Международные организации и органы. Организация Объединенных Наций

3. Почему резолюция 1540 (2004) имеет отношение к государствам, не обладающим оружием массового уничтожения?

4. В чем состоит особая ценность резолюции 1540 (2004), когда большинство государств уже несет международные обязательства в области нераспространения, например в рамках Договора о нераспространении, Конвенции о химическом оружии и Конвенции о биологическом и токсинном оружии?

5. Как соотносится резолюция 1540 (2004) с контртеррористическими усилиями?

6. Что такое Комитет 1540 (2004) и как функционируют Комитет и его эксперты?

Комитет 1540 является вспомогательным органом Совета Безопасности и состоит из всех 15 действующих членов Совета. Мандат и сфера деятельности Комитета 1540 вытекают из резолюции и последующих резолюций, в частности резолюций , и , а также программ работы, которые Председатель Комитета 1540 представляет Председателю Совета Безопасности. В девятой Программе работы, которая охватывала период с января 2010 года по 31 января 2011 года, было предусмотрено, что Комитет должен был учредить и впоследствии поддерживать рабочие группы по следующим вопросам:

  • мониторинг и национальное осуществление;
  • помощь;
  • cотрудничество с международными организациями, в том числе с комитетами Совета Безопасности, учрежденными резолюциями и ;
  • транспарентность и работа со средствами массовой информации.

Рабочие группы открыты для участия всех членов Комитета, учрежденного резолюцией .

Комитету 1540 оказывает помощь группа экспертов. Эксперты и их координатор назначаются Генеральным секретарем после утверждения их кандидатур Комитетом. В соответствии с резолюцией может быть назначено до девяти экспертов. Комитету 1540 и его группе экспертов оказывают поддержку Департамент по политическим вопросам Организации Объединенных Наций (ДПВ) и Управление Организации Объединенных Наций по вопросам разоружения (УВРООН).

7. Является ли Комитет 1540 (2004) комитетом по санкциям? Проводит ли Комитет 1540 какие-либо расследования или разбирательства?

Комитет 1540 не является комитетом по санкциям. Он не занимается проведением каких-либо расследований или судебным преследованием за совершение предполагаемых нарушений обязанностей по нераспространению. Комитет 1540 и его группа экспертов решительно настроены на сотрудничество с международным сообществом в целях содействия осуществлению резолюции всеми государствами.

8. Каковы взаимоотношения между Комитетом 1540 и другими комитетами Совета Безопасности в области борьбы с терроризмом?

Этот вопрос касается трех вспомогательных органов Совета Безопасности: Комитета по организации «Аль-Каида» и связанным с ней лицам и организациям, Контртеррористического комитета (КТК) и Комитета 1540, которые были учреждены, соответственно, резолюциями , и . Эти комитеты имеют различные мандаты и структуры (сравнительную таблицу см. http://www..
pdf).

Совет Безопасности настоятельно рекомендует этим комитетам поддерживать сотрудничество в их соответствующих сферах деятельности, поскольку они являются частью общей структуры Организации Объединенных Наций по борьбе с терроризмом. В частности, в резолюциях , и подтверждается необходимость укрепления постоянного сотрудничества между Комитетом 1540 и этими другими вспомогательными органами, в том числе «посредством активизации информационного обмена, скоординированной организации страновых визитов в рамках их соответствующих мандатов, оказания технической помощи и решения других вопросов, касающихся всех трех комитетов».

Комитеты проводят периодические совместные брифинги для Совета Безопасности, которые дают государствам возможность комментировать работу комитетов и сотрудничество между ними.

Комитет 1540 учредил рабочую группу, которая, в частности, занимается вопросами сотрудничества с комитетами Совета Безопасности, учрежденными резолюциями и .

9. Какую роль в осуществлении резолюции играют международные, региональные и субрегиональные организации и какую связь поддерживает с ними Комитет?

