Радиоактивные отходы река теча. Сброс радиоактивных отходов. Твердые радиоактивные отходы

Колычев Б. С. Итоги совещания по проблеме сбросов радиоактивных отходов в моря и океаны // Атомная энергия. Том 10, вып. 6. - 1961. - С. 634-635.

Итоги совещания по проблеме сбросов радиоактивных отходов в моря и океаны

В январе 1961 г. в Вене состоялось совещание группы юридических и технических экспертов по правовым аспектам проблемы сбросов радиоактивных отходов в моря и океаны; совещание было организовано Международным агентством по атомной энергии. В работе совещания приняли участие эксперты от 11 крупных морских держав: Бразилии, Великобритании, Голландии, Индии, Польши, СССР, США, Финляндии, Франции, Югославии, Японии. Кроме того, в совещании участвовали представители Международной морской консультативной комиссии, ЮНЕСКО и других организаций, а также наблюдатели от некоторых стран.

Совещанию предшествовала работа группы технических экспертов под председательством шведского ученого Бриниельсона; в результате этой работы был подготовлен доклад, основной рекомендацией которого можно считать вывод о допустимости сброса в моря и океаны отходов среднего и низкого уровня активности.

В самом начале работы совещания группа советских экспертов сделала заявление о недопустимости сброса радиоактивных отходов в моря и океаны, исходя из следующих доводов.

1. В настоящее время атмосфера Земли загрязнена радиоактивными веществами и является источником радиации. Продолжающееся выпадение из атмосферы продуктов ядерных взрывов ведет к загрязнению Мирового океана и его живых ресурсов. Вследствие накопления в организме людей долгоживущих изотопов, попадающих из окружающей среды, в ближайшие годы содержание изотопов в организме человека будет близко к предельно допустимым уровням, а у значительного контигента эти уровни будут превышены. Поэтому дальнейшее загрязнение Мирового океана путем сброса в него радиоактивных отходов является недопустимым.

2. Современное международное право запрещает любое загрязнение моря и его живых ресурсов. Следовательно, государства, практикующие ведущий к загрязнению моря сброс радиоактивных отходов, нарушают международное право.

3. По данным, имеющимся в настоящее время удаленные в море радиоактивные отходы могут довольно быстро возвращаться к человеку в самых, разнообразных формах. Морские организмы способны аккумулировать активность на два-три порядка выше по отношению к ее содержанию в воде. Необходимо

детально изучить пищевые цепи в море и коэффициенты концетрации и дискриминации хотя бы для наиболее опасных изотопов, прежде чем говорить о каких бы то ни было дополнительных сбросах.

4. Как угодно малые воздействия радиации вызывают нежелательные соматические и генетические последствия (вплоть до смертельных), поэтому любое превышение уровней радиации сверх естественного является опасным для жизни и здоровья всего человечества.

5. Установление ограниченных зон для сброса не может оградить от загрязнения сопредельные участки морей и океанов, так как Мировой океан надо рассматривать как единое целое. За счет физического и биологического транспорта радиоактивность будет разноситься далеко за пределы установленных зон.

6. Сбросы радиоактивных отходов в территориальных водах не могут считаться внутренним делом государства, так как за счет миграции вышеуказанными путями радиоактивность может нанести вред населению соседних государств.

7. Осуществить контроль за соблюдением величин сбросов практически невозможно по следующим причинам:

А) в настоящее время нет установленных предельно допустимых концентраций содержания отдельных изотопов в морской воде и тем более норм для выбросов общей активности;

Б) отсутствуют данные о содержании радиоактивных изотопов в морской воде, в отдельных морских организмах, в различных частях морей и океанов;

В) нет единых методов для определения малых концентраций радиоактивных изотопов в морской воде.

Несмотря на заявление группы советских экспертов, совещание все же решило положить в основу своей работы доклад Бриниельсона, допускающий сброс в моря и океаны радиоактивных отходов среднего и низкого уровня. Такое допущение было особенно опасно, так как в докладе Бриниельсона отходы высокой радиоактивности определялись как отходы, содержащие сотни кюри на 1 л и выше, а отходы низкого уровня как отходы, содержащие милликюри на 1 л; следовательно, для отходов среднего уровня оставался весь диапазон активности от милликюри до сотен кюри на 1 л.

Установление -любого уровня радиоактивности для сбрасываемых отходов, особенно при том широком толковании, который заложен в докладе Бриниельсона, ничего не определяет, а главное, не гарантирует от внесения в моря активности в больших количествах.

Какие бы градации не были установлены, любой исходный уровень радиоактивных отходов может быть путем предварительного разбавления доведен до разрешаемого для сброса уровня, так как при этом суммарное количество сбрасываемой активности не уменьшается. Даже если применять определение этого уровня для отходов в момент их образования, то и в этом случае нет достаточных гарантий от сбросов большого количества активности.

Как известно, отходы, полученные после растворения тепловыделяющих элементов, в настоящее время упариваются для сокращения объема с целью их захоронения. В некоторых случаях (особенно при растворении тепловыделяющих элементов с оболочками из нержавеющей стали или других труднорастворимых сплавов) до упаривания получаются отходы с таким уровнем активности который соответствует категории среднего уровня, и, следовательно, по рекомендации доклада Бриниельсона, они могут быть сброшены в море. Таким образом, определение уровня активности отходов в момент их образования не ограничивает сброс больших масс активности в моря и океаны.

Во время работы совещания по всем аспектам проблемы неоднократно возникали дискуссии, в процессе которых советским экспертам вместе с представителями Польши удалось убедительно защитить положения, приведенные в заявлении группы советских экспертов. Кроме того, советская делегация показала, что уже сейчас существуют пути удаления радиоактивных отходов без загрязнения окружающей среды.

