Создание компьютерной игры: как написать сценарий. Методика написания игрового сюжета Создать сюжет для игры

Каждый, кто хотя бы однажды искал работу сценариста в игровом проекте, знает, что это совсем не тот случай, когда можно зайти на популярный сайт с объявлениями, выбрать интересную вакансию, откликнуться на нее, прекрасно проявить себя на собеседовании и оперативно приступить к работе. Тут все сильно иначе.

Начнем с того, что вакансия сценариста игр в открытом доступе — большая редкость. Специалистов в этой узкой сфере совсем мало, и студии хорошо с ними знакомы. Брать человека со стороны всегда более рискованно, чем поручить дополнительную работу внутреннему сотруднику (геймдизайнеру, к примеру). Игровые студии иногда вообще не понимают, зачем им сценарист, или вспоминают о нем, когда игра почти готова и надо прикрутить к ней какой-нибудь сюжет. Претенденты тоже бывают разными: кто-то не понимает, в чем суть сценарного мастерства, а кто-то вообще не играет в видеоигры.

Как и во многих других сферах, проблему можно решить, оказавшись в правильном месте в правильное время и с правильными людьми. Найти ответ на вопрос, как стать игровым сценаристом, нам помогли люди, которым удалось достичь определенных успехов в отечественной игровой сценаристике, в нарративном и геймдизайне.

Инструкцию по применению подготовили Сергей Волков и Дарья Бурашникова из рекрутингового агенства Spice Recruitment.

Участники дискуссии:

C чего начать?

Прежде чем идти к цели, нужно понять, к той ли цели ты идешь, то есть разобраться, чем на самом деле занимаются игровые сценаристы. Начать можно с терминологии. В интернете масса полезной информации в формате подкастов и записей докладов с профильных конференций — познакомиться с ними не только полезно, но и интересно. У всех состоявшихся сценаристов истории разные: кому-то повезло найти вакансию, кто-то пришел с телевидения, кто-то — из литературы. Всех объединял интерес к индустрии.

Мария:


«Начать стоит с изучения индустрии. Если вы систематически не играете в игры, но игровым сценаристом быть хочется, немедленно начинайте играть, читать Gamasutra, «Хабр», DTF, слушать подкасты «Как делают игры» и RadioFlazm. Вам надо знать, как все это работает. Какими средствами игры рассказывают истории, как разработчики эти средства создают. Если же вы давно в теме, играете в разное, читаете-слушаете и грезите о том, как попасть в индустрию именно в роли сценариста, — ищите вакансии и устраивайтесь. Вот прямо сразу! На досуге можно поделать модификации или инди, поводить ролевые игры. И — оп! — вы уже игровой сценарист».

Дмитрий:


«Я попал в сценаристику самым обычным путем — увидел на одном из профильных сайтов (вроде бы gamedev.ru, хотя могу ошибаться) объявление о том, что требуется сценарист компьютерных игр. Составил резюме и отправил, после чего выполнил тестовое задание и был благополучно принят. Никаких приключений, никакой мистики».

Ярослав:


«Я участвовал в самом первом литературном конкурсе рассказов по мотивам S.T.A.L.K.E.R . Лучшие конкурсные работы издали отдельным настоящим бумажным томиком. Мой рассказ в него не включили, зато он попался на глаза руководителю только появившейся студии, который как раз искал сценариста и игрового дизайнера. Вот так я стал сценаристом».

#GamesNightSPB: открытие и круглый стол «Сценарии MMO-игр».

Какими талантами нужно обладать изначально, а чему следует научиться дополнительно?

Умение складно писать и чувство текста играют очень важную роль. Как правило, наличие или отсутствие таланта облекать мысли в слова можно выявить еще на стадии школьных сочинений, но развивать его нужно постоянно. Придется много учиться, без самодисциплины тут не обойтись.

Сценаристика всегда подразумевает работу в команде, нужно быть гибким и адекватно воспринимать критику — если эти навыки в зачаточном состоянии, придется их развивать. Умение писать качественные тексты тоже нуждается в тренировке: читайте много хороших книг и хорошую периодику — на русском и английском.

Мария:


«Сценаристом быть трудно, это — фронтир. Никто ничего не сделает за вас, и вам самим придется осваивать приемы, вырабатывать техники. Причем для каждого проекта — свои. Эта профессия не для ленивых. От игры к игре все будет меняться, даже форма записи, — здесь нет сценарного формата. Вам придется осваивать навыки, очень далекие от «писательских», — разбираться в игровых механиках и хотя бы в теории знать, как они создаются программистами, осваивать физику и математику, познавать тонкости работы художников и композиторов, нюансы озвучки, анимирования, локализации. Вам нужно будет тестировать игры самим и дружить с тестировщиками, проверяющими вашу работу на прочность. Нужно и маркетинг понимать, не только психологию персонажей, но и психологию аудитории, законы рынка. И это не считая знания истории, естественных наук, искусства, которые нужны вам как сценаристу. Эта профессия, как, впрочем, и остальные профессии геймдева, — синтетическая. Здесь сложно быть узким специалистом, надо быть немного «энциклопедистом».

Антон:


«Сначала нужно понять, что это за проект, какую роль в нем играют сюжет, персонажи, общее окружение. Ведь сценарист может не только написать захватывающую историю, но и помочь придумать необычные сцены или ярких персонажей. Определив роль сценаристской работы в проекте, стоит подумать над тем, как улучшить игру с точки зрения повествования. Изложить свое видение в документе и предоставить команде или руководителю проекта. Любую игру можно обогатить не только сюжетом, но и интересными подходами к подаче игрового процесса. Если реализация подобных идей укладывается в бюджет, руководитель проекта не станет вам отказывать. И вот здесь вы получите в свои руки безграничную власть! (зловеще смеется) ».

Где получить профильное образование и где пройти стажировку?

