Исследовательская работа по географии ветры приносящие беду. Проектная работа на тему: « Самодельный анемометр. удается не всегда

Введение

Тема погоды актуальна, потому что, люди всегда и каждодневно интересовались и интересуются погодой. Особенно интересует погода людей живущих в сельской местности, так как результаты их хозяйственная деятельности сильно зависят от погоды. Сильно влияет такой элемент погоды как осадки. Поэтому мы выбрали эту тему для исследования.

Объектом исследования является погода в деревне Лужбеляк.

Предметом : направление ветра, осадки.

Цель данной работы: в ыявить при каком направлении ветра выпадают осадки в нашей местности.

Выдвинули гипотезу:Так как наша местность находится на Русской равнине, где преобладает Западный перенос воздушных масс и на западе находится Атлантический океан, над которым формируются морские воздушные массы, то осадки к нам в основном приходят с запада.

Также мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Изучить литературу по выбранной теме.

2.Вести календарь погоды, включающий в себя следующие графы: направление ветра, осадки.

3.Проанализировать полученные данные и дать рекомендации.

В работе применяются следующие методы исследования: наблюдение, анализ, сравнение.

Для написания работы были использованы книги: География Республики Марий Эл,

Советский энциклопедический словарь и ресурсы интернета.

2. Исследование направления ветра и осадков в нашей местностид.Лужбеляк

Чтобы провести это исследование, мы вели наблюдение за направлением ветра и осадками с января2011 по декабрь 2012 года. Направление ветра определяли в основном с помощью флюгера, который есть у нашей школы и по местным признакам по наклону деревьев и направлению дыма. Обработали данные своих наблюдений за каждый месяц в отдельности и за год. Сделали таблицу и график розы ветров. В таблице и розе ветров мы показали количество дней с направлениями ветра и количество дней с осадками при данном направлении за два года 2011 и 2012.

Роза ветров за январь 2011

Январь 2012

В январе в 2011и 2012 года преобладали дни с осадками при южном ветре.

Рис.2 Роза ветров за февраль 2011

Февраль 2012

В феврале 2011 года осадки были только при северо- западном и южном, в 2012 всех больше дней с осадками было при юго–восточном.

Рис.3 Роза ветров за март 2011

Март 2012

В марте 2011 при юго–западном, в 2012 при северо –западном.

Рис.4 Роза ветров за апрель 2011

Апрель 2012

В апреле и в 2011и в 2012 осадки преобладали при юго-западном направлении

Рис.5 Роза ветров за май 2011

Май 2012

В мае 2011 преобладали дни с осадками при северном и северо-западном направлении, 2012 при северо – западном.

Рис.6 Роза ветров за июнь 2011

Июнь 2012

В июне 2011 осадки преобладали при северо–западном, в 2012 при юго-западном.

Рис.8 Роза ветров за июль 2011

Июль 2012

В июле преобладали осадки в 2011 пи юго–западном, в 2012 при западном направлении

Рис.8 Роза ветров за август 2011

Август 2012

В августе при северо-западном

Рис. 9 Роза ветров за сентябрь 2011

Сентябрь 2012

В сентябре преобладали дни с осадками в 2011 при юго-западном, в 2012 при северо-западном

Рис. 10 Роза ветров за октябрь 2011

Октябрь 2012

В октябреи в 2011 и в 2012 преобладали дни с осадками при юго-западном

направлении

Рис. 11 Роза ветров за ноябрь 2011



Ноябрь 2012

В ноябре в 2011 при южном и юго–западном, в 2012 при юго-западном

Рис. 12 роза ветров за декабрь2011

Декабрь 2012

В декабре 2011 всех больше дней с осадками было при южном, в 2012 при юго-западном направлении ветра

Таблица 13

Направление ветра и осадки за 2011год

Направление

ветра

С-В

Ю-В

Ю-З

С-З

Количество дней с осадками

Рис. 13 Роза ветров за 2011 год

Из таблицы и розы ветров за 2011год видно всех больше дней с осадками было при юго-западном ветре (57 дней), второе место по количеству дней с осадками занимает южный ветер (48дней) и третье место северо-западный (35 дней). Но если сравнить в процентах, то, первое место по количеству дней с осадками занимает западный ветер 87%. А именно западных ветров за год было всего 16 дней, а с осадками из них 14 дней. Только два дня без осадков. Всех меньше дней с осадками при восточном направлении, всего один день.

Направление ветра и осадки за 2012 год

Направление

ветра

С-В

Ю-В

Ю-З

С-З

Количество дней с таким направление

103

Количество дней с осадками

Количество дней с осадками в процентах(%)

Рис. 26 Роза ветров за 2012 год

Из сводной таблицы 26 и розы ветров рис.26 за 2012 год видно, что всех больше дней с осадками при юго-западном ветре (55 дней), второе место по количеству дней с осадками занимает северо-западный ветер (38 дней) и третье место южный (32 дня). Но если сравнить в процентах, то, первое место по количеству дней с осадками занимает снова западный ветер 86%. А именно ветров с западным направлением за год было всего 15 дней, а с осадками из них 13 дней. Только два дня без осадков, как и в 2011году. С одной стороны дней с западными ветрами мало, с другой стороны он в основном с осадками. Всех меньше дней с осадками, как и в 2011 году, при восточном направлении всего три дня.

2.3. Анализ направления ветра и осадков за 2 года (2011-2012)

Таблица 27

Направление ветра и осадки за два года

Направление

ветра

С-В

Ю-В

Ю-З

С-З

Количество дней с таким направлением

Количество дней с осадками

Количество дней с осадками в процентах(%)

Из таблицы 27 видно, что всех больше дней с осадками за два года при юго-западном ветре-112 дней, второе место занимает южное направление 80 дней и третье северо-западное 73 дня. Всех меньше дней с осадками за два года при восточном направлении 11 дней. Таким образом, можно сделать вывод, что в основном осадки идут к нам с запада та как преобладают дни с осадками при юго-западном, южном и северо-западном направлениях.

