Процесс создания совета безопасности оон. Совет Безопасности ООН (Security Council, UNSC) - это. Устав оон как универсальный источник международного права

Совет Безопасности ООН состоит из 15 государств-членов ООН. Пять держав – Россия, США, Великобритания, Китай и Франция – являются постоянными членами Совета. Генеральная Ассамблея избирает 10 других государств в качестве непостоянных членов Совета на двухгодичный срок. При выборах непостоянных членов Совета учитывается участие этих государств в поддержании международного мира, а также справедливое географическое распределение. На Совет Безопасности возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. При выполнении своих обязанностей он действует от имени всех государств – членов ООН. Все государства – члены ООН согласились подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их. В отличие от других органов ООН, которые дают государствам рекомендации, только Совет Безопасности имеет право принимать решения, которые государства – члены согласно Уставу обязаны выполнять. Совет Безопасности ООН обеспечивает, чтобы государства, которые не являются её членами, действовали в соответствии с принципами ООН для поддержания международного мира.

Каждый член Совета Безопасности имеет один голос. Решения Совета по процедурным вопросам принимаются голосами 9 членов Совета. Решения Совета по всем другим вопросам считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета. Это означает, что, если один или несколько постоянных членов Совета проголосуют «против», то даже при наличии девяти положительных голосов других членов Совета, решение не будет принято, то есть в отношении него будет применено «вето». Иначе говоря, для принятия Советом решений по вопросам существа требуется 9 голосов и отсутствие голосов «против» среди постоянных членов. Все пять постоянных членов Совета в то или иное время применяли свое право вето. Если постоянный член Совета не полностью согласен с предлагаемым решением, но не хочет блокировать его посредством вето, он может воздержаться, допуская тем самым принятие решения в том случае, если оно получит необходимые 9 голосов «за». Сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования в Совете, если речь идет о разрешении местных споров при помощи региональных соглашений, а также о рекомендациях средств мирного разрешения споров, могущих привести к международным трениям. Споры юридического характера должны, как правило, передаваться сторонами в Международный Суд.

Согласно Уставу, Совет Безопасности обладает следующими функциями и полномочиями:

  • поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с принципами и целями Организации Объединенных Наций;
  • расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям;
  • выносить рекомендации относительно методов урегулирования подобных споров или условий их разрешения;
  • определять существование угрозы миру или акта агрессии и выносить рекомендации в отношении необходимых мер;
  • призывать членов Организации к осуществлению экономических санкций и других мер, не связанных с применением силы, для предупреждения или прекращения агрессии;
  • предпринимать военные действия против агрессора;
  • выносить рекомендации относительно приема новых членов;
  • выносить Генеральной Ассамблее рекомендации относительно назначения Генерального секретаря и совместно с Ассамблеей выбирать судей Международного Суда.

Совет Безопасности уполномочен рассмотреть любой спор или ситуацию, чтобы определить, может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира, и, в случае необходимости, рекомендовать сторонам процедуру, методы или условия урегулирования (статьи 33 и 34 Устава ООН). Совет Безопасности определяет также существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает о том, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Предварительно он может потребовать от сторон выполнения временных мер для предотвращения ухудшения ситуации (статьи 39 и 40 Устава ООН). Далее он уполномочен решать какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил должны быть применены, включая полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио и других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений (статья 41 Устава ООН). Если Совет Безопасности сочтет, что вышеуказанные меры недостаточны, он уполномочен предпринимать такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира, включая демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил государств – членов ООН (статья 42 Устава ООН).

Таким образом, Совет Безопасности играет главную и решающую роль в миротворческой деятельности ООН. Только этот орган ООН уполномочен предпринимать действия и, при необходимости, применять силу для сохранения международного мира. Как правило, при возникновении угрозы миру Совет сначала стремится достичь согласия и урегулирования ситуации мирными способами. Он может сам сформулировать принципы мирного урегулирования и рекомендовать их сторонам в конфликте. Осуществляя посреднические функции, он может отправить миссию, назначить специального представителя, либо предложить Генеральному Секретарю ООН осуществить посредничество. Если спор перерастает в военные действия, Совет, прежде всего, стремится как можно скорее положить им конец, и с этой целью может дать указания, или приказ о прекращении огня и установлении перемирия, которые могут предотвратить эскалацию конфликта. При этом Совет может также направить военных наблюдателей или миротворческие силы ООН для ослабления напряженности, разъединения противоборствующих сил, а также создания спокойной обстановки, в которой может вестись поиск мирных решений.

В отличие от других органов ООН, которые работают, собираясь на сессии, Совет Безопасности организован так, чтобы он мог функционировать непрерывно. Поэтому каждое из государств – членов Совета всегда должно быть представлено в месте расположения ООН. Совет может собираться не только в штаб-квартире ООН в Нью Йорке: в 1972 г. он проводил заседания в Аддис-Абебе (Эфиопия), в 1973 г. в Панаме (Панама), в 1990 г. в Женеве (Швейцария). При необходимости Совет Безопасности создает для своей работы постоянные комитеты, комитеты открытого состава, комитеты по санкциям, рабочие группы, а также международные трибуналы. В настоящее время в Совете имеются три постоянных комитета, в каждый из которых входят представители всех государств – членов Совета Безопасности:

  • Комитет Совета Безопасности по вопросу о заседаниях Совета вне Центральных учреждений
  • Комитет по приему новых членов
  • Комитет экспертов Совета Безопасности.

По мере необходимости учреждаются комитеты открытого состава, в которые входят все члены Совета:

  • Контртеррористический комитет, учрежденный резолюцией 1373 (2001) от 28 сентября 2001 года
  • Комитет по предотвращению распространения ядерного, химического или биологического оружия и средств его доставки (Комитет 1540)
  • Совет управляющих Компенсационной комиссии Организации Объединенных Наций, учрежденной резолюцией 692 (1991) Совета Безопасности.

Кроме того, существуют 12 комитетов по санкциям:

  • Бюро Комитетов по санкциям (2008 год)
  • Афганистан [Аль-Каида и Талибан] – резолюция 1267 (1999)
  • Демократическая Республика Конго – резолюция 1533 (2004)
  • Ирак – резолюция 1518 (2003)
  • Иран – резолюция 1737 (2006)
  • Корейская Народно-Демократическая Республика – резолюция 1718 (2006)
  • Кот-д`Ивуар – резолюция 1572 (2004)
  • Либерия – резолюция 1521 (2003)
  • Ливан – резолюция 1636 (2005)
  • Руанда – резолюция 918 (1994)
  • Сомали – резолюция 751 (1992)
  • Судан – резолюция 1591 (2005)

По вопросам об операциях по поддержанию мира и по другим вопросам создавались рабочие группы:


Похожая информация.