Чаще всего игровые сценаристы — талантливые самоучки. Вузы их не готовят и едва ли скоро начнут. Однако некоторые учебные центры — например, школа компьютерной графики Scream School — организуют мастер-классы профессионалов этой области. Существуют и зарубежные программы подготовки, а тем, кто не готов себе это позволить, поможет «Нарраторика » — экспериментальная школа игровых сценаристов. Базируется она пока в Калининграде, но большинство активностей — онлайновые, и участвовать в них может любой желающий.

Стажировка — хорошая возможность получить полезные навыки на практике, но попасть на нее — нелегкая задача. Запросы на стажеров от компаний поступают довольно редко, и нужно внимательно следить за новостями индустрии и пабликами компаний, чтобы не упустить момент.

Алина:


«Я закончила факультет международных отношений — мне очень нравилась история. Пока училась, мы с мужем начали снимать короткометражное кино своими силами. «Стажировалась» я, вкалывая по двенадцать часов на телевидении, параллельно дома писала сценарий полнометражного фильма. После этого меня взяли на мою первую большую работу в геймдеве. Сейчас все проще — у молодых сценаристов есть возможность стажироваться в игровых компаниях, не имеющих бюджета на ставку сценариста».

#GamesNightSPB, круглый стол «Инструментарий: библии, редакторы диалогов, вики».

Есть ли шанс делать игры у чистых гуманитариев, умеющих хорошо писать?

Важно перестать мечтать и начать трудиться. Тут все решает портфолио: некоммерческие проекты тоже могут эффективно работать на ваш имидж, если они выполнены качественно.

В портфолио могут быть не только сценарии, но и модификации к играм, примеры работ в качестве геймдизайнера. Ну и конечно же — ваши литературные труды. Главное — брать тексты покороче, в разных жанрах и формах.

Сергей:


«Я был одним из первых фантастов, кто начал работать с игровой индустрией. Меня пригласили в один проект (), который к тому моменту уже три года нарабатывал рабочий контент. Мне пришлось переписать большую часть готовых материалов, создавать биографии персонажей, новые территории и т.д. А закончилось все полномасштабной новеллизацией».

Богдан:


«Разработка игр подразумевает множество занятий, и шанс есть у всех. «Чистые» гуманитарии перестают быть таковыми после столкновения с процессом разработки. Именно потому вам нужно столкнуться с ним побыстрее.

Пишете отличные истории? Найдите команду энтузиастов и проверьте это. Сделайте маленький проект, а еще лучше — модификацию к любимой игре. Умение работать в команде очень важно. Не получится — сочиняйте новости для игровых сообществ. Новости — это тоже маленькие истории. Немного умеете рисовать? Займитесь 3D-моделированием.

Параллельно читайте профильные статьи, пока буквы изо рта не полезут. Попробуйте себя в деле со всех сторон. Через несколько лет вы поймете, что вам хорошо удается и куда двигаться дальше. За реальными примерами стоит сходить в подкаст Сергея Галёнкина . Там их рассказывают в каждом выпуске».

Какие читать книги, отслеживать ресурсы, посещать тусовки?

Чем больше информации вы получите, чем больше людей узнаете, тем лучше. Как только встречаете интересный паблик по теме — подписывайтесь; как только появляется возможность посетить или выступить волонтером на конференции — вперед!

Мария:


«Gamasutra, DTF, Хабрахабр, блоги Дэвида Гейдера, Алины Браздейкене, мой, много интересных и полезных материалов публикуется в группе «Нарраторики» во «Вконтакте».

Тусовки — да хоть на все! Знакомьтесь где только можете. Из конкретных мероприятий могу назвать конференции DevGAMM и КРИ, Devmeet и PiterArtDays в Питере, открытые лекции ScreamSchool в Москве, GamesNight и DevNight, которые проводятся в разных городах. О ближайших мероприятиях теперь очень удобно узнавать ».

Алина:


Читать можно книги по драматургии, киносценариям (например, «Спасаем кошку») и по геймдизайну. Матчасть с разными рекомендациями появилась и в сообществе сценаристов «Нарраторика». Сам мир российских сценаристов очень недружелюбен, но, когда одолеешь трудный порог входа, оказывается, что ребята на самом деле милые и душевные.

Насколько высок спрос на сценаристов? Есть ли вообще у студий понимание того, насколько важен сценарист?

Спрос на функционал высок, но редко выходит за пределы самой студии и ее ближайшего круга контактов. Не все студии осознают необходимость привлечь сценариста к проекту, а некоторые команды не могут себе позволить нанять для этих задач отдельного сотрудника.

В последние годы, правда, ситуация меняется к лучшему, многие перенимают западный опыт и уделяют сценариям и сценаристам больше внимания. На отечественном ТВ, например, статус сценариста очень высок. Там сценаристика развивалась долгие годы, и накопился хороший опыт — осталось взять и применить.

Мария:


«Спрос, к сожалению, низок, но и качество предложения настолько низко, что я даже не знаю. Обычно вакансия бывает раз в пару месяцев, на нее тут же падает ворох ответов, из которых 99% жуткий шлак. Так что, если у вас есть голова на плечах, вы пробьетесь.

Не у всех студий есть понимание, насколько важен сценарист. Но и не у всех сценаристов есть понимание, насколько сценарист-узкопрофильник не важен. У каких-то студий и сценаристов такое понимание есть — постарайтесь попасть в эту команду».

#GamesNightSPB, круглый стол «Сценарии single-player игр».

Каких ошибок на пути в сценаристы следует избежать?

Как бы сложен и тернист ни был «путь самурая», пройти его можно, особенно если удастся заручиться поддержкой «взрослого» сценариста, который поделится опытом и поможет оценить портфолио и тестовое задание, подскажет, как избежать очевидных ошибок.

Мария:


«Я думала, что можно работать сценаристом и не играть в игры. Вылечили на первой же работе в студии. Это даже не вопрос вкуса или там убеждений. Вы просто не сможете писать для игр, не играя в них. У меня, во всяком случае, не получается.