Международные, региональные и субрегиональные организации, особенно организации, занимающиеся вопросами разоружения и нераспространения оружия массового уничтожения, могут играть жизненно важную роль в оказании своим государствам-членам помощи в осуществлении резолюции в рамках своих соответствующих программ. В числе таких организаций следует отметить Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Организацию по запрещению химического оружия (ОЗХО) и Группу имплементационной поддержки Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия (ГИП-КБТО). К числу других относятся Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирная таможенная организация (ВТО) и Международная организация уголовной полиции (Интерпол).

Например, МАГАТЭ оказывает государствам содействие в создании и поддержании эффективных национальных режимов обеспечения ядерной безопасности, содействует обеспечению во всем мире безопасности ядерных и других радиоактивных материалов в процессе их использования, хранения и транспортировки. Кроме того, МАГАТЭ содействует применению соответствующих международных документов, таких как Конвенция о физической защите ядерного материала и поправка к ней, принятая в 2005 году, а также Кодекс поведения МАГАТЭ по обеспечению безопасности и сохранности радиоактивных источников.

Комитет 1540 наладил рабочие отношения с различными международными и региональными организациями и будет продолжать углублять эти отношения, в том числе путем создания дополнительных формальных и неформальных механизмов сотрудничества для содействия обмену информацией об эффективной практике и извлеченных уроках, разработки и внедрения стандартов, а также определения потребностей в помощи и выявления программ оказания помощи.

В соответствии со своей программой работы рабочая группа Комитета 1540 по вопросам сотрудничества с международными организациями, в том числе комитетами Совета Безопасности, учрежденными резолюциями и , взаимодействует с соответствующими организациями по линии брифингов и поездок экспертов.

10. Каким образом Комитет поощряет осуществление резолюции государствами?

Комитет стремится содействовать осуществлению резолюции путем диалога, информационно-пропагандистской деятельности, оказания помощи и поддержания сотрудничества. В рамках этих усилий он использует ряд инструментов, в том числе матрицу Комитета 1540, стандартную форму заявки на оказание помощи, практикумы и мероприятия, имеющие отношение к осуществлению этой резолюции, и свой веб-сайт, на котором размещается соответствующая информация (см. перечень информационно-пропагандистских мероприятий ).

Информационно-пропагандистские мероприятия обеспечивают участвующим государствам возможность для обмена национальным опытом и информацией о различных подходах в деле осуществления резолюции . Эти мероприятия также способствуют укреплению сотрудничества между отдельными государствами и Комитетом 1540 по линии двусторонних консультаций и обсуждений дальнейших действий, таких как добровольные национальные планы действий по осуществлению резолюции в целях содействия наращиванию потенциала на национальном и региональном уровнях.

11. Что такое матричная таблица Комитета 1540 (2004), и что означают используемые в ней символы «Х» и «?»?

Матрица 1540 представляет собой инструмент, используемый Комитетом 1540 для того, чтобы фиксировать меры, которые государства приняли или планируют принять для выполнения обязанностей по резолюции. Информация, приведенная в матрице, поступает от государств и межправительственных организаций. Матрица охватывает требования резолюции и может помочь государствам в выявлении тех сфер, в которых необходимо принять дополнительные меры. Матрица используется Комитетом 1540 и его экспертами в качестве основы для диалога и оказания помощи.

Знак «X», проставленный в любом поле данных, означает, что государство приняло соответствующую меру и представило конкретные указания на применимые нормативно-правовые основы или решения исполнительной власти. Он не означает подтверждения Комитетом 1540 того, что государство выполнило соответствующие обязанности. Знак «?», проставленный в любом поле данных, означает, что имеются вопросы относительно применимости или наличия соответствующих законов.

Пробел в любом поле данных означает лишь, что соответствующее государство не представило информацию Комитету или что он не смог обнаружить такую информацию.

12. На какие контрольные списки можно ссылаться при осуществлении экспортного контроля?

