Страны становилась участницами оаг по. Право международных организаций. Устав Организации американских государств

Организация американских государств отражает традицию сотрудничества стран и народов Северной, Центральной и Южной Америки и является главным региональным координационным центром по вопросам межгосударственных отношений.

ОАГ создана в 1948 г. на 9-й Межамериканской конференции в Боготе в качестве преемника Международного союза американских республик, существовавшего с 1890 г. Устав ОАГ был дополнен Буэнос-айресским протоколом (подписан в 1967 г, вступил в силу в 1979 г.), Картахенским протоколом (подписан в 1985 г., вступил в силу в 1988 г), Вашингтонским протоколом и протоколом Манагуа (приняты Генеральной ассамблеей ОАГ в 1992 и 1993 гг. соответственно). Цели ОАГ:

Укрепление мира и безопасности на континенте;

Поощрение и укрепление представительной демократии, соблюдение принципа невмешательства;

Предотвращение конфликтов и урегулирование споров между государствами-членами;

Проведение совместных акций в случае агрессии против членов Организации;

Совместный поиск решения политических, правовых и экономических проблем;

Содействие сотрудничеству в экономической, социальной и культурной сферах.

Члены ОАГ (2004 г.): Антигуа и Барбуда, Аргентина, Багамские Острова, Барбадос, Белиз, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гаити, Гватемала, Гондурас, Гренада, Гайана, Доминика, Доминиканская Республика, Канада, Колумбия, Коста-Рика, Куба (в 1962 г. временно исключена), Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Киттс и Невис, Сент-Люсия, Суринам, США, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Чили, Эквадор, Сальвадор, Ямайка.

Статус постоянного наблюдателя имеют Европейский Союз, Австрия, Алжир, Ангола, Бельгия, Ватикан, Венгрия, Германия, Греция, Египет, Израиль, Индия, Испания, Италия, Кипр, Марокко, Нидерланды, Пакистан, Польша, Португалия, Республика Корея, Россия, Румыния, Саудовская Аравия, Тунис, Финляндия, Франция, Швейцария, Экваториальная Гвинея, Япония.

Высший орган ОАГ- Генеральная ассамблея, состоящая из представителей государств-членов. Делегации возглавляют, как правило, министры иностранных дел. Ассамблея принимает реше-ния о проведении акций и вырабатывает общую политическую линию, изучает проблемы мирного сосуществования, принимает бюджет, разрабатывает инструменты координации деятельности отдельных органов как между собой, так и с другими инсти-тутами межамериканской системы, а также принимает регламент генерального секретариата. Ассамблея заседает раз в год, по решению двух третей государств-членов могут быть созваны чрезвычайные сессии.



Консультативные совещания министров иностранных дел созываются для рассмотрения неотложных вопросов, касающихся всех государств-чпенов. Каждое государство может потребовать созыва консультативного совещания министров иностранных дел.

Консультивный комитет по вопросам обороны в составе высших военных чинов американских государств изучает вопросы военного сотрудничества в рамках договоров о коллективной безопасности.

Постоянный совет, Межамериканский экономический и социальный совет и Межамериканский совет по образованию, науке и культуре, состоящие из представителей государств-членов, подчиняются Генеральной ассамблее.

Постоянный совет, члены которого имеют ранг посла, ориентирован на поддержку постоянных дружественных отношений между государствами-членами и способствует мирному решению спорных вопросов. Он функционирует, с одной стороны, в качестве временного консультативного органа, предусмотренного Договором Рио-де-Жанейро (1947 г.), с другой - в качестве комитета по подготовке сессий Генеральной ассамблеи. Ему подчиняется Межамериканский комитет по мирному урегулированию. Совет заседает в штаб-квартире ОАГ, как правило, дважды в месяц.

Межамериканский экономический и социальный совет содействует сотрудничеству в интересах ускорения экономического и социального прогресса (разработка программ, координация, сотрудничество с ООН, другими националыными и международными организациями).

Межамериканский совет по образованию, науке и культуре разрабатывает программы региональной интеграции и развития в сфере своей компетенции.

Межамериканский правовой комитет в Рио-де-Жанейро консультирует Генеральную ассамблею, содействует разработке и кодификации международного права и изучает правовые проблемы, возникающие в процессе интеграции американских государств. Он собирается, как правило, дважды в год.

