Игровая программа на тему окружающая среда. Сценарий развлечения «Путешествие в природу. Конкурсно-игровая ситуация «Грибы в лесу»

Сценарий познавательно-игровой программы по экологии

«За природу в ответе и взрослые и дети»

Перед началом мероприятия ВИДЕОСЮЖЕТ о природе (по вашему выбору)

Звучит песня «Чистые пруды»

Добрый день, жители прекрасной голубой планеты! Сегодня мы приглашаем вас праздник – праздник нашей Матушки Земли! И на этот праздник пришли все: и ребята, и взрослые; и гости, и участники! И мы рады приветствовать всех на нашем празднике!

Что же это за праздник? И зачем он? Чтобы нам всем стало понятно, я приглашаю вас совершить путешествие по нашей чудесной планете!

ВИДЕОСЮЖЕТ о природе (по вашему выбору)

Слайдовая программа «Сохраним нашу планету!!!» Приложение 5.

Всё это – наша родная планета. Сколько на ней прекрасного и удивительного: и бескрайние просторы, и горы, уходящие в небо, и синие-синие моря… А жителей на ней – не счесть, и каждый из них – маленькое чудо! Но часто люди забывают об этом, и тогда – дымят трубы, звучат выстрелы, гибнут животные… Чтобы напомнить людям о красоте нашей Земли, каждый год мы устраиваем этот замечательный праздник!

Слайд

Планета наша огромна. И за целую жизнь не может человек обойти её всю, от края до края. Только полюбив свою родную природу, человек сможет полюбить весь мир. И я не сомневаюсь, что ребята, которые будут сегодня участниками нашего праздника, знают и любят родную природу.

Слайды «Природа» после каждой строчки

Природа – это дом, в котором мы живем,

И в нем шумят леса, текут и плещут реки.

Под небом голубым, под солнцем золотым,

Хотим мы в доме том жить вовеки.

Природа – это дом, украшенный трудом,

Ты знаешь ли, ответь, ответь такому дому цену?

Что будет, если в нём крыша под огнем,

Что будет, если в нем сломаем стены?

Природа – это дом, в котором день за днём

Растут цветы и хлеб, кругом смеются дети.

И этот дом и смех – один, один на всех,

Другого дома нет на целом свете.

Слайд

    Сегодня мы с вами поиграем в игру, которая называется «Экологическое ассорти». Нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы знаете родную природу. Она, как никогда, сегодня нуждается в нашей защите, заботе, любви.

    В нашей игре победит та команда, которая действительно хорошо знает жизнь зверей, растений, птиц, насекомых, умеет правильно вести себя в природе, готовы её оберегать.

    Наша игра будет проходить в шесть этапов. На первом этапе каждой команде будет задано 5 вопросов. Какой номер вопроса, и из какого сектора достанется – будет зависеть от того, что достанут команды из наших мешочков. За каждый правильный ответ команда получает 30 кипарисов.

    Начинаем 1 этап нашей игры.

Слайд «Кот в мешке»

Слайд «Сектора»

30 кипарисов

    ВОПРОСЫ ЗЕЛЕНОГО СЕКТОРА

    ПРОДОЛЖИТЕ ПОСЛОВИЦУ. /Много леса – не губи, нет леса – ………. (посади).

    КАК ПО ПНЮ СРУБЛЕННОГО ДЕРЕВА УЗНАТЬ, СКОЛЬКО ЕМУ ЛЕТ? /На срубе четко видны годовые кольца. Сколько колец столько лет/

    ЧТО ЗА ТРАВА КОТОРУЮ И СЛЕПЫЕ ЗНАЮТ? /Крапива/

    КАКИЕ ДЕРЕВЬЯ ЗИМОЙ ОСТАЮТСЯ ЗЕЛЁНЫМИ? /Ель, сосна, туя/

    НАЗОВИТЕ ДЕРЕВО – СИМВОЛ НАШЕЙ РОДИНЫ? /Берёза/

    КАКИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ТРАВЫ ЛЕЧАТ ПРОСТУДУ? /Мать-и-мачеха, подорожник, дущица, мята и др./

    САМОЕ СЛАДКОЕ ДЕРЕВО? /Липа/

    КАКАЯ ЯГОДА БЫВАЕТ КРАСНОЙ, ЧЕРНОЙ, БЕЛОЙ? /Смородина/

    НАЗОВИТЕ ЯДОВИТЫЕ ЯГОДЫ, КОТОРЫЕ РАСТУТ В ЛЕСУ? /Волчье лыко, вороний глаз/

    КАКОЙ ЦВЕТОК ЛЕТО НАЧИНАЕТ? /Колокольчик/

    ВОПРОСЫ СИНЕГО СЕКТОРА

      ПЕРЕД КАКОЙ ПОГОДОЙ ПТИЦЫ ПЕРЕСТАЮТ ПЕТЬ? /Перед дождливой/

      ПИНГВИН ПТИЦА ИЛИ ЖИВОТНОЕ? /Птица/

      КАКАЯ ПТИЦА ПОДБРАСЫВАЕТ СВОЕ ЯЙЦО В ДРУГИЕ ГНЁЗДА? /Кукушка/

      ЗИМУЮТ ЛИ ПТИЦЫ В СКВОРЕЧНИКАХ? /Нет/

      ПОЧЕМУ СНЕГИРЯ ТАК НАЗВАЛИ? /Прилетают с первым снегом/

      ГДЕ ЗИМОЙ И ОСЕНЬЮ СПЯТ ВОРОНЫ? /В садах, в рощах/

      С ПРИЛЕТОМ КАКИХ ПТИЦ СЧИТАЕМ МЫ НАЧАЛО ВЕСНЫ? /Грачей/

      КАКАЯ ПТИЦА ВЫВОДИТ ПТЕНЦОВ ЗИМОЙ? /Клест/

      САМАЯ БОЛЬШАЯ В МИРЕ ПТИЦА? /Страус/

      КАКАЯ ПТИЦА МОЖЕТ ЛЕТАТЬ ХВОСТОМ ВПЕРЕД? /Колибри/

    ВОПРОСЫ КРАСНОГО СЕКТОРА

        КТО МЕНЯЕТ ШУБУ ДВА РАЗА В ГОД? /Лиса, белка, заяц/

        ЧТО ТЕРЯЕТ ЛОСЬ КАЖДУЮ ЗИМУ? /Рога/

        ЧТО СЛУЧАЕТСЯ С ПЧЕЛОЙ ПОСЛЕ ТОГО, КАК ОНА УЖАЛИТ? /Умирает/

        КАКОЙ ХИЩНЫЙ ЗВЕРЬ ПАДОК ДО МАЛИНЫ? /Медведь/

        КАКИХ ЗАЙЦЕВ НАЗЫВАЮТ ЛИСТОПАДНИЧКАМИ? /Которые родятся осенью, в листопад/

        КАКИЕ ЖИВОТНЫЕ СПЯТ ЗИМОЙ? /Медведь, ёж/

        КУДА ЗАЙЦУ БЕЖАТЬ УДОБНЕЕ, С ГОРЫ ИЛИ В ГОРУ И ПОЧЕМУ? /У зайца передние ноги короткие, а задние длинные, легче бежать в гору, с горы заяц катиться кубарем/

        КАКОЕ ЖИВОТНОЕ ОБЛАДАЕТ САМЫМ ГРОМКИМ ГОЛОСОМ? /Крокодил/

        САМЫЙ БЫСТРЫЙ ЗВЕРЬ НА ЗЕМЛЕ? /Гепард/

        САМЫЙ ЧИСТОПЛОТНЫЙ ЗВЕРЁК? /Барсук/

    ВОПРОСЫ ЖЕЛТОГО СЕКТОРА

    1. КАК УЗНАТЬ О ПРИБЛИЖЕНИИ ДОЖДЯ, НАБЛЮДАЯ ЗА МУРАВЕЙНИКОМ? /Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закрывают все ходы/

      КУДА ОСЕНЬЮ ДЕВАЮТСЯ БАБОЧКИ? /Большинство с холодами гибнут. Некоторые прячутся в щели, под кору и там зимуют/

      ПОЧЕМУ НАСЕКОМЫХ ТАК НАЗЫВАЮТ? /От слова «насекать» — у них на брюшке насечки/

      КАКУЮ ПОЛЬЗУ ПРИНОСЯТ ЧЕРВИ? /Рыхлят землю/

      КТОТ ОХРАНЯЕТ ЛЕСНУЮ ПОЛЯНКУ ОТ ВРЕДНЫХ МУХ? /Стрекозы/

      НЕ ПТИЦА, А ЛЕТАЕТ, НЕ СЛОН, А С ХОБОТОМ, НИКТО НЕ ПРИРУЧАЕТ, А НА НОС САДИТСЯ? /Муха/

      У КОГО УШИ НА НОГАХ? /Кузнечика/

      ВОЛОСАТА, ЗЕЛЕНА

В ЛИСТЬЯХ ПРЯЧЕТСЯ ОНА.

