Новые правила обращения с тко год. Тко - новая коммунальная услуга. Порядок обращения с ТКО

В срок до 2019 года на территории РФ запланирован поэтапный запуск новой системы регулирования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Такая система предполагает среди прочего новую структуру договорных отношений и новые правила расчетов за вывоз мусора населения. Нормативная база фактически готова. На практике участников рынка управления МКД интересуют вопросы: какие новые обязанности возложены на управляющего МКД, каким образом будет рассчитываться плата для потребителей? Итак, Коммунальная услуга по обращению с ТКО.

Исполнители и периоды предоставления услуги

Исполнителями коммунальной услуги по обращению с ТКО являются, по сути, те же лица, которые признаются исполнителями иных коммунальных услуг. В п. 148(3) Правил предоставления коммунальных услуг указано: в качестве исполнителя коммунальной услуги по обращению с ТКО может выступать лицо из числа лиц, названных в п. 148(4) , . При этом период времени, в течение которого названное лицо обязано предоставлять коммунальную услугу потребителям и вправе требовать от них оплаты оказанной коммунальной услуги, подлежит определению в соответствии с п. 148(8) – Правил предоставления коммунальных услуг. Содержание указанных пунктов сведено в таблицу.

Из таблицы видно, что в случае управления домом УК (ТСЖ) ключевым фактором является наличие договора между управляющим МКД и региональным оператором. В его отсутствие исполнителем признается оператор, а управляющий, соответственно, не вправе требовать оплату коммунальной услуги от потребителей. Эти принципы соответствуют положениям, представленным в п. 14 , Правил относительно всех других коммунальных услуг. Однако, вспомним, на практике присвоение статуса исполнителя управляющему домом не всегда обусловлено наличием письменного договора ресурсоснабжения. Суды нередко приходят к выводу, что между УК и РСО сложились фактические договорные отношения, поэтому УК является исполнителем коммунальных услуг. Не исключено, что и в части обращения с ТКО участники рынка столкнутся с аналогичной проблемой.

Особые условия договора

Наряду с обычными условиями, которые включаются в любые договоры о предоставлении коммунальных услуг, в договоре о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО должны быть отражены:

– сведения о количестве расчетных единиц, утверждаемых при определении нормативов накопления ТКО органами власти для данной категории объекта (число проживающих в помещении или площадь помещения);

– информация в графическом виде о размещении мест накопления ТКО и подъездных путей.

– при раздельном накоплении и сборе сортированных отходов;

– если это предусмотрено в заключенном между управляющим МКД и региональным оператором договоре;

– до утверждения нормативов накопления ТКО, но не позднее 01.09.2017.

Этот объем, исчисленный для всего места накопления отходов в целом, распределяется в зависимости от используемой расчетной единицы (пропорционально числу проживающих в помещении к расчетному числу граждан, использующих место накопления ТКО, либо пропорционально площади жилого помещения к общей площади помещений).

В предыдущих статьях мы рассказали о правах и обязанностях исполнителя и потребителя коммунальной услуги по обращению с ТКО.

Сегодня мы поговорим о формулах для расчёта размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО. Раздел II(1) с этими формулами в ПП РФ N 354 внесло постановление Правительства РФ от 27.02.2017 N 232 .

Порядок расчёта до принятия нормативов ТКО

Регионы РФ не позднее 1 сентября 2017 года должны утвердить нормативы накопления ТКО. Пока они это не сделают, плату за вывоз мусора нужно рассчитывать по формулам 9(3), 9(4) и 9(6) из приложения N 2 к ПП РФ N 354 . В этих формулах учитывается объём вывезенных контейнеров.

Первая и вторая формулы понадобятся для расчёта размера платы за ТКО для жилого помещения. Для первой формулы важно знать количество граждан, которые проживают в помещении, не важно, постоянно или временно, и объём вывезенных контейнеров.

Вторая формула отличается от первой тем, что для неё понадобится информация об общей площади помещения.

Третья формула нужна для расчёта платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в нежилом помещении.

Порядок расчёта после принятия нормативов ТКО

С 1 сентября 2017 года расчёт размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО нужно производить по нормативу. До 1 сентября четыре месяца, времени достаточно, но, по сложившейся традиции, будут регионы, которые не успеют установить нормативы.

Предлагаем решать проблемы по мере поступления и о том, что делать, если норматив не будет утверждён, говорить после 1 сентября.

Первая группа формул предназначена для жилых помещений. В формуле 9(1) учитывается количества граждан, которые постоянно или временно живут в помещении.

Во второй формуле расчёт размера платы ведётся по общей площади на основании нормативов накопления ТКО.

Рассчитывать плату для нежилого помещения после принятия нормативов нужно будет по следующей формуле.

Разберемся, что такое ТКО или ТБО?

Федеральный закон от 29.12.2014 №458 – ФЗ внес изменения в само понятие ТБО. Появился новый термин, ТКО. Что такое твердые коммунальные отходы? Это бытовые отходы жилых домов. А вот понятие ТБО шире, к нему также относится мусор, образовавшийся на предприятиях, схожий по составу с бытовыми ТКО. Понятие твердые коммунальные отходы включает в себя еще несколько групп отходов.

Все твёрдые коммунальные отходы можно разделить на две группы:

  1. Биологический мусор.
  2. Бытовые отработки, иными словами обычный мусор.

Таким образом, ТКО – самая разнообразная группа отходов. Из всего разнообразия можно выделить основные разновидности:

  • биологические остатки
  • синтетические ТКО
  • целлюлоза
  • нефтепродукты

Обращение с ТКО

Изменения в федеральном законе также коснулись вывоза отходов ТКО. Если раньше этим должны были заниматься управляющие компании, они же и устанавливали стоимость вывоза для жителей. То сейчас это обязанность региональных операторов. Установлена определенная схема вывоза. Мусор вывозят на близлежащие полигон ТКО.