Думала, что можно работать сценаристом и не знать индустрии. Вылечилась, когда захотела сделать собственную игру.

Думала, что могу потянуть любой жанр и спектр работ, если вот чуть-чуть еще больше сил приложить. Выяснила, что не могу. ММО — не мое. Не идите в жанры, которые вам не нравятся, которых вы не понимаете.

Думала, что достаточно теории, чтобы успешно перейти к практике. Обломалась на том, что потерпела фиаско с практикой, даже прекрасно понимая теорию. Это как понимать принцип игры на пианино, но сесть за него и не сыграть ни одной мелодии, хотя слышал их сотни раз».

* * *

Конечно, в отечественном геймдеве очень сложно быть исключительно сценаристом. Разве что вы состоявшийся писатель со множеством публикаций. Так что очень желательно уметь что-нибудь еще.

Впрочем, тенденции постоянно меняются: рынок растет, индустрия — тоже, и все скоро может измениться. Ну а пока просто придерживайтесь правил, изложенных нами в статье, и ваш путь к славе станет немножечко легче.


Идея создать свою собственную игру приходит мгновенно. И тут мы начинаем размышлять, как назвать свою игру, какого жанра она будет и вообще о чем она. В этом месте мы приступаем к написанию игрового сюжета, где стараемся подробно всё осветить. Удобнее всего писать сюжет по зарание заготовленному шаблону, в нашем случае он будет выглядеть так:



1. Жанр - определяем жанр игры, что будем создавать.
2. Название игры - каждому творению необходимо имя.
3. Предыстория - краткое описание, с чего всё началось, откуда пошло.
4. Правила - игровые правила, которые игроку необходимо соблюдать. Существуют абсолютно во всех играх, любого жанра.
5. Персонаж(и) - начальные навыки, краткая биография.
6. Развитие - система развития персонажа или персонажей.
7. Место действия - где будет раскручиваться сюжет и происходить игровые события.
8. Сбор всего воедино - собираем все в кучку одним связным текстом.

Сейчас мы во всех подробностях рассмотрим каждый из пунктов, написанных выше. Примером послужит простенькая игра жанра "Интерактивная литература" или попросту Текстовый Квест. Приступим:

Пункт 1: Обычно жанр игры зарождается еще с идеей создания. Поэтому особых проблем возникнуть не должно. В нашем случае, как я уже говорил ранее, это текстовый квест. Их разновидностей в основном две:
а) Текстовый квест - все действия, предметы, персонажи и прочее описаны текстом.
б) Текстово-графический квест - здесь уже присутствуют элементы графики - картинки.
Пункт 2: Придумать название своей игре - задача не из ряда лёгких. Название должно быть запоминающимся, звучным. И также необходимо учесть легкость поиска. Игра у нас будет называться "Старый сундук".
Если уже сейчас ввести в одном из поисковиков название нашей игры, то ничего интересного он нам не выдаст. Лишь информацию о старинных сундуках, объявления о продаже и прочее. Нам необходимо будет добиться того, чтобы игра находилась на первых позициях в выдаче, это уже будет зависеть от того, на сколько хорошо вы ее раскрутите среди геймеров.
Пункт 3: Здесь необходимо поддаться творчеству и на некоторое время стать писателем. Если толкового у вас ничего не получается, то следует выбраться на просторы всемирной паутины и найти там историю, соответствующую вашим замыслам и подстроить ее под себя.
"В далекой от цивилизации деревушке жила ведьма. В своей небольшой халупе она занималась варением различных зелий, колдовала, наводила на людей порчу. Пакостила как могла. Много жителей пострадало от нее... В ее доме был сундук, в котором ведьма хранила свои богатства и различны старинные книги, цена которых очень велика. В один прекрасный день, все жители деревни собрались на совет, что же делать с проклятой колдуньей? Дружно порешили сжечь ее. Сказано-сделано. После ее гибели, жители деревни вспомнили о сундуке, каждый хотел забрать ее сокровища себе. Но заходя в дом - назад уже никто не возвращался. Куда пропадали люди, что с ними случалось? Неизвестно... " Вот так, кратко и банально.
Пункт 4: Правила существуют в любой игре. Вы их придумываете сами и даете игроку подсказки, чтобы соблюдал. Допустим, в нашей игре необходимо будет посадить цветок. Но цветы сажают в землю, а не в воздух или в воду. Отсюда вытекает банальное и на первый взгляд смешное правило: Посадка растений производится только в землю.
Пункт 5: Персонаж - главный герой. Их может быть несколько, в нашем случае будет один. Здесь мы описываем вкратце его историю жизни, кто он, откуда, чем занимается, по какой причине прибыл сюда.
"Аркадий Серов, уроженец города Санкт-Петербург. Занимается кладоискательством. О сокровищах Ведьмы узнал просматривая тематические интернет-порталы. За несколько часов он собрался в дорогу и уже через трое суток прибыл на место... "
Пункт 6: В нашем примере уровня развития героя не будет. Но, в случаях с системой, необходимо все тщательно продумать. Если вы расчитывайте на продолжительность игры в 8 часов и уровней у вас 8, то нужно распределить всё так, чтобы герой получал по уровню в час.
Пункт 7 : Здесь нам необходимо описать место развития событий. "Небольшая деревня, удаленная от цивилизации. Со всех сторон окружена густым лесом. Около двенадцати домов, покинутых жителями, из-за событий с ведьмой. Кто-то ушел, а кто-то сгинул, войдя в ведьмину хату. остался лишь один старик - Макар, живущий в начале деревни... " и дальше в том-же духе.
Пункт 8: На этом этапе мы внимательно вчитываемся в то, что написали, еще раз всё обдумываем, исправляем, дополняем и начинаем писать уже сам сюжет. Все собираем в один связный текст с подробностями.

Как говорит Сет Годин, автор вдохновляющих книг о маркетинге ставших бестселлерами («Фиолетовая корова», «Все маркетологи — лжецы», «Доверительный маркетинг»), продавайте не товары, а Истории. Думаю этот совет необходимо применять и в области игр.