ХОТЬ И МНОГО НОЖЕК,

БЕГАТЬ ВСЕ РАВНО НЕ МОЖЕТ. /Гусеница/

9. НЕ ЗВЕРЬ, НЕ ПТИЦА, НОСОК, КАК СПИЦА.

ЛЕТИТ – МОЛЧИТ, СЯДЕТ – МОЛЧИТ. /Комар/

10. ДВА РОГА, А НЕ БЫК,

ШЕСТЬ НОГ БЕЗ КОПЫТ.

ЛЕТИТ – ТАК ВОЕТ,

СЯДЕТ – ЗЕМЛЮ РОЕТ. /Жук/

    ВОПРОСЫ ЧЕРНОГО СЕКТОРА

    1. ЕСЛИ ВЫ ЧИТАЛИ КНИГУ ИЛИ СМОТРЕЛИ ФИЛЬМ «ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО», ТО ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ КАК ЗВАЛИ ПРОДАВЦА ЛЕЧЕБНЫХ ПИЯВОК? /Дуремар/

      КТО ДАЛ БУРАТИНО ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК? /Черепаха Тортилла/

      КТО ИЗ ГЕРОЕВ КНИГИ «ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО» НОСИЛ СЕРЕБРЯННЫЕ ЧАСЫ? /Пудель Артемон/

      К СТВОЛУ КАКОГО ДЕРЕВА ПРИКЛЕИЛАСЬ БОРОДА КАРАБАСА-БАРАБАСА? /Итальянская сосна/

      ТРАВА ОТ 99 БОЛЕЗНЕЙ? /Зверобой/

      КТО МОЖЕТ ПИТЬ НОГОЙ? /Лягушка/

      ЧЕМ СТРЕКОЧЕТ КУЗНЕЧИК? /Ногой о крыло/

      КАКОЕ ДЕРЕВО ВЕСНОЙ ДЯТЛА ПОИТ? /Берёза/

      КАКИЕ ПТИЦЫ ВЫВОДЯТ ПТЕНЦОВ ТРИ РАЗА ЗА ЛЕТО? /Воробьи, овсянки/

      РАЗНОЦВЕТНЫЕ ГРИБЫ? /Сыроежки/

    Закончился 1 этап экологического турнира.

    Прежде чем мы перейдем ко 2 этапу нашего турнира. Я хочу вам напомнить, что наш турнир посвящен злободневной, отвечающей духу времени теме: «Берегите свою планету!»

    Поэт Николай Рыленков в своем стихотворении утверждает, что всё богатство природы принадлежит народу, а значит, и вам, детям.

    Все богатства русского пейзажа

В полное владенье нам даны:

Вьюжны зим серебряная пряжа,

Кружева зелёные весны.

Летний полдень в поволоке зноя,

Вечер, заглядевшийся в ручей.

Узорочье луговин цветное,

Теплый воск желтеющих полей,

Расписные листья листопада

Над бездонной синевой озер –

Все это твоё, и сердце радо

Целый мир влюбить в родной простор.

    Начинаем 2 этап нашего турнира.

Слайд «Турнир цветочный»

    — Я хочу напомнить вам слова великого сказочника Г.Х.Андерсена: “Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”. 2 этап турнира мы посвятим цветам. /45 кипарисов/

Слайды на все 9 вопросов

1. Я поэт, зовусь я Цветик,
От меня вам всем приветик. — Из какого произведения эти стихи? (Н.Н.Носов “Приключения Незнайки и его друзей” ).

2. “Есть такое твёрдое правило. Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок и сразу же приведи в порядок планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это скучная работа, но совсем не трудная”. — Из какого произведения эти слова? (А.Сент-Экзюпери “Маленький принц” )

3. Продолжите стихотворение:

Колокольчики мои,
Цветики степные!

(“Что глядите на меня, тёмно – голубые?” А. Толстой )

4. Эти простые цветы похожи на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучами. Созревшие их семена собраны в лёгкий пушистый шарик. Дунешь на шарик — полетят в воздухе лёгкие семена. — О каком цветке идёт речь? (Одуванчик )

5. О ней поют поэты всех веков,
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот свиток алых лепестков,
Раскрывшийся благоуханной чашей — О каком цветке идёт речь? (О розе )

6. Кто написал сказку “Каменный цветок ”? (П.П.Бажов )

7. Какой сказочный персонаж родился в цветке? (Дюймовочка )

8. Какой необыкновенный цветок описал С.Т.Аксаков? (Аленький цветочек )

9. Какой цветок полицейские всего мира считают врагом? (Мак )

— 3 этап нашего турнира называется «ЗНАК» ТАК ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ» /100, 90, 80 кипарисов/

— Ваша задача придумать знак и нарисовать его.

— Начинаем 4 этап нашего турнира. «Заморочки из бочки»

— В нашу бочку залезли разные животные и птицы и их не полностью видно. Ваша задача отгадать кто это. /20 кипарисов/

Слайды /9 шт./

Слайд-заставка

— Живет на Земле человек. Он – маленький, Земля – огромная. Человек любит свою Землю, потому что не может он жить без запаха листьев, без звонкой песни, без ручья, без синей мохнатой головки василька в поле.

Родина нас окружила
Дивной своей красотой,
Родина нам подарила
Воздух степной и лесной,
Берег крутой с быстрой рекой,
Синее небо над головой.

— Богата и разнообразна природа нашей Родины. На суше, в воздухе, в воде и под водой – всюду кипит жизнь. Эта жизнь полна тайн, загадок, чудес. Сколько интересного можно увидеть в лесу, в поле, на озере и даже около нашего дома, если внимательно ко всему присмотреться. Природа хороша во все времена года! Наша небольшая планета Земля добра к нам. Будем отвечать ей теплом на тепло, любовью на любовь!

— Часто писатели, поэты, художники, музыканты в своём творчестве обращаются к природе. В ней они находят созвучие своим мыслям, настроению, в ней черпают вдохновение.

— Мы предлагаем вам посмотреть «Танец дождя» и услышать как музыка и природа сливаются воедино.

ВИДЕОСЮЖЕТ «Танец дождя»

Слайд «Составь слова» Приложение 1,2,3.

5 этап нашего турнира называется «СОСТАВЬ СЛОВА»

Слайд

Слова для команд

1 команда 2 команда 3 команда

/25 кипарисов каждое слово + за быстроту 50, 45, 40/

Слайд-заставка

6 этап нашего турнира называется “Знатоки природы”. /50 кипарисов/

— Чтобы любить природу, нужно её знать.

Слайд 1. В Древней Руси этого зверька называли векша. Он грациозен и красив. Его детёныши рождаются голенькими, зато потом щеголяют в рыжих пушистых нарядах. Зверёк очень доверчив. (Белка )

Слайд 2 .Это насекомое хранит удивительную тайну: сидя на травинке в Подмосковье, оно способно почувствовать даже незначительное землетрясение в Японии. (Кузнечик )

Слайд 3. Этих птиц любят за их веселый нрав. Они прекрасные звукоподражатели и часто поют зябликом, дроздом, квакают лягушкой, лают собакой. От них много пользы. Весной они ходят по полям, собирая личинок и насекомых, зимовавших в земле. Летом поедают большое количество гусениц и жучков – листоедов. (Скворец )

Слайд 4. В России этого жучка издавна называли “солнышко”. Он красненький и кругленький, очень добродушный и безобидный, — никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молочко, что и натолкнуло людей на имя, данное этому жучку. (Божья коровка )

Слайд 5. Время цветения этого кустарника апрель, май. Плоды созревают в августе. Они овальные, сочные, ярко – красные и сидят прямо на стволе и ветках. В названии этого кустарника упоминается всем известный хищный зверь. (Волчья ягода )

Слайд 6. Кто не удивляется их трудолюбию и терпению. Ежегодно они могут приносить с свой дом килограмм всякой добычи, около 100000 насекомых. Этим они полезны лесному хозяйству. Но они разводят, как пастухи массу тлей – в этом их вред, который, однако, очень мал по сравнению с пользой. (Муравьи )

— Богата и разнообразна природа нашей Родины. На суше, в воздухе, в воде и под водой — всюду кипит жизнь. Сколько интересного можно увидеть в лесу, в поле, на реке и даже около нашего дома, если внимательно ко всему присмотреться. Природа хороша во все времена года!

— Наш завершающий этап «КОНКУРС КАПИТАНОВ» /100 кипарисов/

Выберите карточку на которой может быть название животного, птицы, насекомого и т.д.

Нужно без слов, без звуков, только жестами, мимикой и телодвижениями показать своей команде, а они должны отгадать.