Комитет не утверждает никаких контрольных списков и не требует от государств их принятия. Каждое государство может принимать такие списки материалов, веществ и технологий, которые оно считает целесообразными. Комитет признает, что в рамках ряда международных конвенций, межправительственных организаций и многосторонних или региональных соглашений или договоренностей уже приняты и находятся в открытом доступе списки товаров двойного назначения.

13. Как часто государства должны докладывать Комитету?

Государствам было предложено представить Комитету первый доклад о шагах, которые они предприняли или предполагают предпринять для выполнения этой резолюции. В последующих резолюциях к государствам, которые еще не представили первый доклад, был обращен призыв сделать это без промедления, а государствам, которые уже представили доклады, было рекомендовано представлять дополнительную информацию в любое время или по просьбе Комитета 1540. По состоянию на 1 января 2017 года 172 государства и одна региональная организация представили первые доклады Комитету, а 108 из них представили дополнительную информацию (см. страницу « » на веб-сайте Комитета). От государств не требуется принятие всех соответствующих законов и мер до представления доклада Комитету 1540. Кроме того, государства могут включать в свои доклады просьбу об оказании помощи для содействия осуществлению резолюции .

14. На какое содействие можно рассчитывать?

В пункте 7 постановляющей части резолюции Совет Безопасности признал, что «некоторым государствам может потребоваться содействие в выполнении» этой резолюции, и предложил государствам оказывать такое содействие в ответ на конкретные запросы. Комитет 1540 предоставляет государствам техническую экспертную помощь в подготовке их докладов Комитету, подготовке заявок на оказание помощи и в планировании деятельности по осуществлению, но только в той мере, в какой это позволяют его ресурсы или получаемые им добровольные взносы. Вместе с тем существуют многие другие источники помощи, которыми государства могут воспользоваться для осуществления резолюции. Во многих случаях государства опираются на программы помощи, которые существовали до принятия резолюции, например, программы МАГАТЭ и ОЗХО, программы, предлагаемые отдельными государствами, и даже программы помощи, осуществляемые частными фондами и неправительственными организациями, которые непосредственно занимаются вопросами тех или иных обязанностей по резолюции. Кроме того, некоторые структуры разработали новые программы помощи, специально предназначенные для осуществления резолюции. На веб-сайте Комитета 1540 имеется о предложениях других государств об оказании помощи и о программах помощи, осуществляемых международными организациями или иными структурами.

15. Каков механизм поиска предложений в ответ на запросы об оказании содействия?

В пункте 7 постановляющей части резолюции Совет Безопасности призывает государства оказывать содействие «в ответ на конкретные запросы» от других государств. В настоящее время государства уведомляют Комитет 1540 о своих запросах или предложениях в официальном сообщении на имя Председателя Комитета 1540 или включают их в доклады Комитету 1540. Кроме того, Комитет 1540 учитывает, что ряд государств и международных структур осуществляют несколько соответствующих программ оказания помощи. Комитет 1540 выступает также в качестве «координационного центра» для заявок и предложений, размещая предложения на своем веб-сайте и направляя заявки на оказание помощи непосредственно тем структурам, которые предлагают помощь, а также размещая на веб-сайте . В рамках своей информационно-пропагандистской деятельности Комитет 1540 также рекомендует государствам направлять заявки, причем формулировать их как можно более конкретно, и разработал для этой цели .

16. Какова взаимосвязь между наращиванием потенциала в контексте резолюции 1540 (2004) и развитием?

Помимо предлагаемой другими государствами помощи в содействии осуществлению резолюции многие государства заинтересованы в наращивании потенциала в сферах, которые они считают приоритетными, в частности в сфере развития. В докладе по итогам проведенного в 2009 году всеобъемлющего обзора хода осуществления резолюции говорится, что Комитет 1540 должен рассмотреть возможность совмещения деятельности по выполнению обязанностей, изложенных в резолюции , с деятельностью по достижению более широких национальных целей. Помощь, которую могут предоставлять государства и международные организации в целях осуществления резолюции , может дополнять или поддерживать наращивание потенциала, например, в сфере обеспечения пограничного и таможенного контроля, обеспечения технической и физической безопасности транспорта и оказания услуг в сфере общественного здравоохранения. Кроме того, проекты по осуществлению резолюции могут быть встроены в существующие программы развития, нацеленные на укрепление национальной инфраструктуры, в том числе после конфликтов или стихийных бедствий.

