Должностные лица монастыря. Католическая иерархия: что такое аббат? Что такое аббат по истории

(аббатств) и был званием церковной должности. Позже распространился на всех молодых людей духовного звания и превратился в форму вежливости .

Аналогичное звание с женским окончанием - аббатиса , от лат. Abbatissa , - стали впоследствии давать и настоятельницам женских монастырей.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    Birth of the Gothic: Abbot Suger and the ambulatory at St. Denis

    Рождение готики: аббат Сугерий и аркада в Сен-Дени

    Сорт груши Аббат Фетель 21 09 2015

    Аббат Фариа: как было на самом деле?

    Advent Retreat with Abbot Tryphon "I Will Walk Among You" - Part One

    Субтитры

    [Играет музыка] Вот мы в базилике Сен-Дени. Здесь родился готический стиль - Благодаря Сугерию, который был здесь аббатом в первой половине 12 века. Значение этой церкви огромно, здесь похоронены члены королевских семей. Потому что сам Сугерий был советником королевской семьи. Мы стоим на хорах. Из окон льётся свет. Хоры - это пространство за алтарём церкви. А аркада - это крытая галерея, по которой можно пройти за алтарь. Сейчас мы как раз идём по ней за алтарём. Сугерий завершил строительство аркады и фасада церкви. И то, и другое, строилось уже давно. Здесь была церковь ещё в 9 веке. И Сугерий решил, что она не годится для погребения королей. В этот исторический момент короли Франции по факту контролировали только Иль-де-Франс, это территория непосредственно вокруг Парижа. Но в это время власть королей росла, и Сугерий очень хотел создать архитектурынй стиль, который отражал бы растущее величие монарха. Как это обычно делалось в храмовой архитектуре Запада: аркада обычно обходит алтарь сзади, и это позволяет паломникам остановиться в каждой из этих маленьких боковых капелл. В этих маленьких комнатах, где хранились реликвии. В прошлом, в период господства романского стиля, эти капеллы буквально были отдельными комнатами, окружёнными стенами. А Сугерий решил вместо этого создать открытое пространство и впустить внутрь свет - и именно это здесь и получилось. Это наверняка казалось очень непривычным по сравнению со всем, что было раньше. Вместо череды стен, в которых иногда проделаны окна, - а в романском стиле это относительно маленькие окна, - вместо этого он нашёл способ спроектировать эту каменную конструкцию так, чтобы стены практически исчезли, уступив место стеклу, цветному стеклу, впустившему внутрь этот яркий, разноцветный свет. Давайте остановимся на двух пунктах: как он это сделал и, во-вторых, почему он это сделал. Да. С чего начнём? Ну, давайте скажем, как он это сделал. Если посмотреть вверх, можно увидеть сложную паутину смыкающихся остроконечных арок. Остроконечные арки - главный элемент здесь. Во-первых, они позволяют работать с пространством разной формы и размера. Может, главное достоинство остроконечной арки в том, что она направляет нагрузку преимущественно вниз, а не в стороны. И поэтому архитектору не нужно делать стены толстыми. Традиционная романская арка обычно должна лежать на довольно массивных стенах, потому что она сильно давит в стороны. Она расширяется. А остроконечная арка принимает вес свода и направляет его прямо вниз, так что её не требуется поддерживать с боков. Когда смотришь вверх на рёбра арок, кажется, что они увлекают вверх. И все эти рёбра свода лежат на этих тонких колоннах. Это придаёт помещению изящество и ощущение простора. Это радикально отличается от предшествующего романского стиля, где всё очень массивно, где взгляд постоянно возвращается по скруглённой арке вниз, и возникает давящее чувство, вас словно прижимает к земле. В романском стиле. А здесь всё иначе. Не забываем, что любая церковь, освящённая церковь - это символ Святого Иерусалима. Это небеса на земле. Суть идеи в том, чтобы перенести нас в более райское, более возвышенное место. Аббат Сугерий полагал, что это можно сделать с помощью света. Сугерий думал, что читает философию святого Дионисия, покровителя этой церкви. На самом деле он читал философа, жившего в шестом веке. Но главное, что он вынес из этого текста мысль о божественности света и показал, как её воплотить на практике, в архитектурной форме. Да. Текст, который он приписывал святому Дионисию, говорил о связи света и божественного. Так что Сугерий решил открыть проёмы в стенах и впустить внутрь свет, чтобы помочь прихожанам перейти о мыслей о свете к мыслям о Боге. Это был революционный подход, который, вообще говоря, шёл вразрез с другими теологическими теориями того времени. Если подумать об идеях, которые продвигал св. Бернар Клервоский, который призывал полностью отказаться от декора, отказаться от всего, что нас может отвлечь. Сугерий предлагает другую мысль, он говорит, нет, на самом деле, мы можем приблизить людей... Визуальное оформление - не отвлекает, это средство приблизить нас к божественному. Должен сказать, на мой взгляд, Сугерию это полностью удалось. Это удивительная красота, она действительно возвышает.

    Подробнее

    Пока монастыри подчинялись правилам, установленными святым Бенедиктом (до начала X века), «аббат» было общим именем их настоятелей. С X века начали возникать новые духовные ордена, и лишь немногие из них, как, например, премонстрантов , цистерцианцев и траппистов , управлялись аббатами, а главы большей части остальных назывались: старшинами (majores ) (у камальдулов), приорами (у картезианцев , иеронимитов , доминиканцев , кармелитов , августинцев и пр.), гвардианами (у францисканцев) или ректорами (у иезуитов). Аббатисы были не только в женских монастырях упомянутых орденов, но также у монахинь фонтевродского ордена и у светских канонисток. Многие ордена не желали использовать этот титул из чувства смирения.

    Аббаты занимали различное положение по отношению, с одной стороны, к ордену, а с другой, к подчинённым им монахам их монастырей. Например, у бенедиктинцев назначаемый конвентом аббат пользуется полной самостоятельностью, а у цистерцианцев он бюрократически подчинён верховному совету в Клерво . До причисления монахов к духовенству, аббат имел право и обязан был наблюдать за соблюдением орденских правил, управлять монастырскими имениями и требовать от монахов безусловного послушания. Карательная власть аббатов над их монахами была довольно обширна; ранее нередко применялись даже телесные наказания, да и в начале XX века аббаты и аббатисы ещё пользовались правом подвергать своих подчинённых не только временному, но и пожизненному заключению за тяжкие преступления. У бенедиктинцев апелляция на карательный приговор аббата подаётся епископу или Папе .

