Проведение инвентаризации оружия и патронов в чоп. Порядок проведения инвентаризации оружия и патронов юридическими лицами. Базовые требования к документации

147. Инвентаризация - полная проверка наличия оружия и патронов на соответствие учетным данным, порядка ведения их учета и обеспечения сохранности - проводится в организациях и учреждениях на основании приказа руководителя юридического лица либо в соответствии с указаниями руководителей соответствующих органов внутренних дел.

Приказом руководителя юридического лица за 10 дней до начала инвентаризации назначаются председатель и члены инвентаризационной комиссии, определяются сроки ее работы и порядок представления акта инвентаризации, сличительных ведомостей о проведении инвентаризации.

Инвентаризация оружия и патронов, выданных органами внутренних дел во временное пользование, производится в соответствии с порядком, установленным МВД России для данной категории оружия и патронов.

148. Инвентаризации проводятся:

б) при смене лица, ответственного за сохранность оружия и патронов, либо руководителя юридического лица (на день приема-передачи дел);

в) в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или других чрезвычайных ситуаций, в результате которых производилось перемещение оружия или патронов (для конкретного участника таких событий);

г) при ликвидации или реорганизации юридического лица (в том числе при преобразовании государственного, муниципального унитарного предприятия) перед составлением ликвидационного или разделительного балансов.

149. Для проведения инвентаризации в течение одного года в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия не менее трех человек. В инвентаризационную комиссию включаются один из руководителей юридического лица, работники бухгалтерской службы и другие специалисты, изучившие устройство и номенклатуру проверяемого оружия, а также меры безопасности при обращении с ним.

Состав инвентаризационной комиссии, как правило, не должен изменяться до окончания срока действия комиссии. В исключительных случаях замена членов комиссии производится на основании приказа руководителя юридического лица.

Руководитель организации должен создать условия для проведения инвентаризации оружия и патронов, освободить членов комиссии на время ее проведения от исполнения ими других обязанностей, а также выделить необходимое количество технических работников, допущенных к работам с оружием и патронами.

150. Лица, ответственные за сохранность оружия и патронов, осуществляют проводку всех оконченных операций по движению оружия и патронов и выводят их остатки в книгах учета с заверением собственной подписью на день инвентаризации.

151. Перед началом инвентаризации члены комиссии должны:

а) изучить требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, регулирующих порядок оборота оружия и патронов и проведение их инвентаризации;

б) подготовить бланки инвентаризационных описей (приложение 75 ), описей номерного учета (приложение 76 ) и сличительных ведомостей результатов инвентаризации оружия и патронов (приложение 77 ), зарегистрировать их в установленном порядке. При этом предварительное внесение остатков оружия и патронов в указанные документы не допускается;

в) проверить наличие средств пломбирования и пломбировочного материала, реквизиты которых должны отличаться от средств пломбирования, имеющихся у лиц, ответственных за сохранность оружия.

152. Проверка фактического наличия оружия и патронов должна начинаться комиссией с проверки мест хранения оружия и патронов и опечатывания имеющихся сейфов, шкафов, пирамид, ящиков с оружием и патронами.

Вскрытие и повторное опечатывание проверенных мест хранения оружия для его приема или выдачи осуществляется только членами инвентаризационной комиссии.

153. Наличие оружия устанавливается путем обязательного его штучного, комплектного и номерного пересчета, а также проверки соответствия оружия технической документации (паспортам, формулярам либо их дубликатам) в присутствии лица, ответственного за его сохранность.

Проверки патронов, упакованных в герметичные упаковки или металлические цинки, осуществляются путем осмотра целостности тары согласно нанесенной маркировке, о чем в инвентаризационной описи делается соответствующая отметка. При отсутствии маркировки (в том числе частичном) указанные упаковки подлежат вскрытию, а патроны - поштучному пересчету.

В проверенные сейфы, шкафы, пирамиды, ящики и укупорки комиссией вкладываются ярлычки, заверенные председателем комиссии, с указанием даты проверки.

