выделил шесть главных типов

для детей старшей группы

Цель: Сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни; закрепить представления о том, что только закаливание и спорт делают человека сильным, здоровым и бодрым.

Ход викторины:

Участники викторины занимают места за партами. На каждом столе картинки с изображением различных видов спорта и спортивного инвентаря. В группе размещены иллюстрации и рисунки и плакаты с изображением детей, занимающихся спортом; выполняющих гигиенические и закаливающие процедуры; в книжном уголке размещены книги о здоровом образе жизни и пользе закаливания (К. Чуковского, С. Михалкова и др.).

Воспитатель. «Викторина - это игра, в которой я буду задавать вопросы, а вы будете на них отвечать. Тема нашей игры «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» - о здоровом образе жизни, о пользе закаливания, спортивных упражнений для вашего здоровья.

Мы поделимся на команды: «Солнышко» - это 1 ряд и «Ветерок» - это 2 ряд. В конце викторины определим победителя. Договорились?

Воспитатель. Задание для команды «Солнышко». Слушайте все внимательно. Сначала я напомню вам одну печальную историю о мальчике Пете, прочитав отрывок из произведения. А вам предлагаю вспомнить автора и название.

«Это кто накрыт в кровати одеялами на вате?

Кто лежит на трех подушках пред столиком с едой?

И, одевшись еле-еле, не убрав своей постели,

Осторожно моет щеки кипяченою водой?

Это верно дряхлый дед сто четырнадцати лет?...

Если утром сладок сон – целый день в кровати он.

Если в тучах небосклон – целый день в галошах он.

Он растет, боясь мороза, у папы с мамой на виду,

Как растение мимоза в ботаническом саду»

Дети. Сергей Михалков «Про мимозу».

Воспитатель. Хорошо. А теперь задание для команды «Ветерок».

«Дядя Степа утром рано быстро вскакивал с дивана,

Окна настеж открывал, душ холодный принимал.

Чистить зубы дядя Степа никогда не забывал.»

Дети. Сергей Михалков «Дядя Степа».

Воспитатель. А сейчас я предлагаю командам проверить свои силы в бросании мешочков и колец в цель.

После проведения подвижных игр детям предлагается занять свои места за столами.

Воспитатель. Предлагаю вам, ребята, посмотреть внимательно на картинки, которые у вас на столах. Что там изображено?

Дети. Различные виды спорта: летние и зимние.

Воспитатель. Послушайте стихотворение о спорте:

«Спорт, ребята, очень нужен.

Мы со спортом крепко дружим.

Спорт – помошник! Спорт – здоровье!

Спорт – игра! Физкульт - Ура!

На прогулку мы пойдем и в футбол играть начнем.

И с хорошей тренировкой каждый станет сильным, ловким.»

А сейчас я хочу послушать, каким видом спорта вы любите заниматься больше всего?

Дети рассказывают о своих увлечениях.

Воспитатель. А теперь загадки: сначала для команды «Солнышко» -

«Вот так чудо-чудеса! Подо мной два колеса,

Я ногами их верчу; И качу, качу, качу!

Этот конь не ест овса. Вместо ног – два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем. Только лучше правь рулем». (Велосипед.)

А теперь для команды «Ветерок»:

«Бьют его рукой и палкой, Никому его не жалко,

Весело он скачет, А зовется……(Мячик.)

«Все лето стояли, зимы ожидали,

Дождались поры -- помчались с горы. (Санки.)

А сейчас:

«Я начну, а вы кончайте,

Дружно, хором отвечайте.

Игра веселая футбол,

Уже забили первый ……(гол)

Вот и пришло время подвести итоги нашей игры. Сегодня все дети (из обеих команд) хорошо и грамотно отвечали на вопросы; все вы знаете, что движение на свежем воздухе делает нас сильными, ловкими, закаленными; помните, что по утрам нужно умываться прохладной водой, летом купаться в речке или озере и играть на солнышке; и поэтому победила сегодня – дружба.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ ОБЛАСТИ

«Человечество обречено жить по соседству со стафилококком.

Соседство это не самое приятное, но терпимое.

Все, что мы можем в этой ситуации - избегать конфликтов…»

Врач-педиатр Е. О. Комаровский

Здоровье - ни с чем не сравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть здоровым. Это позволяет ему надолго сохранять молодость, продолжать полноценную созидательную деятельность.

Для поддержания здоровья нужны очень простые, известные условия, знакомые нам с детства: «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья». Чтобы эти факторы работали на наше самочувствие, необходимо вести правильный образ жизни. А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то роль образовательного учреждения в этом вопросе велика.

В нашем лицее учителями и старшеклассниками проводится много полезных, важных просветительских мероприятий по сохранению здоровья учащихся. Как будущий медик, я подключилась к данному волонтёрскому движению в прошлом учебном году: провела микробиологическое исследование воздушной среды лицея на наличие патогенных микроорганизмов и на основании результатов разработала, создала коллекцию игрушек - «микробов» в качестве реквизита к внеклассному мероприятию «Быль о микробах и воде» для учащихся начальной школы (см. Приложение 1).

Просветительское мероприятие прошло успешно. Первоклассники с удовольствием приняли в нем участие, узнали много нового о профилактике болезней «Грязных рук» и болезней, передающихся воздушно-капельным путем. Существенную роль в этом сыграли выполненные мной игрушки - «микробы».

Мне бы хотелось, чтобы дети знали больше о своем здоровье и о том, как его защитить. Ведь «предупреждён - значит вооружён»! Поэтому я хотела бы продолжить свою деятельность в данном направлении.

Способы организации работы по формированию здорового образа жизни лицеистов разнообразны (см. схему 1).

Способы реализации просветительской деятельности

Экскурсия в медицинское учреждение

Познавательная игра

Тематическая газета

Просветительская деятельность

Спектакль

Информац. презентация

Брошюры, листовки

Рассмотрев различные варианты реализации просветительской деятельности, я решила разработать, создать и провести с учениками начальной школы познавательную игру (см. приложение 2). В рамках игры ребята получили бы информацию о том, что воздействием различных факторов внешней среды на микроорганизмы можно подавить их жизнедеятельность, либо вызвать их гибель, что очень важно для сохранения здоровья людей.

Форму и основные элементы познавательной игры я намерена разработать по окончании исследовательского этапа проектной деятельности (см. главу 3), опираясь на его результаты.

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель проекта:

создать познавательную игру, позволяющую совершенствовать знания младших школьников о здоровом образе жизни.

Задачи проекта:

    провести микробиологическое исследование помещений лицея, выявить степень влияния абиотических факторов на жизнедеятельность бактерий (стафилококков);

    на основании анализа результатов исследования разработать составляющие элементы тематической познавательной игры для младших школьников;

    разработать эскизы для изделий, подобрать материалы;

    выбрать оптимальный технологический процесс создания элементов игры;

    оценить свои возможности в области проектной деятельности.