Стоит понимать, что невозможно резко перейти со старой системы на новую. Это планируется сделать постепенно. Ориентиром служит 2017 год. Правила обращения с твердыми коммунальными отходами прописаны в нормативных документах и постепенно дорабатываются.

Региональный оператор

Под этим термином понимается юридическое лицо, занимающееся обращением с ТКО на установленной территории. Для этого необходимо заключение договора на оказание услуг с управляющими компаниями или непосредственно с собственниками.

Оператор выбирается конкурсным путем. Договор с ним заключается на срок от 10 лет. Прежде плата за эту услугу рассчитывалась исходя из площади помещения, имеющегося у собственника. Сейчас же плата будет устанавливаться из расчета норматива твердых коммунальных отходов на человека.

Норматив накопления – средний объем ТКО за единицу времени, согласно ФЗ № 89.

Утилизация ТКО

Существует несколько способов избавления от нежелательного мусора.

Бесплатная юридическая консультация:


Захоронение

Наиболее финансово выгодный способ. Но вместе с тем он пагубно влияет на природу и нерационально занимает территорию. Складирование ТКО осуществляется на специальных свалках и полигонах, оборудованных необходимыми объектами.

Полигоны для захоронения должны находится за пределами жилых, рекреационных, водоохранных зон, лечебных учреждений, мест массового отдыха. Недопустимо захоронение радиоактивных, токсичных, то есть опасных отходов.

В процессе разложения отработок вырабатываются вредные пары. Они наносят ущерб состоянию почвенного покрова, близлежащим грунтовым и поверхностным водам, атмосфере, а также могут причинить вред человеку. При выделении газов велика вероятность их возгорания. В такой ситуации свалочный газ требует должного обращения, то есть нуждается в сборе и утилизации.

Преимуществом этого метода является его дешевизна. Но вместе с тем, для этого необходимы большие территории, которые в дальнейшем будут непригодны для хозяйственных работ и жизнедеятельности. Чтобы исправить ситуацию необходимо будет потратить большое количество времени и вложить в это много средств.

Сжигание

Самый популярный способ. На выходе образуется зола, занимающая значительно меньше места, нежели первоначальные ТКО. Как правило, оставшаяся зола вывозится. Этот способ имеет недостатки. В процессе сжигания ТКО выделяется большое количество токсичных веществ.

Бесплатная юридическая консультация:


Остатки веществ пагубно влияют на природу поблизости этого места.Чтобы избавится от этого недостатка, необходимо применять печи дожигания. Они осуществляют нейтрализацию вредных веществ. Современные мусоросжигательные печи имеют систему очистки и генератор электроэнергии.

Преимуществами этого метода являются небольшие финансовые затраты, уменьшение объема остатков. Кроме того, выделившееся в процессе сжигания тепло можно использовать для выработки электроэнергии и для отопления. Главным недостатком является токсичность.

Разновидностью сжигания является пиролиз – термическое разложение отработок в отсутствии воздуха. Он способствует сохранению окружающей среды.

Компостирование

Благодаря компостированию утилизируется до 30% ТКО, это касается безопасных органических отходов. Для облегчения борьбы с ТКО необходима их систематическая сортировка. Все чаще в российских дворах можно увидеть контейнеры для определенных видов ТКО. Например, контейнеры для пластиковой тары, стеклобоя, бумаги.

Бесплатная юридическая консультация:


Все более популяризируются мусоросборники для опасных ТКО:

  • использованных батареек
  • отслуживших градусников
  • старых ламп

Чтобы опасные бытовые отходы не успели нанести непоправимый вред среде, они подлежат сортировке.

Переработка вторсырья

ТКО являются востребованным вторсырьем, вторичное использование бытового мусора позволяет производить большое количество продукции, например бумажная продукция, стеклотара, разнообразные отработки из металла и пластика.

Переработка мусора во вторсырье позволяет не только уменьшить количество утилизируемых отходов, но и сэкономить природные ресурсы, количество которых с каждым годом все уменьшается.

Виды мусора, подходящие для повторной переработки:

Бесплатная юридическая консультация:


  • Лом черных и цветных металлов. Металлические остатки сортируются в процессе магнитной сепарации, прессуют, пакетируют и отправляют на предприятия литейного производства для переплавки.
  • Пластмассы. Повторное использование полимерных остатков проблематично ввиду степени их загрязнения. К тому же вторсырье не соответствует качественным требованиям. Перерабатывать полимеры во вторсырье более затратно, нежели производить первичное. Вторичная переработка осуществляется только в случае отсутствия жестких требований к полученному материалу.
  • Стеклотара. Используется для производства технического стекла, применяющегося в строительстве. Для этого стеклобой сортируют, очищают, сушат, измельчают и нагревают с последующей переплавкой.
  • Макулатура. После сбора бумажных отходов, в первую очередь сырье сортируют. После получают макулатурную массу и очищают ее. В дальнейшем массу могут подвергнуть обесцвечиванию и в конечном итоге отправляют на производство бумаги. Новая бумага производится при помощи обработанного вторсырья и первичного сырья в совокупности.
  • Древесина. Этот материал востребован в строительстве. Переработка позволяет сэкономить на затратах производства первичной продукции.
  • Отслужившая электроника. При переработке отслуживших электронных плат можно получить золото, серебро, палладий, а также, никель, железо, медь и стеклополимеры. Отсортированный металл затем отправляется в плавильную печь.
  • Нефтепродукты. Асфальт, битум, масла.

Каждому виду отходов соответствует своя технология переработки. Смешанные ТКО сортируют при помощи разнообразных видов сепарации.