154. Коллекционируемое и экспонируемое оружие и патроны из состава Музейного фонда Российской Федерации вносятся в инвентаризационные описи с учетом требований, устанавливаемых Минкультуры России.

155. Инвентаризационные описи и описи номерного учета заполняются с учетом требований, установленных для проведения инвентаризаций в органах внутренних дел. Исправления и дополнения заверяются членами инвентаризационной комиссии и лицами, ответственными за сохранность оружия и патронов.

Описи являются первичными инвентаризационными документами, которые заполняются непосредственно в местах (на объектах) хранения оружия и патронов по мере их проверки. По завершении проверки каждая заполненная страница описей подписывается членами комиссии и лицом, ответственным за сохранность оружия или патронов.

156. Поступившие в процессе инвентаризации оружие и патроны заносятся в отдельные описи. При этом в строке для указания целевого назначения оружия делается запись "Оружие (патроны), поступившее во время инвентаризации", а в графе "Примечание" указывается, от кого оно поступило, дата поступления и номера приходных (сопроводительных, транспортных) документов.

157. Оружие и патроны, находившиеся в момент инвентаризации у работников организации, убывших в командировку, принимаются к зачету по учетным документам. При этом в графе "Примечание" указываются дата выдачи, фамилии и инициалы лиц, их получивших, и основания для выдачи.

158. Результаты инвентаризации оружия и патронов отражаются в сличительной ведомости, которая заполняется в трех экземплярах. Каждый экземпляр ведомости подписывается председателем и членами комиссии, а также лицом, ответственным за сохранность проверенного оружия или патронов.

159. При выявлении фактов недостачи или излишков оружия и патронов инвентаризационная комиссия незамедлительно сообщает об этом руководителю юридического лица.

160. По итогам инвентаризации комиссия составляет акт в двух экземплярах, а на оружие и патроны, выданные органами внутренних дел во временное пользование, - в трех экземплярах.

В акте отражаются состояние хранения, учета оружия и патронов, факты недостачи, излишков, порчи и утраты, а также предложения по устранению выявленных недостатков.

Акт рассматривается и утверждается руководителем юридического лица в трехдневный срок со дня его подписи и представления комиссией.

161. Первые экземпляры акта, инвентаризационной описи, описи номерного учета, сличительной ведомости и другие материалы хранятся в отдельном учетном деле у лица, ответственного за сохранность оружия в организации, вторые - передаются в орган внутренних дел, третьи экземпляры - в хозяйственное подразделение регионального органа внутренних дел, органы внутренних дел, подчиненные ГУВДТ или УРО МВД России, которыми оружие и патроны выданы во временное пользование.

Охранная деятельность имеет свою специфику, которая связана с расходами на приобретение средств защиты, оружия и патронов к нему. Как учитывать в бухгалтерском и налоговом учете ЧОП оружие и патроны?

Специфика деятельности ЧОП предполагает наличие соответствующего оружия и патронов к нему, а также специальных средств.

Прежде всего, определимся с понятиями оружие и патроны. Документами, регламентирующими отношения, возникающие при обороте оружия, боеприпасов и патронов к нему на территории РФ, являются Федеральный закон от 13.12.1996 г. №150-ФЗ «Об оружии» (далее по тексту - Закон №150-ФЗ) и Правила оборота гражданского и служебного оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ» (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 г. №814).


Под оружием понимаются устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов. Это означает, что к оружию относятся не только пистолеты, револьверы, винтовки, но и другие виды специальной военной техники. Патрон - устройство, предназначенное для выстрела из оружия.

Особенности бухгалтерского учета оружия и патронов

Перечень видов вооружения охранников приведен в Приложении №3 к Постановлению Правительства РФ от 14.08.1992 г. №587 «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности».

В охранной деятельности широко применяется огнестрельное бесствольное оружие, газовые пистолеты и револьверы, механические распылители, аэрозольные, электрошоковые и другие устройства, имеющие разную стоимость и срок полезного использования.