История игры – это её сюжет. Именно история держит игрока в напряжении. Хорошо рассказанная история сможет даже спрятать скудный геймплей.

Но как эту историю придумать? Особенно если уже продумана механика и графика.

Перекопав кучу материалов, я нашла очень интересную книгу Джанни Родари «Грамматика фантазии». В этой книге рассказывается, как сочинять детские сказки. Приводятся методы, как раскрепостить свою фантазию. Один из них метод бином фантазии:

“Рассказ может возникнуть лишь из «бинома фантазии».

«Конь - пес», в сущности, не представляет собой «бинома фантазии». Это всего лишь простая ассоциация внутри одного вида животных. При упоминании этих двух четвероногих воображение остается безразличным. Это - аккорд типа терции мажор, и ничего заманчивого он не сулит.

Надо, чтобы два слова разделяла известная дистанция, чтобы одно было достаточно чуждым другому, чтобы соседство их было сколько-нибудь необычным, - только тогда воображение будет вынуждено активизироваться, стремясь установить между указанными словами родство, создать единое, в данном случае фантастическое, целое, в котором оба чужеродных элемента могли бы сосуществовать. Вот почему хорошо, когда «бином фантазии» определяется случаем“

Мне понравилась эта идея, и я решила попробовать этот способ для создания своей истории. Но я внесла небольшую поправку. Не все слова определялись случайно, т.к. у меня уже были примерные заготовки для игры, такие как геймплей и главные персонаж.

Я выписала слова, которые у меня уже есть. Они как начальное условие в моей задаче.

А вот вторую часть бинома я решила найти случайным образом. Причем я нашла два способа получения случайных слов.

1. Я воспользовалась следующим сервисом генерации слов: http://linorg.ru/randomword.php и выписала все слова, которые у меня случайно сгенерировались.

Начальные слова : Тележка, Камень, Сокровища, Приключения, Пещеры.

Случайные слова : Ногами, Совершенно, Подошла, Нужно, Выстрел

2. Я воспользовалась матрицей идей от Артемия Лебедева: http://www.artlebedev.ru/tools/matrix . В этом варианте я получала только существительные. Я писала начальные слова и получала к ним случайные существительные.

Тележка — Защита,

Камень — Радуга,

Сокровища — Личность,

Приключения — Равнина,

Пещеры – Слабак.

Мне больше понравился второй вариант. У меня сразу начали появляться идеи.

Например, «для защиты горожан наш Герой-искатель взял свою старенькую потрепанную тележку и отправился к пещерам». Вот и получилось начало историю. Сразу начала задавать себе вопросы. От чего или кого защищает горожан? Почему именно он? Почему отправился в пещеры? И т.д.

Прежде чем отвечать на все вопросы я решила сформировать все предложения с данными словами. Вот что получилось:

  1. Для защиты горожан наш Герой-искатель взял свою старенькую потрепанную тележку и отправился к пещерам
  2. Говорят, что в пещерах хранится волшебный радужный камень, который может исцелять людей. Именно этот камень хочет найти Герой-Искатель.
  3. Когда Герой-Искатель был маленьким ребенком, его дядя рассказывал ему необычайные истории про искателей сокровищ. Все эти истории были о сильных личностях, которые стали героями для будущего Искателя.
  4. Ходят страшные поверья про пещеры в равнинах. Говорят, что там спрятаны сказочные сокровища и все кто пытался их найти, никогда не возвращались. Но тем, у кого помыслы и душа чиста, нечего бояться.
  5. Герой-Искатель никогда не считал себя слабаком, и он решил вызваться на это гибельное задание спуститься в пещеры. Да и просто больше некому было.

В голове уже крутилась история. Осталось её только чуть-чуть додумать. Я начала комбинировать последовательность полученных предложений. Самый подходящий на мой взгляд вариант: 3-5-4-2-1.

Теперь дело за малым. Дополнить не достающие промежутки. Что за гибельное задание? Что угрожает горожанам? Как это связано с волшебным камнем в пещере?

После ответа на все вопросы, вот какая история у меня получилась:

«Когда я был маленьким, дядя часто рассказывал мне байки про искателей сокровищ. Их жизни выглядели такими захватывающими и интересными! А сами искатели – были героями! Когда я подрос, я стал одним из них. Все оказалось несколько иначе, чем в тех сказках. Искатели охотятся за деньгами, у них нет никаких принципов. Кроме не убей. Если конечно получиться.

Так вот, я Искатель. Да-да, я не горжусь этим. Хотя бросьте, кто не любит деньги?!

Моя история началась в одном маленьком городке. До меня дошли слухи о пещерах с до неприличия огромным количеством сокровищ! Но, было маленькое такое но. В них можно зайти, но нельзя выйти… Я конечно люблю деньги, но свою жизнь люблю еще больше. Эх, если бы я раньше знал про это но… И вот только я хотел покинуть этот несчастный городок, как кто бы мог подумать, на город опустилась смертоносная болезнь! И не просто болезнь какая-нибудь! Черт бы их побрал! А насланная правителем соседних городов. Что-то они не поделили, понимаете ли. И с одной стороны, а какое мое дело. Да вот только заболели все, кто был в городе. Все!! И вот у меня перед глазами уже вся моя короткая жизнь пронеслась! Такая не справедливость.

В городе организовали собрание, чтобы решить, как можно спастись, ведь иначе со временем умрут абсолютно все, кто был в городе. Конечно, вспомнили старые поверья про то, что в пещерах (да-да именно в тех) храниться волшебный камень, излечивающий все болезни и бла-бла-бла. Говори долго и много, честно признаюсь, не люблю скучные сборища. Только вдруг на этом собрании стало очень тихо и почему то все эти людишки смотрели пристально на меня! Дальше все было как в тумане. Проснулся я уже в пещере. Да! Представляете, они решили, что раз я искатель, то я должен добыть им это камушек!! Только меня вот они спросить забыли. Вот, такие они люди. И вот такое начало мое истории »

.
.
Еще один важный компонент игры, который следует принять во внимание на начальных этапах разработки - это игровой сюжет. Так ли он нужен вашей игре? Как подойти к разработке сценария для проекта? Каково место сюжета в общей концепции? Попробуем найти ответы на эти вопросы.