Заключение

Изучив и проанализировав литературу по теме исследования, можно сделать следующий вывод: мы живем в умеренном поясе, поэтому у нас господствуют умеренные воздушные массы. Так как преобладает западный перенос воздушных масс, а на западе находится Атлантический океан и его теплое течение Гольфстрим это позволяет сделать вывод, что осадки к нам приносят морские умеренные воздушные массы с запада

Таким образом, гипотеза подтверждается. Осадки в нашу местность в основном приходят с запада.

Материал данной работы может быть использован в школе на уроках географии в 6,8 классах и в практической жизни людей нашей местности.

Наталья Панькова
«Ветер, ветер, ты могуч!» Детский исследовательский проект

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования город Нягань

«Центр развития ребенка - детский сад № 4 «Веснянка»

Ветер , ветер , ты могуч !

Исследовательский проект

Участники :

Б. Юлия Владимировна

З. Таисия Александровна

(старшая группа №7)

Руководитель :

Панькова Наталья Александровна

(воспитатель)

г. Нягань

1. Введение …3

2. Основная часть

2.1. Из истории ветряных мельниц …. 4

2.2. Влияние ветра на жизнь человека…. 6

«Ветер » …. 9

3. Заключение…. 10

4. Список литературы…. …11

5. Приложение …. 12

1. Введение

На прогулке воспитатель рассказал нам о ветре и показал ветряную мельницу, которая находится на территории нашего детского сада . Подойдя к ней поближе, мы рассмотрели ее. Она показалась нам сказочной. Мы спросили у Натальи Александровны : «Для чего же ветряная мельница нужна людям?» Оказывается, она используется человеком с давних времен для перемалывания зерен пшеницы в муку. (2слайд)

Позже мы познакомились со сказкой Г. Х. Андерсена «Ветряная мельница» и из энциклопедии узнали, что для работы таких мельниц нужен ветер . Нам стало очень интересно и захотелось еще больше узнать о ветре.

Цель исследования : влияние ветра на жизнь человека.

Задачи исследования :

Собрать информацию, откуда появляется ветер ;

Узнать, как ветер влияет на жизнь человека;

Разработать памятку .

Методы исследования :

Наблюдение в природе.

Чтение литературы познавательного характера.

Опытно-экспериментальная деятельность.

Рассматривание иллюстраций.

2. Основная часть (3слайд)

2.1. Из истории ветряных мельниц

Из истории мы узнали, что человек использует все, что ему дает природа, в том числе и ветер . Делает он это с давних времен, оттуда и идут первые упоминания о мельницах, использующих силу ветра. Следы таких мельниц были обнаружены в Египте и Китае. Ветряные мельницы имели широкое распространение в средней полосе и на Севере России. Крупные села были окружены кольцом в 20-30 мельниц, стоявших на высоких, открытых ветрам местах. Русскими плотниками было создано много разнообразных и интересных вариантов мельниц. Ветряные мельницы использовались, чтобы молоть зерно на муку, крупу.

Из познавательной литературы мы узнали, что ветер – это движение воздуха. Нам стало интересно, как возникает ветер . Чтобы ответить на этот вопрос, мы провели следующие опыты.

Над батареями прикрепили тонкие полоски бумаги и открыли форточку. Теплый воздух от батареи устремился вверх, а холодный воздух из форточки стал опускаться вниз, и полоски бумаги стали двигаться.

Мы предположили – это и есть ветер !

В комнате теплый воздух. Он может летать, путешествовать и подниматься вверх. А с улицы к нам вползает холодный воздух. Он тяжелый, неповоротливый, поэтому остается у земли и проникает в помещение снизу. Получается, что один воздух – теплый, движется вверх, а навстречу ему, снизу, ползет другой – холодный. Там где двигаются и встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер .

Для того, чтобы увидеть, как теплый воздух поднимается вверх, мы провели другой опыт.

Из листа бумаги вырезали змейку.

Зажгли свечу и над ней стали держать нашу змейку.

Мы увидели, как наша змейка стала крутиться и подниматься вверх.

Вывод : встреча теплого и холодного воздуха приводит к появлению ветра.

2.2. Влияние ветра на жизнь человека

Нам стало интересно понять : ветер – друг и или враг ? Представить жизнь без ветра трудно, но когда он очень сильный, может доставить человеку какие-то неудобства.

Мы решили узнать и проверить, что такое сила ветра, и каким образом она влияет на высоту морских волн. Для этого мы создали в группе искусственное море и запустили в нем кораблики.

Мы сначала исполнили роль «ветерка » . Подули на воду не сильно, как слабый легкий ветерок , волна была маленькой, наши корабли плавали по волнам.

Затем исполнили роль «ветрища» . Для этого набрали много воздуха в легкие и выдули его с силой на воду. Волна стала большой, и корабли потерпели кораблекрушение.

Вывод : чем сильнее ветер на море , тем опаснее плавание.

Мы узнали, что ветер может как помогать , так и мешать всему живому на Земле.

Ветер – помощник :

- ветер разносит семена растений;

- ветер люди используют для получения электрической энергии. Они изобрели такие установки – ветряки;

С ветром можно играть

(запускать воздушных змеев, играть с вертушками) .

Ветер – разрушитель (вредитель) :

Разрушает дома, переворачивает автомобили, вырывает с корнем деревья;

Распространяет природные пожары, переносит горящие материалы по направлению ветра;

Переносит насекомых, из привычных мест обитания (т. к. они часто неспособны бороться с ветром) .

Вывод : ветер может быть помощником людей животных, растений, и в то же время сильные ветра, ураганы, могут стать причиной стихийных бедствий.

