100 лет дальней авиации

В плоть до середины 50-х годов по объективным причинам советская дальняя авиация уступала стратегической авиации США. Качественный скачок в развитии Дальней авиации СССР связан с принятием на вооружение реактивной техники- дальних бомбардировщиков ТУ-16, стратегических ТУ- 95 и ЗМ. Экипажи ДА приступили к освоению Арктики. Начали свои знаменитые полёты «за угол» - в Атлантику, по маршруту из глубинных районов Советского Союза вокруг Скандинавии.

М-4(ЗМ)
Это тяжёлый стратегический бомбардировщик создан в ОКБ Мясищева как стратегический носитель атомной бомбы. В 1954году было развёрнуто его серийное строительство. Всего построено 116 самолётов М-4 и ЗМ. Находился на вооружении ДА с
1954-1994годы. Максимальная скорость самолёта составила 970 км в час, практический потолок 12500м., дальность полёта 11000км, бомбовая нагрузка 24000кг.
Бомбардировщик модернизировался в процессе эксплуатации.
Одним из главных направлений работы являлось увеличение дальности полёта.
К моменту возникновения Карибского кризиса ЗМ уже мог нанести ядерный удар по территории США и вернуться обратно.
После мирного разрешения кризиса потенциальная возможность использовать самолёт для доставки ядерного оружия перешла в разряд сдерживающего фактора.
В конце карьеры самолёты Мясищева переделывались в воздушные танкеры.

Самолёт ТУ- 16- первый советский дальний реактивный бомбардировщик со стрелковидным крылом. Машина оснащалась двумя двигателями конструкции Микулина
РД-ЗМ. Максимальная скорость ТУ- 16 составляла около 1000км. в час, потолок12800м, дальность полёта 5640км., бомбовая нагрузка 9000кг.
Серийно ТУ-16производился с 1953-1963гг. Построено 1507машин. Всего было разработано около 50 модификаций, среди них большинство выпускалось серийно и применялись в Дальней авиации.
В 1960- х годах ТУ- 16 был самым массовым бомбардировщиком и стоял на вооружении двадцати полков до 1992года.

Стратегический бомбардировщик и ракетоносец, единственный в мире самолёт такого назначения с турбовинтовыми двигателями. Характеристики первых носителей атомного оружия ТУ-4 и ТУ-16 были весьма скромными по тем масштабам, которые диктовала холодная война. Нужны были стратегические межконтинентальные бомбардировщики. Крейсерская скорость ТУ- 95 составила 830 км в час, потолок 11500м., дальность полёта 12000км, бомбовая нагрузка до 20000кг. Всего было выпущено 170 машин.
В 1957году ТУ-95 был принят на вооружение 30октября 1961года, самолёт участвовал в испытаниях водородной бомбы на полигоне Новая Земля.
Конструкция ТУ-95 постоянно дорабатывалась. Самолёт имел большое число модификаций. До сих пор Ту-95 находятся в составе стратегической авиации ВВС.

Дальний сверхзвуковой бомбардировщик ТУ- 22 конструкции КБ Туполева, предназначался для замены бомбардировщика Ту-16.
ТУ-22 строились до 1969года. Всего было изготовлено 311 самолётов этого типа в различных модификациях. В Дальней авиации России Ту-22 пролетал с 1962 до 1994г г.
Самолёт развивал скорость 1540км в час. Дальность полёта составляла 5800км, потолок –
13000м.

Сверхзвуковой дальний бомбардировщик – ракетоносец. Начал разрабатываться как комплекс в ОКБ А. Н. Туполева в 1965г. на смену бомбардировщику ТУ-22.
Самолёт имел изменяемую геометрию крыла и мог преодолеть систему ПВО потенциального противника на малой высоте. Самолёт предназначался для вооружения полков Дальней и морской авиации. В 1983г., после завершения испытаний, модификация
ТУ- 22М3 был принят на вооружение Дальней авиации. Максимальная скорость-2300км в час, потолок 13300м, бомбовое вооружение до 24000кг.
В настоящее время ТУ-22 М3 состоят на вооружении четырёх полков Дальней авиации.
Выпущено 210 самолётов.

Стратегический сверхзвуковой бомбардировщик и ракетоносец. Он предназначен для поражения противника ядерным и обычным оружием. Создан в ОКБ им. Туполева.
Бурное развитие ракетных средств на западе в 1950-1970гг. оставляло мало шансов дозвуковым бомбардировщикам ТУ- 95 и 3М долететь до цели. Поэтому перед авиаконструкторами была поставлена задача создать ударные комплексы, способные на малой высоте и сверхзвуковой скорости преодолевать ПВО противника. Первые две серийные машины поступили в ВВС в апреле 1987года.
Максимальная скорость самолёта-2000км в час, потолок-16000м, дальность полёта -14000 км, бомбовая нагрузка до 40000кг. С 1987г.находится на вооружении ДА.
В начале 1980-х гг. назрела необходимость в создании надёжных «летающих танкеров» для увеличения радиуса действия Дальней авиации. Специализированный самолёт- заправщик ИЛ-78 создан на базе военно- транспортного самолёта ИЛ- 76. На вооружение ДА самолёты стали поступать с 1986г. К концу 1991г. было выпущено 45 машин ИЛ-78 и ИЛ-78М, которые сменили устаревшие заправщики, созданных на базе бомбардировщиков М-4 и 3М. Позднее было построено ещё 6 машин.
Максимальная скорость ИЛ-78М составляет 830км в час, потолок-11000м.
В полёте «летающий танкер» может передать до 65тонн топлива.

Материал использован: ж-л., «Филателия», № 4, 2015г.

100 лет исполнилось российской дальней авиации - одной из самых грозных частей ВВС РФ, входящей в состав Стратегических ядерных сил России. Ракетоносцы, бомбардировщики, разведчики - они патрулируют рубежи нашей страны, и их полёты вызывают повышенный интерес, например, в НАТО. Что неудивительно: весь мир помнит русских "летучих медведей", и не только.

Под крылом самолета – то Индийский океан, то норвежские фьорды, то Карибские острова. Экипаж в воздухе по двадцать и более часов - без сна и отдыха в самых удаленных точках земного шара. Говорят, чтобы управлять этими машинами и нервы должны быть стальные.