Значимую роль в процессе противодействия преступности играет деятельность различных международных организаций и органов (ООН, Шанхайская организация сотрудничества, Интерпол, органы международной уголовной юстиции и др.). Основными источниками их функционирования являются учредительные документы (например, Устав Интерпола, Римский статут МУС).

Организация Объединенных Наций

В рамках ООН основные вопросы сотрудничества государств в борьбе с преступностью рассматриваются на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, кроме того, данной темой занимаются также Совет Безопасности ООН и Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС). При этом необходимо заметить, что борьба с преступностью является задачей прежде всего компетентных органов суверенных государств, в то время как ООН выступает неким координатором деятельности государств в мировых масштабах, т.е. на международном уровне, оказывая содействие их сотрудничеству для большей его результативности.

В 1992 г. в качестве вспомогательного функционального органа ЭКОСОС была создана Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию , заменившая действовавший с 1950 г. Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней. Комиссия содействует реализации принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1991 г. Программы ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию .

Комиссия координирует и способствует сотрудничеству государств в противодействии таким видам преступлений, как легализация доходов, полученных преступным путем, похищение и торговля людьми, коррупция; исследует новые тенденции в области транснациональной организованной преступности.

С 1992 г. Комиссия проводит сессии один раз в год в Вене. На 20-й сессии, которая проходила в апреле 2011 г., ее участники обсудили масштабы проблем противоправного использования новых технологий для надругательства над детьми и их эксплуатации, провели обзор ситуации с осуществлением международных документов по предупреждению терроризма, обменялись опытом по устранению угроз, создаваемых транснациональной организованной преступностью, коррупцией и незаконным оборотом оружия.

В задачи Комиссии входит также определение круга вопросов, которые целесообразно выносить на обсуждение государств в рамках созываемого раз в пять лет Конгресса ООН но предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. На XII Конгрессе, прошедшем 12-19апреля 2010 г. в Бразилии, был принят проект Салвадорской декларации, отражающей основные современные подходы государств к противодействию преступности.

Важную роль в деле противодействия преступности играет Управление ООН по наркотикам и преступности (ЮНОДК), оказывающее помощь государствам-членам в обеспечении противодействия угрозам, связанным с транснациональной организованной преступностью, коррупцией и терроризмом, а также предупреждения преступности и укрепления уголовного правосудия.

С помощью своих программ по наркотикам ЮНОДК обеспечивает руководство всей деятельностью ООН по контролю над наркотиками. Оно помогает предотвращать события, способные усугубить проблему производства и контрабанды наркотиков и наркомании; содействует правительствам в создании структур и стратегий контроля над наркотиками; оказывает техническую помощь в контроле над наркотиками; способствует выполнению договоров в этой сфере и функционирует в качестве мирового центра экспертизы и хранилища данных . ЮНОДК включает Программу Организации Объединенных Наций по международному контролю над наркотиками (ЮНДКП) и Центр по международному предупреждению преступности (ЦМПП).

В настоящее время, как уже отмечалось, ЮНОДК осуществляет: Всемирную программу борьбы с коррупцией, Глобальную инициативу ООН по борьбе с торговлей людьми, Глобальную программу против терроризма, Глобальную программу против отмывания денег, Глобальные исследования по организованной преступности .

Управление тесно сотрудничает с Межрегиональным научно-исследовательским институтом ООН по вопросам преступности и правосудия (ЮНИКРИ).

Существенный вклад в борьбу с терроризмом вносят структурные органы, созданные при Совете Безопасности ООН.

Комитет по санкциям против "Аль-Каиды" и "Талибана" был учрежден Советом Безопасности 15 октября 1999 г. для целей надзора за осуществлением санкций в отношении Афганистана, находящегося под контролем "Талибана", в связи с поддержкой им Усамы бен Ладена.

