Электронное пособие. Шепчущие в ночи. Русские девушки, от которых бегут мурашки у всего мира

Она всякий раз ждёт глубокой ночи, чтобы начать работать.

Самое оптимальное время - с двух часов ночи, когда все соседи отключают телевизоры и укладываются спать, до четырёх часов утра, когда самые ранние пташки заводят во дворе свои рычащие автомобили.

У неё очень чувствительные микрофоны, ловящие любой посторонний шум - даже чихание соседей за стенкой. Поэтому ей нужна абсолютная тишина - очень дефицитная вещь для такого города, как Балтимор.

Из-за недостатка времени она очень тщательно готовится к съёмкам - нужно записать всё с первого раза, без дублей, и сделать это дважды: один раз на английском языке, второй - на русском.

Поэтому днём она готовит текст: чтобы потом слова текли плавно и без запинок, нужно всё выучить.

Вечером она монтирует студию в гостиной: ставит камеру и софиты на штативы, подключает микрофоны, занавешивает окна: дополнительная звукоизоляция никогда не помешает.

Наконец, нужно заняться собой и сделать макияж - яркий, чтобы эффектно выглядеть в кадре, но в то же время не очень вычурный, потому что её смотрят очень строгие и пристрастные зрительницы.

И вот всё готово. Она включает микрофоны на полную громкость, смотрит в камеру и тихо-тихо начинает шептать:

Здравствуйте, дорогие мои! Добро пожаловать на нашу АСМР-терапию!..

Сложно поверить, но это хоум-видео, сделанное буквально на коленке, смотрят миллионы зрителей по всему миру. Более того, русская женщина Мария стала настоящей мировой звездой совершенно нового жанра, рождённого Интернетом за несколько лет.

Почти как оргазм, или Мигрень наоборот

Аббревиатура АСМР (ASMR) расшифровывается как "автономная сенсорная меридиональная реакция" и звучит как строгое научное понятие, хотя на самом деле это определение практически ничего не объясняет. Это неологизм, обязанный своим появлением американскому художнику Бобу Россу, который ещё в 2008 году открыл на YouTube свой собственный видеоканал, где давал уроки рисования. Канал стал неожиданно популярен - один из первых видеороликов художника набрал семь миллионов просмотров.

Вскоре в Интернете возник и форум фанатов художника, многие из которых - к совершенному разочарованию Боба Росса - признавались, что они абсолютно равнодушны к живописи, но зачарованы мягким, тихим голосом художника и шорохом от прикосновений кисти или мастихина к палитре или к холсту. И ради этих звуков они готовы смотреть видео Боба Росса часами напролёт.

Это очень странное ощущение в моей голове, - писал некий Mr.Bean487. - Это как покалывание в коже головы, когда как будто бы серебристые искры проскакивают через мой мозг… Это немного похоже на оргазм, но в этом нет абсолютно ничего сексуального и эротичного. Похожие чувства возникают при медитации, но это нечто совсем иное…

В целом это похоже на приятные мурашки, когда вас гладят по волосам или проводят по спине кончиками пальцев, - писала француженка Gourgandise. - Я словно впадаю в транс от этого приятного ощущения. Правда, это случается, только когда я надеваю наушники…

Вскоре эффектом, который миллионы людей описывали как "оргазм, но нечто совсем иное", заинтересовались и учёные, которые так и не смогли объяснить природу данных ощущений.

Мы пока лишь знаем, что этот синдром существует - в первую очередь потому, что многие люди независимо друг от друга описывали нам совершенно одинаковые симптомы, - писал невролог Стивен Новелла из Йельского университета, который ещё пять лет назад организовал первое в мире исследование людей, испытывавших эффект ASMR. - Ясно также, что испытывать этот эффект способны далеко не все люди, но причина, по которой одни люди испытывают данный эффект, а другие остаются совершенно равнодушны к внешним раздражителям, нам неизвестна. Возможно, этот синдром является своего рода мигренью наоборот… (Мигрень - синдром беспричинной головной боли, природа которой не до конца понятна учёным. - Прим. ред.).

Что ж, пока неврологи ломали голову над объяснением, почему у людей от определённых звуков возникает ощущение мурашек и что вообще это такое - эти самые мурашки, пользователи Сети придумали название для нового явления: Attention Induced Head Orgasm (AIHO) - то есть "головной оргазм индуцированного внимания". Или попросту breingasm - то есть "оргазм мозга".

Однако последователям Боба Росса, которые стали размещать в Сети свои ролики с шорохами и звуками мнущейся бумаги, такое определение показалось некорректным - в основном из-за слова "оргазм".

Этот эффект не имеет ничего общего ни с эротикой, ни с сексуальностью, - говорит WhisperingLife. - Я получаю массу благодарственных писем от людей с расстройством сна, от перегруженных студентов, от военных ветеранов, которые говорят, что только от прослушивания АСМР-записей у них возникает чувство комфорта и спокойствия, которое они не могут найти в каком-либо другом месте.

Шептунья с псевдонимом WhisperingLife - первая в истории артистка АСМР-жанра, начавшая размещать свои ролики на YouTube. И более всего она стремилась избежать каких-либо ассоциаций с виртуальном сексом или с сексом по телефону. Поэтому свои первые ролики с шорохами и шёпотом она делала вообще без видео, с чёрным экраном, чтобы слушатели закрывали глаза и полностью предавались только слуховым ощущениям.

Именно поэтому среди всех вариантов названий для эффекта покалывания в итоге и победил термин "автономная сенсорная меридиональная реакция" - звучит солидно и научно, а главное - никаких ненужных ассоциаций.

Саму аббревиатуру АСМР придумала веб-дизайнер Дженнифер Аллен, открывшая первое сообщество в "Фейсбуке" для поклонников и последователей творчества WhisperingLife, которая и заложила основные каноны нового жанра.

Итак, можно шептать в микрофон какие-то нежности, можно чем-то шуршать или легонько поскрёбывать ногтями по дереву - такие звуки называются триггерами. В английском языке это слово обозначает "спусковой крючок", приводящий в действие какую-либо реакцию или механическую систему. Можно делать то и другое вместе.

Но больше никаких посторонних звуков. Например, одним из самых провальных видео WhisperingLife был ролик со звуками дикой природы и шорохом дождя. Никакого дождя и шороха листьев! Все поклонники жанра, выросшие в городе, куда лучше засыпают под шуршание целлофановых пакетов.