"Человек - тоже не машина, где-то крен выдержал больше, где-то чуть меньше, потом исправлять ошибки. Естественно, больше полетов – больше опыта", - говорит командир корабля Ту-160 Артур Петренко.

О погоде, натовских истребителях и о дружбе, какая возникает на высоте свыше десяти километров, они говорят по-военному сдержанно. Чтобы стать пилотом дальней авиации, мало быть профессионалом, надо уметь работать в команде. Члены экипажа понимают друг друга без слов, в противном случае далеко не улетишь.

"Когда согласия нет в экипаже, то и результат может быть какой угодно, только не положительный. Стараются подбирать экипаж, чтобы совместимость была. Но у нас люди все нормальные, все люди, все мы человеки", - говорят летчики.

Так получилось, что Донбасское краснознаменное соединение дальней авиации от Донбасса больше, чем в тысяче километров, в Энгельсе. А название связано с освобождением юго-востока Украины в 1943 году. Историк Сергей Воронов, директор Музея дальней авиации, показывает, на чем летали тогда, на чем в конце прошлого века, и что так напугало Запад во времена "холодной войны".

"Называли Ту-95 – "убийца авианосцев". Когда-то этот самолет летал в индийском океане, в Атлантике, в тихом океане, мог вести поиски авианосцев. У нас тогда были базы на Кубе, во Вьетнаме и Анголе", - рассказывает он.

Специалисты НАТО называли Ту-95 "медведем", он надолго стал символом мощи СССР. Кадры конца 90х. Легендарных "медведей" разбирали, распиливали и уничтожали по Договору о сокращении наступательного вооружения. Дальней авиации подрезали крылья – целых 15 лет после распада Союза не было совершено ни одного серьезного полета. С 2007 русские самолеты – снова в самых неожиданных местах планеты. Порой крылом к крылу с истребителями НАТО.

"Они подходят, англичане очень близко, особенно нагловатые товарищи. Шведы, норвежцы, датчане – они более культурные, они стоят на расстоянии, ближе 100 метров не подходят", - рассказывает командир корабля ТУ-95 Олег Сигачев.

Олег, как большинство пилотов, свой выбор сделал в детстве - хотел быть похожим на Маэстро из фильма "В бой идут одни старики". Впрочем, реальность оказалась куда прозаичней и сложней: чего только стоит дозаправка самолета топливом. На скорости 600 километров в час осуществляется стыковка: если пилот не справляется, уходит из профессии. Остаются лучшие, которые умеют буквально все.

Для пилотов дальней авиации не существует нелетной погоды. Низкая облачность, сильный ветер или обледенение взлетной полосы, как сегодня – вылет состоится в любом случае.

Они вернутся на базу через 16 часов, задача – патрулирование акватории Индийского океана, боеприпасов на борту, естественно, нет, главное – показать наше присутствие. Военный историк Сергей Воронов, любовно поглаживая некогда боевые ракеты, а нынче музейные экспонаты, в двух словах описывает весь смысл дальней авиации, неизменный вот уже 100 лет.

"Пока мы сильны – у нас друзья, у нас союзники, когда мы начинаем слабеть, у нас появляются вероятные противники, а потом и явные. И задача нашей дальней авиации сделать так, чтоб у нас были только друзья", - говорит он.

Дальняя Авиация берет свое начало от эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец» – первого в мире соединения тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков.

Решение о создании эскадры 10 (23) декабря 1914 г. утвердил император Николай II. Эта дата теперь отмечается как день рождения российской Дальней Авиации. Начальником эскадры стал М.В. Шидловский – бывший морской офицер, председатель совета акционеров Русско-Балтийского вагонного завода, на котором строились воздушные корабли «Илья Муромец».

Эскадра формировалась в районе города Яблонна под Варшавой. На вооружение поступили 10 боевых воздушных кораблей и два учебных «Муромца». В последующем штаб эскадры базировался в Лиде, Пскове, Виннице. Первый боевой вылет самолет «Илья Муромец» (командир корабля штабс-капитан Г.Г. Горшков) совершил 21 февраля 1915 г. За годы Первой мировой войны экипажи эскадры выполнили около 400 боевых вылетов на разведку и бомбардировку объектов противника. В воздушных боях огнем бортовых пулеметов было уничтожено 12 истребителей противника. За всю войну истребителям удалось сбить только один «Муромец». В апреле 1917 г. в эскадру входило четыре боевых отряда, насчитывающих два десятка бомбардировщиков.

Тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец».

Февральская революция быстро обернулась полным развалом русской армии как организованной вооруженной силы. Был нарушен важнейший принцип единоначалия, командиров стали избирать на митингах. По требованию нижних чинов были отстранены от должностей командир эскадры и его заместители, почти все командиры кораблей. Боевая работа фактически прекратилась, причем происходило все это на фоне нового наступления германских войск. В сентябре 1917 г. германские войска подошли к Виннице, где в тот период дислоцировалась эскадра воздушных кораблей. Организовывать эвакуацию имущества эскадры оказалось некому. Самолеты сожгли, чтобы они не достались врагу.

Возрождение Дальней Авиации началось уже через несколько месяцев после Октябрьской революции. Декретом СНК от 22 марта 1918 г. предписывалось сформировать Северную группу воздушных кораблей «Илья Муромец» в составе трех боевых единиц. Самолеты собрали на РБВЗ из задела. В 1921 г. авиагруппа была переименована в Дивизион воздушных кораблей «Илья Муромец» в составе трех отрядов по два самолета в каждом. Один из отрядов, 51-й тяжелобомбардировочный, был награжден Почетным революционным Красным знаменем ВЦИК. Командир «Ильи Муромца» А.К. Туманский был награжден орденом Красного Знамени.

Качественно новый этап развития Дальней Авиации связан с принятием на вооружение бомбардировщика ТБ-3, спроектированного под руководством А.Н. Туполева. В начале 1930-х гг. зародился альянс Дальней Авиации и туполевской фирмы. Самолеты марки «Ту» составляли и составляют главную ударную силу Дальней Авиации. Принятые на вооружение в начале 1930-х гг.ТБ-3 с вооружения Дальней Авиации были сняты уже после окончания войны – в 1946 г. По тем временам срок службы – огромный!

