Универсальные и специализированные международные организации. ООН – универсальная международная организация. История создания ООН

Вы задались вопросом: «Сколько грамм в карате?» Не каждый ответит на этот вопрос. Возможно, подруга похвасталась кольцом с бриллиантов в 3 карата, а вы не знаете, как перевести граммы в караты, или вы просто страждущий расширять свой кругозор? Тогда присаживайтесь удобно и читайте с удовольствием.

Слово «карат» знакомо многим. По крайней мере, оно на слуху и первым делом ассоциируется с теми самыми друзьями девушек – бриллиантами.

Если вы не эксперт в области драгоценных камней и не ходячая энциклопедия, то вполне допустимо, что в вашем сознании представления об этом понятии спутаны. Такое часто встречается, и связано это с многолетней историей термина, идущего из исторических глубин стран Востока.

Во-первых, нужно однозначно определить, чем, по сути, является карат. Карат – это мера веса, а не размера, формы или даже красоты. Чему же равен вес карата?

В разное время в различных странах карат имел определенные значения, колеблющиеся в пределах от 0,1 до 0,25 г округленно. В 1907 году установилось для него ныне действующее число, равное одной пятой грамма, или 200 мг. То есть 1 грамм камня будет равняться 5 каратам.

Карат — лучший друг бриллианта?

Часто люди, задумываясь над тем, 1 карат — это сколько грамм, думают, что речь идет только о бриллиантах. Так ли это?

Оказывается нет, карат — это мера веса для всех драгоценных камней.

И именно поэтому, карат (то есть 0,2 грамма веса) драгоценных камней по внешнему виду может отличаться. Один карат алмаза, изумруда или сапфира выглядит по-разному.

Если немного вспомнить курс школьной физики, а именно то, что плотность у веществ различается, все становится на свои места.

Одни и те же камни в 1 карат могут отличаться внешне, так как способов огранки насчитывается более 250.

Соотношение граммы – размеры

В ювелирном деле существуют таблицы соответствия веса карата и размера бриллианта. Конечно, при учете, что огранка у них одинакова. Например, бриллиант круглой формы весом в 1 карат имеет диаметр, равный 6, 5 мм.

Из чего, кстати, можно сделать вывод, что такой бриллиант считается крупным камнем.

2 бриллианта одинакового весом могут отличаться по цене. Дело в том, что стоимость драгоценного камня также зависит от чистоты, огранки и других факторов.

Происхождение слова

Истоки свои слово «карат» берет из стран Ближнего Востока, славящихся любовью к драгоценностям, богатствам и украшениям. В далекие времена чтобы сравнивать как-то между собой камни, ювелиры искали меру, приближенную к универсальной.

Разумеется, они нашли: ей выступили семена рожкового дерева, славящиеся постоянством формы и размера. И вес их был близок к тем самым 200 мг. А называлось такое дерево на греческом «keratonia».

Легко догадаться, что отсюда и пошло сходное по звучанию слово «карат».

Но согласитесь, для таких ценных вещей, как драгоценные камни, хотелось большей точности. Никто не мог дать стопроцентную гарантию идентичности семян. Это послужило поводом для введения в обращение «метрического карата».

Первый вариант, к которому в 1877 году пришли европейцы, посовещавшись, говорил, что карат равен 205 мг. «Что за цифра такая?» – чуть позднее возмутились другие купцы и ювелиры и предложили более удобное значение.

Так, с 1907 года, после прохождения IV Генеральной конференции по мерам и весам, отныне и навеки 1 карат стал равен одной пятидесятой доли грамма. Постепенно число стран, использующих принятую меру, увеличивалось. В СССР карат ввели в 1922 году.

Что за буквы?

Для карата используется своя аббревиатура — «ct». К примеру, 0,5 карата – 0,5 ct. Она используется, когда речь идет об отдельном бриллианте. Когда же рассматривается общая масса камней в изделии, используется сокращение «ct TW».

Караты разные нужны, караты разные важны

Хочется отметить, что есть у карата «брат» — обозначение, применяющееся для оценки чистоты золота. Но это уже отдельная тема.

В начале мы задались вопросом: «1 карат содержит в себе сколько грамм?» Оказалось, что перевод каратов в граммы достаточно прост. Карат – мера веса для всех драгоценных камней и весит он 0,2 грамм. Соответственно при различной огранке внешний вид одного и того же камня может отличаться.