Межамериканская комиссия по правам человека, основанная в 1959 г. в Вашингтоне, состоит из семи членов, избираемых Гене-ральной ассамблеей. Она консультирует Генеральную ассамблею и содействует уважению и защите прав человека на континенте.

Генеральный секретариат, центральный постоянный орган ОАГ, возглавляет генеральный секретарь (пятилетний мандат с возможностью однократного переизбрания), который является законным представителем ОАГ и с совещательным голосом принимает участие во всех ее заседаниях. Он может предлагать на рассмотрение Генеральной ассамблеи или Постоянного совета вопросы, которые, по его мнению, могут оказать влияние на сохранение мира и безопасности на континенте или на развитие государств-членов. Заместитель генерального секретаря является секретарем Постоянного совета. Генеральный секретариат разделен на четыре исполнительных совета (экономика и соци-альные вопросы; образование, наука и культура; правовые воп-росы; администрация). В государствах - членах ОАГ действуют бюро генерального секретариата.

ОАГ регулярно проводит конференции по различным аспек-там межамериканского сотрудничества (сельского хозяйства, труда, международного частного права, экономики, образования, телекоммуникаций, сырья, прав человека, науки и технологии, туризма и путешествий, статистики, детства, коренного населения, портов).

ОАГ на основе многосторонних договоров создала шесть автономных специализированных организаций:

Панамериканская организация здравоохранения (ПОЗ), Вашингтон;

Межамериканский детский институт (МАДИ), Монтевидео;

Межамериканская комиссия женщин (МАКЖ), Вашикгтон;

Панамериканский институт географии и истории (ПАМИГИ), Мехико;

Межамериканский институт по вопросам индейского населения (МИИН), Мехико;

Межамериканский институт сельскохозяйственных наук (МИСН), Сан-Хосе.

Межамериканский суд по правам чеповека в Сан-Хосе, основанный согласно Американской конвенции по правам человека, состоит из семи избираемых Генеральной ассамблеей судей. Он трактует Конвенцию и следит за ёе применением.

Основанный в 1946 г. Межамериканский совет обороны планирует мероприятия по коллективной обороне континента, развивает сотрудничество. Военные кадры готовятся в Межамериканском военном колледже.

Межамериканский комитет по борьбе против наркотиков, состоящий из 24 членов, координирует и реализует принятый в Рио-де-Жанейро Межамериканский план действий против употребления, производства и запрещенной торговли наркотиками и психотропными веществами.

Межамериканский банк развития в Вашингтоне, основанный ОАГ, работает в тесном сотрудничестве с ней на правах автономного института.

Рабочие языки ОАГ-английский, испанский, португальский и французский. Местопребывание штаб-квартиры - Вашингтон.

Организация американских государств (ОАГ) - международная организация государств Зап. полушария. Объединяет (на 1.II 1990 г.):

Антигуа и Барбуду, Аргентину, Багамские острова, Барбадос, Боливию, Бразилию, Венесуэлу, Гаити, Гватемалу, Гондурас, Гренаду, Доми­нику, Доминиканскую Республику, Канаду, Колумбию, Коста-Рику, Мексику, Никарагуа, Панаму, Парагвай, Перу, Сальвадор, Сент-Вин­сент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсию, США, Суринам, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Чили, Эквадор и Ямайку. До 1962 г. в работе ОАГ в качестве члена участвовала Куба. В 1971 г. учрежден институт постоянных наблюдателей при ОАГ, которых аккредитовали 24 государства Европы, Америки и Азии.

Создана в 1948 г. на IX Межамер. конференции в Боготе (Ко­лумбия) на базе существовавшего с 1890 г. Панамер. союза.

Уставными целями ОАГ являются: поддержание мира и безо­пасности на континенте; мирное урегулирование споров между госу­дарствами-членами; организация совместных действий против агрес­сии; решение общими усилиями государств-членов стоящих перед ними политических, экономических, правовых проблем; содействие социальному, экономическому, культурному развитию стран - уча­стниц организации.