2.1. Оценка своих ресурсов

2.1.1. Интеллектуальные ресурсы

Таблица 1

2.1.2. Кадровые ресурсы

Таблица 2

2.1.3. Материально-технические ресурсы

Таблица 3

2.1.4. Информационные ресурсы

Информацию я могу получить из следующих источников: сайты сети Internet, библиотеки, домашняя коллекция книг, диски DVD с обучающими программами, а также материалы, предоставленные помощниками и консультантами.

2.2. Планирование работ по проекту

Организационно-подготовительный этап

    Обоснование выбора темы проекта (возникшей проблемы и потребности).

    Изучение факторов, влияющих на состояние бактерий воздуха в закрытых помещениях.

    Проведение микробиологического исследования воздуха помещений лицея, анализ результатов.

    Изучение требований к познавательным играм для младших школьников.

    Разработка эскизов элементов игры, выбор лучших вариантов.

    Подбор ткани-основы и других материалов.

Технологический этап

    Выбор инструментов и приспособлений.

    Технология изготовления изделий.

Заключительный этап

    Подсчёт себестоимости проектного продукта, оценка его экологичности.

    Участие во внеклассном тематическом мероприятии с использованием познавательной игры.

    Подведение итогов, защита проекта.

3. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Цель исследования: исследовать влияние абиотических факторов на жизнедеятельность бактерий (стафилококков).

Задачи исследования:

    рассмотреть абиотические факторы, влияющие на жизнедеятельность бактерий;

    изучить факторы, влияющие на состояние бактерий воздуха в закрытых помещениях;

    выявить степень влияния различных абиотических факторов на жизнедеятельность бактерий;

    изучить морфологию бактерий (стафилококков);

    ознакомиться с методами бактериологического исследования воздуха.

Объект исследования: абиотические факторы: свет, температурный режим, влажность.

Предмет исследования: влияние абиотических факторов на развитие микроорганизмов (стафилококков).

Гипотеза исследования: на развитие микроорганизмов (стафилококков) большое влияние оказывают абиотические факторы: освещенность (300-400 лк), температурный режим (27-32°C), влажность (60-70%).

Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдения, эксперимент, микроскопирование, математические методы обработки данных.

Эксперимент проводился на базе МБОУ «Лицей №36» г. Калуги и бактериологической лаборатории ГБУЗ "Калужская городская больница скорой медицинской помощи" им. К.Н. Шевченко.

3.1. Теоретическая часть

3.1.1. Влияние абиотических факторов на жизнедеятельность бактерий

Экологические факторы - свойства среды обитания, оказывающие какое-либо воздействие на организм. К ним относится группа абиотических факторов.

Абиотические факторы - совокупность прямых (косвенных) воздействий неорганической среды на живые организмы. Различают следующие группы:

    климатические(температурный режим, влажность , давление);

    эдафогенные (механическ. состав, плотность, воздухопроницаемость почвы);

    орографические (рельеф, высота над уровнем моря);

    химические (газовый состав воздуха, солевой состав воды, кислотность);

    физические (шум, магнитные поля, теплопроводность и теплоёмкость, радиоактивность, интенсивность солнечного излучения ).

Я решила исследовать, как влияют климатические (температурный режим , влажность ) и физический (степень освещенности ) факторы на жизнедеятельность бактерий воздуха школьной среды.

Температура - наиболее значимый фактор, оказывающий влияние на жизнедеятельность микробов. От продолжительности и интенсивности её действия зависит форма влияния: стимуляция роста и размножения микробов, гибель клеток, изменение метаболизма, а, следовательно, и свойств. Жизнь микроорганизмов возможна в определенных для каждого вида микробов температурных границах.

Влажность . Вода - один из самых важных компонентов микробной клетки (75-85%). Физиологическая роль воды для прокариот значительна: вода является хорошим растворителем и необходима для осуществления реакций, протекающих в клетках. Обмен веществами между бактериальной клеткой и окружающей средой также идет через водные растворы. Минимальная влажность, необходимая для жизнедеятельности бактерий, 30 %, поэтому любое обезвоживание вызывает нарушение функций бактерий и их гибель.

Интенсивность солнечного излучения . Микроорганизмы широко варьируют по своей чувствительности к действию различных излучений. Солнечный свет, его ультрафиолетовый и инфракрасный спектры губительно действуют на вегетативные формы микробов в течение нескольких минут. В зависимости от дозы и продолжительности излучение оказывает летальное или мутагенное действие на микроорганизмы.

3.1.2. Типы бактерий и их морфология

Из всех микроорганизмов, населяющих воздушную среду, наиболее распространены бактерии - надцарство безъядерных микроорганизмов, чаще всего одноклеточных. Они являются самыми древними жителями нашей планеты, а также самыми мелкими представителями живой природы. По степени влияния на организм выделяют следующие типы бактерий :

- непатогенные(симбиотические ) бактерии - являются безопасными и выполняют полезные функции, например, бактерии, обитающие в желудочно-кишечном тракте;

- условно-патогенные бактерии, которые становятся патогенными при определенных условиях. Примером может служить кишечная палочка кишечника человека, угревой клещ, обитающий в коже человека.

Различают несколько основныхформ бактерий: кокковидные, палочковидные, извитые и ветвящиеся.

3.1.3. Микрофлора воздуха

Микрофлору воздуха можно условно разделить на постоянную, часто встречающуюся, переменную. Она менее многочисленна, чем микрофлора почвы и воды. Однако, в воздухе закрытых помещений микроорганизмов больше, чем снаружи, т.к. повышено содержание бактерий, возникающих в результате жизнедеятельности человека, и не происходит процессов самоочищения, в отличие от воздуха атмосферы.

Особую опасность представляют патогенные виды бактерий, находящиеся в воздухе: чумная палочка, бактерии Борде-Жангу, палочка Коха, холерный вибрион, стафилококки .

Поскольку род Стафилококк в настоящее время представляет большую опасность для человека, т.к. бактерии широко распространены во всех средах, в том числе и в воздухе, они являются представителями нормальной кожной микрофлоры человека и вызывают широкий спектр болезней (более 100 заболеваний, относящихся к 11-ти классам по Международной классификации 1968 г.; стафилококки могут поражать любую ткань, любой орган), в работе исследуется влияние абиотических факторов именно на бактерии данного рода .

3.1.4. Особенности жизнедеятельности бактерий воздуха

Воздух, как среда обитания, неблагоприятен для развития микроорганизмов. Их жизнеспособность обеспечивают взвешенные частицы воды, слизи, пыли, вместе с которыми бактерии образуют бактериальный аэрозоль . Пыль и аэрозоли, загрязняющие воздушную среду, выступают в качестве своеобразных «транспортных средств» для различных капельных инфекций и других заболеваний. Скорость размножения зависит от ряда условий и для каждого вида бактерий может быть весьма различной.

3.2. Практическая часть

3.2.1 Определение степени влияния абиотических факторов на количество стафилококков в воздухе

Для бактериологического исследования воздуха применяются два метода:

седиментационный и аспирационный (см. Приложение 3). При исследовании воздушной среды лицея мной использовался седиментационный метод.