    Ещё в VI веке аббаты были причислены к духовному званию, а после Второго Никейского собора им было предоставлено право посвящать своих монахов в низшие должности. Все аббаты принадлежат к прелатам церкви, занимают в иерархии место непосредственно после епископов и имеют право голоса на соборах. За такие же права боролись аббатисы , но не могли получить в том числе и потому, что женщины не могут совершать какие-либо священнодействия. Они остались подчинёнными епископам своей епархии, тогда как аббаты постарались освободиться от этого подчинения посредством привилегий. Аббаты освобождённых монастырей не признают над собою никакой власти, кроме власти папы.

    Начиная с VII века епископы нередко вмешивались в права аббатов, ставили, по своему усмотрению, на места настоятелей своих любимцев, а при освобождении этих мест даже оставляли аббатства за собой. Ещё более опасно для достоинства этого сана было то, что в VIII и особенно в Львом X рясы с небольшим воротником, а волосы завивались в локоны. Но так как только немногие из всего числа аббатов могли рассчитывать на осуществление своего желания, то значительная часть их стала занимать места домашних учителей в знатных домах или проникать в семейства в качестве духовных советников и друзей дома, причём влияние их слишком часто оказывалось вредным. Именно поэтому в старинных французских комедиях аббаты играют не совсем привлекательную роль.

    Некоторые другие из числа молодых духовных лиц, не занимавших официальных должностей, старались получить места в высшем учебном ведомстве или же приобрести известность в качестве поэтов и писателей. Только в конце XVIII века , во время французской революции , аббаты исчезли из французского общества, и в настоящее время этот титул используется французами как форма вежливости по отношению к белому духовенству начиная с сана диакона. Французскому слову аббат соответствует итальянское abbate , и этот титул используется в обращении к любому молодому лицу духовного звания, ещё не получившему священнического сана.

церковный титул, который, начиная с V столетия , давался исключительно настоятелям монастырей (аббатств) и был званием церковной должности. Аналогичное звание с женским окончанием, аббатиса , от лат. формы Abbatissa , стали впоследствии давать и настоятельницам женских монастырей. Позже распространился на всех молодых людей духовного звания и превратился в форму вежливости .

Пока монастыри подчинялись правилам, установленными святым Бенедиктом (до начала X века), «аббат» было общим именем их настоятелей. С X века начали возникать новые духовные ордена , и лишь немногие из них, как, например, премонстрантов , цистерцианцев и траппистов , управлялись аббатами, а главы большей части остальных назывались: старшинами (majores ) (у камальдулов), приорами (у картезианцев , иеронимитов , доминиканцев , кармелитов , августинцев и пр.), гвардианами (у францисканцев) или ректорами (у иезуитов). Аббатиссы были не только в женских монастырях упомянутых орденов, но также у монахинь фонтевродского ордена и у светских канонисток. Многие ордена не желали использовать этот титул из чувства смирения.

Аббаты занимали различное положение по отношению, с одной стороны, к ордену, а с другой, к подчинённым им монахам их монастырей. Например, у бенедиктинцев назначаемый конвентом аббат пользуется полной самостоятельностью, а у цистерцианцев он бюрократически подчинён верховному совету в Клерво . До причисления монахов к духовенству, аббат имел право и обязан был наблюдать за соблюдением орденских правил, управлять монастырскими имениями и требовать от монахов безусловного послушания. Карательная власть аббатов над их монахами была довольно обширна; ранее нередко применялись даже телесные наказания, да и в начале XX века аббаты и аббатиссы ещё пользовались правом подвергать своих подчинённых не только временному, но и пожизненному заключению за тяжкие преступления. У бенедиктинцев апелляция на карательный приговор аббата подаётся епископу или папе .

Ещё в VI веке аббаты были причислены к духовному званию, а после второго Никейского собора () им было предоставлено право посвящать своих монахов в низшие должности. Все аббаты принадлежат к прелатам церкви, занимают в иерархии место непосредственно после епископов и имеют право голоса на соборах. За такие же права боролись аббатиссы , но не могли получить в том числе и потому, что женщины не могут совершать какие-либо священнодействия. Они остались подчинёнными епископам своей епархии, тогда как аббаты постарались освободиться от этого подчинения посредством привилегий. Аббаты освобождённых монастырей не признают над собою никакой власти, кроме власти папы.

Начиная с VII столетия епископы нередко вмешивались в права аббатов, ставили, по своему усмотрению, на места настоятелей своих любимцев, а при освобождении этих мест даже оставляли аббатства за собой. Ещё более опасно для достоинства этого сана было то, что в VIII и особенно в IX веке , по прихоти королей или по соображениям необходимости, он стал переходить к мирянам, и уже Каролинги начали раздавать аббатства своим приверженцам в награду за их верность или за военные заслуги. Результатом этого стало то, что до X века включительно крупнейшие монастыри в пределах иерархии римской церкви имели во главе своей, по большей части, светских аббатов или аббатграфов (лат. Abbacomites , Abbates milites ), собиравших для себя доходы этих духовных учреждений.

В этих случаях действительный надзор в монастырях возлагался на деканов, приоров. Во Франции звание аббат давалось сначала настоятелям монастырей. Но когда, по заключённому между папой Львом X и королём Франциском I конкордату , французским королям было предоставлено право назначать 225 Abbes comendataires почти для всех французских аббатств, эта беззаботная и безработная должность побудила многих молодых людей, в том числе и младших членов дворянских фамилий, посвятить себя духовному званию, чтобы при случае получить подобную

По месту и почет. Любой мало-мальски значимый монастырь управлялся аббатом. В этом случае он назывался аббатством. В тех местах, где монахов было мало, иногда всего несколько человек, во главе стоял приор, или настоятель, и это называлось приорством. Это слово происходит не от французского глагола «молиться» (prier), а от латинского слова prior - «первый».