Следует отметить что карат это именно единица веса, а не размера как считают многие, поэтому алмаз в 1 карат будет меньше по размеру, чем, например, рубин или изумруд в 1 карат. Название данной единицы веса происходит от дерева Ceratonia siliqua, семеня которого в древности применяли в виде единицы измерения. До начала XX века вес карата в различных странах был разным, и мог составлять от 0,1885 до 0,2135 грамм. Такая ситуация более-менее устраивала ювелиров и торговцев камнями, поскольку масса карата была одинакова внутри одной страны. Понимание необходимости введения единого международного эталона веса появилось лишь в конце 19 века. Первая попытка утвердить единую массу карата была предпринята в 1871 году, когда парижская Палата драгоценностей внесла предложение считать вес карата равным 0,205 грамма. Это предложение было одобрено парижской Палатой торговцев алмазами в 1877 году, но дальнейшего распространения этот стандарт не получил.

Только в 1907 году на 4-й Генеральной ассамблее мер и весов было принято решение установить единый вес метрического карата в 0,200 грамм. Как и предыдущие попытки, введение нового стандарта не вызвало большого энтузиазма у торговцев драгоценностями, поскольку не приносило им никакой выгоды и при этом требовало затрат на переучет и замену гирь. Только официальное принятие этого стандарта в Бельгии и США в 1913 и в Великобритании в 1914, дало импульс принятию карата в 0,200 грамм во всем мире. В некоторых государствах не существовало необходимости отдельно вводить метрический карат, поскольку действующая в стране метрическая система мер предусматривала его введение по умолчанию. На сегодняшний день метрический карат является общепризнанной международной единицей измерения веса драгоценных камней, в том числе алмазов и бриллиантов.

Вес бриллианта в каратах

Все алмазы измеряются с точностью до 0,001 карата на специальных каратных весах, и записывается с точностью до 0,01 карата, третья цифра округляется по следующему правилу, если она равна от 0 до 8, то приравнивается к 0, если она равна 9, то это значение округляется в большую сторону до единицы.

Алмазы массой менее 0,01 карата считаются алмазной крошкой, более крупные камни подразделяются на: мелкие 0,01-0,29 карат; средние 0,3-0,99 карат, крупные 1-10,8 карат, специальные – от 10,8 карат и особо крупные более 25 карат. Камни, отнесенные с группе особо крупных обычно получают имена собственные.

Бриллианты в зависимости от размера оцениваются по-разному. В крупных особое внимание уделяется их цвету, чистоте и качеству огранки, обуславливающих блеск бриллианта, а для имеющие размер менее 1 карата основным является вес.

Оценку стоимости бриллиантов производят по правилу Тевернье, согласно которому, стоимость равна цена 1 карата, умноженная на массу камня в каратах. В результате применения этой формулы цена растет в прогрессии с увеличением его размера, так камень в 10 карат будет стоить в 100 раз дороже чем в 1 карат.

Так же, примерно рассчитать массу правильно ограненного круглой формой бриллианта, можно измерив его размер, хотя такая формула и дает большую погрешность (до 10%), но для первичной оценки вполне подходит. Оценить стоимость бриллианта можно на странице нашего

Классической международной межправительственной организацией универсального типа является Организация Объединенных Наций. С ООН связано соглашениями более 130 специальных организаций, действующих для решения конкретных вопросов. Это различные программы, фонды и специализированные учреждения, имеющие собственный членский состав, руководство и бюджет. Программы и фонды ООН финансируются за счет добровольных, а не начисленных взносов. Специализированные учреждения являются независимыми международными организациями, финансируемыми как за счет добровольных, так и обязательных взносов .

Попытки формирования глобальной международной организации предпринимались и раньше, после Первой мировой войны, реализуясь в основании Лиги Наций - предшественницы ООН. Однако именно Вторая мировая война поставила вопрос о совместном решении проблем мира и безопасности еще более жестко, впервые в истории способствуя созданию действительно универсальной международной организации с ведущей ролью стран-победительниц. Решение о создании ООН было окончательно принято союзниками по антигитлеровской коалиции в 1945 г., когда стал понятен исход Второй мировой войны. Однако уже в августе 1941 г. Президент США Ф. Д. Рузвельт и премьер- министр Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии У. Черчилль подписали Атлантическую хартию, обозначившую направления международного сотрудничества с целью поддержания международного мира и безопасности. Впоследствии всеобщее следование идее глобальной международной организации многократно подтверждалось в совместных декларациях союзнических государств. В январе 1942 г. было впервые использовано предложенное Ф. Д. Рузвельтом словосочетание “объединенные нации", представителями 26 союзных государств подписана Декларация Объединенных Наций в поддержку Атлантической хартии. В октябре 1943 г. на Московской конференции, в декабре 1943 г. на Тегеранской конференции, в сентябре - октябре 1944 г. на конференции в Вашингтоне, а в феврале 1945 г. на Ялтинской конференции США, Соединенное Королевство, СССР и другие страны неоднократно подтверждали готовность к созданию ООН. Были разработаны цели и структура Организации. Устав ООН, принятый на конференции в Сан-Франциско в апреле, 24 октября 1945 г. был ратифицирован постоянными членами Совета Безопасности ООН и другими подписавшими его государствами и вступил в силу. С тех пор 24 октября ежегодно отмечается как День ООН .