Успех WhisperingLife породил тысячи подражателей и подражательниц, которые, в отличие от основоположницы жанра, не стеснялись показать своё лицо зрителю и предстать перед аудиторией в образе медсестры или строгой учительницы.

Сегодня на YouTube размещено более семи миллионов АСМР-видео, которые находят своего зрителя во всех странах мира. Только за минувший год количество поисковых запросов на YouTube с аббревиатурой АСМР выросло более чем в три раза, и оно продолжает увеличиваться. А самый популярный видеоролик на эту тему набрал более 17 миллионов просмотров.

Это видео и создала россиянка Мария Корнева из американского города Балтимор, более известная как Maria GentleWhispering. Ныне она - самая популярная мировая звезда АСМР.

Мария

Мария Корнева родилась в июле 1986 года в Липецке, в самой обычной семье: мать работала архитектором, отец - мастером, а потом директором ремонтной мастерской. Окончила школу, поступила в Липецкий педагогический университет на факультет иностранных языков.

На третьем курсе вуза она, как и сотни других девчонок, решила поехать в США на один год по программе Work and Travel - и мир посмотреть, и английский выучить, и денег заработать.

В США Мария решила остаться. Устроилась на работу горничной в отель города Балтимора, что в штате Мэриленд, вышла замуж за американского приятеля. Именно замужество, как были уверены все подруги, и было верным способом поймать птицу американского счастья за хвост.

Но однажды она поскользнулась на кафельном полу, упала и ушибла спину - так, что от боли она не могла и ходить. Несколько дней постельного режима стоили ей рабочего места: хозяин гостиницы выставил русскую гастарбайтершу на улицу и взял на работу другую девчонку.

Следом её бросил и американский супруг.

Я тогда просто лежала дома с нервным срывом и спасалась от панических атак и депрессии тем, что искала в Интернете что-то для релаксации, - рассказывала Мария журналистам. - Слушала записи пения птиц, делала оригами и однажды увидела ссылку на видео WhisperingLife. И как только я его просмотрела, я поняла, что нашла что-то своё, родное и близкое. Именно это чувство я испытывала с самого детства, но тогда мне казалось, что это только мой маленький секрет. И я начала смотреть эти видео по несколько часов в день, они успокаивали меня, как ничто другое. Через пару месяцев я поняла, что у меня изменилось отношение к миру: я увидела в нём теплоту. А потом я поняла, что могу делать то же самое, могу разделить свою теплоту с другими людьми.

Мария устроилась на работу в одну из клиник медицинским ассистентом, вернее помощником администратора, назначавшего пациентам разные процедуры. И поняла, что больше всего людям помогает расслабиться и успокоиться мягкий неторопливый голос и плавные движения рук.

В мире есть много триггеров, кто-то любит шуршание или скрипы, кто-то шепот или какие-то невнятные звуки. У всех эффект АСМР запускается по-разному. Но всех людей объединяет то, что все мы хотим заботы, комфорта и персонального внимания, чтобы нас приласкали, как в детстве. Все мы, в сущности, дети, и я делаю эти ролики, чтобы люди могли вспомнить свои детские ощущения, когда с ними совершенно бескорыстно делились любовью.

Потребность в любви оказалась главным дефицитом современного человека - даже тех, кто, как казалось, в принципе не знал, что такое дефицит. Американские психологи даже придумали такой термин - Attention Induced Euphoria. То есть человек может ощущать эйфорию просто от того, что другой человек бескорыстно проявляет внимание к нему.

И основу аудитории Марии как раз и составляют "средние американцы" - это люди в возрасте от 35 до 45 лет. Вторая по численности возрастная категория - 25–35 лет. То есть это и есть те самые офисные ударники труда, живущие в постоянном напряжении, старающиеся выжать максимум из своей карьеры. Дом - офис - дом. Бессонница по ночам. И единственная радость - нежный шёпот русской женщины из ноутбука, которая говорит то, что не под силу сказать ни одной эмансипированной американке: "Не волнуйся ни о чём, мой дорогой, просто отдыхай. Я позабочусь о тебе, я выглажу тебе рубашку, я подберу тебе галстук…"

Шёпот Марии заворожённо слушают и женщины: почти половина подписчиков канала - 49% - представительницы прекрасного пола, которым точно так же не хватает в жизни заботы и ласки от окружающих людей.

Также Мария записывает ролики и на русском языке - специально для соотечественников, но популярность АСМР в России никак не может сравниться с популярностью на Западе. Более того, сегодня по примеру Марии и многие российские АСМР-артисты заводят каналы с англоязычными видео - специально для западной аудитории.

Кстати, как говорит сама Мария, никакой конкуренции в этой сфере нет: если смотреть видео только одного АСМР-артиста, то через 3–4 месяца вся магия восприятия пропадёт. Нужно почаще менять каналы АСМР, делать паузы в неделю или в месяц. Каждый АСМР-артист заинтересован в том, чтобы профессиональное сообщество росло.

По сути, на наших глазах произошёл любопытный культурный феномен. Годами россияне мечтали о том, чтобы наших поп-музыкантов и киноактёров стали замечать на Западе, годами Россия тратила огромные суммы на создание привлекательного образа страны за рубежом. Но "выстрелила" никому не известная эмигрантка Мария Корнева, транслирующая миру образ мягкой и сердечной русской женственности. Именно Мария сегодня и является олицетворением русской натуры для миллионов американцев. Теперь её приглашают на радио и телевидение, интервью с "русской GentleWhispering" публикует The Washington Post.

При этом в Марии нет ни малейших признаков звёздного чванства. Она по-прежнему продолжает работать в медицинской клинике, снимая свои ролики дома у жениха Дэррила Муни, своего самого преданного поклонника. И мечтая, что когда-нибудь тех гонораров, что выплачивает ей YouTube, хватит на покупку собственной студии. Пока же она позволяет себе тратить заработки на редкие путешествия по Европе вместе с мамой, старшей сестрой и юной племянницей, которые никак не могут привыкнуть к тому, что Машу могут узнать восторженные поклонники на улице в любом городе мира.

Даша

Между тем и в России подрастает новое поколение АСМР-артистов, мечтающих о международном успехе.

Одна из самых популярных нынешних российских АСМР-артисток - Даша Ложкина из Екатеринбурга.

Выросла Дарья в одном из самых уважаемых в Екатеринбурге семейств: её отец Николай Николаевич - известный на всю страну иконописец, председатель секции церковного искусства Союза художников Екатеринбурга, мама - искусствовед.