Приложение 4 . Заяц, Лягушка, Олень, Носорог, Павлин

СИТУАЦИИ ДЛЯ КАПИТАНОВ / 10 кипарисов за каждый дельный совет/

На день рождения Кате подарили щенка. Наконец-то сбылась её мечта. Она так долго просила родителей купить ей щенка. И вот теперь у неё появился новый друг. Катя каждую минуту играла с ним, кормила, гуляла с ним. А потом ей подарили говорящую куклу. О щенке Катя вспоминала все реже, а когда он заболел, сказала маме: «Больной собаке не место в доме, пусть живет на улице»

Сережа рассказал о том, что когда они гуляли с папой по лесу, то развели костер и пекли картошку. Потом папа залил костер из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал. Как убедить папу Сережи в том, что в лесу разжигать костер нельзя, а мусор лучше забрать с собой и выбросить в специально отведенное для него место.

Телеграмма: «Мы – первая зелень и за это нас ломают. Ломают все, кому не дорог лес. Мы даже боимся распуститься первыми в лесу. А чего хорошего? Все равно сломают. Помогите нам. Это очень больно, когда тебя ломают. Очень! Ваши зеленые друзья: Ива, Черемуха, Лесная сирень».

Какие ответы вы пошлете на эту телеграмму? Какую помощь можете оказать?

Слайд

— Закончился наш турнир. Счетная комиссия подсчитывает результаты.

Я хочу вновь вернуться к теме нашей программы и еще раз обраться к вам и ко всем жителям нашей планеты со словами: «Охраняйте природу».

    Наша небольшая планета Земля добра к нам. Ответим ей теплом на тепло, любовью на любовь. Но не все из нас, к сожалению, по-настоящему любят и берегут природные сокровища – леса, поля, реки, дары природы и живых обитателей.

    Услышу ль у сосен в полдневный час

Журчанье струй средь камушков и брода. –

О, люди, мыслю я, у всех у нас

Есть мать одна, по имени Природа!

У ней для нас хватает доброты,

И мы живем, запечатлев в душе навеки

Её прекрасные черты – поля, луга, моря и реки.

Но если…

Впрочем, в наш жестокий век понятно всем

Что это «если» значит?

О, человек!

Природа-мать ни рек и ни морей от глаз твоих не прячет,

Ни росных трав, ни голубых озер…

Цени её доверие, Природы!

Не обмани его!

И в темный лес входи, как в храм, под мраморные своды!

    Природа – наше богатство. Сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и долг.

    Ты, дружок, смотри не подкачай!

Правдивым быть и добрым обещай!

Не обижай ни птахи, ни сверчка,

Не покупай для бабочки сачки.

Люби цветы, леса, простор полей –

Всё, что зовётся Родиной твоей!

Награждение победителей конкурса ЭМБЛЕМ.

Объявление результатов и награждение команд дипломами.

    Наше мероприятие подошло к концу. Надеюсь, что мы сегодня смогли убедить вас, в том, что природу, планету Земля надо постоянно охранять и беречь. Окружающий нас живой мир удивительно велик и разнообразен, а мы его очень мало знаем. Читайте больше книг о природе, таких как «Лесная газета» В.Бианки, «Птицы на проводах» В.Пескова, книги К. Паустовского, М.Пришвина и многие другие.

В конце показ небольшого фильма о природе. (10-15 мин) и раздача буклетов.

Список использованной литературы:

Бакулина Г.В. Это земля – твоя и моя. Экологическая игра. Читаем, учимся, играем.2003.№ 11.

Буканова М.С. Живая планета: Сценарий мероприятия, посвященного проблемам охраны окружающей среды. – 2004. — № 8.

Гудимов В. Школьный праздник, посвященный Дню Земли. Воспитание школьников. 2001. № 1.

Данилова М.З. Занимательная экология. Воспитание школьника. 2005. № 5

Желтова Е.Е., Моисеева С.В.«Земля – планета будущего» Школьный праздник. Биология в школе. 2003. № 5

Экологические сценарии. Педсовет. 2000. № 6; 2001. № 6; 2003. № 6; 2004. № 11.

Видеоматериал используемый в программе: фильмы предоставленные государственной телевизионной и радиовещательной компанией «Югория» г. Ханты-Мансийск. Фильмы с международной акции «Спасти и сохранить».

218-563-937 Седов Роман Геннадьевич – педагог-организатор, руководитель студии театральных экстравагантных постановок «STEP », победитель городского конкурса профессионального мастерства «Учитель года 2010» в номинации «Сердце отдаю детям» город Нижневартовск

МБУ ДО ДДТ г. Гуково.

Городская игровая программа для младших школьников. Сценарий экологической игры «Дом под крышей голубой»

Все команды построились на площади.

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «Раненая птица»

ВЫХОДИТ ВЕДУЩАЯ: Здравствуйте, дорогие друзья! Общероссийское экологическое общественное движение «Зеленая Россия» объявило о старте Всероссийского субботника «Страна моей мечты» . Ведь страна – это наш общий дом, и только от нас с вами зависит, будет ли в нашем доме чисто, светло и уютно! Сегодня, 16 сентября в субботнике принимает участие вся наша страна. Это событие стало настоящим праздником. В разных городах проходят субботники, экоуроки, мастер- классы и экологические игры.
И поэтому, сегодня мы с вами собрались здесь, на площади Победы у Дома детского творчества для участия в городской экологический игре — квесте «Дом под небом голубым!».

Правила нашей игры:

1. В игре участвуют 12 команд.

Каждой команде предстоит побывать на 6 игровых станциях. На каждой игровой станции вас, ребята, встретят педагоги Дома детского творчества.

Успех на каждой станции будет разный – некоторые команды получат зеленые жетоны, некоторые — синие или светло- зеленые жетоны, После прохождения всех этапов игры – капитаны команд предоставляют свои жетоны главному судье игры – методисту Зайцевой Наталье Викторовне. Каких жетонов окажется у команды больше – то место и займет она в нашей игре. Зеленых больше – 1 место, синих – второе, светло- зеленых – третье.

Каждая команда будет передвигаться по станциям – по своему маршрутному пути.
Приглашаются капитаны для получения маршрутных листов.

ВСЕМ УДАЧНОЙ ИГРЫ!

1 СТАНЦИЯ «ЭСТАФЕТА С КОЛЬЦАМИ»

Оборудование: линия старта, 2 игровых поля (нарисованный квадрат на асфальте – 3 м х3м, с ячейками 30см х30 см, в ячейках буквы) на расстоянии 7 метров от старта. Каждому игроку выдается одно пластмассовое или фанерное кольцо.

Ведущий: Ребята, перед вами игровое поле, задача каждого игрока добежать до игрового поля найти одно название зверя, птицы или рыбы, положить кольцо на первую букву этого слова и вернуться назад, передав ход следующему игроку. Выигрывает та команда, которая нашла на игровом поле 6 слов (слов больше)- названий животных и пришла на финиш первой. Победитель получает золотой жетон, 2 команда серебряный жетон. Если команда, нашла на игровом поле меньше 6 слов – бронзовый жетон.

К М Е Д В Е Д Ь Д А
А О В М А П 3 А Я Ц
Б А Р А Н Ш О К Т Ы
А Г К О 3 Ё Л О С Ь
А X К Р О Т В О Л К
В О Р О Б Е Й С О М

2 СТАНЦИЯ «ЛЕС»

Оборудование: большие кубики- 5х5, на них таблички с профессиями,2 столика, карточки с предметами. Время на выполнение задания 2 минуты.

Ведущий: ЛЕС – наше богатство! ЛЕС – это зеленый наряд нашей Земли. Там, где лес – всегда чистый воздух. ЛЕС – это дом для зверей и птиц. ЛЕС – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, грибы, ягоды.

Карточки с профессиями — музыкант, врач, столяр, химик, кораблестроитель.

1. Краска.
2. Пихтовое масло
3. Книги.
4. Камфара.
5. Атласы и карты.
6. Газета.
7. Ароматизаторы.
8. Пробки.
9. Клей.
10. Украшения.
11. Глюкоза
12. Уголь древесный.
13. Пианино.
14. Пластмасса
15. Строительные материалы.
16. Карандаши.

Ведущий раздает жетоны: если задание выполнено правильно — золотой жетон, серебряный – если остались карточки или сделаны ошибки.(не более 2),бронзовые более 2.

3 СТАНЦИЯ «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗООПАРК»

Оборудование: аккордеон, маски или головные уборы животных (например: лиса, кошка, утка, зебра, лев, корова и т.д.)

ВЕДУЩИЙ: (Принимает участие одна команда) Ребята, представьте, что в зоопарке состоится концерт. Подберите «артистов» для исполнения знакомой песни так, как это могли бы сделать ансамбль в составе … (это ваш выбор). Переоденетесь в животных и пойте знакомую песню голосами этих животных.