Первоначально принципы деятельности и структура ОАГ опре­делялись уставом 1948 г., в основу которого был положен Межаме­риканский договор о взаимной помощи 1947 г. Однако недовольство лат.-амер. стран гипертрофированностью военно-политической сторо­ны деятельности ОАГ привело в сер. 60-х гг. к пересмотру ее устава. На III чрезвычайной Межамер. конференции (Буэнос-Айрес, 1967 г.) был подписан «Протокол Буэнос-Айреса» (вступил в силу 27.11 1970 г.), который существенно дополнил старую редакцию устава по­ложениями об усилении социально-экономической деятельности орга­низации, равноправном сотрудничестве, интеграции и др., внес из­менения в структуру ОАГ.

Высшим органом ОАГ является Генеральная Ассамб­лея (ГА), которой поручено определять общую политику организации. Сессии ГА проводятся ежегодно в странах - участницах ОАГ по­очередно. Решения ГА принимаются большинством голосов, за исключением тех случаев, когда в соответствии с уставом требуется наличие 2 /з голосов. Консультативное совещание ми­нистров иностранных дел созывается для рассмотрения особо важных вопросов. При совещании функционирует консульта­тивный комитет обороны, состоящий из высших военных представи­телей государств - членов ОАГ. Основные органы ОАГ, пользующиеся одинаковыми правами: Постоянный совет (ПС), Меж­амер. экономический и социальный совет (МЭСС) и Межамер. совет по образованию, науке и культуре (МСОНК). Межамер. юридиче­ский комитет координирует деятельность по разработке и кодифи­кации норм международного права, изучению юридич. проблем ин­теграции в странах Латинской Америки, возможностей унификации законо­дательства. Генеральный секретариат - постоянный центр, орган ОАГ - осуществляет контроль за исполнением постановлений ГА, Консультативного совещания и советов ОАГ. Возглавляется ге­неральным секретарем, избираемым ГА сроком на 5 лет (с марта 1984 г. им является бразилец Ж. К. Баэиа Соарис, заместитель гене­рального секретаря - В. Мак-Коми, Барбадос). В рамках ОАГ функ­ционирует Межамер. комиссия по правам человека.

При ОАГ созданы специализированные учрежде­ния, осуществляющие свою деятельность на основе многосторонних межправительственных соглашений. Среди них: Межамер. институт кооперации в области сельского хозяйства, Панамер. организация здравоох­ранения, Межамер. комиссия женщин, Межамер. институт защиты детей, Панамер. институт географии и истории, Межамер. индеанистский институт. Специализированные агентства, ко­миссии; Межамер. совет обороны (МСО), Межамер. статистиче­ский институт, Межамер. комиссия по ядерной энергии, специальная межамер. комиссия по борьбе с контрабандой наркотиков. Бюджет ОАГ складывается из ежегодных взносов государств-членов (св. 60% бюджета покрывают США).

В истории ОАГ хронологически можно выделить три этапа. Пер­вый - с 1948 г. до сер. 60-х гг.,- когда США удавалось, пользуясь разобщенностью лат.-амер. государств и прибегая к методам поли­тического и экономического давления, навязывать им любое выгод­ное для себя решение в этой организации. Именно в эти годы в межамер. системе получили распространение антикоммунистические доктрины «несовместимости» (пропагандировавшая несовместимость марксизма-ленинизма с принципами межамер. системы) и «перво­очередности» (отстранявшая Совет Безопасности ООН от рассмот­рения спорных вопросов, возникавших между государствами - чле­нами ОАГ). На основе этих доктрин Соединенные Штаты с помощью ОАГ осуществили интервенцию в Гватемале (1954 г.), добились исключения из ОАГ Кубы (1962 г.) и впоследствии объявления незаконных с точки зрения международного права «санкций» ОАГ против этого государства (1964 г.). Наконец, вооруженная интер­венция США в Доминиканскую Республику (1965 г.), осуще­ствленная Вашингтоном под флагом ОАГ, наглядно показала бес­почвенность упований правящих классов стран региона на прин­ципы «невмешательства» и «самоопределения», зафиксированные в уставе ОАГ.