В самом Клюни, а также в наиболее значительных зависевших от него монастырях аббат по долгу службы часто отсутствовал, инспектируя подопечные монастыри или делая что-либо еще, и имел в качестве заместителя «великого приора», которому в отсутствие аббата передавались его права не только внутри монастыря, но также в отношении всего происходящего в окрестностях. Поскольку бремя его обязанностей было очень велико, существовал еще «декан», который в большей степени специализировался на экономических вопросах монастырской жизни, то есть управлял поместными землями монастыря. Наконец, поддержанием внутренней дисциплины, иначе говоря, надзором за монахами, занимался «монастырский приор», сам титул которого ясно показывает, что его компетенция не распространялась далее периметра стен монастыря.

Кроме этих людей, олицетворявших центральную власть, существовали также монахи, занимавшие специальные «должности». Именно они для нас наиболее интересны.

Эконом

Наиболее важной из этих должностей была должность эконома, или казначея. Именно он раздавал монахам одежду и строго ее учитывал, следил за сохранностью постельного белья, обеспечивал освещение в спальне, в лазарете, в кладовой, в зале послушников. Он также следил за раздачей милостыни и материально обеспечивал занимавшихся этим монахов. В Святой четверг он выдавал все необходимое для того, чтобы монахи могли смыть ноги бедняков и дать им два денье. В воскресенье перед Великим постом он руководил раздачей мяса беднякам, приходившим в этот день за едой в монастырь. Естественно, поскольку для всех этих случаев требовалось большое количество денег, именно эконом был уполномочен непосредственно принимать все денежные доходы, которые монастырь получал с доменов, а также приношения натурой, животных, одежду. Наконец, он распоряжался принадлежавшим монастырю лесом, для чего позднее он получил в помощь лесничего, бывшего иногда мирянином. Эконом следил также за пользованием прудами и реками, в.которых надо было поддерживать изобилие рыбы.

Келарь

Келарь в основном отвечал за обеспечение монастыря продуктами питания. Он запасал необходимые съестные припасы, а также распределял перед каждой трапезой индивидуальные порции, выставляя их на большом столе в специально отведенной ему комнате, где приор мог убедиться, что все порции равны. Если не было достаточного количества хлеба, келарь уносил колотушку, которой ударяли в цимбалы, чтобы созвать монахов в трапезную, и в ожидании, пока хлеб доставят, отправлял братьев на хоры для того, чтобы они прочитали дополнительный «урок». С его помощью организовывалась служба во время трапезы. К сфере его деятельности относилось и питание гостей, принимаемых в монастыре, а также корм для их лошадей.

Для обеспечения бесперебойной работы кухни полагался «помощник келаря», руководивший работой четырех-шести монахов, которые, сменяясь еженедельно, работали на кухне. От этой работы не был освобожден никто, теоретически даже аббат.

Очередная смена ответственных за кухню заступала на работу в субботу после вечерни и освобождалась в следующую субботу, предварительно тщательно выметя кухню и сложив сор и золу перед дверью, откуда слуги должны были их вынести. В тот же день они нагревали воду, которой смывали ноги монахов вместе с теми, кто должен был их сменить. Что касается богослужений, то их обязанности во время дежурства не позволяли им участвовать в службе вместе с остальными братьями и они пели псалмы на кухне.

Кухонная утварь

Ульрих оставил нам целую главу об «утвари, которая всегда должна иметься на кухне». Список, действительно, очень интересен:

Три котла: один для бобов, другой для овощей («трав»), третий - на железной треноге - для стирки.

Четыре лохани: одна для наполовину сваренных бобов, другая, в которую подводилась проточная вода, - для того, чтобы мыть бобы, прежде чем бросить их в котел, третья - для мытья посуды, а четвертая только для того, чтобы иметь горячую воду для бритья.

Четыре большие лопатки: одна для бобов, одна для овощей, третья, чуть поменьше, для отжимания жира, четвертая, железная (предыдущие, вероятно, делались из дерева), для того, чтобы разравнивать золу в очаге. Кроме этого, для последней процедуры требовалась пара щипцов.

Четыре пары нарукавников, чтобы монахи, работающие на кухне, не запачкали рукава рубах.

Две пары рукавиц или «прихваток», называемых «romanice», для защиты рук, когда надо было снять горячий котел с огня, перенести или наклонить его.

Три маленьких полотенца, которые следовало менять каждый пятый «feries» (четверг), чтобы экономить полотенца, висящие в обители.

Нож для резки сала и камень для затачивания ножа.

Небольшой сосуд для кипячения воды или растапливания жира.

Еще один, меньший сосуд с отверстиями в дне для собирания жира.

Банка для соли.

Сундучок для хранения мелких предметов.

Кувшин для того, чтобы черпать воду.

Две маленькие щетки для чистки котла после приготовления пищи.

Два куска «впитывающей ткани» (retis abcisiones) для мытья мисок и котлов.

Две полки для мисок. На одну из ставили после еды, более или менее вымытыми. На вторую их выставляли на рассвете, к этому времени они должны были быть вымыты идеально.

Два маленьких сиденья (sedilla), которые в просторечьи назывались скамьями (bancos).

Низкая скамья на четырех ножках, на которую ставили лохань с овощами, перед тем как опрокинуть ее содержимое в котел.

Камень, по размеру больший, чем жернов, на который ставили котел с готовыми бобами или овощами.

Еще один камень, на который между трапезами ставили лохань для мытья мисок.

Мех для раздувания огня.

Опахало из ивовых прутьев.

Брус, на котором подвешивали котлы.

Еще один брус для распределения огня.

Корыто или ведро (canalis), в котором постоянно находилась мыльная вода для частого мытья рук.

Два вида рычагов или блоков (tгigonus), каждый из которых состоял из трех деревянных брусков, образующих между собой неравные углы, которые можно было двигать туда и сюда наподобие двери. С них свисали цепи, на которые подвешивались котлы, когда их наполняли водой под водоотводной трубой и оттуда без труда переносили и подвешивали над огнем.