Команда получает золотой жетон – если получился очень хороший номер, если не очень дружно- серебреный жетон, совсем слабое исполнение- бронзовый жетон.

4 СТАНЦИЯ «ПО ГРИБЫ»

Оборудование: Большие пластмассовые бочонки, кегли, карточки грибов

ВЕДУЩИЙ (2 команды): Представьте себе, что вы пошли по грибы в лес, гуляете по лесу и видите, что в лесу очень много мусора, конечно вы, как истинные экологи, соберете мусор – закопаете его в ямы, но большие емкости, которые вы нашли в лесу заберете собой. Ваша задача – оправится по грибы, перекатывая бочонок между деревьями (кегли), собрать все грибы полезные грибы, и не собрать один опасный гриб, под деревьями и кустами и благополучно вернуться домой.

Эстафета двух команд. Победитель – получает золотой жетон, команда пришедшая второй – серебренный, а те кто сбил кегли — бронзовый.

5 СТАНЦИЯ «ЧИСТОТА- КРАСОТА»

Оборудование: кубики с надписями отходов, 8 контейнеров разного цвета.

ВЕДУЩИЙ (2 команды): Во многих цивилизованных странах – существует раздельный способ сбора мусора. На улицах стоят мусорные контейнеры разных цветов. В них складывают соответствующий мусор. Вы тоже сегодня попробуйте это сделать. Задание: Перед вами 4 контейнера разного цвета.

1. Белый (значок «Книга») – бумага, газеты, журналы, картон.
2. Желтый (значок «Банка) – банки, бутылки, пластик, металл.
З.3еленый (значок «Сосиска»)– пищевые отходы.
4. Черный – (значок «Череп и молния») опасные отходы. (батарейки, лампочки, сломанные телефоны.)

На кубиках написаны названия отходов. Кубики разложены по площадке.

По команде – каждая команда складывает мусор по контейнерам. Время выполнения задания 1 минута.

БУМАГА
ГАЗЕТА
ЖУРНАЛ
КАРТОННАЯ КОРОБКА ИЗ ПОД ОБУВИ
БАНКА
БУТЫЛКА ИЗ ПОД ЛИМОНАДА
ПЛАСТИКОВАЯ БУТЫЛКА
СЛОМАННАЯ ДЕТСКАЯ МАШИНКА
БАТАРЕЙКА ИЗ ФОНАРИКА
ЛАМПОЧКА
СЛОМАННЫЙ ТЕЛЕФОН
БАНАНОВАЯ КОЖУРА
ФАНТИКИ
ОГУРЦЫ
КОЖУРА АПЕЛЬСИНА
ПАКЕТ ИЗ ПОД МОЛОКА
СУХОЙ ХЛЕБ
ЗАСОХШИЕ ПИРОЖКИ
БАТАРЕЙКА ОТ ЧАСОВ
КУСОК ПИРОЖНОГО
СТАРЫЙ БУТЕРБРОД
ОГРЫЗОК ЯБЛОКА

Победитель — кто больше и без ошибок соберет и разложит мусор по контейнерам. Серебряный жетон – до 5 ошибок, более 5 ошибок – бронзовой жетон

6 СТАНЦИЯ «ПИРАМИДА»

Оборудование: цветные (желтые и зеленые) цилиндры и квадратные дощечки, с наклеенными картинками животных.

ВЕДУЩИЙ (2 команды): Все животные разговаривают по — своему. Корова – мычит, мышка пищит и т.д.

На расстоянии 5 метров разложены цилиндры и фанерки.

Задача — как только ведущий скажет – кто так говорит: например – кто из животных «воет», 1 член каждой команды бежит, находит предмет (цилиндр или дощечку) с соответствующим животным и приносит предмет с картинкой к старту, второй слушает какое слово скажет ведущий повторяет тоже самое. Всего 12 животных нужно угадать команде, т.е. каждому ребенку придется сбегать 2 раза. Затем команда строит башню из принесенных предметов. Победитель – первым построил пирамиду и без ошибок правильно определили всех животных и быстрее всех построили пирамиду. Если допустили более 5 ошибок – бронзовый жетон.

Порядок вопросов:

1. Голубь – воркует
2. Змея — шипит
3. Гусь – гогочет
4. Овца – блеет
5. Коза – мекает
6. Лев – рычит
7. Рыба- булькает
8. Лошадь – ржет
9. Белка — цокает
10. Курица — кудахчет
11. Пчела – жужжит
12. Сова — ухает

7 СТАНЦИЯ «ЛАБИРИНТ»

Оборудование: нарисованный мелом на асфальте лабиринт в виде цветка, 5 квадратов разного цвета.

ВЕДУЩИЙ (одна команда): Задача команды – пройти лабиринт всей командой, не наступив на черту — найти 5 квадратов разного цвета за 30 секунд, затем принести квадраты ведущему. На каждый цвет квадрата придумать 2 овоща или фрукта – которые будут соответствовать цвету квадратов.

Желтый – лимон, банан, перец, алыча, картофель
Красный- помидор, перец, вишня, черешня
Зеленый – капуста, огурец, зелень петрушки, укропа, сельдерея, киви, авокадо, айва, горох
Оранжевый – морковь, облепиха, перец, тыква, апельсин, мандарин
Фиолетовый – баклажан, свекла, слива, алыча, перец,базилик.

Если уложились по времени и назвали овощи и фрукты – золотой жетон, не уложились, но назвали – серебряный, не уложились и не назвали – бронзовый жетон

СТАНЦИЯ ДОБРЫХ ПОМЫСЛОВ «СПАСЕМ ПЛАНЕТУ!»

Оборудование: ватман A 2 , фломастеры, мольберты (4)

Создание плакатов по охране природы:

1. «Берегите лес!»
2. «Берегите воду!»
3. «Соблюдайте чистоту!»
4. «Земля наш дом»
5. «Сохраним воздух!»
6. «Сохраним мир вокруг себя!»
7. «Не опоздай спасти планету!»

Ведущий: Ребята, просим вас построится на своих местах и показать всем экологические плакаты, которые у вас получились! Все большие молодцы! Фото на память!

Ведущий: Уважаемые игроки, начинаем награждение.

Награждение грамотами

Наша игра подошла к концу. Расскажите всем, друзьям, родителям, одноклассникам, что вы стали участниками Всероссийской акции «Зеленая Россия», которая сегодня проводилась по всей стране. Ведь наша страна – наш общий дом под крышей голубой- и только от нас зависит каким он будет! Любите и берегите нашу планету!

Игровые станции:

1. «Эстафета с кольцами» — педагог Ревина М.Ю.
2. «Станция добрых помыслов» — педагог Семенова М.А.
3. «По грибы» — педагог Югова М.В.
4. «Красота — чистота» — педагог Пинкина Л.Б.
5. «Пирамида» — педагог Боброва М.А.
6. «Лабиринт» — педагог Кузнецова Н.А.

Экологическая ромашка. Беседа с элементами игры

Замысел: «Ромашка» - форма организации игры на экологическую тему. Каждый лепесток «ромашки» содержит разнообразные задания, такие как логические задачи, загадки, криптограммы, игры на развитие воображения, аукцион, юмористические задачи и. т. д. Игра способствует повышению общего уровня экологической культуры детей, развитию творческих и коммуникативных способностей. Рассчитана на детей 2-4 классов.

Ход игры

Ведущий . Земля, земной шар - это наш общий большой дом, в котором хватает места всем: людям, животным, растениям... Над нами одна общая голубая крыша - небо. У нас под ногами один общий пол - земная поверхность. У нас один на всех чудесный источник света и тепла - Солнце. У нас общие источники влаги: реки, озера, моря, океаны... Всем надо дышать, есть, пить, растить детишек.

За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Известно, что растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает, и сохраняются на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушить хоть какое-нибудь звено, например уничтожить растения, рассыплется вся цепочка. Равновесие нарушится. И даже может произойти катастрофа в природе. Люди долго не подозревали об этом и безрассудно вырубали леса, осушали болота, занимались распашкой степей. Они совершенно не думали о том, что грубо нарушают законы природы. Наконец мы это поняли. Чтобы сохранить природу, а заодно и самим уцелеть, люди стали очень серьезно изучать законы живой природы. Так возникла наука ЭКОЛОГИЯ. Это слово составлено из двух греческих слов: «ойкос» - «дом» и «логос» - «наука». Значит, можно сказать, что экология - это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нем жить.

Надеюсь, что игра «Экологическая ромашка» поможет нам с вами еще раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь.

Условия игры. Изготавливается модель ромашки (желтый кружок - сердцевина и любое количество белых лепестков). На обратной стороне лепестков проставлены номера. Все детали «ромашки» прикреплены к магнитной доске.