.

Говорить об игровом сюжете в контексте подобной статьи очень сложно, потому что сюжет, как и любой другой компонент вашей игры, очень сильно зависит от концепции в целом. Я не буду углубляться в какие-либо нюансы и тонкости литературного мастерства, так как, во-первых, я сама не являюсь профессиональным сценаристом, во-вторых, обсуждение сюжета в таком ключе - это обсуждение сферических коней в вакууме, бессмысленное и непродуктивное. Вместо этого, я попробую рассмотреть сюжетный компонент с точки зрения геймдизайна: зачем вообще нужен сюжет и каково его место в общей картине проекта, и какие существуют способы подачи сюжета.

.

Во-первых, давайте разберемся, что же отличает книжную историю от истории игровой? Ответ на самом деле очень простой: литературное произведение - это история ради истории, игровой сюжет - это история ради игры, и об этом не надо забывать. Сюжет вашей игры не может существовать отдельно от вашего геймплея, не может быть с ним не связан, не может разрабатываться в отрыве от всего остального. Не бывает такого, что встречаются сценарист и геймдизайнер, каждый приносит по стопке листов, один - сценарий, другой - диздок, перемешивают их между собой и - готово, хлопают в ладоши. Сюжет - это такая же игровая механика, как и бои в вашей игре, или элементы управления.

.

Ролью сюжета в игре определяется его значимость в игровом процессе. Он может занимать маленькое пространство и находиться в полном подчинении геймплея, и являться одной из шестеренок большого и сложного механизма вашей игры, а может занимать ведущую роль, тогда отношения геймплея и сюжета будут скорее похожи на партнерское сотрудничество, где сюжет поддерживает геймплей, а геймплей поддерживает сюжет.

.

.
Нужен ли вашей игре сюжет?
.

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, давайте расставим пару точек над “i” в околосюжетной терминологии. Самое глобальное понятие в сюжете - это сеттинг. Сеттинг - это время, место и обстоятельства, в которых разворачиваются действия вашей игры. Проще говоря, это мир, в котором происходят события.
.

“Средневековый мир в котором есть магия и несколько совершенно разных рас” - это сеттинг.

“Московский метрополитен - город под землей для горстки выживших после атомной войны” - это сеттинг.

“Фантастический мир далекого будущего, в котором борьбу за ценные планеты и сферы влияния ведут крупные корпорации” - это сеттинг.
.

Сюжет - это непосредственно ваша история, которая развивается в рамках выбранного вами сеттинга, выливаясь в последовательность каких-то событий.
.

Сеттинг может существовать без сюжета. Сюжет не может существовать без сеттинга.
.

Прежде чем придумывать как можно встроить сюжет в ваш игровой процесс задайте себе вопрос “какова цель введения сюжета в мою игру”? Какие вообще цели может выполнять сюжетный компонент?

.

1. Он может помогать игроку продвигаться по игровому процессу и ставить для него цели.

Например, в каждом новом уровне игры Monument Valley согласно сюжету, принцесса Ида должна вернуть на священный алтарь очередной геометрический артефакт, что является четкой целью для игрока на уровне, и обозначает его завершение. Благодаря этому, игрок может проложить путь от точки старта головоломки к точке финиша.
.

. .

2. Сюжет может помогать создать атмосферу и настроение в игре.

Например, в игре Cheese Tower при первом запуске игрок может увидеть сюжетный ролик, который рассказывает о том, что мыши пытаются украсть сыр, а кот должен им помешать. Такой простой и короткий сюжет позволил разработчикам сделать прикольную графику и анимации, создающие шутливо-мультяшную атмосферу которая в свою очередь сглаживает углы при проигрышах и в особо сложных уровнях, поднимая настроение игроку. Согласитесь, игра не была бы такой прикольной, если бы вместо квадратных мышей и злорадно потирающего лапы кота в игре были бы однотонные кубики.
.


.

3. Сюжет может повышать вовлеченность игрока в игровой процесс.

Для иллюстрации этого пункта я взяла бы игру Angry Birds . Кто знает, выстрелила бы она, если бы вместо уникальных птиц, каждая из которых обладает своим характером, игроку пришлось бы стрелять безликими шариками? Птицы в Angry Birds это уже не просто игровая механика, это герои, обладающие своим характером и особенностями. Это разделение на героев позволило создавать мини-мультики, которые являются интригами к каждой новой части игры. Они понятны аудитории всех возрастов и прекрасно распространяются во внеигровом пространстве. Сейчас герои Angry Birds давно живут за рамками своего игрового мира, например в фильме, снятом по мотивам игры.

. .

.

.

4. Сюжет может объяснять и поддерживать геймплейные механики.

Например, в платформере Mega Run сюжет заключается в том, что некий монстр похитил друзей главного героя, посадив их в свой рюкзак с добычей. И они как Гензель и Гретель выкидывают из рюкзака злодея предметы, которые помогут герою их отыскать. Именно эти предметы игрок должен собирать во время прохождения уровней.

.

.

В качестве примеров я специально выбрала простые мобильные игры, в которых, как считается, сюжетная составляющая не нужна, чтобы показать, что даже такой простой геймплей становится краше с добавлением какого-то бекграунда или конкретной истории. В общем игра, в которой в каком либо виде присутствует сюжетный компонент в любом случае выигрывает перед игрой абстрактной и безликой. Наличие интересного сюжета или даже просто цепляющего сеттинга повышает вовлеченность и эмоциональную привязанность игрока.

.

.
Как внедрить сюжет в игру?
.