В январе 1946 г. создаются основные действующие органы, формируется организационная структура ООН. Впервые созываются Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности, принимаются первые резолюции, назначается Генеральный секретарь, принимается Всеобщая декларация прав человека. В Уставе ООН сформулирована миссия этой международной организации - для чего она создается, какие цели и функции реализует в своей деятельности: “Организация Объединенных Наций преследует четыре цели: поддерживать международный мир и безопасность; развивать дружественные отношения между нациями; сотрудничать в разрешении международных проблем и в поощрении уважения к правам человека; быть центром для согласования действий наций” . Выражение миссии предполагало наиболее общие формулировки, отражающие направленность и предназначение создаваемой международной организации. Конкретизация миссии была осуществлена в главах Устава, посвященных целям и принципам ООН, провозгласивших “суверенное равенство” “миролюбивых государств” - членов ООН и “решение международных споров только мирными средствами”. Конечно, декларируемые цели впоследствии были неоднократно нарушены различными странами - членами ООН, на протяжении второй половины XX и XXI вв. неоднократно прибегавшими далеко не к мирным средствам разрешения споров и осуществлявшими бомбардировки других стран без мандата ООН. Однако с самого начала своей деятельности именно ООН выступала главным наднациональным арбитром, устанавливавшим правила международного взаимодействия и способствовавшим урегулированию международных конфликтов.

Согласно Уставу, шестью главными действующими органами ООН являются: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и социальный совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат . Генеральная Ассамблея действует на сессионной основе, состоит из представителей всех государств- членов, проводит очередные сессии один раз в год. Также предусмотрена возможность созыва Генеральным секретарем специальных сессий Генеральной Ассамблеи по требованию Совета Безопасности или большинства членов ООН. На сессиях Генеральной Ассамблеи каждое государство - член ООН имеет один голос и может быть представлено в составе не более пяти делегатов и пяти заместителей. В настоящее время членами ООН являются 193 государства (14 июля 2011 г. 193-м государством, вошедшим в число членов ООН, стала Республика Южный Судан).

Работа сессий Генеральной Ассамблеи осуществляется в рамках шести комитетов, в которые могут входить делегаты из различных стран - членов ООН. Первый комитет занимается политическими вопросами, проблемами безопасности и разоружения, Второй комитет - экономическими и финансовыми вопросами, Третий комитет - социальными, гуманитарными и культурными вопросами, Четвертый комитет - вопросами международной опеки и территорий, Пятый комитет - административными и бюджетными вопросами, Шестой комитет - правовыми вопросами. Помимо комитетов, Генеральной Ассамблеей могут формироваться отдельные вспомогательные комиссии и конференции, например Комиссия по правам человека при Экономическом и социальном совете, экономические комиссии, Комиссия по международному праву, Комиссия по проблемам разоружения, Конференция ООН по торговле и развитию. В системе ООН комиссии и конференции выполняют функции координационных центров, обеспечивающих работу по соответствующим направлениям и проблемам развития. На основе исследований проблем по ключевым направлениям международного сотрудничества Гене- ральная Ассамблея представляет странам - членам ООН обоснованные рекомендации.