Оружие принимается к бухгалтерскому учету в качестве основного средства, если одновременно выполняются условия, установленные п.4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. №26н):

  • объект предназначен для использования в охранной деятельности;
  • объект будет использоваться свыше 12 месяцев;
  • ЧОП не предполагает последующую перепродажу оружия;
  • объект способен приносить экономические выгоды (доход) в будущем.

Согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. №1), оружие, используемое в охранной деятельности (код 14 2927000), включается в состав пятой амортизационной группы.

Например, винтовки и пистолеты газовые (код 14 2927180), холодное оружие (код 14 2927190) имеют срок полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно.

Начисление амортизации по оружию производится в общеустановленном порядке - с 1 числа месяца, следующего за месяцем принятия оружия к бухгалтерскому учету (п.21 ПБУ 6/01).

В том случае, если стоимость оружия составляет менее 40 тыс. рублей за единицу (конкретный стоимостной критерий должен быть устанавлен в учетной политике ЧОП для целей бухгалтерского учета), то оно может отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. А в целях обеспечения сохранности оружия в ЧОП должен быть организован надлежащий контроль за их движением (абз.4 п.5 ПБУ 6/01).

В бухгалтерском учете приобретенные патроны к оружию учитываются в составе материально-производственных запасов по фактическим затратам на их приобретение (п.5 и п.6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утв. Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 г. №44н). Для учета патронов используется 10 счет «Материалы», субсчет 9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности».

Основными данными для списания патронов, являются данные оперативного учета.

  • для их использования при учебных стрельбах;
  • при обоснованной необходимости применения служебного оружия.

Правила хранения и учета оружия и патронов регламентированы Приказом МВД РФ от 12.04.1999 г. №288 (далее по тексту – Приказ МВД). Количественный и номерной учет оружия и патронов осуществляется руководителем ЧОП или его заместителем, либо работником, на которого приказом руководителя возложены такие обязанности (п.123 Приказа МВД). Учет оружия или патронов ведется по нарядам, накладным, карточкам, ведомостям, актам и другим приходно-расходным документам, а также реестрам, книгам и журналам учета оружия и патронов (п.124 Приказа МВД).

ЧОП при проведении инвентаризации оружия и патронов следует учитывать помимо требований, содержащихся в Методических указаниях по инвентаризации имущества и обязательств (утв. приказом Минфина РФ от 13.06.1995 г. №49) и дополнительные требования, выдвигаемые в разделе ХIХ «Порядок проведения инвентаризации оружия и патронов» Приказа МВД.

Так, первые экземпляры акта, инвентаризационной описи, описи номерного учета, сличительной ведомости и другие материалы хранятся в отдельном учетном деле у лица, ответственного за сохранность оружия в организации, вторые - передаются в ОВД, третьи экземпляры - в хозяйственное подразделение регионального ОВД (п.161 Приказа МВД).

Особенности налогового учета оружия и патронов

Как правило, ЧОП применяют УСН. В этом случае приобретенное служебное оружие стоимостью менее 100 000 рублей за единицу учитывается в составе материальных расходов (пп.5 п.1, п.2 ст. 346.16 НК РФ, пп.3 п.1 ст.254 НК РФ).

Оружие первоначальной стоимостью более 100 000 рублей за единицу является основным средством. В этом случае расходы на его приобретение учитываются в порядке, предусмотренном пп.1 п.1 ст. 346.16 НК РФ.

Стоимость патронов уменьшает налоговую базу при передаче их в эксплуатацию (пп.5 п.1 ст.346.16 НК РФ и пп.1 п.2 ст. 346.17 НК РФ).

ЧОП, применяющие общую систему налогообложения, учитывают приобретенное оружие либо в составе основных средств (если первоначальная стоимость более 100 тыс. рублей) либо в составе материалов (объекты стоимостью 100 000 рублей и меньше).

При отнесении стоимости оружия и патронов в состав налоговых расходов следует учитывать нормы обеспечения оружием и патронами ЧОП, приведенные в Приложении №5 к Постановлению Правительства РФ от 14.08.1992 г. №587 «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности».