Нормативы накопления твердых коммунальных отходов

В начале 2016 году в квитанциях об оплате содержания жилья появился новый пункт о вывозе твердых коммунальных отходов.

Что же означает это понятие?

Что такое твердые коммунальные отходы?

Твердые коммунальные или, как их еще называют, бытовые отходы включают довольно широкий перечень: отходы жилых и производственных, торговых и общественных помещений, опавшая листва, остатки ремонтных материалов, отходы с дворовых территорий, испорченные продукты питания.

Бесплатная юридическая консультация:


Другими словами, к ним можно отнести все, что попадает в мусорные контейнеры возле многоэтажек.

Твердые коммунальные отходы также различаются по способу переработки и обращения с ними, источнику возникновения, уровню опасности, составу и другим признакам.

Однако, не все можно выбрасывать в баки во дворе. В законе указаны правила обращения и четкого разделения коммунальных отходов.

Можно выбрасывать в мусорные контейнеры:

  • древесные и растительные отходы;
  • мелкий мусор, собранный дворниками (пыль, окурки и другое);
  • пищевые отходы и испорченные продукты питания;
  • вещи из текстиля
  • материалы, используемые для упаковки (картон), ненужная бумага и газеты.

Нельзя выбрасывать в мусорные контейнеры:

Бесплатная юридическая консультация:


  • крупногабаритные отходы после ремонта;
  • жидкие и масляные средства;
  • фекалии домашних животных;
  • просроченные лекарства и другие фармацевтические отходы;
  • токсичные вещества.

Весь этот мусор необходимо вывозить в индивидуальном порядке с помощью специальных служб. Особенно это важно для коммунальных отходов, опасных для здоровья, таких как разбитые лампочки и использованные энергосберегающие лампы.

Необходимо знать основные правила обращения с ними.

В таких вещах содержится ртуть, которая даже в небольших количествах губительно сказывается на здоровье людей.

Большинство из нас не задумывается о последствиях, которые возможны из-за нарушений правила обращения с коммунальными отходами. Мусор может пролежать в контейнерах несколько дней и стать причиной неприятных последствий: заражения (в случае органических отходов), отравления (ртуть) и возможного возгорания.

Правила обращения важно соблюдать и научить этому своих детей. Ведь от того, насколько серьезно вы к ним отнесетесь, зависит здоровье окружающих и непосредственно вашей семьи, а также экологическая ситуация в целом.

Бесплатная юридическая консультация:


Небольшие неудобства по вызову специальных служб не идут ни в какие сравнения с опасностью, которой подвергаются невинные люди.

Поправки в законе о накоплении коммунальных отходов

Недавно в правовой акт накопления твердых коммунальных отходов внесено несколько существенных поправок.

  1. Отменено разграничение между мусором от производства и жилых зон.
  2. Прописана организация единой системы контроля за утилизацией всех отходов.
  3. Определён новый расчет оплаты за вывоз домового мусора.
  4. Введены нормативы накопления мусора на одного жителя квартиры или целиком с торгового помещения в расчете на площадь.
  5. Для решения всех организационных вопросов в регионах назначается оператор ТКО. Его назначением занимаются органы администрации (проводится конкурсный отбор). Главные требования: наличие исправного транспорта для осуществления вывоза отходов и разрешение на данную деятельность Роспотребнадзора.

В течение прошлого года проводились разнообразные тестирования, в результате которых были разработаны и посчитаны нормативы накопления твердых отходов. Именно это и отображает новая графа в платежной квитанции по содержанию жилья.

Определение нормативов накопления коммунальных отходов

Новая инструкция четко определила нормативы для каждой категории лиц, на которых распространяются правила обращения.

К ним относятся:

Бесплатная юридическая консультация:


  • собственники жилых помещений;
  • владельцы прилегающих территорий;
  • индивидуальные предприниматели, арендующие производственные помещения.

Нормативы определяются с помощью специальных замеров раз в сезон, проводимых оператором ТКО. Для этого выбирают жилой район, в котором сосредоточено не менее 2% общего населения для небольших городов, 1% - для крупных и 0,5% для городов-миллионников.

Для проведения таких замеров используют специальное оборудование – особые контейнеры и большие полиэтиленовые пакеты. Четко отслеживается разделение твердых отходов всех трех категорий, и исключается возможность смешивания. После проведения таких работ должен быть составлен отчет об отходах для каждого дня.

Следующий шаг – расчет по специально выведенным формулам дополнительных коэффициентов:

  • средний посуточный норматив;
  • средний количественный норматив для каждого сезона;
  • годовой норматив (посуточный умножить на количество дней в году);
  • среднемесячный норматив.

После того, как экспериментальные контейнеры заполнены, проводится измерение массы и объема отходов.

Для этого выполняется ряд действий.

Бесплатная юридическая консультация:


  1. Выравнивание всех отходов.
  2. С помощью специальной линейки проводится замер объема собранных отходов. Измерение происходит сверху вниз, а длина линейки составляет полтора метра.
  3. Для измерения массы используют динамометр, а затем от полученного значения отнимают массу пустого бака.
  4. Если вес мусора составляет менее 10 кг, его могут взвешивать на погрузочном автомобиле.

Все полученные результаты вносятся в специальную таблицу, после чего выводится среднее значения по всем видам твердых отходов отдельно (жилые, придомовые, производственные).

Оператор ТКО является предпринимателем, который несет юридическую ответственность за все произведенные расчеты и ведет дальнейшую работу с ними.

От чего зависят нормы

Простым жильцам многоквартирных домов наверняка интересно, от чего же зависят приведенные в квитанциях нормы, почему они неодинаковы для всех?