В настоящее время с учетом результатов научных исследований, проводимых во многих странах, представляется полная возможность создать производственные установки по химической переработке отходов любых уровней с целью предотвращения опасности распространения радиоактивности.

Высокоактивные отходы могут быть подвергнуты концентрации путем выпарки с последующим захоронением полученных небольших объемов в специальных емкостях, расположенных под землей, что по сути дела и практикуется сейчас всеми странами, располагающими атомной промышленностью.

Для переработки больших объемов отходов среднего (порядка 1 кюри/л и ниже) и низкого уровня радиоактивности теперь также существуют доступные в техническом и экономическом отношении методы.

Исследования ученых Великобритании, СССР, США, Франции и других стран показали, что применение коагулянтов (железа, кальция) при определенном режиме в сочетании с ионным обменом, электрофорезом и упариванием дает возможность достигать весьма высоких коэффициентов очистки. При этом основная масса активности (99,8 - 99,9%)

Сосредоточивается в сравнительно небольших объемах осадков и кубовых остатках, которые там же могут быть надежно захоронены в изолированных емкостях. Полученные воды весьма низкой активности должны направляться на технические нужды внутри самого предприятия. Таким образом, цикл полностью замыкается и во внешнюю среду отходы совершенно не выбрасываются.

Не следует забывать также и то обстоятельство, что извлечение долгоживущих радиоизотопов Sr90 и Cs137 заметно облегчит дальнейшую переработку жидких растворов и даст некоторую экономическую выгоду от частичного использования их для источников излучения.

В настоящее время установлена возможность остеклевания высокоактивных концентратов, позволяющая надежно закреплять активность, не допуская ее дальнейшего распространения. Широкие исследования, проведенные как в направлении разработки методов остеклования, так и изучения свойств и условий хранения остеклованных материалов, подтверждают перспективность такого метода, дающего возможность значительно сократить объем сбросов и еще более повысить надежность захоронения с точки зрения требования безопасности.

Несколько сложнее стоит вопрос об отходах, образующихся в результате использования изотопов и источников излучений в научно-исследовательских лабораториях, госпиталях и на предприятиях. Для переработки таких отходов целесообразно создавать установки для централизованной переработки радиоактивных растворов. На этих установках отходы с помощью указанных выше методов могут быть доведены до санитарных норм, принятых для открытых водоемов, а сконцентрированная активность надежно захоронена в специальных могильниках. Эти принципы приняты и осуществляются в СССР.

Атомные суда должны иметь резервные емкости для временного хранения радиоактивных сбросов. Переработка всех отходов от атомных судов должна в соответствии с рекомендованными выше приемами производится на береговых базах.

Таким образом, если принять расходы на создание производственных установок по переработке радиоактивных сбросов как обязательное условие развития атомных предприятий, проблема безопасного удаления отходов с этих предприятий будет полностью решена.

В результате всестороннего и объективного обсуждения проблемы, протекавшего в весьма дружеской обстановке, совещание согласилось с основными положениями платформы экспертов и пришло к выводу, что по ряду важных научных и технических проблем доклад Бриниельсона ответов не дает, почему совещание и не может в настоящее время сформулировать или рекомендовать конвенцию или другое международное соглашение.

КРИТЕРИИ

ОТНЕСЕНИЯ ГРАЖДАН (В ТОМ ЧИСЛЕ ВРЕМЕННО НАПРАВЛЕННЫХ

НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ В РАБОТАХ ПО ЛИКВИДАЦИИ

ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИИ В 1957 ГОДУ НА ПРОИЗВОДСТВЕННОМ

ОБЪЕДИНЕНИИ "МАЯК", А ТАКЖЕ ГРАЖДАН, ЗАНЯТЫХ

НА РАБОТАХ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАЩИТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

И РЕАБИЛИТАЦИИ РАДИОАКТИВНО ЗАГРЯЗНЕННЫХ

ТЕРРИТОРИЙ ВДОЛЬ РЕКИ ТЕЧА

1. К категории граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших в 1957 - 1958 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", относятся граждане, принимавшие участие в период с 29 сентября 1957 года по 31 декабря 1958 года в проведении следующих видов работ:

А) на территории промплощадки производственного объединения "Маяк" в месте расположения заводов N 22, 24, 25, 35, 37, 40, 45, 156:

Дезактивация зданий, сооружений, коммуникаций, оборудования и рабочих мест;

Обслуживание технологических процессов на промышленных объектах;

Осуществление проектно-изыскательских, строительно-монтажных, ремонтных, восстановительных работ и транспортных перевозок;

Проведение радиационного контроля и дозиметрии при осуществлении работ по ликвидации последствий аварии;

Обеспечение противопожарной безопасности и охраны промышленных объектов;

Обеспечение персонала, принимавшего участие в ликвидации последствий аварии, профилактическим питанием и медицинским обслуживанием;

Передислокация воинских подразделений и спецконтингента, размещавшихся на радиоактивно загрязненной части промплощадки;

Б) на территории за пределами промплощадки производственного объединения "Маяк" в установленных границах Восточно-Уральского радиоактивного следа:

Дезактивация территории путем обычной и глубокой перепашки;

Санитарная обработка населения, жилищ и имущества;

Проведение радиационного контроля, в том числе методами авиазондирования, определение границ радиоактивно загрязненной территории;

Проведение санитарно-радиологического контроля сельскохозяйственной продукции и продовольствия, скота;

Осуществление научно-исследовательских работ по снижению последствий аварии;

Уничтожение радиоактивно загрязненного имущества, продовольствия, сельскохозяйственной продукции, скота;

Выполнение работ по организованному переселению жителей из радиоактивно загрязненных населенных пунктов до 31 декабря 1958 года, в том числе оценка стоимости строений, имущества и личного скота переселяемых граждан, перевозка этих граждан и их имущества;

Медицинское обследование и лечение жителей в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк";

Консервация горнорудных предприятий, вырубка сухостойных деревьев и лесовосстановительные работы на радиоактивно загрязненных территориях;

Осуществление мероприятий по реорганизации хозяйственной деятельности, режима проживания населения и по использованию радиоактивно загрязненной территории;

Обеспечение охраны радиоактивно загрязненной территории.