Первый этап бактериологического исследования. Посев бактерий

Исследование проводилось в понедельник утром, до прихода учеников. В нескольких локациях лицея, отличающихся друг от друга температурой, освещенностью и влажностью (см. табл. 4), был произведен посев бактерий путем горизонтального установления чашей Петри. Использовался желточно-солевой агар (элективная для стафилококков среда).

Чашки Петри (кроме контрольных) были открыты на 40 минут, по истечении которых были плотно закрыты и доставлены в бактериологическую лабораторию ГБУЗ «КОК БСМП им. К. Н. Шевченко», помещены в термостат на трёхдневный срок при постоянной температуре 37°C.

Таблица 4

Места установления чашек Петри

Освещенность

Температура

Влажность

1 (кубовая)

2 (кладовая в каб. технологии)

3 (подвал)

4 (библиотека, архив)

5 (кабинет психологии)

6 (кабинет биологии)

7 (запасной кабинет)

9 (контроль)

*Были выбраны те помещения, в которых не проводились занятия, после выходных, чтобы проследить влияние только абиотических факторов, исключая антропогенное воздействие.

Второй этап экспериментального исследования. Подсчёт колоний

После извлечения посевов из термостата был произведён количественный подсчёт колоний (см. табл. 5).

Таблица 5

Подсчет колоний

помещения

Кол-во колоний

помещения

Кол-во колоний

9 (контроль)

Третий этап. Анализ материала

Был произведен анализ полученных данных: выявлено по две чашки, которые располагались в условиях, отличающихся по одному из изучаемых факторов. Зная количество выросших колоний, я установила, какие факторы оказались наиболее благоприятными для жизнедеятельности стафилококка.

В следующих сравнительных таблицах приведено влияние одного отдельно взятого фактора на количество бактерий.

Таблица 6

Фактор: освещенность

помещения

Степень освещенности

Температура

Влажность

Кол-во колоний

Вывод

0-75 лк

300-400 лк

300-400 лк

0-75 лк

300-400 лк

300-400 лк

0-75 лк

0-75 лк

300-400 лк

0-75 лк

300-400 лк

300-400 лк

Вывод: освещенность в 300-400 лк наиболее благоприятна для развития стафилококков, чем освещенность в 0-75 лк.

Таблица 7

Фактор: температура

помещения

Степень освещенности

Температура

Влажность

Кол-во колоний

Вывод

27-32 °C

27-32°C

12-16 °C

12-16 °C

27-32 °C

12-16 °C

27-32 °C

12-16 °C

27-32°C

27-32 °C

Вывод: температура 27-32°C наиболее благоприятна для развития стафилококков, чем температура 12-16°C.

Таблица 8

Фактор: влажность

помещения

Степень освещенности

Температура

Влажность

Кол-во колоний

Вывод

Вывод: влажность 60-72% наиболее благоприятна для развития стафилококков, чем влажность 35-45%.

В контрольной чашке изменений не наблюдалось, что говорит о чистоте среды в начале исследования.

Четвертый этап. Окрашивание по Граму

Из выросших колоний были приготовлены микропрепараты, произведено окрашивание по Граму (см. Приложение 4). После чего окрашенные бактерии были рассмотрены под микроскопом (см. Приложение 5).

Окрашиваемые бактерии приобрели темно-фиолетовый цвет, значит, они относятся к грамположительным . Были выявлены бактерии, расположенные в виде виноградных гроздьев - стафилококки .

После четвертого этапа исследования чашки Петри были доставлены в лабораторию, где их утилизировали.

3.2.2. Определение количества бактерий на 1 м 2

Микробное число - кол-во микроорганизмов, обнаруженных в 1м 3 воздуха.

Чтобы определить его в воздухе, пользуются формулой Омелянского, который считал, что в течение 5ти-минутной экспозиции на поверхность плотной питательной среды 100 см 2 оседает столько микробов, сколько их находится в 10 л воздуха (1:100 м 3):

Где: а - кол-во выросших на чашке колоний;

b - площадь чашки;

t - время в течение которой чашка была открыта;

5 - время по расчету Омелянского;

10 - объем воздуха (в литрах);

100 - площадь в см2, на которую происходило оседание;

1000 - искомый объем воздуха в литрах.

Микробное число вычислялось в чашке №8 (кухня), так как в ней число колоний было наибольшим (см. табл.9).

Таблица 9

Определение микробного числа

Из данных расчетов можно сделать вывод, что в среде лицея воздух является чистым, т.к. был произведен подсчет в чашке с max числом колоний. Однако стоит отметить, что в данном подсчете учитываются бактерии-стафилококки, без учета других бактерий, которые потенциально могут находится в воздухе.

Выводы:

    абиотические факторы оказывают большое влияние на жизнедеятельность и количество бактерий в воздухе;

    наиболее благоприятными условиями для развития стафилококков оказались температура 27-32°C, влажность 60-72%, освещенность 300-400 лк.

Таким образом, моя гипотеза подтвердилась.

Кроме того, я провела подсчет количества бактерий на 1 м 3 (расчет проводился по формуле Омелянского). В результате чего был сделан вывод о безопасности воздушной среды в лицее. Однако, стоит отметить, что в данном подсчете учитываются бактерии-стафилококки без учета других бактерий, которые потенциально могут находится в воздухе.

Результаты анализа микробиологического исследования воздушной среды лицея на наличие патогенных бактерий позволили мне определить основные элементы познавательной игры:

    рисунок «Здоровой ребенок»;

    рисунок «Болеющий ребенок»;

    магнитные пазлы (20 шт.);

    миниатюрные игрушки на магнитах;

    карточки с вопросами.

4. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ

(см. Приложение 5).

5. АНАЛИЗ И ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО ВАРИАНТА

НАБОРА ДЛЯ ИГРЫ

Выбирая окончательные варианты элементов набора для игры, я оценивала свои физические, материальные возможности и учитывала следующие моменты:

    психологические особенности восприятия информации детей младшего школьного возраста;

    сложность технологии изготовления изделий;

    практичность и экологичность материалов для игрушек;

    соответствие изделий тематике познавательной игры;

    соответствие изделий санитарно-гигиеническим требованиям.

На мой взгляд, самые удачные эскизы рисунков - 3 и 4 (см. главу № 4). Они наиболее целостно отражают тему проекта.

Кроме того, я планирую выполнить миниатюрные игрушки на магнитах: золотистый стафилококк, солнышко, капельку воды и облачко (воздух), т.к. считаю игрушки эмоционально теплым и позитивным материалом.

Предполагаемая средняя высота игрушек - около 8 см.

6. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРА

«СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ И ВОДА - НАШИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ!»

Цель игры: совершенствовать знания детей о здоровом образе жизни.

Познавательная игра для младших школьников «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!» может использоваться:

    участниками волонтерского движения лицея для информационно-просветительской деятельности;

    учителями начальной школы на уроках по окружающему миру и на внеурочных занятиях.

Ход игры

1). Демонстрация картинки «Больной ребенок».

Ведущий просит детей рассказать об увиденном на картинке, предположить причину болезни ребенка.

2). Проведение викторины на тему здорового образа жизни (см. приложение 8).