На них влияют следующие факторы:

  • уровень благоустроенности жилого помещения (наличие системы центрального отопления, канализации и т.д.);
  • наличие контейнеров для отдельного сбора различных видов мусора (пластика, бумаги и т.д.). (в таком случае масса ТКО значительно меньше);
  • погодные условия (например, в северных регионах нашей страны значительно увеличен срок отопительного сезона);
  • присутствие на придомовой территории зеленых посадок.

Для точного составления нормативов используют данные из благоустроенных и неблагоустроенных районов. Большое значение имеет способ отопления жилья.

Бесплатная юридическая консультация:


После полного исследования, на каждый вид помещений составляют санитарный паспорт, в котором, в обязательном порядке, указано количество человек, проживающих в многоэтажке, (для предпринимателей - мест в кафе или ресторане); уровень благоустройства и ухоженности прилегающей территории (наличия работ по озеленению и тротуарных дорожек).

Если имеет место раздельный сбор мусора, указывают данные по его измерению.

Нормативы ТКО на каждого человека

Для единых расчетов в пределах целой страны создана специальная инструкция, в которой прописаны примерные нормы накопления для каждого потребителя.

  • среднесуточные за год;
  • среднесуточные за сезон;
  • среднегодовые.

Они рассчитываются с учетом плотности населения.

Бесплатная юридическая консультация:


  • благоустроенное жилье (есть центральное отопление, проведен газ и водоснабжение, сбор отходов осуществляется раздельным способом);
  • неблагоустроенное жилье (печное отопление, отсутствие постоянного водоснабжения и канализации, сбор отходов не осуществляется, отдельно выделяют частные дома);
  • жидкие отходы (отдельной строкой идут отходы, скапливающиеся в подвалах и выгребных ямах).

Конечное решение о размере нормативов накопления твердых коммунальных отходов принимают органы местного самоуправления. Их поправка происходит через каждые 5 лет.

Временные нормативы

Такие нормативы действительны для индивидуальных предпринимателей на то время, пока оператор ТКО проводит измерения и рассчитывает постоянные показатели.

В основе расчета временных нормативов лежит род занятий каждой конкретной организации. Обычно используют среднее значение количества мусора. По инструкции, временные нормативы должны корректироваться раз в год.

Для каждого вида деятельности установлен свой коэффициент. Чтобы рассчитать число накоплений отходов, его умножают на имеющиеся нормативы и количество рабочих дней.

Сейчас средними временными нормативами пользуется множество направлений индивидуального бизнеса: магазины (хозяйственные, продуктовые, промтоваров), лотки и торговые палатки, транспортные конторы, различные предприятия сферы услуг.

Бесплатная юридическая консультация:


В расчет временных нормативов не входят крупногабаритные отходы. Если такие отходы появились, они включаются в расчеты и умножаются на коэффициент 1,5. Для крупных городов нормы накопления твердых отходов от производства, как минимум, в 2 раза меньше, чем от жилых зон.

Новые нормативы. Нужны ли они?

Принятый закон по обращению с коммунальными отходами направлен, в первую очередь, на сохранение благоприятной экологической обстановки в местах проживания большого количества людей. Кроме того, ведется подсчет реальных показателей накопления твердых отходов на производстве.

Принятые меры помогут:

  • увеличить количество предприятий, занимающихся утилизацией твердых отходов;
  • наладить безопасное захоронение опасного мусора и правильное обращение с ним;
  • построить новые заводы для переработки некоторых видов отходов;
  • уничтожить незаконные свалки и привлечь к уголовной ответственности лиц, ответственных за их создание.

В инструкциях к закону по обращению с твердыми отходами четко прописаны меры по утилизации для производственных предприятий. Теперь специальные организации, ответственные за уничтожение отходов, не смогут отказать им в приеме мусора. Соответственно надобность в несанкционированных свалках пропадет.

Новые правила обращения с коммунальными отходами в условиях тяжелой экологической обстановки, как нельзя кстати. Их соблюдение, как обычными собственниками жилых помещений, так и производственными компаниями обеспечит чистоту и порядок в каждом городе.

Бесплатная юридическая консультация:

Что такое твердые коммунальные отходы и как с ними обращаться

ТКО – аббревиатура, появившаяся сравнительно недавно. Ранее во всех документах фигурировало название «ТБО». Помимо изменения в наименовании группы отходов, были внесены некоторые поправки в закон, касающийся правил обращения с ТКО и порядка расчетов нормативов. Поэтому тема статьи является актуальной для большей части нашего населения.

Что это за отходы? Закон о ТКО

Понятие «твердые коммунальные отходы» (ТКО) было установлено и определено в Федеральном законе от 29.12.2014 №458-ФЗ (в редакции от 28.11.2015). Аспекты данного закона регламентируют определенные требования к обращению с отходами.

Согласно закону ТКО – это отходы, постоянно образующиеся в жилых домах в результате использования каких-либо товаров жильцами. Также к ТКО относят предметы, пришедшие в негодность в процессе их потребления жильцами домов в личных и бытовых целях. Помимо отходов, накапливающихся в ходе жизнедеятельности физических лиц, группу ТКО составляет мусор, возникающий в работе организаций и лиц, зарегистрированных как ИП, который по своему компонентному содержанию близок к отходам жилых помещений.

В законе прописаны права и обязательства органов власти разных уровней в сфере, касающейся обращения с ТКО. Там же указаны правила получения лицензии организациями, которые желают осуществлять сбор, транспортировку, переработку, утилизацию коммунальных отходов.

Бесплатная юридическая консультация:


В каждом субъекте Российской Федерации по закону должны быть созданы специальные организации, производящие все действия с ТКО, – региональные операторы. При выборе региональных операторов, являющихся юридическими лицами, проводится конкурс, по итогу которого победившая организация получает разрешение на реализацию деятельности по обращению с ТКО на области всего субъекта РФ сроком минимум на 10 лет.