2. К категории граждан (в том числе временно направленных и командированных), принимавших в 1959 - 1961 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", относятся граждане, выполнявшие в период с 1 января 1959 года по 31 декабря 1961 года виды работ, перечисленные в пункте 1 настоящего Приложения.

3. К категории граждан, занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949 - 1956 годах, относятся граждане, принимавшие непосредственное участие в период с 1 января 1949 года по 31 декабря 1956 года в проведении следующих видов работ:

Дезактивация участков территорий путем обычной и глубокой перепашки;

Осуществление проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, реконструкции и эксплуатации технологических и гидротехнических сооружений (очистные сооружения на сбросах жидких отходов, линии сброса, обводные каналы, дамбы и шлюзы, плотины, линии электропередачи);

Проведение научно-исследовательских работ по оценке уровней радиоактивного загрязнения территорий, поверхностных и подземных вод, сельскохозяйственной продукции и продовольствия, по состоянию здоровья населения и определению защитных и реабилитационных мероприятий;

Дозиметрия населения и окружающей среды;

Проведение санитарно-радиологического и медицинского контроля населения;

Выполнение работ по организованному переселению жителей из радиоактивно загрязненных населенных пунктов, в том числе оценка стоимости строений, имущества и личного скота переселяемых граждан, перевозка этих граждан и их имущества;

Ликвидация строений в населенных пунктах, из которых эвакуированы жители;

Лесовосстановительные и другие лесохозяйственные работы на отчужденной территории в пойме реки Теча;

Обеспечение ограждения отчужденной территории в пойме реки Теча и охраны промышленных водоемов, гидротехнических сооружений и отчужденной территории в пойме реки Теча.

К территориям вдоль реки Теча, на которых проводились защитные мероприятия и работы по реабилитации радиоактивно загрязненных участков, относятся:

Верховье реки Теча, занятое в настоящее время каскадом промышленных водоемов (от ее истока из озера Кызылташ до нижнего бьефа плотины N 11);

Пойма реки Теча ниже плотины N 11 до впадения в реку Исеть;

Участки, на которых размещены гидротехнические сооружения у озера Кызылташ и каскада промышленных водоемов по реке Теча.

4. К категории граждан, занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1957 - 1962 годах, относятся граждане, принимавшие непосредственное участие в период с 1 января 1957 г. по 31 декабря 1962 г. в проведении работ, указанных в пункте 3 настоящего приложения.

В результате сбросов радиоактивных отходов комбината «Маяк» плотность загрязнения цезием-137 и стронцием-90 поймы р. Теча (до впадения в р. Исеть) находится в пределах от I до 270 и 165 Ки/км2 соответственно.[ ...]

Как известно, сброс радиоактивных отходов в море впервые был осуществлен в 1946 г. США. Затем сбросы начали производиться Великобританией, Японией, Нидерландами и СССР. До 1971 г. контроль за сбросами со стороны международных организаций не осуществлялся. За это время в Тихий и Атлантический океаны указанными странами (без СССР) было сброшено в общей сумме более 8 тыс. В дальнейшем, с учетом определенных ограничений, сброс регулярно продолжался с участием Бельгии, Великобритании, Нидерландов, Франции и Швейцарии. Эпизодически сбрасывали радиоактивные отходы в море Япония, Италия, ФРГ, Южная Корея и Швеция. Наибольшее количество отходов (75,5% мировых захоронений) сбросила в море Великобритания.[ ...]

При обсуждении вопроса о сбросе отходов в пресные водоемы и реки было отмечено, что в последних имеют место лишь незначительные турбулентные потоки, которые не обеспечивают смешения сбросов с водой водоемов. По этой причине совещание экспертов приняло решение пересмотреть в сторону ужесточения рекомендации МАГАТЭ по вопросу сбросов радиоактивных отходов в пресные водоемы и реки. В 1969 г. в Вене было проведено новое совещание экспертов МАГАТЭ по вопросу удаления отходов низкого уровня активности в реки и озера . Было решено для каждого отдельного случая проводить комплекс исследований и расчет допустимой величины сброса (кюри!сутки). Советские специалисты снова заявили о необходимости полного исключения таких сбросов.[ ...]

После прекращения интенсивных сбросов радиоактивных отходов к 1952 г. население на р.Теча получило незначительные дозы облучения. Так, по оценкам Г.Н.Романова, накопленная к 1999 г. эффективная доза внешнего облучения жителей сел Муслюмово и Бродокалмак (среднее течение р.Теча) в возрасте до 48 лет, то есть родившихся после прекращения сбросов, находится в зависимости от возраста в пределах 6-60 мЗв (максимальная доза относится к лицам в возрасте 48 лет), что соответственно в 4-40 раз меньше по сравнению с населением, проживавшим на реке во время сбросов отходов. Снижение дозы облучения произошло в значительной мере вследствие распада короткоживущих нуклидов.[ ...]

Экологический императив относительно сбросов радиоактивных отходов в моря и океаны в историческом аспекте сводится к следующему.[ ...]

Советские ученые всегда стояли на позиции запрещения сброса радиоактивных отходов в грунт и поверхностные слои земной коры. Сорбирующая способность грунта в большинстве случаев недостаточна, и радиоактивные изотопы могут проникать в гидросеть данного района. За рубежом такая точка зрения поддерживается не во всех странах.[ ...]