Например, электрошоковые устройства и искровые разрядники выдаются из расчета по 1 единице на каждого охранника. Расходы на приобретение оружия и патронов сверх установленных норм вызывает претензии со стороны налоговых органов в части несоответствия критериям ст.252 НК РФ.

Раздел 9
Порядок проведения инвентаризации оружия
и патронов ОП (СБ)

9.1. Инвентаризация - полная проверка наличия оружия и патронов на соответствие учетным данным, порядка ведения их учета и обеспечения сохранности, проводится в организациях и учреждениях на основании приказа руководителя охранно-сыскного предприятия либо в соответствии с указаниями руководителей соответствующих органов внутренних дел.

Приказом руководителя ОП (СБ) за 10 дней до начала инвентаризации назначаются председатель и члены инвентаризационной комиссии, определяются сроки ее работы и порядок представления акта инвентаризации, сличительных ведомостей о проведении инвентаризации.

9.2. Инвентаризации проводятся:

б) при смене лица, ответственного за сохранность оружия и патронов, либо руководителя охранно-сыскного предприятия (на день приема-передачи дел);

в) в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или других чрезвычайных ситуаций, в результате которых производилось перемещение оружия или патронов (для конкретного участника таких событий);

г) при ликвидации или реорганизации охранно-сыскного предприятия перед составлением ликвидационного или разделительного балансов;

д) по указанию УЛРР МОБ ГУВД или ОЛРР районных подразделений.

9.3. Для проведения инвентаризации в течение одного года в частном охранном предприятии, службе безопасности создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, состоящая не менее чем из трех человек. В инвентаризационную комиссию включаются: заместитель руководителя ОП (СБ), бухгалтер предприятия и другие специалисты, имеющие лицензию.

Состав инвентаризационной комиссии, как правило, не должен изменяться до окончания срока работы комиссии. В исключительных случаях замена членов комиссии производится на основании приказа руководителя ОП (СБ).

9.4. Лицо, ответственное за сохранность оружия и патронов, осуществляет проводку всех оконченных операций по движению оружия и патронов и выводит их остатки в книгах учета с заверением собственной подписью на день инвентаризации.

9.5. Перед началом инвентаризации члены комиссии должны:

а) изучить требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, регулирующих порядок оборота оружия и патронов и проведение их инвентаризации;

б) подготовить бланки инвентаризационных описей (приложение 30), описей номерного учета (приложение 31) и сличительных ведомостей результатов инвентаризации оружия и патронов (приложение 32). При этом предварительное внесение остатков оружия и патронов в указанные документы не допускается;

в) проверить наличие средств пломбирования и пломбировочного материала, реквизиты которых должны отличаться от средств пломбирования, имеющихся у лиц, ответственных за сохранность оружия.

9.6. Проверка фактического наличия оружия и патронов должна начинаться комиссией с проверки мест хранения оружия и патронов и опечатывания имеющихся сейфов, шкафов, ящиков с оружием и патронами.

Вскрытие и повторное опечатывание проверенных мест хранения оружия для его приема или выдачи осуществляется только членами инвентаризационной комиссии.

9.7. Наличие оружия устанавливается путем обязательного его штучного, комплектного и номерного пересчета, а также проверки соответствия оружия учетной документации (разрешению на хранение и использование оружия, книге приема и выдачи оружия и т.д.) в присутствии руководителя ОП (СБ).

Проверка наличия патронов осуществляется путем поштучного их пересчета с указанием серии и года изготовления.

9.8. Инвентаризационные описи и описи номерного учета заполняются с учетом требований, установленных для оформления учетной документации, определенных в пункте 5.3.4 настоящей Инструкции. Исправления и дополнения заверяются членами инвентаризационной комиссии и лицами, ответственными за сохранность оружия и патронов.

Описи являются первичными инвентаризационными документами, которые заполняются непосредственно в местах (на объектах) хранения оружия и патронов по мере их проверки. По завершении проверки каждая заполненная страница описей подписывается членами комиссии и руководителем.