Даша тоже пошла по художественной линии - окончила Уральскую архитектурно-художественную академию по специальности "архитектор", принимала участие в нескольких выставках современного искусства.

На одной из выставок она и встретила молодого журналиста Антона Ложкина, основателя и главного редактора информагентства "Вебург". Знакомство переросло в роман, дальше была свадьба, а в январе 2015 года у молодожёнов родился сын Егор.

Быть молодой мамой очень непросто, - рассказывает Дарья. - Когда Егорке исполнилось шесть месяцев, я почувствовала, что у меня начинается настоящая депрессия - и от постоянного сидения дома, и от рутины домашнего быта. Тогда мой супруг и надоумил меня делать видеоблог - например, канал для молодых мам. Но поскольку мамства в моей жизни и так было уже много, я решила сама найти себе подходящую тему.

Ещё будучи беременной Даша наткнулась в Сети на несколько "роликов с шёпотами", которые помогли ей отвлечься от вечного беспокойства, успокоиться и заснуть.

Эти видео и ролики меня совершенно поразили: до этого я не видела ничего подобного и не представляла, что любовь и заботу можно так передать через камеру - до мурашек. И я решила попробовать сделать то же самое.

Первые видео, снятые Дарьей, носили отпечаток высшего художественного образования: девушка предстала зрителям в образе искусствоведа, рассказывавшего о различных картинах. Дебют оказался неудачным: звук был записан на обычный микрофон обычной видеокамеры, изображение дрожало.

Но Дарья с супругом решили не сдаваться. Скромные семейные сбережения они вложили в покупку нового оборудования для домашней студии - подержанной видеокамеры, софитов, но самое главное - купили особые бинауральные микрофоны - это парные микрофоны, создающие эффект объёмного звука, особенно при прослушивании записи через мощные наушники. Часто подобные микрофоны монтируются внутри "головы" - специального манекена, повторяющего анатомическое строение человеческой головы и ушной раковины. Тогда, утверждают эксперты, при записи даже учитывается естественное искажение звуковых волн, которое происходит в природе, когда звуковые волны "обтекают" наши лица.

Казалось бы, мелочь, но именно такие мелочи и позволяют добиться полного погружения человека в транс.

Также был куплен хромакей - большой зелёный экран, позволяющий методом электронной рирпроекции вставлять в изображение любой фон. Допустим, сидит Дарья на своей кухне на фоне зелёного экрана, отгороженная от всего мира висящими на верёвках полотенцами, а зрителю кажется, будто бы она находится внутри просторного арабского дворца.

Но самое главное: Дарья учла российскую специфику. Нашего зрителя мало интересуют скрипы и шорохи, наш конёк - это ролевые игры. Например, в больничку. Или в регистратуру обычной районной поликлиники.

Только представьте себе: вы приходите в поликлинику, а вас принимает участковый врач - молодая такая девушка, которая не кричит "вас много, а я одна", нет, напротив, мило улыбается и - о, чудо! - извиняется за то, что вы её так долго ждали.

Приём у врача - самая популярная тема российского АСМР. Зрители, не избалованные вниманием отечественной медицины, готовы часами слушать, как внимательные девушки в белых халатах заполняют амбулаторные карточки или проводят сбор анамнеза.

Неменьшей популярностью пользуются и ролевые игры "на приёме у косметолога" - ведь в реальности обычным российским женщинам сходить к косметологу и поговорить насчёт какого-нибудь крема часто бывает совершенно не по карману.

Сегодня у Даши на двух каналах - один на русском, второй на английском - насчитывается свыше 90 тысяч подписчиков, что весьма впечатляюще для молодой мамы из Екатеринбурга, вынужденной совмещать создание видео с домашними делами.

Дарья действительно ведёт двойную жизнь. Днём она любящая жена и мать - готовит обеды, стирает бельё, гуляет с сыном Егоркой и ходит по магазинам. Ночью, примерно раз в неделю, она снимает видео в своей импровизированной студии в спальне, превращаясь то в восточную красавицу, то в проводника поезда, то в идеального медработника. А утром снова кастрюли, стирка, подгузники.

Единственное, что отличает её от всех прочих домохозяек во дворе, - это необычайная внимательность к предметам. Каждую новую вещь, попавшую в поле зрения, нужно внимательно послушать - узнать, как она звучит, отзываясь на мягкие прикосновения ногтей и пальцев.

А вот от всех прочих АСМР-артистов Дашу отличает крайне серьёзный подход к делу. Не так давно она стала сотрудничать с клиническим психологом Алексеем Волнухиным, который давно уже разрабатывает методы майндфулнесс-терапии.

В наиболее близком переводе с английского термин "майндфулнесс" означает осознанность или осознанное внимание, - говорит доктор Волнухин. - В основе метода - свойство нейропластичности мозга, способного изменять свою активность при выполнении специфических регулярных упражнений. Более упрощённо, майндфулнесс - это способ тренировки мозга, изменяющий его преобладающую активность и, как следствие, нормализующий функции органов и систем организма человека.

Как считает доктор Волнухин, АСМР-видео может использоваться не только для развлечения, но и для лечения: дескать, люди, восприимчивые к "мурашкам", смогут через шёпот впитать и полезную для нашего мозга информацию, отчего он наконец возьмётся за ум и станет решать проблемы организма.

Любовь

Сегодня в России в жанре АСМР работают сотни блогеров, каждый из которых пытается нащупать свой рецепт успеха. Большая часть осваивает медицинские специальности - от пластического хирурга до анестезиолога и эндокринолога. В АСМР идут и настоящие врачи: к примеру, Светлана Филина, врач-офтальмолог из обычной районной поликлиники Воронежа, шутки ради записала видео, в котором шёпотом давала советы по выбору линз и оправ для очков. За несколько дней видео набрало свыше 60 тысяч просмотров. Так Ольга стала АСМР-артистом, хотя повторить свой успех она так и не смогла. А вот Олеся из Санкт-Петербурга идёт по гражданским специальностям - она была и клерком из ЖЭКа, и паспортисткой из паспортного стола, и риелтором, и сотрудником кадастровой службы.

Появились и АСМР-артисты - мужчины, которые почему-то чаще всего становятся парикмахерами и косметологами с лёгким налётом голубизны. Зрелище это, честно говоря, на любителя. Возможно, куда более востребованной в Рунете была бы роль отца. Жаль только, что в нашей стране с тотальной безотцовщиной немногие молодые люди знают, что такое - быть настоящим отцом.