Если говорить об инвентаре, появившемся позднее, то «стаканы», которые по-латински назывались «scyphus», скорее всего, были не из стекла, а вытачивались из наростов на стволах деревьев определенных твердых пород.

Как видим, у помощника келаря не могло быть оправданий, если он не обеспечивал безупречную работу кухни.

Обслуживание трапезной находилось в ведении другого помощника келаря - смотрителя трапезной. Ему помогали три монаха, которые расстилали скатерти на столах и клали на каждое место нож и порцию хлеба. Обычно скатерть покрывала только половину стола, что не очень понятно; лишь в определенные дни, а именно в «двойные» праздники, она расстилалась на весь стол. Смотритель трапезной при обслуживании стола из гигиенических соображений переодевался в льняную блузу (linteum).

Хранение вина было доверено custos vini , который также подчинялся келарю. По окончании сбора винограда приор указывал ему, какое количество вина он должен заготовить, а также дни, в которые монахи должны были получать pigmentum, то есть вино, настоянное на пряностях. Хранитель вина спал в кладовой, где всегда горела лампа, для которой эконом выделял масло. Эконом также выдавал ему необходимое количество денег для починки бочек. Хотя в обязанности этого монаха входила только забота о вине, он должен был также обеспечивать горячую воду, которой монахи мыли ноги в особенно холодные дни, и следить за тем, чтобы в трапезной всегда имелись жаровни, у которых могли греться дети жертвователей. Может показаться удивительным, что в обязанности custos vini входило, кроме того, обеспечение монастыря шалфеем, которым пользовались при приготовлении овощей, однако это объясняется тем, что именно этот монах запасал травы и приправы, входившие в состав двух напитков, раздававшихся монахам в праздничные дни: helnatum - вина, ароматизированного цветами и девясилом, растением, корни которого помогают при болезнях желудка и бронхов; и herbatum - вина, настоянного на различных лекарственных травах. Существовало еще одно ароматизированное вино, сильно подслащенное медом, получавшееся на основе различных специй и содержавшее корень буквицы, который обладает слабительным свойством. Уже упоминавшееся выше pigmentum было менее изощренным средством. Таким образом, задача обеспечения кухни шалфеем вписывалась в общую обязанность запасать ароматические травы и специи.

Еще одним человеком, непосредственно подчинявшимся келарю, был смотритель амбаров. После уборки урожая он прикидывал, какое количество зерна удастся заготовить. Он приказывал сложить его в большом амбаре по соседству с монастырской мельницей, работой которой он также руководил. Под его началом находились пекари. Он наказывал их, если они того заслуживали. Он следил за тем, чтобы изготавливались два сорта хлеба, оба прекрасного качества. В определенные периоды года по его приказу каждому монаху выдавали, сверх его обычной порции хлеба, пять облаток; в другое время, когда монахи были сильно изнурены постами или богослужениями, им раздавали холодные слоеные пирожки. В дни пяти основных праздников делали пирог, начиненный вареными сливами.

Под началом смотрителя амбаров находился монах-погонщик ослов, потому что мешки с зерном или мукой перевозились на этих животных. Больше удивления вызывает тот факт, что смотритель амбаров был также уполномочен руководить стиркой белья. Белье собирали каждый вторник во время ранней утренней мессы. Монахи клали каждый свое белье в специально отведенную для этого лохань. Сами монахи стирали только мелкие вещи, например носки, которые в действительности представляли собой полоски ткани, обертываемые вокруг ног - как мы бы сказали, «русские носки», или портянки. Искусство шить носки по форме ноги возникло значительно позже. Все предметы одежды помечались именем монаха, который ее носил. Мы не говорим: «именем владельца», потому что монахам было запрещено владеть собственностью. На рубахах имя писалось краской, а на кальсонах вышивалось нитками.

Монах-коннетабль

Монах-коннетабль отвечал за конюшни. Как известно, изначальное значение слова «коннетабль» - именно «конюший», и лишь впоследствии это слово стало обозначать престижный титул, одну из важнейших придворных должностей во Франции . Эта должность в монастыре также относилась к ведению келаря, и исполнение связанных с ней обязанностей было весьма тяжелым делом, поскольку приходилось заботиться не только о монастырских лошадях, но также о лошадях высоких гостей, которым монастырь оказывал гостеприимство. Последних зачастую было больше, чем первых. Монах-коннетабль заботился о соломе для подстилок, об овсе и траве для корма. Он должен был следить за тем, чтобы всегда были заготовлены мундштуки и подковы. Поскольку к двери цепью прикреплялся молоток для того, чтобы подковывать лошадей, можно сделать вывод, что под началом конюшего служил кузнец. В любом случае, такую услугу следовало оказывать путешественникам, если те просили об этом, однако не более двух подков на каждого. Отметим к тому же, что проезжающие торговцы и истцы, ехавшие на разбор своих дел, не имели на это права, как и на гостеприимство монастыря. Монастырь - не постоялый двор. Он привечает лишь знатных и бедных. А заниматься торговлей или защищать свои корыстные интересы считалось дурным тоном.

Но именитых гостей встречали с исключительной предупредительностью. Пока они отдыхали, монах-коннетабль приближался к ним «со смиренной улыбкой» (cum hilaritate et modesta alacritate) и говорил им: «Benedicite». Поскольку они знали порядок, то отвечали: «Dominus». После чего конюший предлагал им свои услуги.

Монах-садовник

Монах-садовник во всем подчинялся келарю. Он должен был снабжать монастырь свежими овощами в среду и в пятницу, а также в сезонные посты. Ко дню Пасхи он должен был заготовить овощи, репчатый лук и лук-порей, которые монахам предстояло отведать после того, как они съедят на первое фаршированные яйца, а на второе рыбу.

Ризничий

Знакомясь с обязанностями ризничего, можно также узнать много интересного о повседневной жизни монахов. Ризничий отвечал за здание церкви и культовые предметы. Он обеспечивал воск, масло и ладан, поддерживал освещение и велел лить свечи, следил за состоянием священных сосудов, книг, необходимых для богослужения, одежд священников и колоколов. Он отпирал и запирал двери церкви и, чтобы ничего не упустить, спал в ней ночью. Обычно двери должны были оставаться запертыми в перерывах между службами и мессами, но их следовало отпирать в любой час дня или ночи тому, кто в них стучался. Церковные принадлежности также находились в ведении ризничего.