Установленный порядок предполагает принятие решений по вопросам поддержания мира и безопасности Советом Безопасности, состоящим из 15 членов. В соответствии с Уставом, именно на Совет Безопасности возлагается главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности (ст. 24). Все члены ООН соглашаются подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их (ст. 25). В то время как другие органы ООН выносят рекомендации государствам-членам, только Совет Безопасности (СБ) обладает полномочиями принимать решения, которые государства-члены после этого обязаны выполнять по Уставу . В настоящее время, как и ранее, со времени основания ООН, в число постоянных членов СБ ООН входят Китай, Российская Федерация, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты и Франция. Каждый из десяти непостоянных членов СБ ООН избирается сроком на два года (пять непостоянных членов ежегодно). Сегодня в их число входят Ангола, Венесуэла (Боливарианская Республика), Египет, Испания, Малайзия, Новая Зеландия, Сенегал, Украина, Уругвай и Япония . Избрание непостоянных членов СБ ООН осуществляется по географическому принципу: пять непостоянных членов избираются от государств Азии и Африки, два - от государств Латинской Америки, два - от государств Западной Европы и других государств, и один - от государств Восточной Европы. Совет Безопасности выносит Генеральной Ассамблее рекомендации относительно назначения нового Генерального секретаря и приема новых членов в состав ООН. Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности избирают судей Международного суда .

Именно Совет Безопасности играет ведущую роль в определении наличия угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии, дает рекомендации или принимает решение о том, какие меры следует предпринять (ст. 39 Устава ООН). Он призывает стороны урегулировать спор мирным путем и рекомендует методы или условия урегулирования (ст. 33 Устава ООН). В своей практической деятельности для поддержания мира и безопасности СБ ООН нередко прибегает к санкциям, в том числе санкционирует военные операции против государств-нарушителей, введение миротворческих формирований в зоны конфликта, организацию постконфликтного урегулирования, введение международной администрации в зонах конфликта. Для этого государства-члены предоставляют в распоряжение СБ ООН “по его требованию и в соответствии с особым соглашением или соглашениями необходимые для поддержания международного мира и безопасности вооруженные силы, помощь и соответствующие средства обслуживания, включая право прохода” (ст. 43 Устава ООН).

Чтобы иметь возможность совместных международных принудительных действий, члены Организации Объединенных Наций поддерживают в состоянии немедленной готовности контингенты национальных военно-воздушных сил. Численность и степень готовности этих контингентов и планы их совместных действий определяются Советом Безопасности с помощью Военно-штабного комитета (ст. 45-46 Устава ООН). В случае спора между государствами именно Совет Безопасности заявляет требования о мирном урегулировании спора и рекомендует процедуры и способы мирного урегулирования. При нарушении мира и актах агрессии он принимает решение о квалификации деяний как агрессии, подписывает с государствами - членами ООН соглашения о предоставлении ими вооруженных сил, применяет сформированные вооруженные силы для разъединения, наблюдения и обеспечения безопасности.

Поддержание мира и обеспечение международной безопасности со стороны ООН и других международных организаций может осуществляться по нескольким направлениям. В этой связи следует упомянуть прежде всего концепцию превентивной (предупредительной) дипломатии, участники которой стремятся предупредить возникновение споров между сторонами, не допустить перерастания уже имеющихся споров в конфликты или ограничить масштаб конфликтов после их возникновения. Первоначально идея “превентивной дипломатии” была высказана в 1960 г. в период холодной войны на 15-й сессии Генеральной Ассамблеи Генеральным секретарем ООН Д. Хаммаршельдом. Она состояла в том, чтобы предупреждать локальные конфликты или препятствовать их разрастанию вследствие вмешательства сверхдержав на той или иной стороне. С тех пор политика “превентивной дипломатии” многократно осуществлялась в различных странах. По завершении холодной войны концепция превентивной дипломатии была снова взята на вооружение после выступления Генерального секретаря ООН Б. Бутроса-Гали в 1992 г. В докладе перед Генеральной Ассамблеей превентивная дипломатия была определена как деятельность в целях предупреждения возникновения споров между сторонами, недопущения перерастания существующих споров в конфликты и ограничения масштабов конфликтов после их возникновения .

О необходимости “расширения арсенала превентивной дипломатии” говорил в докладе “Превентивная дипломатия: достижение результатов”, посвященном памяти бывшего Генерального секретаря ООН Д. Хаммаршельда Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун в 2011 г. Превентивная дипломатия нередко оказывается одним из немногих путей сохранения мира, а следовательно, спасения жизней людей и предотвращения тяжких экономических последствий. Ведь в среднем издержки гражданской войны поглощают более чем 30-летний рост объема валового внутреннего продукта (ВВП) развивающейся страны. Кумулятивные издержки, связанные с наиболее жестокими и продолжительными гражданскими войнами, составляют десятки миллиардов долларов США, а процесс восстановления до первоначального уровня роста занимает в среднем 14 лет. Усилия же по предупреждению кризисов могут быть гораздо менее дорогостоящими . Генеральный секретарь ООН отметил, что, несмотря на серьезные проблемы, которые по-прежнему препятствуют достижению успеха в области превентивной дипломатии, коллективные усилия все же привели к тому, что число конфликтов малой интенсивности, начавшихся в период 2000-2009 гг., составило примерно половину от числа таких конфликтов, начавшихся в 90-е гг. прошлого столетия. За этот же период количество новых конфликтов высокой интенсивности (изначально таковых или переросших в таковые) также сократилось с 21 до 16*.