Но не только медициной и косметикой привлекает слушателей российский АСМР-артист.

Давайте сегодня поговорим о ломографии - это очень интересный жанр плёночной съёмки, в котором больше ценятся некачественные или бракованные кадры, - шепчет 23-летняя Любовь Сиверцева-Терлецкая. - И для начала я хотела вам представить среднеформатную камеру "Диана Ф - плюс", от которой и пошёл фирменный инстаграмовский формат квадратных снимков...

О фотоаппаратах Люба может говорить бесконечно. Точно так же, как и о настольных играх - дома на антресолях у неё хранятся сотни коробок с играми.

Я - человек-ракета! - говорит Люба. - Я пою, сочиняю собственную музыку, фотографирую, рисую! Но по-настоящему не могу жить без Интернета.

Любовь Сиверцева с детства привыкла находиться в ореоле зрительского внимания - первый раз она вышла на сцену в четыре года. В шесть лет родители отдали её в музыкальную школу, потом - в Большой детский хор имени В.С. Попова - бывший Большой детский хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио СССР, где за неё взялись всерьёз. И пока все нормальные девочки гуляли во дворе, Люба выступала в Кремле, записывала песни для телевидения, ездила на гастроли.

Казалось, вся её карьера была предопределена. После окончания музыкальной школы она поступила в Московский колледж импровизационной музыки на факультет эстрадно-джазового вокала, стала брать уроки у педагогов Гнесинки.

А потом возник вопрос, чем заниматься дальше, уже после окончания училища. В итоге она стала вокалисткой кавер-группы Beat Simple Band, которая обычно играет на свадьбах и корпоративах. И стала писать песни для собственного проекта Princess (кстати, альбом уже записан и доступен в Сети), а в ожидании инвестора, готового вложить деньги в запись её альбома, она устроилась на работу официанткой в кафе "Рецептор" на Тверской.

Что ж, инвестора она так и не дождалась, но зато встретила менеджера Никиту, который позже позвал Любу замуж. Именно Никита и помог открыть ей первый видеоканал о джазовой музыке и красоте.

Я мечтала завести свой канал с 14 лет, но меня всё время останавливало то, что у меня не было необходимого оборудования, - рассказывает Люба. - Но потом Никита мне сказал: если хочется снимать, снимай на то, что есть. И свои первые видео я снимала на айфон, подсвечивая себя лампой из ИКЕА.

Потом кто-то из поклонников прислал ей видео с шёпотом.

Я сразу поняла, в чём фишка. Я сама с детства часто ловила мурашки, когда какая-нибудь девочка в классе тихо читала книги шёпотом.

И Люба решила рассказывать о том, что ей самой было интересно: о плёночной фотографии, которая сегодня стала уделом эстетов, о настольных играх или о прочитанных книгах.

Интересно, что новый канал интеллектуального АСМР заметили не только её сверстники и подростки, но и люди старшего поколения, которые очень нервно реагируют на всякого рода фривольные видео.

Сейчас у меня появились даже поклонники старше 70 лет. Пишут мне комментарии, дают советы.

И что же старшее поколение сейчас больше интересует - книги или игры?

Думаю, на самом деле им всё равно, о чём я рассказываю. Они все говорят, что через пять минут рассказа они перестают вникать в детали и начинают засыпать. Пишут мне, что у меня самое лучшее видео для засыпания. Но я никогда не думала, что буду сказки на ночь рассказывать тысячам бабушек и дедушек.

Имя Марии Трапп ничего не скажет даже тем кинозрителям, которые видели и помнят замечательный американский фильм "Звуки музыки". Конечно, лента и бродвейский мюзикл, по которому она была поставлена, запоминаются не своим сюжетом, а чудными мелодиями. Но без Марии Трапп ничего бы этого не было. И главное, прежде всего этот фильм сформировал в США и Латинской Америке такой образ Австрии, который жив до сих пор.

Мария Августа Кучера (Maria Augusta Kutschera) родилась 26 января 1905 года в Вене. Ее родители были незнатного происхождения. Мать умерла от родильной горячки, отец скончался через три года. Сирота воспитывалась сначала у бабушки, потом — в доме опекуна. Повзрослевшую девушку пристроили на работу воспитательницей при монастырской школе аббатства Ноннберг (Nonnberg) в Зальцбурге. Она уже готовилась стать послушницей, но в 1925 году аббатиса направила юную девицу домашней учительницей для выздоравливающей Марии, дочери знаменитого австрийского капитана третьего ранга Георга Людвига фон Траппа (Georg Ludwig von Trapp).

26 ноября 1927 года Мария стала второй женой вдовца фон Траппа. Спустя два года Мария родила дочь Розмари, в 1931 году Эленору. Дети от первого брака обращались к ней Mutter - "мама", чтобы отличать ее от родной матушки, которую величали на французский манер Mamá (с ударением на втором слоге). В сердцах могли назвать ее и мачехой.

В 1935 году семейство Траппов оказалось на грани краха: лопнул банк и все их состояние пропало к чертовой матери. Они могли бы пойти по миру, но Мария Августа основывала с пятью дочерьми и двумя сыновьями своего мужа от первого брака семейный хор. Музыкальным руководителем стал ровесник Марии Августы священник Франц Вазнер (Franz Wasner), и уже в 1937 году семейный хор стал победителем Зальцбургского фестиваля.

Потом они выступали перед канцлером Шушнигом (Schuschnigg), Папой и Муссолини. На старости лет прелат о многом рассказывал журналистам, но так и не проболтался о своих галантных шашнях с Марией фон Трапп. Поступил как мужчина и не нанес удар по имиджу золушки из голливудской сказочки "Звуки музыки". Впрочем, в той сказке для него тоже не нашлось места. Сценаристы его вычеркнули.

Монархически настроенный офицер Георг Людвиг Трапп был недоволен присоединением Австрии к Третьему рейху в результате аншлюса в 1938 году, а тут как раз подоспело приглашение на гастроли из-за океана. Глава семьи решил эмигрировать в США. Вся семья переехала в штат Вермонт, где выстроила дом. Свою ферму Траппы назвали Cor Unum . Там в 1939 году Мария родила мужу сына Йоханнеса. Впоследствии репортеры словно ополоумели и все пытались выяснить, был ли отцом ребенка капитан фон Трапп или все-таки преподобный Вазнер.