На производителей и импортеров продукции в соответствии с законом накладывается обязанность утилизировать образующиеся после потребления отходы этих продуктов. Если данное обязательство не выполняется, то импортерами и производителями уплачивается определенная сумма экологического сбора.

Данный закон начал действовать с 1 января 2015 г., кроме некоторых его аспектов, для которых были определены (или изменены) другие даты начала действия.

Класс опасности

Весь перечень видов мусора, составляющих ТКО можно посмотреть в ФККО. Согласно данному классификационному каталогу также можно определить класс опасности того или иного вида коммунальных отходов. Как правило, большее число разных групп ТКО относят к IV или V классу опасности отходов.

Правила обращения

Все правила обращения с ТКО подробно прописаны в установленном Правительством РФ документе «Об обращении с ТКО» от 12.11.2016 №1156. Ознакомимся с некоторыми аспектами Правил.

Бесплатная юридическая консультация:


В документе прописано, что все манипуляции с ТКО должны производиться в условиях соблюдения безопасности для людей и природной среды.

Организация, назначенная региональным оператором, составляет договор с потребителями, сообразно с которым данная организация становится ответственной за все этапы обращения с коммунальными отходами. Деятельность оператора определяется программой региона в сфере обращения с ТКО и ведется согласно соответствующей территориальной схеме.

Действия, связанные со сбором, перевозкой, обработкой, утилизацией, обезвреживанием и складированием ТКО, осуществляются непосредственно самим региональным оператором или с помощью других организаций, работающих с отходами.

Места складирования ТКО для потребителей определяются в договоре, заключенном с региональным оператором. Сбор отходов может производиться:

  • в домах в мусороприемные камеры, оснащенные специальными контейнерами;
  • в емкости разных объемов, находящиеся на специально отведенных площадках на улице;
  • в одноразовые (пакеты) или иные емкости, которые предоставляет сам оператор.

Крупногабаритный мусор должен складироваться:

  • в бункерах на площадках;
  • на специально выделенном участке территории для отходов крупных размеров.

Согласно Правилам приоритетной технологией обработки ТКО является та, которая позволяет производить автоматизированную сортировку мусора. Также предпочтение при утилизации отходов дается технологиям, которые обеспечивают получение в итоге вторичного сырья для разных отраслей производства.

Бесплатная юридическая консультация:


Важным пунктом при обработке ТКО является исключение из общей массы опасных отходов (I и II классов) для их непопадания на полигоны.

В Правилах прописаны все возможные причины, в соответствии с которыми может быть прекращена деятельность региональных операторов.

Нормативы накопления

Нормативы накопления ТКО указаны в Постановлении Правительства России от 4 апреля 2016 г. №269.

Обратите внимание! При определении нормативных значений также осуществляется учет мусора, образующегося в ходе уборки придомовых территорий.

Для любой дифференцированной категории объектов нормативы определяются раздельно. Для установления нормативных значений замеряются отходы в соответствии с установленными правилами.

Бесплатная юридическая консультация:


С целью расчета нормативов используются специальные формулы, определяющие следующие показатели:

  1. Средний в сутки норматив за сезон, который может быть выражен разными единицами измерения в зависимости от использования массовых или объемных значений.
  2. Средний в разные сезоны (периоды года) суточный норматив, который также может быть выражен единицами массы или объема на 1 расчетную единицу/сут.
  3. Среднемесячные и годовые нормативы.

Плотность

Плотность ТКО (ранее ТБО) определяется в процессе расчета нормативов накопления отходов. Это важный показатель, для установления которого необходимо знать объем и массу мусора. С этой целью осуществляют выравнивание накопившихся отходов и измерение их параметров, используя специальную линейку. После этого ТКО взвешивают и из полученного значения общей массы вычитают массу емкости. С помощью полученных чисел производится последующий расчет средней плотности отходов, при котором необходимо определить суточную норму накопления (зависит от количества жильцов), среднемесячный и среднегодовой нормативы, годовую норму ТКО. Только рассчитав нормативы, можно определить значение средней плотности.

Дополнительная информация! Вышеописанные расчеты должны производиться специалистами в условиях соблюдения норм и формул, указанных в нашем законодательстве. Кроме того, для проведения таких работ необходимо определенное оборудование.

Утилизация ТКО

Каждый год в нашей стране происходит образование свыше 70 млн. тонн ТКО. Практически весь объем мусора можно перерабатывать. Однако в России большинство коммунальных отходов просто складируется на полигонах, площади которых постоянно увеличиваются. Такой способ утилизации отходов является нерациональным и с экономической, и с экологической стороны. Поэтому вопрос правильной переработки ТКО требует пристального внимания властей и экологических служб.

Рассмотрим основные существующие сегодня способы утилизации коммунальных отходов.

Бесплатная юридическая консультация:


Захоронение. Самый дешевый способ. Однако он имеет множество недостатков. При разложении отходов на полигонах во внешнюю среду выделяются токсичные вещества, загрязняющие воду, атмосферу и почву. При этом требуются огромные территории, которые после ликвидации свалки долго будут непригодными для пользования. При реализации данного способа необходимо соблюдение правил расположения полигонов: они должны создаваться за границами населенных пунктов, зон отдыха и охраны воды, медицинских учреждений.

Сжигание. Распространенный сегодня способ. Продуктом процесса является зола, объем которой гораздо меньше объема ТКО до сжигания. Золу обычно вывозят на полигоны. Данный способ также имеет определенные минусы, связанные с негативным влиянием на экологию. Поэтому его пытаются усовершенствовать за счет использования печей дожигания с системой очистки газов и генератором электрической энергии.

Экологически более рациональным методом является пиролиз – разложение отходов в условиях отсутствия воздуха при высоких температурах.