Идея превентивной дипломатии реализуется несколькими способами. Прежде всего для поддержания мира и приведения враждующих сторон к соглашению с помощью мирных средств осуществляются миротворческие операции. Они могут реализовываться посредством превентивного размещения в проблемных регионах миссий наблюдателей - военного, полицейского и гражданского персонала ООН. Созданные для реагирования на кризисные ситуации и значительно различающиеся в целях и масштабах деятельности политические миссии в проблемных регионах проводят различную работу, способствующую предотвращению потенциальных конфликтов. Их сотрудники участвуют в оказании добрых услуг, взаимодействуют с правительствами вовлеченных стран, помогают осуществлять мирные инициативы сторон потенциального конфликта. Значимым направлением предотвращения выступает “превентивное разоружение” - сбор и уничтожение оружия, находящегося в руках потенциальных участников различных сторон конфликта. Конечно, предотвращение конфликта и недопущение насилия являются некоторым идеальным вариантом. В случае если превентивных мер оказывается недостаточно или они предпринимаются слишком поздно, для прекращения столкновений и примирения требуются переговорный процесс, дипломатические усилия и посредничество. На всех стадиях конфликта важны политические действия и решения по устранению противоречий, лежащих в основе конфликта.

Урегулированию конфликтов между сторонами способствует применение многонациональных сил под командованием ООН - миротворчество. Не располагая постоянным международным во-

оружейным контингентом военного или полицейского характера, в своей деятельности ООН использует миротворческие силы, добровольно предоставляемые государствами-членами. Миротворческие операции позволяют создавать буферные зоны между воюющими сторонами и играют роль нейтральной третьей стороны для установления и сохранения режима прекращения огня. Также они могут оказывать помощь в проведении выборов и в обезвреживании смертоносных наземных мин . Миротворческие операции проводятся силами ООН с 1948 г. Со времени Первой арабо-израильской войны на Ближнем Востоке действует миссия ООН для наблюдения за выполнением условий перемирия. Начиная с 1949 г. до настоящего времени группа военных наблюдателей ООН в Индии и Пакистане играет важную роль в установлении мира в Джамму и Кашмире.

Существуют два вида миротворческих операций: миссии наблюдателей и операции с участием миротворческих сил. Наблюдатели безоружны, а военнослужащие миротворческих сил ООН оснащены легким вооружением, которое они могут применять исключительно в целях самообороны. Миротворцев ООН легко узнать по эмблеме ООН и голубым беретам, которые они носят, находясь на службе. Голубые каски, ставшие символом миротворцев ООН, надеваются во время любых операций, когда существует опасность. Миротворцы носят национальную форму. Правительства, предоставляющие войска, сохраняют полный контроль за своими воинскими контингентами, несущими службу под флагом ООН .

Прекращению военных конфликтов способствует активная миротворческая деятельность генеральных секретарей ООН, которые, согласно ст. 99 Устава ООН, уполномочены “доводить до сведения Совета Безопасности о любых вопросах, которые могут угрожать поддержанию международного мира и безопасности”. По просьбе Совета Безопасности Генеральный секретарь может назначать представителей, посредников, координаторов для оказания содействия Совету в урегулировании ситуаций, представляющих угрозу для международного мира и безопасности. Известны случаи, когда Совет Безопасности обращался к Генеральному секретарю с просьбой использовать механизм добрых услуг и принять непосредственное участие в решении того или иного вопроса . Яркими примерами содействия генеральных секретарей и их специальных посланников в поиске решений проблем являются прекращение войны между Ираном и Ираком и достижение соглашения о выводе советских войск из Афганистана в 1988 г. Недавними примерами длительного личного участия Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна в миссии добрых услуг и переговорном процессе на Кипре (а до него других генеральных секретарей начиная с 1964 г.) служат многочисленные встречи с лидерами общин киприотов-греков и киприотов-турок на основе соответствующих резолюций Совета Безопасности.