Второй этап развития ОАГ связан с проведением первой рефор­мы этой организации (1964-70 гг.). Реформа устава ОАГ, прове­денная в эти годы, отразила новое качественное состояние межамер. системы, зафиксировав примерное равенство сил США и большин­ства лат.-амер. государств внутри нее. Соединенные Штаты не смог­ли добиться создания в ОАГ т. н. «межамер. вооруженных сил» на постоянной основе, но в то же время латиноамериканцам не удалось обеспечить каких-либо гарантий положений о необходимости осу­ществления равноправного экономического сотрудничества, фор­мально закрепленных в уставе.

Начало новому, третьему этапу развития межамер. системы, про­ходившему под знаком активизации деятельности лат.-амер. стран, положила III сессия ГА ОАГ, проходившая в апреле 1973 г. в Ва­шингтоне. На сессии была принята резолюция, призвавшая к пере­смотру не только структуры, но и доктрин межамер. системы, при этом сделан упор на необходимость усиления социально-экономиче­ской активности организации, США, пошедшие на новую реформу лишь под влиянием совместной позиции лат.-амер. государств, с са­мого начала прибегли к обструкции и игре на противоречиях, стре­мясь не допустить принятия выработанных документов. Юридиче­ская сторона реформы ограничилась лишь принятием поправок к Межамер. договору о взаимной помощи («Протокол Сан-Хосе»), Однако в практическом плане период 1973-79 гг. во многом спо­собствовал демократизации ОАГ. В этот период было покончено с доктринами «несовместимости» и «первоочередности» и с новой силой подтверждены принципы невмешательства и самоопределения в межамер. отношениях. В июле 1975 г. в ОАГ была отменена обя­зательность соблюдения ее членами санкций, принятых против Кубы, а в декабре того же года распущена ставшая печально из­вестной Специальная консультативная комиссия по вопросам безо­пасности при ОАГ, в течение ряда лет занимавшаяся выявлением «происков международного коммунизма» в Зап. полушарии. В июне 1979 г. на Консультативном совещании министров иностр. дел про­валилась попытка США совершить руками ОАГ интервенцию против Никарагуа, что объективно способствовало укреплению внешнепо­литических позиций этой страны.

В нач. 80-х гг. администрация Рейгана вновь взяла на воору­жение методы «традиционного панамериканизма», одновременно активно занимаясь поиском новых союзников в ОАГ. Новая расста­новка сил в ОАГ впервые резко обозначилась на XX Консультатив­ном совещании в июле 1982 г., когда Кариб. государства отказались присоединиться к абсолютному большинству лат.-амер. стран и осу­дить агрессию Великобритании против Аргентины во время т. н. Мальвинского кризиса. Совершив агрессию против Гренады в ок­тябре 1983 г., Вашингтон попытался тем самым еще крепче привя­зать к себе в политическом плане островные Кариб. государства, под­державшие это вторжение.

На XIV специальной сессии ГА ОАГ, состоявшейся в декабре 1985 г. в г. Картахене (Колумбия), лат.-амер. страны приняли ряд изменений в уставе ОАГ, свидетельствующие об их желании усилить политический аспект ее деятельности и повысить роль организации в разрешении международных споров. Так, были расширены поли­тические полномочия генерального секретаря ОАГ, получившего права, близкие к тем, которыми пользуется генеральный секретарь ООН, и усилены функции Постоянного совета, который был наделен правом предлагать свое посредничество по просьбе одной стороны - участницы международного спора.

В настоящее время в ОАГ сложилась своеобразная ситуация, когда ни лат.-амер. страны пока еще не могут наполнить реальным содержанием многие новые положения ее устава, ни США уже не способны использовать эту организацию в качестве инструмента своей политики в регионе, как ранее. На XVIII сессии ГА ОАГ (но­ябрь 1988 г.) страны региона выразили обеспокоенность в связи с бюджетным дефицитом организации, образовавшимся из-за задол­женности США по взносам (на 1.1 1989 г.- ок. 30 млн дол.).

Местопребывание осн. органов ОАГ - г. Вашингтон.

