Ракетный комплекс гранат. На земле, в небесах и на море. Крылатые близнецы. С небольшим отставанием от американцев

От советского ВМФ в наследство российскому достались избыточные возможности по борьбе с надводными целями. Но противоавианосные функции сегодня не так актуальны, как в 70–80-е годы. Способности же поражения наземных объектов, особенно укрепленных, у флота ограниченны. Если прибрежные радиоконтрастные цели еще доступны для тяжелых российских ПКР, то в глубине территории вероятного противника они достижимы только для баллистических ракет подводных лодок, что исключает участие флота в локальном конфликте.

Мероприятия по созданию нового поколения стратегических крылатых ракет (КР) в США стартовали в начале 70-х. 17 декабря 1971 года была запущена программа, получившая название SLCM (Sea-Launched Cruise Missile – «Крылатая ракета морского базирования»), а в марте 1983-го представитель ВМС США объявил о том, что после трехлетних интенсивных летных испытаний ракета BGM-109A достигла эксплуатационной готовности и рекомендуется к принятию на вооружение.

Х-55СМ – дозвуковая крылатая ракета воздушного базирования

Главный конструктор ракеты Роберт Олдридж, ведущий инженер General Dynamics, так описывал свое изделие в журнале «Нейшн» в статье «Пентагон на тропе войны» (27 марта 1982 года):

«Стратегический вариант ракеты рассчитан на то, чтобы пролететь со скоростью 0,7 Маха максимально возможное расстояние на высоте двадцать тысяч футов. Для ракеты это считается невысокой скоростью, но она обеспечивает наибольшую экономию топлива и, следовательно, увеличивает радиус действия.

Инерциальная система наведения, управляющая автопилотом во время полета, периодически перестраивается с учетом меняющихся условий при помощи датчика под названием TERCOM (Terrain Contour Matching, то есть отслеживание рельефа местности). Он позволяет следовать по заранее запрограммированному маршруту с такой, можно сказать, убийственной точностью, что ракета способна уничтожить мишени, даже сверхзащищенные и практически недоступные для более мощных ракет, например межконтинентальные баллистические ракеты.

Когда ракета достигает вражеской территории, система наведения переводит ее на столь малую высоту, что позволяет ей избежать обнаружения радиолокационными средствами, и даже если радиолокатор засечет цель, «Томагавк» на экране будет похож на чайку. В пределах 500 миль от мишени ракета снижается на высоту всего 50 футов, увеличивая при этом скорость до 1,2 Маха для последнего броска ».

С небольшим отставанием от американцев

Развертывание «Томагавков» в период с 1982 по 1991 год шло по определенному плану. Из заказанных Пентагоном почти четырех тысяч ракет на борту кораблей ВМС США размещено около двух тысяч единиц, 385 из них – ядерные (TLAM-N), 179 – на надводных кораблях, 206 – на подводных лодках. Ежегодно оснащалось новым оружием пять надводных и десять подводных кораблей.

К концу 1990-го «Томагавками» вооружили 27 надводных кораблей и 37 подводных лодок . Данные ракеты входили в боекомплект только атомных подводных лодок (ПЛАТ) типа «Лос-Анджелес». Лодки SSN 703 «Бостон», SSN 704 «Балтимор», SSN 705 «Сити оф Корпус-Кристи», SSN 706 «Альбукерк», SSN 707 «Портсмут», SSN 708 «Минеаполис-Сент-Пол», SSN 709 «Хайман Риковер», SSN 710 «Аугуста» получили по четыре «Томагавка» TLAM-N и столько же противокорабельных TLAM-B, остальные – по шесть TLAM-N и по два TLAM-B либо по шесть и шесть для лодок начиная с SSN 719 «Провиденс», оснащенных установкой вертикального пуска Mk 45. Таков был состав ракетного вооружения ПЛАТ типа «Лос-Анджелес» до начала 90-х годов.

Состав ракетного вооружения надводных кораблей оказался иным: для линкоров типа «Айова» – восемь TLAM-N и 24 конвенциональных TLAM-C, крейсеров типа «Тикондерога» – шесть TLAM-N и 20 TLAM-C.

В советском флоте вооружение аналогами ядерных «Томагавков» – ракетами 3К10 «Гранат» атомных подводных лодок третьего и четвертого поколений началось с небольшим (в полтора-два года) отставанием от американцев. Надводные корабли комплекс «Гранат» не получили.