В регионах международных конфликтов действуют миссии специальных (личных) представителей, посланников и советников Генерального секретаря ООН. Так, в резолюции 1244 от 10 июня 1999 г. Совет Безопасности ООН уполномочил Генерального секретаря учредить международное гражданское присутствие в Косово - Специального представителя Генерального секретаря ООН и Миссию Организации Объединенных Наций по делам временной администрации в Косово (МООНК). После вступления в силу 15 июня 2008 г. новой конституции задачи Миссии были существенно скорректированы в направлении содействия безопасности, стабильности и уважения прав человека. Согласно резолюции 1528 от 27 февраля 2004 г., Совет Безопасности постановил учредить Операцию Организации Объединенных Наций в Кот-д’Ивуаре (ОООНКИ). После президентских выборов 2010 г. в Кот-д’Ивуаре и последовавшего за ними политического кризиса ОООНКИ во главе со Специальным представителем Генерального секретаря в Кот-д"Ивуаре продолжала проводиться в стране с целью защиты гражданского населения, содействия оказанию гуманитарной помощи, поддержки ивуарийского правительства в осуществлении программы разоружения, демобилизации и реинтеграции комбатантов, а также помощи в области прав человека. Резолюцией 1401 от 28 марта 2002 г. учреждена Миссия Организации Объединенных Наций по содействию Афганистану (МООНСА) во главе со Специальным представителем и Главой Миссии Генерального секретаря по Афганистану . К сожалению, далеко не все миссии ООН были успешными. Так, в 1993 г. не достигла своих целей миссия ООН в Сомали. В 1994 г. миссия ООН оказалась недостаточной для предотвращения геноцида в Руанде. В 1999 г. действия миссии ООН также не смогли воспрепятствовать гражданской войне на Балканах.

После стабилизации ситуации или завершения конфликта, в том числе благодаря миротворчеству, становится возможным осуществление миростроительства как последовательности действий, направленных на предотвращение рецидивов столкновений между противоборствовавшими сторонами и постепенный переход к миру. В структуре ООН действуют Комиссия по миростроительству и Управление по поддержке миростроительства (УПМ). В состав Управления входят Секция поддержки Комиссии по миростроительству, Секция планирования политики и Секция финансирования в целях поддержки миростроительства. Управление также помогает поддерживать мир в пострадавших от конфликтов странах путем мобилизации международной поддержки усилий в области миростроительства, прилагаемых национальными сторонами, которые несут за них ответственность. Эта помощь включает в себя предоставление поддержки Комиссии по миростроительству в ее работе и мобилизацию усилий системы Организации Объединенных Наций от имени Генерально- го секретаря, а также (в партнерстве с внешними субъектами деятельности) разработку стратегий миростроительства, мобилизацию ресурсов и усиление международной координации. Надежной основой для этой поддержки является функция Управления как методического центра, располагающего информацией об извлеченных уроках и передовых методах миростроительства . Миростроительство осуществляется в виде поддержки органов власти и структур гражданского общества, заинтересованных в упрочении мира в регионе, в контроле над уничтожением оружия и содействии адаптации участников военных действий к мирной жизни. Миссии по миростроительству были развернуты ООН в 7 странах и субрегионах Азии и в 11 странах и субрегионах Африки. В настоящее время продолжают действовать политические миссии ООН в Афганистане и на Ближнем Востоке, Ираке, Ливане и Центральной Азии, в Бурунди, Гвинее-Бисау, Западной Африке, Ливии, Сомали, Сьерра-Леоне и Центрально-Африканской Республике (Миссия ООН по содействию Сомали была учреждена в 2013 г.).

За годы существования деятельность Организации Объединенных Наций по поддержанию мира и безопасности неоднократно претерпевала изменения. В годы холодной войны каждая из сторон стремилась активно использовать ООН и право вето в Совете Безопасности для реализации своих интересов. В 1963 г. происходит увеличение числа членов Совета Безопасности с 11 до 15, вызванное необходимостью вовлечения развивающихся стран, освободившихся от колониальной зависимости, равно как и общего возрастания числа государств - членов ООН. В это же время были введены действующие до настоящего времени региональные квоты по избранию непостоянных членов Совета Безопасности для государств Азии, Африки, Латинской Америки, Восточной Европы и Западной Европы.