В качестве бонуса за правильные ответы ученики получают пазлы на магнитной основе, элементы картинки «Здоровый ребёнок».

3). Сбор пазлов . Наиболее активные участники игры собирают на магнитной доске картинку «Здоровый ребёнок».

4). Сравнение картин, обсуждение темы игры. Для развития зрительного восприятия и логического мышления детей используются миниатюрные игрушки на магнитах: солнышко, капелька воды, облачко (воздух), бактерия (Золотистый стафилококк).

5). Подведение итогов, обобщение новых знаний, полученных младшими школьниками в ходе игры.

Вышеописанная игра позволяет не только совершенствовать знания детей о здоровом образе жизни, но и развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, синтез, обобщение), совершенствовать навыки здорового поведения.

7. КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗДЕЛИЙ

Капелька воды Солнышко Облачко Золотистый стафилококк

8. ВЫБОР МАТЕРИАЛОВ

Для изготовления мягких игрушек можно использовать различные материалы (см. схемы 2, 3).

Материалы для изготовления мягкой игрушки

Ткани из синтетических волокон

смешанных волокон

натуральных волокон

Мягкая игрушка

Стеклярус, бисер, пайетки, др.

Дублирующие материалы

Фурнитура: глазки,

пуговицы, кнопки, др.

Ленты, косая бейка,

тесьма, кружево

Набивочные материалы

Синтетические материалы:

синтепон, синтепух, поролон, холофайбер

Натуральные материалы:

вата, ватин, шерсть, х/б лоскут

Пенопластовые шарики

различных диаметров

Силиконовая набивка

в виде волокон разной текстуры

Пластмассовые

наполнители в виде гранул

простых и ароматных шариков

Учитывая вышеописанную информацию, для элементов игры я подобрала следующие материалы:

    лаке золотистого, желтого, голубого цветов - лоскут;

    нитки х/б № 60 - в тон тканей и контрастные;

    двусторонний скотч;

    синтепон - остатки.

Все материалы выбраны с учетом требований, предъявляемых к детским игрушкам.

9. ОБОРУДОВАНИЕ И ИНСТРУМЕНТЫ

Для создания мягких игрушек мне понадобятся:

    швейная машина «Janome Jem Gold 660»;

    доска гладильная, утюг с пароувлажнителем, проутюжильник;

    игла для ручных работ № 10, напёрсток;

  • калька, карандаш, линейка, угольник.

10. РАСКРОЙ ИГРУШЕК

10.1. Особенности материала «Лаке»

Лаке - это разновидность искусственной кожи, которая изготавливается путем нанесения на трикотажную (капроновую) основу лакового блестящего покрытия. Для достижения особых эффектов - перелива, светоотражения и мерцания - в состав материи добавляются специальные пигменты (например, металлического свинцового пигмента или перламутрового красителя).

В ее составе нет вредных химических растворителей , поэтому она долго хранится, остается мягкой, приятной на ощупь, эластичной и упругой.

10.2. Нюансы обработки лаке

Таблица 10

Как работать с искусственной кожей

Выкройка располагается с изнаночной стороны ткани, обводится карандашом (для солнышка - с лицевой). Припуск на обработку срезов - 3 мм.

11. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИГРУШЕК

Таблица 11.

Последовательность

выполнения работ

Графическое изображение

Инструменты, приспособления

Время,

Солнышко

Выполнить раскрой круглых деталей игрушки с припуском 3 мм.

простой карандаш, линейка, ножницы

Детали кроя сложить лицевой стороной внутрь, стачать, оставив отверстие для набивки.

игла № 10 для ручных работ,

шв. машина, ножницы

Вывернуть изделие на лицевую сторону, выправить линию стачивания, набить синтепоном.

Вставить плоскую магнитную ленту.

Зашить отверстие для набивки швом «через край» нитками в тон ткани.

игла № 10 для ручных работ, ножницы

Соединить два слоя лаке изнаночной стороной внутрь.

Обвести шаблон «солнышко», вырезать по контуру.

двусторонний скотч,

ручка, ножницы

Соединить детали изделия.

Технология изготовления игрушек (облачка, капельки воды, бактерии) аналогична вышеописанной, за исключением пунктов №№ 5,6.

12. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

Необходимо определить себестоимость изделий, на изготовление которых требуются следующие затраты:

1) М 3 - материальные затраты

Таблица 12.

Материальные затраты

Наименование

Цена за 1 м (шт.), руб.

Расход материала, м (шт.)

Всего,

Копирование рисунков формата А3

Ламинирование рисунков формата А3

Изготовление пазлов на магнитной основе

Итого: 1300 руб.

М 3 = 1300 руб.

2) Р оп - затраты на оплату труда

С 01.07.2016 г. МРОТ составляет 7500 рублей (Федеральный закон от 02.06.2016 № 164-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда").

Продолжительность ежедневной работы учащихся ОУ, совмещающих в течение года учёбу с работой, в возрасте от 14 до 16 лет - 2.5 часа; от 16 до 18 лет - 3.5 часа (ТК РФ, Статья 94).

Я - ученица 11 класса, мне 17 лет, время работы в день составляет - 3.5 часа, всего я работала 8 час.

Р оп = С (руб.) х Т (ч.), где: С - стоимость одного часа работы (руб.),

Т - время работы над изделием (ч).

Стоимость одного часа работы рассчитывается следующим образом:

С = МРОТ: среднее кол-во раб. дней в месяц: время работы в день

Среднее кол-во рабочих дней в месяц - 22, МРОТ = 7500 руб., Т= 8 ч, тогда

Р оп = 7500: 22: 3.5 x 8 = 779.22 руб., Р оп = 779.22 руб.

3) А о - амортизационные отчисления

А о = С обор х Т: Н: 12: 2: 8, где:

С обор - стоимость оборудования (р.);

Т - время работы оборудования в процессе изготовления изделия;

Н - срок службы оборудования (лет), берётся из паспорта оборудования;

12 - количество месяцев в году;

22 - среднее количество рабочих дней в месяце;

8 - время работы оборудования в день на предприятии (ч).

Т.к. работа выполнялась в домашних условиях, А о = 0 руб.

4) З др - другие затраты

К ним относятся затраты на электроэнергию и на работу в сети Internet.

Расчёт затрат на электроэнергию: З э = С эн х N обор х Т, где:

С эн - стоимость одного кВт/ч;

N обор - мощность оборудования в кВт;

Т - время работы оборудования в часах.

С эн = 2.76 руб.

N машинки = 0.1 кВт, Т машинки = 0.2 час;

З э = 2.76 х 0.1 х 0.2 = 0.06 руб.

Стоимость работы в сети Internet при Т = 3 ч составила:

З инт = 600:30:24х3 = 2.5 руб.

Т.к. работы проводились при естественном дневном освещении,

З др = З э + З инт = 0.06 +2.5 = 2.56 руб., З др. = 2.56 руб.

5) Себестоимость изделия

С = М 3 + Р оп + А о + З др

С = 1300 + 779.22 + 0 + 2.56 = 2081.78 руб., С = 2081.78 руб.