Сейчас уже ясно, какую опасность влечет за собой бесконтрольный сброс радиоактивных отходов в окружающую среду. В нашей стране к проблемам любых отходов подходят исключительно серьезно. В докладе Л. И. Брежнева на XXIV съезде КПСС указано: «Принимая меры для ускорения научно-технического прогресса, необходимо сделать все, чтобы он сочетался с хозяйским отношением к природным ресурсам, не служил источником опасного загрязнения воздуха и воды, истощения земли...»; «Не только мы, но и последующие поколения должны иметь возможность пользоваться всеми благами, которые дает прекрасная природа нашей родины».[ ...]

Английские ученые считают допустимым сбрасывать слабоактивные жидкие отходы и в реки. Так, например, официальные допустимые уровни сброса радиоактивных веществ в р. Темзу составляли, кюри/л: для р-излучателей- 1 -10 9, для 226Яа - 4,5 - 10 13, для 908г - IX X Ю-11. Суммарно разрешалось сбрасывать радиоактивные отходы активностью до 20 кюри в месяц, но не более 5 кюри в сутки . По 0-излучателям и 905г эти нормы превышают СДК, установленные санитарными правилами в СССР. Делаются попытки теоретически обосновать допустимость контролируемого сброса радиоактивных отходов в открытые водоемы.[ ...]

В 1983 году под давлением мировой общественности членами Лондонской конвенции был принят мораторий на сброс радиоактивных отходов в моря сроком на 2 года.[ ...]

В 1992 году на основе рекомендаций конференции ООН по окружающей среде о прекращении практики захоронения радиоактивных отходов в море, проведенной в Рио-де-Жанейро, подписаны: Конвенция по защите морской Среды района Балтийского моря (Хельсинки); Конвенция по защите морской Среды Северо-Восточной Атлантики (Париж). Следует заметить, что Парижская конвенция предоставляет Франции и Великобритании возможность осуществления сбросов радиоактивных отходов в моря до 2018 года с поэтапным сокращением их до нуля. Россия является участницей Хельсинской и Бухарестской конвенции, к Парижской конвенции она пока не присоединилась.[ ...]

Белтер сообщил, что в Ханфордской лаборатории вследствие благоприятных гидрогеологических условий и способности грунтов поглощать радиоактивные вещества оказалось возможным закачивать радиоактивные жидкие отходы на глубину до 60 м. Однако в настоящее время и там решили отказаться от сброса радиоактивных отходов в поверхностные слои земли. Делается попытка захоронения жидких отходов путем гидравлического дробления ими сланцев. Для этой цели под большим давлением смесь жидких отходов, цемента и глины нагнетается в непроницаемые формации сланцев. В последних образуются трещины, в которых эта смесь и застывает. В Ок-Ридже построена установка для нагнетания такой смеси в скважину глубиной до 330 м. В отдельных случаях закачку производят и на большие глубины .[ ...]

Из приложения «Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие аварии 1957 года на территории производственного объединения «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» к совместному приказу Министерства здравоохранения РФ и Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 января 2000 г. № 6/9 («Российская газета», 16 февраля 2000 г.).[ ...]

В Северном, Балтийском, Средиземном и Черном морях содержится большое количество солей тяжелых металлов, нефтепродуктов, фенолов, других органических веществ. На некоторых морских акваториях, где осуществлялись сбросы радиоактивных отходов, возникающих при эксплуатации кораблей и судов с ядерной энергетикой, обнаруживаются радионуклиды, в частности цезий -137.[ ...]

В это же время Конституционный суд РФ рассмотрел заявление жителя Брод о кал мака Валерия Корнилова, По мнению истца, закон РФ 1993 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» предоставляет льготы не всем пострадавшим. Конституционный суд поддержал требования В. Корнилова. Вслед за этими делами права на льготы были признаны Комиссией областной администрации в отношении всех семей, переселенных с берега Течи сел Муслюмово, Бродокалмак, Нижне-Петропавловское.[ ...]

В этом же отчете приводятся данные, полученные во время экспедиционных исследований 1990 года, когда были отобраны пробы почвы с пойменной территории р. Течи в районе с. Муслюмово. Река Теча была загрязнена радионуклидами в результате открытого сброса радиоактивных отходов в речную систему в 1949-56 гг.[ ...]

Более чем 40-летняя деятельность ПО «Маяк» привела к накоплению чрезвычайно больших количеств радионуклидов и катастрофическому загрязнению Уральского региона (районов Челябинской, Свердловской, Курганской и Тюменской областей). В результате сброса отходов радиохимического производства непосредственно в открытую гидрографическую систему Обского бассейна через р. Течу (1949-1951 гг.), а также в результате аварий 1957 и 1967 гг. в окружающую среду было выброшено 23 млн. кюри: радиационное загрязнение охватило территорию 25 тыс. км.2 с населением более 500 тыс. чел. Начиная с 1949 г. в зоне радиоактивного загрязнения оказались десятки сел и деревень, расположенных вдоль рек Теча и Исеть. Официальные же данные о населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча появились только в 1993 г. (см. перечень на стр. 111).[ ...]

Обращает на себя внимание тот факт, что сток воды от 49 км от истока до устья реки возрастает почти в 10 раз, а концентрация 908г уменьшается только в 1,8 раза, то есть ожидаемого уровня разбавления не достигается. Это значит, что при прохождении воды от истока до устья Течи в нее поступает какое-то дополнительное количество радионуклидов. Организованных сбросов радиоактивных отходов в среднем течении р.Течи нет, следовательно можно предположить, что дополнительным источником вторичного загрязнения речной воды стронцием-90 являются грунты реки и затапливаемые пойменные почвы.[ ...]

Правовая нормативная база обеспечения радиационной безопасности включает следующие международные договоры и конвенции: «О запрете испытаний ядерного оружия в трех средах»; «Конвенция о ядерной безопасности»; «Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии»; «Венская Конвенция об ответственности за ядерный ущерб»; «Конвенция о безопасном обращении с радиоактивными отходами»; «Лондонская Конвенция о запрете сброса радиоактивных отходов в море», а также Федеральные законы, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. В соответствии с Конституцией РФ федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы находятся в ведении Российской Федерации (ст. 71).[ ...]