Технический проект по переоборудованию атомной подводной лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) проекта 667А в атомную подводную лодку с крылатыми ракетами (ПЛАРК) проекта 667АТ («Груша») создавался центральным конструкторским бюро морской техники «Рубин». Корабль данного типа предназначен для нанесения ударов по военным, промышленным и административным объектам на территории противника дозвуковыми стратегическими крылатыми ракетами РК-55 комплекса «Гранат».

КР запускалась из торпедных аппаратов (ТА), в которых она находится со сложенными консолями крыльев, состыкованным стартовым ускорителем и герметизированным маршевым двигателем. Перед пуском ТА заполняется водой кольцевого зазора и для открывания передней крышки давление воды в нем сравнивается с забортным. После выхода ракеты из ТА запускается стартовый ускоритель, с помощью которого она выносится на поверхность. При этом раскрываются консоли крыльев и начинает работать маршевый турбореактивный двигатель (ТРД), а стартовый ускоритель отделяется.

Первоначально в качестве носителей комплекса «Гранат» предполагалось использовать ПЛАТ второго и третьего поколений, а также модернизированные ПЛАРБ проекта 667А, выведенные из состава морских стратегических ядерных сил в соответствии с Договором ОСВ-1. На последних вместо вырезанных шахт для баллистических ракет вставили блок из двух отсеков. В первом (кормовом) находились восемь вертикальных 533-мм ТА (по четыре на борт, расположены под углом 15 градусов к диаметральной плоскости корабля). Во втором – контейнер со стеллажами на 24 КР комплекса «Гранат» (общий боекомплект – 32 ракеты, восемь из которых находятся в ТА) и устройствами быстрой перезарядки ТА.

До конца 1990 года ракетами успели оснастить восемь ПЛАТ проекта 671РТМК (Victor 3) – К-254, К-292, К-298, К-358, К-244, К-292, К-388, К-264, две лодки четвертого поколения проекта 971 (Akula) – К-284, К-263 (по четыре ракеты на лодку) и две ПЛАРК проекта 667АТ – К-253, К-423.

Осенью 1991-го Джордж Буш-старший и Михаил Горбачев заключили соглашение о демонтаже ТЯО. 27 сентября того же года Буш объявил, что США вывозят свое наземное тактическое оружие, включая ракеты с дальностью пуска до 300 миль (500 км), с территории третьих государств, а также ТЯО, размещенное на кораблях ВМС США, и демонтируют его.

В общей сложности с территории третьих стран вывезли чуть больше двух тысяч нестратегических ядерных зарядных устройств – 850 боеголовок W-70 тактических ракет «Лэнс» и 1300 артиллерийских снарядов калибра 155 мм W-48 и 203 мм W-33. С кораблей ВМС сняты все тактические ядерные заряды и их ракетные носители – ядерные «Томагавки» (TLAM-N по американской классификации относятся к тактическому оружию), противолодочные ракеты SUBROC и ASROC – всего около 500 боеголовок. Опустошены также ядерные погреба авианосцев почти на 900 авиабомб B57.

5 октября 1991 года президент СССР Горбачев сделал ответный шаг, избавившись от 15 тысяч советских тактических ядерных зарядов и их носителей, в том числе примерно от 100 ракет РК-55 советского ВМФ . Именно с этого момента начинается самое интересное. Дело в том, что в советском арсенале РК-55 или ее авиационный вариант Х-55 (речь идет фактически об одном и том же изделии) являлась единственной стратегической КР, поэтому ее конвенциональный (неядерный) вариант изначально, в стадии проектирования даже не планировался.

На вооружении советских ВВС, авиации дальнего действия, ВМФ и даже Сухопутных войск состояло более двадцати типов КР. Все они не были стратегическими по сути, поскольку обладали максимальной дальностью пуска до 600 км, даже те из них, что имели стратегические носители.

В 1979 году по инициативе советской стороны в Договор ОСВ-2 был включен пункт, который как бы устанавливал предел – границу между стратегической и нестратегической КР. Формально к стратегическим относилась только РК-55, никому и в голову не пришло создавать конвенциональный вариант РК-55 . Боевых задач для таких ракет в то время просто не существовало.

В американской армии, точнее, только в ВМС состояла на вооружении лишь ПКР малой дальности «Гарпун», да и та разрабатывалась в то же самое время, что и «Томагавк». В результате советский ВМФ остался безоружным, а американские морские силы получили неограниченные возможности развивать свои конвенциональные (стратегические по сути) ракетные вооружения.