2.3. Логические задачи по теме «Ветер »

Мы научились решать логические задачи по теме «Ветер » . Вот некоторые из них :

Мальчик оделся, чтобы пойти в детский сад . Мама подошла к закрытому окну, посмотрела на улицу и сказала : «Какой сильный ветер ! Одевайся теплее» . Как мама узнала, что на улице сильный ветер , ведь окно было закрыто?

(варианты ответов) :

Мама увидела, что за окном сильно раскачиваются деревья;

Мама заметила, что на улице вьюга, метель.

Мальчик проснулся утром и увидел в окне ясное голубое небо и солнышко. Он подбежал к окну и воскликнул : «Ой, какой сильный ветер был ночью . Откуда он узнал, что ночью был ветер , ведь ночью он крепко спал?

Он увидел заметенные дорожки, поломанные ветки деревьев.

3. Заключение

Мы сделали вывод :

- ветер возникает в результате движения воздуха, и человек использует его в своих интересах с давних времен и до настоящего времени;

- ветер невидим , но ощутим по дуновению, движению предметов (качаются деревья, летят листья, бумага и т. п.) ;

- ветер способствует опылению растений, распространению семян, движению парусных яхт;

- ветер помогает человеку переносить сильную жару (подул ветерок – стало легче дышать) ;

Для детей можно организовать очень интересные игры с ветром;

Очень сильное движение воздуха опасно : приносит бури, ураганы, что наносит вред человеку.

4. Список использованной литературы

1. Андерсен. Г. Х Сказка «Бременские музыканты» . - М.: «Просвещение» , 1994. – 30 с.

2. Короткова Н. А. Пособие для воспитателей детского сада «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. – М.: «Просвещение» 2002. – 52 с.

3. Нищева Н. В. Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс » , 2009. – 118 с.

4. Энциклопедия для детей [Т. 16]. Физика. Ч. 3. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007. – 100с

5. Приложение

Памятка «Правила поведения при урагане и буре на улице»

2. Спрячьтесь под мостом, в подвале, погребе. Глаза рот и нос защитите от песка и земли.

3. Нельзя залезать на крышу и прятаться на чердаке.

4. Если вы едете на машине по равнине, остановитесь, но не покидайте автомобиль. Плотнее закройте его двери и окна.

5. Если вы в городском транспорте, немедленно покиньте его и ищите убежище

6. Когда ветер стих , не выходите сразу из укрытия, так как через несколько минут шквал может повториться.

7. Сохраняйте спокойствие и не паникуйте, помогайте пострадавшим.

Задворных Герман

Руководитель проекта:

Некрасова Ирина Юрьевна

Учреждение:

МБОУ "Городская гимназия города Димитровграда Ульяновской области"

В представленной исследовательской работе по начальной школе на тему "Измерение скорости ветра" автор изготавливает прибор для измерения скорости ветра, проводит наблюдения за прогнозом погоды и результатами измерений, измеряет скорость ветра и сравнивает результаты с прогнозом погоды.

Учащийся начальной школы в ходе исследовательской работы и проекта по окружающему миру на тему "Измерение скорости ветра" проводит расчеты и строит график определения скорости ветра.


В данном исследовательском проекте и работе по окружающему миру "Измерение скорости ветра" учащийся начальных классов школы планирует ответить на два вопроса:

1. Можно ли самостоятельно измерить скорость ветра?
2. Совпадут ли наши значения с прогнозом погоды?

Работу разделили на три этапа:

1. Изготовление прибора для измерения скорости ветра.

2. Наблюдения за прогнозом погоды и результатами измерений.

3. Измерение скорости ветра и сравнение результатов с прогнозом погоды.

Этап 1

Во многих странах для получения электроэнергии широко используют ветрогенераторы.
Мы решили самостоятельно изготовить такое устройство для нашего прибора.

Для этого мы взяли электродвигатель от сломанной игрушки, закрепили на кронштейне и присоединили два провода.



В качестве пропеллера использовали вентилятор от старой микроволновки.

К проводам электродвигателя присоединили вольтметр.

Получился вот такой прибор:



Закрепили его на раме и получили следующие результаты.

Этап 2

Результаты наблюдений:

Дата Показания прибора, mV Скорость ветра по прогнозу погоды, м/с
01.10.15 15 4
02.10.15 20 5
03.10.15 88 11
04.10.15 47 8
05.10.15 37 7
06.10.15 9 2
07.10.15 29 6

По полученным результатам построили график



Этап 3

Проверка наших измерений

В течение следующих пяти дней мы измеряли скорость ветра и сравнивали ее с прогнозом погоды.

Результат исследовательской работы:

1. Самостоятельно измерить скорость ветра можно.
2. Наши результаты почти совпали с прогнозом погоды.

Работу выполнил: Халюков Богдан Александрович

«Ветер- волшебник»

Научный руководитель: Капустян Марина Викторовна,

учитель начальных классов Россия, г. Владикавказ, МБОУ СОШ №22,1Б класс

Введение………………………………………………………………………………………

1.Определение ветра

1.1.Что такое ветер?……………………………………………………………………

1.2.Виды ветров……………………………………………………………………….

1.3.Определение сторон света………………………………………………………..

1.4.Значение ветра…………………………………………………………………….

1.5.Образ ветра в творчестве народов мира…………………………………………

2.Исследовательская часть

2.1.Эксперимент 1……………………………………………………………………..

2.2.Эксперимент 2……………………………………………………………………..

2.3.Эксперимент 3……………………………………………………………………..

Заключение…………………………………………………………………………………….

Список литературы……………………………………………………………………………

Приложение 1……………………………………………………………………………………

Приложение 2……………………………………………………………………………………

ТЕЗИС

Тема исследования: «Ветер- волшебник».

Руководитель: Капустян Марина Викторовна, учитель начальных классов МОУ «Владикавказская средняя общеобразовательная школа №22».

Цель работы: выяснить, зачем нам нужен ветер.