Отвечая за все материальные средства, необходимые для литургии, он каждый день готовил облачения, предназначенные для богослужений, и должен был знать, какого цвета риза полагается в каждый конкретный праздник.

Но главной его заботой был колокольный звон. Он звонил (правда, только в колокольчик), подавая сигнал к полунощнице до тех пор, пока не приходили дети. Он также звонил, сопровождая определенные молитвы, иногда в один из больших колоколов, иногда в маленький. Перед Часом третьим и перед Часом девятым он звоном приглашал монахов мыть руки. Он также звонил после мессы и перед Часом шестым. В дни праздников он давал команду ударить во все колокола в момент, когда пели последний стих «обиходного гимна», то есть в конце первой навечерней службы.

Почти столь же обременительной была обязанность ризничего следить за освещением. Количество и места расстановки свечей детально предписывались Уставом для каждой службы и для каждого дня. Каждую субботу, а также накануне праздников некоторых святых перед алтарем ставились три масляные лампы.

Можно предположить, хотя подтверждение этому мы имеем только на материале более поздних эпох, что освещение других частей монастыря, в частности спальни, которая, как мы видели, всегда должна была быть освещена, также относилось к ведению ризничего. Для ее освещения, возможно, служили масляные лампы или, что более вероятно, свечи.

Наконец, ризничий должен был руководить изготовлением просвир, которое происходило в соответствии с подробно разработанным ритуалом. В Рождество и на Пасху их запас следовало пополнять, даже если он казался достаточно большим. Пшеницу наилучшего качества перебирали по зернам. Ее промывали, затем складывали в специальный мешок, который относил на мельницу брат-послушник, характеризуемый как «поп Несшие», что можно понять либо как «нерассеянный», то есть очень серьезный, либо как «нечувственный», тогда речь идет о чистоте нравов. Для того чтобы смолоть муку, вымыв оба жернова и подложив сверху и снизу куски полотна, он переодевался в стихарь и закрывал лицо омофором, который представлял собой прямоугольный кусок тонкой ткани, завязывавшийся вокруг шеи и оставлявший открытыми только глаза - нечто подобное маске современных хирургов. Таким образом исключалось попадение на муку капель слюны и выдыхаемого воздуха. Муку вновь доставляли ризничему, который просеивал ее с помощью двух монахов-священников или дьяконов, а также одного послушника в стихаре и омофоре. Воду приносили в сосуде, в котором хранилась святая вода для мессы. Все делалось с молитвами - псалмами или молитвами Часов Святой Девы. Разговаривать и произносить что-либо, кроме молитв, не разрешалось.

С изготовлением просвир была непосредственно связана стирка ткани, на которую их клали после освящения во время мессы и которая называлась антиминсом . Ее подготовка поручалась монахам-священникам и происходила весной, когда воздух чист, и осенью, в середине сентября, когда «назойливость мух» сходит на нет. Ткань на всю ночь оставляли замачиваться в холодной воде в огромных бронзовых вазах, специально для этого предназначенных. Наутро ее окунали в небольшой резервуар, в котором обычно мыли священные чаши. Затем в ризнице ее омывали в щелочном растворе, служившем только для этих целей. Пока ткань была еще влажной, ее посыпали слоем белой муки, которая впитывала остатки воды. Затем с помощью стеклянного шара ее гладили, держа между двумя белыми полотнами, которые изолировали ее как от шара, так и от дерева гладильного стола.

Старший певчий

Старший певчий был большим мастером литургии. Он хранил книги, содержавшие тексты Евангелий, посланий, «уроков», псалмов, и в целом отвечал за всю библиотеку. Он определял, какие тексты следовало читать при каждом богослужении. Такая задача предполагала глубокие и давно приобретенные знания, поэтому старшего певчего обычно выбирали из числа nutriti, то есть монахов, воспитывавшихся в монастыре с детства. Как библиотекарь он выдавал монахам книги и имел их список. Он также составлял расписание понедельник дежурств на кухне, писал его в двух экземплярах, один из которых прикреплялся к колонне во внутреннем здании на виду у всех.

Старший певчий, мастер церемоний, руководил процессиями, а также процедурой благословения нового урожая бобов, нового хлеба и молодого вина, организовывал прием высоких гостей, отвечая за него совместно в монахом-смотрителем гостиницы.

Еще одной значительной монастырской должностью, о которой нам остается упомянуть, была должность смотрителя лазарета.

Больные помещались в особое здание - лазарет, где жили отдельно ото всех. Смотритель лазарета заботился об их духовной жизни, в чем ему помогал только капеллан часовни лазарета, и об их физическом состоянии, в чем ему помогали несколько слуг.

Лазарет Клюни в XI веке состоял из шести залов размером 23 фута в ширину и 27 футов в длину каждый. В четырех из них стояло по 8 кроватей и столько же сидений, один служил для мытья ног в субботу, а в последнем мыли посуду. К ним примыкала кухня, и она была очень важной частью лазарета, так как основная забота о больных состояла в том, чтобы кормить их более обильно, нежели по Уставу было положено здоровым, и даже готовить для них мясную пищу. Все выглядело так, будто болезни монахов проистекали от недоедания.

Из вышесказанного понятно, что попасть в лазарет было нелегко: «Каждый брат, который почувствует себя нездоровым до такой степени, что не сможет жить общей жизнью общины, должен обратиться к капитулу и принести публичное покаяние. Пусть стоя он обратится к председателю и скажет: «Я болен и не могу следовать правилам жизни общины». Тогда председатель повелит ему выйти extra chorum и отдохнуть, пока ему не станет лучше. Через два или три дня, если ему не станет лучше, он вновь должен почтительно обратиться к капитулу и повторить, что он болен. Тогда ему велят лечь в лазарет. Если он не выздоровеет после того, как проведет там два или три дня, приор должен навестить его во время трапезы и принести ему мяса».