Стабилизация экологического дисбаланса в Баренцево-Карском регионе возможна при следующих обстоятельствах: ограничение международного рыбного промысла; ежегодный запрет сейсмозондирования шельфа на период биологической весны; международный мониторинг Гольфстрима; организация морских биосферных заповедников; развитие пастбищного воспроизводства молоди промысловых рыб; прекращение сброса радиоактивных отходов в морские водоемы. Данные предложения должны осуществляться в кооперации с природоохранными мероприятиями морской нефтегазовой индустрии. Должны быть созданы новые международные органы регулирования хозяйственной деятельности на шельфе Западной Арктики.[ ...]

Из текста указанных конвенций о международном морском праве видно, что единственный случай загрязнения, который сочли нужным предусмотреть, это загрязнение открытого моря. В соответствии с пунктом 24 конвенции об открытом море, каждое государство должно «разработать инструкции по предупреждению загрязнения морей спуском нефти с судов или из трубопроводов, или в результате разработки и исследования морского дна и слагающих его грунтов, учитывая положения по этому вопросу, имеющиеся в действующем договоре». Что касается загрязнения нефтью, упомянутые «положения, имеющиеся в действующем договоре» имеют в виду международную конвенцию о предотвращении загрязнения моря ¡нефтью, подписанную в Лондоне в 1954 г. Пункт 1 статьи 25 конвенции об открытом море оговаривает, что каждое государство должно «принять меры по предотвращению загрязнения морей сбросом радиоактивных отходов, учитывая любые нормы и обязательные.постановления, которые метут быть сформулированы компетентными международными организациями». В пункте 2 этой же статьи далее ¡говорится, что «все государства должны сотрудничать с компетентными международными организациями в принятии мер по предотвращению загрязнения морей и находящегося над ними воздушного пространства в результате любых видов деятельности, при (которых применяются радиоактивные или другие вредные вещества». Международные конвенции, касающиеся морского права, не ¡содержат никаких других прямых или специальных постановлений относительно загрязнения и, не считая лондонской ¡конвенции о загрязнении морей нефтью, не существует каких-либо других документов общего характера, регулирующих данный вопрос.

- 805.50 Кб

Сброс радиоактивных отходов в море с целью захоронения (дампинг).


Сброс (dumping) - это термин, имеющий особое значение; его нельзя смешивать с засорением (загрязнением) мусором или выбросам по трубам. Сброс - это доставка отходов в открытое море и выбрасывание их в специально отведенных для этого местах. С барж, вывозящих твердые отходы, последние сбрасывают через донные люки. Жидкие отходы обычно выкачивают через погруженную в воду трубу в турбулентную кильватерную струю судна. Кроме того, некоторые отходы захороняют с барж в закрытых стальных или иных контейнерах.

Захоронение радиоактивных отходов на дне морей и океанов практикуется с момента появления атомных реакторов на судах. Первыми это сделали США в 1946г., затем Великобритания - в 1949г., Япония - в 1955г., Нидерланды - в 1965г. Первым морской могильник жидких радиоактивных отходов появился в СССР не позднее 1964г., официальных данных об этом, естественно, нет.
Радиоактивные отходы замуровывались в специальные контейнеры, которые теоретически не разрушаются морской водой и глубинным давлением.

По выработанным МАГАТЭ рекомендациям хоронить их полагается на глубине не менее 4000м, на достаточном удалении от континентов и островов, в стороне от основных морских путей и в районах с минимальной продуктивностью моря, то есть там, где не ведется промышленный лов рыбы и других морских животных.
На Западе информация о местах захоронения с указанием точных координат, глубины, массы, числа контейнеров и т.п. доступна не только специалистам, но и независимым исследователям. Расчеты официальных экспертов достаточно оптимистичны:в течение 500 лет даже при существующих уровнях сбросов на одной площадке индивидуальные дозы облучения не должны достигнуть значительных величин. Однако это мнение разделяют далеко не все специалисты, и на IX консультативном совещании членов Лондонской конвенции в 1985г. единый подход к проблеме захоронения на дне морей и океанов выработать не удалось.
К этой конвенции СССР присоединился 15 лет назад. Ответственным за выдачу специальных и общих разрешений на сброс радиоактивных отходов был определен (по согласованию с Минрыбхозом) Госкомгидромет СССР.