организованный 24.10.1945 и действующий по настоящее время один из шести главных органов, входящий в состав Организации Объединённых Наций, и выполняющий функцию по поддержанию мировой международной безопасности и несущий ответственность за порядок на международной арене

история создания, устав, цели, принципы и члены Совета Безопасности ООН, функции и полномочия Совета Безопасности ООН, структура Совета Безопасности ООН, представитель России в ООН - Виталий Иванович Чуркин, использование права вето в Совете Безопасности ООН, Международный уголовный трибунал и Военно - Штабной комитет, Реформирование Совета Безопасности ООН и критика деятельности Совета Безопасности ООН

Развернуть содержание

Свернуть содержание


С лета 1992 года по октябрь 1994 года Виталий Иванович был спецпредставителем РФ на Балканах и занимался переговорами между участниками боснийского конфликта и западными странами.


3 октября 1994 года Чуркин был назначен послом РФ в Бельгии и представителем Российской Федерации в НАТО. 26 августа 1998 года он возглавил российскую дипломатическую миссию в . С июня 2003 года Чуркин работал послом по особым поручениям МИД РФ.

Выступление Виталия Ивановича 18.02.15 в Совете Безопасности, как пример яркого общения с коллегами по ООН

С июня 2003 по апрель 2006 года - Посол по особым поручениям МИД России. В это время фактически находился в кадровом резерве МИД РФ, являлся председателем комитета старших должностных лиц международной межправительственной организации Арктического совета и занимался проблемами охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития приполярных районов.


С 8 апреля 2006 года - Постоянный представитель Российской Федерации при Организации Объединённых Наций и Представитель Российской Федерации в Совете Безопасности ООН. В своей деятельности в Совете Безопасности ООН Виталий Иванович неоднократно использовал право вето. В частности, 4 февраля и 19 июля2012 года наложил вето на проекты резолюции Совета Безопасности ООН по , 15 марта 2014 года - на проект резолюции по .


Право вето позволяет постоянным членам Совета Безопасности отвергать проект любой содержательной резолюции ООН, вне зависимости от уровня поддержки, которой пользуется данный проект. Цель механизма вето (как и постоянных членов Совета Безопасности) состоит в том, чтобы предотвратить действия ООН против интересов членов основателей.


В первое 20-летие существования ООН западные страны имели достаточно влияния, чтобы добиться своего без применения вето (основное количество вето в то время, естественно, исходило от СССР). В 1970 -1980-е годы баланс голосов в Совете сменился в пользу СССР, и подавляющее большинство вето налагали США.


Решения в Совете Безопасности по вопросам процедуры считаются принятыми, если за них поданы голоса девяти членов Совета. По другим вопросам решения считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета, причем сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования. Решение считается отклоненным, если против него проголосовал хотя бы один постоянный член.


Совет Безопасности часто подвергается критике из-за права вето его постоянных членов. Любое важное решение, наносящее какой-либо ущерба стране - постоянному члену, может быть заблокировано, а непостоянные члены помешать этому не могут.

Россия и Китай вновь применили в Совете Безопасности ООН право вето

В практике деятельности Совета Безопасности сложилось правило, в соответствии с которым мотивированное воздержание постоянного члена считается не препятствующим принятию решения. Возможно даже вынесение решения голосами непостоянных членов при воздержании всех постоянных.


Формула голосования в Совете Безопасности в известной мере требует согласованных действий не только постоянных членов Совета, но и непостоянных, так как для принятия решения помимо пяти голосов постоянных членов необходимы также, по крайней мере, четыре совпадающих голоса непостоянных членов. Совет Безопасности - постоянно действующий орган. Все его члены должны быть постоянно представлены в месте пребывания ООН. Совет собирается на заседания по мере необходимости.


Совет Безопасности - постоянно действующий орган. Все его члены должны быть постоянно представлены в месте пребывания ООН. Совет собирается на заседания по мере необходимости.


Совет Безопасности может создавать вспомогательные органы, как постоянные, так и временные. При Совете учреждены Комитет (по вопросам процедуры), Комитет по приему новых членов. При необходимости Совет Безопасности создает для своей работы постоянные комитеты, комитеты открытого состава, комитеты по санкциям, рабочие группы, а также международные трибуналы. В настоящее время в Совете имеются три постоянных комитета, в каждый из которых входят представители всех государств - членов Совета Безопасности:

Комитет Совета Безопасности по вопросу о заседаниях Совета вне Центральных учреждений

Комитет по приему новых членов

Комитет экспертов Совета Безопасности.


По мере необходимости учреждаются комитеты открытого состава, в которые входят все члены Совета:

Комитет по предотвращению распространения ядерного, химического или биологического оружия и средств его доставки (Комитет 1540)

Совет управляющих Компенсационной комиссии Организации Объединенных Наций, учрежденной резолюцией 692 (1991) Совета Безопасности.


Постоянные комитеты являются органами открытого состава и обычно учреждаются в целях решения определенных процедурных вопросов, таких, например, как вопрос о приеме новых членов. Специальные комитеты учреждаются на ограниченный период времени для решения того или иного конкретного вопроса.


В той или иной операции по поддержанию мира задействован военный, полицейский и гражданский персонал, который проводит работу в целях оказания поддержки в области безопасности и в политической области, а также на ранних этапах миростроительства. Деятельность по поддержанию мира является гибкой, и на протяжении последних двух десятилетий осуществляется в рамках многочисленных конфигураций. Нынешние многоаспектные операции по поддержанию мира призваны не только обеспечивать поддержание мира и безопасности, но и содействовать политическим , обеспечивать защиту гражданских лиц, оказывать помощь в разоружении, демобилизации и реинтеграции бывших комбатантов; оказывать поддержку в выборов, защищать и поощрять права человека и оказывать помощь в восстановлении верховенства права.


Политические миссии являются одним из элементов в целом ряду операций компании Объединенных Наций в пользу мира, которые проводят свою работу на различных этапах цикла конфликта. В некоторых случаях после подписания мирных соглашений на смену политическим миссиям, которыми управляет на этапе мирных переговоров по политическим вопросам, приходят миссии по поддержанию мира. В некоторых случаях, операциям компании Объединенных Наций по поддержанию мира, приходят на смену специальные политические миссии, задача которых заключается в отслеживании осуществления более долгосрочных по своему характеру мероприятий в области миростроительства.


Кроме того, существуют 12 комитетов по санкциям:

Бюро Комитетов по санкциям (2008 год)

Афганистан [Аль-Каида и Талибан] - резолюция 1267 (1999)

Демократическая Республика Конго - резолюция 1533 (2004)

Ирак - резолюция 1518 (2003)


Всеобщее и полное эмбарго Югославии

Резолюцией СБ ООН № 713 от 25 сентября 1991 года было введено всеобщее и полное эмбарго на все поставки оружия и военного снаряжения в Югославию. Резолюцией № 757 от 30 мая 1992 года против Союзной Республики Югославии (Сербия и Черногория) были введены экономические и другие санкции, включая полное торговое эмбарго, запрет на полеты и предотвращение участия Союзной Республики Югославии в спортивных состязаниях и культурных мероприятиях.