Компостирование. Способ для разложения органической составляющей мусора. Его суть состоит в создании компостных куч, в которые закладываются отходы. В таких кучах происходит разложение органических компонентов за счет деятельности микроорганизмов. Недостатком способа является то, что при биодеградации отходов появляется неприятный запах. Также способ требует предварительной сортировки мусора.

Переработка ТКО. Большая часть отходов может перерабатываться с целью получения новых материалов и изделий. Способ позволяет экономить природные ресурсы, защищать экологию и получать дешевую сырьевую базу.

Разные компоненты ТКО перерабатываются по-разному.

Металлические материалы подвергаются сортировке, прессованию и пакетированию, после чего обработанные отходы направляются на металлургические предприятия с целью переплавки.

Пластиковые компоненты служат сырьем для производства новых изделий: полиэфирных листов и волокон и др.

Из стеклянных остатков получают техническое стекло, использующееся в строительных работах. В процессе переработки осуществляют сортировку, очистку, сушку, дробление и нагрев сырья с целью дальнейшей переплавки.

Бумажный мусор (совместно со свежим сырьем) используют для получения новой бумаги. Собранная макулатура сортируется, очищается, в некоторых случаях обесцвечивается и затем отправляется на целлюлозно-бумажные комбинаты.

Из древесных отходов производят множество строительных материалов (например, ДВП, ДСП), топливные брикеты, пеллеты и т.д.

Выброшенные электрические приборы зачастую являются источником цветных металлов и полимеров, пригодных для дальнейшего использования в качестве сырья.

Переработке также подвергаются нефтесодержащие отходы (асфальт, битум).

Таким образом, переработка каждого вида ТКО производится по разным технологиям, поэтому важнейшим этапом данного способа утилизации является сортировка отходов.

Об одном из современных полигонов для ТКО, находящемся в Вологодском районе, о принципах его функционирования и проблемах несанкционированных свалок рассказывают телевизионные корреспонденты в видео

Нововведения, касающиеся правил работы с ТКО пока понятны не каждому жителю нашей страны. Изменение самого названия (ТБО на ТКО) и обновленный процесс внесения платежей за оказание услуг по обращению с мусором вызвали немало споров. Неизменными, к сожалению, пока остаются лишь устаревшие способы утилизации твердых коммунальных (бытовых) отходов.

Что такое ТКО и как с ними обращаться?

В последнее время экологическое сообщество буквально лихорадит от одновременного принятия нескольких серьезных нормативно-правовых актов, перестраивающих всю систему экологического контроля и надзора в России. Так, накануне Нового года мы получили неожиданный законодательный «подарок» - Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 458-ФЗ). Этот документ кардинально меняет систему обращения с отходами, затрагивая фундаментальные понятия и принципы экологического права.

Мы не будем подробно останавливаться на всех изменениях, предусмотренных Федеральным законом № 458-ФЗ. Отметим только, что они коснулись практически всех аспектов обращения с отходами: были затронуты вопросы права собственности на отходы, порядка лицензирования деятельности по обращению с отходами, профессиональной подготовки лиц, допущенных к обращению с отходами, и многое другое. Кроме того, изменениям была подвергнута и терминология, применяемая в области обращения с отходами.

Нововведения коснулись и наиболее часто образуемых отходов - твердых бытовых. Так, в ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) появился новый термин для данной категории отходов:

твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;

Кроме того, в указанную статью были введены новые термины, касающиеся обращения с ТКО:

из Федерального закона № 89-ФЗ

норматив накопления твердых коммунальных отходов - среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени;

оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;

региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами […] - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора ;

баланс количественных характеристик образования, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации - соотношение количества образовавшихся твердых коммунальных отходов и количественных характеристик их утилизации, обезвреживания, захоронения, передачи в другие субъекты Российской Федерации (поступления из других субъектов Российской Федерации) для последующих утилизации, обезвреживания, захоронения;

Таким образом, привычный для нас термин «твердые бытовые отходы (ТБО)» был заменен на «твердые коммунальные отходы (ТКО)». На наш взгляд, новый термин в большей степени отвечает сложившейся экологической практике. Кроме того, в сферу обращения с отходами были введены совершенно новые понятия оператора по обращению с ТКО и регионального оператора по обращению с ТКО, под которыми понимаются организации коммунального комплекса.

В соответствии с Федеральным законом № 458-ФЗ с 1 января 2016 г. Федеральный закон № 89-ФЗ будет дополнен ст. 13.2, которая содержит требования к разработке и реализации региональных программ в области обращения с отходами, в т.ч. с ТКО. Такая программа должна будет включать значения целевых показателей в области обращения с отходами (в т.ч. с ТКО), достижение которых обеспечивается в результате реализации программы, перечень мероприятий по обращению с отходами (в т.ч. с ТКО) с указанием ожидаемых результатов, а также информацию о финансировании данных мероприятий. Указанные мероприятия должны быть направлены на стимулирование строительства объектов обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов (в т.ч. ТКО); софинансирование строительства объектов по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов от использования товаров; стимулирование утилизации отходов, выявление мест несанкционированного размещения отходов и т.д. Перечень мероприятий будет учитываться при формировании мероприятий соответствующих государственных программ и подлежать согласованию с территориальными органами уполномоченного федерального органа исполнительной власти (т.е. с Росприронадзором). Региональная программа будет обязательна к опубликованию в сети Интернет.

С 1 января 2016 г. Федеральный закон № 89-ФЗ будет также дополнен ст. 13.3, согласно которой в целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации будет утверждаться территориальная схема в области обращения с отходами, в т.ч. с ТКО. Данная схема должна будет разрабатываться в соответствии с документами территориального планирования и включать данные о нахождении источников образования отходов, о количестве образующихся отходов, о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, о нахождении мест сбора и накопления отходов, о месте нахождения объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов (в т.ч. ТКО) на территории субъекта Российской Федерации и т.д. Схема также будет подлежать согласованию с Росприроднадзором и размещаться в открытом доступе в сети Интернет.