Характерна сама техника захоронения. Считается, что контейнеры не подвержены разрушению водой и давлением, полностью герметичны, и контакт их содержимого с окружающей средой исключен, хотя бы на определенный период. На практике контейнеры просто сбрасывали в воду, а если они не тонули... их расстреливали.
Существует и такая техника захоронения. Радиоактивные отходы складируются на списанных судах ВМФ и Минморфлота, и когда ставить контейнеры с отходами уже некуда, суда буксируются в океан и - с благословения Минздрава СССР - топятся.
Именно так в 1979г. буксировали баржу, загруженную твердыми радиоактивными отходами. Капитан доложил о чрезвычайном происшествии:баржа исчезла, за кормой буксира болтался пустой трос. Созданная комиссия так и не смогла добиться от капитана, когда и а какой точке он потерял баржу с секретным грузом. Однако споры в комиссии велись главным образом относительно того, кто вместе с капитаном будет отвечать за случившееся:ВМФ или Министерство судостроительной промышленности. Существовавшие в то время инструкции носили противоречивый характер, так что спорили и впрок: кому отвечать за такие происшествия в будущем. Вопрос о том, чтобы найти баржу и предупредить радиационное заражение рагиона, членов комиссии волновал куда меньше.
Не соблюдаются и норма МАГАТЭ по содержимому затапливаемых контейнеров. Как утверждают очевидцы, в одном из контейнеров находится не менее ста отработавших тепловыделяющих сборок с ядерной установки ледокола "Ленин". В 1984г. в заливе Абросимова близ архипелага Новая Земля, был обнаружен плавающий контейнер с уровнем излучения 160Р/ч. После "доработки" его здесь же и затопили.
Несерьезно сравнивать с рекомендациями МАГАТЭ и глубины затопления радиоактивных отходов в районе Новой Земли. Вместо положенного минимума в 4000м, они колеблются от 18 до 370м. Между тем этот район соседствует с населенным архипелагом, близок к континенту, здесь проходят активно используемые морские пути, ведется промысел рыбы и морского зверя.
Совсем просто поступали с жидкими радиоактивными отходами: их сливали в западном секторе Баренцева моря, иногда в квадратах, где тральщики ловили рыбу. Какое уж тут согласование с Минрыбхозом! До самого последнего времени мы считали Арктический регион своим внутренним морем и хозяйничали там, как хотели или умели. Жители Новой Земли весьма обеспокоены ядерными могильниками у берегов архипелага. Пятая внеочередная сессия Мурманского областного совета в августе 1991г. потребовала открыть архипелаг и прилегающие акватории для научных исследований, в которых могут участвовать и международные эксперты, например из "Гринпис".
В 1992г. аппарат Президента России рассекретил данные о загрязнении северных и дальневосточных морей:"В 1959-1992гг. наша страна сбросила в северные моря жидких радиоактивных отходов суммарной активностью около 20,6 тысяч кюри и твердых - суммарная активность около 2,3 миллиона кюри. В морях Дальнего Востока эти величины составили соответственно:12,3 и 6,2 тысячи кюри. По мнению экспертов, потенциальную опасность представляют реакторы атомных подводных лодок и атомного ледокола "Ленин". Всего затоплено 12 реакторов и их частей без ядерного топлива (в том числе три на Дальнем Востоке) и семь аварийном состоянии с невыгруженным ядерным топливом (все на Севере)".
Эти данные представлены Россией в секретариат Лондонской конвенции и в Международное агентство по атомной энергии.
Несомненно, что нам или нашим потомкам предстоит огромная работа по дезактивации морей и океанов, в том числе подъем затонувших или затопленных атомоходов, а также покоящихся на незначительных глубинах контейнеров с радиоактивными отходами.

Захоронение РАО в морях с объектов Северного флота и Мурманского морского пароходства
Начиная с 1959 года, Северный флот регулярно производил захоронения радиоактивных отходов в Баренцевом и Карском морях. Затапливались твердые и жидкие радиоактивные отходы, атомные реакторы, в том числе с невыгруженным топливом. Кроме того, в Баренцевом и Карском морях захоранивались РАО атомного ледокольного флота Мурманского Морского пароходства (ММП). Согласно последним оценкам, суммарная активность всех радиоактивных материалов, захороненных в Баренцевом и Карском морях, составила 38450 ТБк. ВМФ затапливали РАО также в Японском море, Тихом океане, Белом и Балтийском морях.

Жидкие радиоактивные отходы
Контурные воды реакторов и другие ЖРО сливались в моря с 1959 года. Последнее захоронение, ЖРО в море было осуществлено 1 ноября 1991 года. Эта практика может быть возобновлена, если не будет найдено приемлемого решения. Согласно требованиям к сбросу ЖРО, установленным ВМФ СССР в 1962 году, удельная активность для долгоживущих радиоизотопов не должна превышать 370 Бк/л, для короткоживущих – 1850 кБк/л. Соблюдались ли эти требования - неизвестно.

Анализ практики захоронения ЖРО в морях показывает, что наиболее высокоактивные отходы захоранивались в трех районах северной части Баренцева моря. ЖРО с меньшей концентрацией радионуклидов затапливались недалеко от побережья Кольского полуострова. На карте 1 представлены районы захоронения ЖРО в Баренцевом море.

С 1959 по 1991 гг. в Белом море были захоронены ЖРО удельной активностью 3,7 ТБк, в Баренцевом море – 451 ТБк, в Карском море – 315 ТБк. ЖРО активностью 430 ТБк были слиты в море в результате аварий в хранилищах отработавшего ядерного топлива, на подводных лодках и атомном ледоколе «Ленин». Суммарная активность жидких радиоактивных отходов, захороненных в Белом, Баренцевом и Карском морях – 880 ТБк (23771 Ки).

С 1987 года ЖРО с атомных подводных лодок Северного флота перерабатывались на танкере «Амур», оборудованном очистной установкой. После очистки вода сливалась за борт. С начала эксплуатации «Амур» переработал и слил в моря 975 тонн ЖРО.

ЖРО также захоранивались с плавтехбазах с проектным номером 1783А (класса «Вала») и со спецтанкера ММП «Серебрянка».

Твердые радиоактивные отходы
Северный флот затопил в Карском и Баренцевом морях 17 судов и лихтеров, имеющих на борту твердые радиоактивные отходы, включая части реакторных установок и другое загрязненное оборудование разных уровней активности. В основном, ТРО упакованы в металлические контейнеры. Эти ТРО являются средне- и низко-активными и состоят из загрязненных металлических частей реакторных отсеков атомных подводных лодок, одежды и оборудования, использованного для работ с ядерными установками. Кроме того, были затоплены 155 крупных объектов, включая циркуляционные насосы, генераторы и другие части ядерных установок. Часть ТРО помещали на суда и лихтеры и затапливали вместе с ними.

В период с 1965 по 1991 гг. твердые радиоактивные отходы были затоплены в 8 разных районах вдоль восточного побережья Новой Земли и в Карском море. Районы затопления в Карском море представлены на карте 2. В этих районах затопление ТРО производили Северный флот и суда технического обслуживания ММП.