Резолюцией № 942 от 23 сентября 1994 года были введены санкции в отношении боснийских сербов. Резолюцией № 1022 от 22 ноября 1995 года действие санкций в отношении Союзной Республики Югославии было приостановлено на неограниченный срок. 10 сентября 2001 года Совет Безопасности единогласно принял резолюцию 1367 (2001), которой постановил прекратить действие запретов и распустил Комитет по санкциям.


Санкции против Ливии

1 марта 1992 года СБ ООН принял резолюцию № 748, внесенную Великобританией, США и Францией, которой ввел санкции против Ливии в связи с ее отказом выдать двух своих граждан, подозреваемых в организации взрыва американского авиалайнера над городом Локкерби (Шотландия) в 1988 году. Согласно резолюции, с 15 апреля 1992 года был введен запрет на авиационные сообщения с Ливией, ей самолетов, всех видов вооружений и запасных частей к ним, ограничены передвижения ливийских дипломатов. Санкции были сняты резолюцией СБ ООН 12 сентября 2003 года после того, как Ливия обязалась выплатить 2,7 семьям погибших в результате взрыва "Боинга".


Санкции против Либерии

Ужесточенный режим санкций в отношении Либерии был введен по решению Совета Безопасности ООН 7 марта 2001 года (вступили в силу в мае 2001 года) в связи с поддержкой Либерией Объединенного революционного фронта (ОРФ) Сьерра-Леоне. По мнению экспертов ООН, Монровия помогала боевикам ОРФ сбывать добытые на территории Сьерра-Леоне алмазы, взамен поставляя оружие и боеприпасы. Цель санкций ООН - вынудить Либерию отказаться от импорта , экспорта и реэкспорта алмазов, добываемых в Сьерра-Леоне. Санкции также запрещают поездки за членов правительства Либерии, высшего военного руководства и членов их семей. С 7 июля 2003 года к ним добавился запрет на вывоз из Либерии всех видов круглого леса и лесоматериалов. Резолюциями № 1521 от 22 декабря 2003 года и № 1579 от 21 декабря 2004 года Совет Безопасности ООН продлил режим санкций в отношении Либерии. Режим санкций Совета не распространяется на поставки вооружений "для поддержки и использования в рамках международной программы обучения и реформирования вооруженных сил и полицейских подразделений Либерии". Такие поставки и услуги должны быть заранее утверждены Комитетом по санкциям.


Ситуация в Сомали

История помнит случаи, в которых Совет Безопасности распространял свою деятельность на конфликты немеждународного характера. Он не раз квалифицировал происходящие на территории государства события как угрозу миру со всеми вытекающими из его полномочий последствиями. Еще в годы холодной войны Совет принимал резолюции, осуждающие расистские режимы в Южной Африке и Родезии на основе гл. VII Устава "Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии". Один из ярких случаев вторжения Совета в конфликты немеждународного характера это гражданский конфликт в Сомали.


Резолюцией Совета Безопасности от 3 декабря 1992 г. было установлено, что ситуация в Сомали представляет угрозу миру, и потому решено принять все необходимые меры для восстановления мира. Между тем речь шла о чисто внутренней ситуации и, следовательно, о . В соответствии с резолюцией в Сомали были направлены вооруженные силы для спасения населения от голода и предотвращения внутренних конфликтов.


В заявлении Совета Безопасности, принятом на заседании с участием глав государств и правительств в 1992 г., было отмечено: "Отсутствие войны и вооруженных конфликтов само по себе не обеспечивает международного мира и безопасности. Невоенные источники нестабильности в экономической, социальной, гуманитарной и экологической областях угрозой миру и безопасности". Правомерность такой постановки вопроса подтверждена Международным судом, заявившим, что "полномочия Совета по статье 24 не ограничены специфическими полномочиями, содержащимися в гл. гл. VI, VII, VIII и XII...". Единственным ограничением являются основные цели и принципы Устава.


В марте 2003 года министр иностранных дел РФ Игорь Иванов заявил, что "Россия неоднократно подчеркивала, что, как любой живой организм, ООН и ее Совет Безопасности нуждается в реформировании в соответствии с теми изменениями, которые в ходе второй половины прошлого века произошли в мире с тем, чтобы отразить реальную расстановку сил в мире и повысить эффективность СБ и ООН в целом".


Игорь Сергеевич Иванов - российский государственный деятель, дипломат, Министр иностранных дел Российской Федерации

Министр иностранных дел России Сергей Лавров в 2005 году отмечал, что "Россия выступает за то, чтобы расширение СБ ООН состоялось. Но только на основе достижения широкого согласия".

Реформа ООН необходима - выступление С.В.Лаврова на открытом заседании Совета Безопасности ООН

21 марта 2005 г., Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан призвал ООН достигнуть согласия о расширении совета до 24 членов, сославшись на план, называемый «При большей свободе». В нём содержались дваальтернативных способа реализации, но не определялось, какое из его предложений предпочтительнее.В любом случае, Аннан предпочёл быстрое решение, заявляя, «Это важное решение обсуждалось в течение слишком долгого времени. Я верю в то, что государства -члены должны согласиться взять решение на себя - предпочтительно путём консенсуса, но в любом случае до саммита - сделать выбор в пользу первого илидругого варианта из представленных в отчёте Группы высокого уровня».


Два варианта, упомянутых Аннаном, ссылаются на План A и План B.


План A призывает создать шесть новых постоянных членов, плюс трёх новых непостоянных членов при общем числе мест в совете - 24. План B призывает создать восемь новых мест в новом классе членов, которые будут переизбираться через четыре года, плюс одно непостоянное место, также при общем числе 24. Упомянутый Аннаном Саммит 2005 г. (сентябрь 2005 г). - это пленарное совещание на высшем уровне, рассмотренное в докладе Аннана, реализация Декларации Тысячелетия 2000 г. и другие решения, связанные с реформой ООН.

Эмблема стран (Аргентина, Италия, Канада, Колумбия и Пакистан), образовавших 26 июля 2005 года группу Uniting for Consensus (Единство ради согласия)

Предложение о новых постоянных членах

Предложенное изменение - увеличить число членов Совбеза: под кандидатами обычно подразумевается Япония, Германия, и (нации G4) и Африки. Великобритания, Россия и Франция поддержали в ООН членов G4. Италия всегда противилась такого рода реформе и приняла в 1992 г. совместно с рядом стран другое предложение, основанное на введении полупостоянных членов; кроме того, Пакистан возражает против Индии; а и Аргентина - возражают против Бразилии, португалоязычной страны в испаноязычной по большей части Латинской Америке.

Все эти страны традиционно себя группируют в так называемый Кофейный Клуб; официально Uniting for Consensus (Единство ради Согласия). Большинство ведущих кандидатов на постоянное членство регулярно избираются в Совет Безопасности всоответствующие группы: Япония и Бразилия были избраны на девять двухлетних сроков каждая, а Германия - на три срока. Индия избиралась в Совбез суммарно шесть раз, хотя последнее её избрание состоялось более десятилетия назад - в 1991-92 гг.