Четвертое поколение «Томагавков»

Сегодня на вооружении американского флота состоят КР «Томагавк» четвертого поколения. Новейшая модификация RGM/UGM-109E Tac Tom Block 4 (тактический «Томагавк») предлагалась флоту в 1998 году фирмой Raytheon как дешевая замена ракетам предыдущего поколения.

Главной целью программы Tac Tom была ракета, которая станет значительно, почти втрое дешевле (569 тысяч долларов) в производстве, чем прежняя модель TLAM-C/D Block 3 (около полутора миллионов долларов). Корпус ракеты, включая аэродинамические поверхности, почти полностью выполнен из углепластиковых материалов. С четырех до трех сокращено количество перьев стабилизатора. На ракете установлен более дешевый турбовентиляторный двигатель Williams F415-WR-400/402. Недостатком нового изделия оказалась невозможность стрельбы через торпедный аппарат.

Система наведения обладает новыми возможностями идентификации целей и перенацеливания в полете. Ракету можно повторно запрограммировать в полете через спутниковую (ультравысокочастотную) связь на 15 любых заранее предопределенных дополнительных целей. У ракеты существует техническая возможность барражировать в районе предполагаемой цели в течение трех с половиной часов на удалении 400 км от точки пуска до получения команды на поражение цели или же ее можно использовать в качестве беспилотного летательного аппарата для доразведки уже пораженной цели. Общий заказ ВМС на новую ракету в период с 1999 по 2015 год составил более трех тысяч единиц.

В арсенале современных американских ВМС находятся без малого 3500 «Томагавков» . В основном это ракеты RGM/UGM-109E Block 4. На базе ВМС в Бангоре до конца 2012 года хранилось еще около 100 BGM-109A и боеголовок W80 Mod 0 к ним. Боеголовки переведены из активного резерва в пассивный и начат процесс разборки. Ракеты конвертированы в вариант RGM/UGM-109C/D серии Block 3. После этого общее количество ракет устаревшей серии Block 3 в арсенале достигло тысячи. За прошедшие четверть века в ходе локальных конфликтов, которые американцы вели чуть ли не по всему миру, израсходовано две тысячи ракет. Еще около 500 единиц переведено на тестовые пуски.

Расчетная максимальная дальность полета КР отличается от операционной. Фактически в боевых условиях полет КР проходит по сложному маршруту, часть которого идет на малой высоте с большим (в 2–2,5 раза) расходом горючего. Это предполагает, что оценка максимальной дальности КР «Томагавк» в 3400 км соответствует прямолинейному полету КР на большой высоте. В реальности эту величину надо уменьшить примерно на 26 %. Операционная дальность полета КР сильно зависит от его профиля.

Так, операционная дальность 2500 км для ядерного «Томагавка» не означает, что он неспособен поразить цели на расстояниях 3000 или 3200 км (хотя для РК-55 3000 км являются фактически предельной дальностью). Но в сложных операционных условиях, таких как плотное насыщение района цели средствами ПВО, и 2500 километров могут оказаться недостижимыми.

Между тем советские КР 3М-10 даже при несколько меньшей дальности обеспечивали полное покрытие основных целей на территории США, которое можно обеспечить запусками крылатых ракет морского базирования (КРМБ) с операционной дальностью до 2500 километров.

Сделать ставку на КР Х-101/102

Западные эксперты часто говорят о том, что США более уязвимы к КРМБ, нежели Россия, поскольку большая часть американских крупных мегаполисов находится вблизи побережья Тихого океана и Атлантики. Но огромная часть России также уязвима с учетом дальности современных американских КР.

Используя приведенные в таблице № 2 изменения дальности в зависимости от высоты полета и скорости, можно определить оптимальную скорость (ОС) ракеты как функцию высоты и веса ракетного топлива. ОС дозвуковой КР «Томагавк» при полете над уровнем моря изменяется между М=0,45 и М=0,61. Постоянная скорость М=0,55 приведет к большей дальности полета. Однако при высоте полета 6,1 километра М=0,75 даст максимальную дальность, поскольку для основной части полета ОС будет превышать М=0,7.

Можно сделать вывод, что именно так, как описывал в своей статье главный конструктор «Томагавка», выглядят оптимальный профиль полета и аэродинамические параметры полета КР к цели. Сегодня уже это классика.