Дети делятся на группы (по желанию). Каждая группа выбирает себе командира, придумывает название команды. Затем командиры групп подходят к «ромашке», «срывают» по лепестку, получают от ведущего карточки с заданиями под соответствующими номерами. Команды приступают к подготовке задания. По истечении отведенного времени команды по очереди представляют выполненную работу.

1. Карточки-задания.

Распределите слова в два столбика по принципу «живая - неживая природа»:

солнце, мальчик, ягода, небо, вода, камни, гриб, рыбка, заяц, ливень, почва, дерево.

Ответ:

2. Изобразите животных с помощью жестов и мимики: медведя, зайца, верблюда, петуха, дятла, обезьяну.

3. Отгадайте загадки.

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдет приют.

Не боится он простуды:

С первым снегом тут как тут. (Снегирь.)

Окраской - сероватая,

Походкой - мешковатая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая. (Ворона.)

Длиннохвоста, белобока,

И зовут ее... (сорока).

Живет в дупле пустом,

Дуб долбит, как долотом. (Дятел.)

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крошки собирает. (Воробей.)

Кто без нот и без свирели

Кто же это? (Соловей.)

Всех прилетных птиц черней,

Враг личинок, друг полей,

Взад-вперед по пашне вскачь.

А зовется птица - ... (грач).

Хоть я птичка-невеличка,

У меня, друзья, привычка:

Как начнутся холода,

Прямо с севера сюда. (Синичка.)

4. Расшифруйте криптограмму:

12, 3, 2, 3, 11, 15, 9, 3, 1 - 10, 5, 6, 3, 12, 8, ! 1, 5, 13, 1, 13, 14. 8.

Ключевые слова: 1, 2, 3, 4, 5 - третий день недели. (Среда.)

6, 7, 8, 9, 5 - учреждение, где ученики получают знания. (Школа.)

10, 8, 11. 15 - нижние конечности человека. (Ноги.)

12, 8, 13, 14, 5 - верхняя лиственная часть у картофеля, моркови, свеклы. (Ботва.)

Ответ: Береги лес - наше богатство.

5. Из данных видов транспорта исключите «лишнее» слово и объясните свой выбор: автомобиль, теплоход, велосипед, мотоцикл, автобус, самолет.

Ответ: велосипед, так как это экологически чистый вид транспорта, потому что не работает на топливе.

Ведущий. Какие еще экологически чистые виды транспорта вы знаете? (Электровоз, трамвай, троллейбус, метро.)

6. Пофантазируйте: что было бы, если...:

Вдруг исчезли бы с лица земли все цветы?

Не стало бы воды?

Исчезли бы птицы?

7. Проведите с одноклассниками «Аукцион лекарственных растений».

Ваша задача: выразительно прочитать стихи о лекарственных растениях. Задача одноклассников: «собрать» как можно больше лекарственных растений, то есть по окончании чтения стихов желающие должны по очереди назвать как можно больше растений, о которых шла речь в стихах. Побеждает тот, чей перечень окажется длиннее.

Я - женьшень, чудесный корень.

Если кто-то сильно болен,

Разыщите корень мой,

И поправится любой.

Вам настойка из женьшеня

Аппетит вернет и смех,

Ведь женьшень обозначает

Чудо - «корень-человек».

На тропинке, на дорожке -

Всюду чирьева трава,

Или просто подорожник -

Всем знакома, не нова!

Привязал листок к нарыву.

День-другой пройдет - и диво!

Ты здоров без докторов.

Вот простой листок каков!

Липа - средство от простуды,

Знают все о том повсюду.

Хоть невзрачен липы цвет,

Но полезней чая нет.

При ангинах и простудах

Пьют целебный липы чай.

Говорят, когда болеют:

«Ну-ка, липа, выручай!»

Есть герань, гвоздика, кашка -

Есть аптечная ромашка.

Про ромашку надо знать.

Белый крошечный цветочек -

Для припарок, для примочек.

Если воспаление,

Отвар - успокоение.

Семена мои целебны -

При гастритах пьют настой.

Корни - убивают яды

И снимают в почках боль.

У меня одна беда:

Зацветаю я когда,

То цветов моих краса

Всем бросается в глаза.

И в букеты рвут меня,

Я боюсь их как огня!

Я прошу вас, пощадите

И пионы зря не рвите!

В нас не только фитонциды,

Что микробам так страшны,

Мы содержим витамины,

Что, бесспорно, всем нужны.

И поэтому, чтоб реже

Приходилось вам болеть,

В каждом доме лук, чеснок

Круглый год должны иметь.

Тот, кто с нами крепко дружит,

Никогда не занедужит.

В доме много аромата,

Если в доме сохнет мята.

Мятная лепешка,

Настоя мяты ложка -

Нету больше тошноты,

Нету в горле хрипоты.

Валидол, зубная паста -

Всюду мята, мята, мята!

Собираем не напрасно

Эту травушку, ребята!

Перечислите, какую пользу приносят растения.

8. Сделайте правильный выбор.

Слева написаны времена года, справа - то, что происходит в природе, в жизни людей в разные времена года. Задача: соединить верно стрелками левый столбик с правым.

ЗИМА Набухают почки.

Листопад.

…………… Прилетают грачи.

………….. Бабье лето.

ВЕСНА Грибная пора.

Сбор клюквы.

…………… Уборка зерновых.

ЛЕТО Сенокос.

Птицы вьют гнезда.

Рождество.

ОСЕНЬ Ледоход.

9. Отгадайте загадки.

Очень прочен и упруг,

Строителям - надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (Гранит.)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу -

Она понадобится сразу. (Глина.)

На кухне у мамы

Помощник отличный,

Он синим цветком

Расцветает от спички. (Природный газ.)

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок.)

Он черный и блестящий,

Друг наш настоящий.

Он несет в дома тепло,

От него в домах светло.

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (Каменный уголь)

Без нее машина даже

Километра не пройдет,

Самолеты, вертолеты

Не отправятся в полет,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это? (Нефть.)

Росли на болоте растения...

А теперь это топливо и удобрения. (Торф.)

Она варилась долго в доменной печи,

Чтоб потом нам сделали ножницы, ключи. (Железная руда.)

10. Какому животному принадлежит хвост?

С помощью хвоста она плавает. (Рыба.)

С помощью хвоста он ползает по дну реки. (Рак.)

У нее хвост вместо руля. (Птица.)

Благодаря хвосту он отталкивается от земли и прыгает дальше всех, а также сидит, опираясь на хвост. (Кенгуру.)

У нее хвост - дополнительная рука. (Обезьяна.)

Она рулит своим хвостом, перепрыгивая с ветки на ветку.

У нее хвост - мухобойка. (Корова, лошадь.)

У нее на хвосте погремушка, с помощью которой она пугает врагов. (Гремучая змея.)

В случае опасности быть пойманной за хвост, она отбрасывает его. (Ящерица.)

11. Расшифруйте словосочетание: АГИНК ЯАНСАРК.

Ответ: Красная книга.

Ведущий. Что вы знаете о Красной книге? (Ответы детей.)

12. Решите задачи из «Задачника» Г. Остера.

Ученики одной из школ следят за тем, чтобы вода не лилась из кранов зря. Поэтому половина учеников этой школы приходит на занятия с немытыми руками. Другая половина ребят приходит не только с немытыми руками, но и с неумытыми лицами. Сколько всего учеников в этой школе, если каждый день с неумытыми лицами на занятия приходят 290 мальчиков и 46 девочек? (672.)

В прошлом году Ниночка познакомилась с одним мальчиком, и он подарил ей котенка. В этом году Ниночка познакомилась с 12 мальчиками, и каждый подарил ей по два котенка. Теперь Ниночка хочет познакомиться еще с каким-нибудь мальчиком и собирается подарить ему всех своих котят. Сколько котят имеет шанс приобрести этот не известный пока Ниночке мальчик? (25.)

13. Снег - один из признаков русской зимы. Его называют по-разному. Вставьте в предложения недостающие слова. (Они вразнобой записываются ниже.)

Свежий,-чистый, только что запорошивший землю снег называется... (порошей).

Если снежинки слипаются на лету, мы называем их... (хлопьями).

Если твердые белые шарики больно секут щеки и лоб, то они называются... (крупой.)

Ветер гонит снег, и тот змейкой мчится по земле. Это... (поземка).

Ветер кружит, вьет в воздухе снег. Это... (вьюга).

На равнине или в степи, где ветру нет удержу, может разыграться настоящая снежная буря - ... (буран).

Для старого, залежалого, с твердой коркой снега есть в русском языке хрустящее слово - ... (наст).

Экологическая конкурсно-игровая программа

«Всё это называется природой»

Программа проходит под девизом:

«Мы хотим от человека всю природу оградить»

Цели:

    Воспитание внимательного, бережного отношения к природе, Земле, чувства ответственности за нее.