Тяжелый бомбардировщик ТБ-3

Дальний бомбардировщик ДБ-3

Дальний бомбардировщик Ер-2

Бомбардировщики ТБ-3 строились крупной серией, что позволило в 1933 г. впервые в мире сформировать тяжелые бомбардировочные авиационные корпуса, а в январе 1936 г. была сформирована первая авиационная армия резерва ВГК (армия особого назначения – АОН). Именно в нашей стране в 1930-е гг. впервые в мире была создана стратегическая авиация. Сегодня этот факт часто недооценивается. Дескать, в то время стратегическая авиация в боевых действиях почти не принимала участия, а в годы войны стратегической авиации де-факто не было. Точка зрения абсолютно неверная. Главная задача стратегической авиации – сдерживание потенциального агрессора. С этой задачей вооруженные бомбардировщиками ТБ-3 авиационные бригады и корпуса справились блестяще.

Прогресс авиации в 1930-е гг. был стремителен. Дальше, выше, быстрее – лозунг тех лет. С «дальше» у ТБ-3 дела обстояли нормально, «выше» – похуже, а вот «быстрее» – совсем плохо. Очередной этапной машиной стал спроектированный в КБ С.В. Ильюшина двухмоторный дальний бомбардировщик ДБ-3, после модернизации получивший обозначение ДБ-ЗФ (Ил-4). Самолеты ДБ-3 начали поступать в войска в 1936 г. В годы войны Ил-4 являлся основным боевым самолетом Авиации Дальнего Действия.

Параллельно с развитием авиационной техники совершенствовалась организационная структура Дальней Авиации. В 1936-1938 гг. авиабригады и корпуса тяжелых бомбардировщиков были сведены в три воздушные армии особого назначения. Армии находились в непосредственном подчинении Наркома Обороны. В 1940 г. управления АОН были расформированы, а их соединения и части вошли в созданную Дальнебомбардировочную авиацию Главного командования Красной Армии (ДВА ГК), состоявшую из тяжелобомбардировочных авиационных корпусов.

К началу Великой Отечественной войны ДБА ГК включала пять авиакорпусов, три отдельных авиадивизии и один отдельный авиаполк – около 1500 самолетов (13,5% от общего самолетного парка ВВС КА) и почти 1000 боеготовых экипажей.

Первые боевые вылеты в Великой Отечественной войне экипажи ДБА выполнили 22 июня 1941 г. Самолеты атаковали скопления войск противника в районах Сувалок и Перемышля. На второй день войны дальние бомбардировщики совместно с морской авиацией бомбили Данциг, Кенигсберг, Варшаву, Краков, Бухарест. Обстоятельства вынудили командование Красной Армии использовать дальнюю авиацию не по назначению. Вместо ночных полетов в глубокий тыл врага экипажам приходилось летать днем на бомбежку механизированных колонн,скоплений техники и живой силы. Дальняя авиация использовалась как фронтовая, днем и зачастую без истребительного прикрытия. Потери были очень велики. К концу 1941 г. в Дальней Авиации осталось всего 266 исправных самолетов. Экипажи ДБА в тяжелейших условиях демонстрировали мастерство и героизм. Всем известен подвиг капитана Н.Ф. Гастелло, направившего 26 июня 1941 г. горящий ДБ-3 на колонну немецких войск. Подвиг Гастелло повторили 11 экипажей Дальней Авиации.


Ил-4 – основной самолет Дальней Авиации в годы Великой Отечественной войны

Самолеты Ли-2НБ составляли значительную часть Дальней Авиации в годы Великой Отечественной войны

Первый советский самолет-ракетоносец Ту-4К

К решению тактических задач Дальняя Авиация привлекалась на протяжении всей войны, но уже летом 1941 г. были выполнены первые действительно дальние боевые полеты. В ночь с 10 на 11 августа 1941 г. советские бомбардировщики морской авиации Краснознаменного Балтийского флота и 81-й тяжелой бомбардировочной авиадивизии ДБА ГК нанесли удар по Берлину. В течение месяца советская авиация бомбила столицу Германии десять раз. За образцовое выполнение заданий по бомбардировке Берлина майоры В.И. Щелкунов, В.И. Малыгин, капитаны В.Г. Тихонов, Н.В. Крюков, лейтенант В.И. Лахонин были удостоены звания Героя Советского Союза.

Постановлением ГКО от 5 марта 1942 г. дальнебомбардировочная авиация была преобразована в авиацию дальнего действия (АДД) с непосредственным подчинением Ставке ВГК. Командующим АДД был назначен генерал А.Е. Голованов. Именно 3-я авиадивизия, которой командовал Голованов, составила ядро АДД. Всего весной 1942 г. в АДД было передано восемь дивизий дальних бомбардировщиков – 341 самолет, 367 экипажей.

Стабилизация фронта позволила Дальней Авиации перейти к «нормальной» боевой работе – ночным полетам в тыл противника. Потери резко сократились. И если в первые полгода войны один сбитый бомбардировщик приходился на 13 самолето-вылетов, то весной 1942 г. – уже на 97 самолето-вылетов. Удары наносились по наиболее важным объектам: железнодорожным узлам, аэродромам, штабам крупных группировок войск противника.

В 1942 г. АДД получила от промышленности 650 новых самолетов Ил-4, Ер-2, Пе-8, Ли-2, что позволило не только восполнять потери, но и приступить к формированию новых частей и соединений. К маю 1944 г. в состав АДД входило 8 авиакорпусов, 22 авиадивизии, 66 полков, а также воздушно-десантные части и отряды Гражданского воздушного флота.

По ряду причин в декабре АДД была переформирована в 18-ю воздушную армию и подчинена командованию ВВС, но с ориентацией на выполнение заданий Ставки ВГК.

В годы войны Дальняя Авиация принимала участие во всех крупных операциях Красной Армии, выполняла специальные задания. Экипажи Дальней Авиации выполнили около 220 тысяч боевых вылетов, сбросив 2 млн. 276 тысяч бомб различного калибра. За боевые заслуги четыре авиакорпуса, 12 дивизий, 43 полка дальнего действия были преобразованы в гвардейские, семь дивизий и 38 полков награждены орденами, восьми корпусам, 20 дивизиям и 46 авиаполкам присвоены почетные наименования. Около 25 тысяч солдат и офицеров Дальней Авиации удостоены государственных наград, 312 стали Героями Советского Союза, шестеро – дважды Героями.