Согласно Белой книге в Карском море затоплено 6508 контейнеров с ТРО, из них 4641 были затоплены Северным флотом. По документам ММП в море было затоплено 11090 контейнеров. Пароходство захоронило 1867 контейнеров отдельно и 9223 контейнера были помещены на суда и лихтеры и затоплены вместе с ними.

Во время первых операций по захоронению РАО в 60-х годах многие контейнеры не тонули, оставались на поверхности. Команда, выполнявшая операцию по захоронению, в качестве решения проблемы, с корабля расстреливала контейнеры для облегчения процесса затопления. Это происходило в заливе Абросимова на юго-восточном побережье Новой Земли. Более того, поступали сообщения о контейнерах, плавающих в Карском море. Один из них был найден на побережье Новой Земли. Позднее, проблема была решена тем, что контейнерам с РАО изначально придавали отрицательную плавучесть (нагружали камнями).

Помимо ТРО, затопленных в заливах вдоль восточного побережья Новой Земли, в Баренцевом море, у острова Колгуев, было захоронено судно «Никель». Судно было загружено 18 объектами объемом 1100 м3 с удельной активностью 1,5 ТВк.

Всего затоплено 31534 м3 ТРО с суммарной активностью около 590 ТБк: 6508 контейнеров, 17 судов и лихтеров и 155 крупногабаритных объектов.

Захоронение атомных реакторов
В Карском море было захоронено 13 реакторов с атомных подводных лодок. Шесть реакторов были захоронены с невыгруженным отработавшим ядерным топливом. Все реакторы были сняты с АПЛ, потерпевших серьезные аварии. Реакторы были настолько повреждены, а уровень радиоактивности высок, что выгрузить ядерное топливо не представлялось возможным. Реакторы были затоплены с невыгруженным топливом. Кроме того, три реактора с атомного ледокола «Ленин» были также захоронены в море.

Реакторы хранились от года до 15 лет со момента аварии, после чего их захоранивали в Карском море. 5 из реакторов, вырезанных из АПЛ, были заполнены твердеющей смесью на основе фурфурола, чтобы предотвратить выход радиоактивности в морскую среду. По оценкам российских проектантов ЯЭУ, такое заполнение предотвратит контакт ОЯТ с морской водой на сроки в несколько сотен (до 500) лет. Поскольку информации о техническом состоянии захороненных реакторов очень мало, большая неясность существовала с оценкой их суммарной активности. Весьма приблизительные расчеты были сделаны российскими экспертами на основе данных, приведенных в Белой книге, где суммарная активность реакторов с АПЛ с невыгруженным топливом оценивалась в 85 ПБк. Более поздние расчеты показывают, что активность - 37 ПБк.

Многие страны, имеющие выход к морю, производят морское захоронение различных материалов и веществ, в частности грунта, вынутого при дноуглубительных работах, бурового шлака, отходов промышленности, строительного мусора, твердых отходов, взрывчатых и химических веществ, радиоактивных отходов. Объем захоронений составил около 10 % от всей массы загрязняющих веществ, поступающих в Мировой океан. Основанием для дампинга в море служит возможность морской среды к переработке большого количества органических и неорганических веществ без особого ущерба воды . Однако эта способность не беспредельна. Поэтому дампинг рассматривается как вынужденная мера, временная дань общества несовершенству технологии. В шлаках промышленных производств присутствуют разнообразные органические вещества и соединения тяжелых металлов.

Бытовой мусор в среднем содержит (на массу сухого вещества) 32-40 % органических веществ; 0,56 % азота; 0,44 % фосфора; 0,155 % цинка; 0,085 % свинца; 0,001 % ртути; 0,001 % кадмия. Во время сброса прохождении материала сквозь столб воды, часть загрязняющих веществ переходит в раствор, изменяя качество воды, другая сорбируется частицами взвеси и переходит в донные отложения. Одновременно повышаеся мутность воды. Наличие органических веществ чпсто приводит к быстрому расходованию кислорода в воде и не едко к его полному исчезновению, растворению взвесей, накоплению металлов в растворенной форме, появлению сероводорода.

Присутствие большого количества органических веществ создает в грунтах устойчивую восстановительную среду, в которой возникает особый тип иловых вод , содержащих сероводород, аммиак, ионы металлов. Воздействию сбрасываемых материалов в разной степени подвергаются организмы бентоса и др. В случае образования поверхностных пленок, содержащих нефтяные углеводороды и СПАВ, нарушается газообмен на границе воздух - вода. Загрязняющие вещества, поступающие в раствор, могут аккумулироваться в тканях и органах гидробиантов и оказывать токсическое воздействие на них. Сброс материалов дампинга на дно и длительная повышенная мутность приданной воды приводит к гибели от удушья малоподвижные формы бентоса . У выживших рыб, моллюсков и ракообразных сокращается скорость роста за счет ухудшения условий питания и дыхания. Нередко изменяется видовой состав данного сообщества.

При организации системы контроля за сбросами отходов в море решающее значение имеет определение районов дампинга, определение динамики загрязнения морской воды и донных отложений. Для выявления возможных объемов сброса в море необходимо проводить расчеты всех загрязняющих веществ в составе материального сброса.

В некоторых районах городские отходы не затопляются с барж, а сбрасываются в океан по специальным трубам; в других районах их сливают в накопители на суше или используют в качестве удобрений, хотя содержащиеся в стоках тяжелые металлы могут вызвать в отдаленном будущем неблагоприятные последствия. Широкая гамма промышленных отходов (растворители, используемые в фармацевтическом производстве, отработанные кислоты титановых красителей, щелочные растворы предприятий нефтеперерабатывающей промышленности, металлический кальций, слоистые фильтры, соли и хлористые углеводороды) сбрасываются время от времени в разных местах.