Семейный хор Траппов назывался теперь Trapp Family Singers и продолжил свои гастроли по городам и весям Соединенных Штатов. После окончания Второй мировой войны благотворительная организация под названием Trapp Family Austrian Relief Inc. , организованная по инициативе Марии Трапп, собирала одежду и продукты питания для родной Австрии.

Георг Людвиг фон Трапп скончался в 1947 году и для хора наступили тяжелые времена. Первой покинула семейный хор Йоханна, чуть позже Вернер. Очень рано умерла Мартина. Родная дочь Эленора вышла замуж и семейные заботы не давали ей возможности гастролировать по стране. Розмари всегда трясло перед выступлениями на сцене.

Тем не менее, Мария сумела организовать несколько гастрольных турне по Южной Америке и Австралии, а в 1950 году Мария Августа Трапп со своим хором выступила на фестивале в Зальцбурге. Самым "урожайным" для семейного подряда стал 1956 год. Хор дал 2 тысячи концертов по всему миру. После распада музыкального коллектива Мария и Франц решили посвятить себя благотворительности. За время своей концертной деятельности они обзавелись нужными контактами. Свет Евангелия в Папуа-Новую Гвинею понесли и некоторые другие члены большой семьи.

Мария Августа Трапп написала свои мемуары в 1952 году. В оригинале они назывались "От монастыря до мирового успеха" (Vom Kloster zum Welterfolg). В Америке книгу выпустили в 1956 году под заголовком The Story of the Trapp Family Singers , а спустя два года с очень большим успехом она вышла на экраны. В 1959 году историю жизни Марии Трапп переработали для бродвейского мюзикла "Звуки музыки" (The Sound of Music), и он с большим успехом шел на протяжении многих лет.

Мария и ее дочь Ирина живут в Краснодаре. Мария – инвалид с детства. Когда ей было 5 лет, в детском лагере девочка заболела воспалением легких, которое перешло в пневмонию. Болезнь дала осложнения на уши и стал падать слух.

«Когда я была маленькая, мама еще слышала хорошо. Она понимала, что обращаются к ней, поворачивалась, как-то реагировала. Последние лет 15 слух падает, мама слышит все хуже и хуже. Результат последней медкомиссии показал, что правое ухо не слышит совсем, левое – лишь на 25 процентов,» – рассказывает дочь Ирина.

Дочь по образованию эколог, работала в госучреждении, которое обанкротилось. Зарплату не платили год. Может быть, что-то компенсируют, она очень на это надеется. Сейчас работает на полставки в частной компании, подрабатывает, где возможно. Мария работает оператором ПК в статистическом бюро.

Ирина с большой теплотой и любовью рассказывает о Марии: «Мама – очень рассудительный, спокойный и добрый человек. Она всегда больше отдает, чем берет, всегда думает в первую очередь о других, а потом о себе. Раньше с нами были бабушка с дедушкой. Теперь, когда дедушки нет, и бабушка осталась одна, болеет, мама часто бывает у нее, помогает, чем может.

Мама из военного городка под Новосибирском, в Краснодар переехала после учебы, поэтому друзья детства, институтские друзья разбросаны по стране. Тут, конечно, есть подруги, общается также с коллегами по работе. Но в последнее время все реже. Не все знают о ее проблеме. Рассказывать людям о потере слуха она не хочет, а общаться как раньше уже нет возможности. Мама стесняется выглядеть неловко в общении. Иногда плачет, очень расстраивается, что теряет слух. Но старается не показывать это.

Очень любит нашего кота, они с ним большие друзья. Любит рисовать картины по цветам, любит гулять по городу. Но в последнее время это тоже бывает реже, из-за слуха».

Мария – инвалид II группы. Около 6 лет назад она с дочерью своими силами приобрели слуховой аппарат, но к настоящему времени он исчерпал себя, необходим новый. В прошлом году ей оформили карту ИПР (индивидуальная программа реабилитации), в фонде социального страхования предложили слуховой аппарат. Он хороший, мощный, но, к сожалению, с помощью него Мария не может разобрать ни одного слова: все свистит, фонит, вместо слов – какофония звуков. Даже когда рядом сидит врач, но совсем не понятно, что она говорит.

Дочь рассказала, что они подавали документы в бюро медико-социальной экспертизы, с просьбой подобрать другой слуховой аппарат, но получили ответ, что с 1 января 2016 года произошли изменения в перечне слуховых аппаратов и их выбор существенно снизился. Поэтому предлагают простой, заушный. А по заключению сурдолога в связи со сложной потерей слуха Марии необходим цифровой высокотехнологичный многоканальный программируемый аппарат, который будет подобран и настроен индивидуально.

Прогнозы врачей обнадеживают: есть большой шанс, что с помощью слухового аппарата можно сохранить Марии возможность слышать, и, как следствие, нормально жить и общаться с людьми. Но чем больше она находится без аппарата, тем быстрее падает слух.

Собрать деньги на покупку слухового аппарата на небольшую зарплату и пенсию мама и дочь, к сожалению, не могут и очень надеются на помощь.

Мария Васильевна
Кружок «Волшебный мир звуков и слов»

Рабочая программа

«Волшебный мир звуков и слов »

познавательно-речевой направленности

детей старшего дошкольного возраста

Афанасьева Мария Васильевна,

Воспитатель

Пояснительная записка

Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, развить внимание и интерес к речи, привить любовь к чтению, книге. Познакомить дошкольников с основами грамоты, при дальнейшем обучении формировать у детей навыки чтения, подготовить их без страха идти в школу, –все это является основной идеей данной программы.

Рабочая программа кружка «Волшебный мир звуков и слов » адресована дошкольным образовательным учреждениям общеразвивающего вида и рассчитана на дошкольников 5-7 лет. Она является дополнительной программой к основной общеобразовательной программе детского сада познавательно-речевой направленности и входит в такие образовательные области, как «Коммуникация» (речевое развитие, «Познание» (расширения кругозора детей и обогащения словаря предметного и социального мира, «Чтение художественной литературы» .

Программа строится на поэтапном знакомстве со звуками и буквами , с миром слов , обучении детей навыкам чтения по ступенькам лесенки – читайки. Эта методика проста, логична, не содержит сложных терминов, не принуждает ребенка к осмыслению каких-либо способов действия. Игра – основное занятие детей, их ежедневная работа, жизненно важная для здоровья и развития. Программа предусматривает десять разделов.