9.9. Оружие и патроны, находившиеся в момент инвентаризации у работников организации, убывших в командировку, принимаются к зачету по учетным документам. При этом в графе "Примечание" указываются дата выдачи, фамилия и инициалы лиц, их получивших, и основания для выдачи.

9.10. Результаты инвентаризации оружия и патронов отражаются в сличительной ведомости (все три экземпляра заполняются от руки), которая заполняется в трех экземплярах. Каждый экземпляр ведомости подписывается председателем и членами комиссии, а также лицом, ответственным за сохранность проверенного оружия или патронов (руководителем).

9.11. При выявлении фактов недостачи или излишков оружия или патронов руководитель охранно-сыскного предприятия незамедлительно сообщает об этом в УЛРР МОБ ГУВД и в подразделение ЛРР по территориальности.

9.12. По итогам инвентаризации комиссия составляет акт в трех экземплярах. В акте отражаются состояние хранения, учета оружия и патронов, факты недостачи, излишков, порчи и утраты, а также предложения по устранению выявленных недостатков.

Акт рассматривается и утверждается руководителем ОП (СБ) в трехдневный срок со дня его подписи и представления комиссией.

9.13. Первые экземпляры акта, инвентаризационной описи, описи номерного учета, сличительной ведомости и другие материалы хранятся в отдельном учетном деле у лица, ответственного за сохранность оружия в организации, вторые - передаются в Управление ЛРР, третьи - в подразделение ЛРР, в котором ОП (СБ) состоит на учете.

147. Инвентаризация - полная проверка наличия оружия и патронов на соответствие учетным данным, порядка ведения их учета и обеспечения сохранности - проводится в организациях и учреждениях на основании приказа руководителя юридического лица либо в соответствии с указаниями руководителей соответствующих органов внутренних дел.

Приказом руководителя юридического лица за 10 дней до начала инвентаризации назначаются председатель и члены инвентаризационной комиссии, определяются сроки ее работы и порядок представления акта инвентаризации, сличительных ведомостей о проведении инвентаризации.

Инвентаризация оружия и патронов, выданных органами внутренних дел во временное пользование, производится в соответствии с порядком, установленным МВД России для данной категории оружия и патронов.

148. Инвентаризации проводятся:

б) при смене лица, ответственного за сохранность оружия и патронов, либо руководителя юридического лица (на день приема-передачи дел);

в) в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или других чрезвычайных ситуаций, в результате которых производилось перемещение оружия или патронов (для конкретного участника таких событий);

г) при ликвидации или реорганизации юридического лица (в том числе при преобразовании государственного, муниципального унитарного предприятия) перед составлением ликвидационного или разделительного балансов.

149. Для проведения инвентаризации в течение одного года в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия не менее трех человек. В инвентаризационную комиссию включаются один из руководителей юридического лица, работники бухгалтерской службы и другие специалисты, изучившие устройство и номенклатуру проверяемого оружия, а также меры безопасности при обращении с ним.

Состав инвентаризационной комиссии, как правило, не должен изменяться до окончания срока действия комиссии. В исключительных случаях замена членов комиссии производится на основании приказа руководителя юридического лица.

Руководитель организации должен создать условия для проведения инвентаризации оружия и патронов, освободить членов комиссии на время ее проведения от исполнения ими других обязанностей, а также выделить необходимое количество технических работников, допущенных к работам с оружием и патронами.

150. Лица, ответственные за сохранность оружия и патронов, осуществляют проводку всех оконченных операций по движению оружия и патронов и выводят их остатки в книгах учета с заверением собственной подписью на день инвентаризации.

151. Перед началом инвентаризации члены комиссии должны:

а) изучить требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, регулирующих порядок оборота оружия и патронов и проведение их инвентаризации;

б) подготовить бланки инвентаризационных описей (приложение 75) , описей номерного учета (приложение 76) и сличительных ведомостей результатов инвентаризации оружия и патронов (приложение 77) , зарегистрировать их в установленном порядке. При этом предварительное внесение остатков оружия и патронов в указанные документы не допускается;

в) проверить наличие средств пломбирования и пломбировочного материала, реквизиты которых должны отличаться от средств пломбирования, имеющихся у лиц, ответственных за сохранность оружия.