Узнать, как и почему появляется ветер;

Научиться связывать научные представления с реальной жизнью;

Научиться определять направление и силу ветра.

Гипотеза: думаю, что ветер можно подчинить человеку.

Объект исследования: ветер.

Предмет исследования: скорость и направление ветра.

Методы исследования:

    Беседа с учительницей, с родителями.

    Наблюдение за ветром в природе.

    Изучение литературы о ветре.

    Выполнение творческих работ.

    Интернет-ресурсы.

Актуальность:

Ветер увидеть невозможно, но нельзя не заметить: колышутся кроны деревьев, сильный ветер бьёт в лицо, а ветер ураганный способен вызывать природные катастрофы.

Ветры в зависимости от своей силы и скорости способны изменять всё вокруг. Где кроются причины их возникновения?

Я считаю, что выбранная мною тема актуальна. Меня давно интересовал вопрос о том, почему дует ветер, как он образуется, для чего он нужен и можно ли его приручить. В своей работе я попытаюсь ответить на все эти вопросы.

Введение.

С давних времён люди видели в ветрах присутствие живых сил Вселенной и космоса, влияние богов. Кроме того, в восточных учениях ветер является символом духа, его силы и живым дыханием Вселенной, поддерживающим и объединяющим всё живое. Ветер-олицетворение бестелесного, неосязаемого, неуловимого, переменчивого. Он ассоциируется с нитью, верёвкой и т.д. Ветры-посланцы богов, указывают на присутствие божества. В сочетании с огнём ветер символизирует богов гор и вулканов.

Иногда мы выходим на улицу, чтобы насладиться спокойной и ясной погодой. Однако, не успели мы пройти и несколько шагов, как вдруг поднимается ветер. Хотя мы и не видим его, зато прекрасно чувствуем на руках и лице, не имея ни малейшего представления, откуда он взялся. Давайте разбираться.

1.Определение ветра.

1.1.Что такое ветер?

Хоть безрукий, но бывает,

Сосны с корнем вырывает.

Так порою, он сердит.

Только что он был везде-

Миг - и нет его нигде.

Вы когда-нибудь смотрели на облака так, как смотрел на них я? Облака очень красивые. А ещё они разные. Если долго наблюдать за ними, то можно увидеть разных животных, и домик, и машину (см. рис. 1). Ещё я обнаружил, что они могут плыть то в одну сторону, то в другую. Почему же так происходит? Этот вопрос я задал своему дедушке. Он мне объяснил, что виной всему ветер: облака лёгкие и ветер гонит их за собой, в своём направлении. Я подумал и пришёл к выводу, что ветер- это движущийся воздух. Но почему он движется, что движет его? У меня накопилось много вопросов, и я решил заняться поиском ответов на них.

Для начала я провёл простейший опыт: я взял лист бумаги, сделал из него веер, и помахал им на себя (см. фото 1). Я ощутил прохладу, ветерок. Значит, я заставил воздух двигаться.

Поразмыслив, я понял, что воздух сам по себе не двигается. Под действием чего же это происходит? Для этого я провёл ещё один опыт: когда я встал на пол, мои ноги почувствовали холодный воздух (см. фото 2). Но когда я встал на кровать и вытянул руки вверх, то оказалось, что там воздух гораздо теплее (см. фото 3).

Вывод: таким образом, ветер предварительно образуется из двух слоёв воздуха, и только потом начинает дуть.

Я приоткрыл входную дверь и опустил на порог зажжённую свечу. Пламя свечи отклонилось внутрь комнаты, так как из коридора движется холодный воздух (см. фото 4). Затем свечу медленно поднял вверх. Пламя отклонилось в сторону коридора, так как из комнаты выходит тёплый воздух (см. фото 5).

Вывод: тёплый воздух поднимается вверх, он лёгкий, а тяжёлый холодный воздух устремляется на его место.

Солнце греет землю, и от земли нагревается воздух. Но вода, растения, дома и почва неодинаково нагреваются, а значит, и воздух над ними разной температуры. Над речкой он более холодный, чем над асфальтом или каменными домами.

Над широкими тёплыми морями, над снежными полями, над лесами и жаркими пустынями всё время движется воздух. Вокруг всей Земли воздух кружится. То сильнее, то слабее дует ветер.

Вывод: ветер- это движущийся воздух.

1.2.Виды ветров.

Ветер бывает разным. Он способен двигать предметы, а лёгкие даже поднимать и переносить на некоторое расстояние, раздувать паруса, гнуть и ломать деревья и многое другое.

По полю рыщет,

Поёт да свищет,

Деревья ломает,

К земле приклоняет.

Когда я был на море, меня беспокоил вопрос: почему днём от воды веет прохладой, а вечером, когда начинает дуть лёгкий свежий ветерок, вода в море остаётся тёплой?

По этому поводу я обратился к папе. Он пояснил мне, что это явление называется бризом (см. рис.2).

Бризы бывают дневные и ночные. Днем, когда светит солнце, суша нагревается быстрее, а водоём медленнее. Тёплый воздух, который образуется над сушей, поднимается вверх. Создаётся область низкого давления. Над поверхностью воды воздух тяжелее и холоднее. Именно поэтому летом со стороны воды веет прохладой. Здесь область высокого давления, Холодный воздух со стороны моря устремляется на сушу: из области высокого давления в область низкого давления. Образуется ветер, который называется дневным бризом.

Ночью наоборот. Суша остывает быстрее, чем водоём. Холодный воздух уплотняется и образует область высокого давления. Нагретая за день поверхность воды остывает медленнее. Здесь образуется область низкого давления. Воздух будет перемещаться из области высокого давления в область низкого давления, т. е. с суши на воду. Возникает ночной бриз.

Бриз считается тихим ветром. К ним относят и муссон.

Муссон- это ветер, который меняет своё направление два раза в год по сезонам: летом дует с океана на сушу, а зимой- с суши на океан.