Организация американских государств (ОАГ)

Первую попытку объединить государства региона в конфедерацию или межправительственный союз предпринял Симон Боливар, инициировавший проведение Панамского конгресса 1826 г., который принял Договор о вечном союзе, лиге и конфедерации. Начало второму этапу объединения американских государств положили США, сформулировавшие доктрину панамериканизма, практическая реализация которой началась с проведения I Панамериканской конференции (1889–1890 гг.). Конференция учредила Международный союз американских республик, а при Союзе – постоянное Коммерческое бюро американских республик, впоследствии переименованное в Панамериканский союз (ПАС). Целью ПАС провозглашалось укрепление политической и экономической координации с государствами Латинской Америки . Третьим этапом процесса интеграции стала IX Панамериканская конференция (г. Богота, Колумбия, 1948 г.), на которой был принят Устав ОАГ и Американский договор о мирном урегулировании споров ("Пакт Боготы").

Согласно ст. 1 Устава ОАГ американские государства учредили "международную организацию в целях достижения мира и справедливости, укрепления их солидарности и сотрудничества, защиты их суверенитета, территориальной целостности и независимости". Задачи ОАГ конкретизированы в ст. 2 Устава ОАГ, а принципы, которых придерживаются в своих отношениях американские государства, – в ст. 3 Устава ОАГ. Главу IV Устава ОАГ (ст. 10–22) отличает ряд перечисленных в ней общепризнанных принципов международного права. Членами ОАГ являются американские государства, ратифицировавшие Устав ОАГ. В состав ОАГ входит 35 государств. Статус постоянного наблюдателя предоставлен 62 государствам, в том числе России и Украине, а также ЕС.

Согласно ст. 5 Устава к ОАГ может присоединиться любое новое политическое объединение – союз нескольких государств-членов ОАГ, – которое ратифицирует Устав ОАГ. Вступление в ОАГ такого объединения будет означать для каждого из его участников потерю членства в ОАГ.

Особое внимание в Уставе ОАГ уделяется мирному урегулированию региональных споров (гл. V), поддержанию региональной коллективной безопасности (гл. VI, дополняемая "Пактом Рио" ) и комплексному развитию (гл. VII), которое включает в себя экономическую, социальную сферы, а также образование, культуру, науку и технологии (ст. 30). Устав ОАГ заключен на неопределенный срок и зарегистрирован в Секретариате ООН. Согласно Уставу, ОАГ – региональный орган ООН.

Высшим органом ОАГ является Генеральная ассамблея, в которой государства представлены делегациями, каждая из которых имеет один голос. Согласно ст. 57 Устава ОАГ сессии Генеральной ассамблеи проводятся ежегодно. Генеральная ассамблея определяет общую политику и направления деятельности ОАГ; выносит решения по координации взаимодействия между органами, учреждениями и подразделениями ОАГ; определяет структуру и функции органов ОАГ; рассматривает любые вопросы, касающиеся отношений между американскими государствами, а также вопросы, приоритетные для членов ОАГ; координирует сотрудничество ОАГ с ООН и др.

Консультативное совещание министров иностранных дел (гл. X Устава ОАГ) рассматривает проблемы неотложного характера, представляющие общий интерес для американских государств. Консультативное совещание созывается по инициативе любого члена ОАГ, а в случае вооруженного нападения на территорию члена ОАГ или в пределах зоны безопасности, границы которой определяются действующими договорами, – председателя Постоянного совета ОАГ. Консультативное совещание, созванное для рассмотрения вопросов коллективной безопасности, выступает как орган для проведения консультаций между государствами-участниками "Пакта Рио". Окончательное решение о созыве Консультативного совещания принимает Постоянный совет абсолютным большинством голосов.

Постоянный совет – консультативный орган ОАГ (ст. 83 Устава ОАГ), который занимается вопросами, переданными ему на рассмотрение Генеральной ассамблеей ОАГ и Консультативным совещанием министров иностранных дел. Приоритетная сфера деятельности Постоянного совета – мониторинг поддержания дружественных отношений между государствами-членами ОАГ и оказание им помощи в мирном урегулировании споров. Функции Постоянного совета детализированы в ст. 91 Устава ОАГ. Каждое государство- член ОАГ представлено в Постоянном совете одним делегатом.

Межамериканский совет по комплексному развитию (МСКР) принимает решения по вопросам сотрудничества между государствами-членами ОАГ для содействия их всестороннему развитию. МСКР работает в формате очередных, специальных, специализированных или секторальных совещаний. В рамках МСКР действуют Исполнительный секретариат по комплексному развитию, Постоянный исполнительный комитет, межамериканские комитеты, Межамериканское агентство по сотрудничеству и развитию, непостоянные специализированные комитеты и другие вспомогательные структуры.