По завершении холодной войны полномочия ООН еще более усиливаются вследствие расширения круга контролируемых вопросов в направлении санкционных, экономических и административных решений. Разрушение биполярной структуры мировой политики и экономики не могло не сказаться на деятельности ООН как универсальной организации, регулирующей международные отношения во всем мире. Следствием разрушения Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений для ООН стало стремление ряда стран к увеличению собственного представительства в ООН и ее руководящих органах. Оно особенно проявилось в призывах к реформированию ООН и критике института постоянного членства в Совете Безопасности со стороны различных стран с целью их собственного вхождения в число постоянных членов. Также существуют проблемы лоббирования и лучшего финансирования миротворческих операций, более “выгодных” с точки зрения политических интересов ряда стран во главе с США.

В 1979 г. проблема представительства государств в Совете Безопасности и возможности его расширения была вынесена на рассмотрение 34-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В 1993 г. в ходе 48-й сессии была принята резолюция Генеральной Ассамблеи “Об учреждении Рабочей группы открытого состава для рассмотрения всех аспектов вопроса о расширении членского состава Совета Безопасности и других вопросов, касающихся Совета Безопасности”. В данной резолюции шла речь о повышении эффективности и географической представленности регионов в Совете Безопасности, но не было определено, какими методами и в каких формах следует осуществлять реформирование .

Идея расширения численного состава Совета Безопасности широко дискутируется на различных уровнях и в различных странах. Еще до окончания холодной войны со стороны США звучали призывы к включению в Совет Безопасности Германии и Японии. Сегодня США выступают “мягким противником” предоставления ФРГ места постоянного члена Совета Безопасности ООН из-за опасений по поводу собственного исключительного влияния. Современный проект США предполагает увеличение состава Совета Безопасности ООН на два постоянных и два или три непостоянных члена. В американской политической элите нередко раздаются голоса о “завершении исторической миссии” и “ненужности” ООН, о необходимости создания новой универсальной международной организации “на демократических началах”, т. е. без включения не только в состав руководящего органа по безопасности, но и в число государств-членов России и Китая. Подобные идеи отражают стремление к усилению собственной власти, вседозволенности и неподконтрольности любым формам надзора со стороны международного сообщества и каким бы то ни было международным мандатам.

Наибольший прогресс в отношении реформирования ООН был достигнут к 2005 г., когда Генеральный секретарь Кофи Аннан выступил с докладом “При большей свободе”, содержащим предложения по поводу реформирования ООН. В докладе были представлены два варианта преобразования Совета Безопасности: иметь шесть новых постоянных членов плюс четыре новых непостоянных члена без права вето или же вариант нового порядка избрания состава Совета Безопасности без расширения числа постоянных членов. В том же году с идеями нового порядка формирования Совета Безопасности выступили Германия, Япония, Бразилия, Индия, предложив увеличить число постоянных членов до 11, а непостоянных до 14. В то же время африканские государства Гана, Нигерия, Сенегал и ЮАР, акцентируя внимание на том, что страны континента не представлены среди постоянных членов Совета Безопасности, как на ранних этапах существования ООН и в самой этой международной организации, предложили расширить состав постоянных и непостоянных членов Совета Безопасности до 26. Согласно их общему мнению, это могло быть сделано в том числе за счет присутствия двух африканских стран в числе постоянных и двух - среди непостоянных членов. Напротив, Италия, Китай, Южная Корея, Канада, Мексика, Аргентина, Пакистан и другие региональные державы выступили против создания новых постоянных мест в Совете Безопасности ООН (в том числе против вхождения Германии), зато предложили расширить состав Совета Безопасности до 25 членов за счет увеличения числа непостоянных членов на десять стран.

Поддерживая идею реформирования ООН с целью большего вовлечения в ее руководящие структуры, прежде всего Совет Безопасности, представителей различных развитых и развивающихся стран, Российская Федерация не раз призывала к достижению “широкого согласия” по данному вопросу. По мнению министра иностранных дел РФ С. В. Лаврова, “для реформы Совета Безопасности ООН необходим компромисс между двумя пока непримиримыми подходами к категориям расширения... Одна группа стран абсолютно настаивает на том, чтобы были созданы новые постоянные места, а вторая - считает, что категорически нельзя допускать создания новых постоянных мест и что нужно искать решение через расширение количества непостоянных членов” . Сложная структура и взаимоисключающие интересы государств - членов ООН как крупнейшей международной организации обусловливают необходимость длительного поиска консенсусов и компромиссов. Несмотря на проблемы и разногласия, миротворческая деятельность ООН для большинства государств-членов по-прежнему является не только наивысшей ценностью, но и альтернативой произволу одной страны или группы стран в международных отношениях. Разумное реформирование Организации Объединенных Наций могло бы способствовать более оперативному и результативному реагированию на международные кризисы и конфликты.