Что умеет делать ветер? Шуметь, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, свистеть, поднимать пыль и т. д.

Ветер может быть весёлым, лёгким - это бризы. Я провёл небольшой опыт: на столе я приготовил мисочки с водой. В каждой мисочке было «море»: красное (см. фото 6) и жёлтое (см. фото 7). Я дул на воду. Получались волны.

Вывод: чем сильнее дуть на воду, тем выше волны.

А может быть ветер сильным, разрушающим, злым - это ураган (см. рис.4), буря (см. рис.5), смерч (см. рис. 3). Такие ветры наносят колоссальный ущерб: с корнем вырывают деревья, разрушают дома, валят мачты электролиний, переворачивают машины. Не обходится и без человеческих жертв. Я попробовал устроить бурю у себя дома: в большой таз с водой я опустил парусные кораблики. Когда я дул на паруса, то кораблики плыли (см. фото 8). Я перестал дуть, и кораблики остановились на месте. Я решил проверить, что же будет, если подуть сильно? Мои кораблики потерпели крушение (см. фото 9).

Вывод: чем сильнее дует ветер, тем опаснее на море.

Это значит, что ветер – это движение воздуха, которое характеризуется скоростью. Для её определения мореходы применяют Бофортову шкалу, состоящую из 12 баллов, где нулевая отметка означает полный штиль, а 12 баллов – это ураган (см. рис.6).

1.3.Определение сторон света.

Самым быстрым и точным определением сторон света служит компас. На нём есть стрелочка, у которой один конец помечен красной или синей краской (см. рис.7). Также имеется шкала, на которой отмечены стороны света: север (N ), юг (S ), запад (W ), восток (O ). Нужно стать так, чтобы стрелка остановилась на N . Это будет север. Позади меня будет юг, слева – запад, справа – восток (см. фото 10).

Конечно, это легко сделать, когда в руках компас. Но если его нет? Как быть в этом случае?

С этим вопросом мне помог папа. Он мне рассказал несколько способов ориентирования на местности без компаса. Оказывается, природа сама всё предусмотрела!

Ориентиры – это то, что помогает нам не заблудиться. Например, в лесу с северной стороны на стволах деревьев растёт мох (см. рис. 9). Он не любит света и растёт там, где сыро и темно. Как раз с северной стороны солнышко редко заглядывает. А на противоположной стороне находится юг.

Такие подсказки помогают нам в лесу. Если же мы окажемся в поле или в море, то надо ориентироваться по звёздам.

Все звёзды объединяются в группы – созвездия. Одно из самых больших и красивых – Большая Медведица. Рядом с ней – Малая Медведица. В ней одна звёздочка очень яркая - это Полярная звезда, которая указывает направление на север (см. рис. 8). За спиной будет юг, по левую руку – запад, по правую – восток. Восток так назвали потому, что там солнце Восходит, а запад – потому, что солнце в этой стороне всегда Заходит.

Вывод: чтобы правильно определять направление ветра и хорошо ориентироваться на местности, необходимо знать стороны света и уметь определять их, даже в экстренных случаях.

1.4.Значение ветра.

В ходе исследования я много нового узнал о волшебнике- ветре, о его возникновении, узнал, что ветры бывают лёгкие и сильные, весёлые и злые, разрушительные. И у меня возник вопрос: чего больше приносит ветер человеку и окружающей среде - пользы или вреда? Друг он нам или враг? Мне было трудно самому разобраться в этом, поэтому я призвал на помощь своих родителей. Вот что у нас получилось:

Ветер помогает растениям опыляться распространять семена;

Ветер помогает деревьям осенью освободиться от старой листвы. Но может и навредить: погнуть или даже сломать растение;

Ветер переносит запахи и помогает хищникам охотиться;

Во время шторма на море рыба из опасных мест уходит глубже, на дно. Там мало кислорода. Если шторм продлится долго, то рыба может погибнуть;

Когда летит птица, ветер помогает ей, толкает вперёд. А может и мешать, если дует на встречу;

Жарким летом ветер охлаждает животных, у которых тёплый мех;

Ветер раскачивает деревья и может повредить гнёзда птиц;

Ветер переносит тёплый воздух из жарких стран в холодные и наоборот. От этого в жарких странах становится прохладнее, а в холодных - теплее;

Если бы не ветер, в сухие земли не приходили бы тучи и облака. Там не было бы дождей и снега, пересохли бы ручьи, реки, озёра;

Ветер постоянно уносит загрязнённый воздух и вместо него приносит чистый воздух лесов и полей;

Люди научились использовать ветер для получения электроэнергии. Они изобрели такие установки – ветряки (см. рис. 11);

Ветер вращает лопасти мельниц. Жернова крутятся, и зерно перемалывается в муку (см. рис. 12);

Когда не было двигателей, люди по морю плавали на парусных лодках. Ветер надувает парус, толкает его и корабль плывёт.

Вывод: ветер может быть и другом, и врагом человека. Это явление природы изучается, чтобы можно было использовать силу ветра для полезных дел и предупреждать людей о приближающейся опасности.

1.5.Образ ветра в творчестве народов мира.

Ветер занял особое место в произведениях великих русских поэтов и писателей. Мне очень нравится «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», которую написал А.С.Пушкин:

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч.

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме бога одного…

Люди в своём творчестве по- разному относились к этому явлению природы. Моряки и мельники очень любили и ждали ветер, так как их жизнь зависела от него. Ветер в засуху мог принести долгожданный дождь, а затем мог и погубить весь урожай. Ветер издревле ассоциируют с переменами, причём не всегда в лучшую сторону.

Бабушка мне сказала, что 18 апреля по народному календарю праздник – Федул - Ветреник (Ветродуй) и Федора - Ветреница. В старину так и говорили:

Пришёл Федул – тепляк подул.