Контртеррористический комитет (КТК) был учрежден резолюцией 1373 (2001) Совета Безопасности ООН, принятой единогласно 28 сентября 2001 г., сразу после террористических нападений 11 сентября в США.

Перед Комитетом, в состав которого вошли все 15 членов Совета Безопасности ООН, была поставлена задача по контролю за осуществлением резолюции 1373 (2001), в которой странам предлагается осуществить ряд мер, направленных на укрепление их правовых и институциональных возможностей в области борьбы с терроризмом у себя дома, в своих регионах и во всем мире.

Комитет 1540 (но контролю за нераспространением оружия массового уничтожения) представляет собой вспомогательный орган Совета Безопасности ООН, состоящий из 15 государств-членов, входящих на данный момент в состав Совета Безопасности. Мандат и круг ведения Комитета вытекают из резолюции 1540 (2004) и последующих резолюций 1673 (2006) и 1810 (2008) и программ работы, представляемых Председателю Совета Безопасности ООН Председателем Комитета 1540.

Рабочая группа создана в соответствии с резолюцией 1566 (2004) Совета Безопасности ООН для рассмотрения и представления Совету рекомендаций относительно практических мер, которые будут применяться к отдельным лицам, группам или организациям, вовлеченным в террористическую деятельность или причастным к ней, помимо тех, которые указаны Комитетом по санкциям в отношении "Аль-Каиды" и движения "Талибан" .

Помимо специализированных международных организаций ООН по вопросам противодействия преступности и уголовного правосудия вклад в обеспечение межгосударственного сотрудничества в сфере противодействия преступности вносят ИМО, ИКАО, МАГАТЭ, МОТ, ЮНЕСКО. К примеру, ИМО приняла большинство рекомендаций в области противодействия незаконному обороту наркотиков на море, предотвращения использованию судов для контрабанды и необоснованного задержания или конфискации судов. В рамках ИМО в 1997 г. были разработаны руководящие принципы для предотвращения и пресечения контрабанды наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров на судах, запятых в международной морской перевозке. ИКАО подготовила Конвенцию о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения, которая была принята в 1991 г. и подписана 79 государствами. Помимо ИКАО борьбой с международной преступностью занимаются и другие специализированные учреждения ООН, равно как и многие межправительственные и неправительственные организации.

Г-н Председатель,

Признательны Постоянному представителю Боливии г-ну Льоренти Солису за его брифинг по работе Комитета Совета Безопасности, учрежденного резолюцией 1540 (2004). Хотели бы поблагодарить посла Боливии и его делегацию за руководство этим вспомогательным органом Совета, гибкость, умение инкорпорировать различные точки зрения в итоговые документы.

Хотели бы также выразить признательность всей команде группые экспертов за профессиональнную деятельность.

Борьба с распространением ОМУ - один из военно-политических приоритетов Российской Федерации. Как и по любым другим острым вопросам, здесь требуются совместные скоординированные усилия всех без исключения государств. Мы заинтересованы в нахождении общих позиций с нашими партнерами в целях скорейшего продвижения нераспространенческой повестки дня, тем более что проблемы в этой сфере продолжают обостряться.

Резолюция СБ 1540, у истоков которой стояли Россия и США, по праву занимает особое место в архитектуре глобального нераспространения. Она нацелена на создание прочного правового и правоприменительного заслона в целях предотвращения попадания ОМУ в руки негосударственных субъектов, включая террористов.

Ценность резолюции 1540 также в том, что она является инструментом сотрудничества, а не принуждения или навязывания «услуг». Принятая по итогам обзорного процесса новая резолюция 2325 укрепляет нераспространенческий потенциал 1540, способствует обмену наилучшими практиками его выполнения, повышению эффективности содействия нуждающимся государствам при должном учете специфики их потребностей.