Разведчик Ту-16

Подготовка к вылету дальнего бомбардировщика Ту-95. На переднем плане бомба калибра 9000 кг

Суровые реалии Холодной войны, которая началась практически сразу после окончания войны горячей, сделали необходимым воссоздание Дальней Авиации в полном объеме. Тяжелые бомбардировщики являлись единственным средством доставки ядерного оружия, которого, к слову, у Советского Союза тогда еще не было. ПостановлениемСоветаМинистровСССРот 3 апреля 1946 г. на базе 18-й воздушной армии создается Дальняя Авиация Вооруженных Сил в составе трех воздушных армий с управлениями в Смоленске, Житомире (позже штаб перевели в Винницу) и Хабаровске.

После окончания Великой Отечественной войны Дальняя Авиация практически осталась без современного самолетного парка. Полноценных четырехмоторных бомбардировщиков имелись единицы – в основном, уже устаревшие Пе-8. Двухмоторные самолеты Ил-4 выработали ресурс, Ту-2 (как и Ил-4) полноценным тяжелым бомбардировщиком не являлся, да и в войсках их было немного. В этих условиях на самом высшем уровне было принято решение о копировании американского самолета В-29 «Суперфортресс». В КБ Туполева в кратчайший срок была проделана огромная работа по адаптации машины под отечественные требования и запуску ее в серийное производство. Строго говоря, Ту-4 копией В-29 не являлся, конструкторы творчески подошли к «копированию». Поступление Ту-4 в войска началось в 1947 г., а в 1951 г. в ассортимент вооружения бомбардировщиков Ту-4 были включены «специзделия». У ядерного оружия США появился противовес.

Вплоть до середины 1950-х гг. по объективным причинам советская Дальняя Авиация уступала Стратегическому авиационному командованию США. Качественный скачок в развитии ДА СССР связан с принятием на вооружение реактивной техники – дальних бомбардировщиков Ту-16, стратегических Ту-95 и 4-М/3М. Экипажи Дальней Авиации приступили к освоению Арктики, начали знаменитые полеты «за Угол» – в Атлантику по маршруту из глубинных районов Советского Союза вокруг Скандинавии.

Известные реформы конца 1950-х гг. в очередной раз едва не поставили точку в истории Дальней Авиации. Некоторым деятелям казалось, что ракета способна заменить самолет. Дополнить – да, но заменить – нет. Ход истории в полной мере это подтвердил. А тогда, в конце 1950-х, Дальняя Авиация «присутствовала при родах» Ракетных Войск Стратегического Назначения. Согласно еще одной широко распространенной легенде РВСН ведут свою родословную от артиллерии. Где-то утверждение справедливо, но первые заступившие на боевое дежурство части РВСН были переформированы из полков тяжелых бомбардировщиков. В 1958 г. первые соединения баллистических ракет вошли в состав воздушных армий Дальней Авиации. Затем уже в состав РВСН было передано три управления воздушными армиями (18-я, 48-я и 50-я ВА).

Реформы конца 1950-х гг. не могли пройти бесследно для Дальней Авиации. В 1960 г. она была переведена с армейской на корпусную организацию. Основу составили три отдельных тяжелых бомбардировочных корпуса с управлениями в Смоленске, Виннице и Благовещенске.

Очередная реформа Дальней Авиации была проведена в 1980 г., когда на основе корпусов сформировали три воздушных армии Верховного Главнокомандования – 37-ю (Москва), 46-ю (Смоленск) и 30-ю (Иркутск), а командование Дальней Авиации было упразднено.

Воссоздали Дальнюю Авиацию в 1988 г. В состав возрожденной Дальней авиации вошли 46-я ВА ВГК со штабом в Смоленске и 30-я ВА ВГК со штабом в Иркутске. Управление 37-й ВА ВГК (СН) переформировали в Управление командующего ДА; дивизии 37-й армии передали в 46-ю и 30-ю ВА ВГК.

В 1970-1980-е гг. Дальняя Авиация пополнилась авиационными комплексами Ту-22МЗ, Ту-95МС и Ту-160, которые не устарели и сегодня. Вооруженные крылатыми ракетами большой дальности, воздушные корабли способны не только наносить удары по заданным целям в любой точке земного шара, но и, не прибегая непосредственно к военным действиям, демонстрировать силу – осуществлять сдерживание. Не стоит сбрасывать со счетов и такое, казалось бы, устаревшее оружие, как бомбы. Массированные удары бомбами крупных калибров оказывают не только непосредственный «физический», но и огромный моральный эффект. Что же касается «сдерживания вероятного агрессора», то с января 1985 г. по апрель 1987 г. в ответ на размещение в Западной Европе ракет «Першинг-2», ракетоносцы Ту-95МС осуществляли полеты в зоны дежурства, расположенные у берегов США и Канады.

В полете сверхзвуковые ракетоносцы Ту-22КД

В полете пара дальних бомбардировщиков 3МС

Дальний ракетоносец Ту-95К-22

В результате распада Советского Союза Дальняя Авиация понесла огромные потери, без войны, в мирное время. Особенно болезненной оказалась потеря отошедших Украине полка стратегических ракетоносцев Ту-160 и полка самолетов-заправщиков Ил-78. Выведенные из Белоруссии самолеты Ту-22 подлежали разделке. Пришлось оставить хорошо обустроенные авиабазы, причем это были лучшие с точки зрения материально-технического оснащения авиабазы. Сокращение Дальней Авиации представлялось неизбежным.

К 1990 г. в состав ДА входили две воздушные армии (30-я в Иркутске и 46-я в Смоленске), Оперативная группа в Арктике (штаб в Тикси), 43-й ЦБП и ПЛС в Рязани. В двух воздушных армиях имелось 10 дивизий. Из 28 авиаполков 18 являлись полками дальних бомбардировщиков: на вооружении девяти полков состояли Ту-22МЗ, пяти – Ту-22К/ Ту-22Р, четырех – Ту-16К/Ту-16Р. Стратегические носители состояли на вооружении восьми полков: один полк был вооружен Ту-160 и семь – Ту-95. Кроме бомбардировочных авиаполков, имелись полк самолетов-заправщиков на Ил-78 и три транспортных полка. Самолетный парк Дальней Авиации насчитывал почти тысячу самолетов.