Уже в процессе разработки ракет РК-55/Х-55 стало ясно, что оба двигателя – и Р-95-300, и ТРДД-50 обладают избыточной тягой для выбранной размерности, ограниченной стандартным советским 21-дюймовым торпедным аппаратом 533х8200 мм. Вывод напрашивался сам собой: под эти двигатели необходимо сделать ракету больших размеров.

Ту-95МС могут нести до 8 КР Х-101 на внешней подвеске

20 марта 2012 года министр обороны России Анатолий Сердюков в выступлении на расширенном заседании коллегии Министерства обороны заявил, что ВС России получили на вооружение новую крылатую ракету воздушного базирования большой дальности Х-101/102.

На взгляд автора, дубненское машиностроительное КБ «Радуга» сделало очень удачную ракету, и этой программе нужно придать приоритетное значение. КР Х-101 способна поражать цели на расстоянии до 5 тысяч километров с круговым вероятным отклонением всего 5-6 метров. Именно на эту КР, а не малоразмерную 3М-14 необходимо сделать ставку в перевооружении ВМФ, причем как для ПЛ, так и для надводных кораблей. Следует разработать морской вариант Х-101, переупаковав ракету в цилиндрический корпус под 26-дюймовый торпедный аппарат, и оснастить стартовым твердотопливным ускорителем.

Помимо ТА ПЛАТ ракета свободно, без переделки корабельной пусковой архитектуры «ляжет» в любую пусковую установку советских крупногабаритных ПКР – СМ-225А комплекса «Гранат», ПЛАРК проекта 949А, СМ-233А на ракетных крейсерах проекта 1144, ПУ СМ-248 комплекса «Вулкан» ракетных крейсеров проекта 1164. С учетом низкой стоимости самих ракет довести общий арсенал до двух тысяч единиц в течение двух-трех лет вполне реально.

Чудо-ракеты РФ – новое поколение ракетного комплекса С-10 «Гранат»

Моя статья «Ракетный сюрприз Путина», неожиданно для меня получила очень широкое распространение и собрала в сети массу читательских комментариев.

Среди читателей (и это радует!) нашлось немало весьма компетентных и въедливых специалистов, некоторые из которых, прочтя статью, предъявили автору претензию, что он (то есть, я), говоря о революционном характере нового ракетного комплекса, коё о чём умолчал.

А именно: говоря, что раньше из торпедных аппаратов диаметром 533 мм применялись только баллистические ракеты 81Р, 83Р, 84Р и их модификации, я не упомянул о ракетном комплексе С-10 «Гранат», в состав которого входила КРБД 3М10, предназначенная для пуска именно из таких ТА.

Это правда, принимаю упрёк. Желая оттенить прорывной характер путинского «ракетного сюрприза», я несколько слукавил. Впрочем, это моё (надеюсь, простительное) лукавство никак не меняет сути дела.

Судите сами.

Попытка создать советский «Томагавк» (крылатую ракету большой дальности для советского ВМФ, в ответ на соответствующие американские КРБД), действительно, была. Ещё в конце 60-х годов, в результате проведенных исследований под кодовым названием "Эхо", была установлена возможность преодоления системы ПВО и ПРО противника дозвуковыми крылатыми ракетами «при массированном их применении», а так же с применением приема «встречного подрыва», т.е. поражения средств ПВО и ПРО противника ядерными взрывами с целью расчистки коридора для других атакующих КР.

Разработка торпедно-ракетного комплекса была начата КБ "Малахит" (главный конструктор - Л.А.Подвязников) в 1975 г. Комплекс предназначался для решения оперативно-стратегических задач на континентальном театре боевых действий путем поражения административно-политических и крупных военно-промышленных центров с заранее известными координатами. Комплекс обеспечивал боевое применение в любое время суток и года, в любых метеоусловиях, в условиях гористой и труднопроходимой местности.

В 1976 году были начаты испытания ракеты, которая позже получила наименование 3М10 «Гранат». Она должна была стартовать из 533-мм торпедного аппарата, имела дальность полёта до 2 000 км и вооружалась ядерной боевой частью мощностью до 200 кт. Эта ракета должна была входить в боекомплект АПЛ проектов 671, 671РТ, 671РТМ, 667А, 670, 670М и 971.

Ракетный комплекс С-10 "Гранат" был принят на вооружение в 1985 г. К концу 1988 г. (по западным данным) на подводных лодках ВМФ СССР было размещено около 100 ракет 3М10 «Гранат".