Исходим из того, что ответственность за выполнение резолюции лежит на государствах. Международные и региональные организации, промышленность, деловые, академические, научные круги, а также другие сегменты гражданского общества играют важную вспомогательную роль, содействуя государствам в реализации конкретных положений этого важного решения СБ.

Институциональная база резолюции соответствует поставленным задачам. Убеждены: к оценке функционирования этого вспомогательного органа Совета или Группы экспертов следует подходить реалистично. Создание дополнительных бюрократических структур вокруг тематики 1540, ограничение продолжительности контрактов экспертов или искусственное продвижение радикальных, но не проработанных предложений могут привести к созданию дополнительных препятствий, а не повышению эффективности в работе Комитета. Таким образом, следует руководствоваться принципом - сотрудничай и не навреди.

В свете продолжающейся активности в Сирии Исламского государства и других террористических группировок, которые освоили технологии производства химоружия и активно его применяют, значимость коллективной работы по предотвращению этого ужасающего феномена химического терроризма только повышается. Причем действовать следует оперативно, осознавая, что с учетом динамики ситуации в Сирии, террористы, в том числе получившие практический опыт в области химвооружений, будут пытаться скрыться в третьих странах.

Г-н Председатель,

Со своей стороны, заинтересованы в укреплении режима нераспространения ОМУ, в том числе в контексте выполнения резолюции 1540. Готовы к конструктивному взаимодействию с председательством Комитета и нашими партнерами.

Что касается прозвучавших сегодня упоминаний инцидента в Солсбери. Скажу кратко: мы ждем данных расследований и ответов на наши вопросы. Не ошибусь, если подчеркну: все порядком устали от бездоказательных заявлений. То же самое касается и Восточной Гуты, которая, надеемся, скоро начнет возвращаться к мирной жизни. А эксперты ОЗХО расследуют утверждение, и рассчитываем, что им позволят это сделать.

United Nation Security Council Resolution 1540

Документ Совета Безопасности (СБ) ООН, направленный на создание эффективных барьеров для предотвращения попадания оружия массового уничтожения (ОМУ) и его компонентов в руки негосударственных субъектов, прежде всего – террористических организаций; подтверждает ключевую роль ООН и ее СБ в области противодействия распространению ОМУ и терроризму. Принята единогласно СБ ООН 28 апреля 2004 г. Россия выступила одним из инициаторов принятия Р. 1540. Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (КЗХО) и Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (КБТО) в основном регулируют контроль и нераспространение ОМУ и чувствительных технологий среди государственных субъектов, а негосударственные, террористические организации практически выпадают из
их поля зрения. Главным образом для решения этой проблемы СБ в соответствии с Главой VII Устава ООН («Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии».) принял Р. 1540. Важная особенность резолюции – ее положения обязательны к выполнению в т. ч. и для государств, не являющихся участниками указанных международных соглашений; в частности, это относится к Израилю, Индии и Пакистану, которые остаются вне ДНЯО. Р. 1540 состоит из Преамбулы и 12 пунктов. Она закладывает прин-
ципы и механизмы скоординированного противодействия «черным рынкам» в области ОМУ и его компонентов и предотвращения их попадания в руки террористических организаций. В п. 1 СБ ООН постановляет, что все государства должны воздерживаться от оказания помощи негосударственным субъектам, стремящимся «разрабатывать, приобретать, производить, распространять, обладать, перевозить или применять ядерное, химическое и биологическое оружие и средства их доставки».

В п.2 страны обязываются принять и применять законы, запрещающие любому негосударственному субъекту в любой форме совершать действия, описанные в п. 1, особенно с целью совершения террористических актов, или оказывать этому косвенную помощь.

В п.3 СБ ООН постановляет всем странам принять и применять эффективные меры в целях установления национального контроля для предотвращения распространения ядерного, химического и биологического оружия и средств его доставки, включая установление контроля над относящимися к ним материалами. В случае если какая-то страна не может по каким-то причинам сделать это, то ей может быть оказана помощь другими странами (п. 7).