О своих претензиях заявили и три африканские страны - ЮАР, Египет и Нигерия, собирающиеся представлять в Совбезе свой континент. В мае 2005 г. они предложили Генеральной Ассамблее ООН проект резолюции, увеличивающей число членов Совета безопасности с 15 до 25, а количество стран, заседающих в нем постоянно, - с пяти до 11. Кроме самих инициаторов реформы на постоянное членство рассчитывали два африканских государства. Наиболее вероятные кандидаты - Египет, Нигерия и ЮАР. Предлагалось также дополнительно ввести четыре места непостоянных членов Совбеза, которые будут избираться «по принципу ротации» от Азии, Африки, Карибского бассейна, Латинской Америки и Восточной Европы. Против расширения Совета Безопасности выступали Китай и США. Вашингтон в принципе возражает против увеличения числа членов Совбеза, так как это затруднит процесс принятия решений. Пакистан категорически против членства в Совете своего геополитического Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций

Вопрос расширения СБ ООН был неофициально обсужден также на саммите «большой восьмерки» 6-8 июля 2005 г. в Глениглз (Шотландия). По состоянию на 2008 г. реформирования Совета Безопасности ООН не произошло, не произошло оно и за следующие 7 лет.


Критику работы Совета Безопасности можно разделить на два мнения: мнение специалистов и мнение ООН.

Мнения специалистов

Большинство специалистов возмущает удивительная пассивность, проявленная организацией во время эскалации конфликта военных конфликтов и этнических чисток в Косово, Руанде, и вот теперь в Южной Осетии. По мнению , все это однозначно свидетельствует о том, что ООН не справляется с задачами, для решения которых была создана.


Работа ООН над разрешением международных никогда не приносила реальных плодов. Тем не менее, среди критиков бездействия ООН остаются еще и те, кто хоть как-то пытается оправдать вменяемую организации бездеятельность. "ООН как международная организация - это не мировое правительство, и требовать от нее, чтобы она что-то запретила или кого-то наказала, грузин или русских, нереально", - считает политолог Алексей Арбатов (один из ведущих специалистов Российской Федерации в области международных отношений, внешней и военной политики, международной безопасности, контроля над вооружениями и разоружения).


Надо заметить, что работа ООН над разрешением международных кризисов никогда не приносила реальных плодов ни во времена "холодной войны", ни сейчас. До развала ООН представляла собой своеобразную арену борьбы представителей коммунистических и западных миров, которые однако собирались здесь не в целях достижения компромисса по важнейшим вопросам того времени, а чтобы в очередной раз показать свою силу "вечному" противнику, и при наличии возможности досадить ему, единственным из членов Совета безопасности воспользовавшись правом вето в процессе голосования по тому или иному вопросу.


Как и тогда, сегодня ООН не пользуется авторитетом и популярностью по обеим сторонам . Ведущие американские политики и их российские (а ранее советские) коллеги воспринимают ООН как организацию, годящуюся лишь для ведения ничего не значащих переговоров и принятия никем не соблюдаемых резолюций. Если раньше в мире все же пытались скрывать неудовольствие политикой, проводимой главами этой организации, то недавняя разгромная критика ООН, высказанная кандидатом в президенты США , показала, что особого пиетета к этой организации будущая Америка, особенно в случае прихода к республиканцев, испытывать уж точно не будет.


Стоит напомнить, что ранее с резкой критикой на ООН обрушился и непримиримый противник Америки президент Ирана Махмуд Ахмадинежад, потребовавший изменения структуры и статуса Совета безопасности, который в течение нескольких лет рассматривает иранское "ядерное досье". "Среди неэффективных органов ООН первое место занимает Совет безопасности, некоторые члены которого действуют как обвинители, судьи и палачи", - заявил Ахмадинежад. "Отношения между членами СБ ООН, обладающими правом вето, и другими странами, попадающими в поле их внимания, напоминают отношения хозяина и слуги в средние века", - добавил лидер Ирана. По его словам, Совбез, решающий вопросы войны и мира, не оправдывает ожидания и не пользуется доверием в мире.


Ответное мнение ООН

Тем временем, в самом руководстве ООН понимают, что перемены необходимы, однако какого плана они будут и кто станет их инициатором пока неизвестно. Так или иначе, но перспектива кардинальной реформы ООН вызывает исключительно скепсис. Собственно говоря, если она и будет проведена, то, по мнению большинства экспертов, будет посвящена двум важнейшим моментам.


Во-первых, это правила, которые позволяли бы ООН принимать решения о вмешательстве в случае, если некое государство не совершает агрессию в отношении другого, а последовательно нарушает права человека, осуществляет геноцид в отношении собственных граждан (трудно поверить, что многие государства Азии и Африки согласятся на что-то подобное). Во-вторых, это идея увеличить число постоянных членов Совбеза. На места в этом органе претендуют Индия, Япония, Германия и Бразилия. Каждое из этих государств заручилось поддержкой определенной группы стран. И споры на сей счет будут длиться еще не один месяц.


Наконец, в ООН не знают, что делать с США, старающимися официально закрепить свое доминирование над остальными членами организации.

Но, несмотря на все это, ООН будет существовать. И будет существовать в любом состоянии. Потому что организация, претендующая на то, чтобы выражать мнения 180 государств, иначе функционировать не может. Возможно, и смысл ООН вовсе не в решении каких-то насущных проблем человечества (хотя именно это было бы идеальным вариантом), а в том, чтобы эти проблемы ставить на повестку дня.

2015 год - время глобальных действий для ООН

‌Источники и ссылки

Источники текстов, картинок и видео

ru.wikipedia.org - свободная энциклопедия Википедия

youtube.com - самый крупный видеохостинг в мире

images.yandex.ru - поиск картинок через сервис

academic.ru - Словарь Академика

un.org - Сайт UNSC

rian.com.ua - РИА новости Украины

lenta.ru - Новостной портал

peoples.ru - Сайт о знаменитых и великих людях.

bibliotekar.ru - электронная библиотека нехудожественной литературы

center-bereg.ru - Юридический портал

un.org - Информационный портал Организации Объединенных Наций

ria.ru - Сайт компании Риа новости

Ссылки на интернет-сервисы

forexaw.com - информационно-аналитический портал по финансовым

youtube.com - ютуб, самый крупный видеохостинг в мире

Ru - крупнейшая поисковая система в мире

Yandex.ru - крупнейшая поисковая система в Российской Федерации

video.yandex.ru - поиск видео в интернете через Яндекс

images.yandex.ru - поиск картинок через сервис Яндекса

maps.yandex.ru- карты от Яндекса для поиска мест описываемых в материалов

Создатель статьи

Com/profile.php?id=100010199132924 - профиль автора статьи в Фейсбук

plus.google.com/u/0/111386415640099922068/posts - профиль автора материала в Гугл+

Совет Безопасности ООН – это главный орган Организации Объединенных Наций, который отвечает за международную безопасность и мир во всем мире. Первое заседание Совета произошло в 1946 году в Лондоне. Уже через несколько лет место пребывания поменялось, и с 1952 года заседание проходит в Нью-Йорке. За всю историю случались и выездные совещания – в Эфиопии, Панаме, Швейцарии и Кении.