Основные ТТХ этой ракеты таковы :


Длина ракеты со стартовым РДТТ - 8090 мм;


Размах крыла - 3300 мм;


Диаметр фюзеляжа ракеты - 510 мм;


Дальность действия – до 2000 км;

Скорость крейсерская: - 720 км/ч;


Потолок крейсерский - 15-200 м;


Глубина пуска - 40 м.

К сожалению, полностью развернуть «Гранат» СССР не успел. В 1989 году, согласно советско-американским договоренностями, из состава вооружений флотов обоих стран (за исключением стратегических сил – РПК СН) были выведены боеприпасы с ядерными боевыми частями. Соответственно, ракеты 3М10 комплекса «Гранат» со всех носителей были сняты и сданы на хранение. А фугасная БЧ для «Граната», которая позволила бы оставить комплекс на вооружении, разработана не была, ибо точность попадания ракеты в цель была недостаточна для её уверенного поражения.

И вот теперь командующий Черноморским Флотом доложил президенту России, что крылатые ракеты большой дальности – ракеты нового поколения – возвращаются в боекомплект российского флота! При этом само собой разумеется, что возвращаются они с качественно новыми характеристиками, как в области преодоления ПРО, так и в точности поражения цели.

Так, если ракеты «Граната» могли преодолевать ПРО противника только при массированном применении и в ядерном варианте, то новые ракеты, судя по тому, что количество их носителей, которое предполагается развернуть на южном ТВД, весьма невелико (7 ПЛ на Чёрном море и 9 МРК на Каспии), обладают исключительной, «хирургической» точностью и способностью форсировать противоракетную оборону противника.

Кроме того, если «Гранат» мог поражать только неподвижные цели с заранее известными координатами, то новое поколение российских КР способно перенацеливаться во время полёта и поражать, таким образом, даже подвижные цели.

Ну и, конечно, тот факт, что новый ракетный комплекс с КРБД становится универсальным и может быть установлен на любой носитель, как подводный, так и надводный, радикально увеличивает эффективность его боевого применения. (Есть даже вариант размещения на гражданских кораблях, в стандартном грузовом контейнере, для маскировки).

А что касается дальности новой ракеты, то ведь адмирал Витко её точно не назвал. Сказал лишь, что она «превышает 1500 км». Значит, может быть и две, и три тысячи…

Так что главный вывод статьи о том, что принятие на вооружения этого нового ракетного комплекса радикально меняет соотношение сил в огромном геополитическом регионе от Кабула и Багдада до Рима и Варшавы – остается в силе!

ПЛА пр.971, в боекомплект которой входит С-10 «Гранат»

Носитель ракет 3М10 "Гранат" - ПЛАРК пр.667АТ

Как известно, в 1972 г. между СССР и США было подписано Временное соглашение по ограничению наступательных стратегических вооружений (Договор ОСВ-1), охватывающее баллистические ракеты наземного и морского базирования. На принципе взаимности за рамки договора были выведены стратегические бомбардировщики (многократное преимущество по которым имели США) и крылатые ракеты большой дальности (которыми тогда располагал только СССР).

В США было принято решение также начать разработку крылатых ракет большой дальности. В связи с необходимостью вывода согласно Договору из состава флота ракетоносцев ранней постройки было принято решение рассмотреть их перевооружение на крылатые ракеты, запускаемые из торпедных аппаратов. Такое решение было вызвано необходимостью соблюдения положения Договора о взаимном контроле. Новая крылатая ракета получила название «Томагавк».

Вскоре после появления информации о начале работ по крылатым ракетам нового поколения в США аналогичные исследования развернулись и в СССР. При этом соответствующие конструкторские разработки и исследовательские работы проводились намного раньше, но не получили развития из-за успехов по разработке более тяжелых сверхзвуковых крылатых ракет. Американские работы по «Томагавку» и ALCM позволили дать «зеленый свет» аналогичным отечественным изделиям. Решением ВПК, а затем и Постановлением правительства от 9 декабря 1976 г. разработка комплекса «Гранат» поручалась свердловскому МКБ «Новатор» (ОКБ-4). К середине 1970-х гг. его конструкторами были спроектированы несколько образцов ракет для комплексов ПВО и ПРО, включая «Круг» и «Бук», а также ракетоторпеды комплексов «Вьюга» и «Ветер».