С 1 января 2016 г. Федеральный закон № 89-ФЗ будет дополнен целой главой - гл. V.1 «Регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (ст. 24.6–24.13).

В соответствии со ст. 24.6 сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации будут осуществляться региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, при этом должны будут соблюдаться правила обращения с ТКО, утвержденные Правительством Российской Федерации. Обращение с ТКО, которые являются отходами от использования товаров, будет осуществляться с учетом особенностей, установленных в ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ. Статус регионального оператора будет присваиваться юридическому лицу на основании конкурсного отбора, проводимого уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на срок не менее 10 лет. Основания для лишения юридического лица статуса регионального оператора будут определены в правилах обращения с ТКО.

Согласно ст. 24.7 собственник ТКО будет заключать с региональным оператором публичный договор в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (договор можно будет дополнить по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями). Региональный оператор будет не вправе отказать собственнику в заключении договора, если отходы собственника образуются и места их сбора находятся в зоне деятельности оператора (кстати, региональный оператор будет вправе осуществлять деятельность на территории иного субъекта Российской Федерации в соответствии с правилами обращения с ТКО и с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации). Это положение не может не радовать, ведь получается, что собственники объектов размещения ТКО - региональные операторы - будут иметь не только права, но и обязанности.

На основании ст. 24.8 к регулируемым видам деятельности в области обращения с ТКО будут относиться:

Оказание услуги по обращению с ТКО региональным оператором.

Все перечисленные виды деятельности будут осуществляться по ценам, определенным соглашением сторон и не превышающим предельные тарифы, которые будут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов, для каждой организации, осуществляющей указанные виды деятельности, и для каждого из перечисленных видов деятельности. Регулированию будут подлежать единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, а также тарифы на обработку, обезвреживание и захоронение ТКО.

Согласно ст. 24.9 регулирование тарифов будет производиться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления. Единый тариф на услугу по обращению с ТКО будет устанавливаться в отношении региональных операторов, иные подлежащие регулированию тарифы - в отношении операторов по обращению с ТКО. Тарифы будут рассчитываться исходя из основ ценообразования, установленных Правительством Российской Федерации. Методы регулирования тарифов и критерии их применения будут определяться Правительством Российской Федерации. В случае изменения тарифов по инициативе государства (например, в связи с изменениями в законодательстве) будет предусмотрен порядок компенсации недополученной выгоды для операторов ТКО. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО, будет проводит мониторинг тарифов.

В соответствии со ст. 24.10 для расчета объема и (или) массы ТКО при заключении договоров с операторами ТКО необходимо будет руководствоваться правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации. В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) массы ТКО планируется определять исходя из нормативов накопления ТКО, установленных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органами местного самоуправления. Порядок определения нормативов накопления ТКО будет установлен Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 24.11 вся информация, касающаяся регулируемых видов деятельности по обращению с ТКО (в т.ч. информация о тарифах и параметрах тарифного регулирования), будет общедоступной и должна будет публиковаться в сети Интернет.

На основании ст. 24.12 правомерность и обоснованность установления и изменения тарифов будут проверяться на федеральном и региональном уровнях, при этом предполагается проведение плановых и внеплановых проверок (например, по обращениям граждан).

Кроме того, согласно ст. 24.13 теперь для строительства, реконструкции и (или) модернизации объектов, используемых для обращения с ТКО, необходимо будет составлять на основании территориальной схемы в области обращения с отходами инвестиционную программу, которая должна будет содержать плановые и фактические значения показателей эффективности объектов обращения с ТКО, перечень мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации, объем финансовых потребностей, график реализации программы и предварительный расчет тарифов в области обращения с ТКО. Порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ будет установлен Правительством Российской Федерации.

Таким образом, до конца 2015 г. Правительству Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предстоит много «бумажной» работы, ведь они должны разработать и утвердить массу подзаконных актов в сфере обращения с ТКО до вступления в силу гл. V.1 Федерального закона № 89-ФЗ, т.е. до 1 января 2016 г.

Кроме того, согласно п. 9, которым также будет дополнена с 1 января 2016 г. ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ, расходы на плату за НВОС при размещении ТКО будут учитываться при установлении тарифов для оператора по обращению с ТКО, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с ТКО.

Отметим еще один важный момент: с 1 января 2019 г. ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ будет дополнена пп. 6 и 7, на основании которых при размещении отходов на объектах размещения отходов, не оказывающих НВОС, плата за НВОС взиматься не будет, однако следует учесть, что исключение НВОС (за счет осуществления природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды) необходимо будет подтвердить результатами мониторинга состояния окружающей среды.

Как мы видим, изменения, предусмотренные Федеральным законом № 458-ФЗ, существенно ограничивают права органов местного самоуправления в области обращения с отходами. Если сейчас они могут сами организовывать сбор, вывоз, утилизацию, переработку отходов, то начиная с 1 января 2016 г. они смогут только принимать участие во всех операциях по обращению с отходами, причем поселковые органы самоуправления смогут участвовать только в сборе и транспортировке ТКО, районные - в обработке, утилизации, обезвреживании и захоронении ТКО, а городские - во всех перечисленных операциях в пределах городских округов.

На наш взгляд, все это только к лучшему. В ходе своей трудовой деятельности автор неоднократно работала с поселковыми администрациями по вопросу заключения договоров с лицензированными полигонами и может с уверенностью констатировать, что на местах царят хаос и полное непонимание системы экологического контроля и надзора в общем и безопасного обращения с отходами в частности.