В X и XI веках есть мясо означало для клюнийского монаха нарушить Устав в его основном пункте. Так что брат, которого болезнь заставляла это сделать, хотя и не был в этом виноват, считался опустившимся ниже других братьев. Он постоянно ходил с опущенным капюшоном и держал в руках палку, что заставляет вспомнить о трещотках в руках чумных. Он не имел права участвовать в мессе и получать причастие. И когда, выздоровев, он покидал лазарет, то должен был, прежде чем вернуться к обычной жизни, повиниться перед капитулом за то, что «весьма грешил в пище». Аббат даровал ему отпущение, и в качестве покаяния он должен был спеть 7 дополнительных псалмов.

Кроме больных, лазарет принимал здоровых монахов монастыря в полном составе для того, чтобы сделать им кровопускание, которое было обязательным на Восьмой день после Благовещения (25 марта), после Пасхи и после Троицына дня. Известно, что эта процедура, как и полный отказ от мяса, должна была вернуть монахам чистоту помыслов, подвергавшуюся испытанию в это весеннее время, когда в природе усиливаются чувственные устремления.

Итак, в Клюни, а также в монастырях, зависевших от Клюни, ничто не было отпущено на волю случая. Порядок, иерархия, власть, дисциплина, сила духа… Все заставляет поверить, что эти добродетели хорошо организованной системы не могли быть присущи во времена 1000 года ни одной другой общественной организации. Клюнийская организация, несомненно, не имела себе равных. Однако, рассмотрев вблизи людей, живших не как все, мы увидели достаточно черт, которые, конечно же, были присущи не им одним. Именно это, как мы надеемся, оправдывает нас за то, что мы столь долго заставляли читатателей этой книги пребывать в кругу монахов.

Примечания:

Апология истории или ремесло историка. М., 1973 и 1986.

Эльго (Helgaud) - французский хронист 1-й половины XI в., монах-бенедиктинец монастыря во Флёри-на-Луаре.

Рауль (Радульф) Глабер (Глабр) - французский монах-летописец, на труды которого в этой книге будет очень много ссылок. Он родился в Бургундии в конце X в. и двенадцати лет от роду был отдан дядей-монахом в монастырь Сен-Леже-де-Шампо, однако вскоре был изгнан оттуда «за неподобающее поведение». За свою жизнь Рауль сменил много монастырей, в частности при аббате Одилоне он находился в Клюни. Он написал пятитомную «Историю», которая, видимо, была им задумана как всеобщая история, однако, согласно мнению современных исследователей, скорее является сборником исторических анекдотов и наглядно иллюстрирует нравы конца X - начала XI в., содержа при этом очень большое число хронологических и географических неточностей. Впервые «История» Рауля Глабера была опубликована в 1596 г. Кроме нее, он написал ряд небольших жизнеописаний.

Custos vini (лат.) - хранитель вина.

Титул коннетабля (от лат. comes stabuli - шталмейстер, смотритель конюшни) был заимствован франкским двором из Восточной Римской империи, где так назывался командующий императорской конницей. У франков cuenstables первоначально были служащими при дворе по хозяйственной части или предводителями войск. С XII века коннетабль Франции - высшая государственная должность. Он осуществлял верховный надзор за всеми королевскими войсками, был первым лицом после короля и обладал высшей военной властью во время войны. Из-за излишнего могущества коннетабли стали вызывать подозрительность королей, и эта должность была упразднена Людовиком XIII в 1627 г. Она ненадолго возродилась при Наполеоне I, который назначал на нее своих ближайших родственников, и была окончательно упразднена после Реставрации.

Обычно антиминсом называется льняной или шелковый плат с изображением положения Христа во гроб и с зашитой в него частицей мощей. В православии в России антиминс употребляется с XII века.

Extra chorum (лат.) - с хоров.

Термин «аббат» принадлежит западной культуре, однако благодаря литературным переводам он хорошо известен и в России. Обычно под ним понимается некое духовное лицо, занимающее определенную ступень в иерархии католической церкви. Но вот какое именно место в ней занимает аббат? Это вопрос трудный для большинства наших соотечественников. Попробуем с ним разобраться.

Происхождение термина

В первую очередь решим вопрос с этимологией. Здесь, на самом деле, все просто. Слово «аббат» - это латинизированная форма арамейского слова «абба», которое означает «отец».

Появление термина в контексте христианской культуры

Первое упоминание в этого слова встречается уже в Библии. Так, например, Иисус обращался к Богу. Его примеру последовали и окружавшие его ученики, а затем обращенные ими последователи новой религии. Постепенно это слово стало неформальным почтительным обращением к преимущественно монашеского образа жизни. К V веку именно в таком ключе оно прочно закрепилось в христианском лексиконе Египта, Палестины и других стран, где процветало монашеское движение.

Формализация термина

После реформы монашества, инициированной государственной властью, многие традиции либо исчезли, либо превратились из неформальной традиции в закрепленный каноном чин. Таким образом, начиная с V столетия, в Европе словом «аббат» стали именовать исключительно настоятелей монашеских общин. Позднее, когда образовалась разветвленная система орденов, титул аббата сохранился только в традиции бенедиктинцев, клюнийцев и цистерцианцев. А такие ордена, как августинцы, доминиканцы и кармелиты стали называть своих лидеров приорами. Что касается францисканцев, то титул их настоятеля - гвардиан.

Иерархия внутри аббатов

Как известно, существует определенная градация внутри аббатского, если можно так выразиться, сообщества. К примеру аббат провинциального дочернего орденского монастыря или настоятель подворья занимал менее высокую ступень, нежели глава всего ордена или крупного монашеского центра. Поэтому те из них, кто занимал самые значимые посты, могли называться архиаббатами. Так, к примеру, именовались генеральные настоятели Клюни. Другой вариант аналогичной регалии - это аббат аббатов. В средневековье роль этих людей была очень высокой не только в церковном, но и в политическом плане. Отчасти это привело к тому, что аббаты многих центральных монастырей стали посвящаться в епископский сан и являлись, фактически, главами епархий, а не только монастырей.