История создания

Идея создания подобной организации появилась еще в 1941 году. Тогда между СССР и Польшей была заключена Декларация, которая занималась бы укреплением и поддержанием мира. Этот документ содержал призыв к созданию такой организации, которая занималась бы обеспечением не просто мира, а справедливости. Поэтому в состав должны были входить только демократические страны.

Если создание подобной организации и случится, тогда решать все мировые конфликты должно международное право с привлечением военных сил участвующих стран. Но, несмотря на ситуацию в мире, тогда мало кто поддержал данную Декларацию.

Конкретно сама организация уже начала зарождаться на территории СССР. Именно тут было принято решение о формировании государств в единую организацию по защите мира во всем мире – Совет Безопасности ООН. Так как СССР внес огромный вклад в ликвидацию фашистского агрессора, то здесь в 1943 году была подписана Московская декларация при участии США, Китая, Великобритании и самих хозяев.

В уставе этого документа было сказано, что страны-лидеры понимают необходимость создания подобной организации, которая занималась бы урегулированием конфликтов. Основным принципом должен был стать суверенитет. Каждая из вышеуказанных стран брала на себя ответственность за другие государства.

При этом основатели могут между собой консультироваться, если это необходимо, а также брать во внимание мнение других членов организации. Также страны-лидеры обязались не использовать оружие на территории других государств, только в случае если это может решить поставленные цели организации.

Позже исследователи зарождения ООН решили считать местом создания организации именно Москву, так как здесь был подписан основополагающий документ. После Московской конференции было собрано совещание в Тегеране, где и была подписана Декларация в 1943 году, 1 декабря.

В документе государства Совета Безопасности ООН указали на то, что они берут на себя ношу урегулирования мировых конфликтов и защиту стран таким способом, который удовлетворял бы подавляющую массу народа и который помог бы ликвидировать бедствия и войны.

Длительное время подготавливались все документы к утверждению данной организации. Несмотря на мощь будущего проекта, Рузвельт подчеркивал то, что данное формирование не является сверхгосударством со своими правами и полицией.

Непосредственно перед подписанием была проведена Ялтинская конференция, которая поднимала вопрос о привлечении других стран в данную организацию. А также главный принцип принятия решения – это единогласие. В свою очередь, СССР настоял на первоначальном принятии Белорусской и Украинской ССР в состав ООН.

Детали

Над Уставом ООН работали длительный период, и окончательная его версия появилась в июне 1945 года. После его ратификации, в октябре этого года он был подписан и вступил в силу. Поэтому 24 октября 1945 года считается днем основания ООН.

В преамбуле главного документа организации указывалась решительность стран наций перед будущими угрозами мира. Каждое государство обязуется избавить будущее поколение от войн и бедствий. Также провозглашалась острая необходимость соблюдения прав человека, его достоинство и ценность личности.

Чтобы избежать дальнейших проблем, члены Совета Безопасности ООН обязались друг перед другом жить в мире и согласии. Объединиться для сохранения международного мира и безопасности. А также помогать социальному и экономическому мировому прогрессу.

Состав

Список членов Совета Безопасности ООН меняется каждые два года. В него входит 15 стран. Из них пять – постоянные члены Совета Безопасности ООН, и 10 - временные. В пятерку «постояльцев» входят Россия, Великобритания, Китай, США и Франция. Регулярности встреч этих государств не наблюдается, но при необходимости они должны немедленно съехаться. Если на кону какое-либо решение, для его принятия необходимо 9 голосов. Но следует учитывать и право вето, о котором мы поговорим чуть позже.

С 2016 года новыми временными членами Совета Безопасности ООН являются: Уругвай, Украина, Египет, Сенегал и Япония. Они заменили Чад, Нигерию, Чили, Иорданию и Литву. Пять новых «сотрудников» избрала Генеральная Ассамблея ООН. Совет Безопасности обзаведется новыми временными членами уже в 2017 году, так как выборы происходят каждые два года.

Ныне главным конфликтом данного формирования ООН считается его субъективность. Десять временных членов смирились со своим положением – «актеры второго плана», но некоторые и по сей день указывают на несправедливость в решениях Совета Безопасности. Несмотря на это, стоит напомнить, что для принятия решения все-таки необходимо 9 голосов из 15, а поэтому во многих случаях временные члены играют решающую роль.

Ныне членами ООН остаются 193 государства.

Цели

Цели ООН оглашены в первых двух пунктах Устава:

  • Поддержка мира и безопасности, ради которых возможно применение эффективных коллективных мер, для ликвидации угрозы войны в любых проявлениях.
  • Заниматься разрешением споров, которые приводят к нарушению мирного положения, с помощью международного права и принципов справедливости.
  • Заботиться о мирной ситуации на земном шаре, поддерживать дружеские отношения не только между членами ООН, но и между всеми странами. При этом использовать принципы равноправия для укрепления мира.
  • Поддерживать многостороннее сотрудничество в целях обеспечения мира, а также развития всех сфер общества.
  • Быть центром урегулирования конфликтов и соблюдать поставленные цели.

Подобный расклад дел указывает на то, что Совет Безопасности ООН является самостоятельным органом, который способен решать не только поставленные задачи, указанные в Уставе, но и разрешать конфликты, сформированные в резолюции.

Привилегии и иммунитеты

Документ, который регламентирует привилегии и иммунитеты, ООН был принят в 1946 году. При этом в Конвенции затрагивается вопрос как о самой организации, так и о сотрудниках. Если не брать во внимание сложную юридическую формулировку, все привилегии и иммунитеты можно описать следующим образом:

  1. На организацию и её имущество не влияют любые формы вмешательства суда. Исключением может послужить отказ ООН от данного пункта.
  2. Нельзя в помещениях организации проводить обыск, арест, конфискацию и прочее.
  3. Вся документация ООН является неприкосновенной.
  4. На организацию не действует система налогообложения, а также денежные переводы могут беспрепятственно направляться в любое государство.
  5. На организацию не действуют любые таможенные сборы, а также ограничения при импорте и экспорте.
  6. ООН имеет право использовать дипломатические связи, вплоть до шифров и личных курьеров.

Это то, что касается иммунитетов и привилегий для организации, а вот касательно сотрудников, здесь следует поделить данные правила на несколько групп. Генеральный секретарь и его семья могут использовать все существующие дипломатические привилегии. Должностные лица организации избавлены от судебной ответственности за то, что они совершили во время несения службы. Также эти люди избавлены от налогообложения, а вступив в должность, беспрепятственно могут ввозить имущество. Должностные лица ООН избавлены от государственной служебной повинности, в этом случае данным людям необязательно отдавать долг государству и отправляться в армию.