Разделы первого года работы кружка (старшая группа) :

1. Мир звуков

2. Гласные и согласные звуки

3. В мире слов

4. Деление

5. Игры со словами

Разделы второго года работы кружка (подготовительная группа) :

6. Звук и слово

7. Гласные звуки и буквы

8. Согласные звуки и буквы

9. Чтение трехбуквенных и двусложных слов

10. Чтение произведений русских и зарубежных классиков

В речевом развитии ребенка особую роль играет возраст 5-7 лет. В этом возрасте начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития, происходит завершение становления речи детей. Это означает, что ребенок не только правильно произносит все звуки , но и владеет значительным словарным запасом , освоил основы грамматического строя речи, владеет начальными фразами связной речи (диалогом и монологом, позволяющими ему свободно вступать в контакт со взрослыми и сверстниками. Показателем нормального развития речи в этом возрасте является не только звукопроизношение , на которое чаще всего обращается внимание педагогов и родителей, но и фонематический слух, лексический запас, правильность грамматического построения и связность речи ребенка.

Цель программы : Формирование у детей дошкольного возраста звуковой культуры речи ,

Фонематического слуха через обогащение языковой среды.

Задачи программы :

Формировать устную речь детей, обогащать словарный запас .

Знакомить и работать с тремя единицами речи : звуком , словом , предложением.

Обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами .

Сроки реализации программы - два года.

1 год-развитие звуковой культуры и фонематического слуха.

2 год-развитие звуко-буквенного анализа , интереса и способностей к чтению

Кроме того, на каждом этапе решается задача подготовки руки ребёнка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя :

развитие основных движений (упражнения для рук, ног, туловища) ;

развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев ии кистей рук) ;

формирование графических навыков

Для оценки достижений воспитанников ведется мониторинг речевого развития, в котором фиксируются начальные и конечные результаты. Диагностика проводится дважды в году, в октябре и мае каждого учебного года. В методику выявления уровня речевого развития включены диагностические исследования Н. Смольниковой, Е. Смирновой, Эльконина-Давыдова.

Работа проводится всей группой (10 человек,а при необходимости индивидуально. Режим занятий : один раз в неделю по 25-30 минут.

Данная программа рассчитана на 32 занятия. Первое и последние занятия - диагностические.

Общедидактические принципы :

Систематичность;

Постепенность усложнения;

Перспективность;

Доступность;

Формы работы :

Дидактические игры

Фонематические упражнения

Работа с текстами

Театрализация

Рисование

Структура занятий :

Артикуляционная гимнастика.

Повторение пройденного.

Работа с азбукой большого и малого формата.

Физкультминутка.

Игры, тренинги, упражнения.

Индивидуальная работа.

Закрепление.

Совместная деятельность вне занятий :

участие в вечерах досуга, литературных викторинах;

организация выступлений с декламацией стихов перед воспитанниками младших групп;

посещение детской библиотеки.

Игровая деятельность :

Индивидуальная работа по разрезным азбукам, разгадывание кроссвордов по произведениям писателей, дидактические игры «Волшебные картинки » , «Собери картинку» , «Изографы» и т. д.

Взаимодействие с родителями в процессе обучения грамоте : представление информации о текущей работе; индивидуальные беседы и консультации; обсуждение успешности ребенка в выполнении заданий; совместная работа в изготовлении наглядных пособий.

Результаты к концу 1-го года обучения (старшая группа) .

Самостоятельно проводят звуковой анализ слов типа мишка , слива, замок, с использование фишек на столах. Вычленяют ударный слог и ударный гласный звук . Умеют составлять предложения из 2-3 слов . Дети делят предложения на слова , называют их по порядку : первое, второе и т. д., переставляют, добавляют или заменяют слова в предложении .

Тематический план работы в старшей группе

Месяцы Разделы

Темы занятий Содержание работы

Октябрь 1 неделя Диагностика

Мир звуков 2 неделя «Человек в мире звуков . Всегда ли человек мог говорить?»

Научить правильно произносить гласные и согласные звуки , развивать фонематический слух путем различия на слух звуков в словах , учить определять место звука в слове (начало, середина, конец) .

Обогащать и активизировать словарь детей .

3 неделя «Я знаю много слов начинающихся со звука… »

4 неделя «Из чего состоят слова »

Ноябрь «Гласные и согласные звуки » 1 неделя «Озвучиваем картинки»

Познакомиться с гласными и согласными звуками , научиться их отличать друг от друга. Развивать фонематический слух, определять место звука в слове . Узнавать названный звук в слове .

2 неделя «Пожужжали, порычали, на вопросы отвечали»

3 неделя «Звуки гласные поем »

4 неделя «Что изменилось?»

«Поймай звук »

Декабрь «В мире слов » 1 неделя «Магазин игрушек»

Учить правильно употреблять слова – названия предметов, признаков, действий и объяснения и значения. Уточнять, обогащать и активизировать словарь детей , развивать фонематический слух. Формировать умения детей задавать вопросы и отвечать на них.

2 неделя «Все вокруг какое. ?»

3 неделя «Я бегу, плыву, лечу.»

4 неделя «Удивительный дождь»

Январь 1 неделя «Найди звук »

2 неделя «Найди пару»

3 неделя «Слова – малютки »

4 неделя «День - ночь, черный - белый»

Февраль «Деление слов на слоги и звуковой анализ слов » 1 неделя «Короткие слова »

Учить разбивать слова на слоги различными способами, развивать фонематический слух, дать представление о звуковом анализе слов .

2 неделя «Двусложные слова »

3 неделя «Поезд - слово , слог - вагон»

4 неделя «Найди звук »

Март 1 неделя «Ставим слоги друг за другом - слово станет нашим другом »

2 неделя «Рядом два согласных звука »

3 неделя «Поиграем в хлопки»

4 неделя «Такие разные слова »

Апрель 1 неделя «Шипящие звуки »

2 неделя «Если звуки возьмутся за руки »

3 неделя «Хоровод звуков »

4 неделя «Если звуки встанут в ряд »

Май «Игры со словами » 1 неделя «Многосложные слова » Развивать артикуляционный аппарат, Обогащать и расширять словарь . Заучивать наизусть короткие стихотворения, потешки, песенки, считалки. Разбивать слова на слоги различными способами, развивать фонематический слух, делать звуковой анализ слов .