После распада СССР на Украине осталось восемь авиаполков ДА, включая единственные полки на ly-ibU и ил-/в. В Казахстане базировались полки 79-й дивизии на Ту-95, в Белоруссии – четыре тяжелобомбардировочных и один разведывательный авиаполки, в Прибалтике – один ТБАП. Киев принял решение привести все воинские части, дислоцированные на Украине, к украинской присяге. Для «украинской» составляющей части Дальней Авиации это решение стало фатальным. Содержать сложнейшие авиационные комплексы Украине оказалось не по карману. Прибалтика только приветствовала вывод «оккупационных» войск. Белоруссия провожала теперь уже российские полки со всеми возможными почестями. Из Казахстана удалось перегнать в Россию все Ту-95МС, хотя стоявшие на базах хранения Ту-16 остались на казахской земле.

В соответствии с приказом МО РФ от 8 ноября 1992 г. были определены новые организационные преобразования в ВВС, и Дальняя авиация стала называться Командованием Дальней Авиации – оперативно-стратегическим объединением ВВС.

На протяжении 1990-х гг. по Дальней Авиации, как по всем ВС РФ, прокатилась череда передислокаций, реорганизаций и переформирований. Почетные наименования и награды расформированных полков получали полки, выжившие в череде реформ.

Более-менее устоявший оргштатный облик Дальняя Авиация приняла в 1998 г. с преобразованием в 37-ю Воздушную Армию Верховного Главнокомандования (Стратегического Назначения). Боевой состав Дальней Авиации был оптимизирован, но география базирования изменилась мало: Энгельс, Шайковка, Сольцы, исторические для Дальней Авиации базы за Уралом и на Дальнем Востоке. В 37-й ВА ВГК (СН) осталось две дивизии – восемь авиаполков дальних и стратегических бомбардировщиков. Штатная численность составляла менее 30000 человек, в два с лишним раза меньше, чем в 1990 г.

После вынужденного затишья возросла интенсивность полетов Дальней Авиации. В 2001 г. стратегические ракетоносцы впервые после 10-летнего перерыва появились над Северным полюсом. Возобновились почти забытые «вероятными друзьями» полеты на поиск и разведку авианосных ударных группировок, полеты «за Угол».

17 августа 2007 г. Президентом РФ было принято решение по осуществлению комплекса мер, направленных на защиту государства и поддержание необходимого стратегического баланса во взаимоотношениях с США и их союзниками в военной сфере. Следствием данного решения стало возобновление полетов стратегических ракетоносцев на воздушное патрулирование в районах Аляски, Алеутских островов, Великобритании, северного побережья Канады, над акваториями Черного и Балтийского морей и вдоль южных границ стран СНГ. В 2009 г. полеты на патрулирование выполнялись с интенсивностью один-два вылета в неделю. В 2009 г. экипажи Ту-160 летали не только обычным для себя маршрутам «за Угол», но также к берегам Аляски, причем все полеты выполнялись из Энгельса. В ходе выполнения полетов на воздушное патрулирование экипажи Ту-160 и Ту-95МС отрабатывали вопросы взаимодействия с истребительной авиацией ВВС и ПВО, с частями ЗРВ, а также истребителями палубного базирования Су-33. За три года было выполнено примерно 250 полетов на патрулирование. На «сопровождение» ракетоносцев поднималось порядка 370 самолетов НАТО и Японии, включая новейшие истребители «Тайфун», «Грипен» и F-22 «Рэптор».

Командно-штабные учения с перебазированием ракетоносцев на оперативные аэродромы стали проводиться на регулярной основе. В мае 2003 г. два Ту-160 и четыре Ту-95МС выполнили уникальный полет в Индийский океан, который проходил через воздушные пространства иностранных государств. Ранее такие полеты отечественная Дальняя Авиация не выполняла.

Заправка Ту-95МС от летающего танкера Ил-78

Будни Дальней Авиации

В августе того же года министр обороны России С.Б. Иванов совершил перелет из Энгельса на Дальний Восток в «правой чашке» Ту-160. Серия КШУ прошла и в 2004 г. Полет на Ту-160 в кресле командира экипажа с практическим пуском крылатой ракеты в 2005 г. выполнил Президент РФ В.В. Путин.

С 2002 г. начались регулярные полеты Ту-160 с выполнением дозаправки в воздухе. Первую дозаправку на Ту-160 выполнил командир 22-й ТБАД генерал- майор А.Д. Жихарев (ныне генерал-лейтенант, командующий ДА).

Осенью 2008 г. два ракетоносца Ту-160 выполнили перелет в Венесуэлу. С аэродрома Либертадор Ту-160 совершили два тренировочных полета над акваторией Карибского моря, после чего вернулись к месту постоянного базирования в Энгельс.

Полеты с дозаправкой в воздухе увенчались установлением двух рекордов продолжительности полета. 9 июня 2010 г. экипажи Ту-160 п/п-ков А.И. Хабарова и М.И. Шишкина на Ту-160 выполнили полет (с двумя дозаправками топливом) продолжительностью 24 ч 24 мин. 28-29 июля 2010 г. экипажи Ту-95МС п/п-ка С.Г. Сырбу и майора Е.В. Семенюка выполнили полет с четырьмя дозаправками продолжительностью 42 ч 17 мин, пройдя за это время 28030 км.

Удивительно, но уже в 2008 г. казалось бы новая структура новых ВС новой России оказалась старой. Начались поиски «нового облика», в ходе которых впервые с 1930-х гг. из состава отечественной военной авиации исчезли авиационные полки. Вместо авиадивизий и авиаполков появились «авиабазы» 1-го и 2-го разряда. Директивами МО РФ и ГШ ВС Управление 37-й ВА ВГК (СН) было переформировано в Управление Командования Дальней авиации с одновременным преобразованием дивизий и полков в авиабазы. Боевые знамена прославленных дивизий и полков Дальней Авиации сдали в музеи…

Но на боеспособности Дальней Авиации это не сказалось. Мало того, в 2011 г. в состав Дальней Авиации вошли морские ракетоносные полки на самолетах Ту-22МЗ. Группировка дальних бомбардировщиков Ту-22МЗ в настоящее время является основой ударного потенциала Дальней Авиации в войнах и вооруженных конфликтах с применением обычных средств поражения в прилегающих к территории России регионах.