А третья группа состоит из экспертов, занимающихся командировками по делам организации. Они избавлены как от личного ареста, так и от конфискации багажа. Также иммунитет распространяется на судебно-процессуальные решения, но только в случае действий, совершенных во время службы. Для них доступно использование шифров и кодов, а их документы имеют статус неприкосновенности.

Своего иммунитета Генеральный секретарь может лишиться только в случае такового решения Совета Безопасности. А вот снимать привилегии и иммунитет с других сотрудников Генсек может любое время. В первом случае данный вопрос в истории не поднимался ни разу, а вот факт снятия полномочий с сотрудника ООН существовал в архиве. Один из переводчиков злоупотреблял служебным положением, также был пойман на взятке, а поэтому был осужден правительством США.

Полномочия

Функции и полномочия Совета Безопасности прописаны в Уставе ООН. Итак, организация занимается:

  • Поддержанием международного мира и безопасности, в соответствии с целями Устава ООН.
  • Расследованием любого спора и конфликта, которые могут нарушить международную безопасность.
  • Оглашением рекомендаций по поводу урегулирования конфликтов.
  • Определением существования угрозы мирной ситуации или акта агрессии.
  • Призывом членов ООН к формированию санкций, не связанных с военными действиями, для прекращения агрессии и разжигания конфликта.
  • Введением военных действий против агрессора при острой необходимости.
  • Рекомендацией Генеральной Ассамблее новых временных членов.
  • Рекомендацией уполномоченного на пост Генерального секретаря.

По вышеуказанным пунктам ясно, что Совет Безопасности ООН – это миротворческая сила, которая играет решающую роль в урегулировании мировых конфликтов. Кроме того, организация имеет право предпринять любые меры по обеспечению международной безопасности, даже если будет необходимость в применении оружия.

Вето

Как уже известно, пользоваться вето могут лишь постоянные члены Совета Безопасности ООН – Китай, Россия, США, Великобритания и Франция. Чтобы принять резолюцию, необходимо 9 голосов из 15. Но если один или более постоянных членов наложат вето на данный вопрос, то решение не будет принято.

Конечно, данная процедура заставляет задуматься, ведь не со всеми решениями, которые принимает Совет Безопасности ООН, страны-лидеры могут быть согласны. А поэтому, наложив вето на резолюцию, они с легкостью обезопасят себя от нежелательного решения. Хотя в Уставе сказано, что сторона, которая участвует в споре, должна воздержаться от голосования.

За время существования организации все пять членов не единожды использовали свое право на вето. Кстати, стоит сказать, что в Уставе прописано и правило, при котором постоянный член может не использовать право вето, но отказаться от голосования.

Резолюция

Резолюции Совета Безопасности ООН – это документы, которые касаются не только деятельности самой организации, но и вопросов, касающихся действий ООН по урегулированию конфликтов и обеспечению международной безопасности. С помощью резолюции вводятся санкции, разрешаются военные меры против агрессора, проводят трибуналы, распределяются мандаты миротворцев, производятся ограничительные меры.

Данный правовой акт принимается или отклоняется путем голосования 15 членов. Решения Совета Безопасности ООН приняты только тогда, когда "За" проголосовали 9 и более участников (исключая вето).

Бюджет

Откуда же берутся деньги в Совете Безопасности и в самой Организации Объединенных Наций? Как указывают официальные документы, источниками финансов являются члены ООН. Их взносы можно оценить по шкале, которая была утверждена Генассамблеей. Существует также и Комитет по взносам, где трудятся 18 специалистов. Причем данный отдел напрямую сотрудничает с Административным и Бюджетным комитетом.

Шкала взносов определяется с помощью критерия – платежеспособность государства. Определение здесь зависит от доли валового национального продукта, дохода на душу населения и множества других факторов. При этом каждые три года, после изучения статистических данных, эта шкала меняет показатели, в соответствии с экономической ситуацией во всем мире.

Кроме регулярного бюджета, в ООН существует дополнительный – траты на трибуналы и миротворческие операции. Его также поддерживают своими взносами члены организации.

Не стоит забывать, что у Организации Объединенных Наций существует множество фондов, каждый из которых имеет свой бюджет. Его «подпитывают» добровольно либо государства, либо частные лица. Остальные учреждения ООН также имеют собственный бюджет, в том числе и Совет Безопасности ООН. Постоянный член также участвует в формировании бюджета.

Исторические решения

Говоря об объективности в принятии решения, конечно же, стоит отметить самые скандальные решения, которые повлияли на ход событий и в очередной раз показали, что принятие резолюции Совета Безопасности ООН не всегда приводит к мирному урегулированию конфликта.

Первым критическим решением стала для мира новость о разделе Палестины. В 1947 году встал вопрос о том, чтобы на территории построить две страны – Арабскую и Еврейскую. Под международным влиянием должны были оказаться Иерусалим и Вифлеем. Уже на следующий год в Палестине возникло настоящее противостояние евреев и арабов. Когда Израиль одержал победу, он захватил территорию гораздо больше. Стоит сказать, что периодически последствия данного решения отображаются на ситуации в стране и ныне.

Позже, уже в 1975 году, возникла резолюция о сионизме. Тогда ООН и Израиль снова столкнулись в непонимании. Тогда Совет Безопасности ООН выносил решения о ликвидации всех форм расизма и дискриминации. При этом США высказывали свое несогласие и осудили резолюции наряду с Израилем, Европарламентом, Парагваем, Уругваем и ЮАР. Уже в 1991 году документ потерял свою силу.

В 2011 году Совет Безопасности Организации Объединенных Наций принял еще одну резолюцию, которая предполагала иностранное вмешательство в Гражданскую войну в Ливии. По документам, необходимо было защитить мирных жителей. Но на практике оказалось, что множество гражданских объектов находились под бомбардировкой коалиции. Результатом такого вмешательства стало огромное количество жертв, поражение и убийство Каддафи.

А вот резолюция Совета Безопасности ООН относительно Косово до сих пор остается неоднозначной. Она была принята в 1999 году и обязала стороны ликвидировать боевые действия и вернуть мирную ситуацию в страну. Причем в этом документе указаны положения, которые отвечают за суверенитет и территориальную целостность Югославии. Большинство участников голосования были против раздела страны и утверждали информацию о незаконном провозглашении независимости Косово.

Еще одна из сомнительных резолюций была принята совсем недавно, в 2014 году. Она гласила о территориальной целостности Украины. ООН подтверждали незаконное присоединение Крыма к России, а референдум, по их мнению, не является легитимным.

Стоит понимать, что работа данной организации имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Но несмотря на недопонимания со стороны общества, все-таки Совет добросовестно отвечает за международную безопасность и заботится о мирном разрешении конфликтов.

Среди влиятельнейших организаций мира всегда упоминают ООН. Знание принципов ее работы важно для любого человека, который желает быть в курсе мировых политических, социальных и экономических событий. Какова история данного учреждения и кто входит в число участников?