Таким образом, себестоимость элементов игры составила 2081.78 руб. Наборов для проведения познавательных игр на прилавках магазинов много, но на данную тему и в подобной комплектации я не встречала. Поэтому считаю, что мой проект экономически выгоден.

13. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

По-моему, набор для познавательной игры соответствует экологическим нормам, так как для его изготовления можно использовать:

    текстильный лоскут (мерный и весовой),

    старые вещи и фурнитуру,

    отходы от швейного производства (например, швейные нитки, синтепон).

Процесс создания игрушек почти не требует применения различных вредных веществ (клеев, пропитки и др.). Лаке не содержит вредных химических растворителей, не вызывает аллергическую реакцию.

Остатки лаке и синтепона можно израсходовать на изготовление других декоративных изделий. Отходы не требуют утилизации, затраты минимальны.

При необходимости, рисунки и мягкие игрушки можно обработать мыльным раствором, дезинфицирующими средствами.

Следовательно, в процессе изготовления изделий при соблюдении ПТБ (см. приложение 9) не наносится вред здоровью людей и окружающей их среде.

14. САМООЦЕНКА

Работа завершена. Я очень довольна проектными изделиями - на мой взгляд, красивыми, оригинальными, функциональными и качественными.

В ходе исследования мною была изучена информация о влиянии абиотических факторов на жизнедеятельность бактерий (стафилококков).

Я ознакомилась с методами бактериального исследования воздуха и остановилась на седиментационном, основанном на оседании микроорганизмов на питательную среду чашек Петри под действием силы тяжести.

Трудности возникли у меня при разработке элементов набора для познавательной игры: пришлось изучить особенности проведения данного вида игр с младшими школьниками.

Шить мягкие игрушки на магнитах не сложно. Но кропотливая работа заняла много времени. Мелкие детали изделий требовали тщательной обработки.

Проект оказался выгодным не только с практической, но и с экономической точки зрения. Материальные затраты относительно невелики. Себестоимость рисунков и мягких игрушек составила 2081рубль.

Своим проектным продуктом я довольна. У меня получилось именно то, что я хотела: познавательная игра, позволяющая совершенствовать знания младших школьников о здоровом образе жизни.

Ребятам и учителям начальной школы мой проектный продукт понравился, мероприятие прошло успешно.

Реализуя проектный продукт, я в очередной раз убедилась, что быть волонтером интересно и полезно как для других, так и для себя. Считаю, что это образ жизни современного цивилизованного человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Владимиров В.В. Урбоэкология. Курс лекций. - М.: МНЭПУ, 1999 - 204 с.

2. Горбунова Т.В. Современные технологии обучения; Контексты, алгоритмы, образы. Учебное пособие для слушателей курсов повышения квалификации и студентов педагогических специальностей. Калуга; КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2007 - 108 с.

3. Камкарова-Герцог Е.Д. Руководство по рукоделию. - М.: Радио и связь - 62 с.

4. Лебедева Л. Теоретические основы арт-терапии. - ж. Школьный психолог, № 3, 2006, стр. 9-11.

5. Общая и санитарная микробиология с техникой микробиологических исследований под редакцией А. С. Лабинской, Л.П. Блинковой, А.С. Ещиной-М.: Медицина, 2004

6. Основы микробиологии: Практикум: учебно-методическое пособие для вузов / Жарикова Г.Г., Леонова И.Б. - М.: Академия, 2008 - 128 с.

7. Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка. - М.: Издатель И. В. Балабанов, 2004 - 120 с., ил.

8. Сидоренко О.Д. Микробиология /О.Д. Сидоренко, Е.Г Борисенко, А.А. Ванькова, Л.И. Войно. - М.: Инфра, 2005 - 305 с.

9. Фирсов Н.Н. Микробиология: словарь терминов. - М.: Дрофа, 2006 - 256 с.

10. Шлегель Г.Г. История микробиологии/Г.Г. Шлегель.- М.: УРСС, 2002-153 с.

11. Экология человека: Словарь-справочник /Н.А. Агаджанян, И.Б. Ушаков, В.И. Торшин и др. - М.: Академия, 1997 - 208 с.

Электронные ресурсы

https://ru.wikipedia.org

http://probakterii.ru/

http://strana-sovetov.com

http://krasodom.ru/stil/odezhda

Приложение 1.

Реализация творческого проекта «Быль о микробах и воде»

Приложение 2.

Виды познавательных игр для младших школьников

Игра - важнейший и самый распространенный вид детской деятельности, который подготавливает малышей к жизни. Такой вид познания в простой, ненавязчивой, и, главное, интересной форме, обучает явлениям и связям в нашем большом мире.

Познавательные игры для детей нацелены на получение новых знаний, развитие интеллекта, логики и мышления ребенка. В педагогической практике принято познавательные игры для младших школьников называть дидактическими, а интеллектуальными - познавательные игры для старших школьников.

В процессе познавательных игр не только обогащаются знания ребенка о мире, но и создаются условия для формирования полноценной личности, реализуется воспитательная функция. Познавательные игры способны легко решать возможные проблемы обучения, т. к. в их основе лежит интерес ребенка к процессу. Играя, ученик решает поставленные перед ним задачи и, сам того не замечая, становится более дисциплинированным, настойчивым в достижении целей.

Виды познавательных игр:

    Ранние познавательные игры малышей с игрушками, предметами. Манипулируя ими, ребенок узнает такие понятия как форма, размер, цвет, объем, материал, растительный и животный мир, люди и т.д.

    Творческие познавательные игры , где присутствует сюжет и распределение ролей. Игры, моделирующие различные жизненные ситуации, будь то «дочки-матери» и их многочисленные варианты, подготавливают к жизни в реальном мире, заставляя детей примерять на себя различные социальные роли.

    Дидактические игры с готовыми правилами: настольные, настенные игры, игровые наборы, интерактивные викторины и викторины с использованием карточек. Широкий выбор позволяет с легкостью найти игру и для младшего школьника по какому-то учебному предмету.

    Конструкторы, технические игровые наборы типа «Сделай сам» или «Юный физик», направленные на овладение конкретных приемов постановки несложных научных экспериментов или сборки конструкций различного типа сложности.

    Игры на тестовой основе , позволяющие развить приемы самооценки усвоенных знаний и умений и стимулирующие к дальнейшему развитию. Сюда относятся игры по тренировке глазомера, внимания, координации.

Познавательные игры для младших школьников позволяют развивать ум, прививают умение сопоставлять и анализировать, узнавать связи и взаимосвязи, проявлять творческие и интеллектуальные способности, стимулируют ребенка к принятию самостоятельных решений, подталкивают к личностному развитию.

Приложение 3.

Методы бактериологического исследования воздуха

Все методы отбора проб воздуха можно разделить на седиментационные и аспирационные .