Значительное продвижение на пути к достижению безопасного обращения с отходами может произойти при соблюдении природопользователями следующей нормы Федерального закона № 89-ФЗ, которая вступит в силу с 1 января 2017 г.:

из Федерального закона № 89-ФЗ

(в редакции, которая вступит в силу с 01.01.2017)

8. Захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Благодаря изменениям, предусмотренным Федеральным законом № 458-ФЗ, еще один пробел в законодательстве, о котором уже говорилось не раз, был закрыт. Так, с 1 января 2016 г. ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ будет дополнена п. 10 следующего содержания: «Запрещается применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров». Данному вопросу была посвящена одна из статей автора, опубликованная ранее в «Справочнике эколога». Дело в том, что многие недобросовестные природопользователи в настоящее время пытаются «размещать» свои бытовые и строительные отходы, заполняя пустоты от выработки полезных ископаемых или траншеи, ямы, карьеры, выдавая этот процесс за рекультивацию земель. Причем имеют место случаи согласования (!) проектов подобной рекультивации. За последние пару лет было выпущено несколько разъяснительных писем Росприроднадзора, разъясняющих данную ситуацию. И вот теперь, к счастью, рассматриваемая норма будет закреплена законодательно, что исключит любые разночтения.

Мы кратко рассмотрели нововведения в области обращения с ТБО (теперь уже ТКО), которые ожидают нас в связи с принятием Федерального закона № 458-ФЗ. Советуем нашим читателям более подробно изучить данный документ, особенно сроки вступления в силу отдельных его положений. Как он будет работать на деле, покажет время. Будем надеяться, что принятие указанного нормативно-правового акта не станет причиной очередного витка бюрократизации системы экологического контроля, а приведет в действительному улучшению экологической обстановки в нашей стране.

Подробную информацию о данных изменениях см.:

– Прохоров И.О. Обращение с отходами: новая терминология и новые концепции // Справочник эколога. 2015. № 2. С. 8–24 (http://www.profiz.ru/eco/2_2015/458-FZ/);

– Желябовская Д.С. Реализация положений Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ: проекты нормативно-правовых актов // Справочник эколога. 2015. № 4. С. 14–28 (http://www.profiz.ru/eco/4_2015/458-FZ_proekty/).

Подробнее об этом см.: Нельзикова Е.А. О новом порядке лицензирования деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности // Справочник эколога. 2015. № 3. С. 36–45 (http://www.profiz.ru/eco/3_2015/licenz/).

Ранее подобный документ носил название «программа комплексного развития в области обращения с отходами».

Подробнее об этом см.: Ламихова М. Экологический сбор: что, где, когда? // Справочник эколога. 2015. № 4. С. 39–48 (http://www.profiz.ru/eco/4_2015/eco_sbor/).

См. Ламихова М. Рекультивация земель или несанкционированное размещение отходов? // Справочник эколога. 2014. № 12. С. 38–44 (http://www.profiz.ru/eco/12_2014/rekult/).

М. Ламихова, инженер-эколог ГК «Экологический центр»

Мероприятие традиционно проходит под Патронатом ТПП РФ и проводится при организационном участии Центра экологической промышленной политики Минпромторга России, Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ, Ассоциации «ЕРБА», Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», Центра ЮНИДО, Ассоциаций «АПЭТ» и «РАТЭК».

Наше предприятие сдало декларацию о плате в срок до 10.03.2017, но в связи с некорректной работой Модуля природопользователя мы не смогли отобразить наличие на предприятии отчетности субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП) и срок сдачи ее в уполномоченный орган. Позже, когда Модуль заработал, мы сделали уточненный расчет и подали его в Департамент Росприроднадзора 27.04.2017. Суммы платы остались прежними, и в расчете кроме одной новой строчки с данными об отчетности СМСП ничего не поменялось. Может ли Росприроднадзор оштрафовать нас за то, что уточненный расчет не был сдан в срок до 10.03.2017?

Нужно ли актуализировать сведения об объекте, оказывающем НВОС?

С начала октября 2018 года в Ярославской области Российской Федерации была введена новая коммунальная услуга. Связано это с требованиями законодательства страны с момента начала деятельности регионального оператора услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) становится отдельной коммунальной услугой.

Новый вид ЖКУ рассчитывается и начисляется региональным оператором. Жители региона, которые будут проводить оплату через управляющую компанию, то в платежке появится еще одна строка. Если же гражданин заключил договор с региональным оператором, то на оплату услуги будет приходить отдельная квитанция.

С 1 октября 2018 года в Ярославской области жители начнут получать новые квитанции по ЖКУ

С октября 2018 года жители Ярославской области начнут получать квитанции за отдельные услуги по обращению с ТКО. Стоимость новой услуги будет рассчитываться отдельно на каждого жителя, исходя из значений единого тарифа регионального оператора и норматива накопления отходов по специальной формуле. О чем говорится на официальном сайте регионального оператора.

Дмитрий Пеньков директор департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области рассказал, что новая система оплаты ЖКУ, относительно обращения с ТКО будет направляться на создание современной системы сбора и вывоза мусора, а также его переработки.

Пеньков также отметил, что в планах создание объектов обращения с отходами – станции сортировки и перегрузки, что должно повысить уровень экологической безопасности в регионе.

С 1 октября компании невыполняемые требования законодательства будут оштрафованы на 150-250 тыс. рублей

С момента оказания нового вида ЖКУ управляющие компании обязаны исключить начисление двух платежей населению. Исполнение данного требования будет контролироваться со стороны органов местного самоуправления. За невыполнение указаний, организации будут оштрафованы согласно ч.1 ст. 7.23.3 КоАП Российской Федерации. Размер штрафа может составлять от 150 до 250 тыс. руб.