Казалось бы, все понятно. Для того, чтобы игра была поинтереснее, нужно просто добавить как можно больше сюжетных компонентов, и дело в шляпе. Но не все так просто. Секрет не в количестве и глубине проработанности сюжетных составляющих, а в их соответствии своей технической цели. Помните, я говорила, что сюжет в игре - это не самоцель, а лишь одна из составляющих игрового процесса? Не берем в расчет интерактивные книги вроде Lifeline , но даже в современных играх жанра “интерактивное кино” сюжет не может вертеть геймплеем или пренебрегать им.

.

Для того, чтобы правильно внедрить сюжетные механики в ваш игровой процесс, нужно хорошо знать свою целевую аудиторию и жанр, в котором вы работаете. Для этого нужно ответить на несколько вопросов.

.

1. Какова длина вашей игровой сессии?

Чем короче игровая сессия, тем проще и понятнее должны быть сюжетные составляющие. При короткой игровой сессии игрок не сможет сконцентрироваться на сюжете или проникнуться им эмоционально.

.

2. Насколько казуален ваш проект?

Чем казуальнее проект, тем проще для него сюжетные компоненты. В простых платформерах, раннерах и фермах многие разработчики ограничиваются только сеттингом. Во-первых, это обусловлено тем, что у казуальных проектов чаще всего короткие сессии. Во-вторых, казуальная аудитория не любит сложные и запутанные сюжеты в принципе.

.

3. Нужны ли вашему проекту дополнительные точки интереса?

Чем самобытнее и нестандартнее ваш геймплей, тем меньше он нуждается в дополнительных сложностях. Возьмем в качестве примера игру Limbo . В игре достаточно точек интереса: и новые головоломки на каждом уровне, и необычная графика к которой невозможно привыкнуть, и большое количество заскриптованных нестандартных событий, при этом сюжет как таковой в игре отсутствует, есть только сеттинг: мальчик ищет в этом странном мире свою сестру. Усложнение сюжетной составляющей здесь не нужно и не уместно, оно бы только отвлекало от самого геймплея.

.

4. Насколько ваш геймплей однообразен?

Если в вашей игре достаточно простой и однообразный геймплей, это не плохо для геймплея как такового, если это интересно, но в долгосрочной перспективе это быстро надоест и перестанет удерживать игрока в игре. В таких играх сюжет выполняет роль мотивирующего фактора. Возьмем для примера игру Papers Please . Несмотря на то, что комбинации игровых механик немного варьируются от уровня к уровню, это все та же проверка документов, и именно интригующий сюжет обеспечивает удержание игроков в игре.

.

5. Насколько большая свобода действий у игрока?

Если ваш игровой мир многогранен и велик, или напичкан сложными механиками, или у игрока в нем большая свобода действий, то игровой сюжет выполняет в такой игре роль направляющей, которая ставит цели, обучает и не дает игроку растеряться и заблудиться. Представьте себе Skyrim без игрового сюжета. Или The Vanishing of Ethan Carter , которая сразу же стала бы безлюдной пустышкой, по которой даже не захотелось бы бродить.

.

6. Какие сюжетные компоненты в играх подобного жанра?

Очень полезный пункт, всегда анализируйте игры конкурентов. Это не значит что не стоит рисковать или придумывать собственные решения, но если ни один успешный представитель жанра не использовал нелинейный сюжет с двадцатью концовками в своей игре, то это неспроста, и стоит задуматься и проанализировать причины.

.

Ответы на эти вопросы помогут вам определить, насколько глубоко и масштабно должны быть проработаны сюжетные составляющие вашей игры. Правильное определение места сюжета в игре поможет избежать таких неловких моментов, как однообразный геймлей, в котором так хочется иметь хоть крупицу смысла, или наоборот, экшен, который то и дело прерывается невыносимыми длинными диалогами, которые вызывают только одно желание - проскипать их как можно скорее.

.

.
Как подать сюжет?
.

Есть различные способы построения сюжета, среди которых можно выделить три основных, это последовательный сюжет, нелинейный сюжет и самосоздающийся сюжет. Рассмотрим их поподробнее.

.

Последовательный сюжет
Это сюжет, который ставит перед игроком ряд последовательных игровых задач. Каждая решенная задача позволяет игроку продвинуться вперед, к следующей игровой ситуации, и так далее. Если бы мы рисовали схему сюжета, то она бы выглядела вот так:
.

К преимуществам последовательного сюжета можно отнести простоту реализации. Такой сюжет подходит практически к любой игре и выполняет большую часть функций, которые возлагаются на сюжетную составляющую с точки зрения геймдизайна. У вас меньше шансов ошибиться и работа для поддержания сюжета ассетами и геймплеем требуется минимальная.

.

У последовательного сюжета есть брат, которого можно ошибочно отнести к нелинейному сюжету - это последовательный сюжет с иллюзией выбора, когда у игрока в рамках одной игровой ситуации есть возможность совершить выбор, который, тем не менее, не влияет на итоговую сюжетную развязку сценария.
.


.

Нелинейный сюжет
Это вид сюжета, в котором игрок, попадая в игровую ситуацию имеет несколько вариантов решения игровой задачи, каждый из которых приводит к отличному от остальных результату. Игрок может получать разные бонусы, менять глобальные аспекты игрового мира, или даже зайти в тупик приняв то или иное решение. Схема нелинейного сюжета в общих чертах выглядит вот так:

. .

.

К плюсам нелинейного сюжета можно отнести то, что такой вид сюжета любим игроками и очень часто преподносится как одно из USP игры, но не только из-а собственной клевости но и из-за того, что для реализации такого вида сюжета требуется гораздо больше сил и средств. Когда вы используете последовательный сюжет, вы затрачиваете, например, сто рублей на его реализацию и его видят сто процентов игроков. Если сюжет начинает ветвиться, то приходится делать параллельные ветки, каждая из которых стоит 100 рублей и при этом каждую из них видит только 50 процентов игроков. Поэтому при реализации этого вида сюжета нужно внимательно оценить свои силы и его использование в игре должно быть действительно оправданным.