152. Проверка фактического наличия оружия и патронов должна начинаться комиссией с проверки мест хранения оружия и патронов и опечатывания имеющихся сейфов, шкафов, пирамид, ящиков с оружием и патронами.

Вскрытие и повторное опечатывание проверенных мест хранения оружия для его приема или выдачи осуществляется только членами инвентаризационной комиссии.

153. Наличие оружия устанавливается путем обязательного его штучного, комплектного и номерного пересчета, а также проверки соответствия оружия технической документации (паспортам, формулярам либо их дубликатам) в присутствии лица, ответственного за его сохранность.

Проверки патронов, упакованных в герметичные упаковки или металлические цинки, осуществляются путем осмотра целостности тары согласно нанесенной маркировке, о чем в инвентаризационной описи делается соответствующая отметка. При отсутствии маркировки (в том числе частичном) указанные упаковки подлежат вскрытию, а патроны - поштучному пересчету.

В проверенные сейфы, шкафы, пирамиды, ящики и укупорки комиссией вкладываются ярлычки, заверенные председателем комиссии, с указанием даты проверки.

154. Коллекционируемое и экспонируемое оружие и патроны из состава Музейного фонда Российской Федерации вносятся в инвентаризационные описи с учетом требований, устанавливаемых Минкультуры России.

155. Инвентаризационные описи и описи номерного учета заполняются с учетом требований, установленных для проведения инвентаризаций в органах внутренних дел. Исправления и дополнения заверяются членами инвентаризационной комиссии и лицами, ответственными за сохранность оружия и патронов.

Описи являются первичными инвентаризационными документами, которые заполняются непосредственно в местах (на объектах) хранения оружия и патронов по мере их проверки. По завершении проверки каждая заполненная страница описей подписывается членами комиссии и лицом, ответственным за сохранность оружия или патронов.

156. Поступившие в процессе инвентаризации оружие и патроны заносятся в отдельные описи. При этом в строке для указания целевого назначения оружия делается запись "Оружие (патроны), поступившее во время инвентаризации", а в графе "Примечание" указывается, от кого оно поступило, дата поступления и номера приходных (сопроводительных, транспортных) документов.

Охранная деятельность имеет свою специфику, которая связана с расходами на приобретение средств защиты, оружия и патронов к нему. Как учитывать в бухгалтерском и налоговом учете ЧОП оружие и патроны?

Специфика деятельности ЧОП предполагает наличие соответствующего оружия и патронов к нему, а также специальных средств.

Прежде всего, определимся с понятиями оружие и патроны. Документами, регламентирующими отношения, возникающие при обороте оружия, боеприпасов и патронов к нему на территории РФ, являются Федеральный закон от 13.12.1996 г. №150-ФЗ «Об оружии» (далее по тексту - Закон №150-ФЗ) и Правила оборота гражданского и служебного оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ» (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 г. №814).

Под оружием понимаются устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов. Это означает, что к оружию относятся не только пистолеты, револьверы, винтовки, но и другие виды специальной военной техники. Патрон - устройство, предназначенное для выстрела из оружия.

Особенности бухгалтерского учета оружия и патронов

Перечень видов вооружения охранников приведен в Приложении №3 к Постановлению Правительства РФ от 14.08.1992 г. №587 «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности».

В охранной деятельности широко применяется огнестрельное бесствольное оружие, газовые пистолеты и револьверы, механические распылители, аэрозольные, электрошоковые и другие устройства, имеющие разную стоимость и .

Оружие принимается к бухгалтерскому учету в качестве основного средства, если одновременно выполняются условия, установленные п.4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. №26н):

    объект предназначен для использования в охранной деятельности;

    объект будет использоваться свыше 12 месяцев;

    ЧОП не предполагает последующую перепродажу оружия;

    объект способен приносить экономические выгоды (доход) в будущем.

Важно!