Кто становился аббатом

Если говорить о начале христианской эры, то почетного звания лидера удостаивались наиболее продвинутые в духовной практике и авторитетные монахи, заслужившие свою репутацию образом жизни. С течением времени положение дел кардинально изменилось. В средневековой Европе стать аббатом мог, как правило, только выходец из знатной семьи. Фактически эта роль доставалась вторым и третьим сыновьям, которых с детства готовили к этому служению. По духу оно было больше светским, и от человека отнюдь не требовалось искреннего монашеского рвения и духовной харизмы. В крайних случаях, как то было, например, во Франции, аббаты могли вообще использовать монастырь только как источник дохода, но не жить в нем и не заниматься никаким реальным его управлением, делегируя полномочия своим наместникам. Кроме того, существовала прослойка сугубо светских аббатов, получавших монастыри в награду от государственной власти. Они были лицами дворянского происхождения, не имели духовного сана и не принимали монашеских обетов. Тем не менее, имея власть над аббатствами, носили и формальный титул аббата.

Что касается непосредственно Франции, то там аббат - это такой монах, который после периода отшельничества вернулся к светской жизни. Другими словами, так на жаргоне называли расстриг.

Аббаты в других конфессиях

Аббат - это, как мы уже выяснили, титул в официальный. В восточном христианстве, где используется больше греческий язык, а не латынь, самым близким аналогом является слово «авва». Это тот же арамейский корень, но не в латинской, а в греческой трактовке. Однако в православии это до сих пор неофициальное обращение к авторитетным духовным наставникам из числа монашествующих.

Православный аббат в сугубо западном смысле слова может быть только в случае, если монастырь придерживается западной богослужебной традиции. Таких институций латинского обряда в православии немного, но они есть и состоят, преимущественно, из бывших католиков и протестантов.

Аббаты могут быть также и в монашеских объединениях которая, после уклонения из католичества в протестантизм, все-таки сумела сохранить монашество. В других протестантских странах аббатами иногда называли глав светских учреждений, которые располагались в стенах бывших монастырей.

Древние аббатства представляют собой образцы древней архитектуры. Это невероятно красивые соборы, которые сегодня активно посещают туристы. Примечательно, что архитектура этих монастырских комплексов таит в себе множество загадок для историков. Они украшены декором, элементы которого принадлежат к группам оккультных символов, что вызывает еще больший интерес как специалистов, так и туристов. Итак, значение слова "аббатство" и самые интересные древние монастырские комплексы мы рассмотрим ниже.

Что такое аббатство?

Аббатство - это католический монастырь. Католики составляют большую часть верующих Европы и Латинской Америки. Католическая церковь представляет собой строгую иерархическую систему, во главе которой стоит папа римский. И аббаты занимают не последнюю ступень в этой системе.

В Средневековье аббатства являлись наиболее богатыми и крупными монастырями. Они оказывали на страну не только религиозное, но и политическое, и экономическое влияние. Итак, кто такой аббат?

Значение слова

Именно аббат (мужчина) или аббатиса (женщина) управляют аббатством. Они подчиняются непосредственно епископу или даже папе римскому.

Кто такой аббат с точки зрения лингвистики? Происхождение и история этого титула очень древние. Само слово "аббат" (на лат. - abbas ) имеет еврейские и сирийские (abba ) корни и означает отца. В католичестве так называют настоятеля мужского католического монастыря. Изначально, в V-VI вв. этот титул давали всем настоятелям монастырей, однако с появлением различных религиозных орденов появилось и множество синонимов слова "аббат". Так, картезианцы называли настоятелей приорами, францисканцы - гвардианами, а иезуиты - ректорами.

Как правило, священника назначал на пост настоятеля епископ или папа римский на пожизненный срок.

История появления

Возникновение религиозных общин восходит еще к истокам христианства. Уже тогда люди собирались вокруг жилища человека, известного своей святостью. Они строили дома вокруг этого места и добровольно подчинялись этому человеку. Со временем такие религиозные общины начали посвящать себя служению Богу.

Это монастырь, построенный подобно настоящему укрепленному городку. Помимо монастыря комплекс включал в себя множественные постройки. Здесь строились конюшни, мастерские. Монахи сажали сады. В общем, было все, что нужно для натурального хозяйства. Так как в аббатстве жили и миряне, архитектура монастыря предусматривала отделение их друг от друга.

Со временем аббатства превратились в целые комплексы зданий, в которых были трапезные, больницы, библиотеки и залы капитула, в которых монахи проводили собрания. У аббата были отдельные покои. Конечно, эта общая картина дополнялась разными деталями, в зависимости от индивидуального устава ордена.

Так как большую часть монастырей очень часто перестраивали в результате битв, их изначальный внешний вид представить трудно. Известно, что практически каждый орден отличался собственным архитектурным стилем, воссоздать который в точности, увы, во время реставрации подчас не удавалось.

Первый назывался бенедиктинским. Был основан Нурсийским в VI веке в Италии. Уже в VIII веке монастыри бенедиктинцев были возведены во многих уголках Западной Европы. К началу XII века бенедиктинцы обладали огромной властью. Они управляли собственными землями и активно строили храмы и церкви.

Вестминстерское аббатство

Вестминстерское аббатство в Лондоне является одним из самых знаменитых и древних в мире. Его внешний вид практически не менялся со времен открытия в 1066 году. Официально Вестминстерское аббатство именуется Коллегиальной церковью Святого Петра. Монастырь поражает своим величественным великолепием, пришедшим из глубины веков. Тонкий и изящный готический стиль делает его одним из самых красивых монастырей мира.

История Вестминстерского аббатства начинается в 960-970-х годах. Первыми здесь поселились монахи-бенедиктинцы. Они возвели небольшой монастырь, но в XII Эдуард Исповедник велел перестроить его, сделав более масштабным и величественным. Вестминстерское аббатство открылось для посещений в феврале 1066 года.

Со времен своего создания Вестминстерское аббатство является главной церковью Великобритании. Именно здесь коронуют и хоронят монархов Британии. Но не только монахи находят в монастыре свое последнее пристанище - в так называемом "Уголке поэтов" хоронят известных подданных английской короны, в число которых входят великие поэты, актеры, музыканты. Всего в Вестминстерском аббатстве насчитывается около 3000 захоронений.