.

Небольшая статья на тему выборов в нелинейном сюжете по ссылке:
.

И наконец,
Самосоздающийся сюжет
Это сюжет, при котором в игре существует определенный набор механизмов, которыми игрок может пользоваться для того, чтобы создавать историю самостоятельно. По большому счету это песочница, ограниченная неким набором правил, в рамках которых игрок может резвиться как угодно. То есть, в отличие от двух предыдущих видов сюжета, где события запрограммированы и описаны разработчиком, в самосоздающемся сюжете игрок либо сам создает события, либо события для него создаются другими игроками, либо события генерируются рандомно игрой, а возможно и что все эти способы будут работать вместе. В принципе такой метод сложно отнести к сюжету, ведь сюжет как таковой отсутствует, тем не менее, набор возможных сценариев известен разработчику, что позволяет понять какой игровой опыт в итоге получит игрок. Яркие представители такого типа сюжетов - это серия Sims, многопользовательские игры типа Arma, или какая-либо игра с процедурно генерирующимися элементами/событиями.

.

К плюсам данного вида сюжетов можно отнести то, что игрок сам моделирует собственный игровой опыт делая его максимально интересным и ценным для себя. Генерирующиеся события вносят элемент добротного хаоса и неожиданности в игру. Тем не менее, реализация такого вида сюжета требует очень сильного геймдизайна, чтобы игра не превратилась в набор непоследовательных повторяющихся событий, которые быстро наскучат игроку.

Подробнее о механиках для внедрения сюжета в игру скоро будет информация в следующих статьях, следите за новостями.

.
РП

" itemprop="image">

Отличная игра начинается с отличной идеи, но качественное обучение методикам генерации идей редко доступно начинающим инди. Специально для вас автор статьи потратил время и нашел четыре простых, но в то же время мощных метода придумать идею компьютерной игры.

1 Концентрация

Это самый распространенный метод, каждый из нас хоть единожды применял его. Вы просто думаете до тех пор, пока не возникнет подходящая идея.

Но даже у этой техники есть свои особенности.

Известна история об ученом, который разработал клонирование ДНК. Дорога в исследовательский центр, где работал ученый, шла по скалистой, извилистой дороге вдоль берега океана. Каждый день по дороге на работу и с работы к ученому приходило много замечательных идей, и в то же время он не мог придумать что-либо хорошее у себя на рабочем месте. Тогда ученый выдвинул предположение, что думая в неподвижной атмосфере человек всегда будет приходить к одним и тем же идеям, а в изменчивой обстановке проще придумывать разные.

Дальнейшие исследования показали, что любые изменения в окружении позитивно отражаются на генерации идей. Отправляйтесь незнакомым путем, идите на прогулку в непривычное время и т.д. Как оказалось, это позволяет не просто находить идеи. В новой обстановке вероятнее прийти к абсолютно новому решению. Любопытные люди, которые любят изучать что-нибудь новое, более предрасположены к созданию новых идей. Так что разработчику игр жизненно важно постоянно изучать что-нибудь новое и быть любознательным.

2 Мозговой штурм

Это самый распространенный и известный метод в коммерческих компаниях, и игровая индустрия – не исключение.

Вам нужно собрать 10-20 человек и посадить их в подходящем помещении. Разделит людей на две команды: Участники и Комиссия. Штурм проходит в три этапа.

Постановка задачи

Это этап для Участников. В случае создания игр задача ограничена обычно количеством ресурсов: денег, членов команды и их специализацией, временем на разработку. Вся собранная информация о ресурсах поможет создать адекватное представление, какой проект способна сделать команда.

Генерация идей

Снова работают Участники. Люди начинают предлагать идеи друг другу и развивать их. Собирайте и записывайте любые предложения, даже самые бредовые идеи, например: водопроводчик, спасающий принцессу, или супербыстрый синий ежик. Когда вы соберете все идеи, пришло время перейти к третьему этапу.

Группирование и отбор

Завершающий третий этап выполняет Комиссия. Она оценивает собранные идеи, чтобы выбрать наиболее подходящую.

Для этого метода важно, чтобы группа людей для мозгового штурма была как можно более разнообразной. Поэтому многие компании стремятся собрать разнообразную команду (по расе, национальности, социальному статусу, личной истории, полу). Кроме того, если участники мозгового штурма являются членами команды разработки игр, идея и концепция игры будут восприняты как результат коллективной работы команды. Это улучшает моральный дух и повышает мотивацию членов команды.

3 Метод SCAMPER

Это простой и удобный метод. Он особенно полезен при работе с незнакомыми вам жанрами или теми, которые лично вам не особо нравятся. SCAMPER не требует усилий и почти всегда приносит результаты. На самом деле, это целый набор техник, которые разработчик игры применяет по очереди, пока не найдет свою идею. Каждая из букв в названии является ссылкой на один из методов генерации идей:

Персонажи Noitu Love 2

(S)ubstitute – Замените

Вы заменяете что-то в существующем проекте и смотрите, как все будет выглядеть после этого. Примените замену к игровой механике.

Вы думаете: Что, если это поменять?

Пример: Noitu Love 2

В этой игре есть три персонажа, которые появляются каждый в свое время. Сюжет и большинство уровней одинаковы для всех персонажей. Но когда вы играете с разными персонажами, игра начинает ощущаться совершенно по-другому. Причиной тому разная механика каждого из них.

Иногда даже кажется, что это разные игры, хотя уровни и поведение врагов остается прежним. Можно было бы многое рассказать об этой игре еще, но лучше один раз посмотреть все самостоятельно.

(C)ombine – Комбинируйте

Берете два жанра и пытаетесь их объединить.

Вы думаете: Что, если взять два или больше жанров, и смешать их?