При этом в п. 5 подчеркивается, что положения резолюции ни в коем случае не должны противоречить ДНЯО, КЗХО или КБТО, а также менять сферу ответственности Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) или Организации по запрещению химического оружия.

Важной особенностью Р. 1540 является то, что СБ ООН взял под свой контроль ее выполнение, обратившись ко всем государствам предоставить доклады о тех шагах, которые они предприняли или планируют предпринять для выполнения резолюции. В соответствии с п. 4 для контроля над выполнением резолюции сроком на два года учреждается Комитет 1540 СБ ООН. Срок деятельности Комитета был последовательно продлен на двух-и трехлетние периоды в соответствии с резолюциями СБ 1673 от 27 апреля 2006 г. и 1810 от 25 апреля 2008 г. По истечении двухлетних сроков (в апреле 2006 г. и июле 2008 г.) Комитет представил СБ ООН доклады о выполнении Р. 1540.

Всего по состоянию на 1 июля 2008 г. 155 государств предоставили Комитету по крайней мере один доклад о предпринятых или планируемых шагах в связи с Резолюцией; 37 стран, главным образом страны Африканского континента, не предоставили первый доклад Комитету (согласно п. 4 резолюции, доклад должен быть представлен в течение 6 мес. с момента ее принятия).

Ист.: United Nation Security Council Resolution 1540 // SIPRI Yearbook 2007. N.Y.: Oxford University Press, 2007. P. 474–476.

Лит.: SIPRI Yearbook 2007. N.Y.: Oxford University Press, 2007. P. 460–473; Белобров Юрий. ООН и проблема нераспространения ОМУ // Международная жизнь. 2007. ¹ 9. С. 91–103.

А.В. Плугарев.

Работа проходила в тесном сотрудничестве с опытными моделистами-носителями языка: председателем Комитета из Йемена Бакилом Али Хасаном Насером и египтянкой Набилой Элассар, которая выступила консультантом Комитета, делилась богатым опытом организации моделей ООН на арабском языке, проводила тренинги для президиума Комитета и самих делегатов.

Первая встреча Комитета состоялась 17 апреля на тренинге, в течение которого делегаты могли больше узнать о деятельности ООН, самого Комитета 1540, задать вопросы по правилам процедуры и, конечно, познакомиться друг с другом. В работе органа в качестве делегатов выступили еще двое студентов МГИМО: Алена Коркина (1 маг. МО) и Максим Агеев (4 МО), а также студенты ИСАА МГУ, КФУ, РУДН, гости из Алжира, Йемена, Ливана.

18 апреля началась работа Комитета, и участники конференции выступили с позициями представляемых ими государств, в которых они не ограничивались обозначенной повесткой дня, а зачастую затрагивали и другие актуальные международные проблемы. По итогам последовавших дискуссий и неформальных дебатов были представлены проекты итогового документа: первый, главными спонсорами которого выступили Россия и Китай, и второй, представленный Великобританией, США, Францией и другими государствами. После представления проектов Комитет перешел к голосованию, которое неоднократно заканчивалось равенством голосов «за» и «против» каждого из проектов. Однако к удивлению всех представителей Украина, которая была одним из авторов первого проекта и голосовала в его поддержку, изменила свое решение и проголосовала за второй проект, после чего он был принят большинством голосов и стал рабочим документом Комитета. Подобное решение представителя Украины вызвало оживленную реакцию у представителей других стран, но председателю заседания удалось вернуть работу Комитета в продуктивное русло. Следующим этапом стала работа над поправками: делегаты внесли более 30 различных поправок к рабочему документу, каждая из которых была подробно изучена экспертом и обсуждена всеми участниками работы Комитета.

Результатом напряженной работы стала итоговая резолюция, за которую единогласно проголосовали все делегаты. Резолюция призывает к созданию единого списка террористических организаций, расширению сотрудничества между государствами в сфере безопасного использованию атомной энергии при укреплении режима нераспространения ядерного оружия и контроля над радиоактивными материалами с целью недопущения их попадания в руки террористов.