Летная отработка ракеты началась в июле 1976 г. на полигоне «Песчаная балка» с бросковых испытаний снабженных натурным стартовым двигателем макетов КС-122РС для отработки сброса капсулы. Дальнейшие испытания проводились с борта опытной ДЭПЛ С-49 пр.633РВ. Для проведения испытаний «Граната» подводная лодка С-49 прошла переоборудование на Севастопольском морском заводе. В период с 28 июля по 30 октября 1977 г. на феодосийском глубоководном полигоне были проведены четыре пуска. В первых двух отрабатывался начальный участок полета вплоть до раскрытия аэродинамических поверхностей, а в ходе последующих – также и процесс запуска маршевого двигателя. К концу 1977 г. началась отработка функционирования ракеты на основном маршевом участке полета. Оснащенная автопилотом маршевая ступень ракеты сбрасывалась над акваторией Черного моря с самолета Ту-16КСР-2 для выполнения программного полета по дуге протяженностью 90 км. Однако заданная дальность вначале не была достигнута. 28 марта вновь приступили к пускам с ПЛ, которые выявили низкую надежность маршевого двигателя ТРДД-50. Поэтому было принято решение перейти к применению на ракете двигателя Р-95-300. После ряда неудачных пусков и проводимых доработок во второй половине 1980 г. была достигнута заданная дальность полета 200-220 км.

Далее в течение полутора лет ракета доводилась до штатной комплектации оборудования, после чего начался этап государственных испытаний на Севере. Испытания на Севере стартовали еще в 1979 г. и начались с отработки корабельной аппаратуры, включая систему управления стрельбой. В процессе испытаний были успешно решены наиболее сложные задачи, связанные с отработкой бортовой системы управления и полетов на неслыханные для корабельных крылатых ракет дальности. Первый пуск с лодки по программе главного конструктора провели 30 ноября 1981 г. Государственные испытания начались 23 апреля 1982 г. пуском с берегового стенда, а с 21 июля продолжились и с подводной лодки К-254 – головной ПЛА пр.671РТМК. завершающий их этап осуществлялся пусками с ПЛ с 8 апреля по 23 августа 1983 г., а в апреле следующего года комплекс «Гранат» был принят на вооружение. В 1988 г. завершились и испытания ракеты с ПЛА пр.971.

Общность требований определила и сходство ряда технических решений, воплощенных в советской и американской крылатых ракетах. Выбор торпедного типоразмера определил и основные тактико-технические показатели проектируемых ракет. В принятых массогабаритных ограничениях было невозможно создать скоростную высотную ракету. Прорыв ПВО можно было обеспечить только за счет скрытности: снижением эффективной поверхности рассеяния и полетом на предельно малой высоте. Были, однако, и различия. Так, в соответствии с возможностями торпедных аппаратов отечественных подводных лодок «Гранат» имел на 15% больший полетный вес и был на 1.7 м длиннее по сравнению с «Томагавком». Напротив, единый для большинства флотов мира калибр ТА 533 мм определил в сочетании применением капсулы на подводном участке траектории одинаковый диаметр миделя ракет 514 мм.

Крылатая ракета «Гранат» имеет цилиндрическую форму, обусловленную пуском ее из ТА, прямое несущее крыло малого удлинения, являющееся оптимальным для длительного полета на околозвуковых скоростях и крестовидное хвостовое оперение. Схема крылатой ракеты выполнена по нормальной аэродинамической схеме с раскрываемыми после пуска крыльями и тоннельным воздухозаборником. Запуск производится при помощи твердотопливного стартового ускорителя, смонтированного за соплом ТРД. Для предельной легкости конструкции ракеты как летательного аппарата и минимизации силовых воздействий на нее на подводном участке движения ракета заключена в капсулу из нержавеющей стали, сбрасываемую после выхода из воды. На подводном участке после выхода из торпедного аппарата и удаления от лодки на 10-20 м ракета в капсуле движется за счет работы твердотопливного двигателя. После пересечения водной поверхности капсула сбрасывается. Отработавший твердотопливный двигатель отделяется, раскрываются консоли крыла и хвостовое оперение и запускается турбореактивный двигатель, обеспечивающий дальнейший полет к цели.

Ракета «Гранат» имеет дальность, почти на порядок превышающую показатели ранее созданных корабельных крылатых ракет. Это потребовало разработки высокоэкономичного турбореактивного двигателя. Что не менее важно, этот двигатель должен был иметь крайне малые габариты и вес. По результатам испытаний был применен Р-95-300, разработанный в ОКБ Фаворского. В сочетании с минимальной высотой полета это также обусловило применение инерциальной системы наведения с радиокоррекцией. Задачи создания малогабаритной бортовой аппаратуры, в особенности системы коррекции, отличались новизной и сложностью.