Межамериканский юридический комитет (МЮК) выступает в качестве консультативного органа ОАГ по вопросам права, содействует прогрессивному развитию международного права и занимается изучением юридических проблем, касающихся интеграции развивающихся стран континента и возможности, а также целесообразности унификации их законодательства (ст. 99 Устава ОАГ). В состав МЮК входят 11 юристов – граждан государств-членов ОАГ, избираемых Генеральной ассамблеей ОАГ сроком на четыре года.

Межамериканская комиссия по правам человека (МКПЧ) является одновременно и одним из основных органов ОАГ, и органом межамериканской системы поощрения и защиты прав человека. МКПЧ занимается вопросами правозащитной направленности.

Генеральный секретариат – центральный орган ОАГ, возглавляемый Генеральным секретарем, который избирается Генеральной ассамблеей сроком на пять лет с правом однократного переизбрания. Генеральный секретарь информирует Генеральную ассамблею или Постоянный совет обо всем, что, по его мнению, может угрожать миру и безопасности на континенте или развитию государств-членов. Генеральный секретарь способствует развитию сотрудничества между государствами-членами ОАГ в экономической, социальной, правовой сферах, в области просвещения, науки и культуры. Генеральный секретариат выполняет многочисленные функции административно-технического характера (ст. 112 Устава).

Международная организация - организация, учрежденная договором государств-членов, придавших ей статус международной организации. Термин «международные организации» употребляется применительно и к межгосударственным (межправительственным) и к неправительственным организациям. Их юридическая природа различна.

Международная межправительственная организация - объединение государств , учрежденное на основе договора для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересов государств-членов при уважении их суверенитета. Международные межправительственные организации можно классифицировать:

а) по предмету деятельности - политические, экономические, кредитно-финансовые, по вопросам торговли, здравоохранения и др.;
б) по кругу участников - универсальные и региональные;
в) по порядку приема новых членов - открытые или закрытые;
г) по сфере деятельности - с общей или специальной компетенцией;
д) по целям и принципам деятельности - правомерные или противоправные;
е) по количеству членов - всемирные или групповые.

Признаки международных межправительственных организаций.

  1. Членство не менее трех государств.
  2. Постоянные органы и штаб-квартира.
  3. Наличие учредительного договора .
  4. Уважение суверенитета членов-государств.
  5. Невмешательство во внутренние дела.
  6. Установленный порядок принятия решений.

Международные неправительственные организации создаются не на основе межгосударственного договора и объединяют физических и/или юридических лиц . Международные неправительственные организации бывают:

а) политические, идеологические, социально-экономические, профсоюзные ;
б) женские, по охране семьи и детства;
в) молодежные, спортивные, научные, культурно-просветительские;
г) в области печати, кино, радио, телевидения и др.

Международные организации являются вторичными или производными субъектами международного права и создаются государствами. Процесс создания международной организации включает три стадии:

  1. принятие учредительных документов организации;
  2. создание ее материальной структуры;
  3. созыв главных органов - начало функционирования.

Структуру международной организации составляют органы международной организации - ее структурное звено, которое создается на основании учредительного или иных актов международной организации. Орган наделяется определенной компетенцией, полномочиями и функциями, обладает внутренней структурой и порядком принятия решений. Наиболее важным органом международной организации является межправительственный орган, в который государства-члены направляют своих представителей, действующих от их имени. По характеру членства органы делятся на:

  • межправительственные;
  • межпарламентские (характерно для Европейского союза , состоят из делегатов парламентов , выбираемых пропорционально численности населения);
  • административные (из международных должностных лиц, находящихся на службе в международной организации);
  • состоящие из лиц в личном качестве и др.

Организация Объединенных Наций: история создания, цели и принципы. Структура и содержание Устава ООН

Организация Объединенных Наций была создана в период Второй мировой войны , когда человечество основательно задумывалось над тем, как предотвратить в будущем такие страшные войны.

Структура и содержание Устава ООН : цели и принципы ООН; члены организации; органы, мирное разрешение споров; действия в отношении угрозы миру; самоуправляющиеся территории ; региональные соглашения; международная система опеки .