Пришёл Федул – тёплый ветер подул, окна отворил, избу без дров натопил.

Вообще ветер в народном творчестве очень часто упоминается. Порой – с большим уважением. Так, китайская пословица советует: «Стой как гора, двигайся как ветер». Вьетнамцы с улыбкой говорят: «В зависимости от ветра и флаг вьётся». А русские в ответ: «Держи нос по ветру». (См. приложение).

Многие народы говорят: «Без ветра волн не бывает» или «Без ветра трава не колышется». Это говорит о том, что на всё происходящее имеются свои причины.

Моряки подбадривают друг друга: «Если тебе нипочём ветры в море, разве тебя испугаешь ветрами на земле?». К тому же «Большие паруса только сильный ветер может надуть». А греки убеждены, что именно в минуту отчаяния и начинает дуть попутный ветер.

Вывод: каким бы сильным и разрушительным не был ветер, люди всё равно воспевают его в своём творчестве, потому что он является одним из важнейших факторов в природе, без которого не было бы жизни на земле.

2.Исследовательская часть.

2.1.Эксперимент 1. «Весёлая медуза».

Для наблюдения за направлением и силой ветра я сделал самодельную «ловушку» для ветра в виде забавного морского обитателя.

1.Из цветного картона я сделал цилиндр (см. фото 11).

2.С помощью дырокола сделал по краю множество проколов на расстоянии 1см друг от друга (см. фото 12).

3.Продел в отверстия длинные ленты – «щупальцы», закрепил их прочными узлами (см. фото 13).

4.Присоединил к корпусу верёвочку, за которую подвесил «весёлую медузу» (см. фото 14).

Вывод: щупальцы медузы реагируют на малейшее дуновение ветра. Так я мог определять не только направление, но и силу ветра.

2.2.Эксперимент 2. «Вертушка».

Ещё одним приспособлением для наблюдения за ветром является вертушка.

1.Я взял лист цветной бумаги и вырезал из него квадрат размером 20 на 20 (см. фото 15). Прочертил две диагонали и нашёл центр квадрата. Отступил по 1см от центра по линиям в сторону каждого из углов, отметил.

2.Разрезал квадрат по четырём линиям до отметки.

3.Затем я булавкой проколол дырочку в центре и в левом углу каждой из получившихся частей.

4.Загнул каждую из получившихся частей левым углом к центру так, чтобы дырочка в углу детали совпала с дырочкой в центре.

5.Закрепил получившуюся вертушку гвоздиком и прикрепил к деревянной палочке (см. фото 16).

Вывод: вертушка очень хорошо реагирует на движение воздуха и является ещё одним средством для определения направления ветра.

2.3.Эксперимент 3. «Флюгер».

Для следующего эксперимента мне понадобился флюгер. Так как настоящего у меня не нашлось, то я решил сделать его своими руками.

1.С помощью ножниц я отрезал от пробковой рейки отрезок.

2.На тарелке из алюминиевой фольги карандашом нарисовал детали (стрелу и хвост), затем вырезал их (см. фото 17). Детали должны быть достаточно большими, чтобы чувствовать влияние ветра.

3.Ножницами сделал небольшие разрезы в обоих концах пробковой рейки. Нанёс немного клея в прорезь и приклеил к рейке треугольную деталь. То же самое сделал с хвостовой деталью флюгера (см. фото 18).

4.Затем взял длинную деревянную рейку и прикрепил к ней рейку из пробки. Пробковая рейка должна свободно вращаться (см. фото 19).

5.Для того чтобы легко определять точное направление ветра, я вырезал из цветного картона буквы N , S , E , W (север, юг, восток, запад). Каждой букве соответствует свой цвет (см. фото 20).

6.Отрезал четыре отрезка одинаковой длины от пробковой рейки. Приклеил по одной букве к каждому отрезку, а затем приклеил полученные указатели к деревянной рейке (см. фото 21).

7.С помощью компаса определил, где находится север. Поставил свой флюгер так, чтобы буква N указывала на север. Стрелка показывает направление ветра (см. фото 22).

После того, как флюгер был готов, я начал ежедневно наблюдать за погодой, за направлением ветра, и записывать свои наблюдения в дневник (см. рис. 14).

Вывод: оказывается, что при смене направления ветра меняется и погода. Например, в дни моих наблюдений преобладал северный ветер, который принёс сильные морозы, а временами даже снег.

Я научился определять направление ветра с помощью моей весёлой медузы, вертушки и флюгера. Но есть ещё много признаков, по которым можно определить силу и направление ветра, например, по направлению дыма из трубы (см. фото 23), по движению веток на деревьях (см. рис. 13). Если ветра нет, дым из трубы поднимается прямо вверх, ветки деревьев неподвижны. При сильном ветре раскачиваются не только ветки, но и верхушки деревьев, стволы, а дым резко отклоняется в сторону.

Когда дует ветер, интересно наблюдать за облаками, они плывут низко и быстро,

Ещё я люблю наблюдать из окна метель, когда вихры снега переносятся с места на место. Иногда ветер метёт по земле, образуя позёмку.

А недавно мы гуляли и купили воздушные шары. По ним тоже хорошо видно, куда дует ветер (см. фото 24). Ещё нам может помочь определить направление ветра развевающийся флаг (см. фото 25).

Заключение.

В ходе своей исследовательской работы я много нового узнал о таком волшебном природном явлении, как ветер. Узнал, откуда он берётся, каких видов бывает, чем определяется и что происходит, когда он набирает огромные силы.

Ещё я понял, что ветер подчинить человеку не удастся, что опровергает мою гипотезу. Но можно использовать ветер в своих целях – энергия ветра огромна, она имеется всюду и её не надо добывать, как уголь из шахт.