Ракетный комплекс стоит на вооружении ПЛА пр.671РТМК, пр.971, пр.945А, стоял на вооружении АПКРРК пр.667АТ. Применительно к последней ПЛ в нашей стране воплотилась в жизнь «американская мечта» - так и не реализованный в США замысел перевооружения носителей баллистических ракет на крылатые ракеты нового поколения. А основными носителями комплекса являются наиболее совершенные многоцелевые отечественные ПЛА пр.971.

В системе стратегических вооружений Советского Союза комплекс «Гранат», конечно, имел не очень большое значение, что обусловлено его дальностью в 3000 км. Но, тем не менее, его применение позволяло дополнить удар баллистических ракет крылатыми ракетами, запускаемыми с многоцелевых ПЛ. А это могло иметь и решающее значение. Кроме того, появление этого комплекса позволило многоцелевым подводным лодкам наносить удары по берегу также и при решении задач оперативного уровня, а при оснащении крылатых ракет обычной БЧ – применять комплекс в условиях неядерного конфликта. Таким образом, комплекс «Гранат» хорошо вписывается в систему вооружений нашего ВМФ и является хорошим и качественным оружием – комплексом XXI века.

С-10 Гранат (3М-10; SS-N-21 Sampson) - КР морского базирования

Дозвуковая малогабаритная стратегическая крылатая ракета, совершающая полет с огибанием рельефа местности на малой высоте, предназначена для использования против важных стратегических обьектов противника с заранее разведанными координатами. Модификацией ракеты является ракета РК-55 "ГРАНАТ" (по классификации НАТО SS-N-21 Sampson). Крылатая ракета "ГРАНАТ" предназначена для поражения наземных объектов противника и имеет дальность стрельбы до 3 000км. Может быть оснащена ядерной головной боевой часть мощность 200 кт. Управление ракетой в полете на начальном этапе осуществляется пассивной системой наведения. При приближении к цели на заданную дальность включается активная система самонаведения.
Для уничтожения ПЛ, кораблей и судов противника АПЛ оснащена противокорабельными ракетами "Новатор-1"(SS-N-15 Snarfish) и "Новатор-2"(SS-N-16 Stallion). Запуск ПКР "Новатор-1" производится из торпедных аппаратов калибра 533мм, дальность поражения целей составляет 45 км. Запуск ПКР "Новатор-2" производится из 650мм торпедных аппаратов, дальность поражения целей до 100км. Данные ПКР могут быть оснащены ядерной боевой частью или подвесной универсальной торпедой. Наличие нескольких типов торпед позволяет эффективно уничтожать подводные и надводные корабли и суда противника.

Корабельный комплекс ПКР
Ракета РК-55
Тип ПУ - ТА 533мм
Носитель - ПЛ
Дальность - 3000 км
Скорость - 0.7 М
Тип БЧ - ядерная
Длина - 8.09 м
Диаметр - 0.51 м
Размах крыльев - 3.3 м
Стартовый вес - 1.7 т
ИНС+по рельефу местности