Пример: Borderlands

Эта серия игр представляет собой комбинацию шутера и RPG. От шутера игра позаимствовала вид от первого лица и основную боевую механику. Из RPG игра получила систему уровней, опыт, прокачку, все виды оборудования с разными показателями и особые способности, которые игрок может изучать и использовать в бою.

(A)dapt – Адаптируйте

Возьмите старую забытую механику и обновите ее в соответствии с современными технологиями.

Вы думаете: Какую старую механику я могу использовать? Где ее использовать? И как эта механика измнится?

Пример: AR и старые образовательные игры

Все знают игру Pokemon GO. Но мало кто знает, что механика, на которой она основана, была создана задолго до появления мобильных телефонов. Эрик Клопфер говорил об образовательной игре, в которой для обучения использовались карты и реальные места. Но она не получила популярности, так как была неудобной. Со временем появились мобильные устройства, и игра стала проще. С 2012 года она вернулась под именем Augmented Reality.

(M)odify – Модифицируйте

Здесь можно сослаться на все игры с изменением эстетики и уровня объектов игры. В отличие от замены (Substitute) больше меняется эстетика игры, нежели ее механика.

Вы думаете: Что, если сделать игру о чем-то более или, наоборот, менее значительном?

Примеры: The Sims и SimCity

В первом случае мы имеем симулятор для управления человеческой семьей и их жилищем, а во втором – симулятор, контролирующий город и его жителей. Концепция игры осталась прежней: это экономический и пространственный симулятор. Разница в заключается только в уровнях объектов: в первом случае это просто дом с небольшой семьей, а во втором – город.

(P)ut – Примените иначе

Вы берете механику и находите ей новое применение.

Вы думаете: Как еще я могу использовать эту механику?

Пример: Undertale

В Undertale существует система опыта и уровней, но она имеет совершенно иное значение, чем в других играх. Если в большинстве игр эти индикаторы показывают силу и развитие персонажа во время игры, то в этой игре данные характеристики – это карма игрока.

(E)liminate – Удалите

Данный прием требует от разработчика убрать что-либо из уж существующей игры.

Вы думаете: Что я могу убрать из игры, и как это будет потом выглядеть?

Пример: Ultimate Epic Battle

Мы все знаем стратегии: вы собираете ресурсы, строите базу, армию, уничтожаете вражескую армию, уничтожаете базу противника и побеждаете. Но если мы исключим все, что связано с сбором ресурсов, строительной базы и базы развития – что останется? Ultimate Epic Battle! Здесь вы просто создаете армии на поле битвы и смотрите, как они сражаются.

(R)everse – Переверните

Игровая индустрия так же подвержена стереотипам, как и любая другая сфера человеческой деятельности. И нарушение этих стереотипов иногда дает замечательные результаты.

Вы думаете: Что мы делаем так же, как все остальные? Что если сделать наоборот?

Пример: Overlord и Dungeon Keeper

В большинстве фентези игр главный герой – положительный, спасающий мир от зла. Но в вышеупомянутых играх вы будете играть злодея. Это сделало их гораздо интереснее, чем большинство других.

4 Метод Рамсея

Это самый сложный из методов придумать идею компьютерной игры, потому что основан на особенностях человеческой психологии – и на математике. Но если вы хотите стать специалистом высокого класса, он вам также понадобится. Зачем вам использовать этот метод? В один прекрасный день вы будете наняты в качестве разработчика игр в крупную студию, и ваш начальник попросит создать игру по очень конкретной теме, например, об Эйнштейне, сказках Братьев Грим или «Алисе в стране чудес». И вы тут же упретесь в стену.

Фрэнк Рамсей выдвинул теорию о том, что если вы возьмете некоторый объем любой информации и начнете внимательно изучать, из нее вы всегда можете вывести новую информацию или найти между фактами внутреннюю взаимосвязь. Это объясняет, почему параноики и шизофреники могут повсюду видеть доказательства своей правоты. Но можно пользоваться теорией иначе и создавать ранее неочевидные концепции.

Суть метода состоит в том, что вы собираете максимально много информации по теме, на которую хотите создать игру. Затем вы начинаете изучать эти данные, выискивая в них скрытый смысл и незаметные связи, пока концепция игры не будет собрана из этих частей. Эффективность этого метода зависит только от двух факторов: объема полученной информации и усилий, затраченных на ее изучение информации.

Позвольте дать пару примеров, чтобы было понятнее как все работает.

Игра про Эйнштейна – это Braid. Множество моментов, фраз и элементов игровой механики заимствовано из книги «Easy lessons in Einstein» Эдвина Слоссона.

Игра про братьев Гримм – American McGee’s Grimm. Поначалу кажется, что волшебные сказки попросту перевернули и переврали. Но это не так. Сказки братьев Гримм сильно изменились с тех пор, как были написаны в оригинале. Братья жили в мрачные времена, и сказки, соответственно, были намного мрачнее. Постепенно сказки адаптировали, удаляя их них насилие и добавляя счастливые концовки. В результате, прочитав оригинальные сочинения братьев и современные издания, человек ощутит яркий контраст. Это показано в игре.

American McGee’s Alice and Alice: Madness Returns

Игра про Алису в Стране Чудес – это American McGee’s Alice and Alice: Madness Returns.

В игре вы встретите большинство персонажей из книги и посетите Страну Чудес. Разработчик игры попытался представить, что должно было случиться с героиней, чтобы Страна Чудес появилась внутри ее разума. В результате история начала состоять не только из событий в Стране Чудес, но и из событий реальной жизни, которые отражаются во внутреннем мире Алисы.

Как вы могли заметить, большинство приведенных в примерах игр можно назвать необычными, а иногда и странными, что не делает их плохими. Тренируйтесь в использовании методов создания идей, и вы сможете придумать игру на любую тему.

Переводит для Вас самые интересные статьи про разработку игр. По образованию физик-программист. Техническими переводами начала подрабатывать еще на старших курсах и постепенно это переросло в основное занятие. Интересуется гуманитарными технологиями, пробует себя в журналистике.