Таким образом, изучив все положительные и отрицательные стороны ветра, я пришёл к выводу, что ветер оказывает огромное влияние на человека и живую природу. Ещё он является важнейшим фактором в формировании климата на планете Земля. Если бы ветра не было, Земля выглядела бы совершенно по-другому, по-другому бы располагались климатические зоны, по-другому бы жили люди.

Список литературы, Интернет - источники:

Ликум А. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. Москва: Слово,1993г.

Калашников В. И. Чудеса природы. На земле и в воздухе. Москва: Белый город, 2005г.

[ 3] Галилео. Наука опытным путём. Москва: Де Агостини,2011г.

[ 4] Планета Земля. Энциклопедия. Москва: Росмэн,2010г.

Толковый словарь живого великорусского языка.

Http:// shishkinles.ru

Http://www.otvetim.info/detskie-voprosy/

Приложение.

Рисунок 1. Облака.

Фото 1. Опыт 1. Веер.

.

Фото 2. Опыт 2.Внизу холодный воздух. Фото 3. Опыт 2. Вверху тёплый воздух.


Фото 4. Опыт 3. Фото 5. Опыт 3.


Рисунок 2. Бриз.

Фото 6. Опыт 4. Фото 7. Опыт 4.


Рисунок 3. Рисунок 4.


Рисунок 5.

Фото 8. Опыт 5. Фото 9. Опыт 5.


Рисунок 6. Шкала Бофорта. Рисунок 7. Компас.

Фото 10. Рисунок 8. Полярная звезда.

Рисунок 9. Мох на дереве. Рисунок 10.Стороны света.

Рисунок 11. Ветряки. Рисунок 12. Мельница.

Фото 11.Эксперимент 1. Весёлая медуза. Фото 12. Эксперимент 1. Весёлая медуза.


Фото 13. Эксперимент 1. Весёлая медуза. Фото 14. Эксперимент 1. Весёлая медуза.


Фото 15. Эксперимент 2. Вертушка. Фото 16. Эксперимент 2. Вертушка.


Фото17. Эксперимент 3. Флюгер. Фото 18. Эксперимент 3. Флюгер.


Фото 19. Эксперимент 3. Флюгер. Фото 20. Эксперимент 3. Флюгер.


Фото 21. Эксперимент 3. Флюгер. Фото 22. Эксперимент 3. Флюгер.


Фото 23.Дым из трубы. Рисунок 13.


Фото 24. Воздушный шар. Фото 25. Флаг.


Рисунок 14. Таблица наблюдений за погодой.

юго-восточный

t =-5C

пасмурно

северный

северный

переменная обл.

северный

северо-восточный

северо-восточный

северо-западный

северный

переменная обл.

северо-западный

переменная обл.

северо-восточный

переменная обл.

северо-западный

северный

переменная обл.

северо-восточный

переменная обл.

северо-восточный

северо-восточный

северо-восточный

переменная обл.

северо-восточный

t =- 16C

северный

t =- 15C

переменная обл.

северный

t =- 9C

северный

переменная обл.

Загадки о ветре.

Летит, а не птица, Кто не ведает границ?

Воет, а не зверь. Кто летит быстрее птиц?

Тучи нагоняет, Он то грозен, то мятежен,

Воет, задувает. То как пух весенний нежен.

По свету рыщет, Кто свободней всех на свете?

Поёт да свищет. Догадались? Это…

Бежит по снегу, а следу нету? Летит - не птица,

Воет – не зверь.

Сказка о ветре.

Ветер и солнце (К. Ушинский).

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились помериться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.

Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.

Сказал – и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путешественника дождём и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть.

Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамёрзшего путешественника. Почувствовав тепло солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул и привязал к седлу.

Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру,- лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом.

Стихи о ветре.

Сыграй мне, синий ветер…(А. С. Пушкин). Ветрено (И. Токмакова).

Сыграй мне, синий ветер, Ветрено, ветрено

Сегодня песню моря. Вся земля проветрена,

И серенаду листьев Ветер листья с веток

О радости и горе. Разогнал по свету:

И буду каждый вечер Липовый, берёзовый,

Я флюгером на крыше Жёлтый лист и розовый,

Играть в пятнашки с ветром Красный, разноцветный,

И песни петь неслышно! Старый лист газетный.

Пословицы и поговорки о ветре.

Листву путает ветер, человека – слово.

Ветер в голове никогда попутным не бывает.

Слово держать – не по ветру бежать.

Плох тот ветер, который добра не приносит.

Ветер и без крыльев летает.

Посеешь ветер – пожнёшь бурю.

Народные приметы о ветре.

Откуда ветер, оттуда и погода.

Перед грозой лес затихает.

Куда ветер дует, там и дождь идёт.

Если зимой шумит лес - к оттепели.

Сильный ветер во время дождя сулит хорошую погоду.

Ветер полосами, порывами – к тихой погоде.

Ночной ветер днём дождь послал.

Ветер за солнцем – к ветреной погоде.

Если ветер дует с юга летом – к ненастью, зимой – к теплу.

Чикиш Сергей Чикиш Сергей ученик 4 «В» класса МАОУ Домодедовской СОШ № 2 Кл. руководитель: Пономаренко И. Ю.

Цель проекта "Вольный ветер" выяснить: 1. что такое ветер;

2. как он образуется;

3. какое значение ветер имеет для человека;

4. как определить направление ветра с помощью флюгера;

5. как сделать флюгер самому.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Исследовательский

Проект по теме:

«Вольный ветер»

Подготовил: Чикиш Сергей

Ученик 4 «В» класса

МАОУ Домодедовской СОШ № 2

Кл. руководитель: Пономаренко И. Ю.

2011 год

Вольный ветер.

1. Отгадайте загадку: «Без рук, без ног, а дерево гнёт».

2. Ветер увидеть невозможно, но нельзя не заметить: колышутся кроны деревьев, сильный ветер бьёт в лицо, а ветер ураганный способен вызвать природные катастрофы.