Генеральная Ассамблея ООН. Совет Безопасности ООН. Экономический и социальный совет ООН

Генеральная Ассамблея - наиболее представительный орган ООН , обладает самой широкой компетенцией. Генеральная Ассамблея - демократический орган. Каждый член независимо от размеров территории , численности населения, экономической и военной мощи имеет один голос. Решения по важным вопросам принимаются большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов Генеральной Ассамблеи. В работе Генеральной Ассамблеи могут принимать участие государства - не члены ООН, имеющие постоянных наблюдателей при ООН (Ватикан, Швейцария) и не имеющие их. Возглавляет Генеральную Ассамблею Генеральный секретарь.

Компетенция Генеральной Ассамблеи .

  • Обсуждает любые вопросы или дела в пределах Устава.
  • Дает рекомендации членам ООН в ее органам (за исключением вопросов, отнесенных к ведению Совета Безопасности).
  • Рассматривает общие принципы сотрудничества в деле поддержания мира, включая принцип разоружения, и дает соответствующие рекомендации.
  • Рассматривает любые вопросы, относящиеся к поддержанию мира.
  • Рекомендует меры мирного улаживания любой ситуации, которая могла бы нарушить общее благополучие или дружественные отношения между государствами.
  • Содействует международному сотрудничеству в политической области и прогрессивному развитию международного права и его кодификации.
  • Формирует органы ООН, получает от них доклады об их деятельности.
  • По рекомендации Совета Безопасности принимает в члены ООН и исключает из своих членов.
  • Совместно с Советом Безопасности избирает члена Международного суда .

Совет безопасности состоит из 15 членов: 5 постоянных - Россия, Китай, Франция, Великобритания, США - и 10 непостоянных - избираемых Генеральной Ассамблеей сроком на 2 года. На него возложена главная ответственность за поддержание мира и безопасности. Совет действует от имени государств - членов ООН и является главным исполнительным органом ООН, ему отведена главная роль в мирном разрешении споров. Решения по процедурным вопросам в Совете принимают большинством в 9 голосов. По остальным вопросам необходимо большинство в 9 голосов, но это число должно включать голоса постоянных членов.

Компетенция Совета Безопасности .

  • Контроль за исполнением государствами принципов ООН.
  • Подготовка планов регулирования вооружений.
  • Определение наличия угрозы миру, нарушения мира или актов агрессии.
  • Выносит рекомендацию или принимает меры по принуждению правонарушителя.

Экономический и социальный совет (ЭКОСОС) - несет ответственность за выполнение функций, изложенных в главе IX Устава ООН. Состоит из 5 членов, избираемых ежегодно Генеральной Ассамблеей сроком на три года.

Компетенция Экономического и социального совета .

  • Предпринимает исследования и составляет доклады по международным вопросам в области экономики , социальной сфере, культуре, образовании, здравоохранении и аналогичных областях.
  • Дает рекомендации ООН по вышеизложенным вопросам.
  • Заключает соглашения со специализированными учреждениями и координирует их деятельность, получает от них доклады.
  • Осуществляет связь с неправительственными международными организациями.

Краткая характеристика организации Североатлантического договора (НАТО) и Организации американских государств (ОАГ) как региональных международных организаций по Уставу ООН

Организация Североатлантического договора (НАТО) . Забота государств о своей безопасности привела к созданию военно-политических организаций, одной из которых явилась НАТО. Основной целью НАТО является обеспечение свободы и безопасности всех членов политическими и военными средствами в соответствии с принципами ООН . НАТО призвана обеспечить прочный мир в Европе и сохранить стратегическое равновесие во всей Европе.

Участники НАТО обязуются разрешать все международные споры мирными средствами, чтобы не были поставлены под угрозу международный мир, безопасность и справедливость. Они воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силы или применения силы каким бы то ни было способом, несовместимым с целями ООН.

Руководящими органами НАТО являются Североатлантический совет, комитет оборонного планирования , группа ядерного планирования, другие комитеты, генеральный секретарь. Военная структура НАТО состоит из военных комитетов, постоянного военного комитета и международного военного штаба. В настоящее время в НАТО входят 16 государств. Но с каждым годом организация планирует расширение, в частности в перспективе планируется принятие ряда государств Восточной Европы и некоторых республик бывшего СССР. НАТО в настоящее время играет очень важную роль. Эта организация принимает активное участие в решении международных конфликтов. Зачастую НАТО подменяет ООН и ее решения.