В настоящее время основные силы Дальней Авиации сосредоточены на двух крупнейших в стране авиационных базах – 6950-й гвардейской Донбасской Краснознаменной авиационной базе 1-го разряда в Энгельсе и 6952-й гвардейской Севастопольско-Берлинской Краснознаменной авиационной базе 1 -го разряда в Украинке.

В 2012 г. в Тикси была сформирована авиационная комендатура от 6952-й авиабазы, а в 2013 г. сформирована и принята в состав базы еще одна авиационная комендатура с дислокацией на аэродроме Тэмп (о. Котельный, Новосибирские острова).

В ноябре 2013 г. в состав Командования Дальней Авиации возвращены 203-й отдельный авиационный полк самолетов-заправщиков и 43-й ЦБП и ПЛС (Дягилево), который ранее переподчинили штабу 4-го ЦБП и ПЛС в Липецке, а также переформированная в 27-й смешанный авиационный полк 1449-я авиабаза (Тамбов). Тогда же «Энгельские» эскадрильи и эскадрильи, сосредоточенные в Украинке, были объединены в авиагруппы.

В условиях реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации,задачи, стоящие перед Дальней авиацией, не изменились. Как и прежде, она остается одной из составляющих сил ядерного сдерживания, В действующей военной доктрине России предусмотрено, что Россия оставляет за собой право на применение ядерного оружия в ответ на использование против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового уничтожения, а также в ответ на крупномасштабную агрессию с применением обычного оружия в критических для национальной безопасности Российской Федерации ситуациях.

Командующие АДД и ДА:

Главный маршал авиации А.Е. Голованов. 1942-1948 гг.

Главный маршал авиации П.Ф. Жигарев… 1948-1949 гг.

Генерал-лейтенант авиации Е.М. Николаенко 1949-1950 гг.

Маршал авиации С.И. Руденко… 1950-1953 гг.

Главный маршал авиации А.А. Новиков… 1953-1955 гг.

Маршал авиации В.А. Судец….. 1955-1956 гг.

Маршал авиации Ф.А. Агальцов.. 1962-1969 гг.

Генерал-полковник авиации В.В. Решетников 1969-1980 гг.

Генерал армии П.С. Дейнекин.. 1988-1990 гг.

Генерал-полковник авиации И.М. Калугин… 1990-1997 гг.

Генерал-лейтенант М.М. Опарин…. 1997-2002 гг.

Генерал-лейтенант И.И. Хворов…. 2002-2007 гг.

Генерал-майор П.В. Андросов.. 2007-2009 гг.

Генерал-лейтенант А.Д. Жихарев….. 2009 г.

Фото предоставлены Командованием Дальней Авиации. Также использованы фотографии В. Белослюдцева.А. Бельтюкова, Е. Казеннова, М. Никольского и Д. Пичугина



Ровно 100 лет назад император Николай II утвердил создание эскадры воздушных кораблей "Илья Муромец". С этого дня начинается история Дальней авиации России. Как она изменилась за век – в нашем материале

"Илья Муромец" - прадед Дальней авиации России

23 декабря 1914 года указом императора Николай II создана эскадра воздушных кораблей "Илья Муромец", начальником которой стал Михаил Шидловский. Так появилось первое в мире соединение тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков и "родилась" Дальняя авиация России. При этом сам "прадедушка" современных бомбардировщиков впервые поднялся в воздух 23 декабря 1913 года.

С-22, более известного как "Илья Муромец", создал авиаконструктор Игорь Сикорский на Русско-Балтийском вагонном заводе. Это был деревянный биплан огромных размеров с четырьмя моторами, которые должны были поднять в воздух машину весом более пяти тонн. "Муромец" имел две орудийно-пулеметные площадки - одна находилась между полозьями шасси, вторая должна была размещаться на фюзеляже.

Во время первого полета биплана за штурвалом сидел сам Сикорский, а через полгода после испытания машины поступил первый заказ на десять самолетов для российской армии. "Муромцы" имели особое значение, поэтому летный состав формировался только офицерами. Даже бортмеханик обязан был иметь офицерское звание.

Весной 1914 года первого "Илью Муромца" переоборудовали в гидроплан с более мощными двигателями, - так появились серийные бомбардировщики "типа Б". Они были оснащены двумя пулеметами, бомбодержателями и простейшим бомбовым прицелом. Экипаж машины состоял из шести человек. 5 июня 1914 года самолет поставил рекорд продолжительности полета, который составил 6 часов 33 минуты и 10 секунд.

Дальняя авиация России в Первой мировой войне

Эскадра была оснащена большим штатом летного и наземного состава, собственными ремонтными мастерскими, складами, подразделениями связи, метеослужбой, летной школой с учебными самолетами, автопарком и даже зенитной артиллерией. За 1914 - 1918 годы самолеты серии "Илья Муромец" выполнили около 400 боевых вылетов на разведку и бомбардировку объектов противника. За это время было уничтожено 12 истребителей врага, в то время как Россия потеряла лишь один "Муромец".

Во время войны самолеты активно модернизировались. К лету 1916 года эскадра получила два новых самолета "типа Е", взлетный вес которых превышал семь тонн. Эти бомбардировщики имели восемь огневых точек, обеспечивавших сферический обстрел, и бомбовую нагрузку 800 килограммов.

К 1917 году Сикорский создал чертежи нового, еще более мощного "Муромца" "типа Ж". Планировалось построить до 120 тяжелых бомбардировщиков. Но произошла Февральская революция, и начался постепенный развал уникальной структуры эскадры. Шидловский был объявлен монархистом и снят с должности. Эскадру сначала лишили исключительности, а через некоторое время вообще предложили расформировать.