2 неделя «Каждому звуку - свое место »

3 неделя Повторение

4 неделя «Путешествие в страну звуков и слов » Открытое занятие по итогам года

Результаты к концу 2-го года обучения (подготовительная группа)

Дети знают все буквы русского алфавита и правила их написания, овладевают слоговым и слитным способами чтения, приучены грамотно выкладывать слова и предложения из букв разрезной азбуки.

Тематический план работы в подготовительной группе

Месяцы Разделы Недели Тема занятия Содержание работы

Октябрь 1 неделя Диагностика

Звук и слово

2 неделя Пение птиц

Звуки окружающего мира .

Научить различать звуки от букв , уметь определить звуки в слове (начало, середина, конец)

3 неделя Золотая осень

Что такое слово ?

4 неделя Деревенский двор

Ноябрь Гласные звуки и буквы 1 неделя Звуки а , о, у, ы

Буквы а, о, у, ы

Определение последовательности звуков в словах . Уточнение понятия «ряд» . Выделение гласных звуков в ряду гласных , слогах, словах . Определение позиции звуков в слове (начало, середина, конец) . Анализ и синтез слогов

2 неделя Звуки и , э

Буквы и, э

3 неделя Звуки буквы ,

4 неделя Дифтонги

Декабрь Согласные звуки и буквы

1 неделя Звуки и буквы м ,с,х,ш Определение позиции согласных звуков в слове (начало, середина, конец) и обратных слогах.

Познакомить детей с ударением. Подбор слов к схемам звукового анализа .

2 неделя Сопоставление С и Ш

3 неделя Звуки и буквы л ,н,р, к

4 неделя Обобщение

Январь 1 неделя Звуки и буквы п , т, в, з

2 неделя Звуки и буквы ж ,б,г,д

3 неделя Й. Сопоставление И и Й

4 неделя Звуки и буквы ц ,ч,ф

Февраль 1 неделя Звуки и буквы ,

2 неделя Звуки и буквы нь , дь

3 неделя Твердый знак, мягкий знак

4 неделя Закрепление, повторение

Март Чтение трехбуквенных и двусложных слов

3 неделя Работа с разрезной азбукой

4 неделя Обобщение, закрепление изученных букв

Апрель Чтение произведений якутских, русских и зарубежных классиков

1 неделя Якутские народные сказки Звуковой анализ слов , сравнение количества букв и звуков в слове Подбор слов к схемам . Звуковой анализ слова

сравнение количества звуков и букв в слове

3 неделя Русские народные сказки

Май 1 неделя Зарубежные сказки

2 неделя Повторение

3 неделя Диагностика речевого развития к концу курса

Литература

1. И. И. Каратаев. Огонучуолкайдыксанараргауерэтииуоннаграмотагауерэнэргэбэлэмнээьин. – Дь. Бичик-1993 с.

2. Е. В. Мандарова. Аагаргатирэх. – Дь. Бичик-2007 с.

3. Е. В. Мандарова. Играю, читаю. Книга-лото – Дь. Бичик-2013 с.

4. Алыптаах азбука. Дь. Бичик-2013 с.

5. Жукова Н. С. Букварь. - М.: Издательство Эксмо-Пресс 2002 г.

7. Н. Н. Поисеева, М. К. Борисова, М. П. Андреева. Туохсаспытый?. Дь. 2006

8. Р. П. Андреева, А. Н. Иванова. Оьуоройуута. Дь. Бичик-2013 с.

9. Дурова Н. В «Игры и упражнения на развитие фонетико- фонематического восприятия» «Школьная пресса» 2010

10. ЖуроваЛ,Е»Обучение дошкольников грамоте».М.:Школа-Пресс,2000.

11. Кузнецова Е. В, Тихонова И. А «Обучение грамоте детей с нарушениями речи» :М Творческий Центр Сфера 2009.

12. Давыдова Г. В. Игры, считалки, загадки. Стихи для развития речи. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2013.

13. Кубышкина Т. А., Леденева О. В. Волшебный мир звуков и слов . - М.: Дрофа, 2010.

14. Поваляева М. А. Справочник логопеда. - Ростов - на- Дону : Феникс, 2001.

15. Цуканова С. П., Бетц Л. Л. Учим ребенка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. (I II III периоды) . – М.: Гном и Д, 2010.

16. Серия «Дошкольник» . Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Планы занятий. Составитель Г. Ф. Марцинкевич. – Волгоград; Издательство «Учитель» , 2004.

Международная школа практической педагогики для Вас. Образовательный проект для современных педагогов и родителей. Педагогические технологии, которые РАБОТАЮТ. Консультирование семей с детьми от 5 до 18 лет. Консультирование студентов. Консультирование педагогов по вопросам профессионального роста. Повышение квалификации.

*********************************************

Клуб «Логопедия» Открытого образовательного проекта Международная тьюторская школа

Электронное пособие «В мире звуков»

для учителей-логопедов, воспитателей, родителей по постановке и автоматизации свистящих звуков

Пособие рекомендовано к использованию в практической деятельности учителями-логопедами, воспитателями ДОУ всех видов,студентами дефектологических факультетов вузов и колледжей, родителями, занимающимися речевым развитием детей в условиях семьи.

Автор и составитель: Барно Тохировна Никитина , учитель-логопед, руководитель методического объединения учителей-логопедов, дважды финалист городского конкурса методических разработок, награждена благодарственным письмом администрации города (г. Кемерово)

Электронное пособие «В мире звуков» имеет:

  • экспертное заключение учителя-дефектолога отдела ПМП экспертизы, мониторинга и проектирования МБОУ «ЦДиК» Мченской Т.Н. от 15.01.2013г. СКАЧАТЬ ;
  • рецензию кандидата педагогических наук, старшего сотрудника Кафедры тьюторского сопровождения образовательной деятельности Московского института открытого образования, эксперта МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация» Чередилиной М.Ю. от 21.01.2013 г

Рецензия на электронное пособие «В мире звуков», составленное учителем-логопедом Никитиной Барно Тохировной.