Седиментационный - наиболее старый метод, широко распространен благодаря простоте и доступности, однако является неточным. Метод предложен Р. Кохом и заключается в способности микроорганизмов под действием силы тяжести и под влиянием движения воздуха (вместе с частицами пыли и капельками аэрозоля) оседать на поверхность питательной среды в открытые чашки Петри. Чашки устанавливаются в точках отбора на горизонтальной поверхности. При определении общей микробной обсемененности чашки с мясопептонным агаром оставляют открытыми на 5—10 мин или дольше в зависимости от степени предполагаемого бактериального загрязнения.

Аспирационный. Более совершенными методами являются аспирационные, основанные на принудительном осаждении микроорганизмов из воздуха на поверхность плотной питательной среды или в улавливающую жидкость (мясопептонный бульон, буферный раствор, изотонический раствор хлорида натрия и др.). В практике санитарной службы при аспирационном взятии проб используются аппарат Кротова, бактериоуловитель Речменского.

Приложение 4.

Окрашивание по Граму

Метод Грама - метод окраски микроорганизмов для исследования, позволяющий дифференцировать бактерии по биохимическим свойствам их клеточной стенки. Предложен в 1884 году датским врачом Г. К. Грамом.

По Граму бактерии окрашивают осно́вными красителями - генциановым или метиловым фиолетовым и др., затем краситель фиксируют раствором йода. При последующем промывании окрашенного препарата спиртом те виды бактерий, которые оказываются прочно окрашенными, называют грамположительными бактериями (обозначаются Грам (+)),- в отличие от грамотрицательных (Грам (−)), которые при промывке обесцвечиваются.

Этапы окрашивания бактерий по Граму:

1). Приготовить образец для исследования (колонии 2-ух видов: белые, малые, плоские; желтые, малые, выпуклые).

2). Поместить одну-две капели образца на предметное стекло (равномерное распределение мазка). Ждем пока мазок высохнет.

3). Зафиксировать мазок (необходимо провести предметным стеклом 2-3 раза над верхней частью пламени горелки).

4). Нанести на образец кристаллический фиолетовый (ждем 30 секунд; кристаллический фиолетовый в водных растворах выделяет ионы хлора (Cl-). Грамположительные бактерии прочно окрашиваются раствором после обработки йодом. Грамотрицательные бактерии образуют с кристаллвиолетом и йодом легко разрушающееся под действием этанола соединение.

5). Аккуратно смыть краситель водой (при слабом напоре).

6). Нанести йод минимум на три секунды (он зафиксирует окраску).

7). Аккуратно смыть водой.

8). Обесцветить мазок, наливая на предметное стекло этанол (или ацетон). Стекающая жидкость должна стать прозрачной.

9). Аккуратно смыть обесцвечивающий раствор водой.

10). Нанести краситель фуксин, который окрасит грамотрицательные бактерии в розовый цвет.

11). Аккуратно смыть излишки фуксина водой, высушить образец.

12). Изучить образец под микроскопом.

Приложение 5.

Исследование в фотографиях

Приложение 6.

Эскизы рисунков в М 1:2

Приложение 7.

Выкройки игрушек

Приложение 8.

Вопросы викторины

1. С аппетитом все в порядке,

Зайка съел морковку с грядки,

Мыть не стал, а сунул в ротик,

И теперь болит животик.

Нет большого в том труда,

Мойте овощи всегда!

Почему у зайки заболел животик? Что вызвало эту боль? (бактерии).

2. Как выглядят бактерии? (по форме клеток бактерии подразделяют на шаровидные, палочковидные и извитые).

3. Можем ли мы увидеть бактерии невооруженным глазом? Или для этого нам нужны специальные приборы? Какие? (Световой, электронный, сканирующий микроскопы)

4. Чем бактерии отличаются от всех других живых организмов? (самые маленькие по своим размерам организмы на нашей планете; безъядерные, клетки не содержат ядер).

5. А много ли бактерий нас окружает? (Очень много! Ученые-микробиологи считают, что бактерий во всем мире насчитывается 5 нониллионов бактерий: 5 и тридцать нулей)

6. Бактерии есть везде? (Бактерии распространены везде, даже в космосе, поскольку многие бактерии относятся к анаэробам, т.е. им не нужен кислород для жизни).

7. Где бактерий больше всего? (Оказывается, на мобильных телефонах, клавиатурах компьютеров находится больше бактерий, чем в туалете).

8. В организме человека есть бактерии? (в организме человека содержится много полезных и вредных бактерий. Вредных бактерий всегда меньше. Если организм человека здоров, то вредные микробы, попавшие в него, сразу же уничтожаются полезными микробами).

9. В любом ли возрасте в организме человека есть бактерии? (у новорожденных детей их нет).

10. Как бактерии попадают в наш организм? (через немытые овощи, фрукты, через грязные руки, при чихании и кашле больного человека).

11. Какие вы знаете болезни, которые вызывают бактерии? (Ангина, бронхит, гайморит, туберкулёз и др.).

12. Вредных бактерий очень много. Как же нам спастись от них? Отгадайте загадку:

Чтобы не было беды,

Жить нельзя нам без... (воды).

13. Что такое ультрафиолетовых бактерицидных лампах? Почему их так назвали? Где их располагают? (У/ф лампы применяют часто в больницах для дезинфекции и обеззараживания, чтобы убить вредные и опасные бактерии, которые могут вызывать заболевания).

14. Для чего взрослые часто проветривают помещения? (это позволяет избавиться от вредных микроорганизмов, грибков и инфекций и сохранить здоровье).

15. Часто мы видим, как наши родители кипятят воду, молоко… Для чего они это делают?

(Высокая температура убивает большую часть опасных бактерий).

16. Есть ли полезные бактерии? (бактерии помогают готовить квас, квашеную капусту, выпекать хлеб. Существуют и кисломолочные бактерии).

17. Какие кисломолочные продукты содержат полезные бактерии? (простокваша, кефир, ряженка, йогурт).

18. Бифидо- и лактобактерии считаются полезными для организма человека? (способствуют восстановлению микрофлоры кишечника детей и взрослых).

19. Что разрушает полезные бактерии? (консерванты, красители, ароматизаторы, антибиотики).

Приложение 9.

Организация рабочего места. ПТБ

    ПТБ при выполнении ручных работ

    До начала работ:

    • положить инструменты и приспособления в отведённое для них место.

    Во время работы:

    быть внимательной к работе;

    надевать напёрсток на средний палец правой руки;

    вкладывать иглы и булавки только в игольницу;

    класть ножницы с сомкнутыми лезвиями кольцами вперёд.

    По окончании работы:

    убрать рабочее место.

Для операций, выполняемых вручную, необходим рабочий стол, на котором располагаются нужные инструменты (ручные иглы, напёрсток, ножницы, сантиметровая лента) и приспособления (манекен, лекала, колышек, булавки, резец), а также обрабатываемые детали. Вся работа выполняется на столе, обрабатываемую деталь следует держать перед собой. Следует учитывать, что большое влияние на самочувствие и качество выполнения мною работы оказывает правильная посадка.

    ПТБ при выполнении машинных работ

    До начала работы:

    застегнуть манжеты рукавов;

    проверить исправность машины;

    проверить, не осталось ли в деталях кроя ручной иглы или булавок.