Какой ущерб наносит морским организмам сброс подобных материалов? Мутность, появляющаяся при сбрасывании отходов, как правило, исчезает в течение суток. Сбрасываемый во взвешенном состоянии грунт покрывает грязью обитателей дна в виде тонкого слоя, из-под которого многие животные выбираются на поверхность, а некоторые замещаются через год новыми колониями таких же организмов. Илы бытовых отходов с высоким содержанием тяжелых металлов могут быть токсичными, особенно когда при соединении с органическими веществами образуется среда с пониженным содержанием кислорода; в ней могут существовать только немногие живые организмы. Кроме того, ил может иметь высокий бактериологический показатель. Очевидно, что промышленные отходы в больших объемах опасны для жизнедеятельности океана и поэтому не должны сбрасываться в него.

Сбрасывание отходов в океан как таковое еще нуждается в тщательном исследовании. Располагая надежными данными, можно по прежнему разрешать сбрасывать в море такие материалы, как грунты, но следует запретить сброс других веществ - например, химикатов. При организации системы контроля за сбросами отходов в море решающее значение имеет определение районов дампинга, определение динамики загрязнения воды и донных отложений. Для выявления возможных объемов сброса в море необходимо проводить расчеты всех загрязняющих веществ в составе материального сброса. Глубоководные участки дна моря можно выделить для этой цели на основании таких же критериев, как и при выборе мест для городских свалок - удобства их использования и малой биологической ценности.

Интересные факты


Самые радиоактивные места. Топ 10.

10. Хэнфорд, США

Описание работы

Согласно российскому «Закону об использовании атомной энергии» (от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ) радиоактивные отходы (РАО) - это ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается. По российскому законодательству, ввоз радиоактивных отходов в страну запрещен.

Причиной трех крупных аварий, произошедших на ПО «Маяк», явилась система хранения радиоактивных отходов. Первая аварийная ситуация сложилась в результате бесконтрольного сброса жидких радиоактивных отходов в реку Теча. Введенный в эксплуатацию радиохимический завод в марте 1949 года начал сброс радиоактивных сточных вод в марте 1949 года. Изначально сброс предусматривался техническим регламентом. Это были низкоактивные отходы после предварительной очистки.

Но уже с начала 1950 г. в период с января по март происходит резкое увеличение сбросов в реку Теча. Помимо регламентных стоков в Течу стали сбрасываться не предусмотренные технологическим процессом несанкционированные, так называемые, «дикие» сбросы активностью до ста тысяч Кюри в сутки.
Наибольшие значения мощности экспозиционной дозы гамма-излучения отмечались именно в период массированных сбросов 1950-1951 годов и достигали от 50000 мкР/с у места сброса до 1500 мкР/с на берегу Метлинского пруда. Особую опасность представляли загрязненные донные отложения прудов-накопителей, русла реки и почвы затопляемой части поймы. В связи с этим принимается решение о промывке прудов - Кокшарова и Метлинского. В реку Теча было спущено максимально возможное количество воды, а вместе с этой водой - большое количество
радиоактивного ила.
С целью локализации и хранения больших объемов радиоактивных отходов в конце 1951 года производится переключение сбросов основных технологических отходов производства на озеро Карачай. Суммарное поступление радиоактивных веществ в р. Теча существенно снизилось.
Несмотря на сокращение сбросов, содержание радиоактивных веществ в речной воде продолжало оставаться на высоком уровне. Это потребовало принятия долгосрочных комплексных мер, направленных на перекрытие верховьев реки системой глухих плотин. В ноябре 1956 года была построена плотина и водоем - Шубинский пруд для перехвата жидких радиоактивных стоков, который снизил поступление радионуклидов в низовье реки. Позже,
под емкости созданного пруда, производится сработка и промывка озера Бердяниш и южного канала. В Шубинский пруд было сброшено около 10 млн.куб. метров радиоактивной воды с илом, уровень водного зеркала пруда поднялся на 107 см, удельная активность воды пруда увеличилась в 10 раз и составила 400 тысяч Кюри/л. Почти сразу же обнаружилась сильная фильтрация через тело плотины Шубинского пруда, началось срочное укрепление дамбы. А затем строительство замыкающей плотины №11, с помощью которой наиболее загрязненные
верховья реки были изолированы от остальных участков.
Гидрографическая картина территории была кардинально изменена деятельностью ПО «Маяк». До середины 50-х годов исток реки Течи связывали с озером Иртяш, далее река проходила через озеро Кызылташ, принимала воды небольшого притока - р.Мишеляк, вытекающей из озера Улагач. После 1965 года началом реки принято считать нижний бьеф плотины водоема №11. Регулируемый сток озер и реки Мишеляк отрезан от верховьев реки и через систему левобережного и правобережного каналов направлен в обход технологических прудов Теченского каскада в нижний бьеф пруда №11. Сам водоем №11 с 1965 года эксплуатируется в непроточном режиме.
К 2004 году уровень воды в пруде достиг критической отметки, в верхней части плотины были выявлены ослабленные зоны. Создалась реальная угроза разрушения плотины, которая могла привести к крупной экологической катастрофе. Состояние плотины, замыкающей Теченский каскад, стало самой обсуждаемой проблемой, вплоть до президентского уровня. На ее реконструкцию было направлено около 800 млн. руб. федеральных средств. В гребневой части плотины был сооружен дополнительный противофильтрационный экран, по всему периметру плотины установлен бетонный зуб глубиной от 7 до 13 метров, плотина дополнительно укреплена грунтом и шпунтами. Плотина соответствует второму классу надежности, это очень высокий класс надежности. Мероприятия на Теченском каскаде водохранилищ, завершенные в 2008 году, носили антикризисный характер. Необходимо кардинальное решение проблемы Теченского каскада в целом.
Сегодня радиационную обстановку в бассейне реки Теча на территории Курганской области формируют загрязненные участки поймы, вымывания активности из донных отложений русла реки, фильтрационные поступления и Асановские болота.