    Развитие наблюдательности и мыслительной деятельности учащихся.

    Воспитание творческого отношения к решению экологических проблем.

    Формирование ответственности за свои действия и поступки.

    Развитие речи и эстетического вкуса.

Планируемые результаты:

    Привить познавательный интерес к изучению особенностей природы родного края.

    Заложить основы природоохранного поведения.

Место проведения: актовый зал

Время проведения: 1 час

Оборудование:

Иллюстрации с изображением лекарственных растений, зверей, птиц;

аудиозапись «Звуки природы»;

фрагментов песен из мультфильмов про животных и птиц;

презентация по теме «Запрещающие знаки»;

карточки с запрещающими знаками;

заповеди юного эколога;

цветные карандаши, фломастеры, бумага;

цветные салфетки, ножницы, клей.

Оформление:

    Зал оформлен плакатами и высказываниями. (Приложение № 1 7 )

    Выставка книг по экологии.

    Красная книга.

Ход программы

Вступление:

(звучит музыка «Звуки природы)

Чтец:

Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи её полей;
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши:
Она – твой давний
Добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги её напропалую.
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она – одна.

В. Шефнер

Запомните заповеди юного эколога:

    не только смотри, а наблюдай,

    не шуми, а слушай и понимай,

    не обижай, не мешай, а помогай братьям нашим меньшим – насекомым, птицам, животным.

Кто выполнит эти заповеди, тот станет юным экологом, то есть защитником природы.

Ведущий:

Добрый день, девчонки и мальчишки! Добрый день, уважаемые взрослые! Я рада вас приветствовать на конкурсно-игровой программе «Всё это называется природой».

Все мы - жители Земли. Мы шагнули в 21 век, имея множество достижений в области техники науки, искусства, образования. Но наряду с достижениями у человечества появились и большие проблемы. К числу самых - волн уемых относятся проблемы экологии.

Чтобы сохранить природу, а заодно и самим уцелеть, люди стали очень серьёзно изучать законы живой природы. Так возникла наука ЭКОЛОГИЯ. Это слово составлено из двух греческих слов: «ойкос» - «дом» и «логос»- «наука». Значит, можно сказать, что экология – это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нём жить.

Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей от боли, взывающей о помощи. Сегодня каждый человек должен знать, чем мы обязаны растениям и животными и как сохранить всё живое на Земле.

Надеюсь, что конкурсно-игровая программа «Всё это называется природой». поможет нам с вами ещё раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь.

Для того чтобы начать нашу программу я хотела бы представить наше многоуважаемое жюри. (Представление жюри) Оценивать наше жюри будет по пятибалльной системе. Впереди нас ждут конкурсы и развлечения для команд. За участие команды будут получать жетоны. Итак, начнём!

Играть мы с вами будем двумя командами: Кузнечики и Васильки.

Прошу команды представиться.

Представление команд. (Приложение № 1).

Команды занимают место за столом.

Ведущий:

Наша программа будет проходить по станциям. Путь вы узнаете, если правильно выполните задание.

Команды получают конверты с заданиями.

Ведущий:

Распределите слова в два столбика по принципу «живая - неживая природа»:

солнце, мальчик, ягода, небо, вода, камни, гриб, рыбка, заяц, ливень, почва, дерево. (Приложение № 2)

Жюри оценивает конкурс.

Каждая команда получает маршрутный лист, в который она будет заносить свои баллы. (Приложение № 3, 4)

Станция 1 «Природная аптечка»

Ведущий:

Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы загадки. Команды будут отвечать по очереди. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.

    Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня. (Крапива)

    Золотая середина и лучи идут кругом.

Это может быть, картина –

Солнце в небе голубом? (ромашка)

    Вся в белое платье одета,

В сережках в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной. (береза)

    Кто ни прикасается, за того цепляется,

Привязчивый и колкий, кругом торчат иголки (репей, или лопух)

    Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный,

Из кисти белоснежной. (ландыш)

    Тонкий стебелек у дорожки,

На конце его сережки.

На земле лежат листки – маленькие лопушки.

Нам он, как хороший друг,

Лечит раны ног и рук. (подорожник)

    Растет зеленый кустик

Цветы ангельские,

Когти дьявольские –

Дотронешься укусит. (шиповник)

    Такого модника как этот

Ещё не видела земля,

Он очень любит среди лета

В пуховой шапке щеголять. (одуванчик)

После загадок командам раздаётся пазл о лекарственных растениях.

Конкурс для болельщиков «Лекарственное растение»

Пока участники команд собирают пазлы, болельщикам каждой команды раздаётся изображение лекарственного растения (одуванчика), который нужно собрать из заготовок. Какая команда болельщиков быстрее?

За правильно собранный одуванчик и быстроту «их» команде приплюсовывается дополнительные баллы. (Приложение № 6)

Станция 2 «Музыкальная»

Ведущий:

Командам нужно угадать мелодию из известных песен о природных явлениях, растениях, животных и т.д. Отвечает та команда, которая первая поднимет табличку «Ответ». Если команда не даёт правильный ответ, ответить может следующая команда . (Приложение № 7)

Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки и раздает жетоны.

Станция 3. «Загадки из земли»

Ведущий:

Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы интересные загадки. Отвечает та команда, которая первая поднимет табличку «Ответ». Если команда не даёт правильный ответ, ответить может следующая команда .

    Очень прочен и упруг, строителям – надёжный друг.

Дома, ступени, постаменты красивы станут и заметны. (Гранит.)

    Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу – она понадобится сразу. (Глина.)

    На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спички. (Природный газ.)

    Он очень нужен детворе, он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже, и он в стекле расплавлен даже. (Песок.)

    Без неё машина даже километра не пройдёт,

Самолёты, вертолёты не отправятся в полёт,

Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (Нефть.)

    Росли на болоте растения… А теперь это топливо и удобрения. (Торф.)

    Она варилась долго в доменной печи,

Чтоб потом нам сделали ножницы, ключи. (Железная руда.)

    А ну, скорей снимите шляпу!
    Я дочь космического папы.
    И вездесуща и легка, -
    Я лед, я пот, я - облака.
    Я иней, чай, бульон, туман,
    Река, ручей и океан.
    Когда я злюсь, то закипаю;
    А от мороза - застываю. (Вода)

Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки и раздает жетоны.

Станция 4 «Экознаки»

Ведущий:

Мы имеем право, пользоваться природными богатствами. Это право закреплено конституционно, но многие люди все, же не умеют или не хотят бережно относиться к природе (обращается внимание участников на запрещающие знаки, прикрепленные к доске).

Повторяем правила поведения в природе, объяснив знаки. (Приложение № 8)

Ведущий:

Подумайте, что бы вы не разрешали делать людям, чтобы не губить природу. Изобразите свой запрещающий знак природы. (Командам вручается бумага и фломастеры)

А пока команды выполняют задание, я хочу, обратить внимание болельщиков на цифры и факты.

Зачитывается текст «Знаешь ли ты...», который помещен на доске. (Приложение №9)

Команды предоставляют и защищают свои знаки. Прикрепляют их к доске. Ведущий комментирует.

Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки и раздает жетоны.

Станция 5 «Расшифруйте криптограмму»

Ведущий:

Каждая команда получает шифровку. Её нужно расшифровать, для этого нужно отгадать четыре ключевых слова. Каждая буква в этих ключевых словах приближает вас к итоговой фразе, которую зашифровали.

12, 3, 2, 3, 11, 15, 9, 3, 1 – 10, 5, 6, 3, 12, 8, 11, 5, 13, 1, 13, 14, 8.

Ключевые слова:

1, 2, 3, 4, 5 – третий день недели. (Среда.)

6, 7, 8, 9, 5 – учреждение, где ученики получают знания. (Школа.)

10, 8, 11, 15 – нижние конечности человека. (Ноги.)

12, 8, 13, 14, 5 – верхняя лиственная часть у картофеля, моркови, свеклы. (Ботва.)

Ответ: Береги лес – наше богатство.

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги. (Приложение № 10)

Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки и раздает жетоны.

Игра с болельщиками

Каждый получает карточку с изображением животного. Игрокам необходимо объединиться по группам, но нужно определить, по какому признаку, надо собраться в группу. (Приложение № 11)

Станция 6 «Жалоба»

Ведущий предлагает вытянуть одну из карточек с текстом «жалобы» животного и определить, о ком идет речь, и какую пользу оно приносит.

Жалоба №1.

Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами!

А польза от меня людям большая.

Ответ:

Жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут. (Приложение № 12)

Жалоба № 2

На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы, же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть головой вниз. А обижают нас незаслуженно.

Ответ:

Летучая мышь. Она охотится только ночью, но польза от неё огромна. Она уничтожает насекомых. (Приложение № 13)

Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки и раздает жетоны.