Интересный факт! В аббатстве также сочетались браком некоторые королевские отпрыски. Так, принц Гарри женился на Кейт Миддлтон именно здесь.

Батское аббатство

Бывший а ныне церковь Святых Петра и Павла, находится в Бате (город в Англии). Аббатство является идеальным примером готического архитектурного стиля. Относится к числу самых больших британских монастырей. Изначально монастырь должен был стать женским - в 675 году землю для постройки храма даровали аббатисе Берте. Но впоследствии монастырь стал мужским.

Аббатство пользовалось большим влиянием во времена своего расцвета. Позже здесь была епископская кафедра, которая затем переместилась в Уэльс. После реформации монастырь, утративший былое влияние, закрыли, а земли продали.

Лишь в XVI веке здесь была открыта приходская церковь. Елизавета I приказала отреставрировать эту церковь в стиле перпендикулярной готики - именно так она должна была выглядеть изначально, но в те времена у аббатства не хватало средств на такой грандиозный проект.

Аббатство Мон-Сен Мишель

Аббатство это называют восьмым чудом света. Мон-Сен Мишель находится на территории Франции и является одной из самых популярных французских достопримечательностей. Со всех сторон аббатство, раскинувшееся на скалистом острове, окружено морем, и лишь дамба соединяет его с сушей. Когда-то лишь во время отлива можно было пройти пешком к этому величественному строению.

Согласно легенде скалы эти были принесены в море гигантами. Монт Томб, он же Сен-Мишель, нес на плечах великан, а второй скалистый холм, Томбелен, тащила его супруга. Однако они устали и бросили скалы неподалеку от берега.

История этого потрясающе красивого монастыря начинается в 8 веке. Считается, что сам архангел Михаил явился во сне епископу Оберу, наказав построить на острове монастырь. Однако святому пришлось еще дважды посетить епископа, прежде чем тот правильно истолковал его веление. Именно поэтому название монастыря переводится как "гора святого Михаила".

Аббатство строилось медленно - дабы придать ему нынешний внешний вид, ушло 500 лет. Сегодня в монастыре живет всего несколько десятков человек, но ежегодно его посещает более 3 000 000 туристов.

Леринское аббатство

Леринское аббатство расположено на небольшом островке Сен-Оноре (Леринские острова). Оно представляет собой комплекс, состоящий из огромного монастыря и семи часовен. Сегодня аббатство открыто для посещений туристов и носит титул исторического памятника Франции.

История Леринского аббатства весьма насыщенна. Остров долгое время он оставался необитаем, так как кишел змеями. Римляне, которые в те времена хозяйничали на французской земле, опасались посещать его. Но в 410 году отшельник Гонорат Арелатский решил поселиться здесь. Он стремился найти уединение, но его ученики решили последовать за ним, образовав небольшую общину. Так началась история Леринского аббатства. Именно Гонорат позже составил "Правило четырех отцов", ставшее впоследствии первым монастырским уставом во Франции.

Леринское аббатство не единожды подвергалось нападениям. Так, в 732 году монастырь почти полностью уничтожили сарацины. В 1047 он попал во власть испанцев. Во времена Французской революции монастырь был куплен французской актрисой, которая превратила его в гостиный двор. Но сегодня монастырь, вновь отстроенный епископом Фрежюсом в девятнадцатом веке, величественно возвышается на острове и радушно распахивает двери туристам.

Помимо самого монастыря и часовен туристы могут посетить музей исторических манускриптов и клуатр (внутренний двор).

Аббатство Беллапаис

Аббатство находится в одноименной деревне, всего в нескольких милях от Кирении. Сегодня (в Турецкой Республике Северного Кипра) представляет собой полуразрушенное здание, но часть его построек сохранили прежний вид. Это строение - один из наиболее ярких примеров древней готической культуры на Кипре. Сохранилась и часть декоративных элементов. Так, туристы с удовольствием любуются старинной церковью, украшенной фресками, лестницами и колонами, сберегшими свой первозданный архитектурный стиль, рефекторием (монашеской столовой).

К сожалению, фактов об этом монастыре известно крайне мало. Его основали монахи-августинцы, прибывшие из Иерусалима. В 1198 году началось строительство обители святой Марии Горной. В XIII веке обитель была передана ордену продемонстрантов, которые, вероятно, и возвели церковь, сохранившуюся до наших дней. Так как монахи носили белые одежды, их неофициально называли "Белым аббатством".

Монастырь святого Галла

Аббатство это находится в Швейцарии, в самом сердце города Санкт-Галлена. Принадлежит к группе самых древних монастырей мира. В 612 году на месте монастыря святой Галл построил себя келью. Позже бенедиктинский аббат Отмар выстроил на месте маленькой кельи огромный монастырь, который очень быстро начал приносить доход городу за счет пожертвований зажиточных прихожан. До XVIII века он сохранял свой первозданный вид. Но в XVIII веке древний комплекс монастыря снесли, построив на его месте новую, еще более масштабную и величественную обитель в стиле барокко.

Особенно ценной на территории монастыря является библиотека. Она насчитывает около 160 000 средневековых рукописей. Здесь же хранится и план Святого Галла, представляющий собой идеализированную картину средневекового монастыря, написанную в далеком IX веке.

Аббатство Мария Лаах

В горах Айфель, что в Германии, на берегу Лаахского озера, раскинулся монастырь, небольшой, изящный и утонченный. Основанный в 1093 году знатными супругами, он до сих пор сохраняет свою архитектурную красоту. При строительстве этой обители были использованы несколько сортов камня, в результате чего интерьер монастыря отличается уникальными элементами декора.

Украшенный мозаикой с изображением растительного орнамента и германской мифологии, монастырь поражает своей изящной красотой. К западному крылу фасада пристроен закрытый сад, который окружен арочной галереей. Такие уютные уголки называются клуатрами и являются отличительной особенностью романских монастырей.

В настоящее время собор открыт для туристов, у которых он пользуется немалым спросом.

Заключение

Все вышеописанные аббатства - это уникальные и невероятно ценные для историков строения. Впрочем, туристы проявляют к ним еще больший интерес. Ведь это святые места, наполненные особой, божественной атмосферой.