Данный документ является воплощением демократических идеалов человечества. В нем сформулированы права человека, утверждены достоинство и ценность каждой жизни, равноправие женщин и мужчин, равенство разных народов. Согласно Уставу, цель ООН заключается в поддержании мира во всем мире и улаживании всяческих конфликтов и споров. Каждый член организации считается равным другим и обязан добросовестно выполнять все принятые обязательства. Ни одна страна не имеет права угрожать другим или применять силу. ООН имеет право вмешательства в военные действия внутри любого государства. Также Устав подчеркивает открытость организации. Стать ее членом может любая мирная страна.

Принцип работы ООН

Данная организация не представляет собой правительство какой-либо страны и не может издавать законы. В число ее полномочий входит предоставление средств, которые помогают устранению международных конфликтов, а также разработка политических вопросов. Каждая страна, являющаяся участником организации, может выразить свое мнение. Основными считают Генеральную Ассамблею, по Опеке, Экономический и Социальный, и, наконец, Секретариат. Все они находятся в Нью-Йорке. по правам человека расположен в Европе, а точнее, в голландском городе Гаага.

В свете постоянных военных конфликтов и неослабевающего напряжения между некоторыми странами, данный орган приобретает особую важность. Совет Безопасности ООН включает пятнадцать стран. Стоит отметить, что десять из них периодически избираются согласно определенной процедуре. Только пять стран постоянно входят в Совет Безопасности ООН: Россия, Великобритания, Китай, США и Франция. Чтобы организация приняла какое-то решение, нужно, чтобы за него подали голоса не менее девяти членов. Чаще всего результатом собраний становятся резолюции. За время существования Совета их принято более 1300.

Как функционирует этот орган?

За время своего существования Совет Безопасности ООН обзавелся определенным количеством методов и форм воздействия на ситуацию в мире. Орган может выразить государству осуждение, если действия страны не соответствуют Уставу. В недавнем прошлом члены Совета Безопасности ООН были крайне неудовлетворены политикой ЮАР. За проведение в стране апартеида государство было неоднократно осуждено. Другой ситуацией в Африке, в которую вмешивалась организация, стали военные действия Претории против других стран. На этот счет в ООН были созданы многочисленные резолюции. Чаще всего обращение к государству предполагает прекращение военных действий, требование о выводе войск. На данный момент больше всего беспокоит Совет Безопасности ООН Украина. Все возможности организации направлены на урегулирование конфликтной ситуации и примирение сторон. Такие же функции уже применялись во время разрешения и в период военных действий в странах бывшей Югославии.

Исторический экскурс

В 1948 Совет Безопасности ООН разработал такой метод урегулирования, как использование групп наблюдателей и военных миссий наблюдения. Они должны были контролировать, как государство, на которое были направлены резолюции, соблюдает требования о прекращении военных действий и перемирии. Вплоть до 1973 таких наблюдателей отправляли только постоянные члены Совета Безопасности ООН из числа западных стран. После этого года в состав миссии стали входить и советские офицеры. Впервые они были направлены в Палестину. Многие наблюдательные органы до сих пор контролируют ситуацию на Ближнем Востоке. Кроме того, постоянные члены Совета Безопасности ООН формируют миссии, которые осуществляют свою деятельность в Ливане, Индии, Пакистане, Уганде, Руанде, Сальвадоре, Таджикистане и других странах.

Сотрудничество с другими организациями

Деятельность Совета постоянно сопровождается коллективной работой с региональными органами. Сотрудничество может носить самый разнообразный характер, включая регулярные консультации, дипломатическую поддержку, миротворческую деятельность, наблюдательные миссии. Заседание Совета Безопасности ООН может проходить совместно с ОБСЕ, как это происходило во время конфликтов в Албании. Организация также объединяется с экологическими группами для регулирования ситуации на западе африканского континента. Во время вооруженного конфликта Грузии ООН объединилась с миротворческими силами СНГ.
В Гаити Совет сотрудничал с ОАГ в рамках международной гражданской миссии.

Система урегулирования мировых конфликтов постоянно совершенствуется и модернизируется. Недавно был разработан способ контроля над ядерной и экологической угрозами, предупреждения об очагах напряженности, массовых эмиграциях, стихийных бедствиях, голоде и эпидемиях. Информация по каждому из перечисленных направлений постоянно анализируется специалистами в данных областях, которые определяют, насколько велика опасность. Если ее масштаб действительно вызывает тревогу, о ситуации будет уведомлен председатель Совета Безопасности ООН. После этого будут приняты решения о возможных действиях и мерах. При необходимости будут задействованы и другие органы ООН. В приоритете организации - превентивная дипломатия. Все инструменты политического, правового и дипломатического характера направлены на предупреждение разногласий. Совет Безопасности активно способствует примирению сторон, установлению мира и прочим превентивным действиям. Чаще всего используется такой инструмент, как операция по поддержанию мира. Подобных мероприятий за время существования ООН было проведено более пятидесяти. Под ОПМ понимается совокупность действий беспристрастных военных, полицейских и гражданского персонала, направленных на стабилизацию обстановки.

Контроль за введением санкций

Совет Безопасности включает в себя несколько вспомогательных органов. Они существуют для контроля за санкциями ООН. Такими органами можно назвать Совет управляющих Компенсационной комиссии, Специальную комиссию по ситуации между Ираком и Кувейтом, Комитеты в Югославии, Ливии, Сомали, Анголе, Руанде, Гаити, Либерии, Сьерра-Льоне и Судане. Например, в Южной Родезии тщательный контроль над экономической ситуацией привел к устранению расистского правительства и возвращению гражданам Зимбабве независимости. В 1980 страна стала членом ООН. Действенность контроля проявлялась и в Южной Африке, Анголе и Гаити. Тем не менее стоит отметить, что в некоторых случаях санкции имели и ряд негативных последствий. Для соседних государств принятые ООН меры оборачивались материальным и финансовым ущербом. Впрочем, без вмешательства ситуации привели бы к гораздо более тяжелыми последствиями для всего мира, поэтому некоторые издержки вполне оправдывают себя.

Несмотря на то что иногда последствия могут быть достаточно спорными, данный орган ООН должен функционировать без перерыва. Это решено Уставом. Согласно ему, организация обязана максимально быстро и эффективно принимать решения. Каждый член Совета Безопасности должен постоянно находиться на связи с ООН для немедленного выполнения своих функций в экстренной ситуации. Промежуток между заседаниями органа не должен быть больше двух недель. Иногда это правило не соблюдается на практике. По средним подсчетам, Совет Безопасности собирается для официальных заседений около семидесяти семи раз в течение года.