В сентябре 1917 года немецкая армия подошла к Виннице, где в то время дислоцировалась эскадра воздушных кораблей. При отступлении было принято решение сжечь самолеты, чтобы они не достались врагу. Последний боевой вылет "Илья Муромец" совершил 21 ноября 1920 года. Позже самолеты использовались на почтово-пассажирской авиалинии и в школе авиации.

Первые самолеты Андрея Туполева

Качественно новый этап развития Дальней авиации России связан с принятием на вооружение бомбардировщика ТБ-3. Самолет был спроектирован под руководством Андрея Туполева. Разработка новой машины велась с 1926 года. За основу был взят туполевский ТБ-1, это был первый в мире серийный цельнометаллический тяжелый двухмоторный бомбардировщик-моноплан. Пилотная модель с лыжным шасси была испытана в декабре 1930 года, а уже в феврале 1931 года самолет был запущен в серийное производство. ТБ-3 создавались крупной серией, что позволило сформировать тяжелые бомбардировочные авиационные корпуса, которых в то время не имело ни одно государство.

В 1931 году конструктор создал эскизный проект пассажирского варианта бомбардировщика ТБ-4 - АНТ-20, который получил прозвище "Максим Горький". Он мог использоваться как агитационный, пассажирский или транспортный самолет, кроме того АНТ-20 мог служить передвижным штабом для высшего руководства страны.

Первый полет "Максим Горький" выполнил 17 июня 1934 года, за штурвалом находился лётчик-испытатель Михаил Громов. Самолет установил два мировых рекорда - поднял грузы массой 10 тысяч килограммов и 15 тысяч килограммов на высоту пять тысяч метров. Примечательно, что на "Максиме Горьком" совершил полет Антуан де Сент-Экзюпери. Просуществовал АНТ-20 чуть больше года. 18 мая 1935 года во время демонстрационного полета один из самолетов сопровождения врезался в "Максима Горького", после чего он потерпел крушение и был полностью разрушен.

В 1932 году бригадой Павла Сухого под руководством Андрея Туполева был разработан цельнометаллический свободнонесущий однодвигательный низкоплан АНТ-25. На этом самолете лучшие летчики того времени поставили несколько рекордов. Так 20 июля 1936 года под командованием Валерия Чкалова был совершен 56-часовой перелет из Москвы на Дальний Восток протяженностью 9375 километров. 18 июня 1937 года АНТ-25 совершил перелет по маршруту Москва - Северный полюс - США. Командиром экипажа также был Чкалов.

Через месяц самолет повторил маршрут, только конечной точкой значился не штат Вашингтон, как было при первом полете, а штат Калифорния. При выполнении этого перелета были установлены мировой рекорд дальности по прямой линии - 10148 километров и мировой рекорд дальности по ломаной линии - 11500 километров.

Конструкторское бюро Ильюшина

В 1933 году в Главном управлении авиационной промышленности решили собрать всех авиаконструкторов страны под одной крышей. Так появилось Центральное конструкторское бюро, начальником которого стал Сергей Ильюшин. К 1935 году конструкторам во главе с Ильюшиным удалось создать новый двухмоторный дальний бомбардировщик ДБ-3. На нем были проведены летные испытания и дальний беспосадочный перелет с полной боевой нагрузкой по маршруту Москва - Баку - Москва под руководством летчика-испытателя Владимира Коккинаки. В 1936 году ДБ-3 начали поступать на вооружение отечественной армии.

Работая над совершенствованием этой модели, Ильюшин в 1938 году разработал ДБ-3Ф, который получил название Ил-4. Этот самолет был оснащен более мощными двигателями и улучшенным вооружением. В 1940 году Ил-4 сменил самолет ДБ-3 в серийном производстве. Машины Ильюшина принимали участие в советско-финской войне зимой 1939-1940 года, в Великой Отечественной войне и в советско-японской войне. Всего было произведено 1528 самолетов серии ДБ-3.

В предвоенные годы, как в Советском Союзе, так и за рубежом, предпринимались попытки создания самолета-штурмовика. Первым решил эту задачу Ильюшин. Позже боевой самолет - штурмовик Ил-2 - принес славу конструктору. В 1970 году, после ухода Ильюшина на пенсию, конструкторское бюро продолжило выпускать самолеты Ил-62М, Ил-76, Ил-86, Ил-96-300, Ил-114, Ил-96М, разработанные знаменитым авиаконструктором.

Авиация в Великой Отечественной войне

Первые боевые вылеты в Великой Отечественной войне экипажи Дальней авиации выполнили 22 июня 1941 года. Во время боевых действий они решали как стратегические, так и оперативно-тактические задачи. Уже на второй день войны дальние бомбардировщики совместно с морской авиацией бомбили Данциг, Кенигсберг, Варшаву, Краков, Бухарест.

В распоряжении советских военных были такие машины, как Пе-8, ДБ-3, Ил-4 и Пе-2. Основным боевым самолетом стал Ил-4. К весне 1942 года армии было передано восемь дивизий дальних бомбардировщиков, которые состояли из 341 самолета и 367 экипажей. В годы войны Дальняя авиация принимала участие во всех крупных операциях Красной Армии, выполняя специальные задания. Всего было осуществлено около 220 тысяч боевых вылетов, сброшено 2 миллиона 276 тысяч бомб различного калибра. 269 солдат и офицеров Дальней авиации стали Героями Советского Союза, шестеро из них удостоены этого звания дважды.

После окончания Великой Отечественной войны Дальняя авиация практически осталась без современного самолетного парка. Из 1839 самолетов лишь относительно малая часть - 32 четырехмоторных бомбардировщика Пе-8 - была способна решать стратегические задачи, остальные борты устарели. В связи с этим было принято решение о создании копии американского самолета В-29. В 1947 году в Казани и Куйбышеве силами конструкторского бюро Туполева, началась массовая постройка тяжелых бомбардировщиков Ту-4. В кратчайший срок была проделана огромная работа по адаптации машины под отечественные требования и запуску ее в серийное производство. Уже в 1951 году бомбардировщики Ту-4 стали носителями ядерного оружия.

Новая жизнь Дальней авиации

В середине 1950-х годов произошел качественный скачок в развитии советской Дальней авиации. Именно в это время на вооружение СССР были приняты три дальних бомбардировщика - Ту-16, Ту-95 и ЗМ, призванные составить конкуренцию американским аналогам.