3. Так что же такое ветер, и откуда он берётся? Давайте разберёмся.

4. Наша планета Земля укутана толстым слоем воздуха – это атмосфера Земли.

  1. А Земля наша очень большая, и поэтому очень разная. Тепло, а значит, жизнь, Земле

Дарит Солнце. Однако у него не получается нагревать своими лучами всю поверхность

Нашей планеты равномерно. Больше всего тепла достаётся экватору , а полюсам

Северному и Южному намного меньше.

  1. На экваторе всегда стоит жара, воздух там очень сильно разогревается. Горячий

Воздух поднимается вверх и давление в нём делается низким.

Достигнув верхнего слоя атмосферы, этот воздух распределяется на Север и на Юг.

Меньше всего солнечных лучей достаётся Северному и Южному полюсам Земли.

Поэтому там лёд не тает ни зимой ни летом. На полюсах воздух опускается совсем

Низко, остывает и сжимается. Давление в нём становится высокое.

  1. Поверхность Земли с её горами, пустынями, океанами и лесами, свою очередь, тоже

Влияет на воздух. Над громадными пустынями воздух сильно высыхает. А над

океанами он пропитывается влагой.

  1. Там, где растут непроходимые джунгли , например, в Южной Америке (на реке

Амазонка) в воздух попадает много кислорода. А там, где много городов и дымящих

Заводов, воздух пачкается дымом, гарью и копотью.

  1. Если бы Солнце, Земля и океаны оставили воздух в покое, то через некоторое время

У него всюду стала бы одинаковая температура и влажность, ветры бы затихли

Навсегда. И на Земле наступил абсолютный покой.

  1. Но воздуху стать одинаковым никак не получается. Слишком уж неодинаковая

Везде земля и вода, слишком по-разному везде греет Солнце. Именно из-за Солнца

Ветра на нашей планете не могут утихнуть. Ветры образуются из-за перемещения

Воздушных масс из зон высокого давления в зоны низкого давления.

  1. А воздух – это ведь газ, в нём молекулы летают свободно, в нём нет никаких стенок

И границ. Наоборот, воздух стремится стать везде одинаковым. И это движение

Воздуха, его стремление везде перемешаться, стать одинаковым и есть ветер.

Таким образом, ветер – это движение воздуха, возникающее из-за температур и

Давления в разных частях Земли. Ветра дуют из области высокого давления в области

Низкого давления.

  1. Благодаря ветрам происходит перераспределение тепла на нашей планете, что

Влияет на погоду. Погода меняется из-за перемещения в атмосфере потоков

Холодного воздуха с низким давлением – циклонов и восходящих от экватора теплых

Потоков воздуха с высоким давлением – антициклонов . При антициклонах светит

Солнце, а при циклонах небо заволакивают тучи, идёт дождь или снег. Поэтому очень

Важно определять откуда и какие ветры дуют.

Многолетние наблюдения за направлением и силой ветра изображают в виде

Графика, который называется Роза ветров .

  1. Ветры всегда влияли на человеческую цивилизацию. Они вдохновляли на мифоло-

гические рассказы, влияли на исторические действия и культуру. Люди давно

Научились использовать энергию ветра.

Современные ветрогенераторы преобразуют энергию ветра в электричество.

14. Издавна люди строили мельницы , крылья которых под действием ветра вращались

И передавали вращение жерновам, а те перемалывали зерно в муку, из которой

Делали хлеб.

15. Ветер дружит и со спортом. Это парусные гонки. Чем сильнее ветер, тем быстрее

Движутся парусники.

  1. Виндсёрфинг - ещё один вид спорта, где ветер играет главную роль.
  1. Воздушный шар и планер, которые тоже двигались с помощью ветра, впервые позволили человеку отправиться в воздушные путешествия и преодолеть большие расстояния.
  1. А как здорово запустить в небо воздушного змея , вы, наверное, уже знаете.
  1. Парусные корабли , которые плыли за счёт ветра, помогли людям покорить моря

И океаны. Однако ветры могут быть и небезопасными. Приятно плыть на корабле,

Когда дует небольшой лёгкий ветерок – бриз.

  1. Но очень опасно находиться на воде во время шторма. Шторм образуется при

Столкновении ветров из областей высокого и низкого давления, тогда возникают

Атмосферные вихри. Скорость ветров в таких вихрях может быть очень большой.

21. Тогда жди таких явлений природы как: ураган , торнадо , тайфун , буря и смерч .

Которые разрушают своё на своём пути и очень опасны для жизни.

  1. Самые катастрофические последствия приносит смерч. Смерч – это атмосферный

вихрь колоссальной разрушительной силы. Первый признак образования смерча –

закручивание участка тёмного плотного облака, от которого к земле опускается

вращающаяся воронка воздуха, которая засасывает всё, что попадается. Здания попавшие в воронку, взрываются, распираемые изнутри давлением воздуха, а обломки разлетаются на многие километры.

  1. Поэтому так важно следить за перемещением ветров, их направлением и силой.

Конечно, определить, куда будет дуть ветер и с какой силой не так просто, на это

влияет множество причин. То, что мы рассказали, - только самая главная причина

всех ветров.

Простейшее устройство для определения направления ветра – флюгер . Выглядеть

Флюгер может по-разному, но основная его функция, показывать направление ветра,

Остаётся неизменной.

  1. Чаще всего флюгер можно увидеть на крышах зданий. Устанавливают его, так

Чтобы буква N указывала на север. А стрелка будет показывать направление ветра.

  1. Флюгер можно сделать и самому. Для этого понадобятся: деревянные рейки, клей,

Ножницы, карандаш, цветной картон, металлическая шайба и компас, для

Определения Севера.

Показ модели флюгера изготовленного самим.

  1. В итоге мы выяснили: 1. что такое ветер;

2. как он образуется;

3. какое значение ветер имеет для человека;

4. как определить направление ветра.