    Во время работы:

    установку шпульного колпачка, заправку верхней нити производить при выключенной машине;

    не класть ножницы и другие инструменты около вращающихся частей машины;

    не передавать ножницы, изделие или детали при включенной машине.

    По окончании работы:

    выключить машину;

    убрать рабочее место.

Рабочее место для выполнения машинных работ состоит из стола, на котором установлена швейная машина и разложены необходимые инструменты, приспособления и детали. За машинкой нужно сидеть прямо, слегка наклонив корпус и голову вперёд. Рабочее место должно быть хорошо освещено; на столе находятся только предметы, необходимые для выполнения данной технологической операции.

Приложение 10.

Изображение готовых изделий

Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:

«НАШИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ - СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ, И ВОДА».

Дети - дошкольники все чаще страдают от воспалений верхних дыхательных путей. Эти заболевания отрицательно влияют на здоровье

ребенка и иногда становятся причиной его хронических недомоганий

в последующие годы.

Основные средство предупреждения простудных заболеваний - естественные оздоровительные факторы. Целесообразное использование

воздуха, солнца и воды помогает выработать у ребенка приспособительные реакции к меняющимся внешним условиям.

Воздушные ванны применяются с целью приучать детей к непосредственному соприкосновению всей поверхности тела с воздухом.

При этом, кроме температуры, имеют значение влажность и движение

воздуха.

Жарким летом, когда дети весь день ходят только в трусиках, особой

необходимости в приеме специальных воздушных нет. Весной же,

когда еще привычки к воздуху, и в прохладные дни, которые случаются и в летнюю пору, они очень полезны.

Для воздушных ванн выбирают площадку, защищенную от ветра, проводить их можно на террасе, на открытом балконе. Детей раздевают

догола или оставляют только короткие трусики. Вначале воздушные

ванны продолжаются всего 3- 4 минуты, постепенно увеличивая их

продолжительность, можно довести до часа. Начинать процедуру

лучше в тихую погоду при температуре воздуха не ниже 23-24 градусов.

Во время воздушных ванн дети должны быть в движении, в прохладные дни надо подбирать более подвижные игры, в теплые

спокойные. Можно предложить ребенку какое –нибудь интересное

задание: бросать и ловить мяч определенное количество раз так,

чтобы он ни разу не упал, прокатить деревянный обруч до конца

дорожки, обежать 2-3 раза вокруг дерева, беседки и т.п.

Солнечные ванны оказывают на организм дошкольников общее укрепляющие действие, усиливают обмен веществ, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям. В коже под влиянием

солнечных лучей образуются вещества, повышают сопротивляемость

организма к заболеваниям. В коже под влиянием солнечных лучей

образуются вещества, богатые витаминами D (противорахитическим),

что улучшает усвоение солей, кальция и фосфора, особенно важных

для растущего организма. Пребывание на солнце полезно еще потому,

что дети привыкают переносить тепловое действие солнечных лучей

и чувствуют себя бодро даже в жаркую погоду.

Но после продолжительного пребывания на солнце у некоторых детей

может появиться слабость, раздражительность, иногда плохой сон.

Поэтому необходимо внимательно следить за самочувствием детей как

во время приема солнечных ванны, так и после нее.

Место, выбранное для приема солнечных ванн, должно быть сухое.

Ребенок ложиться на подстилку так, чтобы тело было освещено

солнцем, а голова находилась в тени (ее можно покрыть панамой).

Продолжительность процедуры вначале 4 минуты, при этом ребенок меняет положение, подставляя солнцу спину, правый бок, живот.

Через каждые 2-3 ванны ко времени облучения прибавляется еще по минуте для каждой стороны тела.

Постепенно длительность солнечной ванны можно довести до 25- 30мин.

Через каждые 2-3 ванны ко времени облучения прибавляется еще по

минуте для каждой стороны тела. Постепенно длительность солнечной

ванны ребенка надо облить водой с температурой 26- 28 градусов и

устроить на полчаса отдыхать в тени.

Купание - прекрасное закаливающее средство. Купаться в открытых водоемах можно начиная с двух лет. Место для купания должно быть

неглубоким, ровным, с медленным течением. Прежде чем дать ребенку

возможность самостоятельно войти воду, необходимо убедиться в том,

в данном месте нет ям, коряг, глубокой тины, острых камней.

В воде вместе с ребенком обязательно должен находиться взрослый.

При купании необходимо соблюдать правила:

1. Не разрешается купаться натощак и раньше чем 1- 1,5 часа после

Еды.

2. В воде дети должны находиться в движении.

3. При появлении озноба немедленно выйти из воды.

4. Нельзя разгоряченными окунаться в прохладную воду.

Существует несколько отдельных способов закаливания водой:

1. Обтирание - самая нежная из всех процедур. Его можно применять

Во всех возрастах, начиная с младенческого. Обтирание производится смоченной в воде материей, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть

слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены,

но вода не должна с них капать. После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легким массирующим

действием, а массаж всегда делают от периферии к центру, поэтому

конечности надо обтирать снизу вверх (руку от кисти, ноги от стопы), Снижение температуры на один градус через 2- 3 дня.

  1. Обливание- бывает местное и общее. Местное обливание: обливание ног, чаще всего используется в яслях и младших

группах. Начальная температура воды - 30 град., затем доводят

до + 18 град., а в старших группах до + 16град. Время обливания ног

20- 30 секунд. Общее обливания надо начинать с более высокой температуры преимущественно летом, а осеннее - зимний период

надо организовать так, чтобы вода охватывала возможно большую

поверхность тела, спину, затем грудь и живот, затем правый и левый бок. После окончания - растереть полотенцем. Время под струей

20-40 секунд. Душ действует сильнее, чем простое обливание.

Вода из под душа оказывает массирующее действие, ощущается

как более теплая, чем даже вода при обливании.

  1. Хождение босиком - один из древнейших приемов закаливания,

широко практикуемые и сегодня во многих странах. К тому же

происходит тренировка мышц стопы. Предохраняя от плоскостопия.

по минуте, доведя общую продолжительность до 8 - 10 минут ежедневно.

Идеальный отдых часто болеющего ребенка выглядит так

(важно каждое слово) ; лето в деревне, надувной бассейн с колодезной водой, рядом куча песка; форма одежды - трусы, босиком; ограничение на использование мыла; кормить только

тогда, когда закричит: « Мама, я тебя съем!». Грязный голый ребенок, который скачет из воды в песок, выпрашивает еду,

дышит свежим воздухом и не контактирует с множеством людей

за 3-4 недели восстанавливает иммунитет, поврежденный городской

жизнью.

Во время закаливающих процедур организм получает сигнал о том, что он попал стрессовую ситуацию и необходимо под нее подстроиться. Таким образом, иммунная система привыкает к различным изменениям среды. Настраивается и терморегуляция

организма, ведь у детей она еще далеко не совершенна.

Организм учится не терять излишка тепла при охлаждении и наоборот, отдавать тепло, чтобы не перегреться. При периодических

повторениях процедур организм постепенно привыкает и сразу отвечает необходимой реакцией. Чем раньше закаливание ребенка,

тем легче организм будет переносить процедуры и тем эффективнее

будет результат. К тому же при закаливании ребенка, тренируется

не только его тело, но и ускоряются реакции головного мозга.


Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Мероприятие предназначено для учащихся 1 класса. Цель - формировать привычку соблюдать правила личной гигиены.

Ведущая : Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами собрались на праздник «Физкультуре и воде будем рады мы везде, чтоб здоровье сохранить, организм свой укрепить». На адрес нашей школы пришло письмо и посылка. Я сейчас вам вскрою письмо и прочитаю, а вы внимательно прослушайте и постарайтесь определить автора нашего письма.

«ПИСМЬО КО ВСЕМ ДЕТЯМ ПО ОЧЕНЬ ВАЖНОМУ ДЕЛУ»

Дорогие мои дети, я пишу вам письмецо.
Я прошу вас – мойте чаще ваши руки и лицо.
Всё равно какой водою– кипячёной, ключевой,
Из реки аль из колодца, или просто дождевой.
Нужно мыться непременно утром, вечером и днём
Перед каждою едою, после сна и перед сном!
Тритесь губкой и мочалкой, потерпите – не беда!
И чернила, и варенье смоют мыло и вода.
Дорогие мои дети! Очень, очень вас прошу:
Мойте чище, мойтесь чаще – я грязнул, не выношу.
Не подам руки грязнулям, не поеду в гости к ним!
Сам я моюсь очень часто. До свидания…

МОЙДОДЫР.

Ребята, а кто такой Мойдодыр?. А среди вас есть друзья Мойдодыр?. Кто любит умываться. Значит, вы знаете всех его помощников!

  1. Прозрачная, чистая, струйкою льётся, плещется в море, мерцает в колодце. Зверей и людей, и растения напоит, и дождиком чистым всю землю умоет. В реке, в океане прохладой ласкает, под душем и ванне теплом согревает. Нужна она всем на земле и всегда, прозрачная, чистая эта – …..(вода).
  2. Догадайся, в чём секретер: хлещет дождь, а тучи нет, льёт на шею и бока….(душ)
  3. Я к Таврическому саду, перепрыгнул через ограду, а она за мною мчится. И кусает как волчица. (Мочалка)
  4. Дом узнаешь без труда: в 4-х стенах вода и журавль у входа – раздаёт всем воду. (Колодец).
  5. Лёг в карман и караулю,
    Рёву, плаксу и грязнулю.
    Им утру потоки слёз, не забуду и про нос. (Носовой платок)

Молодцы, ребята! Но не все дружат с Мойдодыром.

Мойдодыр принёс нам кроссворд в надежде, что вы его разгадаете. А отгадки вот в этой посылке. (На доску укрепляется кроссворд с названием «Замарашка»).

  1. Есть в комнате портрет, во всём на вас похожий, засмейтесь и в ответ он засмеётся тоже. (Зеркало)
  2. Гладко, душисто, моет чисто. Нужно, чтобы у каждого было что, ребята?.. (Мыло).
  3. Целых 25 зубцов для кудрей и хохолков и под каждым, под зубком лягут– волосы рядком. (Расчёска).
  4. Помогает без труда вымыть голову всегда. Ну а «Беби» – просто класс, он не щиплет даже глаз. (Шампунь).

А сейчас прозвучит песня, которая называется так же, как наш кроссворд – «Замарашка).

Ведущая.

А все ли умеют мыть руки?
Есть 8 правил мытья рук.

(показываем все вместе )

  1. Закатать рукава.
  2. Намочить руки.
  3. Взять мыло и намылить до появления пены.
  4. Потереть не только ладони, но и тыльную сторону.
  5. Смыть пену.
  6. Проверить, сухо ли вытер руки, приложить тыльной стороной к щеке.

Теперь давайте выясним, когда мы должны мыть руки? (Ответы детей)

А вот как умываются герои литературных произведений. Каких? Вы мне подскажете.

1 . Уж больно ты у нас запущенный. Придётся тебе отмыться, как следует.

– Я бы рад, – отвечает пёс, только мне помощь нужна. Я один не могу. У меня мыло из зубов выскакивает. А без мыла – что за мытьё!

Так, намокание! (Э.Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»

2. Если мальчик любит мыло и зубной порошок, этот мальчик очень милый– поступает хорошо. (В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»)

ИГРОВОЙ КОНКУРС

2 ведра воды, 2 апельсина в воде. Достать апельсин из воды, не касаясь руками.

Ведущая. Про кого идёт речь в этой загадке: 4 грязных копытца залезли прямо в корытце. (Поросёнок). Поросята тоже любят купаться, но где!?

А знаете ли вы, чем стирали раньше?

В античные времена использовали глину. Название Сапун горы под Севастополем означает «мыльная гора». Глину, добываемую на этой горе, использовали для мытья и стирки одежды. Многие столетия стирали с помощью древесной золы. Все столетия мыли только мылом и лишь в первой половине нашего столетия появились синтетические моющие средства.

Итак, поросята купались в луже, а мы с вами, где будем купаться?

(Ребята встают и повторяют все движения за ведущей.)

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
1-2-3-4, вот так славно освежились.
А теперь поплыли дружно
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брасс.
Одной, другой – это кроль.

Все, как один, плывём, как дельфин. Вышли на берег крутой и отправились домой.

Ведущий. Холодная вода помогает закаляться. А как вы закаляетесь? И, конечно, нужна для закалки физкультура. Даже самым утром хмурым веселит нас физкультура.

И, конечно, очень важно, чтоб, зарядку делал каждый.

Песня «Физкульт-ура»

Физкультурные упражнения под музыку.

Хорошо, сделали физкультуру, помылись и не забыли почистить зубы.

(На доске: ЗДОРОВЫЕ ЗУБЫ – ЧЕЛОВЕКУ ЛЮБЫ.)

Чтец.

Рано-рано поутру зубы тру, тру, тру.
Как моя учила мама:
Пусть на улице туманы, пусть на улице дожди,
Ты вставай, ребёнок, рано и ни капельки не жди.
Верхние и нижние, дальние и ближние,
И снаружи и внутри зубы три, три, три.
Если зубы не тереть, могут зубы почернеть,
И останется внутри зуба два, а может три.

Ведущая. А вот, что может случиться, если не чистить зубы. Ответы детей.

И в заключение нашего праздника послушаем пожелания наших ребят.

  • Мы желаем вам, ребята, быть здоровыми всегда.
    Добиться результата невозможно без труда.
  • Постарайтесь не лениться – каждый раз перед едой,
    Прежде чем за стол садиться, руки вымойте водой.
  • И зарядкой занимайтесь ежедневно по утрам.
    И конечно, закаляйтесь, – это так поможет вам!
  • Не забудьте чистить зубы по утрам и вечерам,
    И тогда вам не придётся обращаться к докторам.
  • Свежим воздухом дышите по возможности всегда.
    На прогулки в лес ходите, он вам силы даст, друзья!
  • Мы открыли вам секреты, как здоровье сохранить.
    Выполняйте все советы, и легко вам будет жить.