Ту-16 (разработан КБ Туполева, прозвище - "Барсук") представляет собой моноплан со стреловидным среднерасположенным крылом. Первый самолёт был собран в Казани в октябре 1953 года. Экипаж Ту-16 состоял по меньшей мере из шести человек. Штатным оборонительным вооружением были три дистанционные башенные установки и одна носовая пушечная установка ПУ-88. Кроме того, на самолёте было семь 23-миллиметровых пушек АМ-23.

Бомбардировщики Ту-16 на протяжении десятилетий принимали участие во многих конфликтах - "шестидневной войне" 1967 года, арабо-израильской войне 1973 года, а также войне в Афганистане.

Первое испытание турбовинтового стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-95 (прозвище "Медведь") проходило в ноябре 1952 года. Самолет представляет собой цельнометаллический свободнонесущий среднеплан с четырьмя турбовинтовыми двигателями, расположенными в стреловидных крыльях. Оснащался двигателями НК-12, которые до сих пор остаются самым мощным турбовинтовым двигателями в мире.

Бомбовая нагрузка Ту-95 может достигать 12 тысяч килограмм. В фюзеляжном бомбовом отсеке допускается размещение авиационных бомб калибром до десяти тысяч килограмм. Летом 2010 года был установлен мировой рекорд беспосадочного полёта для серийных Ту-95 - за 43 часа бомбардировщики пролетели около 30 тысяч километров над тремя океанами.

Советский стратегический бомбардировщик ЗМ производился в 1956-1960-е годы. Главной особенностью самолёта стал новейший комплекс вооружения с крылатой ракетой Д-5, которая могла поражать сильно защищённые морские и сухопутные цели. При этом дальность полёта ракеты составила 280 километров, а скорость превышала звуковую в три раза. Интересно, что самолётов 3М в строю оказалось больше, чем Ту-95 в бомбардировочном варианте, и до поступления на вооружение ракетоносцев они считались главной ударной силой Дальней авиации.

Дальняя авиация во время "холодной войны"

После окончания Второй мировой войны в Европе произошёл передел территории по сферам влияния. Образовались два основных военно-политических блока - НАТО и Организация Варшавского договора, которые на протяжении долгого времени находились в состоянии постоянного противостояния. По мнению многих историков, начавшаяся "холодная война" в любой момент могла перерасти в Третью мировую войну.

В годы "холодной войны" Дальняя авиация являлась надежным ядерным щитом СССР, до 1961 года она была эффективным средством сдерживания ядерных притязаний США. Именно в составе Дальней авиации начали формироваться первые ракетные полки, а также развернута первая ракетная дивизия.

В послевоенные годы основное направление развития ВВС СССР - переход от поршневой авиации к реактивной. Так, в конце 1940-х годов появился фронтовой бомбардировщик с турбореактивным двигателем Ил-28. Этот самолёт ознаменовал появление реактивной авиации второго дозвукового поколения.

В начале 1970-х годов на базе Ту-22 создается авиационно-ракетный комплекс К-22. Развитием сверхзвукового Ту-22 стал многорежимный Ту-22М, первый полет которого состоялся в 1969 году. В это же время появились еще две модификации самолета - Ту-22М2 и Ту-22М3.

Одним из символов "холодной войны" считается сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160, разработанный Валентином Близнюком. "Белый лебедь", как окрестили Ту-160, - самый крупный и мощный в истории военной авиации сверхзвуковой самолёт с изменяемой геометрией крыла. Как отмечают эксперты, толчком для создания нового бомбардировщика послужило решение Вашингтона разработать новейший стратегический бомбардировщик (впоследствии получивший название B-1).

Первый полёт прототипа Ту-160 состоялся 18 декабря 1981 года на аэродроме "Раменское". Самолет был запущен в серийное производство на Казанском авиационном заводе через три года - в 1984 году.

В мае 2003 года два Ту-160 выполнили уникальный полет над Индийским океаном, который проходил через воздушные пространства иностранных государств. До этого такие полеты отечественная Дальняя авиация не выполняла. В сентябре этого года два Ту-160 из Энгельса совершили перелет в Венесуэлу.

Кто делает российскую авиацию по-настоящему дальней

Ил-78 (главный конструктор самолета Радий Папковский) - на сегодняшний день единственный специализированный тип самолётов-топливозаправщиков на балансе Вооруженных сил России. Его взлетная масса составляет 190 тонн, в фюзеляже самолета установлены две цилиндрические ёмкости более чем на 23 тысячи литров. Ил-78 при взлётной массе почти в 200 тонн и удалении от аэродрома вылета в тысячу километров в состоянии передать до 65 тонн топлива, а при удалении в 2500 километров - до 36 тонн. Он может дозаправлять в воздухе один "тяжёлый" самолет или две "лёгкие" машины.

Помимо дозаправки в воздухе, Ил-78 может служить и танкером для перевозки горючего. В числе других задач самолета - патрулирование и боевое дежурство стратегических ракетоносцев над Арктикой, Тихим и Атлантическим океанами.

Будущее Дальней авиации России

В настоящий момент КБ Туполева разрабатывает Перспективный авиационный комплекс Дальней авиации (ПАК ДА) стратегический бомбардировщик-ракетоносец нового поколения. Как ожидается, технический проект нового самолета будет полностью завершён к следующему году. Первый полет ПАК ДА запланирован на 2019 год, а начало эксплуатации - на 2025.

Пока о новом самолете известно немного. Сообщается, что он будет выполнен по схеме "летающее крыло". Значительный размах крыльев и особенности конструкции не позволят бомбардировщику преодолеть скорость звука, вместе с тем будет обеспечена пониженная заметность для радаров. Двигатель, скорее всего, будет создан с использованием технологий унифицированного газогенератора НК-32.

Как отмечают разработчики, самолёт должен быть способен применять все существующие и перспективные виды оружия - крылатые ракеты стратегического класса, противокорабельные ракеты, высокоточное бомбы, а также оборонительное авиационное вооружение. Максимальная взлётная масса пока не определена, предварительная оценка - от 100 до 200 тонн.

Александр Виноходов, Елена Скутнева, Георгий Коровин, сайт