Станция 7 «Птичий базар»

Ведущий:

Вы знаете, что с приходом осени многие птицы улетают на юг, чтобы пережить холодное время и бескормицу. И только весной они могут нас порадовать своим пением и звучным щебетом, когда прилетают обратно, чтобы свить гнёзда и вывести птенцов. И лишь немногие остаются с нами коротать долгую зиму.

Ведущий предлагает распределить картинки с названием птиц под соответствующими названиями (перелётные или зимующие).

Журавль, ворона, лебедь, синица, ласточка, клёст, соловей, дятел, кукушка, скворец, сорока, утка, сова. (Приложение № 14)

Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки и раздает жетоны.

Станция 8 «Капитаны»

Выходят капитаны от каждой команды. Они становятся на одинаковом расстоянии от жюри и по очереди рассказывают о роли птиц в природе и значении их для человека, делая шаг вперёд. Побеждает тот, кто первым дойдёт до столика жюри.

Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки и раздает жетоны.

Станция 9 «Расшифруйте словосочетание»

Каждая команда получает словосочетание которое необходимо расшифровать.

АГИНК ЯАНСАРК. (Красная книга.)

(Приложение № 15)

Ведущий:

Не только люди обладают даром речи. Говорят и книги. Есть такая книга, которая не просто говорит, она кричит, только не каждый ее слышит. Это - КРАСНАЯ КНИГА. На ее страницах записаны имена исчезающих животных и растений. Красный цвет - сигнал запрета, понятный людям всего мира: остановись, человек! Подумай, почему каждый день на планете становится все меньше животных и растений! Оставь после себя не кучу мусора, а посаженное дерево, чистую реку, спасенную птицу. Услышь тех, кто зовет на помощь. В этом тебе поможет КРАСНАЯ КНИГА.

Жюри оценивает конкурс, выставляет оценки и раздает жетоны.

Жюри подводит окончательные итоги.

Объявляется и награждается команда победитель. (Приложение № 16)

Ведущий:

Друзья! Вот и подошла к финалу наша конкурсно-игровая программа «Земля – наш общий дом». Надеюсь, что она поможет нам с вами ещё раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь.

Природа – наше богатство, сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и долг.

Вдумайтесь в содержание призыва к вам писателя Михаила Пришвина. «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значить охранять Родину».

Чтец:

Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась

И была на ягодах роса!

Мы хотим, чтоб солнце грело

И березка зеленела,

И под елкой жил смешной колючий еж.

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил веселый дождь!

Чтец:

Давайте будем беречь планету!

Во всей Вселенной красивей нету,

Во всей Вселенной она одна,

Что будет делать без нас она!

Литература

    Сквозь призму природы / авт.-сост.: В.Н.Юхновская, А.А.Варакса. – Мозырь: Содействие, 2009

    Делиться радостью со всеми: В 3ч.: Сценарии школьных праздников / авт.-сост.: К.В.Лавринович. – Мозырь: Белый ветер, 2010

    Внеклассные мероприятия: 4 класс. / авт.-сост.: О.Е.Жиренко, Л.Н.Яровая, Т.И.Цибина. – М.:ВАКО, 2007

    Загадки -

    http://stranamasterov.ru (аппликация «Одуванчик»)

    http://www.audiopoisk.com/artist/detskie-pesni/ (детские песни)

    http://nsportal.ru

    http://www.proshkolu.ru

Цели:

  1. Активизировать познавательную деятельность детей.
  2. Показать значимость бережного отношения к окружающему миру.
  3. Расширять кругозор, развивать творческие способности детей.
  4. Способствовать сплочению коллектива класс.

Предварительная подготовка:

  1. Подготовка рисунков, оформление выставки.
  2. Подготовка раздаточного материала для конкурсов
  3. Дети придумывают названия и девиз команд, выбирают капитанов.
  4. Подбор музыкального сопровождения.

Материалы и оборудование:

  • магнитофон, карточки с вопросами;
  • плакаты с изображением животных;
  • музыкальный молоточек для аукциона;
  • предметы и картинки с живой и неживой природой.

Плакаты:

1. Логика природы есть самая доступная и
самая полезная логика для детей. (К.Д. Ушинский)

2. Каждый по-своему чем-то хорош:
Поганка и ежик, лягушка и еж!
Нет ни цветка, ни зверька, ни куста,
Где бы ни встретилась нам красота. (Т.А. Пушкарев)

Ход занятия

Под крышей голубой огромной
Солнышко рыжее живет,
А ночью среди звездных тучек
Танцует звездный хоровод.

И лес живет, под синим небом,
И дождь, и грозы, и цветы,
И яблоньки в саду зеленом,
Твоя семья живет и ты.

Большой, огромный этот дом,
Вон сколько птиц, цветов в нем и народа,
Мы знаем все (хором) – ПРИРОДА!

Ведущий 1. Здравствуйте, ребята!

Ведущий 2. Здравствуйте! Сегодня перед вами стоит задача показать, кто из вас достоин звания жителя планеты Земля.

Ведущий 1. На самом деле сегодня нам бы хотелось убедиться, что будущее нашей планеты в безопасности.

Ведущий 2. Что вымирающие виды животных никогда не превратятся в исчезнувшие виды.

Ведущий 1. Что ныне существующие никогда не превратятся в вымирающих.

Ведущий 1. Вот какая однажды случилась история. На лес, вблизи которого находился детский лагерь, напали полчища гусениц. Дети уже не в первый год приезжали в эти места, и никогда прежде ничего подобного не было. Лес погибал на глазах. Никто не знал, как ему помочь. А главное – никто не знал, почему это случилось.

Дети были очень огорчены. Но если бы им сказали, что это они виноваты в гибели леса, они, наверное, удивились бы, а может быть, и возмутились.

А произошло вот что. Каждый год ребята рвали цветы. И вокруг леса, и на лесных полянах. Рвали и распустившие цветы, и те, на которых были еще бутоны. Словом, все подряд. А на цветах жили, питались нектаром цветочные мухи – тахины. Когда приходило время, тахины откладывали яйца. Из яиц появлялись личинки, и именно эти личинки уничтожали гусениц, наносящих вред лесу.

Но вот исчезли цветы, и не стало вблизи леса тахин. И некому стало уничтожать гусениц. Гусеницы набросились на лес, и он начал погибать. И все потому, что дети, сами того не зная, нарушили равновесие в этом уголке природы, нарушили экологические законы.

Ведущий 2. Экология – это наука о том, как животные и растения, вообще все живые организмы уживаются друг с другом, как они приспособились друг к другу и окружающей природе.

Все мы – люди, звери, птицы, растения, микроорганизмы – живем на планете Земля. Это наш общий дом. Всем нам надо дышать, есть, пить, где- то жить, растить детишек. За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Как на весах, когда на обеих чашах одинаковые гирьки. Равновесие это сохраняется до тех пор, пока не нарушаются экологические законы. Например, такой: всегда растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает, и сохраняются на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушить одно какое-нибудь звено, например, уничтожить растения, рассыплется вся цепочка. Равновесие нарушится. И даже может произойти экологическая катастрофа.

Ведущий 1. Люди долго не подозревали об этом. И безрассудно вырубали леса, осушали болота, распахивали степи. Они совершенно не думали, что при этом грубо нарушали законы природы. Недавно мы это поняли. И для того, чтобы все- таки сохранить природу, а заодно и самим уцелеть (ведь человек сам часть природы), люди стали очень серьезно изучать законы живой природы. Так возникла экология. Кстати, это слово составлено из двух греческих слов: ойкос – дом и логос – наука. Значит, можно сказать, что экология – это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нем жить.

Ведущий 2. Группа делится на две команды. И так первое задание! За каждое задание начисляется 5 баллов. Баллы могут сниматься за неточность, не до конца доделанное задание и т.д. и прибавляться за активность.

I. Конкурс «Живая и неживая природа».

Каждая команда получает набор одинаковых предметов и картинок, которые разложены на двух столах. Ребятам необходимо разделить предметы живой и неживой природы. Оценивается правильность ответа и быстрота.

Предметы и картинки: песок, цветок, вода, камень, грибы, заяц, глина, птица, дерево, солнце и т.д.

  1. Живая природа: цветок, грибы, заяц, птица, дерево.
  2. Неживая природа: песок, вода, камень, глина, солнце.

II. Конкурс «Животные».

От каждой команды прошу по три человека на сцену. Для вас приготовлены карточки. Выбирайте! На карточке написано название одного животного. Это животное необходимо изобразить. А команды должны разгадать название этого животного.

Карточки: бобер, осел, жираф, тигр, лошадь, свинья…

III. Конкурс «Эрудит».

Команды показали свои знания повадок животных. А сейчас мы проверим вашу эрудицию. Я буду вам задавать вопросы, а ваша задача заключается в том, чтобы дать правильные ответы. Если команда затрудняется в ответе, то ей помогает команда-соперник, которая получает за это дополнительные баллы.