В 70-е гг. в США, опираясь на успехи, достигнутые в области создания
миниатюрных высокоэкономичных воздушно-реактивных двигателей, приступили к разработке малоразмерных дозвуковых стратегических крылатых ракет воздушного и морского базирования. Последние должны были запускаться из стандартных торпедных аппаратов калибром 533 мм, совершать полет на малой высоте и поражать наземные цели ядерными БЧ на дальности до 2000 - 2500 км с относительно высокой точностью (КВО менее 200 м). Появление нового высокоэффективного оружия грозило нарушить уже сложившийся между сверхдержавами баланс в области стратегических ядерных
вооружений. Это потребовало от советской стороны поиска "адекватного" ответа. Перед отраслевой наукой и промышленностью была поставлена задача провести оценку технической возможности и военной целесообразности создания стратегических крылатых ракет, аналогичных американской КР типа "Томагавк".
Анализ показал, что задача может быть решена в течение пяти-шести лет, однако относительно целесообразности проведения подобных работ мнения специалистов разделились: многие считали ненужным создание стратегических КР, так как они будут значительно уступать баллистическим ракетам в способности преодоления ПРО противника, потребовав при этом значительных государственных
ассигнований на создание и развитие инфраструктуры, обеспечивающей их использование. В частности, для КР нужно было создать цифровые карты местности территории вероятных противников и мощные вычислительные центры, необходимые для обработки и ввода в системы наведения ракет информации о рельефе местности по маршрутам полета. В пользу КР говорили их относительная простота и дешевизна,
возможность использования различных (в том числе и не специально созданных) носителей, а также высокая вероятность преодоления ПВО противника за счет маловысотного профиля полета и малой радиолокационной заметности. Следовало учесть и тот факт, что для успешного отражения массированного удара советских крылатых ракет Соединенным Штатам потребовалось бы создать систему ПРО, затраты на которую в несколько раз превосходили стоимость развертывания группировки КР.
В результате руководство СССР в 1976 г. приняло принципиальное решение о разработке стратегических крылатых ракет воздушного, морского и наземного базирования. При этом предполагалось создать морские КР двух типов - малоразмерные, дозвуковые, способные стартовать из ТА подводных лодок, и более крупные, сверхзвуковые, стартующие из специальных вертикальных ПУ. Создание дозвуковой крылатой ракеты РК-55 "Гранат", являющейся аналогом американской ракеты "Томагавк", было поручено свердловскому НПО "Новатор", возглавляемому Л. В. Люльевым. Разработка КР была начата в 1976 г. В 1984 г., на четыре года позже, чем американский аналог ("Томагавк"), ракета была принята на вооружение.
Для обеспечения боевого применения КР, оснащенных экстремальной корреляционной системой наведения в ВМФ, был создан специальный вычислительный центр по формированию цифровых карт местности предполагаемых театров военных действий и выработке полетных заданий. Аппаратура системы управления ракеты, подводной лодки и берегового вычислительного центра была разработана НИИ авиационного приборостроения (директор и главный конструктор А. С. Абрамов).
Первыми кораблями, которые были оснащены КР "Гранат", стали подводные крейсера проекта 667АТ ("Груша"), созданные на базе подводных лодок 667А проекта. Лодки этого типа в соответствии с советско-американским договором об ограничении стратегических вооружений должны выводиться из состава флота с вырезанием ракетного отсека, после чего допускалось их дальнейшее использование.
В результате модернизации, проводимой в Северодвинске, у подводных лодок вырезался ракетный отсек и вместо него вваривался новый, в котором располагались по 4 с каждого борта 533-мм торпедных аппарата, установленных (впервые в отечественном подводном кораблестроении) под утлом к ДП корабля. В ходе модернизации корабли получили усовершенствованный навигационный комплекс
"Тобол-6б7АТ", БИУС "Омнибус-АТ" и ряд других новых или модернизированных систем. ГЭУ и основные общекорабельные системы остались фактически без изменений.
Стратегическая крылатая ракета РК-55 "Гранат" имеет стартовую массу 1700 кг, длину 8,09 м и диаметр корпуса 0,51 м. Она оснащена турбореактивным маршевым двигателем и твердотопливным стартовым ускорителем. Крейсерская скорость соответствует М=0,7, максимальная дальность -3000 км, система наведения - инерциальная, с экстремальной корреляцией по рельефу местности.
Программа создания ракеты была реализована в следующие сроки: начало - середина 1976 года, окончание - середина 1982 года, принятие на вооружение - 31 декабря 1983 года. В результате был создан оригинальный летательный аппарат со складывающимися крылом и оперением, а также с двухконтурным турбореактивным двигателем, размещающимся внутри фюзеляжа и выдвигаемым вниз.
выполнена по нормальной аэродинамической схеме с прямым крылом относительно большого удлинения, в нерабочем положении убирающимся в фюзеляж. Двигатель расположен на выдвижном подфюзеляжном пилоне (в нерабочем положении также находится внутри ракеты). В конструкции ракеты реализованы мероприятия по снижению радиолокационной и тепловой заметности. Ракета использует инерциальную систему наведения с коррекцией местоположения, основанной на принципе сравнения с картой местности, введенной в бортовую вычислительную машину перед пуском. Система наведения ракеты является одним из существенных отличий данной крылатой ракеты от предшествующих систем авиационного оружия. Это и обеспечило автономный полет ракеты независимо от протяженности, погодных условий и т.д. В этих целях было изготовлено соответствующее картографическое обеспечение (цифровые карты местности).