Универсальными являются принципы цепной связи, ингрессии, подбора, подвижного равновесия, слабого звена.

Принцип цепной связи - всякое соединение комплексов происходит через общие звенья, образующие цепную связь.

Иначе, для образования единого целого из нескольких компонентов необходимо, чтобы эти компоненты имели нечто общее, т.е. совпадающие элементы. Например, что может объединять людей? Кого-то объединяют общие интересы или общие задачи. Кого-то объединяет общее горе и т.д. Цехи на промышленном предприятии объединены общим производственным процессом. Продавец и покупатель объединены товаром, который одному нужно продать, а другому - купить.

Принцип ингрессии (вхождения) - образование цепной связи осуществляется путем вхождения организующих комплексов между организуемыми.

Принцип ингрессии является логическим продолжением принципа цепной связи, так как он гласит, что образование связи между компонентами происходит потому, что активные организующие компоненты имеют общие элементы с организуемыми и «входят» между ними.

Принцип ингрессии проявляется и в природе, и в человеческой деятельности. Например, образование химической связи между элементами происходит путем движения электронов по орбитали, объ- единяющей химические элементы. В этом случае ядра химических элементов являются организуемыми комплексами, а электроны внешнего слоя - организующими.

Подобным образом в производстве объединение отдельных рабочих мест в поточную линию осуществляется посредством конвейера. При этом рабочие места являются организуемыми комплексами, а конвейер - организующим.

Следуя принципам цепной связи и ингрессии, для установления контакта с другим человеком необходимо говорить с ним о том, что его интересует. Это необходимо учитывать при установлении межличностных контактов, в частности при организации и ведении переговоров.

Принцип подбора - всякое событие или утверждение можно рассматривать как сохранение или умножение одних активностей и связей в том или ином комплексе или системе в целом, так и устранение, ослабление других.

В природе наиболее ярким проявлением этого принципа является естественный отбор, возникающий по причине борьбы за существование. Примеров разнообразных проявлений принципа подбора в человеческой деятельности можно привести множество. Человек осуществляет искусственный отбор, проводя селекцию животных и растений.

В процессе стратегического планирования происходит отбор наиболее благоприятной для организации программы перспективного развития. В ходе конкурентной борьбы происходит упрочение положения на рынке одних участников и ослабление других.

Любой кризис имеет не только негативные, но и позитивные последствия для экономики страны. Любая неприятность в жизни человека должна служить ему уроком в будущем. Как сказал кардинал де Рец: «Следует так обдумывать свои замыслы, чтобы даже неудача приносила нам известные выгоды».

Принцип подвижного равновесия - всякое сохранение форм нужно рассматривать как подвижное равновесие этих форм, а подвижное равновесие является относительным равенством процессов ассимиляции и дезассимиляции.

Этот принцип можно пояснить следующим образом: любая организация, как биологическая, так и социальная, устойчиво функционирует за счет процессов ассимиляции и дезассимиляции.

Ассимиляция - это усвоение системой элементов из внешней среды, которые при этом образуют группировки с другими ее элементами, т.е. употребляются системой.

Дезассимиляция - это потеря элементов системы во внешнюю среду. Далее эти элементы вступают в сочетания с элементами внешней среды.

Процессы ассимиляции и дезассимиляции протекают в биологических системах в ходе обмена веществ, а в социальных системах - как движение кадров, материалов, энергии. Кроме того, равновесие между отдельными формами организаций достигается за счет разрушения одних и зарождения других, подобных. Таким образом, обеспечивается определенная пропорциональность между крупными, средними и малыми организациями в регионе или стране, между людьми разного возраста, уровня образования, пола и т.д.

Принцип слабого звена - целостность любой системы определяется устойчивостью ее наиболее слабого звена.

Этот принцип непосредственно вытекает из закона наименьших. Руководствуясь этим принципом, можно решать важные задачи военной тактики, хозяйственной и политической деятельности. Например, в процессе проведения анализа хозяйственной деятельности выявляют резервы производства и разрабатывают направления их использования. Это могут быть мероприятия по повышению эффективности ресурсов:

  • - оборудования - введение многосменного режима его работы, модернизация устаревшего оборудования;
  • - материалов - ужесточение соблюдения норм расхода материалов и их пересмотр;
  • - персонала - повышение норм выработки, исключение прогулов и опозданий на работу, совершенствование системы оплаты труда и т.д.

Аналогичным образом в процессе стратегического планирования выявляют слабые стороны конкурентов и учитывают их при разработке своей стратегии.