  1. Назовите 10 домашних животных.
  2. Назовите 10 животных на букву А.
  3. Назовите 10 птиц.
  4. Назовите 10 рыб.
  5. Назовите 10 кошачьих кличек, не совпадающих с именами людей.
  6. Назовите 10 диких животных обитающих в России.

IV. Конкурс «Загадки».

В этом конкурсе принимают участие по 2 человека от каждой команды. По мере озвучивания загадок: 1-й участник (от каждой команды) находит карточку – отгадку и располагает ее на стенде; 2-й участник пишет отгадки на доске.

Загадки:

1. Я увидел: на опушке
Гриб растет, на нем веснушки.
Все, как на подбор.
Значит, это – ... (Мухомор.)

2. Ах, зеленая коса…
Не девица, а краса.
Только прячется в темнице
Эта красная девица. (Морковь.)

3. Длинный хвост и белобока
И трещит, значит – ... (Сорока.)

4. Он питается лишь травкой,
Дружит с каждой он козявкой,
Зелен весь, как огуречик.
А зовут его – ... (Кузнечик.)

5. Он зубастый, серый, злой.
На пути его не стой!
За зайцем гоняется.
Кем он называется? (Волк.)

6. Все с цветка да на цветок,
Запасет она медок.
Ее день рабочий долгий.
Кто та труженица? (Пчелка.)

7. Кто спешит к нам в хоровод
Прямо в ночь под Новый год?
Кто пушистая, в иголках?
Ну, конечно, это – ... (Елка.)

8. Кто природе помогает,
Кто лучами не ласкает,
Загляни в оконце?
Это наше... (Солнце.)

9. Кто румян и краснощек?
У кого мясист бочок?
Кто скажите тот сеньор?
Ну, конечно, ... (Помидор.)

10. Все под ним зазеленеет,
Травку напоить умеет.
Если зонтик не возьмешь,
И тебя намочит... (Дождь.)

11. Очень любят солнышко
Розовые глазки.
На полянке в рассыпную –
Словно бусы в сказке.
Под листочком, посмотри-ка,-
Поспевает... (Земляника.)

12. У воды сидит певица,
Очень уж старается.
Из всех ее стараний
Ква-ква получается. (Лягушка.)

13. Словно кружевом расшита
Зеленая рубашка.
Так по лугу разбрелась
Белая... (Ромашка.)

V. Конкурс «Экологический».

Каждой команде раздаются карточки с вопросами.

  1. Что можно сделать, чтобы остановить загрязнение воздуха?
  2. Если бы я был президентом, то какие бы законы я принял, чтобы остановить браконьерство?
  3. Представьте некоторые правила, которые люди должны соблюдать, чтобы избежать загрязнение окружающей среды.
  4. Что вы делаете для того, чтобы помочь вымирающим животным или, что вы хотели сделать, чтобы помочь им?

VI. Конкурс «Ассоциации».

Молодцы вы прекрасно справляетесь с заданиями. Сейчас я произнесу слова, а вы назовете животное, с которым ассоциируется это слово. И что интересного вы можете сказать об этом животном?

  1. Гриб. (Лисичка.)
  2. Бездельник. (Ленивец.)
  3. Маршрутка. (Газель.)
  4. Денежная единица Болгарии. (Лев.)
  5. Военный корабль. (Броненосец.)
  6. Автомобиль. (Ягуар.)
  7. Шахматы. (Конь, слон.)
  8. Компьютерный манипулятор. (Мышь.)
  9. Безбилетный пассажир. (Заяц.)
  10. Пешеходный переход. (Зебра.)
  11. Река. (Тигр.)
  12. Торговая марка. (Пума.)
  13. Оборонительное заграждение. (Еж.)
  14. Шипы для лазанья по столбам. (Кошки.)
  15. Жилище животного. (Норка.)
  16. Символ России. (Медведь.)

VII. Конкурс «Отгадай животное».

  1. Животное, являющееся одним из самых крупных быков мира. Его рост достигает 2 метра, вес доходит до 1тонны. Могучее телосложение не мешает быть ему быстрым и ловким в движениях. Держатся эти звери группами по 6-8 голов. (Зубр.)
  2. Эти маленькие обитатели лесов, степей и пустынь могут фыркать, чихать, ворчать, храпеть и клацать зубами как люди. Кто они? (Ежи.)
  3. Эта птица бывает 18 видов, в том числе: Домовый, Черногрудый, Саксаульный, Полевой, Пустынный и даже Рыжий. О ней писали Горький и Есенин, Пришвин и Бианки. Кто же этот пернатый житель городов и сел? (Воробей.)
  4. Она – тезка некоторых из девочек. Ее часто путают с другой птицей семейства, к которому она принадлежит. Нельзя сказать, что у нее прекрасная внешность, но поэтому поводу она совсем не комплексует. Ее можно встретить и в городе, и в лесу, и на огородах. И везде она ведет себя очень уверенно. О какой птице идет речь? (Галка.).

VIII. Конкурс аукцион по теме «Птицы и животные».

Ведущий называет первое слово, например, «волк». Далее указывает на участника из команды, и тот произносит слово, которое начинается с последней буквы предыдущего – «Коза». Следующий говорит «антилопа», затем «альбатрос», «сова»,и т д.

После каждого слова ведущий ударяет музыкальным молоточком и произносит: «Раз, два, три». Если после слова «три» никто из участников не может предложить новое слово, значит, выигрывает та команда, которая была последней.

Ребята, мы сегодня многое узнали о природе. Она дает нам воду и воздух, свет и тепло, а также пищу. Так могут ли люди жить без природы, уничтожая ее? Конечно, нет. Ведь и сам человек – это частица природы. Значит всем нам, чтобы жить, надо заботиться о природе и ее обитателях и оберегать их.

Давайте послушаем стихотворение Н. Заболоцкого «Журавли».

Чтец 1.

Вылетев из Африки в апреле
К берегам отеческой земли,
Длинным треугольником летели,
Утопая в небе, журавли.
Вытянув серебряные крылья
Через весь широкий небосвод,
Вел вожак в долину изобилья
Свой немногочисленный народ.

Чтец 2.

Но когда под крыльями блеснуло
Озеро, прозрачное насквозь,
Черное сияющее дуло
Из кустов навстречу поднялось.
Луч огня ударил в сердце птичье,
Быстрый пламень вспыхнул и погас,
И частица дивного величия
С высоты обрушилась на нас.

Чтец 3.

Два крыла как два огромных горя,
Обняли холодную волну,
И, рыданью горестному вторя,
Журавли рванулись в вышину.
Только там, где движутся светила,
В искупленье собственного зла
Им природа снова возвратила
То, что смерть с собою унесла:

Чтец 4.

Гордый дух, высокое стремленье,
Волю непреклонную к борьбе-
Все, что от былого поколенья
Переходит, молодость, к тебе.
А вожак в рубашке из металла
Погружался медленно на дно,
И заря над ним образовала
Золотого зарева пятно.

Чтец 5.

Мы порой со смущеньем отводим глаза,
Увидав беспризорного грустного пса,
Убеждаем себя, что не мы виноваты,
Если в нашем подвале плачут котята.
Только знайте: мечтают животные все
О хозяине добром, о своем уголке,
Мечтают вас вечером ждать у дверей,
Тереться о ноги хозяйки своей.
На улице ждут их холод и вьюга,
А в доме всегда есть местечко для друга.
Если вам тесно в квартирах огромных,
Вы покормите животных бездомных.

(Г. Ульянова)

Итог занятия.

В конце занятия ребята делятся впечатлениями. Ведущий помогает им вопросами:

  1. Как вы думаете, кто у нас сегодня самый большой знаток?
  2. Что вы узнали нового с нашего занятия?
  3. Почему надо много знать о природе?
  4. Чье выступление вам больше всего понравилось?

Список литературы:

  1. Внеклассные мероприятия: 4 класс. /Авт.-сост. О.Е. Жиренко, Л.Н. Яровая. - М.: ВАКО, 2007. 272с. (Мозаика детского отдыха.)
  2. Внеклассные мероприятия: 6 класс. /Авт.-сост. О.Г. Черных. - М.: ВАКО, 2008. 256с. (Мозаика детского отдыха.)
  3. Внеклассные мероприятия: 7 класс. /Авт.-сост. Л.Л. Загуменова. - М.: ВАКО, 2008. 176с. (Мозаика детского отдыха.)
  4. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию: 4-5 классы. - М.: ВАКО, 2007. 208с. (Педагогика. Психология. Управление.)
  5. Школьный клуб: Сценарии мероприятий и праздников: 5-6 классы. - М.: ВАКО, 2008. 288с. (Мозаика детского отдыха.)