Экспертиза данного электронного пособия осуществляется с позиции оценки его качества как нормативного документа, определяющего образовательную деятельность учреждения. Основными методами данной экспертизы являются изучение представленных материалов и беседы с составителем электронного пособия. Актуальность электронного пособия определяется тем, что в последние годы наметилась тенденция к увеличению количества детей, имеющих нарушение речи. Составитель профессионально откликается на социальный заказ, т.к. в городах растет сеть дошкольных учреждений, групп, логопунктов для детей с нарушениями речи. В электронном пособии представлен обобщенный опыт работы с детьми по коррекции звукопроизношения. Автором собран теоретический и практический материал по коррекции звукопроизношения, что позволяет широкий спектр применения данного пособия. В пособии представлены электронные ресурсы с различной текстовой и визуальной информацией. На слайде по определённому звуку выделены этапы, а в этапах предложены различные приемы, что позволяет пользователю легко и быстро найти необходимый материал для коррекции звука. Следует согласиться с Никитиной Б.Т., подчеркивающей в пояснительной записке к электронному пособию, что особое значение приобретают компетентность специалистов и методический поиск новых способов организации коррекционно-образовательного процесса для детей с нарушениями речи, поиск эффективных методов и приемов в обучении правильному звукопроизношению детей. Структура электронного пособия адекватна принятым в современной дефектологии теоретико-методологическим подходам к её построению. Составитель полно раскрывает значимость и практическую направленность своей работы. Цели, задачи раскрыты в пособии и способы их достижения согласованы, составителем составлен перспективный план коррекции звукопроизношения. Содержание электронного пособия основано как на общедидактических, так и на логопедических принципах коррекции и компенсации речевого дефекта, что создаёт предпосылки для обеспечения всестороннего развития ребёнка с нарушением речи, для успешной подготовки его к обучению в школе и адаптации в социуме. Ценность данного пособия состоит в том, что оно носит коррекционно-развивающий характер, так на основе подобранных Никитиной Б.Т. специальных приёмов и методов осуществляется как коррекция произношения, так и развитие всей личности ребёнка с нарушением речи. Отличительной особенностью электронного пособия «В мире звуков» является то, что в нём широко используются дидактические игры с усложнением заданий, с учётом индивидуальных особенностей детей, способствующие коррекции звукопроизношения, развитию психических процессов, познавательного интереса у детей, имеющих нарушение речи. Содержание и структура электронного пособия в целом отвечают требованиям, предъявляемым к данному виду работ. Язык и стиль изложения Никитиной Б.Т. четок, ясен, последователен, логичен. Список используемой литературы полный, включает теоретические и практические аспекты. Электронное пособие «В мире звуков», составленное учителем-логопедом Никитиной БарноТохировной, могут быть рекомендованы для внедрения в практическую деятельность специалистам сопровождения детей с нарушениями речи в условиях специализированных дошкольных учреждений, групп, групп временного пребывания, другим педагогическим работникам системы дошкольного образования, а также родителям.

Мария Юрьевна Чередилина , к.п.н., федеральный эксперт ФГАУ «ФИРО», член расширенного правления, федеральный эксперт МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация», координатор разработки профессионального стандарта тьюторского сопровождения, руководитель Открытого образовательного проекта для педагогов и родителей «Международная школа практической педагоги ки»

Электронное пособие способствует повышению эффективности коррекционно-логопедической работы по исправлению нарушений звукопроизношения у детей.

В электронном пособии представлен обобщенный опыт учителя-логопеда в работе с детьми по коррекции свистящих звуков. Автором собран теоретический и практический материал по коррекции звукопроизношения. В пособии представлены электронные ресурсы с различной текстовой и визуальной информацией. На слайде по определённому звуку обозначены этапы работы, необходимые для коррекции звука.

Каждый этап работы в электронном пособии содержит:

  • лексический материал,
  • предметные картинки,
  • компьютерные игры,
  • задания с преобладанием исправляемого звука.

В пособии используются приёмы работы, которые позволяют значительно повысить эффективность целенаправленного системного логопедического воздействия по исправлению дефектов произношения звуков:

  • компьютерные игры с анимацией;
  • речевой материал с чистоговорками, скороговорками, поговорками, пословицами, потешками, загадками, физминутками, пальчиковыми играми с насыщением в текстах автоматизированного звука;
  • мнемотехнические приемы (с помощью нарисованных предметов, действий предметов закрепляется в памяти стихотворение)
  • моделирование рассказа; цепное рассказывание;
  • элементы драматизации;
  • использование ипликатора Кузнецова;
  • автоматизация звуков посредством упражнений, формирующих грамматический строй речи;
  • упражнения для предупреждения и коррекции письменной речи.

Электронное пособие «В мире звуков» может использоваться как в электронном, так и в печатном вариантах.

Где и как можно использовать Электронное пособие «В мире звуков»:

  • для подготовки к занятию;
  • для составления индивидуального плана работы с ребёнком;
  • на занятии для использования мультимедийной презентации;
  • для взаимодействия с воспитателями;
  • для взаимодействия с родителями;
  • для добавления в пособие своей необходимой информацией (расширение «педагогической копилки»).

Посмотрите на нашем видео пример как работает Электронное пособие «В мире звуков»:

Приобретая Электронное пособие «В мире звуков» Вы получаете:

  • Диск (высылается почтой)
  • Буклет (высылается почтой)
  • Инструкцию для пользователя (записано на диске)
  • Рецензию (записано на диске)
  • Видео-запись по практическому применению пособия (записано на диске)

Стоимость всего 599 рублей с пересылкой по России, отправка проводится из г.Кемерово в течение 5 рабочих дней с момента подтверждения оплаты.

Важно:

  • Пособие высылается только по факту оплаты.
  • Оплата проводится по квитанции (СКАЧАТЬ КВИТАНЦИЮ ). При оплате в банках онлайн выбирайте платеж на организацию (юридическое лицо).
  • До оплаты Заказчик в письменном виде сообщает перечень и количество заказанных пособий и сумму заказа на адрес электронной почты [email protected] (Мария Юрьевна Чередилина) и дожидается подтверждения заказа.
  • После подтверждения заказа и его суммы Заказчик производит оплату заказа, присылает копию платежного документа и почтовый адрес для отправки пособий (в т.ч. индекс и ФИО получателя полностью) на адрес электронной почты [email protected] (Мария Юрьевна Чередилина). В случае необходимости товарного чека, сообщите об этом дополнительно. Сохраняйте платежные документы до завершения обслуживания.
  • С юридическими лицами возможно заключение договора на приобретение пособий. Стоимость договорного обслуживания 500 рублей единоразово дополнительно к стоимости заказанных пособий. По вопросам договорного обслуживания обращайтесь также на адрес электронной почты [email protected] (Мария Юрьевна Чередилина).
  • Пособия находятся в г.Кемерово. Если Вы планируете самовывоз, свяжитесь с нами [email protected] для согласования организационных моментов. Стоимость доставки по г.Кемерово согласовывается отдельно.