Согласно Классификации основных средств, включаемых в (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. №1), оружие, используемое в охранной деятельности (код 14 2927000), включается в состав пятой амортизационной группы.

Например, винтовки и пистолеты газовые (код 14 2927180), холодное оружие (код 14 2927190) имеют срок полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно.

Начисление амортизации по оружию производится в общеустановленном порядке - с 1 числа месяца, следующего за месяцем принятия оружия к бухгалтерскому учету (п.21 ПБУ 6/01).

В том случае, если стоимость оружия составляет менее 40 тыс. рублей за единицу (конкретный стоимостной критерий должен быть устанавлен в учетной политике ЧОП для целей бухгалтерского учета), то оно может отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. А в целях обеспечения сохранности оружия в ЧОП должен быть организован надлежащий контроль за их движением (абз.4 п.5 ПБУ 6/01).

В бухгалтерском учете приобретенные патроны к оружию учитываются в составе материально-производственных запасов по фактическим затратам на их приобретение (п.5 и п.6 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утв. Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 г. №44н). Для учета патронов используется 10 счет «Материалы», субсчет 9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности».

Основными данными для списания патронов, являются данные оперативного учета.

Расходование патронов предприятием может быть в следующих случаях:

    для их использования при учебных стрельбах;

    при обоснованной необходимости применения служебного оружия.

Правила хранения и учета оружия и патронов регламентированы Приказом МВД РФ от 12.04.1999 г. №288 (далее по тексту – Приказ МВД). Количественный и номерной учет оружия и патронов осуществляется руководителем ЧОП или его заместителем, либо работником, на которого приказом руководителя возложены такие обязанности (п.123 Приказа МВД). Учет оружия или патронов ведется по нарядам, накладным, карточкам, ведомостям, актам и другим приходно-расходным документам, а также реестрам, книгам и журналам учета оружия и патронов (п.124 Приказа МВД).

Важно!

ЧОП при проведении инвентаризации оружия и патронов следует учитывать помимо требований, содержащихся в Методических указаниях по инвентаризации имущества и обязательств (утв. приказом Минфина РФ от 13.06.1995 г. №49) и дополнительные требования, выдвигаемые в разделе ХIХ «Порядок проведения инвентаризации оружия и патронов» Приказа МВД.

Так, первые экземпляры акта, инвентаризационной описи, описи номерного учета, сличительной ведомости и другие материалы хранятся в отдельном учетном деле у лица, ответственного за сохранность оружия в организации, вторые - передаются в ОВД, третьи экземпляры - в хозяйственное подразделение регионального ОВД (п.161 Приказа МВД).

Особенности налогового учета оружия и патронов

Как правило, ЧОП применяют УСН. В этом случае приобретенное служебное оружие стоимостью менее 100 000 рублей за единицу учитывается в составе материальных расходов (пп.5 п.1, п.2 ст. 346.16 НК РФ, пп.3 п.1 ст.254 НК РФ).

Оружие первоначальной стоимостью более 100 000 рублей за единицу является основным средством. В этом случае расходы на его приобретение учитываются в порядке, предусмотренном пп.1 п.1 ст. 346.16 НК РФ.

Стоимость патронов уменьшает налоговую базу при передаче их в эксплуатацию (пп.5 п.1 ст.346.16 НК РФ и пп.1 п.2 ст. 346.17 НК РФ).

ЧОП, применяющие общую систему налогообложения, учитывают приобретенное оружие либо в составе основных средств (если первоначальная стоимость более 100 тыс. рублей) либо в составе материалов (объекты стоимостью 100 000 рублей и меньше).

Важно!

При отнесении стоимости оружия и патронов в состав налоговых расходов следует учитывать нормы обеспечения оружием и патронами ЧОП, приведенные в Приложении №5 к Постановлению Правительства РФ от 14.08.1992 г. №587 «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности».

Например, электрошоковые устройства и искровые разрядники выдаются из расчета по 1 единице на каждого охранника. Расходы на приобретение оружия и патронов сверх установленных норм вызывает претензии со стороны налоговых органов в части несоответствия критериям ст.252 НК РФ.