Организация американских государств . В нее входят более 30 государств Латинской Америки, Карибского бассейна и США .

Учредительными документами Организации американских государств являются три акта:

  1. Межамериканский договор о взаимной помощи 1947 г.;
  2. Устав Организации американских государств (принят 30 апреля 1948 г., вступил в силу 13 декабря 1951 г.);
  3. Межамериканский договор о мирном разрешении споров 1948 г.

В соответствии с Уставом целями Организации американских государств являются поддержание мира и безопасности в Западном полушарии, урегулирование споров между государствами-членами, организация совместных действий против агрессии, развитие сотрудничества в политической, экономической, социальной, научно-технической и культурной областях.

Высшим органом Организации американских государств является Генеральная ассамблея, в которой представлены все государства-члены.

Консультативное совещание министров иностранных дел уполномочено рассматривать проблемы срочного характера, в том числе связанные с вооруженным нападением на государства - члены Организации американских государств. При нем учрежден Консультативный комитет обороны.

Под руководством Генеральной ассамблеи работают три совета: Постоянный совет, Межамериканский экономический и социальный совет, Межамериканский совет по образованию, науке и культуре, представляющие собой исполнительные органы, наделенные весьма широкими полномочиями.

Административным органом Организации американских государств является Генеральный секретариат во главе с генеральным секретарем.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе: становление и развитие, источники, органы

В 1975 г. было образовано Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое в 1994 г. решением Будапештского совещания было преобразовано в организацию (ОБСЕ). Таким образом, ОБСЕ превратилось из конференции в организацию.

В настоящее время ОБСЕ представляет собой формирующуюся международную региональную организацию. Ее учредительными документами являются Заключительный акт, принятый в Хельсинки в 1975 г., Хартия для новой Европы и Дополнительный документ к ней, принятые в Париже в 1990 г., Декларация «Вызов времени перемен» и пакет решений по структуре и основным направлениям деятельности ОБСЕ, принятые в Хельсинки в 1992 г. Эти документы определяют основные цели ОБСЕ: решительно использовать нормы и стандарты для создания общества общей безопасности; обеспечить реализацию всех обязательств ОБСЕ; служить форумом консультаций, принятия решений по сотрудничеству; усилить превентивную дипломатию; повысить способность в урегулировании споров и конфликтов и в осуществлении мирных операций; упрочивать безопасность путем контроля за вооружениями, за разоружением; развивать деятельность в области прав человека .

Принципы ОБСЕ были закреплены в Декларации принципов, являющейся составной частью хельсинкского Заключительного акта.

Начиная с 1990 г. происходит становление и развитие структуры ОБСЕ. Было определено, что встречи глав государств и правительств должны проводиться регулярно раз в два года. На них устанавливаются приоритеты и даются ориентиры на высшем политическом уровне.

Высшим органом ОБСЕ является Совещание глав государств и правительств.

Управляет организацией и принимает решения Совет министров иностранных дел государств-участников. Совет ОБСЕ является центральным директивным и руководящим органом ОБСЕ. Он состоит из министров иностранных дел, должен собираться не реже одного раза в год для рассмотрения вопросов, имеющих отношение к ОБСЕ и принятия соответствующих решений. Председателем каждого заседания Совета ОБСЕ должен быть представитель принимающий страны.

Руководящий совет обсуждает и формирует политику, решает общие вопросы бюджета .

Постоянный совет - постоянный действующий орган политических консультаций и принятия решений.

Председатель Постоянного совета - главное исполняющее лицо. При нем находится «тройка» представителей.

Генеральный секретарь ОБСЕ - главное административное лицо.

При ОБСЕ существует должность верховного комиссара по национальным меньшинствам, Бюро демократических учреждений и прав человека .

ОБСЕ имеет все признаки международной организации, за исключением одного: оно образовано не договором государств , а политическим соглашением. Это чисто политическое образование, не обладающее международной правосубъектностью. В настоящий момент ОБСЕ как международная организация находится в процессе становления.