  • 6.Значение международного обычая.
  • 7. Согласование воль государств как основа создания норм международного права.
  • 8. Понятие и виды субъектов международного права.
  • 9. Первичные и производные субъекты международного права
  • 10. Нации и народы,борющиеся за самоопределение, как субъекты международного права
  • 13. Основные объекты правопреемства в международном праве.
  • 14.Правопреемство государств в отношении территории, населения и границ.
  • 15. Основные принципы международного права: происхождение, понятие и особенности
  • 16. Принцип суверенного равенства государств.
  • 24.Принцип равноправия и самоопределения народов.
  • 25Принцип добросовестного выполнения международных обязательств.
  • 26.Международный договор: понятие, формы и виды.
  • 27. Стороны международных договоров.
  • 28. Действие международных договоров: вступление в силу, прекращение и приостановление договоров.
  • 29.Универсальные, региональные и двусторонние международные договоры.
  • 30Международные организации: понятие, признаки и классификация.. Понятие, классификация, правовая природа иструктура международных организаций
  • 31.Юридическая природа международных организаций и особенности создаваемых ими норм.
  • 32.Оон: история создания, принципы и главные органы.
  • 33.Совет Безопасности оон: функции и принципы деятельности.
  • 35.Функции специализированных учреждений оон.
  • 36.Региональные международные организации: правовой статус и функции.
  • 38.Понятие и функции дипломатических представительств.
  • 39.Привилегии и иммунитеты дипломатических представительств.
  • 40.Личные дипломатические привилегии и иммунитеты.
  • 41.Понятие и функции консульских представительств.
  • 42.Консульские привилегии и иммунитеты.
  • 43.Правовое положение населения в международном праве.
  • 44.Международно-правовые вопросы гражданства. Правовой статус апатридов и бипатридов.
  • 45.Правовой режим иностранных граждан и его особенности.
  • 46.Международно-правовые основы консульской защиты.
  • 47.Понятие и классификация международных конференций.
  • 48. Правовое значение документов международных конференций.
  • 61. Основания международно-правовой ответственности государств и классификация международных правонарушений.
  • 62. Формы международно-правовой ответственности государств.
  • 63. Ответственность физических лиц за преступления против мира, человечности и военные преступления.
  • 64. Формы сотрудничества государств в борьбе с преступлениями международного характера.
  • 65. Понятие и состав государственной территории.
  • 66. Государственных границы и способы их установления. Делимитация и демаркация государственных границ.
  • 33.Совет Безопасности оон: функции и принципы деятельности.

    постоянно действующий орган Организации Объединённых Наций, на который, в соответствии со статьей 24 Устава ООН, возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Относится к числу шести «главных органов» ООН.

    Согласно Уставу, Совет Безопасности обладает следующими функциями и полномочиями:

    поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с принципами и целями Организации Объединенных Наций;

    В состав Совета входят 15 государств-членов - 5 постоянных и 10 непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на двухлетний срок по 5 каждый год. Соответствующие поправки в Устав ООН были внесены 17 декабря 1963 года резолюцией ГА ООН 1991 (XVIII) (до этого в Совет входило лишь 6 непостоянных членов). Согласно указанной резолюции, 10 непостоянных членов Совета Безопасности избираются по географическому принципу, а именно:

    пять - от государств Африки и Азии;

    один - от государств Восточной Европы;

    два - от государств Латинской Америки;

    два - от государств Западной Европы и других государств .

    Председатели Совета сменяются ежемесячно согласно списку его государств-членов, расположенных в порядке латинского алфавита.

    Функции и полномочия:

    расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям;

    вырабатывать планы в отношении определения существования угрозы миру или акта агрессии и выносить рекомендации в отношении необходимых мер;

    призывать членов Организации к осуществлению экономических санкций и других мер, не связанных с применением силы, для предупреждения или прекращения агрессии;

    предпринимать военные действия против агрессора;

    осуществлять в «стратегических районах» функции Организации Объединенных Наций по опеке;

    34. Устав оон как универсальный источник международного права.

    Устав ООН - международный договор, учреждающий международную организацию ООН; подписан 26 июня 1945 года в Сан-Франциско на заключительном заседании Конференции Объединенных Наций по созданию Международной Организации пятьюдесятью государствами и вступил в силу 24 октября 1945 года, после того, как был ратифицирован постоянными членами Совета Безопасности ООН.

    Все страны, подписавшие Устав, обязаны соблюдать его статьи; кроме того, их обязательства по Уставу ООН превалируют над всеми другими обязательствами, вытекающими из других международных договоров. Устав был ратифицирован большинством стран мира; единственное исключение среди общепризнанных стран составляет Святой престол, который предпочёл сохранить за собой статус постоянного наблюдателя, в связи с чем не является стороной, которая подписала документ в полном объеме.

    Устав Организации Объединенных Наций состоит из преамбулы и 19 глав, охватывающих 111 статей. Неотъемлемой Частью Устава ООН считается Статут Международного Суда.

    В преамбуле и гл. I провозглашаются цели и принципы Организации Объединенных Наций. Глава II регламентирует вопросы членства в Организации. Последующие главы определяют структуру, компетенцию и порядок функционирования главных органов ООН (так, в гл. IV-VII говорится о правовом положении и деятельности Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности, в гл. XV - о Секретариате ООН). В Уставе имеются также главы, посвященные региональным соглашениям, международному экономическому и социальному сотрудничеству, несамоуправляющимся территориям и системе опеки.

    Предусмотрена возможность изменения Устава. Следует отметить, что различаются поправки к Уставу (ст. 108) и пересмотр Устава (ст. 109). Поправки, т. е. изменения отдельных положений Устава, имеющие частный характер, принимаются Генеральной Ассамблеей ООН двумя третями голосов членов и вступают в силу для всех членов Организации после их ратификации двумя третями членов Организации, включая всех постоянных членов Совета Безопасности. Следовательно, без согласия любого из постоянных членов Совета Безопасности (СССР, США, Великобритания, Франция, КНР) никакая поправка к Уставу не приобретает юридической силы. Вместе с тем вступившие в силу поправки обязательны и для тех государств, которые либо не голосовали за ту или иную поправку, либо, проголосовав за поправку, еще не ратифицировали соответствующий документ. Генеральная Ассамблея принимала поправки к отдельным статьям Устава на XVIII, XX и XXVI сессиях в 1963, 1965 и 1971 гг. Все эти поправки связаны с расширением состава двух органов ООН: Совета Безопасности и Экономического и Социального Совета (ст. 23, 27, 61 и 109, причем ст. 61 изменялась дважды).

    Для пересмотра Устава требуется созыв Генеральной конференции членов Организации, что допускается только по решению или при согласии двух третей членов Генеральной Ассамблеи и девяти (из пятнадцати) членов Совета Безопасности. Решение об изменении Устава, принятое Генеральной конференцией (двумя третями участников), вступает в силу только при условии его ратификации двумя третями членов Организации, включая всех постоянных членов Совета Безопасности. Таким образом, и в данном случае изменение Устава обусловлено согласием всех пяти постоянных членов Совета Безопасности.

    Стабильность Устава как основополагающего документа ООН ни в коей мере не означает неизменности правового положения и функций Организации. Напротив, по мере прогрессивного развития международных отношений и международного права, усиления универсального характера ООН и демократических тенденций в ее деятельности происходит постоянное обогащение ее структуры, компетенции и форм функционирования ее органов. Но такое обогащение базируется на нормах Устава, на неукоснительном соблюдении его целей и принципов.